Запрет заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении осужденному занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Сущность данного вида наказания состоит в лишении осужденного на определенный приговором суда срок правомочий, обусловленных его должностным положением, профессиональной или иной деятельностью, используя которые это лицо совершило преступление или которые оно могло бы использовать в дальнейшем для совершения преступлений.
«Лишение права» иногда рассматривается в литературе как специальный вид наказания, поскольку основания его назначения определяются и характером совершенного деяния, и «тем, что лицо выступает при этом в качестве специального субъекта». (245, с. 104-105; 57, с. 37). По мнению же А.Л. Цветиновича, «специальными» должны признаваться дополнительные наказания всех видов, хотя бы лица, которым они назначаются, и не обладали признаками специального субъекта преступления». (241, с. 84).
По смыслу ч. 1 ст. 47 УК, лишение права занимать определенные должности распространяется только на должности государственных служащих и служащих органов местного самоуправления и не распространяется на занятие должностей в негосударственных организациях и учреждениях. Вопрос же о том, «кто может работать и на каких должностях в коммерческих организациях, а также в некоммерческих организациях, не являющихся государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, должен решаться соответствующими руководителями и руководящими органами». (100, с. 106; 101, с. 75).
В связи с этим формально неточным является утверждение, что это наказание может назначаться также «материально ответственным лицам; работникам торговли и сферы обслуживания населения (как государственного, так и частного сектора); сотрудникам частных коммерческих и иных организаций, выполняющим управленческие функции, а также лицам, профессионально занимающимся той или иной деятельностью (врачи, нотариусы, водители, педагоги, охотники и др.). (184, с. 282).
Однако с точки зрения существа вопроса, по нашему мнению, суд должен иметь право в определенных случаях лишать виновного в совершении преступления права занимать определенные должности и в негосударственных учреждениях. Во-первых, если к последним относить все те учреждения со смешанным капиталом, доля государства в уставном капитале которых составляет менее 50 %, а их множество и в связи с приватизацией становится все больше, то возможность применения данного довольно эффективного вида наказания будет существенно ограничена. Во-вторых, не очень понятно, почему суд должен иметь возможность лишить виновного, к примеру, права занимать материально ответственные должности в учреждениях, где доля государства составляет более половины уставного капитала, но не иметь такой возможности в необходимых случаях, если доля государства менее половины? Во многих случаях применение данного наказания было бы целесообразным и в отношении указанных категорий лиц.
К слову сказать, отмеченное выше требование ч. 1 ст. 47 УК не выдержано до конца и в самом Уголовном кодексе, статья 202 которого предусматривает возможность применения рассматриваемого вида наказания к частным нотариусам и частным аудиторам.
Федеральный закон РФ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. (Рос. газета, 1995, 3 авг.) Государственные должности в соответствии с законом подразделяются на категории: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие, соответствующие 5 группам. Для всех государственных служащих введено 15 квалификационных разрядов: действительные государственные советники РФ, государственные советники РФ, советники РФ, советники госслужбы, референты госслужбы и др. В каждом разряде установлено 3 класса.
Виды должностей в органах местного самоуправления, замещение которых может быть запрещено приговором суда на основании ст. 47 УК РФ, определяются в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (24, ст. 350 6) а также соответствующими нормативными актами субъектов РФ. Это могут быть должности главы соответствующего муниципального образования, а также иные должности в органах местного самоуправления.
При этом, как отмечается в литературе, «под должностью не следует понимать только выполнение функции представителя власти или организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, как это трактуется в понятии должностного лица, данного в примечании к ст. 285 УК. Это более широкое понятие, например диспетчер на транспорте, кассир Сбербанка и т.д.». (221, с. 428).
Лишение права заниматься определенной деятельностью предполагает запрет заниматься как работой по той или иной профессии - педагога, врача, профессионального водителя и т.п., так и иными видами деятельности, не связанными с определенной профессией - индивидуальной трудовой деятельностью, управлением личным транспортом, занятием охотой, рыбной ловлей и т.п. Пленум Верховного суда СССР в постановлении по конкретному делу признал правильным применение в отношении охотников-любителей лишения права охоты. (29, с. 9).
На практике этот вид наказания применялся достаточно часто «к лицам, совершившим преступления, связанные с врачебной или иной медицинской, педагогической деятельностью, исполнением инженерных обязанностей, а также к лицам, занимавшим должности, позволявшие принимать юридически значимые решения на государственной службе, в структурах, занимавшихся предпринимательской деятельностью». (99, с. 133-134).
Запрещение заниматься определенной деятельностью сопряжено во многих случаях также с фактическим лишением осужденного права занимать связанные с ней должности.
По мнению некоторых авторов, в статье 47 УК РФ «объединены два различных, хотя и весьма сходных по своим карательным свойствам, и в принципе однородных вида наказания: лишение права занимать должности и лишение права заниматься определенной деятельностью». (184, с. 361; 221 с. 427).
На наш взгляд, такое суждение является неправильным по существу и не соответствует уголовному закону. Определенные различия указанных мер, безусловно, наличествуют, основное из которых в том, что, в зависимости от конкретных условий, эти меры поражают разные (но очень близкие) блага осужденного – право занимать определенные должности или права заниматься определенным видом деятельности. Однако, как представляется, различия между этими мерами не настолько значительны, чтобы говорить об их самостоятельности. Между ними больше сходства, нежели различий. Это сходство проявляется в единстве их происхождения и социальной роли, в элементах содержания, а также в единстве законодательного регулирования. Согласно ст. 47 УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - это единый вид уголовного наказания.
Нам уже приходилось писать о том, что по существу каждый из предусмотренных в законе видов наказания (к примеру, штраф, конфискация имущества, лишение специального или воинского звания, классного чина и государственных наград или др.) имеет сложное строение и может быть представлен как подсистема в общей системе наказаний. (69, с. 43). Одни и те же виды наказания, назначаемые за различные преступления и в отношении разных осужденных, могут иметь различное проявление - по своему содержанию, срокам, конкретным целям, объектам воздействия, восприятию осужденными и окружающими. Тем более они могут проявляться по-разному в зависимости от того, в качестве основного или дополнительного они применяются. Однако от этого они не перестают быть едиными видами наказания.
Гипертрофирование различий в разных проявлениях единых по сути видов наказаний способно привести к неоправданному дроблению существующих видов наказаний. Исходя из таких позиций, почему бы не выделить, к примеру, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в зависимости от того, в качестве основного или дополнительного наказания оно применяется - между этими мерами различий, пожалуй, даже более, нежели в рассматриваемом спорном случае. Конечно, при определенных условиях разделение отдельных видов наказания может быть вполне оправданным, и истории известны такие случаи – подобное, к примеру, произошло с наказанием в виде правопоражений, из которых, в частности, выделились самостоятельные виды наказаний: лишение права занимать определенные должности, лишение родительских прав, лишение воинского или специального звания, увольнение от должности. Однако такое деление должно быть осмысленным, целесообразным, оно возможно лишь до известных пределов - в ходе такого деления не должна быть утрачена суть делимого вида наказания и его содержание.
Таким образом, на наш взгляд, правильнее утверждать, что лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью – это лишь два разных проявления единого вида наказания.
Два вида запрета, которые может применять суд, взаимосвязаны между собою, поскольку запрещение заниматься определенной деятельностью предполагает в ряде случаев и лишение осужденного права занимать связанные с такого рода деятельностью должности.
Возможно и одновременное применение обоих видов ограничений - в тех случаях, когда по характеру совершенных виновным преступлений и с учетом личности виновного суд сочтет невозможным сохранение за ним и права занимать те или иные должности, и права заниматься определенной деятельностью.
В теории уголовного права является весьма распространенным мнение, согласно которому «осужденный может быть лишен права занимать лишь те должности или заниматься такой деятельностью, которые использованы им для совершения преступления», (см.: 228, с. 283; 221, с. 428-429; 101, с. 75; и др.) либо тождественные или однородные с ними. (241, с. 82-83).
На наш взгляд, закон не требует непременного наличия причинной зависимости между совершенным преступлением и должностным положением или видом деятельности виновного при назначении рассматриваемого вида наказания. В законе говорится не о такой зависимости как условии назначения данного наказания, а о «признании невозможности» сохранения за виновным права на соответствующую должность или деятельность, вытекающей из особенностей совершенного преступления и личности виновного.
Представляется, что суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного может признать невозможным сохранение за последним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и в тех случаях, когда совершенное преступление впрямую не связано с занимаемой должностью или занятием определенной деятельностью, но у суда с учетом всех обстоятельств дела возникли серьезные опасения о возможности использования этим лицом своей должности или деятельности для совершения преступления впредь. Ведь главное назначение данного вида наказания - ярко выраженная превенция, он специально ориентирован законодателем на достижение цели предупредить новые преступления со стороны осужденного, и эта цель диктует необходимость его применения во всех случаях, когда существует опасность совершения преступлений по должности или при занятии определенной деятельностью.
Прав П.П. Осипов, обоснованно полагающий, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обладает высоким превентивным потенциалом, который используется недостаточно, в связи с чем это наказание следовало бы применять как в тех случаях, когда по характеру совершенного преступления подсудимый представляет опасность для определенных общественных отношений в силу социальной позиции, занимаемой в системе общественного производства, так и «тогда, когда независимо от непосредственной связи преступного поведения с выполнением профессиональных функций подсудимый утратил моральное право на выполнение трудовой функции, требующей высокого личного престижа, авторитета (в данном случае это наказание чаще всего надлежит применять в качестве дополнительного)». (163, с. 90).
Осужденный лишается права трудиться только на конкретных, указанных в приговоре суда должностях или осуществлять указанный в нем вид трудовой деятельности, но не вообще права работать в данном ведомстве или в системе хозяйства. Поэтому в приговоре суда должно быть указано, какие конкретно должности лишен права занимать данный осужденный, или какими конкретно видами деятельности ему запрещается заниматься. Нельзя, к примеру, лишать виновного права работать в той или иной отрасли хозяйства без определения круга должностей, занимать которые он не вправе.
Высшие судебные органы страны в своих руководящих разъяснениях неоднократно обращали внимание судов на необходимость конкретного указания должностей, которые запрещается занимать, и деятельности, которой запрещается заниматься осуждённому. (См., напр.: 31, с. 199).
Как правильно отмечает А.Л. Цветинович, от формулировки налагаемого судом запрета, т. е. наименования или характера должностей, которые запрещается занимать, вида деятельности, которой запрещается заниматься, зависит объем правоограничений, связанных с его отбыванием, поэтому это наказание в судебном приговоре должно быть сформулировано в соответствии с законом, точно и недвусмысленно. Не должно быть формулировок, позволяющих толковать их произвольно. Когда в санкции содержится конкретизированная формулировка этого вида наказания, при его назначении суд должен сформулировать запрет таким образом, что бы он не выходил за пределы формулировки санкции. (241, с. 95-96).
Суд вправе применить к виновному рассматриваемое наказание, лишив его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, и в том случае, когда лицо, совершившее преступление, не занимало соответствующую должность или не занималось определенной деятельностью постоянно, а выполняло соответствующие обязанности временно, по приказу или распоряжению, а также когда к моменту постановления приговора осужденный уже не занимал должности на государственной службе и не занимался деятельностью, с которыми было связано совершенное преступление. (31, с. 199).
При этом Верховный Суд РФ указал на недопустимость формального подхода к назначению дополнительного наказания, в частности, в виде лишения права управлять транспортом лиц, для которых это является профессией. (Там же).
При назначении наказания в виде «лишения права» суд обязан в приговоре указать срок этого наказания строго в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК. Поскольку минимальный срок наказания в санкции, как правило, не указывается, таковым следует считать нижний предел срока этого вида наказания, установленный ч. 2 ст. 47 УК для его применения в качестве основного наказания – один год, в качестве дополнительного - шесть месяцев.
Содержание этого вида наказания заключается в целом ряде лишений и ограничений. Сам по себе факт осуждения виновного, отрицательная морально-психологическая оценка его поведения в приговоре от имени государства, ограничение, порой на продолжительный срок, его трудовой правоспособности, возможности свободного выбора должности, профессиональной деятельности или рода занятий, влекущие иногда необходимость переучиваться, утрату квалификации, определенные материальные потери, ограничение ряда льгот и преимуществ, наконец, состояние судимости-все эти карательные элементы «лишения права» делают его весомым в карательном и воспитательном отношениях и определяют его ярко выраженную предупредительную направленность. (71, с. 73-74; 215, с. 5-6; 38, с. 205-206).
В теории уголовного права и на практике признается, что «лишение права» является одним из наиболее эффективных и, следовательно, наиболее перспективных видов наказания. О его эффективности свидетельствует тот, в частности, факт, что рецидив среди осужденных с применением этого дополнительного наказания в два раза меньше рецидива среди аналогичной категории осужденных, к которым дополнительное наказание не применялось. (138, с. 7).
Это наказание может применяться в качестве как основного, так и дополнительного. В качестве основного вида наказания оно может быть назначено на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного - на срок от шести месяцев до трех лет.
В качестве основного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается:

  • в случаях, когда оно предусмотрено в этом качестве в санкции статьи Особенной части УК;
  • в порядке ст. 64 УК при переходе к более мягкому виду наказания;
  • в порядке ст. 80 УК при замене не отбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания;
  • при отсрочке отбывания наказания, назначенного женщине, имеющей малолетних детей, когда на основании ч. 3 ст. 82 УК по достижении ребенком восьмилетнего возраста оставшаяся не отбытой часть наказания заменяется более мягким видом наказания.
В качестве дополнительного рассматриваемое наказание может быть применено:
  • в случаях, когда оно указано в соответствующей санкции как основное наказание (например, в ч.ч. 1, 3 ст. 204 УК), но не избрано судом в этом качестве;
  • в случаях, когда это наказание содержится в санкции в качестве дополнительного - обязательного или факультативного (например, ч.ч. 1, 2 ст. 120, ч. 4 ст. 122 УК);
  • в тех случаях, когда указания об этом наказании в санкции отсутствуют вовсе, но суд, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления и личность виновного, признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК).
В санкциях статей Особенной части УК РФ наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью представлено довольно широко, что является необходимой предпосылкой для широкого его использования и в судебной практике.
Как основное наказание оно предусматривается в 31 санкции, что составляет 5,7 % общего числа санкций. Как правило, это наказание устанавливается за преступления небольшой и средней степени тяжести. (См.: Приложения, табл. № 1).
Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью содержится в 79 санкциях (51,6 % кумулятивных санкций или 14,6 % всех санкций УК). (См.: Приложения, табл. № 2).При этом в 23 санкциях это наказание предусмотрено как обязательное и в 56 санкциях - как факультативное.
Как правило, это наказание предусмотрено за преступления, которые нередко совершаются в связи с занимаемой виновным должностью, либо определенной профессиональной или иной деятельностью. Например, в качестве основного наказания лишение права занимать определенные должности предусмотрено за присвоение или растрату при квалифицирующих признаках по ч. 2 ст. 160 УК, за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности по ч.ч. 1и 2 ст. 169 УК и др. В качестве дополнительного наказания - за неоказание помощи больному по ч. 2 ст. 124 УК, за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие по ст. 270 УК и др.
В судебной практике, однако, широкие и разнообразные функциональные возможности «лишения права» и как основного, и как дополнительного наказания, в борьбе с преступностью используются еще не полностью и не всегда правильно, что отрицательно сказывается на уровне эффективности борьбы с соответствующими видами преступлений.
Анализ данных судебной статистики и материалов уголовных дел показывает, что это наказание судами Российской Федерации применяется еще недостаточно. Это обстоятельство мы отмечали еще в середине 80-х годов. (См.: 71, с. 74-81). Впоследствии, в частности, в период с 1989 г по 1993 г., удельный вес осужденных к этому наказанию в общем числе осужденных ежегодно снижался и составлял в указанные годы соответственно: 12,8% - 11,7% - 10,5% - 7,9% - 1,8%. (См.: 172, с. 151). В последние же годы удельный вес этого наказания в системе фактически применяемых уголовных наказаний сократился еще более.
По данным официальной статистики за 1997 и 1998 гг., лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применялось в единичных случаях - в отношении всего 102 (0,01%) осужденных в 1997 г. и 59 (0,006 %) осужденных в 1998 г. Причем во многих случаях это наказание не применялось и по тем статьям, которые предусматривают его в санкциях (в том числе и как дополнительных, обязательных для применения). Лишь за присвоение и растрату, совершенные при квалифицирующих признаках (ст. 160, ч.2 УК), это наказание назначалось несколько чаще - в отношении 59 (0,9 %) осужденных в 1997 г. и 52 (0,7 %) осужденных в 1998 г.; да за уклонение от уплаты налогов по ст.ст. 198 и 199 УК - в отношении 12 (3,1%) осужденных в 1997 г. и только 2 (0,3%) осужденных в 1998 г. (См.: Приложения, табл. № 8).
В качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может применяться и при отсутствии упоминаний о нем в санкции статьи Особенной части УК – в ч. 3 ст. 47 УК об этом сказано вполне определенно, и это, казалось бы, открывает широкие возможности по практическому применению этого дополнительного наказания. Однако и эти возможности пока реализуются на практике незначительно.
Высшие судебные органы страны неизменно ориентировали суды, что в каждом случае при решении вопроса о назначении наказания за преступление, связанное с исполнением виновным обязанностей по должности или занятием определенной деятельностью, необходимо с учетом характера совершенного преступления обязательно обсуждать вопрос о лишении виновного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. (См., напр.: 31, с. 198).
Как справедливо отмечается в литературе, рассматриваемый вид наказания «оказывает существенное психологическое воздействие на осужденного, значительно ограничивает его права и возможности, способствует очищению государственной службы и иных видов деятельности от лиц, которые наносят серьезный ущерб обществу и отдельным гражданам», (99, с. 133-134) поэтому следовало бы ожидать более широкого применения этого вида наказания в судебной практике.
В середине 80-х годов в литературе, в том числе и автором этих строк, были высказаны соображения об основных причинах недостаточного использования функциональных возможностей этого наказания как дополнительного. (71, с. 76-81). Эти же в основном причины действуют, на наш взгляд, и в условиях сегодняшнего дня, причем они определяют применение рассматриваемого наказания и как дополнительного, и как основного.
Мы, например, отмечали ранее, что некоторые суды отказывались от назначения «лишения права» по мотивам отсутствия необходимости в этом наказании вследствие увольнения осужденного к моменту вынесения приговора с прежнего места работы или вследствие лишения его права на управление транспортными средствами в административном порядке.
Однако, как справедливо указывалось в уголовно-правовой литературе, содержание «лишения права» как уголовного наказания не сводится только к отстранению осужденного от выполнения определенных обязанностей, а заключается и в лишении его права занимать ту или иную должность или заниматься той иной деятельностью в течение определенного приговором срока с тем, чтобы практически лишить его возможности совершить новое аналогичное преступление, связанное с занятием соответствующей должности или определенной деятельностью. Увольнение же с должности, занимая которую лицо совершило преступление, не лишает его возможности занять аналогичную должность на другом предприятии или в иной системе народного хозяйства и продолжать преступную деятельность. По известным соображениям не может заменить рассматриваемого наказания и лишение права управлять транспортными средствами в качестве меры административного воздействия: не обладающая свойствами, присущими уголовному наказанию, не влекущая за собой судимость, эта мера, естественно, не может решить тех задач, которые стоят перед уголовным наказанием. (57, с. 39-40; 167, с. 138-139).
В этом же духе высказался и Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 29 августа 1980 г.: «То обстоятельство, что к моменту постановления приговора подсудимый уже не занимал должности или не занимался деятельностью, с которой было связано совершенное преступление, не является препятствием для применения названного дополнительного наказания... Лишение права управлять транспортным средствами при осуждении по ст. 211, 2111, 252 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик может быть назначено судом в качестве дополнительного наказания независимо от того, что лицо уже лишено этого права в порядке административного взыскания». (31, с. 199).
Многие суды свое решение об отказе от назначения «лишения права», указанного в санкции, в приговорах не мотивировали, поэтому судить о причинах принятого решения затруднительно.
Результаты же анкетирования судей показывают, что зачастую мотивами таких решений являются: «недостаточность карательного воздействия, оказываемого этим наказанием на осужденных» и «несовершенство практики его исполнения». Представляется, что первый из этих мотивов не может служить основанием для неприменения рассматриваемого наказания, поскольку карательно-воспитательные возможности «лишения права» значительны, речь может идти лишь об их полном и умелом использовании. Несовершенство же практики исполнения этого вида наказания должно побуждать не к отказу от его назначения в тех случаях, когда в нем имеется потребность, а к совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства и улучшению практики его исполнения.
В значительной мере редкое применение «лишения права» обусловливалось недооценкой его карательно - воспитательных возможностей судами. Эта причина, по нашему мнению, не устранена и в современных условиях. Следовательно, в числе мер по устранению этих недостатков должны быть меры, направленные на усиление внимания судей к вопросам его назначения, меры по усилению контроля и надзора вышестоящих судебных органов за правильностью применения данного наказания и по наиболее полному исследованию функциональных возможностей «лишения права» с последующим внедрением его результатов в учебные курсы, законодательство и практику борьбы с преступностью.
Как не без оснований отмечал А.Л. Цветинович: «основной причиной, сдерживающей применение данного дополнительного наказания, является субъективный фактор - недостаточное внимание к этому судов, что в значительной мере объясняется психологическим влиянием груза традиций прежних лет». (241, с. 104-105).
Одной из причин указанных недостатков отмечалось также несовершенство правового регулирования рассматриваемого наказания, в частности, редкое упоминание о нем в санкциях, особенно как основного наказания. (215, с. 204; см. также: Приложения, табл. № 1 и № 2).
Г.А. Кригер, Г.Л. Кригер, А.Л. Цветинович и другие полагают целесообразным расширить присутствие «лишения права» как дополнительного наказания в санкциях. По мнению же В.И. Тютюгина, такой необходимости нет в связи с наличием у суда возможности назначить его по своему усмотрению.
По мнению А.Л. Цветиновича, учитывая возможность назначения этого вида дополнительного наказания без упоминания о нем в санкциях, включение его в санкции статей Особенной части следует признать правомерным в трех случаях: когда законодатель предписывает обязательность назначения дополнительного наказания данного вида; когда законодатель устанавливает сроки данного наказания, отличающиеся от общего диапазона в сторону либо смягчения, либо ужесточения этих сроков; и когда законодатель конкретизирует наименования должностей, которые осужденному запрещается занимать, или деятельности, которой ему запрещается заниматься, либо указывает, в какой сфере трудовой деятельности это запрещается. По мнению автора, если нет хотя бы одного из этих критериев, то нет и необходимости в установлении этого дополнительного наказания в санкции, в иных необходимых случаях оно может быть назначено и при отсутствии упоминания о нем в санкции - по усмотрению суда. (241, с. 86-88).
Изучение материалов судебной практики показывает, что зачастую назначение данного наказания было бы целесообразно и по тем статьям, санкции которых указаний о нем не содержат. В частности, по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность специальных субъектов преступления по признаку занятия определенной должности и или занятия определенным видом деятельности.
Важное значение для эффективного применения дополнительного «лишения права» имеет оптимальное сочетание его в каждом конкретном случае с мерами основных наказаний.
В уголовном законодательстве каких-либо указаний на этот счет не содержится. Между тем санкции многих статей Особенной части УК содержат возможность назначения этого дополнительного наказания (в том числе и в максимальном размере) в сочетании с минимальными размерами лишения свободы (ст. ст. 109, 118, 124, 138, 200, 202, 234 и ряд других), исправительных работ (ст. ст. 144, 234, 253, 260 и др.), других видов наказания и даже штрафа (ст. ст. 136-140, 160, 184, 204, 228, 253 и др.). К тому же, право суда перейти в порядке ст. 64 УК к другим – более мягким видам основных наказаний и предусмотренное ч. 3 ст. 47 УК право назначать это дополнительное наказание при отсутствии указаний о нем в санкциях открывают широкие возможности присоединения его к любой, в том числе и минимальной мере основного наказания, а также при условном осуждении.
Выбор оптимального сочетания «лишения права» с основным наказанием в каждом конкретном случае целиком лежит на судьях. Это иногда порождает недоразумения в судебной практике.
По данным А.Л. Цветиновича, «лишение права» в качестве дополнительного наказания применялось судами со следующими основными наказаниями: с лишением свободы - 40,3% из числа лиц, подвергнутых данному дополнительному наказанию; с исправительными работами-33,3%; со штрафом-4,2%; с отсрочкой исполнения приговора к лишению свободы-2,8%». (Там же, с. 92).
На наш взгляд, применение этого дополнительного наказания допустимо в сочетании с любыми видами основных наказаний. Однако присоединять «лишение права», особенно на максимальный срок, к небольшим мерам основных наказаний следует осторожно, избегая сочетаний, в которых дополнительное наказание было бы явно тяжелее избираемой меры основного наказания, «при условии, что суд будет в каждом отдельном случае «взвешивать» тяжесть основного наказания (с учетом его срока) и тяжесть дополнительного (с учетом характера запрета и его срока), не допуская, чтобы дополнительное наказание оказалось более строгим, чем основное, (Там же, с. 94) а также чтобы оно не было однородным с основным. Эти правила мы бы полагали целесообразным прямо закрепить в статье уголовного закона, либо, как минимум, проведя в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ. (Подробнее об этом см.: 71, с. 130-132).
Вместе с тем, из санкций статей Особенной части УК следовало бы исключить имеющиеся там сочетания «лишения права» с основными наказаниями, которые явно не соответствуют требованиям, предъявляемым к их сочетаемости. Это может быть осуществлено, к примеру, путем смягчения (снижения срока) дополнительного наказания, указанного в санкции.
Как совершенно справедливо отмечал А.Л. Цветинович, при назначении дополнительного наказания в виде «лишения права» «суд должен учитывать социальные аспекты его применения: социальную ценность той профессии или специальности, заниматься которыми суд намерен запретить виновному (социальные затраты на подготовку специалиста данного профиля, нуждаемость общества в таких специалистах, социальные последствия исключения этого лица на какое-то время из их числа); индивидуальные и общественные затраты (времени, усилий, материальных средств) на приобретение осужденным другой специальности». Суд должен принимать во внимание последствия смены профессии осужденным для его семьи и влияние этого обстоятельства на его сознание, а также то, насколько совершение преступления с использованием должности или деятельности связано с личностными качествами виновного (закономерно вытекает из них или носит случайный характер). (241, с. 95).
И.М. Гальперин, развивая эту мысль, справедливо указывает, что социальные аспекты применения наказаний должны не просто учитываться при их применении, но и находить отражение в уголовном законодательстве с учетом их изменяемости во времени. В этой связи автор указывает, что происшедшие в последние годы социальные изменения (возросшие требования к уровню общей культуры и специальных профессиональных знаний, большие затраты сил и энергии для получения соответствующего образования и приобретения опыта работы, рост социального престижа должностного положения и занятия соответствующей профессиональной деятельностью и др.) обусловили возрастание строгости наказания, связанного с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Автор приводит данные выборочных исследований, свидетельствующие о том, что каждому третьему осужденному к этой мере наказания пришлось приобретать новую профессию, около половины осужденных теряли в заработной плате, порой существенно. Объем материальных утрат при применении данного наказания при максимальных его сроках, как и и моральные страдания, испытываемые осужденным, делают этот вид наказания весьма строгим. По мнению автора, «лишение права» является более строгим, чем наказание в виде исправительных работ, между тем в перечне наказаний, предусмотренном уголовным законом, оно оценивается как менее строгое. В связи с этим автор ставит вопрос о целесообразности изменения места двух рассмотренных видов наказаний в их системе. (56, с. 71-72)
Законодатель в новом Уголовном кодексе предусмотрел два способа исчисления сроков лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания - т.н. «последовательное» его исполнение (после основного наказания) и «параллельное» (одновременно с основным).
Согласно ч. 4 ст. 47 УК, в случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу (одновременно с основным наказанием). Если же лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом срок его исчисляется с момента их отбытия, т.е. со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или исправительного учреждения.
Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в качестве основного вида наказания осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, то суд на основании ч. 5 ст. 72 УК, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает виновного от отбывания этого наказания. Уголовный закон не устанавливает каких-либо формализованных критериев пересчета сроков содержания под стражей в сроки «лишения права», практически это сделать затруднительно. Суд решает этот вопрос, руководствуясь своим правовым сознанием на основании исследования всей совокупности обстоятельств по уголовному делу и имея в виду цели уголовного наказания.
Неурегулированность вплоть до недавнего времени в законодательстве порядка и условий исполнения наказания в виде «лишения права» приводила во многих случаях к фактическому его неисполнению. Отсутствие специального учета лиц, осужденных с применением рассматриваемого дополнительного наказания, контроля за его исполнением со стороны государственных органов и общественности и правовой ответственности лиц, виновных в его неисполнении, служило распространенной причиной того, что многие осужденные оставались на прежних должностях либо, переменив место жительства или место работы, устраивались на аналогичные должности в других местах. (167, с. 141-147; 137, с. 72-74).
В настоящее время порядок исполнения рассматриваемого вида наказания регулируется главой 6 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Согласно ст. 33 УИК, исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Исключение составляют случаи, когда это наказание назначено в дополнение к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы и исполняется «параллельно» с основным – в таких случаях исполнение дополнительного наказания возложено на те же органы, которые призваны исполнять основные виды наказаний.
Требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает осужденный (ч. 1 ст. 34 УИК), и для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью (ч. 1 ст. 35 УИК). Это означает, в частности, что осужденный не может быть принят на соответствующую должность и ему не может быть выдано разрешение на занятие запрещенной деятельностью.
Если же он работает в должности, занимать которую ему запрещено приговором, или ранее получил разрешение на определенный вид деятельности, права на которую он лишен, администрация и, соответственно, управомоченный государственный орган по своей инициативе или по представлению органа внутренних дел либо прокурора обязаны: администрация прекратить трудовой договор с осужденным на основании п. 7 ст. 29 КЗоТ, а соответствующий государственный орган - «не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно - исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию» (ч. 2 ст. 35 УИК).
В случае увольнения из организации осужденного, не отбывшего наказание, администрация организации, в которой работает осужденный, обязана внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься (п. «г» ч. 2 ст. 34 УИК).
Ответственные лица, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор, решение или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осужденные, нарушающие требования приговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 38 УИК), в том числе и уголовную ответственность в соответствии со ст. 315 УК.
Ответственность осужденных за злостное уклонение от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовным законом не предусмотрена.
Принятие нового УИК существенно изменило ситуацию. Однако встречаются еще недостатки в сфере исполнения «лишения права», обусловленные субъективными факторами - неправильным или неточным формулированием этого наказания в приговоре, недобросовестным отношением к своим обязанностям лиц, на которых возложено его исполнение и т. д. Отсюда - необходимость мер по усилению контроля и надзора за исполнением данного наказания со стороны вышестоящих судебных органов, прокуратуры и органов, вышестоящих по отношению к тем, на которые возложено непосредственное его исполнение. (71, с. 74-81).
Вероятно, следует признать все еще актуальным предложение А.Л. Цветиновича - «для большего привлечения внимания судей к вопросу назначения этого дополнительного наказания» - включить его при наличии достаточных оснований в большее число санкций; настойчиво ориентировать соответствующим образом судебную практику постановлениями Пленума Верховного Суда и решениями по конкретным делам; а также урегулировать конкретные обязанности судов по обращению к исполнению приговоров о «лишении права». (241, с. 104 – 105).

Данный вид наказания предусмотрен ст. 51 УК. Его каратель­ное содержание состоит в ограничении права на труд, гарантируе­мого ст. 41 Конституции Республики Беларусь. При назначении этого наказания осужденный лишается на определенный срок пра­ва занимать должность, которую он занимал до осуждения, а также аналогичные этой другие должности, либо заниматься определен­ным видом деятельности в соответствии со своими способностями, образованием, профессиональной подготовкой.

Такое наказание применяется тогда, когда совершенное пре­ступление было непосредственно связано с занимаемой долж­ностью или занятием определенной деятельностью. Оно может быть назначено на срок от одного года до пяти лет. Достаточно длительный период времени, в течение которого осужденный не может занимать соответствующие должности либо заниматься определенной деятельностью, усиливает степень ограничений, со­держащихся в этом наказании. Кроме того, в период отбывания данного наказания осужденный претерпевает определенные огра­ничения, связанные с возложенными на него обязанностями: пред­ставлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции не­обходимые документы, сообщать ей о месте работы, его изменении или об увольнении с работы (ст. 35 УИК).

Лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью может назначаться в качестве, как основного, так и дополнительного наказания во всех случаях, когда оно указано в санкции статьи Особенной части УК. В качес­тве основного это наказание, как правило, предусматривается на­ряду с другими (альтернативными) наказаниями. Например, за не­оказание помощи больному суд в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 161 УК может назначить указанное наказание либо штраф или ограни­чение свободы. В качестве дополнительного это наказание устанав­ливается в санкциях статей УК как возможное или обязательное. Например, в санкции ч. 2 ст. 161 УК предусмотрено основное нака­зание в виде лишения свободы с лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения такого права. В ст. 187 УК оно является обяза­тельным.



В тех же случаях, когда данное наказание не предусмотрено в качестве дополнительного наказания в санкции соответствующей статьи, а суд признает невозможным сохранение за осужденным права занимать определенную должность или заниматься опреде­ленной деятельностью, он может назначить это наказание в допол­нение к назначенному основному наказанию. Такое право суду предоставлено ч. 2 ст. 51 УК.

В ч. 3 ст. 51 УК предусмотрен запрет на присоединение данно­го наказания к общественным работам и штрафу, назначаемым как основные наказания. Оно может быть назначено как дополнитель­ное к исправительным работам, к аресту, ограничению свободы, лишению свободы, направлению в дисциплинарную воинскую часть, а также при применении иных мер уголовной ответственнос­ти (отсрочке исполнения наказания, условном неприменении нака­зания). При этом, если данное наказание назначается дополнитель­но к исправительным работам, то срок его исчисляется с начала отбывания исправительных работ. Если же оно назначается в до­полнение к аресту, ограничению свободы или лишению свободы, то оно распространяется на все время отбывания основного наказа­ния, а срок его исчисляется с момента отбытия основного наказа­ния. Например, лицо было осуждено за неоказание помощи боль­ному по ч. 2 ст. 161 УК к двум годам лишения свободы с лишением права заниматься медицинской деятельностью в тече­ние трех лет. Осужденный не должен заниматься такой деятель­ностью по месту отбывания наказания (в местах лишения свобо­ды) и в течение трех лет после отбытия наказания в виде лишения свободы.

Исполнение рассматриваемого наказания, назначенного в ка­честве основного, а также в качестве дополнительного к исправи­тельным работам, при отсрочке исполнения наказания и условном неприменении наказания осуществляется по месту жительства осужденного уголовно-исполнительными инспекциями. Исполне­ние этого наказания, назначенного в качестве дополнительного к наказанию в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы или направления в дисциплинарную воинскую часть осуществля­ется учреждением, исполняющим основное наказание, которое не вправе привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено. После отбытия основного наказания данное допол­нительное наказание исполняется уг оловно-исполнительной инспек­цией по месту жительства осужденного в соответствии с предписа­ниями ч. 3 ст. 31 УИК.

Соответствующие обязанности по исполнению наказания в виде лишения права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью возлагаются и на администра­цию организаций по месту работы осужденного ст. 32 УИК. Она обязана не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освобо­дить осужденного от должности или от занятия тем видом деятель­ности, права на занятие которой он лишен, внести соответствующие записи в трудовую книжку осужденного и направить сообщение о выполнении предписаний приговора в уголовно-исполнительную инспекцию, куда должны в трехдневный срок направляться и со­общения в случаях изменения или прекращения трудового догово­ра с осужденным.

Предписания приговора суда о лишении осужденного зани­маться определенной деятельностью обязательны для органов, ко­торые правомочны аннулировать разрешение на занятие такой дея­тельностью. Эти органы не позднее трех дней после получения копии приговора и извещения уголовно-исполнительной инспек­ции обязаны аннулировать разрешение на занятие запрещенной судом деятельности, изъять соответствующий документ, предос­тавляющий право данному лицу заниматься определенным видом деятельности, и направить сообщение об этом в уголовно-исполни- тельную инспекцию (ст. 33 УИК).

Срок исполнения данного наказания исчисляется:

1) с момента вступления приговора суда в законную силу при назначении его как основного, а также как дополнительного к наказа­нию, не связанному с лишением или ограничением свободы, либо при отсрочке исполнения наказания и условном неприменении нака­зания (если исполнение дополнительного наказания не отсрочено);

2) со дня освобождения осужденного от отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинар­ную воинскую часть или лишения свободы, если данное наказание было назначено в качестве дополнительного к указанным видам наказания.

В срок исполнения наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью считается сравнительно мяг­ким наказанием. В качестве основного наказания оно предусмотре­но в 90 санкциях и в качестве дополнительного наказания - в 123 санкциях, что составляет соответственно 13,8 и 18,8% от общего количества санкций УК Республики Беларусь.

Уклонение осужденного от исполнения приговора суда о ли­шении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью признается преступлением, преду­смотренным ст. 417 УК.

Исправительные работы

Исправительные работы регулируются ст. 52 УК.

Исправительные работы - это такое наказание, которое отбывается осужденным по месту его работы с удержанием из заработка в доход государства в размере, установленном приго­вором суда. Главный признак исправительных работ заключается в привлечении осужденного к труду на определенный срок без изо­ляции от общества и по месту его жительства с ежемесячным удержанием из заработка определенный суммы.

Карательное содержание исправительных работ состоит в ог­раничении права на труд. Осужденный не в полной мере получает положенное ему вознаграждение за работу, поскольку определен­ная часть заработка ежемесячно удерживается в доход государства. Пределы таких удержаний предусмотрены в ч. 2 ст. 52 УК - от 10 до 25%, но не менее 1 БВ ежемесячно. Названное ограничение следует рассматривать и как мате­риальное лишение, поскольку осужденный на определенный срок лишается некоторой суммы материального содержания. Кроме этого, осужденные подвергаются дополнительным ограничениям, связанным с отбыванием данного вида наказания. В частности, они состоят на учете в уголовно-исполнительной инспекции, а несовер­шеннолетние осужденные - в инспекции по делам несовершенно­летних. В период отбывания этого наказания осужденным запре­щается прекращать трудовой договор по соглашению сторон или по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции, которая вправе и не выдать такое разрешение. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоус­троиться самостоятельно либо стать на учет в органах государ­ственной службы занятости в течение пятнадцати дней со дня оставления прежнего места работы. Он не вправе отказываться от предложенной органами государственной службы занятости рабо­ты или переквалификации. При изменении места жительства и места работы он обязан сообщить об этом в уголовно-исполнитель­ную инспекцию в течение пяти дней. В период отбывания исправи­тельных работ администрация организации, в которой осужден­ный работает, предоставляет трудовой отпуск по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (ст. 38 УИК).

Все указанные ограничения в совокупности составляют кара­тельное содержание исправительных работ.

Исправительные работы относятся к наказаниям, которые мо­гут назначаться только в качестве основных. Это наказание назна­чается на срок от шести месяцев до двух лет. Срок исправитель­ных работ исчисляется годами, месяцами и днями, в течение которых осужденный работал, и из его заработка производились удержания. Число дней, отработанных осужденным, должно быть не менее числа рабочих дней, приходящихся на каждый месяц установленного судом срока этого наказания. Началом срока отбы­вания исправительных работ является день получения админис­трацией организации, где работает осужденный, копии приговора суда и других документов из уголовно-исполнительной инспекции (ч.ч. 1 и 2 ст. 39 УИК). Согласно ч. 6 ст. 39 УИК в срок отбывания наказания не засчитывается время:

1) в течение которого осужденный не работал по неуважитель­ным причинам;

2) болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или ток­сическим опьянением либо действиями, связанными с ним;

3) отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также содержания под стражей в качестве меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

Злостное уклонение от отбывания осужденным наказания в виде исправительных работ признается преступлением, предусмот­ренным ст. 416 УК. Согласно ч. 4 ст. 43 УИК злостно уклоняю­щимся от отбывания этого наказания признается осужденный:

1) продолжающий нарушать порядок и условия отбывания на­казания после объявления ему официального предупреждения;

2) скрывшийся с места жительства с целью уклонения от отбывания наказания.

Официальное предупреждение осужденному может быть вы­несено уголовно-исполнительной инспекцией за нарушение поряд­ка и условий отбывания исправительных работ, к которым соглас­но ч. 1 ст. 43 УИК относятся:

1) непоступление без уважительных причин на работу в тече­ние пятнадцати дней со дня увольнения с прежнего места работы либо уклонение от постановки на учет в органах государственной службы занятости в течение пятнадцати дней, а также отказ от предложенной ему работы без уважительных причин;

2) неявка в у гол о в 11 о - ис пол н ител ь 11 у ю инспекцию без уважи­тельных причин;

3) совершение прогула или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Любое из указанных нарушений в отдельности либо совокуп­ность таких нарушений может служить основанием для вынесения уголовно-исполнительной инспекцией осужденному официально­го предупреждения. Наряду с ним инспекция может применить к осужденному меры взыскания в виде выговора или установления обязанности на срок до трех месяцев являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию не менее двух раз в месяц.

Исправительные работы как вид наказания могут назначаться по общему правилу лишь трудоспособным лицам. Исходя в основ­ном из этого правила, закон (ч. 3 ст. 52 УК) закрепил перечень лиц, которым не могут быть назначены исправительные работы. К ним относятся:

1) лица, не достигшие 16-летнего возраста;

2) женщины в возрасте свыше 55 лет и мужчины в возрасте свыше 60 лет;

3) беременные женщины;

4) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

5) инвалиды I и II группы;

6) военнослужащие и резервисты;

7) иностранные граждане и не проживающие постоянно в Республике Беларусь лица без гражданства;

8) лицам, больным активной формой туберкулеза, не имеющим постоянного места работы.

Если в период отбывания уже назначенных судом исправи­тельных работ возникнут вышеуказанные обстоятельства, суд ос­вобождает лицо от дальнейшего отбывания этого наказания либо заменяет его неотбытую часть на более мягкое наказание.

Исходя из сущности исправительных работ, которые должны отбываться по месту работы и по месту жительства осужденного, закон установил запрет на их назначение военнослужащим, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, не про­живающим постоянно в Республике Беларусь.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК РФ).

При осуждении к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью соответствующие должности либо вид деятельности в приговоре суда должны быть обозначены конкретно. Поэтому, например, противоречит закону запрещение работать в торговле или заниматься предпринимательством, так как эти сферы включают неопределенно широкий круг профессий или видов деятельности (грузчика, кассира, бухгалтера, продавца, снабженца, директора и т.д.).

Данный вид может быть применен и в качестве основного, и в качестве дополнительного.

Как основное наказание, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в случаях, когда это указано в санкции применяемой статьи УК РФ; когда суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное (ст. 64 УК РФ); при о снисхождении (ст. 65 УК РФ); при замене неотбытой части наказания более мягким (ст. 80 УК РФ).

Как дополнительное наказание, оно может назначаться судом вне зависимости от того, предусмотрено ли соответствующей статьей Особенной части УК РФ, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранить за ним право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако суд в описательной части обязан привести мотивы принятого решения. При этом не имеет значения, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего должностного лица.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК РФ).

В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной: Видео

  • 9. Классификация преступлений и ее значение
  • 10. Понятие и содержание уголовной ответственности
  • 11. Понятие единого преступления и его виды (простое и сложное; виды единого сложного преступления)
  • 12. Понятие и формы множественности преступлений
  • 13. Рецидив преступлений и его уголовно-правовое значение
  • 14. Совокупность преступлений и ее уголовно-правовое значение
  • 15. Понятие и значение состава преступления. Его признаки и элементы
  • 16. Классификация составов
  • 17. Понятие и виды объекта преступления
  • 18. Понятие предмета преступления и его значение. Отличие предмета от орудий и средств совершения преступления. Потерпевший
  • 19. Понятие, содержание, значение и признаки объективной стороны преступления
  • 20. Общественно опасное деяние и его формы
  • 21. Общественно опасные последствия: понятие, основные черты, виды, уголовно-правовое значение
  • 22. Причинная связь в уголовном праве: понятие, критерии установления и значение
  • 23. Субъективная сторона преступления: понятие, содержание и значение, обязательные и факультативные признаки
  • 24. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве
  • 25. Умысел и его виды. Критерии отграничения косвенного умысла от прямого
  • 26. Неосторожность и ее виды. Критерии отграничения небрежности от невиновного причинения вреда
  • 27. Преступления с двумя формами вины
  • 28. Юридическая и фактическая ошибка: виды, характеристика и уголовно-правовое значение
  • 29. Понятие и признаки субъекта преступления
  • 30. Специальный субъект и его уголовно-правовое значение
  • 31. Вменяемость. Понятие и критерии невменяемости
  • 32. Понятие и виды стадий совершения преступления
  • 33. Понятие, признаки, формы, квалификация и наказуемость приготовления к преступлению
  • 34. Понятие, признаки, классификация и наказуемость покушения на преступление
  • 35. Оконченное преступление. Установление момента его окончания
  • 36. Добровольный отказ от преступления: понятие и признаки
  • 37. Понятие и признаки соучастия в преступлении
  • 38. Виды соучастников
  • 39. Формы соучастия
  • 40. Характеристика групповых преступлений, совершенных в составе лиц, не отвечающих признакам субъекта преступления
  • 41. Эксцесс исполнителя и его уголовно-правовое значение
  • 42. Понятие, виды и значение обстоятельств, исключающих преступность деяния
  • 43. Необходимая оборона: понятие, значение, условия правомерности, ответственность за вред, причиненный с превышением пределов обороны
  • 44. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление: понятие, условия правомерности, ответственность за превышение мер, необходимых для задержания такого лица
  • 45. Крайняя необходимость: понятие, условия правомерности, значение. Превышение пределов крайней необходимости
  • 46. Физическое или психическое принуждение и его уголовно-правовое значение
  • 47. Обоснованный риск: понятие, условия правомерности, ответственность за необоснованный риск
  • 48. Совершение деяния при исполнении приказа или распоряжения
  • 49. Понятие, признаки и цели наказания
  • 50. Система и классификация наказаний
  • 51. Штраф: понятие, размеры, порядок применения. Последствия уклонения от уплаты
  • 52. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и его уголовно-правовая характеристика
  • 53. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его уголовно-правовая характеристика
  • 54. Понятие, содержание, сроки и порядок применения обязательных работ. Последствия уклонения от их отбывания
  • 55. Понятие, содержание, сроки и порядок применения исправительных работ. Последствия уклонения от их отбывания
  • 56. Ограничение по военной службе и его уголовно-правовое значение
  • 57. Понятие, содержание, сроки и порядок применения ограничения свободы
  • 58. Понятие, содержание, сроки и порядок применения ареста
  • 59. Содержание в дисциплинарной воинской части
  • 60. Лишение свободы на определенный срок
  • 61. Пожизненное лишение свободы и смертная казнь
  • 62. Общие начала назначения наказания
  • 63. Назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено за данное преступление
  • 64. Обстоятельства, смягчающие наказание, и их уголовно-правовое значение
  • 65. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств
  • 66. Обстоятельства, отягчающие наказание, и их уголовно-правовое значение
  • 67. Назначение наказания по совокупности преступлений
  • 68. Назначение наказания по совокупности приговоров
  • 69. Исчисление сроков наказания и их зачет
  • 70. Условное осуждение и его уголовно-правовая характеристика
  • 71. Понятие, основания и виды освобождения от уголовной ответственности
  • 72. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и в связи с примирением с потерпевшим
  • 73. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания в связи с истечением сроков давности
  • 74. Понятие, основания и виды освобождения от наказания
  • 75. Условно-досрочное освобождение и его уголовно-правовая характеристика
  • 76. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания и ее уголовно-правовая характеристика
  • 77. Освобождение от наказания в связи с болезнью
  • 78. Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
  • 79. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
  • 80. Уголовно-правовая характеристика амнистии и помилования
  • 81. Уголовно-правовая характеристика судимости
  • 82. Виды наказания, назначаемого несовершеннолетним
  • 83. Особенности уголовной ответственности лиц, не достигших 20 лет
  • 84. Принудительные меры воспитательного воздействия и их уголовно-правовая характеристика
  • 85. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и от наказания. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних
  • 86. Принудительные меры медицинского характера: понятие, виды основания, круг лиц, цели применения
  • 87. Виды принудительных мер медицинского характера
  • 88. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера
  • 89. Особенности применения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания
  • 90. Конфискация и ее уголовно-правовое значение
  • 52. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и его уголовно-правовая характеристика

    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве основного или дополнительного наказания.

    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью:

    – в случаях, когда оно является основным видом наказания, назначается на срок от одного года до пяти лет;

    – в случаях, когда оно является дополнительным, – на срок от шести месяцев до трех лет.

    Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляются в месяцах и годах.

    Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента:

    – вступления приговора суда в законную силу, если оно назначается в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью;

    – отбытия таких основных видов наказания, как ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы. При этом лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяется на все время отбывания названных основных видов наказаний.

    Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

    Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных (ст. 33 УИК рФ). Администрация учреждения, где отбывает основной вид наказания лицо, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

    53. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его уголовно-правовая характеристика

    При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

    Специальными признаются звания, которые присваиваются работникам, проходящим службу в определенных «специальных» – правоохранительных и иных государственных органах, осуществляющих, как правило, властные функции: в органах внутренних дел, дипломатической, налоговой, таможенной службах, в органах железнодорожного, морского, водного и воздушного транспорта и др.

    Воинские звания – это звания, установленные в Вооруженных Силах РФ, других войсках (например, пограничных, внутренних войсках, железнодорожных), воинских формированиях и органах: солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы; младшие, старшие и высшие офицеры. На практике речь идет о лишении офицерских званий, причем более высокого уровня, которые являются престижными и обеспеченными существенными льготами и преимуществами.

    Классные чины – это классификационные разряды, присваиваемые государственным служащим в некоторых государственных органах, в соответствии с которыми определяются должностное положение и место в служебной иерархии работников этих органов, определенные права и обязанности этих лиц.

    Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения за выдающиеся достижения в раз личных сферах общественной жизни – в экономике, науке, искусстве, защите Отечества и др. Государственными наградами РФ являются:

    – звание Героя Российской Федерации;

    – ордена;

    – медали;

    – знаки отличия Российской Федерации. Почетные звания Российской Федерации – особые звания, присваиваемые за выдающиеся заслуги в области науки, искусства, образования, производственной и иной общественно полезной деятельности (заслуженный врач, заслуженный строитель, заслуженный работник сельского хозяйства, заслуженный юрист, народный артист, народный художник и др.).

    В качестве меры наказания может быть применено только лишение воинского или специального звания, но не снижение в звании.

    Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней (кандидат наук, доктор наук) и ученых званий (доцент, старший научный сотрудник, профессор), иных квалификационных характеристик (разрядов, классов и т. п.), а также спортивных званий и наград.

    Суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо, в свою очередь, вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды.



    Просмотров