Нарушение норм материального права. Нормы материального и процессуального права. Особенность процедурных норм материального права Что такое материальное право

На каждом этапе развития общества государство устанавливает правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в соответствии с задачами и функциями самого государства. Одновременно государство определяет и формы осуществления правовых норм, что необходимо для регулирования деятельности различных субъектов, применяющих и исполняющих эти нормы. В результате возникают процессуальные правовые нормы, которые имеют субъективный характер, служат формой реализации и проявления норм материального права.

Материальное и процессуальное право соотносятся как содержание и форма.

Нормы материального права прямо влияют на определенную сферу общественных отношений, регулируют ее, закрепляя исходные права и обязанности субъектов права в данной сфере, обеспечивают регулятивные и охранительные функции права.

К отраслям материального права относятся конституционное, гражданское, административное, трудовое, финансовое, уголовное, экологическое, земельное, семейное право и т.п..

Нормы материального права (и соответствующие отрасли) закрепляют правовое положение лиц и имущества, отношения собственности и другие неимущественные отношения, определяют структуру, компетенцию и порядок деятельности различного рода государственных органов, учреждений, устанавливают основания и пределы ответственности за правонарушения и т.д.

Материальное право имеет свои, присущие ему, процессуальные формы. Оно устанавливает условия и основания возникновения процессуального права. Процессуальные нормы (институты, подотрасли, отрасли) регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм всех отраслей права, определяют права и обязанности субъектов процессуально-правовых отношений, закрепляют порядок и процедуры применения норм материального права.

В группу отраслей процессуального права входят гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право, уголовно-исполнительное право, арбитражное право. Идет процесс становления таких отраслей процессуального права, как административно-процессуальное и конституционно-процессуальное.

Так, гражданско-процессуальное право содержит нормы, определяющие порядок рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров, регламентирующие ход судебного разбирательства, порядок вынесения и обжалования судебного решения, закрепляющие правовое положение участников гражданского процесса.

Уголовно-процессуальное право составляют нормы, которые регулируют деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда по расследованию и рассмотрению уголовных дел, их взаимоотношения с гражданами и между собой в ходе следствия и судебного разбирательства. Уголовно-процессуальное право определяет цели и задачи уголовного судопроизводства, права и обязанности участников уголовного процесса.

Уголовно-исполнительное право - это совокупность норм, определяющих порядок и условия отбывания наказания и изменения мер исправительного воздействия к лицам, осужденным за совершение преступлений. Уголовно-исполнительное право включает также нормы, которые устанавливают порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих приговоры за совершение преступлений, регулируют вопросы, связанные с формами участия общественности в исправлении осужденных, и т.д.

Процессуальные отрасли отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся в непроцессуальных отраслях, устанавливают порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел, разрешения конфликтных ситуаций. Необходимым условием эффективного действия всего права и реализации его регулятивной функции является тесная связь и сочетание материального и процессуального права.

В системе права в соответствии с целью и социальным назначением правовых норм выделяют два крупных блока - частное и публичное право.

Частное право включает нормы, регламентирующие отношения и защищающие частные интересы граждан и негосударственных объединений. К частному праву относятся отрасли гражданского права, трудовое, предпринимательское, авторское, жилищное, семейное право. Сердцевиной частного права выступает гражданское право. В правовой системе России идет процесс формирования таких отраслей частного права, как медицинское, образовательное право, право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности и др. Особенностью частного права, как видим, является его направленность на человека, утверждение и реализацию его конституционных прав.

Публичное право составляют нормы, регулирующие отношения государства, его органов с гражданами и другими субъектами права и обеспечивающие, общественно значимые (публичные) интересы. В системе публичного права выделяют следующие отрасли: конституционное право, административное, финансовое, военное, уголовное право, гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и т.д. Публичное право выражает государственные, межгосударственные и общественные отношения.

В современной юридической литературе рассматриваются следующие критерии различения публичного и частного права.

1) Интерес. Публичное право ориентируется на удовлетворение общественных, государственных интересов. Частное - на удовлетворение личных, частных и корпоративных интересов.

2) Предмет правового регулирования . Для публичного права таковым выступает устройство и функционирование государства и его институтов; основные институты гражданского общества; основы правовой системы, правотворчества и правоприменения; принципы, нормы и институты межгосударственных и международных организаций. Частное право регулирует имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, которые возникают по поводу духовных благ и связаны с личностью их участников.

3) Метод правового регулирования . В публичном праве государственные органы могут предписывать субъектам права определенные варианты поведения, требовать их исполнения, неукоснительного соблюдения действующего законодательства, применять меры государственного принуждения к нарушителям. Граждане могут обжаловать принимаемые государственными органами решения. Но если они вступили в законную силу, то гражданин обязан выполнить эти решения (метод субординации). В частном праве действует метод координации. Все отношения строятся на принципах равноправия субъектов права. Они возникают, изменяются и прекращаются по их волеизъявлению. В частном праве личность выступает равноправным партнером государства.

4) Субъективный состав . Публичное право регулирует отношения частных лиц с государством, а также между государственными органами. Нормы частного права регулируют отношения между собой частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями.

Как видим, публичное право - это область власти и подчинения, частное право - область свободы и частной инициативы. Однако частное право не может существовать без публичного, так как оно опирается на публичное право, охраняется и защищается им.

Следовательно, между частным и публичным правом существует тесная взаимосвязь. Их же разграничение в системе права в определенной степени условно и является необходимой предпосылкой для установления границ сферы частного права, которые обеспечивают защиту прав и интересов граждан и их объединений от вмешательства государственных интересов.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом (Правовой портал).

В чем заключается основное отличие в материальнои и процессуальном законе?

Статья 363. Нарушение или неправильное применение норм материального права Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случае, если: суд не применил закон, подлежащий применению; суд применил закон, не подлежащий применению; суд неправильно истолковал закон. (ст. 363, \"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации\" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)) Статья 364. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права 1. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции только при условии, если это нарушение или неправильное применение привело или могло привести к неправильному разрешению дела. 2. Решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов кассационных жалобы, представления в случае, если: 1) дело рассмотрено судом в незаконном составе; 2) дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания; 3) при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором ведется судебное производство; 4) суд разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; 5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые указаны в решении суда; 6) решение суда принято не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; 7) в деле отсутствует протокол судебного заседания; 8) при принятии решения суда были нарушены правила о тайне совещания судей. (ст. 364, \"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации\" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002))

Материальный закон содержит саму норму права (правило поведения), процессуальный закон устанавливает порядок исполнения данной нормы права.

Если суд не применил закон, который должен был применить - это нарушение процессуального или материального права?

Не нарушение, а неправильное применение Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.

процесуального!

Странно что такой вопрос задаёт Анна Семинович.

поэтому и задаёт, что СемИнович.

Материального права (ч. 2 ст. 330 ГПК РФ) !

Это нарушение процессуальных норм права (см. внутри)??? Какие последствия??? В суд был подан иск. несколько требований. Одно из них было добавлено в ходе процесса (увеличение исковых требований) и внесено в протокол. Суд нарассмотрел его. Да, не удевляйтесь Суд просто напросто забыл, а истец в суд заседании отсуствовал. Кое что суд удовлетворил, кое вчем отказал, а вот одно из них никак не отразил в решении.

Была подана кассационная жалоба. В которой обращалось внимание на этот момент. Однако суд второй инстанции оставил без изменение решение суда первой инстанции, а указанное требование игнорировал. Ни в мативировочной ни вкакой другой части решения не дается оценки. Истец опять-таки отсуствовал.

Подать надзорную предлогаю и поприсуствовать наконец-то)))

На что ссылаться? Где-то В ГПК видел норму, то-ли обязывающую суд рассматривать исковые требования, то-ли определяющую последствия нерассмотрения судом заявленных требований. Подскажите плз, кто знает.

Еще один момент, а надо-ли в надзор. Тут мне кажется нарушены нормы процессуального права. Прокатит ли? Или завернут и скажут ты имеешь право заявлять это требование отдельно?

В соответствии с п. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Можно и в надзор обратиться. А действительно ли стоит тратить более 3 месяцев на отмену ранее вынесенного решения. Если не рассмотренное требование напрямую не связано с рассмотренными, обратитесь в отдельном производстве. Хотя вступившее в законную силу решение суда может усложнить рассмотрение дела по существу - установленные факты, уже имеющиеся выводы суда и проч. Ситуацию надо рассматривать в комплексе.

Растолкуйте пожалуйста что такое нарушение материального права и что такое нарушение норм процессуального права?

Процессуальная процедура - это порядок реализации материальных охранительных норм (по-другому - санкций). Соответственно, нормы, регламентирующие процедуру реализации санкций, являются процессуальными. Так, гражданское процессуальное право целиком представляет собой процедурную отрасль, назначение которой - регламентировать порядок реализации санкций гражданско-правовых норм, а уголовно-процессуальное право определяет порядок реализации норм уголовного права, которое в целом имеет охранительную природу и состоит из охранительных норм.а материальные содержаться в уголовном процессе кстати говоря с чего вы решили что суд руководствовался только законами а не конституцией вообще то у нас конституция и законы как правило не вступают в противоречие

В дополнение к изложенному: Неправильным применением норм материального права является: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.

является ли такое определение суда вынесенным с нарушением норм материального или процессуального права есть дом, расположенный на земельном участке. общая долевая собственность - три собственника. был судебный спор о перераспределении долей на дом, в результате стороны заключили мировое соглашение, утвержденное определением суда. в результате мирового соглашения у одного из собственников значительно увеличилась доля на дом, вопрос о земле в мировом соглашении не затрагивался.
так вот нарушает ли такое определение закон, поскольку в статье 35 Земельного кодекса установлено, что отчуждение доли на дом, влечет отчуждение доли на землю? должен ли был суд в этом случае в соответствии с 35 статьей решить вопрос и о земле?

ауауауау

Это не отчуждение, а определение долей. Закон не об этом.

Да, умная, но бесплатно я отдыхаю. Хотя: как это можно было рассматривать спор без рассмотрения вопроса об аренде земли или собственности на нее?

Является ли вот такая ситуация нарушением норм процессуального права. Районный суд признает квтитанцию об отправлении письма доказательством его вручения.
Юридический бред-с. Недопустимое док-во.

Есть Почтовые провила, утвержденные Правительстовм РФ - отправитель поручает оператору уведомить его о получении
По аналогии, естьч.1 ст. 116. ГПК РФ - расписка в получении повестки на корешке, также - получая РПО, мы расписываемся на уведомлении. Есть ли здесть нарушение норм процессуального права - ст. 60, ч.1 ст. 1 ГПК РФ? Думаю, что есть.

А вы что думаете?

Для надзора нужно.

Нет это нарушение норм материального права. Обычно надзорные инстанции считают, что п.2 ст.364 ГПК РФ определяет конкретный и достаточный перечень случаев нарушения норм процессуального права.

В районных судах вообще бардак, не по законам, а по понятиям. Если получатель- гос. орган, то да, все правильно. Если физ. лицо- можно спорить

письмо перешедшее во власть почты, теоретически должно быть на 100% доставлено получателю, но не всегда это так, оспорить дело? правда как? Квитанция об отсылке у отправителя есть, а у вас на руках ничего нет! На западе практикуется таже система, но правда письма доходят.

Статья 115. Доставка судебных повесток и иных судебных извещений 1. Судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд. 2. Судья может с согласия лица, участвующего в деле, выдать ему на руки судебную повестку или иное судебное извещение для вручения их другому извещаемому или вызываемому в суд лицу. Лицо, которому судья поручил доставить судебную повестку или иное судебное извещение, обязано возвратить в суд корешок судебной повестки или копию иного судебного извещения с распиской адресата в их получении. Статья 116. Вручение судебной повестки 1. Судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки. Повестка, адресованная организации, вручается соответствующему должностному лицу, которое расписывается в ее получении на корешке повестки. 2. В случае, если лицо, доставляющее судебную повестку, не застанет вызываемого в суд гражданина по месту его жительства, повестка вручается кому-либо из проживающих совместно с ним взрослых членов семьи с их согласия для последующего вручения адресату. 3. При временном отсутствии адресата лицо, доставляющее судебную повестку, отмечает на корешке повестки, куда выбыл адресат и когда ожидается его возвращение. 4. В случае, если неизвестно место пребывания адресата, об этом делается отметка на подлежащей вручению судебной повестке с указанием даты и времени совершенного действия, а также источника информации.

Смотря какой направленности это письмо. Если это процессуальный документ, требующий вручения, то, однозначно, процессуальное нарушение, которое может быть отражено в жалобе. Если это \"письмо\" оценивалось судом как доказательство по делу, то в зависимости от того, каким образом в решении оценены другие доказательства. Например, если есть другие доказательства, а содержание письма, только их \"оттеняет\", то это одно. Если же все доказательства построены на письме, а обстоятельства иска требуют знания, изложенных в письме событий стороной процесса, то процессуального нарушения здесь нет. Вопрос в правильности (неправильности) оценки доказательств судом.

что означает \"нарушение материального и процессуального права\"?

Расскрою это позицию на примере. Нарушение материальных норм - это нарушение норм, которые регулируют непорседственно какие либо - правоотнношения, которое как правило выражается в неправильном их применении или истолковании. Так за непредоставление сведений необходимых для налогового контроля применяется налоговая санкция, определенная пунктом 2 статьей 126 НК РФ. Но она может использоваться только к контрагентам в рамках встречной проверки и ее применение к обычным налогоплательщикам в рамках камеральной проверки является незаконным. Таким образом, применение пункта 2 статьи 126 к обычным налогоплательщикам в рамках камеральной или выездной проверки является нарушением норм материального права. И судебный орган в своем решении указал нам, что это и есть непосредственно нарушение норм материального права. Что касается процессуального нарушения, то это действительно нарушение норм процессуального права, которые уже не определяют взаимоотношения между их учатниками, а регулирует процедуру уже как правило судебных взаимоотношений. Так процессуальным нарушением будет ненадлежащие извещение одной из сторон судом для присутствия в судебном разбирательстве.

Материальное право-это юридическое понятие, которое обозначает правовые нормы, с помощью которых государство воздействует на общественные отношения, прямо и непосредственно регулируя их. Нормы материального права закрепляют формы собственности, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т.д. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО - часть норм правовой системы, регулирующая отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. П.п. неразрывно связано с материальным правом, т.к. закрепляет формы, необходимые для его осуществления и защиты.

в общем нарушение норм материального права - это когда идет нарушение норм например уголовного кодекса, гражданского кодекса, т.е. самих норм, которые которые нарушать нельзя, а нарушение норм процессуального права - это нарушение норм процессуального законодательства (например гржданского-процессуального кодекса, уголовно-процессуального з-ва), т. е норм, касающихся процесса!

Как это Постановление КС применимо к уголовному процессу по делу частного обвинения? Там нет норм материального права По уголовному делу какие могут быть нормы материального права, если гражданский иск в уголовном процессе не предъявлялся? ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ПУНКТА 5 ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 244.6 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА С. Ю. КАКУЕВА 1. Признать положение пункта 5 части первой статьи 244.6 ГПК Российской Федерации, предусматривающее возвращение судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, если срок судопроизводства по делу с очевидностью свидетельствует об отсутствии нарушения права на судопроизводство в разумный срок, не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку это положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает возможность возвращения заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в тех случаях, когда наличие или отсутствие такого нарушения не может быть определено исключительно на основе календарного сопоставления реальной продолжительности рассмотрения дела и нормативной продолжительности, определяемой совокупностью установленных процессуальным законодательством сроков рассмотрения дел в пройденных заявителем судебных инстанциях, и требует исследования обстоятельств, определяющих содержание спорного материального правоотношения, оценка которых возможна только при рассмотрении и разрешении судом дела по существу в судебном заседании. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

так и оспорена была процессуальная норма.

Конституционно-правовой смысл указанного постановления является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Что можно еще добавить, думаю ничего. Умнее судьи КС может быть только судья КС. Так изложат мысль, для того что бы понять нужно очень долго этому учиться (заворачивать выворачиванием мозги)

Подскажите как пишется обоснование исковых требований с сылкй на нормы материального и процессуального права Подали в Арбитражный суд исковое заявление о взыскании задолженности. Суд прислал определение в котором говориться что исковое заявление принято и что мне (истцу) надо написать им обоснование исковых требований с сылкой на нормы материального и процессуального права с изложением аргументации их применения при разрешении спора. Подскажите в какой форме это писать и что именно? Я ведь свои требования в самом заявлении написала.

Оформите как Дополнение к Исковому заявлению. Составляете как сам иск, то есть указываете в шапке суд, истца, ответчика. В тексте пишите Обоснованием исковых требований является: 1.2.3. На основании изложенного прошу....(то же самое что в основном иске). Обязательно отправте копию ответчику, почт.квитанцию приложте к дополнению. Я несколько раз так делала, суды принимали.

разъясните подробнее и по каждому пункту с указанием статей и разъяснения, почему именно эти статьи вы пименяете, то есть - обоснуйте подробнее, это уже для самого судебного заседания..

Оформите в форме письменных пояснений на основании определения судьи __________Арбитражного суда от ____________года. Далее укажите более подробно - откуда возникла задолженность, какие основания у вас ее требовать. Требования-то вы свои изложили и суд иск принял, а теперь от вас просят изложить и представить суду ПОЧЕМУ и НА КАКОМ ОСНОВАНИИ вы требуете с определенного лица определенные деньги. В вашем вопросе недостаточно информации для более подробного ответа.

Думаю, что самый конструктивный путь, это обратиться к адвокату. С такими познаниями в Арбитражный суд самостоятельно лучше не выходить... Удачи!

Например: между мной и ответчиком заключен договор №__ от такого то числа. В соответствии с таким то пунктом ответчик взял на себя обязательство произвести оплату полученного товара в такой то срок. Однако по состоянию на такую то дату обязательства свои не исполнил, что подтверждается актом сверки. В нарушение ст. 310 ГК РФ, ответчик отказался в одностороннем порядке от исполнения своего обязательства перед истцом, состоящего в оплате суммы задолженности по Договору №___. В соответствии со ст. 309, 310, п.1 ст. 516 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. На основании вышеизложенного и руковдствуясь ст 309,310,395,488,516 ГК РФ и ст. 125,126 АПК РФ прошу. Ну примерно так.

По субординации в правовом регулировании различают нормы права:

1) материальные (первичный регулятор общественных отношений) - закрепляют права и обязанности субъектов права, на основании которых возможно разрешить дело по существу (право на добросовестную конкуренцию);

2) процессуальные (вторичный регулятор общественных отношений) - содержат правила о порядке реализации норм материального права и разрешения дела по существу (порядок расследования преступления, порядок вызова свидетелей в суд). Назначение норм процессуального права - установить "регламент" (фр. règlement, лат. regula - правило) осуществление прав или исполнение обязанностей, закрепленных в материальных нормах; способствовать достижению результата, предусмотренного нормой материального права; реализовывать право на защиту.

Нормы процессуального права отличаются от норм материального права: содержанием, что выражается в своеобразии их предписаний; особенностями адресата; структурой строения.

Признаки норм материального и процессуального права:

Нормы материального права:

1) регулируют фактические связи, которые служат содержанием процессуального права;

2) являются более динамичными, чем процессуальные;

3) обусловлены материальными обстоятельствами общественной жизни;

4) имеют целью обеспечивать права и свободы человека, упорядочивать отношения в обществе, устанавливать правопорядок;

5) имеют регулятивную, правоохранительную и правозащитную действие;

6) адресованы всем субъектам права;

7) отменяются в официальном порядке.

Нормы процессуального права:

1) регулируют юридические связи, которые выступают формой материального права, призванные способствовать развитию материальных норм, обеспечивать их реализацию;

2) являются более статичными, чем материальные нормы, по своей природе являются ограничительными;

3) имеют двойную обусловленность: а) материальными условиями жизни общества; б) особенностями норм той отрасли материального права, с которой они тесно связаны и потребности которой обслуживают;

4) имеют целью обеспечивать право на защиту прав, свобод и интересов человека и гражданина в сочетании с правом обращаться за такой защитой в суд, а также закреплять властные полномочия суда по рассмотрению юридических дел;

5) имеют процедурный характер (определяют оптимальный порядок осуществления юридического процесса), поэтому их еще называют процедурными;

6) адресуются обычно уполномоченным субъектам, то есть тем, которые наделены властными полномочиями по применению норм материального права (следователям, судьям, прокурорам и проч.);

7) прекращают действие с отменой норм материального права.

Виды норм процессуального права по отраслям права:

уголовно-процессуальные; гражданско-процессуальные; административно-процессуальные; хозяйственно-процессуальные и др.

Нормы процессуального права нельзя отождествлять с процедурными нормами материального права, хотя и те и другие являются процедурными по характеру. Процедурные нормы материального права является необходимым условием реализации ряда материальных регулятивных норм и связей и существуют почти во всех его отраслях. Они неотделимы от всей другой системы норм материальных отраслей права и регламентируют порядок реализации норм права благодаря такой ее особой форме, как применение нормы права соответствующими государственными органами. Каждая материально-процедурная норма связана с соответствующим регулятивным отношением и является обязательным условием его нормальной реализации. Содержание материально-процедурной нормы определяется содержанием "своих" основных материальных регулятивных правоотношений и не может быть использован для осуществления "чужих". Например, материальные нормы, объединенные в институт избирательного права, не могут быть использованы для процедуры обмена жилых помещений.

Чтобы предотвратить путаницу между процедурными нормами материального права и нормами процессуального права, необходимо четко осознать существующую между ними разницу: процедурные нормы материального права регламентирующих оперативно-исполнительная форма применения права, в то время как нормы процессуального права регламентирующих правозащитную форму применения права. Основным отличительным признаком является то, что оперативно-исполнительная форма применения права направлена на непосредственную реализацию права (государственная регистрация прав на охрану права интеллектуальной собственности), а правозащитная, направленная на решение дел об правонарушениях, на восстановление или компенсацию нарушенных прав.

В отличие от процедурных норм материального права, нормы процессуального права создаются для регулирования отношений будто "извне". Они имеют качество универсальности, приспособленности, обеспечивающие реализацию юридических обязанностей, которые регулируются различными отраслями материального права, и следовательно, выполняют служебную роль - регламентируют порядок применения норм материального права и деятельность компетентных органов по защите прав.

Юридический словарь

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО - юридическое понятие, обозначающее совокупность правовых норм, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы М.п. закрепляют формы собственности,… … Юридическая энциклопедия

Совокупность норм права, непосредственно регулирующих конкретные общественные отношения (семейные, гражданские, колхозные, юридическая ответственность за правонарушения и т. д.) … Большой Энциклопедический словарь

Совокупность норм права, непосредственно регулирующих конкретные общественные отношения (семейные, гражданские, колхозные, юридическая ответственность за правонарушения и т. д.). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

Материальное право - (англ. substantive law) составная часть и средство правового регулирования (наряду с процессуальным правом), совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права, а также регулирующих реально существующие общественные отношения,… … Энциклопедия права

Юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путём прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы М. п. закрепляют формы собственности,… … Большая советская энциклопедия

Совокупность норм права, непосредственно регулирующих конкретные общественные отношения (семейные, гражданские, колхозные, юридическую ответственность за правонарушения и т. д.). * * * МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО, совокупность норм… … Энциклопедический словарь

Юридическое понятие, обозначающее совокупность правовых норм, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования Нормы М.п. закрепляют формы собственности,… … Энциклопедический словарь экономики и права

материальное право - юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство воздействует на общественные отношения, прямо и непосредственно регулируя их. Нормы М.п. закрепляют формы собственности, определяют порядок образования и структуру… … Большой юридический словарь

Система правовых норм. обеспечивающих воздействие государства на общественные отношения путем их прямого, непосредственного правового регулирования. От М.п. принято отличать процессуальное право, которым закрепляют формы и порядок реализации М.п … Энциклопедия юриста

Книги

  • Российское право , Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. В учебнике рассматриваются все отрасли, составляющие систему действующего российского права. Авторы применяют принципиально новую схему изложения, позволяющую читателю уяснить, какие правовые…
  • Право быть собой. Духовный капитал. Путь к себе (количество томов: 3) , Ярошенко Диана. "Право быть собой. Как к себе относиться, чтобы тебя ценили" . Я давно избавилась от мысли: 171;А что обо мне подумают... 187;Вроде мелочь, но это действительно помогает жить иначе -…

Отрасли материального права закрепляют содержание правоотношений – права и обязанности субъектов права.

Отрасли процессуального права закрепляют формы и порядок реализации прав и обязанностей субъектов права. К процессуальным отраслям относятся: уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, административно-процессуальное, арбитражно-процессуальное право.

Материальные отрасли права регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов. Процессуальные отрасли регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений.

МАТЕРИАЛЬНОЕ право-совокупность норм права, непосредственно регулирующих общественные отношения, а также совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ субъектов. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основание и пределы ответственности за правонарушения.

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ право - совокупность норм права, отраслей права, устанавливающих ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ФОРМЫ, требуемые для реализации материального права. Нормы процессуального права регламентируют порядок рассмотрения и разрешения уголовных,гражданских, арбитражных дел.

Группировка норм на материальные и процессуальные может проводиться на уровне правовой отрасли в целом либо внутри одной отрасли права. При этом собственно материально-правовой характер носят нормы гражданского, трудового, семейного, уголовного права. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное право целиком состоит из процессуальных норм.

Есть отрасли права, носящие смешанный характер, т.е. в них имеются как нормы материального характера, так и нормы процессуального характера. Конституционное, административное и финансовое право включает как материально-правовые, так и процессуальные нормы.

Разделение правовых явлений на материальные и процессуальные выглядит ясным лишь в силу законодательной данности отраслей гражданского процессуального и уголовно-процессуального права. В общетеоретическом же плане эта проблема является весьма сложной. Однако задача науки как раз в том и состоит, чтобы предложить законодателю четкийобщеправовой критерий разграничения материально-правовых и процессуальных явлений, который он мог бы использовать в работе над системами права и законодательства.

Деление правовых явлений (отраслей права, норм, правоотношений, юридических фактов и др.) на материальные и процессуальные - этовнутренняя, специальная проблема юриспруденции . Ее не следует увязывать с философским пониманием материи (хотя такие попытки имеются) или с делением социальных явлений на материальные и идеологические. Все правовые явления (и материальные, и процессуальные) являютсяидеологическими (то есть такими, которые не могут возникнуть без сознательно-волевого опосредования со стороны общества).

Сам по себе признак «материальности» правовых явлений (а его понимают как непосредственное участие норм в регулировании объективно сложившихся пластов социальной жизни) не дает ясных представлений о границах этих явлений. Хотя в самом первом приближении этот признак можно использовать. Так, кматериальным регулятивным нормам принято относить те правовые нормы, которые непосредственно регулируют различные социальные сферы, формируя позитивное поведение их участников. Материальными будут и теохранительные нормы, которые обеспечивают действие материальных регулятивных норм. Например, нормы уголовного права по своей природе являются охранительными, и при этом общепризнано, что уголовно-правовые нормы - материальные.

С большей эффективностью границу между материальным и процессуальным в правовой системе можно провести, начав с предварительного установленияобщих признаков процессуально-правовых явлений. При этом следует исходить из той методологической предпосылки, что все процессуальные явления -процедурные. В самом общем видепроцедуру в праве можно определить какпорядок осуществления той или иной юридической деятельности. Все юридические процедуры можно поделить на две большие группы:правотворческие и правореализующие .В свою очередь, правореализующие процедуры бываютматериальные и процессуальные.

Процессуальная процедура - это порядок реализации материальныхохранительных норм (по-другому - санкций). Соответственно, нормы, регламентирующие процедуру реализации санкций, являютсяпроцессуальными. Так, гражданское процессуальное право целиком представляет собой процедурную отрасль, назначение которой - регламентировать порядок реализации санкций гражданско-правовых норм, а уголовно-процессуальное право определяет порядок реализации норм уголовного права, которое в целом имеет охранительную природу и состоит из охранительных норм. Процессуальные нормы способны и имеют тенденцию к законодательному обособлению (что мы и видим на примере с гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным правом). Такое обособление может иметь место и в рамках единого нормативного акта, как это сделано с административно-процессуальными нормами в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Материально-процедурные нормы, будучи нормальным и обязательным условием (формой) реализации некоторых материальных регулятивных норм, существуют с ними в единых «связках» и законодательно никаким образом от них не могут быть обособлены. Так, абсурдным выглядело бы законодательное решение отделить процедурные нормы гражданского права от своих основных норм и объединить их все в едином нормативно-процедурном акте. Материально-процедурные нормы по признаку их связи с правоприменением можно поделить на две разновидности: а) опосредующие обычные (ординарные) формы реализации диспозиций материальных норм, которые не связаны с применением права (порядок заключения сделок, порядок наследования и др.); б) регламентирующие процедурыпозитивного, то есть нормального, осуществляемого не по поводу правонарушения, правоприменения (порядок назначения пенсии, обмена жилых помещений, выделения земельного участка и т.п.).

Итак,граница между материальным и процессуальным в системе права проходит как внутри процедурной сферы (между нормами материальной процедуры и процессуальными нормами), так и на стыке процессуальных норм и материальных охранительных норм (например, между нормами уголовного процесса и нормами уголовного права).

Процессуальные нормы - это всегда нормыпроцедурные, а материальные нормы могут быть процедурными, а могут и не быть связаны с процедурой (материальные регулятивные и охранительные нормы).

Итак, соотношение между материально-правовыми и процессуальными нормами можно выразить формулой: если норма материального права, определяя содержание прав и обязанностей субъектов права, отвечает на вопрос, что надо сделать для реализации этих прав и обязанностей, то норма процессуальная отвечает на вопрос, как, каким образом, в каком порядке названные права и обязанности могут и должны быть реализованы. Процессуальные нормы всегда РЕГЛАМЕНТИРУЮТ порядок, формы и методы реализации норм материального права.

89.Закон как приоритетная форма права .

Закон определяется как нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.

Нередко закон можно характеризуется как нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, не подлежащий отмене ника­кими государственными органами, за исключением принявшего его парламента, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый на референдуме или высшим представительным (законодательным) органом государства в особом, усложненном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) В современных государствах законы принимаются или на референдуме, или же высшим представительным органом государства – парламентом. ;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить.;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Верховенство закона.

Высшая юридическая сила закона проявляется в его верховенстве (это один из принципов правового государства), в подзаконности иных нормативно-правовых актов. Верховенство закона заключается в том, что: ни один орган не вправе отменять или изменять закон; все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить закону; в случае противоречия действует норма права, закрепленная в законе

Верховенство закона означает, во-первых, что все остальные правовые акты должны быть основаны на законах, соответствовать им, не противоречить; во-вторых, в случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон, как акт большей юридической силы; в-третьих, законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа; в четвертых, никто не вправе отменить или изменить закон кроме самого органа, его издавшего.

Верховенство закона как нормативно-правового акта высшей юри­дической силы может быть ограничено лишь во взаимодействии с нормами международного права. Последнее обычно обладает приори­тетом над внутренним законодательством. Так, в частности в ст. 15 Конституции РФ четко сказано: если международным договором ус­тановлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применя­ются правила международного договора.

Верховенство закона обеспечивает его де­мократическое содержание, единство право­вой системы и политических институтов, спо­собствует укреплению государственности. Подобное верховенство, как правило, про­является в следующих направлениях (фор­мах):

1) Приоритетности законодательной фор­мы при регулировании определенных поли­тически и социально значимых общественных отношений.

2) Высшей (после Конституции) юридичес­кой силе закона, что воплощается в его авто­ритете, непререкаемости, общеобязательнос­ти. В иерархии источников права он занима­ет высокое место и требует безусловного со­блюдения, применения, исполнения, исполь­зования.

3) Непосредственности действия закона. Вступивший в силу закон не требует специ­альной санкции, утверждения со стороны ка­кого-либо государственного органа, учрежде­ния, должностного лица, однако его отдель­ные положения могут конкретизироваться в подзаконных актах.

4) Соответствии ему иных нормативно-пра­вовых и индивидуальных актов. С учетом конституционных положений это касается правотворческой деятельности главы государ­ства, исполнительной власти, органов субъек­тов Федерации, министерств и ведомств. По­добные акты должны издаваться на основе и во исполнение закона или в пределах прав, предоставленных законодательными нормами, и быть подзаконными. Это вытекает из Кон­ституции РФ (ч. 2 ст. 4, 76; ч. 1 ст. 115). Не­соответствующие закону акты подлежат оп­ротестованию, приостановлению, отмене, из­менению.

Верховенство закона можно рассматривать как ведущий формально-юридический при­знак правового государства и как конститу­ционный принцип, положенный в основу де­мократического строительства. Его утвержде­ние приводит к господству законности и пра­вопорядка, уменьшает зоны хаоса, произвола и своеволия. Российская Конституция не толь­ко закрепляет данный принцип, но также го­ворит об обеспечении законности, правопоряд­ка и общественной безопасности (п. «а» ч. 1 ст. 72), осуществлении мер по реализации за­конности (п. «е» ч. 1 ст. 114). Таким образом, можно утверждать, что он распространяется не только на государственное управление, но и на многие важные сферы политической и социально-экономической жизни.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям: - по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов РФ); - по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); - по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); - по сроку действия (постоянные законы и временные); - по характеру (текущие и чрезвычайные); - по сферам действия (общефедеральные и региональные); - по содержанию (экономические, социальные, политические и т.п.); - по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.); - по значимости (конституционные и обыкновенные); - по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

В зависимости от регулируемых общественных отношений, от степени значимости законы подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычные.

Основные законы (конституции) регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных (преимущественно высших) органов. Конституции имеют учредительный характер. Они служат юридической базой для всего законодательства, по отношению к которому они обладают верховенством, поддерживаемым осуществлением функции конституционного контроля. Стабильный характер основных законов обеспечивается особым порядком их принятия и внесения в них изменений и дополнений (см., например, ст. 134-137 Конституции РФ). Под конституционными законами понимаются обычно законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам. Органическими законами называют законы, определяющие порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции, или все законы, к которым отсылает конституция. Обычные законы - все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ». Федеральное Собрание РФ принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы; законы могут приниматься на уровне субъектов РФ их высшими представительными органами, ст. 76 Конституции РФ - анализ данной статьи важен для уяснения соотношения федеральных конституционных и федеральных законов, федеральных законов и законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Сам термин «закон» в разных странах может иметь как различное значение, так и вообще двоякое толкование. По формальным крите­риям закон понимается как акт правотворчества, принятый парла­ментом и одобренный главой государства. А по материальным кри­териям, например, во Франции - как определенная конституцией сфера нормативно-правового (законодательного) регулирования. Двоякое толкование закона характерно для английского права: закон в узком смысле - как акт парламентского правотворчества и закон в широком смысле - как любая подлежащая судебной защите норма писаного либо неписаного права.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы. Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136 Конституции РФ), о введении чрезвычайного поло­жения (ст. 56), военного положения (ст. 87), о принятии и об­разовании новых субъектов федерации и об изменении их ста­туса (ст. 65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст. 70), о правительстве, о судебной системе и высших судеб­ных инстанциях (ст. 118, 128). Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

Законы субъектов Российской Федерации принимаются в пределах пол­номочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, за­ключенными Российской Федерацией с отдельными субъек­тами.

Итак: Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый на референдуме или высшим представительным (законодательным) органом государства в особом, усложненном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. В зависимости от регулируемых общественных отношений, от степени значимости законы подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычные .

90.Стадии и виды правового регулирования .

Правовое регулирование - осуществляемое государством при помощи специальных юридических средств целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью их организации, упорядочивания, стабилизации. Юридическими средствами выступают правовые нормы, правоотношения, акты реализации и применения права.

Предметправового регулирования– общественные отношения, на которые направлено регулирующее воздействие той или иной правовой нормы. Чтобы поддаваться правовому регулированию, общественные отношения должны, во-первых, иметь многовариантный характер, предоставляя субъектам, наделенным волей и сознанием, возможность свободного выбора; во-вторых, подлежать внешнему контролю; в третьих, обладать общезначимой ценностью, важностью с точки зрения государства и общества; в четвертых, допускать возможность применения мер государственного принуждения.

Совокупность общественных отношений, регулируемых правовыми нормами, образуют сферу правового регулирования . При этом многие социальные взаимодействия правом не регулируются. Интимные отношения супругов или организация праздничной вечеринки не требуют официального закрепления в виде норм. Это не означает, что вне сферы правового регулирования царит хаос, произвол, абсолютная свобода индивидуального усмотрения. Отношения, регулируемые иными социальными нормами – моральными, политическими, корпоративными, религиозными, традиционными и другими – составляют сферу общественного саморегулирования . Между указанными выше сферами нет изоляции, они пересекаются, взаимодействуют, дополняют и поддерживают друг друга.

Перед законодателем стоит сложная задача - соблюсти баланс между правовым регулированием и общественным саморегулированием. Прежде чем подвергнуть общественное отношение нормативной регламентации, следует обосновать необходимость, целесообразность такого шага. Можно ли и нужно ли законодательно регулировать те или иные социальные взаимодействия? Или же здесь допустимо саморегулирование? Излишне широкое вмешательство законодателя в общественную и частную жизнь приводит к неоправданному ограничению личной свободы индивидов, к нарушению прав и свобод человека, к тирании, тоталитаризму. Summum jus, summa injuria (перев. с лат.) – чрезмерное расширение права порождает несправедливость. Таким образом, право должно регулировать лишь основные, общезначимые, стратегические вопросы жизни общества.

Правовое регулирование (как и любое социальное регулирование) может быть двух видов. Социальной и юридической практике известны два вида социального регулирования:

Индивидуальное

2) нормативное.

Право выступает вовне как система норм. Следовательно, основным видом правового регулирования выступают нормы – правила поведения общего характера. Однако норма права – это одинаковый масштаб к неодинаковым людям, субъектам. Поэтому специфика права такова, что правовое регулирование не может осуществляться лишь нормативно, посредством норм. Оно неизбежно требует конкретизации, индивидуализации. Право применяется не «вообще», а к конкретным лицам, реализуется в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому помимо нормативного в правовом регулировании осуществляется еще один вид – индивидуальный, причем эти виды регулирования в позитивном праве осуществляются последовательно: вначале нормативное, затем обязательно индивидуальное. В иной последовательности осуществляется правовое регулирование, например, в Великобритании, где основной формой (источником) является прецедент. Здесь вначале принимается индивидуальное решение по конкретному делу, которое затем принимает общий нормативный характер.

Итак, наряду с нормативным регулятором индивидуальные правовые предписания (решение суда по конкретному делу, исполнительные акты административных органов, приказ работодателя и т. д.) несут индивидуально-регулятивную функцию: конкретизируют содержание прав и обязанностей, определяют вид и меру юридической ответственности и т. д. Это сказывается и на структуре (механизме) государства, где наряду с правотворческими (принимающими нормы права) имеются и правоприменительные органы (принимающие индивидуальные правовые предписания). Кроме того, индивидуальный характер имеют и договоры между индивидами и организациями.

Указанные особенности предопределили наличие стадий в процессе правового регулирования.

Правовое регулирование – постоянный и непрерывный процесс, в котором участвуют различные субъекты права, используются различные правовые средства, различные варианты поведения (правомерные и неправомерные), возникают противоречия и споры, нередко применяются меры государственного принуждения.

Однако при всем многообразии отношений правовое регулирование осуществляется через ряд стадий:

1) стадия общей, нормативной регламентации;

2) стадия индивидуальной регламентации (конкретизации);

3) стадия реализации.

Поскольку речь идет о позитивном регулировании, оно начинается с издания норм права в процессе правотворчества. Однако коль скоро норма права – одинаковый масштаб, но к неодинаковым людям, эта норма требует конкретизации. Это осуществляется на второй стадии – стадии правоотношения, когда у конкретных субъектов образуются субъективные (уже не общие) права и обязанности. И лишь после этого субъекты осуществляют на практике, реализуют свои права и обязанности. В необходимых случаях к правовому регулированию повторно подключается государство (его органы), которое в процессе правоприменения обеспечивает нормальную эффективную реализацию правовых предписаний.

Указанные стадии осуществляются с помощью системы правовых средств, обеспечивающих правовое регулирование, т. е. воздействие права на общественные отношения. Взятые вместе и объединенные в определенной последовательности эти элементы создают специфический механизм правового регулирования.


Похожая информация.




Просмотров