Обществознание уголовное и административное право. Административное право и административные правоотношения А.2. Группа студентов одного из вузов, отмечая успешное окончание летней сессии, жарили шашлык, и оставили после себя незатушенный костер. Директор

Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Важнейшим источником российского административного права наряду с Конституцией является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый в 2001 г.

Административное право регулирует такие отношения, одной из сторон которых является государственный орган, выступающий как носитель властных полномочий. Для возникновения правоотношений согласия другой стороны не требуется, ибо государственный орган является правообязывающей стороной, действующей в соответствии с законом.

Важнейшими понятиями административного права являются административное правонарушение и административная ответственность.

Административное правонарушение (проступок) - это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

а) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;

б) противоправность - административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и имуществу граждан;

в) административная наказуемость - совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;

г) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).

Субъектами административных правонарушений могут быть физические и юридические лица, совершившие описанные в законе составы административных правонарушений. Физические лица должны быть вменяемыми и достигшими к моменту совершения проступка 16 лет.

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;

2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;

3) выражается в применении административных взысканий;

4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти.

Мерой административной ответственности является административное наказание. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие виды административных наказании.

а) предупреждение (выносится в письменной форме);

б) административный штраф, который может выражаться в величине, кратной:

Минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) (не менее одной десятой MPOT и не более 25 МРОТ (для граждан), 50 МРОТ (для должностных лиц)» 1000 МРОТ(для юридических лиц);

Стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера стоимости предмета);

сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции (не более трехкратного размера суммы);

в) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Выполнение данного взыскания предполагает принудительное изъятие предмета у нарушителя, реализацию этого предмета последующей передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

г) конфискация (принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства) орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискуются предметы, являющиеся личной собственностью правонарушителя. Однако предметы контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся. При применении конфискации и возмездного изъятия имеется ограничение: не изымаются оружие и боеприпасы У лиц, для которых охота является основным источником существования;

д) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транспортными средствами);

е) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников милиции, неуважение к суду. Административный арест не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей до 14 лет, к несовершеннолетним, к инвалидам I и II группы;

ж) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ);

з) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Возмездное изъятие и конфискация, а также административное выдворение за пределы РФ могут применяться и в качестве основных, и в качестве дополнительных наказаний, остальные меры административной ответственности отнесены административным законодательствам к основным наказаниям.

Общие правила наложения административных наказаний:

1. Административные наказания должны налагаться с соблюдением законодательства в пределах, установленных нормативными актами, и лишь к лицу, совершившему правонарушение. Необходимо учитывать характер проступка, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

2. Административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка.

3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание.

Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся:

а) судьи районных (городских) судов, мировые судьи;

б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) органы внутренних дел (милиция);

г) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

д) налоговые органы, органы налоговой полиции;

е) органы, ответственные за исполнение федерального бюджета;

ж) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда;

з) органы и войска пограничной службы;

и) органы и должностные лица, осуществляющие административно-надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры);

к) военные комиссары;

л) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).

Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению, и может назначить административное наказание в пределах своей компетенции. Так, например, только судья может назначить наказание в виде административного ареста, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, административного выдворения за пределы РФ и дисквалификации. Однако один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам (например, наказание за мелкое хулиганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел).

Для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные органы и должностные лица могут осуществлять административное задержание, личный досмотр, а также досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, арест товаров, привод физических лиц.

Все эти меры могут быть впоследствии обжалованы в вышестоящий орган, прокуратуру, суд.


| |

    Убеждение (разъяснение, внушение, поощрение и т.д.).

    Принуждение (применение взысканий).

II. Административные методы административного права предполагают прямое или внеэкономическое воздействие со стороны управляющего субъекта на сознательное поведение управляемых.

    Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом.

    Распорядительные воздействия - приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координация работ и контроль исполнения.

    Материальная ответственность и взыскания - выражается в обязанности работников возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях.

    Дисциплинарная ответственность и взыскания - применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.

    Административная ответственность применяется в случаях совершения административных правонарушений.

III. Экономические методы административного права предусматривают косвенное воздействие на объект управления:

IV. Правовые методы административного права .

    Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в определенных условиях

    Запрет - возложение прямой юридической обязанности воздержаться от совершения тех или иных действий

    Дозволение - юридическое разрешение совершать определенные действия либо не совершать их по своему усмотрению.

Административное право включает в себя административно-правовые нормы . Это установленное государством правило регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Административные нормы носят императивный характер, т.е. требуют безусловного подчинения. Выделяют следующие виды административных норм :

    обязывающие;

    запрещающие;

Юридическая сила норм зависит от положения тех органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Соответственно, различают нормы законодательные и подзаконные. Последние могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

Реализация норм представляет собой процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Различают четыре формы реализации норм :

    Исполнение - активные действия субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в норме.

    Соблюдение - воздержание субъекта от совершения запрещенных действий.

    Использование - субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом (например, правом обратиться с жалобой).

    Применение - принятие компетентным государственным органом или уполномоченным должностным лицом индивидуального юридически-властного решения на основе действующей нормы.

Нормы административного права регулируют административно-правовые отношения .

Особенности административно правовых отношений заключаются в следующем:

    обязанности и права сторон этих отношений связаны с государственным управлением;

    в этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо и т.д.);

    данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

    в случае нарушения административно- правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

    разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Участниками административно-правовых отношений могут быть государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные служащие, общественные объединения, предприятия, учреждения, другие юридические лица, трудовые коллективы, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

Кодифицированным нормативно-правовым актом, регулирующим административно-правовые отношения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) , который вступил в силу 01.07.2002 г.

Административное правонарушение

Административное правонарушение - это противоправное деяние невысокой степени опасности, предусмотренное законодательством об административных нарушениях.

Субъектом административного правонарушения является лицо, его совершившее: граждане (в том числе иностранные), несовершеннолетние и их родители, должностные лица, юридические лица (организации).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно , если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Для человека, совершившего административное правонарушение, наступает административная ответственность . Это мера принуждения, осуществляемая государством к лицу, совершившему противоправное деяние, за которое предусмотрено применение мер административного воздействия. Административная ответственность урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных наказаний и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности.

Административные взыскания не налагаются на лиц моложе 16 лет, работников правоохранительных органов, военнослужащих и депутатов.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией о делах несовершеннолетних и защите их прав, указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Военнослужащие и работники правоохранительных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарным уставом.

Депутаты не привлекаются к административной ответственности из-за существующего у них иммунитета.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, за исключением лиц, наделенных дипломатическим иммунитетом.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости из-за хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Согласно КоАП, существуют обстоятельства, смягчающие административную ответственность :

    1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

    2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

    3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

    4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

    5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Перечень смягчающих обстоятельств является открытым. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах.

Кроме смягчающих, существуют также обстоятельства, отягчающие административную ответственность :

    1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

    2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения, лицо уже подвергалось административному наказанию;

    3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

    4) совершение административного правонарушения группой лиц;

    5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

    6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Данный перечень является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения, могут не признать какое-либо обстоятельство из этого перечня отягчающим.

Применение мер административной ответственности возможно только с соблюдением следующих основных принципов .

    Принцип равенства перед законом - лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

    Принцип презумпции невиновности - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законодательством; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    Принцип законности - лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законодательством.

    Принцип справедливости - никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства или причинение человеку физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    Принцип целесообразности - при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

    Принцип неотвратимости - предполагает неизбежность наступления административной ответственности за совершенное правонарушение.

Административное наказание

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Поскольку административные проступки имеют меньшую общественную опасность и вредность, чем преступления, административные наказания менее суровы, чем уголовные, кроме того, они не влекут судимости.

КоАП предусматривает следующие виды административных наказаний .

    Предупреждение - выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение считается административным наказанием, только если оно выносится в письменной форме. Применение предупреждения влечет для правонарушителя не только моральные, но и правовые последствия: при совершении повторного аналогичного правонарушения к нему будет применено более строгое административное наказание.

    Административный штраф является наиболее распространенным видом административного взыскания и предусматривается за большинство административных правонарушений. Административный штраф может выражаться в величине, кратной:

    • минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (размер МРОТ в РФ с 1 июня 2011 г. будет составлять 4611 руб.);

      стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

      сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

    Сумма административного штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ, или превышать 25 МРОТ для граждан, 50 МРОТ для должностных лиц и 1 000 МРОТ для юридических лиц. Сумма штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

    Возмездное изъятие орудия или предмета правонарушения - их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей, например, изъятие боевого оружия.

    Конфискация орудия или предмета правонарушения (ружье браконьера, сеть). Конфискация назначается судьей. Не является конфискацией изъятие у лица, который незаконно владеет орудием или предметом административного правонарушения.

    Лишение специального права (охоты, управления транспортным средством). Устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее месяц и более 2 лет.

    Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток. Административный арест назначается судьей. Арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

    Выдворение за пределы России (для иностранцев и лиц без гражданства) - принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в контролируемом самостоятельном выезде этих лиц из РФ.

    Дисквалификация - заключается в лишении физического права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Дисквалификация назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3 лет.

    Административное приостановление деятельности - временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности.

    Такое наказание применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркологических средств, в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток. Судья, на основании ходатайства лица, подвергнувшегося этому административному наказанию, прекращает его исполнение, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них. Если лицо совершило несколько аналогичных административных правонарушений, наказание назначается в пределах одной санкции.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее, чем по истечении 2 месяцев со дня его совершения. При длящемся административном правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения.

Согласно КоАП, дела об административных правонарушениях рассматриваются:

    1) судьями (мировыми судьями);

    2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (районными, городскими, районными в крупных городах);

    3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Компетенция каждого органа в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях установлена законодательством.

Контрольные вопросы

    Что является предметом административного права?

    Назовите методы административного права.

    Что такое административная правовая норма?

    Какие виды административных правовых норм Вы знаете?

    Дайте определение административно-правовым отношениям.

    Что такое административное правонарушение?

    Дайте определение административной ответственности.

    Назовите принципы, на основании которых применяется административная ответственность.

    Какие виды административных наказаний Вы знаете?

Одной из ветвей власти является исполнительная. Работа ее представителей строится на основе юридических норм, которые вместе составляют целую отрасль – административное право. Так как оно реализуется в обществе, возникают административные правоотношения.

Система административного права

Административное право регулирует только те отношения, которые возникают между людьми, призванными осуществлять исполнительную власть.

Среди других юридических наук административное право – самая молодая наука. Она зародилась только в 18 веке и тогда получила название “наука полиции”.

Особенности норм этой отрасли права:

  • властный, обязательный характер норм;
  • охватывают все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную;
  • субъекты административного права: граждане, органы власти, например, различные министерства, полиция, чиновники, организации, в том числе политические партии;
  • у названных субъектов есть свои права и обязанности.

Поясним, как проявляется особенность административного права проникать во все сферы жизни. В политической сфере оно включает в себя управление органами безопасности, иностранных и внутренних дел. В экономической – управление сельским хозяйством, промышленностью, финансами, в социально-культурной сфере – управление такими областями, как образование, медицина, наука и другое.

Источники норм административного права

Как и другие принятые в обществе и закрепленные государством правила, административные нормы отражены в законах и кодексах, которые частично или полностью посвящены этой области права:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Конституции Российской Федерации;
  • Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Формы норм административного права

Чаще всего выделяют три формы:

  • нормы-запреты

Они не позволяют совершать определенные действия. Например, нормы строго запрещают кражу, нарушение правил дорожного движения, хулиганство и так далее.

  • нормы-предписания

Они, напротив, указывают на те действия, которые необходимо совершать. К примеру, к таковым относятся должностные инструкции.

  • нормы-дозволения

Это права людей, на которые распространяются нормы административного права. К ним можно отнести возможность проводить митинги, получать медицинскую помощь, право на неприкосновенность жилища и другое.

Особенности административного правоотношения

  • избирательный характер: оно возникает исключительно в области деятельности исполнительной власти;
  • оно появляется только тогда, когда его участники – органы или люди – субъекты административной власти;
  • его субъекты наделены особыми полномочиями, которые позволяют им управлять и делать распоряжения от имени государства.

Административное правонарушение

Правонарушение, или проступок, в этой сфере может быть направлен против:

  • прав граждан;
  • порядок в обществе;
  • собственность;
  • экологическую безопасность.

За правонарушение предусмотрены специальные наказания.

К ним относятся:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • арест;
  • обязательные работы;
  • приостановление деятельности.
Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 297.

Административное право регулирует широкий круг общественных отношений, складывающихся главным образом в сфере государственного и муниципального управления. Оно является одной из ведущих отраслей публичного права России.

В его предмет входит следующие группы отношений:

  • - организационно-полицейские (например, расстановка постов патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб полиции, изменение направлений движения людей, транспортных потоков);
  • - надзорно-контрольные (например, проверка документов у водителей транспортных средств, досмотр правонарушителей);
  • - административно-принудительные (применение физической силы, специальных средств при доставлении правонарушителей в полицию, применение огнестрельного оружия и др.).

Отношения в области административной юстиции - это отношения, связанные с правом граждан, должностных, юридических лиц на рассмотрение в суде административного иска по поводу незаконных действий должностных лиц органов исполнительной власти или местного самоуправления.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. В настоящее время, когда в стране предпринимаются попытки построения демократического, правового, социально ориентированного государства с рыночной экономикой, все чаще раздаются голоса ученых по поводу кардинального изменения взгляда на предмет административного права России .

Административное право России - это ведущая отрасль публичного права российской правовой системы, представляющая собой системную совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации полномочий государственной (в первую очередь - исполнительной) власти.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан и юридических лиц, а также иных отношений, связанных с ее деятельностью или при осуществлении административного судопроизводства.

Под административным правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого характера, урегулированный административно-правовой нормой. В структуру административных правоотношений входят субъекты, объекты и его нормативное содержание. Стороны в них выступают как носители взаимных прав и обязанностей в границах действия конкретной административно-правовой нормы.

Субъект - это индивид или организация (индивидуальный или коллективный субъект), которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. В качестве обязательного субъекта административного правоотношения выступает орган государственного управления. Объект - это то, на что воздействует административно-правовое отношение. Объектом является воля, сознание и опосредованное ими поведение субъектов в сфере реализации исполнительной власти. Содержание административно-правовых отношений - это права и обязанности сторон правоотношений.

Для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты, т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события. Признаки административно-правовых отношений:

  • - несимметричные обязанности и права сторон, так как они связаны с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц (отношения власти-подчинения);
  • - одной из сторон, как правило, выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
  • - данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон; в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;
  • - разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является не только самоцелью и возможностью определения сугубо теоретических подходов и взглядов, но и необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.

Определение формы вины дано в ст. 2.2 КоАП РФ. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности. Легкомыслие заключается в том, что лицо предвидит возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно надеется их предотвратить. А небрежность состоит в предвидении возможности противоправных последствий, которые лицо должно и могло предвидеть.

В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. В редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ. Например, ст. 9.10, 21.7.

Умышленное причинение вреда является основанием для наложения на виновного более строгого наказания. По сравнению с правонарушением, совершенным умышленно, административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее опасным.

Субъект правонарушения - это тот, кто может его совершить и понести административную ответственность. К субъектам административных правонарушений законодатель отнес физических лиц и юридических лиц.

К физическим лицам относятся граждане РФ, должностные лица, лица, которые за совершение административных правонарушений несут административную ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения государственной службы в определенных органах, в случаях, установленных КоАП РФ, - на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.). К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Установлено, что административной ответственности подлежит вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

КоАП РФ устанавливает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

КоАП РФ содержит большое количество статей, которыми предусматривается ответственность должностных лиц в случае совершения ими административного правонарушения. Они несут ответственность только за виновные действия - за неисполнение либо ненадлежащее исполнением своих служебных обязанностей.

КоАП РФ предусматривает более суровые наказания для должностных лиц по сравнению с гражданами, не наделенными таким статусом (ст. 3.5, 3.11 и др.).

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных наказаний и порядок их назначения определены в КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому или юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, наличие в действиях правонарушителя признаков состава правонарушения и др.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Кодекс установил, что законами субъектов РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться только такие виды административных наказаний, как предупреждение и административный штраф.

В отношении юридического лица могут применяться только четыре их вида:

  • - предупреждение;
  • - административный штраф;
  • - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • - административное приостановление деятельности.
  • Административное право Российской Федерации: учебник/ под ред.А.В. Мелехина. М ЮСТИЦИЯ, 2016. С. 26.

Обществознание

Лекция № 53.

Раздел 6.3 Отрасли российского права

Тема: Административное право.

Цель: изучить особенности административного права.

Задачи:

учебная : изучить понятие, источники и виды наказания административного права;

развивающая : развитие познавательных компетенций;

воспитательная: приобщение студентов к правовой культуре, и уважению закона.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, ноутбук и презентация.

Тип урока: Комбинированный урок.

Ход урока.

    Организационный момент. (3 минуты)

    Проверка домашнего задания (20 минут)

1. Особенности конституционного права.

2. Обязанности гражданина

План:

1. Понятие и источники административного права.

2. Административные правоотношения.

3. Административные наказания (50 мин).

Ход урока

№1. Административное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственного управления.

Нормы административного права регулируют правила создания, реорганизации, ликвидации государственных органов; обязанности и права этих органов и их служащих; соблюдение, поддержание и охрану общественного порядка и другие вопросы.

Субъектами административных правоотношений, как видно из определения, являются органы исполни тельной власти и иные исполнительные органы.

Нормы административного права действуют и в отношении органов государственного управления, несоподчиненных между собой, скажем, федеральных министерств. Административное право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями; между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйствен­ными и социально-культурными объединениями; между органами исполнительной власти и общественными объединениями, такими как партии, ассоциации, движения; между органами исполнительной власти и гражданами.

Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических вла стных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления.

В административных правоотношениях одни приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям. Но это не очень точная характеристика. Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений. Важное условие: они не должны в этом случае находиться в устойчивых правовых отношениях с тем или иным исполнительным органом или организацией, не должны подчиняться в силу служебных обязанностей их управленческим распоряжениям. Достаточно в этом смысле сказать о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и об­щественных органов.

Жалоба - это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав, свобод и интересов граждан. В административном плане жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца. Анонимные заявления не рассматриваются. Автор жалобы должен сообщить свои фамилию, имя и отчество, адрес, сведения о месте работы или учебы. Если жалоба в вышестоящие органы не дала результата, гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд. Сроки ее подачи: не позже трех месяцев с момента нарушения прав, не позже одного месяца после отказа вышестоящего органа в удов­летворении жалобы.

Конституции РФ

Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности»


Федеральный закон «О Государственной границе Российской Федерации»


Постановления Правительства РФ


Адми нистративная ответственность – это применение к физическому или юридическому лицу, совершившее административное правонарушение, мер административного наказания. Регламентирует административную ответственность Кодекс Российской Федерации об административ ных правонарушениях (КоАП РФ), введен в действие с 1 июля 2002 г. В Кодексе пять разделов:

раздел I - Общие положения;

раздел II - Особенная часть (административные правонарушения и ответственность за них);

раздел III -Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные 1 рассматривать дела об административных правонарушениях;

раздел IV - Производство по делам об административных правонарушениях;

раздел V - Исполнение постановлений по делам об административных правона­рушениях.


2. В Особенной части КоАП РФ сформулированы различные виды административных правонарушений. К ним, в частности, относятся:

    посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений и т. д.);

    посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);

    в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);

    на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д.);

    в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);

    в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);

    в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);

    в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д.) и др.

За каждый из административных проступков положено административное наказание.

№3. Административная ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного наказания.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.






Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация мо гут устанавливаться и применяться только в качестве ос новных административных наказаний. Остальные виды административных наказаний могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополни тельных наказаний.

Среди органов, которым подведомственны дела об административных правонарушениях, выделяются:

  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    органы внутренних дел;

    органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

    налоговые органы;

    федеральные органы налоговой полиции;

    таможенные органы;

    военные комиссары;

    органы рыбоохраны

И многие другие органы и должностные лица.

Дело об административном правонарушении должно рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. Незаконные действия по привлечению к администра­тивной ответственности могут быть обжалованы в вышестоящие инстанции или прокурору.

Лицу, привлекаемому к ответственности, должно быть гарантировано осуществление его прав. В частности, нарушитель вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства. Для защиты своих интересов он может пригласить адвоката.

Постановление по делу об административном правонарушении выносится и объявляется немедленно после рассмотрения дела. По делу выносится одно из следующих постановлений: о наложении административного взыскания; о прекращении дела производством - при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, либо прокурору, органу предварительного следствия или дознания, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу.

В течение трех дней копия постановления вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. Постановление может быть опротестовано прокурором. Жалоба и протест на постановление рассматриваются правомочными на то органами в 10-дневный срок со дня их поступления.

Закрепление

1. Что такое административное право?

2. Каковы субъекты административных правоотношений?

3. Каковы источники административного права?

4. Какой правовой акт предусматривает ответственность за административные правонару­шения и какова его структура?

5. Какие виды административных правонарушений вам известны?

6. В чем состоит административная ответственность?

7. В чем суть административного наказания?

8. Какие виды административных наказаний предусмотрены КоАП РФ?

9. Какие административные наказания являются основными?

10. Каким органам подведомственны дела об административных правонарушениях?

Домашнее задание: подготовить следующие темы: Порча таксофонных аппаратов: правовые, моральные, финансовые и технические аспекты. Чем опасны нарушения правил дорожного движения? Водитель и работник государственной инспекции по безопасности дорожного движения: трудный диалог. Штрафы как вид административного взыскания: проблемы и перспективы. (7 минуты).



Просмотров