Что входит в государственный аппарат. Государственный аппарат: понятие, признаки и принципы его деятельности

Механизм государства это система государственных органов , учрежде-ний, организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

В структуре механизма государства выделяют: государственные учрежде-ния, государственный аппарат и государственные предприятия.

Но наиболее важным институтом является государственный аппарат , кото-рый непосредственным образом осуществляет государственную власть. Государ-ственный аппарат представляет собой конгломерат различных органов государст-ва, при помощи которых государственная власть доводится до населения.

Государственный аппарат -это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функ-ции, достигаются стоящие перед государством цели и задачи.

Он осуществляет свою деятельность в двух формах: организационной и правовой . Организационная форма направлена на внедрение в деятельность орга-нов государства эффективных методов организации труда. Эта форма помогает государственному аппарату пользоваться достижениями науки и техники и не от-ставать от научно-технического прогресса.

Правовая форма непосредственно направлена на осуществление государст-венной власти. Она состоит из трех звеньев: а) правотворческой, которая включа-ет разработку и издание нормативно-правовых актов; б) правоисполнительной -это властная деятельность государства по реализации норм права; в) правоохра-нительной, которая направлена на обеспечение законности и правопорядка.

Государственный аппарат состоит из государственных органов.

Орган государства - это структурный элемент государственного аппарата, наделенный властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается при-нудительной силой государства.

Для образования государственного органа необходима правовая основа , т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система органов устанавливается в конституции. Для осуществления своих функций каждый орган обладает специальной компетенцией, в рамках которой он действует. Для выпол-нения своих задач государственные органы располагают материальной базой и финансовыми средствами.

Государственные органы характеризуют государство как социальное явле-ние. Именно для функционирования их в обществе формируется особый слой лю-дей, не связанный с материальным производством, а занятых лишь управлением.

В юридической литературе дается различная классификация органов госу-дарства:

1) по субъектам формирования - представительные органы (парламент) и
органы, формирующиеся другими органами (правительство, министерства);


2) по структуре или способу организации - простые (нотариат) и сложные
(министерства);

3) по характеру компетенций - органы общей компетенции (парламент,
правительство) и специальной компетенции (например: МВД, МИД и т.д.).

Однако наиболее распространенной является классификация по принципу разделения властей, согласно которой все органы государства делятся на законо-дательные, исполнительные и судебные.

  1. Понятие и формы реализации права.

Право выступает в реальной жизни в виде системы норм, эталонов, требований, которые дают возможность людям ориентироваться в окружающем мире, то есть правильно выбирать приемлемые варианты поведения.

реализация правовых норм - это осуществление содержащихся в них предписаний в правомерном поведении субъектов права. Если в обществе люди поступают в соответствии с требованиями права, то есть совершают правомерные поступки , это означает, что право реализуется. Процесс реализации права осуществляется в различных формах. В зависимости от способов правового регулирования, учитывая содержание и характер поведения по воплощению в жизнь правовых предписаний, различают следующие формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование, применение.

Соблюдение запретов - такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права содержащихся в норме запретов (воздержание от совершения действий вредных для общества
и поэтому запрещенных). Соблюдение, как форма реализации норм права, носит пассивный характер. В этом заключается ее главная особенность. Посредством соблюдения реализуются запрещающие нормы.

Исполнение обязанностей - форма реализации норм права, при которой субъекты права обязаны активными действиями выполнять требования правовых норм. Субъекты права обязаны выполнять предписания норм независимо от своего внутреннего отношения к ним.

Использование субъективного права - этотакая форма их реализации, которая выражается в осуществлении участниками регулируемых правовых отношений своих прав. Использование связано с совершением дозволенных действий, которые могут совершать управомоченные субъекты в зависимости от их воли и желания. Путем использования совершается активное осуществление гражданами и организациями различных правовых возможностей, предоставленных нормами права.

Указанные формы тесно связаны друг с другом, и в юридической литературе определяются как формы непосредственной реализации норм права. Это связано с тем, что субъектами данных форм реализации права выступают организации и граждане, осуществляющие свои права и обязанности в процессе своей деятельности самостоятельно и непосредственно.

Однако в ряде случаев для осуществления своих прав и обязанностей недостаточно только поведения субъекта права, и вышеперечисленные формы не позволяют полностью реализовать ту или иную норму права.
В этой ситуации реализация права возможна только при участии компетентных органов, которые и обеспечивают претворение в жизнь соответствующих юридических норм в полном объеме. Данная форма реализации называется применением норм права

Применение норм права как форма реализации права, обладает определенными специфическими признаками:

1. Оно представляет собой государственно-властную деятельность. Акты правоприменения обязательны к исполнению и обеспечиваются принудительной силой государства.

2. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными на то субъектами права (суды, исполкомы, органы внутренних дел и др.).

3. Правоприменение по своему содержанию является деятельностью по вынесению индивидуальных правовых решений в отношении конкретных жизненных случаев.

4. Данная деятельность осуществляется в строго установленной процессуальной форме.

Применение права - это властная организующая деятельность компетентных государственных органов, осуществляемая в специально установленных законом формах по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных обстоятельств путем принятия индивидуально-правовых решений.

Государственный аппарат представляет собой совокупность должностных лиц, государственных органов и организаций, являющихся субъектами государственной власти и выполняющих функции государства.

Структура государственного аппарата – это единая система, которая показывает внутреннее строение всех его звеньев (частных систем), их расположение внутри государственного аппарата, взаимосвязь, функции каждого звена, его полномочия и ответственность в пределах своих полномочий. Под частными системами государственного аппарата понимаются государственные органы, схожие по своим функциям, внутреннему строению, подчинению, но разные по сферам деятельности.

Структура государственного аппарата включает в себя:

1) государственные органы, взаимодействующие между собой в процессе осуществления своих функций. Они наделены государственно-властными полномочиями, средствами, ресурсами, возможностями принятия решений. К государственным органам относят парламент, президента, министерства, ведомства, комитеты и администрации разного уровня;

2) государственные организации, которые выполняют охранные функции государства: службы государственной безопасности, вооруженные силы, отделы внутренних дел и т. д. Государственные организации не обладают властными полномочиями, они занимаются практическим выполнением функций государства во всех сферах: научной, культурной, социальной и др.;

3) государственные предприятия не обладают властными полномочиями, которые и занимаются хозяйственно-экономической деятельностью: организовывают и контролируют производственную деятельность с целью удовлетворения потребностей населения государства;

4) государственные служащие – должностные лица, выполняющие полномочия государственного органа (министры, депутаты, президент). Также к государственным служащим относятся должностные лица, обеспечивающие работу вышеназванных должностных лиц (советники, консультанты). Должностные лица, обеспечивающие поддержку лицам, выполняющим полномочия государственного аппарата (специалисты, референты, др.). Лица, которые не обладают управляющими полномочиями (медики, преподаватели);

5) финансовые средства.

Элементы государственного аппарата зависят от признаков самого государственного аппарата:

1) весь механизм государственного аппарата и все его элементы занимаются управлением;

2) элементы государственного аппарата осуществляют свои полномочия в тесной взаимосвязи друг с другом;

3) при выполнении своих функций элементы должны быть обеспечены всеми необходимыми средствами;

4) элементы государственного аппарата осуществляют свою деятельность в соответствии с установленными государством требованиями.

Государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.

Признаки:

1) Госаппарат, это целостная иерархическая система госорганов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями.

2) Первичными структурными элементами госаппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Госорганы связаны между собой на началах субординации и координации.

3) Для обеспечения государственно-властных велений госаппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство.

4) При помощи госаппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и государственным аппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций государства. Поэтому с изменением функций государства неизбежно следует и изменение госаппарата.

Структура госаппарата может быть представлена следующими основными видами органов:

1) органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;

2) органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

3) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Принципы организации и деятельности государственного аппарата это ключевые идеи и положения, лежащие в основе построения и функционирования государственного аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

Приоритет прав и свобод человека и гражданина

Демократизм, выражается в широком участии граждан в формировании деятельности госорганов.

Разделение властей (на законодательную, исполнительную, судебную), создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов

Законности, обязательность соблюдения всеми органами государства, гос. служащими, гражданами конституции законов и подзаконных актов.

Гласности, информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует прозрачность процесса функционирования чиновников.

Федерализма, учета интересов регионов

Профессионализма, использование наиболее квалифицированных работников в деятельности госаппарата и др.

Некоторые принципы организации и деятельности госаппарата не закреплены в действующем законодательстве, но выдвигаются в юридической науке.

Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность госорганов, наделенных властными полномочиями для реализации гос. власти. В структуру механизма государства также входят госучреждения и госпредприятия.

Нередко государственный механизм отождествляют с государственным аппаратом. Вместе с тем механизм государства это понятие более широкое чем государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. В этой связи государственный аппарат следует рассматривать в качестве составной части механизма государства. Поскольку помимо органов государства, которые являются государственными организациями в механизм государства входят и др. государственные организации, которые органами государства не являются. Это такие организации как: госучреждения (школы, больницы), а также государственные предприятия. Таким образом, механизм государства составляют три вида государственных организаций:

1) органы государства

2) госучреждения

3) государственные предприятия. Поскольку государственный аппарат составляет только органы государства, то он не тождественен государственному механизму. Государственный аппарат является основной частью и звеном государственного механизма.

Государство как субъект управления

Понятие и структура государственного аппарата

Функции государства Проблема «перенапряжения» государства

Для выяснения сущности и рационализации государственного управления необходимо понимание государства как субъекта управления, ибо процесс государственного управления есть реализация специфических функций государства посредством управляющих воздействий на общество государственного аппарата.

На определенном этапе развития общества, когда сохранять его целостность и обеспечивать совместные действия, полагаясь на добровольное подчинение общеобязательным нормам, стало невозможным, потребовалось создание специальных институтов для выполнения управленческих функций в обществе и согласования конфликтующих интересов различных групп, своего рода «арбитра», координатора, регулировщика в одном лице, которое бы олицетворяло общую волю и определяло общее благо. С появлением в обществе системы институтов, выполняющих данные функции, формируются государство, государственный аппарат.

Государственный аппарат: понятие, структура

Государственный аппарат - основное звено механизма государства, обеспечивающее повседневную работу системы органов власти и управления по осуществлению практических мер, направленных на реализацию функций государства. Имеет структуру, соответствующую базовым функциям государства.

Структура госаппарата - это совокупность государственных органов власти и управления и государственных служащих, занятых в госорганах, наделенных властными полномочиями для реализации функций государственной власти всех видов - законодательной, исполнительной, судебной. В широком смысле госаппарат включает не только собственно органы государственной власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруженные силы, правоохранительные или иные органы принуждения. В более узком смысле под госаппаратом часто понимается совокупность административных органов власти, выполняющих исполнительно-распорядительные функции управления государством.

Госаппарат практически организует всю исполнительную работу, реализует принятые в обществе норм и правил, принимает меры, обеспечивающие функционирование как всей системы государственных органов (отдельно каждого и в их совокупности), так и самого государства. Через него проходят ответные реакции взаимосвязи общества и власти, посредством его вырабатываются необходимые мероприятия государственного регулирования всех сфер жизнедеятельности населения страны.

На деятельность госаппарата в силу общественной природы его властной сущности оказывают влияние всевозможные факторы экономического, политического, социального, культурного, исторического и иного характера. Причем, происходящие в нем функционально-структурные изменения с неизбежностью требуют его совершенствования в целях адаптации к происходящим в обществе процессам, способности государственных служащих адекватного реагирования и влияния на них. Тенденции к увеличению численности работников госаппарата, расширению объема функций и полномочий ведут к возрастанию его влияния в обществе. В этой проблеме таится опасность бюрократизации форм работы и отношений как внутри самого госаппарата, так и между различными органами государства, их системой и обществом.



Правовые формы госаппарата имеют властный характер и реализуются в общеобязательных предписаниях, направленных к определенным адресатам.

В организационно-управленческой деятельности госаппарат стремится к наибольшей эффективности своей работы и в этой связи находится в постоянном поиске и внедрении новейших управленческих технологий, совершенных методов организации труда, ведет разработку рекомендаций по обмену и распространению опыта «аппаратной» работы.

Итак, госаппарат имеет следующие черты : обладает властными полномочиями, осуществляет от имени государства его задачи и функции, имеет определенную компетенцию и сферу ответственности, характеризуется определенной структурой, образуется в порядке, установленном законом.

Первичным системообразующим элементом государственно-управляющего воздействия на общество является государственный орган .

Государственный орган (англ. state body, грея, organon - орудие, инструмент) - учрежденное в установленном (официальном, юридическом) порядке образование, выполняющее от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые составляют предмет его ведения), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности).

Государственным органом может быть одно должностное лицо (институт президента) или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

Сущность государственного органа, его характер можно определить как целостную совокупность составляющих компонентов:

политического (государственно-властный характер),

социологического (предназначение решать общезначимые дела, задачи, ориентация на потребности и интересы социума),

юридического (принимает нормативные правовые акты, осуществляет правоприменительную и правоохранительную деятельность), административно-управленческого (выполняет функции, стоящие перед государством на определенном участке руководства обществом в безусловном, императивном порядке, наделяется для этого необходимыми средствами).

Что означает установленный порядок образования государственного органа?

Это означает, что любой государственный орган имеет правую, законодательную основу, получает соответствующий правовой статус после издания законодательного акта как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, после принятия об этом органе положения, утвержденного указом Президента РФ, главой администрации и т.д.

В положении - нормативном, основополагающем учредительном акте - устанавливаются задачи, обозначаются специальная компетенция, функции и полномочия, т.е. в целом то, что должен и может осуществлять госорган, оправдывая свое предназначение.

Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера. Внешние регулируют его связи с другими органами по горизонтали и вертикали власти с обществом, зарубежными структурами и т.д. Внутренние полномочия регулируют деятельность внутри своей организации (прием на работу, руководство конкретными подразделениями, кадровым, материально-техническим, финансовым обеспечением и др.). Госорган принимает нормативные правовые акты, осуществляет правоприменительную и правоохранительную деятельность. Его правовой статус состоит из трех блоков: целевого, организационно-структурного и компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности.

Понятие «орган» является частью более широкого понятия «организация». Организация - это совокупность людей, их коллектив; организация предполагает деятельность этих людей, направленную на достижение определенных целей и решение конкретных задач. Всякая организация совершает свои действия через образуемые ею органы. Поэтому орган - это часть организации, реализующая ее функции по ее поручению.

Государственно-управляющее воздействие на общество реализуется только через совокупность государственных органов, а само государство выступает как консолидирующий субъект управления, как система организационно-правовых форм составляющих ее субъектов управления.

Государственные органы - это совокупность всех субъектов государственно-управленческой деятельности, включая субъекты государственной власти, а также органы государственного управления, которые создаются как рабочий механизм представительной, исполнительной и судебной власти - государственный аппарат, обеспечивающий их лучшую организацию и функционирование.

Все субъекты управления обладают рядом универсальных признаков, в которых проявляется их сущность. Каждый субъект управления:

Выражает интересы определенной социальной общности - народа, класса, социальной группы и т.д. Иерархия интересов, отражающая целостность общества, реально претворяется в жизнь сложной системой субъектов госуправления, преодолевающих возможные противоречия (и существующие) во имя достижения общезначимых социальных целей;

Является системно организованным, ему свойственны черты любой социальной системы, прежде всего - корреляция в структуре, функциях, деятельности как неизбежный ответ на изменения объекта управления;

Имеет присущие ему определенные, отражающие общесистемное разделение труда функции, но во всех случаях выполняет в том или ином наборе такие управленческие функции, как прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль;

Обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный (структурный) компонент;

Занимает строго определенное место в иерархии государственного аппарата, принимает строго определенные виды решений.

Будучи во многом схожими между собой, субъекты управления довольно существенно различаются по формам построения, степени юридического основания, по сочетанию принципов коллегиальности и единоначалия, профессиональных и общественных начал, выборности и назначения на должности по методам и формам деятельности, пределам ее регламентации. Перечисленные различия обусловливают специфику государственных организаций. Познание специфики, особенностей субъектов управления позволяет разграничить и сочетать их функции, полномочия, избежать дублирования воздействия множества субъектов по отношению к одному и тому же объекту.

5.2. Функции государства и государственного управления

Функции государства - это виды управляющего воздействия на общество со стороны органов государственной власти и должностных лиц, главные направления их деятельности или, иными словами, государственная политика - внутренняя и внешняя.

Среди функций государства целесообразно выделить прежде всего те, которые выражают его сущность во все времена, у всех народов. Ради этих видов деятельности люди и создали государство, аппарат управления и согласились поддерживать его материально, морально, обеспечивать ресурсами, выполнять его установления. Через эти функции государство выполняет свое главное предназначение - удовлетворять насущные потребности и интересы людей.

Потребности (от слав, потреба, треба - нужда, необходимость) категория, фиксирующая свойства, присущие людям: объективная нуждаемость во внешних и внутренних условиях, средствах для поддержания жизни, требующая удовлетворения.

Если принять за основу типологию потребностей, предложенную А.Маслоу, то можно различать пять уровней в иерархии потребностей.

На самом нижнем (первом) уровне - физиологические: в пище, жилище и т.д., что сегодня условно определяется как потребительская корзина. Задача государства - помочь человеку ее наполнить. Разумеется, сила и авторитет государства находятся в прямой зависимости от объема и содержания потребительской корзины, равно как и от степени удовлетворения более высокого уровня потребностей.

Следующий (второй) уровень в иерархии потребностей - необходимость безопасности (физической, социальной, экологической, психологической), связанной с уверенностью в наличии контроля за происходящими событиями.

Третий уровень - потребность в общении. Человек - существо социальное, он может жить и развиваться только среди себе подобных, а государство должно помочь каждому человеку, гражданину адаптироваться в обществе, усвоить культуру, традиции, нормы общежития, найти свое место, т.е. обеспечить условия для социализации личности.

Четвертый уровень - потребность в самоутверждении. Человек не просто ищет общения, а стремится к духовно близким людям, единомышленникам, любимым, чтобы рядом и вместе с ними утвердиться как личность. Идентификация с каким-либо социальным (политическим, религиозным и т.п.) сообществом помогает человеку снять психологическое напряжение от чувства неопределенности в житейских ситуациях, дает ощущение уверенности в себе и эмоционального подъема от принадлежности к активной группе единомышленников (чувство локтя).

Пятый уровень - потребность человека в творческой самореализации, чтобы весь имеющийся потенциал, способности человека были востребованы и реализованы.

Считается, что на каждом уровне поведение человека обусловлено потребностями данного уровня. Будучи удовлетворенными, они уступают место потребностям следующего уровня, рождают новые интересы. Интересы - это потребности, ожидания, надежды, адресованные какому-либо социальному институту, учреждению, способному их удовлетворить.

К сущностным (базовым) функциям государства относятся:

Обеспечение (охрана) целостности и стабильности общества, его территории.

Создание и обеспечение правовой системы как совокупности взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения.

Создание и обеспечение условий для развития всех сфер общественной жизнедеятельности.

Охрана правозаконности во взаимоотношениях власти и общества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина.

Координация (согласование) потребностей и интересов социальных слоев общества, определение приоритетов в его развитии.

" Обеспечение общенациональных интересов в мировом сообществе.

На рис. 5.1 схематически приводятся основные функции государства и государственного управления.

Рис. 5.1. Базовые функции государства

Другой вид функций государства составляют те, которые обусловлены конкретно-временными условиями, обстоятельствами. Принимая вызов времени, государство вынуждено брать на себя дополнительные, новые задачи, виды деятельности, что Увеличивает нагрузку, напряжение на госаппарат, но что необходимо для сохранения стабильности и развития общества в изменившихся условиях.

Распад СССР, провозглашение независимости России означали для общества новый - переходный - период его жизнедеятельности.

Переходным периодом принято называть время, в течение Которого преодолевается дистанция от исходного качественного с°стояния общества к его новому качественному состоянию1.

Точка отсчета переходного периода - наличие кризиса общественно-политической системы, условие и показатель его окончания - стабилизация экономики, политических структур, тенденция к снижению всех негативных общественных явлений, связанных с уровнем материального обеспечения людей, продолжительностью жизни, детской рождаемостью, смертностью, преступностью и т.д.

В новых условиях у государства появляются новые проблемы и функции. В самом общем виде их можно определить так:

1. Завершение формирования государственности РФ со всеми необходимыми атрибутами (границы, гражданство, законы, финансы, деньги и т.д.).

2. Создание организационно-правовых условий для развития и укрепления отношений между различными формами собственности, становления современной рыночной экономики.

3. Развертывание и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивый и надежный демократизм общества и государства, формирование новой политической системы.

4. Создание социальных и административно-правовых регуляторов, гарантирующих конституционно провозглашенный комплекс прав, свобод граждан, повышение благосостояния людей, развитие науки, образования, защиту среды обитания и т.д.

Переход к рыночной экономике, либерализация и развитие рыночных отношений породили в сознании и практике правящей элиты первой «волны» переходного периода абсолютизацию стихийной саморегуляции рынка и, как следствие, негативное отношение к управлению, попыткам свести к минимуму объем государственного воздействия в экономической и социальной сферах. Жизнь не подтвердила справедливость такой установки. Разгосударствление, приватизация, акционирование, появление частной собственности, местное самоуправление - эти и другие общественные явления, свидетельствующие о начавшейся либерализации экономики, демократизации отношений, проявляются не сами по себе, не стихийно, они требуют государственной регуляции, поддержки, защиты, контроля. Роль государства как основного субъекта управления сохраняется.

В то же время многие трудности переходного периода вызваны слабой проработанностью правовых актов управления и недостаточной подготовленностью системы исполнительной власти для решения новых социальных задач на основе новых подходов. Дальнейшее продвижение общества от централизованной экономики к рыночной, от авторитарного режима к демократии требует от аппарата управления уже в ближайшее время решения непростых задач, выполнения дополнительных функций, таких как:

Найти и обеспечить баланс в отношениях с монополиями, частными фирмами, предпринимателями, общественными организациями, гражданами;

Законодательно обеспечить статус всех органов исполнительной власти как целостной системы управления в масштабах всей Федерации;

Законодательно урегулировать и обеспечить единый, в рамках всей страны публично-правовой институт государственной службы;

Наладить систему государственно-правового и гражданского контроля за реализацией Конституции РФ, прав граждан, обеспечить ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение законодательства.

Среди функций и задач государства целесообразно выделить еще один их вид - дополнительно взятые государством обязательства и как следствие связанную с ними деятельность по компенсации социальных дефицитов и экономического дисбаланса в обществе.

В числе факторов, порождающих и расширенно воспроизводящих социальную напряженность, уже в первые годы перестройки проявился фактор политической нестабильности. Экономические и социальные проблемы приобрели в сознании людей ярко выраженную политическую направленность. Недовольство людей растущей стоимостью жизни трансформировалось в негативное отношение к существующим структурам власти. Разрешение и устранение конфликтов, нахождение компромисса в каждой конкретной ситуации стало важнейшим императивом государственной власти и во многом обусловило появление современней парадигмы развития Российского государства как социального.

Современное государство демократического типа берет на себя ответственность за социальное благополучие, консолидацию общества, развитие в нем человеческого потенциала, обеспечение равных стартовых возможностей всем гражданам для осуществления их экономических, политических, социальных, духовных интересов. Безусловно, что сильная социальная политика вполне соотносится с базовой целью государства - достижением равновесия, стабильности, целостности и динамизма общественного развития.

Уместно задаться вопросом: не приведет ли расширение государственной компетенции далеко за пределы базовых функций к «перенапряжению» государства? Может быть, растущие государственные расходы, увеличение управленческих задач чреваты риском для самого государства? Справится ли государственный аппарат, не зайдем ли в тупик, не создаст ли вместо «всеобщего благоденствия» состояние неуправляемости общества?

Очевидно, что социальное управление (ориентированное на общее благо) не может осуществляться государством автономно. Необходимо осмыслить, оценить материальные возможности и пределы государственного воздействия, найти способы «мягкого разгосударствления» многих сфер жизни, осознать роль, определить реальные возможности общественного потенциала, найти способы снижения планки требований, завышенных надежд общества, адресуемых государству.

Речь идет о модернизации административной системы, трансформации ее в политико-административную.

Напомним, что в понятии «политика» переплетаются два аспекта: аспект власти и аспект компромисса. Политика означает, с одной стороны, способность к принятию обязательных решений и их осуществлению (власть), с другой стороны, способность к справедливому, согласованному распределению благ и ценностей методами альтернативного выбора, убеждения, согласования (компромисс). Задачей политической системы является выделение из всего комплекса общественных отношений тех проблем, которые требуют принятия обязательных решений. Политическая система охватывает государство и общество в их взаимодействии при проработке проблем на этапе политического процесса. Общество (политические партии, группы интересов, другие институты политического опосредования, а также граждане) участвует в рамках процесса формирования политической воли (ввод факторов), на государство (парламент, правительство, администрации и суды) возлагается задача нахождения решений (результат).

Политико-административная система реализует задачу управления экономической и социально-культурной сферами. Для этого она получает (ввод факторов) необходимые финансовые средства, материальные и нематериальные ресурсы (поддержка) на осуществление своей деятельности и легитимные политические решения (требования), которые предстоит осуществить.

Понятие политико-административной системы указывает на сужение круга лиц, задействованных в процессе принятия решений: политика и администрация обозначают двух действующих субъектов. Задача парламента - обеспечить легитимацию Для принимаемых управленческих решений (политика), правительство и администрация отвечают за разработку и принятие обязательных решений (администрация).

Идеальное распределение ролей между субъектами политико-административной системы, другими словами, модель законодательного управления программами можно представить следующим образом: избранный народом парламент формулирует законы, необходимые для осуществления общественной деятельности, направленной на разрешение проблем, и для законной, имеющей обязательную силу, реализации предвыборной президентской и правительственной программы (законодательная власть); эти законы правительство реализует в виде политических решений, которые исполняются администрацией, т.е. исполнительной властью (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Модель законодательного управления программами

Сегодня приходится видеть ограниченные возможности политико-административной системы в поиске адекватных решений актуальных проблем. Объясняется это по-разному. Одни критикуют слабую позицию правительства как «собственно инициативного центра», подчеркивают, что у правительства и администрации все больше работы, но все меньше возможности определять развитие. С этой точки зрения представляется необходимым усилить политическое руководство правительства за счет сбалансирования (уточнения, разделения) полномочий между президентом и правительством, а также за счет сокращения влияния на правительство господствующих общественных интересов и концентрации государственных функций на исполнении действительно государственных задач. Концепция улучшения активной политики правительства направлена на повышение управленческого потенциала за счет сокращения сферы ее деятельности, дальнейшей разработки методов планирования, реформирования организации политического руководства и руководства кадрами государственной службы.

В обществе существует и другая точка зрения - в пользу усиления президентского политического руководства и его расширенного контроля за деятельностью правительства. Эту точку зрения оправдывают, исходя из того, что окончательное решение проблем невозможно, а в переходный период реализуема лишь стратегия некоординированных «маленьких шагов», которая должна быть ориентирована на имеющиеся средства и расклад сил в обществе в каждой конкретной ситуации. Такой подход оставляет правительству возможность проводить политику инкрементализма - малых изменений методом «как-нибудь управимся». Оценку возможностей такой политики люди уже слышали: «Хотели, как лучше, а вышло, как всегда».

Респектабельность правительства (фр. respectable - достойный уважения, почтенный, степенный, уважаемый, благопристойный).

В сложных условиях переходного периода появляется проблема респектабельности правительства, госаппарата. Справиться со взятыми на себя задачами правительство может при непременном условии - если общество его уважает и даже те, кто находится в оппозиции к правительству, признают за ним определенный минимум респектабельности. Критерием респектабельности политиков и государственных служащих является преданность интересам государства и профессионализм в управлении. Однако кроме профессионалов в системе государственного управления нередко оказываются люди, попавшие туда по случаю родства, приятельства, личной преданности высокому начальству и т.п. Это бывает во всех странах и во все времена. В спокойные годы профессионалы и случайные как бы уравновешивают друг друга. Но в годы кризисные, в период экстремальных ситуаций и возникает проблема респектабельности государственной службы. Если профессионалы исполняют службу как Долг перед обществом и государством, то случайные стремятся извлечь для себя наибольшую выгоду, занимаются казнокрадством, вымогательством... Судьба реформ, стабильность в обществе оказываются в прямой зависимости от соотношения сил в госаппарате, и прежде всего - в правящей элите. Это ставит задачу совершенствования механизма политической и юридической ответственности должностных лиц, технологии «вхождения» в политико-административную элиту.

Госаппарат должен постоянно держать экзамен на предмет того, соответствуют ли и насколько его внутренняя структура, персональный состав, методы деятельности и процедуры активным требованиям общества.

Выход из кризиса переходного периода предопределяет во многом активная позиция правительства, усиление им политического руководства государственными делами. Это возможно, если профессионализм станет непреложным принципом подбора членов правительства (а не политические пристрастия или родственные связи); правительство представит обществу программу развития государственного сектора в экономике на ближайшую перспективу, согласованную с президентскими программами общественного развития и принятую как основной документ, правовой акт стратегического управления, политико-административного руководства.

Термин «государственный сектор в экономике» не означает отождествления экономики со сферой материального производства. Сегодня в индустриально развитых странах основная доля рабочих мест в экономике возникает именно в сфере услуг, образовании, науке, здравоохранении. Государственный сектор - это объекты инфраструктуры (федеральные дороги, крупные аэропорты и т.д.), вся сфера социальных услуг (служба занятости, поддержка отдельных социальных групп, органы государственного управления всех уровней, службы, занимающиеся дорожно-коммунальным хозяйством, государственные учреждения образования, здравоохранения, армия, включая огромные предприятия по обслуживанию и текущему ремонту сложнейшей современной военной техники, милиция, тюрьмы, пожарная охрана и многое другое), все структуры, находящиеся в прямом административном подчинении органам государственного управления различных уровней, деятельность которых финансируется из средств бюджета различного уровня (федерального, регионального, местного).

Программа развития государственного сектора в экономике должна содержать аргументацию объема и характера государственного воздействия на общество; оценку возможностей тех общественных институтов, которые могут взять на себя функции социального управления, помочь государству в решении назревших задач, актуальных проблем развития общества.

Программа должна предусматривать совершенствование административной коммуникации, средств обеспечения приемлемости административных решений для граждан, придания государственно-административному управлению публичного характера. Гражданам необходимо предоставлять информацию прежде всего на ранних стадиях административного процесса. Включение гражданских инициатив, составление параллельных (альтернативных) экспертиз по вопросам, значимым для всех, должно стать обычаем, а не исключением.

Программа должна быть подкреплена принятием законов, регламентирующих организацию и функционирование органов государственно-административного управления всех уровней, подконтрольных правительству и образующих единую систему исполнительной власти в рамках страны.

Она должна содержать реальный механизм вовлечения в процесс социального управления общественных институтов.

Целесообразно пересмотреть (кодифицировать) нормы административного права, с тем чтобы сделать его более консенсуальным, включить закрепленные нормативно в актах исполнительной власти процедуры согласования интересов, поиска социального компромисса. Только таким способом можно решать фундаментальный вопрос конституционного права: каким образом народ как единственный суверен своей власти может адекватно организовать государство и его органы, чтобы они и в статусно (материально, субстанционально), и в процессе функционирования (процессуально) отражали именно власть народа.

Итак, теория и практика государственного строительства и управления объективно связана с изучением и совершенствованием политического механизма управления, его интеграции с административным процессом.

Вопросы для самоконтроля и размышления

1. Объясните понятия и их соотношение: государственный аппарат, государственный орган, субъект государственного управления.

2. Что вы относите к сущностным (базовым) функциям государства?

3. В чем суть и сложность переходного периода? Какие дополнительные функции накладывает он на государственный аппарат?

4. Что содержит в себе понятие социальное государство?

5. Существует ли сегодня проблема «перенапряжения» государства? Чем, по вашему мнению, она вызвана и как может быть решена?

Страница 1 из 2

1. Понятие и структура государственного аппарата.

2. Государственный орган: понятие, признаки, виды.

3. Принципы организации и функционирования государственного аппарата.

4. Разделение властей.

Понятие и структура государственного аппарата

Государственная власть реализуется через специальный аппарат управления и принуждения, именуемый государственным аппаратом. Наличие такой разветвленной системы государственных органов и организаций - атрибутивный признак государства. Иногда в литературе различают понятия «государственный аппарат» и «механизм государства», но в настоящей работе они используются как синонимы.

Государственный аппарат - закрепленная законом система ведомств, государственных органов, структурных подразделений, государственных служащих, непосредственно осуществляющих государственную власть.

Таким образом, государственный аппарат имеет пятизвенную структуру: государственный аппарат - ведомство - государственный орган - структурное подразделение - государственный служащий.

Ведомство - совокупность государственных органов специальной компетенции и подведомственных им организаций, обслуживающих определенную отрасль государственного управления и линейно подчиненных единому центру - центральному органу (министерству, государственному комитету, департаменту и др.). Ведомство включает в себя не один, а множество государственных органов, объединенных отношениями ведомственного подчинения по типу «вышестоящая - нижестоящая организация». Примеры ведомств в Российской Федерации: налоговая полиция, таможенная служба, прокуратура, вооруженные силы, милиция, арбитражные суды и т. д.

Государственный орган - некоммерческая организация, наделенная компетенцией для реализации публичных задач и функций государства.

Структурное подразделение - обособленная часть государственного органа (отдел, управление, служба), компетенция и функции которого производны от компетенции и функций государственного органа в целом. Не обладает внешней самостоятельностью, то есть не может вступать в правоотношения от своего имени с третьими лицами.

Государственный служащий - гражданин, занимающий должность в государственном органе и на профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет бюджетных средств, реализующий задачи и функции этого органа.

Государственная служба - профессиональная общественно полезная деятельность по реализации задач и функций государства лицами, занимающими должности в государственных органах. На государственную службу принимаются, как правило, только граждане государства. Государственный служащий наделяется специальным правовым статусом, предполагающим, с одной стороны, повышенные требования (обязанности, ограничения, ответственность), а с другой - дополнительные гарантии. Например, государственным служащим в Российской Федерации запрещено работать по совместительству; быть депутатом или судьей; заниматься любой предпринимательской деятельностью; использовать в личных, неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию; получать от частных лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т. п.), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; принимать участие в забастовках; использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных и иных организаций; совершать аморальные проступки, подрывающие авторитет государственной власти.

Подобные ограничения существуют во всех современных государствах. Они компенсируются специальными гарантиями, к которым относятся надлежащие условия работы, обеспечивающие исполнение служащим своих должностных обязанностей; достойное денежное содержание, надбавки, повышенное пенсионное обеспечение; льготное медицинское обслуживание служащего и членов его семьи; переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет бюджетных средств; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением служебных обязанностей; защита служащего и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий; иные льготы, преимущества и привилегии.

Государственный орган: понятие, признаки, виды

Государственный орган - это ядро, основной структурный элемент государственного аппарата.

Признаки, отличающие государственный орган от иных организаций:

1. Государственно-распорядительный порядок образования, реорганизации, ликвидации. Государственные органы образуются не путем добровольного волеизъявления учредителей (пайщиков, акционеров, членов общественной организации), а по воле государства - на основе распоряжения вышестоящего органа.

2. Государственные органы занимают строго определенное место в управленческой иерархии. Каждый из них, с одной стороны, подотчетен и подконтролен вышестоящему органу, а с другой - контролирует нижестоящие государственные органы.

3. Государственные органы действуют от имени государства и в публичных интересах. Их деятельность носит некоммерческий характер, направлена не на получение дохода (прибыли) или иных частных выгод, а на реализацию общего блага.

4. Государственные органы наделяются компетенцией. Компетенция - совокупность государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения. Полномочия - права и обязанности органа, основанные на властно-принудительных возможностях государства. Здесь мы наблюдаем определенное слияние прав и обязанностей, не характерное для частных субъектов. Государственные органы вправе издавать обязательные нормативные и индивидуально-правовые акты, требовать их исполнения, контролировать, применять меры принуждения. Предметы ведения (подведомственность) - круг вопросов, субъектов, территорий, в отношении которых государственный орган вправе осуществлять властные полномочия.

5. Каждый орган имеет внутреннюю организационную структуру, то есть состоит из структурных подразделений, а также штатное расписание - перечень должностей, распределение функций и обязанностей между чиновниками, должностные оклады. Для выполнения публичных задач и функций государственные органы наделяются материально-техническими средствами, финансируются из бюджета.

Виды государственных органов:

1. Исполнительные, законодательные, судебные органы. Кроме того, существуют иные органы, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из ветвей власти. Это, например, Счетная палата, Центральный банк, органы прокуратуры, избирательные комиссии, уполномоченные по правам человека и некоторые другие.

2. Федеральные, региональные, местные органы.

3. Органы общей и специальной компетенции. Деятельность первых носит универсальный характер, они отвечают за состояние территории в целом. Это - президент, правительство, парламент, представительные и исполнительные органы регионального, местного уровня. Органы специальной компетенции наделены компетенцией в узкой сфере государственного управления. Это, например, Конституционный суд, таможенные органы, Центральный банк, различного рода министерства и ведомства.

4. Единоначальные и коллегиальные органы. Основой для разделения здесь выступает процедура принятия управленческих решений. Примеры коллегиальных органов парламент, Конституционный суд, избирательная комиссия. Единоначальные органы - министерство, пенсионный фонд, местная администрация.

5. Центральные органы и их территориальные структуры в регионах (на местах).



Просмотров