Фз о финансовой деятельности в рф. внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов. Расчеты с держателями государственных ценных бумаг

Нормативный правовой акт -- это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Нормативный правовой акт имеет следующие признаки:

* издается уполномоченным государственным органом;

* обладает определенной юридической силой;

* регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

* имеет конкретную сферу применения;

* охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;

* обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику.

Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на: законы и подзаконные нормативные правовые акты

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко - как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

Закон -- это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон обладает следующими признаками. Закон:

* это юридический документ, содержащий нормы права;

* является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или референдума всего народа;

* регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе, нуждающиеся в юридическом урегулировании законом;

* обладает высшей юридической силой, проявляющейся в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы;

* является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов или судов.

Иерархическую систему законов России можно представить в следующем виде: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.

В правовой системе Российской Федерации, как и любого государства, основополагающее место занимает Конституция РФ в силу особых юридических свойств, отличающих ее от актов действующего законодательства. Конституция РФ является главным источником финансового права и основой нормативно-юридического регулирования общественных отношений по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований.

В механизме правового регулирования финансовых отношений необходимо учитывать влияние положений Конституции РФ на текущее финансовое законодательство и в целом на финансовое право.

Возможность судебного конституционного контроля основана на том, что в Конституции РФ 1993 г. впервые появились такие понятия, как финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральный бюджет, налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития, свободное перемещение финансовых средств, финансовая самостоятельность органов местного самоуправления, добровольность государственных займов и т. д. Эти понятия являются основой финансового права и в силу своей значимости обозначены в Конституции РФ.

Развитие федеративных начал в построении Российского государства обусловливает и сложную разветвленную систему законов, принимаемые на федеральном, региональном уровнях.

Федеральные законы, принимаются в Российской Федерации Государственной Думой Федерального Собрания РФ, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Особую группу составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком их принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты РФ (республики, края, области, автономные округа, автономная область и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральному законодательству. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима в финансовой сфере на территории всего государства.

В настоящее время на федеральном уровне действует Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, имеющие статус федерального закона.

Особое место среди них занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные законы, которые являются источником финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию муниципальных займов и др. Источником финансового права являются и законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них - ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие - законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.

Как мы видим, перечень законов, являющихся источниками финансового права, многообразен как и сфера его регулирования. Этот список законов далеко не исчерпывающий.

Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений.

Одним из основных источников является Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31 июля 1998 г. и часть вторая от 5 августа 2000г.), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса. Как отмечается в преамбуле, Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Следует отметить, что принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, кодифицировавшего нормы бюджетного права, способствовало совершенствованию бюджетной системы государства, упорядочило бюджетный процесс, укрепило законность в данной сфере.

Законодательство -- это один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти законов;

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Определяя финансовое законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, следует иметь в виду, что категория “законодательство” употребляется и в ином объеме, в ином смысле.

Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171119 Весник Верховного суда РФ, 1993, ст. 49369, совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, получила название “Законодательство о финансах и кредите”.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) “Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах”.

Однако следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство, не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Система законодательства220 Курс лекций, Система законодательства, 20090 - единый по своей социальной направленности и назначению комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства. В отличие от системы права, имеющей объективный характер, система законодательства отличается тем, что на ее формирование значительно влияет субъективный фактор, обусловленный потребностями юридической практики, динамикой развития общественной жизни, необходимостью ее эффективной, оптимальной регламентации. Система законодательства в этой связи может и не совпадать с системой права.В зависимости от специфики можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративную систему законодательства. Отраслевая (горизонтальная) система законодательства обусловлена предметом правового регулирования, т.е. спецификой регулируемых отношений. В горизонтальной системк законодательства имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (финансовое право -- финансовое законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение. образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. В основе вертикальной (иерархической) системе законодательства лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь подзаконные акты делятся в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства(нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством, органами местного самоуправления и др.). В РФ вертикальная система законодательства складывается из следующих подразделений: Конституция РФ, стоящая во главе системы законодательства; ФКЗ; ФЗ; нормативные указы Президента; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).Федеративная система законодательства определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ. По этим основаниям законодательство РФ подразделяется на:

а) федеральное законодательство (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, указы Президента, постановления Правительства, акты центральных органов исполнительной власти);

б)законодательство субъектов РФ (конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты);

в) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления (решения, постановления, распоряжения и т.д.);

г) массив локальных нормативных актов (приказы, постановления и т.д.).Современный период развития и совершенствования законодательства РФ характеризуется возрастанием роли субъектов РФ в законотворчестве, основанном на устанавливаемом Конституцией РФ (ст. 72) разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов и активной деятельности субъектов РФ по подготовке и принятию региональных законов, кодексов и иных актов.

Широкое понимание термина «законодательство» - это то, что более жизненно и реально применяется на практике.

Система законодательства, как и система права, носит объективный характер. Ее содержание определяется и материальными и социальными условиями жизни общества, а также сущностью самого государства и теми задачами, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития. Основным элементом системы законодательства является отрасль законодательства - системная совокупность нормативно правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.

Нормы законодательства с учетом системной взаимозависимости отражают разные уровни внутрисистемных связей. В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного уровня государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен - закона или какого-либо подзаконного акта.

Система законодательства постоянно развивается, при этом оно должно оставаться внутренне согласованным и логичным. Это достигается с помощью систематизации. Существует три основные формы систематизации законодательства:

§ Кодификация - это подготовка обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, который регулирует сферы общественных отношений на протяжении длительного времени;

§ Инкорпорация - объединение нормативных актов определенного уровня без внесения изменений в их содержание в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и др.)

§ Консолидация - объединение в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности, не повлекший внесение изменений в их содержание.

В процессе обращение это описание сущности обращающегося. Судья получает суждение о подписавшемся, что вложил свои мотивы, просматривая обращение и его содержание. В ситуациях, когда решение зависит от интеллектуального убеждения это случается очень важным. Изготовить сложный документ у юриста весьма дорого. Потому что отсутствие ошибок имеет решающее значение.

Многие люди задаются вопросом как научиться экономить деньги. В принципе найти удовлетворительный ответ несложно – количество финансовых учреждений готовых принять и профессионально распорядится вашими средствами довольно много. Однако если вы не желаете оказаться разбитого «корыта» или просто стать объектом преступления следует соблюдать ряд правил и знать свои права и обязанности.

Поскольку такая сфера деятельности человека как законотворчество поддается только профессиональному контролю, то лучшим решением станет обращение к юристу за получением консультации о ваших правах и обязанностях согласно предложенного договора. Таким образом можно избежать риска подводных камней.

Конечно современное отечественное законодательство предусматривает обязательное оповещение заемщика о полной сумме процентов, а вкладчика о условиях досрочного расторжения договора и снятия средств со счета. Фактически можно оспорить решение о наложении штрафных санкций при такой ситуации, но проще избежать ее возникновения при заключении договора.

Необходимо понимать что все операции с вашими средствами возможны исключительно с вашего разрешения и заключая договор вы это разрешение и даете. Поэтому он является краеугольным камнем вашей финансовой безопасности и определяет порядок и сумму возврата средств.

Так же необходимо знать, что сегодня государство обязало финансовые учреждения создать фонд гарантирования вкладов населения. Участники фонда отчисляют в его пользу некоторые средства и вкладчики данных организацию получают дополнительную гарантию возврата средств в случае непредвиденных ситуаций.

Отдельно можно упомянуть такой способ формирования своей собственной финансовой безопасности как создание портфеля ценных бумаг, но он скорее относится к собственному бизнесу и требует значительных знаний.

4.Финансовое законодательство

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Определяя финансовое законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, следует иметь в виду, что категория "законодательство" употребляется и в ином объеме, в ином смысле.

Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171 (ВВС РФ. 1993. № 51. Ст. 4936), совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, получила название "Законодательство о финансах и кредите".

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ "Бюджетное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса".

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) "Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах".

В соответствии со ст. 3 ГК РФ "Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ".

Однако следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство, не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Финансовое законодательство России

* Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3492.

Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют инст­рукции, письма и другие документы Министерства финансов Российской Фе­дерации, Центрального Банка Российской Федерации, Министерства Россий­ской Федерации по налогам и сборам. В юридической литературе совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового права, опреде­ляют как финансовое законодательство. Однако при этом следует иметь в виду, что категория «законодательство» употребляется и в ином объеме, и в ином смысле. Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, ут­вержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171, совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы фи­нансового права, получила наименование «Законодательство о финансах и кре­дите» *. В Гражданском кодексе РФ понятие «законодательство» значительно су­жено. В соответствии со ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных за­конов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского ко­декса. Следовательно, все остальные нормативные акты, регулирующие отно­шения, подпадающие под действие ст. 2 ГК РФ, не входят в гражданское законодательство.

1. Современное состояние и тенденции развития финансового законодательства

Как известно, финансовое законодательство России призвано обеспечить правовое регулирование финансовых отношений в интересах выхода страны на новые рубежи.

В экономической и юридической литературе финансовые отношения рассматриваются как общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и хозяйствующими субъектами финансовой деятельности, т.е. деятельности по поводу образования, распределения и использования денежных (финансовых) ресурсов. Именно эти отношения и составляют предмет финансового законодательства как одной из отраслей российского законодательства. Это различные по своей видовой и отраслевой принадлежности отношения - государственно-властные (например, по конституционному закреплению основ финансовой системы России), организационные (по организации и управлению финансовыми ресурсами), собственно финансово-правовые (например, бюджетные, налоговые), имущественные, основанные на принципе равенства сторон (например, в области банковского кредитования). Такие отношения регулируются соответственно нормами конституционного, административного, финансового и гражданского права*(57).

В последние годы российское финансовое законодательство развивается весьма интенсивно. Приняты приоритетные законы по большинству направлений финансовой политики. Насущная задача, как представляется, - устранение недостатков, свойственных действующему финансовому законодательству.

Основной из них - подмена законодательного регулирования важнейших видов финансовых отношений подзаконными актами. Например, деятельность федерального казначейства Российской Федерации, созданного в составе Министерства финансов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1556, регулируется Положением, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации. На федеральное казначейство Российской Федерации возложены важнейшие задачи по контролю за исполнением федерального бюджета Российской Федерации и за внебюджетными федеральными средствами. В связи с этим возникает вопрос не только о правомерности учреждения и определения правового статуса этого органа подзаконными актами, но и о допустимости включения его в состав другого органа исполнительной власти - Минфина России. Учитывая задачи, стоящие перед федеральным казначейством, и в интересах обеспечения его самостоятельности и независимости правовой статус казначейства следует определить федеральным законом.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что уровень собственного законодательного регулирования финансовых отношений во многих случаях должен быть повышен.

К финансовому законодательству относится обширный массив нормативных актов, закрепляющих правовой режим осуществления бюджетных, налоговых, кредитно-расчетных, валютно-денежных отношений, государственных расходов, функционирования механизма государственного долга, организации страхового фонда, создания рынка ценных бумаг и управления им, ведения финансового контроля.

При таком широком подходе финансовое законодательство не может не быть комплексной отраслью, объединяющей различные по своей правовой природе подотрасли и институты законодательства. Критериями отнесения тех или иных подотраслей и институтов законодательства к финансовому законодательству служат: а) отнесение всех институтов финансового законодательства к регулированию денежных отношений и б) вхождение в финансовые отношения в качестве одного из субъектов государства в лице управомоченных или обязанных органов государства.

Исходным понятием для анализа системы финансового законодательства служит финансовая деятельность государства. Последняя предопределена наличием объективной экономической необходимости в создании и использовании специальных имущественных (денежных) фондов, находящихся в распоряжении государства и образуемых им для покрытия государственных затрат. В свою очередь, финансовая деятельность государства опирается на систему экономико-правовых институтов, выработанных в ходе многовековой практики функционирования государств различных типов и форм. Одни из этих институтов непосредственно служат инструментами финансовой деятельности государства - бюджет, налоги, сборы, бюджетное и иное финансирование. Другие создают устойчивую среду существования первых - денежная система, валютное регулирование, ценовая политика и т.д. Третьи обеспечивают законность и государственную дисциплину в столь сложной сфере, как государственные финансы: бухгалтерский отчет, механизмы принуждения к правомерному поведению участников денежно-финансовых отношений.

Для обеспечения методологической чистоты анализа процессов развития финансового законодательства следует в первую очередь уточнить понятие "финансы". Государство, реализуя объективную необходимость формирования централизованных и децентрализованных специальных денежных фондов, создает присущими ему методами (общим и финансовым планированием, оргструктурами, целенаправленной политикой в смежных отраслях и сферах) широкую гамму правовых конструкций, регулирующих экономическую деятельность государства той или иной социально-экономической формации. Динамичность финансового законодательства, система которого постоянно меняется, отражая эволюцию государственного регулирования и революционные изменения в самом обществе и государстве, позволяет сделать следующие выводы:

во-первых, правовое регулирование финансовых отношений призвано упорядочить, усовершенствовать процесс создания целевых денежных фондов, а также мобилизации, аккумуляции и использования по целевому назначению средств этих фондов. В этом смысле финансовое законодательство несет в себе значительную процессуальную нагрузку (вполне вероятно, даже является не материально-правовой, а процессуальной отраслью законодательства);

во-вторых, развитие финансового законодательства можно охарактеризовать как придание финансово-правовой формы соответствующим экономическим отношениям (либо лишение ее) в зависимости от конкретных задач государства и применяемых им методов осуществления экономической политики.

Исходя из изложенного можно определить предмет финансового законодательства, который состоит из:

а) непосредственных финансово-правовых подотраслей и институтов;

б) финансово-обеспечительных правовых институтов. К первой группе следует отнести налоговое законодательство, законодательные акты о порядке формирования внебюджетных фондов, бюджетное законодательство (сфера бюджетного устройства, бюджетного процесса и правила исполнения бюджета). Ко второй группе - законодательство о кредите, расчетах, выпуске и обращении ценных бумаг, бухгалтерском учете, регулировании денежного обращения, валютном регулировании*(58).

Если анализировать финансовое законодательство несколько с другой стороны, а именно с точки зрения его внутренней системы, то оно может быть представлено в виде совокупности следующих подотраслей и институтов:

бюджетное законодательство, охватывающее бюджетное устройство, бюджетный процесс, порядок осуществления бюджетных расходов, правила исполнения бюджета;

налоговое законодательство, состоящее из нормативных предписаний, регулирующих взаимоотношения взыскателя и налогоплательщика, а также порядок начисления и взимания различных видов налогов; в эту же подотрасль входят и акты, регламентирующие неналоговые платежи, являющиеся государственными доходами;

законодательство о государственном (внешнем и внутреннем) долге и обязательном страховании, объединяющее акты, определяющие порядок вступления государства, действующего через свои органы, в гражданско-правовые отношения в качестве заемщика (должника);

законодательство о кредитовании и расчетах - акты, регламентирующие организационную деятельность государства в области осуществления преимущественно эквивалентно-возмездных экономических отношений, складывающихся в ходе денежного оборота, регулируемых преимущественно гражданским законодательством;

законодательство по вопросам валютного регулирования, валютного контроля и налично-денежного обращения, отражающее специфическую государственную монополию, обеспечивающую единство денежной системы;

законодательство об организации и управлении рынком ценных бумаг, сочетающее в себе как финансово-правовые, так и гражданско-правовые начала, характерные для обращения такого специфического объекта имущественных прав, каким являются ценные бумаги*(59).

Развитие финансового законодательства в течение последних лет характеризуется преимущественно направленностью на ликвидацию пробелов в правовом регулировании этой сферы экономики.

Далеко не случайно получила поддержку тенденция кодификации финансового законодательства. Уже одобрены палатами Федерального Собрания Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс. Высказываются мнения о кодификации банковского и валютного законодательства, других интегрированных массивов нормативных предписаний.

Другая общая тенденция развития финансового законодательства - углубление взаимосвязи и гармонизация регулирования экономических отношений методами различных отраслей законодательства.

Требуется отметить и еще одну общую черту развития финансового законодательства - некоторое сокращение сферы регулирования за счет того, что ряд институтов, традиционно считавшихся финансово-правовыми, с принятием новых законодательных актов приобретает преимущественно или полностью иную отраслевую принадлежность. Так случилось, например, с институтом страхования, ставшим всецело частью гражданского законодательства. Вероятно, и институт государственного долга (в том числе внутреннего) должен быть также исключен из предмета финансового законодательства, для чего с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации появились весомые основания.

Существует и такая тенденция финансового законодательства, как расширение круга нормативных предписаний, содержащих позитивное обязывание, правомочие или запрет. В недавнем прошлом ведущим методом регламентации финансовых отношений было долженствование, основанное на возложении обязанностей на всех участников финансовых отношений без корреспондирования обязанности права. Примером, подтверждающим эту тенденцию, служит возникновение права адресата бюджетных кредитов истребовать у органов казначейства причитающиеся ему ассигнования всеми правовыми средствами, в том числе и по суду.

Интенсивное накопление в течение ряда лет массива финансового законодательства, его усложнение делают перспективной постановку вопроса о разработке и принятии Основ финансового законодательства Российской Федерации или федерального закона о финансах. Дело в том, что ни Конституция Российской Федерации, ни сложившаяся система законов Российской Федерации не позволяют достаточно прочно объединить финансовую деятельность Федерации и ее субъектов, особенно в той части, которая находится вне пределов действия бюджетного законодательства. Кроме того, принятие этого акта позволило бы установить пределы и основы разумного и взвешенного проникновения финансовых методов в регулирование имущественных отношений другими правовыми средствами. Что же касается самой финансовой системы, то наличие акта, играющего роль Основ, безусловно ориентировало и дисциплинировало бы и федерального, и регионального законодателя.

Преимущества Основ законодательства как одной из форм правового регулирования достаточной полно освещены как в литературе по теории права, так и в работах по тем отраслям права, которые имеют Основы законодательства. При этом верно подчеркивается, что Основы законодательства - специфическое звено в кодификационной системе, явление самобытное, уникальное в праве, подлинное открытие нашего законодателя, обусловленное федеративным государственным устройством.

Представляется, что Основы финансового законодательства Российской Федерации могут иметь межотраслевой комплексный характер. Они призваны объединить и установить общие принципы правового регулирования финансовых отношений в Российской Федерации, обеспечить его единство на всей территории России. Имеются необходимые нормативные (прежде всего конституционные) и теоретические предпосылки для разработки предлагаемого нормативного акта. Не только в Конституции Российской Федерации, но и в конституциях и уставах субъектов Федерации закреплены соответствующие полномочия их органов государственной власти и управления, местного самоуправления в области финансовых отношений*(60).

Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (статья 15) определены полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. В значительной мере уточнены правовое положение и компетенция органов управления финансами, и прежде всего Министерства финансов Российской Федерации, Положение о котором возлагает на данный орган обеспечение проведения в жизнь финансовой политики государства и осуществление общего руководства организацией государственных финансов в стране.

Дальнейшее развитие нормотворческой деятельности в области финансовых отношений связано с приведением действующего финансового законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и созданием Свода законов Российской Федерации.

В значительной мере на основе выдвинутых в науке предложений и рекомендаций в настоящее время ведутся разработка целого комплекса новых и пересмотр действующих нормативных актов финансового законодательства, которые войдут в Свод законов Российской Федерации. Однако цементирующей основой этого раздела Свода должны, по нашему мнению, стать Основы финансового законодательства Российской Федерации.

Основы включат в себя нормы, определяющие: общие принципы организации и осуществления финансовой деятельности, компетенцию Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в данной области, систему финансовых органов и их правомочия, основные принципы финансирования, кредитования, расчетов, денежного обращения, а также валютного законодательства. В них же должны содержаться нормы, устанавливающие принципы осуществления защиты прав юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с финансовыми, налоговыми и банковскими органами. Вместе с тем должны быть четко определены контрольные функции финансовых, налоговых и банковских органов, а также понятие, основание и формы финансово-правовой ответственности.

По своей структуре Основы финансового законодательства должны соответствовать системе финансового законодательства. Они могут включать следующие разделы: I. Общие положения. II. Основы бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации. III. Государственные доходы. IV. Основные положения о государственном кредите. V. Основные положения о государственном имущественном и личном страховании в Российской Федерации. VI. Государственные расходы. VII. Основы организации банковского кредитования в Российской Федерации. VIII. Основы организации расчетов в Российской Федерации. IX. Основы регулирования рынка ценных бумаг. X. Основные положения о денежном обращении в Российской Федерации. XI. Финансовый контроль. XII. Основные положения о государственном внутреннем и внешнем долге Российской Федерации. XIII. Основные принципы валютного законодательства Российской Федерации*(61).

К источникам финансового права относятся:

  1. международные договоры;
  2. Конституция РФ;
  3. кон­ституции и уставы субъектов Федерации;
  4. федеральные законы;
  5. законы субъектов РФ;
  6. указы Президента РФ;
  7. постановления Правительства РФ;
  8. ведомственные нормативные акты.

Международные договоры РФ с другими странами могут выступать в качестве источника финансового права, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов РФ о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.

Конституция РФ - базовый нормативный акт, являющийся ис­точником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конститу­ции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится пра­вовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие де­нежную систему РФ, регламентирующие денеж­ную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в феде­ральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

В кон­ституциях и уставах субъектов федерации закрепляются осно­вы правовой организации финансовой деятельности субъектов РФ, право иметь собственные бюджеты и внебюд­жетные фонды и т.д.

Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансово­го права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является БК РФ - закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является НК РФ, устанавлива­ющий налоговую систему страны, определяющий налоговые право­нарушения и ответственность за них.

Указы Президента РФ в системе подза­конных актов, являющихся источниками финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к фе­деральным законам. Ни Государственная Дума, ни не вправе отменять и изменять указы Президента РФ. В качестве примера можно назвать следующие указы: от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ», от 26 мая 1998 г. № 597 «О мерах по обе­спечению экономии государственных расходов».

Постановления Правительства РФ - это наиболее распро­страненные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкрети­зируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона «О лотереях» конкретизированы постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. № 338 «О мерах по реализации Федерального за­кона О лотереях». Типичной формой нормативных актов Прави­тельства РФ, являющихся источниками финансового права, являют­ся правила.

Правила - это нормативный правовой акт, регулирующий обще­ственные отношения в какой-либо одной области финансовой дея­тельности государства.

Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном фи­нансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и т.д.). Наиболее типичным ведомственным нор­мативным актом, выступающим в качестве источника финансового права, является инструкция, утверждаемая приказом данного ведом­ства.

Главное место среди них занимают инструкции Минфина Рос­сии, а также ЦБ РФ. В качестве примера можно назвать приказ Мин­фина России от 7 февраля 2003 г. № 15н «Об организации работы Министерства финансов РФ» по реализации по­ложений Бюджетного кодекса РФ. Специфика инструкции как источника финансового права состоит в том, что она имеет целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.

Источниками финансового права являются различные нормативные право­вые акты. Основополагающие нормы финансового права содержатся в Консти­туции Российской Федерации. Конституционные основы финансового права за­креплены в ст. 5, 8, 15, 34, 41, 57, 71, 72, 75 и др. Конституции РФ. Так, например, в ст. 57 Конституции РФ определено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отне­сено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кре­дитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление об­щих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Источниками финансового права являются также многочисленные феде­ральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений. Значительное количество федеральных законов принято для регулирования налоговых отношений. Важнейшим нормативным правовым актом, кодифи­цирующим общие нормы налогового законодательства, регулирующие во­просы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Россий­ской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, является Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), приня­тый 31 июля 1998 г. и введенный в действие с 1 января 1999 г., за исключени­ем п: 3 ст. 1, ст. 12, 13, 14, 15 и 18, которые будут введены в действие со дня введения в действие ч. II Налогового кодекса Российской Федерации. Коди­фицирующим нормативным правовым актом является Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый 31 июля 1998 г. и введенный в действие с 1 января 2000 г. *


* Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3492.

Нормы финансового права содержатся в Указах Президента РФ, регули­рующих финансовые отношения; в соответствующих Постановлениях и рас­поряжениях Правительства Российской Федерации.

Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют инст­рукции, письма и другие документы Министерства финансов Российской Фе­дерации, Центрального Банка Российской Федерации, Министерства Россий­ской Федерации по налогам и сборам. В юридической литературе совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового права, опреде­ляют как финансовое законодательство . Однако при этом следует иметь в виду, что категория «законодательство» употребляется и в ином объеме, и в ином смысле. Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, ут­вержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171, совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы фи­нансового права, получила наименование «Законодательство о финансах и кре­дите» *. В Гражданском кодексе РФ понятие «законодательство» значительно су­жено. В соответствии со ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных за­конов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского ко­декса. Следовательно, все остальные нормативные акты, регулирующие отно­шения, подпадающие под действие ст. 2 ГК РФ, не входят в гражданское законодательство.


* ВВС РФ. 1993. № 51. Ст. 4936.

Итак, легального определения понятия «финансовое законодательство» нет. Однако, рассматривая данную категорию, следует учесть, что в Налого­вом кодексе Российской Федерации (ч. I) и Бюджетном кодексе Российской Федерации законодатель употребляет понятие «законодательство» в более уз­ком смысле, чем это традиционно было принято в науке финансового права.

В соответствии со ст. 1 НК РФ: «законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах». Бюджетное законодательст­во Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Рос­сийской Федерации включает в себя Бюджетный кодекс Российской Федера­ции и принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нор­мативных правовых актов представительных органов местного самоуправле­ния о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных зако­нов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные отношения.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетное за­конодательство, получившие легальное определение, входят в состав финансо­вого законодательства наряду с другими законами и нормативными правовыми актами, регулирующими финансовые отношения в различных сферах общест­венной жизни страны.

Контрольные вопросы

1. Что такое финансы и финансовая система?

2. Что означает понятие «финансовая деятельность государства и муниципальных образований (местного самоуправления)»?

3. С помощью каких методов осуществляется финансовая деятельность государства и муниципальных образований (местного самоуправления)?

4. Какие органы государственной власти осуществляют финансовую деятельность?

5. Какие специальные органы исполнительной власти осуществляют финансовую деятельность?

6. Что является предметом финансового права?

7. Какой метод правового регулирования общественных отношений присущ фи­нансовому праву?

8. Какова система финансового права?

9. Что изучает наука финансового права?

10. Что означает финансовое право как учебная дисциплина?

11. Назовите разделы и правовые институты, составляющие особенную часть учебной дисциплины (курса) «Финансовое право».

12. Какие особенности свойственны финансово-правовым нормам?

13. Каковы особенности финансово-правовых отношений?

14. Что следует понимать под источниками финансового права?

15. Каково соотношение между понятиями «финансовое право» и «финансовое законодательство»?

16. Назовите основополагающие нормы финансового права, содержащиеся в Конституции РФ.



Просмотров