Конституционный статус субъектов рф кратко год. Конституционно-правовой статус субъектов российской федерации. Конституционно-правовой статус автономных округов, автономной области

Дутченко Ярослав

Политическая карта мира – это визитная карточка географии. Без знания её невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком. Политическая карта мира постоянно меняется в результате войн и заключения мирных договоров. Государства распадаются и объединяются, происходит смена форм государственного устройства и правления. Страны теряют или приобретают государственный суверенитет и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«IX Уральская открытая межрегиональная конференция

юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»

Непризнанные и самопровозглашенные государства мира, причины их породившие.

Наука о Земле (География)

10 класс, МБОУ СОШ № 54,

г. Челябинск

Научный руководитель:

Зайцева Татьяна Алексеевна,

учитель географии,

МБОУСОШ № 54

Челябинск, 2013

I. Введение

1. Актуальность темы.

2. Объект исследования.

3. Предмет исследования.

4. Цель и проблема исследования.

5. Задачи.

6. Методы исследования.

II. Основная часть

1. Понятия «непризнанных и самопровозглашенных стран».

2. Общий обзор непризнанных и самопровозглашенных

государств на политической карте мира, причины их появления.

3. Общие проблемы, которые существуют на территории этих государств.

4. Постсоветское пространство:

А. Приднестровская Молдавская Республика.

Б. Гагаузская республика.

В. Республика Абхазия.

Г. Южная Осетия.

Д. Нагорный Карабах.

5. Стратегии поведения России по непризнанным государствам на постсоветском пространстве.

6. Виртуальные государства.

  1. Заключение.
  2. Список литературы.
  3. Приложение.

I. Введение:

Современный мир на сегодня многонационален, многолик и противоречив.

Политическая карта мира – это визитная карточка географии. Без знания её невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком. Политическая карта мира постоянно меняется в результате войн и заключения мирных договоров. Государства распадаются и объединяются, происходит смена форм государственного устройства и правления. Страны теряют или приобретают государственный суверенитет и т.д.

1. Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного изучения образовавшегося вследствие сложных историко-политических и этногеографических процессов в последние десятилетия значительного количества непризнанных международным сообществом государств, являющихся такими же живыми составляющими сложной, изменчивой и многоуровневой политической карты мира, как и признанные государства.

Данная тема интересна своей непопулярностью в школьных учебниках, но очень актуальна в современном мире. Большинство непризнанных государств отсутствуют на картах. Однако они реально существуют, в них живут люди, работают правительства, президенты, принимаются конституции, они даже пытаются солидарно выступать на международной арене. Поэтому мы решили углубить свои знания по этой теме и рассмотреть ряд вопросов.

2. Территориальным объектом исследования являются непризнанные международным сообществом государства и народы, населяющие их территории.

3. Предметом исследования являются проблемы существующие в этих государствах.

4. Цель и проблема исследования заключается в выявлении причин и условий появления непризнанных государств на политической карте мира и существующих в них проблем.

5. Достижение цели обеспечивается постановкой и решений следующих задач исследования:

  1. Обобщить базовые теоретические положения этнической географии и этноконфликтологии: систематизировать основополагающие понятия, касающиеся проблемы непризнанных государств.
  2. Рассмотреть причины этногеографических конфликтов, лежащих в основе возникновения подобных государственных образований.
  3. Выяснить другие причины появления непризнанных государств в мире.
  4. Показать географию размещения непризнанных государств.

Знакомство с самопровозглашенными территориями постсоветского пространства, а также с непризнанными и виртуальными государствами мира.

  1. Практическая работа: создание визитных карточек непризнанных государств (приложение).

6. Методы исследования:

  1. Социально-экономический.
  2. Сравнительно-географический.
  3. Аналитический.
  4. Информационные.
  5. Картографический.

Новизна исследования для меня заключалась с самого начала – выбора темы. Эта тема редко звучит в школьной географии, но привлекает своей необычностью и непопулярностью. Я решил поглубже познакомиться с данным вопросом, изучить имеющиеся документы и статьи. И не ошибся, узнал много нового и интересного для себя, расширил свой кругозор по теме «Современная политическая карта мира»

II. Основная часть.

1. Непризнанные государства - это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет), в то же время не имеют дипломатического признания со стороны стран-членов ООН. Таким образом, они могут выступать в качестве субъекта международных отношений только в правовом поле других государственных образований, не признаваемых странами-членами ООН, но признающих друг друга.

На политической карте мира существует около 120 непризнанных государств, которые провозглашены на территории почти 60 стран.

Понятие «непризнанное государство очень условно. На самом деле к данной группе государственных образований обычно относят и частично признанные государства . Поэтому по критерию признания суверенитета можно выделить собственно непризнанные государства (например, Абхазия, Приднестровье) и частично признанные государства (например, Тайвань), некоторые из которых реально находятся под военной оккупацией (Западная Сахара, Палестина). Известно, что Тайвань имеет дипломатические отношения с двадцатью шестью странами мира, Северный Кипр признается лишь Турцией, Ичкерия была признана тремя государствами, но сегодня вообще прекратила свое существование.

2. Общий обзор непризнанных и самопровозглашенных государств на политической карте мира, причины их появления.

Непризнанные государства возникают в многонациональных странах, как в результате сепаратистских движений, (Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus - отдельный), отделенчество - политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии), так и из-за передела национально-государственных границ, «разрезавших» ареалы проживания этносов.

Некоторые непризнанные государства существуют в течение длительного времени. Например, Тайвань (официальное названиеКитайская Республика), Палестина, Восточный Тимор, Курдистан, Азад Кашмир, Тибет (Приложение №6) . Другие государства гибнут под ударами правительственных войск.

Новый всплеск «самопровозглашения» произошёл на рубеже 90-х годов XX века, в связи с распадом СССР и Югославии и связанными с этим этнотерриториальными конфликтами (Нагорный Карабах, Приднестровская Молдавская республика, Южная Осетия, Абхазия, Республика Сербская Краина, Республика Сербская, Республика Косово).

На этот раз международное сообщество заняло жесткую позицию, и категорически отказалось признать новые государственные образования. В результате возник феномен постсоветских «непризнанных государств», статус которых не определен, что, однако, не мешает их существованию. Некоторые эксперты отмечают, что большинство этих образований являются, в сущности, вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом, пользующимся массовой поддержкой со стороны населения. В 1995 контроль над территорией, на которую претендовала Сербская Краина, восстановила Хорватия. В 1999 году Россия восстановила контроль над территорией, на которую претендовала Ичкерия. В 2009 году Шри-Ланка восстановила контроль над территорией, на которую претендовал Тамил-Илам. В 2008 году Россия пресекла попытку Грузии восстановить контроль над территорией, на которую претендовала Южная Осетия. В 2001 году постсоветские непризнанные государства создали собственное Содружество непризнанных государств (СНГ-2).

Вывод : Как мы видим, причины появления новых государств во многом схожи.

3 . Общие проблемы, которые существуют на территории этих государств.

В связи с выше сказанным рассмотрим проблемы, которые испытывают непризнанные государства.

1. Республики, в которые они ранее входили, отказываются признавать их национальную государственность и считают по-прежнему эти самопровозглашённые государства своими территориями.

2. Как правило, это небольшие по территории и численности населения государства, с разнообразным этническим составом и небольшой долей титульной нации.

Вот сведения об этих государствах, приводимые Большаковым (Статья «Непризнанные государства Европейской периферии и пограничья» в журнале «Международные процессы» 2009) «….Прежде всего, непризнанные государства европейской периферии малы территориально, их население немногочисленно даже по европейским стандартам. Явным лидером среди них является Косово, занимающее территорию 11 тыс. кв. км с населением около 2 млн. человек. Этнические албанцы составляют в крае большинство, сербы, хорваты, венгры, турки, цыгане и другие этнические меньшинства – насчитывают до 100 тыс. человек. Приднестровье контролирует территорию 4163 кв. км с населением 250 тыс. человек. В Нагорном Карабахе проживает около 147 тыс. человек, которым удаётся удерживать территорию 11 тыс. кв. км с учётом шести оккупированных районов Азербайджана. Южная Осетия располагает территорией в 3900 кв. км с населением 70 тыс. человек. Это наименьшее из непризнанных государств. Абхазия занимает территорию в 8600 кв. км с населением 250 тысяч человек. При этом следует отметить, что в Абхазии из 250 тысяч населения, 200 тысяч являются российскими гражданами, в Южной Осетии из 70 тысяч – 50 тысяч, а в Приднестровье из 250 тысяч 100 тысяч тоже российские граждане.»

Причём, многие из этих государств смогли завоевать и удерживать значительные пространства лишь благодаря либо военной и экономической помощи сопредельных стран, союзников, либо вмешательству международного сообщества.

Фактор сопредельных территорий весьма важен для непризнанных государств. Сопредельные территории часто выступают источником поддержки для непризнанного государства, «поскольку, как правило, именно внешний ресурс (опора на сильное сочувствующее государство или государства) позволяет экономике мятежной территории развиваться, а властным институтам, государственному аппарату и вооружённым силам функционировать сколько-нибудь нормально…», – подчёркивает автор. Именно подобная ситуация возникла в Абхазии и Осетии.

При этом мы встречаемся в подобных ситуациях с ещё одной проблемой - 3. проблемой возвращения беженцев. Их потенциальное возвращение на территории непризнанных государств может значительно изменить этнический состав в непризнанных образованиях. Поэтому вопрос о беженцах в любом из подобных конфликтов является самым трудным и подчас вовсе неразрешимым.

Непризнанные государства европейской периферии и пограничья по многим параметрам являются полноценными государствами. «Можно говорить о давно сформированных и функционирующих институтах публичной власти, механизмах её формирования (прежде всего выборы), целом ряде политических и правовых институтов, которые наличествуют в каждом независимом государстве: армия, силы правопорядка, собственная система права, гражданство. На перечисленных территориях существуют свои экономические комплексы, собственные финансовые налоговые системы», – подчёркивает Большаков.

Из всего изложенного следует и закономерный вывод: непризнанные государства выступают самостоятельными субъектами региональной и международной политики. Их влияние на политические процессы довольно заметно.

4. И лишь одна проблема остаётся нерешённой – это проблема гражданства. Ведь паспорта непризнанных государств почти нигде в мире не принимаются во внимание. Но и из этой ситуации они пытаются найти выход

4. Постсоветское пространство.

Распад СССР сопровождался возникновением региональных конфликтов, в результате которых погибли тысячи людей, сотни тысяч стали беженцами. Самопровозглашенные государства появились в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдавии, Украине, Российской Федерации.

Несмотря на отсутствие членства в ООН, члены содружества (СНГ-2) продолжают существовать уже на протяжении довольно длительного времени. Все они имеют такие атрибуты независимой государственности, как собственные конституции, правительства, вооруженные силы, органы госбезопасности, таможенные и пограничные службы. Политические и экономические структуры непризнанных государств более или менее приспособились к существованию в условиях «ни мира, ни войны, ни международного признания», хотя процесс восстановления разрушенной экономики в условиях фактической изоляции от внешнего мира продвигается очень медленно. Большинство этих государств находятся на границе Российской Федерации и россияне, как и наше правительство, имеют тесные политические, культурные, экономические, этнические отношения.

А. Приднестровская Молдавская Республика.

Одной из первых (2.09.1990) появилась Приднестровская Молдавская Республика (население 660 тысяч человек), как ответ на объявленный Народным фронтом Молдавии курс на присоединение к Румынии, переход на румынские учебники и образовательные стандарты. В состав республики (площадь территории 3569 кв.км.) вошли Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий и Слободзейский районы Молдавии, города Бендеры и Тирасполь. Эта территория в течение 20 века несколько раз «меняла» хозяев. В 1940 году после присоединения Бессарабии к СССР и образования Молдавской ССР часть территории прежней автономной республики отошла к Украинской ССР, а часть (практически территория нынешней Приднестровской Республики) – к Молдавской ССР.

В 1992 году противостояние Приднестровской Республики и Республики Молдавии переросло в настоящую войну. В настоящее время выполняется подписанное в 1997 году соглашение между Молдавией и Приднестровьем о нахождении в рамках общего государства в границах Молдавской ССР (на январь 1990 года).

Приднестровский конфликт - конфликт между Молдавией и непризнанным государством, контролирующим часть заявленной территории Молдавии - Приднестровской Молдавской Республикой (Приднестровьем), под контролем которого находится, в основном, левобережье Днестра, население которого составляют молдаване, русские и украинцы (примерно в равной пропорции).

Конфликт, начавшийся ещё в советское время (1989), после обретения Молдавией независимости, привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон весной и летом 1992 года. Вооружённые действия были прекращены после того как российские войска под командованием генерала Александра Лебедя вмешались в конфликт для защиты мирных граждан и прекращения кровопролития.

В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровья и военные наблюдатели от Украины. Приднестровская Молдавская Республика является единственным регионом на территории восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и не возобновлялись. Но отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными.

Итак, как мы видим, территориальные, политические, экономические и этнические конфликты являются причиной вооруженных столкновений в данном районе и образовании непризнанного государства Приднестровской Молдавской республики. Но модель образования Приднестровской республики отличается от моделей непризнанных Кавказских государств. Здесь (ПМР) в большей степени сыграли роль политические и экономические причины.

(Приложение №1. Государственная символика и основные данные ПМР)

Б. Гагаузская Республика.

Была провозглашена в 1990 году на юге Молдавской ССР как протест малочисленной этнической группы – гагаузов (потомков православных переселенцев из Болгарии, бежавших в Россию во время Русско-турецких войн 18-19 веков) против намерения руководства Молдавии присоединиться к Румынии. Республика состоит из 4 анклавов общей площадью 1,8 тысяч кв.км.

Переговоры с правительством Молдавии привели к признанию прав гагаузов на определенную автономию и права на самоопределение в случае потери Молдавией своей государственности, т.е. при присоединении к Румынии. По реформе административно-территориального деления 1998 года Гагаузия имеет статус «территориальной автономной единицы».

Схожесть моделей этнодемографического развития Абхазии и Южной Осетии привели к образованию непризнанных государств. Обе страны в советский период своей истории развивались как автономные образования в границах Грузинской ССР, обе вышли из состава Грузии в результате кровопролитных войн в начале 1990-х годов, восстановили территориальную целостность и были признаны РФ и рядом других стран (Приложение. Таблица) после августовской войны 2008 года, в каждой имелись и имеются более-менее крупные грузинские этнические анклавы, абхазы и осетины принадлежат к единому северокавказскому (горскому) этнокультурному пространству.

(Приложение №2. Государственная символика и основные данные Гагаузской Республики)

В. Республика Абхазия.

Ранее на этой территории располагалось Абхазское княжество, которое вступило под покровительство Российской империи в 1810 году как самостоятельная государственная единица. До 1864 года оно сохраняло государственность и суверенный контроль над своей территорией. С 1864 по 1917 год Абхазия была подчинена царской администрации на Кавказе.

Абхазы, а также родственные им адыги, кабардинцы, черкесы, убыхи и абазины - автономное население Кавказа. На территории современной Абхазии к концу 80-х абхазов проживало порядка 18%.

Абхазское царство, нередко спасавшее последнюю грузинскую государственность, всегда было тесно связано с Грузией. После Октябрьской Революции Абхазия были включена в состав Грузинской ССР как автономия. Однако еще в советское время Абхазия выступала с инициативой перехода ее под юрисдикцию РСФСР.

Вопрос об изменении статуса Абхазии (выход из состава Грузии или возвращение статуса союзной республики) вставал неоднократно. Конфликт обострился после принятия в 1989-1990 г.г. парламентом Грузии постановлений, признающих недействительным существование автономии, в результате чего Абхазия стала именоваться Западной Грузией. После провозглашения в 1992г. Абхазии независимым государством на ее территорию вошли войска Грузии, и началась война.

Первый президент Грузии, объявивший унитарность Грузии натолкнулся на серьезное сопротивление в среде, как обычных абхазов, так и среди абхазской интеллигенции. После требования о размещении новоиспеченных грузинских войск на территории Абхазии и последовавшего отказа со стороны Парламента Абхазии начались полномасштабные военные действия. На стороне абхазов тогда воевали сводные отряды северокавказцев, в том числе чеченцы.

Из-за отказа Грузии вступать в СНГ Россия также поддерживала пророссийски настроенную Абхазию. Победоносная война абхазов закончилась эвакуацией Шеварнадзе российским спецназом из Сухуми (после чего, кстати, Грузия и вступила в СНГ), а также оттоком огромного числа беженцев многих национальностей - грузин, армян, греков. В настоящее время на территории Грузии проживают порядка 400 тысяч беженцев из Абхазии.

В ходе переговоров по урегулированию абхазо-грузинского конфликта сторонам не удалось достигнуть согласия. Грузинская сторона была готова предоставить Абхазии «самую широкую автономию в рамках единого грузинского государства». Абхазия допускает возможность создания конфедерации, в которую Абхазия могла бы войти как самостоятельное государство на основе договора с Грузией.

Сейчас Абхазия находится в блокированном состоянии. Граница с Россией, по сути, открыта, однако существует множество бюрократических преград для преодоления ее; граница с Грузией - линия фронта. Грузинские войска и вооруженные отряды местных сванов контролируют часть территории Абхазии - Кодорское ущелье, где расположено несколько сел и проходит стратегическая для Грузии ЛЭП из России. (Приложение №3. Государственная символика и основные данные Абхазии)

Г. Южная Осетия

Южная Осетия (область, с 1989 года – автономная республика в составе Грузинской ССР) в 1990 году объявила себя суверенной республикой в составе СССР. В ответ на это Верховный Совет Грузии отменил автономный статус Южной Осетии, которая стала называться «Цхинвальский регион».

В 1991 Южная Осетия получила фактическую независимость, которая с 2008 года признана 4 странами-членами ООН.

На референдуме 1992 года более 90% населения Южной Осетии высказалось за независимость республики от Грузии.

Конфликт был юридически разрешен после подписания в 1992 году Соглашения президентами России и Грузии, представителями Северной и Южной Осетии.

Схожи и модели этногеографического развития Южной Осетии и Нагорного Карабаха, которые привели к образованию самопровозглашенного государства.

(Приложение №4. Государственная символика и основные данные Южной Осетии)

Д. Нагорный Карабах .

Нагорный Карабах (по-армянски Арцах, т.е. «солнечный лес»- историческая территория проживания армян. В Армении это была одна из исторических областей, сохранившая свое название ещё с урартского «уртехини». Население этой территории было всегда армянским.

Причины конфликта лежат в особенностях исторического развития территории.

После раздела Армении между Византии (а затем арабами и турками) и Ираном, в Арцахе и в соседнем Утике начали селиться турки, и область эта, будучи под началом Ирана, получила турецкое название Карабах (Черный Сад). В Средневековье здесь остались последние остатки армянской государственности – 5 полунезависимых княжеств-меликств.

При включении Закавказья в состав Российской Империи Арцах был поделен между Эриванской и Елизаветпольской губерниями. После получения независимости 3 закавказскими республиками, Арцах недолгое время был в составе Армении, однако в ходе нападений мусуватистского Азербайджана в скором времени превратился «передвигающуюся линию фронта».

В советское время, по условию мира с Турцией, Арцах был превращен в Нагорно-Карабахскую автономную область в составе Азербайджанской ССР, лишившись при этом почти половины своей территории (равнинный Карабах). В автономной области переселялись азербайджанцы, и поощрялся отток армянского населения, в частности в Сумгаит. Ныне Нагорный Карабах – это анклав на территории Азербайджана. В 1989 году было объявлено присоединение Арцаха к Армении, что повлекло за собой столкновения, переросшие в полномасштабную войну.

Карабахская армия, не без помощи российских консультантов, добровольцев из самой Армении и диаспоры, материальной помощи, победила, заняв не только территорию НКАО и Лачинского коридора, связующего Арцах с Арменией, но и территории семи районов собственно Азербайджана.

Столицей никем не признанного государства (кроме Армении) является город Степанакерт. Всем жителям Арцаха Армения предоставляет свое гражданство.

Последний план урегулирования, предложенный американской администрацией, - план Пола Гоббла не устраивает как армянских политиков, говорящих о невозможности обмена одних армянских территорий на другие, так и азербайджанских. По плану, взамен Карабаха и Лачинского коридора Азербайджан получает Мегринский район для связывания с Нахичиванем, но, для предотвращения образования тюркского пояса, опасного для Армении и Ирана, Ереван получает часть территории Нахичевани, граничащей с Турцией.

(Приложение №5. Карта и государственные символы Нагорного Карабаха)

5. Стратегии поведения России по непризнанным государствам на постсоветском пространстве.

По мнению журнала «Политекс» (Политическая экспертиза. 2012г.), на наш взгляд, Российская Федерация может использовать три стратегии поведения по непризнанным государствам постсоветского пространства. Первая, которая условно может быть названа стратегией «самоопределения», состоит в одностороннем признании и даже возможном присоединении Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья к России. Этот вариант найдет широкую поддержку населения России, вызовет новую волну имперских умонастроений у части правящего класса. При этом на международном уровне Россия, скорее всего, не получит поддержки, так как при реализации такого сценария будет нарушена территориальная целостность сразу двух государств - Грузии и Молдавии, что будет означать полный отход от хельсинских принципов и может стать, в совокупности со случаем Косово, прецедентом для сепаратистов различных регионов мира. Можно предположить, что США, страны Европейского союза, некоторые страны СНГ открыто выступят против таких действий России и не признают нарушение территориальной целостности Грузии и Молдавии. Не поддержат таких действий России и «азиатские гиганты» - Китай и Индия, имеющие большие проблемы с собственными сепаратистскими территориями.

Можно предположить, что процесс признания и возможного присоединения Южной Осетии к России, в отличие от Абхазии и Приднестровья, сразу же приведет к возобновлению вооруженных действий, учитывая мозаичное расселение осетинского и грузинского населения на спорной территории. Кроме того, России придется решать экономические проблемы этих территорий, что невозможно сделать без ущерба для неконкурентоспособного местного населения, возникновения новых конфликтов с российской администрацией и капиталом. Интенсивная помощь Абхазии, Приднестровью и Южной Осетии вызовет недовольство в депрессивных регионах самой России, которые так и не ощутили последствий значительного роста российской экономики.

6. Виртуальные государства.

Так называемые виртуальные государства – объединения, созданные частными лицами и заявляющие о своей суверенности. На практике они не имеют большинства необходимых признаков государственности, но иногда относятся некоторыми источниками к непризнанным государствам в силу относительно хорошей юридической обоснованности.

Экзотический Силенд.

В 1967 отставной майор британской армии Пэдди Рой Бэйтс объявил о создании суверенного государства на бывшей британской платформе Рафс-Тауэр, расположенной в нейтральных водах Северного моря и вычеркнутой из списков британского Адмиралтейства. В 1968 году после того, как британский сторожевой катер, подошедший к Силенду, был встречен предупредительными выстрелами, против Роя Бейтса был начат судебный процесс как против гражданина Соединенного Королевства, в ходе которого было вынесено постановление о нахождении дела вне поля британской юрисдикции. В 1987 году в результате расширения суверенной морской зоны Великобритании с 3 до 12 миль Силенд формально оказался в территориальных водах Соединенного Королевства, но при этом по-прежнему полностью контролирует свою «заявленную» территорию. По мнению многих некоторых источников Силенд отвечает всем критериям государственности, указанным Конвенцией Монтевидео о правах и обязанностях государств, и является непризнанным государством. (Приложение №8)

Также другие образования нередко называют себя непризнанными государствами, ссылаясь на юридические курьёзы.

Виртуальные государства возникают и на внеземных территориях, в частности на Луне.

Государство на Луне.

Виртуальное государство (микрогосударство) - вымышленное образование, объединяющее незначительное количество людей, а для остальных являющееся вымыслом, существующим только на бумаге или в Интернете. Аналогичный смысл имеют понятия фэнтезийная страна , кибергосударство и другие. Исходя из этого, можно и Луну назвать государством. Если на Луне имеют участки более 2 миллионов людей, то разве нельзя рассматривать Луну как микрогосударство? Тем более, у нее даже есть своя конституция. Если у вас возникло желание приобрести недвижимость на Луне, информация в приложении (Приложение №9)

III. Заключение

Самопровозглашенные государства, как мы видим, абсолютно разные. Это феномен на политической карте мира. Они отличаются размерами, географическим положением, статусом, уровнем экономического развития, стабильностью в политическом отношении, членством в ООН и числом признанных государств.

Причины появления новых государств во многом схожи: 1- это сепаратисткие движения, часто направленные на разжигание вражды между народами и отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства; 2- передел национально-государственных границ, ведущих к ущемлению интересов одних народов другими; 3- распад СССР и Югославии и связанные с этим этнотерриториальные конфликты, и когда общее социально-экономическое положение в стране резко меняется к худшему и наступает политическая нестабильность.

Следовательно, причины их образования, проблемы, которые они испытывают во многом схожие и мы их рассмотрели. Я думаю цель, которую мы поставили выполнена с помощью определенных задач

Практическая значимость исследования . Результаты исследования могут быть использованы учителем и учащимися в качестве дополнительного материала при изучении темы «Современная политическая карта мира». Визитные карточки непризнанных государств можно использовать учителем в качестве раздаточного материала на уроке при изучении темы «Современная политическая карта мира».

Виртуальные государства, на наш взгляд, это «фантастические» государства. Создатели таких «государств» - амбициозные люди, желающие привлечь к себе внимание света. Хотя в будущем существование таких государств на других планетах, наверное, возможно.

IV. Список литературы

  1. Багапш Н.В. Модели этнодемографического развития непризнанных международным сообществом государств на постсоветском пространстве // Бюллетень Владикавказского института управления. - 2010. - № 32.
  2. Большаков А.Г Непризнанные государства постсоветского пространства в системе национальных интересов. Журнал «Политекс». Политическая экспертиза. 2012 г
  3. Большаков А.Г. Статья «Непризнанные государства Европейской периферии и пограничья». Журнал «Международные процессы» 2009.
  4. Лобжанидзе А.А Этнодемографическое развитие Абхазии: территориальный аспект, Москва 2010 г.
  5. Холина В.Н. Наумов А.С. «Политическая карта мира». География для школьников и абитуриентов. Москва «Просвещение» 2004.
  6. Интернет-ресурсы:
  1. География. ру: страноведческая журналистика
  1. Мир карт: интерактивные карты стран и городов
  1. Страны мира: географический справочник

http://geo.historic.ru

- 578.44 Кб

Московский государственный университет

имени М.В Ломоносова

Высшая школа государственного аудита

Доклад на тему:

«Феномен непризнанных государств и проблема их международно-правового статуса».

г. Москва

  1. Введение………………………………………………………… ……………………………………… 3
  2. Определение понятия «непризнанные государства» …………………………………………………4
  3. История возникновения непризнанных государств……………………………………………….. .....5
  4. Механизмы возникновения непризнанных государств……………………………………………. ...8
  5. Классификация непризнанных государств…………………………………………………… …........ 9
  6. Проблема международно-правового статуса непризнанных государств……………………..........10
  7. Организация, созданная непризнанными государствами ………………………………………….. 12
  8. Заключение…………………………………………………… ………………………………………..13
  9. Список использованной литературы…………………………………………………… …………….14
  10. Приложение…………………………………………………… …………………………………….....15

Феномен непризнанных государств и проблема их международно-правового статуса

Шаповалов Кирилл Александрович

Российская Федерация, г. Москва, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова,

Высшая школа государственного аудита, 1-ый курс, группа №102

Введение

Проблема непризнанных государственных образований и их влияния на развитие мирового политического процесса стала одним из важнейших направлений современной политической и правовой мысли. На политической карте мира за последние 100 лет существовали или существуют до сих пор более ста непризнанных государств, которые были провозглашены на территории почти 60 стран. Сегодня остро стоит вопрос о праве этносов на самоопределение и в то же время территориальной целостности государств.

Говоря о данной проблеме, нужно отметить, что она слабо изучена компетентными учеными, лишь совсем недавно появились работы Андрея Большакова (доктора политических наук, доцента КФУ): «Непризнанные государства Европейской периферии и пограничья» и «Непризнанные государства постсоветского пространства в системе российскийх национальных интересов» и доктора политических наук Игоря Зевелёва «Соотечественники в российской политике на постсоветском пространстве». Также ряд работ, связанных с изучением феномена непризнанных государств принадлежит российскому политологу Маркедонову С. М. и доктору юридических наук, специалисту в области международного и частного права Вельяминову Г.М.

Определение понятия «непризнанные государства»

Само понятие «непризнанное государство» условно и может использоваться в научном плане лишь с определенными допущениями. На сегодняшний день не только не разработано единого однозначного определения «непризнанных государств», но и вообще количество возможных определений ничтожно мало. Среди возможных определений можно выделить определение А.Большакова: «Непризнанным может быть названо государственное образование, лишённое международной правосубъектности, но обладающее всеми другими признаками государственности» .

А также можно выделить определение С.А. Осиповой, (доцента, канд. полит. наук Приднестровского гос. университета им. Т.Г. Шевченко) «Непризнанные государства» – общее название мировых геополитических образований, которые, обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет), в то же время не имеют полного или частичного международного дипломатического признания и таким образом не могут де-юре выступать в качестве субъекта международных отношений.

Некоторые исследователи для обозначения непризнанных государств используют понятие «квазигосударство». Однако следует отметить, что обозначенный подход применительно к непризнанным государствам не верен по определению. Термин «квазигосударство» был введен в политическую науку для обозначения государствоподобных образований как особого вида субъектов

международного права, обладающих некоторыми признаками (чертами) государств, но не являющихся

таковыми в общепринятом смысле . Большинство же непризнанных государств обладают всеми основными признаками государства, например, Абхазия или Нагорный Карабах имеют свою армию, свое правительство, налоги, право и т.д. и к ним нельзя применить понятие «квазигосударство».

Кроме того, нужно отметить, что в последнее время в мире появился феномен «частично признанных государств», т.е. признанных хотя бы одной из стран – членов ООН. Их появление связано с практикой использования некоторыми членами мирового сообщества «двойных стандартов» в решении проблемы непризнанных государств. «Опасность» этой проблемы – это противоречия между двумя основополагающими принципами международного права: «территориальной целостностью государства» и «правом народа на самоопределение». И в настоящее время некоторые суверенные государства «злоупотребляют» этими принципами с целью решения собственных политических и экономических задач.

Можно согласиться с мнением И.М. Бусыгиной, что непризнанные государства воплощают пребывание территории на переходной стадии формирования государственности. Непризнанные государства могут стать полноценными независимыми государствами – например Эритрея, отколовшаяся в 1993 г. от Эфиопии. Они могут быть поглощены страной, от которой пытались отделиться, побывав определенное время в статусе де-факто независимости (например, Аджария Грузией). Но они могут весьма долго сохранять свой переходный статус, как это имеет место в случае с Турецкой Республикой Северного Кипра, образованной в 1983 г. В Западной Европе классическим (и практически единственным) примером успешной сецессии, а затем ирреденты считается регион Саарланд, сначала отделившийся от этнически близкой Германии, а затем воссоединившийся с ней .

Непризнанность государства международным сообществом негативным образом сказывается на его правовом статусе и операционных возможностях. Подобное государство не способно к активной экономической деятельности, не может заключать торговые контракты и осуществлять многосторонние инвестиционные и инфраструктурные проекты. Непризнанное государство рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества, социальные и культурные проекты, сотрудничество с различными странами и регионами находится в зачаточном состоянии. Поэтому от политико-правового признания какой-либо территории напрямую зависит ее существование и развитие.

История возникновения непризнанных государств

Первый импульс к возникновению непризнанных государств был связан с борьбой поднимающегося «третьего сословия» против феодальной системы и феодальной государственности. Так сложился союз кантонов, принявший впоследствии форму Швейцарской Конфедерации (1291-1798; 1815-1848), что являлось безусловным разрывом с доминировавшей в ту эпоху абсолютистской моделью государственности, опирающейся на соответствующую концепцию государственного суверенитета. Швейцарская модель «союза кантонов», предвосхищающая утвердившиеся гораздо позднее концепции «народного суверенитета» и «общественного договора», была разрывом со всем предшествующим опытом и поэтому оказалась вне закона с точки зрения средневековых легистов.

Эпоха Просвещения и буржуазных революций привела к торжеству провозглашенного Ж.-Ж.Руссо принципа «одна нация - одно государство», который имел ярко выраженную унитаристскую интерпретацию и не предполагал выделения в составе нации каких-либо корпоративных, территориальных либо этнических общностей. Последнее было связано с тем, что «коллективная воля» объединенного народа (главного субъекта политики с точки зрения Руссо) полагалась единой и неделимой, воплощаясь в рамках «единой и нераздельной республики». Нация понималась в данном случае не как тип этнической общности, а как сообщество граждан. При этом «гражданский статус» не распространялся ведущими европейскими державами на народы «колонизируемых» и «нецивилизованных» стран - что, очевидно, не позволяло им претендовать на легальную форму государственности, превращая их в «партизан».

Вторая мировая война стимулировала сопротивление многих национальных движений нацистской оккупации и создала почву для появления целого ряда непризнанных с точки зрения гитлеровского «нового порядка» квазигосударственных образований (например, партизанской квазиреспублики, распространившей свои действия на многие районы Белоруссии и Украины). Можно вспомнить и обратный пример - созданный нацистами на части территории Франции марионеточный режим Виши (с целью сохранения под собственным контролем французских колоний). Наиболее же последовательно модель непризнанного государства была реализована в оккупированной Польше - в лице т.н. «внутреннего государства», созданного поляками, не желавшими подчиняться нацистской оккупации и сотрудничать с оккупационным режимом, и существовавшего в течение 1939-1945 гг.

Антиколониальные движения первой половины ХХ в. придали принципу «один народ - одно государство» этнический смысл, выступая от имени угнетенных народов, что бросало вызов доминировавшей на тот момент концепции международного права, не рассматривающей колонизированные народы в качестве потенциального субъекта международно-правовых отношений.

В то же время, в развитие импульса, порожденного антиколониальными движениями 50-60-х гг., у целого ряда народов «Третьего мира» проявилось стремление к созданию собственной «этнической» государственности. Приверженцы данного подхода пытались объявить источником государственного суверенитета и субъектом государственного самоопределения не нацию как совокупность граждан, а определенную этническую общность, реализующую свои права на «исторической территории». Выражением данной тенденции в 60-е-80-е гг. прошлого века стал этнический сепаратизм (баскский, курдский, ирландский в Ольстере, албанский в пределах Балканского региона и др.) с претензиями на независимость. Движения указанных народов за «национальную свободу» имели место и ранее, однако в обозначенный период они обрели новые политико-правовые основания .

В наше время появление непризнанных государств происходило в несколько этапов и было связано с разного рода причинами:

1. Некоторые из существующих сегодня непризнанных государств появились до 1980-х годов прошлого века по разным причинам. В настоящее время таких государств 4: Китайская Республика Тайвань (с 1949 г.), Государство Палестина (формально по решению ООН – с 1947 г., декларация о независимости – 1988 г.), Сахарская Арабская Демократическая Республика (с 1976 г.) и Турецкая Республика Северного Кипра (с 1983 г.)

2. Новым этапом образования современных непризнанных государств можно считать рубеж 1990-х гг. – период распада социалистических федераций – СССР и Югославии (СФРЮ) и связанные с этим этнотерриториальные конфликты (примеры – Республики Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье; Чеченская Республика Ичкерия (до 1999 г.); Сербская Краина и Республика Сербская (до 1995 г.); и Республика Косово). Первоначально международное сообщество провозгласило приоритет принципа « нерушимости границ», но впоследствии часть стран отошла от этого него.

3. Также де-факто существующие непризнанные государства возникли в связи с начавшейся в 1988-м году гражданской войной в Сомали. В результате образовались 2 типа таких государств: Первые объявили целью достижение независимости (Сомалиленд, Нортленд, Джуббаленд), вторые – заявили о создании « автономных государств» с последующим вхождением их в состав единой « Сомалийской Федерации» (Пунтленд, Маахир, Галмудуг, Юго-Западное Сомали).

4. Отдельные самопровозглашённые государства возникли в ходе гражданских войн, и сейчас активно применяют терракты и криминальную «основу» для своего существования. К ним можно было отнести Тамил-Илам на Шри-Ланке, Вазиристан в Пакистане, Государства Шан и Ва в Мьянме.

Часто самопровозглашённые государства прекращают своё существование в результате военных спецопераций – как Республика Сербская Краина («погибшая» в результате военной спецоперации Хорватии в 1995 г.) или Чеченская Республика Ичкерия (прекратившая де-факто существование после второй чеченской войны 1999-2000 гг.) В настоящее время, как уже было отмечено, появились так называемые «частично признанные государства», то есть те, что не признаны мировым сообществом в целом, но признаны отдельными странами-членами ООН. И хотя случаи «выборочного» признания наблюдались и ранее (КР Тайвань, признаваемая 22 государствами-членами ООН и Ватиканом; САДР – Западная Сахара, признаваемая 48 государствами ООН и 12-ю, «заморозившими» признание странами; Государство Палестина, признаваемое в качестве независимого 111-ю странами-членами ООН, но не

имеющее возможность вступить в ООН), наиболее хронологически близким прецедентом в признании самопровозглашённых государств можно считать признание Турцией в 1983 г. Северного Кипра, а современным же новейшим прецедентом – признание рядом стран Республики Косово с 17 февраля 2008 г. С 17 февраля 2008 года Республику Косово признали 70 государств, а с 26 августа Республики Абхазию и Южную Осетию признали Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру. Подобные процессы «частичного признания» продолжаются и по сей день .

Понимая нереализуемость подхода «один народ - одно государство» в условиях смешанного состава населения большинства стран, а также реальную неспособность многих этнических общностей к самостоятельному государственному существованию, международное сообщество в лице ООН и ряда других организаций попыталось создать правовые ограничения на пути этнического сепаратизма. Признавая право наций и народов на самоопределение, ведущие международные институты в принципе выступают против реализации его в форме отделения, дабы не поощрять сепаратистские устремления. Это в свое время подтвердил бывший генсек ООН Бутрос Гали, во время своего визита в Россию в 1995 г.

Краткое описание

Проблема непризнанных государственных образований и их влияния на развитие мирового политического процесса стала одним из важнейших направлений современной политической и правовой мысли. На политической карте мира за последние 100 лет существовали или существуют до сих пор более ста непризнанных государств, которые были провозглашены на территории почти 60 стран. Сегодня остро стоит вопрос о праве этносов на самоопределение и в то же время территориальной целостности государств.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………………… 3
2. Определение понятия «непризнанные государства» …………………………………………………4
3. История возникновения непризнанных государств……………………………………………….......5
4. Механизмы возникновения непризнанных государств……………………………………………. ...8
5. Классификация непризнанных государств………………………………………………………........ 9
6. Проблема международно-правового статуса непризнанных государств……………………..........10
7. Организация, созданная непризнанными государствами ………………………………………….. 12
8. Заключение……………………………………………………………………………………………..13
9. Список использованной литературы………………………………………………………………….14

Факт непризнания того или иного государственного образования не исключает его автоматически из системы международных отношений: существует относительно успешное развитие фактических отношений мирового сообщества и отдельных стран с непризнанными государствами в различных сферах международного сотрудничества все равно требует наличие правовой базы. В качестве примеров можно привести межпарламентское сотрудничество, международное сотрудничество в сфере образования, в сфере экономической интеграции, производственной кооперации и т.д. Все эти виды сотрудничества основываются на определенных нормативно-правовых актах, договорах, соглашениях, указах, распоряжениях. Таким образом, правовая основа взаимодействия непризнанных государств с мировым сообществом и между собой формируется стихийно.

В этой связи, по мнению экспертов, целесообразно теорию признания «непризнанных» государств рассматривать не в качестве двухзвенной - «де-факто» и «де-юре», которая существует в современной системе международных отношений, а в качестве трехзвенной - «де-факто», «де-юре» и дипломатическое признание. Принципиальным в данном контексте является тот содержательный момент, что признание «де-юре» и дипломатическое признание разделяются. Признание «де-юре» означает, что государство, которое является членом ООН, рассматривает свои отношения с государством, которое не является членом ООН, как с признанным, во всей возможной совокупности правовых отношений на двусторонней основе, не открывая в тоже время официального дипломатического представительства. Такая ситуация, кстати, имеет прецеденты в мировой практике. Например, США в одностороннем порядке признали Тайвань и узаконили с ним отношения специальным законом «О защите демократии».

В июне 2006 г. Институтом Восточной Европы совместно с журналом «Мировая экономика и международные отношения» был организован круглый стол по проблемам непризнанных государств и их взаимодействия с международным сообществом, который собрал специалистов, заинтересованных в решении обозначенной проблемы, представлявших не только СНГ, но и Средиземноморский регион и Балканы, для которых проблема непризнанных государств стоит так же остро, как и для постсоветского пространства. На этой встрече С.М. Маркедонов высказал точку зрения, что понятия «самопровозглашенная республика», «непризнанная республика» и «де-факто государство» следует строго разграничивать. По мнению эксперта, это разграничение имеет не только сугубо академическое, но и прикладное значение. Самопровозглашенная республика, в определении С. М. Маркедонова - это образование, которое само себя провозгласило, но не более того. Впоследствии оно не сумело создать полноценные институты власти, организовать эффективный контроль над обозначенной в качестве «своей» территории. Примерами самопровозглашенных государств на территории СНГ являются Талыш-Муганская республика, созданная в 1993 г. полковником А. Гумбатовым на территории Азербайджана; Исламская Республика Вазиристан, провозглашенная на территории Пакистана 14 февраля 2006 г. Тенденция самопровозглашения государств не обошла стороной и Украину: 25 октября 2008 г. II Европейский конгресс русинов - коренного этноса Карпатского региона - принял акт воссоздания русинской государственности в статусе республики Подкарпатская Русь. 25 апреля 2009 г. в г. Пардубица (Чехия) состоялся I Мировой конгресс подкарпатских русинов, который принял Декларацию, содержащую в себе основные конституционные положения русинского государства.

Термин «непризнанная республика» нуждается в существенной корректировке. Можно ли считать непризнанным государством Тайвань, который признали более 20 субъектов международного права, или Западную Сахару, признанную более 40 странами. Эти государства формально не признаны ООН, но имеют политическое признание. Непризнанное государство - это образование, прошедшее определенный временной период становления государственности, который завершился ее провалом, то есть реинтеграцией (либо силовой ликвидацией). Примером может служить Чеченская Республика Ичкерия, провозгласившая в 1991 г. свою независимость от Российской Федерации, но не сумевшая создать эффективные органы власти и управления, не признанная мировым сообществом, и к настоящему времени уже вернувшаяся в правовое поле России.

Де-факто же государства не просто были провозглашены. Они существуют в течение длительного времени, демонстрируя позитивную внутри- и внешнеполитическую динамику, обладают реальным суверенитетом и являются активными субъектами экономических, культурных и иных международных отношений. Единственный признак, отличающий их от партнеров по международному сотрудничеству, заключается в том, что их суверенитет не признан мировым сообществом и отдельными его представителями.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что интерпретация понятия «непризнанное государство» как научной категории является актуальной методологической проблемой современной политической науки. В этой связи научный интерес представляет точка зрения приднестровских ученых, имеющих возможность исследовать проблему непризнанных государств «изнутри». Политологи, историки и правоведы Приднестровской Молдавской Республики предлагают использовать определение «самоопределившиеся государства», признавая приоритет принципа права наций на самоопределение. По мнению С.М. Маркедонова, проблему непризнанных государств нельзя сводить только к формально-юридическому формату, как феномен непризнанные государства не могут быть исследованы и поняты исключительно в правовых терминах. Само создание непризнанных государств и начало борьбы за их признание - факты эмоционально-символического и социокультурного плана, без учета которых невозможно любое эффективное урегулирование межэтнических и иных споров как неизбежного спутника этих особых государственных образований.

Признание в 2008 г. частью мирового сообщества во главе с США независимости Косово, а Российской Федерацией - Абхазии и Южной Осетии, с одной стороны - обострили ситуацию вокруг непризнанных государств, с другой - показали возможные пути ее разрешения. При всех оговорках можно констатировать, что непризнанные государства на современном этапе общественного развития выступают самостоятельными игроками региональной и международной политики, оказывая заметное влияние на политические процессы.

В статье анализируется проблема существования большого количества непризнанных государств в современных международных отношениях, являющаяся вызовом как для России, так и для мирового сообщества. Основными отличительными чертами непризнанных государств является фактическое наличие признаков государственности, существование конфликта между государством «метрополией» и народом, стремящимся к самоопределению в форме независимого государства.

Ключевые слова: непризнанные государства, самопровозглашенные государства, право народов на самоопределение.

Abstract: The article analyzes the problem of unrecognized States in modern international relations.

Key words: unrecognized States, self-proclaimed States, right of peoples to self-determination.

Особенностью международных отношений последнего десятилетия XX — начала XXI века является существование большого количества непризнанных государств. Проблема непризнанных государств – это прежде всего вызов как для России, так и для всего мирового сообщества. В международной практике проблема непризнанных государств возникала и ранее. Например, долгое время западные государства не признавали Советский Союз.

Само понятие «непризнанное государство» условно и может использоваться в научном плане лишь с определенными допущениями, хотя бы, потому что многие исследователи включают в эту категорию и частично-признанные и частично-непризнанные государства. К частично-признанным относятся государства, которые признаны одним или значительным числом государств. Приводимая классификация может быть полезна, но для простоты используем одну категорию «непризнанные государства».

По утверждению Большакова А. Г., непризнанным может быть названо государственное образование, лишенное международной правосубъектности, но обладающее всеми другими признаками государственности. Понятие «непризнанное государство» является более точным, чем широко употребляемые термины: «непризнанные территории», «самопровозглашенные государства», «самопровозглашенные республики».

По мнению Вельяминова Г. М. непризнанные государства иногда несколько пренебрежительно именуют самопровозглашенными, но любая страна – это изначально самопровозглашенное государственное образование.

Некоторые исследователи используют понятие «квазигосударство». Однако, как отмечает Осипова, термин квазигосударство был введен для обозначения государствоподобных образований как особого вида субъектов международного права, обладающими некоторыми признаками государств, но не являющихся таковыми в общепринятом смысле. К квазигосударствам прежде всего относятся так называемые «вольные города» (например Данциг).

Таким образом, среди ученых отсутствует единое определение непризнанного государства и каждый исследователь использует свой подход в интерпретации данного понятия. По мнению большинства исследователей наиболее подходящим термином является «непризнанное государство» и «частично-признанное государство».

Для более глубокого понимания категории «непризнанное государство» необходимо выделить отличительные признаки таких территорий.

Маркедонов С. выделяет следующие характеристики непризнанного государства. Во-первых, декларативный характер их государственности, т.к. государства такого типа заявляют о своем фактическом суверенитете и обладают некоторыми важными атрибутами государства (территория, правительство, вооруженные силы, в некоторых случаях даже своя денежная система). Во-вторых, их суверенитет обычно не имеет внешней легитимации (он не признается ни ООН, ни большинством государств-членов этой организации). Как следствие – невозможность полноценного участия в международной политике и внешнеэкономической деятельности. В-третьих, непризнанные государства всегда расположены на территории, которая рассматривается международным сообществом, как часть территории и суверенитета существующего признанного государства. Такое государство называется «родительским» или «материнским» (parent state). В-четвертых, окончательный их статус остается долгие годы неопределенным.

Марусин И. С. выделяет шесть признаков непризнанного государства: 1) непризнанное государство осуществляет реальную власть на определенной территории с населением; 2) органы власти непризнанного государства независимы в своих действиях от центрального правительства и иностранных государств; 3) представители самопровозглашенного государства прямо заявляют о своей независимости; 4) широкая поддержка идеи независимости среди населения непризнанного государства; 5) самопровозглашенное государство создается на территории, имеющей статус, равноправный остальным частями территории государства-суверена, лицами, имеющими полный объем прав граждан данного государства; 6) несмотря на реальное осуществление власти, наличие территории постоянно проживающего на ней населения, на поддержку этого населения, ни центральное правительство, ни иностранные государства не признают данное образование.

Непризнанные государства фактически обладают всеми основными признаками государства, закрепленными в Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г., а именно, постоянное население, определенная территория, правительство и способность к вступлению в отношения с другими государствами. Непризнанное государство осуществляет эффективный контроль над основной своей территорией и населением. Вопрос вызывает лишь последний критерий, поскольку большинство государств не желают вступать в международные отношения с непризнанным государством. Это обстоятельство влияет на международную правосубъектность непризнанного государства.

Отсутствие международного признания в качестве независимого суверенного государства является еще одной чертой непризнанного государства. Несмотря на фактические атрибуты государства, непризнание со стороны других государств делает невозможным полноценное сотрудничество в различных областях.

Непризнанное государство возникает в результате территориального конфликта между народом, стремящимся на реализацию своего права на самоопределение путем создания своего собственного независимого государства и государством «метрополией». Правовым основанием отделения, как правило, является реализация народом своего права на самоопределение. Однако, государство метрополия ссылается на защиту своей территориальной целостности во время вооруженного конфликта. Здесь возникает коллизия данных принципов, но следует заметить, что противоречия между этими принципами не существует.

Изучение непризнанных государств целесообразно рассматривать в контексте территориальных конфликтов в результате которых они появились. Такой подход позволяет выявить особенности каждого конкретного случая появления нового государства на международной арене. Рассматривая вооруженный конфликт можно проанализировать правомерность каждого случая самоопределения с точки зрения основных принципов международного права, а также проследить изменение статуса непризнанного государства.

Границы непризнанного государства остаются неопределенными и государство «метрополия» не признает изменение статуса своих территорий. Территория непризнанных государств рассматривается как неотъемлемая часть государств от которых они откололись. Необходимо обратить внимание, что в случае с Югославией и СССР, в качестве границ между новыми государствами был использован принцип uti possidetis.

Арбитражная комиссия по Югославии созданная Европейским сообществом для разрешения спорных юридических вопросов связанных с распадом югославской федерации столкнулась с проблемой определения межреспубликанских границ в Югославии. Комиссии был поставлен следующий вопрос: можно ли внутренние границы между Хорватией и Сербией, а также между Боснией и Герцеговиной и Сербией рассматривать как границы с точки зрения международного публичного права? Комиссия пришла к выводу, что с момента распада федерации и обретения вновь образованными государствами независимости внутренние межреспубликанские границы превращаются в международные границы в соответствии с принципом uti possidetis. В Заключении № 2 Арбитражная комиссия, рассматривая вопрос о внутренних границах указала, что независимо от любых обстоятельств, право на самоопределение не должно влечь за собой изменения уже существующих границ при получении государством независимости (uti possidetis juris), кроме как в случаях, когда государства договорились об изменении границ.

В решении от 22 декабря 1986 года по делу, касающемуся спора о границе между Буркина-Фасо и Республикой Мали, международный суд ООН сформировал суть принципа uti-possidetis. Суд указал: «Это-принцип имеющий общую сферу применения и логически связанный с получением независимости, где бы это не происходило. Его несомненное предназначение заключается в предупреждении возникновения угрожающей независимости и стабильности вновь образованных государств опасности, которая исходит от братоубийственной борьбы, провоцируемой оспариванием границ после ухода управляющей данными территориями державы… Принцип uti-possidetis дает преимущественную силу законному праву собственности перед реальным владением в качестве основы для осуществления суверенитета. Его основной целью является обеспечение уважения территориальных границ, существовавших в момент получения независимости. В тот период, когда границы играли только роль средства делимитации различных административных подразделений или колоний, всецело подчиненных власти одного и того же суверен, применение данного принципа имело результатом превращения их в межгосударственные границы, и именно это произошло с государствами – участниками рассматриваемого дел, оба из которых были образованы в пределах территорий бывшей Французской Западной Африки. Там, где такие границы уже ко времени деколонизации имели статус межгосударственных рубежей, обязательство о соблюдении ранее существовавших границ, вытекает из общей нормы международного права, касающегося государственной преемственности. Многие торжественные заявления африканских государственных деятелей или представителей ОАЕ о незыблемости границ должны, поэтому, восприниматься как ссылка на уже существовавший принцип, а не как заявления, направленные на освящение нового принципа или на распространение на Африку нормы, применяемой ранее только на другом континенте.

Использование этого принципа не смогло предотвратить территориальных конфликтов между вновь образованными государствами.

Таким образом, основными отличительными чертами непризнанных государств является фактическое наличие признаков государственности, существование конфликта между государством «метрополией» и народом, стремящимся к самоопределению в форме создания независимого государства, а также отсутствие признания со стороны всех (непризнанные государства) или большинства государств (частично-признанные) что ведет к затруднению участия непризнанного государства в международных отношениях.

Непризнанное государство не может существовать изолированно от мирового сообщества. Поэтому оно должно быть признано хотя бы одним государством для осуществления сотрудничества в экономической и других областях. Как правило, такое признание дает государство, которое является крупным игроком на международной арене и поддерживает по политическим причинам новое государство, осуществляет помощь, заключая различные двусторонние международные договора. К таким государствам можно отнести пять постоянных членов Совета Безопасности ООН — это США, Великобритания, Франция, Китай и Россия. Например, Россия признала Южную Осетию и заключила более 80 двусторонних соглашений, регламентирующих взаимодействие между государствами в различных областях.

Непризнанные государства являются своего рода определенной переходной стадией к полному юридическому признанию. Новые государства возникают в результате сецессии (Косово) или ирредентизма (Курдистан) различных территорий, распада государств (как это было в Югославии и СССР) или крушения колониальных империй (Османская империя).

Непризнанные государства могут стать полноценными суверенными государствами как, например, Эритрея отделившаяся от Эфиопии. Они могут быть поглощены страной, от которой пытались фактически отделиться (Аджария — от Грузии) или весьма долго сохранять свой переходный статус, как это имеет место в Турецкой Республике Северного Кипра.

Непризнанные государства могут быть классифицированы по различным основаниям. Один из критериев — контроль над своей территорией. По этому основанию разделяются непризнанные государства с полным контролем своей территории (Приднестровье, Северный Кипр), с частичным контролем своей территории (Палестина, Западная Сахара) и государства под протекторатом международного сообщества (Косово).

По критерию признания суверенитета можно выделить, государства, не имеющие признания и частично-признанные. Полностью непризнанными государствами являются Нагорный Карабах, Приднестровье, Тамил-Элам, Вазиристан, государство Шан. К частично-признанным государствам относятся Абхазия, Южная Осетия, Косово Палестина, Западная Сахара и др.

Следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует международно-правовой механизм самоопределения территории от уже признанного государства. В международном праве нет, какого либо органа, наделяющего государство международной правосубъектностью. Признание нового государства – это суверенный акт компетентных органов признающего государства. Без его согласия выраженного явно или при помощи конклюдентных действий, нельзя считать, что признание предоставлено.

Профессором С. В. Черниченко было абсолютно верно отмечено соответствие государства некоторым критериям объективного характера при его признании в качестве субъекта международного права. Иными словами, государство, по его мнению, должно представлять определенное общество, которым оно управляет, которым оно руководит как самостоятельным социальным организмом, имея при этом свой народ, свою власть, территорию, которая находится под данной властью. Вместе с тем, как считает ученый, одного факта появления государства недостаточно для того, чтобы рассматривать его в качестве субъекта международного права. Появление данного государства не должно противоречить основным принципам международного права, договорам, которые практически выражают мнение международного сообщества в целом, а также резолюциям Совета Безопасности ООН.

В современных международных отношениях увеличивается роль феномена непризнанных и частично-признанных государств. Существование неопределенности статуса непризнанных государств является вызовом для всего международного сообщества с точки зрения глобальной безопасности и постоянной угрозой возникновения конфликтов. Для обеспечения национальных интересов России необходимо выработать единый подход по признанию новых государств и создать механизм для решения ряда вопросов, возникающих при самоопределении территории от материнского государства.

Библиография

  1. Большаков А. Г. Непризнанные государства европейской периферии и пограничья. Международные процессы. Т.5 «Интеграция и национальный интерес». 2007. №3 (15).
  2. Вельяминов В. Г. Признание «непризнанных» и международное право. Россия в глобальной политике. №1. 2007. С. 127.
  3. Гасымов Фирдовси Рафаил Оглы. Диссертация. Признание государств и правительств. Современная международно-правовая теория и практика. Казань. 2005. С. 166-168.
  4. Маркедонов С. Де-факто образования постсоветского пространства: двадцать лет государственного строительства. Институт Кавказа. Ереван.2012. С. 31.
  5. Осипова С. А. Непризнанные государства как политико-правовой феномен: теоретико-методологический аспект. Вестник СевНТУ. 2011. Севастополь. С. 125.
  6. Сквозников А. Н. Феномен непризнанных и частично-признанных государств и особенности их правосубъектности. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2011. №2(10). С. 7.
  7. Фельдман Д. И. Признание в современном международном праве (Признание государств и правительств). Изд. «Международные отношения». М. 1975. С. 130.
  8. Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного суда ООН. 1948-1991. Нью-Йорк. 1991. С. 214. http://www.icj-cij.org/homepage/ru/files/sum_1948-1991.pdf
  9. Обзор круглого стола «Проблема признания государств». URL: http://www.eurasialaw.ru/index.php?catid=70:-10-17-2009&id=425:-10-17-2009&Itemid=156&option=com_content&view=article
  10. Allain Pellet. The Opinions of the Badinter Arbitration Committee: A Second Breath for the Self-Determination of Peoples European Journal of International Law. - 1992. - № 3 (1), P. 184, 185. http://www.ejil.org/pdfs/3/1/1175.pdf (последнее посещение 29.05.2018).

Анвар Хасанов,

Аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Anvar Khasanov

Post-graduate student of the Institute of Legislation and Comparative Jurisprudence by the Government of the Russian Federation.

Иллюстрации: pixabay.com.



Просмотров