Государственное устройство монако. Государственное устройство монако Порядок формирования правительства в монако

Княжество Монако — это суверенное и независимое государство, признанное всеми национальными и международными юрисдикциями. Столпом организации государства является Конституция от 17 декабря 1962 года, которая определяет характер формы правления как наследственную конституционную монархию. То есть, власть монархии является не абсолютной, а приводится в исполнение в рамках Конституции. Трон передается прямым законным наследникам по возрастному критерию, при этом преимущество имеют наследники мужчины одной степени родства.

По ряду вопросов Князь принимает решения совместно с уполномоченными совещательными ассамблеями, такими, как: Совет Короны (государственные вопросы, касающиеся подписания международных договоров, амнистий, прошений о натурализации); Государственный Совет (суждения по законопроектам и указам); Экономический и Социальный Советы.

Правительство Монако

Исполнительная власть осуществляется под верховной властью Князя Государственным Министром совместно с Правительственным Советом, куда входят 5 членов, назначаемых Князем. На сегодняшний день в Совет входят:

Департамент Внутренних Дел — вопросы, касающиеся образования, молодежи и спорта, общественной безопасности и общественных учреждений, культурные вопросы, гражданская оборона. Департамент также обеспечивает контроль и охрану деятельности ассоциаций, федераций и фондов, а также взаимоотношений с представителями всех духовных ведомств Монако. Другими словами, что, скорее всего, важно для вас — именно служащие данного Департамента решают, получите ли вы резидентство в Княжестве и какими будут государственные школы для ваших детей в Монако.

Департамент Финансов и Экономики занимается вопросами бюджета, казны, экономики и торговли, туризма, жилья, государственного имущества ведомственного пользования, осуществляет контроль за игорной сферой, контроль финансовых каналов, развивает инновации и новые технологии в Княжестве. Если вы собираетесь осуществлять в Княжестве коммерческую деятельность, то получение разрешений, регистрация деятельности — все происходит через чиновников подразделения данного учреждения.

Департамент по Социальным вопросам и Здравоохранению : занятость, трудовые взаимоотношения, медицина труда, социальное страхование в частном и публичном секторе, здравоохранение, семья, престарелые, инвалиды. В Княжестве достаточно высокие ставки социального налогообложения — работодатель платит за своих работников в социальные службы в районе 35% — при этом налоговые деньги расходуются разумно — качество услуг, предлагаемых местными медицинскими учреждениями и больницей Принцессы Грейс, считается высоким.

Департамент Коммунального хозяйства : коммунальное хозяйство, городское развитие, строительство недвижимости, защита окружающей среды, зеленые массивы и условия жизни, охрана государственного имущества ведомственного пользования, наземный, морской, воздушный транспорт, коммунальные услуги для общественности.

Департамент Окружающей среды и Градостроительства : все, что касается дипломатических взаимоотношений Монако с другими странами.

Законодательная власть

Осуществляется совместно Князем и Национальным Советом, при этом право инициативы и ратификации законов принадлежит Князю. 24 члена Совета избираются каждые пять лет прямым голосованием. Они принимают законы и голосуют за государственный бюджет

Судебная власть Княжества

Принадлежит Князю, который передает полные права по ее осуществлению судам и трибуналам, которые вершат правосудие от Его имени. В Княжестве нет Министра Юстиции и существуют разные виды судов: суд первой инстанции, исправительный, апелляционный, ревизионный. Уголовный суд — это суд присяжных. Смертная казнь была упразднена в Монако в 1962 году.

В повседневной роли Княжества большую роль играет Городской (Муниципальный) Совет, возглавляемый мэром. В область вопросов, решаемых Мэрией, входят: организация детских садов и ухода за престарелыми; городские мероприятия и праздники; культурные и художественные мероприятия; развитие спорта и управление муниципальными бассейнами; выдача документов о гражданских статусах. Мэрия также отвечает за сады, парки и зеленые насаждения Княжества.

фотография с сайта www.panoramio.com

Монако-Вилль – столица княжества Монако

Монако – суверенное княжество, расположенное вдоль Средиземного моря в курортном районе Лазурный Берег (французская Ривьера). Город Ницца расположен в 9 милях (15 км) на запад, а итальянская граница в 5 милях (8 км) к востоку. Крошечная территория Монако включает в себя набор плотно сгруппированых холмов и возвышенностей, которые смотрят на юг Средиземного моря. Монако – один из самых роскошных курортов в мире. Данная слава обеспечила ему известность далеко превышающую его размер.

Многие посетители Монако чередуют часы своего прибывания между его пляжами, лодочными причалами, международными автомобильными гонками и его знаменитым казино. Игорный центр в Монте-Карло сделал город международным местом для экстравагантных людей с безрассудным разгоном богатства. Эта страна имеет мягкий средиземноморский климат с годовой средней температурой в районе 16 °С, и лишь около 60 дней дождей за год. Среднемесячная температура колеблется от 10 °C в январе до 24 °C в августе.

История княжества Монако


Свидетельства каменного века поселения в Монако сохранились в городском музее доисторической антропологии. В древности мыс был заселен финикийцами, греками и римлянами. В 1191 году Генуэзцы овладели им, а в 1297 году началось правления семьи Гримальди. Гримальди объединились с Францией, за исключением периода с 1524 по 1641 годов, когда они были под протекторатом Испании. В 1793 году они были раскулачены от французского революционного режима, и Монако был присоединен к Франции. В 1815 году, с падением Наполеона I, семья Гримальди вернулась с Венского Конгресса под защитой Сардинии. В 1848 году княжество потеряло соседние города Ментон и Рокбрюн, но в конце концов были подписаны условия Франко-Монакского договора 1861 года, который отдавал эти города в правление княжеству. Договор восстановил независимость Монако, и в 1865 году был создан таможенный союз между этими двумя странами.

Современный город


Еще один договор, который был заключен во Франции в 1918 году, содержит положение, предусматривающее, что в случае смерти династии Гримальди, Монако станет автономным государством под защитой французов. Пересмотр Конституции в 2002 году добавил законных детей к линии преемственности. В 1997 году семьи Гримальди отмечали 700 лет правления, а в 1999 году князю Ренье III исполнилось 50 лет на троне. После его смерти в апреле 2005 года, трон унаследовал его сын, Альберт. Альберт официально вступил на престол 12 июля 2005 года. Княжество присоединилось к Организации Объединенных Наций в 1993 году, хотя до сих пор не является членом Европейского Союза (ЕС). С 2002 года единой валютой Монако является евро.


Монако отказался вводить “налог на прибыль” на его жителей и на международные предприятия, которые имеют штаб-квартиры в княжестве. Это привело к тяжелейшему кризису Франции в 1962 году. Был достигнут компромисс, по которому французские граждане, имеющие менее пяти лет проживания в Монако, должны были облагаться налогом. В начале 21-го века, некоторые европейские страны критикуют свободное банковское регулирование Монако, утверждая, что княжество приютило мошенников, уклоняющихся от уплаты налогов и отмыванием денег. В 2002 году, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) добавила Монако в “Черный список” налоговых гаваней. Княжество было удалено из черного списка в 2009 году, после возвращения к стандартам прозрачности ОЭСР.

Конституция Монако


Конституция Монако 1911 года предусматривала избрание Национального совета, но в 1959 году князь Ренье III приостановил часть конституции и распустил Национальный совет из-за разногласий по поводу бюджета. В 1961 году вместо него назначено национальное собрание.

Вышеупомянутый кризис 1962 года с Францией, привел его к восстановлению Национального совета и предоставлению новой, либеральной Конституции. Совет включает в себя 18 членов, избираемых всеобщим голосованием сроком на пять лет. Правление осуществляется государственным министром (который должен быть гражданин Франции) и трем государственным советам, действующих под эгидой принца, который является официальным главой государства. С 1819 года судебная система была основана на том, что высшей судебной инстанцией был Верховный Суд Франции.

Известный курорт Монако


Значительная часть государственных доходов поступает от налогов торговых сделок. Дополнительные продажи составляются из франшиз на радио, телевидении и казино, а также от государственных монополий на табак, почтовые марки, и налогов с продаж. Монако – главная индустрия туризма, чье обслуживание делает его одним из самых роскошных курортов Европы. Его длинные пляжи и расширенные причальные сооружения привлекают туристов со всего мира. Социальная жизнь Монте-Карло вращается вокруг площади казино. Казино было построено в 1861 году, а в 1967 году его руководство было передано княжеству, включая банковское дело, финансы, недвижимость и другие важные компоненты различных услуг.

В Монако находится Римско-католический кафедральный собор, княжество Генуэзцев, Ренессансный дворец и Океанографический музей Монако, построенный в 1910 году. Само казино содержит театр, построенный в 19-м веке французским архитектором Шарлем Гарнье, которое является домом оперы для Монте-Карло. Существует также национальный оркестр Монте-Карло. Самые известные автомобильные мероприятия, проводимых в княжестве – ралли Монте-Карло и Гран-При Монако.

Независимое княжество Монако занимает полосу земли вдоль Средиземного моря длиной немногим более 3 и и шириной менее 1 км; граничит с Францией, с которой связано общностью таможенного и почтово-телеграфного управления и в некоторых других отно-шениях (например, в организации народного образова-ния). Монако имеет договор с Францией, подтвержденный в 1918 г. В Монако находится известный игорный дом («казино»), приносящий государству (и его главе) из-рядный доход. Постоянного населения 21 тыс. (по данным 1956 г.), ежегодный приезд туристов — около 650 тыс.

Конституция 1911 г., исходящая от «божьей ми-лостью суверенного князя Монакского» и несколько раз изменявшаяся им же, вручает законодательную власть «князю и Национальному Совету». Национальный Совет избирается в числе 18 членов всеобщим (только для мужчин), но косвенным, через выборщиков, голосова-нием. Национальный Совет не имеет законодательной инициативы: она принадлежит князю, а Национальный Совет может лишь «просить князя внести законопроект по определенному вопросу». Законы, которые принимает Совет, нуждаются в княжеском утверждении (абсолют-ное вето); Совет может быть распущен досрочно; он не может заседать более 30 дней в году; даже его регламент подлежит санкции князя. Князь может издавать поста-новления с силби закона по любым вопросам, даже из-меняющие конституцию, для чего в качестве консульта-тивного органа существует назначаемый князем Госу-дарственный Совет.

Конституция Монако в отличие от других консти-туций предпосылает рассмотрение законопроектов
правительством рассмотрению их законодательной вла-стью, придавая, очевидно, первому несравненно большее значение, чем второй. Правление осуществляется «под верховенством князя» государственным министром, «при котором состоит совет» из трех членов, назначаемых кня-зем; князем же назначается и государственный министр. Национальный Совет не располагает никакими правами контроля по отношению к правительству: нет ни отчет-ности, ни тем более ответственности правительства пе-ред Национальным Советом; он не имеет даже права предъявлять запросы правительству.

В конституции имеется перечень «демократических свобод» (ст. 6—14). Но в этом перечне отсутствует упоминание о свободе союзов, свободе печати или о со-блюдении тайны переписки. Особым постановлением за-прещается монакским подданным участвовать в игре в казино.

Из постановлений конституции о местном самоуправ-лении видно, что княжество составляет одну общину, Совет которой избирается прямыми выборами (выбирают и женщины), имеется мэр по выбору Совета. Государ-ственный министр может отстранить этого мэра от долж-ности, может и вовсе сместить его.

Конституция учреждает и суды: Верховный, Апел-ляционный и один суд первой инстанции. Осужденные отбывают наказание во французских тюрьмах.


КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОРДОНАНС

4 января, 1911 г . (измененная суверенным Ордонансом 18 ноября 1917 г.)

Мы, Альберт I, милостью Божией суверенный Князь Монакский, свободно и собственной волей осуществляя нашу суве-ренную власть, предоставили и предоставляем нашим подданным, как за себя лично, так и за наших преем-ников, нижеследующее конституционное устройство:

Отдел I

КНЯЗЬ-. ТЕРРИТОРИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Статья 1. Княжество Монако образует независи-мое Государство.

Статья 2. Свободные и суверенные права Князя навсегда признаны и закреплены международными дого-ворами, в частности договорами, заключенными между Францией и Княжеством 14 декабря 1641 г. и 2 фев-раля 1861 г.

Статья 3. Государственная собственность Княже-ства образуется путем изъятия из частной собственности Князя. Она неотчуждаема и неотъемлема.

Частью государственной собственности являются улицы, площади и дороги Княжества, при условии, что они всегда окажутся открытыми для общественного пользования, за исключением улиц и -дорог, служащих продолжением французских. Земли и строения, которые
будут перечислены в постановлении, подлежащем изданию Князем в течение трех месяцев со дня опублико-вания настоящего акта, также будут составлять часть государственной собственности сверх недвижимостей, указанных в статьях 432 и 433 Гражданского кодекса.

Статья 4. Отменена.

Отдел II ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВА

Статья 5. Все монегаски равны перед законом. Никто из них не пользуется какими-либо привилегиями.

Монегасками являются:

1) все лица, родившиеся в пределах Кня-жества или за границей от отца монегаска.

Внебрачный ребенок, происхождение которого установлено во время его несовершеннолетия пу-тем признания или судебным решением, следует гражданству того из своих родителей, происхож-дение от которого было установлено сначала. Если же акты или решения в равной мере уста-навливают принадлежность к гражданству отца и к гражданству матери, то ребенок следует гражданству отца;

2) иностранка, вышедшая замуж за монак- ского подданного;

3) всякий натурализованный иностранец;

натурализация предоставляется постановлением

Князя по выяснению нравственных качеств и положения ходатайствующего о ней.

Могут быть натурализованы:

a) иностранец, доказавший свое проживание в Княжестве в течение десяти лет по достижении им 21 года;

b) иностранец, получивший от Князя разре-шение установить свой домицилий в Княжестве согласно статье 13 Гражданского кодекса, после постоянного проживания в течение трех лет со дня опубликования постановления с указанным разре-шением.

Этим не должны нарушаться права, ранее приоб-ретенные.

Статья 6. Свобода личности гарантируется. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной законом форме.

За исключением случаев задержания с поличным на месте преступления, никто не может быть подвергнут аре-сту иначе как на основании мотивированного постановле-ния судьи, которое должно быть предъявлено при аресте или же не позднее двадцати четырех часов после него.

Статья 7. Никакое наказание не может быть уста-новлено и применено иначе как в силу закона.

Статья 8. Жилище неприкосновенно. Никакой до-машний обыск не может быть произведен иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной им форме.

Статья 9. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как в интересах общества, в случаях и в форме, установлен-ных законом, и при условии справедливого предвари-тельного возмещения.

Статья 10. Свобода религии и ее публичного испо-ведания, а равно свобода выражать свои миения по всем вопросам гарантируются; преследуются лишь пра-вонарушения, совершенные в связи с осуществлением этих свобод.

Статья 11. Никто не может принуждаться к уча-стию каким бы то ни было образом в религиозных актах и обрядах и к соблюдению установленных религией дней отдыха.

Статья 12. Мопегаски имеют право собираться мирно и без оружия, подчиняясь установленным для осуществления этого права предписаниям, но не испра-шивая для этого предварительного разрешения. Это правило не распространяется на собрания под открытым небом, к которым полностью применяются полицейские правила.

Статья 13. Каждый имеет право обращаться к ор-ганам государственной власти с петициями, подписан-ными одним шщ несколькими лицами.

Статья 14. Учреждается Верховный трибунал в ка-честве первой, а также апелляционной инстанции для рассмотрения жалоб на нарушения прав и свобод, уста-новленных настоящим отделом.

Отдел III

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Статья 15. Правление Княжеством осуществляется под верховенством Князя Государственным министром, при котором состоит Совет.

Статья 16. Государственный министр представ-ляет Князя; Министру принадлежит высшее руководство органами администрации; он распоряжается вооружен-ными силами; он председательствует в Совете Прави-тельства, где его голос дает перевес.

Статья 17. Совет Правительства под председатель-ством Государственного министра состоит из трех совет-ников, назначаемых Князем и возглавляющих три сле-дующих департамента:

1) Внутренних дел (общая полиция, полиция государственной безопасности, народное просве-щение и искусство, религиозные культы, больницы и благотворительные учреждения, административ-ное руководство общиной).

2) Финансы (государственный бюджет, веде-ние государственных регистров, управление запас-ных фондов, государственные имущества, казна-чейство, различные поступления, отношения с монопольными организациями, финансовое руко-водство общиной).

3) Общественные работы и различные во-просы (дороги и общественные работы, обществен-ная гигиена и санитария, гавань).

Всякому решению или представлению Совета Прави-тельства должно предшествовать обсуждение; протокол заседания вносится в особый реестр с подписями после голосования присутствовавших членов.

Постановления министров должны сообразоваться с соответствующими решениями Совета.

Статья 18. Постановлением Князя могут быть уч-реждены палаты или технические комитеты для содей-ствия правительственным советникам в выполнении их обязанностей.

Отдел IV ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

Статья 19. Состав Государственого Совета регу-лируется постановлением Князя.

Председательствование в Совете осуществляется директором судебных учреждений.

Статья 20. На Государственный Совет возлагается подготовка проектов законов и постановлений, которые предлагаются на рассмотрение Князя. Совет рассматри-вает проект бюджета Княжества.

Отдел V ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 21. Законодательная власть осуществляется Князем и Национальным Советом.

Князь издает постановления, необходимые для вы-полнения законов и для применения международных договоров и соглашений.

В случаях различного толкования конституционных положений по вопросу о том, должен ли быть в данном случае издан закон или же постановление, князь решает этот вопрос постановлением в соответствии с заключе-нием Государственного Совета.

Статья 22. Национальный Совет состоит из 18 чле-нов, избираемых на четырехлетний срок путем всеоб-щего голосования по спискам.

Статья 23. Бюро Национального Совета состоит из председателя и вице-председателя, ежегодно избирае-мых Собранием из состава своих членов. Должности мэра и Председателя Национального Совета несдвме’ стимы.

Статья 24. Национальный Совет принимает свой регламент, подлежащий утверждению Князем.

Статья 25. Национальный Совет собирается еже-годно на две очередные сессии, в мае и ноябре, по созыву княжеского Правительства. Каждая сессия мо-жет продолжаться не более пятнадцати дней.

Статья 26. Князь объявляет о закрытии сессии. Он может также созывать Совет на чрезвычайные сессии.

Статья 27. Князь может, получив заключение Го-сударственного Совета, распустить Национальный Со-вет; в этом случае в течение трех месяцев производятся новые выборы.

Статья 28. Сношения князя с Национальным Со-ветом производятся путем посланий, которые огла-шаются Государственным министром.

Статья 29. Государственный министр и правитель-ственные советники имеют доступ в Национальный Со-вет и свои места в нем. По их требованию они должны быть выслушаны.

Статья 30. Законодательная инициатива и право (утверждения законов принадлежат Князю. Князь вводит законы в действие путем опубликования.

Статья 31. Национальному Совету предоставляется возможность просить Князя внести законопроект по какому-либо определенному вопросу, но с указанием в форме предварительного проекта, в частности отно-сительно общественных работ, положений, которые дол-жны быть включены в проект, а также средств и спо-собов его осуществления.

Статья 32. Никакой прямой налог не может быть установлен без согласия Национального Совета.

Статья 33. Составленный Правительством бюджет в целом представляется ежегодно на обсуждение Нацио-нального Совета.

Бюджет публикуется в форме закона.

Расходы княжеского дома определяются ежегодно законом и выделяются в порядке приоритета из общих бюджетных поступлений.

Контроль финансового хозяйства осуществляется Счетной комиссией.

Статья 34. Указанные расходы покрываются за счет кредитов, выделяемых из общих ресурсов Казна-чейства.

Если в результате выполнения бюджета окажутся свободные излишки сверхсметных предположений, то эти излишки вместо обращения на погашение кредитов поступают в резервный фонд, в первоначальном образо-вании которого Князь участвует предоставлением в дар одного миллиона франков.

Статья 35. Национальный Совет определяет на ноябрьской сессии средства, которые могут быть предо-ставлены с 1 января следующего года в распоряжение Коммунального совета для покрытия входящих в его компетенцию расходов на управление, на общественные работы и на местные нужды.

Статья 36. Если расходный бюджет Княжества не принят Национальным Советом в должный срок, то бюд-жет определяется постановлением Князя на базе цифр предыдущего года.

Отдел VI

ОБЩИНА

Статья 37. Княжество составляет единую об-щину.

Статья 38. Имеются одна муниципальная админи-страция, один общинный совет и один муниципалитет в составе мэра и трех его заместителей.

Статья 39. Общинный совет состоит из 15 членов, выбираемых на трехлетний срок всеобщим прямым голо-сованием по спискам.

Мандаты члена общинного совета и члена Националь-ного Совета не являются несовместимыми.

Статья 40. Общинный совет собирается каждые три месяца на очередные сессии. Продолжительность каждой сессии не должна превышать восьми дней.

Статья 41. Кроме того, для рассмотрения спе-циальных вопросов могут созываться чрезвычайные сес-сии по требованию или с разрешения Государственного министра.

Статья 42. Общинный совет может быть распущен постановлением Государственного министра по получении заключения Государственного Совета.

Статья 43. В случае роспуска общинного совета Государственный министр поручает специальной делега-ции выполнять функции совета впредь до выборов нового совета. Эти выборы должны быть произведены в течение трех месяцев.

Статья 44. В общинном совете председательствует мэр, или, за его отсутствием, заместитель его, или совет-ник, следующий по списку.

Статья 45. Общинный совет разрешает дела об-щины. Его решения, сообщенные Государственному ми-нистру, подлежат исполнению через 10 дней после этого сообщения, если со стороны Министра не последует воз-ражений.

Статья 46. Общинный совет выносит постановле-ния указанным в предыдущей статье порядком по сле-дующим вопросам:

1) организация и функционирование местных учреждений; регламентирование местной муници-пальной полиции, гигиена, местное социальное обеспечение;

2) проектирование работ по нивелировке и вы-равниванию общественных дорог в пределах об-щины;

3) проектировка строительства зданий общины;

4) бюджет общины.

Статья 47. Бюджет общины составляется из дохо-дов от общинного имущества и из сумм, ежегодно пре-доставляемых Национальным Советом в распоряжение общины.

Статья 48. Мэр и его заместители выбираются об-щинным советом из числа его членов тайным голосова-нием абсолютным большинством голосов. Эти выборы производятся в течение месяца, следующего за выборами общинного совета.

Если после двух голосований ни один кандидат не по-лучит требуемого большинства, производится баллоти-ровка между двумя кандидатами, собравшими наиболь-
шее число голосов. В случае равенства голосов выбран-ным считается старейший по возрасту.

Заседание, в котором производятся указанные выборы, ведется под. председательством старейшего по возрасту члена общинного совета.

Статья 49. Мэр является представителем высшей власти по выполнению законов и постановлений. Он яв-ляется также представителем и уполномоченным общины по охране и управлению ее имуществом, по выполнению решений общинного совета и по руководству муници-пальными органами. Он представляет общину в судебных учреждениях. Он является гражданским должностным лицом.

В случае отсутствия мэра или каких-либо препятствий его заменяет один из его заместителей, а за отсутствием их — один из членов общинного совета в порядке списка.

Статья 50. На имя мэра как такового казначей-ством Княжества открываются кредиты в размере не свыше предоставленных общинному совету сумм.

Статья 51. Только мэр может выдавать платежные приказы казначейству в пределах указанных кредитов, как на свое имя, так и на имя других лиц.

Однако, если он откажет в выдаче приказа об оплате расхода, правильно разрешенного и подлежащего оплате, оплата производится по распоряжению Государственного министра, заменяющему приказ мэра.

Статья 52. Счета финансового управления мэра за истекший год представляются им общинному совету в на-чале нового года. Они подлежат передаче на утвержде-ние Государственного министра.

Статья 53. Если мэр отказывается выполнить ка-кую-либо свою обязанность или пренебрегает ею, Госу-дарственный министр может, предъявив ему соответ-ствующее требование, выполнить эту обязанность в слу-жебном порядке.

Статья 54. Распоряжением Государственного ми-нистра мэр и его заместители могут быть отстранены на два месяца от выполнения своих обязанностей.

Распоряжением Государственного министра, издан-ным по получении заключения Государственного Совета, мэр и его заместители могут быть отозваны.

Мэр или его заместитель, будучи отозваны, не яв-ляются больше членами общинного совета и могут быть вновь избраны не ранее чем по истечении трех лет.

Статья 55. Предписания изданных ранее постано-влений Князя, в частности 11 июля 1909 г. о муниципаль-ной полиции и 7 мая 1910 г. об общинном совете, срхра- няют силу, поскольку они не противоречат настоящей Конституции.

Статья 55Ыз. Возрастной ценз для лиц, избирае-мых в Национальный Совет и в общинный совет, уста-навливается в 25 лет.

Члены Совета Правительства и члены судебной маги-стратуры не могут быть членами Национального Совета.

Все прочие должностные лица обладают правом быть избранными в Национальный Совет. Однако число таких членов Совета не может быть больше трех. В случае из-брания более трех должностных лиц в результате разде-ления голосов поровну между несколькими кандидатами предпочтение отдается старейшему по возрасту.

Статья 56. Выборы в Национальный Совет и в об-щинный совет регламентируются статьями 6—75 Закона № 30 от 3 мая 1920 г. о муниципальных органах с при-менением, поскольку это касается Национального Совета, новых предписаний, вытекающих из настоящего положе-ния.

Постановлением Киязя будут определены условия, на которых женщины будут допущены к участию в выборах, с оговоркой о последующем расширении этого участия, подлежащего также регламентированию постановлением1.

Такая же оговорка устанавливается относительно вве-дения системы пропорционального представительства.

Отдел VII ПРАВОСУДИЕ

Статья 57. В судоустройство Княжества, действую-щее на основании постановления 18 мая 1909 г., не вно-сится никаких изменений.

] Постановлением 19 мая 1945 г. женщинам предоставлено было право участия в выборах общинного совета.

Статья 58. Верховный трибунал, учреждаемый со-гласно статье 14 настоящей Конституции, состоит из пяти членов, назначаемых Князем, а именно: одного члена —. по представлению Государственного Совета, одного — Национального Совета, двух — Апелляционного суда и одного — гражданского трибунала первой инстанции.

Указанные органы представляют по два кандидата на каждое место.

Общие положения

Постановление Князя, изданное в соответствии с прин-ципами настоящего конституционного закона, определяет подробности его применения.

Переходные положения

Настоящая Конституция вступает в действие немед-ленно после выборов в Национальный Совет и в общин-ный совет. Эти выборы должны быть произведены не позднее 1911 г.

До введения в действие Конституции общинный совет продолжает функционировать на законном основании согласно постановлениям о его учреждении.

МОНА́КО (Княжество Монако, Prin-cipauté de Monaco) - го-су-дар-ст-во на юге Ев-ро-пы.

Об-щие све-де-ния

Монако - го-су-дар-ст-во на юге Ев-ро-пы. Распо-ло-же-но на по-бе-ре-жье Сре-ди-зем-но-го моря (дли-на бе-ре-го-вой ли-нии 4,1 км), с су-ши ок-ру-же-но тер-ри-то-ри-ей Фран-ции (про-тя-жён-ность гра-ни-цы 4,4 км). Од-но из са-мых ма-лень-ких го-су-дарств ми-ра, по пло-ща-ди (2,02 км2 в 2008 год; 1,97 км2 в 2000 год; уве-ли-чи-ва-ет-ся за счёт на-сып-ных тер-ри-то-рий; максимальная про-тя-жён-ность ме-нее 3 км, ши-ри-на от 350 до 1050 м) пре-вос-хо-дит толь-ко Ва-ти-кан.

По чис-лу жи-те-лей (35,9 тыс. человек в 2010 год; 31,1 тыс. человек, 2008 год, пе-ре-пись) в Ев-ро-пе опе-ре-жа-ет толь-ко Ва-ти-кан. Сто-ли-ца - Мо-на-ко . Официальный язык - фран-цуз-ский; рас-про-стра-не-ны так-же италь-ян-ский, мо-не-га-ск-ский и ан-глийский язы-ки. Де-неж-ная еди-ни-ца - ев-ро (Монако име-ет пра-во че-ка-нить так называемые мо-нак-ские ев-ро - мо-не-ты в основном для ну-миз-ма-тов и ту-ри-стов).

Монако пред-став-ля-ет сплош-ную ур-ба-ни-зи-рованную тер-ри-то-рию, в административном от-но-ше-нии раз-де-лён-ную на 4 рай-она (Мо-на-ко-Виль, Мон-те-Кар-ло, Ла-Кон-да-мин, Фон-вь-ей), вклю-чаю-щие 10 сек-то-ров.

Монако - член ООН (1993 год), ОБСЕ (1973 год), СЕ (2004 год), пред-ста-ви-тель-ст-во при ЕС (с 2000 года).

Го-су-дар-ст-вен-ный строй

Монако - уни-тар-ное государство. Кон-сти-ту-ция при-ня-та 17 декабря 1962 года. Фор-ма прав-ле-ния - кон-сти-туционная мо-нар-хия (кня-же-ст-во).

Гла-ва государства - князь (Prince), ко-то-ро-му, со-глас-но Кон-сти-ту-ции, при-над-ле-жит ис-пол-нительая власть. Князь на-зна-ча-ет и от-зы-ва-ет чле-нов пра-ви-тель-ст-ва, мо-жет в лю-бое вре-мя рас-пус-тить пар-ла-мент, пред-став-ля-ет государство в государственных сно-ше-ни-ях и име-ет пра-во за-клю-чать и ра-ти-фи-ци-ро-вать до-го-во-ры, из-да-ёт ор-до-нан-сы во ис-пол-не-ние та-ких до-го-во-ров и за-ко-нов.

Кня-зю по-мо-га-ют со-ве-щательные ор-га-ны: Со-вет Ко-ро-ны, кон-суль-ти-рую-щий гла-ву государства по во-про-сам ме-ж-ду-народных до-го-во-ров, рос-пус-ка пар-ла-мен-та, ам-ни-стии и по-ми-ло-ва-ния, и Государственный со-вет, ко-то-рый да-ёт за-клю-че-ние на про-ек-ты ор-до-нан-сов и за-ко-нов.

На-сле-до-ва-ние тро-на, сво-бод-но-го вслед-ст-вие смер-ти или от-ре-че-ния, про-во-дит-ся по пря-мой и за-кон-ной нис-хо-дя-щей ли-нии по-том-ков пра-вя-ще-го кня-зя в по-ряд-ке пер-во-род-ства, с при-ори-те-том по муж-ской нис-хо-дя-щей ли-нии в том же уров-не род-ст-ва.

За-ко-но-дательная власть при-над-ле-жит кня-зю и Национальному со-ве-ту (пар-ла-мент), со-стоя-ще-му из 24 де-пу-та-тов, из-би-рае-мых на 5 лет пу-тём все-об-ще-го пря-мо-го го-ло-со-ва-ния. Пол-но-мо-чия пар-ла-мен-та ог-ра-ни-че-ны: он не име-ет пра-ва кон-тро-ли-ро-вать дея-тель-ность пра-ви-тель-ст-ва, а так-же вы-сту-пать с за-ко-но-дательными ини-циа-ти-ва-ми.

Ис-пол-нительная власть осу-ще-ст-в-ля-ет Пра-ви-тельственный со-вет, воз-глав-ляе-мый государственным ми-ни-ст-ром. Государственный ми-нистр, чле-ны Пра-ви-тель-ственного со-ве-та на-зна-ча-ют-ся и ос-во-бож-да-ют-ся от дол-жно-сти кня-зем и под-от-чёт-ны толь-ко ему.

В Монако су-ще-ст-ву-ет мно-го-пар-тий-ная сис-те-ма. По-ли-тические пар-тии: Национальный со-юз за бу-ду-щее Монако, Со-юз за Кня-же-ст-во, Дви-же-ние за Монако, Пар-тия мо-не-га-сков и др.

При-ро-да

Монако рас-по-ло-же-но у под-но-жий При-мор-ских Альп, на гор-ном скло-не до высоты 500 м, в 20 км к се-ве-ро-вос-то-ку от Ниц-цы. По-бе-ре-жье Сре-ди-зем-но-го моря, его Ла-зур-ный бе-рег, пред-став-лен бух-той с пес-ча-ным пля-жем и кру-ты-ми ска-ли-сты-ми утё-са-ми.

Кли-мат мяг-кий, суб-тро-пи-че-ский сре-ди-зем-но-мор-ский; в го-ду от-ме-ча-ет-ся около 300 сол-неч-ных дней. В год вы-па-да-ет около 500 мм осад-ков, пре-имущественно в зим-ний пе-ри-од, в ви-де крат-ко-временных про-лив-ных до-ж-дей. Снег вы-па-дает край-не ред-ко.

Средние температуры ян-ва-ря около 9 °C, ию-ля около 24 °C. Сво-бод-ные от за-строй-ки скло-ны гор по-кры-ты бо-га-той и раз-но-об-раз-ной суб-тро-пическою рас-ти-тель-но-стью.

На-се-ле-ние

Ко-рен-ное на-се-ле-ние Монако - мо-не-га-ски - со-став-ля-ют 21,5% населения (2008 год, пе-ре-пись). Про-жи-ва-ют так-же фран-цу-зы (28,2%), италь-ян-цы (18,6%), анг-ли-ча-не (7,5%), бель-гий-цы (2,8%), нем-цы (2,5%), швей-цар-цы (2,5%), пор-ту-галь-цы (1,5%), аме-ри-кан-цы (1%) и др.

С начала XX века на-се-ле-ние Монако уве-ли-чи-лось в 2 раза (15,5 тыс. человек в 1903 году; 25 тыс. человек в 1975 году) главным образом за счёт им-ми-гран-тов из Фран-ции и Ита-лии. Смерт-ность (8,3 на 1000 жителей в 2011 году, оцен-ка; 12,96 в 2008 году, пе-ре-пись) пре-вы-ша-ет ро-ж-дае-мость (со-от-вет-ст-вен-но 8,3 и 9,1 на 1000 жителей).

Не-смот-ря на ес-тественную убыль на-се-ле-ния, в начале XXI века бла-го-да-ря при-то-ку ино-стран-цев со-хра-ня-ет-ся не-боль-шой об-щий при-рост (в срелнем 0,9% в год в 2002-2007 годы; 0,4% в 2009 году).

По-ка-за-тель фер-тиль-но-сти 1,5 ре-бён-ка на 1 жен-щи-ну (2011 год); мла-ден-че-ская смерт-ность 1,8 на 1000 жи-во-ро-ж-дён-ных (2011 год). В воз-рас-тной струк-ту-ре на-се-ле-ния до-ля де-тей (до 15 лет) 12,8%, на-се-ле-ния тру-до-спо-соб-но-го воз-рас-та (15-64 го-да) - 63,5%, лиц 65 лет и стар-ше - 23,7% (2008 год, пе-ре-пись).

На-се-ле-ние Монако - са-мое ста-рое в ми-ре: средний воз-раст жи-те-лей 49,4 го-да (муж-чи-ны - 48,4; жен-щи-ны - 50,5; 2011 год). Средняя ожи-дае-мая про-дол-жи-тель-ность жиз-ни 89,7 го-да (жен-щи-ны - 93,8, муж-чи-ны - 85,8; 2011 год) - са-мый вы-со-кий ми-ро-вой по-ка-за-тель. 51,2% население - жен-щи-ны, 48,8% - муж-чи-ны (2008 год).

Плот-ность на-се-ле-ния (около 17,8 тыс. человек/км2) - од-на из са-мых вы-со-ких в ми-ре; наи-бо-лее плот-но за-се-лён де-ло-вой и пор-то-вый район Ла-Кон-да-мин (19,2 тыс. человек/км2), наи-ме-нее -административный район Мо-на-ко-Виль (5,3 тыс. человек/км2).

Все-го в эко-но-ми-ке за-ня-то свыше 45,6 тыс. человек, из них жи-те-ли Монако - около 8 тыс. человек, ос-таль-ные еже-днев-но при-ез-жа-ют на ра-бо-ту из со-сед-них рай-онов Фран-ции (свыше 33 тыс.) и Ита-лии. Сре-ди ра-бо-таю-щих в сфе-ре ус-луг за-ня-то 79% (в т. ч. тор-гов-ля 52%, ту-ризм 11%, бан-ков-ско-фи-нан-со-вый биз-нес 7%), строи-тель-ст-ве 13%, промышленности 8% (2008).

Ре-ли-гия

Ве-рую-щие - ка-то-ли-ки (около 90%), пред-ста-ви-те-ли других кон-фес-сий ма-ло-чис-лен-ны (2010, оцен-ка). Дей-ст-ву-ет один ар-хи-дио-цез Рим-ско-ка-то-лической церк-ви, по одному при-хо-ду Кон-стан-ти-но-поль-ской пра-во-слав-ной церк-ви и Анг-ли-кан-ской церк-ви.

Ис-то-ри-че-ский очерк

Впер-вые название «Монако» за-фик-си-ро-ва-но у Ге-ка-тея Ми-лет-ско-го (ру-беж VI-V веков до н. э.), со-об-щив-ше-го о «ли-гу-рий-ском го-ро-де Мо-ной-кос (Μόνοιϰος)». В даль-ней-шем гре-ки ис-тол-ко-ва-ли этот то-по-ним как од-но из про-звищ Ге-рак-ла - «оди-но-кий».

Не позд-нее V века мас-си-лий-ские гре-ки ос-но-ва-ли в Монако фак-то-рию, на зем-ле ко-то-рой су-ще-ст-во-вал храм, по-свя-щён-ный Ге-рак-лу. В конце II века го-род по-пал под власть рим-лян и по-лу-чил название Portus Herculis Monoeci. С конца I века до н. э. вхо-дил в провинцию При-мор-ские Аль-пы.

Че-рез Монако из Ита-лии в Гал-лию шла од-на из важ-ней-ших до-рог Римской им-пе-рии - Виа-Юлия-Ав-гу-ста. С 476 года н. э. Монако на-хо-дил-ся в со-ста-ве Вест-гот-ско-го ко-ро-лев-ст-ва, с 507 года - государства ост-го-тов, с 552 года - Франк-ско-го го-су-дар-ст-ва. В IX-X веках рай-он Монако под-вер-гал-ся, как и всё по-бе-ре-жье Про-ван-са и Ли-гу-рии, на-па-де-ни-ям арабских пи-ра-тов и в зна-чительной ме-ре обез-лю-дел. Стал вновь за-се-лять-ся по-сле из-гна-ния ара-бов из кре-по-сти Фрак-си-нет в 972 году.

В конце X-XI веков за власть над Монако со-пер-ни-ча-ли граф-ст-во Про-ванс и Ге-ну-эз-ская рес-пуб-ли-ка . В 1191 году император Ген-рих VI Штау-фен при-знал Монако вла-де-ни-ем Ге-нуи, что бы-ло под-твер-жде-но до-го-во-ром 1240 года ме-ж-ду Ге-ну-ей и Про-ван-сом.

В XIII-XIV веках Монако был аре-ной борь-бы ме-ж-ду гвель-фа-ми и ги-бел-ли-на-ми. В 1297 году сень-о-ром Монако стал знат-ный ге-ну-эзец, сто-рон-ник гвель-фов Фран-че-ско Гри-маль-ди (см. Гри-маль-ди), од-на-ко уже в 1301 году ге-ну-эз-ские ги-бел-ли-ны вер-ну-ли Монако под свой кон-троль. В 1331 году в Монако обос-но-вал-ся двою-род-ный пле-мян-ник Фран-че-ско - Карл Гри-маль-ди; в 1346 году он под-чи-нил г. Мен-то-на, в 1355 году - г. Рок-брюн (ны-не Рок-брюн-Кап-Мар-тен). В 1357 году ге-ну-эз-цы вер-ну-ли власть над Монако, но Гри-маль-ди су-ме-ли удер-жать Мен-то-ну и Рок-брюн. С 1419 года они окон-ча-тель-но ут-вер-ди-лись в Монако. В 1388 году, ко-гда граф-ство Ниц-ца пе-ре-шло Са-вой-ско-му до-му (см. Са-вой-ская ди-на-стия), Монако ока-за-лось с су-ши пол-но-стью ок-ру-же-но его вла-де-ния-ми. В 1489 году не-за-ви-си-мость Монако бы-ла при-зна-на Са-вой-ей и Фран-ци-ей, по-сле не-удач-ной по-пыт-ки вер-нуть кон-троль над Монако си-лой (1506-1507 годы) так-же Ге-ну-ей.

Август 6, 2018

Если вы собираетесь какое-то время пожить в Монако или вообще уехать в это уникальное государство навсегда, то вам небезынтересно было бы узнать, что представляет собой его правовая и судебная система. Несмотря на то, что страна занимает всего два квадратных километра, а ее население составляет 35 тысяч жителей – это именно отдельное государство, а не коммуна Франции, и соответственно оно имеет свой аппарат власти, суверенитет, социальную базу, право собирать налоги, внутренние и внешние функции.Поскольку Монако граничит с Францией со всех сторон, то, конечно, имеет от нее особую зависимость. Взамен Монако получает от этой страны защиту, например, в случае войны Франция обязуется взять крошечное Монако под свою опеку. Тем не менее, в Монако имеется своя армия, численность которой составляет сто человек. Правда, в местном военном оркестре музыкантов больше, вероятно потому, что они более востребованы…

Влияние французского законодательства

Правовая система Монако относится к романо-германской правовой семье , а значит ей присуще чёткое отраслевое деление норм права. Конечно, Франция не могла не оказать на нее существенного влияния, поэтому конституции этих государств в общем-то идентичны. Некоторые пункты французского законодательства буквально дублируются в Монако и применяются там с абсолютной точностью. Это касается целого ряда различных сфер деятельности, например, телекоммуникаций, страхования, почты и так далее. Никакой разницы с французскими законами в этих областях нет.

В области гражданского права монегаски тоже не стали оригинальничать, они взяли за основу гражданский кодекс Франции, созданный в далеком 1804 году, и практически ничего в нем не изменили. Да и с правом в области торговли власти Монако решили не экспериментировать: посмотрев на процветающую Францию, они продублировали и ее торговый кодекс, внеся самые минимальные и формальные поправки, чтобы не выглядеть полными плагиаторами. На суть документа данные исправления не повлияли.

Поскольку Монако – все же отдельная страна, то своя Конституция в ней, разумеется, есть. Как и любая европейская Конституция, она основывается на уважении основных прав и свобод человека.

Экономика и трудовое право

Экономика Монако, как известно, имеет свои особенности. Это государство уникально прежде всего потому, что в нем живут самые богатые люди планеты. Со всей Земли сюда стекаются их миллионы и миллиарды. Чтобы притянуть в страну желанные иностранные капиталы, власти ввели льготный налоговый режим, которого нет больше нигде в мире. Блестящая идея сработала, и в крохотное Княжество стали собираться миллиардеры со всего света, дабы сохранить и приумножить свои богатства. Сегодня в Монако действует более 800 иностранных компаний, имеющих статус международных, и благополучно работает 50 банков.

Если вы планируете устроиться в Монако на работу, то, вероятно, вам интересно узнать, что собой представляет трудовое право этой страны. Власти сделали его вполне соответствующим международным стандартам. Но, конечно, минимальную оригинальность они проявили и тут. Например, рабочая неделя по законам Монако составляет не грубых 40 российских, и даже не 35 ленивых французских, а – изящных 39 часов. То есть, монегаски уверены, что миллионы – миллионами, а работать все-таки надо.

Работая в Монако, вы имеете полное право объединяться в любые профсоюзы. Если вас не устроит «нищая» зарплата в 3-5 тысяч евро, ничуть не смущаясь, выходите бастовать. Никто вас за это не арестует: в Конституции ваше право на забастовку зафиксировано с недвусмысленной ясностью. Но вот если вы имеете должность в каком-нибудь госучреждении, то о протестах и высказывании неудовольствия можете забыть – госслужащим бастовать запрещено. Да и в самом деле, зачем пилить сук, на котором сидишь?

Преступления и наказания

Смертная казнь была разрешена в Монако до 1962 года. Но гуманные власти этим страшным приговором не пользовались с середины XIX века. Последний заключенный был казнен в 1847 году, после чего нарушителей закона стали помещать в комфортную местную тюрьму, где сегодня в камерах стоят телевизоры и кондиционеры, а из окон открывается роскошный вид на Княжество.

Число счастливчиков, то есть, простите, преступников, которые смиренно отбывают там наказание, каясь в содеянных грехах, составляет не более 10 человек. По загадочным причинам большинство из них – россияне. Это, без сомнения, свидетельствует об их исключительных способностях. Совершить серьезное правонарушение в Монако весьма проблематично: здесь каждый третий житель – полицейский, и через каждые двадцать метров висят видеокамеры.

Судебная система

Французское законодательство бесцеремонно проникло и в местное судопроизводство, а точнее – его тоже старательно переписали местные власти, не утруждаясь что-то менять. Чтобы добавить какой-нибудь нюанс, всю судебную власть официально передали в руки действующему Князю. Однако это не значит, что он лично ею распоряжается. Правитель делегирует эти полномочия преданным вассалам, коими являются суды и трибуналы Монако, они же в свою очередь дейстуют от лица главы государства.

Судебная система Монако вполне традиционна. Верховный суд назначается Князем, он состоит из пяти членов и двух заместителей, которые работают не более четырех лет, а затем переизбираются опять же Князем. Но, чтобы он принял решение о назначении, ему необходимо внимательно рассмотреть кандидатуры, которые предлагает Государственный совет, парламент, Совет Короны, Апелляционный суд и гражданский суд первой инстанции. Верховный суд является высшим судебным органом и выполняет основные функции конституционного контроля, поэтому неудивительно, что ему уделяется такое пристальное внимание.

Оставшиеся суды представлены Кассационным и Апелляционным, судом первой инстанции и мировым. Его судьи также назначаются монархом, после рекомендации различными инстанциями. В судах имеют право работать французские граждане, и на практике такое нередко случается.

Если вам необходимо юридическое сопровождение в Монако, обратитесь в надежную международную компанию Cofrance SARL. Мы поможем урегулировать любые вопросы или представим ваши интересы на суде.

Вконтакте



Просмотров