Конституционные правоотношения. Органы государственной власти. Особенности конституционных правоотношений

курсовая работа

по конституционному праву

на тему: «конституционно-правовые отношения»

Пенза 2010

введение

1. Конституционно-правовые отношения: понятие, характеристика, основные виды

2. Субъекты конституционно-правовых отношений

3. Объекты конституционно-правовых отношений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, конституционно-правовые отношения - разновидность правовых отношений между гражданином и государством, между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, другими субъектами, связанные с удовлетворением их интересов конституционно-правовыми средствами.

Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов этих отношений.

1. Отношения, возникающие при закреплении и охране основ конституционно-правового строя России.

2. Отношения, возникающие при закреплении и охране конституционно-правового статуса человека и гражданина в России.

3. Отношения, возникающие при закреплении и охране формы государства, прежде всего, формы государственного устройства.

4. Отношения, возникающие при закреплении и охране системы, основ организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Субъекты конституционного права - это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают конституционно-правовые отношения. Это, иначе говоря, стороны, между которыми эти отношения происходят.

Субъект номер один - это государство и его органы, т.е. парламент, глава государства, глава правительства или правительство как коллегиальный орган, парламентские комиссии и другие государственные органы, обладающие властными полномочиями.

Ко второй группе относится субъект, который в демократическом государстве всегда является источником власти, т.е. народ, нация или избирательный корпус.

К третьей группе субъектов конституционного права следует отнести политические партии. Политические партии в современном мире - это такой элемент, без которого невозможно существование государства.

Следующая группа субъектов конституционного права очень часто объединяется одним термином «физические лица». Хотя этот термин скорее относится к гражданскому праву, но он иногда употребляется и в конституционном праве, и под ним в конституционном праве понимаются граждане, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Эта категория субъектов не так уж часто вступает в конституционно-правовые отношения, и эти случаи достаточно легко назвать.

Под объектами конституционно-правовых отношений понимают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др.Объекты конституционно-правовых отношений, чаще всего, делятся на три группы. Это материальные объекты, иногда их называют имущественные блага, вторая группа - неимущественные блага, и третья группа - действия.

Подводя итог, можно сделать вывод, что рассматриваемые конституционно-правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.

библиография

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ.- 2009.- № 4.- Ст. 445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ.- 1994.- № 32.- Ст. 3301.

3. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учеб. пособие для студентов вузов.- М.: ГОРОДЕЦ, 2007.

4. Арутюнян Г.Г. Конституционное право: Энцикл. словарь.- Москва: Норма, 2006.

5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 5-е изд., изм. и доп.- Москва: Норма, 2006.

6. Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.- Москва: Проспект: ТК Велби, 2008.

7. Кокотов А.Н. Конституционное право России: Учебное пособие.- Москва: Проспект: ТК Велби, 2007.

8. Колесников Е.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник.- Москва: Высшее образование, 2008.

9. Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций.- ОАО «Издательский Дом "Городец"», 2006.

10. Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова.- Москва: Проспект, 2007.

11. Конституционное право России: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Малько.- М.: Изд-во Норма, 2000.

12. Конституционное право: Учебник для вузов / Отв. ред. В.В. Лазарев.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2004.

13. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: Учебник для вузов.- Москва: Книжный мир, 2006.

14. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Конспект лекций.- 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Юрайт, 2007.

15. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- М.-Ростов н/Д: МарТ, 2003.

16. Червонюк В.И. Конституционное право России: Учеб. пособие для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2003.

17. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. доп.- М.: Юристъ, 2003.

18. Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений // Журнал российского права.- 2003.- № 6.- С. 62.

19. Герасименко Ю.В. Лица, не являющиеся гражданами России, как субъекты конституционно-правовых отношений // Государство и право.- 2002.- № 6.- С. 22.

20. Карпов Н.Н. Актуальные проблемы гармонизации конституционно-правовых отношений между государством и гражданином // Юстиция.- 2008.- № 3.- С. 83.

Федеральная служба исполнения наказаний

Академия права и управления

Кафедра государственно-правовых дисциплин

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

На тему «Конституционно-правовые отношения».

Выполнил

Курсант 213 уч. гр.

Е.Л. Воронкова

Научный руководитель:

преподаватель,

майор вн. службы

С.А. Горкина


Рязань 2006 г.


Введение………………………………………………………….3


1. Понятие и особенности конституционно-правовых отношений………….……………………..………………..……4


2. Виды конституционно-правовых отношений, их структура…………………………….…………………………..9


3. Особенности возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений……………….…...23


Заключение…………….………………………………………..28


Библиография……………………………………………………30

Введение.

Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права.

При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и обязанностями.

Изучением такого вида правоотношений, как конституционные правоотношения занимались и занимаются многие ученые-юристы, в частности Варламова, Виноградов, Козлова, Баглай, Кутафин и другие. Ученые-правоведы высказывают различные точки зрения по поводу понятия, структуры, видов и особенностей, конституционных правоотношений. Интенсивная разработка данной проблематики расширила неоднозначность подходов к её пониманию.


1. Понятие и особенности конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые отношения – это берущие начало в конституционно-правовых нормах связи социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей. Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя, направляя её. Часто такое регулирование осуществляется через воздействие на отраслевые нормы и правоотношения (гражданские, земельные, административные и т. п.), а не прямо.

Можно дать и другое определение конституционно-правовых отношений . Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

· Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

· Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;

· Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

· Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.

· Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

· Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

· Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

Именно через правоотношения проявляют своё регулирующее действие нормы конституционного права, хотя эта точка зрения разделяется не всеми. По мнению М.В. Баглая, конституционное право содержит много деклараций, устанавливающих порядок в той или иной области не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, влияющих на создание конкретных норм. Замечу, что, во-первых, любые правовые нормы психологически воздействуют на людей; во-вторых, конституционные провозглашения (декларации) все-таки осуществляются через правоотношения. Своеобразие провозглашений заключается в том, что они часто порождают правоотношений не путем прямого определения прав, обязанностей их участников, а посредством закрепления каких-либо ценностей, целей, установок в качестве объектов юридических прав, обязанностей. Провозглашения продуцируют правоотношения, определяя в первую очередь их объекты, а не содержание.

Своеобразие конституционных правоотношений прежде всего в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

Конституционным регулированием охватываются важнейшие взаимосвязи общества, государства, коллектива, личности на базе сочетания их коренных интересов.

Данные социальные отношения как наиболее значимые не просто предмет конституционного регулирования, но объективно предопределяют особенности их правовой формы.

Отличительная черта конституционно-правовых отношений - их высокий политический потенциал. Политические отношения выражают интересы всех классов, социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика, как показал В. И. Ленин, - это то, что определяет перспективы и пути общественного развития, участие в делах государства, задачи, формы и содержание государственной деятельности как внутри страны, так и на международной арене. «Конституция, - отмечает В. О. Тененбаум, - не только закрепляет установленное соотношение политических сил, но и определенным образом организует его, группирует, фокусирует в соответствии с волей творцов конституции и проецирует во второй ряд, т. е. в ряд политико-правовых конституционных отношений. Происходит как бы удвоение политических отношений, где собственно политика как содержание отношений воплощается в определенную конституционно-правовую форму и структуру».

Особенности конституционно-правовых отношений выражаются и в своеобразии их элементов, структурной организации. Эти правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем каждый занимает в ней особую конституционную позицию. Статус отдельных субъектов конституционных правоотношений весьма своеобразен. Некоторые из них могут выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных исключительно в конституционных и иных государственно-правовых предписаниях, и быть участниками только конституционных, государственно-правовых отношений (социальные общности: классы и основные социальные группы, народ, нации; социально-политические образования: РФ и субъекты РФ). Спецификой обладают и субъекты, деятельность которых не ограниче­на государственно-правовой регламентацией.

Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий - юридических актов и поступков. С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают инициатива, предложения государственных и общественных органов, запрос депутата и т. д.

Прямые указания на неправомерные действия содержатся в Конституции сравнительно редко - это задача текущего законодательства. К числу конституционных деликтов относятся не только несоблюдение конституционных запретов, но и действия, противоположные тем, которые признаны Конституцией правомерными.


2. Виды конституционно-правовых отношений, их структура.

Также как и нормы конституционного права конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы.

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на конкретные и общие правоотношения.

В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм – правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения . В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось выше, имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений – возникает особый вид правоотношений общего характера . В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния . Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

2. С точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные . Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм – правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

3. Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные .

4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Право частной собственности охраняется законом – на основе этой нормы возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения. Норма о том, что «признается и защищается частная собственность» (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) порождает правоустановительные отношения.

В конституционном праве встречаются правоотношения всех видов, однако своеобразие этой отрасли права как общей части национального права выражают постоянные правоотношения общерегулятивного типа, не требующие для своего возникновения наступления каких-либо событий, действий. Они складываются непосредственно на основе правовых норм. Именно такое правоотношение вытекает из ст. 2 Конституции РФ. Данные правоотношения именуются ещё длящимися, статутными (позволяющими закреплять принципиальный статус субъектов права); правоотношениями «первого порядка» (определяющими основу правопорядка, содержание иных правовых отношений).

Субъекты (т.е. участники) конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и кому предоставляют права.

Наличие широкого круга субъектов является особенностью конституционного права. Среди них выделяются такие специфические субъекты как:

Государство;

Субъекты Федерации;

Депутаты;

Коренные малочисленные народы;

Население;

Муниципальное образование;

Избирательные комиссии;

Собрания избирателей и др.

Народ России (российский народ) как общность граждан Российской Федерации выступает субъектом конституционно-правовых отношений при проведении всероссийского референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ, а также реализации иных форм прямой демократии, реализуемых на общероссийском уровне.

Особым субъектом конституционно-правовых отношений является государство – Российская Федерация . Ее конституционно-правовой статус определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее внутригосударственный и международно-правовой статус.

К участникам конституционно-правовых отношений относятся также субъекты Российской Федерации :

Республики;

Города федерального значения;

Автономная область;

Атомные округа;

Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

Муниципальные образования;

Органы государственной власти;

Органы местного самоуправления;

Население местного самоуправления;

Этнические группы;

Политические партии и другие общественные объединения граждан;

Собрания граждан;

Собрания избирателей;

Граждане Российской Федерации;

Иностранные граждане;

Лица без гражданства и др.

Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет.

В некоторых странах государствоведы относят к субъектам конституционного права и такую общность, как нация . В этническом смысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного государства. В этническом смысле нация – скорее субъект международного права.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.

Содержание конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:

1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).

Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена, прежде всего, тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции РФ). Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путем референдума относятся к исключительному ведению народа. Нации, этнические общности могут вступать между собой в конституционно-правовые отношения, как между собой, так и с органам государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их.

2. Государство – Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа).

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени. Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов».

Конституционные правоотношения также возможны между республиками, между автономиями, республиками и автономной областью и автономными округами и т.д.

3. Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки).

Административно-территориальная единицы, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуются право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

4. Органы государственной власти и местного самоуправления.

В Российской Федерации ими являются:

Федеральное Собрание;

Правительство;

Конституционный Суд;

Высший Арбитражный Суд;

Городская Дума;

Местная администрация и др.

Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

5. Должностные лица.

Субъектами конституционного права являются:

Президент РФ;

Председатели палат парламента - Федерального Собрания;

Председатель Правительства РФ;

Председатель конституционного Суда РФ;

Генеральный Прокурор и др.

Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В некоторых из подобных и иные конституционно- правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.

6. К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся:

Избиратели;

Депутаты (различных представительных органов).

Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов представителей народа в различные законодательные (представительные) органы власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание, Городскую Думу и т.д.). Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.

7. Политические партии, иные общественные объединения.

Политические партии и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательных компаниях выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.

8. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности. Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть, кроме того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства, получением политического убежища.

Такова система субъектов конституционного права России, которые, участвуют в конституционно-правовых отношениях.

В конституционном праве Российской Федерации выделяются следующие объекты конституционно-правовых отношений:

1) Государственная территория и её границы.

В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67). На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной территории России.

2) Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).

Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 21);

Достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21) и др.

На основе ст. 98 Конституции РФ и федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», устанавливающих депутатскую неприкосновенность, могут возникать соответствующие конституционно-правовые отношения, связанные с охраной чести депутата. Поведение и результаты поведения субъектов конституционных правоотношений. Например, действия депутата Государственной Думы, внесшего законопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта. Подписание Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.

3) Материальные блага (природные ресурсы, средства государственной казны).

Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст. 8, 9, 34, 35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

4) Поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т.д.)

Такая категория, как поведение людей, также находит свою регламентацию в Конституции РФ (ст. 30, 31, 32 и др.) и других нормативных актах (например, ФЗ «О гражданстве РФ»). Эти нормы регулируют определенные конституционно-правовые отношения.

5) Деятельность органов и должностных лиц государства, негосударственных организаций также является явлением с которым приходится сталкиваться субъектам конституционно-правовых отношений при реализации своих прав и обязанностей.

6) Правовые акты, например, ставшие объектом рассмотрения в Конституционном Суде, иных судах.

Конституционный Суд РФ являясь непосредственным субъектом конституционно-правовых отношений, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Таким образом нормативно-правовые акты являются непосредственным объектом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

Юридическое содержание конституционного правоотношения представляет единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние на поведение участников этого отношения, и выражается главным образом в строго определенной всеобщности прав и обязанностей, в том, что все субъекты являются носителями данных субъективных прав и обязанностей.

Определение субъективного права принадлежит С. Н. Братусю - обеспеченная законом мера возможного поведения управомоченного. Предпринимавшиеся позже попытки усовершенствовать это определение были полезны для углубления познания субъективного права, но не внесли в него принципиальных изменений. Основываясь, на историко-материалистическом понимании права (правовой формы вообще), субъективное право (и юридическую обязанность) целесообразно рассматривать как меру свободы поведения субъекта. Причем, когда эта мера сведена к нулю (к полной несвободе), отношение утрачивает правовой характер.

Субъективная юридическая обязанность выступает как установленная конституционными нормами необходимость действий субъекта, на которое данная обязанность возложена. Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны. Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, другие определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата.

Наибольшие споры вызывает вопрос о связи субъективного права и юридической обязанности. Высказываются мнения о возможности существования односторонних прав без корреспондирующих им обязанностей и односторонних обязанностей без корреспондирующих им прав. Однако нормы права (законодательства) регулируют поведение участников общественных отношений. В этой связи спорно утверждение, что «существуют такие общественные отношения, в которых правовому регулированию подвергается деятельность лишь одной стороны». Общественное отношение - всегда связь по меньшей мере двух лиц. Как может право регулировать поведение одного из них, оставаясь безразличным к положению другого? Данное противоречие проявляется у многих ученых. Так, Л. С. Явич в работе «Право и общественные отношения» детально обосновывает возможность реализации субъективного права вне правоотношения и одновременно пишет, что «субъективное право всегда важно рассматривать в его неразрывной связи с юридическими обязанностями. Любой форме субъективных прав соответствуют юридические обязанности (всеобщие или конкретно определенных лиц)». Но ведь это как раз и есть правоотношение (в его традиционном юридическом понимании). «Категория права, - подчеркивал Е. Б. Пашуканис, - становится логически законченной только там, где она включает в себя носителя и собственника прав, права которого суть не что иное, как закрепленные за ним обязанности других».

Таким образом, конституционные отношения характеризуются разнообразием видов (их можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений, с точки зрения времени функционирования и т.д.) и сложной структурой. В конституционных правоотношениях принимает участие широкий круг субъектов. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во сферах жизни общества: политической, экономической, социальной и духовной. Этим и объясняется большое количество объектов конституционных правоотношений и их многоплановость.


3. Особенности возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт .

Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение одного или группы правоотношений.

Юридические факты делятся на события и действия . Событие происходит независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с волеизъявлением последнего.

Например, событием является рождение гражданина, которое порождает отношения гражданства.

В свою очередь действия могут быть классифицированы на

Как правило, возникновение, функционирование и развитие конституционных правоотношений происходит в результате целой системы юридических факторов. Так, правоотношению, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических факторов:

Принятие правовых актов о назначении выборов и об образовании избирательных округов, комиссий, участков;

Составление списков избирателей;

Включение в списки данного гражданина;

Наступление срока, установленного для начала голосования.

Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать и быть избранным заканчивается.

Наибольшее значение для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений имеют юридические действия как волевое поведение субъектов конституционного права. Законодатель, определяя эти действия и связывая с ними юридические последствия, стремится побуждать к правомерному поведению (действию или бездействию) и предупреждать, сводить к минимуму неправомерные действия. Тем самым обеспечивается регулирующая и профилактическая роль права.

Действия в свою очередь могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

В юридической литературе уже делалась попытка сформулировать определение конституционно-правового юридического акта. С. С. Алексеев считает таковыми "акты органов государственной власти, направленные на возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений", В. С. Осповин - поведение органов государства, общественных организаций, оформляемое в виде принимаемых ими актов. Однако в приведенных определениях конституционно-правовых юридических актов отсутствует упоминание об актах, в которых конституируется воля специфических для отрасли конституционного права субъектов: народа, депутата, избирательных комиссий и т. д. Российский народ формулирует свою волю в ходе выборов, во время всенародного обсуждения законопроектов, референдума. Указанные формы осуществления непосредственного народовластия предусмотрены частью 3 статьи 3 Конституции РФ.

Думается, что понятие "юридический акт" в конституционном праве - родовое, обобщенное, включающее в себя не только определенные Конституцией акты государственных органов (законы, указы, постановления, решения), но и действия субъектов конституционного права, не являющихся органами государства. Все юридические акты (но крайней мере, когда речь идет о воле коллектива или коллегиального органа) принимаются большинством голосов. Таким образом, юридическим актам в российском конституционном праве присущ властный характер и особый способ их принятия.

Определенную долю правомерных юридических действий, вызывающих возникновение и динамику конституционно-правовых отношений, составляют юридические поступки . Юридическими поступками принято считать такие правомерные действия, в которых воля направлена на достижение находящегося вне права результата, но которые порождают конкретные правовые последствия. С. С. Алексеев под юридическими поступками понимает правомерные действия, с которыми норма права связывает юридические последствия в силу самого факта действия, независимо от того, были направлены действия на данные последствия или нет. В конституционно-правовой литературе юридические поступки трактуются как "действия граждан, с которыми нормы конституционного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений".

Основанием возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений могут быть не только правомерные действия (юридические акты и поступки), но и действия неправомерные. Например, ст. 19 Конституции РФ в числе таковых предусматривает "любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Неправомерным может быть как действие, так и бездействие. Так, невключение в списки избирателей, отказ в регистрации кандидата в депутаты, отказ должностного лица принять депутата и т. д. могут рассматриваться как неправомерное воздержание от действий, влекущее определенные последствия. Устанавливая в тексте Конституции РФ и текущем законодательстве характер неправомерного поведения, государство тем самым побуждает субъекты права отказаться от совершения неправомерных действий (например, превышения пределов компетенции) либо настоятельно требует определенного их поведения (рассмотреть в установленный срок по существу жалобу или обращение гражданина). Расширение круга общественных отношений, регулируемых ныне непосредственно в тексте Конституции РФ, сказалось и на более детальном регламентировании неправомерных действий, предотвратить совершение которых составляет задачу государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

События занимают не столь значительное место в системе конституционно-правовых юридических фактов. Среди явлений реальной жизни, с которыми нормы конституционного права связывают возникновение и динамику конституционно-правовых отношений, рождение или смерть физического лица, достижение определенного возраста (ст. 38, 81, 97, 119 и др.), истечение срока полномочий государственного органа (ст. 81, 96, 121 и др.) и т.д. Далеко не все юридические события фиксируются непосредственно в тексте Конституции. Часть событий, имеющих юридическое значение, предусмотрены в Федеральных законах РФ "О гражданстве РФ", "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и др. Так, факт рождения лица от родителей, являющихся гражданами РФ или от лиц без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, согласно Федеральному Закону РФ "О гражданстве РФ", является основанием для признания данного лица гражданином РФ.

Такие юридические события, как рождение, достижение определенного возраста имеют значение для реализации предоставленных гражданам прав. Однако, как правило, этих событий недостаточно для возникновения конституционно-правовых (а на их основе - и других) правоотношений по реализации установленных Конституцией прав и свобод. Нужны еще действия заинтересованных лиц (обращение с заявлением), государственных или общественных органов, должностных лиц (приказ о зачислении в штат, решение о назначении пенсии, решение общего собрания общественной организации и т.д.). Так, для возникновения правоотношений по реализации гражданами РФ пассивного избирательного права, помимо достижения установленного Конституцией возраста, необходимо выдвижение гражданина кандидатом в депутаты, согласие выдвинутого лица баллотироваться, регистрация лица окружной избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты.

Хотя юридические события не зависят от воли людей, нельзя отрицать их государственно-волевого характера, ибо истечение времени оказывает определенное воздействие па поведение людей, а мера этого воздействия установлена в нормах права, выражающих волю народа.

В юридической литературе дискутируется вопрос о том, является ли состояние юридическим фактом. Ряд ученых наряду с событиями и действиями предлагают выделить состояние - состояние в гражданстве, в браке, членство в организации и т. д. Это мнение не разделяется теми, кто полагает, что юридическим фактом является не состояние само по себе, а его возникновение или прекращение. Не подвергается сомнению правильность данного утверждения, полагаем, что состояние, возникнув, действует как длительный фактор, обеспечивающий стабильность правоотношения на все время, пока существует это состояние. Поэтому, видимо, прав С. С. Алексеев, рассматривающий состояние как звено в особой классификации юридических фактов, исходя из характера их действия, а не наряду с событиями или действиями как третий вид. Причем одного состояния чаще всего недостаточно для динамики правоотношения, поскольку состояние - составная часть сложного юридического состава.


Заключение.

Назначение конституционно-правовых норм состоит в регулировании общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

· Они отличаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

· Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

Таким образом, в этой работе я постаралась раскрыть наиболее интересную для меня тему в Конституционном праве России. В будущем постараюсь не останавливаться на достигнутом и продолжать глубокое изучение конституционно-правовых отношений. Наиболее интересным представляется сравнение данного вида отношений с отношениями других отраслей права (уголовного, гражданского, финансового и т.д.).


Библиография

Нормативно-правовые акты

2) ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2002. № 22. ст. 2031.

3) ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ 1994. №13. ст. 1447.

Книги

1) Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982.

2) Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004.

3) Бойцов В. Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972.

4) Братусь С. Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.

5) Гулиев В. Е., Рудинский Ф. М. Социалистическая демократия и личные права. М., 1984.

6) Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.

7) Керимов Д. А. Конституция СССР и развитие политико-правовой теории. М., 1979.

8) Кечекьян С. Ф. , Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958.

9) Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003.

10) Конституционное право России: Учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и

М. И. Кукушкин. – М.: Юристъ, 2003.

11) Конституционные основы статуса союзной республики / отв. ред. М. Т. Баймаханов . Алма-Ата, 1985.

12) Конституционный статус личности в СССР / Ред. колл.: Н. В. Витрук, В. А. Масленников, Б. Н. Топорнин . М., 1980.

13) Ленин В. И. Полное собрание сочинений.

14) Миронов О. О. Конституционное регулирование в развитом социалистическом обществе. Саратов, 1982.

15) Миронов О. О. Субъекты советского государственного права. Саратов, 1975.

16) Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985.

17) Основин В. С. Советские государственно-правовые отношения. М., 1965.

18) Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980.

19) Смоленский М. В. Конституционное право России: Учебник – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

20) Советское государственное право / Отв. ред. С. С. Кравчук. М., 1985.

21) Степанов И. М. Конституция и политика. М., 1984.

22) Тихомиров Ю. А. Конституционные правоотношения // Теоретические основы советской Конституции. М., 1981.

23) Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980.

24) Толстой Ю. К. К теории правоотношения. Л., 1959.

25) Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

26) Явич Л. С. Право и общественные отношения. М., 1971.

27) Явич Л. С. Сущность права. Л., 1985.

Статьи

1) Варламова Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение. 1991. №4. С. 50.

2) Губенко Р. Г. Советский народ - субъект конституционных правоотношений // Советское государство и право. 1980. №10. С. 90.

3) Иванова 3. Д. Юридические факты и возникновение субъективных прав граждан // Советское государство и право. 1980. №2. С. 34-36.

4) Ковачев Д.А. Предмет, способы и формы конституционного регулирования // Журнал российского права. 1997. №2. С. 54-55.

5) Котов В. Ф. Конституционно-правовые отношения в социалистических странах // Правоведение. 1962. №1. С. 44-45.

6) Кудрявцев В. Н., Васильев А. М. Право: развитие общего понятия // Советское государство и право. 1985. №7. С. 5.

7) Лучин Б. О. Особенности конституционно-правовых отношений // Правоведение. 1987. №1. С. 15

8) Мартыненко П.Ф. Социалистическая конструкция – непосредственно действующее право // Проблемы правоведения. Вып. 39. Киев, 1979. С.17.

9) Матузов Н. И. Общие правоотношения и их специфика // Правоведение. 1976. №3. С. 26.

11) Ржевский В.А. Особенности советских конституционных норм // Правоведение. 1977. №26.

12) Синцова Т. А. Система юридических фактов в советском государственном праве // Правоведение. 1981. №5. С. 25-26.

13) Скуратов Ю. И. О конституционном содержании некоторых политических категорий // Правоведение. 1986. №1. С. 23-24.

14) Тененбаум В. О.

15) Чиркин В. Е. О системном анализе социалистических государственно-правовых отношений // Правоведение. 1982. №3. С. 16.


Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. С.11.

Конституционное право: Учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. – М.: Юрист, 2003. С. 29.

О значении «коренных интересов» для характеристики государственно-правовых отношений см.: Чиркин В. Е. О системном анализе социалистических государственно-правовых отношений // Правоведение. 1982. № 3. С. 16.

Смоленский М. В. Конституционное право России: Учебник – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 12.

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 79; Т. 33. С. 340; Т. 42. С. 278.

Тененбаум В. О. Категории «политика» и «власть» в науке конституционного права // Проблемы конституционного права. Вып. 1(2). Саратов, 1974. С. 53.

Система субъектов конституционно-правовых отношений сопоставима с системой субъектов советского государственного права (см.: Основин В. С. Указ. соч. С. 21-22; Бойцов В. Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972. С. 81-82; Миронов О. О. Субъекты советского государственного права, Саратов, 1975, и др.)


Явич Л. С.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Реализация норм конституционного права влечет за собой возникновение конституционно-правовых отношений общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

  • 1) возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
  • 2) им свойственен особый субъектный состав; некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правоотношений;
  • 3) характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

Так же, как и нормы конституционного права, конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы.

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений они разграничиваются на конкретные и общие правоотношения. В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности. Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось ранее, имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений – возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы- принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации (гл. 1 Конституции РФ). Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовывать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из значительного числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов РФ в состав России.

  • 2. С точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные. Период действия постоянных правоотношений не установлен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм и действуют до того времени, пока сохраняют свою юридическую значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.
  • 3. По функциональному назначению в механизме правового регулирования аналогично конституционно-правовым нормам образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные.
  • 4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах). Так, право частной собственности охраняется законом – на основе этой нормы возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения. Норма о том, что "признается и защищается частная собственность" (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ), порождает правоустановительные отношения.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты делятся на события и действия. Событие происходит независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с его волеизъявлением. Например, событием является рождение гражданина, которое порождает отношения гражданства. В свою очередь действия могут быть разграничены на юридические акты и юридические поступки. Как правило, возникновение, функционирование и развитие конституционных правоотношений происходит в результате целой системы юридических фактов. Так, правоотношению, содержанием которого является реализация избирательного права, предшествует цепь юридических фактов: принятие правовых актов о назначении выборов и об образовании избирательных округов, участков; составление списков избирателей; включение в списки конкретного гражданина; наступление срока, установленного для начала голосования. Получением избирательного бюллетеня и индивидуальным голосованием правоотношение но реализации нрава избирать и быть избранным заканчивается.


Введение………………………………………………………….3

1. Понятие и особенности конституционно-правовых отношений………….……………………..………………..……4

2. Виды конституционно-правовых отношений, их структура…………………………….…………………………..9

3. Особенности возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений……………….…...23

Заключение…………….………………………………………..28

Библиография……………………………………………………30

Введение.

Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права.

При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и обязанностями.

Изучением такого вида правоотношений, как конституционные правоотношения занимались и занимаются многие ученые-юристы, в частности Варламова, Виноградов, Козлова, Баглай, Кутафин и другие. Ученые-правоведы высказывают различные точки зрения по поводу понятия, структуры, видов и особенностей, конституционных правоотношений. Интенсивная разработка данной проблематики расширила неоднозначность подходов к её пониманию.

Понятие и особенности конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые отношения - это берущие начало в конституционно-правовых нормах связи социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей. Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя, направляя её. Часто такое регулирование осуществляется через воздействие на отраслевые нормы и правоотношения (гражданские, земельные, административные и т. п.), а не прямо.

Можно дать и другое определение конституционно-правовых отношений . Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

· Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

· Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;

· Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

· Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.

· Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

· Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

· Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

Именно через правоотношения проявляют своё регулирующее действие нормы конституционного права, хотя эта точка зрения разделяется не всеми. По мнению М.В. Баглая, конституционное право содержит много деклараций, устанавливающих порядок в той или иной области не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, влияющих на создание конкретных норм. Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2004. С.11. Замечу, что, во-первых, любые правовые нормы психологически воздействуют на людей; во-вторых, конституционные провозглашения (декларации) все-таки осуществляются через правоотношения. Своеобразие провозглашений заключается в том, что они часто порождают правоотношений не путем прямого определения прав, обязанностей их участников, а посредством закрепления каких-либо ценностей, целей, установок в качестве объектов юридических прав, обязанностей. Провозглашения продуцируют правоотношения, определяя в первую очередь их объекты, а не содержание. Конституционное право: Учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. - М.: Юрист, 2003. С. 29.

Своеобразие конституционных правоотношений прежде всего в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

Конституционным регулированием охватываются важнейшие взаимосвязи общества, государства, коллектива, личности на базе сочетания их коренных интересов. О значении «коренных интересов» для характеристики государственно-правовых отношений см.: Чиркин В. Е. О системном анализе социалистических государственно-правовых отношений // Правоведение. 1982. № 3. С. 16.

Данные социальные отношения как наиболее значимые не просто предмет конституционного регулирования, но объективно предопределяют особенности их правовой формы.

Отличительная черта конституционно-правовых отношений -- их высокий политический потенциал. Смоленский М. В. Конституционное право России: Учебник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 12. Политические отношения выражают интересы всех классов, социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика, как показал В. И. Ленин, -- это то, что определяет перспективы и пути общественного развития, участие в делах государства, задачи, формы и содержание государственной деятельности как внутри страны, так и на международной арене. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 79; Т. 33. С. 340; Т. 42. С. 278. «Конституция, -- отмечает В. О. Тененбаум, -- не только закрепляет установленное соотношение политических сил, но и определенным образом организует его, группирует, фокусирует в соответствии с волей творцов конституции и проецирует во второй ряд, т. е. в ряд политико-правовых конституционных отношений. Происходит как бы удвоение политических отношений, где собственно политика как содержание отношений воплощается в определенную конституционно-правовую форму и структуру». Тененбаум В. О. Категории «политика» и «власть» в науке конституционного права // Проблемы конституционного права. Вып. 1(2). Саратов, 1974. С. 53.

Особенности конституционно-правовых отношений выражаются и в своеобразии их элементов, структурной организации. Эти правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем каждый занимает в ней особую конституционную позицию. Статус отдельных субъектов конституционных правоотношений весьма своеобразен. Система субъектов конституционно-правовых отношений сопоставима с системой субъектов советского государственного права (см.: Основин В. С. Указ. соч. С. 21--22; Бойцов В. Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972. С. 81--82; Миронов О. О. Субъекты советского государственного права, Саратов, 1975, и др.)

Некоторые из них могут выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных исключительно в конституционных и иных государственно-правовых предписаниях, и быть участниками только конституционных, государственно-правовых отношений (социальные общности: классы и основные социальные группы, народ, нации; социально-политические образования: РФ и субъекты РФ). Спецификой обладают и субъекты, деятельность которых не ограниче-на государственно-правовой регламентацией.

Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий -- юридических актов и поступков. С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают инициатива, предложения государственных и общественных органов, запрос депутата и т. д.

Прямые указания на неправомерные действия содержатся в Конституции сравнительно редко -- это задача текущего законодательства. К числу конституционных деликтов относятся не только несоблюдение конституционных запретов, но и действия, противоположные тем, которые признаны Конституцией правомерными.

Виды конституционно-правовых отношений, их структура.

Также как и нормы конституционного права конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы.

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на конкретные и общие правоотношения.

В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм - правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения . В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось выше, имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений - возникает особый вид правоотношений общего характера . В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния . Их особенность - четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

2. С точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные . Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм - правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

3. Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные .

4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:

1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).

2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).

3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).

4) Государства (РФ, субъекты Федерации).

5) Органы государственной власти:

    федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);

    субъектов Федерации;

    государственные органы на местах.

6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и естьправосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

Объекты конституционно-правовых отношений

Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

    Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.

    Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

7. Система российского права как единство и взаимосвязь его отраслей, естественно, имеет объективные основания. Но в то же время она подвержена сильному влиянию субъективных факторов, зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой законодатель и правоприменители, а также исследователи права. В своем конкретном построении система права может приобрести различные очертания. Виды отраслей права должны охватывать всю совокупность норм российского права, адекватно отражать общие и специальные закономерности их бытия и развития.

Вопрос о системе права был и остается дискуссионным. Не потерял он своей остроты и в настоящее время. Более того, система российского права требует существенной корректировки, что обусловлено переходом к новой общественной системе, к смене акцентов в целях и задачах правового регулирования общественных отношений. Федеративный характер Российского государства и соответствующая система законодательства на федеральном и региональном уровнях еще более усложняют решение данной проблемы.

Различие характера и уровней публичной власти неизбежно приводит к обособлению государственного и муниципального права, а в силу действия принципа разделения государственной власти в государственном праве формируются (либо уже сформировались) такие отрасли российского права, как парламентское; административное (регулятивное); судебное; охранительное; устанавливающее деликты (правонарушения) и соответствующие им меры юридической ответственности (см. схему).

Вершиной (фундаментом, ядром) российского права являетсяконституционное право , имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер. Конституционное право включает установления материального и процессуального характера в их единстве.

В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена, во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права; в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое (текущее) законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям (предписаниям). Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание.



Просмотров