Обязанности гражданина российской федерации по конституции. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации. Конституционное право России – ведущая отрасль Российского права

»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обя-занностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Принцип равенства обязанностей, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касает-ся каждого гражданина России и непосредственно связан с ра-венством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся граж-данами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанно-стей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только граж-данам (защищать Отечество и др.).

Основные конституционные обязанности:

    1. соблюдение Конституции и законов;
    2. уважение прав и свобод других лиц;
    3. забота о детях и нетрудоспособных родителях;
    4. получение основного общего образования;
    5. забота о памятниках истории и культуры;
    6. уплата налогов и сборов;
    7. сохранение природы и окружающей среды;
    8. защита Отечества

Соблюдение Конституции и законов

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституционную обязанность граждан, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

Уважение прав и свобод других лиц

Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Конституционные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения граждан.

Основные права и обязанности являются таковыми не только по форме будучи закрепленными в Конституции, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных обязанностей. Для конституционных обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других обязанностей.

Эти признаки определяют в своей совокупности юридическую природу основных обязанностей .

1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.

2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.

4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.

6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.

Итак, конституционные обязанности по своему смыслу и содержанию составляют неотъемлемую часть правового статуса человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности - это общеобязательные, установленные Конституцией Российской Федерации и раскрываемые в отраслевых нормах права, правила поведения человека и гражданина за неисполнение которых предусмотрена юридическая ответственность.

Основными признаками их являются : верховенство, общий вид, действие на всей территории России, равноправие для всех лиц, постоянно действующий непрерывный характер

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества.


Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.

Анализ действующей Конституции и юридической литературы позволяет сделать вывод о наличии в Российской Федерации следующих видов конституционных обязанностей:

Защита Отечества;

Получение основного общего образования;

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия;

Обязанность сохранять природу и окружающую среду;

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций (постановления Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П). Налоги могут и не играть столь важную для существования государства роль, если в его непосредственной собственности находятся большая часть средств производства и доходы от их использования. Однако в демократическом правовом и социальном государстве, в котором признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 1, ст. 8 Конституции).

Российской Федерации

Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказа от осуществления своих прав. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей.

Между тем, чрезмерное выпячивание прав и отрицание человеком своих обязанностей ведет к тому, что он стремится осуществить свои желания или предположения о принадлежащих ему правах любой ценой. А это часто влечет за собой нарушение прав других людей, совершение преступлений.

Следует также различать обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом общественного бытия человека. Будучи официально признанными в государстве, они выступают в качестве обязанностей гражданина. Основные обязанности закреплены Конституцией РФ.

Признаки конституционных обязанностей:

1) они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей;

2) они служат реализации как личных, так и общественных интересов;

3) они имеют высшую юридическую силу.

Конституционные обязанности можно подразделить на общие и конкретные.

К первой группе относятся следующие обязанности граждан РФ:

Соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;

Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).

Эти обязанности распространяются на все без исключения категории населения страны. Выполнение их обеспечивается мерами воспитательного воздействия, а в случае их недостаточности - средствами административного и уголовного права.

Вторая группа обязанностей, предусмотренная Конституцией России, включает в себя:

Родительские обязанности (ст. 38);

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

Воинскую обязанность (ст. 59).

Этот круг обязанностей адресован конкретным категориям населения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным.

Конституционная обязанность человека и гражданина - это установленная государством в интересах всего общества и закрепленная в Конституции необходимость, предписывающая каждому определенный вид, меру поведения и ответственность в случае его неисполнения.

Права человека неотделимы от его обязанностей (Конституция РФ, ч. 2 ст. 6), причем эти обязанности равные для всех. Осуществление основных прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, (Конституция РФ, ч. 3 ст. 17). Во взаимоотношениях личности, общества, государства должна присутствовать взаимная ответственность, предопределяющая свободу личности и ее действий не в ущерб интересам других личностей, общества и государства.

Конституция Российской Федерации содержит специальные статьи, указывающие на обязанности каждого человека, находящегося на территории России и на своих граждан. К ним относятся статья 57 (обязанность платить законно установленные налоги и сборы), статья 58 (обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам), ст. 59 (обязанность граждан защищать Отечество, нести военную службу).

Ряд статей Конституции содержат указания на обязанности человека и гражданина в связи с закреплением и регулированием определенных общественных отношений.

Статья 15, закрепляя отправные принципы правового регулирования всего комплекса общественных отношений, обязывает граждан и их объединения соблюдать Конституцию РФ и законы, что является важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации, признаком правового государства.

Статья 17 устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. При осуществлении лицом своих прав предполагается обязанность этого лица строго соблюдать права и свободы других, не допускать произвола и злоупотребления своими правами в ущерб интересам и правам других лиц.

Статья 38 содержит обязанности граждан в области семейных отношений. Забота о детях, их воспитание - обязанность родителей, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Родители, не выполняющие своих родительских обязанностей, могут быть по суду ограничены или полностью лишены своих родительских прав. При отказе детей содержать своих нетрудоспособных родителей, материально их обеспечивать с них могут быть взысканы в судебном порядке алименты, а при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Статья 44, представляя каждому право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям в то же время возлагает на них обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 59 Конституции РФ предусматривает обязанность гражданина России защищать Отечество. Гражданин РФ в соответствии с федеральным законом РФ «Об обороне» (ст. 12) призывается на военную службу на основе экстерриториального принципа. Реализация воинской обязанности граждан предусматривает военный учет гражданина, подготовку к военной службе, призыв на военную службу и ее прохождение, пребывание (до 60 летнего возраста) в запасе (резерве) и прохождение военного обучения, военное обучение в военное время. Обязанность граждан на всех этапах военной службы одинаковая. Невыполнение предписаний органов военного управления на любом из этих этапов влечет предусмотренную законом ответственность.

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках, в том числе во внутренних войсках МВД, органах внешней разведки и контрразведки. Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе, «О статусе военнослужащих», общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и другими нормативными актами.

Особенность правового регулирования военной службы во внутренних войсках МВД (как и в других специальных войсках) состоит в том, что кроме названных выше законов и других нормативных актов, их деятельность регламентируется специальным законодательством, например, Законом о внутренних войсках МВД РФ.

Военная служба гражданина в определенных случаях может быть заменена альтернативной гражданской службой (п. 3, ст. 59), связанной с выполнением обязанностей в области общеполезных работ. Это возможно в определенных случаях на основании Федерального закона от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» и ряда других нормативно правовых актов по вопросам прохождения альтернативной гражданской службы.

Конституция РФ содержит также ряд специальных обязанностей должностных лиц (см. ст. ст. 18, 19, 24, 52, 53 и др.).

Граждане Российской Федерации самостоятельно осуществляют в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, т.е. с наступлением совершеннолетия. Законодательство РФ устанавливает исключения из этого правила. Так, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ по достижении 21 года (Конституция РФ, ст. 97), а для избрания президентом необходимо достичь возраста 35 лет (ст. 81 Конституции). Трудовое совершеннолетие по трудовому законодательству наступает в 16 лет. Установлены иные возрастные критерии в гражданском и уголовном праве.

Согласно статье 62 Конституции и в соответствии с нормами международного права иностранные граждане, лица без гражданства в отношении их прав и обязанностей приравнены к гражданам России, т.е. для этих лиц установлен национальный режим. Законодательство России устанавливает исключения из этого положения. Иностранный гражданин не может нести военную службу в Вооруженных Силах России, не может избирать и быть избранным в органы власти, а также занимать определенные должности - судьи, прокурора и др.

В Законе о правовом положении иностранных граждан в РФ содержится ряд правил для иностранных граждан в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, административной и уголовной ответственности, пребывания на территории РФ.

Статья 64 Конституции РФ зафиксировала, что положения главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и что они не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном самой конституцией (ст. 135).


Похожая информация.


Обязанности являются составной частью правового статуса личности. Обязанности и права тесно взаимодействуют друг с другом. Конституционные обязанности граждан РФ закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина».

Конституционные обязанности направлены на охрану и защиту социальных ценностей. Конституционные обязанности в равной степени распространяются на всех граждан РФ.

Конституционные обязанности - «это высшие правовые (конституционные) требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с охраной и защитой важнейших ценностей, осуществлением действий (бездействий), которые служат удовлетворению как личных, так и общественных интересов в правовом демократическом государстве»1.

В Конституции закреплены следующие конституционные обязанности:

1 Бондарь Н С Права человека и Конституция России Ростов н/Д, 1996

Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации Эта обязанность распространяется не только на граждан РФ, но и на граждан иностранных государств, лиц без гражданства, находящихся на территории России 2.

Обязанность платить налоги и сборы С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность страны, безопасность граждан, развивает экономику, образование, здравоохранение и т д К гражданам, уклоняющимся от уплаты налогов или уплачивающих их в неполном объеме, могут быть применены установленные законодательством санкции. 3.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В развитии этого положения 19 декабря 1991 года был принят закон «Об охране окружающей природной среды», в 1993 году приняты Основы лесного законодательства Российской Федерации, в которых закреплена обязанность по охране лесов. Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 года также предусмотрен ряд обязанностей граждан, направленных на сохранение животного мира" не допускать разрушения или уничтожения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, и др. 4.

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование (9 классов). Обязанность по обеспечению детьми основного общего образования несут родители или лица, их заменяющие. Обязательность основного общего образования распространяется только на детей, не достигших 15-летнего возраста 5.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Народы России имеют богатое культурное насле-

дие, которое имеет важное значение для сохранения и развития самобытности народов России Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения

6 Особое значение имеет обязанность по защите Отечества В статье 59 Конституции она определяется как «долг и обязанность гражданина Российской Федерации».Одновременно устанавливается обязанность по несению военной службы.

Более детально эта обязанность регламентируется нормами Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими нормативными актами. Военная служба - это особый вид государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, в других войсках, воинских формированиях и органах. За неисполнение указанной обязанности предусмотрена уголовная ответственность,

В Конституции закреплено право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Это возможно, если убеждениям или вероисповеданию гражданина Российской Федерации противоречит несение военной службы. Введение института замены военной службы альтернативной гражданской в современной России обусловлено рядом обстоятельств. Те реформы, которые происходят в настоящее время в нашей стране, явились причиной переосмысления ценностей и приоритетов в обществе и государстве. Конституция РФ, как уже говорилось ранее, высшей социальной ценностью признает человека, его права и свободы. Конституция 1993 года по-новому определила правовой статус человека и гражданина. Проведение военной реформы требует освобождения личного состава от выполнения несвойственных ему функций, часть из которых можно переложить на лиц, которым военная служба заменена альтернативной

гражданской службой. Основанием направления граждан на альтернативную гражданскую службу является решение призывной комиссии или решение суда- Государственный орган, в чью компетенцию входит принятие решения о замене военной службы альтернативной гражданской службой, является призывная комиссия. Если гражданин не согласен с решением призывной комиссии, он может обжаловать в суд ее решение. В этой связи в настоящее время имеется настоятельная необходимость в принятии федерального закона, устанавливающего правовой механизм реализации этой важной конституционной нормы.

Кон ституционн ые обязанности граждан РФ

Обязанность соблюдать Конституцию и другие законы РФ

Обязанность платить налоги и сборы

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Обязанность получения основного общего образования

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного

наследия

Обязанность защищать Отечество

Еще по теме § 10. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации:

  1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2002 года по жалобе граждан Вахонина Александра Ивановича и Смердова Сергея Дмитриевича на нарушение их конституционных прав частью третьей статьи 2202 УПК РСФСР
  2. Конституционная обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы
  3. Тема 12. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  4. 53.Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы граждан российской федерации по ФЗ от 27.05.1998 г. «О воин­ской обязанности и военной службе» (с изменениями на 2008 г.).
  5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 1999 года № 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 266 и пункта 3 части первой статьи 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан Е. А. Арбузовой, О. Б. Коллегова, А. Д. Кутырева, Р. Т. Насибулина и В. И. Ткачука

Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и граждани­на, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции РФ («Права и свободы челове­ка и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обя­занностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

§ 1. Равенство обязанностей

Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касает­ся каждого гражданина России и непосредственно связан с ра­венством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся граж­данами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанно­стей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только граж­данам (защищать Отечество и др.).

§ 2. Соблюдение Конституции и законов

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распро­страняется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не со­блюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Кон­ституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключе­ний.

Данную конституционную обязанность не следует ограничи­вать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что гра­ждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юри­дической, силы.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, сущест­вует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия ко­торых направлены на насильственное изменение основ конститу­ционного строя и нарушение целостности Российской Федера­ции, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституцион­ную обязанность граждан, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

§ 3. Уважение прав и свобод других лиц

Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Кон­ституции устанавливает, что осуществление прав и свобод челове­ка и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным наруше­нием норм как права, так и морали, это путь к конфликтам меж­ду людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закре­пляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собст­венных и чужих прав.

§ 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях

Вч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституцион­ные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны забо­титься о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных роди­телях. Эти обязанности граждан отражают личную ответствен­ность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные по­требности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частно­сти материальное обеспечение. Гражданское и семейное законо­дательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рас­сматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая ох­рану соответствующих им прав.

§ 5. Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного обще­го образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека яв­ляется невозможность поступления без аттестата зрелости в выс­шее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкрет­ный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми ос­новного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

§ 6. Забота о памятниках истории и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Ясно, что данная обязанность не мо­жет лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отноше­ния в этой области регулируют Основы законодательства Россий­ской Федерации о культуре, Закон РФ «Об охране и использова­нии памятников истории и культуры» (в редакции от 25 июня 2002 г.). Указом Президента РФ от 20 феврадя 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия феде­рального (общероссийского) значения, включающий такие объ­екты всех регионов страны.

Данная конституционная обязанность направлена на сохране­ние материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

§ 7. Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сбо­ры (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к чело­веку и гражданину, который живет в обществе и пользуется блага­ми государственной деятельности. С помощью налогов государст­во обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в ин­тересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавли­ваться только законами, а не подзаконными правовыми актами.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделя­ются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уп­лачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сро­ки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных слу­чаях и уголовную ответственность.

Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачи­вать налоги и сборы сочетается с определенными правами нало­гоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с мате­риалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавли­вающие новые налоги или ухудшающие положение налогопла­тельщиков, обратной силы не имеют.

§ 8. Сохранение природы и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно отно­ситься к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде зако­нодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окру­жающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природ­ным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обя­занность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ. Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы исроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при поль­зовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.

За нарушение природоохранного законодательства установле­на имущественная, административная и уголовная ответствен­ность.

§ 9. Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обя­занностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В дан­ном случае правовая обязанность соединяется с моральной кате­горией (долгом), тем самым образуя непреложный закон граж­данского поведения. Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культу­ры, духовности многонационального народа России. Отечест­во - это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, неру­шимость границ и прочность государственности. Но защита Оте­чества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на гра­ждан, если воинские формирования Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, в которых они несут службу, направляются за пределы территории Российской Федерации для участия в миро­творческой деятельности. Федеральный закон «О порядке пре­доставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или вос­становлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, (ст. 8).

Граждане несут военную службу в соответствии с федераль­ным законом. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 6 января 2007 г.) установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие установленного федераль­ным законом права на освобождение или отсрочку от призыва. Закон регламентирует воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в воен­ное время. Гражданин, не явившийся по повестке о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважи­тельной причины или получивший путем обмана незаконное ос­вобождение или отсрочку от призыва, подлежит уголовной ответ­ственности за уклонение от призыва. Предусматривается воз­можность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту, в том числе для иностранцев.

Вопросы прохождения военной службы (срок, заключение контракта, порядок отбора кандидатов и др.) регулируются Поло­жением, утвержденным Указом Президента РФ (в редакции от 17 апреля 2003 г.). Правовое положение военнослужащих опреде­лено Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (в ре­дакции от 6 января 2007 г.).

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а также граждане, относящиеся к коренным малочис­ленным народам, имеют право на замену военной службы аль­тернативной гражданской. Такое правило закреплено в Консти­туции РФ и Федеральном законе «Об альтернативной граждан­ской службе» (в редакции от 6 июля 2006 г.). Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подве­домственных органам исполнительной власти, в организациях Вооруженных Сил в качестве гражданского персонала.

Указом Президента РФ (в редакции от 16 августа 2004 г.) в ка­честве специально уполномоченных федеральных органов испол­нительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Федеральная служба по труду и занятости иМинистерство обороны РФ. Те федеральные органы исполни­тельной власти, которые заинтересованы в прохождении альтер­нативной службы гражданами в подведомственных им организа­циях, представляют соответствующие предложения по видам ра­бот, профессий, должностей. Порядок принятия необходимых решений устанавливается Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отме­тил, что ответственность за уклонение от очередного призыва на дей­ствительную военную службу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоот­ношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Действия граждан, реализующих свое конституционное пра­во на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уго­ловного правонарушения.

Необходимо учитывать, что начавшаяся реформа армии, и особенно предстоящий переход к регулярной армии на профес­сиональной основе, повлечет существенное изменение законода­тельства о военной службе.



Просмотров