Активное и пассивное избирательное право. Избирательные права граждан и принципы их осуществления. Вопрос. Пассивное избирательное право

Вопрос. Пассивное избирательное право.

ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО -право избираться в государственные органы и органы местного самоуправления, а также на выборные государственные и муниципальные должности (т.е. право быть зарегистрированным в качестве кандидата, проводить наравне с другими кандидатами предвыборную пропаганду и агитацию и т.п.). Во многих государствах обладание П.и.п. обусловлено различными повышенными (по сравнению с активным избирательным правом) избирательными цензами: возрастным, оседлости, образовательным, служебным.

23 вопрос. Избирательная система: понятие, виды

Избирательная система (в широком смысле) – порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя .

Мажоритарная изб. Система . Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов - 50 % + 1 голос избирателя.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др. Мажоритарная избирательная система относительного большинства чаще всего применяется в одномандатных избирательных округах. В англоязычных странах название этой системы - система «первого, который считается избранным» или «первого, оказавшегося избранным» (first past the post).

Разновидность системы относительного большинства - блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов равно количеству голосов, замещаемых в многомандатном округе, то это блоковая система неограниченного вотума. Если количество голосов меньше числа мандатов - блоковая система ограниченного вотума. В предельном случае гражданину может быть предоставлена возможность голосования только за одного кандидата - система одного (или единственного) непередаваемого голоса.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины - 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Пропорциональная избирательная система - порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.

Смешанная избирательная система - в ряде стран - избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть - в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

24 вопрос. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса : 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7)голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов .

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов

Дата публикации

Политика в том или ином виде – это неотъемлемая часть жизни каждого гражданина, ведь экономическая и социальная ситуация в стране влияет на состояние общества. Тем более что в большинстве развитых стран существует демократия, и человек может непосредственным образом участвовать в жизни своей страны. Для обеспечения этого права введены определенные юридические нормы. Они необходимы для нейтрализации беспорядков и установления максимального равноправия.

Избирательное право – это установленные юридические нормы, которые направлены на регулирование участия граждан в такой процедуре, как выборы. Кроме того, рассматриваемые законы затрагивают правила проведения выборов, порядок отзыва должностных лиц, взаимоотношения между представительными организациями и избирателями. Юридические нормы также определяют последовательность проведения выборов и правила окончательного подведения итогов голосования.

Практически в любой стране существует активное и пассивное избирательное право, которое позволяет внести свой вклад в политическую ситуацию каждому гражданину. Разберем значение этих терминов.

Активное избирательное право подразумевает возможность человека участвовать в выборах различных должностных лиц и депутатов.

Также гражданин может проголосовать на референдумах, то есть каждый индивид по достижении им 18 лет располагает правом избирать каких-либо должностных лиц. Почему это право называется активным? Смысл заключается в том, что для того, чтобы избрать какое-либо должностное лицо, человеку необходимо совершить определенные действия. В частности, заполнить полученный бюллетень и опустить его в специальный ящик.

Активное избирательное право действительно практически для всех граждан страны, вне зависимости от их религиозных убеждений, языка, расы, должности, национальности, происхождения и так далее. Однако здесь стоит отметить некоторые нюансы. Избирать не имеют права лица, которые находятся в исправительных колониях, и граждане, признанные в судебном порядке недееспособными.

Активное избирательное право может быть как прямым, так и косвенным. В первом случае предполагается, что депутаты будут избираться непосредственно гражданами. Косвенное право подразумевает, что люди выдвигают выборщиков, которые обязаны решать, кого необходимо избрать. Подобная система наиболее популярна в развитых странах.

Пассивное избирательное право – это возможность гражданина выдвинуть свою кандидатуру на выборную должность. Здесь существуют некоторые ограничения. В каждой стране они свои. К примеру, в США президентом может стать только гражданин, достигший 35 лет.

Всеобщее избирательное право подразумевает предоставление всем совершеннолетним и дееспособным гражданам страны возможности избрать какое-либо должностное лицо. Кроме того, принцип всеобщности подразумевает пассивное избирательное право, данное человеку, который прошел все установленные цензы. Подобное право начало использоваться на практике лишь в двадцатом веке. Ранее существовали имущественные и половые цензы.

Подведем итоги. Пассивное и активное избирательное право позволяет каждому гражданину принять прямое участие в политической жизни страны. Подобные юридические нормы – это необходимый признак развитого государства. Несмотря на то, что избирательными правами может воспользоваться практически любой человек, за исключением некоторых случаев, существуют определенные правила, которые исключают возможность беспорядка. В частности, это цензы и ограничения. В современном мире они предельно гибки и демократичны. Однако подобные юридические нормы были введены не так давно. Ранее цензы были достаточно жестки.

Активное и пассивное избирательное право граждан

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах территории соответствующего избирательного округа, имеет право избирать Губернатора, депутатов Законодательного Собрания, депутатов представительных и иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

3. Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет.

4. Депутатом Законодательного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 год.

5. В органы местного самоуправления муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 год.

6. В соответствии с Федеральным законом военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей при выборах в органы местного самоуправления. При проведении выборов в органы местного самоуправления не имеют право избирать военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, в военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования.

Избирательное право в объективном смысле. Источники избирательного права. Избирательное право в субъективном смысле. Принципы избирательного права.

Избирательное право в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих выборы.

Избирательное право в субъективном смысле – право лица участвовать в организации и проведении выборов – является комплексным и охватывает совокупность субъективных прав (право быть внесенным в списки избирателей, право быть избранным в избирательную комиссию (там, где они формируются путем выборов), право выдвигать кандидатов и др.).

Принципы избирательного права:

1) свободы выборов – принцип, согласно которому выборы должны осуществляться на основе свободного волеизъявления избирателя. Данный принцип имеет два аспекта: свобода волеизъявления при голосовании и свобода участия в выборах;

2) всеобщности избирательного права – принцип, согласно которому все взрослые дееспособные граждане обладают правом участия в выборах. Пределы всеобщности определяются по наличию избирательных цензов (это условие участия в выборах). Избирательные цензы:

а) возрастной (обычно 18 лет, но встречается и ниже) и от 18 лет и выше в зависимости от уровня органа или должности для пассивного избирательного права;
б) вменяемости;
в) оседлости (т.

е. проживания в течение установленного законом срока на территории).

Менее распространены: образовательный ценз; религиозный ценз (ряд мусульманских стран); морально-этические цензы;

3) равенства избирательного права – принцип, согласно которому:

а) каждый избиратель наделен таким же числом голосов;
б) «вес голоса» одного избирателя равен «весу голоса» другого избирателя;

4) прямых выборов – означает, что избиратели голосуют непосредственно за своих кандидатов, непрямые – при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы: косвенные (голосует коллегия выборщиков – США) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий – Казахстан, Куба, КНР);

Источники избирательного права — нормативно-правовые акты избирательных комиссий, а также постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Законодательство о выборах в Российской Федерации составляет отдельную отрасль - избирательное законодательство. Данное законодательство можно разделить по уровню регулируемых выборов на законодательство о выборах федеральных органов, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и законодательство о выборах органов местного самоуправления. По субъекту принятия актов избирательное законодательство делится на федеральное и избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.
Федеральное избирательное законодательство включает в себя Конституцию РФ, Федеральные законы от 19 сентября 1997 г. (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 21 апреля 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации», от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
Центральное место в системе избирательного законодательства занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» *
Такое положение определяется несколькими факторами;
1) данный закон является универсальным актом, обеспечивающим единые стандарты гарантий избирательных прав граждан на всей территории Российской Федерации;
2) федеральный закон раскрывает содержание конституционного права избирать и быть избранными, а также закрепляет основные принципы избирательного права как универсальные и обязательные для соблюдения в любом избирательном процессе;
3) закон имеет «рамочный» характер. Это означает, что нормы, содержащиеся в нем, адресованы не только правоприменительным органам и гражданам, но и самому законодателю, прежде всего региональному.
4) дополнением «рамочного» характера является принцип прямого действия федерального закона об основных гарантиях. Это означает, что в случае противоречия региональных законов федеральному закону либо в случае пробелов в региональном законодательстве должен применяться федеральный закон об основных гарантиях. Данное правило также означает, что избиратель и иные участники любого избирательного процесса (выборы в федеральные, региональные или местные органы власти) в Российской Федерации вправе обжаловать неправомерные действия должностных лиц, государственных органов, организаций, в том числе избирательных комиссий, основываясь на данном федеральном законе.
Такой же «рамочный» характер имеет федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». *
Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» детально регулируют порядок подготовки и проведения соответственно выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ.
Отдельные аспекты избирательных отношений регулируются другими федеральными законами, среди которых федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О средствах массовой информации», «О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и некоторые другие.
К источникам избирательного права относятся конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, которые закрепляют права граждан на участие в выборах региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также устанавливают систему этих органов, принципы их избрания и требования к кандидатам в соответствующие органы.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации включаются в состав источников избирательного права. К источникам относятся прежде всего постановления от 3 ноября 1997 г.

по делу о проверки конституционности п.1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть изданными в органы местного самоуправления в связи с запросом Тульского областного суда», от 10 июня 1998 г. по делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, пп. «а» п.3 п. 4 ст. 13, п.3 ст. 19 и п. 2 ст.

58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 17 ноября 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В состав источников избирательного права входит Конституция и законодательство

Выборы осуществляются на самых различных уровнях общества: в общественных организациях избирается их руководство, в акционерных обществах – совет директоров или иной орган, в кооперативах – правления и т.д. В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемое посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два кандидата или более.

Посредством выборов формируется различные органы публичной власти – парламенты, главы государств, органы местного самоуправления, иногда правительства, судебные органы. Выборы легитимируют власть. В конституционном праве многих стран создаются нормы, регулирующие проведения выборов, применяется такое понятие, как избирательное право. Понятие избирательного права используется для обозначения двух взаимосвязанных юридических явлений. Объективное избирательное право – система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местное самоуправления. Оно регулирует избирательную систему в широком смысле посредством материальных и процессуальных правовых норм.

Субъективное избирательное право – гарантированное гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Причем понятие субъективного избирательного права имеет два значения. Участие в выборах заключается в подаче голосов избирателями. Выставление кандидатуры на выборный пост также представляет собой форму участия в выборах. Поэтому различают активное избирательное право, обеспечивающее участие в выборах в качестве избирателя, и пассивное избирательное право, то есть право участвовать в выборах на правах кандидата в депутаты, президенты, губернаторы, шерифы и на другие должности. У субъективного избирательного права есть принципы – те условия его признания и реализации, соблюдения которых на выборах делает эти выборы действительным народным волеизъявлением. К числу принципов субъективного избирательного права относятся всеобщность, свобода, равенство, непосредственность, тайное голосования. Всеобщее избирательное право означает, что право участия в выборах предоставляется всем совершеннолетним гражданам. Не все страны придерживаются этого принципа. Наличие или отсутствие всеобщего избирательного права в национальных законодательствах определяется на основании анализа тех ограничений, которые установлены для участие в выборах. Такие ограничения называются избирательными цензами (квалификациями).

Цензы (квалификации) различаются. Одни цензы являются техническими, другие охранными, а третьи дискриминационными. Дискриминационные цензы означают отклонения от всеобщего избирательного права или даже отказа от этого принципа. Технические и охранные цензы корректируют этот принцип, но не нарушают его.

Принципы избирательного права более или менее последовательно воплощаются в организации выборов. Выборы – это сложная процедура со многими сопоставляющими. В их организации участвуют разные учреждения, а непосредственно эта задача возлагается на местное управление либо на специально создаваемые избирательные бюро, комиссии.

Выборы могут проводиться периодически или быть внеочередными. Во втором случае выборы следуют за досрочным прекращением полномочий выборных должностных лиц, депутатов, парламента. Выборы проводятся в заранее установленные законом сроки без издания особого акта или же назначаются главой государства. В выборах участвуют зарегистрированные избиратели. Списки бывают разовыми и тогда они действуют в течение одной избирательной кампании. На следующие выборы составляются новые списки. Формируются также и постоянные списки, которые нужно постоянно обновлять по мере изменения состава избирателей.

Процедура и итоги выборов зависят от того, какая избирательная система применяется. Под избирательной системой подразумевается принцип организации избирательных округов и порядок определения результатов. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство система имеет разновидности: относительное, относительное, абсолютное, или квалифицированное.

В поисках более совершенной избирательной системы, которая бы более реально отражала волеизъявления избирателей была придумана система пропорционального представительства политических партий. Пропорциональная избирательная система может быть применена только в многомандатных округах. В одномандатном округе её применить нельзя поскольку одно место нельзя разделить между различными кандидатами или партийными списками. Главное в пропорциональной системе – не установление большинства голосов, хотя, конечно, подсчет голосов по разным партийным спискам кандидатов необходим и при этой системе, а вычисления избирательной квоты. Это число голосов необходимое для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объединением и т.д. Пропорциональную избирательную систему нередко считают более предпочтительной и демократичной в сравнении с мажоритарными системами. Оно относительно равномерно отражает спектр общественных мнений. Однако ёще более приближен к народному мнению и выражает её это референдум.

Референдум – это акт народовластия, совершая который граждане большинством голосов принимают политические и правовые решения. Референдумы бывают обязательными и факультативными. Обязательным является референдум, проведения которого по закону необходимо для принятие определенного решения, например для одобрения конституционных поправок в Японии. Референдум является факультативным, если проводится по усмотрению субъектов, правомочных потребовать его. Решение, принимаемое факультативным референдумом, может быть принято и иным способом – парламентом, учредительным органам и другими. Так, изменения во Французскую Конституцию вносятся на основании референдума, но решения по этому вопросу в праве принять и парламент «в форме Конгресса». Различаются императивные и консультативные референдумы. Императивный референдум имеет окончательное решающее значения – им утверждаются или отменяются закон. Он обязывает парламент или главу государства к разработке и принятию определенных решений в соответствии с условиями, утвержденными на референдуме. Консультативный референдум не дает окончательного решения того или иного вопроса. Но его нельзя считать просто социологическим опросам. Проведения консультативного референдума является условиям принятия политического решения. Например, еще 1946 г. народ Аляски проголосовал за вхождения в США на правах штата. Но прошло много лет, прежде чем этот статус был получен. С другой стороны, без референдума или иного акта народовластия преобразование Аляски из федеральной территории в штат было бы неправомочным.

Примерный перечень НПА:

1.Современное законодательство Китайской Народной Республики: Сборник нормативных актов / Сост., ред., авт. Предисл. Л.М. Гудошников. М.: Зерцало-М, 2004 (Конституция КНР с поправками 1988,1993 и 1999гг., Закон КНР о правотворчестве, Закон КНР о выборах в ВСНП и в местное СНП различных ступеней. Правило выборов депутатов НОАК в ВСНП и в местные СНП от уезной ступени и выше и другие акты.

2. Конституция зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия. 5-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Литература:

1.Давид Р., Жоффре- Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер.с фр. В.А. Туманова.- М..: Междунар. отношения, 1998. – М.

2..Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник – М.: Юридическая литература, 2003.

3.Давид Р. Основные правовые системы современности.: Пер. с фр. И вступ. Ст. В.А. Туманова.- М.: Прогресс, 1988.

4.Арешидзе Л.Г., Крупянко И.М., Крупянко М.И. Современная Япония: Политический справочник в схемах и таблицах. М.: Вост. Лит., 2003.

5.Сенаторов А.И. Очерки административной реформы в Японии. М.: ИДВ РАН, 2004.

6.Богдановская И.Ю., Данилов С.Ю., Сажина В.В. Административное право Великобритании// Административное право зарубежных стран: Учебник/ Под. Ред А.Н Козырина и М.А. Штатиной. М.; СПАРК, 2003 (гл VIII).

Никеров Г.И. Административное право Соединенных Штатов Америки// Административное право зарубежных стран: Учебник/ Под. Ред А.Н Козырина и М.А. Штатиной. М.; СПАРК, 2003 (гл IХ).

8. Боботов С.В. Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.; 1997.

9.Конституционно правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран/ Под ред проф С.А. Авокьяна. М.: Изд-во МГУ,2001.

10. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М.: Городец- изд,2002.

11. Михайлова Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учебник. М.: Юрист,1999.

12 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. №.-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002.

В данной статье представлено определение и характеристика таких понятий, как активное и пассивное избирательное право. Будет дана оценка их принципам, сущности и гарантиям. Также будет охарактеризовано понятие избирательных прав в объективном и субъективном смысле.

Конституционные гарантии прав и свобод граждан

Все принципы демократии, которые относятся к проведению и организации выборов, закреплены в таком нормативном акте, как Конституция. Избирательное право представлено законодательной системой, закрепляющей организационную систему государственной власти, которая направлена на стабилизацию политико-правовых и социально-экономических процессов. Также этот вид права представлен в форме юридической базы для проведения всех типов демократических реформ.

Приоритетным направлением осуществления реформы государственно-правового значения считается оптимизация избирательной системы и права в целом. Избирательная система является гарантом прав граждан, также она направлена на обеспечение соответствующего уровня выборных процессов.

Гарантиями свободных выборов считаются средства и условия, которые предоставляют избирателям осознанную и реальную свободу волеизъявления, защиту их интересов и избирательных прав, охрану избирательных блоков и объединений.

Понятие

Избирательные права граждан занимают значительное место в жизни государства. Свободные выборы - один из правовых способов легитимации власти государства. Для успешного решения поставленных избирательных задач особое значение представляет качество соответствующего законодательства и практики проведения выборов в целом.

Избирательные права граждан РФ - это закреплённая Конституцией возможность избирать, а также быть избранными для работы в органах государственной власти, участвовать в предвыборной агитации, выдвижении кандидатов, в наблюдении за избирательным процессом и работой избирательной комиссии. Также это право предоставляет возможность устанавливать итоги голосования и определять результаты выборов.

Избирательные права в субъективном смысле

В определение данного понятия входят конституционные права граждан РФ, которые предполагают участие в проведении и установлении результатов выборов, выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации и работе избирательных комиссий.

Все свободные и дееспособные граждане, независимо от оснований приобретённого гражданства, национальной и расовой принадлежности, имущественного и социального положения, языка и образования, характера политических убеждений и занятий, отношения к религии, обладают равными избирательными правами. В выборах не участвуют лица, признанные судом как недееспособные, и те, которые содержатся по приговору суда в местах лишения свободы.

В объективном смысле

Объективное избирательное право — одна из подотраслей конституционного законодательства, представленная в виде совокупности юридически значимых норм, направленных на регулирование отношений и действий, возникающих в процессе выборов.

Источниками избирательных прав являются:

  • Федеральные законы.
  • Конституция РФ.
  • Законодательство субъектов РФ: уставы краёв, конституции республик, городов с федеральным значением.
  • Кроме того, понятие избирательного права охватывает совокупность нормативных актов (регулируют выборы президента и депутатов), а также сложившиеся обычаи, на основании которых проводятся выборы. Обычное право также считается составной частью системы избирательного законодательства.

    Активное право

    Активное и пассивное избирательное право призвано регулировать правоотношения, которые складываются между государством, избирателями и кандидатами. Активное право – это неотъемлемое право народа участвовать в выборах и избирать кандидатов в органы власти. Активными избирательными правами наделены граждане, которые территориально закреплены в пределах одного из избирательных округов.

    Пребывание человека вне места фактического проживания во время проведения выборов не может служить основанием для лишения его законного права участия в них. Законодательно предполагается активное участие в процессе граждан, которые во время избирательного процесса находятся за пределами своего округа.

    Пассивное право

    Активное и пассивное избирательное право имеет общую черту, которая направлена на осуществление человеком своих избирательных полномочий.

    Пассивное право закрепляет возможность лица быть избранным в государственные органы власти. Для реализации пассивных избирательных прав законодательством предусмотрены определённые условия, к которым относятся состояние здоровья кандидата, срок проживания на территории страны. Пассивное право ограничивается более высоким возрастным критерием, чем активное.

    Таким образом, право гражданина баллотироваться в депутаты наступает после достижения им 21 года, избираться в президенты возможно с 35 лет. Избирательные права осуществляются на базе принципов, которые были установлены на основании всемирно разработанных норм.

    Принципы

    Активное и пассивное избирательное право реализуются на базе определённых принципов, которые установлены и закреплены законом.

    Конституция закрепляет четы­ре основополагающих принципа для избирательного права:

  • Равенство.
  • Всеобщность.
  • Тайное голосование.
  • Прямые выборы.
  • Принципы избирательного права, выраженные в равенстве, подразумевают такие черты:

    • все избиратели выражают право голоса на равных основаниях, при этом составляют единый избирательный корпус;
    • избиратели имеют равное количество голосов;
    • каждый депутат может быть избран от одинакового количества избира­телей, это означает, что каждый из голосов имеет равнозначный вес.

    Одномандатные округа имеют равное количество избирателей. Многомандатные формируются с раз­ным количеством кандидатов — оно соответствует по пропорциям числу избирателей. Принципы избирательного права, которые выражены во всеобщности, означают, что участие в выборах предоставлено гражданам РФ, достигшим установленного законом возраста, для осуществления своих активных и пассивных прав избирателя.

    Тайное голосование – принцип, закрепляющий право граждан оставить свою избирательную волю втайне. В России все уровни выборов происходят путём выдачи бюллетеней. Прямые выборы означают осуществление избирательных прав путём прямого голосования. Примером могут служить выборы в Государственную думу.

    Сущность выборов

    В современном обществе выборы считаются процедурой, благодаря которой обеспечивается участие народа в формировании законодательных, представительных, исполнительных и судебных органов. С выборами тесно связана реализация всех существующих политических прав народа. Выборы - это один из способов существования демократии, передачи власти посредством волеизъявления народа.

    Существуют выборы президента, парламентские, общенациональные президентские, в Законодательные собрания, в органы местного самоуправления. Люди избирают в первую очередь представителей, которые пользуются их доверием. Таким образом, власть, избранная народом, является признанной и легитимной.

    Выборы рассматриваются в виде формы контроля массы населения за правящей элитой. Если власть не оправдывает интересы избирателей, они предоставляют возможность заменить её и допустить к власти оппозицию (она, как правило, является критиком существующего правительства). С другой стороны, правительство тоже вправе изменить сложившуюся политическую ситуацию под непосредственным давлением избирателей.

    Гарантии избирательного права

    Избирательные права народа защищены законодательно от любых проявлений дискриминации. Предполагается, что гражданин РФ вправе не только избирать, но и быть избранным вне зависимости от национальности, расы, пола, происхождения, языка, должностного и имущественного положения.

    Выборы являются обязательными, поэтому проводятся в установленные законом сроки. Российское законодательство касательно выборов не предусматривает языкового, образовательного, имущественного ценза. Ценз, выраженный в предыдущем избрании, означает, что в государственные органы не может выбираться лицо, которое исполняло свои властные полномочия два созыва подряд. Таким образом, Конституции устанавливает порядок избрания президента, при котором он не может занимать должность больше чем два срока подряд.

    Ценз неизбираемости означает, что некоторые должностные лица не вправе выдвигаться кандидатами на выборы, пока не ушли в отставку с занимаемых должностей, которые могут противоречить исполнению государственных полномочий (прокуроры, судьи, губернаторы).

    Несовместимость означает запрет на занятия выборной и государственной должности одновременно. Она не может исключить возможности избрать лицо, которое занимает государственную должность, в одно из представительных учреждений.

    Заключение

    Избирательное право — важная отрасль конституционного права, содержащая нормы, которые регулируют порядок реализации избирательного процесса. При нем граждане могут избирать, а также быть избранными. Избирательные права находятся в очень тесной взаимосвязи с правом на участие в управленческих делах государства.

    Реализация прав избирателя взаимосвязана с другими конституционными свободами и правами.

    право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Если активное избирательное право предполагает возможность гражданина избирать, то П.и.п. характеризует его возможность быть избранным на выборную должность, определяемую федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Возраст, с которого граждане РФ могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправления, т.е. приобретать П.и.п., устанавливается законом. Так, согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 4) депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года; Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет (ст. 3 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. "О выборах Президента Российской Федерации"); главой администрации области (края), мэром Москвы или Санкт-Петербурга - гражданин, как правило, не моложе 30 лет и т.д. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать: а) 21 год - на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; б) 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и в) 21 год - на выборах в органы местного самоуправления. С П.и.п. связано понятие неизбираемости - установленного в законодательстве ограничения П.и.п. для определенной категории государственных служащих.

    Гражданин, желающий быть избранным, вправе, согласно законодательству РФ, проявлять личную активность - агитировать за себя и т. д., иначе говоря - быть отнюдь не пассивным участником избирательной кампании. Поэтому понятие "пассивное избирательное право" связано не с личным поведением кандидата, а с конечным результатом - избранием голосами других лиц, т. е. избирателей. И в день выборов кандидату остается лишь "пассивно" ждать этого результата, тем более что в этот день он не вправе агитировать за свое избрание (законодательство запрещает в день голосования любую агитацию).

    Согласно Федеральному закону 1997 г., возраст для депутата и выборного должностного лица местного самоуправления не может превышать 21 год, для депутата законодательного органа власти субъекта РФ - 21 год, для главы исполнительной власти субъекта РФ (президента, губернатора, главы администрации) - 30 лет. Соответствующие правила устанавливаются законодательством субъектов, но без превышения указанных цифр (на практике некоторые субъекты ранее установили более высокие возрастные планки, эти противоречия пока не устранены).

    Для избрания депутатом Государственной Думы Конституцией РФ установлен возраст 21 год, Президентом РФ - 35 лет. В прежней Конституции существовала для избрания президента верхняя возрастная планка - 65 лет. Из действующей Конституции она исключена. В ряде республик в составе РФ возрастное ограничение для президента установлено (65 или 60 лет), хотя Федеральный закон 1997 г. устанавливать верхнюю возрастную планку запрещает.

    Право быть избранным может быть связано со сроками проживания на соответствующей территории (так называемый ценз оседлости), но только при условии, если это установлено Конституцией РФ. Так гласит Федеральный закон 1997 г. Однако раньше некоторые субъекты РФ завышали сроки проживания для избрания глав исполнительной власти, а отдельные - и для избрания депутатов.

    Для избрания депутатов Государственной Думы вообще не требуется, чтобы кандидат проживал на территории избирательного округа или того субъекта, в который он входит. Для избрания Президентом РФ требуется постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ).

    Не имеют права избирать и быть избранными в РФ: граждане, признанные судом недееспособными:

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Активное избирательное право - право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов.

    Пассивное избирательное право - право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы.

    Активным избирательным правом наделяются граждане по достижении ими 18 лет (т. е. с наступления гражданского совершеннолетия).

    Право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставляется либо в 18 лет, либо позднее 21 год - для избрания в депутаты Государственной Думы (ч. 1 ст. 97 Конституции); 35 лет и постоянное проживание в РФ неменее 10 лет - для избрания в качестве Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 81 Конституции).

    Ограничения на граждан, не способных по своему психическому или умственному состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (в этом случае недееспособность лица должна быть признана в судебном порядке). Также не имеют право избирать и быть избранными лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Такое ограничение не распространяется на лиц, находящихся в местах заключения, если в отношении них еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, влекущем за собой лишение свободы.

    25. Избирательные системы, применяемые в рф.

    Избрание Государственной Думы, как палаты прямого народного представительства, осуществляется путем общенациональных выборов , которые проходят на основе сочетания мажоритарной системы по одномандатным округам (225 депутатов) и системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу (также 225 депутатов).

    Мажоритарная система. Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов, а все остальные.партии, кандидаты которых оказались в меньшинстве, остаются непредставленными.

    Пропорциональная система - мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий.

    Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем больше округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

    26. Стадии избирательного процесса.

    ,Выборы Президента РФ - см. Конституцию (гл.4).

    Кандидатов имеют право выдвигать зарегистрированные в установленном законом порядке политические партии, общественные организации, собрания избирателей, политические движения.

    При этом кандидат должен получить поддержку не менее, чем 100 тысяч граждан (подписные листы , где граждане, поддерживающие данную кандидатуру, проставляют свою фамилию, место жительства, номер паспорта или документа, удостоверяющего личность, и расписываются). Листы направляются в Центральную избирательную комиссию не позднее, чем за 22 дня до выборов.

    Выборы Президента признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 50% голосов избирателей. Избранным считается тот кандидат, который получил более 50% голосов избирателей, принявших участие в выборах.

    Выборы в верхнюю и нижнюю палаты Федерального Собрания РФ осуществляются по-разному.

    В список кандидатов избирательные объединения вправе включить любое лицо, в том числе и не состоящее членом входящих в него политических партий и общественных движений. Для того, чтобы общефедеральный список был зарегистрирован, необходимо, чтобы в его поддержку было собрано не менее 100 тыс. подписей избирателей, причем из 100 тыс. подписей не более 15% должны приходиться на один субъект Российской Федерации. Ст.97.

    Процесс выборов депутатов нижней палаты российского парламента проходит в несколько этапов.

    1. Процедура назначения выборов в Государственную Думу и образования Центральной избирательной комиссии. См. ст. 84 Конституции. ЦИК входят 15 членов. Пять членов назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе; пять членов - назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; пять членов - назначаются Президентом Российской Федерации.

    2. Образование одномандатных избирательных округов и формирование окружных избирательных комиссий. Определение территории избирательных округов является прерогативой ЦИК. Они образуются в соответствии с численностью населения и необходимостью существования 225 округов. Схема избирательных округов утверждается и публикуется ЦМК не позднее чем за 60 дней до выборов. Центральная избирательная комиссия образует окружные избирательные комиссии. В каждую входят Председатель и 12-18 членов из числа кандидатур, предложенных представительными и исполнительными органами соответствующих субъектов РФ.

    3. Этот этап является гарантией реализации принципа всеобщности избирательного права. ИУ - это часть избирательного округа; территория, на которой проживает от 100 до 3000 избирателей. ИУ образуются не позднее, чем за 45 дней до выборов решениями глав администраций районов и городов.

    4. Составление списка избирателей. Осуществляется не позднее, чем за 30 дней.

    5. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы. Для регистрации кандидатов подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры вносятся в окружную ИК не позднее, чем за 27 дней до выборов. Проверив в течение 5 дней соответствие выдвижения кандидата требованиям закона, окружная комиссия регистрирует его и выдает удостоверение о регистрации либо отказывает.

    Для регистрации кандидатов по общефедеральному избирательному округу подписные листы вместе с заявлениями кандидатов вносятся уполномоченными представителями избирательного объединения в ЦИК не позднее, чем за 35 дней. В течение 5 дней комиссия проверяет и принимает решение о регистрации либо об отказе.

    6. Проведение предвыборной агитации . Законодательством предъявляются определенные требования к содержанию предвыборных программ и агитационных предвыборных материалов: они не должны содержать призывов к нарушению целостности РФ, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.

    7. Голосование и определение результатов выборов. Избранным по одномандатному избирательному округу считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов. Если же число голосов одинаковое, избранным считается депутат, зарегистрированный раньше. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей.

    Иной порядок действует в отношении определения результатов выборов по общефедеральному избирательному списку . Выборы в этом случае будут считаться несостоявшимися, если 5% действительных голосов не будут получены ни одним из общефедеральных списков кандидатов или будут получены только одним из них.

    Каждое избирательное объединение, получившее более 5% действительных голосов, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу поданных за его список кандидатов голосов. Это число определяется по специальной методике".

    Общие итоги выборов не позднее чем через месяц после проведения выборов определяются и публикуется ЦИК.



    Просмотров