Право. предпосылки правомерного поведения. Урок по обществознанию на тему «Предпосылки правомерного поведения План конспект урока предпосылки правомерного поведения

Правомерное поведение - поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного пове­дения:

Правомерное поведение ограничено установленными пра­вовыми нормами, т.е. совпадает с нормами права, не противоре­чит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами.

Правомерное поведение полезно для общества, не противо­речит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необхо­димое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение (к нежелательным, но тем не менее социально допус­тимым явлениям можно отнести неучастие граждан в голосовании или супружеские разводы);

Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании (закон исключает из числа лиц, способ­ных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых). Дееспособностъ (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность);

Правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (массового нарушения пра­вовых норм) общество перестало бы нормально функциониро­вать (что обычно имеет место в периоды революций, граждан­ских войн или других социальных катаклизмов).

В зависимости от главного мотива выделяют следующие виды правомерного поведения.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и пра­вовой культуры, ответственности и добровольности.

Оно характеризуется осознанной и целенаправленной дея­тельностью личности ради достижения какого-либо социально полезного результата (так, например, в трудовой деятельности поведение работника будет определяться как социально актив­ное, если он соблюдает правила внутреннего трудового распо­рядка, техники безопасности, вносит рационализаторские пред­ложения, активно отстаивает свои социально-трудовые права и права других работников).

Конформистское поведение - поведение, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всесто­роннего осознания, без высокой правовой активности (человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все, такое поведение типично для социальных групп с недоста­точно развитыми правовой культурой и правосознанием, напри­мер, для несовершеннолетних).

Конформистское поведение определяется и как пассивное поведение личности. Пассивное поведение остается в рамках права, но оно не соответствует его целям. Там, где должны быть получены позитивные результаты, личность не стремится их достичь. Например, не предпринимает попыток реализовать свое право на труд, приобрести профессию или специальность, уклоняется от вступления в брак, не участвует в выборах в Го­сударственную думу, органы местного самоуправления.


Маргинальное (пограничное) правомерное поведение - пове­дение, соответствующее правовым предписаниям, но находя­щееся под воздействием государственного принуждения, про­диктованное страхом перед наказанием.

Маргинальное (пограничное) правомерное поведение людей соответствует действующим нормам права, но их правовое соз­нание находится в противоречии с этими нормами. В рамках за­конности людей удерживает боязнь быть привлеченными к юридической ответственности, строгости наказания, обществен­ного осуждения.

Маргинальный тип поведения характерен для лиц с низким уровнем доходов, репатриантов.

Предпосылки формирования правомерного поведения:

1) должны существовать определенные правовые отношения {правовые связи и зависимости) - юридические предпосылки;

2) психологические предпосылки - человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение;

3) социальные предпосылки - люди всегда действуют в оп­ределенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние (социальные связи в определенной мере влияют на поведение человека).

Существование права нераздельно связано с волей и созна­нием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и созна­ние человека, им следующего. В то же время и воздействие са­мого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего об­щества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Правовая культура

Правовая культура - это часть общей культуры. Различают правовую культуру личности и правовую культуру общества. Правовая культура личности - это прежде всего уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от неверного и недопустимого.

Кроме того, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее предписаниям юридических норм, соблюдение прав других людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, честность, чувство собственного достоинства, доброта. Она характеризуется определённым уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с нормативным правовым актом (законом, указом, уставом и т. п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Следовательно, не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества - это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должностных лиц.

Современная правовая культура - это правовая культура гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознаёт свои права и свободы, пути их правовой защиты, уважает права и свободы других людей.

Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.

Какие же функции выполняет правовая культура в современном обществе?

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в том, что, совершая определённые поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можно отметить следующие черты современной правовой культуры:

    Определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в правовой организации общества;
    - утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
    - правовую активность граждан в осуществлении своих прав;
    - активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех звеньев государства.

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего). Для него характерны недооценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение. Это приводит к умышленному нарушению законов, несоблюдению правовых норм, нарушению прав человека. Правовой нигилизм бывает личностным и государственным, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые традиции.

В российском обществе всегда были сильны настроения правового нигилизма. В настоящее время этому способствуют некоторые негативные условия нашей современной жизни: недостатки проводимых социально-экономических преобразований, незавершённость правовой реформы, неэффективная работа органов государственной власти, массовое и повсеместное нарушение законодательства, коррупция, проблемы в борьбе с преступностью.

Гражданское общество заинтересовано в изживании подобных явлений, повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима достаточно продуманная система правового воспитания . В её основу должны быть положены идеи и ценности современной правовой культуры.

Правовое обучение и воспитание являются элементами образования в целом и могут осуществляться как правовое обучение (передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); правовое просвещение (распространение правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, созданием компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс»); юридическая практика (передача юридической информации, знаний посредством участия граждан в правоприменительной деятельности и т. п.); самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

Правомерное поведение

В юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом. Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

    Правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нём реализуются нормы права;
    - правомерное поведение полезно для общества, оно не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и нежелательное, но социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее социально допустимые явления, как неучастие граждан в голосовании или расторжение брака;
    - правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и исполнять обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
    - правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает различного отношения людей к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от главного мотива.

Социально активное поведение - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознаёт, насколько необходимы, справедливы требования правовых норм и полезно его поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно говорить о его сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет своё поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с недостаточно развитой правовой культурой и правосознанием, например для несовершеннолетних. (Подумайте, в чём заключаются возможные негативные проявления такого поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием. (Вспомните, кого называют маргиналами. В чём может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие примеры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определённые потребности. Например, именно для этих целей заключаются договоры и совершаются сделки.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде всего речь идёт о юридических предпосылках: должны существовать определённые правовые отношения (правовые связи и зависимости ). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы, нормы, прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психологических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить своё поведение.

Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определённой социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определённой мере влияет на поведение человека.

Подведём итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие самого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания общества и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Презентация" Предпосылки правомерного поведения" составлена к материалу учебника "Обществознание" 10 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова.В материале представлены следующие вопросы: понятие"правосознание",структура и уровни правосознания, правовая культура и её функции,виды правомерного поведения,правовой нигилизм.Презентация использовалась на уроке при изучении материала главы 3 .

Скачать:


Подписи к слайдам:

У
ровни правосознания
стр.219
научное
профессиональное
обыденное
Правовая
культура и её функции
Правовая культура личности- часть общей культуры, уровень знания права и уважительное отношение к нему.
Правовая культура общества- уровень развития правосознания и правовой активности
Причины правового нигилизма
Субъективистский
подход
Основной причиной правового нигилизма является знание людей о том, что законы не исполняются. Когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона
падает.
Объективистский
подход
Примером объективистского подхода в рамках изучения правового нигилизма и правовой культуры служит концепция «географического детерминизма», согласно которой «необъятные пространства» России обуславливают искажение в России правового
сознания
.
Домашнее задание
Вопросы и задания стр.228, мини –исследование «Уровень правосознания старшеклассников нашей школы»
Обсудим высказывание
« Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой»

Ф.Ламенне
1782-1854),французский философ
Пути преодоления правового нигилизма:
повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания;
совершенствование законодательства;
профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений;
упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины;
уважение и всемерная защита прав личности;
массовое просвещение и правовое воспитание населения;
подготовка высококвалифицированных кадров юристов;
Структура правосознания
стр.218
правосознание
Знание права
Правовая идеология
Правовая психология
Правовая установка
Взаимодействие права и правосознания
1.правосознание влияет на правотворчество
(учёт уровня правосознания населения)
2.правосознание учитывается в ходе
правоприменения
(решение судьи = закон +правосознание)
3.уровень правосознания способствует соблюдению закона
Приведите примеры из своего собственного опыта.
Формы выражения правового нигилизма
1
) прямые преднамеренные нарушения действующих
закoнов
2) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
3) издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых
актoв
;
4) подмена
закoнности

политической и идеологической целесообразностью
;
5) конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях;
6) нарушения прав человека
Обсудим высказывание:
«Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли ему нужна информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»

Ж.Карбонье
, французский юрист
Презентацию выполнила учитель истории и обществознания Берёзовской СОШ
Нижнеингашского
района Красноярского края
Майорова
Л.Н.
Предпосылки правомерного поведения
Правовой нигилизм
Правовой нигилизм
(от лат.
Nihil
- ничто, ничего) - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения
людей.
Правовой
нигилизм может быть активным или
пассивным; бытовым
, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с
правом,
но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.
Выскажите свою точку зрения:
Известный юрист
Сергей Алексеев
так говорил о правовом нигилизме в России:
«О правовом нигилизме много говорят на самом высоком уровне, а я бы сказал жестче: мы сталкиваемся с тотальной недооценкой права. Именно с этим связаны все трудности, переживаемые нашим обществом. Стремление произвольно перекраивать существующую юридическую систему, манипулирование правовой материей приводят к крупным политическим и социально-экономическим просчетам, а то и к катастрофическим последствиям».
Правосознание- это отношение людей к праву
Какими с вашей точки зрения должны быть законы?
Какие законодательные акты РФ соответствуют вашему представлению о законах?
Дайте определения понятиям:
Правовая идеология-отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения ценностей.
Правовая психология- чувства и эмоции, выражающие отношение к праву.
Правовая установка-готовность к соблюдению норм права
Предпосылки формирования правомерного поведения
Юридические: правовые связи и зависимости
Психологические: осознание необходимости правомерного поведения
Социальные: влияние определённой социальной среды
Личностные: правовое воспитание
Основные вопросы для изучения
1.Правосознание
2.Структура правосознания и уровни правосознания
3.Правовая культура и её функции
4.Правомерное поведение
Черты современной Правовой культуры
Определяющее значение прав и свобод в правовом обществе
Утверждение в сознании чувства уважения к закону и правопорядку
Правовая активность граждан
Правозащитная и правоприменительная деятельность государства
Виды правомерного поведения стр.225
Дайте определения понятиям:
Правовая
идеология
Правовая
психология
Правовая
установка
Причины правового нигилизма в российском обществе:

Недостатки проводимых преобразований
Незавершённость правовой реформы
Неэффективная работа государственных органов
Нарушение законодательства
Коррупция и проблемы в борьбе с преступностью
Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые бы не противоречили нормам права и общественной пользе, как воплотить эти образцы в повседневную жизнь.
Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы наше поведение стало правомерным.
Определите, к какому уровню правосознания можно отнести каждое из высказываний?

«Депутаты ГД используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований»
Чтобы навести порядок в стране, надо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь»
«Основной ценностью правового государства признаются права человека и его свободы»
Функции правовой культуры стр.222
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Прогностическая
Нормативно-ценностная
Проиллюстрируйте примерами данные функции
Правомерное поведение- это поведение, соответствующее правовым нормам.

Работая с текстом на стр.224 выпишите основные признаки правомерного поведения.
Оцените свое поведение, исходя из принципов правомерности.
Использованные материалы
Обществознание 10 класс М,Просвещение,2015 §
21
mypresentation.ru
www.metod-kopilka.ru
urss.ru
fullref.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://jurkom74.ru
animalharness.com

Урок по обществознанию на тему «Предпосылки правомерного поведения»

Цель: рассмотреть предпосылки правомерного поведения: правовое сознание, правовую культуру.

Предмет: обществознание.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

I. Сообщение темы и цели урока.

Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права ? Какие правовые знания нам нужны? Кого можно назвать правокультурным человеком?

III. Изложение программного материала.

Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе. Но почти всегда оно сталкивалось с проблемой: как воплотить эти образцы в реальной жизни, сделать их нормой для данного общества. Рассмотрим, что необходимо для того, чтобы поведение каждого из нас можно было назвать правомерным.

Правосознание

Правовое сознание (или правосознание ) – это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Правоведы считают, что каждая личность должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять свой выбор поведения. Каждый человек обладает правосознанием.

Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, представление о том, какими должны быть хорошие, справедливые, необходимые законы, на каких принципах, идеях они должны строиться; с другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т. п. Так, принятый в 1995 г. Федеральный закон «О ветеранах » вызвал положительное отношение тех, у кого за плечами большой и трудный жизненный путь. Установленные в законе льготы и гарантии были восприняты как забота (хотя и запоздалая) о тех, кто так много сделал для Отечества, но уже не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно. Однако вскоре многие разочаровались в законе, поскольку тот практически не был обеспечен материально. Поэтому реальное исполнение Федерального закона «О ветеранах» началось лишь в 1998 г.

Итак, правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов; понимание сущности правовых учений и доктрин; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных органов , а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. Объём этой информации зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия общеобразовательной или профессиональной юридической подготовки, места работы человека.

В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовые знания на уровне обыденного правосознания ограничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный, часто поверхностный характер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в умении грамотно применять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научного правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы , который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа , техникума (неюридического профиля)? Выпускника неюридического вуза?)

Правовая идеология – это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость, а также ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества. В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает ценности, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные его социальные группы и классы.

Правовая психология – это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определённых целей и в утверждении определённых ценностей.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка – это определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом. Правовая установка – это психологическая готовность личности к соблюдению нормы права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом. Она отражает предрасположенность к нарушению права.

Правосознание может выступать в виде правосознания индивидуального (личное отношение человека к праву), группового (отношение к праву различных социальных групп, государственных служащих, должностных лиц, молодёжи, крестьян и т. п.), общественного (правосознание всего общества).

Давайте разберёмся, как взаимодействуют право и правосознание.

Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права. Принимая нормативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учётом правосознания. Так, например, согласно закону судья решает дело, руководствуясь конкретной статьёй закона и собственным правосознанием.

В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления.

В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.

Правовая культура

Правовая культура – это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности – это, прежде всего, уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от неверного и недопустимого.

Кроме того, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее предписаниям юридических норм, соблюдение прав других людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, честность, чувство собственного достоинства, доброта. Она характеризуется определённым уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т. п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Следовательно, не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества – это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должностных лиц.

Современная правовая культура – это правовая культура гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, пути их правовой защиты, уважает права и свободы других людей.

Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.

Какие же функции выполняет правовая культура в современном обществе?

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в том, что, совершая определённые поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие – подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации , литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной правовой культуры:

− определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в правовой организации общества;

− утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;

− правовую активность граждан в осуществлении своих прав;

− активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех звеньев государства.

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil – ничто, ничего). Для него характерны недооценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение. Это приводит к различным правонарушениям, например, к умышленному нарушению законов, массовому несоблюдению правовых норм, нарушению прав человека. Правовой нигилизм бывает личностным и государственным, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые традиции.

В российском обществе всегда были сильны традиции правового нигилизма. В настоящее время этому способствуют некоторые негативные условия нашей современной жизни: недостатки проводимых социально-экономических преобразований, незавершённость правовой реформы, неэффективная работа органов государственной власти, массовое и повсеместное нарушение законодательства, проблемы в борьбе с преступностью.

Гражданское общество заинтересовано в изживании подобных явлений, повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима достаточно продуманная система правового воспитания. В её основу должны быть положены идеи и ценности современной правовой культуры.

Правовые обучение и воспитание являются элементами образования в целом и могут осуществляться как правовое обучение (передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); правовое просвещение (распространение правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, созданием компьютерных баз данных , например, «Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс»); юридическая практика (передача юридической информации, знаний посредством участия граждан в правоприменительной деятельности и т. п.); самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

Правомерное поведение

В современной юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

− правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нём реализуются нормы права;

− правомерное поведение полезно для общества, не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но, тем не менее, социально допустимые явления, как неучастие граждан в голосовании или супружеские разводы;

− правомерное поведение осуществляется на довольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;

− правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от главного мотива.

Социально активное – высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознаёт, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно его поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно говорить о его сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет своё поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с недостаточно развитыми правовой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чём заключаются возможные негативные проявления такого поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения , продиктовано страхом перед наказанием. (Вспомните, кого называют маргиналами. В чём может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие примеры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определённые потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде всего, речь идёт о юридических предпосылках: должны существовать определённые правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы, нормы, прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психологических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить своё поведение.

Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определённой социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определённой мере влияет на поведение человека.

Подведём итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие самого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

III. Практические выводы.

1. Знание определённого минимума правовой информации сделает вас социально защищённым, обеспечит вашу правовую безопасность. Если вы будете хорошо знать свои права и обязанности, вас будет сложно обмануть, провести. Если вы не будете знать своих обязанностей и их пределов, то не сможете их исполнять и окажетесь бессильными перед произволом других лиц.

2. В любой ситуации важно точно знать, что нам можно, нельзя, должно или следует делать (с точки зрения права).

3. Поведение, соответствующее нормам права, важное не только для общества, но, прежде всего, для каждого из нас: оно помогает заслужить уважение и доверие других людей. Если вы будете следовать закону, соблюдать правовые нормы, то другие люди будут относиться к вам как к надёжным партнёрам в любом деле.

IV. Документ.

Из работы русского философа «О правосознании».

…Если человек хочет видеть свои личные права ограждёнными и защищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и верно участвовать в её устроении. В качестве законодателя он должен верно творить законы из верной глубины своего правосознания; в качестве судьи и чиновника он должен толковать и применять закон так, как этого требует его справедливое правосознание; в качестве рядового подчинённого гражданина он должен принять закон в своё правосознание и включить приказы, запреты и позволения, содержащиеся в законе, в процессы мотивации своего поведения.

Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы своего государства, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности. Пусть эти законы кажутся ему формальными и внешними – он всё-таки должен принять их в порядок самообязывания и верно соблюдать их. Это необходимо по следующим основаниям.

Во-первых, потому, что в самую сущность права и правопорядка входит эта способность – совершенствоваться посредством лояльного повиновения граждан…

Во-вторых, гражданин призван добровольно признавать и соблюдать законы своей родины потому, что это есть единственный способ поддерживать правопорядок и в то же время оставаться в нём свободным.

Вопросы и задания к документу

1) Какие черты правосознания отмечает?

2) Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества.

3) Какой новый аспект, по сравнению с текстом учебника, раскрыл автор в характеристике правосознания? В чём вы видите особую ценность этого аспекта?

V. Вопросы для самопроверки.

1. Что такое правосознание?

2. Охарактеризуйте основные элементы правосознания.

3. Каким образом взаимодействуют право и правосознание?

4. Каковы основные функции правовой культуры?

5. Что такое правомерное поведение? Каковы его признаки?

6. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?

7. Каковы предпосылки правомерного поведения?

8. Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?

VI. Задания.

1. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?

2. К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?

− «Депутаты Государственной Думы использую свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований».

− «Чтобы навести порядок в стране, необходимо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь».

− «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, её достоинство, права и свобода».

3. Выполняя письменную работу на тему «Правомерное поведение», большинство учащихся написали, что хороший гражданин не должен следовать закону, который нарушает права человека. А что по этому поводу думаете вы? Считаете ли такое поведение правомерным? Если нет, то почему?

4. Во время социологического исследования , проводимого среди молодых людей в конце 1990-х гг., на вопрос о том, как они поведут себя в случае ухудшения условий жизни, были получены следующие ответы: 0,9% заявили, что вступят в политическую партию; 8,0% примут участие в акциях протеста (забастовках, митингах, демонстрациях); 6,1% возьмутся за оружие для отстаивания своих интересов; 11,8% примут решение о выезде из России в другую страну; 62,1% будут изыскивать способы дополнительного заработка; 5,1% никак не будут реагировать, будут терпеть дальше; 9,5% поступят так, как поступят их родители.

Какие из этих действий могут быть отнесены к правомерным? Какие виды правомерного поведения здесь представлены? Можно ли на основе приведённых данных сделать вывод об уровне развития правосознания и правовой культуры молодых людей? Свой ответ аргументируйте.

VII. Мысли мудрых.

«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой».

Ф. Ламенне (), французский писатель, философ

VIII. Заключительная часть.

1. Оценивание ответов учащихся.


Правомерное поведение Правомерным называют такое поведение, которое соответствует правовым нормам. Правомерным называют такое поведение, которое соответствует правовым нормам. Признаки правомерного поведения: 1.Ограничено установленными правовыми нормами 2.Полезность для общества 3.Осуществляется на добровольном основании 4.Распространено среди большинства населения






Условия формирования правомерного поведения Правосознание- это отношение людей к праву. Правосознание- это отношение людей к праву. Правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческих установок. Правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческих установок. Правовая культура- часть общей культуры, уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву.


Составные части правосознания Знание права (Конституция РФ, федеральные законы, кодексы, правовые учения и доктрины) Знание права (Конституция РФ, федеральные законы, кодексы, правовые учения и доктрины) Правовая идеология (отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения общечеловеческих ценностей) Правовая идеология (отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения общечеловеческих ценностей) Правовая психология (чувства и эмоции по отношению к праву) Правовая психология (чувства и эмоции по отношению к праву) Правовая установка (психологическое состояние человека) Правовая установка (психологическое состояние человека)






Соотношение права и правосознания Правосознание оказывает влияние на процесс принятия законов Правосознание оказывает влияние на процесс принятия законов Правосознание учитывается в ходе правоприменения Правосознание учитывается в ходе правоприменения Уровень правосознания общества способствует соблюдению и исполнению права Уровень правосознания общества способствует соблюдению и исполнению права


Функции правовой культуры Познавательная Познавательная Регулятивная Регулятивная Нормативно- ценностная Нормативно- ценностная Коммуникативная Коммуникативная Прогностическая Прогностическая Нигилизм- антипод правовой культуры, для него характерны недооценка роли права, отрицательное отношение к праву, неуважение к праву.







Просмотров