Какие категории граждан участвуют в выборах. Что делать, если Вы испортили избирательный бюллетень? Можно ли проголосовать за своих родственников

Все чаще и чаще население интересуется, с какого возраста можно голосовать на выборах. Почему? Дело все в том, что участие в выборах является своеобразным Точнее правом, которое используется всеми заинтересованными в развитии страны гражданами. Именно поэтому становится интересно, в какой момент у человека, проживающего в том или ином государстве, появляется право голоса на выборах. Какие возрастные ограничения могут встретиться?

Россия

Единого ответа на данный вопрос нет. Ведь в каждом государстве имеются свои правила. С какого возраста можно голосовать на выборах в России? По установленным законам право на голосование в РФ предоставляется всем совершеннолетним дееспособным гражданам.

Украина

Следующая страна, голосованием в которой интересуются граждане, - это Украина. Данное государство тоже имеет свои возрастные ограничения. Здесь, как и во всех остальных странах, нельзя голосовать детям. У них нет такого права.

Прочие государства

Но есть и некоторые исключения. Какие именно? Уже понятно, что возраст, в котором можно участвовать в качестве избирателя, равен 18 годам в большинстве стран. Но есть и некоторые иные варианты развития событий.

В некоторых случаях право голоса появляется раньше. В ряде стран (Никарагуа или Иран) к вопросу голосования подошли с отличительной демократией. Граждане могут голосовать с 16 лет. Причем без всяких дополнительных условий. На практике подобных государств мало. Главное помнить, что избирательное право - это не обязанность.

Проведение выборов в стране является важной процедурой. Чтобы урегулировать все возникающие вопросы в процессе их проведения было принято несколько Федеральных законов. А знаете ли вы ?

В их положениях описаны:

  • условия для выдвижения кандидатов;
  • порядок проведения выборов;
  • политика проведения предвыборной агитации и другие важные аспекты.

Законы, которыми руководствуется Правительство на выборах:

  1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.
  2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года.
  3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года.
  4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года.
  5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.

В дополнение ознакомьтесь с .

Краткое содержание выше указанных законов.

1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» был принят 22 мая 2002 года. Одобрен законодательный проект был 29 мая того же года. Вступил в силу ФЗ-67 12 июня.

Действие ФЗ-67 распространяется по всей территории России. Согласно его положениям россиянин вправе участвовать в выборах на равных со всеми правами. Если гражданин РФ находится за пределами страны, то он также имеет право на свободное волеизъявление.

Также в законопроекте обозначено, что в день голосования гражданин должен достигать восемнадцатилетнего возраста. Также он может избирать и быть избранным. Категория граждан, которые не могут быть избраны:

Согласно положениям ФЗ-67, голосование на выборах должно быть тайным и любым органам гос власти запрещается наблюдать за воле изъявлением гражданина. Для эффективного контроля над всеми избирателями создаются списки, в которые вносятся все участники референдума, обладающие правом голоса.

Подробнее ознакомиться с ФЗ-67 можно, скачав его по .

2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 20 ноября 2002 года. Одобрен законопроект был 11 декабря того же года. Вступил в силу ФЗ-175 20 декабря.

ФЗ-175 включает в себя 99 статей и 5 приложений. Почти все статьи закона утратили свою силу, и действуют только ст 86, 88 и 92.

Подробнее изучить положения ФЗ-175 можно по .

3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» был принят 24 декабря 2002 года. Одобрен законопроект был спустя 3 дня. Вступил в силу ФЗ-19 10 января 2003 года. ФЗ-19 состоит из 12 глав и 88 статей.

Согласно положениям законодательного акта №19 Президент Российской Федерации должен быть избран гражданами путем тайного голосования. Участие в выборах является добровольным и свободным. Запрещено воздействовать на мнение участников выборов.

На момент выборов кандидат на должность Президента должен быть в возрасте не менее 35 лет и проживать на территории Российской Федерации последние 10 лет. Сроки проведения выборов устанавливаются Конституцией РФ и ФЗ-19. Решение о проведении выборов должно быть принято за 100 дней до их начала. Они проводятся во второе воскресенье месяца.

Также в законопроекте №19 обозначены мероприятия по подготовке кандидатов к выборам. Каждый кандидат вправе проводить предвыборную агитацию в допустимой законом форме. Государство дает предвыборным компаниям полную свободу действий в их предвыборной политике.

Чтобы подробнее ознакомиться с положениями ФЗ-29, скачайте его по .

4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 11 июня 2004 года. Одобрен законодательный проект был 23 июня того же года. Вступил в силу ФКЗ-5 спустя 5 дней после одобрения.

ФКЗ-5 состоит из 15 глав, 93 статей и двух приложений. В нем описывается понятие референдума, принципы его проведения, право граждан на участие в нем и другое.

Принципы проведения референдума:

  • равное;
  • свободное;
  • прямое волеизъявление.
  • расы;
  • пола;
  • языка;
  • национальности;
  • места жительства;
  • принадлежности к той или иной группе.

Согласно положениям ФКЗ-5 язык проведения референдума — русский, как государственный в РФ.

Подробнее ознакомится с положениями ФКЗ-5 можно, скачав его по .

5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 16 сентября 2003 года. Одобрен законопроект был спустя 8 дней. Вступил в силу ФЗ-131 6 октября того же года.

Закон включает в себя 12 глав и 86 статей.

Изучить положения ФЗ-131 можно, скачав его .

Муниципальные выборы - описание

Понятие муниципальные выборы содержится в 23 статье Федерального закона №131. В статье содержится информация о целях проведения муниципальных выборов:

  • избрание депутата;
  • выбор органа местного самоуправления;
  • избрание должностных лиц в местное самоуправление.

Сроки проведения муниципальных выборов устанавливает уполномоченный орган, в соответствии с муниципальным уставом. В исключительных случаях сроки может назначить суд.

Также в статье обозначено, что Федеральный орган устанавливает:

  • гарантии россиянам при проведении муниципальных выборов;
  • результаты проведения голосования;
  • порядок назначения кандидатов;
  • проведение голосования;
  • виды избирательных систем;
  • определение необходимой избирательной системы;
  • порядок распределения мандатов для депутатов;
  • условия, по которым кандидаты могут попасть в избирательный список.

Изменения в ст 23 ФЗ о «Об общих принципах организации местного самоуправления»

При последней редакции закона от 29 июля 2017 года изменения в ст 23 не были внесены. Поправки были внесены в 11 главу ст 84. Она была дополнена информацией об особенностях, которые возникают при организации местного самоуправления.

Изменения в ФЗ 67 о выборах

Последние поправки в ФЗ-67 были внесены 1 июня 2017 года. Пункт 3.3 ст 33 был дополнен понятием «иностранные финансовые инструменты» и области его использования.

Следующие изменения в закон будут внесены 5 мая 2018 года. Из пункта 2 ст 19 будет удален целый абзац о списке избирательных участков и участков референдума.

Также в ст 19 будет добавлен подпункт 2.1, 2.2 и 2.3. В них идет речь о порядке, предусмотренном для создания участков. Решение о расположении участков должно быть принято не позднее 70 дней до дня голосования.

Скачать последнюю редакцию ФЗ-67 можно по .

Что граждане некоторых стран СНГ (Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и Туркмении), которые заключили специальное соглашение с Россией, теперь имеют право участвовать в муниципальных выборах, причем они могут как избирать, так и быть избранными. Для этого им достаточно лишь вида на жительство. В частности, такие постановления были изданы Тюменским облизбиркомом и Екатеринбургским горизбиркомом.

В связи с этим возникает вопрос: а кто может голосовать на выборах московского мэра?

На этот вопрос отвечает наш координатор группы по обучению Илья Мищенко:
- Общее правило таково: активным избирательным правом обладает дееспособный гражданин РФ в возрасте старше 18 лет, имеющий постоянное место жительства (штамп о "прописке" в паспорте) в пределах избирательного округа (страна, регион, муниципальное образование или мажоритарный (одномандатный/многомандатный) округ).

Отдельно нужно сказать о солдатах-срочниках. Когда гражданин призван на воинскую службу, он исключается из списка избирателей, как бы "теряет" свое место жительства. Для муниципальных выборов тут барьер в законе : он обладает активным избирательным правом только если его постоянное место жительства до призыва находилось в пределах данного муниципального образования . С федеральными выборами все просто: все граждане голосуют. С региональными выборами же проблема: с точки зрения ЦИК РФ военнослужащие могут голосовать на региональных выборах, если даже призваны из ДРУГОГО региона .

Самый больной вопрос - об иностранцах ("гастарбайтерах"). Здесь ситуация различна для муниципальных и для региональных/ федеральных выборов. Муниципальное - формально отдельное от государственного, местное самоуправление - (в отличие от государственной власти) касается всех жителей, даже иностранцев ; это соответствует международному праву. Если есть международный договор с данной страной (взаимный!), то ПРИ НАЛИЧИИ ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВА В РФ гастарбайтер вправе голосовать на муниципальных (местных) выборах , но не на выборах в органы государственной власти (то есть не на региональных и федеральных).

Таким образом, для Москвы получаем следующий расклад:
1. везде будут голосовать солдаты-срочники, которые вообще могут не иметь отношения к Москве;
2. на муниципальных выборах, которые пройдут в ряде муниципальных образований (в Новомосковском и Троицком АО, районе Вешняки в ВАО) теоретически вполне могут приходить голосовать гастарбайтеры. В худшем случае им могут заодно пытаться выдать и "мэрский" бюллетень, что недопустимо.

Так что, наблюдатели, будьте бдительны!

Здесь представлены наиболее частые вопросы, касающиеся участия граждан в выборах. Ответы сформулированы на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (No 51-ФЗ от 18 мая 2005 г.)». Данный закон является образцовым для регионального законодательства о выборах, поэтому в большинстве случаев, сформулированные ответы касаются и региональных выборов.

1. Что такое активное избирательное право?
Право граждан участвовать в голосовании на выборах по достижении восемнадцатилетнего возраста.

2. Что такое пассивное избирательное право?
Право граждан быть избранными в представительные органы власти.

3. Кто не может участвовать в выборах?
Не имеет права избирать и быть избранным гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Каким образом граждане включаются в списки избирателей?
Основанием для включения гражданина в список избирателей является факт его проживания на территории данного избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

5. Какие сведения об избирателе включаются в список?
Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке избирателей указываются фамилия, имя и отчество, год рождения избирателя (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес его места жительства.

6. Кто и когда составляет списки избирателей?
Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку не позднее чем за 21 день до дня голосования. Списки составляются на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают. Эти сведения представляются в территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Подготовленный список избирателей передается в соответствующую участковую избирательную комиссию за 20 дней до дня голосования. Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность, полноту соответствующих сведений и своевременность их представления.

7. Как включаются в списки избирателей приезжие студенты?
Студенты, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию избирательного участка, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства.

8. Когда можно ознакомиться со списками избирателей?
Списки избирателей представляются участковой избирательной комиссией избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения за 20 дней до дня голосования.

9. Можно ли вносить изменения в составленный список избирателей?
Да. Участковая избирательная комиссия после получения или составления списка избирателей выверяет его и вносит в него необходимые изменения на основании личных обращений граждан, соответствующих документов органов местного самоуправления, органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния и регистрационного учета граждан и др. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

10. Что делать, если Вас нет в списке избирателей или если указанные о Вас сведения неточные?
Гражданин вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

Решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.

Граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателям, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются решением участковой избирательной комиссии в список избирателей. Такое решение принимается на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих нахождение места жительства избирателя на территории данного избирательного участка.

11. Где узнать адрес своего избирательного участка или своей участковой избирательной комиссии?
Узнать адрес своего избирательного участка или своей участковой избирательной комиссии можно на сайте Центризбиркома, который предоставляет возможность перехода на сайты региональных избирательных комиссий. Региональный сайт, в свою очередь, предоставляет информацию по территориальным избирательным комиссиям (ТИК) и нижестоящим участковым избирательным комиссиям (УИК).

12. Какие документы нужны для того, чтобы получить избирательный бюллетень и проголосовать?
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень.

13. Как голосовать с помощью открепительного удостоверения?
Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей по месту жительства, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Для получения открепительного удостоверения следует подать в соответствующую избирательную комиссию письменное заявления с указанием причины, по которой избирателю требуется открепительное удостоверение. Удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Открепительное удостоверение считается действительным, если в него внесены фамилия, имя и отчество избирателя, номер избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей по месту жительства, а также если на этом открепительном удостоверении стоят печать избирательной комиссии и подпись члена избирательной комиссии, выдавшего открепительное удостоверение.

По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель должен быть включен в список избирателей на любом избирательном участке, при этом открепительное удостоверение у него изымается.

14. Как проголосовать досрочно?
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях. Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования осуществляются сразу после окончания досрочного голосования. Досрочное голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, а также список избирателей, к которым они выезжают для проведения досрочного голосования. При проведении досрочного голосования также вправе присутствовать наблюдатели, назначенные разными политическими партиями.

15. Как проголосовать на дому?
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. В отличие от досрочного голосования, голосование на дому проводится только в день выборов. На официальном языке голосование «на дому» называется голосованием «вне помещения для голосования». Такое голосование проводится на основании письменного или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц). Заявление, сделанное в любой форме, в обязательном порядке регистрируется участковой избирательной комиссией в специальном реестре.
Участковая избирательная комиссия на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Об отказе в проведении голосования на дому избирательная комиссия немедленно извещает данного избирателя.

Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней, реестр заявок, а также список избирателей, голосующих на дому. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели от политических партий. Родные и близкие избирателя, голосующего на дому, не вправе принять участие в таком голосовании, если они не подавали соответствующих заявок.

16. Как пожаловаться на нарушения во время голосования?
Избирательные комиссии обязаны рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях закона в выборах, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если требуется дополнительная проверка фактов, содержащихся в указанных обращениях, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Суд соответствующего уровня, отменив решение избирательной комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения закона о выборах. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования недействительными.

По материалам интернет-проекта «КОММУТАТОР - Содействие политическому участию и гражданским инициативам»



Просмотров