Складывается правовая основа социального государства. Правовые основы социального государства. Российское социальное государство как правовой механизм защиты прав и свобод лиц с ограниченными физическими возможностями

1. Формирование правовой основы социального государства в современной России: состояние и перспективы

Правовой основой социального государства является совокупность внутригосударственных и международных правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально экономические права личности. Важнейшими документами признаются: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская социальная хартия…Они закрепляют социальные стандарты, обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт, хотя есть и ограничения. В социального государстве, нормативно правовые акты закрепляют социальные стандарты, их соблюдение - конституционная обязанность государства. Этот момент нашёл отражение в Конституции, в законах и подзаконных актах РФ. Россия подписала все вышеназванные документы о правах человека. Конституция РФ 1993 определили механизм выработки федеральных законов, которая утверждается Госдумой, советом Федерации и Президентом. Федеральные законы действуют на территории всей страны, региональные законы не могут их отменять и даже им противоречить, но они имеют право на преломление федеральных законов в соответствии с региональными особенностями. В РФ созданы правовые основы регулирования рыночных реформ нацеленных на решение социальных проблем (тендерная продажа государственной собственности, т.е. пример регулирования рыночных реформ), создана нормативно правовая база реализации законов, регулирующих экономическую деятельность.

Отношения между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления; Отношения хозяйствующих субъектов с банками, партнёрами по экономической деятельности, с учреждениями по контролю и валютному регулированию. Если федеральных законов нет, то самоуправление имеет право само регулировать эти отношения. Региональная социальная политика, как правило, представляет комплекс мер по реализации федеральных законов. Они у нас сформулированы в виде концепции приоритетных направлений (доступное комфортное жильё гражданам России 2009-1012).

Органы федерального, регионального и муниципального управления реализовывают ещё ряд направлений. Федеральный закон «об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (2003). Федеральный закон «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» 2006. Социальное законодательство стало заметно меняться в связи с тем, что оформилась рыночная многоукладная экономика, стабилизировался потребительский рынок, ликвидирован товарный дефицит, сложилась новая социальная структура. Однако, наметились и существенные различия между регионами в вопросах социального и эконмического развития, и уровня жизни. В нескольких регионах сохраняется дефицитность бюджета. По мнению ряда аналитиков, вопросы выравнивания уровня жизни на себя должно взять государство. Направления:

· цели и задачи государственной социальной политики;

· нормы поведение государственных органов по отношению к социальным проблемам граждан;

· необходимость создать механизм обеспечения социальных гарантий.

Целью региональной политики стало создание условий ликвидации неравенства и социальных конфликтов. Формирование региональной социальной политики - новое явление в России. Именно на этом уровне реализуются приоритеты и национальные проекты в сфере образования, здоровья и жилищного строительства (2009-2012). В 2010-2011 принимается документ по подъёму аграрного хозяйства России. Что было вызвано снижением сельхоз производства в мире и стало заметна зависимость России от продовольственного импорта.

Таким образом, после принятия концепции социального государства в России сделан значительный шаг по формированию правовой и нормативной основы рыночного социального государства, но нормативная база не отвечает уровню социального государства, т.к. невелика роль социальности в политике.

2. Социальное партнёрство как метод регулирования социального трудовых отношений

Возникновение и развитие социальных государств в Европе, большую роль сыграли профсоюзы. В России профсоюзы есть, и они проявили себя в период кризиса, при спаде производства на 50% , процент безработных составлял 6-8% благодаря деятельности профсоюзов. Профсоюзы добились принятия федерального закона «о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который дал возможность влиять на государственную социальную политику, это право подтверждено в трудовом кодексе РФ. По закону система оплаты труда устанавливается работодателями по согласованию с профсоюзами. Профсоюзы могут предлагать законы и иные нормативные акты, касающиеся социально трудовой сферы. Профсоюзы используют своё право на содействие занятости населения. Социальное государство характеризуется развитием социального партнёрства. Социальное партнёрство - сотрудничество и взаимодействие нескольких сторон социально трудовых и социально экономических отношений. В разных обществах партнёрство определяется либо трёх сторонним взаимодействием (работодатель, хозяин капитала, трудовой коллектив - держатели акций), либо четырёх сторонние отношения в которые включается профсоюз. Но есть ещё и 5ти сторонние взаимодействия, куда включаются в некоторых странах - экологическое движение, в других - женское движение. Система взаимодействия определятся национальными, культурными и конкретными формами социальных отношений. Существуют классификации моделей социального партнёрства:

Модель 1 критерий:

Степень и форма участия работника в управлении предприятия, по этому критерию социальное партнерство делится:

1. представительская - работники участвуют в управлении на принципах избранных представителей, их избирают советы директоров в наблюдательные советы за работой предприятия. Они равны в своих правах с менеджерами по поводу любого крупного изменения в компании. Такая модель существует во Франции, Испании. Греции, Люксембург, Ирландия.

2. прямая представительская демократия - участие в управлении осуществляется через общественные организации и профсоюзы. На предприятиях заключаются коллективные договоры, предусматривается трудовой арбитраж и посредничество. Государство не вмешивается в коллективный договор на стадии его формирования, но обязано вмешаться при наличии большого конфликта (Канада, Япония, Франция).

3. Плюралистическая - характеризуется опосредованным участием работников в управлении. Коллективные переговоры ведутся только на уровне предприятий. Национальная ассоциация производителей и торговая палата США, рекомендует предпринимателям основные направления. Коллективный трудовой конфликт рассматривается федеральной службой посредничества.

Основой появления и развития социального партнёрства было создание в 1919 году международной организации труда (МОТ). Социальное партнерство особенно активно стало развиваться после второй мировой войны, т.к. по сути, становится методом борьбы с противостоянием, способом согласования интересов различных социальных групп. Все современные модели социального государства построены по принципу социального партнерства. Теоритической исходной точкой стала теория Кейнса о том, что государство выступает посредником между социальными группами с целью их взаимодействия гармоничного типа.

Социальный капитал есть человеческий потенциал, который формирует поведение людей, устраняющий конфликты и диспропорции в обществе.

В России система социального партнерства начала формироваться в ходе кризиса 90гг. Законодательным источником для оформления социального партнерства стали:

· Указ президента РФ о социальном партнерстве и разрешении трудовых споров.

· О коллективных договорах и соглашениях

· О профсоюзах

· О порядке разрешения коллективных трудовых споров…

Принципы социального партнерства:

1. равноправие сторон

2. уважение и учет интересов сторон (компромисс)

3. содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе

4. добровольность принятия на себя обязательств

5. реальность обязательств

6. контроль за соблюдением договоров (взаимный)

7. ответственность сторон за невыполнение

Социальное партнерство осуществляется на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном, локальном уровнях.

Практика социального партнерства осуществляется в формах:

1. коллективные переговоры и заключение договоров

2. взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений

3. участие работников в управлении организацией и разделении трудовых споров

Законодательно в социальном партнерстве могут участвовать:

1. профсоюзы

2. представители, избираемые работниками

3. представители государственных органов

4. работодатель или его представитель

В системе социального партнерства важную роль играют комиссии по регулированию социально трудовых отношений, в которые входят представители всех партнеров.

В системе социального партнерства действует трех сторонние комиссии, которые имеют право участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере труда.

Трех сторонняя комиссия действует на основе закона РФ, который называется: «о российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений» 1999г

Таким образом, российская трех стороння комиссия (РТК) стала важным инструментом в реализации принципов социального партнерства и социального государства в целом.

3. Социальный аудит

Концепция социального аудита зародилась в 40 гг. 20 века, ее авторы:

Частный бизнес получал результаты обследования и согласился с выводами ученых:

1. положительный социальный имидж предприятия повышает его конкурентоспособность.

2. отрицательный имидж приводит к конфликтам и к давлению общества на бизнес.

В 1977 г в США конгресс принял закон «о реинвестициях в местном сообществе».

1. вкладывать деньги в социальную инфраструктуру

2. заниматься благотворительностью

3. а во Франции обязывали предприятия предоставлять ежегодный социальный отчет.

На законодательном уровне социальный отчет требуется в Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Франции, Великобритании.

В 2001г европейская комиссия приняла «зеленую книгу о корпоративной социальной ответственности».

Принятие данной конвенции увеличила социальную отчетность и привело к необходимости принятия международных стандартов по отчетности.

Принятие стандартов дало возможность частному бизнесу получить оценку экологических и социальных программ корпораций. Социальный аудит из института возможного контроля превращается в инструмент регулирования социальных отношений и позволяет достигнуть консенсуса между бизнесом и социальным капиталом.

В началу 21 века социальный аудит проводили у себя более 40% крупнейших американских компаний, а в Европе ~70%. Социальный аудит институализируется (организация, учреждения, школа): законы, стандарты, готовятся специалисты, появляются агентства, бюро и институты.

Социальный аудит - анализ эффективности социальных программ компании и проверка их соответствия, выбранным стандартам; способ нахождения баланса между индивидуальными групповыми и корпоративными интересами: между экономическими и социальными функциями предприятия.

После распада СССР в основу государственной политики России были положены неолиберальные идеи. Россия избрала курс «шоковой терапии», чем сняла с себя всякую социальную ответственность за последствия реформ. Но в 1993г Конституция провозглашает социальное государство с его принципами.

Россия, как государство социальное берет на себя ответственность за общество и каждого гражданина, но в частном бизнесе господствует идеология олигархии (власть немногих богатств). Социальная ответственность они сводили только в уплате налогов. И только с принятия законов о социальном партнерстве, компании вынуждены были сотрудничать и участвовать в социальном аудите.

В России время между периодом появления социального партнерства и социального аудита было небольшим. Они развивались параллельно, поэтому российский социальный аудит имеет сове своеобразие :

1. быстрая интеграция в систему социального партнерства.

2. Все три стороны социального партнерства заинтересованы в социальном аудите.

3. На развитие социального аудита оказывает влияние цивилизационные элементы (западные стандарты), исторические элементы (низкий доход населения), национальный менталитет, социальная безответственность буржуазии.

10% богатых - чуть более 30% денежных доходов населения, а доля 10% бедных - 2% денежных доходов населения.

Поэтому социальный приоритет РФ - решение проблемы богатых и бедных. Модель социального аудита в России опирается на теорию социоэкономики и концепцию социального партнерства. По разным причинам частных бизнес, профсоюзы и власть не в полной мере понимает значение социального аудита, что поддерживает сложившиеся негативные стереотипы друг о друге.

система законодательных, нормативных и правовых актов, способствующих практическому осуществлению декларированных Конституцией принципов социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ). Часть вторая этой статьи объясняет основополагающие принципы социальной политики государства как его обязанность труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В Конституции РФ основная часть перечисленных принципов социальной политики связана с неотъемлемыми правами и свободами человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ).

При этом к исключительной компетенции РФ отнесено «установление основ федеральной политики и федеральные программы в области… социального… развития Российской Федерации» (ст. 71 Конституции РФ), а к совместному ведению РФ и ее субъектов – вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, охраны окружающей среды и экологической безопасности, охраны памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (ст. 72 Конституции РФ).

Действующим федеральным законодательством определен целый ряд систем социальной деятельности государства, таких, как охрана здоровья, культура, наука, социально-трудовые отношения, занятость населения, социальное страхование, социальное обслуживание, пенсионное обеспечение и др. ФЗ определяют общие принципы отношений субъектов социального взаимодействия, содержат нормы прямого действия, ссылки на федеральные законы, в более полном объеме регулирующие пограничные области социальных взаимоотношений, а также требования к органам государственной власти по принятию нормативных правовых актов в развитие отдельных норм закона или разработке новых федеральных законов.

Так, ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ потребовал разработки таких ФЗ, как «О Фонде социального страхования Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти». Принятие Трудового кодекса РФ повлекло за собой разработку ФЗ «О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда», «О минимальной часовой ставке оплаты труда», «Об объединениях работодателей», внесение изменений в целый ряд законов и нормативных правовых актов по вопросам организации и охраны труда, занятости населения, деятельности профсоюзов и др. Практически каждый ФЗ, даже содержащий только нормы прямого действия, требует принятия соответствующих актов органов государственной власти от федерального уровня до органов местного самоуправления, которыми будут определены порядок и формы исполнения этих норм.

Основной социальный законопроектный портфель Государственной думы Федерального собрания РФ находится в Комитете по труду и социальной политике. Через него за годы деятельности Госдумы прошло более 500 законов, в том числе и названные выше, и в настоящее время, кроме перечисленных, разрабатываются проекты федеральных законов «Об основах социальной политики в Российской Федерации», «О государственных социальных стандартах» и др.

Другие новости по теме:

  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в области образования
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Научные исследования проблем социального государства в современной России
  • Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства
  • ОСНОВНЫЕ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Возникновение и развитие у чения о правовом государстве

    Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.

    Современные концепции правового государ­ства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

    Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.

    Отдельные принципы правового государства (разде­ление властей, верховенство закона) имели место в Ста­туте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам.

    Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученых нового времени. По Д.Локку государство устанавливает законы для устройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения вла­стей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.

    Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию разделения властей. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обес­печить соблюдение прав и свобод граждан.

    Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

    И.Кант разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает личность, человек, его свобода.

    И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Кан­та, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.


    Гегель рассматривал государство и право как однозначные понятия. Г. Гегель считал, что государство есть «наиболее совер­шенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы» (Философия права. М., 1990. С. 95).

    Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке».

    Ж. Боден определял государство как правовое управление многими семействами, тем, что им принадлежит.

    Г. Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является природа человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового права, «отвечающего законам разума».

    Б. Спиноза дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законом, обеспечивает действительные права и свободы человека.

    Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое го­сударство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.

    На протяжении последующих веков идеи правового государства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объявлявшая себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и, тем не менее, представляла собой типичное тоталитарное государство, основанное на насилии и про­изволе.

    Проблема правового государства в России имеет глубокие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые.

    С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен занимались вопросом о реорганизации Российского общества.

    Во время правления Александра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформирова­нию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.

    Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX - начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы.

    Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:

    а) разделением отдельных функций между различными органами;

    б) совместным осуществлением одной и той же функции несколькими органами (например, двумя палатами парламента);

    в) выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.

    Но этого для обеспечения режима законности мало, полагал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в дея­тельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.

    Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан.

    Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан дол­жны быть закреплены в конституции и обеспечены государ­ством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей влас­ти перед представителями народа за правонарушения.

    Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства и форму­лируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.

    Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыс­лителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.

    Г.Ф. Шершеневич в понятие правового государства включал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоограничение власти, в) принцип разделения властей, г) под­чиненность государства стоящему над ним праву.

    Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира.

    Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.

    Возникновение правового государства выражает качественную грань, обозначающую переход от системы тоталитаризма к гражданскому обществу.

    Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со време­ни возникновения государства и права и до сих пор че­ловечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.

    Такой процесс происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но на сегодняшний день - это декларативное заявление, цель, к ко­торой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели.

    Концепция «господства права»

    Разновидностью теории правового государства является концепция «господства права», сложившаяся в основном в рамках либеральной парадигмы, свойственной, прежде всего, англосаксонской правополитической традиции. По справедливому заме­чанию известного специалиста в области сравнительного правоведения Р. Давида, общее право несет на себе известный отпечаток собственной истории. Английская правовая система формировалась судьями, и даже сейчас, когда статутное право регулирует огромный пласт общественных отношений, роль судебной практики продолжает оставаться весьма существенной.

    Так сложилось, что сначала в Англии, а затем и в США идея господства права материализовалась в институте сильного, независимого суда, который стал своеобразным буфером между индивидом и властью, прежде всего центральной. В обществен­ном сознании и в правовой системе утвердился тезис об автоно­мности и независимости личности. Подобная позиция выражается в весьма настороженном отношении к законам и распоряже­ниям властных институтов, поскольку вероятность посягательств государства на суверенитет личности является актуальной всегда и при любом политическом режиме. Общественное сознание постоянно демонстрирует высочайший кредит доверия, прежде всего, суду, считая его самым важным гарантом прав человека. Таким образом, постепенно сформировалась идея ограниченного государства.

    Примечательно, что теория «господства права» и концепция правового государства питались, в общем-то, из одного духов­ного источника - философии Возрождения. Вместе с тем романо-германская теория правового государства имеет ярко вы­раженный рационалистический аспект, поскольку упорядочивание общественных отношений мыслилось только посредством позитивных законов. В русле этого право интерпретировалось как своеобразная дисциплинирующая социальная система, и, по сути, немецкое правовое государство есть не что иное, как «воплощение определенного правопорядка». С известной долей условности можно констатировать, что «немецкое правовое государство выглядит как государство законопорядка», а его англосаксонская версия предполагает ограниченное государство и свободное правовое общество. Государству в последнем слу­чае отводится роль арбитра, посредника, который вмешивается в правовой конфликт только тогда, когда исчерпаны все другие возможности и потребность в активных властных действиях ста­новится необходимостью.

    Концепция господства права весьма последовательно демонстрирует приверженность идеям классического либерализма. Дж. Локк, обосновав свою знаменитую триаду естественных прав человека - на жизнь, на свободу, на собственность, объявил тем самым естественными основные принципы частного права, доказывая их приоритетность по отношению к позитив­ным законам. Задача государства ограничивается защитой этих принципов. Поэтому идеал Локка - правовое общество, одним из условий существования которого является ограниченное государство. Отношения власти и личности, опосредуемые публич­ным правом, могут быть признаны лишь в той мере, в какой они воспринимают принципы, «естественно сложившиеся» в сфере частного права. Конфликт индивида и государства через призму права приобретает форму коллизии между объективным и субъективным правом, за которым всегда последнее слово, поскольку свобода индивидуальна и является высшей ценностью. Основополагающие субъективные права являются обязывающи­ми по отношению к государству и статутному праву.

    Нельзя не видеть стремление концепции господства права отстаивать интересы личности, «самости» перед властью. Право в данном случае есть не что иное, как продукт общества, а фактор государства в формировании права является весьма незначительным и формальным. Идея господства права порождает очень гибкую, восприимчивую к переменам правовую систему, которая, несмотря на свою сложность, является надежным гарантом против произвола властей. Конечно, есть и слабые стороны данной теоретической конструкции. И все же идея господства права имеет непреходящее гуманистическое значе­ние. Это своего рода правовой ориентир, эталон, цель, к которой следует стремиться, и надо сказать, что в некоторых странах право действительно имеет высокую социальную ценность. Концепция «господства права» оплодотворяет эволюцию правовых институтов, побуждает к бесконечному совершенствованию во имя прогресса и свободы. Господство права и господство закона - две стороны одной медали - правового государства, которые в принципе должны синтезироваться в единое понятие - правовой закон.

    Основы и признаки правового государства

    По мере развития человеческой цивилизации государство постепенно превра­щается из примитивного "варварского" принудительно-репрессивного образования в демо­кратическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права.

    При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.

    Развитая правовая система государства еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Это проявлялось, прежде всего, в уголовном законодательстве, границы которого были существенно расширены. Уголовно-наказуемыми признава­лись административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна - несколько лет лагерей).

    Зачастую в законах попирались не только устоявшиеся справедливые и объективные правовые категории и принципы (например, осуществление правосудия только судом), но и общепризнанные моральные нормы (дети не отвечают за преступления своих родителей). Вопреки этому моральному принципу уголовным и уголовно-процессуальным законодатель­ством СССР предусматривалась уголовная ответственность "членов семей изменников Родины", для которых создавались спецлагеря, например, печально известный АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины).

    Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: законодательный порядок в государстве и защищенность гражданина. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права. Как отмечал Л.Дюги, государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву.

    Государство, поставленное под контроль права, - это и есть правовое государство, всеохва­тывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона означает, что ни один государственный орган, партийная или общественная организация, предприятие или должностное лицо, ни один гражданин не освобождаются от обязанностей подчиняться закону, соблюдать и исполнять его. Это означает также, что все другие правовые акты, принимаемые различными государственными органами, должны основываться на законе, не противоречить ему. В этом смысл высшей юридической силы закона в иерархии правовых актов.

    Основы правового государства

    Принципиально важными предпосылками и условиями создания и упрочения правового государства являются следующие элементы, составляющие фундамент правового государства.

    Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.

    Социальная основа правового государства предполагает: наличие граж­данского общества, свободных граждан, равных перед зако­ном, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.

    Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства.

    Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его
    суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального разви­тия личности.

    Итак, правовым может быть признано такое государство, функционирование которого основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

    Принципы правового государства

    Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.

    Современные подходы к пониманию правового государства можно свести к следующим основным принципам:

    1. Демократизация общества;

    2. Верховенство закона;

    3. Правовая защищенность человека;

    4. Разделение властей и установление правовых основ государственного строи­тельства.

    Эти и другие принципы являются основополагающими идеями, определяющими модель правового государства.

    Основу модели правового государства составляет совокупность нескольких положений :

    Признание человека высшей ценностью и целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

    Реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;

    Демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интере­сов меньшинства;

    Верховенство и прямое действие конституции и закона во всех сферах общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;

    Внешний и внутренний суверенитет государства;

    Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм);

    Народ, его суверенная воля - единственный источник государственной власти;

    Сосредоточение всех государственно-властных полно­мочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;

    Взаимная ответственность государства и личности;

    Связанность государства правом, его статус как субъекта права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;

    Разделение властей в организации государственного управления;

    Наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора общества за деятельностью органов государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;

    Недопущение монополизма в политике и. экономике;

    Единство прав и обязанностей граждан;

    Наличие развитого гражданского общества.

    Следовательно, правовым государством может быть признана только такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан.

    Признаки правового государства

    С развитием государственно-правовых институтов, их теорети­ческим осмыслением, главным, сущностным вопросом правово­го государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.

    Суверенитет народа означает, что только народ - источник всей той власти, которой располагает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль выдвинул известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Автор «Защитника мира» считал, что сувереном в государстве является народ-законода­тель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека - созидателя и творца своей собственной судьбы.

    Эта концепция была воспринята Ж.-Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета основывается на том, что государство (республика) является результатом общественного договора. Суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство как политический организм перестает существовать, если суверен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным.

    Подобные теоретические посылки нашли свое отражение и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс (более известной как Декларация независимос­ти США) содержится следующее положение: «Мы считаем самочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых...». Важно иметь в виду, что суверенитет народа составляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

    Правовой основой социального государства является совокупность внутригосударственных и международных правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально экономические права личности. Важнейшими документами признаются: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская социальная хартия…Они закрепляют социальные стандарты, обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт, хотя есть и ограничения. В социального государстве, нормативно правовые акты закрепляют социальные стандарты, их соблюдение - конституционная обязанность государства. Этот момент нашёл отражение в Конституции, в законах и подзаконных актах РФ. Россия подписала все вышеназванные документы о правах человека. Конституция РФ 1993 определили механизм выработки федеральных законов, которая утверждается Госдумой, советом Федерации и Президентом. Федеральные законы действуют на территории всей страны, региональные законы не могут их отменять и даже им противоречить, но они имеют право на преломление федеральных законов в соответствии с региональными особенностями. В РФ созданы правовые основы регулирования рыночных реформ нацеленных на решение социальных проблем (тендерная продажа государственной собственности, т.е. пример регулирования рыночных реформ), создана нормативно правовая база реализации законов, регулирующих экономическую деятельность.

    Органы федерального, регионального и муниципального управления реализовывают ещё ряд направлений. Федеральный закон «об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (2003). Федеральный закон «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» 2006. Социальное законодательство стало заметно меняться в связи с тем, что оформилась рыночная многоукладная экономика, стабилизировался потребительский рынок, ликвидирован товарный дефицит, сложилась новая социальная структура. Однако, наметились и существенные различия между регионами в вопросах социального и эконмического развития, и уровня жизни. В нескольких регионах сохраняется дефицитность бюджета. По мнению ряда аналитиков, вопросы выравнивания уровня жизни на себя должно взять государство.

    Таким образом, после принятия концепции социального государства в России сделан значительный шаг по формированию правовой и нормативной основы рыночного социального государства, но нормативная база не отвечает уровню социального государства, т.к. невелика роль социальности в политике.

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»
    Кафедра истории и политологии

    РЕФЕРАТ
    по дисциплине «Основы социального государства»
    на тему:
    Правовая основа социального государства

    Исполнитель,
    студент гр. М 502 Сайфуллоев Б.А.Новосибирск 2016
    Содержание
    Введение 3
    1. Природа, признаки и функции социального государства 4
    1.1 Этапы развития концепций социального государства 4
    1.2. Понятие социальногогосударство 6
    1.3 Признаки социального государство 6
    1.4. Функции социального государство 7
    2. Правовая основа социального государство 9
    2.1 Конституционные индикаторысоциального государства 9
    2.2 Механизм правового регулирования в социальном государстве 11
    2.3 Нормативно правовая база социального государства 12
    Заключение 13
    Список использованной литературы15

    Введение
    Для России строительство социального государства стала конституционной задачей, провозгласившей Российскую Федерацию в ст. 7 своей Конституции социальным государством. Эта цель полностью соответствует парадигме социально-ответственного государства и налагает серьезные обязательства на властные институты в разработке иреализации соответствующей политики, которая способствовала бы преодолению углубляющегося в теории и на практике как на Западе, так и в России кризиса социального государства.
    Актуальность рассматриваемой проблематике придает и тот факт, что процесс формирования правовой основы социального государства протекает трудно и противоречиво, усугубляемый современным глобальным системным кризисом. В даннойситуации анализ выбора оптимальной модели социального государства для России, способной предотвратить сползание страны вниз и открывающей перспективы движения страны к более высокому уровню цивилизационного развития, приобретает особое значение. Нельзя не учитывать и тот факт, что в последние годы появились и объективные свидетельства кризиса социально ориентированного западного общества, все менееотвечающего многим фундаментальным вызовам современности. Данное обстоятельство как бы возвращает политиков, исследователей на стадию разработки теоретической основы социального государства, выявления политических ресурсов его формирования.
    Необходимо развивать правовую базу, практику функционирования и механизмы утверждения конституционных основ. Такая форма государственного устройства призвана в наиболееполной мере обеспечивать права и жизненные интересы всех категорий российских граждан.
    Современному социальному государству свойственно не только закрепление соответствующего принципа в Конституции, но и наличие эффективной социальной политики и рыночной экономики, обеспечивающих занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства,заботу о престарелых, молодежи и многое другое.

    1. Природа, признаки и функции социального государства
    1.1 Этапы развития концепций социального государства
    Идеи социального государства стали разрабатываться на рубеже XIX-XX вв., а затем получили законодательное закрепление в правовых системах многих европейских стран, что было обусловлено потребностью...



  • Просмотров