Право материального обеспечения и право социального обеспечения. Право социального обеспечения - конспект лекций - Долженкова Г.Д. Субъекты отношений социального обеспечения

2-е изд., испр. и перераб. - М.: изд-во БЕК, 2002. - 5 60 с.

Настоящий учебник - первый учебник по праву социального обеспечения России, сформировавшемуся практически заново в 1990-2001 гг.

В учебнике рассматриваются проблемы становления и развития системы социального обеспечения в России, все узловые вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, обеспечения их социальными пособиями, компенсационными и страховыми выплатами, а также проблемы социального обслуживания в различных его видах.

Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Право социального обеспечения» и методическими рекомендациями по его изучению, разработанными в Московской государственной юридической академии и на юридическом факультете Университета Российской академии образования. Его авторы - известные специалисты в данной области, доктора юридических наук, профессора М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова.

Для аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров, работников органов социальной защиты населения, юридических и кадровых служб предприятий и профсоюзных организаций.

Формат: doc / zip

Размер: 660 Кб

Скачать / Download файл 08 .02.2018г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Проспект" (см. примечание)

Содержание
Предисловие……………………………………………………………..3
Указатель сокращений ………………………………………16
Общая часть
Глава I. Понятие социального обеспечения, его функции, современное состояние и формы……………………………………...18
§ 1. Основные этапы становления систем социального обеспечения………………………………………………...18
§ 2. Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения. Функции социального обеспечения
§ 3. Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации…………………………………….27
§ 4. Формирование российской федеральной системы социального обеспечения…………………………………………………37
§ 5. Формы социального обеспечения……………………………………43
Контрольные вопросы……………………………………………………..53
Глава 2. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения………………………………………………..65
§ 1. Понятие права социального обеспечения как отрасли права…………………………………………………………..65
§ 2. Предмет права социального обеспечения…………………………...70
§ 3. Метод права социального обеспечения……………………………...77
§ 4. Система права социального обеспечения……………………………90
§ 5. Право социального обеспечения как научная дисциплина …………………………….98
Контрольные вопросы ……………………………102
Глава 3. Принципы права социального обеспечения……………….103
§ 1. Понятие принципов права и их классификация…………………….103
§ 2. Содержание принципов права социального обеспечения ……………………………..106
Контрольные вопросы ……………………………..114
Глава 4. Источники права социального обеспечения………………..115
§ 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация ……………………………..115
§ 2. Общая характеристика источников права социального обеспечения ……………………………..120
Контрольные вопросы ……………………………..128
Глава 5. Правоотношения по социальному обеспечению…………...129
§ 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению ……………………………..129
§ 2. Субъекты, объект и содержание правоотношений по социальному обеспечению ……………………………..133
§ 3. Пенсионные правоотношения ……………………………..139
§ 4. Правоотношения по поводу пособий и компенсаций.……………..147
§ 5. Правоотношения по обеспечению застрахованных, пострадавших на производстве, и их семей……………………………..151
§ 6. Правоотношения по поводу медицинской, лекарственной помощи, социальных услуг и льгот по системе социального обеспечения.154
§ 7. Правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан…………………………………..158
Контрольные вопросы …………………………….161
Основной нормативный материал к Общей части………………….162
Особенная часть
Раздел I. Трудовой стаж …………………………….165
Глава 6. Понятие трудового стажа, его виды …………………………165
§ 1. Понятие трудового стажа, его значение и классификация ……………………………..165
§ 2. Общий трудовой стаж ……………………………..167
§ 3. Специальный трудовой стаж ……………………………..172
§ 4. Страховой трудовой стаж ……………………………..174
§ 5. Непрерывный трудовой стаж ……………………………..175
Контрольные вопросы…………………………………………………… 179
Глава 7. Исчисление и подтверждение трудового стажа ……………180
§ 1. Исчисление трудового стажа ……………………………..180
§ 2. Подтверждение трудового стажа ……………………………..182
Контрольные вопросы ……………………………..192
Основной нормативный материал к разделу I Особенной части…..192
Раздел II. Пенсионное обеспечение …………………………….195
Глава 8. Общая характеристика пенсионной системы России…….195
§ 1. Пенсионная система России, ее современное состояние ……………………………..195
§ 2. Понятие пенсий и их классификация.
Право выбора пенсии ……………………………..200
Контрольные вопросы ……………………………..205
Глава 9. Пенсия по старости ……………………………..206
§ 1. Понятие пенсии по старости ……………………………..206
§ 2. Пенсия по старости на общих основаниях ………………………. 207
§ 3. Пенсия по старости на льготных основаниях……………………….211
§ 4. Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда ……………………………..216
§ 5. Пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере ……………………………..226
§ 6. Досрочная пенсия по старости и пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже ……………………………..229
§ 7. Размер пенсии по старости. Надбавки к пенсии…………………….230
Контрольные вопросы ……………………………..237
Глава 10. Пенсия по инвалидности ……………………………..239
§ 1. Понятие пенсии по инвалидности. Инвалидность, ее группы, причины, время наступления и их юридическое значение 239
§ 2. Пенсия по инвалидности на общих основаниях…………………….246
§ 3. Пенсия по инвалидности на основаниях предусмотренных для военнослужащих ……………………………..248
§ 4. Размер пенсии по инвалидности.
Надбавки к пенсии ……………………………..250
Контрольные вопросы ……………………………..254
Глава 11. Пенсия по случаю потери кормильца……………………...255
§ 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Члены семьи, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца. Иждивенчество.255
§ 2. Пенсия по случаю потери кормильца на общих основаниях ……………………………..260
§ 3. Пенсия по случаю потери кормильца на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих………………………….261
§ 4. Размер пенсии по случаю потери кормильца. Надбавки к пенсии …………………………….263
Контрольные вопросы …………………………….266
Глава 12. Пенсия за выслугу лет …………………………….267
§ 1. Понятие пенсии за выслугу лет …………………………….267
§ 2. Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и условия ее назначения …………………………….268
§ 3. Размер пенсии за выслугу лет. Надбавки к пенсии…………………276
Контрольные вопросы ……………………………..279
Глава 13. Социальная пенсия ……………………………..280
§ 1. Понятие социальной пенсии и основания для ее установления ……………………………..280
§ 2. Размеры социальных пенсий ……………………………..281
Контрольные вопросы ……………………………..282
Глава 14. Исчисление пенсий. Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате труда……………………………283
§ 1. Механизм исчисления пенсий и заработка, из которого они исчисляются ……………………………..283
§ 2. Правила исчисления надбавок к пенсии и ее повышения ……………………………..287
§ 3. Два метода исчисления пенсий. Компенсационные выплаты и определение общей суммы пенсий ……………………………..291
§ 4. Перерасчет ранее назначенной пенсии ……………………………..294
§ 5. Адаптация пенсионных выплат ……………………………..296
Контрольные вопросы ……………………………. 300
Глава 15. Обращение за пенсией, ее назначение и перерасчет …………………………….301
§ 1. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение……………….301
§ 2. Обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения ……………………………..302
§ 3. Назначение пенсии. Сроки, с которых назначается и пересчитывается пенсия ……………………………..305
Контрольные вопросы ……………………………..309
Глава 16. Выплата пенсии ……………………………..310
§ 1. Общие правила выплаты государственной пенсии…………………310
§ 2. Выплата пенсий работающим пенсионерам…………………………314
§ 3. Удержания из пенсии ……………………………..318
Контрольные вопросы ……………………………..319
Глава 17. Пенсии, иные пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан ……………………………..321
§ 1. Формирование привилегированной пенсионной системы ……………………………..321
§ 2. Пенсии для граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих …………………..323
§ 3. Пенсионное обеспечение отдельных категорий государственных служащих, занятых в определенных структурах власти, и их семей 329
Контрольные вопросы ……………………………..334
Основной нормативный материал к разделу II Особенной части…334
Раздел III. Социальные пособия, компенсационные выплаты, обеспечение по страхованию пострадавших на производстве и их семей 343
Глава 18. Социальные пособия ……………………………..343
§ 1. Понятие пособий и их виды ……………………………..343
§ 2. Классификация пособий и методы определения их размеров ……………………………..344
Контрольные вопросы ……………………………..347
Глава 19. Пособие по временной нетрудоспособности………………348
§ 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности ……………………………..348
§ 2. Основания для выплаты пособия по временной нетрудоспособности ……………………………..350
§ 3. Размеры пособий по временной нетрудоспособности. Заработок, из которого исчисляется пособие, и определение общей суммы пособия 354
§ 4. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, и ответственность за правильную выплату пособий по временной нетрудоспособности 359
Контрольные вопросы ……………………………..361
Глава 20. Пособие по безработице ……………………………362
§ 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по безработице ……………………………362
§ 2. Сроки выплаты пособия по безработице, его размеры и порядок исчисления ……………………………363
Контрольные вопросы ……………………………366
Глава 21. Денежные выплаты (пособия) в связи с материнством, отцовством и детством………………………………………………….368
§ 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения ……………………………368
§ 2. Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности ……………………………370
§ 3. Единовременное пособие при рождении ребенка …………………374
§ 4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет ……………………………375
§ 5. Ежемесячное пособие на ребенка ……………………………379
Контрольные вопросы ……………………………382
Глава 22. Иные социальные пособия …………………………….384
§ 1. Ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту…………………………….384
§ 2. Единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакциональных осложнений …386
§ 3. Единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека …………………………….387
§ 4. Единовременные пособия вынужденным переселенцам …………………………….390
§ 5. Единовременные пособия беженцам …………………………….392
§ 6. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы.395
§ 7. Единовременные денежные пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом …………………………….396
§ 8. Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот …………………………….398
§ 9. Пособие на погребение …………………………….398
Контрольные вопросы …………………………….400
Глава 23. Компенсационные выплаты …………………………….402
§ 1. Понятие и виды компенсационных выплат…………………………402
§ 2. Ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел 403
§ 3. Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход ………406
§ 4. Компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске без сохранения заработка, и учащимся на питание 409
Контрольные вопросы …………………………….411
Глава 24. Государственная социальная помощь…………………….412
§ 1. Государственная социальная помощь в связи с бедностью …………………………….412
§ 2. Виды (формы) государственной социальной помощи …………………………….413
Контрольные вопросы …………………………….415
Глава 25. Обеспечение пострадавших на производстве и их семей. …………………………….416
§ 1. Введение в Российской Федерации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 416
§ 2. Основные виды обеспечения по страхованию………………………420
§ 3. Назначение, выплата и адаптация страхового обеспечения ……………………………..427
Контрольные вопросы ……………………………..432
Основной нормативный материал к разделу III Особенной части 433
Раздел IV. Охрана здоровья граждан Медицинская и лекарственная помощь……………………………….438
Глава 26. Медицинская помощь и лечение……………………………438
§ 1. Медицинская помощь в системе охраны здоровья граждан и ее виды ……………………………..438
§ 2. Санаторно-курортное лечение ……………………………..443
Контрольные вопросы ……………………………..445
Глава 27. Лекарственная помощь ……………………………..446
§ 1. Правила обеспечения населения лекарственной помощью ……………………………..446
§ 2. Бесплатная лекарственная помощь ……………………………..447
§ 3. Лекарственная помощь со скидкой ……………………………..449
Контрольные вопросы ……………………………..450
Основной нормативный материал к разделу IV Особенной части 451
Раздел V. Социальное обслуживание и льготы по системе социального обеспечения………………………454
Глава 28. Социальное обслуживание ……………………………..454
§ 1. Понятие социального обслуживания ……………………………..454
§ 2. Реабилитация, образование и обеспечение занятости инвалидов ……………………………..458
§ 3. Протезно-ортопедическая помощь и обеспечение инвалидов транспортными средствами ………465
§ 4. Социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях ……………………………467
§ 5. Социальное обслуживание детей ……………………………471
Контрольные вопросы ……………………………473
Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения…………....475
§ 1. Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания …………………………….475
§ 2. Дифференциация социальных льгот, их виды……………………...476
Контрольные вопросы …………………………….482
Основной нормативный материал к разделу V Особенной части…482
Раздел VI. Нормы международных актов о социальном обеспечении …………………………….488
Глава 30. Международное правовое регулирование социального обеспечения …………………………….488
§ 1. Понятие общепризнанных принципов и норм международного права. Международный опыт……………488
§ 2. Источники международного права, их основное содержание ……………………………..490
Контрольные вопросы ……………………………..499
Список рекомендованной литературы ……………………………..499

Кондратьева Зоя Александрова, 89037920589

Лекция №1 4.09. 12 Понятие социального обеспечения

М. Л. Захаров, Тучкова «Право социального обеспечения»

Государственная система социального обеспечения появляется при определенных условиях и при капиталистическом строе.

Первое проявление централизованного социального обеспечения появляется в Германии во времена Бисмарка, но экономические лозунги были уже со времен французской революции.

Натуральное обеспечение обрывается с появлением капиталистических отношений, также происходит разрушение многопоколенной семьи в результате ухода новых поколений в город на заработки. Также в городе нет возможности вести натуральное хозяйство и главный источник дохода – заработная плата. Бисмарк в 1872 – 1873 г. принял государственное решение, по которому забота о нетрудоспособных возлагалась на работодателей.

Право социального обеспечения . Как самостоятельная отрасль права выделилась в 70 – е годы XX века. До этого отношения по социальному обеспечению регулировались в колхозном и трудовом праве.

Предметом права социального обеспечения являются общественные отношения¸ связанные с предоставлением нетрудоспособным гражданам пенсий, пособий, а также социальных услуг. Пенсии и пособия – денежные виды обеспечения. Социальные услуги – удовлетворение специфических потребностей нетрудоспособных граждан путем предоставления предметов в натуре и оказания социальных услуг (протезирование, содержание в домах-интернатах, медицинское лечение, лекарственное обеспечение и т.д.)

Услуги – то, что удовлетворяет потребности лица в момент её осуществления. В результате осуществления социальной услуги нельзя что-то поставить на баланс.

При социальном страховании денежные средства аккумулируются посредством страховых взносов.

    По старости (по возрасту - досрочно) (для мужчин - 60, для женщин – 55, для шахтеров минимум - 45)

    По инвалидности (для лиц, имеющих стойкую утрату трудоспособности) (I, II, III группа, I группа – самая тяжелая)

    По случаю потери кормильца

    Социальные пенсии (возникла недавно, она трансформировалась из пособия) – назначается лицам, не имеющим права на другие пенсии

    Военные пенсии (за выслугу лет – начисляются только по достижении определенного стажа (20 лет, но в горячих точках месяц за два или за три), по потери кормильца, по инвалидности). Пенсия за выслугу лет для государственных гражданских служащих.

Там, где есть льготное производство, должен платить работодатель.

Пособие имеет другую функцию. Носит временный характер и имеет целевое назначение.

Отношения процедурного, процессуального характера . Это установление юридически значимых фактов и защиты нарушенного права (подтверждение стажа, доказательство родства).

Субъекты отношений социального обеспечения:

    Нетрудоспособное лицо (3 группы: в силу возраста – дети до 18 лет и престарелые (пенсионеры); нетрудоспособные по состоянию здоровья – временно нетрудоспособные и инвалиды; лица, у которых трудоспособность присутствует, но они не могут её реализовать по причинам, признаваемым государством социально значимыми – безработные, беженцы, переселенцы, лица ухаживающие за нетрудоспособными – малолетними детьми). Инвалидов делят по возрасту и по характеру заболевания.

О детях сказано в Конвенции о правах ребенка

Для появления государственной системы социального обеспечения необходимы определенные условия:

    Концентрация власти и обеспечение единой законодательной власти в стране

    Сбор и аккумуляция денежных средств – создание единой налоговой системы для дальнейшего перераспределения и содержания нетрудоспособных (что обеспечивается концентрацией власти). А для этого также необходим высокий уровень экономического развития

    Общество должно достичь определенного культурно-нравственного уровня развития, чтобы в добровольном порядке принять обязательство содержать нетрудоспособных

Виды пособий (выплачивается работодатель из фонда социального страхования):

    По временной нетрудоспособности

    По беременности и родам

    Женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (с целью сократить детскую инвалидность)

    Пособие при рождении ребенка (единовременное)

    Пособие на погребение

    Пособие по уходу за ребенком до 3 лет (обязан выплачивать работодатель)

    Пособие по безработице

    Есть и другие

Метод права социального обеспечения.

Метод ПСО – совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует отношения по социальному обеспечению (перераспределение денежных средств и социальное обслуживание)

Императивный метод – метод жесткого предписания, в котором нет возможности выбора.

Диспозитивный метод – все может быть урегулировано соглашением сторон (используется в пенсионном праве)

Смешанный метод

Метод перераспределения – аккумулирования денежных средств. Для этого обществу необходима определенная концентрация и мощная власть, которая обеспечит эту аккумуляцию посредством налогов и сборов (система социального страхования)

Алиментарный метод

Специфические методы:

    Сочетание централизованного и децентрализованного правового регулирования централизованном порядке устанавливаются общеобязательные минимальные условия содержания, на локальном уровне (локальные – на уровне субъекта федерации и на уровне конкретной организации, юридического лица) устанавливаются дополнительные денежные выплаты и социальные услуги) (все обеспечение на локальном уровне предоставляется за счет этих лиц)

    Сочетание единства и дифференциации – установление на федеральном уровне общеобязательной нормы, а также дополнительных, как правило, льготных, изменяющих общую норму в зависимости от условий трудовой деятельности, состояния здоровья и других, социально значимых обстоятельств (общее положение имеет изъятия и исключения для отдельных категорий) (пример с пенсионным возрастом).

    Особенность юридических фактов, порождающих и изменяющих правоотношения по социальному обеспечению. В качестве юридического факта выступает событие (рождение ребенка, достижение пенсионного возраста, смерть) (но при этом также необходимо волеизъявление лица)

    Алиментарный характер отношений по социальному обеспечению – содержание предоставляется не в ответ на действия другой стороны (без ответных действий) (алиментарный метод ) (пособие при рождении ребенка)

Методы правового регулирования меняются в зависимости от экономических возможностей государства и социальных задач, которые стоят перед обществом.

Методы правового регулирования могут изменяться и дополняться другими методами в отдельных институтах.

Для каждого вида социального обеспечения могут быть собственные методы.

Только в 80 – е годы женщинам было предоставлен оплачиваемый декретный отпуск.

    Социальное обеспечение

    Социальное страхование

Отличие здесь состоит в том, что обеспечение носит алиментарный характер, то есть не требует ответных действий и осуществляется за счет средств федерального бюджета. Социальное страхование при этом предусматривает уплату взносов социального страхования.

Источники права социального обеспечения (источники права – нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения по социальному обеспечению):

    Конституция (ст. 7, 39, 43, 39, 38, 41) (пенсионное обеспечение закрепляется только в ФЗ)

    ФЗ (несколько пенсионных законов). ФЗ «О трудовых пенсиях», ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» (по нему пенсия назначается государственным служащим и военнослужащим), ФЗ «О пенсионном обеспечении военнослужащих», ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (19 мая 1995 г.), ФЗ «О занятости населения в РФ» (19 апреля 1991 г.), ФЗ «О социальной защите инвалидов» (20 июля 1995 г.), ФЗ «О пособиях по временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (29 декабря 2006 г.), ФЗ «О предоставлении психологической помощи», ФЗ «О домах-интернатах»

    Постановления Правительства – раскрытие положений и реализация предписаний ФЗ (положение «о порядке регистрации и признания безработным», «о порядке признания лица инвалидом»)

    Постановления и приказы министерств и ведомств.

    Локальные нормативные акты (на уровне юридического лица - работодателя)

МАСО – международная ассоциация социального обеспечения

МОТ – международная организация труда

ООН: 1948 г. «Всеобщая Декларация прав человека», конвенция «О правах ребенка», конвенция «О минимальных нормах социального обеспечения», «О ликвидации дискриминации»

Ч.4 ст. 19 конституции РФ устанавливает приоритет международного права.

© Сулейманова Г.В., 2018

© ООО «Издательство «КноРус», 2018

* * *

Модуль 1. Вопросы общей части права социального обеспечения

Глава 1. Понятие социального обеспечения и социального страхования

1.1. Понятие социального обеспечения

Термин «социальное обеспечение» в специальной литературе употребляется в различных смыслах:

1) как особая форма распределительных отношений;

2) как функция государства;

4) как государственная система и форма материального обеспечения граждан в старости, при потере кормильца и нетрудоспособности и в других случаях;

5) как отрасль права и т. д.

Представляется, что социальное обеспечение можно определить как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц , вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств необходимо различать два вида социального обеспечения:

– государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;

– негосударственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц.

В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах :

государственное социальное страхование, осуществляемое за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодательством ;

государственное социальное обеспечение , осуществляемое за счет бюджетных средств, в том числе государственная социальная помощь малоимущим гражданам .

Независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах :

1) денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т. д.);

2) натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты питания; технические приспособления для инвалидов – слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т. д.);

3) услуги и льготы (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т. д.).

1.2. Социальная защита и социальное обеспечение

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепила право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, и нвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (ст. 25).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. , развил эти положения, закрепив право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Российская Федерация, будучи правопреемницей СССР, взяла на себя обязательства по выполнению этих международно-правовых норм, закрепив и развив их в своем законодательстве.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с его возрастом (детство, старость), состоянием здоровья или трудоспособности (болезнь, инвалидность), выполнением либо невозможностью выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, так как социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях, установленных законом (например, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком).

В статье 39 Конституции РФ говорится только о денежной форме социального обеспечения – о государственных пенсиях и социальных пособиях. Однако кроме денежных выплат, социальное обеспечение может осуществляться и в иных формах: содержание в домах – интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т. д.

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение.

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека.

В действующем социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т. д.

Следовательно, социальная защита населения – система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т. е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры . Поэтому, говоря о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», можно сделать вывод о том, что первое из названных понятий, несомненно, более широкое и объемное, а второе входит в него как одна из составных частей .

1.3. Правовые основы государственного социального страхования в Российской Федерации

Отношения в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации регулируются Законом о социальном страховании.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Действие Закона о социальном страховании распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Субъектами обязательного социального страхования, т. е. участниками отношений по обязательному социальному страхованию, согласно ст. 6 Закона о социальном страховании, являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи – организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

Страховщики – коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляются четыре вида обязательного государственного социального страхования:

2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ;

3) социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ;

Для осуществления обязательного социального страхования страховщики должны уплачивать страховые взносы в соответствии с установленными тарифами. Страховой взнос обязательный платеж на обязательное социальное страхование, а тариф страхового взноса – ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц.

Социальное страхование осуществляется от социальных рисков, а при наступлении страховых случаев застрахованным лицам предоставляется обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Социальный страховой риск – предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Согласно ст. 7 Закона о социальном страховании видами социальных страховых рисков являются:

– необходимость получения медицинской помощи;

– утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

– дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховой случай – свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) – исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, согласно ст. 8 Закона о социальном страховании, являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

9) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

10) единовременное пособие при рождении ребенка;

11) социальное пособие на погребение;

12) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Профсоюзы, в соответствии с законодательством РФ, имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

Государство устанавливает гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Глава 2. Предмет и метод права социального обеспечения

2.1. Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения – совокупность общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

Традиционно классификация правоотношений в сфере социального обеспечения проводится по таким основаниям, как виды социального обеспечения, сроки существования во времени; они делятся на материальные, процедурные, процессуальные.

По видам социального обеспечения выделяют правоотношения в связи с предоставлением:

– денежных выплат (пенсии, пособия, компенсации и т. д.);

натуральных видов помощи (продукты, вещи, лекарства, транспорт и технические средства для инвалидов и т. д.);

– социальных услуг и льгот (социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и т. д.).

По срокам существования во времени правоотношения в сфере социального обеспечения делятся на три группы :

1) правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, правоотношения по поводу единовременных пособий – при рождении ребенка, на погребение);

2) правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени. Особенностью данного вида правоотношений является то, что с момента их возникновения заранее известно, когда они будут прекращены. К этой группе правоотношений можно отнести, например, правоотношения по выплате пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, по выплате пенсии по инвалидности, установленной на определенный срок, и т. д.;

3) правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, правоотношения по поводу выплаты пенсии по старости, по социальному обслуживанию пожилых граждан, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания).

По видам социального обеспечения в зависимости от источника денежных средств можно выделить следующие виды правоотношений:

– по обеспечению за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;

– обеспечению из негосударственных средств (негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды, средства отдельных юридических или физических лиц и др.).

По формам государственного социального обеспечения можно провести следующую классификацию:

1) правоотношения по государственному социальному обеспечению, в том числе по предоставлению государственной социальной помощи;

2) правоотношения по государственному социальному страхованию.

Производными от перечисленных видов общественных отношений и входящими в предмет права социального обеспечения являются процедурные и процессуальные правоотношения.

Процедурные правоотношения возникают по поводу:

– назначения всех видов социального обеспечения;

– установления юридических фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социального обеспечения. Например, для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт инвалидности, для назначения пособия по временной нетрудоспособности – факт нетрудоспособности.

Процессуальные правоотношения , входящие в предмет права социального обеспечения, связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой области. Эти споры могут возникать по различным вопросам: отказ в назначении того или иного вида социального обеспечения или определение его размера в денежной форме, установление причины инвалидности, определение права на льготы и т. д. В зависимости от характера спора он может быть разрешен вышестоящим в порядке подчиненности органом либо в суде.

Как и все правоотношения, правоотношения в сфере действия права социального обеспечения состоят из таких элементов, как субъект, объект, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения.

Субъекты права социального обеспечения – это участники правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения .

Правоотношения в сфере социального обеспечения являются двусторонними. Одним из субъектов таких правоотношений всегда выступает отдельный человек, а в некоторых случаях – семья. Так, в правоотношении по поводу государственной социальной помощи субъектом выступает семья. В зависимости от вида социального обеспечения субъектом рассматриваемых правоотношений может быть несовершеннолетний подросток, ребенок-сирота, инвалид, безработный, нетрудоспособный, беженец, вынужденный переселенец, человек преклонного возраста, лица, пострадавшие от радиационных аварий или природных бедствий (землетрясение, наводнение), и т. д.

Вторым субъектом социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить тот или иной вид социального обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Для различных видов социального обеспечения органами, их предоставляющими, могут быть государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения, органы службы занятости (по пособиям по безработице), Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, пенсионные органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.), работодатели и т. д.

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом могут быть бюро медико-социальной экспертизы, устанавливающее факт инвалидности, ее причины и время наступления; суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия или смерти безвестно отсутствующего; медицинские учреждения, устанавливающие факт временной нетрудоспособности, и т. д.

В процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров по поводу того или иного вида социального обеспечения субъектом правоотношения является вышестоящий орган или суд.

Объект правоотношения – это то, по поводу чего возникает тот или иной вид правоотношений. Объектами правоотношений в сфере права социального обеспечения выступают конкретные виды социального обеспечения: денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации), социальные услуги (социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, санаторно-курортное лечение, протезирование и т. д.), натуральная помощь (вещи, продукты, медикаменты, технические средства для инвалидов и т. д.).

В процедурных правоотношениях по назначению отдельных видов социального обеспечения (пенсий, пособий, услуг и т. д.) объектом является установление права на данный вид социального обеспечения и назначение его либо установление определенного юридического факта (инвалидность, малообеспеченность, сиротство, нетрудоспособность и т. д.).

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на определенный вид социального обеспечения.

Содержанием правоотношений являются взаимные права и обязанности сторон. Особенностью содержания правоотношений по социальному обеспечению является то, что одна сторона – физическое лицо – имеет право требовать предоставить тот или иной вид обеспечения, а вторая сторона, к которой обращено это требование, при наличии всех предусмотренных законодательством условий обязана выполнить это требование.

Основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения в сфере социального обеспечения являются различные юридические факты, как события (инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть), так и действия. Особенностью правоотношений по социальному обеспечению является обязательный заявительный порядок в реализации права на тот или иной вид социального обеспечения . До тех пор пока сам человек (или его законный представитель) не напишет заявление с просьбой назначить ему пенсию, пособие или иной вид социального обеспечения, никакие выплаты, услуги не будут ему предоставлены, а значит, не возникнет и соответствующее правоотношение по социальному обеспечению. Поэтому часто правоотношение по социальному обеспечению возникает (изменяется, прекращается) на основании не одного юридического факта, а целой группы фактов, которую принято называть сложным юридическим фактическим составом.

Для возникновения (изменения, прекращения) правоотношения по социальному обеспечению необходим сложный юридический фактический состав , который включает в себя:

1) объективное основание для обеспечения (рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста, малообеспеченность, сиротство и т. д.);

2) волеизъявление гражданина на получение того или иного вида социального обеспечения (личное заявление или заявление законных представителей – опекунов, попечителей);

3) акт соответствующего органа о предоставлении (отказе в предоставлении) конкретного вида социального обеспечения.

Отсутствие хотя бы одного из названных элементов сложного юридического фактического состава ведет к невозможности возникновения (изменения, прекращения) правоотношения в сфере социального обеспечения.

1

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

«Г.в. Сулейманова Право социального обесПечения Рекомендовано в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе в образовательных...»

ПрофеССиональное

образование

Г.в. Сулейманова

ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

в качестве учебного пособия для использования

в учебном процессе в образовательных учреждениях,

реализующих программы СПО

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

Регистрационный номер рецензии № 173 от 08.05.2013

Второе издание, стереотипное

КноруС моСКва 2016 УДК 349.3(075.32) ББК 67.405я723 С89

Рецензенты:

Д.Р. Акопов, доц. Южно-Российского института - филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы (ЮРИФ РАНХиГС), канд.

юрид. наук, Т.С. Гусева, заведующая кафедрой гражданского права и гражданского процесса Пензенского государственного педагогического университета, канд. юрид. наук, доц.

Сулейманова Г.В.

С89 Право социального обеспечения: учебное пособие / Г.В. Сулейманова. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2016. - 344 с. - (Среднее профессиональное образование).

ISBN 978-5-406-05317-1 DOI 10.15216/978-5-406-05317-1 Отражает современный уровень развития науки права социального обеспечения с учетом последних изменений в законодательстве. В отдельных модулях раскрыты основные разделы программы курса: вопросы общей части отрасли права социального обеспечения, трудовой стаж, инвалидность, пенсионное обеспечение, пособия, компенсации, льготы, социальное обслуживание, медицинская и социальная помощь.



Соответствует ФГОС СПО 3+.

Для студентов, обучающихся по специальностям «Правоведение», «Право и организация социального обеспечения», «Социальная работа», а также для практических работников службы управления персоналом, юрисконсультов, социальных работников.

УДК 349.3(075.32) ББК 67.405я723 Сулейманова Галия Валиахметовна ПРАВо СоциАльноГо оБеСПечения В авторской редакции Сертификат соответствия № РОСС RU.АГ51.Н03820 от 08.09.2015.

Изд. № 11695. Подписано в печать 21.01.2016. Формат 6090/16.

Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная.

Усл. печ. л. 21,5. Уч.-изд. л. 18,68. Тираж 500 экз.

ООО «Издательство «КноРус».

117218, г. Москва, ул. Кедрова, д. 14, корп. 2.

Тел.: 8-495-741-46-28.

E-mail: [email protected] http://www.knorus.ru Отпечатано в ПАО «Т8 Издательские Технологии».

109316, г. Москва, Волгоградский проспект,

–  –  –

Глава 1.1.

Понятие социального обеспечения и социального страхования 1.1.1. Понятие социального обеспечения

1.1.2. Социальная защита и социальное обеспечение

1.1.3. Правовые основы государственного социального страхования в Российской Федерации

Глава 1.2.

Финансирование государственного социального страхования 1.2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации

1.2.2. Фонд социального страхования Российской Федерации......... 20 1.2.3. Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Глава 1.3.

Предмет и метод права социального обеспечения 1.3.1. Предмет права социального обеспечения

1.3.2. Метод права социального обеспечения

Глава 1.4.

Принципы права социального обеспечения 1.4.1. Понятие принципов права и их классификация

Глава 1.5.

Система и источники права социального обеспечения 1.5.1. Система права социального обеспечения

1.5.2. Понятие и виды источников права социального обеспечения

1.5.3. Действие источников права социального обеспечения

Глава 1.6.

инвалидность и социальная защита инвалидов в Российской Федерации 1.6.1. Понятие инвалидности

1.6.2. Медико-социальная экспертиза

1.6.3. Социальная защита и реабилитация инвалидов

Глава 1.7.

Трудовой стаж и его значение в праве социального обеспечения 1.7.1. Понятие и виды трудового стажа

1.7.2. Общий трудовой стаж

1.7.3. Страховой стаж

1.7.4. Специальный трудовой стаж (выслуга лет)

1.7.5. Подтверждение страхового стажа

Контрольные вопросы и задания

Литература к модулю 1

–  –  –

Глава 2.1.

общая характеристика системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 2.1.1. Понятие пенсий и их классификация

2.1.2. Обязательное государственное пенсионное страхование......... 97 2.1.3. Дополнительное пенсионное страхование и выплаты за счет средств пенсионных накоплений.................. 101 2.1.4. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования

2.1.5. Вопросы негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Глава 2.2.

Пенсии по закону «о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

2.2.1. Виды пенсий и круг лиц, имеющих право на пенсию согласно Закону о пенсионном обеспечении

2.2.2. Пенсии федеральным государственным гражданским служащим

2.2.3. Пенсии военнослужащим и членам их семей

2.2.4. Пенсии участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

2.2.5. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей

2.2.6. Пенсии гражданам из числа космонавтов и членам их семей

2.2.7. Пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава

2.2.8. Социальные пенсии

2.2.9. Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой, индексация, выплата и доставка пенсий

Глава 2.3.

Пенсии по закону «о трудовых пенсиях в Российской Федерации»

2.3.1. Понятие и виды трудовых пенсий

2.3.2. Трудовая пенсия по старости на общих основаниях.................. 143 2.3.3. Пенсия по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста

2.3.4. Трудовая пенсия по инвалидности

2.3.5. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца

2.3.6. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий

Глава 2.4.

Пенсии по закону о пенсиях военным 2.4.1. Круг лиц, имеющих право на пенсию по Закону о пенсиях военным

2.4.2. Пенсия за выслугу лет

2.4.3. Пенсия по инвалидности

2.4.4. Пенсия по случаю потери кормильца

2.4.5. Исчисление, повышение, изменение размера пенсии

2.4.6. Назначение и выплата пенсии

Глава 2.5.

Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан Российской Федерации 2.5.1. Пожизненное содержание судей

2.5.2. Материальное обеспечение Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий

2.5.3. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

Контрольные вопросы и задания

Литература к модулю 2

Модуль 3 иные СоциАльные ВыПлАТы В ПРАВе СоциАльноГо оБеСПечения

Глава 3.1. Пособия в праве социального обеспечения:

понятие и виды 3.1.1. Понятие и видовая дифференциация пособий в праве социального обеспечения

3.1.2. Классификация пособий и методы определения их размеров

Глава 3.2.

Пособие по временной нетрудоспособности 3.2.1. Понятие и общие правила назначения пособия по временной нетрудоспособности

3.2.2. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность

3.2.3. Размер пособия по временной нетрудоспособности и порядок его исчисления

3.2.4. Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности

Глава 3.3.

Пособие по безработице 3.3.1. Понятие и основания назначения пособия по безработице

3.3.2. Размеры и продолжительность выплаты пособия по безработице

Глава 3.4.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей 3.4.1. Понятие и виды государственных пособий гражданам, имеющим детей

3.4.2. Пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

3.4.3. Единовременное пособие при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью

3.4.4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

3.4.5. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Глава 3.5.

иные социальные пособия 3.5.1. Пособия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3.5.2. Пособие вынужденным переселенцам

3.5.3. Пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений................. 240 3.5.4. Пособия гражданам, участвующим в борьбе с терроризмом

3.5.5. Пособие на погребение

Глава 3.6.

обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями 3.6.1. Понятие и принципы обеспечения в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями

3.6.2. Виды обеспечения и размеры выплат

Глава 3.7.

ежемесячные денежные выплаты 3.7.1. Общие положения

3.7.2. Ежемесячная денежная выплата ветеранам и инвалидам........ 260 3.7.3. Ежемесячная денежная выплата Героям

Глава 3.8.

Компенсационные выплаты 3.8.1. Понятие и виды компенсационных выплат

3.8.2. Ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел

3.8.3. Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами

3.8.4. Компенсация родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных организациях........... 272 Контрольные вопросы и задания

Литература к модулю 3

Модуль 4 УСлУГи и льГоТы В ПРАВе СоциАльноГо оБеСПечения

Глава 4.1.

Правовое регулирование социального обслуживания населения в Российской Федерации 4.1.1. Понятие социального обслуживания населения

4.1.2. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

4.1.3. Социальное обслуживание детей и подростков

4.1.4. Оплата социального обслуживания

Глава 4.2.

охрана здоровья, медицинская помощь и медицинское страхование 4.2.1. Понятие охраны здоровья

4.2.2. Медицинское страхование

4.2.3. Виды медицинской помощи

4.2.4. Лекарственная помощь

4.2.5. Санаторно-курортное лечение

Глава 4.3.

Государственная социальная помощь 4.3.1. Понятие и виды государственной социальной помощи

4.3.2. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг

4.3.3. Оказание государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ

4.3.4. Социальная доплата к пенсии

Глава 4.4.

льготы в праве социального обеспечения 4.4.1. Понятие и дифференциация льгот в праве социального обеспечения

4.4.2. Льготы для многодетных семей

4.4.3. Льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

4.4.4. Льготы для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы

Контрольные вопросы и задания

Литература к модулю 4

литература ко всем темам

модуль 1 воПроСы общей чаСти Права СоциальноГо обеСПечения

–  –  –

1.1.1. Понятие социального обеспечения Термин «социальное обеспечение» в специальной литературе употребляется в различных смыслах: 1) как особая форма распределительных отношений; 2) как функция государства; 3) как правовая категория, которая в свою очередь может выступать в значении субъективного права граждан; 4) как государственная система и форма материального обеспечения граждан в старости, при потере кормильца и нетрудоспособности и в других случаях; 5) как отрасль права и т.д.

Представляется, что социальное обеспечение можно определить как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц1 вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных на эти цели. В зависимости от источника В некоторых случаях право на отдельные виды социального обеспечения имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды), постоянно проживающие на территории РФ.

денежных средств необходимо различать два вида социального обеспечения:

Государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;

Негосударственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц.

В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

Государственное социальное страхование, осуществляемое за счет страховых взносов в размерах и порядке, определенных законодательством1;

Государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных средств, в том числе государственная социальная помощь малоимущим гражданам2.

Независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах:

Денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т.д.);

Натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты питания);

Технические приспособления для инвалидов - слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т.д.;

Услуги и льготы (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.).

1.1.2. Социальная защита и социальное обеспечение Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепила право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон о социальном страховании).

Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон о государственной социальной помощи).

средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (ст. 25).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.1, развил эти положения, закрепив право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Российская Федерация, будучи правопреемницей СССР, взяла на себя обязательства по выполнению этих международно-правовых норм, закрепив и развив их в своем законодательстве.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с его возрастом (детство, старость), состоянием здоровья или трудоспособности (болезнь, инвалидность), выполнением либо невозможностью выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, так как социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях, установленных законом (например, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком и др.).

В статье 39 Конституции РФ говорится только о денежной форме социального обеспечения - о государственных пенсиях и социальных Вступил в силу для СССР 3 января 1976 г.

пособиях. Однако кроме денежных выплат социальное обеспечение может осуществляться и в иных формах: содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение.

Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека.

В действующем социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.д.1 Следовательно, социальная защита населения - система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры2. Поэтому, говоря о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», можно сделать вывод о том, что первое из названных понятий, несомненно, более широкое и объемное, а второе входит в него как одна из составных частей3.

Хансен М. Социальное страхование и социальная защита: доклад Генерального директора МОТ // Человек и труд. 1993. № 9.

Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М.,

Такого же мнения придерживаются и ученые - специалисты в области права социального обеспечения. См., например: Право социального обеспечения / под ред.

К.Н. Гусова. М., 2004. С. 16; Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М. : Книжный мир, 2001.

литература Ко вСем темам Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.И. Право социального обеспечения. М., 2010.

Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. М., 2009.

Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России. М., 2009.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения в России. М., 2004.

Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М., 2009.

Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 2013.

Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие. Практикум. М., 2009.

Право социального обеспечения / под ред. К.Н. Гусова. М., 2011.

Право социального обеспечения / под ред. М.В. Филипповой. М., 2006.

Право социального обеспечения России. Практикум / отв. ред. Э.Г. Тучкова.

М., 2008 Сулейманова Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М., 1998.

Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. М., 2013.

Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2003.

тематичеСКая ПодборКа издательСтва «КноруС»

Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения: учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2014.

Волгин Н.А. Государственная и муниципальная социальная политика: учеб.

пособие. М. : КНОРУС, 2013.

Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник. М. : КНОРУС, 2014.

«Иткина А.Я. Эконометрика на практике Введение. Исследование в любой области знания предполагает получение результатов - обычно в виде чисел. Однако просто собрать данные недостаточно. Даже объективно и корректно собранные данные сами по себе ничего не говорят. Исследователю необходимо умение организовать их, обработать и проинт...»

«Министерство образования Республики Беларусь Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь по экономическому образованию ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-25 01 01 «Экономическая теория», 1-25 01 02 «Экономика», 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 05...»

«Социология этики ©1997 г. А.Е. ЧИРИКОВА ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ БОГАТСТВА (Этическое измерение лидеров российского предпринимательства) ЧИРИКОВА Алла Евгеньевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН Проблема этики российского бизнеса пока не стала предметом обстоятельного социологического исследования, хотя...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный экономический университет» УТВЕРЖДАЮ Председатель приемной комиссии, Г.Р. Хасаев Программа вступительных испытаний по дисциплине...»

«Социальная политика. Социальная структура © 2000 г. Р.В. РЫВКИНА ТЕНЕВИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ РЫВКИНА Розалина Владимировна доктор экономических наук, профессор, заведующая лабораторией экономической социологии Института социально-экономических проблем народон...»

« политики – агентства по привлечению инвестиций, выполнен анализ выполняемых им функций. Показано, что наличие данного института статистически значи...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.



Просмотров