Понятие норм права. Юридические нормы как ячейка права. Нормативность права. Основные признаки права

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

1.Нормативность права: постановка проблемы; интеллектуальный потенциал . В особом рассмотрении нуждается та особенность права, которая обозначается словомнормативность .

Прежде всего - потому, что нормативность (да притом в виде общеобязательной нормативности ) образует одно из ведущих свойств права, о нем ранее говорилось несколько раз и это требует известного обобщения ранее изложенных положений.

Вместе с тем постановка вопроса о нормативности в отношении права в данном месте книги призвана наметить новые концептуальные подходы в понимании права. Эти подходы связанны с тем, что исторически сам феномен “нормативности” ознаменовал первый и наиболее значительный в истории человечества качественный сдвиг в обеспечении путем регулирования организованности в жизни разумных существ – людей. И с этой точки зрения суть проблемы – в том, что нормативность (особенно – общеобязательная нормативность) раскрывает, надо полагать, одну из самых глубоких потребностей сообщества разумных существ в праве.

Нормативность в указанном смысле означает, что право при помощи общих правил реализует потребность общества в утверждении н о р м а т и в н ы х начал существования и развития всего общественного организма . В том, что сообщество разумных существ - людей и по требованиям сугубо природного (в чем-то даже космического) порядка и по требованиям целесообразности, проявляющихся через разум, существует и функционирует не только в режиме цикличности, повторяющегося кругооборота отношений и процессов, но и необходимости поддержания единства этого режима в пределах всего сообщества. Причем – так, чтобы в отличие от неумолимо жестких, безвариантных циклов “голой” природы существовал простор для свободы разума, активности и инициативы индивидов . Оптимальной формой выражения и обеспечения такого рода “объективной нормативности” (цикличности, повторяющегося кругооборота всего общественного организма в условиях разумной творческой деятельности индивидов) и является право, о чем еще пойдет речь при рассмотрении его функций как регулятора.

Поразительно, что это своеобразие права, охватывающее и “объективную нормативность” на уровне природно-космических явлений, выразила древнегреческая философская мысль, понимание которой “права” - dice - включало как раз “норму” в широком философском, природно-космическом значении.

Здесь уже под несколько иным углом зрения мы вновь встречаемся со “вторым измерением” права, его интеллектуальным значением, а отсюда и с только что охарактеризованной категорий - нормативными обобщениями. И здесь дополнительно к тому, что уже было сказано в отношении нормативных обобщений, необходимо отметить вот что. Если нормативность, например, обычаев и морали слита с самой социальной деятельностью, то право потому и образует объективированное институционное образование, что представляя собой явление духовного интеллектуального порядка (еще раз напомню о “втором измерении”, “второй ипостаси” права как явления духовной жизни), соответствующие положения получают формальное закрепление, воплощаются в письменных документах. А каждая закрепленная в письменном тексте норма как явление идеального порядка есть уже известное обобщение и в этом смысле – продукт разума. Уровень, степень ее “обобщенности” можно повышать в результате целенаправленной законодательной, особенно - кодификационной деятельности, и это является одним из показателей “разумности”,совершенства юридического регулирования.

Вот почему, например, в литературе в качестве крупного недостатка одной из тенденций правового регулирования хозяйственных отношений справедливо было отмечено, что “нормативное регулирование, развиваясь по пути дальнейшей дифференциации и детализации, будет напоминать географическую карту масштаба, все более приближающегося к натуральному” .

Но именно потому, что нормы, образующие право, представляют собой явление интеллектуального порядка, обобщения, и потому, что уровень их “обобщенности” можно развивать, оказывается возможным вот с этой интеллектуальной стороны обогащать демократическое содержание права, его черты как нравственного, духовного гуманистического феномена. Или, напротив, в крупномасштабном порядке создавать юридические иллюзии, “увековечивать” антидемократические, репрессивные порядки, насыщая юридические тексты с внешней стороны одной лишь видимостью демократических институтов, фальсифицированными формулами и химерами.

В связи со всем сказанным следует отметить новую грань нормативности права: это не просто общеобязательная нормативность, а нормативность, неотделимая от разноплановых проявлений разума, а отсюда от его социально-политического, нравственного, гуманистического содержания.

2. Нормативность и система правовых средств . Нормативность, свойственная праву, связана и с другой его особенностью как объективированного институционного образования, обладающего значительной социальной силой.

Нормы права - центральное, организующее ядро всей системы правовых средств. Ведь сами по себе нормы - вовсе не единственный компонент содержания права. Материю права наряду с юридическими нормами на их основе образуют многообразные явления правовой действительности - индивидуальные предписания, санкции, меры защиты, юридические факты и некоторые другие явления правовой действительности. Содержание права при более детальном анализе оказывается объемным, многомерным, включающим многие правовые феномены, из которых складывается целостный юридический организм.

Но все это не должно каким-то образом принизить конститутивное значение юридических норм, свойство нормативности. Право - это не только нормы, но без корм, без свойства нормативности права нет. И дело не просто в том, что юридические нормы представляют собой центральный, ключевой компонент правовой действительности, сообразующийся с глубинными потребности человеческого общества, а в том еще, что именно при помощи юридических норм разнообразные средства воздействия, защиты и т. д. обретают правовой характер. Нормы, выраженные в формально-определенных писаных правилах, т. е. в нормативных юридических документах, представляют собой инструмент институализации всей системы правовых средств, возведения их на уровень целостной регулятивной системы.

Есть здесь еще один пункт, который принципиально важен. Это организующая, цементирующая, объединяющая роль нормативности для формирования комплексов правовых средств, когда в полной мере выявляется значение нормативности как своего рода “инструмента инструментов”.

Речь вновь идет о системности права. В развитых правовых системах на общественную жизнь воздействуют не отдельно взятые, изолированно существующие правовые нормы, иные правовые средства, хотя бы и возведенные в устойчивые, институализированные правовые формы, а их системы, комплексы, порой довольно сложные. Именно через системы правовых средств оказывается возможным обеспечить многостороннее правовое воздействие на общественные отношения, учесть интересы различных субъектов, в полной мере реализовать в юридическом и социальном бытии глубокие правовые начала, надежно юридически гарантировать правовые позиции субъектов.

И вот соединить правовые средства во взаимосвязанные комплексы, в целостные системы можно при помощи нормативной формы, точнее, при помощи нормативных документов, в особенности кодифицированных, которые в первую очередь затрагивают содержание права, саму правовую материю. С этой точки зрения суть кодификации заключается в применении более широких нормативных обобщений, иными словами, в приведении в действие нормативности более высокого ранга. Это выражается не только в том, что в само содержание кодифицированных документов включается нормативный материал, выраженный в дефинициях юридических понятий, положениях о принципах и иных общих юридических началах, но и в том, что путем нормативных обобщений, возможных лишь в рамках кодифицированных актов, объединяется в одну связку совокупность правовых средств, образующих в этой связке целостный их комплекс.

Таков, скажем, содержащийся в нашем российском гражданском законодательстве комплекс правовых средств, регулирующих правовое положение граждан в имущественных и связанных с ними отношениях. В Гражданском кодексе Российской Федерации гражданам как субъектам гражданского права посвящено 30 статей, причем наглядно видно, что содержащийся в них нормативный материал “сбит” в целостный комплекс с использованием нормативных обобщений весьма высокого ранга, свойственных кодифицированному изложению. В ст. 17 ГК, по сути дела, закрепляется всеобщее и равное для всех граждан “право на право”: правоспособность гражданина т.е. способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности (гражданская правоспособность), признается в равной мере за всеми гражданами. Остальные же нормы рассматриваемого комплекса имеют детализирующий по отношению к приведенному обобщенному положению характер, хотя они тоже представляют собой нормативные обобщения высокого ранга (имя гражданина, место жительства гражданина, банкротство индивидуального предпринимателя, эмансипация, опека, попечительство, доверительное управление имуществом и т. д.).

Именно в кодифицированных нормативных документах получают юридически завершенное закрепление юридические конструкции - такие комплексы правовых средств, которые образуют типизированные модели (построения), соответствующие своеобразной разновидности общественных отношений.

Конечно, юридические конструкции могут объединять и “компоновать” правовой материал и в отдельных нормативных юридических актах. Но все же, думается, определенное построение правового материала выливается в завершенную юридическую конструкцию тогда, когда оно в виде комплекса нормативных положений высокого уровня воплощается в соответствующем кодифицированном акте или строится в органической связи с таким актом с учетом содержащихся в нем нормативных обобщений. При этом принимаются во внимание достижения правовой культуры в целом.

Итак, при помощи юридических норм, в особенности, содержащихся в кодифицированных актах (когда формулируются обобщения высокого ранга - высокозначимые элементы правовой культуры), осуществляется оптимальное системное действие правовых средств, объединение их в такие эффективные комплексы, которые дают возможность всесторонне, в сочетании различных компонентов воздействовать на общественную жизнь. В рассматриваемом отношении юридические нормы, прежде всего нормы кодифицированных актов, представляют собой своего рода “инструментальный цех”, который обеспечивает правовую систему отработанным юридическим инструментарием.

3.Нормативность и “норма права” . Нормативность, как бы широко ни трактовалось это определяющее свойство права, в принципе ни в чем ином, кроме как в нормах, общих формализованных писаных правилах поведения, выражаться не может.

Но здесь хотелось бы сказать и о том, что сами нормы с точки зрения самой их “плоти” представляют собой насыщенные, богатые явления действительности и что они сами предстают в виде своеобразных регулятивных комплексов.

Вот несколько соображений на этот счет, формулируемых в порядке постановки вопроса.

Уже не раз в этой книге упоминалось, что отдельное, изолированно взятое нормативное предписание, как правило, не выступает в качестве регулятора в реальных жизненных отношениях. И дело не только в том, что реальное воздействие на общественную жизнь оказывают целостные комплексы нормативных положений.

Тут еще два момента.

Во-первых, в действии того или иного нормативного положения или их ассоциации нередко, так сказать, в скрытом виде проявляется и действие нормативных положений более высокого ранга, находящихся как бы за их спиной. Речь идет о принципах права, в особенности отраслевых, и, кроме того, об общих дозволениях или общих запретах, об основанных на них правовых режимах. Все это в определенной мере оставляет “след” на данных конкретных нормативных положениях, прямо или в виде “следа” участвует в правовом регулировании. С этой стороны правовые нормы и их ассоциации оказываются богатыми, юридически насыщенными регулятивными феноменами, которые в процессе регулирования демонстрируют и свою силу, и силу проявляющихся через них принципов, общих правовых начал, иных общих положений. А это помимо всего иного означает, что даже с рассматриваемой стороны первичные частицы правовой материи не просто и не только нормы как таковые или их ассоциации, а нечто более богатое и многогранное в нормативном смысле. И когда мы говорим, что право есть система юридических норм, то, даже оставаясь в плоскости нормативного видения права, мы упрощаем проблему, обрисовываем первичные частицы правовой материи в урезанном, “обескровленном” виде.

Во-вторых, действие каждого нормативного положения или целой их ассоциации сопровождают не только явления более высокого ранга, хотя такого же нормативного класса (принципы права, общие правовые начала), но и явления, относящиеся к другим секторам целостной правовой системы. Норма или ассоциация норм как бы окутана “облаком” правосознания, правовой идеологии, через которое те или иные стороны нормативного материала получают специфическое выражение (и это происходит даже тогда, когда при помощи правосознания не исправляется, не корректируется содержание действующих норм; а лишь сообразно правосознанию раскрывается та или иная грань нормативного регулирования).

Не меньшее, а, пожалуй, большее значение имеет практика применения нормативных положений, их ассоциаций. При этом практика присоединяется к нормативному материалу не только в виде “облака” правовой идеологии, правосознания (в частности, профессионального), но и в виде так или иначе объективированных ее форм, в том числе правоположений практики , содержащихся в актах суда, других правоприменительных органов. Причем в ряде случаев эти правоположения носят формально выраженный нормативный характер, что делает их явлениями близкими к юридическим нормам в традиционном их понимании (таковы например, нормативные положения, содержащиеся в актах высших юрисдикционных органов, в частности постановлений Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Арбитражного Суда в нормативной их части).

Итак, что же получается? Вместо “голого” нормативного положения или ассоциации таковых перед нами сложный регулирующий комплекс, включающий и компоненты правосознания, и объективированные положения практики. Отсюда возникает следующее предположение: не слишком ли упрощается проблема права, когда даже в нормативном ракурсе его видения мы по большей части говорим о нем как о просто “системе норм”? Не точнее ли, как уже упоминалось, утверждать, что первичными частицами развитой системы права являются вот эти самые регулирующие нормативные комплексы? И быть может, при более тщательном анализе окажется, что структура таких комплексов на микроуровне воспроизводит структуру правовой системы в целом, где, как говорилось ранее, наряду с центральным элементом - позитивным правом, совокупностью действующих общеобязательных норм - присутствуют и правосознание (правовая идеология), и юридическая практика.

Очевидно, высказанное предположение нуждается в обсуждении, во всесторонней проработке. Но, как говорится, игра стоит свеч: возможно, рассмотрение явлений правовой действительности сквозь призму первичных частиц права, имеющих комплексный характер, позволит поднять осмысление логики права на новый, более высокий теоретический уровень.

Помимо всего прочего при таком варианте научной интерпретации правовых проблем отчетливо прослеживаются “институциональные” различия между публичным и частным правом. В сфере последнего на первое место выдвигаются индивидуальные (многосторонние, двусторонние и даже односторонние) акты-сделки, имеющие правоустанавливающее значение.

Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нравственностью, обычаями и т. д. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве (например, в теории нормативизма) свойство нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе права физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им извне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает для человека выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит также в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согласия и компромисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения» Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 87..

Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права - произвол и беззаконие.

Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам.

Нормативны сам мыслительный процесс и его закономерности, нормативны язык, правила грамматики, нормативны социальные процессы и поведение человека.

Фиксируя сгустки человеческих знаний и деятельность в определенных правилах (нормативах), человечество закрепляет достигнутые знания и опыт, постоянно наращивает их, вводит социальную жизнь в нормальные рамки.

Именно поэтому право является достижением цивилизации.

Социально-правовые притязания, права человека должны трансформироваться и приобрести форму субъективного права. Только тогда они получают официальное признание и гарантированную защиту государства. Преобразование прав человека в субъективные права опосредовано нормами права. Нормативность в правовой сфере - это не просто формирование типичного правила, а нечто большее - гарантия осуществления субъективного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства. Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Естественно-правовые притязания нормативны потенциально, поскольку лишь при нормативном закреплении они из возможности превращаются в действительность. Нормативную природу имеет и субъективное право, ибо его содержание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний. Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несвободен. По этой причине преступник - самый несвободный человек.

Юридические нормы воплощают ведущее объективное свойство права - его нормативность . Значение этого свойства прежде всего вытекает из той роли, которую играют нормы права в механизме правового регулирования.

Как уже говорилось (гл. 9), юридические нормы образуют основу механизма правового регулирования. По своей роли в механизме они нацелены на то, чтобы обеспечить нормативное регламентирование (нормирование) общественных отношений. При помощи юридических норм программируются (моделируются) те общественные отношения, которые соответствуют государственной воле народа, и вся та совокупность юридических средств, которая используется для осуществления этой воли.

В чем же конкретно состоит роль правовых норм как средств регламентирования общественных отношений? Юридические нормы определяют:

а) круг общественных отношений, на который распростра

няется действие норм, т. е. виды регулируемых отношений, а от

сюда и субъектов отношений;

поведения субъектов, а также объекты отношений;

в) обстоятельства, с которыми связывается возникновение,

изменение и прекращение возможного или должного поведения

субъектов;

г) юридические средства, обеспечивающие возможное или

должное поведение, в том числе построение субъективных прав и

юридических обязанностей, а также государственно-принуди

тельные меры, применяемые к лицам при неисполнении или не

надлежащем исполнении обязанностей (правовые санкции).

Нормативность является именно тем свойством права, которое и предопределяет основные моменты его социальной ценности.

Дело в том, что социальные нормы позволяют решать коренные вопросы в налаживании и обеспечении организованности общественных отношений. При нормативном регулировании нет необходимости специально урегулировать каждый случай, который нуждается в регламентации со стороны общества, отдельных организаций. Здесь имеется целая система типовых масштабов, т. е. общих правил, распространяющихся на все случаи.данного вида. Достигнутая таким путем общность регулирования, конечно, не исключает возможности индивидуальной регламентации общественных отношений (т. е. регламентации, рассчитанной только на данный конкретный случай).

Но последняя применяется на основе норм и носит дополнительный характер. Социальные нормы представляют собой необходимый и целесообразный регулятор общественных отношений, непрерывно действующий механизм типовых масштабов, способный обеспечить на единых началах их организованность в соответствии с «заданной программой» - требованиями экономического базиса, объективных экономических законов. Причем в праве социально полезные черты социальных норм усиливаются, «возводятся в степень».

Праву свойственна высшая нормативность. Это выражается во всеобщности права, а именно в том, что правовым нормированием, во-первых, в принципе охватывается какой угодно объем общественных отношений, которые могут быть предметом права, а во-вторых, закрепляется порядок отношении, действующий как угодно долго и во времени. К тому же всеобщий характер права (и -по предмету, и во времени) подкрепляется его общеобязательностью, категоричностью, властностью.

Нормативность права делает возможным создание единой, экономичной, непрерывно действующей общеобязательной системы типовых масштабов поведения, обеспечивающей целенаправленное и гармоничное функционирование и развитие социального организма в соответствии с объективными потребностями социалистического общества. А это дает значительный выигрыш в организации общественных отношений2.

Указание на нормативность (в том виде, в каком она присуща праву) имеет первостепенное значение для общей характеристики права, его природы и роли в жизни общества. Здесь наглядно видно, что для права характерны единая упорядоченность общественных отношений, строгая гарантированность социальной системы, ее устойчивость и стабильность, обеспечение нормального, правильного функционирования и развития всего общественного организма.

Нормативность как ведущее объективное свойство права выражает (отчасти в скрытом виде) специфические черты его содержания, основные требования социалистической законности. Таким образом, полная и всесторонняя характеристика нормативности права позволяет углубить общие представления о праве, выявить главные моменты его социальной ценности.

Нормативность - основополагающая черта права, означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью.

Подробно понятие права раскрывается через его признаки.

Признаки права. Под признаками права понимается ряд отличительных черт, которые выражают его специфику и выделяют право среди других регулятивных образований, например правил этикета, нравственных установок, технических норм, стандартов и т.д.

В числе признаков права можно назвать: нормативность, общеобязательность, волевой характер, формальная определенность, системность, связь с государством, представительно - обязывающий характер.

- Нормативность

Нормативность. Этот признак можно рассматривать с узких (собственно юридических) и широких (общесоциальных) позиций. Нормативность права в узком смысле - это проявление сбалансированной воли общества вовне, в качестве системы необходимых, общеобязательных, официально действующих юридических норм, закрепленных в предусмотренных в том или ином государстве формах.

Основная черта нормативности заключается в направленности правана регулирование вида общественных отношений, внесение в них общеобязательности порядка, установленной меры. При этом правовому регулированию подлежат наиболее типичные, устойчивые общественные отношения, характеризующиеся повторяемостью и всеобщностью.

Из этих качеств нормативности вытекает неперсонифицированность права и распространение его действия на неопределенное количество случаев. Нормативность в широком смысле - это реализация потребности общества в упорядочивании и организации общественных отношений и формировании ответственного правомерного поведения, выступающая как необходимость и закон общественного развития.

- Общеобязательность

Общеобязательность – это признак, означающий, что правовые установления (нормы) обязательны для всех, кому они адресованы, они действуют, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и в пространстве.

Общеобязательность. В обществе действуют различные социальные регуляторы: профессиональные, этические, политические, религиозные, корпоративные, значение и сфера распространения которых различна. Данные разновидности систем социального регулирования обязательны только определенной части населения, а право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Например, общеобязательность права вполне ясно выражена в Конституции Российской Федерации: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15).


- Государственно-волевой характер

Государственно-волевой характер – выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

Государственно-волевой характер. В цивилизованном государстве право гармонично выражает волю всего общества, в нем сочетаются интересы государства, классов, отдельных слоев населения, а государство в этом случае выполняет подчиненную роль, т.е. служит средством выражения согласованной воли, но эта согласованная воля одновременно исходит от специального аппарата государства и находит свое выражение в системе нормативно-правовых актов, санкционированных государством. Таким образом, воля, найдя свое выражение в нормативных источниках, начинает обладать чертами государственной воли и не зависит от воли отдельных индивидов, их объединений и является обязательной для всего общества.

- Формальная определенность

Формальная определенность - принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.).
Данный признак определяет специфику права.

Формальная определенность. Означает, что правовые предписания всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности их адресатов, которые находят закрепление в том или ином источнике права (законе, нормативном договоре, указе Президента и т. д.). Формальная определенность предполагает ясность, недвусмысленность, четкость и детализированность правовой нормы. Нарушение признака формальной определенности, которую иногда допускает законодатель, приводит к негативным последствиям в правоприменительной деятельности. К примеру, Конституционный Суд Российской Федерации не раз указывал на то, что в налоговом законодательстве некоторые нормы обозначены столь неопределенно, что за совершение одних и тех же неправомерных действий нарушитель может быть наказан дважды.

- Системность

Системность – характерная особенность права, означающая, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм.

Системность указывает на то, что регулятивную роль нормы права выполняют лишь во взаимосвязи друг с другом: нормы объединяются в институты права, институты – в отрасли. Таким образом обеспечивается закрепление и охрана регулируемых отношений.

Системность. Право не предстает в виде хаотичного набора норм. Нормы права строго взаимосвязаны между собой, находятся в различных зависимостях, подчинении и соподчинении, взаимодействуют друг с другом, когда наличие одной нормы обуславливает существование другой нормы, а реализация одной нормы невозможна без реализации другой нормы и т. п., и т. д. К примеру, применение норм, устанавливающих ответственность за налоговые правонарушения невозможно без группы норм, устанавливающих сам порядок их применения.

- Связь с государством

Связь с государством – государство выявляет правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых актов, то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.

Задачей данной работы является определение роли правовых норм в общественной жизни человека и их классификация, анализ их соотношения и взаимодействия с прочими социальными нормами, их функционирования в условиях различных политических режимов. В этом исследовании предпринята попытка сравнения точек зрения различных авторов по вышеперечисленным вопросам. В целях наиболее детального и подробного освещения основных аспектов представленной темы, объективного анализа входящих в нее проблем работа разделена на пять глав.

1. Нормы права как составная часть общей системы социальных норм. Нормативность социальных отношений.

Нормативность является неотъемлемой частью человеческого общества, она выступает не только формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей, но и формой развития всех природных явлений. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе, поэтому закономерные связи, возникающие в ходе этого взаимодействия, приобретают форму нормативности. Эта нормативность присуща всему процессу исторического развития человечества. Нормативность - это также свойство права, выявляющее его смысл и предназначение.

В процессе становления общества в современном его значении система социальных норм постоянно усложнялась, постепенно подразделяясь на различные группы, такие как нормы морали, нормы обычаев, нормы традиций и ритуалов, нормы общественных организаций, экономические, религиозные, эстетические нормы и, наконец, нормы права, являющиеся предметом данного исследования. Система социальных норм соответствует достигнутой ступени экономического, социально-политического и духовного развития общества. В них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны. В этой системе заключается определенный стандарт поведения установленный как постепенно - в процессе исторического развития - так и (применительно к нормам права) при активном участии государства.

Правовые нормы - одна из наиболее молодых структур в системе социальных норм, которая стала возможной только с развитием института государства, так как, согласно одному из определений, правовыми нормами являются “ общеобязательные правила поведения, являющиеся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, устанавливаемые государством, документально оформленные и обеспеченные различными формами государственного воздействия и принуждения “. Здесь необходимо отметить, что такие формы не обязательно должны ограничиваться силовым принуждением. Однако на заре цивилизации, в период первоначального становления предгосударственных образований, норм права в современном их значении еще не существовало, так как их место занимало (хотя и постепенно развиваясь) обычное право. Примерами тому служат многие древние правовые памятники.

В современном обществе нормы права часто вступают в тесное взаимодействие с прочими социальными нормами, например, экономическими и политическими. Такое взаимодействие имеет весьма разнообразные формы - взаимоподдержки, солидарности, блокирования и противоборства, что зависит от конкретно-исторических условий, соотношения социальных сил, состояния общественного сознания. Формы взаимодействия, например, правовых и экономических норм определяются степенью вмешательства государства в экономику страны и показывают, что именно является целью подобного вмешательства: осуществление регулирования экономической деятельности населения или же достижение полного господства государства в данной сфере общественной жизни, (а это уже напрямую зависит от конкретной политической доктрины государства).

Соотношение юридических и политических норм в современном демократическом обществе строится на принципе приоритета права над государством, ограничения всевластия государства правами человека. Это, несомненно, является величайшей общечеловеческой ценностью. Юридические нормы приобретают первенство, сдерживая и обуздывая органически присущее политической власти стремление утверждаться внеправовыми мерами.

Проблема соотношения правовых и политических норм - это вопрос о характере политического режима, сущность которого определяется тем, признается ли в обществе господство правовых начал и принципов. Доминирование же политических норм порождает насилие и создает почву для тоталитарных режимов. Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика не имеет правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где права человека не выступают в качестве средства контроля за ее осуществлением.

Из вышеизложенного, по-видимому, можно заключить, что нормы права - это, по своей сути, основополагающая структура в системе социальных норм, гарант ее эффективного функционирования. Юридические нормы регламентируют условия взаимодействия прочих составных частей данной системы, создают для них правовую базу, не допуская тем самым чрезмерного усиления одной группы норм (а также государственных органов) за счет остальных, обеспечивая стабильное движение общества по демократическому пути развития.

2. Понятие норм права. Юридические нормы как ячейка права.

Нормативность права.

С формальной точки зрения право представляет собой не что иное, как упорядоченную систему норм, исходящих от государства, то есть, из правовых норм. Поэтому справедливым будет утверждение о том, что юридические нормы являются первичной единицей права.

Однако из этого не следует, что понятия “ право “ и “ норма права “ равнозначны. Они соотносятся между собой как целое и часть.

Правовая норма является образцом, моделью типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы во внутренних взаимоотношениях. Норма права предусматривает свободу участников регулируемых общественных отношений в двояком смысле:

Во-первых, как способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения (внутренняя свобода);

Во-вторых, как возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).

Права человека являются составной частью свободы, которая, по общему мнению - один из наиболее необходимых факторов человеческого бытия. Однако, например, право одного индивида на жизнь или собственность другого индивида означает нарушение свободы последнего. Следовательно нормы права выражают объективно обусловленную меру свободы. Они выступают в качестве равного масштаба, формы, измерителя свободы всех участников общественных отношений. Правовые нормы таким образом сочетают в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Таким образом предоставительно-обязывающий характер является одной из характерных черт юридических норм. Он означает, что в определенных случаях права одного индивида могут охраняться посредством некоторого ограничения прав другого индивида (например, прав на жизнь или собственность первого). По мнению Л.И. Спиридонова, ” право закрепляет условия, при которых индивид в состоянии удовлетворить свои потребности, лишь удовлетворив потребность другого “. Данная точка зрения выглядит, однако, несколько категорично. Более предпочтительным представляется тезис о том, что индивид не может удовлетворить свои потребности, лишив , тем самым, другого возможности удовлетворять свои. В целом же, массовое несоблюдение подобных условий может привести к разрушению баланса обменных связей - той основы, на которой держится современная социальная система, и потому нормы, их закрепляющие, общеобязательны, что является одним из наиболее характерных свойств юридических норм.

Несмотря на то, что правовые нормы устанавливаются и охраняются государством, последнее не всегда является единственным их источником. Нормы человеческого поведения во многом зависят от национальных традиций, естественноисторического пути развития каждой конкретной страны и приобретают качество юридических вследствие того, что объективно способствуют функционированию социального целого. Определяя одинаковый для всех масштаб поведения участников общественной жизни, они обеспечивают взаимодействие их как элементов единой социальной системы и закрепляют связи множества отдельных индивидов в коллектив - общество.

Юридическая норма - это такое правило поведения, которое выражает общественное требование, императив. В случае восприятия права только как функции нормотворческой деятельности государственных органов весьма возможно ошибочное представление о любой правовой норме лишь как о велении государства. Данная точка зрения, разумеется, ошибочна в связи с тем, что (по определению Л.И. Спиридонова) государство и политический режим - это не только совокупность конкретных административных институтов, но и “ отношения между людьми по поводу государственной власти и их взаимодействие с этой властью... ” Глубинные социально-экономические и культурные основы общества обусловливают характер государства, запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы.

Правовые нормы представляют собой общие правила поведения; их общий характер проявляется во многих отношениях. Прежде всего правовая норма опосредствует не отдельный поведенческий акт, а типичные общественные отношения, выражающиеся в повторяющихся связях между людьми и имеющие своим содержанием их повторяющиеся поступки, и лишь формальная определенность нормы придает ей способность быть масштабом поведения, мерой свободы человека и правомерности его требований к другим субъектам.

Уникальное, неповторимое, индивидуальное, случайное правом не охватывается и выпадает из поля его действия.

Мера ограничения свободы какого-либо субъекта общественных отношений задана прежде всего тем, что в равной мере свободны и все остальные индивиды, а следовательно, необходимость сообразовывать взаимное поведение становится всеобщей необходимостью, отчего к контролю за соблюдением соответствующих правил призывается государство. Юридическая норма и есть тот способ, при помощи которого удовлетворяется потребность в обеспечении условий коллективного существования людей, а следовательно, и самого общества.

Феномен юридических норм обладает значительным (по масштабам и силе действия) регулятивным и демократическим потенциалом, потенциалом гуманизма. С их помощью в общественную жизнь вносятся существенные элементы единства, равенства, принципиальной одинаковости: вводимый и поддерживаемый юридическими нормами порядок распространяется (основываясь на принципе равенства) на всех участников общественных отношений. Отсюда и проистекает значительный не только регулятивный, но и демократический, гуманистический потенциал законности; реальное, на практике, осуществление действующих юридических норм в соответствии с требованием равенства всех перед законом уже есть утверждение гуманизма, демократических принципов в общественной жизни.

В связи с необходимостью обеспечения нормативных начал общество и само право предстают в виде целостной нормативной регулирующей системы, имеющей глубокое правовое содержание и построенной на единых правовых принципах и общих положениях. В соответствии с ними ключевым моментом правового регулирования является общедозволительная его направленность, а в самой юридической материи - юридические дозволения, субъективные права.

В свете вышеизложенного следует еще раз подробнее остановиться на понятии нормативности права. Значение ее не исчерпывается заложенным в ней регулятивным и демократическим потенциалом, характерным для права как институционного образования, его свойств. Нормативность применительно к праву подразумевает нечто более юридически глубокое и более социально значимое, непосредственно связанное с собственной ценностью права. Это означает, что право при помощи общих правил реализует потребность общества в утверждении нормативных начал и поэтому охватывает все сферы социальной жизни, нуждающиеся в юридическом регулировании.

Нормативность права - это не просто общеобязательная нормативность. Она неотделима от социально-политического, нравственного, гуманистического содержания права. Следовательно, это такая нормативность, которая в своем действии имеет четкую социально-политическую и нравственную направленность.

Таким образом, юридические нормы представляют собой один из наиболее жизненно необходимых элементов общественного регулирования. Нормы права - центральное, организующее ядро всей системы правовых средств. Однако, сами по себе нормы - вовсе не единственный компонент содержания права. Наряду с нормами, на их основе материю права образуют индивидуальные предписания, санкции, меры защиты, юридические факты и некоторые другие явления правовой действительности. Содержание права при более детальном анализе оказывается объемным, многомерным, включающим в себя многие правовые феномены, из которых складывается целостный юридический механизм.

Однако все это ни в коей мере не должно принижать конститутивное значение юридических норм. По словам С.С. Алексеева “ ...без норм, без свойства нормативности права нет. “ С их помощью разнообразные средства воздействия, защиты и. т. д. приобретают правовой характер. Нормы, выраженные в формально-определенных писаных правилах, т.е. в нормативных юридических документах, представляют собой инструмент институциализации всей системы правовых средств, возведения их на уровень целостной регулятивной системы.

Итак, очевидно, что юридические нормы - это основная составляющая права. Однако не стоит полагать, что для существования последнего достаточно наличия определенного количества этих норм. В развитых правовых системах на общественную жизнь воздействуют не отдельно взятые, изолированно существующие правовые нормы (или иные правовые средства, хотя бы и возведенные в устойчивые, институционализированные правовые формы), а их системы, комплексы, порой довольно сложные. Именно через систему правовых средств оказывается возможным обеспечить многостороннее правовое воздействие на общественные отношения, учесть интересы различных субъектов, в полной мере реализовать в юридическом и социальном бытии глубокие правовые начала, надежно юридически гарантировать правовые позиции участников общественных отношений.

Комплексы правовых средств, образующие типизированные модели (построения), соответствующие своеобразной разновидности общественных отношений, закрепляясь в кодифицированных нормативных документах, превращаются в правовые конструкции. Определенное построение юридического материала выливается в такую конструкцию тогда, когда оно в виде комплекса нормативных положений высокого уровня воплощается в соответствующем кодифицированном акте или строится в органической связи с таким актом с учетом содержащихся в нем нормативных обобщений. При этом принимаются во внимание достижения правовой культуры, в том числе и мировой.

Итак, при помощи юридических норм, в особенности содержащихся в кодифицированных правовых актах, осуществляется оптимальное системное действие правовых средств, объединение их в такие эффективные комплексы, которые дают возможность всесторонне, в сочетании различных компонентов воздействовать на общественную жизнь. В рассматриваемом отношении юридические нормы, прежде всего нормы кодифицированных актов, представляют собой своего рода “ инструментальный цех “, который обеспечивает правовую систему четкими и отработанными юридическими механизмами.

Следовательно, становится очевидным, что нормативность, как бы широко ни трактовалось это определяющее свойство права, не может выражаться ни в чем ином, кроме как в нормах - общих формализованных писаных правилах поведения.

3. Правовые нормы в тоталитарном обществе.

До сих пор феномен правовых норм освещался в данной работе лишь при аксиоматическом условии их формирования и реализации в обществе, естественной чертой которого является политический, экономический и культурный плюрализм (это, однако, не следует противопоставлять юридическому единообразию, равенству всех субъектов общественных отношений перед законом). В условиях же тоталитарных режимов (когда о главенствующей роли права уже не может идти речи), представление о системе формирования права, а следовательно - и юридических норм обычно подменялось тезисом о государстве как о единственном источнике права. Средства обеспечения выполнения правовых норм, как правило, ограничивались лишь мерами принудительного, насильственного воздействия. Данная так называемая “ нормативная “ теория права явилась попыткой официального оправдания государственного произвола.

Почву для тоталитарных режимов создает и подчиненное положение юридических норм в отношении норм политических. В советском обществе, например, приоритет политики выступал как непреложный закон. Партийные директивы предшествовали принятию законов, оказывали активное воздействие на нравственность, эстетику, предельно ограничивали свободу совести, а стало быть, и действие моральных и религиозных норм. Широкое распространение получила беспрецедентная форма регулирования - совместные акты партийных и государственных органов. Прямым результатом отрицания приоритета права над политической властью является государственное насилие. Государство свободно в выборе содержания закона, ибо действует вне зависимости от объективно возникающих правовых норм и связывает реализацию закона не с его объективной обусловленностью, а преимущественно с мерами принуждения. Таким образом, подобная власть не имеет никакой правовой базы, и вынуждена превратить насилие в единственное средство охраны политического режима.

Еще одной особенностью тоталитарных режимов часто являются неадекватные меры воздействия за нарушение юридических норм. Объяснение этого явления, казалось бы, напрашивается само собой: если государство в состоянии обеспечить себе повиновение путем возбуждения мотивации к правомерному поведению угрозой к страданию, то для достижения наилучшего результата ему, по-видимому, остается только усиливать угрозу. Поднимая степень страдания, которым грозят нормы права в случае их нарушения, государство способно преодолеть все мотивы и обеспечить идеальное повиновение. Однако, как отмечается в теоретической литературе “ этому выводу противоречит действительность, которая показывает, что чем культурнее государство, тем меньшими усилиями достигает оно наибольших результатов. ”

3 . Структура норм права.

Элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может (или должно) быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой, называется диспозицией. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а наниматель, в случае неисполнения наймодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стоимость этого ремонта или зачесть ее в счет наемной платы, либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

Под санкцией правовой нормы следует понимать определение последствий, которые должны наступать в случае неисполнения диспозиции. В рассматриваемом примере наймодатель в случае нарушения своих обязательств должен в соответствии с законом возместить убытки нанимателю. В случае отказа наймодателя добровольно выполнить эти законные требования, то компетентные государственные органы (суд, арбитраж) применяют к нему соответствующие меры государственного воздействия, которые и обеспечивают исполнение договорных обязательств.

В целом, по способу охраны правопорядка санкции подразделяются на два основных вида: правовосстановительные (направленные на принудительное исполнение обязанностей, восстановление прав) и штрафные, карательные (предусматривающие ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложенние на него специальных обязанностей либо его официальное порицание).

С помощью правовосстановительных санкций охраняются правовые нормы, последствия нарушения которых могут быть устранены или уменьшены с помощью государственного принуждения. Эти санкции абсолютно определенны (либо размер их ограничен заранее известным пределом); они применяются до восстановления нарушенных прав, исполнения невыполненных обязанностей, ликвидации противоправного состояния (отмена незаконного приказа об увольнении + восстановление работника в должности + оплата вынужденного прогула + взыскание выплаченных сумм с лица, виновного в издании незаконного приказа + принудительное исполнение предыдущего решения, если оно не выполнено добровольно).

Штрафные, карательные санкции применяются за проступки или за преступления. Эти санкции носят относительно определенный характер, устанавливая либо альтернативу, подлежащих применению принудительных мер (например - исправительные работы или штраф), либо их пределы (лишение свободы на срок от двух до пяти лет), либо возможность применения основных и дополнительных взысканий или наказаний. Относительная определенность штрафных санкций обусловлена необходимостью при назначении правонарушителю конкретного взыскания или наказания учесть такие особенности дела, как форма и степень вины, последствия правонарушения, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств, характеристика личности правонарушителя и др. Кроме того, при применении карательных санкций общим правилом является поглощение менее строгого наказания более строгим.

Таким образом, в структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов. Гипотеза определяет возможные, типичные, в случае спора доказуемые обстоятельства, при которых реализуется норма; гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников общественных отношений, рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения и определяют (в диспозиции) тот вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле. Наконец, санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право.

Структура правовой нормы основывается на взаимосвязи и системности, которая является существенным качеством права: юридические нормы неразрывно связаны между собой и в определенных аспектах выступают как диспозиции, имеющие свои гипотезы и санкции, в других - как элементы гипотез и санкций других норм. Санкция одной нормы становится диспозицией при нарушении охраняемой нормы и применении мер принуждения к правонарушителю; гипотезы также в определенном аспекте становятся диспозициями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует придавать юридическое значение.

4. Классификация правовых норм.

Поскольку одной из характерных черт правовых норм является их формальная определенность, необходимость в четкой систематизации и структурной классификации вполне очевидна. Право, являясь высшей инстанцией в регулировании отношений между людьми, должно подразделяться на строго специализированные группы норм, отвечающих за различные сферы общественной жизни и имеющих характерную внутреннюю структуру. Последняя показывает, из каких частей состоит та или иная норма и как эти части взаимосвязаны.

Здесь необходимо подробнее, нежели в предшествующих главах данного исследования, остановиться на анализе причин общеобязательности правовых норм, вернее, механизмов обеспечения их неукоснительного исполнения. Весьма подробное исследование этого вопроса можно найти в “ Общей теории права “ Г.Ф. Шершеневича.

Нормы права могут подразделяться на несколько видов. Приказ, например, может быть выражен как в положительной, так и в отрицательной форме. Нормы права или требуют от лиц, к которым обращены, чтобы те или совершили определенные действия (обязывающие нормы) или же воздержались от каких-либо, определенных законом действий (запрещающие нормы).

Прежде всего любая норма (будь то моральная или правовая) представляет собой приказ, повеление. “ Нормы права не предлагают только, не советуют, не убеждают, не просят, не учат поступать известным образом, но требуют известного поведения “. Приказ может быть выражен в форме повелительного наклонения, но, будучи выражен в изъявительном наклонении, он перестает быть приказом.

В современной теории права, которая во многом пользуется плодами юриспруденции прошлого, классификация юридических норм рассматривается, однако, не как их распределение по классам в зависимости от произвольно выбранного логического признака, а как объективно существующее подразделение по различным основаниям, в конечном счете обусловленным природой нормативного воздействия на поведение людей в обществе. Такими основаниями могут, например, являться отрасли права, функции, выполняемые юридическими нормами, характер содержащихся в них правил поведения и по степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов.

Считается, что по характеру своего действия функционирующие в обществе юридические нормы подразделяются на регулятивные, охранительные и дефинитивные.

Регулятивные нормы непосредственно нормируют поведение (свободу) субъектов общественных отношений, опосредствуя принадлежащие им субъективные права и обязанности.

Регулятивные нормы делятся многими теоретиками на запрещающие (диспозиция подобной нормы содержит запрет, обязывающий воздерживаться от определенного рода действий), управомочивающие (их диспозиция содержит дозволение, т. е. право на совершение тех или иных действий) и обязывающие (их диспозиция содержит предписания, являющиеся своеобразным синтезом запрета и дозволения: субъект не только имеет право совершить предписанное, но и обязан сделать это; ему запрещено воздерживаться от того, на что он управомочен.

Охранительные нормы регулируют отношения юридической ответственности, которые возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Целесообразность выделения охранительных норм в отечественной юридической литературе обосновывается спецификой задач, возникающих в правоприменительной сфере, и необходимостью при установлении государственно-принудительных мер учитывать многочисленные особенности правонарушений, определяющие вид и величину санкций.

Появившиеся же в теории права еще в начале 50-х гг. прошлого века дефинитивные нормы прямо правил поведения не устанавливают, хотя такие правила в них, бесспорно, содержатся. Представляя собой полноценные правовые нормы, они дают определения понятий, категорий, явлений, имеющих юридическое значение (например, понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособности, сделки, должностного лица).

Деление правовых норм на императивные и диспозитивные отражает степень детальности правовой регламентации различных общественных отношений, допустимость или недопустимость при их правовом регулировании свободы усмотрения правоприменительных органов и выбора вариантов поведения участниками возникающих отношений. Ряд отношений и линий поведения их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; разные способы и формы их соединения предопределены необходимостью сочетания точной правовой регламентации ряда сторон общественных отношений (особенно тех, которые связаны с распоряжением материальными ценностями, с применением государственного принуждения) со свободой, самостоятельностью и активностью участников общественных отношений.

Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры, периодичность доли, проценты и т.п.) и качественных (перечни видов имущества, описание действий). Диспозитивность же обозначается как право (возможность) поступить иначе, чем указано нормой, как определение лишь цели, которая должна быть достигнута, использованием “ оценочных понятий “ и др. (их содержание раскрывается в процессе реализации права.

Однако по поводу четкой классификации юридических норм теоретические споры, начавшие свою историю еще в Древнем Риме, не прекращаются и по сей день. Так Геренний Модестин подразделял законы на повелевающие, запрещающие, дозволяющие и наказывающие. Возражая Модестину, Цицерон различал лишь нормы повелительные и запретительные. Подобной точки зрения придерживался и Г.Ф. Шершеневич. По его мнению нормы права не могут быть понимаемы иначе как “ в виде повеления или запрещения “. Согласно такому представлению, нормы, выраженные в дозволительной форме, в действительности содержат приказ. В качестве аргумента Шершеневич приводит следующие примеры: “ Если... новым законом гражданам дозволяется собираться для обсуждения своих дел, то этим самым законом приказывается полиции не препятствовать им в том, как она должна была делать при прежнем запрещении собрания. Если судебному следователю дозволяется принимать меры пресечения в отношении обвиняемого, то это значит, что следователю вменяется принимать законные меры к тому, чтобы обвиняемый не уклонился от суда “ . Однако такая точка зрения не вполне верна. Если подробно рассмотреть вышеизложенные примеры (особенно второй) , то в них можно обнаружить определенные противоречия, даже подмену понятий. Действительно, пример с судебным следователем демонстрирует вовсе не управомочивающую, а типичную обязывающую норму. Принятие законных мер для обеспечения исполнения правосудия в отношении обвиняемого является непосредственной обязанностью судебного следователя, а условия применения мер пресечения строго определены законом и не подлежат пересмотру. К тому же следователь не имеет права применять какие-либо меры кроме тех, которые установлены действующим законодательством. Характерным же примером “ дозволительной “ нормы может служить такая ситуация, в которой индивид, будучи свидетелем правонарушения может попытаться пресечь его собственными силами. Однако это не будет являться его непосредственной обязанностью (здесь не следует подменять правовые нормы моральными). Таким образом, применительно к данному индивиду, подобная норма имеет характер управомочивающей. Повелевающей же эта норма становится тогда, когда речь идет о представителях правоохранительных органов, на которых лежит непосредственная ответственность за обеспечение исполнения юридических норм.

Таким образом, классификация Модестина дошла в основном и до наших дней с одним, однако, уточнением: из нее были исключены нормы наказывающие. Немецкие юристы (особенно Ф.К. Савиньи) еще в прошлом веке доказали, что подобные нормы - лишь разновидность норм повелевающих. Но, как это видно из изложенной выше классификации юридических норм, точки зрения различных авторов на этот вопрос часто не совпадают или по крайней мере дополняют друг друга. Так, например, в отличие от “ Курса лекций МГУ... “, в котором правовые нормы в частности подразделялись на определенные и относительно оформленные, в учебнике В. Н. Хропанюка по данному признаку приводится более подробная классификация. Помимо абсолютно- и относительно определенных норм автор выделяет группу альтернативных юридических норм, которые предусматривают несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. Так, согласно гражданскому законодательству покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего качества, либо соразмерного уменьшения ее цены, либо безвозмездного устранения недостатков вещи ее продавцом или возмещения расходов покупателя на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к правонарушителю. Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом, или возложением обязанности возместить причиненный вред.

Теория права различает также поощрительные и рекомендательные нормы, которые занимают особое место в данной классификации. Поощрительные правовые нормы дают компетентным органам право при наступлении предусмотренных в гипотезах этих норм условий применить их к тем, кто заслуживает поощрения (например, положения об орденах, медалях, почетных званиях и т. д.). Однако компетентные органы вправе эту норму и не применять. “ Поэтому, - отмечается в литературе, - невыполнение требований, указанных норм юридически безразлично, но отнюдь не неправомерно, как и, с другой стороны, выполнение тех же требований не только правомерно, но и служит основанием для поощрения. В этом и заключается специфика поощрительных норм “ .

Рекомендательные нормы содержат в себе советы, предложения компетентных органов рассмотреть тот или иной вопрос и принять по нему определенное решение, заранее официально признавая его имеющим юридическую силу.

Кроме того в составе группы императивных норм некоторые источники выделяют бланкетные нормы (их не следует смешивать с нормами, содержащими оценочные понятия, как то: “ при наличии достаточных доказательств... “, “ в случае производственной необходимости... “ , “ при наличии уважительных причин...” и т.д.). Диспозиция бланкетных норм включает в себя меняющийся элемент - правила, содержащиеся в периодически обновляемых актах (правила движения, правила техники безопасности, санитарно-технические нормы, просто технические нормы, нормы естественной убыли и др.). При применении бланкетных норм необходимо обратиться к последним по времени издания актам, содержащим соответствующие правила, включаемые в правовые нормы, применение которых невозможно без учета моральных критериев; таковы, например, нормы об ответственности за оскорбление, клевету.

Большинство юридических норм, предусматривающих санкции за правонарушения, применяется в особой процессуальной форме, обеспечивающей выяснение истины по делу, обоснованность и законность решения. Процессуальная форма применяется также в при реализации или охране ряда других правовых норм. В связи с этим различаются нормы материального права (так принято называть нормы, определяющие содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений) и нормы процессуального права (определяющие порядок, процедуру, форму реализации или охраны норм материального права). Нормы материального права регулируют социальные, политические, имущественные отношения, лежащие в основе общества и государства. Они определяют права и обязанности, существенные для положения человека в обществе и государстве, регулируют его правовые отношения с другими людьми, их объединениями, с органами власти и управления. Материально-правовыми нормами определяются также структура, компетенция, соотношение государственных органов. Процессуально-правовые нормы определяют порядок, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы. Материально-правовые нормы образуют как бы первый слой права, правовую основу общества и государства. Процессуально-правовые нормы, составляющие (если пользоваться такой терминологией) второй слой, определяют юридические способы охраны, защиты и восстановления первого слоя права и несут в себе, в сущности, основную нагрузку обеспечения режима законности в обществе и государстве.

Наконец, классификация правовых норм иногда связывается с юридической силой нормативных актов, в которых содержатся эти нормы, и их элементы, с компетенцией государственных органов, издающих эти акты. При выявлении противоречий между установленными на разных законодательных уровнях условиями применения или определениями содержания нормы действуют следующие правила: во всех случаях расхождения норм закона и подзаконных актов действуют определения законов; последующий нормативный акт того же (или вышестоящего) государственного органа вносит изменения в предыдущие. Применительно же к Российской Федерации в этой связи можно отметь, что определения норм, содержащихся в нормативных актах Федерации имеют преимущество по отношению к нормам, установленным в актах ее субъектов.

Как видно из всего сказанного, в современной теории права на сегодняшний день не существует пока ни одной классификации юридических норм, которая в полной мере отражала бы все свойства последних. Некоторые авторы могут, все же, придавать какому-либо способу классификации особое значение, однако в целом относительность, условность классификаций правовых норм несомненна. Предупреждая против преувеличения теоретической важности вопроса классификации норм права в юридической науке, эта условность отнюдь не исключает его вообще. Данный элемент теории отражает особенности структуры права, позволяет лучше понять этот социальный институт как сложное общественное образование и позволяет трактовать его как целостную систему. В условиях же различных правовых систем, как то романо-германской или англосаксонской, юридические нормы могут вести себя неодинаково. Вопрос взаимоотношений норм права внутри вышеназванных систем требует отдельного, подробного анализа, однако, в связи с ограниченностью допустимого объема представленного реферата это не представляется возможным.

5. Способы изложения элементов правовых норм в статьях

нормативно-правовых актов.

Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актамисполнительной власти), то при анализе мы не всегда обнаруживаем полностью все три элемента правовой нормы. Например, в ряде статей уголовных законов гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а диспозиция формируется в общем виде. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают.

Дело в том, что при несомненной необходимости соблюдения четких правил формирования норм права их составные части могут подчас находиться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта, а иногда и в разных нормативно-правовых актах. Частицы, элементы правовых норм находят выражение в статьях, пунктах, параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего характера, обладающих рядом признаков нормы.

Существуют, однако некоторые правовые предписания, которые по содержанию в логической структуре (“ если - то - иначе “) близки к правовой норме, но они не могут применяться без учета общих и других положений законодательства; только в соединении с этими положениями такие предписания могут образовать полноценную юридическую норму. Другие правовые предписания в основном строятся по формуле “если - то “; есть и такие, что не имеют другой структуры, кроме грамматической.

В целом, излагая норму права как правило поведения, законодатель может использовать несколько способов:

Прямой способ изложения. Суть данного способа заключается в том, что законодатель включает в статью нормативно-правового акта все три элемента правовой нормы, т.е. и гипотезу, и диспозицию, и санкцию. В данном случае логическая структура нормы полностью совпадает со структурой того нормативно-правового акта, в котором она содержится.

Такое совпадение в реальной жизни встречается не всегда, однако лица, применяющие норму права, в конечном счете смогли бы обнаружить все три необходимых ее элемента в статьях одного нормативного акта или актов. Только при их наличии данная норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.

Однако не все авторы считают прямой способ изложения правовых норм практически возможным. В курсе лекций МГУ, например, утверждается, что в одной статье нормативного акта (и даже - в одном нормативном акте) все элементы правовой нормы никогда не могут быть выражены в полном объеме.

Следующим по общепринятой классификации является отсылочный способ изложения. В этом случае законодатель включает в статьи нормативно-правовых актов не все структурные элементы правовой нормы, а помещает отсылку к другим родственным статьям того же нормативного акта. Примером отсылочного способа изложения может являться статья 103 Уголовного кодекса Российской Федерации “ Умышленное убийство “. В данной статье наказание лишением свободы на срок от трех до десяти лет назначается за убийство без отягчающих обстоятельств. Перечень же признаков подобных обстоятельств находится в статье 102 данного кодекса. Таким образом очевидно, что в представленной статье диспозиция нормы не раскрывается: чтобы указать ее содержание, нужно обратиться к статье 102, где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах является убийство из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью и т.д. Следовательно, чтобы применить норму, содержащуюся в статье 103 Уголовного кодекса, необходимо убедиться в отсутствии признаков, указанных в статье 102. Статья 103 отсылает нас к статье 102 и поэтому называется отсылочной.

******************************************

Таким образом , из всего сказанного можно заключить, что, анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Право - это обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным. Такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства. Коль скоро такая база уже создана, остальные сферы общественных отношений могут находиться в пределах компетенции прочих социальных норм.

Л. И. Спиридонов. “ Теория государства и права “ М. 1996.

С.С. Алексеев. “ Теория права “ М. 1995.

Г.Ф. Шершеневич. “ Общая теория права “. М. 1995. Т.1.

Курс лекций МГУ по теории государства и права под ред. проф. М. Н. Марченко. М. 1996.

Иоффе О.С. Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1962.



Просмотров