Понятие Административного права, виды, нормы и т.д. Административное право – отрасль российского права. Связь с другими отраслями Какие институты входят в систему административного права

Система АП - совокупность институтов, подотраслей и норм АП. Её необходимо отличать от системы административного законодательства , представляющую собой совокупность действующих законодательных и иных нормативных актов , связанных между собой и регламентирующих соответствующие отношения в сфере публичного управления.

Традиционно учеными предлагается примерно одинаковая система АП, состоящая из двух частей — общей и особенной.

В общей части АП рассматриваются основные институты АП.

Общая часть включает главные структурные элементы общего АП, например:

Понятие АП;

Вопросы предмета, метода и системы АП;

Наука АП; субъекты АП;

Административно-правовой статус гражданина, ОИВ, государственных служащих;

Компетенция органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об адм-х правонарушениях.

В общую часть АП также входят:

Институт административно-процессуальной деятельности;

Обеспечение законности в сфере реализации ИВ;

Адм-я юстиция;

Общественный контроль.

В системе общей части административного права целесообразно выделить четыре основных элемента:

1. Институты и нормы АП, регламентирующие отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления, т.е. так называемое организационное АП или институты и нормы, входящие в управленческое право;

2. Правовые нормы, регламентирующие процесс управления;

3. Нормы, устанавливающие порядок судебной защиты ПСЧГ от действий и решений публичного управления;

4. Институты и нормы административно-деликтного права, которые регулируют виды, меры административного принуждения и порядок их применения.

Особенная часть включает главы о системе гос-го управления в трех важнейших сферах: управление экономической сферой, управление социально-культурной сферой, управление административно-политической сферой,

В особенной части АП рассматриваются организация гос-го управления, вопросы соотношения компетенции РФ и её субъектов в области организации гос-го управления; понятие регионального управления; межотраслевое гос-е управление и его организационные формы; соотношение гос-го управления и гос-го регулирования; воздействие проводимой в России адм-й реформы на формирование системы и структуры ФОИВ.

Часть отрасли административного права, которая состоит из норм, воздействующих на определенный вид однородных общественных отношений, называется административно-правовым институтом . Данный институт представляет собой совокупность норм, по объему и масштабу действия сравнительно меньшую, чем отрасль права.


Институты АП могут быть:

- отраслевыми (ин-т правового акта управления) и межотраслевыми (ин-т административной ответственности);

- материальными (ин-т административно-правовых форм управления) и процедурными (ин-т прохождения гос-й службы, производства по делам об адм-х прав-х);

- регулятивными (ин-т гос-й службы) и охранительными (ин-т адм-го принуждения);

- простыми (ин-т аттестации гос-х служащих) и сложными (ин-т гос-й службы, юр отв-ти (должностных лиц).

АП может быть материальным (устанавливающим основные положения, административно-правовой статус субъектов управления и АП, а также права, обязанности, запреты, ограничения, ответственность) и процессуальным (регламентирующим порядок реализации материальных норм АП).

АП подразделяется также на внешнее и внутреннее. Внешнее АП регулирует отношения (правоотношения) между управляющим гос-м (органами управления, учреждениями), с одной стороны, и гражданами, организациями — с другой (\то наиболее важная часть АП). Внутреннее АП регулирует правоотношения между гос-м, его органами и структурными подразделениями.

В настоящее время пересматривается особенная часть АП. В рамках такого пересмотра возможно построение и формирование следующих отраслей АП: строительное, служебное, информационное, транспортное право и т.д.

При появлении кодифицированного акта, регламентирующего адм-й процесс, возможно выделение адм-го процессуального права как самостоятельной отрасли российского права.

Формирование, совершенствование и развитие таких ин-в АП как гос-я служба и адм-я ответственность, приводит к появлению точек зрения, говорящих об административно-деликтном праве, а так же о служебном праве (полицейское право).

2. Административно-правовые институты и подотрасли

Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты. Административно-правовой институт -- это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. №5. С. 14. .

Существуют следующие институты административного права:

* принципов государственного управления;

* административно-правового статуса граждан (физических лиц);

* административно-правового статуса органов исполнительной власти;

* государственной и муниципальной службы;

* административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

* административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

* административно-правовых режимов;

* форм государственного управления;

* методов государственного управления;

* административной ответственности;

* административного процесса;

* обеспечения законности в государственном управлении;

* административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

* административно-правовых основ управления в сфере экономики;

* административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

* административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере Кононов П.И. О предмете современного российского административного права // Административное право и процесс. 2011. №3. С. 33. .

Вместе с тем, правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующие управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, то институты административного права можно систематизировать и по этому признаку.

Как известно из теории права, отрасль права иногда включает в себя подотрасли, которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов Смоленский М.Б. Административное право. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. С. 134. . Подотрасли - это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права Большой юридический словарь ОНЛАЙН // law-enc.net. .

В административном праве выделяют следующие подотрасли:

1. Служебное право

2. Политическое право

3. Образовательное право и т.д. Смоленский М.Б. Указ. соч. С. 135. .

а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы);

б) органы исполнительной власти;

в) государственная служба;

г) административно-правовые режимы;

д) административный процесс, законность в управлении;

е) организация государственного управления в сферах и отраслях Талапина Э.В. Указ. статья. С. 15. .

К подотраслям административного законодательства можно отнести:

а) «Органы исполнительной власти» с выделением институтов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопросы)», «Федеральные министерства», «Иные федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъектов РФ (общие вопросы)», «Виды исполнительных органов субъектов РФ». Заметим, что в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов;

б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением институтов «Государственная служба в федеральных государственных органах», «Государственная служба в государственных органах субъектов РФ», «Государственная служба в государственных учреждениях и предприятиях»;

в) «Административно-правовые режимы» с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», «Таможенный режим», «Функциональные режимы»;

г) «Регистрационно-легализующая деятельность» с институтами «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п.;

д) «Государственное управление в сферах государственной жизни» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполнительной власти», «Принятие решений» и т.п.

Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);

е) «Контрольно-надзорная деятельность» с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».

Целый ряд институтов административного права и законодательства может подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает.

В системе административного права можно выделить также такую подотрасль, как административно-процессуальное право. При этом следует отметить, что в теории административного права единого мнения на этот счет нет.

Большинство ученых-административистов считают, что административно-процессуальное право -- это правовой институт административного права Балабиев К.Р. К проблеме понятия и содержания административного процесса // Закон и право. 2010. №3. С. 55. .

В противовес этой точке зрения ряд ученых считает, что развитие административного процессуального права как правового института достигло такого уровня, когда есть основания утверждать о возникновении и дальнейшем становлении административно-процессуального права как подотрасли административного права Демин А.А. Материальное и процессуальное в административных правоотношениях // Административное право и процесс. 2007. №2. С. 34. .

Одновременно необходимо отметить, что в последнее время все более распространенной становится точка зрения о развитии административного процессуального права как самостоятельной отрасли права Килясханов И.Ш. Административный процесс: осмысление концептуальных подходов к его определению // Вестник МГИМО Университета. 2009. №1. С. 58. , то есть речь идет о выделении административного процессуального права из системы административного права.

При этом в рамках административного права выделяемое админитративно-процессуальное законодательство делится на «Административные процедуры», «Процедуры обеспечения прав граждан в управлении», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Производство по административным делам», «Административная юстиция» и иные соответствующие институты.

Механизм правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) или иных органов в целом не представляет собой единой совокупности административно-процессуальных норм и административно-процессуальных отношений. Фактически только юрисдикционные дела спорного характера да некоторые дела по применению принудительных мер процессуального обеспечения производства по административным правонарушениям имеют основательную регулирующую базу. Это Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), Налоговый кодекс РФ и Трудовой кодекс РФ. В этом же плане заслуживает внимания законодательство о судебном обжаловании неправомерных действий (решений) исполнительных органов (должностных лиц).

Существенное увеличение и развитие норм материального административного права, бесспорно, требует как кодификации процессуальных норм в этой сфере, так и формирования системы административно-процессуального законодательства. При этом не следует считать, что указанные нормы связаны исключительно с процедурой рассмотрения административных споров и правонарушений.

Отметим замечание С.Л. Симоняна при обсуждении проекта закона о Кодексе административного судопроизводства Проект Федерального закона «Об административных процедурах»: [Электронный ресурс] // http://www.pravoteka.ru/pst/97/48366.html. . Он, в частности, писал: «Особенностей, существенно отличающих административно-процессуальную форму защиты прав от гражданской процессуальной формы, в проекте нет. Те, которые имеются (специфика доказывания, сокращенные сроки рассмотрения дела и т.п.), недостаточны для создания качественно новой судебной процедуры» Симонян С.Л. О проекте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное право и процесс. 2006. №1. С. 46. . Однако недостатки обсуждаемого С.Л. Симоняном проекта закона, отмечавшиеся в литературе Керимов М.К., Килясханов И.Ш. Административно-деликтная политика как содержательная составляющая судопроизводства // Вестник Московского университета МВД России. 2009. №4. С. 95. , не могут поколебать представлений о принципиальной разнице, самостоятельности административного процесса в сравнении с иными видами процессуальных правоотношений.

Таким образом, формирование системы административно-процессуального законодательства является закономерной тенденцией развития системы законодательства России.

Между тем, пока что предложения ученых-административистов об отдельной систематизации административно-процессуальных норм, которые в настоящее время «растворены» в Общей и Особенной частях, т.е. о создании третьей части административного права - процессуальной, своего законодательного закрепления не нашли. Сегодня принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих лишь отдельные виды административных производств См., напр.: Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СПС «Консультант-Плюс»; Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс»; Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СПС «Консультант-Плюс»; и др. , другие подобные акты находятся в стадии разработки.

Итак, административно-правовой институт - комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права. Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов административного права.

административный право институт подотрасль

Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды

Гражданско-правовой институт аренды

Поскольку договор аренды имеет собственное правовое регулирование, необходимо отличать его от смежных правовых институтов. Кроме того...

Источники конституционного права

Любая отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения. Все нормы права обладают общими признаками: носят формально определенный характер, обязательны для всех субъектов права...

Применение норм административного права субъектами права Административно-правовые отношения. Но несмотря на различие в классификациях элементов механизма административно-правового регулирования...

Механизм административно-правового регулирования

Акты официального толкования и применения административно-правовых норм Административно-правовые отношения Источники (формы) административно-правовых норм 2...

Обжалование и опротестование постановлений по делу об административном правонарушении

Административное право ДНР - это важная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм...

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

конституционный правовой норма государство Источник - наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе - в Конституции РФ. В конституционном праве значительно больше...

Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов

Понятие системы права

Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Институт права -- это упорядоченная совокупность юридических норм...

Понятие системы права

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права -- это уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское...

Право как социальное явление: правосознание, правоотношения, правовые институты и организации

Правовой институт - это элемент отрасли права, включающий совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Правовые институты могут быть классифицированы по различным основаниям...

Система права и система законодательства

Несмотря на возможность частичного совпадения предмета или метода правового регулирования в различных отраслях права, по общему правилу, именно названные основания являются критерием для их разграничения. Таким образом...

Сущность системы права

Наряду с нормами права огромное значение для любой системы права имеют институты и отрасли права. Институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права...

Характеристика дееспособности как правовой категории

гражданин дееспособность несовершеннолетний опека Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан законом введен институт опеки и попечительства (ст. 31 - 40 ГК РФ). Опека устанавливается над малолетними...

Система административного права - это совокупность административно-правовых норм и институтов, объединенных единым предметом и методом, принципами и целями и расположенные в определенной логической последовательности. Она состоит из двух частей: общей и особенной .

Нормы общей части административного права имеют универсальный характер и рассчитаны на применение во всех отраслях и сферах функционирования органов исполнительной власти, других субъектов уполномоченных осуществлять управленческую деятельность. Эти нормы закрепляют принципы осуществления государственного управления; правовое положение субъектов административного права; формы и методы управленческой деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления; специальные административно-правовые режимы; средства обеспечения законности и дисциплины в сфере управления, а также регламентируют административный процесс и ответственность по административному праву.

Особенную часть административного права составляют нормы, предназначенные для регулирования отношений, возникающих в отдельных областях управления.

Эта часть объединяет:

1) административно-правовые основы организации материального производства (управление народным хозяйством)

2) социально-культурного и

3) административно-политического строительства.

Указанные нормы направлены на упорядочение общественных отношений в определенных сферах. Так, с помощью норм первой группы материального производства регламентирующих отношения в сферах экономики, сельского хозяйства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, коммуникаций, использования и охраны природных ресурсов, торговли, финансов и тому подобное. Отношения в сферах образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения регулируют нормы второй социально-культурной группы . Нормы административно-политического строительства направлены на регламентацию отношений в сферах обороны, национальной безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел.

Предписания общей и особенной частей взаимосвязаны и представляют единое целое – систему административного права . Это подтверждает тот факт, что нормы общей части применяют ко всем институтам особенной части. Например, общие правила, регулирующие порядок подготовки, издания, вступления в силу и действие правовых актов управления реализуются во всех отраслях (сферах) управления с учетом их специфики.

Подотрасль административного права – это совокупность правовых норм, регулирующая общественные отношения в определенной сфере, которая выделяется в пределах общего предмета административного права.

В то же время в системе административного права существуют определенные совокупности норм, которые используются для регулирования государственного управления независимо от конкретных сфер, но при условии достаточного уровня однородности регулируемых общественных отношений. Такие совокупности норм получили название институтов административного права . Например, правовые институты государственной службы, административно-правовых режимов, административной юстиции, государственного управления в области приватизации, антимонопольного регулирования и тому подобное. Начинают говорить и об институте административных (управленческих) услуг.

Фундаментальные факторы, обеспечивающие и характеризующие функционирование административного права как системного образования: правовые принципы; публичные цели и интересы; нормы; индивидуальные предписания; права и обязанности. Крупные структурные подразделения административного права: подотрасли; правовые институты и субинституты.

Административное право является составной частью системы российского права, его подсистемой и потому само является системным образованием. Поэтому оно обладает свойствами целостности и структурности. Его целостность поддерживается посредством таких основополагающих явлений, как предмет, метод и режим административно-правового регулирования, публичные цели и интересы, принципы, закрепленные в административном праве, административно-правовая терминология.

Свойство структурности отрасли проявляется в тех его первичных велениях, которые несут в себе на "клеточном уровне" императивную регулятивную силу. Это административно-правовые принципы и нормы, индивидуальные предписания, права и обязанности. В процессе собственного действия и взаимодействия указанные регулятивные веления объединяются в регулятивные образования (институты и субинституты, подотрасли и иные структурные подразделения административного права). Их общее регулятивное взаимодействие обеспечивает формирование целостной отрасли административного права.

Публичные цели и интересы

Административное право как отрасль публичного права должно воплощать в себе определенные публичные цели и интересы. Они также усиливают его системность, если не являются декларативными и реализуются.

Публичные цели и интересы отрасли закреплены во множестве нормативных административно-правовых актов. Интересам государства соответствует следующая главная публичная цель - поддерживать организацию, функционирование и развитие системы государственной администрации на уровне требований Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Реально существующая ныне в России государственная администрация, государственная исполнительная власть очень далеки от реализации сформулированной выше главной публичной цели. Данный вывод основан на многочисленных фактах, отражаемых ежедневно в средствах массовой информации и свидетельствующих о том, что государственная администрация в ряде ее звеньев работает из рук вон плохо. Уже Президент РФ - гарант Конституции и высшее должностное лицо государства - констатирует существование губительной для страны коррупции и практики "откатов" в системе государственных закупок на сумму свыше триллиона рублей. Известны его многочисленные публичные высказывания о засилье коррупции в стране и необходимости беспощадной борьбы с ней.

Приведенный факт и масса других, характеризующих в целом уровень организации и деятельности государственной администрации, свидетельствуют о том, что в административно-правовой сфере идет процесс накопления проблем, которые не находят необходимого и последовательного разрешения. Самыми глобальными на сегодня проблемами для указанной сферы, требующими минимизации и устранения, являются феодально-земляческая система подбора персонала, его низкая правовая и организационная культура, запредельная коррупция, хроническое неисполнение принятых решений, неспособность ограничивать государственные расходы, неэффективность.

Мировой опыт показывает, что государственная администрация различных стран, включая Россию, успешно преодолевала завалы накопившихся проблем только в результате ее существенной организационно-функциональной и организационно-технологической модернизации. Переименование и реорганизация государственных структур имеют смысл лишь в том случае, если они опираются на указанные виды модернизации и следуют за ними, но не наоборот. Поэтому для современного исторического периода публичным интересам России соответствует публичная цель, предусматривающая существенную организационно-функциональную и организационно-технологическую модернизацию государственной администрации, которая бы обеспечила в ней формирование механизмов самоочищения от собственных системных пороков, рост ее жизнеспособности и эффективности в решении возложенных на нее задач и преодолении непрерывно возникающих проблем. Она должна найти адекватное закрепление в административном законодательстве.

Правовые принципы - основополагающие идеи (начала) социальной организации, правового регулирования, закрепленные в праве. Это мощные системообразующие факторы. Общество стремится к тому, чтобы социальная организация и правовое регулирование были адекватными правовым принципам, но не может пока этого добиться.

В административном праве установлен ряд основных правовых принципов, которым должны соответствовать государственная администрация, административно-правовое регулирование и административное управление. Среди них принципы законности, федерализма, приоритетности блага и интересов народа, эффективности правового регулирования. В нормативных административно-правовых актах закреплены принципы, имеющие более частный характер. В КоАП РФ провозглашены такие принципы, как равенство лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом, презумпция их невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением .

В соответствии с принципом законности субъекты, осуществляющие нормативное и индивидуальное административно-правовое регулирование, правоисполнительную деятельность, обязаны следовать предписаниям Конституции РФ, федеральным и региональным законам. Недопустимо отступление от принципа законности ни при каких обстоятельствах, в том числе по основаниям объективной необходимости или экономической целесообразности. За игнорированием данного принципа неизбежно следует разрушение социальных систем, правопорядок замещается бесправием и криминальным беспределом, на смену административно-правовому регулированию приходят худшие формы администрирования, основанные исключительно на усмотрении должностных лиц. Показательно, что много столетий назад возникло крылатое латинское изречение: "Законность должна торжествовать, хотя бы погиб мир" ("Pereat mundus at fiat justitia"). Древние римляне знали цену и великое общественное значение законности, а равно справедливости, правосудия, если ставили их выше существования мира и тем самым возводили в абсолют.

Принцип федерализма реализуется в российском административном праве посредством отнесения административного и административно-процессуального законодательства к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В их совместном ведении находятся также вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти .

Установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование указанных органов отнесено к ведению Российской Федерации. В свою очередь система органов государственной власти субъектов Pel) устанавливается указанными субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти согласно федеральному закону. В пределах ведения Российской Федерации, ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти федеративного государства .

Принцип приоритета блага и интересов народа должен получить последовательное развитие как в отечественной правовой системе в целом, так и в составляющих его отраслях, в том числе нраве административном. Вспомним крылатое латинское изречение, соответствующее данному случаю и принципу: "Благо народа - высший закон" ("Salus populi suprema lex"). Он нашел закрепление в многочисленных административно-правовых нормах.

За примерами обратимся к КоАП РФ. В нем среди задач законодательства об административных правонарушениях зафиксированы защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений .

Принцип эффективности административно-правового регулирования и административного управления означает, что действие административного права основывается на необходимости достижения определенных и существенных для общества, государства, т.е. имеющих публичный характер, результатов. Данный принцип должен пронизывать организацию и функционирование государственной администрации, поведение всех субъектов, действующих в административно-правовой сфере.

Реализация принципа эффективности предполагает обязательную оценку затрат на содержание государственной администрации, осуществление административно-правового регулирования и административного управления с учетом полученных государством результатов. К сожалению, в Российской Федерации эффективность организации и деятельности государственной власти, государственной администрации и иных государственных структур не измеряют и не умеют измерять.

Свойство системности административного права проявляются и в его структурной организации. Если рассмотрение целостности административного права дает возможность видеть в нем единое и целостное функциональное образование, то структурный подход позволяет акцентировать внимание на анализе его наиболее существенных составных частей, их связей и взаимодействий между ними.

Структура административного права объективно обусловлена как внешними факторами, так и внутренними. Самым важным внешним фактором, оказывающим решающее формирующее воздействие на систему административного права, является его предмет. Содержание административного права, метод и режим административно-правового регулирования, административное управление также складываются под влиянием предмета отрасли, но сами выступают уже в качестве факторов внутреннего действия.

Отрасль административного права является сложным образованием в системе права. В се составе имеются четыре основных структурных ряда. Первый структурный ряд составляют многочисленные первичные административно-правовые веления: принципы и нормы; индивидуальные установления, субъективные права и обязанности. Все вместе взятые они концентрируют в себе общую регулятивную силу административного права.

Второй структурный ряд образуют административно-правовые институты и субинституты. Правовой институт - крупная структурная часть правовой отрасли или подотрасли, включающая в свой состав первичные правовые веления и обеспечивающая регулирование содержательно однородной группы общественных отношений как одного из подразделений предмета правовой отрасли.

В административном праве существует множество правовых институтов. Наиболее развитыми и объемными из них являются институты государственной исполнительной власти, государственной службы, специальных административно-правовых режимов, административной ответственности. Активно развивается в последнее десятилетие важнейший для правового государства и гражданского общества институт защиты юридических лиц и граждан от неправильных (неправомерных) действий государственной администрации .

Некоторые правовые институты имеют в качестве структурных образований субинституты. Например, институт государственной исполнительной власти включает субинституты федеральной исполнительной власти и региональной исполнительной власти (исполнительной власти субъектов РФ).

Третий структурный ряд представлен подотраслями административного нрава, которые сформировались в процессе осуществления административно-правового регулирования крупных комплексов общественных отношений, а также осуществления административного управления с участием государственной администрации. Среди подотраслей административного права в специальной литературе чаще всего называют материальное право и процессуальное право, а также право административное управленческое, административное служебное, административное информационное, административное полицейское, административное деликтное, административное юстиционное.

В административном законодательстве последнего десятилетия получило развитие процедурное регулирование, для которого характерно нормативное установление порядка осуществления важнейших для государственной администрации и организации административного управления видов деятельности. Оно находит закрепление в многочисленных административных регламентах. Работа по анализу и систематизации административно-процедурного регулирования может привести к формированию административного процедурного права наряду с административным процессуальным правом, регулирующим порядок рассмотрения административных споров.

Административное процессуальное право также следует отнести к подотраслям административного права. Оно находится в стадии активного формирования. Иногда его рассматривают и специальной литературе в качестве самостоятельной отрасли права. Однако объем сконцентрированного здесь нормативного материала, современный уровень обособленности и развития этого административно-правового образования, неопределенность критериев его структуры, отсутствие кодифицированного административно-процессуального закона не дают оснований для подобного вывода. В лучшем случае можно твердо говорить о становлении административного процессуального права, обеспечивающего порядок рассмотрения административно-правовых споров, обусловленных индивидуальными делами об административных правонарушениях, служебных дисциплинарных проступков и обращениями физических и юридических лиц к субъектам государственной администрации.

Четвертый структурный ряд отрасли составляют ее общая и особенная масти со своими предметными административно-правовыми блоками. Последние представляют собой крупные подразделения, выделенные на основе сложившейся естественным путем структуры предмета административного права. С учетом современного состояния отрасли и се существующего деления на две части в общей части можно выделить следующие предметные блоки: 1) общее административное право государственной администрации (основы правового статуса и организации субъектов государственной администрации); 2) административное право государственной службы; 3) административное право организаций (предприятий, корпораций, компаний, учреждений); 4) административное право физических лиц (граждан, иностранцев, лиц без гражданства); 5) административное право форм и методов управления; 6) контрольно-надзорное административное право; 7) административное деликтное право (право административных правонарушений); 8) административное юрисдикционное право (право разрешения административных споров, обусловленных делами об административных правонарушениях, о спорах по вопросам государственной службы, об обращениях физических и юридических лиц к государственной администрации).

В особенной части отрасли имеют место три сферы административного управления и административно-правового регулирования: экономическая, гуманитарная (социально-культурная), государственно-политическая. Соответствующим им предметным административно-правовым блокам можно присвоить наименования: 1) административное экономическое право; 2) административное гуманитарное (социально-культурное) право; 3) административное право обеспечения безопасности и защиты личности, государства, общества. Каждый из трех предметных блоков особенной части административного права целесообразно структурировать с учетом сложившихся организационных форм административного управления и административно-правового регулирования, возглавляемых определенным министерством или Правительством РФ, либо Президентом РФ.

В любом современном обществе действует множество юридических норм, регулирующих и охраняющих самые разнообразные общественные отношения. Безусловно, все это огромное «нормативное хозяйство» находится в определенном порядке, оно более или менее организовано и систематизировано. Это значит, что юридические нормы существуют и действуют не по одиночке, не каждая сама по себе, а в совокупности, составе особых комплексов, правовых институтов и отраслей.

Под системой права понимается определенная внутренняя ее структура, которая складывается объективно, как отражающая реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок действительности. Фактический социальный строй общества, государство определяет, в конечном счете, в ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.1 1 См.: Матузов Н.И. Теория государства и права. М.: Юрист, 2001- С. 394.

Системность - общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации.

Структура права - это юридическое выражение структуры данного общества. В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, и ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами. Например, рабовладельческое, феодальное и современное право отличаются друг от друга не только своими сущностями, но и внешними признаками, то есть формальными атрибутами, в том числе системного характера, на которых лежит печать времени.

При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором, о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы, ее центральным элементом.

Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Но это не случайное и не хаотичное их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованное и взаимозависимое целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач. В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они делятся на отдельные части, отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.

В огромном множестве юридических норм могут возникать отдельные коллизии, расхождения, порой весьма острые, но в целом они представляют собой монолитную единую правовую реальность, подчиняющуюся определенным внутренним закономерностям и тенденциям. Ф. Энгельс писал «В современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но так же быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий». Эта мысль указывает, на объективный характер явления, во-вторых, на причинно следственную связь его с внешними факторами. Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель здесь абсолютно безволен. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения, (например, выделить; осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.) но в принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, «перестроить». Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему «хотению» учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.

Объективность - важнейшее свойство системы права в отличии от систематизации права, которое носит субъективный характер, т.е. зависимо от государственной воли. Там где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время, как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано).

Систематизация - это, всего лишь сознательно проводимая упорядочивание действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано.

Таким образом, система права - это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласовании юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных правовых комплексах: отраслях, подотраслях, институтов.

Как уже отмечалось выше одним из необходимых признаков права является его системность. В самом общем виде под системой понимается совокупность элементов находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную функциональную целостность, единство. При системном подходе к изучению явления акцент делается не столько на описании самих элементов системы, сколько на анализе и связях, поиске функций каждого элемента во всей системе, ведь именно самостоятельная функция элемента является основанием для его выделения в системе. Для того чтобы в полной мере обозреть право как социальное явление, следует исследовать его в глубь (вертикальный срез). При этом появляется возможность получить представление, как о видах подсистем права, так и об их соотношении. В вертикальное строение права входят следующие элементы: норма права, институты права, подотрасли права, отрасли права.1 1 См.: Приложение 1

Отрасль права главное подразделение системы права, которое представляет собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода. именно предмет и метод правового регулирования являются основой подразделения системы права на отрасли. предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права «контролирует» свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений, своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль от другой. Метод правового регулирования представляет собой совокупность различных способов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, являющиеся предметом её регулирования. Метод правового регулирования воплощается в определённые общественные отношения посредством различных способов правового регулирования дозволения, запрещения, обязывания: дозволение - предоставление лицу права на совершение тех или иных действий, не запрещенных законом; обязывание - возложение на субъекта обязанности определённого поведения, совершения тех или иных действий; запрещение - возложения на субъекта обязанности воздержатся от определённого поведения, от совершения тех или иных действий.

В теории права различают два противоположных метода правового регулирования: диспозитивный метод (автономный) и императивный (авторитарный) метод. Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от чётко установленного правила поведения. Иными словами субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены (запрещено всё, кроме прямо дозволенного) например, право избирать и быть избранным в представительные органы власти. Диспозитивный метод представляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять своё поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом (дозволено все, кроме прямо запрещенного). Например, собственник имущества вправе делать с ним все, что он пожелает, за исключением тех действий, которые запрещены законом.

На основе предмета и метода правового регулирования в системе права выделяют, конституционное, административное, трудовое, уголовное право и другие отрасли. В свою очередь отрасль права делится на подотрасли.

Подотрасли права - это совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Многие отрасли права имеют подотрасли, обычно это отрасли «старые» где накоплен значительный массив правовых норм. Так, в финансовом праве выделяют подотрасль - банковское право. Военно-уголовное право - это подотрасль уголовного права. Таким образом, подотрасль права объединяет несколько институтов, являясь, по сути, упорядоченной совокупностью родственных институтов одной и той-же отрасли права. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения присущие нескольким правовым институтам определенной отрасли.

Классификация отраслей права. Профилирующая, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы конституционного права, затем три материальные отрасли: гражданское, административное, уголовное право; соответствующие им процессуальные отрасли - гражданское-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Именно здесь в этой группе сконцентрированы первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.

Следует обратить внимание на терминологию: материальные отрасли (институты, нормы) посвящены правам и обязанностям, другие юридическим вопросам по существу, а процессуальные отрасли (институты, нормы) - процессуальным и процедурным вопросам.

Среди отраслей, входящих в систему права центральное определенное место занимает конституционное (государственное) право, предметом которого являются отношения, связанные с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного суверенитета правового положения личности и т.д. Кроме того, роль конституционного права как ведущей отрасли обусловлена тем, что ее основным источником является конституция. Основной закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей права. Например, конституционное право, закрепляя различные формы собственности, право собственника и т.п., устанавливает основы гражданского права, определяя основы бюджетной системы государства, систему налогов, нормы конституционного права утверждают основы финансового права и т.д.

Гражданское право - представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, связанные сними личные неимущественные отношения. Общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли сторон.1 1 См.: Сергеев А.П. Толстой Ю.К. Гражданское право. Т.1 М.: Проспект, 2001-С.22

Гражданско-правовые нормы устанавливают порядок возникновения, изменения, прекращения имущественных отношений, регулируют отношения собственности, договорные отношения и иные вопросы.

Гражданское процессуальное право состоит из норм регулирующих порядок судопроизводства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы гражданского процессуального права устанавливают права и обязанности суда при осуществлении правосудия, закрепляет правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т.д.

Уголовное право - как отрасль представляет собой совокупность юридических норм, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, обществу, государству. Нормы уголовного права определяют преступления, исчерпывают их круг, виды и размеры наказания за них и т.д.

Уголовно-процессуальное право объединяет нормы устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, органов дознания и т.д.) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

Административное право регулирует управленческие отношения государственных органов, деятельность исполнительно-распорядительного характера.

Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества трудовое право, земельное право, семейное право, исправительно-трудовое право и т.д. Например, трудовое право определяет порядок установления и прекращения трудовых правоотношений, обязательную меру труда и его оплату, внутренний трудовой распорядок, дисциплинарную и материальную ответственность, охрану труда, порядок рассмотрения споров и т.д.

Семейное право - это отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Нормы семейного права, устанавливают права и обязанности супругов родителей и детей по отношению друг к другу, порядок вступления в брак и его расторжения и т. д.

Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местного бюджетов, их реализацию. Нормы этой отрасли регулируют порядок изымания налогов и других платежей в бюджет, а также другие вопросы.

Комплексные отрасли - отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей. предпринимательское право, экологическое право, коммерческое право, право прокурорского надзора, морское право. Например, Экологическое право - представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Иными словами, оно регулирует такие экологические отношения, которые возникают по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов: недр, лесов, атмосферного воздуха и т. д

Предпринимательское право - определяет порядок ведения самостоятельной деятельности граждан и юридических лиц, которая направлена на получение прибыли от выполняемых робот, оказание услуг и связана с риском самостоятельной имущественной ответственности предпринимателей.

Для института, как и для отрасли права свойственны обособленность юридических норм и самостоятельность функционирования. Институт права целиком входит в состав соответствующей отрасли права. Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений. Правовой институт представляет собой первичную правовую общность. Правовые институты призваны регламентировать определенные участки, фрагменты, стороны общественной жизни.

Институт - это составная часть, блок, звено отрасли. в каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Примеры правовых институтов: в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения; в государственном праве - институт гражданства; в административном - институт должностного лица; в семейном праве - институт брака и т. д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как в нутрии данной отрасли, так и вне-ее.

Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей - столько соответствующих групп институтов. Отраслевая предопределенность правовых институтов - наиболее общий критерий их деферентации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепленные).

Внутри отраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой - из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, не содержит в себе ни каких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые суб-институтами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институты штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты, направленные на регулирование соответствующих отношений, охранительные - на их охрану, защиту (типичную для уголовного права), учредительные - закрепляют, учреждают, определенные положения (статус) тех или иных органов, организации должностных лиц, а так же граждан (характерны для государственного и административного права).1 1 См.: Матузов Н.И., МалькоВ.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2001- С. 397

Таким образом, институт права - устойчивая сравнительно небольшая совокупность правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Из выше изложенного следует, что правовой институт представляет собой первичную правовую общность, то юридическая норма - есть исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи.

Правовая норма - первичный элемент системы права. Это исходящая от государства общеобязательное правило поведение властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определённые виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании, остальные отношения регулируются другими специальными нормами. Является самым дробным элементом системы права, так как только правовая норма, а не отдельные её составные части (гипотеза, диспозиция, санкция) может самостоятельно обеспечить выполнение основной функции права - правовое регулирование общественных отношений.

Таков вертикальный срез права. Каждая подсистема выполняет свою самостоятельную по значению функцию. Так, если норма права обеспечивает регулирование отдельного вопроса, отношения, то институт права предполагает комплексное урегулирование отдельной целостной группы отношений, а отрасль права - целой сферы, отделенной от других сфер. Комплексность и логическая взаимоувязанность регулирование на каждом новом уровне - вот признак, качественно отличающий функции подсистемы более высокого уровня от более низкой.



Просмотров