Понятие и признаки вещных прав. Система вещных прав в действующем законодательстве. Вещные права. Существенные условия договора

В настоящий момент в редакционной доработке Советом при Президенте Российской Федерации находится проект изменений в раздел II ГК РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Изменения разработаны на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 , Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации (проект федерального закона № 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую , а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - законопроект). Данным законопроектом планируется внести существенные изменения в институт вещного права . Так, например, намечается уточнить положения раздела , посвященного вещным правам, а сам раздел "Право собственности и другие вещные права" изменить на "Вещные права" и дополнить новыми подразделами вещных прав (см. таблицу).

Таблица. Структурное содержание новых подразделов вещных прав

Подразделы вещных прав

Вносимые изменения

Институт владения Общие положения о вещных правах Право собственности Ограничение вещных прав
Понятийный аппарат Фактическое господство лица над объектом владения, сохраняющееся до тех пор, пока владелец имеет свободный доступ к объекту владения Вещные права - это права, предоставляющие лицу непосредственное господство над вещью, а также являющиеся основанием осуществления вместе или по отдельности правомочий владения, пользования и распоряжения ею в установленных пределах Земельный участок как объект права собственности, - участок поверхности земли, границы которого определены и удостоверены в установленном порядке и в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет Установлен закрытый перечень ограниченных вещных прав
Признаки и правила
  • владение вещью не подлежит государственной регистрации;
  • передача вещи во владение может подтверждаться соответствующим документом (передаточным актом);
  • лица, имеющие доступ к объекту в силу родственных или трудовых связей, не признаются его владельцами;
  • появляется секвестр - хранитель спорной вещи, которого определяет суд
  • вещное права на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации
  • вещное право непосредственно обременяет вещь и следует за вещью;
  • вещное право не имеет срока действия;
  • вещное право не прекращается утратой правомочия владения
  • право собственности на недвижимую вещь подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации;
  • право собственности на самовольную постройку, созданную без получения разрешения на строительство, на находящемся в государственной или муниципальной собственности земельном участке, в отношении которого лицо, осуществившее постройку, имеет гражданские права, может быть признано за этим лицом, если самовольная постройка возведена без существенных нарушений градостроительных и строительных норм;
  • право собственности на недвижимую вещь, приобретенную по сделке, возникает у приобретателя с момента государственной регистрации права собственности приобретателя;
  • право собственности на здание или сооружение возникает с момента государственной регистрации и принадлежит собственнику земельного участка, если иное не установлено законом;
  • право собственности на объект незавершенного строительства возникает с момента его государственной регистрации
Виды, перечень Законное и незаконное (добросовестное и недобросовестное). По общему правилу, владение приобретается установлением фактического господства над вещью (например, вручением приобретателю вещи) Закрытый перечень вещных прав:
  • право постоянного землевладения;
  • право застройки;
  • сервитут;
  • право личного пользовладения;
  • ипотека;
  • право приобретения чужой недвижимой вещи; - право вещной выдачи;

_____

  • право постоянного землевладения (эмфитевзис);
  • право застройки;
  • сервитут;
  • право личного пользовладения (узуфрукт);
  • ипотека
  • право приобретения чужой недвижимой вещи;
  • право вещной выдачи;
  • право оперативного управления;
  • право ограниченного владения земельным участком.
Объекты
  • любые вещи (в том числе деньги и ценные бумаги);
  • вещи, определенные родовыми признаками, при условии их индивидуализации; вещи, находящиеся в процессе создания;
  • часть недвижимой вещи, если можно определить границы этой части
Индивидуально-определенные вещи Индивидуально-определенные вещи
Способы защиты
  • самостоятельно (путем самозащиты);
  • посредством обращения к уполномоченным государственным органам или органам местного самоуправления;
  • признания вещного права в судебном порядке;
  • самостоятельно (путем самозащиты);
  • посредством обращения к уполномоченным государственным органам или органам местного самоуправления;
  • в судебном порядке (виндикационныйи негаторный иски, иск о признании права собственности)
  • самостоятельно (путем самозащиты);
  • посредством обращения к уполномоченным государственным органам или органам местного самоуправления;
  • признание права в судебном порядке;
  • истребования вещи из чужого незаконного владения (виндикационный иск);
  • устранения нарушений вещного права, не связанных с лишением владения (негаторный иск)

Остановимся на рассмотрении изменений, касающихся ограниченных вещных прав , большая часть из которых, вводится в российское законодательство впервые.

1. Право постоянного землевладения (эмфитевзис) . Под правом постоянного землевладения (эмфитевзис) понимается право владения и пользования чужим земельным участком, устанавливаемое бессрочно или на определенный срок (не более 50 лет) для целей ведения сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, организации рыболовства, рыбоводства, охоты, создания особо охраняемых территорий и геологических объектов, а также для иных предусмотренных законом целей, достижение которых связано с использованием природных свойств и качеств земельного участка (ст. 1 законопроекта).

Право постоянного землевладения устанавливается по воле собственника на основании договора об установлении права постоянного землевладения и подлежит государственной регистрации. Существенными условиями договора об установлении права постоянного землевладения являются:

  • сведения о земельном участке;
  • цели использования земельного участка,
  • плата за право постоянного землевладения;

При этом плата устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых ежегодно, если иная периодичность их уплаты не предусмотрена законом или договором либо в виде установленной доли полученных в результате использования участков плодов, продукции, доходов.

Обладатель права постоянного землевладения вправе отчуждать его, передавать в залог или иным образом распоряжаться им.

Также оно может быть прекращено в случаях:

  • изменения природных свойств и качеств земельного участка, приведшего к невозможности его использования в соответствии с целевым назначением;
  • истечения определенного срока, на который оно установлено;
  • по соглашению между собственником земельного участка и лицом, имеющим право постоянного землевладения, за исключением случаев, когда это право передано в ипотеку;
  • изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Право постоянного землевладения может быть также прекращено по инициативе собственника в случае, если лицо, имеющее данное право, не исполняет обязанность по улучшению земельного участка или допускает его ухудшение либо не вносит установленную плату за два года подряд.

2. Право застройки. Право застройки вызывает наибольший интерес у юридических лиц, чем у физических, поскольку, в случае принятия законопроекта, право застройки по сути заменит распространенную в настоящее время аренду земельного участка в целях строительства (). Предполагается, что строительство на чужом земельном участке будет возможно исключительно на праве застройки.

Под правом застройки понимается право владения и пользования чужим земельным участком в целях возведения на нем здания или сооружения и его последующей эксплуатации (ст. 1 законопроекта). Такое право служит основанием для возведения на чужом земельном участке одного или нескольких зданий и сооружений.

Иными словами, роль договора об установлении застройки в том, чтобы зафиксировать возникновение этого права по воле собственника. Из договора появляется одна обязанность субъекта этого вещного права - раз в год платить собственнику определенную плату.

Право застройки подлежит государственной регистрации и устанавливается на основании договора об установлении права застройки.

Существенные условия договора о застройки:

  • сведения о земельном участке;
  • место расположения возводимого здания или сооружения на участке;
  • сроки права застройки;
  • сведения о плате за право застройки. Плата за право застройки устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых ежегодно или единовременно, либо предоставления собственнику земельного участка в собственность либо во владение и пользование помещений в возведенных зданиях;
  • характеристики возводимого здания или сооружения, если собственником здания является гражданин или юридическое лицо.

Право застройки устанавливается на срок, определенный в договоре об установлении права застройки, который не может быть менее 50 и более 100 лет.

Лицо, обладающее правом застройки, вправе распорядиться им любым способом (отчуждать его, передавать в залог и др.).

Согласно законопроекту право застройки прекращается:

  • досрочно по соглашению между собственником земельного участка и лицом (лицами), имеющим (имеющими) право застройки;
  • в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо его реквизиции;
  • расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств ();
  • по истечении срока на который оно установлено.

При прекращении права застройки здания и сооружения, принадлежавшие лицу, имеющему право застройки, поступают в собственность собственника земельного участка . Для того чтобы в дальнейшем избежать проблем, связанных с отказом в продлении данного договора, следует заключать такие договора на максимальный срок - 100 лет.

3. Сервитут. Сервитутом признается право управомоченного лица (сервитутом) ограниченно пользоваться чужим земельным участком, зданием или сооружением (служащая вещь) для осуществления принадлежащего этому лицу права собственности на земельный участок, здание или сооружение (господствующая вещь), если использование господствующей вещи по назначению невозможно без установления сервитута.

Виды сервитутов приведены в ст. 1 законопроекта, установление иных сервитутов не допускается.

Так, могут быть установлены:

  • сервитуты перемещения - они предусматривают право прохода, прогона скота, проезда;
  • строительные сервитуты. В случае, когда строительство, капитальный ремонт или реконструкция здания или сооружения невозможны без использования чужого земельного участка или иного объекта недвижимости, может быть установлен сервитут стройки или опоры. Сервитут стройки - временное размещение в границах земельного участка или другой служащей вещи строительных лесов, строительных машин и механизмов, подкрановых путей, иного необходимого оборудования, производство земляных работ в целях доступа к подземной части здания или сооружения, являющегося господствующей вещью, с последующим восстановлением служащей вещи. Сервитут опоры устанавливается при использовании здания или сооружения, расположенного в границах земельного участка или другой служащей вещи, для опоры конструкций здания или сооружения, в том числе возводимого или реконструируемого, в границах господствующей вещи;
  • сервитут мелиорации (устанавливается для отвода и подвода воды);
  • горный сервитут (устанавливается для размещения оборудования и сооружений, необходимых для добычи полезных ископаемых);
  • коммунальный сервитут (устанавливается для размещения, эксплуатации, ремонта и реконструкции объектов коммунального назначения).

Сервитут устанавливается в отношении определенного круга лиц по соглашению собственников служащей и господствующей вещей, а в случае спора – судом. В договоре об установлении сервитута или судебном решении должен быть указан вид сервитута, условия его осуществления, а также размер платы за него, которая может устанавливаться в виде единовременного или периодических платежей. Сервитут не может быть установлен, если он лишает собственника вещи возможности использовать ее по назначению.

Сервитут подлежит прекращению в следующих случаях:

  • по соглашению собственников вещей, связных сервитутом;
  • при отпадении обстоятельств, вызвавших необходимость установления сервитута; при соединении служащей и господствующей вещей;
  • если пользование служащей вещью в соответствии с ее изменившимся назначением становится невозможным при сохранении сервитута; по истечении срока сервитута (если он установлен);
  • при совпадении в одном лице собственника служащей и господствующей вещей.

4. Право личного пользования.

Российское законодательство такого понятия, как узуфрукт пока не содержит, однако, есть права, близкие к нему по своему содержанию, закрепленные как в гражданском законодательстве, так и в ЖК РФ. К таковым, в частности, можно отнести права членов семьи собственника ( , ), права отказополучателя по завещательному отказу ().

6. Право приобретения чужой недвижимой вещи.

Право приобретения чужой недвижимой вещи возникает у лица на основании его договора с собственником недвижимой вещи , а в случаях, установленных законом, на основании договора с лицом, которое не является ее собственником на момент заключения договора, но станет таковым после создания соответствующей недвижимой вещи.
Лицо, обладающее правом приобретения чужой недвижимой вещью, имеет исключительное право перед другими лицами на приобретение данной вещи в свою собственность.
Такое право может возникать из любого договора, предусматривающего отчуждение недвижимой вещи. Существенными условиями договора о праве приобретения чужой недвижимой вещи являются :

  • данные, позволяющие определить вещь;
  • срок существования права приобретения чужой недвижимой вещи;
  • размер платы, если право предоставляется на платной основе;
  • срок передачи вещи;
  • цена и срок оплаты приобретаемой вещи.

Право приобретения чужой недвижимой вещи подлежит государственной регистрации. При этом данное право может быть передано другому лицу с одновременной передачей этому же лицу своих прав и обязанностей по договору, предусматривающему отчуждение вещи в его собственность.
Указанное право прекращается, если :

  • вещь поступила в собственность обладателя этого права;
  • произошел выкуп собственником вещи права ее приобретения у правообладателя;
  • правообладатель отказался от этого права;
  • истек срок существования права;
  • произошла гибель недвижимой вещи, обремененной этим правом.

7. Право вещной выдачи. Право вещной выдачи предоставляет его обладателю возможность периодически получать от собственника недвижимой вещи имущественное предоставление в форме товара, денег, работ или услуг в определенном размере (объеме), а в случае неполучения такого предоставления - правомочие распорядиться этой вещью путем обращения на нее взыскания в порядке, предусмотренном для ипотеки. Основным отличием от ипотеки здесь является то, что ипотека представляет собой обеспечительное право, в то время как право вещной выдачи является самостоятельным правом . Право вещной выдачи предусматривает совершение собственником недвижимой вещи определенных действий, в этом заключается основное ее отличие от сервитута.

Право вещной выдачи может пригодиться в том случае, когда есть спор по поводу неделимой вещи. В данном случае одной стороне остается неделимая вещь, а другая сторона получает от собственника неделимой вещи имущественное предоставление.

Право вещной выдачи возникает на основании договора об установлении права вещной выдачи с собственником или по иным основаниям, предусмотренным законом. Данный договор подлежит государственной регистрации.

Существенные условия договора:

Право вещной выдачи может быть установлено на срок жизни гражданина, имеющего это право, или иной срок, но не более чем на 100 лет.

Право вещной выдачи подлежит прекращению в случаях:

  • смерти обладателя права вещной выдачи, если данное право было установлено на срок его жизни;
  • истечение срока действия права вещной выдачи;
  • гибели недвижимой вещи, обремененной правом вещной выдачи.

8. Право оперативного управления. В действующей редакции ГК РФ есть глава, посвященная праву оперативного управления - "Право хозяйственного ведения, право оперативного управления". Согласно предполагается упразднить институт права хозяйственного ведения и устранить правовую неопределенность , которая заключается в том, что для предприятий или учреждений, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, устанавливается различный правовой режим.

По мнению д. ю. н., члена Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте Российской Федерации Витрянского Василия Владимировича , данный законопроект в переходных положениях (п. 28 ст. 8 законопроекта) содержит хорошие правила, новеллу, которую мало кто замечает, где сказано, что все договора аренды будут считаться прекращенными с введением в действие названного Законопроекта, а у предприятий возникнет право оперативного управления абсолютно на все имущество, включая земельный участок.

По законопроекту предполагается, что предприятия или учреждения не вправе продавать или распоряжаться иным образом, принадлежащим ему на праве оперативного управления недвижимым имуществом . Предприятие, не являющееся казенным, по общему правилу вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему движимым имуществом, в то время как казенное предприятие или учреждение вправе распоряжаться движимым имуществом лишь с согласия собственника имущества. Без согласия собственника казенное предприятие или учреждение вправе распоряжаться производимыми ими товарами, работами, услугами.

9. Право ограниченного владения земельным участком. Для данного вида ограниченного вещного права отдельной главы в ГК РФ согласно законопроекту не предусмотрено, тем не менее, данное право предположительно будет содержится в перечне ограниченных вещных прав и в главе о праве собственности на здания и сооружения.

Правом ограниченного владения земельным участком признается право собственника здания или сооружения, не имеющего иного вещного права или договора с собственником земельного участка, владеть и пользоваться земельным участком в объеме, необходимом для обеспечения его доступа к указанному зданию или сооружению.

Собственник земельного участка вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от собственника здания или сооружения соразмерную плату за владение и пользование земельным участком.

Вещные права, отличные от права собственности, имеют тот же правовой режим, что и объект, на который они распространяются. На практике это означает, что если правовая система способна организовать государственную регистрацию, достаточно надежную, чтобы отследить переход ограниченных вещных прав, нет причин для ограничения их числа. Например, право на застройку, возникающее на основании генерального плана развития города, должно рассматриваться через призму правового режима недвижимого имущества и пройти соответствующее правовое оформление и регистрацию.

Однимиз основных экономических преимуществ обладания правом собственности на вещь является возможность извлекать выгоду из ее оборота на рынке.

Передача прав собственности в зарубежных правовых системах может принимать различные социально- правовые конструкции:

Передача права собственности (в т.ч. посмертно) по воле

передающего или независимо от таковой;

Передача по воле собственника;

Передача движимого имущества;

Передача недвижимого имущества помимо воли собственника;

Защита владения;

Защита добросовестности;

Противопоставление владению (на основании долгосрочности).

Недвижимое имущество с точки зрения его использования является более сложной категорией, чем имущество движимое. Как правило, использование движимого имущества направлено вовне.

Юридическая ответственность может составлять важный аспект имущественных прав, когда речь идет об определенных предметах, но все же понятие абсолютной власти в пользовании, касающемся категории движимого имущества, отражающего суть правоотношений. Недвижимое имущество является с этой точки зрения куда более сложной категорией. Право на практике ограничивает правомочия собственника недвижимости с помощью целого набора юридических ограничений.

Вот перечень полномочий, которым различные правовые системы наделяют собственника в отношении принадлежащей ему недвижимости:

Право огораживать земельный участок;

Право недропользования;

Право водопользования;

Право устройства насаждений и получения плодов;

Право возведения построек;

Право проведения границ.

А вот нормы и принципы, ограничивающие имущественные права:

Самым главным ограничением для осуществления прав собственника является, конечно, принцип «разумности», который работает не только на ограничении права собственности, но и на его защиту. Гражданские кодексы, как правило, включают ряд конкретных статей, детализирующих ограничения свободы собственника, исключающих вредное воздействие на право третьих лиц и обязательно устанавливающих налоговую ответственность. Как мы уже имели возможность убедиться, всякое имущественное право в значительной степени ограничивается как через принятие законодательства, так и косвенным образом, в силу необходимости защиты противостоящих прав и интересов.

Для того, чтобы гарантировать субъектам исключительное пользование собственностью, имущественное право вырабатывает различные механизмы правосудия. Вся эволюция западных правовых традиций связано с институтом защиты имущественных прав. В результате средства судебной защиты, имеющиеся в распоряжении собственника, с точки зрения их типологии могут быть охарактеризованы как весьма разнообразные и сложные.

Утрата права собственности . Иногда действие властей приводит к утрате собственниками принадлежащего им имущества. Это, безусловно, имеет место всякий раз, когда государство осуществляет свое правомочие сбора налогов. Во всех остальных случаях право государства на отчуждение частной собственности естественно вытекает из примата политики над правом, силы над принципом. Право обязано ставить и индивидов, и государство в определенные обязательственные рамки.

Обоснование права государства на отчуждение частной собственности и ограничения, на нее налагаемые, критерии, определяющие компенсацию и ее размеры, выплачиваемые в случае осуществления прав оговоренных выше, – фундаментальные проблемы, стоящие перед современными правовыми системами западных стран.

Понятие источников права.

Понятие “источник права” можно рассмотреть в теории с разных точек зрения. Приведем мнения некоторых ученых об “источнике права”. Н. М Коркунов считает, что источник права это юридическая норма, форма в которой правило поведения объектировано. По мнению С. С. Алексеев источником права можно считать акт правотворчества, который объектирован в документальном виде. Определение Л. И. Спиридонова утверждает то, что под источником права можно понимать процесс селективной эволюции культуры, который вобрал в своих нормах поведения весь опыт человечества в социальной сфере.

Источники права считаются факторами, которые включают в себя появление и действие права. К таким факторам относятся деятельность государства, считающаяся правотворческой, волеизъявление в обществе социальных групп и то какие у общества материальные условия жизни. Источники права употребляются для познания самого права в целом.

Существует и более узко - специальный смысл понятия “источник права”, который дает указания того чем практика пользуется при решении различных юридических дел.

В государствах, континентальной Европы это обычно акты нормативного характе-ра. Обычай почти не используется, договор не имеет распространения, а понятие преце-дента отвергается правовой системой на континенте.

Если говорить по существу дела, мы говорим о внешней форме права. Вот не-сколько особенностей, которые характеризуют форму права.

Форма права призвана:

во-первых, служить для выражения для нормативно закрепленной воли граждан, и, в итоге, должна быть обусловлена тем экономическим базисом, который существует в настоящее время;

во-вторых, чтобы политическая власть народы была закреплена и обеспечена этой формой права.

в-третьих, утвердить значение наиболее демократических форм, которые являются приоритетными.

в-четвертых, служить выражением процедуры первоначальной подготовки и по-следующего прохождения актов нормативного характера в законодательном органе.

Установление правовых норм государством, административные и судебные прецеденты по мнению некоторых ученых, также относится к установлению норм. Главная проблема источника права – это роль государства при образовании норм юридических. Можно сказать, что формальный источник права это форма участия непосредственно самого государства в образовании права. Норма права без источника права существовать не может. Хотя если смотреть под другим взглядом, результатом правотворчества это и есть форма бытия права. По мнению английского ученого К. Эллена источником права служит деятельность с помощью, которой нормы поведения получают характер права, становясь четко определенными и обязательными. Хотя существует мнение, высказанное в прошлом веке, русским ученым. В. И. Сергеевич утверждал что силы, которые производят право и являются источником права. Согласно этому утверждению, источником права может быть законодательство, как сила, которая создана на официально, а под источником права можно считать сам закон являющийся продуктом этой системы.

В некоторых правовых системах не совпадают сами понятия источник права и форма права. Например, в странах Африки в качестве формы права выступают устные обычаи, которые были превращены в правовые нормы с разрешения государства. В мусульманских странах формой права является мусульманская доктрина, ранее изложенная крупнейшими арабскими богословами, а источниками права служит сама деятельность судов, которая была изложена в этих книгах. Но при этом, когда рассматривается закон, то различие понятий источника и формы права принимается во внимание в меньшей степени, ибо законы принимаются в особом порядке.

Проблема понятия источника права

Под источником права понимается обусловленный характером правопонимания общества отдельный способ признания социальных норм.

В течение многих лет ученые России подходили к вопросу про источники права. Их подход отличался тремя особенностями. Первое, это недооценка этого вопроса. Число работа посвященному этому вопросу было крайне мало. Вторая особенность заключалось в том, что изучение данной проблемы было с позиций противоборства двух систем. Третьей особенностью, было, была ограниченность и непоследовательность изучения вопросов касающихся источников права.

Целый ряд авторов для того чтобы достичь четкости в этом вопросу предлагают для обозначения термина» источники права которые имеют существенный материальный смысл и источники права, имеющие название юридические источники права, определять при помощи словосочетания такого как “источники правовых норм”.

Можно сказать, что единый подход к этому вопросу ограничивается признанием того, что сам юридический источник права это что-то “относящееся к форме права”. В нашей юридической науке нет понятия источника права, которое было бы признано общепринятым.

Помимо этого некоторые ученые считают, что к источникам права относится в формальном смысле сама государственная деятельность по установке норм права или административные и судебные прецеденты в истории права. Но при этом сами формы, выражающие такие нормы, могут рассматриваться как формы, а не как источники права непосредственно.

Следует отметить, что различия между тем подходом, о котором говорилось выше и той позицией, которую занимают другие ученые, не столь уж велики как это могло бы показаться, если брать всю ситуацию целиком. Дело в то, что в обоих случаях принято рассматривать вопрос с позиций формирования права, а также и форм его бытия.

Но, то, что одни авторы относят к формам установления норм права, по мнению других, является самой деятельностью государство по их установлению или, же по-другому судебными и административными прецедентами. Если взять последний случай, то сама постановка вопроса: прецедент или деятельность позволяет сделать основание для вывода о том что, под источником права может пониматься формально объектированная деятельность или же если говорить другими словами, так называемый правотворческий акт.

В настоящее время в условиях, когда политическое мышление изменилось, очень часто право рассматривается как ценность для общества в целом. Но именно в источниках права очень часто появляется общесоциальное в нашем праве. Помимо этого, сама система источников права всё еще не избавилась от минусов командно-административной системы. На нынешнем уровне система источников прав недостаточно еще цивилизованна. Очень важным вопросом этой проблемы служит неопределенность в выборе места актов конституционного контроля РФ в самой системе источников права. Надо думать, чтобы построить в нашей стране полностью правовое государство, требуется сделать глобальную переоценку источников права с включением в нее доктрины права, правовых принципов, практики судебного делопроизводства, правовых обычаев.

Общая собственность.

Право общей собственности (ПОС): понятие, режим, особенности.

ПОС возникает, когда пр. собственности на одну и ту же вещь возникает у нескольких лиц (со- собственников). ПОС может принадлежать любым субъектам гр. пр. в любом сочетании. Могут осуществлять правомочия собственника (владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом), но сообща. Пр. ОС: пр. ОС в субъект. смысле (пр. 2 и более лица сообща и по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться 1 вещью, принадлежащей им на праве собственности) и объектив. смысле (совокупность пр. норм, регулирующих отношения, связанные с принадлежностью 1 вещи нескольким лицам).

ОС: ОДС (с определением долей) и ОСС (без определения долей). ОСС: доли участников не определены. Участники совместно владеют имуществом и пользуются им, если иное не предусмотрено соглашением между ними. распоряжение ОСС основывается на презумпции, что все участники дали согласие на совершение сделки, кот. заключена одним из них.

За исключением распоряжения имуществом, требующим государственной регистрации, каждый из участников может распорядиться общим имуществом, не имея на то предварит. согласия остальных. Оспорить заключённую сделку по основаниям отсутствия у совершившего ее лица полномочий м. только если будет доказано, что др. сторона в сделке знала/заведомо д. была знать об отсутствии полномочий.

ОСС: ОСС супругов, членов крест. (фермер.) хозяйства на землю и средства производства, собственность членов семьи на приватизированное ими жилое имущество (при выборе режима ОСС).ОСС супругов возникает в результате совместной жизни во время брака. Все, что нажито супругами за это время, становиться их общим совместным имуществом. ОС предполагает пр. супруга на имущество в целом независимо от размера сделанного кажд. из них вложения.

Общее имущество супругов: доходы каждого из них от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности, результатов интеллектуальной деятельности, полученные пенсии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие спец. целевого назначения, приобретенные за счет общих доходов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесен. в кредит. учреждения и иные коммерческие организации, любое др. нажитое супругами в период брака имущество, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено, кем внесены средства. имущество каждого из супругов может быть признано совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества / имущества каждого из них либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого вложения (кап. ремонт, реконструкция, переоборудование). имущество, принадлежащее супругам может быть личным, принадлежащим кажд. из них. напр., то, что принадлежало каждому из супругов до вступления в брак. + имущество полученное во время брака в дар, в порядке наследования/по иным безвозмездным сделкам. Полученное в дар - имущество полученное по договору дарения + награда за производственные успехи (наручные часы, ваза и т.п.).


Похожая информация.


Гришаев Сергей Павлович - доцент кафедры гражданского и семейного права МГЮА, кандидат юридических наук.

Составной частью особого правового режима недвижимого имущества является обязательная государственная регистрация прав на него (сделок с ним и обременений недвижимого имущества). Цель такой регистрации - установление прочной системы оборота недвижимости. Мировой опыт показывает, что для защиты прав частных собственников на недвижимость необходимо создать формальную регистрационную систему, которая гарантировала бы надежность и гласность гражданского оборота, была бы доступна для всех участников гражданских отношений и содержала бы объективную информацию о недвижимости. Развитие в России рыночных отношений, основанных на праве собственности, повлекло за собой необходимость создания новой системы правового регулирования в сфере недвижимости и, прежде всего, новой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой элемент публично-правового регулирования в частноправовых отношениях. Однако первое выполняет вторичную роль по отношению к последним. Цель такого регулирования в том, чтобы обеспечить стабильность в гражданских отношениях. Требование об отражении изменений вещно-правового положения участников в Едином государственном реестре является реализацией принципа публичности в обороте недвижимости. Слово "государственная" означает, что регистрация должна осуществляться специально уполномоченными федеральными государственными органами. Такими органами в настоящее время являются Федеральная регистрационная служба и ее структурные подразделения.

Идея публичности порождена жесткой потребностью практики предотвратить случаи недобросовестного повторного отчуждения одной и той же вещи, устранить многочисленные и продолжительные споры по поводу недвижимости. Регистрация прав и их ограничений (обременений) в едином государственном реестре обеспечивает высокую степень ясности правовых отношений и гарантирует надежность приобретаемых прав на недвижимое имущество. Объективная неподвижность недвижимости позволяет в одном месте вести запись о правах на недвижимые вещи, расположенные на другой территории. Зарегистрированные сведения дают возможность установить правообладателя и тем самым обеспечить уверенность третьих лиц, вступающих в правоотношения по поводу недвижимости, в том, что другой стороной в правоотношении выступает именно правообладатель. Для доказательства существования своего права на недвижимость правообладателю достаточно представить документ о зарегистрированном праве.

Таким образом, потребность в формировании единой системы регистрации прав на все виды недвижимого имущества и совершаемых в отношении этого имущества сделок была продиктована в первую очередь повышением значимости сделок с недвижимыми вещами в гражданском обороте, а также необходимостью определенности правового статуса отдельных объектов недвижимости, установления Единого порядка проведения государственной регистрации, однозначности толкования правил ее осуществления субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, повышения защиты прав и интересов участников гражданского оборота.

Осуществляется правовое регулирование государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в рамках установленной в законодательстве компетенции. В частности, эта компетенция включает в себя издание нормативных актов и совершение определенных действий юридического характера специально созданными государственными органами.

В ряде случаев одни и те же органы осуществляют как техническую регистрацию, так и регистрацию прав на недвижимость. Речь идет о так называемой условной или законной недвижимости (морские, воздушные суда и т.д.). Так, согласно п. 2 ст. 33 КТМ РФ право собственности и другие вещные права на морские суда, а также ограничения (обременения) прав на них подлежат регистрации в государственном судовом реестре или судовой книге. В государственном судовом реестре или судовой книге одновременно производится регистрация судов как транспортных средств.

С моментом государственной регистрации связывается возникновение, переход и прекращение прав на недвижимое имущество. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение. При отчуждении недвижимого имущества государственная регистрация определяет момент, с которого у приобретателя возникает право собственности. Другими словами, именно с этого момента новый собственник может осуществлять правомочия владения, пользования, распоряжения недвижимым имуществом. С этого момента у собственника возникает риск случайной гибели или повреждения недвижимого имущества независимо от того, когда была осуществлена фактическая передача имущества. При этом исполнение договора отчуждения недвижимого имущества, в том числе передача недвижимости отчуждателем и принятие недвижимости приобретателем могут осуществляться как до государственной регистрации перехода прав, так и после.

Следует отметить, что требование государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество само по себе не лишает стороны конкретной сделки права оговорить такой переход выполнением определенных условий (например, передачей объекта недвижимости от продавца к покупателю, зафиксированной в акте приема-передачи или условия о предварительной оплате имущества, подлежащего передаче). Если эти условия не были выполнены, то отказ продавца от регистрации должен считаться правомерным.

То обстоятельство, что с моментом государственной регистрации связывается возникновение права собственности у приобретателя, влечет, по мнению Г.А. Лобанова, ряд правовых проблем, которые сводятся к следующему. По общему правилу приобретатель недвижимости до момента государственной регистрации перехода прав на нее не оплачивает полностью эту недвижимость (как правило, производится авансовый платеж). После государственной регистрации он становится собственником, и у него уже нет необходимости оплачивать ее полностью. Если же он это делает, то, по существу, речь идет о дарении, которое запрещено в отношениях между коммерческими организациями <*>. С таким мнением трудно согласиться. То обстоятельство, что у приобретателя возникает право собственности, само по себе не отменяет обязанности исполнить заключенный договор и выплатить оставшуюся часть суммы.

<*> См.: Лобанов Г.А. Парадокс регистрации // Комментарий судебной практики.

По общему правилу обязательство продавца передать недвижимое имущество покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания соответствующего документа о передаче. В связи с этим возникает временной разрыв между переходом права собственности к покупателю (этот момент определяется моментом регистрации) и фактической передачей имущества, которая может быть осуществлена уже после государственной регистрации перехода права собственности. Таким образом, возможна ситуация, когда риск случайной гибели или повреждения недвижимого имущества будет нести собственник (у которого уже возникло право собственности в силу государственной регистрации перехода права собственности), хотя отчуждатель уже юридически утратил право собственности на недвижимость, но не передал ее новому приобретателю.

Правовой режим недвижимого имущества основан на необходимости обеспечить особую устойчивость прав на это имущество, установить специальный порядок распоряжения им. Поэтому в соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре.

Государственная регистрация осуществляется в соответствии с установленной Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ (ред. от 18 июля 2006 г.) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <*> (далее - Закон о государственной регистрации) системой записей о правах на недвижимое имущество. Как следует из указанного определения (при его буквальном толковании), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеет правоустанавливающего характера, а только признает и подтверждает уже существующие права. Это следует отметить в качестве недостатка формулировки ст. 131 ГК РФ, поскольку она противоречит п. 2 ст. 8 ГК РФ, согласно которой права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации прав на него, если иное не установлено законом.

<*> См.: СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Сам термин "государственная регистрация" можно понимать в двух значениях: во-первых, как технический термин, означающий запись в Едином государственном реестре прав (ЕГРП); во-вторых, как совокупность действий осуществляемых государственными регистрационными органами в пределах имеющихся у них полномочий.

Запись в ЕГРП сама по себе не является основанием для возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей. По своей сути эта запись - особый юридический факт, который в совокупности с другими юридическими фактами влечет возникновение, изменение, прекращение гражданских прав на недвижимое имущество. Таким основанием всегда являются сделки или иные юридические факты. Ее скорее можно рассматривать как часть сложного юридического состава, в результате которого возникает право собственности или иное вещное право на недвижимое имущество. При этом она не затрагивает конкретных прав и обязанностей сторон по договору. Поэтому вряд ли можно согласиться с высказанным мнением о том, что законодательное определение государственной регистрации должно быть дополнено указанием на то, что государственная регистрация является основанием возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество, если иное не установлено законом <*>.

<*> См.: Емелькина И.А. Вещные права на жилые и нежилые помещения. М., 2004. С. 96.

Запись в ЕГРП выполняет также доказательственную функцию, заключающуюся в том, что она является доказательством принадлежности конкретного объекта недвижимости тому или иному лицу, и при возникновении противоречий между содержанием записи в ЕГРП и содержанием правоустанавливающих документов предпочтение должно отдаваться записи в ЕГРП.

В юридической литературе государственная регистрация прав на недвижимое имущество определялась, в частности, как отражение в реестре для неограниченного круга лиц достоверной и исчерпывающей информации о правовом режиме недвижимого имущества, его изменении или прекращении <*>. Однако такое определение, как правильно отмечалось, подчеркивает лишь одну функцию государственной регистрации - информационную <**>.

<*> См.: Крылов С. Регистрация прав на недвижимость: понятие и проблемы // Российская юстиция. 1997. N 10. С. 31.
<**> См.: Емелькина И.А. Указ. соч. С. 95.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК и п. 1 ст. 4 Закона о государственной регистрации подлежат государственной регистрации только вещные (абсолютные) права на недвижимое имущество (права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество). Следует отметить, что государственная регистрация прав на морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания и космические объекты осуществляется в особом порядке (Закон о государственной регистрации в данном случае не применяется).

В российском законодательстве под вещными понимаются прежде всего права, указанные в п. 1 ст. 216 ГК РФ:

  • право собственности на недвижимость, включая земельный участок;
  • право хозяйственного ведения имуществом;
  • право оперативного управления имуществом;
  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
  • право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
  • сервитут (сервитут - понятие многоаспектное. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения, а для обладателя сервитута последний рассматривается как вещное право).

Закон о государственной регистрации не содержит конкретного перечня вещных прав, подлежащих государственной регистрации, ограничившись ссылкой на ст. 130, 131, 132, 164 ГК РФ, однако в указанных статьях также не перечисляются конкретные вещные права, подлежащие государственной регистрации. Таким образом, надо исходить из того, что любые вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. В ст. 4 Закона о государственной регистрации говорится о том, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество. Проблема заключается в отсутствии четкого понимания, какие права являются "другими вещными правами".

Перечень таких прав установлен прежде всего в ст. 216 ГК РФ, однако употребление законодателем слов "в частности" подчеркивает, что ограниченные вещные права не исчерпываются перечнем, содержащимся в п. 1 ст. 216 ГК РФ. В качестве вещных прав лиц, не являющихся собственниками, прежде всего следует признать закрепленное в законе право пользования жильем членами семьи собственника, проживающими в принадлежащем ему жилом помещении (ст. 292 ГК РФ). О том, что данное право рассматривается в качестве вещного, говорит название гл. 18 ГК РФ "Право собственности и другие вещные права на жилые помещения". В данной главе речь идет только о праве собственности и правах членов семьи собственника на жилое помещение. Следовательно, право членов семьи собственника на жилое помещение и есть другое вещное право. В новом Жилищном кодексе правам члена семьи посвящена ст. 31, которая также помещена в раздел II "Право собственности и другие вещные права на жилые помещения". Таким образом, ЖК РФ также подтверждает вещный характер этого права.

Следует отметить, что на практике государственная регистрация этого права не происходит. Объясняют это тем, что "требование о государственной регистрации права пользования жилым помещением проживающими в них членами семьи собственника поставило бы реализацию прав указанных лиц, регулируемых жилищным, семейным и наследственным законодательством, в зависимость от акта государственной регистрации. В случае необходимости их регистрации перед учреждениями юстиции неизбежно встанет проблема определения субъектов этого права и оснований для его регистрации" <*>.

<*> Пискунова М.Г. Права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации // Государственная регистрация прав на недвижимость / Под ред. А.Р. Кирсанова. М., 2003. С. 54.

С таким мнением можно согласиться, поскольку признание гражданина членом семьи собственника жилого помещения может вызвать некоторые сложности. Вместе с тем в отдельных субъектах Федерации указанное право регистрировалось, что, несомненно, противоречило законодательству о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Так, Постановлением Правительства Москвы от 6 октября 1998 г. N 767 был утвержден Порядок регистрации прав пользования жилым помещением членами семьи собственника, которая производится на основании совместного заявления собственника жилого помещения и членов его семьи.

О необходимости государственной регистрации отдельных вещных прав на недвижимость говорится в ЖК РФ. Так, согласно его п. 3 ст. 33 гражданин, проживающий в жилом помещении, предоставленном по завещательному отказу, вправе потребовать государственной регистрации права на жилое помещение, возникающего из завещательного отказа. Согласно п. 2 ст. 1137 ГК РФ на наследника, к которому переходит жилой дом, квартира или иное жилое помещение, наследодатель может возложить обязанность предоставить другому лицу на период его жизни или иной срок право пользования этим помещением или его определенной частью. Таким образом, право пользования жилым помещением, вытекающее из завещательного отказа, законодатель рассматривает как вещное право, подлежащее государственной регистрации.

Соответственно, аналогичное право (требовать государственной регистрации) есть и у гражданина, проживающего в жилом помещении на основании права, вытекающего из договора пожизненного содержания с иждивением в соответствии со ст. 34 ЖК РФ, поскольку последняя содержит отсылку на правила, предусмотренные ст. 33 ЖК РФ. Вопрос о признании права пользования жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением вещным правом, подлежащим государственной регистрации, получил окончательное разрешение только в новом ЖК РФ. О вещном характере этого права свидетельствует то обстоятельство, что получатель ренты, передавший в обеспечение обязательства плательщика ренты жилое помещение, приобретает право залога на это помещение. Кроме того, указанному праву присущ принцип следования, поскольку в случае отчуждения имущества, переданного под выплату ренты, обязательства по договору ренты переходят на приобретателя имущества (п. 1 ст. 586 ГК РФ). Следует также учитывать, что права получателя ренты как титульного владельца могут быть защищены при помощи вещно-правовых исков.

Наконец, следует остановиться на проблеме государственной регистрации тех прав, которые законодатель прямо не называет вещными, однако в теории такие права отдельными юристами признаются в качестве вещных <*>. Речь, в частности, идет о праве учреждения по самостоятельному распоряжению доходами и имуществом, полученными в результате разрешенной хозяйственной деятельности и праве залога. Очевидно, надо исходить из того, что до тех пор, пока законодатель четко и недвусмысленно не отнесет указанные права к вещным, вопрос об их государственной регистрации имеет скорее теоретическое, чем практическое значение.

<*> См.: Масляев А.И. Понятие и виды вещных прав // Закон. 2004. N 2. С. 6.

Вещное право: право владения, пользования и распоряжения имуществом, имеющим натурально-вещественное выражение (Вещи, деньги в натуральной форме, ценные документарные бумаги). Бездокументарные ценные бумаги и ден ресурсы-безналичные деньги – права требования, идут в относительных-обязательственных правах.

Перечень вещных прав носит исчерпывающий х-р , закреплен в ГК РФ: ст. 216 и др. статьи. Вещные права, в отличие от обязательственных, четко зафиксированы, за пределами закона новых вещных прав нельзя создать.

ü ПС,

ü право хоз ведения (по Проекту предлагается исключить это вещное право),

ü право опер управления,

ü сервитут,

ü узуфрукт.

ü Ст. 298: право распоряжения имуществом учреждения (к сфере предпринимательства не имеет прямого отношения, но это иллюстрация вещного права, не содержащегося в ст. 216, право закреплено в уставе учреждения или акте собственника).

ü Спор: право залога или аренды – вещные права? Закреплено в обязательственной части ГК. Право следования и т.д. Вопрос спорный. Попондопуло: обязательственные отношения с элементом вещно-правовых.

В основном, предприниматели = собственники имущества. Распоряжаются своим имуществом по своему усмотрению, в пределах, установленных законом. Коммерч организации, кроме ГУП/МУП и казенных предприятий (?) – собственники имущества. У такие предприятий огр вещные права – право хоз ведения/опер управления (исключение из общего правила о свободном распоряжении своим имуществом).

ИП = собственники имущества. Если арендует что-то = спорный вопрос.

Имущество формируется за счет:

1) Вкладов

2) Приобретенного имущества – по иным основаниям. От прибыли

Право хоз ведения и право опер управления.

Это ограниченные вещные права. Субъекты данных прав состоят как и собственник во всеобщих отношениях с любым и каждым, тоже абсолютные права. Но в отличие от пс, субъекты данных прав состоят также в конкретном отношении с самим собственником – учредителем, это не абсолютное право, а относительное право. Это относительное право – конкретное относительное вещное правоотношение, не обязательственное! Происходит распределение на одно и то же имущество двух субъектов (2 субъекта в отношении одного объекта имеют вещные абсолютные права). Это приводит к самоограничению прав собственника и одновременно к ограничению прав субъекта предпринимательства.

Ст. 295: собственник ограничивает себя в правах на имущество, но вопросы его компетенции:

ü -создание предприятия

ü -определение целей его д-ти

ü -вопросы реорганизации и ликвидации

ü -назначение руководителя


ü -контроль за использованием по назначению и сохранности переданного имущества

ü -получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хоз ведении

Иные вещные права в отношении переданного в хоз ведение имущества – принадлежат субъекту предприятия:

ü -владение

ü -пользование

ü -распоряжение

Осущ-т эти права в пределах, установленных законом (впрочем, так же и для собственника). Но дальше идет запятая: в пределах установленных законом, в соответствии с целями деятельности . Пределы хоз д-ти Уже, чем у собственника.

Запрещается собственнику вмешиваться в хоз д-ть субъекта. *Часто комитет по управлению имущества вмешивались – были незаконные действия.

А) для недвижимости – нужно получить согласие собственника. Все равно право у субъекта хоз ведения, просто оно обусловлено согласием собственника.

Б) для движимости – не надо согласия.

Право опер управления. Еще более узкие возможности субъекта.

Ст. 296 : собственник имеет право:

ü -использовать полномочия по ст. 295, а также вмешивать в опер-хоз д-ть:

ü -изъять излишнее имущество или используемое не по назначению

Что остается у субъекта права опер управления:

ü -владение

ü -пользование

ü -распоряжение

Но не только в пределах, уст-х законом и в соответствии с целями д-ти, а также в соответствии с заданиями собственника и назначением имущества ! *как произвести продукцию, куда направить, для каких нужд.

А) движимость – с согласия соб-ка распоряжаться можно

Б) также и для недвижимости!

Есть тз, что казенное предприятие – вообще не полноценный субъект оборота, это вообще некоммер организация. Но с сформальной тз, это коммер организация, да и существо д-ти = производство продукции, а не просто оказание соц услуг как учреждение. У казенного предприятия право опер управления, это право, как право хоз ведения, не планируется убрать. С тз западной практики казенные предприятия неизвестны. Не совсем нормальная орг-пр форма. Ведь данные задачи вполне под силу частным компаниям, просто это социалистическое наследие, надо и бы от них отказаться.

Споры: право хоз ведения/опер управления – не траст ли это ? Попондопуло: это траст и есть! 1920-30ые Венедиктов разработал конструкцию права опер управления. Мартынов – тоже работы по трасту. Использованы известные конструкции траста в основе. Суханов и другие же не приемлют вкрапления в нашу пр систему институтов системы общего права, у нас другая система. Сама жизнь заставляет ориентироваться на формы, способствующие развитию торговли (японцы копировали Германский гражданский кодекс, даже после второй мировой Япония поменяла свое з-д-во на общепринятое з-д-во фондовых рынков). Не надо держаться за костные консервативные формы. Надо, чтобы содержание на форму влияло, а не наоборот, а содержание – реальные общ-эк отношения торговли.

Право хоз ведения и право опер управления = предпринимательский траст.

У нас есть еще ДДУИ. По существу, где-то решает те же задачи, что и траст. Но разница: ДДУИ основано на договоре (если не предусмотрено законом – аля ДУ наследственным имуществом, при банкротстве заключений д-ра с внешним управляющим не надо), а траст основан на учредительном акте . Лицо в одностороннем порядке передает права др лицу! Другие различия смотрите сами.

Правовой режим вещей (материальные ресурсы предпринимателя) – мат блага, переносящие свою стоимость на вновь создаваемый продукт по мере износа. Экономическое определение. Стоимость ресурсов включена в цену продукта. Амортизационные отчисления.

Предприниматели могут использовать любые вещи, не изъятые из оборота. Или ограниченные в обороте вещи бывают (наркотики).

Вещи – это:

ü -средства производства

ü -готовая к реализации продукция

Пр режим вещей выражается, прежде всего, в классификации вещей:

ü Движимые и недвижимые. Право на недвижимость - по закону – дб зарегистрировано. Для движимости не надо, но исключения: требуется регистрация кассового аппарата, автомобиля.

ü Главные вещи и принадлежности

ü Делимые и неделимые

ü Сложные вещи – то же предприятие. К-п, аренда предприятия (недвижимости) – особые правила.

Все такие правила и есть х-ка пр режима вещи. *Про земельные участки: как отводятся, как в обороте выступают. И сегодня есть деление на категории земель (впрочем, предлагается отказаться от этого) – сразу отпадет в таком случае одна из характеристик земель (с/х земли, градостроительные и т.д.). что же тогда, на с\х земле можно будет строить теперь? Она была целевой. *жилые и нежилые дома – тоже есть особенности.

Закон о бухгалтерском учете: учет различных вещей ведется дифференцировано.

Совершение сделок с вещами : во многих случаях разные правила:

ü Недвижимость, предприятия.

ü Ст. 79 З об АО: нужно согласовать крупные сделки по распоряжению имуществом.

ü Ст. 69 З о банкротстве – только с письменного согласия врем управляющего можно осущ-ть сделки, превышающие 5% балансовой стоимости имущества должника, находящегося в процедуре банкротства.

ü З об исполнительном производстве: серия правил о том, в каком очередности обращается взыскание на имущество должника. Сначала на ден средства, но не на вещи, находящиеся в производстве (ибо этот ресурс позволяет продолжить функционирование).

Вещные права, отличные от права собственности, имеют тот же правовой режим, что и объект, на который они распространяются. На практике это означает, что если правовая система способна организовать государственную регистрацию, достаточно надежную, чтобы отследить переход ограниченных вещных прав, нет причин для ограничения их числа. Например, право на застройку, возникающее на основании генерального плана развития города, должно рассматриваться через призму правового режима недвижимого имущества и пройти соответствующее правовое оформление и регистрацию.

Одним из основных экономических преимуществ обладания правом собственности на вещь является возможность извлекать выгоду из ее оборота на рынке.

Передача прав собственности в зарубежных правовых системах может принимать различные социально - правовые конструкции:

передача права собственности (в т. ч. посмертно) по воле передающего или независимо от таковой;

передача по воле собственника;

передача движимого имущества;

передача недвижимого имущества помимо воли собственника;

защита владения;

защита добросовестности;

противопоставление владению (на основании долгосрочности).

Недвижимое имущество с точки зрения его использования является более сложной категорией, чем имущество движимое. Как правило, использование движимого имущества направлено вовне.

Юридическая ответственность может составлять важный аспект имущественных прав, когда речь идет об определенных предметах, но все же понятие абсолютной власти в пользовании, касающемся категории движимого имущества, отражающего суть правоотношений. Недвижимое имущество является с этой точки зрения куда более сложной категорией. Право на практике ограничивает правомочия собственника недвижимости с помощью целого набора юридических ограничений.

Вот перечень полномочий, которым различные правовые системы наделяют собственника в отношении принадлежащей ему недвижимости:

  • - право огораживать земельный участок;
  • - право недропользования;
  • - право водопользования;
  • - право устройства насаждений и получения плодов;
  • - право возведения построек;
  • - право проведения границ.

А вот нормы и принципы, ограничивающие имущественные права:

Самым главным ограничением для осуществления прав собственника является, конечно, принцип "разумности", который работает не только на ограничении права собственности, но и на его защиту. Гражданские кодексы, как правило, включают ряд конкретных статей, детализирующих ограничения свободы собственника, исключающих вредное воздействие на право третьих лиц и обязательно устанавливающих налоговую ответственность. Как мы уже имели возможность убедиться, всякое имущественное право в значительной степени ограничивается как через принятие законодательства, так и косвенным образом, в силу необходимости защиты противостоящих прав и интересов.

Для того, чтобы гарантировать субъектам исключительное пользование собственностью, имущественное право вырабатывает различные механизмы правосудия. Вся эволюция западных правовых традиций связано с институтом защиты имущественных прав. В результате средства судебной защиты, имеющиеся в распоряжении собственника, с точки зрения их типологии могут быть охарактеризованы как весьма разнообразные и сложные.

Утрата права собственности . Иногда действие властей приводит к утрате собственниками принадлежащего им имущества. Это, безусловно, имеет место всякий раз, когда государство осуществляет свое правомочие сбора налогов. Во всех остальных случаях право государства на отчуждение частной собственности естественно вытекает из примата политики над правом, силы над принципом. Право обязано ставить и индивидов, и государство в определенные обязательственные рамки.

Обоснование права государства на отчуждение частной собственности и ограничения, на нее налагаемые, критерии, определяющие компенсацию и ее размеры, выплачиваемые в случае осуществления прав оговоренных выше, - фундаментальные проблемы, стоящие перед современными правовыми системами западных стран.



Просмотров