Апелляционное определение по административному делу. Обжалование определения в административном процессе. Обжалование решений по административным делам

Постановления по делу об административном правонарушении содержат:

1) должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;

2) дату и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статью КоАП или закона РФ, предусматривающего административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносятся определения: о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Определения по делу об административном правонарушении содержат:

1) должность, фамилию, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;

2) дату и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;

3) сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;

5) обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;

6) решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.

94. Стадия пересмотра дела об административном правонарушении (глава 30 КоАП РФ.). Порядок обжалования и пересмотра постановле­ния по делам об административных правонарушениях .

Существует следующий порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении: вынесенного судьей – в вышестоящий суд; вынесенного коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенного должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенного иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела. Порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

Объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

Устанавливается явка физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

Проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

Выясняются причины неявки участников производства по делу и принимаются решения о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

Разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

Разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

Оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

Проверяется законность вынесенного по делу постановления (заслушиваются участники производства по делу, иные субъекты, исследуются иные доказательства);

В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

    Дисциплинарная ответственность государственных служащих, понятие и виды.

Дисциплинарная ответственность характеризуется следующими признаками:

Снованием ее наступления является дисциплинарный проступок;

За такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания;

Дисциплинарные взыскания применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами);

Пределы дисциплинарной власти уполномоченных органов (должностных лиц) определяются правом.

Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются:

Тяжесть совершенного проступка;

Обстоятельства, при которых он совершен;

Исполнение обязанностей на протяжении всей службы и поведение служащего.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, на государственного служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

Замечание;

Выговор;

Строгий выговор;

Предупреждение о неполном служебном соответствии;

Увольнение.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя.

Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного органа или решением коллегии. Приказ или решение о наложении дисциплинарного взыскания объявляется виновному под расписку и вступает в силу немедленно.

Государственный служащий вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание в порядке, установленном законодательством. Дисциплинарное взыскание считается снятым при наличии следующих условий:

Истек годичный срок давности;

Лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности;

Издан приказ о снятии дисциплинарного взыскания.

    Стадия исполнения постановлений по делам об административ­ ных правонарушениях. Общая характеристика (глава 31 КоАП РФ.).

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

    после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

    после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

    немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Постановления по делу об административном правонарушении, исполнение которых судьей, органом, должностным лицом, вынесшими их, могут быть отсрочены на срок до одного месяца: в виде административного ареста, лишения специального права, административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения).

Обстоятельства, влекущие прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания: издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена или признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; смерть лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; истечение сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных ст. 31.9 КоАП; отмена постановления.

Виды производств по исполнению постановления по делам об административных правонарушениях:

    производство по исполнению постановлений о наложении предупреждения;

    производство по исполнению постановления о наложении административного штрафа;

    производство по исполнению постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения;

    производство по исполнению постановления о лишении специального права, предоставленного физическому лицу;

    производство по исполнению постановления об административном аресте;

    производство по исполнению постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    производство по исполнению постановления о дисквалификации.

    Исполнение постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения и административного штрафа.

Статья 32.1. Исполнение постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со статьей 29.11 настоящего Кодекса.

Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа

1. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

2. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

3. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

4. Утратил силу

5. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

    Исполнение постановления о возмездном изъятии или конфи­ скации вещи.

Постановление судьи о возмездном изъятии или конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем, а постановление об изъятии или конфискации оружия и боевых припасов – органами внутренних дел.

Реализация возмездно изъятых или конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм (контрафактных), материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских и смежных прав по его просьбе.

    Порядок и организация, исполнение постановления о лишении специального права.

Статья 32.6. Порядок исполнения постановления о лишении специального права

1. Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники, или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида.

2. Исполнение постановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств осуществляется путем изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Порядок изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за связью в Российской Федерации.

3. Исполнение постановления о лишении права осуществлять охоту осуществляется путем аннулирования охотничьего билета.

3.1. Исполнение постановления о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему осуществляется путем аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему и изъятия оружия и патронов к нему.

4. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания (за исключением временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида), подлежат возврату по его требованию в течение одного рабочего дня.

5. Хранение невостребованных документов осуществляется в течение трех лет. По истечении указанного срока невостребованные документы подлежат уничтожению.

    Исполнение постановления об административном аресте.

Статья 32.8. Исполнение постановления об административном аресте

1. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

2. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

3. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

4. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Порядок исполнения постановления об административном вы­ дворении за пределы российской федерации иностранного гражданина и лиц без гражданства.

Статья 32.9. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства

Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется:

1) пограничными органами - при совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 18.1, частью 2 статьи 18.4 настоящего Кодекса;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц - при назначении судьей иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

    Условия привлечения юридических лиц к административной ответственности.

Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3 - 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 - 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 - 6 настоящей статьи.

9. В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

    Сроки давности привлечения к административной ответствен­ ности и исполнения постановления о назначении административного наказания.

Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

По общему правилу, установленному ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок давности составляет два месяца, а если принятие решения о привлечении к ответственности относится к компетенции судьи, то 3 месяца.

Вместе с тем, принимая во внимание особенности выявления и доказывания отдельной категории административных правонарушений, законодатель установил по ним срок давности привлечения к ответственности 1 год. Особый срок давности привлечения к административной ответственности установлен за нарушение законодательства о коррупции – лицо может быть привлечено к ответственности в течение 6 лет со дня совершения административного правонарушения

Статья 31.9. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания

1. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

2. Течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.

3. В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 настоящего Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.

4. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.

Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом

1. Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

2. Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по находящемуся в его производстве делу об административном правонарушении, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.

(часть 2 введена Федеральным законом от 02.07.2013 № 166-ФЗ)

Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица

1. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 настоящего Кодекса, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 166-ФЗ)

3. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

4. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

3. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

1.1. В случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.3 настоящей статьи.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 06.12.2011 № 409-ФЗ; в ред. Федерального закона от 09.03.2016 № 64-ФЗ)

1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3, 20.2 и 20.2.2 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 258-ФЗ)

1.3. Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса и совершенном за пределами Российской Федерации, рассматривается по месту нахождения органа, возбудившего указанное дело.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 09.03.2016 № 64-ФЗ)

2. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

3. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

(в ред. Федерального закона от 29.04.2006 № 57-ФЗ)

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 23.07.2010 № 175-ФЗ.

5. Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2010 № 175-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.04.2011 № 69-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ)

6. Дело об административном правонарушении, совершенном в Антарктике, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

(часть 6 введена Федеральным законом от 05.06.2012 № 51-ФЗ)

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

(в ред. Федеральных законов от 30.04.2010 № 69-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 30.04.2010 № 69-ФЗ)

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

(часть третья введена Федеральным законом от 04.07.2003 № 94-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 04.10.2010 № 263-ФЗ, от 02.06.2016 № 161-ФЗ)

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

(в ред. Федерального закона от 25.10.2004 № 126-ФЗ)

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

(часть пятая введена Федеральным законом от 09.05.2005 № 45-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 23.07.2010 № 171-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 № 210-ФЗ.

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 № 210-ФЗ, от 23.07.2010 № 175-ФЗ)

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

1) дата и место рассмотрения дела;
2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;
3) событие рассматриваемого административного правонарушения;
4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

(часть первая в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ)

1.1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;
2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса;
3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;
4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьей 19.7.13, частью 3 статьи 20.20 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 № 313-ФЗ, от 12.02.2015 № 17-ФЗ, от 30.03.2016 № 77-ФЗ, от 23.06.2016 № 207-ФЗ, от 03.07.2016 № 290-ФЗ, от 28.12.2016 № 510-ФЗ)

(часть первая.1 введена Федеральным законом от 17.07.2009 № 160-ФЗ)

2. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:
1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении

1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

(в ред. Федерального закона от 02.10.2007 № 225-ФЗ)

2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.

1.1. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.09.2005 № 124-ФЗ; в ред. Федерального закона от 22.12.2014 № 437-ФЗ)

2. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

(абзац введен Федеральным законом от 11.07.2011 № 198-ФЗ)

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 № 410-ФЗ)

При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2015 № 345-ФЗ)

3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 № 398-ФЗ, от 11.07.2011 № 198-ФЗ)

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

2.1) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 № 195-ФЗ)

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

4. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

5. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

5.1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 08.03.2015 № 41-ФЗ)

6. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть 6 введена Федеральным законом от 23.07.2010 № 175-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 № 33-ФЗ, от 08.03.2015 № 41-ФЗ)

7. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

(часть 7 введена Федеральным законом от 23.07.2010 № 175-ФЗ)

8. В целях направления для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носителе, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть 8 введена Федеральным законом от 08.03.2015 № 41-ФЗ)

Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 404-ФЗ)

2. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 175-ФЗ)

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

(абзац введен Федеральным законом от 09.05.2005 № 45-ФЗ)

3. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.8, 20.9, 20.12 настоящего Кодекса, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.

4. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.9, 18.15, 18.17 настоящего Кодекса, в отношении организации, являющейся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, копия постановления о назначении административного наказания направляется в указанную саморегулируемую организацию.

(часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 № 207-ФЗ)

5. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.9 и частью 3 статьи 20.20 настоящего Кодекса, копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному примечанием к статье 6.9 настоящего Кодекса, либо о назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача направляется в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.

(часть 5 введена Федеральным законом от 25.11.2013 № 313-ФЗ)

Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении

1. В определении по делу об административном правонарушении указываются:

1) должность, фамилия, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;
2) дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;
3) сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;
4) содержание заявления, ходатайства;
5) обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;
6) решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.

2. Определение по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

3. Определение по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим определение.

Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок

(введена Федеральным законом от 23.12.2010 № 381-ФЗ)

1. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.

2. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении, решении, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, производится в порядке, установленном настоящей статьей.

3. Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения.

4. Копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, определение по делу об административном правонарушении, копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, решение, принятые по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения соответствующего определения направляются лицам, указанным в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебному приставу-исполнителю, органу, должностному лицу, исполняющим постановление, определение по делу об административном правонарушении, в случае подачи ими соответствующего заявления.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 № 294-ФЗ)

5. Копия вынесенного судьей определения об исправлениях, внесенных в постановление по делу об административном правонарушении, направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения соответствующего определения.

Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

1. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

2. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Образец кассационной жалобы по административному делу Составляя кассационную жалобу нужно опираться на нормы КАС РФ и не пропустить обязательные для указания сведения. В законодательстве отсутствуют указания на обязательное использование определенных форм или бланков для подготовки документа. Заявитель должен сам определиться, как ему удобней оформить обращение и лишь затем подавать его. Но это иногда вызывает определенные трудности. Лучше воспользоваться образцом кассационной жалобы, который легко можно найти в интернете или скачать здесь. Пример можно использовать в качестве готового шаблона оформления. Но нужно учитывать, что содержание заявления обязательно нужно переработать с учетом конкретного дела и решений. Применение готового шаблона существенно ускоряет разработку документа и снижает вероятность ошибок и пропуска важной информации.

Обжалование решений по административным делам

От того, насколько грамотно будет составлена эта часть документа, во многом зависит, будет ли он принят вышестоящей инстанцией и какое будет вынесено решение после его рассмотрения.

  • Заключительная часть, в которой приводится перечень дополнительных материалов и другие необходимые доказательства.
  • Вместе с тем гражданин вправе подать краткую апелляцию, если есть опасения, что он пропустит предусмотренный законом срок оспаривания (к примеру, если срок обжалования подходит к концу, в то время как из суда первой инстанции все еще не пришла копия постановления судебного органа). В такой ситуации можно написать предварительную апелляцию, намеренно составив ее без соблюдения требований процессуального законодательства, чтобы получивший ее судья вынес постановление об устранении выявленных нарушений.

Обжалование по административным делам

Внимание

По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции принимает судебный акт в форме апелляционного определения. 2. В апелляционном определении должны быть указаны: 1) дата и место вынесения апелляционного определения; 2) наименование суда, вынесшего апелляционное определение, состав суда; 3) лицо, подавшее апелляционные жалобу, представление; 4) краткое содержание обжалуемого решения суда первой инстанции, апелляционных жалобы, представления, представленных доказательств, объяснений лиц, участвующих в рассмотрении административного дела в суде апелляционной инстанции; 5) обстоятельства административного дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления; 6) мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.

Статья 311. судебный акт суда апелляционной инстанции

Кодекса, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела; (п. 3.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ) 4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела. 1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 171-ФЗ, в ред.

Оформление кассационной жалобы по административному делу в 2018 году

Видео: школьники подают апелляцию на результаты ЕГЭ Законодательная база При составлении и подаче апелляционной жалобы по административному делу гражданин вправе руководствоваться такими законодательными актами:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ от 03.12.2001г. (ред. от 29.07.2017).
  3. ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» N 3132-I от 26.06.1992г. (ред. от 28.12.2006).
  4. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» N 1-ФКЗ от 31.12.1996г. (ред. от 05.02.2014).
  5. ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» N 262-ФЗ от 22.12.2008г. (ред.

Апелляционная жалоба по административному делу

Приведем в таблице информацию о сроках рассмотрения кассационных жалоб по административным делам: Верховный суд Верховный суд Иные инстанции Иные инстанции При истребовании дела Без истребования При истребовании дела Без истребования 3 месяца 2 месяца 1 месяц 1 месяц Оплата госпошлины Уплата государственной пошлины за рассмотрения кассационной жалобы по административному делу является обязательной. Для граждан ее размер составляет 150 рублей, а для юридических лиц - 3000 рублей.

К заявлению должна прилагаться квитанция об уплате госпошлины или платежное поручение. [Показать слайдшоу] Невыполнение этого правила приведет к тому, что кассационная жалоба будет возвращена. Замечание. Платить госпошлину при обжаловании постановления об административном правонарушении не нужно.

Обжалование определения в административном процессе

Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
По результатам рассмотрения жалобы выносится решение. 3. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4.

Информация по административным делам апелляционной инстанции

В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы и законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом. Если кассационная жалоба ранее подавалась в суд кассационной инстанции, в ней должно быть указано на принятое по жалобе решение.
Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К кассационной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, и иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 КАС РФ.
К кассационной жалобе прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу. Кассационная жалоба подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

Обжалование апелляционного определения по административному делу

В Верховный суд Верховный суд является высшей судебной инстанцией в России и главным образом он занимается рассмотрение различных видов жалоб на решения судов нижестоящих инстанций, в том числе кассационных по административным делам. Подаются в ВС РФ жалобы на апелляционные определения облсудов, постановления президиумов областных судов, а также вступившие в силу решения и определения райсудов после их обжалования в Президиуме Верховного суда региона.

Инфо

В Мосгорсуд Москва является городом федерального значения и это обуславливает некоторые особенности судебных разбирательств на ее территории. Кассационные жалобы на решения мировых судей и райсудов Москвы, а также на апелляционные определения Мосгорсуда должны направляться в президиум Мосгорсуда.

Фактически его функции равнозначны областному суду, а подача и рассмотрение кассации проходит в Мосгорсуде по стандартным правилам для облсудов.

Срок обжалования апелляционного определения по административному делу

Важно

Апелляционная жалоба в случае принятия ее судом к производству будет рассмотрена по всем правилам судебного разбирательства, с извещением участвующих в деле лиц. Судебное разбирательство будет коллегиальным, ведется оно председательствующим судьей.

Новые доказательства принимаются судом только при подтверждении факта объективной невозможности предоставления суду первой инстанции. Кассационное обжалование по административному делу Кассационному обжалованию подлежат уже вступившие в законную силу решения суда, прошедшие стадию апелляционного обжалования.

Для инициирования указанного процесса в суд кассационной инстанции до истечения 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу направляется кассационная жалоба. При пропуске срока либо в жалобе, либо в отдельном ходатайстве, заявитель должен высказать просьбу восстановить пропущенный по уважительным причинам срок.

Кассационная жалоба на апелляционное определение по административному делу

Содержание претензии Нужно уделить большое внимание содержанию кассационной жалобы. В КАС РФ этому моменту посвящена отдельная статья 320. Перед составлением заявления обязательно следует изучить ее, чтобы избежать ошибок и неточностей. Рассмотрим, какие сведения обязательно должны присутствовать в кассационной жалобе по административному делу: Наименование судебной инстанции куда адресуется обращения.


Данные заявителя а также всех других лиц участвующих в деле Список судов уже рассматривавших административное дело Список решений принятых нижестоящими судебными инстанциями по делу Информация об оспариваемых решениях и просьбы заявителя об отмене (изменении) оспариваемых решений Сведения о нарушениях норм права судами нижестоящих инстанций и доводы, подтверждающие их Обязательно документ должен быть подписан заявителем или его представителем.

Проступков обязательной правообеспечивающей мерой является открытие производства по делу о правонарушении. Данный сегмент правоохранительной деятельности в большей степени относится к компетенции представителей силовых структур. В процессе осуществления служебных обязанностей должностное лицо устанавливает личность нарушителя, составляет протокол и обеспечивает дальнейшее рассмотрение дела в соответствии с законодательной базой РФ. Кроме того, на сотрудника правоохранительных органов возлагается обязанность проследить за ходом исполнения вынесенного решения. Но прежде чем привлечь нарушителя к административной ответственности, важно доказать его вину. При несоблюдении данного принципа считать лицо виновным нельзя.

Что такое административный проступок: определение

С момента производства по административному делу до его окончательного завершения не обойтись без выполнения цепочки необходимых Само производство административных дел является ярким примером правоотношений, осуществляемых в рамках их публичного рассмотрения и принятия по ним конкретных решений, вплоть до применения методов денежного взыскания или ареста.

В первую очередь следует детально разобраться в базисных терминах административно-процессуального права. Во избежание двусмысленной трактовки уточнения требуют фундаментальные понятия. Административное правонарушение определено как любое противозаконное действие или бездействие, за совершение которого для виновного лица законодательством предусмотрена административно-правовая ответственность. Нарушителем в контексте административного законодательства может быть как физическое, так и юридическое лицо, государственный орган, общественное объединение и т. д.

Понятие административного правонарушения, вмещающее в себе ключевые «действие» и «бездействие», можно обозначить единым термином - «деяние». Вне зависимости от формы поведения нарушителя, активной (действие) или пассивной (бездействие), совершенный виновным лицом проступок влечет за собой назначение мер юридической ответственности.

Признаки правонарушений административной сферы

Отличить противоправное деяние административного характера от проступка, за совершение которого не предусмотрена юридическая ответственность, помогут основные признаки административного правонарушения. К таковым относят:

  • Антиобщественность - действие или бездействие виновного лица причиняет вред интересам общества, отдельных граждан или государства.
  • Противоправность - при совершении административного деликта автоматически нарушаются нормы тех или иных юридических отраслей, охраняемых мерами административно-правовой ответственности.
  • Виновность - на законодательном уровне проступок рассматривается при наличии вины лица (имеет место умысел или неосторожность), совершившего административное правонарушение.
  • Наказуемость - неотъемлемый признак правового деликта, признать который административным проступком можно только при наличии предусмотренной меры ответственности за его совершение.

Для определения степени вины нарушителя и назначения ему соответствующей меры ответственности производство административного дела должно пройти ряд обязательных, сменяющихся друг другом процедур. Первым этапом на пути к правосудию и установлению неправомерных действий считается возбуждение дела. Данная стадия урегулирована разделом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), ее началом считается момент выявления деликта, а завершением - передача документов по делу уполномоченному для прохождения дальнейших процессуальных шагов должностному лицу.

В каких случаях открывают административное производство по делу о правонарушении?

На этапе возбуждения дела, относящегося к административной правовой отрасли, огромное значение придается его причинам. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются процедуры, совершение которых осуществляется с целью установить картину событий, создать доказательную базу, зафиксировать проступок и определить его квалификацию.

Перечень поводов, позволяющих возбуждать дело административной юрисдикции, весьма внушителен. В соответствии с Кодексом об административных правонарушений РФ, следующие правовые действия служат основанием для открытия административного производства:

  • обнаружение должностным лицом, владеющим достаточной компетенцией для оформления протокола о нарушении, данных и обстоятельств, подтверждающих совершение проступка;
  • поступление из любых органов (в т. ч. государственных, местных структур, общественных объединений) материалов и данных, указывающих на осуществление административного проступка, а также заявлений от организаций и граждан, освещение публичных сообщений из СМИ;
  • видео- или фотозапись, полученная во время дорожного движения при фиксации административного правонарушения, а также письменное подтверждение собственника о владении и пользовании ТС иным лицом на момент административного проступка.

Основания для начала производства по административному делу

Поводом для назначения лицу нередко становится заявление собственника, арбитражного управляющего предприятием, главы комитета кредиторов о наличии обстоятельств, предусмотренных отдельными статьями Кодекса (например, ст. 14.12, 14.13, 14.23). Веской причиной для открытия производства может также считаться приобретение юридической значимости решения комиссии антимонопольной структуры, содействующей в установлении факта административного правонарушения, упоминаемого в статьях 14.31-14.33 Кодекса РФ.

На этапе возбуждения административного производства принципиальное значение принадлежит действиям правоохранительных органов, направленным на выяснение времени и места случившегося, детализации картины правонарушения, установления личности лица его совершившего. Для процессуальной стадии открытия дела характерными является осуществление мер, уточняющих степень виновности нарушителя и сопутствующие проступку обстоятельства. При этом определение мотивов и условий правонарушения имеет значение для привлечения виновного лица к юридической ответственности.

На законодательном уровне достаточно подробно описан момент, с которого производство административного правонарушения может считаться открытым. Возбуждение дела происходит с момента по делу об административном правонарушении, которым чаще всего становится протокол осмотра места происшествия, протокол об использовании мер обеспечения административного производства и др. Открытым производство считается также с даты оформления определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Данная процедура считается обязательной при необходимости проведения дополнительного расследования с целью точного выяснения обстоятельств случившегося или осуществления экспертизы, прочих процессуальных мер.

Разновидности правонарушений административной юрисдикции

В КоАП РФ с комментариями (статья 28.7) присутствуют пояснения к ст. 28.7, регулирующей процесс принятия решения о проведении незамедлительного расследования по административному правонарушению. Данный вопрос входит в круг полномочий того же должностного лица, составившего определение о возбуждении дела. Аналогичные процессуальные действия относятся также к прокурорским полномочиям. Прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и распоряжается о проведении дополнительного расследования. Кстати, в этой же статье Кодекса указано, при нарушении правоотношений в каких сферах может возникнуть надобность проведения расследования. Ими могут быть проступки, связанные с несоблюдением законодательства в следующих отраслях:

  • антимонопольной;
  • разрешительно-лицензионной, патентной;
  • рекламы и пиар-маркетинга;
  • проведения выборов, референдумов;
  • регулирования и легализации предпринимательской прибыли;
  • оборота наркотиков, прекурсоров и психотропных веществ;
  • оборота табачной и спиртосодержащей продукции;
  • валютного контроля;
  • защиты потребительских, смежных, авторских прав;
  • госрегулирования ценообразования, стоимости тарифов на товары и услуги;
  • природоохранной деятельности;
  • таможни и экспертного контроля;
  • пожаробезопасности;
  • правил эксплуатации транспортных средств и движения на дороге;
  • оказания услуг для нужд федерального и муниципального значения.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное уполномоченным лицом, сопровождается разъяснением участникам производства их процессуальных прав и обязанностей, согласно КоАП РФ.

Копия документа вручается потерпевшей стороне и тому, в отношении кого он был составлен - физическому или юридическому лицу.

Особенности осуществления расследования по делу административного производства

Расследование проводится в сроки, установленные законом, на основании акта по делу об административном правонарушении. Стоит отметить, что местом для его проведения должна быть территория свершения или выявления юридического деликта. Расследование осуществляет уполномоченное лицо, в иных случаях, предусмотренных законом - его заместителем или иным должностным лицом, обладающим для этого достаточной компетенцией.

Сроки проведения проверки не могут превышать 30 дней с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Установленный период может быть увеличен на 1 или 6 месяцев по письменному заявлению от лица, занимающегося производством данного дела. Решение о продлении сроков, оформляемое в виде определения, принимает руководитель органа или его заместитель, его копия вручается под роспись лично потерпевшей и обвиняемой сторонам.

Как только административное расследование подходит к концу, составляется протокол. Если же в его результатах отсутствуют основания для дальнейшего производства, уполномоченным лицом издается постановление о прекращении производства. При этом правонарушителю, как и потерпевшему, дается возможность ознакомиться с составленным протоколом, дать пояснения, уточнить содержание и указать на неточности в самом протоколе или приложенных к нему документов о возбуждении дела об административном правонарушении.

В некоторых случаях протокол может быть составлен в отсутствие лица, совершившего проступок. После вынесения определения участникам производства направляется извещение о возбуждении дела об административном правонарушении. При неявке нарушителя или потерпевшей стороны копия составленного протокола отправляется по месту их постоянной регистрации не позже чем через трое суток после оформления документа.

Причины отмены производства по делу об административном проступке

Чтобы закрыть дело, необходимо наличие как минимум одного из предусмотренных законодательно условий:

  • отсутствие факта административного проступка;
  • неполный (в т.ч. учитывается дееспособность, вменяемость физического лица);
  • осуществление деликта лицом, не достигшим 16-летнего возраста;
  • нарушитель не имел выбора действия;
  • издание амнистии, подразумевающей устранение наказания;
  • прекращение силы действия законодательного акта, закрепившего административную ответственность;
  • истечение давностных сроков для подачи иска.

Кроме того, если одновременно, по единому факту велось уголовное и административное производство, принималось постановление о возбуждении дела, его прекращении или назначении меры наказания, административное производство останавливают. В случае смерти виновного физического лица расследование также прекращают.

Составление административного протокола на примере ДТП

При фиксированных нарушениях Правил дорожного движения, в том числе и при недобросовестной эксплуатации ТС, которая повлекла за собой причинение вреда здоровью потерпевшего, оформляется протокол осмотра места правонарушения. Данный документ составляют также в том случае, если причиной нарушения ПДД стала неосторожность пешехода или пассажира ТС.

В ходе протоколирования места происшествия требуется присутствие двух понятых, документ составляется без промедлений и отлучения от территории ДТП. Сам протокол должен вмещать в себе сведения:

  • об основных признаках административного правонарушения;
  • о порядке действий служебных лиц, правоохранителей, составляющих протокол осмотра места правонарушения;
  • о качестве дорожного покрытия, его состоянии, присутствии на нем соответствующей ПДД разметки;
  • о степени освещенности рассматриваемого дорожного участка;
  • о регулируемости перекрестка, на котором произошло правонарушение;
  • о наличии неисправностей светофора;
  • об отсутствии дорожных знаков приоритета;
  • об иных обстоятельствах, имеющих важность для возбуждения дела.

Проверка по делу об административном проступке

В ходе оформления протокола в нем делается запись о том, что права и обязанности лиц, присутствующим при процедуре осмотра, были внятно разъяснены в соответствии с законом. Кроме того, к протоколу осмотра прикладывают заявления лиц-участников, вносится запись об использовании средств для проведения фото- и видеосъемки, других разрешенных способов фиксации картины происшествия и вещественных доказательств.

После составления протокола свои подписи внизу ставит должностное лицо и остальные присутствующие - участники процедуры осмотра места правонарушения, включая понятых и виновника ДТП. Копии подписанных протоколов вручают нарушителю, управляющему ТС в момент происшествия. В случае направления проверки процессуального производства, которую проводят в месте непосредственного правонарушения, надобность в выполнении административного расследования отпадает сама собой.

В КоАП РФ с изменениями (ст. 28.5) отмечено, что совершение правонарушения в очевидных условиях является основанием для проведения проверки в ближайшее время. После обнаружения места ДТП и выявления дополнительных признаков противоправного деяния проверка проводится в сроки, позволяющие открыть принципиально важные обстоятельства дела, в т.ч. сведения о нарушителе (физлице или организации), если в отношении его вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Проверка осуществляется в двухдневный срок с момента выявления нарушений.

Завершение стадии возбуждения дела о правонарушении

Ст. 28.1 КоАП РФ регулирует момент окончания проверки по производству. При передаче дела должностному лицу, уполномоченному для дальнейшего его рассмотрения, В случае закрытия производства выносится определение об отказе в возбуждении дела. Согласно ст. 28.1 КоАП РФ, поводом для отказа является отсутствие состава правонарушения в имеющихся материалах, сообщениях и заявлениях дела.

В оформлении протокола нет необходимости, если виновное лицо привлекается к административной ответственности в виде устного предупреждения или денежного штрафа в однократном размере минимального размера оплаты труда, а при нарушениях таможенного законодательства - в десятикратном. Возможность административного наказания, предусматривающего назначение меры ответственности без составления протокола, признается упрощенным видом производства.

В КоАП РФ с комментариями детально описан механизм возвращения документа лицу, составившему его, в случае присутствия в протоколе существенных дефектов. Любые несоответствия должны быть устранены должностным лицом в трехдневный срок, а измененные или дополненные материалы возвращают главному участнику административного правонарушения в течение суток.

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:


1) о назначении административного наказания;


2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.


1.1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:


1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;


2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса;


3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;


4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьями 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.


2. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:


1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;


2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.




Комментарии к ст. 29.9 КОАП РФ


1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении могут быть вынесены два принципиально отличных друг от друга вида решения. Решение по существу дела оформляется постановлением (см. комментарий к ст. 29.10). Решение, носящее процессуальный характер и не затрагивающее существо дела, оформляется определением (см. комментарий к ст. 29.12).

2. В виде постановления выносится решение о назначении административного наказания (см. комментарий к ст. 3.2). При назначении наказания необходимо руководствоваться положениями, содержащимися в статьях главы 4 Кодекса (см. комментарий к ст. ст. 4.1 - 4.5).

3. В виде постановления выносится решение о прекращении производства по делу в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (см. комментарий к ст. 24.5).

4. Аналогичное решение выносится при малозначительности совершенного нарушения. В этом случае лицо, его совершившее, может быть освобождено от ответственности с объявлением ему устного замечания (см. комментарий к ст. 2.9).

5. В том же виде выносится решение о прекращении производства по делу и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) лица, в отношении которого велось производство по делу, содержатся признаки преступления.

Передача таких материалов осуществляется с учетом подведомственности, определяемой в соответствии с положениями Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ.

6. Постановление о прекращении производства по определенным категориям дел выносится также при освобождении лица от административной ответственности по основаниям, предусмотренным в примечаниях к ст. ст. 6.8, 6.9, 14.32 Кодекса.

7. В виде определения выносится решение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Кодексом одни и те же дела могут рассматриваться различными субъектами (судьями, органами, должностными лицами), которые уполномочены назначать различные наказания или применять различные меры воздействия.

Так, дела о некоторых категориях административных правонарушений рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (см. комментарий к ст. 23.1), поскольку к исключительной компетенции судьи относится назначение таких административных наказаний, как, например, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест и др. (см. комментарий к ст. ст. 3.6 - 3.12).

Аналогичным образом дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. комментарий к ст. 23.2), поскольку с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством (см. комментарий к ст. 2.3).

Что касается должностных лиц, то полномочия некоторых из них ограничены установлением назначаемых видов административного наказания, а равно максимальных размеров налагаемых административных штрафов. Можно привести пример в отношении органов внутренних дел (полиции): начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции вправе назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до двух тысяч рублей (ст. 23.3).

8. В виде определения выносится и решение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица. Имеется в виду, в частности, случай так называемой переквалификации правонарушения, когда выясняется, что фактический состав нарушения соответствует не тому юридическому составу, который был зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, а иному.



Просмотров