Основой деления права на отрасли является. Критерии деления права на отрасли и институты. Основания деления права на отрасли

Выяснение критериев выделения группы норм в самостоятельную отрасль имеет важное научное и практическое значение. В период принципиальных перемен в общественной жизни появляются принципиально новые общественные отношения, требующие правового регулирования. Формируется ли при этом новые отрасли, или регуляция осуществляется в рамках существующих отраслей? Как определить «новую» отрасль? В науке отсутствует единство даже по поводу количества отраслей в системе российского права. В качестве самостоятельных отраслей называют, например, образовательное, налоговое, водное право и др.

Каковы же критерии деления права на отрасли?

Прежде всего, это специфические отношения, составляющие предмет правового регулирования. Наличие особых отношений, имеющих специфические родовые особенности, дает основание для выделения регулирующих их норм в самостоятельную отрасль. Так, трудовые отношения регулируются нормами трудового права, семейные – семейного, имущественные – гражданского права и т.д.

Однако одного предмета оказывается недостаточно для характеристики и формирования самостоятельной отрасли. Сходные отношения могут регулироваться нормами различных отраслей. Например, мелкое хищение влечет за собой административную ответственность. Хищение же крупное – предусмотрено нормами уголовного права. Отношения собственности регулируются нормами и конституционного, и гражданского права и т.д. Кроме того, довольно сложно определить специфику отдельных видов отношений достаточную для признания предмета отдельной отрасли. При характеристике только одного предмета регулирования, как основания деления можно выявить достаточно большое количество отраслей права.

Для выделения самостоятельной отрасли юридическая наука выдвинула еще один критерий – метод правового регулирования . Нормы каждой отрасли регулируют отношения отличными от других отраслей методами. Поэтому для каждой отрасли характерен свой отраслевой метод регулирования.

Если предмет правового регулирования показывает, что регулирует данная отрасль, то метод определяет как, каким образом это делается. Поскольку нормы права закреплены письменно, характер метода, его особенности так же находят текстуальное выражение. Каковы же эти формальные критерии, показатели метода?

1. Субъекты отношений . В каждой отрасли права характерны свои, свойственные только этой отрасли, субъекты. Для трудового права – это работодатель и работник, для гражданского права – покупатель, продавец, арендатор, для семейного права – супруги, родители, дети. Определение терминологически однообразно субъектам разных отраслей усложняет процесс правовой регламентации, порождает споры, снижает эффективность правового регулирования. Так, например, субъект «семья» характерен для семейного права. Однако наличие в гражданском праве такого субъекта «член семьи нанимателя» порождало ненужные споры. В нескольких отраслях нормативно закреплен такой субъект как «должностное лицо». Это требует дополнительных пояснений в законодательстве, усложняет его толкование и реализацию.


2. Положение субъектов. В каждой отрасли права положение субъектов правоотношений различно. Так, для гражданского права характерно равноправие субъектов. В административных правоотношениях преобладают отношения господства и подчинения. В отдельных отраслях этот признак не столь заметен, однако при внимательном научном анализе можно определить особенности. Так, отношения равенства характерны не только для гражданского, но и для трудового права. Однако равенство здесь возможно лишь на стадии заключения трудового договора. В процессе выполнения трудовых обязанностей, в трудовых правоотношениях такого равенства уже нет. Работодатель проявляет по отношению к работнику хозяйскую власть.

3. Юридические факты. Для каждой отрасли права характерны свои юридические факты, являющиеся основанием для возникновения правоотношений. Для гражданского права – это договор, для уголовного права – преступление, для семейного – регистрация брака и т.д.

4. Юридическая ответственность. Для каждой отрасли характерны свои меры наказания правонарушителя. Для уголовного права наиболее характерной мерой наказания является лишение свободы, для административного права – штрафные санкции, для семейного - лишение родительских прав, трудового – выговор, увольнение и т.д.

5. Наконец отличаются отраслевые нормы и по характеру правовых предписаний. Так, для гражданского права характерны регулятивные нормы позитивного регулирования, где предписания преимущественно закрепляются в виде прав, для административного права большее значение имеют запреты, для уголовного права - наказание.

Комплекс указанных особенностей и характеризует в совокупности отраслевой метод правового регулирования. Следует отличать общеправовые методы – императивный и диспозитивный от отраслевых методов, которые проявляются в комбинации указанных элементов.

Единство предмета и метода правового регулирования как основания деления прав по отраслям признается всеми учеными. Однако в последнее время в связи с изменяющимися общественными отношениями и их нормативной регламентацией учеными были предложены дополнительные критерии. Таковыми, например, является законодательный массив - наличие достаточного большого количества нормативных актов, регулирующих данное отношение. Можно ли считать трансплантационное право самостоятельной отраслью? Предмет и метод здесь налицо. Однако эти отношения регламентируются небольшим количеством норм, причем, норм различных отраслей.

48 49 ..

3.

Основания деления права на отрасли

Выяснение критериев выделения группы норм в самостоятельную отрасль имеет важное научное и практическое значение. В период принципиальных перемен в общественной жизни появляются принципиально новые общественные отношения, требующие правового регулирования. Формируется ли при этом новые отрасли, или регуляция осуществляется в рамках существующих отраслей? Как определить «новую» отрасль? В науке отсутствует единство даже по поводу количества отраслей в системе российского права. В качестве самостоятельных отраслей называют, например, образовательное, налоговое, водное право и др.

Каковы же критерии деления права на отрасли?

Прежде всего, это специфические отношения, составляющие предмет правового регулирования. Наличие особых отношений, имеющих специфические родовые особенности, дает основание для выделения регулирующих их норм в самостоятельную отрасль. Так, трудовые отношения регулируются нормами трудового права, семейные – семейного, имущественные – гражданского права и т.д.

Однако одного предмета оказывается недостаточно для характеристики и формирования самостоятельной отрасли. Сходные отношения могут регулироваться нормами различных отраслей. Например, мелкое хищение влечет за собой административную ответственность. Хищение же крупное – предусмотрено нормами уголовного права. Отношения собственности регулируются нормами и конституционного, и гражданского права и т.д. Кроме того, довольно сложно определить специфику отдельных видов отношений достаточную для признания предмета отдельной отрасли. При характеристике только одного предмета регулирования, как основания деления можно выявить достаточно большое количество отраслей права.

Для выделения самостоятельной отрасли юридическая наука выдвинула еще один критерий –метод правового регулирования . Нормы каждой отрасли регулируют отношения отличными от других отраслей методами. Поэтому для каждой отрасли характерен свой отраслевой метод регулирования.

Если предмет правового регулирования показывает, что регулирует данная отрасль, то метод определяет как, каким образом это делается. Поскольку нормы права закреплены письменно, характер метода, его особенности так же находят текстуальное выражение. Каковы же эти формальные критерии, показатели метода?

1. Субъекты отношений . В каждой отрасли права характерны свои, свойственные только этой отрасли, субъекты. Для трудового права – это работодатель и работник, для гражданского права – покупатель, продавец, арендатор, для семейного права – супруги, родители, дети. Определение терминологически однообразно субъектам разных отраслей усложняет процесс правовой регламентации, порождает споры, снижает эффективность правового регулирования. Так, например, субъект «семья» характерен для семейного права. Однако наличие в гражданском праве такого субъекта «членсемьи нанимателя» порождало ненужные споры. В нескольких отраслях нормативно закреплен такой субъект как «должностное лицо». Это требует дополнительных пояснений в законодательстве, усложняет его толкование и реализацию.

2. Положение субъектов. В каждой отрасли права положение субъектов правоотношений различно. Так, для гражданского права характерно равноправие субъектов. В административных правоотношениях преобладают отношения господства и подчинения. В отдельных отраслях этот признак не столь заметен, однако при внимательном научном анализе можно определить особенности. Так, отношения равенства характерны не только для гражданского, но и для трудового права. Однако равенство здесь возможно лишь на стадии заключения трудового договора. В процессе выполнения трудовых обязанностей, в трудовых правоотношениях такого равенства уже нет. Работодатель проявляет по отношению к работнику хозяйскую власть.

3. Юридические факты. Для каждой отрасли права характерны свои юридические факты, являющиеся основанием для возникновения правоотношений. Для гражданского права – это договор, для уголовного права – преступление, для семейного – регистрация брака и т.д.

4. Юридическая ответственность. Для каждой отрасли характерны свои меры наказания правонарушителя. Для уголовного права наиболее характерной мерой наказания является лишение свободы, для административного права – штрафные санкции, для семейного - лишение родительских прав, трудового – выговор, увольнение и т.д.

5. Наконец отличаются отраслевые нормы ипо характеру правовых предписаний. Так, для гражданского права характерны регулятивные нормы позитивного регулирования, где предписания преимущественно закрепляются в виде прав, для административного права большее значение имеют запреты, для уголовного права - наказание.

Предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия. Другими словами, предмет правового регулирования составляют качественно однородные отношения, которые соответственно регулируются определенной группой юридических норм. Каждая отрасль права регламентирует свой особый участок (сферу) общественных отношений однопорядкового характера (однородных), своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль права от другой. Но предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как общественные отношения разнообразны и часто одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

Вторым критерием отграничения одной отрасли права от другой является метод правового регулирования. Если предмет выступает материальным критерием отграничения отраслей права, то метод (формально-юридический критерий) помогает понять, как (каким способом) осуществляется правовое регулирование.

1.1 Под методом правового регулирования понимаются обусловленные предметом регулирования способы правового воздействия отрасли права на общественные отношения.

Метод правового регулирования реализуется в определенные общественные отношения с помощью таких способов правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание:

· дозволение - предоставление лицу права на совершение тех ли иных действий, не запрещенных законом;

· запрещение - возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий;

· обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий.

Метод правового регулирования в основном принято подразделять на авторитарный и автономный.

Авторитарный метод (метод субординации) - это способ властного императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и предписаниях. Этот метод характерен для таких отраслей как уголовное и административное право.

Автономный метод (метод координации) - это способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. Этот метод предоставляет субъектам правоотношения возможность усмотрения при вступлении в те или иные отношения и выбора варианта своего поведения. Он, например, характерен для отраслей гражданского и семейного права.

Принято также данные методы именовать в юридической литературе императивным и диспозитивным методами. Императивный метод основан на применении властных юридических предписаний, когда субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые разрешены («запрещено все, кроме того, что дозволено»). Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам отношений самостоятельно выбирать вариант своего поведения. Лица при этом вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом («дозволено все, кроме того, что запрещено»).

Предмет и метод правового регулирования вместе позволяют упорядочивать системные образования права, выстраивать их во внутренне согласованные общности права. Любая система права в тоже время подразделяется на публичное и частное право, критерием подобной классификации является выполняемая нормами права в обществе роль и их целевое назначение.

Действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и судебное право. Несколько позднее все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. В системе права обособлялись: 1) государственное право, как основное звено системы; 2) материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.) и 3) процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль – судебное право).

Последующее обсуждение данной проблемы подтвердило обоснованность материального основания деления права на отрасли. В то же время постепенно вызревала мысль о недостаточности использования в качестве критерия предмета правового регулирования, поскольку в этом случае множилось число отраслей права; в качестве таковых следовало признать водное, воздушное, горное, лесное право и т.д. Придерживаться же прежней позиции означало признать существование отраслей права с различными предметами и тождественными методами правового регулирования. Дискуссия привела к выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования как основным критерием выделять дополнительный – метод правового регулирования.

Очередная дискуссия по проблеме системы советского права, проведенная журналом «Советское государство и право» в 1981 г., подтвердила вывод о предмете и методе правового регулирования как критериях деления права на отрасли.

1.2 Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам:

а) являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;

б) допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними;

в) существует объективная потребность в их урегулировании. В отличие от предмета правового регулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и представляет собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют:

а) основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.):

б) способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;

в) характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.).

На этом основании принято выделять два основных метода правового регулирования: 1) диапозитивный, характеризующийся автономией и равноправием сторон регулируемых отношений и 2) императивный, или метод власти и подчинения, основывающийся на соподчиненности одних участников отношений другим. Диспозитивный метод признается господствующим в гражданском праве, императивный – в административном, хотя в действительности они имеют более широкое проявление.

1.3 Выводы

Отрасль права - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.

Основаниями для деления права на отрасли считаются:

  • предмет правового регулирования - однородная и отделимая от других группа общественных отношений;
  • метод правового регулирования - совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения.
  • способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права.

В науке также принято деление отраслей права на профилирующие (главные, базовые отрасли), специальные (регулирующие особые сферы отношений) и комплексные (соединяющие в себе разнородные институты специальных и профилирующих отраслей). Путем создания комплексных отраслей права (предпринимательского, коммерческого, экологического и др.) происходит дальнейшая дифференциация отраслевого регулирования правоотношений.

Система права находится не только в относительно стабильном состоянии, но и в процессе постоянного становления, нахождения определенного баланса в правовом регулировании общественных отношений. Например, в процессе становления находятся такие отрасли права, как конституционно- процессуальное, административно-процессуальное и др.

Отрасли права.

Отрасли права являются главным подразделением системы права, представляя собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода. Другими словами, отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих самостоятельную сферу сходных по характеру (однородных) общественных отношений. Так, например, отношения, связанные с имущественной сферой, регулируются нормами гражданского права, а отношения в сфере управления - административным правом, брачно-семейные отношения - семейным правом и др.

Отрасль права - наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений требуют формирования определенной отрасли права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли права складываются из подотраслей, институтов и норм права.

Все отрасли права, прежде всего, делятся на материальные и процессуальные. Материальные отрасли регулируют объем прав и обязанностей субъектов (гражданское, трудовое, уголовное право). Процессуальные отрасли регулируют порядок производства по гражданским и уголовным делам (гражданский, уголовный, арбитражный процессы). Процессуальные отрасли содержательно, функционально связаны с материальными, раскрывают порядок разрешения конфликтов, когда права и обязанности субъектов не могут реализоваться, например, из-за правонарушения. Это двусторонняя и взаимная связь.

Краткая характеристика основных отраслей права означает рассмотрение конкретного предмета и метода правового регулирования.

Конституционное право - отрасль права, устанавливающая основы конституционного строя, правовое положение личности, форму правления и государственного устройства. Преобладающий метод правового регулирования - императивный. В конституционном праве сосредоточены основные правовые режимы, находящие детализацию в других отраслях права. «Конституционное право регулирует отношения, складывающееся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо области жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права - финансовые отношения, гражданского права - имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения».

Административное право регулирует отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, т.е. в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства; преобладающий метод - императивный. Административное право является публично-правовой отраслью. Административно-правовые отношения складываются «в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, а также в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов».

Гражданское право является совокупностью норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения; основной метод - диспозитивный. Подотраслями гражданского права являются: вещное право, обязательственное право, личные неимущественные права, право интеллектуальной собственности, наследственное право. Гражданское право составляет основу всего частноправового регулирования. «Общие нормы и принципы гражданского права могут применяться для регулирования любых отношений, входящих в частноправовую сферу, если на это счет отсутствуют прямые предписания специального законодательства. Это касается семейного права, а также ряда институтов трудового, природно-ресурсного, экологического права».

Уголовное право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений, устанавливая определенную систему наказаний и освобождения от наказания. Преобладающий метод регулирования - императивный. Уголовное право является совокупностью норм, «определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания».

Уголовно-исполнительное право - отрасль, которая регулирует условия и порядок назначения и отбывания наказания, устанавливает виды исправительных учреждений в соответствии с характером и степенью тяжести совершенного преступления, порядок функционирования учреждений уголовно- исполнительной системы, права и обязанности осужденных и др. «Основанием возникновения уголовно-правового отношения является факт совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, а уголовно-исполнительного - обвинительный приговор суда; уголовно-правовое отношение возникает в момент совершения указанного деяния, уголовно-исполнительное - с момента вступления обвинительного приговора в силу». При этом указывается, что субъектами уголовно-правового отношения являются лицо, совершившее общественно опасное деяние и государство, а субъектами уголовно- исполнительного отношения - осужденный и учреждения, исполняющие наказания.

Уголовно-процессуальное право - совокупность норм, регулирующих порядок производства по уголовным делам (дознания, следствия, судебного разбирательства). Уголовный процесс является деятельностью правоохранительных органов «по раскрытию преступлений, изобличению виновных и привлечению их к уголовной ответственности». Уголовный процесс является формой жизни уголовного закона.

Гражданско-процессуальное право является совокупностью норм права, регулирующих порядок процедурных (процессуальных) действий по гражданским делам. В рамках гражданского процесса выделяют в основном исковое производство, производство по делам, возникающим из публично- правовых отношений и особое производство (по установлению фактов, имеющих юридическое значение, дела об усыновлении, о восстановлении прав по утраченным документам и др.). «Гражданское процессуальное право представляет собой совокупность гражданских процессуальных норм, регламентирующих правоприменительную деятельность судов общей юрисдикции по защите оспариваемых или нарушенных субъективных прав граждан, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, а также организаций, как пользующихся, так и не пользующихся правами юридических лиц» . Таким образом, предметом гражданского процесса как специальной деятельности суда в определенной процессуальной форме, является рассмотрение в суде конкретных гражданских дел. Другими словами, гражданское процессуальное право «регулирует порядок осуществления гражданского процесса, выступающего в качестве основного элемента данной отрасли права. Российское гражданское процессуальное право относится не к частному, а к публичному праву, поскольку правосудие в Российской Федерации осуществляется от имени государства». Наиболее тесно гражданское процессуальное право связано с материально-правовыми отраслями частного права: гражданского, трудового, семейного и др.

Финансовое право - это совокупность норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов, их реализацию, контролирующих порядок исчисления и взимания налоговых платежей и в целом - отношения по накоплению и распределению финансовых потоков. Финансовая деятельность государства включает в себя деятельность по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие в финансовой деятельности государства для обеспечения его задач и функций. Финансовое право включает в себя, прежде всего, бюджетное право и бюджетный процесс, правовое регулирование государственных и муниципальных доходов и расходов, порядок банковской деятельности, денежных расчетов, валютное регулирование и др. Н.И. Химичева определяет, что финансовое право является «совокупностью норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач».

Семейное право - это отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения, устанавливает права и обязанности супругов, родителей, детей, опекунов, попечителей и других субъектов по отношению друг к другу и к обществу и государству в целом. Оно подробно регулирует порядок заключения и расторжения брака, имущественный и другие режимы совместной деятельности сторон, основанные на факте заключения брака или на основе иных фактов, подпадающих под соответствующие методы регулирования (алиментные отношения, отношения по признанию отцовства (материнства), охраняет права несовершеннолетних детей, законный и договорной режим раздела имущества, отношения по воспитанию детей и попечению за нетрудоспособными родителями, другими родственниками). М.В. Антокольская отмечает, что «семейное право регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, к которым приравниваются усыновленные и усыновители, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, - между другими родственниками и иными лицами. Семейное право определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей». Семейное право на современном этапе детально регулирует семейные правоотношения, брак, правоотношения родителей и детей, алиментные обязательства, усыновление, опеку и попечительство над несовершеннолетними, семейные отношения с участием иностранного элемента.

Трудовое право объединяет нормы, которые устанавливают порядок трудовых отношений, заключения и расторжения трудового договора, отношения социального партнерства, режим рабочего времени и времени отдыха, оплаты и нормирования труда, гарантии и компенсации, трудовой распорядок и охрану труда, материальную ответственность сторон трудового договора, порядок защиты прав работников, порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, особенности регулирования труда отдельных категорий работников и ответственность за нарушение трудового законодательства. Трудовое право «регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти отношения и составляют основные элементы (ядро) предмета трудового права России». В систему трудовых правоотношений входят также отношения по организации труда и управления трудом, трудоустройству, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и др.

Земельное право - отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и распоряжения землей. Оно включает в себя порядок регулирования права собственности и иных вещных прав на землю, правовые основы землепользования. Основным предметом регулирования земельного права являются: государственное управление земельным фондом, охрана земель, а также правовые режимы земель сельскохозяйственного назначения, режим земель поселений и предоставленных для целей недропользования, земель лесного фонда, водного фонда, земель запаса и особо охраняемых территорий.

Экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. специфически экологические отношения по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов, режим особо охраняемых природных объектов и др. Экологическое право как отрасль права определяет экологические функции государства, экологические права и обязанности граждан, право собственности на природные ресурсы, право природопользования и его виды, юридическую ответственность и др.

Предпринимательское право - комплексная отрасль права, определяющая порядок ведения предпринимательской деятельности (связанной с получением прибыли) для граждан и юридических лиц, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, государственное регулирование (налоговое, правовое), договорные отношения, способы обеспечения обязательств, правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей, ответственность за нарушение договорных обязательств, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и др. Предметом предпринимательского права является «нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность норм и институтов, регулирующих общественные отношения в области предпринимательской деятельности». Субъектами предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели, государственные предприятия, производственные кооперативы, коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с учредительными документами.

Коммерческое (торговое) право регулирует отношения, возникающие в сфере торговли, т.е. предметом регулирования коммерческого права является порядок осуществления торговой деятельности.

Жилищное право является системой правовых норм, регулирующих отношения в связи с использованием жилых помещений государственного, ведомственного, муниципального и частного жилищных фондов, порядок найма жилья и проживания, отношения по управлению жильем, приватизации жилья, ответственности за нарушение жилищного законодательства.

2.1 Выводы

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального:

  • конституционное (государственное) право;
  • административное право;
  • гражданское право;
  • предпринимательское право
  • трудовое право;
  • финансовое право;
  • уголовное право;
  • экологическое право;
  • семейное право;
  • военное право;
  • право социального обеспечения и др.

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

К процессуальным отраслям права относятся:

  • гражданско-процессуальное право;
  • уголовное процессуальное право
  • арбитражный процесс (особенность России)

Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. Теория права. Доработанное издание. М.: Изд-во “БЕК”, 2001 год.

2. Берман Г.Дж. Запалная традиция права: Эпоха формирования. МГУ, 2003 год.

3. Всеобщая история государства и права. Под ред. Батыра К.И. М.: “Былина” 2001 год.

4. Давид Р. Основные правовые системы современности, М., 2000 год. Основы государства и права. учебное пособие для поступающих в ВУЗы. Под редакцией О.Е. Кутафина. М.: “Юрлит”, 2001 год.

5. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.: Юрлит. 2003 год.

6. Теория государства и права. Учебное пособие. Вып. 2. М.: “Юрист”, 2003 год.

7. Теория государства и права” Курс лекций в двух томах. Т. 1. М.: Юр. колледж МГУ, 2001 год.

Критериями деления права на отрасли и разграничения отраслей права являются предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается то, что регулируется этими нормами, то есть регулируемые однородные общественные отношения, требующих правового воздействия, метод правового регулирования, под которым понимается как совокупность юридических средств воздействия на определенную область общественных отношений, направленных на поведение людей. Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования. Другими словами, основания для выделения в системе права новой, самостоятельной и обособленной отрасли права появляются лишь тогда, когда в жизни общества складываются новые общественные отношения, требующих урегулирования правом.

Круг отношений людей широк и многообразен - имущественные, семейные, трудовые и другие.

Существуют два основных метода правового регулирования.

Императивный метод применяется для регулирования вертикальных отношений, для которых свойственно неравенство сторон. Этот метод можно назвать власти и подчинения. Он используется в публичном праве для регулирования отношений между государством, с одной стороны, и гражданами и организациями с другой стороны.

Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения и используется в таких отраслях как в гражданском, трудовом, семейном праве, то есть стороны не связанными отношениями власти и подчинения (продавец-покупатель, арендатор-арендодатель, муж и жена). Подобные отношения регулируются диспозитивными нормами права, то есть законодатель допускает, что субъекты этих отношений могут самостоятельно (автономно от государства) решает вопросы о форме своих взаимоотношений, урегулированных юридическими нормами. Например, договор купли-продажи, аренды или брачный контракт, в котором могут быть установлены соответствующие правила их поведения.

Необходимо учитывать, что выбор законодателем метода правового регулирования, определяется характером регулируемых общественных отношений. В выборе метода регулирования четко проявляется воля законодателя и его стремление добиться поставленной цели с помощью характерных средств, приемов, способов воздействия права на обязательные отношения.

Можно определить как совокупность юридических норм права, обособленных в рамках одной отрасли или нескольких отраслей, регулирующих конкретный вид общественных отношений.

Отрасли права используют для регулирования общественных отношений одни и те же способы, свойственные самой природе права:

  • 1) дозволение каких-либо действий, т.е. делается исключение из общих правил, и государство, таким образом, стремится наиболее целесообразно урегулировать общественные отношения субъектов;
  • 2) обязывание - нормы права, содержание приказ на совершение определенных действий или запрет, предостерегающий участников правоотношений от совершения конкретных действий.

Разные отрасли права используют их в разных сочетаниях. Например, в уголовном праве помимо запретов, как исключение, возможны и дозволения (например, право на необходимую оборону, обоснованный риск), а в гражданском праве допускаются дозволения, запреты и обязывания (например, запрещается совершение сделок, противоречащих закону, должник обязан возместить убытки).

Допустимо применения дополнительных методов: рекомендательный и поощерительный. При рекомендательном используются рекомендательные нормы права, не имеющие санкций (возможность субъекта самостоятельно определять наилучший вариант поведения с учетом возможностей и условий). Рекомендательный метод адресуются организациям или гражданами (физическим лицам), которым предписывают варианты поведения, желательное для государства. Но поскольку они не имеют санкций, их соблюдение не обеспечивается принудительной силой государства. Поэтому субъекты, к которым обращены эти нормы, вправе самостоятельно определить вариант поведения, то есть они могут и не следовать велению такой правовой нормы. Например, на основании ст. 582 ГК РФ лицо может (но не обязано) по собственному желанию подарить свое имущество для использования его по определенному назначению. Вышеуказанная норма носит рекомендательный характер.

Такое действие соответствует общественным интересам и является желательным для государства, однако оно не обязывает всех поступать подобным образом.

Рекомендательные нормы содержатся также в различных декларациях и конвенциях, принятых в международном праве, регулирующем отношения между суверенными государствами. Применение рекомендательных норм означает минимизация государственного вмешательства в деятельность субъектов права в условиях развития рыночных реформ и смягчение методов правового регулирования.

В качестве дополнительных методов возможно применение поощрительных норм права, которые носят стимулирующий характер поведения субъекта, например, трудового права и альтернативный метод правового регулирования. Например, представление дополнительных благ - премии, применяемые в трудовом праве. Данная норма направлена на стимулирование в дальнейшем более эффективной трудовой деятельности. В административном праве также применимы по- ощерительные нормы, которые устанавливают порядок награждения отличившихся граждан различными государственными наградами: орденами, медалями, а также условия присвоения почетных званий. В уголовном праве, как исключение, также используется этот метод. Так, ст. 64 УК РФ предусматривает смягчение уголовного наказания для лиц, совершивших преступления, но раскаявшихся и активно содействующих их раскрытию.

Система права формируется исторически, под влиянием целого ряда условий жизни данного общества. Это относится и к системе права в современной России, формирование которой на сегодняшний день не закончилось, так как общество продолжает развиваться. При этом используется то, что уже было ранее, так и происходящие изменений в системе права.

Особое место занимает конституционное (государственное) право, которое по значимости является ведущей отраслью отечественного права. Конституционное право регулирует общественных отношений, а также, в связи с тем, что основной источник норм конституционного права - это Конституция Российской Федерации («Основной закон»). Конституция РФ одновременно является источником норм и для других отраслей права: гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного и др.

Конституционное право - это ведущая самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих основы конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, порядок формирования структуры и компетенции высших органов государственной власти, осуществление судебной власти, а также основные принципы организации и работы органов государственной власти и другие основополагающие общественные отношения. Нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, так как она обладает высшей юридической силой.

К источникам конституционного права относятся также: Федеративный договор об образовании РФ, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, федеральные конституционные законы, указы Президента РФ и другие нормативно-правовые акты.

Административное право тесно связано с конституционным правом. Административное право - это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в сфере государств. Нормами административного права устанавливаются принципы организации и деятельности органов исполнительной власти определяют их структуру и компетенции. Административному праву присущ властный метод регулирования общественных отношений. Представляющее большинство норм административное право содержится в указах Президента РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других нормативно-правовых актах.

Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Финансовое право - самостоятельная отрасль права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения, возникающие в процессе мобилизации, распределение государством и муниципальными образованиями фондов денежных средств.

К источникам финансового права относятся Конституция РФ, законы и подзаконные акты, в которых содержатся положения, регулирующие финансовые отношения. Источником финансового права являются Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации.

Другая группа отраслей российского права направлена на регулирование имущественных отношений в их стоимостной форме, связанных с ними иных отношений. Первая среди этих отраслей является гражданское право. Гражданское право - это система правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства, автономии воли, имущественную самостоятельность участников гражданского оборота и связанные с ними личные неимущественные отношения. Имущественные отношения возникают между гражданами по поводу материальных благ. Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (отношения по созданию и использованию произведений литературы и искусства). В исключительных случаях неимущественные отношения не связаны с имущественными (достоинство, деловая репутация, честь и доброе имя). В результате регулирования имущественных и личных неимущественных отношений, возникают основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ (Гражданский кодекс Российской Федерации, состоящий из четырех частей), указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нормативно-правовых актах.

В составе гражданского права выделяют две подотрасли права, такие как жилищное, наследственное, авторское и др. Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ (состоящий из четырех частей) и других отдельных законодательных актов. Некоторые подотрасли гражданского права систематизированы в виде кодексов (Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания, Водный кодекс Российской Федерации).

Отношения по поводу имущества регулируются также и другими отраслями права, например, административным и финансовым правом. Но специфика гражданского права такова, что между сторонами регулируемых отношений отсутствуют отношения власти и подчинения, но признается юридическое равенство их правового положения. Кроме того, эти отношения обладают определенной автономией, что дает сторонам возможность юридически самостоятельно выбрать вариант своего поведения.

Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права, которая регулирует трудовые отношения между работником и работодателем, а также тесно связанные с ними отношения, и характеризующаяся наличием особого предмета, метода и принципов правового регулирования. Нормы этой отрасли определяют организационно-управленческие отношения, отношения по социальному партнерству, возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, регулирует вопросы по обеспечению условий и охраны труда работников, отношения по разрешению трудовых споров и т.д.

Для трудовых отношений характерно то, что они включают элементы управленческих. Например, по управлению производством и имущественных отношений (например, отношения, связанные с материальной ответственностью, относится по регулированию заработной платы).

В состав трудового права входит ее подотрасль права социального обеспечения.

Основным источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), а также законы и подзаконные нормативно-правовые акты и ряд международных договоров, содержащих нормы трудового права.

Семейное право - это самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, но только в сфере семейно-брачных отношений (супругов, детей и других членов семьи).

Семейные отношения, как и гражданские, основаны на равенстве супругов в семье. Это говорит об определенном сходстве методов правового регулирования семейного и гражданского права.

Основными источниками семейного права являются Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации,

Гражданский кодекс Российской Федерации и другие нормативноправовые акты.

Уголовное право является самостоятельной функциональной отраслью российского права, представляющие собой совокупность правовых норм, установленных важными органами государственной власти, регулирующих общественные отношения в связи с совершением преступления. Нормы уголовного права определяют круг общественных отношений, подлежащих уголовно-правовой охране, устанавливают основания для привлечения к уголовной ответственности, указывает виды, размеры и назначение наказания, устанавливают условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Уголовное право имеют специфический императивный метод регулирования. Диспозитивный метод регулирования в уголовном праве встречается крайне редко.

Основным источником норм уголовного права является Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ).

Уголовно-исполнительное право устанавливает порядок исполнения вынесенных судами вступивших в законную силу приговора, условия и порядок отбывания уголовного наказания, а также порядок деятельности исправительных учреждений. Источниками этой отрасли права является Уголовно-исполнительный кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты.

В системе российского права можно выделить и комплексные отрасли, которые формируются на стыке двух или нескольких отраслей права, но регулирующих однородную сферу общественных отношений. К ним относятся предпринимательское, муниципальное, земельное, информационное, экологическое право.

Следует отметить, что экологическое право включает, наряду с собственными нормами, регулирующими отношения в сфере охраны природной среды обитания человека (экологические отношения), также и нормы других отраслей права: конституционного, административного, финансового, гражданского, уголовного. Источниками этих норм, как правило, являются крупные нормативно-правовые акты. Например, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и многочисленные другие нормативно-правовые акты. А нормы, устанавливающие юридическую ответственность за загрязнение окружающей среды, предусмотрены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, УК РФ, ГК РФ, ТК РФ и некоторых других актах.

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:

  • 1 предмет правового регулирования;
  • 2 метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определённые виды общественных отношений. Последние представляют собой сложную, многоаспектную категорию. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

  • 1 субъекты - индивидуальные и коллективные;
  • 2 их поведение, поступки, действия;
  • 3 объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
  • 4 социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Под методом понимаются определённые приёмы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределён самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как производен от предмета.

Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений ещё не создаёт само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей. Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя.

Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.

Группировка норм по отраслям и институтам зависит прежде всего от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей.

Например, отношения собственности во всех её формах регулируются гражданским правом, уголовным, административным, конституционным. В таких случаях на помощь приходит метод регулирования, ибо каждая правовая отрасль имеет свой, характерный для неё способ воздействия на поведение субъектов (либо их сочетание).

Словом, одного материального ориентира недостаточно: если руководствоваться только им, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они - части единой системы. Если бы основанием для деления права служил только предмет, то отраслей оказалось бы слишком много. Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебник/И.В. Григорьева.-Тамбов.: ТГПУ,2009.-155 с.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

  • 1 установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
  • 2 издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
  • 3 наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
  • 4 определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Однако наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений.

Императивный и диспозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма - это властное предписание, веление государства; в то же время она даёт субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.

Такое же сквозное значение имеют дозволения, обязывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придаёт поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.

В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчинённость одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих - характерные черты указанного метода.

Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почётных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.

Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.

В сельскохозяйственном праве применяется метод рекомендаций, обусловленный тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы - негосударственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них своё влияние лишь путём разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях. Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебник/И.В. Григорьева.-Тамбов.: ТГПУ,2009.-155 с.



Просмотров