Абсолютный суверенитет государства конституционное право. Абсолютный и ограниченный суверенитет государства. Действие права и его эволюция однозначно связаны с государством. Государство выступает как сложная социальная система, состоящая из взаимозависимы

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

формирование своего образа в США. Так, в отношении политической элиты США, Россия может перенять американский прагматичный подход для установления и укрепления партнерских отношений с США, отказавшись от резкой критики в адрес американских властей и оказывая большее внимание перспективам сотрудничества двух стран для реализации собственных национальных интересов. Что касается СМИ, то их оценки происходящих в России процессов опираются на реальные факты, высказывания российских политиков, поэтому методы воздействия на оценки СМИ существуют, и они напрямую связаны с воздействием на процессы, происходящие во внутренней и внешней политике России. Комплексное воздействие на все уровни восприятия может изменить образ России в США в лучшую сторону и способствовать улучшению взаимоотношений этих государств.

К.И. ОЛЕНИНА

ОГРАНИЧЕНИЕ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА:

ДВЕ СТОРОНЫ МЕДАЛИ

Суверенитет - это полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть; неподчинение государства властям иностранных властей, за исключением случаев явно выраженного, добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета, как правило, на основе взаимности. В принципе суверенитет всегда является полным и исключительным. Суверенитет - одно из неотъемлемых свойств государства. Важнейшим принципом, вытекающим из самого понятия суверенитета, является неприкосновенность территории государства, противоправность военной оккупации и посягательство на территорию с помощью силы. Таким образом, именно суверенитет делает государство независимым субъектом международных отношений. Более того, именно суверенитет является тем

самым критерием, который позволяет отличить государство от других публично-правовых союзов, отграничить сферу властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств. Эта основа присутствует в Уставе ООН, хотя в нем были заложены и элементы универсализма, возводимые теперь в абсолют. Понятие суверенитета родилось в XVI веке одновременно с национальным государством, и через столетие концепция суверенитета заняла центральное место в философии международных отношений, став сво-

Современная мирополитическая система характеризуется противоборством двух разнонаправленных тенденций - к укреплению суверенитета с одной стороны, и к его ограничению с другой.

его рода ориентиром в практической политике государств. Вторая половина ХХ века, ставшая эпохой быстрых перемен в глобализирующемся мире, казалось бы, лишь укрепила значимость суверенитета. С одной стороны, этому способствовала «холодная война», в ходе которой каждая из соперничающих сверхдержав пыталась консолидировать свою сферу влияния, что могло быть реализовано только в рамках системы государств. С другой стороны, суверенитет как принцип международных отношений упрочился в ходе деколонизации, которая вывела на международную арену широкую группу стран, ставших равноправными участниками международных отношений и получивших гарантии невмешательства в их внутренние дела. В это время и был принят целый ряд документов и резолюций, провозглашающих нерушимость суверенитета и суверенное равенство всех государств. Однако сейчас практика показывает, что суверенитет не столь незыблем и неприкосновенен, как это следует из совокупности международных документов. Государства с традиционными национальными интересами с начала ХХ века - уже не единственные вершители мировой политики и испытывают все более сильное давление вненациональных интересов. В настоящее время ограничение суверенитета стало устойчивым феноменом. На глазах закладываются новые основы миропорядка, которые имеют две стороны: акцент на универсальных наднациональных стандартах и ценностях, или же возврат к так называемому «сверхгосударству».

С одной стороны государства жертвуют частью своих полномочий в пользу «общенациональных интересов», с другой стороны государства стараются как можно сильнее укрепить свой суверенитет, за счет «потерь» других государств.

В последнее время идея «десуверенизации», добровольного или принудительного ограничения суверенных полномочий, натолкнулась на серьезную оппозицию со стороны ряда влиятельных держав - США, Китая, Индии и России.

Идея «десуверенизации» обусловлена различными причинами: «войной с террором» в Соединенных Штатах, интенсивным экономическим развитием в Китае, созданием ядерного оружия и эскалацией межгосударственного конфликта в Индии и Пакистане. Тенденция к утверждению особой роли суверенитета выражается в создании новых геополитических доктрин и стратегий.

А.А. Кокошин видит подтверждение этой тенденции в отказе администрации Дж. Буша-мл. от ограничения суверенитета США в важнейших для всего международного сообщества вопросах - подписании Киотского протокола, выходе из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года и субсидировании сельского хозяйства; в жесткой позиции КНР по обеспечению своего суверенитета над Тайванем и развитии оборонной промышленности; в появлении у Индии весной 1998 года собственного ядерного оружия; наконец, в стремлении России поддержать «справедли-

Нужны ли в современном мире правовые механизмы, регулирующие процесс

добровольного и насильственного ограничения суверенитета?

V_________________J

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

вую» цену на нефть и газ. Необходимость ориентирования в «нестандартных ситуациях» ставит под сомнение одну из самых перспективных идей прошлого десятилетия - идею глобального управления (global governance), которое в общем виде можно определить как мирное коллективное регулирование международных отношений.

В то же время попытки представить суверенитет неотъемлемым инструментом обеспечения национальной безопасности уводят внимание от того, что многие из стоящих перед международным сообществом проблем издержками «реального суверенитета». Нельзя отрицать, что акты террора 11 сентября 2001 года, послужившие толчком для пересмотра концепции национальной безопасности и внешнеполитической стратегии США, были вызваны многолетней неосмотрительной и предвзятой политикой страны на Ближнем Востоке. Как отмечает бывший руководитель отдела ЦРУ по отслеживанию деятельности Усамы бин Ладена М. Шойер, действия террористов были ответом на бездумную поддержку американцами Израиля, размещение войск в священных для мусульман местах и союзнические отношения с королевским домом Саудов. Стремление Индии стать ядерной державой объясняется нежеланием сторон в индийско-пакистанском конфликте выработать механизмы реализации совместного суверенитета над спорными территориями и углублять двусторонние экономические и политические связи в рамках региональных объединений. В свою очередь Китай, проводящий политику насильственной ассимиляции в Тибете и Синьцзян-Уйгур-ском автономном районе, сопровождающуюся нарушением прав человека и этнических меньшинств, видит в государственном суверенитете эффективную защиту от претензий извне. В то же время распространение «несостоявшихся» или «деградировавших» государств (failed states), признанное Организацией Объединенных Наций одним из наиболее острых вызовов глобальной и региональной безопасности, продемонстрировало неспособность ряда правительств эффективно и во благо общества распоряжаться государственным суверенитетом. Таким образом, современная мирополитическая система характеризуется противоборством двух разнонаправленных тенденций - к укреплению суверенитета, с одной стороны, и к его ограничению, с другой. Это противоборство происходит на фоне снижающейся эффективности Организации Объединенных Наций, в Уставе которой зафиксировано, что суверенитет государства не может быть ограничен, но реальное ограничение суверенитета вследствие односторонних действий, нарушающих международную процедуру вмешательства во внутренние дела других стран, остается реальностью.

Под практикой ограничения суверенитета понимаются два разных процесса - процесс добровольной передачи суверенных полномочий в пользу наднациональных субъектов) и внешнее принуждение к соблюдению широкого спектра международных обязательств. При этом в первом случае признаком ограничения суверенитета выступает наличие таких надгосударст-

Какие ресурсы

обеспечивают

возможность

насильственного

ограничения

суверенитета?

V_________________)

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

венных органов, которые обладают контролем и механизмами принуждения к исполнению решений, а во-втором - только такое вмешательство, которое осуществляется в обход или с пренебрежением легитимных процедур разрешения споров. Процессы ограничения суверенитета имеют различную природу. Первым признаком ограничения суверенитета выступает наличие надгосударственных органов, которые обладают контролем и механизмами принуждения к исполнению решений, во втором же случае государство само «жертвует» частью своего суверенитета. Но в обоих случаях речь идет об ограничении суверенитета, то есть о сужении суверенных полномочий государства в рамках его национальных границ.

В работах, посвященных трансформации положения и роли государства в современном мире, часто, как верно замечает Майкл Мэнн, идет однобокий спор на тему усиливается ли государственная система или ослабевает, между тем как процесс представляется весьма сложным и неоднозначным, в чем-то эти позиции ослабляются, но в чем-то усиливаются. Так, Сюзан Стрэнг, настаивающая на том, что под влиянием мощных экономических процессов власть государства ослабевает, в то же время с удивлением отмечает, что государство стало регулировать проблемы, которые раньше решали сами люди, в частности, как строить собственный дом, как устраивать семейные отношения, так что, по ее словам, почти нет сферы, в которую бы не вмешивалась государственная бюрократия. Она называет это парадоксом, хотя это вполне естественные наложения, поскольку типологически подобные процессы никогда не идут однолинейно и только в одном направлении. Общий вектор - это всегда сложный баланс разнонаправленных изменений, причем ослабление системы обычно сочетается с усилением некоторых ее сторон, хотя бы за счет переструктуризации ее компонентов и изменения уровней иерархии.

Ярким примером отрицательных изменений в государстве после ограничения полномочий являются действия США по ограничению суверенитета и прав Ирака. США проводили разнообразные мероприятия политикодипломатического, экономического, военного, информационного и иного характера с целью установления своего контроля над Ираком и соседними странами. Особый интерес США к Ираку был обусловлен энергетическими ресурсами Ирака. Так же Ирак является центральным положением, заняв которое, можно легко управлять остальными странами Ближнего Востока. Ирак привлекателен своим геополитическим положением. Через его территорию проходят международные сухопутные и воздушные пути, связывающие Европу со странами Среднего Востока и Южной Азии. Вместе с тем контроль над Ираком открывал для США дополнительные возможности для ликвидации неугодных режимов в соседних странах. В 1991 г. Ирак завоевывает Кувейт. США, на основании вынесенного Советом Безопасности ООН решения об использовании «всех необходимых мер для восстановления мира и безопасности в этом районе» начали военные действия против Ирака. В отношении Ирака решениями Совета Безопасности ООН были

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

введены жесткие международные санкции. Устанавливается режим экономической блокады страны. В результате Ирак оказался в крайне тяжелом социально-экономическом положении. Экономика страны в силу нехватки финансовых средств, сырья, запчастей и оборудования находилась в состоянии, близком к критическому. Резко выросла внешняя задолженность Ирака. Упал жизненный уровень населения Ирака. Остро ощущалась нехватка многих видов продовольствия и медикаментов. В результате международных экономических санкций, введенных Советом Безопасности ООН против Ирака в 1991 г., увеличилась смертность населения. В Ираке происходили изменения, приводящие к разрушению страны. А Америка занимает лидирующее положение на международное арене, получает сырье на «выгодных условиях».

Двойственным примером ограничения суверенитета могут служить американо-японские отношения. После поражения Японии во второй мировой войне ослабленная в военном и экономическом отношении Япония, была вынуждена принять все условия, продиктованные Вашингтоном. Японским властям пришлось идти на значительные уступки, соглашаясь со всеми требованиями, выдвигаемыми Соединенными Штатами. Юридически двусторонний союз в сфере безопасности выразился в подписании соглашений между Токио и Вашингтоном в 1950-е годы. В 1951 году были подписаны Сан-Францисский мирный договор и «договор безопасности», а в 1952 году - Административное соглашение. Согласно этим документам, США могли размещать вооруженные силы, военные объекты и базы на территории своего союзника. Суверенитет Японии был значительно ограничен в военно-политическом отношении, так как согласно второй статье «договора безопасности» Японии запрещалось предоставлять без предварительного согласия США какие-либо базы или разрешать транзит через ее территорию вооруженных сил третьих держав. С подписанием этих договоров Япония оказалась в большой зависимости от США, которые заставляли ее следовать в фарватере своей мировой стратегии.

Также американо-японский альянс имел и свои положительные стороны для Японии. Япония могла восстанавливать национальную экономику из-за отсутствия затрат на вооруженные силы. Расположение американских военных баз в Японии принесло Токио немало дивидендов. Поставки военного оборудования для американской армии, произведенного по спецзаказам США, способствовали развитию промышленности Японии и подпитывали экономику солидными денежными инвестициями. В общем и целом 72% всех производительных сил страны в эти годы были так или иначе связаны с выпуском военной продукции. Таким образом, ограничение прав и суверенитета государства может привести и к положительным изменениям. Это внешние «принудительные» способы ограничения суверенитета.

Существует и другой способ ограничения суверенитета - когда государство по собственной воле отдает часть своих прав и полномочий другому государству, а то в свою очередь оказывает поддержку. Такой вид ограничения

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

Это ассоциированное государство - форма конфедерации из объединившихся на двусторонней основе государств, при которой меньшее государство, формально сохраняя суверенитет и независимость, доверяет значимую часть своих властных полномочий большему государству. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооруженные силы. Фактически ассоциированное государство - переходная форма внешней зависимости подчиненной территории, находящаяся между статусами колонии и самостоятельного государства.

Примеры свободных ассоциаций: с Соединенными

Штатами Америки - Пуэрто-Рико (с 1952), с Новой Зеландией - Острова Кука (с 1965), с Францией - Новая Каледония (с 1998), с Нидерландами - Аруба (с 1986).

Самопровозглашенные государства Абхазия и Приднестровье объявили курс на ассоциированное государство с Россией (частично признанная Южная Осетия пожелала большей интеграции - вхождение в состав России), а Турецкая Республика Северного Кипра - с Турцией. Также в 1990-2000 гг., согласно двусторонним договорам, в свободной ассоциации с Россией был Татарстан. Т.е. большая часть полномочий находится у более значимого государства, но в свою очередь подвластные государства могут проводить самостоятельную политику, но зависящую от главного государства.

Фактор добровольности в сокращении объема полномочий ради приобретения дополнительных престижа и выгод среди государств является одним из самых важных, мало того, именно он определяет, по моему мнению, «жертвование частью суверенитета». Нужно обратить внимание на идущий с послевоенного времени важнейший процесс, в результате которого многие страны начинают добровольно ограничивать себя в, казалось бы, наиболее суверенных вещах.

Достаточно бросить даже беглый взгляд на те области, в которых сократился суверенитет, чтобы согласиться со сказанным. Право устанавливать пошлины и налоги и определять их размеры; запрещать и поощрять ввоз и вывоз товаров (капиталов) и какие-то виды деятельности; печатать деньги; брать займы; устанавливать правила содержания заключенных и применения их труда; использовать смертную казнь; провозглашать те или иные политические свободы или ограничивать их; фундаментальные правила выборов (и само их проведение) и избирательных цензов, а также еще масса других важных явлений перестали определяться только желаниями самого государства. Не так давно европейцы отказались от собственных национальных валют ради одной общей (евро). В конце концов, то, что всегда призна-

Под практикой ограничения суверенитета понимаются два разных процесса - процесс добровольной передачи суверенных полномочий в пользу наднациональных субъектов и внешнее принуждение к соблюдению широкого спектра международных обязательств.

Фактор добровольности в сокращении объема полномочий ради приобретения дополнительных выгод является одним из самых важных.

и________________________________________________г

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

валось главным в суверенитете: право войны и мира - под международным контролем. А ведь еще 50 лет назад в своем знаменитом Манифесте Б. Рассел и А. Эйнштейн писали: «Искоренение войн потребует мер по ограничению национального суверенитета, которые будут ущемлять чувство национальной гордости». Сегодня такой контроль уже почти не ущемляет национальную гордость.

Не стоит и здесь забывать и о «положительной» стороне медали. Хотелось бы выделить отдельным пунктом наилучшие изменения, которые могут произойти при ограничении суверенитета и передачи прав одного государства другому: создание безвизового режима, снижение пошлин, свободное перемещение товаров, налаживание международных контактов и связей, партнерство (во всех областях), открытые границы. Ярким примером может служить отказ европейцев от собственных, национальных валют ради одной общей (евро).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод. Мир становится более взаимосвязанным. Путем ограничения суверенитета и прав государства внутренние дела государства, сужаются, становятся подконтрольны другим государствам, а международное право расширяется. Ограничение суверенитета государства несомненно приводит к общественным изменениям в этом государстве. Современная мирополитическая система характеризуется противоборством двух разнонаправленных тенденций - к укреплению суверенитета, с одной стороны, и к его ограничению, с другой, при том, что иногда эти тенденции воплощаются в политике одного государства (укрепление собственного суверенитета соседствует с ограничением суверенитета других государств). «Сильные» государства стремятся всеми силами укрепить свой суверенитет за счет ограничения суверенитета других государств, в свою очередь остальные государства готовы самостоятельно жертвовать частью своего суверенитета для обеспечения существования этого государства в мирополитической системе.

Я.В. ЩЕТИНСКАЯ

Самарский государственный университет

«ФАБРИКИ МЫСЛИ»: ПРИНЦИПЫ, ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

В системе современных международных отношений страны с устойчивым демократическим режимом, где существует гражданское общество, плюрализм интересов и вариативность предлагаемых политических решений, особое внимание уделяют политической экспертизе. Лица, ответственные за формирование государственной политики, получают информацию в различной форме и из различных источников.1 Политическая экспертиза в

1 Рич Э., Уивер К. Пропагандисты и аналитики: «мозговые центры» и политизация экспертов // Pro et Contra № 2. 2003. С. 64.

Всем нам известно в общих чертах, что суверенитет государства - это возможность его правительства принимать важные решения независимо от внешних источников, руководствуясь лишь соображениями государственной выгоды. Однако давайте рассмотрим подробней историю и сущность этого явления.

Суть понятия

Суверенитет государства - это детище европейской политической мысли Нового времени. Окончательно он оформился в середине XVII века в международных отношений, сформировавшейся после в Европе. Тогда понятие суверенитета государства стало означать возможность национальных правительств (тогда еще королевских) действовать независимо от католической церкви. Ведь на протяжении всего средневековья церковь имела подавляющее влияние почти в Западной и Центральной Европе. Короли были вынуждены освящать свою власть и согласовывать свои действия с Папой Римским, нередко подстраиваясь под его интересы. и гуманизма породила не только более внимательное отношение к человеку (и как следствие падение роли церкви), но и принципиально новую политико-юридическую свободу государств. Последняя позволяла национальным правительствам совершать собственные действия во внешней и в соответствии исключительно с собственными интересами. Это явление вместе с тем проявляется в различных формах.

Так, например, абсолютный суверенитет государства может быть внешним и внутренним. Внешняя свобода в действиях международного характера: объявление войны, заключение договоров, вступление в блоки и так далее. Соответственно, внутренняя независимость - возможность правительства действовать свободно внутри собственной страны в своей экономической, социальной, идеологической политике и так далее. Интересно, что суверенитет государства - это лишь один из вариантов суверенитета. Ведь последний может распространяться не только лишь на государственные образования, но и на само общество, собственно.

- это национальный суверенитет

В современном юридическом понимании четко различаются понятия национального и народного суверенитетов. Идея первого была рождена все теми же просветителями Нового времени, хоть окончательную свою форму обрела лишь в конце XIX века.

Собственно, тогда же, когда были окончательно сформированы европейские нации. Массовые за независимость народов, не имевших государства (в XIX веке - венгров, чехов, поляков, в первой половине XX века - украинцев, басков, ирландцев, курдов и так далее) привели видных социально-политических идеологов к мысли о том, что каждая нация имеет свое право на самоопределение. То есть, создание собственного государства. Именно через это образование могут быть выражены ее наивысшие устремления, связанные с исторической памятью, путем политического, национального развития и так далее.

Народный суверенитет

Другой разновидностью суверенитета в современном международном праве является народный. Он зародился еще раньше национального. Сущность этого явления заключается в мысли о том, что источником и наивысшим носителем власти в конкретном государстве является народ (хотя раньше это считалось безусловным правом монарха, ниспосланным свыше), а любая внутренняя и внешняя политика должна осуществляться с его согласия и исключительно в его интересах.

в чём выражается суверенитет государства и получил лучший ответ

Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
Государственный суверенитет - признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти на всей своей территории, а также в международных отношениях. Суверенитет Российской Федерации закреплен в ст. 4 Конституции РФ. Основные характеристики государственного суверенитета:
1) верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась;
2) независимость государства в международных отношениях означает, что государство выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта. Никакое другое государство не может издавать обязательные распоряжения в отношении Российской Федерации, а также распространять свою власть на территорию Российской Федерации;
3) суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, государственная власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С другой стороны, верховенство власти ограничивается нахождением Российской Федерации в различных международных организациях (прежде всего, в Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств) . Такое ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям. Такая передача разрешается Конституцией РФ. Статья 79 предусматривает, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами. Конституция РФ ограничивает это право государства двумя условиями: участие в межгосударственных объединениях возможно, если оно не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации;
4) государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту - государству (Российской Федерации) . На единство суверенитета не влияет федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации -республики - хотя и называются в Конституции РФ (ст. 5) государствами, не могут быть ими признаны, так как не обладают суверенитетом: на своей территории по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения органы исполнительной власти республики подчиняются федеральным органам исполнительной власти; а также республики не являются субъектами международного права, то есть не могут самостоятельно (от своего имени) вступать в отношения с иностранными государствами. В федеративном государстве суверенитет не делится между Федерацией и ее субъектами, а происходит разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и государственными органами субъекта Федерации;
5) государственный суверенитет, согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, находит свое выражение в том числе в верховенстве на всей территории Российской Федерации Конституции РФ и федеральных законов;
6) международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства. Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права и закреплены в Уставе ООН. Государства обязуются соблюдать эти принципы в своих отношениях. Часть 3 ст. 4 Конституции РФ возлагает на Федерацию обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории.

2011 г.

Введение

1.1. История понятия государственного суверенитета

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что проблема государственного суверенитета относится к числу наиболее запутанных и противоречивых в науке государственного и международного права. Ей посвящена обширная литература, которая обычно приспосабливается к запросам того дня, когда она появилась на свет. Трудно, наверно, найти проблему, которая была бы более подогнана к потребностям текущего момента, к требованиям сиюминутной политики . Проблема государственного суверенитета постоянно привлекает внимание политических и общественных деятелей, юристов-практиков и ученых-правоведов. Изучение государственного суверенитета имеет не только теоретическое значение, но и приобретает непосредственное государственно-политическое звучание в эпоху глобализации. В современных условиях становится необходимым определенное переосмысление понятия «суверенитет», который является качественной характеристикой государства, как в связи с изменениями во внутренней жизни нашей страны, так и с процессами, происходящими в мире, прежде всего, глобализацией.

Определение государственного суверенитета как верховенства государства в пределах его территории и независимость в межгосударственных отношениях само по себе сомнений не вызывает. Но может ли государственный суверенитет подвергаться самоограничению или ограничению? Допустимо ли считать это возможным при заключении международных договоров или в случае односторонних уступок со стороны того или другого государства? Концепция ограниченного суверенитета начала разрабатываться в политической науке относительно недавно, и по этой причине данную тему невозможно считать глубоко и всесторонне изученной.

Цель курсовой работы заключается в исследовании сущности государственного суверенитета и проблемы его ограничения. В соответствие с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

Рассмотреть историю становления понятия «государственный суверенитет»;

Раскрыть сущность государственного суверенитета;

Проанализировать суверенитет по Конституции Российской Федерации;

Проанализировать проблему ограничения государственного суверенитета.

Поставленные в работе задачи решались с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ литературных источников; анализ состояния проблемы в практике; метод сравнительно-правовых характеристик.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

При подготовке курсовой работы использовались: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, научно-учебные пособия по теории государства и права, представленные в списке литературы.

1. Понятие и характеристика государственного суверенитета

1.1. История понятия государственного суверенитета

Понятие суверенитета родилось одновременно с национальным государством в XVI-м веке, и спустя столетие концепция суверенитета заняла центральное место в философии международных отношений, став своего рода ориентиром в практической политике европейских держав. Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом Согласно определению Бодена суверенитет - это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права.

Вследствие сначала вестернизации мира, а затем освобождения покоренных народов от колониальной зависимости европейская система межгосударственных отношений распространилась на весь мир - а вместе с ней и принцип суверенитета.

Термин «суверенитет» употребляется в разных значениях. В философской литературе иногда говорят о суверенитете личности как об автономии воли человека, о его свободе выбирать линию своего поведения и т. п. В отечественной литературе по теории государства и права, международному и конституционному праву встречаются рассуждения о народном и национальном суверенитете.

В Конституции России, в статье 1 сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Понятие «государственный суверенитет» с исторической точки зрения сравнительно молодое. Ни греческие города-государства, ни Римская империя не знали такого понятия. Только на последнем этапе феодализма в Европе появляется термин «суверенитет» как своего рода противовес, выдвигавшийся абсолютными монархами в борьбе против крупных феодалов. В тот период суверенитет государства связывался с личностью монарха. Именно монарх рассматривался как носитель суверенитета. Это нашло отражение в известной фразе Людовика XIV «Государство - это я». Происходило отождествление личности государя и государства. В то же время надо указать и на другую тенденцию в Западной Европе. Особенности ситуации в Англии в XVII веке дали пищу иной доктрине - стремлению рассматривать как носителя суверенитета парламент.

Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа . Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета . Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства .

Продолжателем традиций Бодена и Руссо был Гегель. В основе его концепции суверенитета лежало понимание им государства как целостности или как он называл ее сам - тотальности. Отсюда главная идея концепции суверенитета Гегеля - идея несторжимой целостности государства, в рамках которой ни одна часть не может иметь самостоятельного существования.

Приблизительно с конца XVIII века суверенитет государства постепенно обретает современную трактовку. На него начинают смотреть как на качество или свойство государства. В теоретическом плане дискуссия в значительной степени переключается на обсуждение проблемы о том, что может себе позволить государство в сфере отношений с другими государствами. Практически речь идет о возможности государств претендовать на неограниченность своего суверенитета в межгосударственных отношениях, что логически ведет к отрицанию международного права. Суть такого подхода подчеркнул Г.Радбрух: «…государство провозглашается суверенным, то есть высшим и единственным правопорядком, и, как следствие этого, суверенитет одного государства исключает суверенитет каждого другого государства…» . Спор об этом часто называли спором об абсолютном государственном суверенитете.

Эта дискуссия не соответствовала реальностям межгосударственных отношений даже в конце XIX - начале XX века. В начале XX века крупнейший русский юрист-международник Ф.Ф.Мартенс писал: «…тогда силою вещей оно [государство] вынуждено будет делать уступки, уважать законные интересы и права других народов, должно отказаться от безусловного осуществления своего верховенства. Абсолютное в смысле государственного права начало суверенитета определяется в международном общении взаимными отношениями, которые существуют между народами и ими ограничиваются». Другой русский юрист, Г.Д.Гурвич, в начале 1920-х годов вновь говорил о несостоятельности концепции абсолютного суверенитета в указанном выше смысле: «…из идеи суверенитета, как верховенства внутри и независимости вовне, отнюдь не вытекает неограниченность государственной власти правом. …независимость вовне означает независимость одного государства именно от другого, а вовсе не независимость государственной воли… от норм международного права…» .

Понятие государственного суверенитета на уровне межгосударственных отношений употреблялось первоначально только между «цивилизованными» государствами. Универсальный характер международного права сложился окончательно с принятием Устава ООН. Закрепление в Уставе ООН принципа суверенного равенства государств ознаменовало утверждение этого принципа в качестве одного из общепризнанных основных принципов международного права. Но после принятия Устава в западной доктрине международного права намечается тенденция приуменьшать значение государственного суверенитета вплоть до его отрицания или стремления придать ему «технический характер». Рост взаимозависимости государств, который в конце концов получил название глобализации, интеграционные процессы, особенно в Западной Европе, подогревали подобные настроения. На практике, однако, ни о каком отказе от суверенитета государств говорить не приходится.

Принцип суверенного равенства государств в практике межгосударственного общения полностью сохраняет свою роль, какие бы теории ни выдвигались по поводу утраты государственным суверенитетом своего значения. Об этом свидетельствует в первую очередь Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 октября 1970 г.

1.2. Сущность государственного суверенитета

В современной юридической литературе суверенитет признается неотъемлемым признаком любого государства независимо от его формы и рассматривается исследователями как свойство государственной власти определяющее ее верховенство, единство, независимость от иных источников власти. Он признается как необходимое политико-юридическое свойство всякого государства, неразрывно связанного с его природой. «Суверенитет государства, - пишет А. Ф. Халатов,- всегда проявляется в деятельности олицетворяющей его государственной власти».

Принято выделять 3 главных свойства суверенитета: верховенство, единство и независимость государственной власти .

Верховенство государственной власти предполагает полноту власти на всей территории, никакая другая власть не вправе присваивать "себе функции государственной власти. Государство:

1) распространяет свою власть на всю территорию страны;

2) определяет весь строй правовых отношений;

3) устанавливает правовое положение различных организаций, правила поведения физических и действий юридических лиц;

4) регламентирует права, свободы и обязанности личности;

5) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т.д.

Единство государственной власти проявляется в наличии единого органа или системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывающую все необходимые для осуществления функций государства полномочия.

Независимость государственной власти — самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе и международными организациями.

В научной литературе относительно понятия «суверенитет» учеными-юристами сформулированы внутренние и внешние признаки его характеризующие. К внутренним признакам можно отнести верховенство государственной власти внутри страны по отношению ко всем другим существующим в ее пределах социальным властям, объединениям граждан, самим гражданам. Внешние признаки суверенитета включают в себя независимость государственной власти, полную ее самостоятельность в решении внутренних и внешних задач, в формировании осуществления своей политики, не подчиненность другим государствам.

В отечественной юридической литературе также можно обнаружить точку зрения, согласно которой суверенитет - признак государства. Тогда, очевидно, его надо рассматривать в том же ряду, что и наличие публичной власти, территориальная организация населения и т. п. Однако долгое время государства существовали, не имея представления о суверенитете. Конечно, государства существовали и в то время, когда не выделялись всем ныне известные другие признаки государства. От этого они не исчезали. Но современные научные исследования показывают, что определенные признаки государства неотъемлемы от государства как социального феномена. Без них нет государства. О государственном суверенитете этого сказать нельзя. Он появляется только тогда, когда созревают для его появления внутренние, а потом и внешние причины в развитии общества, причем внешние причины оказались долговечнее внутренних.

Разнообразие в толковании внутреннего аспекта государственного суверенитета скорее всего свидетельствует о не слишком большой потребности в нем в чисто внутригосударственном плане. То, что под суверенитетом государства во внутреннем аспекте сейчас, как правило, понимают верховенство государства в пределах его территории, т. е. юридическое полновластие государства, неподчиняемость его другой власти, имеет также первостепенное значение в межгосударственной сфере. Если представить себе, что в мире существует только одно государство, вряд ли тогда сохранилась бы потребность в таком понятии, как государственный суверенитет.

Государственный суверенитет приобрел особо важное значение как результат взаимного признания государствами равенства и равноправия. Это именно продукт взаимодействия государств на международной арене. Это признание ими независимости друг от друга в юридическом смысле. Фактически государства не равны друг другу ни в военном, ни в экономическом, ни в каком-либо другом отношении. Государства могут зависеть от того или иного государства в экономическом или военном отношении. Они как носители суверенитета, как суверенные образования юридически стали признаваться равными друг другу.

Поэтому государственный суверенитет не признак государства. Необходимость его признания диктуется не тем, что у государства появился какой-то признак, которого до этого не было или который был открыт спустя сотни лет после того, как государство уже существовало. Возникла стойкая необходимость в признании этого качества или свойства государства, в конечном счете, для упорядочивания межгосударственных отношений. Без такого признания упорядочивание межгосударственных отношений было бы невозможным. В этом была объективная необходимость.

Таким образом, надо говорить о качестве или свойстве государства, причем о правовом качестве или свойстве.

В юридической литературе не редко говорится о принципе государственного суверенитета. Например, Н.А.Ушаков в своей работе, посвященной государственному суверенитету, неоднократно использует выражение «принцип государственного суверенитета», который далее он называет этот принцип принципом уважения государственного суверенитета. Согласно ему государства обязаны уважать суверенитет друг друга, т. е. соответствующее качество, которое они признают друг за другом.

В Уставе ООН, Декларации принципов международного права 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ 1975 г. принцип уважения государственного суверенитета не выделен в качестве самостоятельного принципа. В них выделен принцип суверенного равенства государств. В понятие суверенного равенства включается и обязанность государств уважать правосубъектность других государств (Декларация 1970 г.), т. е. тем самым их суверенитет, и обязанность государств уважать «все права, присущие их суверенитету и охватываемые им» (Заключительный акт СБСЕ).

Принцип суверенного равенства государств в межгосударственных отношениях объективно существует потому, что одной силой управлять межгосударственным сообществом невозможно. Какие-то нормы международного права учитывают и фактическое неравенство государств. В качестве примера можно привести институт постоянного членства в Совете Безопасности ООН или выделение ядерных государств в Договоре о нераспространении ядерного оружия. Это приходится делать, когда возникает потребность учитывать реальное влияние определенной категории государств на обстановку в мире. Такие нормы закрепляют не привилегии наиболее сильных государств, а выражают их повышенную ответственность за состояние межгосударственных отношений; преследуют ту же цель, что и основные принципы международного права, включая и принцип суверенного равенства государств.

Государственный суверенитет в настоящее время приобрел преимущественно международно-правовую «окраску». Г.Радбрух отметил, что «суверенитет - не что иное, как международно-правовое свойство субъекта». Далее он продолжил эту мысль: «Понятие суверенитета также следует развивать не из естественно-правовых взглядов независимо от международного права, а скорее непосредственно из международного права и следуя его методу. Оно означает совсем не то, что государство не признает над собой никакой власти мирского права, как с неизбежностью следовало бы из этого заключения, а именно то, что данное понятие - безусловно международно-правовое…». Международное право фиксирует признание государствами такого правового качества, как их суверенитет со всеми вытекающими отсюда последствиями - прежде всего их суверенного равенства и тем самым взаимного уважения их суверенитета.

А.А.Моисеев предложил иную трактовку понятия государственного суверенитета как абсолютной категории. Он считает, что «в настоящее время суверенитет как качественная категория носит абсолютный характер». Абсолютный характер суверенитета он видит не в неограниченной власти государства, не в абсолютном (в таком значении) суверенитете, противопоставляемом относительному суверенитету, а в качестве государственного суверенитета, не поддающегося количественному измерению. Как качества его не может быть меньше или больше. По мнению А.А.Моисеева фактически «носителем суверенитета является государственный аппарат, наделенный верховной, самостоятельной, независимой государственной властью, которая юридически, фактически признается легитимным международным сообществом».

2. Государственный суверенитет Российской Федерации

Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» от 12 июня 1990 г., выражая волю народов России, провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Суверенитет России - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции. Носителем суверенитета и источником государственной власти провозглашен ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции.

Государственный суверенитет призван обеспечить каждому человеку неотъемлемое право на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

В Декларации устанавливались гарантии политических, экономических и правовых основ суверенитета. Правовой базой обеспечения экономической основы явился Закон РСФСР от 31 октября 1990 г. «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР».

Основные идеи Декларации и Закона получили закрепление в действующей Конституции РФ. Например, в ст. 3 установлено, что носителем суверенитета и единственным источником власти РФ является ее многонациональный народ; в ст. 4 закреплено, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, а Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории.

Согласно конституциям республик в составе РФ, а также Федеративному договору - Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ от 31 марта 1992 г. эти республики являются суверенными государствами. Однако в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 249-0 положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета РФ, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции РФ.

На современном этапе конституционного развития Российского государства закрепление в нормах Конституции РФ запретов и ограничений, регламентирующих общественные отношения в области суверенитета позволяет государству нормативно закрепить основу ее независимости и целостности территории, пресечь и предотвратить посягательства со стороны различных субъектов правоотношений на основополагающие конституционные основы государства, защитить права и свободы граждан.

В понимании суверенитета в Конституции РФ закреплено что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ… Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Запреты и ограничения, закрепленные в нормах Конституции РФ, участвуют в регламентации всех общественных отношений связанных с установлением в государстве «суверенитета». Об этом в своих работах отмечают многие исследователи в области права. В этой связи следует согласиться с точкой зрения Ф. Люшера считающего что «суверенитет ныне подвержен различного рода ограничениям, осуществляемым добровольно и на взаимной основе». Так в ч. 3 ст. 6 запретами и ограничениями регламентируется деятельность в беспрепятственном осуществлении прав в области приобретения или лишения гражданства.

Важнейшим проявлением суверенитета в Российской Федерации является законодательное закрепление в Конституции РФ положения согласно которому законы Российской Федерации как и другие правовые акты не должны противоречить нормам Конституции РФ (ч. 1 ст. 15). Этим положением в государстве устанавливается верховенство Конституции РФ и действующих на ее основе всех нормативных правовых актов. В Конституции РФ четко закреплено что нормативные правовые акты не соответствующие Конституции РФ, подлежат отмене в установленном законе порядке

«Границы проявления суверенитета в государстве обусловлены тем, что оно связано с Конституцией РФ и законами. Органы государства, учреждения и должностные лица выступают агентами всего общества, они ответственны перед человеком и гражданином» - пишет В. И. Варяровский.

Верховенство государственной власти ограничено правом и основано на праве. Верховенство власти ограничивается также нахождением РФ в составе различных межгосударственных организаций (Организации Объединенных Наций, Содружестве Независимых Государств. Более подробно участие РФ в межгосударственных объединениях и порядок заключения международных договоров определяется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации») путем передачи части государственных полномочий этим организациям. Согласно ст. 79 Конституции РФ Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

3. Проблема ограничения государственного суверенитета

Современная мирополитическая система характеризуется противоборством двух разнонаправленных тенденций - к укреплению суверенитета, с одной стороны, и к его ограничению, с другой, при том, что иногда эти тенденции воплощаются в политике одного государства (укрепление собственного суверенитета соседствует с ограничением суверенитета других государств). Это противоборство происходит на фоне снижающейся эффективности Организации Объединенных Наций, в Уставе которой зафиксировано, что суверенитет государства не может быть ограничен, но реальное ограничение суверенитета вследствие односторонних действий, нарушающих международную процедуру вмешательства во внутренние дела других стран, остается реальностью.

Под практикой ограничения суверенитета понимаются два разных процесса - добровольной передачи суверенных полномочий в пользу наднациональных субъектов (что можно видеть на примере Европейского Союза) и внешнее принуждение к соблюдению широкого спектра международных обязательств или обеспечению прав человека (что имеет место при операциях, предпринятых одними государствами в других в целях пресечения деятельности террористических группировок или предотвращения гуманитарных катастроф). При этом в первом случае признаком ограничения суверенитета выступает наличие таких надгосударственных органов, которые обладают контролем и механизмами принуждения к исполнению решений, а во втором - только такое вмешательство, которое осуществляется в обход или с пренебрежением легитимных процедур разрешения споров. Эти процессы имеют различную природу, но в обоих случаях речь идет об ограничении суверенитета, то есть о сужении суверенных полномочий государства в рамках его национальных границ. Между этими полюсами существует целый спектр международных механизмов, влияющих на способность распоряжаться суверенитетом, - санкции, эмбарго, блокады, запреты на передвижение. Они схожи по форме, но различаются по мотивам, целям и методам.

Существует распространенная точка зрения, согласно которой государства, заключая международный договор или идя на добровольные уступки другому государству, ограничивают свой суверенитет. Однако, ее не следует понимать буквально. Иначе придется признать, что разные государства, будучи связаны различными договорами, имеют и различный объем своих суверенитетов. При таком подходе к государственному суверенитету государства перестают быть юридически равными в межгосударственном общении. Это не соответствует реальности. Тем не менее, можно встретить общий тезис о возможности добровольного ограничения государственного суверенитета. Э.Л.Кузьмин писал, что ограничение суверенитета на международной арене происходит ради большего укрепления своего положения в системе международного общения. Затем он отмечал: «Практически трудно найти границу, за которой кончается ограничение суверенитета и начинается окончательная потеря его». А.С.Фещенко, рассматривая генезис понятия «государственный суверенитет», говорит, что «в международном праве отсутствуют нормы, запрещающие государствам на добровольной основе поступаться частью своего суверенитета в целях налаживания более действенного механизма межгосударственного сотрудничества» . Если придерживаться такой аргументации, что международное право допускает принудительное ограничение государственного суверенитета государств, грубо нарушивших международное право, вплоть до его лишения.

Ряд государств предусмотрел положения в своих конституциях об ограничении их суверенных полномочий в интересах международного сообщества; причем эти положения имеют целью установить, что определенные «суверенные права и полномочия могут быть ограничены в связи с международными организациями или могут быть переданы международным организациям» .

«Суверенные права государства никем не могут быть ограничены, кроме самого государства (например, признание прибрежным государством права мирного прохода иностранных судов через его территориальное море), или в случае добровольной передачи государством части своих атрибутов государственного суверенитета, как это сделано в рамках Европейского Союза и Совета Европы, или в случае наложения на государство агрессора соответствующих санкций СБ ООН (полное или частичное лишение государства государственного суверенитета), как это было сделано в отношении Германии, Италии и Японии после Второй мировой войны».

Государственный суверенитет является основой суверенных прав. Но суверенные права могут распространяться и за пределы государственной территории (например, на морские и воздушные суда в открытом море, на разработку природных ресурсов своего континентального шельфа и т. д.). И они могут быть ограничены нормами международного права (договорными и обычными). Государства могут добровольно ограничить их осуществление в одностороннем порядке. Это не затрагивает суверенитет государства как таковой.

Международная правосубъектность государства - подчиняемость непосредственному регулятивному воздействию на него международного права. Это качество быть субъектом международного права

Международная правоспособность - наличие у субъекта международного права тех или иных прав и обязанностей, вытекающих из норм международного права, распространяющих свое действие на такого субъекта.

Отождествление суверенитета государства как субъекта международного права и суверенных прав государства как элементов его международной правоспособности вызывает споры о количественном и качественном измерении государственного суверенитета. В практическом плане это не всегда имеет значение. Когда существовали колониальные протектораты, выражение «формы ограничения суверенитета» не резало слух. Но с течением времени, после ликвидации колониальной системы, ощущается потребность в более четкой теоретической дифференциации понятий государственного суверенитета и суверенных прав государства, а также, тем самым, проведения различия между суверенитетом государства как субъекта международного права и международной правоспособностью государства.

Необходимо иметь в виду еще одно понятие - международную дееспособность государства. В наши дни почти лишен дееспособности Ирак, подвергшийся иностранной оккупации. Можно вспомнить в связи с этим Германию, оккупированную войсками СССР, США, Великобритании и Франции в 1945 г. Она была полностью лишена дееспособности на основании Акта о безоговорочной капитуляции и последующей Декларации пяти союзных держав от 5 июня 1945 г. о взятии на себя верховной власти в Германии.

Передача государством части своих суверенных прав Европейскому Союзу не свидетельствует о том, что частично ему передается суверенитет государства. Пока это интеграционное объединение, разновидность международной организации с наднациональными функциями. Передаваемые государством Европейскому Союзу суверенные права утрачивают характер суверенных прав, становясь частью компетенции Союза. Если когда-нибудь Европейский Союз превратится в федерацию, то государства, вошедшие в него, утратят свой суверенитет.

Суверенитет - не простое сложение или сумма суверенных прав, особенно если учитывать, что суверенные права государства могут распространяться за пределы территории государства, как уже отмечалось, в отличие от самого суверенитета. Многие полагают, что постепенная передача части своего территориального верховенства и независимости на международной арене Европейскому Союзу (или другому государству) на основе международного договора и есть передача суверенитета. Если передается их часть, то уже нельзя говорить о территориальном верховенстве и независимости, т. е. о суверенитете государства. Если договор затрагивает территориальное верховенство государства и его независимость, то это не равнозначно передаче их части другому государству. Если же такое случается, то и суверенитет, и суверенные права, которые еще, казалось бы, остались у государства, переходят к другому государству. Одно качество переходит в другое. Естественно, если государство теряет свой суверенитет, то перестает быть государством. Оно теряет вместе с суверенитетом и свои суверенные права. Суверенные права вторичны по отношению к суверенитету.

Заключение

Понятие суверенитета государственной власти в конституционном праве является одним из важнейших. Государственный суверенитет - это основопологающая характеристика национального государства, воплощенная в совокупности правовых норм, регламентирующих отношения между обществом и властью, а также закрепляющих его исключительные политические и силовые полномочия в границах определенной территории и неподвластность любым другим структурам власти.

Государственный (национальный) суверенитет напрямую не зависит от величины территории, численности населения, формы государства. Формула государственного суверенитета включает в себя два основных компонента — присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Верховенство государственной власти означает: безусловное ее распространение на все население и все социальные структуры в пределах собственной территории; монопольное право на применение легального (законного) насилия (принуждения) в отношении населения страны; осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего — юридических (правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государственных институтов); монопольное право на правотворчество, введение норм и правил, обязательных для всех членов общества. Государственная власть имеет право отменять или признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют действующему законодательству или установлениям государства.

Суверенитет государства подразумевает, что над государственной властью не стоит никакая иная сила, способная воспрепятствовать в осуществлении ее воли или способная подчинить власть себе. В сфере международных отношений суверенитет государства выражается в праве самостоятельно и независимо от других государств решать собственные внутренние проблемы, вступать в международные соглашения либо выходить из них. Государство обладает высшей властью в пределах своих территориальных границ, самостоятельно определяет характер отношений с другими государствами, не допускает их вмешательства в собственные внутренние дела.

Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты. Правовой основой суверенитета выступают Конституция, законодательство, официальные государственные документы страны (декларации, заявления, договоры), общепризнанные принципы международного права.

Основополагающими принципами государственного суверенитета выступают единство и неделимость государственной территории, неприкосновенность границ, недопустимость чужого вмешательства во внутренние дела. Если какой-либо субъект (внешний или внутренний) нарушает государственные границы, заставляет государство принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам, в таком случае следует говорить о нарушении государственного суверенитета. Такое государство не способно обеспечить собственный суверенитет и реализовать свои национально-государственные интересы.

Во внешнеполитическом отношении государственный суверенитет обеспечивает политическое равенство государств как отдельных субъектов международного сообщества.

Ограничение суверенитета - и добровольное и принудительное - в настоящее время стало методом решения широкого круга проблем безопасности.

Список использованных источников

    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

    Бошно С.В. Теория права и государства. - М.: "Издательство «ЭКСМО»", 2010. - 464 с.

    Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М: "Омега-Л", 2011. - 607 с.

    Власов В. И. Теория государства и права. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2010. - 331 с.

    Ильин И. А.Теория права и государства. - М.: "ЗЕРЦАЛО-М", 2008. - 400 с.

    Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. - М.: "Юрайт-Издат", 2011. - 640 с.

    Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. - М.: "Проспект", 2010. - 756.

    Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2011. - 656 с.

    Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. - М.: Дело, 2009. - 525 с.

    Протасов В.Н. Теория государства и права. - М.: Юрайт-Издат, 2010. - 218 с.

    Радько Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. - М.: "Проспект", 2010. - 176 с.

    Рассказов Л. П. Теория государства и права. - М.: "РИОР", 2010. - 463 с.

    Рассолов М. М., Малахов В. П., Иванов А. А. Актуальные проблемы теории государства и права. - М.: "ЮНИТИ", 2011. - 448 с.

    Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие - "Зерцало-М", 2004.

    Радбрух Г. Философия права. - М. : Международные отношения, 2004. - 238 с.

    Черниченко С.В. Делим ли государственный суверенитет? // ЕврАзЮж № 12 (31) 2010.

    Марченко М. Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. № 1

    Халатов А. Ф. Суверенитет как государственный институт. Сочи, 2006. С. 34.

    Моисеев А. А. Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты. — М., «Научная книга», 2006.

    Малиновская В.М. Конституционное право в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005. - 256 с.

    Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. С. 344-345.

    Варяровский В. И. Суверенитет в конституционном строе РФ. М., 2003. С. 93.

    Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. - 2006, № 3.

    Фещенко А.С. Проблема наднациональности в деятельности международных организаций и международное право. - М., 1988. - 204 c.

    Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права / Перевод с франц. А. Д. Хаютина и В. С. Алексеева-Попова = Du contrat social ou Principes du droit politique // Об общественном договоре. Трактаты. — М.,: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. Книга 1, глава VI и далее.

    Левин И.Д. Суверенитет. — Спб.,: Юридический центр Пресс, 2003. — С. 18

    Черниченко С.В. Государство как личность, субъект международного права и носитель суверенитета // Российский ежегодник международного права. — Спб.,: Издательский дом СПбГУ, 1995. — С. 23-24.

    Фещенко А.С. Проблема наднациональности в деятельности международных организаций и международное право. - М., 1988. - 204 c.

Суверенитет по Бодену обладает следующими свойствами:

    1. суверенитет – единственен и неделим. Он не может быть разделен между королем и народом и может поочередно ими осуществляться;
    2. суверенная власть постоянна, ее нельзя передавать на время или на каких-либо условиях другому лицу;
    3. суверенная власть неограниченна и надзаконна, человеческий закон не может ограничивать суверенитет;
    4. судебная власть починяется только божественному и естественному закону, но не религиозным догмам.

Концепция суверенитета, выдвинутая Боденом, воспринимается как «иное имя государственной власти, в котором воплотилась ее ». Из нее вытекает всякая другая власть. Государство олицетворяет и воплощает в себя государь или орган, наделенный его полномочиями.

В теории естественного права суверенитет относится не к форме или какому-то одному качеству политической власти, а непосредственно к самой власти . Несмотря на различие взглядов представителей концепции естественного права, все сходились на том, что происхождение суверенитета имеет непосредственное отношение к первоначальному акту создания государства в полном соответствии с договорной теорией и с законом природы, который по естественному праву предшествовал позитивному праву, возникшему при создании государства. По вопросу о субъекте суверенитета в теории естественного права можно выделить два направления: отстаивающее «народный суверенитет» и «суверенитет правительства».

Т. Гоббс вместо двух признаваемых теорией естественного права договоров – «договора общества» о создании государства и «договора управления» между обществом и правителем поставил один договор, по которому каждый член общества связывал себя с другим обещанием подчиняться общему правителю, который не принимал участия в договоре. Это отрицало идею суверенной верховности народа. Согласно Гоббсу никогда не существовало общества, которое опиралось бы просто на само себя, следовательно, не было и никакого изначального права народа . Поэтому все публичное право концентрируется в суверенитете Правителя, какова бы ни была форма государственного устройства. Сам же суверенитет ничем не ограничен, без него общество лишь скопище индивидов.

Ж.Ж. Руссо исходил из того, что существовал единый общественный договор, который породил государство. Созданная при этом общественная власть олицетворяет совершенный суверенитет, неподвластный какому-либо отчуждению, ограничению, делегированию. Для суверенного общества невозможна, даже если оно того пожелает, передача публичной власти любому другому субъекту или же наложение на себя каких-либо ограничений путем договора. Руссо заложил основу представления о том, что источником суверенной власти является организованный народ . При этом Руссо не видел необходимости ограничивать народный суверенитет даже естественным правом.

Продолжателем традиций Бодена, Гоббса и Руссо был Гегель. В основе его концепции суверенитета лежало понимание им государства как целостности или как он называл ее сам – тотальности. Отсюда главная идея концепции суверенитета Гегеля – идея целостности государства, в рамках которой ни одна часть не может иметь самостоятельного существования .

Если государство существует, оно, чтобы самоутвердиться должно стремиться к установлению на всей своей территории полного суверенитета, если его нет, то никакой политический союз назвать государством. Суверенитет и государство неразделимы. О народном суверенитете, считает Гегель, можно говорить лишь в том смысле, что народ вообще является по отношению к внешнему миру самостоятельным и составляет собственное государство, как народ Великобритании. Всякие действия, ведущие к ослаблению государственного суверенитета по Гегелю являются высшим преступлением против государства.

В эпоху Нового времени государственный суверенитет был провозглашен в качестве высшего политического приоритета. Последующее развитие теории суверенитета показало, что выражение «суверенитет монарха», «народный, национальный суверенитет» лишь прикрывают различные политические взгляды и устремления исследователей того времени.

В XX веке представления о суверенитете государства претерпевали заметные изменения. С быстрым развитием транспорта и коммуникаций как бы размываются традиционные различия между внутренним и внешним миром, границы государства – основа и символ жесткой концепции суверенитета – становятся все более прозрачными. Вследствие чего важнейшие внутренние проблемы государства – экономика, энергия, экология, продовольствие, демография – приобрели внешние аспекты. Все это отразилось и на теориях суверенитета. Так, Еллинек сводит концепцию суверенитета к конституционному и самоограничению государства . Согласно его теории, государство берет на себя обязательства соблюдать нормы международного права, с одной стороны, и субъективные права своих подданных или – с другой. Такое самоограничение, однако, возможно лишь в условиях социальной стабильности внутри государства и в международных отношениях. В условиях любого кризиса признается приоритет государственного суверенитета. Он обосновал положение о том, что суверенитет есть правовое понятие. «Суверенитет есть способность юридически не связанной внешними силами государственной власти к исключительному самоопределению путем установления правопорядка, на основе которого деятельность государства приобретает подлежащий правовой квалификации характер».

Концепция суверенитета Ганса Кельзена (1881-1973) строится на его теории государства, которое рассматривается как правовой порядок. Правовые отношения общества определяют государство. «Суверенным можно назвать такой порядок, который охватывает все другие порядки как частичные. Таковым является государство, притом тогда только, когда оно совпадает с всеобъемлющим правовым порядком». По мнению Кельзена суверенитет государства идентичен суверенитету права . Это положение составляет основу политического порядка, применимо и для абсолютной монархии, для аристократической республики, и демократии, т.к. указывает на неизменное верховенство права. Для Кельзена подчинение государства какой-либо цели означает подчинение его неюридической системе и таким образом уничтожение его независимости и превращение в часть какой-то другой системы: религиозной, идеологической. Государство само есть цель в себе, и как таковое, оно вообще не имеет цели. «Государство – само есть верховенство, конечный порядок, верховная конечная цель, верховная ценность и потому оно есть суверен». .

Однако, В. Цымбульский указывает на ряд проблем, которые подрывают абсолютное видение суверенитета :

    1. «Распределенный суверенитет», связанный со структурой федерации.
    2. Существование внутреннего суверенитета без суверенитета внешнего (протектораты).
    3. Укрепление внутреннего суверенитета за счет ограничения внешнего – права ведения войны.

Своеобразным ответом на поставленные проблемы явилась в 2001 г. впервые на русском языке вышедшая книга К. Шмитта «Политическая теология». Согласно Шмитту, «суверенен тот, кто принимает решение о чрезвычайном положении» , т.е. суверенность определяется тем, насколько удалось добиться целей, заложенных в этом решении – подавить антигосударственный мятеж, отразить , оказать помощь при ликвидации последствий стихийного бедствия. Безжалостность в чрезвычайной ситуации является возможностью проявить предельные ценности, ради которых люди жертвуют жизнью, а государство – их жизнями и правами. Но в чрезвычайном положении, когда ценности не скованы необходимостью правовых формулировок, они могут оказаться антигуманными. И тогда это будет тирания. Альтернативой понятию «суверенитет» Шмитт видит доктрину правового государства.

Нарастающие тенденции федерализации и глобализации в мире требует необходимой коррекции некоторых составляющих концепции суверенитета.

Родоначальником теоретического обобщения идей федерализма считают Иоханнеса Альтузиуса (1562-1638), который выдвинул «федеральную теорию суверенитета», основанную на принципах союза, но при главенстве союза над частями. Суверенитет в условиях федерации – вопрос достаточно спорный, относительно которого существуют следующие мнения:

    1. суверенитетом обладают только федерации в целом (но если суверенитет федерации абсолютен, то в чем тогда ее принципиальное отличие от унитарного государства?);
    2. суверенитет принадлежит составным частям федерации, которые обладают правом выхода из нее;
    3. суверенитет делится в соответствии с делением государственной власти согласно Конституции.

Источником федеративной государственности является суверенитет народа. Народ в федеративном государстве политически един, но не в полной мере. В юридическом смысле он состоит из наций, каждая из которых претендует на известную меру политической самостоятельности. Считается, что эти народы через референдум или своих представителей однажды дали согласие на объединение в федеративное государство. В то же время каждый из них оставил за собой долю суверенных прав.

Таким образом, ни федерации, ни ее суверенитеты не обладают полным государственным суверенитетом. Раздел суверенитета производится, прежде всего, путем распределения компетенции между федерацией и ее субъектами, т.к. собственная компетенция выражает «собственную государственность». Следовательно, согласно Арановскому, суверенитет – это административная и политическая территории, обладающей государственностью.

Постановление Конституционного Суда РФ от 7.06.2000 №10-П. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» внесло коррективы в решение проблем федерализма и суверенитета. Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

Республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства, и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.

Федерализм создает полицентрическую систему власти, включающую автономные единицы, формально независимые друг от друга, но составляющие единое целое. По сути, суверенитет – это выражение воли народа на единство и целостность государства, на защиту прав и свобод человека-гражданина. В России источником такого волеизъявления является единый многонациональный народ РФ. И воля этого народа едина. В этом смысле суверенитет как политическая воля всего народа федерации неделим.

Процессы глобализации безусловно оказывает влияние на функционирование государств, на их базовые институты, а значит и на суверенитет. Однако, государственный суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств.

Концепций эволюции суверенитета множество и они весьма противоречивы.

Ряд исследователей считает, что глобализация, в конечном счете, приведет к исчезновению суверенитетов отдельных государств, а следовательно, и самих государств, обществом будет править всемирное правительство в сформированном Мировом государстве (теория мондиализма).

Другие ученые утверждают, что национальное государство будет только укреплять свои позиции и наряду с существующими государствами, будут образовываться новые.

Третьи – прогнозируют формирование государства принципиально нового типа.

Следует отметить работы С. Хантингтона, который считает, что «нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям».

Главный экономический обозреватель газеты «The Financial Times» М. Вольф обосновывает, что главным препятствием на пути более равномерного распространения процветания в глобальном масштабе и обеспечении всего мира необходимыми общественными благами является «не глобальная экономическая интеграция или транснациональные компании, а наличие множества суверенных государств. Проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, создают не ошибки отдельных государств, а само их существование ».

Моисеев А.А. считает, что «Глобализация не ведет к умалению суверенитета. В условиях глобализации эффективная деятельность государств в международной и внутригосударственной сферах во все большей степени осуществляется под воздействием международно-правовых факторов и способствует возникновению и развитию международных институциональных структур, политика в которых формируется под влиянием соотношения сил государств-участников».

Д. Чэндлер, автор исследования «Политика создания государств», обращает внимание на то, что ныне само понятие «суверенное государство» во многом утратило смысл. Сильнейшие страны мира навязывают отдельным государствам правила, по которым те обязаны играть. Фактически, по мнению Чэндлера, это стало возрождением института протекторатов – то есть образования зависимых от великих держав территорий. Образование новых государств проходит именно по этому и исключительно по этому сценарию.

Весьма обсуждаема в науке теория мондиализма как конечный результат глобализации. Исследователи, считающие, что будущему обществу будет характерно единое мировое государство, прогнозируют два сценария перехода к мондиализму: мягкий и жесткий.

Мягкий переход предполагает сохранение формально суверенных государств, с весьма серьёзными полномочиями у правительств этих стран в области внутренней политики, экологии, социальной сферы, образования и здравоохранения, всего того, что сейчас находится в ведении местного правительства американского штата. При этом будет существовать некий Единый Планетарный Орган Власти, который будет обладать исключительной на решение всех проблем глобального характера и следить за неукоснительным соблюдением любыми местными властями некоего универсального кодекса прав и свода законов, касающихся, по-видимому, прав человека, глобальных вопросов экономики и экологии, общепланетарных аспектов любых проблем человеческой жизни и деятельности. То есть, иными словами, по этому сценарию будет осуществлено некое всемирное подобие нынешнего Европейского союза.

В случае если произойдёт какой-то глобальный катаклизм – экологическая катастрофа или мировая война, - то тут возможен вариант жёсткого мондиализма. Победившая или сумевшая сохранить в наибольшей степени свой аппарат власти насилия и принуждения организованная политическая сила может установить свою власть на Планете в целом или на пригодной для жизни ее части.

Одни ученые отрицают саму возможность формирования мирового государства, другие же считают это неизбежным следствием глобализации и единственным шансом на спасение человечества.

Многие ученые считают теорию мондиализма преувеличенной, тем более, что в данный момент мы повсеместно наблюдаем сепаратистские движения в разных уголках планеты, количество государств не сокращается, а наоборот, увеличивается. «Если мондиализм и будет реализован как стратегия развития в XXI в., то для этого будут необходимы соблюдение трёх условий: обязательное ослабление современных мощных суверенных государств; увеличение толщины и веса транссистемного глобального интегративного слоя; ламинарное, то есть без катаклизмов, катастроф и войн течение мировой истории».

Эволюция государства, государственного суверенитета – процесс объективный, но конечный результат эволюции предсказать нелегко. Современные государства, даже глубоко интегрированные в глобализационные процессы, не стремятся к реализации концепции мондиализма. Страны, обладающие значительной мощью для самостоятельного развития и недостаточно интегрированные в транснациональные структуры, но богатые природными ресурсами, являются главными центрами сопротивления проекта сетевого государства. Они стремятся к укреплению своего суверенитета и международно-правового веса. Соответственно, в обозримом будущем государство сохранит свою форму и содержание, оставаясь наиболее эффективным способом управления обществом.



Просмотров