Законодательная система и ее формы. Структурные элементы системы права. Тенденции совершенствования системы законодательства

Много лет человечество задумывалось над проблемой собственного саморегулирования. Разумное существо всегда старается найти свое место среди себе подобных индивидов. Однако организация людей во все времена являлась сложной задачей, так как не существовало универсального метода регулирования отношений внутри этой сложной системы. Постепенно способы находили, однако все они не приносили должного эффекта. Первым из них стало насилие. Но его роль была очень переоценена, так как люди объединялись лишь под силой страха. При первой возможности и падении власти лидера любая социальная система, построенная на насилии и страхе, давала сбой. На смену насильственному методу пришла религия. Теологические концепции и верования много столетий были главным регулятором. Однако, невзирая на авторитет церкви, религию постепенно вытеснял истинный метод влияния на человеческие взаимоотношения, который развивался на протяжении всей человеческой истории.

Название этого способа - право. Его развитие на сегодняшний день действительно удивляет многих ученых. Ведь право является не только регулятором, но и наукой. Если говорить об этой категории как об объекте, то следует отметить, что он является структурированным. В его системе содержится масса специфических элементов и дополнительных систем, потому что право, регулирует практически все человеческие отношения на всех абсолютно уровнях. Достаточно интересной структурой является система законодательства. В Российской Федерации эта совокупность различных норм и институтов наделена характерными особенностями, которые невозможно увидеть в других странах. Поэтому в статье мы попытаемся разобраться, что такое система законодательства и какие функции на неё возложены.

Система права

Следует отметить тот факт, что система законодательства и система права – это связанные между собой элементы. Поэтому их просто необходимо рассматривать в совокупности, дабы детальнее разобраться в особенностях каждой. Во-первых, обе категории являются частью правовой системы, которая является структурированной в любом государстве. Во-вторых, система законодательства Российской Федерации, по сути, является формализованным выражением системы права. Таким образом, возникает логический вопрос, что собой представляет первая категория? Если брать во внимание наиболее «классическое» понимание, то данная категория представляет собой внутреннее построение важных элементов права и их взаимосвязь. Следует отметить, что система права в большей части построена по принципу иерархичности и взаимосвязи всех элементов друг с другом.

Структурные элементы системы права

Многие люди при первом упоминании термина «система права» очень сильно теряются. Однако эта категория состоит из элементов, которые знакомы практически всем. Структурными частями являются следующие:


Соотношение элементов системы права

Следует отметить, что существуют моменты, когда границы, например, между институтом и отраслью существенно размываются. К примеру, очень часто отдельный институт включает в свою структуру столько правовых норм, что его можно выделить в целую подотрасль или же отдельную отрасль права. Примером тому является подотрасль обязательственных правоотношений в гражданской отрасли. Но подобные глобальные вопросы соотношения возникают очень редко, так как в большей части случаев дополнение и расширение институтов в отдельной отрасли занимает длительный промежуток времени.

Как система права соотносится с системой законодательства?

Теперь попытаемся понять, как система права и система законодательства соотносятся между собой. Ответ кроется в самой сути законодательства. Если задуматься, что эта категория собой представляет, то в голову сразу приходят мысли о многих нормативных актах. В данном случае нормативные акты включают в себя нормы права, институты и отрасли. Именно благодаря этим нормативным документам право практически реализует свои отношения. Но в этом случае возникает вопрос: "Какое понятие шире - система права или законодательства?" В целом ответ на него очевиден.

Система законодательства существенно уже системы права, потому что нормативные акты, как правило, выдаются в пределах той или иной отрасли. То есть может быть сразу несколько актов, в которые включены нормы, например, гражданской отрасли. Помимо этого, система законодательства также включает в себя международные нормативные акты, которые также включают в себя нормы отдельных отраслей. Таким образом, правовая система, законодательство - это две взаимосвязанные категории, которые просто невозможно рассматривать в отдельности друг от друга.

Понятие системы законодательства

Учитывая все выше описанные особенности представленной юридической категории, можно сделать вывод, что система законодательства РФ – это совокупность всех без исключения нормативных актов, в которых проявляется структурный характер и внутреннее содержание характеристик права. Иными словами, мы говорим о форме проявления юридических отраслей, институтов и отдельных норм. Данная форма, как правило, имеет вид официальных документов: законов, указов, инструкций и т. п. При этом важную роль играет трактовка законодательства, как отдельной категории. Ведь именно благодаря ей системы законодательства Российской Федерации являются самостоятельной проблематикой для изучения.

Что такое законодательство?

Существует узкая и широкая трактовка законодательства, как отдельной категории. В первом случае под законодательством понимается лишь совокупность всех наиболее «авторитетных» нормативных актов, а именно законов. При узкой трактовке учитываются все без исключения НПА вне зависимости от своей юридической силы и места в системе. В данном случае наглядно видно, что система действующего законодательства в корне отличается от законодательства, как отдельного понятия. Потому что система подразумевает взаимосвязь и подчиненность её внутренних элементов.

Структура законодательства

Система российского законодательства, как уже указывалось ранее, является иерархией с четкой структурой. Однако структура этой категории имеет большое количество интерпретаций. Иными словами, существует несколько видов совокупности нормативных актов государства. Данные разновидности появляются вследствие упорядочивания разных критериев иерархии, в которой находятся между собой нормативные акты. То есть структура четко показывает, как различные НПА соотносятся между собой.

Виды законодательных структур

На сегодняшний день можно выделить несколько основных видов структур законодательства, а именно:


Помимо представленных видов законодательных структур, существуют также примеры иного построения и взаимосвязи НПА. Их выделяют в зависимости от территориального устройства каждого конкретно взятого государства.

Система законодательства разных государств

Учитывая совершенно разнообразные принципы территориального построения, которые применяются в разных странах, можно выделить системы законодательства на основе действия этих факторов. Например, существует законодательство федерации, республики и автономии. Что касается первой категории, то эта система также подразделяется на общефедеральное и законодательство субъектов федерации. Это значит, что на общенациональном уровне государственные органы власти издают НПА, которые регулируют те или иные отношения на всей без исключения территории. При этом субъекты федерации наделены правом издавать свои нормативные документы, которые также регулируют определенные вопросы, связанные с регулированием общественных отношений. Однако официальные нормативные акты субъектов территориального устройства не должны конкурировать с общенациональными. Подобный вид структуры законодательства можно наглядно увидеть в Российской Федерации.

Законодательство республики и автономии

Законодательство, а точнее, его система в республике, представляет собой единую совокупность нормативных актов. Иными словами, мы говорим исключительно о наличии только общенационального уровня издания нормативных актов. Существует единый орган, который уполномочен выдавать НПА. Однако этот принцип нарушается, если в составе республики есть автономия. Такие территориальные единицы, как правило, наделены возможностью выдавать нормативные акты, для регулирования своего внутреннего процесса жизнедеятельности. Однако во всех остальных случаях основным координатором является линия республиканских законодательных актов.

Суть комплексного законодательства

Во многих государствах существует так называемое комплексное законодательство. Его суть очень часто непонятна даже в ученой среде. Поэтому люди задаются вопросом, что такое система законодательства комплексного характера. Как правило, суть данной категории состоит в том, что ею регулируются наиболее специфические вопросы и общественные отношения. К подобным можно отнести отношения в сфере правового положения молодежи, женщин, этнических групп, транспортное, медицинское законодательство и т. п. Иными словами, регулируются вопросы, которые не входят в пределы объекта. Какой-либо юридической отрасли.

Заключение

Итак, в данной статье автор рассмотрел такое понятие, как система законодательства. Понятие и структура этой категории были также представлены. Следует отметить, что теоретические наработки в данной сфере все еще проводятся учеными. Они просто необходимо, ведь от качества системы нормативных актов будет зависеть уровень реализации права целиком.

Что такое система законодательства? Чем, по мнению автора, различаются система права и система законодательства? (Укажите любые два различия.)


Система права - это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.

С одной стороны, нормы права - это продукт субъективной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь. В случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру сво6оды и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определённого вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.

Система законодательства строится по иному принципу. В её формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения...

Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают своё реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.

Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы... Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах...

Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

(В.Н. Хропанюк )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: система законодательства - это совокупность источников пра-

ва, которые являются формой выражения правовых норм;

2) различия, например:

Система права носит объективный характер, а в формировании системы законодательства значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики;

Первичным элементом системы права является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции, а первичным элементом системы - статья

нормативно-правового акта, которая не всегда соцержит все три структурных элемента

правовой нормы;

В одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировкахов­ках.

§ 2. Система законодательства

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах – документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:

Федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации);

Законодательство субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);

Законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Законодательная система (система законода гельства) является составным элсмешом правовой системы, го есть, будучи сама системным объектом, входит в систему большею порядка. Но какое место она в ней занимает?

Применение системного анализа в любой области знания - дело отнюдь не простое, несмотря на кажущуюся доступность и ясность абстрактных принципов, которыми следует при этом руководствоваться, и раскрытию которых посвящено большое количество публикация философского характера.

Может быть, это и объясняет, почему предпринятые попытки применения системных представлений в правовой науке, получив известное распространение в 70-80-е годы, в настоящее время практически не используются.1

Широкое применение системного подхода к исследованию права на различных уровнях умножает возможности выявления его содержания и формы, внутреннего единства и разграничения, взаимосвязи и взаимодействия частей, его составляющих/

Следует отметить, что в различных науках понятия системы заключают в себе различную сущность. В философском смысле под системой

См.. напр" 11|мновля кибермешка OIB. ред В.Н. Кудрявцев. М.. 1970: Управление. Сонио.:о1ня Право. Пол ред. И.13 Павлова. 13 II. Клзимирчукп. М.. 1971 Козлов И.А. Вопросы теории эффективное!и правовой нормы: Лнюрсф. дне. кил. юри.т. наук. JL, 197.?; Право и couho.toihm " От. ред. Ю Л 1н\оми|Х>ь. В II Казимирчук. М.. I97.V. Алексеев С.С. CipvKiypa cobcickoto права М., 1974. Исключение соствляют работы: Гну нова Л.Н Системные свяш правовой дейст вит ельност и. СПб.. 199!: Диманчук I В Кч>рия государственного управления. М., 1997.

" См.. Назаров Б.Л Социалистическое право в системе социальных связей. М.. 1976. (\ 176.

понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство1. «Поня тие «система», - пишет В.И. Гойман, - означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее их множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинение, координация, функциональной зависимости и т.д.).2 «...Элементом системы может быгь не любая часть исследуемого объекта... а лишь некоторый его существенный компонент, имеющий определенное назначение или выполняющий определенную функцию, такой, что при его исключении из состава объекта возникает качественно новый объект...», - отмечает А.С. Кравец.* Афанасьев В.Г. в своей работе указывает, что «части, компоненты целостной системы в их широком философском понимании - >го не результат произвольного механического членения целого..., а структурные единицы, в рамках данной целостной системы»3. Фиксирование только «множественности компонентов» еще не приближает нас к пониманию системы. «Ведь если бы дело сводилось юлько к)юму признаку, го любая куча камней, любое нагромождение «фактиков» являлись бы примерами систем. Однако подобные сум.матпвные образования отнюдь не представляют собой системы»5.

В юридической литерату ре уже отмечалось, что с философией связаны и юридическая наука в целом и все ее отрасли: в каждой из них при изучении государственно-правовых явлений возникают проблемы, решение которых невозможно без правильного методологического подхода, без правильного применения философских положений.6 Поэтому, говоря о системе права, кч»о\%ии\1о имен» в вид\. iiio iiM\ iрспнее сдинсию, согласованность, дифференциация характерны для всей системы права, присущи компонентам (элементам) права. Б этой связи необходимо учитывать принцип относительности систем, сущность которого состоит в том, что каждая система, с одной стороны, является частью (элементом) более обширной системы, а с другой включает в себя подсистемы нисходящего порядка. Возникновение любого целого может иметь место лишь в том случае, если реально существуют части, совокупность которых способна создать некую целостную организацию4.

Поняше сис.емы играет важную роль в современной науке и практике, причем оно имеет длительную историю развития, начиная с эпохи античности. Уже Аристотель выделил понятие элемента, как первоосновы вещи, из которой она слагается и которая ио виду неделима па другие виды.2 Гегель Г.В.Ф. полагал, что система может быть охарактеризована «только через свои связи в широком смысле слова, т.е. через взаимодействие составляющих элементов».54

«В самом деле, увидеть в изучаемом объекте систему как таковую без всякого обращения к системному подход) невозможно».1 Итак, система - ло сом(1к \ .чнос I ь взаимосвя шнных элемен юв, образующих определенную целое шосчь, которая обладает собственными свойствами, не сводимыми к сумме свойств ее элементов.5

В правовой науке понятие системы не выходит за рамки его философского содержания, однако имеет определенную специфику. Как полагает К.С. Вельский, «под системой понимают определенный порядок в расположении отдельных частей какого-нибудь явления. Понятие системы применяется там, где речь идет о совокупности элементов, образующих нечю целое, о раскрытии единого во множестве»1.

С учетом вышеизложенного, правовая система обладает рядом характеристик, отличающих ее от несистемных образований в правовой сфере и иных систем, - комнонентностыо, автономностью, целостностью, организованностью. Правовая система остается таковой даже в моменты некоторой дезорганизации, пока она способна преследовать свою цель и в леи сохраняются спс je.\ioo6pai> ющие факторы. Важным критерием наличности правовой системы выступает определенное качественное состояние общества, сложившееся под воздействием данной системы. В переходный период правовая система не теряет своей целостности и не прекращает своего функционирования. В широкой области изменений правовой действительности можно заметить постоянство основного компонентною состава правовой системы, которое представляет собой внутренне присущую правовому комплексу необходимость.2 Нам представляется, что бегло рассмотренные нами воззрения на системные обьекпл в праве применительно к правовой системе довольно удачно используются В.Д. Переваловым, который под правовой системой понимает целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей6. Перевалов В.Д. выделяет ия I ь уровней правовой системы: субьектно-сущностный (субъекты права); интеллектуально-психологический (правопонимание, мотивы правового поведения, др.): нормативно-регулятивный (нормы права, их регулирующее содержание): opiанизационно-деятельностный (формы реализации права, юридически оформленные связи и отношения); социально-регулятивный (освоение правовой действительности, итоговые акты правового поведения Наряду с понятием «правовая система» он оперирует понятием «система права», под которой понимает внутреннее строение (структуру) права, отражающую объединение и дифференциацию юридических норм. Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов или внешнее выражение системы права3.

Анализ изложенных понятий позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, система права - более узкое понятие по сравнению с правовой системой. С истема права характеризует правовую систему с точки трения связей отдельных элементов последней между собой. Это, кстати, распространенный подход в толковании разбираемых понятий5.

Во-вторых, система законодательства объективирует, закрепляет эти связи между элементами правовой системы. На наш взгляд, данный подход требует уточнения. Вряд ли система законодательства (законодательная система) способна вбирать в себя и выражать все многообразие связей различных элементов правовой системы. Конечно, в законодательстве отражается та же деятельность по реализации правовых норм, итоговые результаты индивидуального и групповою правового поведения, но это косвенное отражение. Не насколько законодательство универсально, чтобы вбират ь в себя все внутренние многообразные связи в правовой системе.

Логично было бы, оставаясь в рамках предложенного В.Д. Переваловым понятия правовой системы, включить систему законодательства (законодательную систему) в нормативно-регулятивный уровень правовой системы наряду с нормативным массивом или же выделить ее в качестве отдельного уровня правовой системы, тесно смыкающегося с нормативно-регулятивным уровнем.

Синякин И.Н., отличая систему законодательства от системы права, акцентирует внимание на том. что система права и система законодательства это тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - права. Система права, по его содержанию, - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативных правовых актов. Право не существует вне

законодательства, а законодательство в широком его понимании и ecib

право. Представляется, что И.Н. Синякин, если его подход соотносить с подходом В.Д. Перевалова, рассматривает систему нрава более узко - как структуру нормативного массива, как структуру права, понимаемою и качестве системы норм права. Таким образом, система права связывает в единое целое не все пять элементов правовой системы, выделяемых В.Д. 11ереваловым, а только нормы права (нормативно-регулятивный уровень). Такое понимание системы права также допустимо, 1ем более оно давно сложилось2. Сильная сторона названною подхода - не просто констатация тесной святи норм нрава и законодательства, а оценка системы законодательства в качестве внешней формы права (норм права).

Итак, система законодательства есть внешняя форма нрава (системы норм права) или нормативно-регулятивного уровня правовой системы.

В понятии «система законодательства» заложены два исходных понятия «система» и «законодательство». Первое нацеливает на расчленение анализируемого явления и выделение связей, зависимости между отдельными элементами законодательства. Второе задает объем членимого материала, реконструируемого как системное целое.

Очевидно, что сначала следует четко определиться со смыслом, вкладываемым в термин «законодательство». Ню общеправовое легальное определение на федеральном уровне отсутствует. Имеются только определения отраслевых разделов законодательства в cooiветствующих отраслях, но они имеют разное концептуальное наполнение Скажем, Уголовный кодекс РФ вообще, по сути, сводит уголовное законодательство только к самому себе. Более широко состав гражданского законодательства определяет Гражданский кодекс РФ.

Отмеченное создает практические трудности в правотворчестве, правоприменении и систематизации нормативных правовых актов. Поэтому определение понятия законодательства является не только важной теоретической, но и сугубо практической проблемой1. Несмотря на ю, ню термин «законодательство» часто используется в правоi ворческой деятельности и является предметом исследования многих ученых, тем не менее, четкого, однозначного теоретического определения он также на сегодняшний день не имеет.2

" Об этом подробнее см., напр.: Ьслкии Д.А.

О категории «чаконодатсльстпо» / " Ученые записки Санкт-Пстерб)ргского государственного университета экономики и финансов. Вып 7. СПб., 2001. С. 8-9.

" См.: Систематизация хозяйственного законодательства. М. 1971; Теоретические проблемы системы советскою законодательства. М. 1979; Система советского

Гак, Ю.А. Тихомиров под законодательством понимает упорядоченную совокупность законов.7 Левченко В.М. считает, что законодательство - форма существования, прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и определения в конкретные правовые акты.2

Иногда иол законодательством, как указывает А.С. Пиголкин, понимается деятельность высшего органа государственной власти по принятию законов. Законодательство в этом смысле основная, наиболее важная форма правотворческой деятельности

Бабаев В.К. представляет законодательство как совокупность нормативных актов, издаваемых высшими органами государственной власти и управления.4 Такой же точки зрения придерживалась в конце 70-х годов и С.В. Поленика, утверждавшая, что законодательство составляет только акты высшего представительного органа и Правительства.5 Здесь надо имеи» в виду происшедшие в дальнейшем структурные политико-правовые изменения, а именно: введение института президентства в нашей стране. Со1ласно статье 90 Конституции РФ. Президент РФ издает указы, которые обязакмьны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить законам. Не всегда указы Президента РФ являются строго подзаконными актами. Дело в том. что Президент РФ вправе указами закрывать пробелы законодательного регулирования"*. Иногда \ казы Президента РФ определяют как подзаконные акты, которые по юридической силе располагаются сразу после законов. Таким образом, в данное понимание законодательства включаются также нормативные указы Президента РФ. Другие авторы располагают между законами и подзаконными актами в строгом смысле слова регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания РФ, имея в виду то, что через зги акты реализуются полномочия палат как высших органов власти1. По ведь это в подавляющем большинстве случаев акты индивидуальные, ненормативные, за исключением, может быть, актов амнистии.

Противоположной позиции придерживается Л. В. Тиунова. «В пасюящее время очень остро стоит вопрос о практической недопустимости объединения иод общим термином «законодательство» не только законов, но также у казов, актов исполнительной власти. Это подрывает авторшет закона, - считает Л.Б. Тиунова, - подменяет его актами управления».2 С таким опасением в известной степени можно согласиться, справедливо отмечает Ф.Р. Муратшин. Однако отказ от использования термина «законодательство» в указанном широком смысле ставит другой вопрос: каким термином обозначить совокупность различного рода нормативных правовых актов? Использование для этого таких словосочетаний, как «нормативный массив», ««правовая система», на наш взгляд, вряд ли может быть оправданным, так- как ни одно из них в полной мере не отражает сущности данного явления. Введение же какого-либо научного термина сопряжено с большими трудностями, вызванными необходимостью его научного обоснования/ Если рассматривать законодательство как систему только законов, то можно говорить о нарушении построения системы нормативных правовых актов. Например, в част 2 статьи 5 Конституции РФ установлено» что субъекты Федерации имеют свое законодательство, а в частях 2 и 4 статьи 76 основною правового акта государства говорится не только о законах субьскюв Федерации, но и об иных нормативных правовых актах. lie.си учесть, что в соответствии со статьей 16 Конституции РФ положения части 2 станки 5 составляют одну из основ конституционного строя России, то несоответствие между указанными нормами Конституции РФ станет очевидным.1

В теории и на практике при функционировании командно- административной системы долгие годы руководствовались пониманием законодательства как совокупности законов и подзаконных нормативных правовых актов", но с изменениями в государственно-правовой и других сферах общественной жизни изменились и подходы к пониманию законодательстве!. Гак, например, современная позиция С.С. Алексеева содержит принципиально иной подход, по сравнению с прежним, когда он включал в систему законодательства все нормативные, вспомогательные и производные акты правотворчества. Теперь он полагает, что в состав законодательства кроме законов допустимо включать иные нормативные аки>1. например, указы Президента РФ, изданные в порядке делегирования законодательных полномочий, то есть переданных ему законодательным органом, или в условиях, когда высший представительный орган не дсйс1иуе|/ "1акая позиция автора вытекает из Конституции Российской Федерации, провозгласившей, что Россия представляет собой правовое государство (статья 1 Конституции РФ), одним из наиболее важных принципов которого является принцип верховенства закона.

Как верно отмечено в научной литературе, широкое понимание законодательства, объединяющее в единое целое и законы и подзаконные акты, принижает роль закона, создает почву для его подмены управленческими решениями. ">го неприемлемо для правового государства, пум. к котрому лежт через возрастание роли закона* на что мосюянно указывается в современной юридической литературе8. Поэтому, аргументируя отказ от широкой трактовки законодательства. Ю.А. Тихомиров отмечает, что теперь «понятие «законодательство» оправданно рассматривать в более узком смысле - как упорядоченную совокупность собственно законов».9 Расширительная трак тонка законодательства может приводить, как это уже было в истории нашего государства, к подмене закона подзаконными актами и может использоваться как легальное средство умаления роли закона в жизни общества.*

Надо огмеымь. что и в современном понимании законодательства в узком смысле существуют различия: это либо отнесение к законодательству только законов (при этом под законом подразумеваются Конституция РФ. конституционные и иные законы, либо только нормативные акты высшего органа законодательной власти10). Так, по мнению Р.З. Лившица, законодательством, «в соответствии с узким пониманием, являются только законы и другие законодательные акты (постановления), принимаемые парламентом»*.

Иногда термином «законода!ельстио» обозначают законы и иные нормативные правовые акты законодательного органа. Например, такое понимание законодательства содержится в статье 3 Федерального закона «О товариществах собственников жилья»11. Аналогичное понимание законодательства заложено в статье 10 Устава г. Москвы2, где говорится, что законодательство Москвы образует Устав города, законы и постановления I оро дс кой Дум ы.

Краткое сведение воедино разных точек зрения на законодательство лает возможность выделить следующие подходы:

Г) это вся совокупность издаваемых в государстве законов и подзаконных нормативных правовых актов; 2)

это совокупность нормативных правовых актов высшего законодательного органа, Президента РФ и Правительства РФ (либо совокупность законов, указов президента и Постановлений Правительства); 3)

это совокупность всех нормативных актов высшего органа законодательной власти; 4)

эю совокупность только законов/

Представляется, что право на существование имеют все эти подходы. Однако в любом случае термин «законодательство», даже при самой широкой его трактовке, нельзя отождествлять с понятием источники права. Законодательство - это самая важная часть, но лишь часть системы источников права. Вряд лн, следует включать в законодательство обычаи, деловые обыкновения. Спорно включение в законодательство общепризнанных принципов и норм международного права. Здесь возникает вопрос: объективированы ли эти принципы и нормы в наших актах (источниках)? Если и признавать реальность названных принципов и норм, то их следует включать не в число источников права, а в само право, понимаемое как система юридических норм.

С другой стороны, представляется необходимым включение в законодательство (в его широкой интерпретации) судебных источников. В первую очередь, это. конечно, касается решений конституционных (уставных) судов. Те же решения Конституционного Суда РФ существенно дополняют содержание конституционною законодательства, пусть и в режиме правового толкования. Изначально интерпретационные нормы Конституционного Суда РФ имеют и самостоятельное нормативное содержание12. Но в системе законодательства акты судебных органов следует обособлять от законов и иных нормативных правовых актов. У них все-таки своеобразная природа. Это акты с нормативным содержанием, исходящие от органов правосудия, а не правотворчества.

На.чаи: ни ляд, летальное закрепление разных значений термина о законодательство» необходимо не только в отраслевых источниках права, но и в специальных актах, закрепляющих систему законодательных, иных источников, определяющих основные правила их принятия. Одним словом.

необходимо законодательство о законодательстве. Это важно сделать уже на федеральном уровне. И здесь, как верно отмечает А.Н. Кокотов, федеральный центр должен использовать положительный опыт субъектов Федерации, ряд из которых имеют акты с аналогичным содержанием1.

Забегая вперед, отметим, что без таких единых федеральных основ системы законодательства трудно обеспечить единство и непротиворечивост ь этой системы.

Законодательство - образование системное, требующее постоянной работы по своей систематизации. В этой работе важно учесть тс сложные связи, зависимости, что цементируют (должны цементировать) составляющие законодательство источники права. Именно они определяют то, что именуют структурой законодательства.

Всякой системе, независимо от того, какие объекты или явления сос i авляют ее содержание, свойственна своеобразная определенная структура. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура - таковы отличительные признаки любой системы.2

Понятие «связь» определяется в философии как специфическое отношение, при котором наличие (отсутствие) или изменение одних объектов есть условие наличия (отсутствия) или изменения других объектов1; присущее материи коренное качество, заключающееся в том. что нее предметы, явления находятся в бесконечно многообразной зависимости и в многообразных отношениях друг к другу4. В научной литературе различаю» различные виды связей системы: генетические (связи порождения), структурные (связи строения), взаимодействия, функционирования, развития, управления и т.д.1 Известно, что та иди иная множественность объектов может быть признана системой лишь при наличии системообразующих связей.

Необходимо 01 Mci и ib. ч то законода 1е.тьство предст авляет собой не просто совокупность правовых актов, а их систему (в научной литературе исследуется законодательство как система с разноплоскостной структурой).

Выделяют обычно три такие структуры, в каждую из которых входит нормативный правовой акт, - иерархическую, отраслевую и федеративную7.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Система законодательства

Работа Петровой Екатерины

Введение

1. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства

1.1 Понятие и система законодательства. Пробелы в законодательстве

1.2 Систематизация законодательства: формы

2. Система права и система законодательства в сравнении

2.1 Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства

2.2 Тенденции развития системы права и системы законодательства

Заключение

Список использованных источников

Введение

Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества.

Четкость, логичность и последовательность нормативных актов говорит о характере государственного режима, существующего в стране. Несомненна актуальность данной проблемы. Особую важность она приобретает в процессе построения правового государства, потому что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека. Свободным и защищенным чувствует себя человек, который знает, что существующие нормативно-правовые акты закрепляют его права и обязанности, что законы не имеют обратной силы и т.п.

В работе использованы идеи и разработки, содержащиеся в трудах таких исследователей, как С. С. Алексеев, Л. М. Карапетян, А. С. Пиголкин, Б. С. Эбзеев, Р. З. Лившиц, В. Г. Стрекозова, А. Б. Венгеров, С. А. Комаров А. В. Малько и т. д.

Цель работы:

Изучение системы и структуры законодательства, определение характера взаимосвязи между системой законодательства и системой права

Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач исследования:

1. Изучить понятие системы законодательства, сущность данного понятия и строение самой системы законодательства.

2. Сравнить две системы: правовую систему и систему законодательства. Выяснить, каков характер связи существует между ними.

3. Рассмотреть тенденции развития двух систем на современном этапе.

1. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства

1.1 Понятие и система законодательства. Пробелы в законодательстве

Определение понятия законодательства - проблема не только теоретическая. Сам подход к этому вопросу связан с правопониманием и характером правового регулирования. Словари понятие законодательство трактуют по-разному:

Законодательство -- общность и дух всех постановлений, законов страны;

Законодательство -- совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве;

Законодательство -- совокупность законов;

Законодательство -- совокупность нормативных актов, принимаемых органами власти;

Законодательство -- система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).

Законодательство -- один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании органами гос. власти законов;

Законодательство -- все источники норм права, установленные или признаваемые государством;

Законодательство - деятельность уполномоченных органов государства по изданию законов;

Законодательство -- система нормативных правовых актов, действующих в стране, включая не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты -- указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

Законодательство -- система нормативных актов, действующих в какой-либо отрасли и (или) регулирующих определённую сферу общественных отношений, как правило соответствует отраслям, подотраслям и институтам права гражданское законодательство, уголовное законодательство, трудовое законодательство, законодательство о банках и банковской деятельности;

Законодательство - совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве;

Широкое понимание законодательства принижает роль закона, объединяет в единое целое законы и подзаконные акты. Но такое понимание очень удобно для органов управления, для общества, которое не хочет или не может связывать себя рамками закона. Широкое понимание законодательства - это путь размывания закона, подмены его управленческими решениями. Превалирование управленческих решений, их большой объем по сравнению с законами характерны для императивного правового регулирования. Дело в том, что закон по своей природе - всеобщая правовая норма и потому открывает большой простор для правоприменения, а это как раз характеризует диспозитивное регулирование. Управленческие решения более конкретны и оперативны по сравнению с законом, здесь остается мало места для свободы правоприменителей, а это характеризует императивное регулирование.

Долгие годы при функционировании командно-административной системы мы руководствовались широким пониманием законодательства. А вот к чему это приводило на практике. Согласно ст. 246 ГК Российской Федерации (1964) покупатель, которому была продана вещь ненадлежащего качества, имел право по своему выбору потребовать замены вещи, или соразмерного уменьшения покупной цены, или безвозмездного устранения недостатков, или расторжения договора купли-продажи с возмещением убытков. Таково было категорическое требование Закона. Однако реализация этих прав покупателя производилось в порядке, определяемом правительством, а то, в свою очередь, возложило установление такого порядка на Министерство торговли. В результате на свет появилось множество инструкций и правил, которые свели на нет права покупателя. Широкое понимание законодательства, куда вошли и постановления правительства, и инструкции Министерства торговли, парализовало действие закона.

Другой, пример. В мае 1988 г. был принят Закон СССР о кооперации, который знаменовал значительный шаг вперед в развитии свободы производителей. Первые практические шаги молодой кооперации были встречены в штыки мощными государственными структурами. И уже в декабре 1988 г. Совет Министров СССР принял постановление, которым резко ограничил права отдельных видов кооперации. Снова широкое понимание законодательства оказалось сильнее самого закона. Путь к правовому государству включает в качестве одной из исходных посылок возрастание роли закона. Для этого необходимо отнести к законодательству только те акты, которые являются законодательными по своей природе, т.е. были приняты единственным законодательным органом - парламентом. Законодательством в соответствии с его узким пониманием являются только законы и другие законодательные акты (постановления), принимаемые парламентом. Подзаконные акты - решения органов управления и судов - в состав законодательства не входят. Такова необходимая теоретическая база верховенства любого закона.

Вместе с тем понятие законодательства не может быть определено по принципу: узкое понимание - хорошо и правильно, а широкое - плохо и неверно. Все зависит от того, для каких целей используется понятие законодательства. Когда мы говорим о той или иной отрасли законодательства (гражданское, трудовое, земельное и др.), мы имеем в виду не только законодательные акты, но и связанные с ними и основанные на них подзаконные акты. Когда мы изучаем какую-либо отрасль законодательства, то включаем в сферу изучения как законодательные, так и подзаконные акты. При составлении сборников нормативных актов в них включают и законодательные, и подзаконные акты. Широкое понимание законодательства настолько распространено, что быстро избавиться от него практически невозможно.

Сказанное отнюдь не означает, что широкое и узкое понимание законодательства могут применяться в равной степени. Понимание законодательства, вопрос не только теоретический, но и сугубо практический. От правильной постановки этого вопроса зависит, как мы видим, положение закона в механизме правового регулирования. Поэтому в процессе нормотворчества, правоприменения может и должно применяться только узкое понимание законодательства, опирающееся на разную природу и юридическую силу законодательных и подзаконных актов. Для других целей (кодификация, изучение права) может использоваться и широкое понимание законодательства, предполагающее (при всех условиях) четкое разделение законодательных и подзаконных актов.

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же, свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслев ое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право -- конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство)

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Представляется в следующем виде:

1. Конституция РФ

2. Федеральные конституционные законы

3. Федеральные законы

4. Нормативные указы Президента РФ

5. Нормативные постановления Правительства РФ

6. Нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти

7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления

8. Нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий

Федеративное строение системы основано на двух критериях - федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской федерации:

1) федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации);

2) законодательство субъектов Российской Федерации - республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);

3) законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления);

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Система законодательства Российской Федерации на данном этапе имеет и ряд слабых сторон. К таким сторонам ученые правоведы относят: бессистемность, внутреннюю противоречивость, излишнюю множественность нормативных правовых актов.

В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве.

Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Круг общественных отношений, составляющих сферу правового регулирования, устанавливается законодателем двумя способами.

Во-первых , каждая юридическая норма регулирует отдельный вид общественных отношений, признаки которого описываются в ее гипотезе. Таким образом, каждая норма имеет свои «участок» в общей сфере правового регулирования. Совокупность подобных «участков», если иметь в виду все без исключения нормы какой-либо отрасли, и составит общую сферу правового регулирования данной отрасли.

Во-вторых , круг отношений, которые признаются правовыми, законодатель закрепляет по отраслям права посредством специализированных норм. Такие нормы предназначены для установления круга отношений, входящих в сферу правового регулирования.

Так, ст. 2 ГК РФ имеет заголовок «Отношения, регулируемые гражданским законодательством».

В ч. 1 названной статьи предусмотрено, что «гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников».

В ст. 2 «Отношения, регулируемые семейным законодательством» Семейного кодекса РФ записано: «Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей».

Аналогичным образом фиксируется круг правовых отношений и в других отраслях права.

Вместе с тем для правоприменителя недостаточно определить правовой характер рассматриваемого случая. Ему необходимо знать, каковы его правовые последствия. Эту информацию он может получить лишь из конкретных норм, в диспозициях которых сформулированы в общем виде права и обязанности сторон. Если таких норм нет, то существует пробел в законодательстве.

Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин:

во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем;

во-вторых, из-за упущений при разработке закона.

1.2 Систематизация законодательства: формы

Это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами

Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно - правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

Результаты систематизации - своды, кодексы, сборники нормативных актов.

Если система права как следствие исторического развития - объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты - феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.

Систематизация в конечном счете также обусловлена объективно существующей системой права (кодексы, например, объединяют юридические нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизируемых правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов того или иного рода и т.п., но по форме своего выражения она всегда субъективна.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признаёт нормативно - правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.

Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.

Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.

Систематизация законодательства необходима, по-моему, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.

Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов.

В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.

Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:

1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями, и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам;

2) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);

3) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);

4) подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства)

Теория права различает два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно - правовых актов - консолидация.

Систематизация и, прежде всего, кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют “свои” кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно-трудовой, арбитражный, два процессуальных).

Формы систематизации

Кодификация

На современном этапе развития общества систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.

Помимо указанной выше первичной формы, существует два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация .

Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними

Кодификация - это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т. д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойства кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.

Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно - правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

Кодификация сопровождается нормативных актов обработкой с целью придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.

Кодификация обладает рядом характерных черт:

1) в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;

2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т. д.);

3) будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

4) кодификация рассчитана на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный срок их действия. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;

5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

6) акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобства их использования.

Кодификация - это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации.

1. Всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа "кодекса кодексов" (например, свод законов того или иного государства),

2. Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы),

3. Специальная (комплексная) кодификация - это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).

Три основные виды кодификационных актов:

1. Основы законодательства - это нормативно правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;

2. Кодекс - наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Кодифицированные акты носят различное наименование - "кодексы", уставы, "положения", просто "законы".

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятельное, развитое юридическое хозяйство, в котором должно быть "все", что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют "общая часть" или "общие положения", где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и "дух" данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: "Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу" (п. 2 ст. 3).

3. Устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством).

На основании наличия кодифицированного акта формируется та или иная законодательная отрасль. Однако наличие кодифицированного акта как одного из критериев отрасли законодательства не нужно понимать узко. Это не обязательно основы законодательства или кодексы, может быть и группа кодифицированных актов, которые в совокупности определяют отрасль (так обстоит дело, например, в законодательстве об охране природы). Но один кодифицированный акт или несколько необходимы для признания конкретной группы норм отраслью законодательства. Отсюда, разумеется, не следует, что до принятия кодифицированного акта об отрасли вообще нельзя говорить. Развитие и становление отрасли - процесс длительный, многоплановый, его признаками являются нацеленность группы правовых норм на регулирование определенных общественных отношений (предмет), использование своеобразного сочетания известных процессов и средств правового регулирования (метод). Принятие кодифицированного акта или нескольких актов завершают процесс образования отрасли.

Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода - задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации - удел практики.

Инкорпорация

Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации.

Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов иногда претерпевает определенные, иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов их тексты помещаются с учетом последующих изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие. Кроме того, в такой сборник включаются все последующие изменения и дополнения с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены такие коррективы. Из текста нормативных актов исключаются также различного рода оперативные поручения и иные ненормативные предписания, временные нормы, срок действия которых истек, сведения о лицах, подписавших соответствующий акт.

Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно - правовых актов в определённом порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания.

Внешняя форма нормативного акта в процессе инкорпорации меняться может и даже должна. Нельзя, например, поместить в собрание действующих актов текст нормы без внесения в него изменений, последовавших после ее издания. Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временные действия или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства:

1. При внешней обработке нормативно - правовые акты располагаются в определённом порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация - утверждение собраний нормативных актов органами их издавшими (например, собрание законов, издаваемые парламентами). Официальные инкорпорации - это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно - правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно - правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрании нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Официальное Собрание законодательства имеет приоритет перед ранее изданными публикациями нормативных актов, поскольку оно включает в себя акты в их действующей редакции. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х гг. Свод законов РСФСР.

Подготовка официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

Официозная инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х гг., “Бюллетень нормативных актов” министерств и ведомств Российской Федерации, издаваемый Министерством юстиции Российской Федерации

Неофициальная инкорпорация - производимая любыми лицами или организациями без специальных полномочий (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях), то есть неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические.

Хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно - правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно - правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематических собраниях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные, самые принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы.

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела, акты располагаются в хронологическом порядке.

Очевидно, что систематические собрания более удачны для эффективной выдачи информации для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания. Однако очень часто систематизация законодательства начинается именно с подготовки хронологических собраний, как предварительного этапа систематизации, после чего значительно легче располагать нормативные акты в систематических собраниях по тематическому принципу.

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

Отличие кодификации от инкорпорации состоит в следующем. Инкорпорация - достаточно поверхностная, внешняя систематизация. При ней нормативные акты просто собираются в сборники, содержание актов не меняется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые изменения. Инкорпорация преследует, прежде всего, цель обеспечить пользование законодательством. Кодификация означает содержательную систематизацию. При кодификации акты подвергаются существенным изменениям, они сводятся в единый блок, в котором устраняются противоречия и несогласованность. При необходимости восполняются пробелы в регулировании, устаревшие акты заменяются новыми. Кодификация, в отличие от инкорпорации, всегда осуществляется государственными органами. Кодификация всегда представляет собой существенный шаг вперед в развитии законодательства .

Консолидация

С течением времени в любой развитой правовой системе образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных "блоков" законодательства. Один из путей преодоления такой множественности - это консолидация законодательства. Это такая форма систематизации, в процессе которой десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт.

Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.

Консолидация - это такая форма систематизации, при происходит объединение нескольких нормативно - правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативно - правовой акт без изменения содержания.

Особенности консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. По форме систематизации нормативно - правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования .

В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта.

Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, чтобы использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт). право законодательство кодификация инкорпорация

Работу по созданию качественно новой правовой системы России, существенному обновлению всех основных сфер регулирования следует проводить таким образом, чтобы в будущем не возникла проблема ликвидации множественности нормативных актов по одному вопросу. Задача объединения, укрупнения нормативных актов, обеспечивающая компактность правового регулирования, устранение пробелов, противоречий и неувязок между действующими нормами, была актуальна и ранее. Практика подготовки и принятия укрупненных, консолидированных актов осуществлялась в прежние годы в сфере регулирования вопросов сельского хозяйства, заготовок сельскохозяйственной продукции, налогообложения, административной ответственности и т. д. Весьма актуальна такая задача и ныне. В общем массиве действующих нормативных актов России еще много так называемых "лоскутных" актов, от которых действующими остались лишь некоторые нормы и иные неотделимые их части.

Ревизия всего массива действующих актов должна выражаться как в отмене устаревших актов и их частей, внесении в них соответствующих изменений, так и в объединении действующих норм из разных актов, от которых остались лишь отдельные фрагменты, издании укрупненных актов по определенным вопросам.

Поэтому задача консолидации действующих актов, укрупнения законодательных блоков, вбирающих в себя несколько (иногда десятки) действующих актов по одному вопросу, ныне становится одним из приоритетных направлений упорядочения законодательства.

Кодификация - один из видов систематизации законодательства. Другой вид - инкорпорация. Различие между ними состоит в следующем. Инкорпорация - достаточно поверхностная, внешняя систематизация. При ней нормативные акты просто собираются в сборники, содержание актов не меняется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые изменения. Инкорпорация преследует прежде всего цель обеспечить пользование законодательством. Кодификация означает содержательную систематизацию. При кодификации акты подвергаются существенным изменениям, они сводятся в единый блок, в котором устраняются противоречия и несогласованность. При необходимости восполняются пробелы в регулировании, устаревшие акты заменяются новыми. Кодификация, в отличие от инкорпорации, всегда осуществляется государственными органами. Кодификация всегда представляет собой существенный шаг вперед в развитии законодательства.

Формирование отраслей законодательства может идти различными путями. Наиболее простой - появление новых общественных отношений, требующих правового регулирования, принятие соответствующих норм, увеличение их числа, в результате чего они получают известную обособленность и автономию. По такому пути развивались трудовое, колхозное законодательство, законодательство о социальном обеспечении, об охране природы. Возможно накопление внутри имеющихся отраслей большого нормативного материала (что обусловлено развитием общественных отношений), который выделяется, а подчас и кодифицируется. Таков путь семейного, жилищного законодательства. Наконец, наиболее сложный путь - когда одни и те же общественные отношения требуют различных подходов в правовом регулировании, когда регулирование преследует различные (но не противоречащие друг другу) цели. В подобных ситуациях законодатель не только принимает новые нормы, но и осуществляет перегруппировку уже имеющихся, соединяет их в новые сочетания, соответствующие новым целям. Появляются, по принятой терминологии, комплексные акты и комплексные отрасли. Комплексны они только с точки зрения уже имеющихся отраслей по своему формированию. На деле это самостоятельные, полноправные и автономные отрасли законодательства. Таково законодательство о народном образовании, о культуре, здравоохранении и др. Ряд отраслей находится накануне принятия кодификационных основ - законодательство о науке, о социальном обеспечении и др. Эти отрасли еще формируются, принятие кодификационного акта завершит стадию их становления.

Нет «полноценных» и «неполноценных» отраслей, профилирующих и специальных, основных и комплексных. Все отрасли законодательства равноправны, естественно, при приоритете отрасли, именуемой государственным правом, которую точнее называть законодательством о государственном строе. Различные отрасли находятся на разных ступенях развития, объем регулируемых ими отношений расширяется или сужается, что не означает их неравнозначности.

По мере становления молодых отраслей законодательства сокращается предмет «материнских» отраслей, прежде всего гражданского и административного законодательства. Так было при становлении земельного, колхозного, трудового законодательства, так обстоит дело сейчас при формировании жилищного законодательства, законодательства о народном образовании, здравоохранении, охране природы и др. Подобная ситуация характерна для развивающейся системы правового регулирования. Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода - задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации - удел практики.

Высказываются опасения, что при отказе от представления о системе отраслей права как совокупности 10 - 12 признанных отраслей появится слишком много новых отраслей. Но такие опасения лишены оснований. Разумеется, число отраслей законодательства возрастет, но их станет ровно столько, сколько нужно. Кому нужно? В первую очередь законодателю. Намерения законодателя не могут не иметь определяющего значения при формировании системы отраслей законодательства.

В настоящее время система отраслей российского законодательства может быть представлена примерно так.

В центре ее в качестве основы находится законодательство о государственном строе с Основным Законом - Конституцией. Эта отрасль законодательства обнимает государственное устройство, основные права и свободы граждан, организацию органов власти и управления, избирательную систему. Законодательство о государственном строе (прежде всего - Конституция) составляет правовую базу для всех отраслей законодательства.

Отраслей законодательства много, их можно сгруппировать по-разному. Мы сгруппируем их по блокам с учетом нацеленности правового регулирования.

Первый блок - отрасли, регулирующие экономику. Сюда входят:

1. гражданское законодательство (включая изобретательское законодательство); 2. хозяйственное законодательство; 3. законодательство о предпринимательстве; 4. финансовое законодательство (включая налоговое законодательство); 5. законодательство об инвестициях; 6. патентное законодательство; 6. другие отрасли.

Второй блок - отрасли регулирующие социальное развитие. Сюда входят:

1. трудовое законодательство; 2. авторское законодательство; 3. законодательство о социальном обеспечении (включая пенсионное законодательство); 4. жилищное законодательство; 5. законодательство об образовании; 6. законодательство о здравоохранении; 7. брачно-семейное законодательство; 8. другие отрасли.

Третий блок - отрасли, регулирующие охрану природы и окружающей среды. Сюда входят:

1. сельскохозяйственное законодательство; 2.земельное законодательство; 3. законодательство о недрах; 4. водное законодательство; 5. законодательство о лесах; 6. законодательство об охране животного мира; 7. законодательство об охране атмосферного воздуха; 8. другие отрасли.

Четвертый блок - отрасли, регулирующие охрану общественного порядка. Сюда входят:

1. законодательство о судоустройстве;

2. законодательство о прокуратуре;

3. законодательство об органах безопасности и милиции;

4. законодательство об адвокатуре;

5. гражданское судопроизводство;

6. арбитражный процесс; законодательство об административных правонарушениях;

7. уголовное законодательство;

8. уголовный процесс;

9. исправительное законодательство; 9. другие отрасли.

Пятый блок - законодательство о международных отношениях, об обороне и внешней безопасности .

Система отраслей законодательства постоянно развивается, появляются новые отрасли. Такое развитие является естественным результатом усложнения общественных отношений и дифференциации их правового регулирования. Оно отражает и возрастание роли права как общественного регулятора.

2 . Система права и система законодательства в сравнении

2.1 Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства

Систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права.

Подобные документы

    Юридическая природа, сущность системы законодательства. Круг общественных отношений, составляющих сферу правового регулирования. Два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Тенденции развития системы права и системы законодательства.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2015

    Понятие "системы законодательства", ее сущность и строение. Юридическая природа, сущность системы законодательства. Характер взаимосвязи между системой законодательства и системой права. Тенденции развития системы права и системы законодательства.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    Понятие системы права, ее структурные элементы. Понятие и структура системы законодательства. Формы систематизации законодательства. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства: анализ теоретических аспектов и тенденции развития.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Понятие, юридическая природа и сущность правовой системы. Отрасли права как основные элементы структуры правовой системы. Юридическая природа и сущность системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства и их развитие.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2008

    Понятие, сущность, юридическая природа и признаки правовой системы, ее структурная организация. Отрасли права как основные элементы структуры правовой системы. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства, особенности их развития.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2016

    Структурные элементы системы права. Нарушения, деформации логико-структурного построения и развития системы права и ее элементов. Соотношение системы права и системы законодательства. Официальная инкорпорация действующего украинского законодательства.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2013

    Понятия системы права и системы законодательства: специфические черты и их соотношение. Основания построения системы права и системы законодательства. Характеристика основных структурных элементов системы права. Особенности частного и публичного права.

    реферат , добавлен 28.01.2017

    Понятие системы законодательства. Основные направления взаимоотношения системы права и системы законодательства. Военное законодательство – комплексная отрасль законодательства РФ. Общая характеристика и особенности отрасли военного законодательства.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2012

    Анализ современных подходов к пониманию системы права и соотношение ее с системой законодательства. Предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права. Понятие и признаки системы законодательства, ее элементы и особенности.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Сущность правовой системы как правового явления, ее структура и основные элементы. Характеристика и отличительные черты частного и публичного права. Соотношение системы права и системы законодательства, их понятие и типология, особенности развития.



Просмотров