Почему закон является нормативным актом юридической. Какой из нормативных подзаконных актов имеют наивысшую юридическую силу. Нормативный правовой акт


Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону. 4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона — необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества. 5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов. 6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения.

Юридическая сила нормативных правовых актов

Внимание

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений. Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах с романо-германской правовой системой) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники).


Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. Высшим нормативным правовым актом в России считается Конституция Российской Федерации.

Классификация и юридическая сила нормативных актов

Подзаконные акты в России издаются федеральными ведомствами, министерствами, а также другими органами исполнительной власти. Каждый подзаконный нормативно-правовой акт должен в точности соответствовать всем нормам законов РФ, и не противоречить им ни в коей части. Еще одним распространенным видом нормативных правовых актов являются договора.
Яркими примерами договоров, которые имеют силу нормативно-правового акта, являются коллективные, которые заключаются на предприятиях между сотрудниками в лице профсоюза и руководствующим органом или единоличным начальником всей организации. Данный вид нормативного правового акта имеет локальный характер и широко применяется в сфере трудового права.

8.понятие и виды нормативно-правовых актов

Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации.

  • Федеральные законы:
  • Федеральные конституционные законы.
  • Федеральные законы (в том числе Кодексы).
  • Федеральные подзаконные правовые акты:
  • Указы Президента Российской Федерации.
  • Постановления Правительства России.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации (Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д.).
  • Законы субъектов федерации.
  • Подзаконные правовые акты субъектов федерации.

На уровне муниципального образования - решения муниципального образования.

Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?

К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования. Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор.

Классификация нормативных актов по юридической силе в российской федерации

Любая деятельность в Российской Федерации осуществляется на основании нормативных актов. Какими они бывают? Какой документ будет считаться нормативным правовым актом? Какой правовой акт обладает высшей юридической силой? Об этом далее. Понятие нормативного акта Что такое нормативно-правовой акт? Данное понятие приводится в законодательстве, а также отлично раскрывается в различной юридической литературе.

В соответствии с вышеперечисленными источниками, нормативно-правовым актом признается документ официального характера, изложенный в письменном виде. Его основная особенность заключается в том, что документ должен быть принят уполномоченным на то лицом. В области юриспруденции таковые называются субъектами правотворчества, то есть те лица, которые имеют право издавать законы и подзаконные акты.

Нормативный правовой акт

Инфо

Признаки закона: 1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом. 2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.


3) Высшая юридическая сила — важнейший признак закона.
О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в 9 пункте которого перечислены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанное выше определение подходит под нормативный акт. Нормативный правовой акт - это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Важно

В своем содержании нормативно-правовой акт должен устанавливать либо отменять какие-либо нормы права. За несоблюдение установленных в них правил со стороны государства в лице ведомственных органов полагается наказание в определенной форме и размере. Все возможные виды наказаний также предусматриваются в содержании отраслевых актов (Уголовный, Налоговый, Гражданский, Административный кодексы и т.


д.). Признаки Данный документ имеет несколько признаков, которые определяют его как правовой акт высшей юридической силы. Все они перечислены в законодательных актах государства, которые регламентируют порядок принятия и форму содержания нормативных актов. В них говорится о том, что каждый акт должен быть создан по установленному образцу, а также быть оформлен в соответствии с определенной формой и иметь в себе все необходимые реквизиты.

Какой из нормативных подзаконных актов имеют наивысшую юридическую силу

Существует два вида конституционных законов: Конституционные законы, вносящие изменения в Конституцию государства; Конституционные законы, прямо предусмотренные Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции.

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы: кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства); текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к.

Закон – это нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой, принимается в особом порядке и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) верховенство – принимается высшими представительными органами государственной власти (Верховная Рада Украины) либо в порядке референдума непосредственно народом. Обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам;

2) непререкаемость – иные нормативно-правовые акты не должны противоречить закону, изменять его содержание в порядке так называемой «конкретизации». Законы, в свою очередь, принимаются на основании и во имя исполнения Конституции;

3) генеральность – регулирует наиболее важные общественные отношения (ст. 92 Конституции Украины);

4) особая процедура принятия, изменения и отмены (ст. 94, 154-159 Конституции Украины). Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, его принявшего, с соблюдением строго регламентированной процедуры. Акт референдума может быть изменен только в результате референдума.

Законы подразделяются:

1. По значению и месту в системе законодательства :

Конституция Украины – Основной Закон Украи­ны (принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июля 1996 года);

конституционные законы:

а) непосредственно направленные на изменение дей­ствую­щей Конституции (раздел XIII Конституции);

б) направленные на дальнейшее развитие конституци­онных норм как в рамках Конституции, так и самостоя­тельно (например, законы «О гражданстве Украины», «О Конституционном Суде Украины» и др.);

обыкновенные или текущие законы, регулирующие иные значимые общественные отношения и направленные, в первуюочередь, на обеспечение и защиту основных прав и свобод личности.

2. По субъектам законотворчества:

принимаемые Верховной Радой Украины;

принимаемые в порядке референдума народом.

3. По сроку действия:

­­­ постоянные (вплоть до отмены);

временные (например, Закон «О бюджете на 2002 год»). К последним можно отнести обнародованные законы, издание которых предусмотрено Конституцией.

4. По отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, гражданского, экологического, уго­ловного пра­ва и т. п.).

6.3. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы.

Акты вступают в силу:

с момента их официального принятия;

с момента наступления срока, указанного в самом акте;

по истечении определенного срока после их опублико­вания (обнародования). Часть 5 ст. 94 Конституции Украины гласит, что закон вступает в силучерез 10 дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования.

Постановления и распоряжения правительства, ведом­ственные нормативные акты вступают в силу со дня присвое­ния им порядкового номера государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления в силу.

Нормативные акты утрачивают юридическую силу по раз­лич­ным основаниям:

1) если акт был издан на определенный срок, он пере­стает действовать по истечении этого срока;

2) об отмене прежнего нормативного акта указывает­ся в новом акте, заменяющем старый, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых ак­тов (к примеру, перечень законов, утративших силу, в Ве­домостях Верховной Рады Украины);

3) в связи с изменением или прекращением отношений, ре­гулиру­е­мых нормативным актом, он фактически теряет силу.

Как правило, нормативные акты не имеют обратной силы . Например, если совершено преступление, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя на мо­мент расследования дела закон уже отменен.

По украинскому законодательству обратную силу имеют законы, смягчающие или устраняющие уголовную и административную ответственность.

Другой исключительный случай – «переживание» ста­рого нормативного акта, который формально уже отменен и не должен действовать, но продолжает действовать по спе­циальному указанию. К примеру, после распада СССР Вер­ховная Рада Украины 12.09. 1991 г. приняла постановление о порядке временно­го действия на территории Украины от­дельных актов законодательства Союза ССР, если они не противоречат законодательству Украины и по этим вопросам отсутствуют соответствующие нормативно-правовые акты.

Действие нормативных актов в пространстве связывается с распространением его на территорию всего государства или определенную его часть (Автономная Республика Крым).

Территория государства включает в себя:

– земную территорию, ее недра, внутреннее водное пространство;

– территориальные воды в пределах 12 морских миль;

– воздушное пространство в пределах границы государства (на высоте до 35 километров);

– территории посольств и консульств;

– воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом или гербом государства;

– космические объекты под флагом или гербом государства;

– трубопроводы, подводные кабели и нефтяные морские вышки.

Территориальные пределы действия нормативных актов проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию.

Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан, организаций, находящихся на территории других государств).

Автономное образование, входящее в состав единого суверенного государства, осуществляет нормативное урегулирование на своей территории по вопросам, определяемым конституцией государства. Так, ст. 134 Конституции Украины гласит, что Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определяемых Конституцией Украины, разрешает данные вопросы, отнесенные к ее веде­нию.

Действие по кругу лиц означает по общему правилу, что нормативные акты обязательны для всех субъектов (граждан, иностранцев, лиц без гражданства, юридических лиц, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций), находящихся на данной территории. Однако сферы действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц могут и не совпадать. Так, нормы избирательного права, обязательного на всей территории Украины, не распространяются на несовершеннолетних, психически больных и людей, признанных судом недееспособными.

Имеются и другие изъятия из общего правила. Так, служба в армии – обязанность исключительно граждан Украины; иностранцы не могут принимать участие во всенародном голосовании (Закон Украины «О правовом статусе иностранцев», Закон Украи­ны «О всеукраинском и местных референдумах»). Если право­нарушения совершаются лицами, которые обладают дипломатическим иммунитетом (послы, посланники, поверенные в делах и пр.), то в этом случае на них не распространяются нормы Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях Украины.

В первую очередь потому, что главным документов страны считается Конституция РФ, которая определяет государство, как правовую инстанцию. Именно данное определение и является неоспоримой основой формирования своеобразных правил, то есть, законов, исполнение которых является обязательным, поэтому, данные законы и формируют высшую юридическую силу.

Почему законы считаются нормативным актом высшей юридической силы?

  1. Конституция РФ определяет все особенности внедрения законодательной базы в правовом государстве. Конституция является высшим законом в нашей стране и базой для формирования иных законодательных актов;
  2. Все нормативные акты создаются на основании Конституции, а также уже принятых кодексов и федеральных законов. Законодательная база имеет наивысшую юридическую силу, так как все остальные нормативно-правовые документы и постановления, могут лишь базироваться на существующих законах, а не противоречить им;
  3. Конституция РФ определяет высшие права человека, ценность его свободы и нерушимость его интересов в обществе. Также данный документ определяет страну, как правовое, социальное государство. В правовом государстве все основывается на законах, а аспект социального государства формирует особенности защиты прав и интересов всех жителей страны.
Таким образом, становится понятно, что все нормативные акты, которые выпускаются в стране, непременно должны базироваться на законодательной базе, иначе, они не могут приобрести юридическую силу.

Правовое государство: основа правопорядка – закон

Безусловно, без законодательной базы, в стране наступил бы полный хаос. Так что, законы – основа правового государства, основа полноценного и здорового общества. Именно по этой причине, в нашей стране все законы имеют высшую юридическую силу, а самое главное, данные законы непременно считаются обязательными к исполнению, причем не только гражданами страны, но еще и всеми государственными инстанциями.

Все законы, которые функционируют в нашей стране, изначально базируются именно на необходимости защитить интересы государства и граждан в отдельности. Так, Семейный кодекс определяет все особенности семейных взаимоотношений, причем, в данном кодексе также есть масса информации, которая касается бракоразводных процессов и воспитания детей. Трудовой кодекс максимально оптимизировано и детализировано описывает все особенности взаимоотношений работников и работодателя. Таким образом, формируются аспекты защиты интересов, двух сторон. В общем, все законы изначально основаны на конституционных нормах, и законодательная база нашей страны, ни в коем случае не должна противоречить Конституции РФ. Что же касается нормативно-правовых актов, то все они должны изначально соответствовать основному законодательству нашей страны, никак иначе.


В наше время еще бывают случаи, когда руководитель предприятия или фирмы не спешит выплачивать своему сотруднику заработную плату. Поэтому многих интересует актуальный вопрос: на...



Просмотров