Банкротство юридических лиц содержание и признаки. Пошаговая процедура банкротства юридического лица. Основные признаки банкротства, кто может начать процедуру? Заполнение искового заявления при банкротстве юридического лица

Специальный случай ликвидации юридического лица - его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования

  • кредиторов по денежным обязательствам,
  • о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или)
  • исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):

  1. вводится особый порядок предъявления к должнику требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за исключением текущих платежей);
  2. по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;
  3. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника (основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения);
  4. не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника по операциям с долями (паями) в имуществе должника (например, выдел доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), и т.д.);
  5. не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
  6. не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  7. не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
  8. не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств , возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

  • могут совершать сделки исключительно с согласия временного управляющего , выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом;
  • не вправе принимать решения:

    1. о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

      о создании юридических лиц, филиалов и представительств;

      о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

      о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

      о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

      об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

      о заключении договоров простого товарищества.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Результат проведения процедуры финансового оздоровления:

  1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

  • арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),
  • на срок не более чем 18 месяцев , который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

С даты введения внешнего управления :

  1. прекращаются полномочия руководителя должника (органов управления), управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  2. органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  3. отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  4. аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
  5. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
  6. требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка, установленного законом.

Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий . Статьи 96-105 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.

На внешнего управляющего возлагается обязанность подготовить отчет (ст. 117 ФЗ), где должно содержаться одно из предложений:

  • о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • о продлении установленного срока внешнего управления;
  • о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
  • о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства .

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом , в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Открытие конкурсного производства является следствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (ст. 124 ФЗ «О несостоятельности»).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев . Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев .

Одним из основных этапов осуществления конкурсного производства является формирование конкурсной массы (всего имущества должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе данной процедуры) и реализация имущества. В этой связи конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).

Другие счета должника в кредитных организациях подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.

На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства. С него же осуществляются выплаты кредиторам.

Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем 1 раз в месяц .

Мировое соглашение как процедура банкротства

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается

  1. со стороны граданина - гражданином;
  2. руководителем должника - юридического лица;
  3. исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и утверждается арбитражным судом.

При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства , в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

В ходе процедуры банкротства за счет должника подлежат обнародованию следующие сведения :

  1. о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  2. о прекращении производства по делу о банкротстве;
  3. об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
  4. об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника и т. д.

Сведения, подлежащие опубликованию, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве).

При введении в отношении юридического лица любой из процедур банкротства как должнику, так и кредитору целесообразно обратиться в юридическую фирму, оказывающую правовую поддержку в сопровождении процедур банкротства. Профессиональные юристы подобных фирм оказывают комплексные услуги по ведению банкротства, начиная с разработки концепции по минимизации рисков, и заканчивая представительством в суде.

Правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лица

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

С даты признания банкротом (правовые последствия признания банкротом):

  1. считается наступившим срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к конфиденциальной информации или коммерческой тайне и др.;
  2. прекращаются полномочия руководителя должника и иных его органов , за исключением полномочий органов, которые в соответствии с учредительными документами могут принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника;
  3. управление переходит к специально назначаемому арбитражным судом конкурсному управляющему , действующему под контролем собрания (комитета) кредиторов и арбитражного суда (ст. 126, 127, 143 Закона о банкротстве).

Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства, в том числе выявленное в ходе него, за некоторыми изъятиями составляет конкурсную массу (ст. 131, 132 Закона о банкротстве). За счет нее и погашаются требования кредиторов к банкроту.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий) имеет особенности (ст. 168, 169-201 Закона о банкротстве), а иногда - осуществляется в рамках специального закона.

1.6666666666667

Банкротство (несостоятельность) юридического лица

После возрождения института несостоятельности (банкротства) в современный период было принято несколько законов: Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»; Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и действующий в настоящее время - Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (с изменениями от 18 июля 2006 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» .

Для Закона о банкротстве 2002 г. характерны детализация и конкретизация основных положений законодательства с одновременным концептуальным изменением в правовом регулировании отдельных институтов несостоятельности. В частности, неизменными остались определение критериев и внешних признаков несостоятельности (за исключением количественных показателей), значительно детализированы процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Концептуально изменены правовое регулирование оснований возбуждения дел о банкротстве; требований, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядку их назначения и контроля за их деятельностью; процедур банкротства, а именно введение новой процедуры - финансового оздоровления должника; очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве; особенностей несостоятельности (банкротства) стратегических организаций и субъектов естественных монополий .

Действие Закона о банкротстве распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций, а также на граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства (см. в предыдущих разделах учебника).

Под несостоятельностью (банкротством) должника понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей .

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства (обязанности) не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, а гражданин - если указанные обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев, при условии, что сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (ст. 2, 3 Закона о банкротстве).

В Законе о банкротстве (ст. 4) определены состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, т.е. требования кредиторов, которые могут участвовать в деле о банкротстве. Кредиторы, обладающие названными требованиями, относятся к числу конкурсных кредиторов, которые вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, а также участвовать в собраниях кредиторов с правом голоса.

Законом о банкротстве (гл. II) регулируется досудебная санация, под которой понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, любым из учредителей (участников) должника, кредиторами должника, иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация представляет собой финансовую помощь должнику - юридическому лицу со стороны собственника его имущества, учредителей (участников) в размере, достаточном для погашения денежных обязательств должника и выполнения его обязанностей по уплате обязательных платежей. Цель досудебной санации - предупредить банкротство должника и восстановить его платежеспособность. Досудебная санация начинается при возникновении у должника финансовых проблем (фактической неплатежеспособности либо несостоятельности) и длится до принятия судом заявления о банкротстве должника.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом .

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Уполномоченными органами в делах о несостоятельности (банкротстве) являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований .

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тысяч рублей, к должнику- гражданину - не менее 10 тысяч рублей.

Многочисленные необоснованные, а также «искусственные» банкротства, которые имели место при применении предыдущих законов о банкротстве, привели к изменению регулирования процедуры возбуждения дела о банкротстве по Закону о банкротстве 2002 г. В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона к заявлению кредитора о признании должника банкротом должны быть приложены вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших требование кредитора к должнику, а также доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Заявление кредитора, поданное с нарушением данных требований, арбитражный суд возвращает заявителю (ст. 44 Закона).

Вынесение арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом не влечет за собой автоматического введения в отношении должника процедуры наблюдения, как это было по ранее действующему законодательству. Указанная процедура банкротства может быть введена только по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случая возбуждения дела о банкротстве на основании заявления самого должника, когда наблюдение вводится с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии такого заявления.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления (ст. 34 Закона о банкротстве).

Одной из основных фигур дела о банкротстве на любой его стадии является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедур банкротства должника, а при осуществлении внешнего управления и конкурсного производства арбитражный управляющий также осуществляет функции руководителя соответствующей организации.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных связанных с этим полномочий, являющийся членом одной из само- регулируемых организаций.

Новеллой Закона о банкротстве 2002 г. является установление обязательной принадлежности арбитражного управляющего к одной из саморегулируемых организаций управляющих.

Законом о банкротстве предусмотрены следующие процедуры банкротства

  • в отношении должника - юридического лица: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение;
  • в отношении должника-гражданина: конкурсное производство; мировое соглашение; иные предусмотренные Законом о банкротстве процедуры банкротства (ст. 27 Закона).

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве). Процедура наблюдения как институт российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) впервые появилась с принятием в 1998 г. Закона о банкротстве. Она не применялась в российском дореволюционном конкурсном праве и не была предусмотрена Законом о банкротстве 1992 г. Анализ практики применения Закона о банкротстве 1992 г. показал, что отсутствие данной процедуры приводило к нарушению баланса интересов должника и кредиторов.

В отличие от ранее действовавшего законодательства наблюдение по общему правилу вводится не с момента возбуждения производства, а по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, что послужило основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве должника (п. 1 ст. 62 Закона). Определение о введении наблюдения может быть вынесено лишь в том случае, если требование заявителя соответствует условиям, предусмотренным Законом о банкротстве, признано арбитражным судом обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда (п. 3 ст. 48 Закона). При проведении процедуры наблюдения назначается временный управляющий.

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона о банкротстве). Финансовое оздоровление должника - новая процедура банкротства, которая ранее не предусматривалась законодательством, в том числе и дореволюционным. Организация и проведение процедуры финансового оздоровления возлагаются на административного управляющего. Цель введения этой процедуры - улучшение платежеспособности должника путем использования его внутренних ресурсов. Существо процедуры финансового оздоровления заключается в том, что в течение этой процедуры (максимальный срок - два года) должник производит расчеты со всеми кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 84 Закона).

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 Закона о банкротстве). Последствием введения внешнего управления является прекращение полномочий руководителя должника и возложение управления делами должника на внешнего управляющего. Законом о банкротстве 2002 г. наряду с ранее указанными в законодательстве предусмотрены новые меры по восстановлению платежеспособности должника: увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц путем размещения дополнительных обыкновенных акций должника; замещение активов должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами (ст. 109 Закона о банкротстве).

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве).

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего , который осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве.

По Закону о банкротстве 2002 г. сокращено число очередей удовлетворения требований кредиторов с пяти до трех.

Установлена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов:

  • первая очередь - требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
  • вторая очередь - требования работников по выплате выходных пособий и оплате труда; требования по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • третья очередь - все остальные требования (ст. 134 Закона о банкротстве).

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами (ст. 2 Закона о банкротстве). Мировое соглашение между должником и конкурсными кредиторами (по Закону о банкротстве 2002 г. к ним добавлены уполномоченные органы с требованиями по обязательным платежам) может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника (п. 1 ст. 150 Закона).

Закон о банкротстве 2002 г. (гл. X) содержит нормы об особенностях банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий. В отношении отсутствующего должника и ликвидируемого должника предусмотрены упрощенные процедуры банкротства (гл. XI Закона о банкротстве).

  • В определении несостоятельности (банкротства), содержащемся в Законе обанкротстве, не указывается на добровольное банкротство. Возможность добровольного банкротства предусмотрена ст. 65 ГК.
  • См. гл. 28 АПК РФ; гл. III Закона о банкротстве; гл. VI.1 Закона о банкротстве кредитных организаций; гл. II Закона об особенностях банкротствасубъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса.
  • В настоящее время уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба. См.: Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 № 257 (сизменениями от 22 мая 2006 г.) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (вместес «Положением о порядке предъявления требований по обязательствам передРоссийской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства») //СЗ РФ. -2004. - № 23. - Ст. 2310; СЗ РФ. - 2006. - № 22. - Ст. 2333.
  • Банкротство юридического лица - безусловно, заманчивый и, часто, эффективный способ избавиться от долгов, которые, к примеру, магазин не может выплатить. Но существуют определенные риски, о которых мы расскажем в нашей статье.

    Кириллова Ольга Юрьевна, управляющий директор юридической компании Heritage Group

    Банкротство юридического лица - безусловно, заманчивый и, часто, эффективный способ избавиться от долгов, которые, к примеру, магазин не может выплатить. Однако, чем больше совершенствуется Федеральный закон о несостоятельности, тем больше рисков несет в себе эта процедура.

    Плюсы и минусы процедуры банкротства юридического лица

    Для должника риски заключаются, прежде всего, во взыскании убытков с директора и участников, а также в их привлечении к субсидиарной ответственности.

    Для кредитора – в том, что, затратив дополнительные средства на финансирование процедуры банкротства, он не сможет получить свои деньги, так как все имущество должника окажется выведено.

    По статистике, в 2017 году кредиторы банкротов в среднем получили 5.5% своих долгов.

    Плюсы же для должника состоят в том, что в результате банкротства все долги списываются, а компания исключается из ЕГРЮЛ. Таким образом, убыточная компания ликвидируется, и ни кредиторы, ни налоговая, впоследствии, не смогут предъявить к ней никаких претензий.

    Плюсы для кредитора. Если должник не желает платить даже при наличии исполнительного листа, в банкротстве можно получить полную информацию о финансовой деятельности должника и оспорить сделки, которые нанесли ущерб кредиторам; вернуть имущество в конкурсную массу и привлечь руководителей к субсидиарной ответственности, если средств в конкурсной массе окажется недостаточно.

    Конкурсная масса - это все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.

    Очевидно, что при наличии таких эффективных инструментов, которые банкротное законодательство дает в руки кредитору, 5.5% удовлетворенных требований – это очень мало.

    Существует простое объяснение – мало иметь инструменты, надо еще уметь ими пользоваться.

    К сожалению, эффективность подавляющего большинства банкротных процедур остается крайне низкой из-за недостаточной квалификации специалистов, которые ведут эти процедуры.

    Если сравнивать банкротство с процедурой ликвидации или реорганизации, последние имеют перед банкротством ряд очевидных минусов:

    • назначение «номинального» директора при «альтернативной ликвидации» с большой вероятностью приведет к возбуждению уголовного дела и к субсидиарной ответственности по долгам предприятия;
    • кредиторы могут в любой момент приостановить ликвидацию или реорганизацию и предъявить свои требования;
    • при альтернативной ликвидации юридическое лицо остается действующим само или в лице правопреемника, тогда как в результате банкротства, юрлицо окончательно исключается из реестра.

    Варианты банкротства юридического лица

    Существуют два основных варианта банкротства – упрощенное и стандартное.

    Упрощенная схема банкротства

    Банкротство по упрощенной схеме дешевле и быстрее полной процедуры, но имеет свои условия. Оно применяется в двух случаях – когда компания-должник начала процедуру ликвидации, или когда должник отсутствует и не ведет деятельность на протяжении 12 месяцев и более.

    Длится упрощенное банкротство в среднем от 6 до 12 месяцев, а в алгоритме процедуры отсутствуют этапы наблюдения, оздоровления и внешнего управления. Соответственно, расходы на процедуру будут меньше, и кредиторы быстрее получат деньги от продажи имущества должника.

    Кроме того, то, что упрощенное банкротство начинается сразу с конкурсного производства, имеет еще одно преимущество для кредиторов – с этого момента никто не может зарегистрировать собственность на имущество должника, кроме самого должника.

    Конкурсное производство - это завершающая процедура банкротства коммерческой организации-должника в российском правовом поле. Она применяется в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

    В то время как во время наблюдения нередки случаи, когда имущество «уходит» и сразу перепродается добросовестным приобретателям. В этом случае вернуть имущество в конкурсную массу бывает крайне сложно, а иногда – невозможно.

    Стандартный вариант

    Чтобы обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника, необходима задолженность в размере более 300 тысяч рублей, срок исполнения по которой наступил не менее 3-х месяцев назад.

    Для возбуждения дела о банкротстве необходимо решение суда, вступившее в законную силу.

    Стандартная процедура банкротства состоит из двух или более этапов.

    Первым, в стандартном варианте, обязательно будет наблюдение - предприятие работает в прежнем режиме под опекой арбитражного управляющего, а тот проводит детальный анализ его деятельности.

    В наблюдении директор продолжает управлять магазином, и оно может продолжать свою деятельность, с некоторыми ограничениями.

    На это время приостанавливаются все исполнительные производства – а это значит, что судебные приставы и налоговая инспекция не могут списывать деньги со счетов должника в безакцептном порядке. Кроме того, «замораживается» начисление процентов – банки не могут требовать оплаты процентов по кредитным задолженностям.

    Все это делается для того, чтобы определить – может ли предприятие восстановить платежеспособность, или нет.

    1. Финансовое оздоровление

    Является попыткой восстановить платежеспособность компании и погасить долги в соответствии с определенным графиком. Его разрабатывают, затем утверждают в арбитражном суде.

    В ходе финансового оздоровления компанией продолжает руководить ее директор, а административный управляющий, назначенный судом – следит, чтобы не нарушались права кредиторов.

    Для предотвращения причинения вреда кредиторам на должника также накладываются ограничения.

    При этом предприятие получает ряд льгот – например, в этот период отменяются все аресты и обеспечительные меры, не начисляются проценты, неустойки и прочие штрафные санкции.

    Длится оздоровление не более двух лет. Если график не утвердили или не выполнили, банкротство переходит в конкурсное производство.

    2. Внешнее управление

    Арбитражный управляющий здесь приобретает права руководителя предприятия и пытается оптимизировать деятельность предприятия, сокращая расходы, улучшая управление организацией, и применяя прочие антикризисные меры.

    Этот этап может занимать до полутора лет, после чего, суд выносит определение либо о прекращении процедуры банкротства и расчете с кредиторами, либо о признании юридического лица банкротом и открытии конкурсного производства, либо об утверждении мирового соглашения.

    Основное отличие от финансового оздоровления – в том, что расчет с кредиторами не производится. На все время внешнего управления, на требования кредиторов накладывается мораторий.

    3. Конкурсное производство

    Цель последнего этапа процедуры банкротства – максимальное удовлетворение требований кредиторов. С этой целью конкурсный управляющий продает имущество должника, оспаривает сделки, взыскивает убытки, и осуществляет все меры для того, чтобы пополнить конкурсную массу.

    Продолжительность этапа – до 18 месяцев. На любом этапе процедуры, кредиторы и должник могут прийти к мировому соглашению. По завершении конкурсного производства, компания ликвидируется и исключается из ЕГРЮЛ.

    Какой бы вид процедуры не был, в конце концов, реализован, банкротство остаётся очень сложным и трудоемким процессом.

    От квалификации специалистов, которые его проводят, напрямую зависит результат – получат ли кредиторы деньги по своим требованиям, и ответят ли директор и участники своим имуществом за долги предприятия.

    Читайте статьи об эффективном управлении:

    Причин закрытия предприятия и объявления его банкротом может быть несколько: проведение выездных проверок и доначисление неоплаченных налогов в случае проведения незаконных фиктивных сделок, несостоятельность по уплате кредиторской задолженности. Несостоятельность и юридических лиц признается в судебном порядке, эта юридически сложная процедура включает прохождение целого ряда процедур, указанных в законе.

    Банкротство юридического лица может инициироваться должником, кредитором или собственником.

    Оно может быть запланированным, т.е. используется для улучшения экономической картины в определенной области, или фиктивным и преследуется по закону, за него предусмотрена уголовная ответственность.

    Процедура проведения банкротства

    Все основные моменты, регулирующие этапы закрытия и признания юридических лиц банкротами, содержатся в федеральном законе №127-ФЗ от 26.10.2002 «О банкротстве». В нем содержатся указания по времени закрытия, суммам незакрытых кредиторских задолженностей, расписаны стадии проведения банкротства и т.д.

    Признание юридического лица банкротом

    В статье 27 вышеуказанного закона предусмотрены обязательные шаги по признанию несостоятельности юридического лица отвечать по своим обязательствам. Указаны обязательные стадии данного юридического шага, они выражаются в:

    1. Наблюдении.
    2. Санации (финансовом оздоровлении).
    3. Внешнем управлении.
    4. Конкурсном производстве.
    5. Мировом соглашении.

    При утверждении несостоятельности юридического лица оно проходит все вышеперечисленные стадии, но мировое соглашение может достигаться на всех . Заключаться оно может в редких и исключительных случаях.

    Следует рассмотреть более подробно все стадии объявления юридического лица банкротом.

    1. Наблюдение проводится путем проведения финансового анализа осуществляемой деятельности учреждением и прохождения оценки состояния предприятия. В результате такой операции создается список всех взысканий кредиторов и назначается первое собрание. Такая стадия назначается арбитражным судом после подачи заявления заинтересованного лица. В результате операции делаются выводы о и целесообразности возбуждения процесса его банкротства. В ходе наблюдения и юридического сопровождения делаются выводы о материальном положении банкрота и возможности провести процедуру банкротства в правовом поле.
    2. В суде назначается арбитражный управляющий. Он осуществляет полный контроль предприятия и ее руководящих органов, определенные сделки могут совершиться только после полного ознакомления и одобрения назначенного управляющего, свое согласие он должен выразить в письменной форме. Его полномочия определяются действующим законодательством. В полном соответствии с законом суд рассматривает заявление кредитора или должника и признает или отклоняет требования о признании юридического лица банкротом, начинается возбуждение процесса признания банкротом юридического лица. Все последующие требования принимаются по четким правилам. На данном этапе предприятие не имеет права создавать филиалы, структурные подразделения и проводить реорганизацию. Логического завершения стадия достигает при начале второй стадии – финансового оздоровления. В результате проведенного наблюдения арбитражный суд выносит заключение о проведении следующей стадии – финансового оздоровления или внешнего управления или их сочетаний.
    3. Санация или финансовое оздоровление проводится на предприятии для восстановления его экономической стабильности: совершенствуется его процессуальная деятельность, восстанавливается платежеспособность. Такое оздоровление делает возможным провести расчеты по кредиторской задолженности в соответствии с ранее составленным графиком погашения платежеспособности. График составляется и подтверждается арбитражным судом с таким расчетом, что предприятие ведет активную предпринимательскую деятельность и постепенно рассчитывается с долгами. Чтобы интересы всех кредиторов были соблюдены, на остаток задолженности начисляются проценты. На этой стадии появляется новый управляющий, назначенный судом, – арбитражный. Администрация предприятия-банкрота работает в прежнем режиме, но с некоторыми ограничениями в объеме полномочий. В законе зафиксирован максимальный срок данной процедуры – 24 месяца.
    4. Параллельно с оздоровлением предприятия может проводиться и внешнее управление. Это одна из стадий признания юридического лица банкротом, на ней так же, как и на двух предыдущих стадиях, принимаются все возможные действия по восстановлению платежеспособности предприятия-банкрота. На данном этапе руководитель или директор предприятия отстраняется от выполняемых должностных обязанностей, на его место назначается внешний управляющий, исполняющий обязанности на протяжении 12 месяцев, при наличии уважительных причин этот срок может быть продлен еще на полгода. В течение этой процедуры следует выделить такую особенность:

    • все управление на предприятии переходит в руки внешнего управляющего, прежний руководитель отстраняется от выполняемых обязанностей;
    • в полное ведение управляющего передается вся бухгалтерская, финансовая и налоговая отчетность, балансовые отчеты и иная документация, штампы и печати юридического лица, материальные ценности и прочее оборудование предприятия;
    • отменяются все назначенные раннее меры по обеспечению погашения кредиторской задолженности;
    • вводится полный запрет на погашение кредиторской задолженности. Деятельность предприятия-банкрота не прекращается, но хозяйственные операции, сумма, которых превышает 20% активов предприятия, совершаются с согласия собрания кредиторов. На данной стадии внешний управляющий может поддержать несостоятельность выполнения обязательств по заключенным договорам, на этой стадии управляющий предоставляет отчетность о деятельности предприятия общему собранию кредиторов. На стадии внешнего регулирования может быть признана путем обращения в суд всем собранием кредиторов. На основании обращения и отчетности внешнего управляющего суд делает вывод и постановляет:
    • остановить процедуру признания несостоятельности данного лица и возобновить на этой стадии расчеты с кредиторами;
    • отклонить предоставленный отчет управляющего, утвердить возбуждение стадии несостоятельности предприятия и принять решение об открытии новой стадии банкротства лица – конкурсного производства. Также может быть объявлено о начале новой стадии на этапе банкротства лица в ответ на обращение собрания кредиторов;

    Следующим этапом признания несостоятельности и признания лица банкротом является . На данном этапе несостоятельность (банкротство) юридических лиц определяется конкурсным управляющим, проводящим полную инвентаризацию всех активов предприятия и следящим за тем, чтобы выполнялась процедура погашения задолженности по ранее утвержденному графику и в полном соответствии с законодательством.

    Конкурсное производство – это завершение признания несостоятельности предприятия и окончание процедуры банкротства лица. В итоге такой процедуры предприятие полностью ликвидируется, активы юридического лица распределяются пропорционально установленным долям среди кредиторов. Процедура завершается конкурсным управляющим, на это время все руководство предприятия полностью отстраняется от управления. Процедура может занимать один год, в случае признания этого срока недостаточным суд может продлить его еще на полгода.

    Особенности реализации стадии конкурсного производства

    Решения о времени начала процедуры конкурсного производства и признания несостоятельности лица и признания его банкротом принимаются арбитражным судом, на должность конкурсного управляющего лицо утверждается с согласия суда. Круг и особенности их должностных обязанностей закреплен в федеральном законе.

    По завершении признания несостоятельности и банкротства юридического лица управляющим предоставляется отчет, на его основании суд выносит решение о закрытии конкурсного производства. Если из предоставленного отчета суд делает вывод о закрытии кредиторской задолженности, то процедура признания несостоятельности данного лица завершается, лицо признается банкротом.

    Особая процедура банкротства – мировое соглашение

    Одним из этапов признания лица банкротом является заключение мирового соглашения. На первых этапах реализации этой стадии подписывается двусторонний документ, в котором оговариваются условия и порядок погашения общего долга. Далее он в обязательном порядке подлежит утверждению арбитражным судом. После его утверждения процедура признания лица банкротом прекращается, несостоятельность предприятия в уплате по обязательствам больше не проверяется, деятельность предприятия может продолжаться с обязательным соблюдением погашения утвержденной задолженности.

    Грамотно подготовленные переговоры позволяют избежать трудоемкой процедуры признания предприятия банкротом или завершить утомительную и длительную процедуру на самой ранней стадии без привлечения посторонних управляющих. Подписывать двустороннее соглашение может:

    • со стороны должника – лицо, принявшее такое решение, которое находится в сфере его должностных обязанностей;
    • со стороны кредиторов – избранный на общем собрании кредиторов представитель.

    Мировое соглашение может быть заключено на любом этапе процедуры признания лица банкротом, даже при завершении конкурсного производства. И в юридической, и в экономической практике оно считается наиболее благоприятным исходом данного дела.

    В экономической деятельности возникают ситуации, когда юридическое лицо не может исполнить свои финансовые обязательства, платить по долгам и обязательным платежам в бюджет. В этом случае, чтобы зафиксировать общую задолженность юридического лица, а при необходимости списать часть задолженности, необходимо провести процедуру банкротства организации. О данной процедуре пойдёт речь в этой статье. Как начать процесс, если предприятие обанкротилось, в соответствии с федеральным законом о банкротстве юридических лиц РФ?

    Итак, если организация не может выполнять денежные обязательства перед кредиторами, платить зарплату наемному персоналу или оплачивать налоги в бюджет, то в отношении данного юридического лица может быть начата процедура банкротства.

    Закон предусматривает 2 необходимых условия, при наличии которых можно обратиться в суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

    1. Если организация не исполняет денежные обязательства перед кредиторами не менее трёх месяцев, со дня, когда обязательства должны быть исполнены;
    2. Если совокупный долг юридического лица составляет не менее 300 тыс. рублей.

    Процедура банкротства юридического лица

    Обратится в арбитражный суд с требованием о признании организации банкротом могут:

    • само юридическое лицо-должник;
    • кредиторы юридического лица;
    • наёмные работники, которым не выплачивают зарплату;
    • уполномоченные органы.

    При этом если имеются признаки банкротства юридического лица, то руководитель данной организации должен поставить в известность об этом положении учредителей (участников) организации. И учредители компании могут принять меры к восстановлению платёжеспособности юридического лица. Это первая досудебная стадия банкротства, на данной стадии учредители фирмы могут оказать финансовую помощь, чтобы избежать несостоятельности организации (досудебная санация).

    Если финансовая помощь учредителей не приводит к восстановлению платёжеспособности организации, и остаются финансовые проблемы, тогда могут последовать судебные стадии банкротства.

    Лица, имеющие право возбуждать дело о банкротстве (несостоятельности) юридического лица, могут обратиться в арбитражный суд по месту нахождения организации-должника.

    Арбитражный суд в течение 5 дней со дня поступления заявления о банкротстве юридического лица решает вопрос о принятии заявления к рассмотрению.

    Важно! Арбитражный суд, решая вопрос о возможности начала дела о банкротстве организации, в первую очередь проверяет наличие двух необходимых признаков (организация не платит по долгам не менее трёх месяцев и общий долг не менее чем 300 тыс. рублей).

    Если арбитражный суд убедится в наличии признаков банкротства и исключит вероятность его фиктивности, то принимается решение о возбуждении дела. При этом суд выносит также определение о введении первой стадии - наблюдения и утверждает временного управляющего организации.

    Важно! Данная стадия банкротства устанавливается с целью сохранения имущества должника, в первую очередь, чтобы имущество было сохранено для обеспечения требований кредиторов, на данной стадии проводится анализ финансового состояния организации-должника.

    Этапы банкротства

    Стадия Наблюдение

    После введения наблюдения руководитель организации частично отстраняется от своих полномочий. Решение по деятельности организации может принимать руководитель юридического лица только с письменного согласия временного управляющего . Руководитель организации передаёт временному управляющему документы об имуществе организации, а также документы о финансово-хозяйственной деятельности организации за последние 3 года предшествующие стадии наблюдения.

    Также на данной стадии банкротства, руководитель организации должен обратиться к учредителям юридического лица с предложением о введении в отношении организации финансового оздоровления с целью восстановления платёжеспособности организации.

    Временный управляющий должен проанализировать финансовое положение организации, проверить документы инвентаризации имущества организации с целью определить возможность восстановления платёжеспособности должника и выступить с предложением о возможности проведения других процедур банкротства.

    На этой стадии кредиторы направляют в арбитражный суд список финансовых требований к должнику.

    Временный управляющий решает вопрос о проведении первого собрания кредиторов. На данном собрании кредиторы решают вопрос о необходимости проведения следующей стадии банкротства организации. Если есть возможность восстановить платёжеспособность должника, то может быть, начата стадия финансового оздоровления.

    Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение либо о начале финансового оздоровления, либо начала стадии внешнего управления, а если по итогам наблюдения становится понятно, что вернуть организацию к нормальной финансово-хозяйственной деятельности не удастся, тогда суд назначает конкурсное производство.

    Важно! Кроме этого, на любой стадии, должник и кредиторы могут заключить мировое соглашение, которое подлежит утверждению арбитражным судом и на этом может закончиться процедура банкротства организации.

    Стадия Финансового оздоровления

    Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов может назначить финансовое оздоровление организации и назначить административного управляющего. В решении суда обязательно указывается срок финансового оздоровления, который не может быть больше, чем 2 года . При этом руководитель организации-должника должен осуществлять управление организацией по согласованию с административным управляющим. А также на сделки по отчуждению имущества, увеличение задолженности и некоторые другие нужно получать согласие собрания кредиторов.

    Административный управляющий в ходе стадии финансового оздоровления должен вести реестр требований кредиторов, ознакомится с текущей финансово-хозяйственной деятельностью организации, текущее погашение задолженности перед кредиторами в соответствии с утверждённым планом погашения задолженности.

    Важно! Если в ходе финансового оздоровления должнику удаётся погасить задолженность перед кредиторами, то арбитражный суд принимает решение о прекращении банкротства организации.

    Если же задолженность остаётся, тогда процедура банкротства продолжается. В этом случае собрание кредиторов, изучив отчёт административного управляющего о финансовом состоянии должника, решает:

    • Либо о введении стадии внешнего управления;
    • Либо об объявлении должника банкротом и проведении конкурсного производства.

    Арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов выносит определение о следующей стадии банкротства.

    Стадия Внешнего управления

    Управление делами организации на данной стадии полностью возлагается на внешнего управляющего, при этом руководитель организации в полном объёме отстраняется от управления организации и может быть уволен .

    Максимальный срок внешнего управления не может превышать 18 месяцев.

    Важно! Во время действия внешнего управления налагается полный мораторий (отсрочка) на исполнении финансовых требований кредиторов.

    Внешний управляющий принимает в управление всё имущество должника и проводит его инвентаризацию, распоряжается имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с целью добиться нормальной хозяйственной деятельности организации и погашение долгов. Также управляющий отсчитывается перед кредиторами о принимаемых мерах для достижения целей внешнего управления.

    Внешний управляющий составляет план управления и представляет его для одобрения собранию кредиторов. План внешнего управления должен дать точный ответ, в какие сроки платёжеспособность организации-должника будет восстановлена.

    В ходе внешнего управления управляющий вправе принимать решение о закрытии неэффективного производства, продажи части имущества должника, взыскание дебиторской задолженности, продажи предприятия должника и другое.

    Если в результате внешнего управления управляющий добился удовлетворения всех требований кредиторов, то он составляет отсчёт внешнего управления и направляет его на утверждение арбитражного суда.

    Важно! Если все требования кредиторов удовлетворены, арбитражный суд прекращает процедуру банкротства организации.

    Если же кредиторы требуют признание должника банкротом, суд выносит решение о проведении стадии конкурсного производства.

    Стадия конкурсного производства

    Максимальный срок конкурсного производства составляет 6 месяцев. Занимается конкурсным производством конкурсный управляющий. Со дня введения конкурсного производства все денежные обязательства организации должника считаются наступившими, прекращается начисление процентов и неустойки вследствие ненадлежащего исполнения обязательства. Все финансовые, бухгалтерские документы, печати, штампы и прочие материальные ценности передаются конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий проводит оценку имущества должника.

    Всё имущество организации должно включиться в конкурсную массу и подлежит реализации на аукционе . Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, подлежат учёту и за счёт этих средств производится расчёт с кредиторами должника в порядке очерёдности указанной в 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    Важно! После проведения конкурсного производства и полного либо частичного удовлетворения требований кредиторов, организация-должник объявляется банкротом и ликвидируется.

    Правовым последствием объявления организации банкротом является списание части задолженности, которая осталась непогашенной после удовлетворения требований кредиторов за счёт реализации имущества банкрота.

    Стадия мирового соглашения

    При этом на любой из стадий банкротства допускается, что между должником и конкурсными кредиторами может быть заключено мировое соглашение. Мировое соглашение подлежит удовлетворению арбитражным судом и является основанием к прекращению процедуры банкротства организации.

    Важно! Мировое соглашение, утверждённое арбитражным судом, является обязательным для исполнения сторонами мирового соглашения и односторонний отказ от исполнения мирового соглашения недопустим.

    Последствия признания организации банкротом

    После окончания конкурсного производства и полного либо частичного погашения требований кредиторов, арбитражный суд выносит определение о прекращении дела о банкротстве с объявлением организации банкротом. Это определение является основанием для ликвидации юридического лица и внесение соответствующей записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Важным последствием объявления организации банкротом является то, что часть требований кредиторов, оставшиеся непогашенными за счёт средств от реализации имущества должника, подлежат списанию.

    Процедура банкротства юридического лица достаточно сложное правое действие, с большим количеством правовых нюансов. Каждая стадия банкротства имеет свои особенности, поэтому начало процедуры и полное правовое сопровождение этапов банкротства нужно доверять профессионалам – практикующим юристам, которые смогут провести банкротство без лишних правовых рисков.

    Итак, данная статья подробно рассказывает о стадиях процедуры банкротства юридического лица. И одной из целей процедуры организации является восстановление платёжеспособности организации-должника, на это направлена деятельность арбитражного суда и арбитражных управляющих. Но если банкротства избежать не удаётся, то данная процедура позволяет организации-должнику ликвидироваться и списать часть имеющейся задолженности.

    ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.



    Просмотров