Избирательная система и её конституционно-правовое регулирование. Правовое регулирование избирательной системы

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно представляется знать избирательную систему Российской Федерации.

Под избирательной системой понимают - совокупность организационно правовых мероприятий, охватывающих способы организации избирательной территории, определения результатов голосования и распределения мандатов между кандидатами или их списками.

В Российской Федерации в настоящее время получили распространение несколько видов избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, и смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

Мажоритарная система это система, при которой по округу проходит депутат (депутаты) получивший абсолютное большинство голосов. Суть мажоритарной системы заключается в разделение территории на несколько округов одномандатных или многомандатных) от каждой из которых выбирается один или несколько депутатов. Максимальное число мандатов приходящихся на один многомандатный округ не может превышать 5. Мажоритарная система имеет разновидности: относительного, квалифицированного и абсолютного большинства, что обусловлено различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Система относительного большинства допускает избрание кандидата набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам. Она применяется, например, при выборе депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Р.Ф.

Система квалифицированного большинства (самая редкая разновидность мажоритарной системы). При ней избранным считается кандидат, набравший не менее 25% голосов граждан внесенных в списке избирателей. Применяется, как правило, на выборах местного значения муниципального образования.

Система абсолютного большинства применяется преимущественно при избрании руководителей муниципальных образований, глав субъектов Федерации, а так же президента Р.Ф, т.е. высших должностных лиц. Кандидаты по данной системе должны набрать более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосование.

При Мажоритарной системе территория делятся на избирательные округа. Но из данного правила существует исключения. При проведении выборов Президента, глав муниципальных образований, руководителей субъектов Федерации, территория избирательного округа совпадает с территорий муниципального образования, субъекта федерации, и всей странны соответственно.

Следующей избирательной системой выступает пропорциональная. Данная система применяется на выборах в представительные органы. Пропорциональная избирательная система предполагает, что депутатские места распределяются между списками кандидатов от разных избирательных объединение и блоков, а не отдельными кандидатами (отсюда её использование лишь на выборах в представительные органы). Такое распределение происходит в зависимости от числа голосов полученное каждым списком в рамках единой избирательной территории (единого избирательного округа), охватывающей всю территорию муниципального образования, субъекта федерации соответственно.

Смешанная избирательная система, или как её именует конституционный суд Р.Ф, мажоритарно пропорциональная избирательная система, ранее применялась только на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. В настоящее время не менее половины депутатских мандатов в законодательных органах субъектов Федерации, либо в одной из их палат должны распределятся между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями или блоками пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из этих списков. Как указывает конституционный суд Р.Ф смешанная избирательная система предусматривает две самостоятельные системы получения и распределения депутатских мандатов - мажоритарную и пропорциональную с заранее установленным числом депутатских мандатов по той и другой.

Преимущества смешанной системы заключается в том, что она стремится соединить достоинства мажоритарной и пропорциональной системы, и нейтрализовать присущие им недостатки.

Избирательное право имеет собственную систему формальных нормативных источников, среди которых Конституция занимает главенствующие положение, однако данных истоков достаточно много, и в настоящем вопросе мы постараемся осветить все источники регулирующие избирательный процесс.

Источники избирательного права: Конституция, федеральные законы: «об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, «о выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», «о выборах президента Российской Федерации», «о государственной автоматизированной системе Выборы», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Нормативными источниками избирательного права служат: конституции, уставы, избирательное законодательство субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований. Так же к числу источников избирательного права относятся решения Конституционного Суда Российской Федерации. Источником избирательно права так же являются указы Президента России, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов. Последним источником избирательного права являются акты Центральной избирательной комиссии, постановления инструкции и разъяснения которые детализируют порядок проведения выборов.

Классическим является деление субъективного избирательного права на активное и пассивное. Активное избирательное право - право избирать, т. е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления в качестве избирателей; пассивное избирательное право - право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Принципиальных различий в понимании того, что избирательное право существует как в виде некой совокупности правовых норм (позитивное (объективное) избирательное право), так и в виде субъективного права гражданина, нет.

Избирательное право Российской Федерации базируется на основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, обеспечивающих их свободное волеизъявление на выборах. Ключевой составляющей таких гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.

По смыслу ст. 3 Конституции РФ, свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Аналогичное положение содержится в преамбуле к Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав. В ст. 1 Федерального закона от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » предусмотрено, что участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным, никто не вправе принуждать гражданина РФ к участию или неучастию в выборах. Впервые принцип свободных выборов получил толкование Европейского суда по правам человека в судебном решении по делу «Матье-Моэн и Клерфейт против Бельгии» 1983 г. Суд указал, что у государств имеется широкое поле для введения различных ограничений в области действия данного принципа, однако эти ограничения не должны препятствовать свободному волеизъявлению народа при выборе законодательной власти .

Принцип периодичности проведения выборов закреплен в ст. 9 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и предусматривает, что выборы органов власти или депутатов являются периодическими и проводятся в сроки , обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Данный принцип является гарантией того, что основой избираемых органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов народного представительства, выборных должностных лиц является свободная воля народа.

Вышеизложенные принципы избирательного права нашли свое отражение в законодательстве зарубежных стран, однако, с некоторыми особенностями.

Принципы избирательного права США соответствуют общедемократическим принципам всеобщего, равного и тайного голосования. Правда, особенностью является наличие как прямого, так и косвенного избирательного права (последнее - при выборах Президента США).

Во Франции наследием Великой французской революции является широкое введение принципа представительности на всех институциональных уровнях государства. Выборность является важнейшим способом формирования органов управления и самоуправления. В результате насчитывается пять уровней выборов, начиная от уровня муниципальных образований до избрания представителей в Европейский парламент . Принципы французского избирательного права идентичны общепризнанным. Исключениями являются: отступление от принципа добровольности при выборах в Сенат, то есть установление обязательного вотума для членов коллегии выборщиков; допуск к голосованию по доверенности , которая должна быть удостоверена должностным лицом коммуны.

Всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании нашло свое закрепление в итальянском законодательстве и, прежде всего, в Конституции Италии.

В Мексике, напротив, Конституция не фиксирует принципы избирательного права в одной или нескольких взаимосвязанных статьях, сгруппированных в Основном законе. Такие принципы закреплены в специальном избирательном законодательстве. К ним относятся: всеобщность участия в выборах, равное избирательное право мексиканских граждан, прямые выборы должностных лиц, тайное голосование, периодичность выборов. Особенность регулирования принципа свободных выборов состоит в том, что участие в голосовании - это право и обязанность гражданина Мексики. В этой связи все граждане, отвечающие избирательным цензам, обязаны зарегистрироваться в Национальном реестре избирателей посредством обращения в специальный орган по месту проживания и получить постоянное удостоверение, дающее возможность голосовать на выборах.

Организация и порядок проведения выборов

Организация и порядок проведения выборов представляют собой совокупность избирательных процедур: назначение даты выборов; образование избирательных округов, избирательных участков;

составление списков избирателей; выдвижение кандидатов и их регистрация; информирование избирателей и проведение предвыборной агитации; голосование и определение результатов выборов.

Назначение даты выборов. В зависимости от уровня проведения выборов (федеральные, региональные или местные) различается порядок назначения даты проведения выборов. Например, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ; такое решение должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. При проведении выборов Президента РФ решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования; при этом выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации. Порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований .

В Российской Федерации учрежден единый день голосования на выборах в органы государственной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления в целях создания эффективного механизма для проведения регулярных выборов. Понятие «единый день голосования» в федеральном законодательстве не закреплено, а встречается лишь в правовых актах некоторых субъектов РФ (в частности, в Республиках Марий Эл и Дагестан, Челябинской и Костромской областях), По общему правилу, единый день голосования наступает один раз в год во второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий выборных органов или депутатов, а если сроки их полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ, единый день голосования совмещается с думскими выборами. Голосование может быть назначено только на воскресенье.

Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории .

Схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется избирательной комиссией, организующей выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования.

Существуют особенности при образовании избирательных округов для проведения выборов в Государственную Думу. Половина депутатов Государственной Думы избирается по федеральному избирательному округу, другая половина - по 225 одномандатным избирательным округам, образованным по единой норме представительства . Единая норма представительства избирателей определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на число одномандатных избирательных округов (225).

Формирование избирательных комиссий. Организацию и проведение выборов всех уровней в России осуществляют избирательные комиссии, которые де-юре самостоятельны и не относятся ни к одной из трех ветвей власти .

В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия (ЦИК РФ); избирательные комиссии субъектов РФ; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.

Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав установлены как общие условия формирования избирательных комиссий, так и особенности для отдельных видов комиссий. К общим условиям формирования всех избирательных комиссий, кроме ЦИК РФ, отнесены, в частности, следующие:

  • избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий , выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта федерации. В отношении избирательных комиссий субъекта федерации предложения о составе вправе выдвигать также представительные органы муниципальных образований, избирательные комиссии субъекта федерации предыдущего состава и ЦИК РФ;
  • в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя с правом решающего голоса от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения .
  • государственные и муниципальные служащие, по общему правилу, не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии
  • В формировании избирательной комиссии могут принимать участие различные государственные органы . Например, члены ЦИК РФ назначаются палатами Федерального Собрания РФ (Совет Федерации - пять членов, Государственная Дума - пять членов) и Президентом РФ (пять членов). Избирательные комиссии субъектов РФ формируются на паритетной основе законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Составление списков избирателей. В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом (то есть достигшие 18 лет, имеющие место жительства в пределах избирательного округа, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда). При этом основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, либо в установленных случаях факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права), либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов и их регистрация. Данная стадия включает в себя две составляющие, отраженные в ее названии. Выдвижение кандидатов возможно двумя способами: непосредственно (самовыдвижение, выдвижение избирательным объединением) либо в составе списка кандидатов (выдвижение политической партией). Выдвижение кандидатов любым способом производится путем уведомления соответствующей избирательной комиссии с представлением необходимого пакета документов.

Условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах представительных органов всех уровней является поддержка их выдвижения избирателями. Такая поддержка выражается либо в выдвижении кандидатов партией, за которую на последних выборах проголосовало определенное число избирателей, либо в определенном количестве собранных за выдвижение подписей избирателей (например, при выборах в Государственную Думу не менее 200 тысяч подписей - для федерального списка кандидатов; подписи не менее Ъ% избирателей - для кандидата по одномандатному округу)...

Решение о регистрации кандидата, списка кандидатов принимается соответствующей избирательной комиссией в течение установленного законом срока, который не должен превышать десяти дней, по результатам проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата.

Информационное обеспечение выборов. В Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав граждан содержится комплексное понятие информационного обеспечения выборов, которое включает все виды распространения информации о выборах в период избирательной кампании; при этом в законе выделены два вида такой специфической информации: информирование избирателей и предвыборная агитация.

Информирование избирателей (всех участников избирательной кампании) должно отвечать принципам достоверности, объективности и беспристрастности, то есть равного подхода ко всем кандидатам и политическим партиям.

В отношении предвыборной агитации данные требования не установлены, однако законом императивно определены формы и способы ее проведения.

В пункте 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан содержится закрытый перечень форм агитации. В частности, к таковым относятся: призывы голосовать за кандидата; выражение предпочтения какому-либо кандидату, описание возможных последствий, в случае если тот или иной кандидат будет избран либо не будет избран.

В отличие от форм агитации, перечень возможных способов агитации является открытым и предусматривает агитацию: на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; посредством проведения агитационных публичных мероприятий, выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, а также иными не запрещенными законом методами.

Начиная со второй половины XX в. в отечественной науке шла активная полемика по определению понятия избирательной системы, однако, до настоящего времени в конституционно-правовой науке единого определения не выработано.

В соответствии с доминирующим подходом, под избирательной системой необходимо понимать условия признания кандидата, кандидатов избранными, сп исков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. Данный подход к понятию избирательной системы наиболее проработан в отечественной науке конституционного права , а также позволяет провести классификацию избирательных систем.

В зависимости от принципа определения результата голосования выделяют три вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательная система.

Избирательные системы, которые для определения результатов голосования применяют принцип большинства, являются мажоритарными. При выборах по мажоритарной избирательной системе избранным по избирательному округу считается кандидат или список кандидатов, который получил установленное большинство голосов. Различают три основных вида мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

В Российской Федерации данный вид избирательной системы и, в частности, мажоритарной системы абсолютного большинства, применяется на президентских выборах. В соответствии с ч. 3 ст. 76 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации », избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов избирателей, назначаются повторные выборы президента по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

Данный вид избирательной системы используется и в зарубежных странах, например, на выборах Президента и Вице-президента Республики Перу, в Китайской Народной Республике на выборах во многие органы власти .

Во многих странах используется мажоритарная система относительного большинства (например, в США , Великобритании, Индии). При этой разновидности мажоритарной системы избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины. В частности, именно мажоритарная система относительного большинства с одномандатными округами в значительной степени способствовала формированию и закреплению в США двухпартийной системы, доминирующую роль в которой уже более века играют демократическая и республиканская партии. Небольшие партии не смогли добиться изменения данной ситуации, если не считать определенные местные и региональные успехи.

Третьей, достаточно редкой разновидностью, является мажоритарная система квалифицированного большинства, согласно которой кандидат должен набрать установленное в законе число голосов, отличное от абсолютного большинства. Например, согласно ст. 138 Конституции Коста-Рики кандидату на пост Президента Коста-Рики необходимо набрать 4096 плюс один голос избирателей.

Мажоритарная система имеет целый ряд объективных преимуществ, среди них: результативность (всегда есть победитель) и предметность (возможность установления конкретных предпочтений избирателей), прозрачность и упрощенность подведения итогов голосования, а также обеспечение связи с избирателями.

Однако данной системе свойственны и существенные недостатки. Применение мажоритарной избирательной системы квалифицированного большинства, а иногда и абсолютного большинства, если в выборах участвуют много кандидатов (списков) и нет абсолютного лидера, бесперспективно: никто не получает установленного законом количества голосов. Несмотря на то, что мажоритарная система относительного большинства, безусловно, результативна, поскольку неизбежно кто-нибудь из кандидатов получает больше голосов по сравнению со всеми другими кандидатами, - у этой системы

Вторым видом избирательной системы является пропорциональная избирательная система, в основу которой положен принцип пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами. Появление данной системы явилось результатом борьбы за введение более демократических принципов выборов. Пропорциональные избирательные системы, позволяющие обеспечить более широкое представительство разных слоев населения, существуют сейчас во многих зарубежных странах (например, в Финляндии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Австрии, Бельгии).

При пропорциональной системе создаются большие многомандатные избирательные округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов, причем чем больше округа, тем отчетливее проявляются преимущества пропорционализма.

Пропорциональная избирательная система имеет две разновидности распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов: закрытую и открытую системы.

Для системы закрытых списков без разделения на региональные части очередность получения депутатских мандатов определяется исключительно порядком размещения кандидатов в списке кандидатов, установленном при его выдвижении. Менее распространенной разновидностью, но более демократичной, является система открытых списков. В рамках данного подвида избирательное объединение своим решением устанавливает очередность кандидатов в списке, однако, при этом любой избиратель вправе не только голосовать за определенный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, но и выражать предпочтение в отношении одного либо нескольких кандидатов из списка. В результате, при распределении депутатских мандатов внутри списка кандидатов депутатский мандат получают кандидаты, которым отдано предпочтение большей части избирателей. В нашей стране открытые списки не прижились, в связи с чем предпочтение отдается системе закрытых списков.

Пропорциональной избирательной системе свойственен ряд недостатков. Во-первых, данная система не способствует активности избирателей. Во-вторых, пропорциональная система влечет установление дополнительного партийного ценза, фактически отсекающего от пассивного избирательного права всех беспартийных кандидатов. Также недостатком пропорциональной системы является невозможность для рядового избирателя повлиять на распределение мандатов внутри списка кандидатов и, как результат, - слабая связь депутатов, избранных по спискам, с избирателями. Неограниченное использование пропорциональной избирательной системы может привести к нежелательной политической дробности парламента .

Пропорциональная система в Российской Федерации применялась достаточно широко в течение последнего десятилетия. В частности, она была использована при выборах депутатов Государственной Думы VI-го созыва в 2011 году, когда голосование за списки кандидатов проходило по единому федеральному избирательному округу. В настоящее время в России, напротив, наблюдаются тенденции отказа от пропорциональной и усиления смешанной избирательной системы.

Смешанная избирательная система представляет собой синтетический тип, призванный нивелировать недостатки вышеупомянутых разновидностей избирательных систем. В рамках смешанной избирательной системы объединены элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

В России данный вид избирательной системы применяется при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания в соответствии с Федеральным законом от 22.02.2014 № 20-ФЗ, а также при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов федерации. Не менее 25 процентов депутатских мандатов в таких органах должны распределяться между списками кандидатов пропорционально числу поданных за них голосов избирателей. Избирательные системы, которые могут применяться при муниципальных выборах, устанавливаются законодателем каждого субъекта РФ в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании , вида муниципального образования и других обстоятельств, и муниципальное образование имеет право выбора одной из них.

Процедурно-процессуальные гарантии реализации избирательных прав граждан. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав в пункте 11 статьи 2 под гарантиями избирательных прав граждан понимает исключительно условия, правила и процедуру реализации гражданами избирательных прав, в совокупности являющиеся процедурно-процессуальными гарантиями.

Требования правовой процедуры, соблюдения процессуальной формы важны не сами по себе, а как средство достижения юридической правильности, законности использования гражданами избирательных прав. Данный вид гарантия в наибольшей степени присущи реализации избирательных прав граждан, поскольку избирательное законодательство насыщено процессуальными нормами и различными правовыми процедурами. К таковым, например, относятся: процедура выдвижения и регистрации кандидатов, списка кандидатов; процедура регистрации избирателей, процедура сбора подписей и другие. В некоторых зарубежных странах в целях унификации и систематизации избирательных процедур были приняты специальные кодифицированные акты. Например, одним из в США являются избирательные кодексы штатов. Во Франции основным законодательным актом в области избирательного права является Избирательный кодекс, состоящий из «законодательной» и «регламентарной» частей, последняя из которых детально описывает избирательные процедуры. В Мексике действует Федеральный кодекс избирательных процедур и институтов. Сегодня в отечественной правовой науке на повестке дня стоит вопрос о необходимости кодификации избирательного законодательства.

Прокурорский надзор. Данный элемент системы юридических гарантий свойственен многим группам прав граждан и является одним из важнейших условий обоснованного и законного применения правовых норм соответствующими органами и должностными лицами. В рамках общего прокурорского надзора органы прокуратуры , исполняя возложенные на них обязанности, осуществляют проверку исполнения законов при реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления . В рамках данной гарантии органы прокуратуры проводят надзорные мероприятия по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов, регламентирующих порядок реализации гражданами избирательных прав. В последнее время в юридической науке появилась мнение о необходимости расширения данной сферы деятельности прокуратуры, в частности, путем включения избирательных комиссий в перечень объектов прокурорского надзора.

В уголовных законах большинства зарубежных стран наличествует такой состав преступления , как воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан. В отдельных уголовных кодексах имеются также специфические составы преступлений, обусловленные спецификой избирательных систем различных стран. Например, ст. L. 96 Избирательного кодекса Франции предусматривает ответственность за посещение лицом избирательного участка с оружием , а ст. L. 103 - за похищение урны, содержащей опущенные и неразобранные избирательные бюллетени. Согласно § 599 разд. 18 Свода законов США признается преступлением обещание кандидатом назначения либо использования своего влияния для назначения на должность в обмен на поддержку своей кандидатуры. В США также установлена ответственность за принуждение федерального служащего к выступлению либо к отказу от такового на стороне определенного кандидата (§610 разд. 18 Свода законов США).

Статья 394 УК Республики Сан-Марино предусматривает уголовную ответственность за неучастие в голосовании, корреспондируя конституционно-правовым нормам, устанавливающим обязательность участия в выборах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

" Правовое регулирование избирательной системы "

выбор избирательный право федеральный

Понятие, назначение и природа выборов

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность1 всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания -- Государственная Дума и глава государства -- Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть -- быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти РФ и ее субъектов

В состав источников избирательного права входит Конституция и законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты избирательных комиссий, а также постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Законодательство о выборах в Российской Федерации составляет отдельную отрасль - избирательное законодательство. Данное законодательство можно разделить по уровню регулируемых выборов на законодательство о выборах федеральных органов, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и законодательство о выборах органов местного самоуправления. По субъекту принятия актов избирательное законодательство делится на федеральное и избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.

Федеральное избирательное законодательство включает в себя Конституцию РФ, Федеральные законы от 19 сентября 1997 г. (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 21 апреля 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации», от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Конституция Российской Федерации касается вопросов избирательного права в следующих моментах:

в ст. 3 устанавливается, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа;

Конституция РФ закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), а также определяет круг лиц, которые не имеют избирательных прав: это лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

Конституция РФ определяет, что федеральными органами государственной власти, избираемыми непосредственно гражданами, являются Президент РФ и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Для выборов Президента РФ Конституция РФ определяет основные принципы: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция РФ устанавливает также условия обладания пассивным избирательным правом для возможности избрания Президентом РФ и депутатом Государственной Думы. Согласно ст. 81 Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Статья 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах;

Конституция РФ устанавливает разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. К ведению Российской Федерации отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и фажданина (в том числе избирательных прав), а также формирование федеральных органов государственной власти. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации относится защита прав и свобод человека и гражданина, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации. На основании этих общих принципов, а также в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации субъекты Федерации, согласно ст. 77 Конституции РФ, самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Центральное место в системе избирательного законодательства занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Такое положение определяется несколькими факторами:

данный закон является универсальным актом, обеспечивающим единые стандарты гарантий избирательных прав граждан на всей территории Российской Федерации;

федеральный закон раскрывает содержание конституционного права избирать и быть избранными, а также закрепляет основные принципы избирательного права как универсальные и обязательные для соблюдения в любом избирательном процессе;

закон имеет «рамочный» характер. Это означает, что нормы, содержащиеся в нем, адресованы не только правоприменительным органам и гражданам, но и самому законодателю, прежде всего региональному. Статья 1 данного Закона устанавливает, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить федеральному закону об основных гарантиях. В случае же такого противоречия применяются нормы этого федерального закона;

дополнением «рамочного» характера является принцип прямого действия федерального закона об основных гарантиях. Это означает, что в случае противоречия региональных законов федеральному закону либо в случае пробелов в региональном законодательстве должен применяться федеральный закон об основных гарантиях. Данное правило также означает, что избиратель и иные участники любого избирательного процесса (выборы в федеральные, региональные или местные органы власти) в Российской Федерации вправе обжаловать неправомерные действия должностных лиц, государственных органов, организаций, в том числе избирательных комиссий, основываясь на данном федеральном законе.

Такой же «рамочный» характер имеет Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»2.

Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» детально регулируют порядок подготовки и проведения соответственно выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ.

Отдельные аспекты избирательных отношений регулируются другими федеральными законами, среди которых федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О средствах массовой информации», «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и некоторые другие.

Принципы избирательного права

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что правом избирать и быть избранным обладает каждый совершеннолетний гражданин. Таким образом, общими основаниями приобретения активного и пассивного избирательного права являются гражданство и совершеннолетие. Не обладают избирательным правом граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32 Конституции РФ).

Термин «всеобщее» во многом условен, так как предоставление избирательного права, в особенности пассивного, ограничивается системой избирательных цензов. В федеральном и региональном избирательном законодательстве отражены следующие цензы пассивного избирательного права:

возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом Государственной Думы может стать гражданин, достигший 21 года, Президентом РФ - 35 лет. Законы некоторых субъектов Российской Федерации содержат и ограничения максимального возраста - пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);

ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ может стать гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непрерывное проживание);

ценз республиканского гражданства устанавливается в республиках в составе Российской Федерации. Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин Российской Федерации, который одновременно является гражданином данной республики. Следует отметить, что данный вид цензов противоречит конституционному принципу равенства прав граждан Российской Федерации на всей ее территории и принципу единого гражданства;

языковой ценз заключается в требовании знания государственных языков субъекта Федерации, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе Российской Федерации. Такие цензы установлены в Адыгее, Марий Эл и других республиках;

образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);

ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) - народными депутатами Государственного Собрания не могут быть избраны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;

ценз предыдущего избрания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, п. 3 ст. 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Принцип прямого избирательного права означает, что в голосовании, результатом которого становится избрание лица на выборную должность, принимают участие все избиратели данной территории. Противоположностью прямым выборам являются косвенные выборы, когда лицо избирается либо каким-то государственным (муниципальным) органом, либо избиратели выбирают сначала выборщиков, а уже затем выборщики непосредственно голосуют за кандидатов.

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый избиратель имеет при голосовании один голос. Это обеспечивается тем, что избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке и ему

может быть выдан только один избирательный бюллетень. Принцип равного избирательного права предусматривает также необходимость обеспечения того, чтобы голос каждого избирателя имел одинаковый «вес». Это достигается образованием равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти. В отношении пассивного избирательного права принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство при проведении предвыборной агитации.

Принцип тайного голосования предполагает недопустимость осуществления какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Противоположностью тайному является открытое голосование, когда волеизъявление избирателя становится известным неограниченному кругу лиц. Принцип тайного голосования является наиболее демократичным и обеспечивается тем, что избирателю предоставляется кабина для голосования, а избирательный бюллетень не нумеруется (или маркируется иным образом, позволяющим определить принадлежность бюллетеня конкретному избирателю).

Одним из принципов избирательного права является свободное и добровольное участие в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказывать воздействие на его волеизъявление. Противоположностью данному принципу является так называемый «обязательный вотум», то есть обязанность под угрозой штрафа или иного наказания участвовать в выборах, установленная в законодательстве ряда стран (например, Австралия, Бельгия, Турция).

Международно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, закрепляют такие принципы, как свободные периодические нефальсифицированные выборы. Принцип свободных выборов помимо добровольного участия предполагает наличие у избирателя свободы выбора при голосовании. Это обеспечивается альтернативностью выборов, а также всем демократическим конституционным строем государства, в котором свобода личности закрепляется как высшая ценность, признаются и обеспечиваются права на свободу собрания и объединения, свободу мысли и слова, информации. Периодичность проведения выборов - важнейший принцип, который означает, что выборные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока, по окончании которого обязательно должны быть проведены новые выборы. Федеральный закон об основных гарантиях устанавливает максимальный срок полномочий выборных органов и лиц - шесть лет. Принципы подлинных и нефальсифицированных выборов предполагают выявление и осуществление свободно выраженной воли народа путем законодательного закрепления такой технологии проведения выборов, которая не позволила бы исказить волю избирателей.

Проведение выборов (избирательный процесс)

Проведение выборов состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Это и есть избирательный процесс, представляющий собой сложную систему правоотношений, в которых участвуй ют избиратели, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и государственные органы по проведению выборов.

Основные стадии избирательного процесса жестко регулируются законодательством и другими нормативными; правовыми актами. Это объясняется необходимостью исключить чей бы то ни было волюнтаризм, способный порождать конфликты и задержки в развитии процесса. Демократические выборы проходят под пристальным наблюдением общественности, которая весьма болезненно реагирует на любые отступления от законности.

С началом избирательного процесса "правила игры", т. е. порядок проведения и условия выборов, меняться не могут, поскольку с момента, когда избирательные правоотношения, уже возникли, любые попытки изменить ту или иную норму избирательного закона во имя защиты прав какой-то части избирателей на деле ведут к нарушению прав других избирателей, уже включившихся в избирательную кампанию.

После назначения даты выборов избирательный процесс проходит через следующие стадии:

Составление списков избирателей. Включение гражданина в список избирателей служит основанием для его участия в голосовании. В Российской Федерации в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой муниципального образования.

Основанием для регистрации (учета) избирателей на конкретном избирательном участке является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на соответствующей территории, определяемый в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Это исключает возможность плюрального вотума.

Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются законодательно. Для того чтобы граждане успели до выборов устранить любые недоразумения, установлено, что список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов.

Образование избирательных округов и участков. Для проведения выборов образуются избирательные округа и участки. Округа образуются на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной эмиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Избирательные округа образуются при соблюдении определенных требований. Так, должно быть обеспечено примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях -- не более 15 процентов.

Данное требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Применение этого правила приводит к большому разрыву норм представительства.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей избирательный округ разбивается на избирательные участки. Эти участки образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

Списки избирательных участков с указанием их границ; и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до выборов.

Центральная избирательная комиссия. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти (Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы), а также по проведению референдума Российской Федерации.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации четыре года.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов Центральной избирательной комиссии РФ назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Президентом. Члены комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Члены Центральной избирательной комиссии избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря.

Полномочия Центральной избирательной комиссии достаточно широки. Эта комиссия совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ:

осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ;

организует общегосударственную систему регистрации (учета) избирателей;

организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных миссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;

осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, установления результатов выборов в Российской Федерации;

распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование;

оказывает правовую, методическую, организационно- техническую помощь избирательным комиссиям и др.

Центральная избирательная комиссия РФ вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Она также принимает иные правовые акты, разъяснения о порядке проведения выборов в органы государственной власти.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и блокам, непосредственно избирателям, а также лицам в порядке самовыдвижения.

Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах (конференциях) федеральных, региональных избирательных объединений, на собраниях местных отделений этих избирательных объединений.

Решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием.

В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых от избирательных объединений и избирательных блоков, собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых законодательством. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Выдвижение кандидата возможно и непосредственно; избирателями. Тогда оно проводится путем сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов.

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению кандидата о самовыдвижении, а также по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

Зарегистрированный кандидат обладает статусом, гарантированным законом. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Предвыборная агитация. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами. Граждане РФ, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения.

Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица; государственных органов и органов местного самоуправления.

Законом специально оговариваются условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации. Так, кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Финансирование выборов. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании. При выборах в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения также обязаны создавать избирательные фонды.

Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет следующих средств:

Средств, выделенных избирательному, объединению, блоку или кандидату соответствующей избирательной комиссией;

Собственных средств кандидата, избирательного объединения или блока;

Средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, блоком;

Добровольных пожертвований граждан и юридических лиц,

В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.

Устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного объединения, а также средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, и добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Соответствующая избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать в средствах массовой информации сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов.

Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии после регистрации кандидата (списка кандидатов). Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам или избирательным объединениям и блокам.

Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование. Голосование на выборах, референдуме проводится в календарный выходной день. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования в сроки, установленные законом, но не позднее чем за 5 дней до голосования.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Такое голосование осуществляется с соблюдением определенных требований. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты голосования по установленной форме.

В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу; после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Этот протокол затем передается в окружную избирательную комиссию, которая устанавливает результаты выборов по избирательному округу.

Выборы признаются несостоявшимися, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Подсчет голосов, установление итогов голосования и результатов выборов открыто, в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения, а также иностранных (международных) наблюдателей.

Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации.

Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после окончания выборов. Избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют полные данные о результатах выборов и протоколах нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования. Публикация должна быть осуществлена не позднее месяца со дня голосования.

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным; использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения или блока, а также участвующие в подделке этих подписей; осуществляющие подкуп избирателей; своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях перед направлением таких сведений в соответствующие территориальные избирательные комиссии; распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов; нарушающие права членов избирательных комиссий, наблюдателей, доверенных лиц, средств массовой информации; нарушающие правила проведения предвыборной агитации; нарушающие правила финансирования избирательной кампании; препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий и их членов; препятствующие голосованию на избирательных участках, нарушающие тайну голосования; принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору; осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям; нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей; выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности голосования за других лиц; не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений или блоков и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании, а также работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах, -- несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Список использованной литературы

1.Боллай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1998. - С. 341 - 372

2.Катков Д. Б. Корчиго Е. В. Конституционное право России: Учебное пособие/ отв. Ред. Академик РАЕН Ю. А. Веденеев. - М.: Юриспруденция, 1999. - С. 117 - 153

3.Коваленко А. И. Конституционное право России. - М.: Право и Закон, 1997. - С. 68 - 106

4.Козлова Е. И., Кутафин О. Е.

Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999 - С. 312 - 339

5.Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега - Л», 2009. - С. 3,6,10,25,30,41

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Выборы - узаконенная форма прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Недостатки применяемых в РФ разновидностей избирательной системы. Цели проведения муниципальных выборов. Избирательная комиссия муниципального образования.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2012

    Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Принцип проведения свободных и периодических выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Стадии избирательного процесса.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2016

    Определение понятия и изучение избирательной системы как совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав и проведения выборов в органы государственной власти. Анализ типов избирательной системы и избирательных прав.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2011

    Равенство как принцип избирательного права: понятие, значение и содержание. Сущность, правовое регулирование и формы финансирования выборов. Члены избирательной комиссии как субъекты избирательного права: виды, права, обязанности и ответственность.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2014

    Выборы как форма прямого народовластия, которая обеспечивает политическую активность граждан. Виды избирательных систем в Российской Федерации, структура и стадии избирательного процесса. Порядок проведения голосования и подсчета голосов избирателей.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2017

    Понятие избирательного права, избирательной системы. Принципы избирательной системы. Условия эффективности выборов. Организация выборов депутатов законодательных органов. Понятие и стадии избирательного процесса. Мажоритарная и пропорциональная системы.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2013

    Понятие и виды выборов, их роль в формировании институтов политической власти. Сходства и отличие выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровне. Понятие и принципы избирательного права РФ. Российская избирательная система.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2015

    Исследование понятия и основных видов избирательных систем, применяемых в Российской Федерации. Правовое регулирование и стадии избирательного процесса. Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Рассмотрение понятия и видов избирательных систем. Исследование структуры избирательного процесса в Российской Федерации. Анализ предвыборной агитации и информирования населения, наиболее распространенных способов фальсификации результатов выборов.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2015

    Выборы как важное проявление демократии, значение избирательного права для России. Понятие избирательной системы, ее основные виды и элементы. Особенности применения избирательных систем (мажоритарной, пропорциональной и смешанной), их характеристика.

- 185.50 Кб

Введение ………………………………………………………………..

Глава 1. Понятие и виды избирательных систем ………………………

1.1. Понятие избирательной системы ………………………………..

1.4. Смешанные системы ………………………………………………

Глава 2. Особенности регулирования избирательных систем в

Российской Федерации ……………………… …………………

2.1. Особенности избирательной системы при выборах Президента

Российской Федерации ……………………… ……………………

2.2. Особенности избирательной системы при выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации …………………………………………………… ……

2.3. Особенности избирательной системы при выборах депутатов

законодательных органов субъектов Российской Федерации..

Заключение …………………………………………………………….

Список использованной литературы ………… ………………………

Приложение ………………………………………………………….


Введение

В отличие от личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданства государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, а политические – гражданам.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они носят вторичный характер, производны от воли государства. Они выступают как естественные права каждого гражданина демократического государства.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Эта основа конституционного строя РФ реально реализуется через политические права каждого гражданина.

Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.

Граждане, каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти.

В соответствии со ст. 60 Конституции гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Это норма прежде всего касается политических прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32).

Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами – неотъемлемое демократическое начало в ее организации.

Право, закрепленное в ст. 32, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не «участвует» в управлении, а осуществляет власть, являясь субъектом этой власти (ст. 3).

Осуществление рассматриваемого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе, к отправлению правосудия (ст. 32 ч. 4, 5).

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30).

14 апреля 1995 года ГД принят ФЗ «Об общественных объединениях». В соответствии с ним, до принятия закона о политических партиях действует союзный закон от 9 октября 1990 года – для учреждения политической партии иметь не менее 5000 членов, недопустимость членства в партиях иностранных граждан и лиц без гражданства и наличия в них коллективных членов.

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31).

Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в достаточной степени эффективно – низкая активность избирателей, слабый интерес к деятельности избранного представителя.

С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие целенаправленной политики на развитие общественной активности граждан.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что право избирать и быть избранным - одно из важнейших прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Динамичность избирательного законодательства, практика его применения, особенности доказывания по данной категории дел - вот те вопросы, которые необходимо рассмотреть в связи с участившимися случаями обжалования результатов выборов.
Курсовая работа посвящена современному состоянию правового регулирования института выборов, преобразованиям в системе законодательства и права, обеспечивающего их организацию и проведение, и реформам в этой области государственно-правовых отношений.

Объект исследования - избирательное право и избирательные отношения в Российской Федерации.

Предмет исследования - избирательная система России и ее конституционно-правовое регулирование.

Цель курсовой работы - анализ понятия, категории и норм, регламентирующих избирательную систему РФ.

Структура курсовой работы подчинена цели комплексного изложения логики становления и современного состояния развития избирательной системы Российской Федерации, а именно определены задачи:
- рассмотреть политические и правовые основания и условия формирования нового избирательного права и законодательства Российской Федерации;
- проанализировать роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в развитии современного избирательного права в Российской Федерации;
- выявить влияние международных избирательных стандартов и европейского электорального наследия в целом на процесс создания демократического механизма организации и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов в Российской Федерации.
Методы исследования - анализ монографий и публикаций по проблемам становления, развития и современного состояния избирательной системы РФ.
Тема является достаточно изученной и освящена как в монографиях и учебниках, так и в таких специализированных правовых периодических изданиях, как «Журнал российского права», «Правоведение», «Человек и закон», «Юрист» и др.

Десятилетие со дня первых избирательных кампаний открывает возможность подвести определенные итоги политико-правового развития избирательной системы страны, прогнозировать будущие институциональные изменения в системах и процессах организации публичной власти.

Избирательное законодательство продолжает оставаться одной из наиболее динамично развивающихся частей системы российского законодательства. При этом частая смена законов о выборах, корректировка подходов к правовому регулированию в основном не связаны с необходимостью восполнения пробелов в законодательстве.
Эта задача была решена непосредственно после принятия Конституции Российской Федерации, когда в 1994-1996 гг. сформировалась достаточно разветвленная система законодательных актов о выборах как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Происходившие в последнее время изменения в избирательном законодательстве в первую очередь были вызваны преимущественно политическими причинами, стремлением руководства страны усилить «вертикаль власти». Наиболее важными результатами этого курса, спроецированного на сферу выборов, явились:
- корректировка разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере организации государственной власти и местного самоуправления (включая формирование соответствующих органов власти);

Создание дополнительных инструментов, обеспечивающих надлежащий контроль федеральных органов государственной власти за политическими процессами, затрагивающими деятельность политических партий, ход избирательных кампаний не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях.

В данной работе рассматриваются основные проявления указанных изменений и их конституционно-правовое значение, а также правовое регулирование избирательного процесса в РФ (избирательные округа, избирательные комиссии, порядок выдвижения кандидатов, предвыборная агитация и финансирование выборов, подсчет голосов).

Последние два десятилетия с момента развала Советского Союза, проходит процесс демократизации всех институтов нашего российского общества. Не обошел стороной этот процесс такую сферу правоотношений, как выборы. Эти два последние десятилетия Вы сами следите за этим процессом, про пришли к такому выводу? Если нет, то ссылку на источник!

Особенно активно реформация законодательства в этой области началась в 2000-е годы, за этот период было принято более 10 федеральных законов, регулирующих процедуру выборов, и множество поправок в уже действующее законодательство, что в свою очередь породило не поддельный интерес к данной отрасли законодательства, поскольку от его состояния, во многом зависит расстановка политических сил, формирование и работа представительных органов, стабильность политической системы в целом. В связи с этим большое количество известных юристов принялись анализировать состояние избирательного права России, составлять свое мнение об этой отрасли права, прогнозировать дальнейшее изменение. Каких именно юристов? Ссылки на источник!

Как и в любой другой отрасли права, Россия не могла пойти по обычному пути развития в силу своего исторического, политического опыта. Поэтому избирательное право России намного сложнее для понимания нежели аналогичная отрасль права европейских государств.

Факт, приведенный выше натолкнул автора Вы о себе в третьем лице говорите!? Или о каком авторе идет речь? к изучению именно данной отрасли законодательства, так как по достаточно спорным вопросам можно формировать свою точку зрения, или позицию, в отличие от тем которые изучены досконально, в которых лишь приходиться соглашаться с видными ученными, которые не первые год занимаются своими разработками. Что за сомнительная позиция – соглашаться лишь потому что кто-то занимается данной проблемой дольше, чем Вы!

Целью данной работы автор ставит выявление особенностей регулирования института выборов в России. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи, решив которые мы сможем сложить целостное представление о рассматриваемом вопросе:

Сформулировать понятие об избирательной системе;

Рассмотреть виды избирательных систем;

Проанализировать нормативную базу по данной проблеме, проследить историю ее изменений;

Изучить особенности регулирования избирательных систем в Российской Федерации.

Данная курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

1.1. Понятие избирательной системы

В научной литературе термин «избирательная система», в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях – широком и узком. Вы это сами придумали?

В широком смысле избирательная система – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права.

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что право избирать и быть избранным - одно из важнейших прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Динамичность избирательного законодательства, практика его применения, особенности доказывания по данной категории дел - вот те вопросы, которые необходимо рассмотреть в связи с участившимися случаями обжалования результатов выборов.
Курсовая работа посвящена современному состоянию правового регулирования института выборов, преобразованиям в системе законодательства и права, обеспечивающего их организацию и проведение, и реформам в этой области государственно-правовых отношений.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и виды избирательных систем ……………………… 5
1.1. Понятие избирательной системы ……………………………….. 5
1.2. Мажоритарная система …………………………………………..
7
1.3. Пропорциональная система ………………………………………
11
1.4. Смешанные системы ……………………………………………… 13
Глава 2. Особенности регулирования избирательных систем в
Российской Федерации …………………………………………
17
2.1. Особенности избирательной системы при выборах Президента
Российской Федерации ……………………………………………
17
2.2. Особенности избирательной системы при выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации …………………………………………………………
19
2.3. Особенности избирательной системы при выборах депутатов
законодательных органов субъектов Российской Федерации..
19
Заключение ……………………………………………………………. 23
Список использованной литературы ………………………………… 25
Приложение …………………………………………………………. 27



Просмотров