Функции трудового права. Система трудового права и трудового законодательства.отграничение трудового права от гражданского,административного права и права социального обеспечения

Понятие, предмет, метод, система трудового права РК. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения труда.

Круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права достаточно широк и сложен.

Центральное место занимают трудовые отношения, которые возникают между работником и работодателем в процессе осуществления работником своей трудовой функции. Объектом и основным содержанием трудовых отношений выступает работа, т.е деятельность, связанная с непосредственной реализацией способности граждан к труду.

Трудовые отношения, как предмет трудового права характеризуются следующими особенностями:

Ø отношения протекают в условиях внутреннего трудового распорядка с подчинением работника регламентированным условиям совместной деятельности;

Ø работник включается в трудовой коллектив конкретной организации;

Ø возникновение трудовых отношения связано с особым юридическим фактом – допуском работника к работе на основании заключенного индивидуального трудового договора;

Помимо трудовых отношений в круг отношений, образующих предмет трудового права входят отношения, тесно связанные с трудовыми (предшествующие, вытекающие или сопутствующие трудовым). К таким отношениям относятся:

Ø организационно-управленческие отношения;

Ø отношения по трудоустройству;

Ø отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно на производстве;

Ø отношения по рассмотрению трудовых споров;

Ø отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства.

Современный метод трудового права характеризуется четырьмя основными признаками:

1. Сочетание централизованного и локального регулирования трудовых отношений. Этот признак отражает суть государственно-правового управления трудом. Централизованное регулирование осуществляется посредством принятия нормативно-правовых актов, в которых устанавливается минимум гарантий участников трудовых отношений. Локальное регулирование осуществляется путем заключения индивидуальных и коллективных трудовых договоров, а так же принятия актов работодателя.

2. Сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования. Договорное регулирование проявляется в том, что большинство условий, в которых протекают трудовые отношения, устанавливаются их участниками самостоятельно, путем заключения договоров (например, решение вопроса о виде рабочей недели, размере заработной платы и т.п.). Рекомендательный способ проявляется в наличии норм –рекомендаций, соблюдение которых является желательным для законодателя, но стороны могут их не соблюдать, не боясь применения каких-либо санкций. К таким нормам относится положение о предоставлении двух выходных дней подряд и т.п. Императивный способ регулирования проявляется в наличии обязательных для соблюдения норм. Практически весь институт охраны труда состоит из императивных норм. Так же законодатель жестко устанавливает минимальные требования к размеру заработной платы, продолжительности отпуска, возрасту, с которого допускается прием на работу и т.д.

3. Участие в регулировании трудовых отношений профсоюзных органов. Профсоюзы осуществляют две основные функции – представительскую и защитную, а так же представляют интересы работников при подписании коллективного договора, рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров.

4. Своеобразие способов защиты трудовых право работников. Это своеобразие проявляется в том, что трудовые пава – это прежде всего предмет деятельности профсоюзных органов. Так же существуют специальные органы и способы рассмотрения трудовых споров – такой орган – как согласительная комиссия, и такой способ как забастовка.

Система трудового права РК – совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с разбивкой на отдельные относительно самостоятельные структурные образования (институты), а так же на иные устойчивые общности норм, имеющие более дробную структурную определенность (подинституты).

Структурно вся система трудового права подразделяется на две большие части – Общую и Особенную.

Применительно к трудовому праву смежными отраслями права выступают гражданское право, административное право, право социального обеспечения.

В предмет гражданского права входят общественные отношения, которые так же связаны с трудом, носят возмездный характер, основаны на договорных началах. К ним относятся отношения по выполнению договоров подряда, поручения, авторского договора и т.п. Однако между этими отношениями и отношениями, входящими в предмет трудового права имеются существенные различий, обуславливающие их разную отраслевую принадлежность. Предметом и содержанием трудовых отношений выступает сам процесс труда и именно он подчиняется правовой регламентации. В гражданском праве предметом выступает конечный результат труда.

Схожими чертами с трудовым правом обладает административное право, особенно институт государственной службы, предметом которого является осуществление государственно-управленческих отношений государственным служащим. Основное отличие от трудового права состоит в том, что трудовые отношения возникают на основании индивидуального трудового договора и характеризуются равноправием сторон, а отношения в сфере государственной службы возникают на основании административного акта о назначении на должность, и при этом строятся на жесткой системе власти и подчинения.

От права социального обеспечения трудовое право отличают следующие черты: - предмет регулирования права социального обеспечения составляют общественные отношения, возникающие в результате реализации гражданами права на материальное обеспечение, а не права на труд; - право социального обеспечения предусматривает выплату гражданам денежных сумм за счет средств бюджета, а не из фондов отплаты труда, существующих у каждого конкретного работодателя.

Очень многое в жизни человека зависит от его возможности самостоятельно зарабатывать себе средства к существованию, однако определенные обстоятельства могут отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате трудоспособности, тем самым лишив человека источника средств к существованию. К таким обстоятельствам относятся болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие, преодолеть которые самостоятельно во многих случаях невозможно, так как они практически не зависят от воли самого человека. Учитывая, что эти обстоятельства напрямую влияют на социальную и политическую стабильность в обществе, государство принимает определенную долю ответственности за их наступление и создает целую систему социального обеспечения.

Социальное обеспечение принято рассматривать в двух аспектах – в узком и широком. В широком смысле под социальным обеспечением понимают деятельность государства в экономической, политической, социальной и культурной сферах, направленную на создание необходимых условий для формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность. В узком смысле социальное обеспечение рассматривают как совокупность экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан, и достижение социально-приемлемого уровня жизни.

В рамках курса «Право социального обеспечения» изучается социальное обеспечение в узком аспекте, и учитывая это следует отметить, что социальное обеспечение – это предусмотренная действующим законодательством форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей социально незащищенных слоев населения, к которым относятся старики, больные, дети, безработные и т.д.

Сущность социального обеспечения наиболее полно проявляется в его функциях. В теории права социального обеспечения выделяют четыре основные функции:

Ø экономическая, которая заключается в оказании материальной поддержки и замещении утраченного заработка;

Ø политическая, которая заключается в стабилизации общественных отношений и снятии политической напряженности в обществе;

Ø демографическая, которая заключается в стимулировании воспроизводства народонаселения страны;

Ø социально-реабилитационная, которая заключается выравнивании общественного статуса социально незащищенных слоев населения и создании условий для благоприятного развития их личностей.

Необходимо отметить, что на разных этапах развития социального обеспечения, отдельные функции играют доминирующую роль. Так, в период возникновения института социального обеспечения большую роль играли политическая и экономическая функции, а с развитием общества на передний план выходит социально-реабилитационная функция.

Право социального обеспечения – это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по предоставлению государственных средств отдельным, социально незащищенным слоям населения, которые в результате объективных, социально значимых обстоятельств не имеют источников средств к существованию.

Впервые мысль о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права, высказал в 1966 году Андреев В.С., который выделил три признака, которыми должны обладать общественные отношения, включаемые предмет права социального обеспечения. К таким признакам он относил:

1. Одним из субъектов этих отношений является гражданин, а другим государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов.

2. Отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство.

3. Посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение.

Следует отметить, что данные три признака общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения являются актуальными и на сегодняшний день, лишь с небольшими изменениями:

1. Одним из участников общественного отношения должно выступать государство, а вторым – физическое лицо либо семья (в правоотношениях по обеспечению пособием по потере кормильца). От имени государства в правоотношения по социальному обеспечению чаще всего выступает Министерство труда и социальной защиты населения, его территориальные подразделения и государственные предприятия, находящиеся в ведении данного министерства.

2. Данные отношения должны носить алиментарный характер. Причем обязанным предоставлять содержание всегда выступает государство. Социальная алиментарность - это предоставление государством всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе бесплатно, безэквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития общества, без применения договорных начал из фондов социального обеспечения.

3. Обеспечение в рамках этих отношений всегда осуществляется за счет бюджетных средств. При этом источником финансирования может быть как республиканский бюджет (пенсии по возрасту, социальные пособия по инвалидности, по потере кормильца и т.п.), так и местный бюджет (например, жилищные пособия, содержание домов-интернатов).

Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод о том, что предмет права социального обеспечения составляют общественные отношения, носящие комплексный характер, возникающие в связи с:

Ø обеспечением граждан в денежной форме – пенсиями, пособиями;

Ø предоставлением помощи в натуральной форме – медицинское и социальное обслуживание;

Ø установлением юридических фактов, необходимых для социального обеспечения, принятием решений в рамках социального обеспечения и их обжалованием.

Особенностями метода права социального обеспечения являются:

1. Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов. Регулирование отношений осуществляется как на республиканском уровне, так и путем принятия решений местными исполнительными органами на территории определенных административно- территориальных единиц.

2. Специфические способы определения содержания правоотношений. Практически все правоотношения в социальном обеспечении имеют не договорную основу. При этом гражданин свободен в вопросах вступления в правоотношения по социальному обеспечению, но изъявив волю стать участником этих правоотношений он обязывает государство вступить в них при наличии предусмотренных в законодательстве оснований.

3. Наличие сложных юридических фактов, являющихся основанием для возникновения социального обеспечения. Так, для возникновения любого вида социального обеспечения необходим такой сложный юридический факт как наличие самого объективного жизненного обстоятельства, дающего право на конкретный вид социального обеспечения, подтверждение этого факта в установленном законодательством порядке, обращение гражданина за социальной помощью и принятие решения уполномоченным государственным органом о предоставлении такой помощи.

4. Наличие абсолютного характера прав граждан, как субъектов социального обеспечения.

Система права социального обеспечения – это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права, составляющих в целом единую отрасль права.

Право социального обеспечения состоит из общей и особенной части.

В общей части содержатся правовые нормы, содержащие указания на сферу правового регулирования и выражающие при6нципы права социального обеспечения. К общей части относятся институты:

Ø предмет, метод, система права социального обеспечения;

Ø принципы права социального обеспечения;

Ø источники права социального обеспечения;

Ø правоотношения по социальному обеспечению.

В особенную часть включаются институты, регулирующие предоставление отдельных видов социального обеспечения. К ним относятся:

Ø пенсионное обеспечение;

Ø государственные пособия;

Ø медицинское обслуживание;

Ø социальное обслуживание.

Список литературы: Нормативно-правовые акты: 1,49,50,58-61; учебники и учебные пособия: 37-43; источники электронных носителей: 1-3

Тема 9. Основы экологического и земельного права

Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Предметом экологического права являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы. Они подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные. Отраслевые экологические отношения – это земельноохранительные, лесоохранительные и водоохранительные отношения, а также отношения по охране животного мира, недр и атмосферного воздуха. Комплексные экологические отношения относятся к охране природных территорий и комплексов; природно-заповедного фонда; лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон. В рамках взаимодействия отраслевых и комплексных отношений экологическое право решает задачи обеспечения качества природной среды. Субъектами экологического права являются физические и юридические лица, Правительство Республики Казахстан, специально уполномоченные и иные органы государства, Республика Казахстан в целом.

Объектами экологических отношений являются природные объекты. В качестве таковых могут выступать отдельные природные объекты – земля, недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух, естественная среда обитания в целом. Кроме того, объектами правоотношений могут быть природные комплексы. Под методом в праве понимается способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия на поведение человека: административно-правовой и гражданско-правовой. Специфика природных объектов как объектов регулирования со стороны экологического права выражается в их естественном характере происхождения и функционирования, в их органической взаимосвязи с окружающей природной средой. Из этой специфики следует, что наиболее приемлемым способом правового регулирования является метод власти и подчинения, то есть административный метод. При административном методе регулирования господствующее положение занимают запретительные, предупредительные, управомочивающие нормы.

Вместе с тем в нынешних условиях все большее значение начинает приобретать экономический метод (способ) воздействия – влияние на охрану окружающей среды через материальный интерес в ее охране и рациональном использовании со стороны хозяйствующего субъекта. Содержание этого экономического метода регулирования умещается в рамках гражданско-правового способа воздействия. Таким образом, правовое регулирование со стороны экологического права представляет собой органическую совокупность способов, сочетающих в себе экономические методы регулирования качества окружающей природной среды с административно-правовыми средствами воздействия на природопользователя.

Нормами экологического права – следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Они подразделяются на три группы:отраслевые – охрана и использование отдельных природных объектов: земли, недр, вод, лесов и т.д.;комплексные – охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;экологизированные – нормы других отраслей права (административного, уголовного, хозяйственного и т.д), отражающие требования охраны природной среды.По содержанию юридического предписания эколого-правовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-правила.Экологическими правоотношениями следует считать общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами права.Основаниями возникновения экологических правоотношений (как и других правоотношений в праве) служат юридические факты. В области экологии имеет значение подразделение их на события и действия.Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (стихийные бедствия, пожары и т.п.).

Действия – проявляются через поступки человека. Их можно подразделить на позитивные и негативные.

Основания для прекращения экологических правоотношений условно подразделяются на две группы. К первой группе относятся те, которые происходят по воле природопользователя: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя и т.п. Во вторую группу входят основания, которые возникают по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды (изъятие природного ресурса, нарушение договорных обязательств и т.п.).

Понятие системы экологического права включает в себя подразделение юридических норм этой отрасли на главные части, основные разделы, институты и входящие в них нормы. Частями экологического права, как и других отраслей права, являются прежде всего Общая и Особенная части. В экологическом праве принято выделять и Специальную часть, в которой рассматриваются вопросы международно-правовой охраны окружающей среды, загрязнение Мирового океана, экология и космос.

Все принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, на принципы Общей части и принципы Особенной части.

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции Республики Казахстан и в силу этого представляют собой нормативные предписания, обладающие наивысшей юридической силой. К их числу относятся следующие принципы:

Принцип народовластия;

Принцип гуманизма;

Принцип законности;

Принцип интернационализма;

Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений;

Принцип гласности.

Принципы, присущие Общей части экологического права, обусловлены спецификой регулируемого объекта – экологической системы страны, состоящей из совокупности природных объектов. В силу этого обозначаются следующие принципы:

Приоритет интересов народов, проживающих на соответствующей территории, и защита прав отдельного человека;

Принцип строго целевого использования природных объектов;

Принцип рационального и эффективного использования природных объектов;

Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов;

Принцип комплексного подхода в экологопользовании;

Принцип платного использования природных ресурсов и природных объектов.

Правовые принципы Особенной части экологического права выражаются в наличии определенных приоритетов в использовании тех или иных природных объектов. Особенная часть экологического права содержит в себе следующие принципы:

Приоритет земель сельскохозяйственного назначения;

Приоритет вод питьевого и бытового назначения;

Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых;

Приоритет лесов защитного назначения;

Приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы.

Наличие в национальной системе права самостоятельной отрасли земельного права связано, в первую очередь, с существованием земли как объекта материального мира и правового регулирования. Поэтому очень важно определить юридическое содержание термина "земля", используемого в Конституции РК и специальном земельном законодательстве.

В литературе существуют различные подходы к трактовке понятия земли. В широком смысле под словом "земля" понимается планета Земля со всеми ее естественными компонентами, в узком - только ее поверхностный слой, включающий почву, а также поверхность дна водоемов.

Земля как государственная территория включает в себя все природные компоненты в пре­делах того пространства, на которое распространяется государственный суверенитет. В отличие от этого земля как объект земельно-правового регулирования является одним из объектов природной среды, она не включает в себя другие природные объекты, например, недра. По смыслу Конституции РК земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы рассматриваются в качестве самостоятель­ных объектов правового воздействия.

Исходя из вышеизложенных правовых положений, землю следует рассматривать как земную поверхность государственной территории, включающей ее почвенный слой и дно водоемов.

Земля как объект материального мира и общественных отношений обладает рядом особенностей, которыми предопределяется специфика земельных отношений и в конечном итоге обусловливается существование, и определяются пределы действия отрасли земельного права.

От многих объектов материального мира земля отличается своим естественным происхождением - она не является результатом приложения человеческого труда. Земля - наиглавнейший компонент окружающей природной среды, выполняющий экологическую функцию. Кроме того, земля служит местом и условием жизни человека, выступает территорией, определяющей поверхностный пространственный предел государства.

В процессе материального производства земля представляет собой пространственный, операционный базис, а в сельском и лесном хозяйствах является еще и материальным условием, основным средством производства. Земле как объекту правового регулирования присущ ряд других свойств, отличительных особенностей:

Плодородие поверхностного слоя почвы;

Возможность сохранения, воспроизводства ее потребительской ценности и производительной способности;

Незаменимость, невозможность использования вместо нее других средств производства;

Пространственная ограниченность;

Неперемещаемость, постоянство местонахождения.

Именно эти особенности и свойства земли определяют ее функциональные характеристики и, соответственно, социальную ценность.

Так, благодаря плодородию поверхностного почвенного слоя земля может выступать главным средством и условием производства в сельском и лесном хозяйствах. Уровнем плодородия почвы определяется ценность земель, используемых в качестве источника получения сельскохозяйственной и лесохозяйственной продукции.

Рациональное использование земель позволяет не только сохранить, но и увеличить производительную способность земли. В отличие от этого другие средства производства по мере вовлечения в хозяйственный оборот подвергаются амортизации, изнашиваются и утрачивают свои полезные свойства.

Земля имеет естественные пространственные пределы, остающиеся неизменными. Возможность использования земли объективно ограничивается этими пределами, что порождает необходимость рационализации землепользования. Земля является недвижимым объектом, поэтому в отличие от движимого имущества не может переноситься в пространстве. В силу указанного обстоятельства юридическая судьба земельного участка всегда определяется судьбой расположенных на нем строений и сооружений.

Земля как природный объект отличается функциональной и качественной неоднородностью, что неизбежно влечет дифференциацию ее правового режима в зависимости от плодородия почвы, ландшафта, водообеспеченности и т. д. Земля характеризуется незаменимостью как место и условие жизнедеятельности человека, пространственный и операционный базис материального производства, основное средство и обязательное условие сельскохозяйственного производства. Никакой другой объект материального мира не в состоянии заменить землю и выполнять ее функции.

Основным вопросом при определении любой отрасли права является выявление круга общественных отношений, составляющих предмет ее регулирования. Какие общественные отношения составляют предмет собственно земельного права и регулируются соответствующими правовыми нормами? Ответ на этот вопрос является важным для уяснения сути современного земельного права. Правильное определение предмета земельно-правового регулирования имеет значение для правоприменения, точной юридической квалификации и разрешения возникающих вопросов практики. Поэтому исследованию предмета земельного права на всех этапах его развития уделялось достаточное внимание. Как уже говорилось, из-за различий в определении предмета земельного права существует узкая и широкая трактовка отрасли земельного права. В узком смысле предмет и, соответственно, отрасль земельного права ограничивались отношениями, связанными лишь с земной поверхностью.

В широком значении предметом земельного права рассматривались не только отношения, связанные с правом собственности на поверхность земли и ее использованием, но и отношения, связанные с правом собственности на недра, воды и леса, использованием этих объектов государственной собственности.

Естественные свойства, параметры, отличительные особенности и характеристики земли обусловливают множественность ее функций и, соответственно, объясняют весьма сложное, многообразное и разноплановое содержание отношений по поводу земли.

Исходя из этого в отношениях по поводу земли применяются множество различных форм и методов правового опосредования. При этом потребность в правовом регулировании и обеспечении упорядоченности земельных отношений непрерывно усиливается. В силу этого земля становится объектом воздействия правовых норм практически всех отраслей национальной системы права. Возникает целый комплекс правоотношений, связанных с землей.

Нормами государственного права определяются территория государства, пространственный предел государственной власти, государственные границы, формы собственности на землю.

Административное право содержит принципы, определяющие основы управления земельным фондом, нормы административно-правовой ответственности с описанием различных составов земельных правонарушений, санкции и процедуру их применения.

Нормы гражданского права применяются при регулировании отношений собственности на земельные участки, отношений землепользования и иных вещных, обязательственных отношений, возникающих по поводу земельных участков или земельных прав. Они применяются, например, при совершении сделок с землей, определении оснований и пределов возмещения ущерба, причиненного нарушением земельного за­конодательства.

Экологическое право участвует в регулировании экологического аспек­та земельных отношений, поскольку земля, будучи объектом окружающей природной среды, одновременно входит и в экологическую систему.

Правовое регулирование земельных отношений в Казахстане уходит корнями в далекое прошлое. На всех этапах развития человеческого общества характер использования земельных ресурсов находится в тесной взаимосвязи с природными условиями конкретных территорий и направленностью материального производства. Вовлечение земель в сферу хозяйственного использования обусловливает поиск путей правового регулирования земельных отношений в процессе эволюции человеческого общества.

В середине и конце прошлого века правовое регулирование земельных отношений сводилось в основном к определению порядка предоставления и изъятия земель государственными органами, прав и обязанностей землепользователей. При этом наблюдались чрезмерное вмешательство в технологию земледелия, несовершенство правовых, эконо­мических и иных стимулов эффективного земледелия, а также отсутствие свободы хозяйствования на земле.

Государство в лице уполномоченных органов полностью определяло, например, способы и сроки посевных работ, уборки, заготовки и хранения урожая, устанавливало фиксированные цены на продукцию. Хозяйства были лишены права свободной реализации своей продукции.

Исключительная государственная собственность на землю, отсутствие правовой и хозяйственной свободы субъектов землепользования и землевладения привели к отчуждению крестьянина и других производителей от земли, разрыву зависимости между трудом земледельца и его результатом, утрате заинтересованности в рациональном использовании земель. Как следствие перечисленных факторов, резко снижалась эффективность производства, значительные площади земель были деградированы и выведены из хозяйственного оборота. Ситуация усугублялась безответственностью уполномоченных органов и их должностных лиц за неблагоприятные экономические и экологические последствия непродуманных управленческих решений по вопросам организации использования и охраны земель.

С обретением государственной независимости и провозглашением курса перехода к рыночной экономике весьма интенсивно существенно изменилось содержание земельных отношений. Основная направленность новшеств - преобразование и приспособление земельных отношений к условиям рынка, трансформирование их в органический компонент рыночных отношений, создание правовых, экономических и организационных условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны земельных прав граждан и юридических лиц. В рамках экономической реформы произошла демократизация земельных отношений, увеличение состава субъектов права собственности и землепользования, расширение объема их правомочий, постепенное ограничение административно-командного метода организации земельных отношений.

Преобразование земельных отношений особенно заметно было в аграрной сфере, где задействовано три четверти земельного фонда республики и земли являются основным средством и условием сельскохозяйственного производства. На 1 ноября 1990 г. в аграрном секторе республики насчитывалось 4 069 хозяйств, из них: колхозов - 411; совхозов - 2 094; другие государственные предприятия - 1564. Им принадлежала практически вся площадь сельскохозяйственных угодий республики.

Нормативной основой преобразований явились следующие акты: Указ Президента РК от 5 марта 1993 г. № 1135 "О Национальной программе разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993- 1995 гг. (2 этап)"; Законы "О земельной реформе в Казахской ССР" от 28 июня 1991 г. № 729-ХП, "Об особенностях приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий" от 14 января 1992 г.; Указы Президента РК от 9 марта 1994 г. № 1585 "О передаче части имущества совхозов в собственность директоров", "О некоторых вопро­сах регулирования земельных отношений" от 24 января 1994 г. № 1516, "О дальнейшем совершенствовании земельных отношений" от 5 апреля 1994 г. № 1639; постановления Правительства Республики Казахстан "О продаже государственных сельскохозяйственных предприятий в час­тную собственность граждан" от 10 июня 1994 г., "Об утверждении По­рядка уступки права на земельную долю (пай) при приватизации госу­дарственных предприятий" 10 июня 1994 г. № 611 и др. Дальнейшее развитие земельного законодательства ознаменовалось принятием 22 декабря 1995 года Указа Президента РК, имеющего силу закона «О земле», и, наконец, разработкой и принятием 20 июня 2003 года действующего на сегодняшний день Земельного кодекса Республики Казахстан.

Таким образом, новое земельное законодательство предоставляет широкую свободу хозяйствования на земле. Развиваются институты права частной собственности на земельный участок и права землепользования. По мере вовлечения земель в гражданский оборот земельные отношения утратили ряд специфических особенностей и одновременно приобрели имущественный характер.

Соответственно произошли существенные изменения в содержании современных земельных отношений, задачах и методах их правового опосредования. Однако, несмотря на это, сфера земельных отношений сохраняет целый ряд особенностей, идентифицирующих ее самостоятельность. Именно их наличие предопределяет необходимость формирования и действия в национальной системе права самостоятельной, адаптированной к условиям рынка, отрасли земельного права.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие обобщения и выводы.

Особенности земли как природного объекта хозяйствования, значение ее экономических функций в обеспечении жизнедеятельности людей предопределяют существование особой сферы, земельных отношений, нуждающейся в соответствующем правовом регулировании.

Предметом земельно-правового регулирования являются не всякие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют определенное экономическое содержание.

В этих отношениях земля выступает объектом собственности и пользования, служит всеобщим территориальным пространственным базисом производственно-хозяйственной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве - главным средством и условием производства.

При всей множественности выполняемых землей экономических, социальных и иных функций ее объективные особенности предполагают необходимость комплексного, координированного правового регулирования земельных отношений.

Земельная реформа, проведенная в рамках масштабных социальных и рыночных преобразований в стране, привела к интенсивному изменению и развитию земельного законодательства, становлению принципиально новой во многих отношениях отрасли земельного права, способной оказать реальное воздействие на развитие современных земельных отношений.

Земельное право Республики Казахстан, составляя самостоятельную отрасль национальной правовой системы, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, направленных на регулирование отношений по использованию и охране земли как природного ресурса и объекта хозяйствования, условия и средства производства в целях организации ее рационального использования и охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны права на землю граждан и юридических лиц, создания и развития земельного рынка, укрепления законности в области земельных отношений.

Факторами формирования отрасли земельного права являются: наличие предмета правового регулирования - самостоятельной, особой сферы земельных отношений, нуждающейся в соответствующей упорядоченности; заинтересованность государства и других субъектов земельных отношений в их регулировании; разработка и принятие специальных правовых норм; необходимость особого сочетания методов правового регулирования.

Земельное право, занимая определенное место в национальной системе права, взаимодействуя и будучи взаимосвязанным с другими отраслями права, само также представляет определенное системное образование. Оно характеризуется внутренней дифференциацией на относительно самостоятельные и в то же время связанные между собой элементы: нормативные положения, группы, норм, институты.

Эти элементы располагаются в строгой иерархической, субординационной и функциональной последовательности. Система отрасли земельного права отражает последовательность расположения, принципы, правила упорядочения образующих ее элементов в зависимости от их значимости, содержа­ния, характера и особенностей регулируемых земельных отношений.

Система земельного права в конечном итоге обусловливается объективными факторами и под их воздействием непрерывно изменяются ее элементы, их соотношение и взаимодействие. Поэтому система земельного права, прежде всего, позволяет уяснить закономерности внутренней расстановки и группировки, функциональных взаимосвязей входящих в эту отрасль нормативных положений.

Исходным элементом системы земельного права является правовая норма, состоящая из таких обязательных компонентов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Земельно-правовая норма закрепляется в тексте закона или же вытекает из смысла действующего законодательства, содержит правило поведения, установленное для субъектов земельных отношений и направленное на многократное применение к повторяющимся ситуациям земельной сферы.

Гипотеза земельно-правовой нормы определяет условия, необходимые для ее применения или реализации. Такими условиями чаще всего выступают факты и события, имеющие юридическое значение.

Диспозиция земельно-правовой нормы устанавливает характер, содержание и параметры поведения субъектов.

Санкция земельно-правовой нормы выражает меру ответственности, предусматривает наказание за нарушение требований земельного законодательства, неблагоприятные последствия неправомерного поведения субъектов земельных отношений. Именно санкция обеспечивает регулятивный эффект правовой нормы, отражает ее специфику, отличительную особенность от иных норм социального регулирования (нормы морали в сфере землепользования, традиции и обычаи земледельческих народов, групп и общин).

Элементы земельно-правовой нормы могут оказаться в одном нормативно-правовом акте или его структурах: разделе, главе, статье, пункте. Однако чаще всего они бывают разбросанными по нескольким нормативным актам, относящимся иногда к различным отраслям законодательства. Земельно-правовые нормы, регулирующие однородные виды или цельную общность земельных отношений, объединяются в отдель­ный правовой институт. Так, например, нормы, призванные регулировать отношения, связанные с изъятием земель для государственных нужд, составляют правовой институт изъятия земель для государственных нужд. Нормы, определяющие гарантии, основания, условия и порядок возмещения причиненного ущерба земле, образуют правовой институт возмещения ущерба земле.

Система земельного права в конечном итоге складывается из двух крупных компонентов - общей и особенной частей.

Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельно-правового регулирования.

Институты общей части отличаются емким, сложным содержанием. Они, как правило, состоят из нескольких субинститутов (пединститутов), каждый из которых представляет собой относительно самостоятельный и достаточно целостный блок нормативных образований.

Например, институт права собственности на землю состоит из таких блоков, как право государственной собственности на землю и право частной собственности на землю. Институт государственного управления земельным фондом включает субинституты: контроля за использованием и охраной земель; государственного земельного кадастра и землеустройства; государственной поддержки землеохранных мероприятий; разрешения земельных споров. Институт права землепользования проявляется через такие взаимосвязанные и в то же время существенно раз­личающиеся нормативные блоки, как право государственного землепользования, право негосударственного землепользования, право постоянного или временного землепользования, право землепользования граждан или юридических лиц и т.д.

Одни и те же нормы или нормативные массивы общей части могут входить одновременно в состав двух и более правовых институтов. Например, нормы о возмещении ущерба земле могут рассматриваться как элемент института государственного управления земельным фондом, если исходить из аспекта охраны земель, вместе с тем без них сложно представить институт защиты права собственности и иных вещных прав на землю. Таким образом, земельно-правовые нормы, их блоки в рамках двух и более правовых институтов могут взаимопроникать, дополнять друг друга, создавая тем самым нормативные предпосылки эффективного правового регулирования.

Нормы институтов общей части земельного права действуют напрямую либо опосредованно - через нормы институтов особенной части Последними они конкретизируются, детализируются с учетом специфики подлежащих регулированию вопросов земельных отношений.

Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель.

В соответствии с предусмотренными в законодательстве категориями земель, выделенными по их основному целевому назначению, особенная часть включает следующие институты, определяющие правовой режим: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земель особо охраняемых природных территорий; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Институты особенной части отражают специфику, особенности правового регулирования отношений управления, использования и охраны земель каждой отдельной категории земельного фонда.

Земельное законодательство Республики Казахстан основывается на следующих принципах:

1) целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Республики Казахстан;

2) сохранения земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан;

3) охраны и рационального использования земель;

4) обеспечения экологической безопасности;

5) целевого использования земель;

6) приоритета земель сельскохозяйственного назначения;

7) обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности;

8) государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель;

9) предотвращения нанесения ущерба земле или устранения его последствий;

10) платности использования земли

Список литературы: Нормативно-правовые акты: 1-3,20,21,35-40,44,57-61; учебники и учебные пособия: 44-54; источники электронных носителей: 1-3

Тема 10. Уголовное право РК

Уголовное право - это отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм, определяющих понятие и виды преступлений и устанавливающих ответственность за эти преступления.

Основным источником уголовного права является Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года, введен в действие с 1 января 1998 года. Он устанавливает основания уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния являются преступлениями, устанавливает наказания и иные меры уголовно-правового воздействия за их совершение.

Задачами уголовного права являются: защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, прав и законных интересов организаций, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя и территориальной целостности Республики Казахстан, охраняемых законом интересов общества и государства от преступных посягательств, охрана мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Уголовное право состоит из общей и особенной части. Уголовный закон в Республики Казахстан кодифицирован. Общая часть состоит из семи разделов, которые посвящены понятиям и определениям, которые являются основными в уголовном праве. Это разделы: уголовный закон, преступление, наказание, назначение наказания, освобождение от уголовной ответственности и наказания, уголовная ответственность несовершеннолетних, принудительные меры медицинского характера. Особенная часть состоит из шестнадцати глав, которые сгруппированы по определенным видам преступлений: преступления против личности; преступления против семьи и несовершеннолетних; преступления против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина; преступления против мира и безопасности человечества; преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; преступления против собственности; преступления в сфере экономической деятельности; преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях; преступления против общественной безопасности и общественного порядка; преступления против здоровья населения и нравственности; экологические преступления; транспортные преступления; преступления против интересов государственной службы; преступления против порядка управления; преступления против правосудия и порядка исполнения наказания; воинские преступления.

Принципы уголовного права: законность, равенство граждан перед законом и судом, ответственность при наличии вины, личная ответственность, социальная справедливость, гуманизм, недопустимость повторной ответственности за совершенное преступление, экономия уголовных репрессий. -" Эти принципы вытекают из конституционных принципов, которые являются для уголовного права определяющими и образующими. Принципы уголовного права не могут противоречить конституционным принципам. Уголовный закон - это нормативно-правовой акт (уголовный кодекс), обладающий высшей юридической силой, принятый Парламентом Республики Казахстан, определяющий преступность деяния и устанавливающий за это деяние меру наказания. Основным составляющим звеном уголовного права является норма права, которая, как правило, состоит из диспозиции и санкции. Диспозиция определяет существо преступления. Санкция определяет меру уголовной ответственности. Выделяют относительно-определенные санкции, абсолютно-определенные санкции, альтернативные санкции.

Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью Уголовного кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Преступления классифицируются в зависимости от характера и степени общественной опасности на: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает двух лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двенадцати лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет или смертной казни.

Состав преступления - это совокупность установленных уголовным кодексом объективных и субъективных признаков, которые характеризуют конкретное общественно опасное действие или бездействие как преступное. Состав преступления состоит из объекта, субъекта, объективной стороны и субъективной стороны. Объект преступления - это общественные отношения, охраняемые уголовным законом, на которые посягает преступник. Субъект преступления - физическое лицо; вменяемое: достигшее определенного возраста (за большинство преступлений уголовная ответственность наступает с 16 лет, за более тяжкие преступления предусмотрена ответственность с 14 лет.); в определенных случаях обладающее специальными признаками (профессия, должностное положение и др.). Объективная сторона - действие или бездействие, преступные последствия и причинно-следственная связь между ними, а также время, место, орудия, способ и средства совершения преступления. Субъективная сторона - это психические аспекты преступного деяния: вина, мотив и цель преступления.

Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния (действия или бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Виновным в преступлении признается лишь лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

Преступлением, совершенным умышленно. признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желало их наступления. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично. Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по самонадеянности или небрежности. Преступление признается совершенным по самонадеянности, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник. Необходимая оборона - это защита личности, жилища, собственности, земельного участка и других прав обороняющегося или иных лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу, независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или государственным органам.

Превышением пределов необходимой обороны признается явное несоответствие защиты характеру и степени общественной опасности посягательства, в результате чего посягающему причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность лишь в случаях умышленного причинения вреда.

Правом на задержание лица, совершившего посягательство, наряду со специально уполномоченными на то лицами обладают также потерпевшие и другие граждане. Не является преступлением причинение вреда охраняемым в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью, правам и законным интересам данного лица или иных лиц, интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не допущено превышения пределов крайней необходимости.

Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстановке, в которой опасность устранялась, когда правоохраняемым интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой ответственность лишь в случаях умышленного причинения вреда.

Не является преступлением причинение вреда охраняемым Уголовным кодексом интересам лицом, действовавшим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Оно применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

В уголовном кодексе предусмотрены следующие виды наказаний:

б) лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью;

в) привлечение к общественным работам;

г) исправительные работы;

д) ограничение по военной службе;

е) ограничение свободы;

к) смертная казнь.

Кроме основных наказаний к осужденным могут применяться следующие дополнительные наказания:

а) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград;

б) конфискация имущества.

Штраф и лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, установленных соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса, и с учетом положений Общей части Уголовного кодекса. Лицу, совершившему преступление, должно быть назначено наказание, необходимое и" достаточное для его исправления и предупреждения новых преступлений. Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается лишь в случае, если менее строгий его вид не сможет обеспечить достижение целей наказания. При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения преступления, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность и наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи или лиц, находящихся на его иждивении.

Смягчающими уголовную ответственность и наказание обстоятельствами признаются: а) совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств; б) несовершеннолетие виновного; в) беременность; г) наличие малолетних детей у виновного; д) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного преступлением; е) совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств либо по мотиву сострадания: ж) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; з) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, крайней необходимости, задержания лица, совершившего преступление, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения; и) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления; к) чистосердечное раскаяние, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления.

При назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и другие обстоятельства, не предусмотренные в уголовном кодексе. Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность и наказание, признаются: а) неоднократность преступлений, рецидив преступлений; б) причинение преступлением тяжких последствий; в) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации); г) особо активная роль в совершении преступления; д) привлечение к совершению преступления лиц, которые заведомо для виновного страдают тяжелым психическим расстройством, либо лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность; е) совершение преступления по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение; ж) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего (до 14 лет), другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного; з) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с выполнением данным лицом своего служебного, профессионального или общественного долга; и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего; к) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения либо общеопасным способом; л) совершение преступления с использованием условий чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках; м) совершение преступления в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения. Суд вправе, в зависимости от характера преступления, не признать это обстоятельство отягчающим; н) совершение преступления лицом, нарушившим тем самым принятую им присягу или профессиональную клятву; о) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора; п) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.

При назначении наказания суд не может признать отягчающими обстоятельства, не указанные в Уголовном кодексе.


Одним из первых признаков, позволяющих определить природу договора, является характер установленных отношений. По трудовому договору работник состоит с работодателем, как правило, в длительных отношениях и обязуется выполнять любые работы в соответствии со своей трудовой функцией. Гражданско-правовые договоры, как правило, применяются при выполнении конкретных работ, объем, содержание и сроки выполнения которых определяются договором. Еще одним критерием является самостоятельность (несамостоятельность) труда. Когда работником управляет работодатель, обеспечивая работнику необходимые условия труда, предусмотренные законодательством, работник подчиняется принятым у данного работодателя правилам внутреннего трудового распорядка (под страхом дисциплинарной ответственности за их нарушение), понятно, что такой труд самостоятельным не является, и это говорит о трудовой природе правоотношений.

Статьи по предмету трудовое право

Способы, входящие в метод гражданского права, основаны на равноправии и отсутствии подчинения сторон гражданско-правовых договоров о труде, они исключают возможность контроля за процессом выполнения договорных обязательств. Способы, определяющие особенности метода трудового права, наоборот, построены на отсутствии равноправия и подчинении работников работодателям.

При этом представители работодателей контролируют процесс выполнения работниками своих обязательств. В связи с изложенным можно сделать вывод, что и способы правового регулирования позволяют провести грань между трудовым и гражданским правом.

Глава 6. трудовое право и право социального обеспечения

Важно

Предметом семейного права являются личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство), тогда как предметом права социального обеспечения является комплекс общественных отношений (материального, процедурно-процессуального характера), возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения для удовлетворения потребностей специфических субъектов (пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и др.). В рамках семейного права закреплены права и обязанности родителей и детей, в том числе усыновленных либо взятых в приемную семью.

Тема 8 трудовое право и право социального обеспечения

Какие же нарушения работодателя могут вызвать такой негативный для работника результат: 1) незаконный отказ в приеме на работу; 2) незаконный перевод на другую работу; 3) незаконное увольнение; 4) порочащие, незаконно произведенные записи в трудовой книжке; 5) необоснованный отказ в выдаче трудовой книжки; 6) задержка исполнения решения суда о восстановлении на работе. В этих случаях с предприятия полностью взыскивается понесенный работником вред, а с должностного лица, виновного в нарушении трудовых прав работника, – не более трехмесячного оклада.

Внимание

Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного взыскания к работникам за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими трудовых обязанностей. За нарушение трудовых обязанностей администрация может применять следующие дисциплинарные взыскания: -замечание; -выговор; -строгий выговор; -увольнение.

Трудовое право

Ъ0’%щё~U▄╗Мm╘╣╒@p╡щ4Ц≈ц╢~┼⌠|√l╠*|ПШщ5┴v┬ГZ=╨▀КЦЯf<ечтM╫ыН╬о/╘ф√┬╖ы,╘{%■GГДe\wtё╟╔у<д┼╜К°╕ч╞Ы1╕╪╩OЫ%И╖ю’Дъ╜╫W┘╧G┘Vхщ}5╜з8▒ ^UO÷▒²∙i K▌gё@≤╖ к|≤╓LPbs╛сЗ╪-~╩·╣J┤сVЩшЦТ7YЦЬыС/▌К:В`╨╒`╨_Р©Ы5щ*║фX-,Й▒ь}║⌠g█_╗Ы&Q1-?Wэv(ы─ПЭкшк╖йa╜ endstream endobj 6 0 obj <

Тема 11. основы трудового права и права социального обеспечения

Трудовой договор– это соглашение между работником и предприятием, по которому работник обязуется выполнять определенную трудовую функцию или работу по определенной специальности, квалификации, должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие обязуется выплачивать емузаработную плату и обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Сторонами в договоре являются работники работодатель.

В качестве работодателя могут выступить любые организации, являющиеся юридическими лицами. Содержание трудового договора составляет совокупность условий, определяющих взаимные права и обязанности сторон.

Все условия трудового договора делятся на две группы – обязательные и дополнительные.

Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права

Трудовое право (библиотека) ¦ ¦ Трудовое право (Главная) ¦ ¦ Карта раздела При всем разнообразии и дифференциации различных отраслей права некоторые из них имеют определенные черты сходства. Так, трудовое право в некотором смысле граничит с гражданским, административным правом и правом социального обеспечения.
Они являются смежными с трудовым, ибо предмет и метод каждой из названных отраслей имеют некоторые схожие моменты с предметом и методом трудового права. Есть и другие отрасли, которые иногда рассматриваются при изучении норм трудового законодательства (предпринимательское, коммерческое право и др.).


Трудовое и гражданское право.

Поэтому при тщательном исследовании возникших отношений, способов их регулирования выполнение трудовой функции под прикрытием гражданско-правового договора становится очевидным, что может не позволить работодателям уйти от ответственности за неисполнение обязанности по страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Предметом административного права являются отношения по прохождению службы сотрудниками МВД, ФСБ, уголовно-исполнительной системы и другими.

Данные отношения также связаны с трудовой деятельностью лиц, состоящих на службе. Однако этот вид трудовой деятельности имеет свои особенности. Прежде всего следует заметить, что служебные обязанности зачастую не ограничиваются рамками выполнения конкретной трудовой функции, их диапазон гораздо шире.
ЩШ╝p┴Ь▒н█ШГLg P ECqB╧п╗*┘*║Z╗З:]─╝Bп=h ┌~┘чцL┌╘╟2╛ ць Ж├┐А5p°ГюЫПN╦╝┐▐аМПЬ:|│÷цЁ@┬ QCБ┌Ь!H,бG6 ┘H9R┤╢ ]H/rA╕▒w(┼┌╒ёQ╤(OT┼┘ ё*QGQМ╗т-т(jУ MF+║ п6h/Т*t:]─.G7═шп≈пwпЦХ7├├яаXa<1А≤л:L1Ф╕s3─цлb╠Xy╛жК┤ebьЛ~Л1Л9Л ЮPП4п407╟7┬тТ&ь9╦$ЬA┬n┬0╓;T242╢1t.л5╛4ld∙Я╙У╚╝┤+└sц;#╟║ Ё╚щVО]=iY9╢FgMж ╚kж&╜=%е▄:█▌▀n┼ЧюТcж1gc╪b╙cfX.╛}╛ГlGv{┼cг)ЕLдзе√фNфыеМ┴⌡┼w┬/▐÷Ф╨p+╧/╢╬Вkфв█ E ▐П▌▄ <зсhуьь╓тTр7⌡╖▌E╩Ы█К7²-├-╣╜╢ж╒ЦЮ╦ПЬЁoё©:А}╒Ш$ЦdкwZъU╥Qз [ЩlЭyЙСЫИ┌÷╔╝~║ШБ╩_И⌡Y53Ч▓ЪrАвБWР╞▌╪^Ж╨{жЖЯ⌡Д7Сs┘oЕъ}гxвШЛЩд|ФЛ┤┼▐z╩yz╦░╪╟П⌡В└СШ endstream endobj 279 0 obj <

Просмотров