Закон об индивидуальной трудовой деятельности год. Что дает принятие закона "Об индивидуальной трудовой деятельности"
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН
ОБ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Индивидуальная трудовая
деятельность в СССР используется для более
полного удовлетворения общественных
потребностей в товарах и услугах, повышения
занятости граждан общественно полезной
деятельностью, предоставления им
возможности получения дополнительных
доходов в соответствии с затратами своего
труда.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Индивидуальная трудовая деятельность
В
соответствии с Конституцией СССР и
настоящим Законом в СССР допускаются
индивидуальная трудовая деятельность в
сфере кустарно-ремесленных промыслов,
бытового обслуживания населения, а также
другие виды деятельности, основанные
исключительно на личном труде граждан и
членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность,
обеспечивая ее использование в интересах
общества.
Индивидуальной трудовой
деятельностью является общественно
полезная деятельность граждан по
производству товаров и оказанию платных
услуг, не связанная с их трудовыми
отношениями с государственными,
кооперативными, другими общественными
предприятиями, учреждениями, организациями
и гражданами, а также с внутриколхозными
трудовыми отношениями.
Государство
поощряет вступление граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью, в
договорные отношения с государственными,
кооперативными, другими общественными
предприятиями, учреждениями, организациями
и объединение этих граждан в установленном
законодательством порядке в кооперативы,
добровольные общества, товарищества.
Не
допускается индивидуальная трудовая
деятельность с привлечением наемного
труда, с целью извлечения нетрудовых
доходов или в ущерб другим общественным
интересам.
Статья 2. Законодательство об
индивидуальной трудовой
деятельности
Отношения, связанные с
осуществлением гражданами индивидуальной
трудовой деятельности, регулируются
настоящим Законом и другими актами
законодательства Союза ССР и союзных
республик.
Действие настоящего Закона
не распространяется на творческую
деятельность граждан в сфере науки,
техники, литературы и искусства, а также на
выполнение платных работ, носящих разовый
характер, и работ, незначительных по объему
и оплате труда.
Статья 3. Категории
граждан, которым разрешается
индивидуальная трудовая
деятельность
Индивидуальной трудовой
деятельностью разрешается заниматься
совершеннолетним гражданам, участвующим в
общественном производстве, в свободное от
основной работы время, домашним хозяйкам,
инвалидам, пенсионерам, студентам и
учащимся.
С учетом общественных
потребностей в случаях, предусмотренных
законодательством Союза ССР и союзных
республик, такой деятельностью могут
заниматься также и другие граждане, не
занятые в общественном производстве.
Индивидуальная трудовая деятельность
может осуществляться гражданами с участием
проживающих совместно с ними членов семьи
(супруга, родителей и других достигших
16-летнего возраста родственников и
иждивенцев).
Исполнительные комитеты
местных Советов народных депутатов могут
разрешать с учетом общественных
потребностей гражданам, владеющим высоким
мастерством изготовления редких
художественных изделий, обучать других
граждан, имеющих к этому склонности и
призвание. Положение о таком обучении
утверждается Государственным комитетом
СССР по труду и социальным вопросам по
согласованию с ВЦСПС.
Статья 4. Имущество,
используемое для занятия индивидуальной
трудовой деятельностью
Индивидуальная
трудовая деятельность осуществляется
гражданами с использованием сырья,
материалов, инструментов и иного имущества,
принадлежащего им на праве личной
собственности либо переданного заказчиком,
а также имущества, полученного по договорам
имущественного найма с предприятиями,
учреждениями и организациями или с
гражданами.
Лица, занимающиеся
индивидуальной трудовой деятельностью,
приобретают необходимые им сырье,
материалы, инструменты и иное имущество в
государственной, кооперативной розничной
торговой сети и на рынках, а также
используют необходимые им для этой
деятельности природные ресурсы с
соблюдением установленных правил.
В
случаях и порядке, предусмотренных
законодательством Союза ССР и союзных
республик, эти лица могут приобретать
излишние и неиспользуемые материалы и иное
имущество у предприятий, учреждений и
организаций.
Статья 5. Оказание
содействия гражданам, занимающимся
индивидуальной трудовой
деятельностью
Исполнительные комитеты
местных Советов народных депутатов,
предприятия, учреждения и организации в
целях более полного удовлетворения
потребностей населения данной местности в
соответствующих товарах и услугах
оказывают гражданам, занимающимся
индивидуальной трудовой деятельностью,
содействие в приобретении сырья,
материалов, инструментов и иного имущества,
необходимого для занятия этой
деятельностью, в сбыте произведенной
продукции, могут предоставлять им в
установленном порядке нежилые помещения и
иное имущество в аренду, а также
необходимую информацию. В первую очередь
такое содействие оказывается гражданам,
заключившим договоры с предприятиями,
учреждениями и организациями, а также
гражданам с пониженной трудоспособностью
либо осуществляющим индивидуальную
трудовую деятельность в отдаленных или
труднодоступных районах.
Государственный комитет СССР по
материально-техническому снабжению и его
территориальные органы, Советы Министров
союзных республик обеспечивают
необходимыми материально-техническими
ресурсами граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью.
Для приобретения необходимого сырья,
материалов, инструментов и иного имущества,
а также получения его в аренду или напрокат
гражданам, занимающимся индивидуальной
трудовой деятельностью, может
предоставляться кредит в установленном
порядке.
Отдельным категориям граждан,
занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью, - ветеранам войны и труда,
инвалидам, лицам, страдающим хроническими
заболеваниями, и другим - законодательством
Союза ССР и союзных республик могут быть
предоставлены льготы в связи с
осуществлением этой деятельности
(преимущественное право на аренду нежилых
помещений, приобретение на льготных
условиях необходимого имущества и
т.п.).
Статья 6. Разрешение на занятие
индивидуальной трудовой
деятельностью
Граждане, изъявившие
желание заниматься индивидуальной
трудовой деятельностью, обязаны получить
разрешение исполнительного комитета
районного, городского, районного в городе,
поселкового, сельского Совета народных
депутатов по месту своего постоянного
жительства. Срок действия разрешения
определяется исполнительным комитетом
соответствующего Совета народных
депутатов, но не должен превышать пяти
лет.
Решение об отказе в выдаче
разрешения на занятие индивидуальной
трудовой деятельностью может быть
обжаловано в исполнительный комитет
вышестоящего Совета народных депутатов,
Совет Министров автономной республики,
Совет Министров союзной республики, не
имеющей областного деления.
Исполнительными комитетами краевых и
областных Советов народных депутатов,
Советами Министров автономных республик,
Советами Министров союзных республик, не
имеющих областного деления, могут быть
определены виды индивидуальной трудовой
деятельности, получение разрешения на
занятие которыми не требуется. Решение об
этом доводится до сведения
населения.
Статья 7. Регистрационное
удостоверение, патент
До начала занятия
индивидуальной трудовой деятельностью
граждане должны получить регистрационное
удостоверение или приобрести патент в
финансовом отделе исполнительного
комитета районного, городского, районного в
городе Совета народных депутатов.
Виды
деятельности, на которые граждане могут
приобретать патенты, и размеры ежегодной
платы за патент устанавливаются Советами
Министров союзных республик.
За выдачу
регистрационного удостоверения и патента
взимается в установленном порядке
государственная пошлина.
Статья 8.
Обязанности граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой
деятельностью
Граждане, занимающиеся
индивидуальной трудовой деятельностью,
обязаны соблюдать установленный порядок
осуществления этой деятельности, права и
законные интересы покупателей, заказчиков
и иных лиц, обеспечивать надлежащее
качество производимых товаров и
оказываемых услуг, соблюдать санитарные,
противопожарные правила и нормы, а также
другие правила, относящиеся к данному виду
деятельности.
Граждане, занимающиеся
индивидуальной трудовой деятельностью,
доходы от которой в соответствии с
действующим законодательством подлежат
налогообложению, обязаны учитывать все
получаемые от этой деятельности доходы и
расходы и представлять в финансовый отдел
исполнительного комитета районного,
городского, районного в городе Совета
народных депутатов по месту своего
постоянного жительства декларацию о
получаемых доходах.
Статья 9.
Налогообложение доходов граждан,
занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью
Граждане, занимающиеся
индивидуальной трудовой деятельностью, в
случаях и порядке, предусмотренных
законодательством Союза ССР, уплачивают
налоги с доходов, получаемых от этой
деятельности. Размеры налогов
устанавливаются в зависимости от суммы
получаемых доходов и с учетом общественных
интересов.
Граждане, имеющие патенты на
право занятия индивидуальной трудовой
деятельностью, освобождаются от уплаты
подоходного налога с доходов от занятия
данным видом деятельности.
Статья 10.
Плата за патент
Плата за патент
определяется исходя из среднегодового
дохода лиц, занимающихся аналогичной
деятельностью в государственных,
кооперативных, других общественных
предприятиях, учреждениях, организациях,
или лиц, выполняющих аналогичную работу в
порядке индивидуальной трудовой
деятельности без патентов, и
соответствующих ставок подоходного налога
с населения. Суммы указанной платы
зачисляются в доход государственного
бюджета СССР в порядке, установленном для
зачисления подоходного налога с
населения.
II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
КУСТАРНО-РЕМЕСЛЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Статья 11.
Осуществление индивидуальной трудовой
деятельности в сфере кустарно-ремесленных
промыслов
Индивидуальной трудовой
деятельностью в сфере кустарно -
ремесленных промыслов признается
изготовление изделий для реализации.
Реализация изделий кустарно-ремесленных
промыслов может производиться в
соответствии с установленным порядком как
по месту изготовления изделий, так и в
других городах и районах с соблюдением норм
гражданского законодательства.
Статья 12.
Виды деятельности, допускаемые в сфере
кустарно - ремесленных промыслов
В сфере
кустарно-ремесленных промыслов
допускается изготовление:
1) одежды,
обуви, головных уборов, меховых, швейных и
галантерейных изделий;
2) пряжи, тканых
материалов, вязаных и вышитых изделий;
3)
мебели, других столярных изделий;
4)
ковров и ковровых изделий;
5) гончарных и
керамических изделий;
6) игрушек и
сувениров;
7) предметов хозяйственной
утвари, садово-огородного инвентаря;
8)
рыболовных снастей (кроме снастей,
использование которых запрещено);
9)
изделий из дерева, бумаги, кости, камыша,
лозы, соломы, тростника и иных
материалов.
Допускаются и другие виды
кустарно-ремесленных промыслов, если
занятие ими не запрещено законодательством
Союза ССР и союзных республик.
Статья 13.
Виды деятельности в сфере
кустарно-ремесленных промыслов, занятие
которыми запрещается
В сфере
кустарно-ремесленных промыслов
запрещается изготовление:
1) изделий из
шкурок ценных пушных зверей, добытых охотой
и подлежащих обязательной сдаче
государству, не имеющих государственного
клейма (штампа), а также из шкурок
плотоядных пушных зверей, содержание
которых гражданам запрещено;
2)
химических и парфюмерно-косметических
изделий;
3) ядовитых и наркотических
веществ, а также лекарственных средств;
4) изделий из драгоценных металлов,
драгоценных камней и янтаря либо изделий с
применением таких материалов;
5) любых
видов оружия, боевых припасов, взрывчатых
веществ и пиротехнических изделий;
6)
множительных и копировальных аппаратов,
штампов, штемпелей, печатей, шрифтов.
Законодательством Союза ССР и союзных
республик может быть запрещено занятие и
другими видами кустарно-ремесленных
промыслов, если это противоречит интересам
общества.
III. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
БЫТОВОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 14.
Осуществление индивидуальной трудовой
деятельности в сфере бытового обслуживания
населения
Индивидуальной трудовой
деятельностью в сфере бытового
обслуживания признается оказание платных
бытовых услуг населению.
Оказание
платных бытовых услуг осуществляется в
соответствии с нормами гражданского
законодательства.
Статья 15. Виды услуг,
допускаемые в сфере бытового обслуживания
населения
В сфере бытового обслуживания
населения допускается:
1) строительство,
ремонт, оборудование и благоустройство
жилищ, садовых домиков, гаражей и других
построек;
2) оказание услуг по
благоустройству земельных участков,
предоставленных гражданам;
3) пастьба
скота;
4) техническое обслуживание и
ремонт личных автомобилей и других
транспортных средств;
5) ремонт
металлоизделий, бытовых машин и приборов,
радиотелевизионной аппаратуры;
6)
ремонт одежды, обуви, головных уборов,
меховых, швейных и галантерейных
изделий;
7) ремонт мебели, других
столярных изделий, садово-огородного
инвентаря;
8) ремонт ковров и ковровых
изделий;
9) фотографирование и другие
фотоработы по заказам граждан;
10)
парикмахерские, а также косметические
услуги, не связанные с лечебной или
хирургической деятельностью;
11)
стенографические, машинописные и
переплетные работы;
12) транспортное
обслуживание граждан владельцами личных
автомобилей и других транспортных
средств;
13) обслуживание одиноких
престарелых, инвалидов и других
нетрудоспособных граждан;
14) пансионное
обслуживание туристов, экскурсантов и
других граждан по договорам с
предприятиями, учреждениями и
организациями (размещение, бытовое
обслуживание и т.п.).
Допускаются и
другие виды услуг в сфере бытового
обслуживания населения, если оказание их не
запрещено законодательством Союза ССР и
союзных республик.
Статья 16. Виды услуг в
сфере бытового обслуживания населения,
оказание которых запрещается
В сфере
бытового обслуживания населения
запрещается:
1) ремонт и переделка
изделий из драгоценных металлов,
драгоценных камней и янтаря либо изделий с
применением таких материалов;
2)
содержание игорных заведений,
аттракционов, бань, организация азартных
игр, принятие ставок на спортивных и иных
состязаниях;
3) ремонт любых видов
оружия.
Законодательством Союза ССР и
союзных республик может быть запрещено
оказание других видов услуг в сфере
бытового обслуживания населения, если это
противоречит интересам общества.
IV.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Статья 17.
Осуществление индивидуальной трудовой
деятельности в социально-культурной
сфере
Индивидуальной трудовой
деятельностью в социально-культурной сфере
признается оказание платных
социально-культурных услуг.
Занятие
индивидуальной трудовой деятельностью,
связанной с обучением отдельным профессиям
и навыкам, а также требующей медицинских,
педагогических и других специальных
знаний, разрешается гражданам, имеющим
необходимую подготовку, а в случаях,
предусмотренных законодательством Союза
ССР и союзных республик, и соответствующее
образование.
Индивидуальная трудовая
деятельность по оказанию платных
социально-культурных услуг осуществляется
в соответствии с нормами гражданского и
других отраслей законодательства.
Статья
18. Виды услуг, допускаемые в
социально-культурной сфере
В
социально-культурной сфере допускается:
1) обучение кройке и шитью, вязанию;
2)
обучение игре на музыкальных инструментах,
хореографии;
3) обучение стенографии и
машинописи;
4) проведение занятий в
порядке репетиторства;
5) перевод
текстов с иностранных языков, а также с
языков народов СССР;
6) занятие
медицинской деятельностью.
Допускаются
и другие виды социально-культурных услуг,
если оказание их не запрещено
законодательством Союза ССР и союзных
республик.
Статья 19. Виды индивидуальной
трудовой деятельности в
социально-культурной сфере, занятие
которыми запрещается
В
социально-культурной сфере гражданам
запрещается:
1) занятие медицинской
деятельностью по отдельным специальностям,
определяемым в соответствии с
законодательством Союза ССР о
здравоохранении;
2) проведение занятий
по предметам и курсам, не входящим в учебные
планы общеобразовательных школ,
профессионально - технических, средних
специальных и высших учебных заведений
СССР;
3) организация зрелищных
мероприятий.
Законодательством Союза
ССР и союзных республик может быть
запрещено занятие и другими видами
индивидуальной трудовой деятельности в
социально-культурной сфере, если это
противоречит интересам общества.
V.
ДРУГИЕ ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 20. Осуществление
индивидуальной трудовой деятельности в
сфере народных художественных
промыслов
Индивидуальная трудовая
деятельность в сфере народных
художественных промыслов, то есть создание
изделий традиционного народного, а также
декоративно-прикладного искусства для
реализации, осуществляется с разрешения
соответствующего художественного совета и
с соблюдением требований статьи 7
настоящего Закона.
Государство
поощряет развитие народных художественных
промыслов.
Статья 21. Осуществление
отдельных видов индивидуальной трудовой
деятельности, не предусмотренных настоящим
Законом
Отношения, связанные с
осуществлением отдельных видов
индивидуальной трудовой деятельности, не
предусмотренных настоящим Законом (добыча
пушнины, мехового сырья, мяса диких
животных, сбор дикорастущей продукции и
др.), регулируются законодательством Союза
ССР и союзных республик.
VI. КОНТРОЛЬ ЗА
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 22. Контроль
за соблюдением гражданами порядка занятия
индивидуальной трудовой
деятельностью
Контроль за
индивидуальной трудовой деятельностью
граждан осуществляется исполнительными
комитетами местных Советов народных
депутатов.
Финансовые органы и органы
внутренних дел обязаны выявлять граждан,
занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью с нарушением установленного
порядка или занимающихся запрещенными
видами индивидуальной трудовой
деятельности.
Статья 23. Ответственность
за нарушение законодательства об
индивидуальной трудовой
деятельности
Нарушение порядка занятия
индивидуальной трудовой деятельностью или
занятие индивидуальной трудовой
деятельностью, относительно которой
имеется специальное запрещение, влечет за
собой ответственность, предусмотренную
законодательством Союза ССР и союзных
республик.
Лицам, нарушившим порядок
занятия индивидуальной трудовой
деятельностью, может быть запрещено
заниматься такой деятельностью. Решение об
этом принимается исполнительным комитетом
Совета народных депутатов, выдавшим
разрешение. При этом изымается
регистрационное удостоверение или патент.
Запрещение заниматься индивидуальной
трудовой деятельностью может быть
обжаловано в порядке, предусмотренном
статьей 6 настоящего Закона.
Все доходы,
полученные гражданами от занятия
запрещенной индивидуальной трудовой
деятельностью, а также от занятия
индивидуальной трудовой деятельностью без
надлежащего разрешения, подлежат взысканию
в доход государства в порядке,
установленном гражданским процессуальным
законодательством.
Возможность осуществлять предпринимательскую деятельность является важнейшей составляющей любого капиталистического государства. Перестройка в СССР позволила большому количество людей реализовывать на практике свои бизнес-амбиции. Поспособствовал здесь и ряд нормативных актов, составленных в конце 80-х годов. Принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" стало переломным этапом в истории российского государства. Население, наконец, получило возможность свободной покупки и продажи. Об этом по-настоящему эпохальном законе будет подробно рассказано в статье.
История предпринимательства в России
Октябрьская революция 1917 года определяла существование коопераций в сфере монопольного сектора государства. Кооперации в частном капитале тогда были под строгим запретом. Привела подобная политика к существенной деградации в экономическом секторе страны. 14 марта 1921 года политика военного коммунизма была заменена на Новую экономическую политику. Появилось право на создание потребительских кооперативов. Именно эти организации позволили вытащить советскую экономику из глубочайшего кризиса.
В период коллективизации идеалом общественного кооператива в СССР был колхоз. Эта инстанция жестко контролировалась государством. Колхоз представлял собой промысловый тип кооперации. В 1956 году понятие кооперации и вовсе исчезло. Все хозяйства вошли в государственную систему.
Времена перестройки
Перестройка в СССР ознаменовалась множеством самых различных явлений. Благодаря некоторым из них все экономическое устройство страны было, по сути, целиком перекроено. Однако самым ярким событием стало, конечно же, принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" 19 ноября 1986 года. Советские граждане получили возможность реализовывать дополнительную трудовую деятельность в свободное время от основной работы. Ключевой особенностью закона является разрешение именно на свободный труд. Появилась возможность создавать производственные кооперативы, где не допускалось бы использование наемного труда.
Как ни парадоксально, но принятие закона не изменило влияния коммунистической власти на кооперативы. Официальная легализация частного экономического сектора принималась многими государственными деятелями в штыки. Так, в 1988 году был подписан указ о прогрессивном налогообложении всех кооперативных участников. Появилось понятие "сверхдоходов" - денежных сумм, превышающих две средние зарплаты. Такие суммы подлежали изъятию. Чуть позже был принят акт СССР "О кооперации", нормы которого значительно ослабили положение предпринимателей. При этом именно принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" стало поистине историческим и знаменитым событием.
Кому разрешалось заниматься предпринимательством?
Наиболее важные нормы Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" стоит подвергнуть анализу. Для начала нужно выяснить, кто именно обладал возможностью создавать кооперативы и получать деньги в свободное от работы время.
Статья 3 Закона разрешала заниматься индивидуальным трудом всем гражданам, достигшим совершеннолетия. Такие лица должны были участвовать в общественном производстве в свободное от работы время. Безработные граждане не имели права входить в кооперативы. Исключение - студенты, пенсионеры, инвалиды и хозяйки.
Народные депутаты СССР рекомендовали гражданам обучать индивидуальному предпринимательству своих соотечественников. Население должно помнить, что работать разрешается лишь с сырьем для формирования товаров потребления - гласит закон. Государственные комитеты Советского Союза также были обязаны содействовать индивидуальным предпринимателям.
Обязанности индивидуальных предпринимателей по закону
Основной обязанностью советских граждан, решившихся образовать свой кооператив, являлось получение специального разрешения в городском, районном или сельском совете. Продолжительность действия разрешения составляла всего пять лет, после чего документ приходилось продлевать. Граждане, занимавшиеся предпринимательством без государственного разрешения, приравнивались к спекулянтам. За спекуляцию в Союзе устанавливалось уголовное наказание.
В статье 8 определялись функции граждан, занимавшихся индивидуальным трудом. Здесь все довольно просто: нужно соблюдать права покупателей, учитывать интересы заказчиков и т. д. Однако основной обязанностью предпринимателя было изготовление качественного и соответствующего всем нормам продукта.
Культурно-ремесленная сфера
Закон оговаривал несколько общественных сфер, где советские граждане имели бы возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Во второй главе говорилось о культурно-ремесленной среде. Что именно здесь производилось?
Закон отвечал кратко, а потому несколько размыто. Речь шла о кустарно-ремесленных изделиях. Однако статья 12 дополняла предыдущие положения. В ней указывалось, что под такими изделиями подразумевается, по сути, вся домашняя и бытовая утварь. Одежда, обувь, игрушки, мебель, ткани, керамика, садовый инвентарь и многое другое - все это можно было изготовить и продать. Вводил закон и запреты на изготовление отдельных изделий.
Сфера бытового обслуживания
В главе 3 Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" 1986 года говорилось об изготовлении продукции и продвижении услуг в бытовой сфере. Что подразумевалось под платными услугами? Статья 15 Закона указывала на следующее:
- ремонт и строительство;
- пастьба;
- благоустройство территорий и земельных участков;
- ремонт мебели или бытовой техники;
- пошив одежды;
- фотографирование и видеосъемка;
- парикмахерские услуги, а также любые услуги красоты (за исключением медицинских);
- транспортное обслуживание;
- туристические функции и многое другое.
Все то, что раньше было возможно реализовывать только под строгим государственным надзором, в 1986 году стало относительно свободным. У народа появилась реальная возможность заниматься бизнесом. Государству оставалось лишь правильно организовать предпринимательскую деятельность для выведения экономики из состояния стагнации.
Социально-культурная сфера
Последняя общественная сфера, на которую указывал закон, именовалась социально-культурной. В статье 18 Закона закреплялась возможность оказывать платные услуги в сфере образования и искусства. Обучение игре на музыкальных инструментах, репетиторство, переводческая деятельность, медицина - отныне все это могло приобрести платный характер. Появилась возможность организовывать зрелищные мероприятия - концерты и фестивали.
Документ, казалось бы, разрешал многое. И это действительно так: в сравнении с полным запретом на предпринимательство, господствовавшим до 1986 года, принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" стало глотком свежего воздуха для государственной экономики. Однако документ все еще строго ограничивал многие общественные сферы. Достаточно лишь обратить внимание на статью 19, в которой говорилось о запрете занятий, что противоречили бы интересам общества. Как известно, в СССР интересы общества определяло государство.
Дефицит
Принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" (год - 1986-й) по-настоящему выручило государственную экономику. Однако не все хотят это признавать. Какая проблема здесь существует? Почему вопрос о введении предпринимательства до сих пор остается столь острым?
Истоки проблемы кроются в советском дефиците. Если в 60-е прилавки магазинов еще были хоть чем-то наполнены, то в последующие десятилетия острая нехватка товаров проявилась особенно болезненно. Одеть и накормить народ государство не могло. Именно поэтому была предпринята последняя попытка спасения экономического сектора.
Попытка эта, надо сказать, противоречила всем социалистическим устоям и принципам. Однако предпринимательство стало настоящим спасением для советского народа. Распространившиеся по всей стране "черные рынки" обрели легальный характер. Народ, наконец, получил право удовлетворять свои потребности законным способом.
Кооперации
Действие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" породило множество кооперативов по всему Советскому Союзу. Что представляли собой эти организации? Примеров на самом деле множество. Два или более советских гражданина заключают между собой соглашение, получают от государства пятилетнюю лицензию и открывают, например, шашлычную. Этим нередко промышляли выходцы из южных регионов. Большое количество советских женщин пытались создать собственные швейные производства. Страна из-за этого наполнилась немалым количеством простеньких ателье, организованных "на коленке".
Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности" был принят в ноябре 1986 года. Народ отреагировал невероятно быстро. Уже в начале 1987 года государство было наполнено громадным количеством самых разных коопераций.
Недостатки и преимущества закона
Как специалисты, так и обычные граждане до сих пор пытаются выделить достоинства и недостатки рассматриваемого закона. Надо сказать, что занятие это несколько бесполезное. Большинство выделяемых минусов и плюсов имеют крайне субъективный характер, а потому не могут рассматриваться даже из академического интереса. И все же о некоторых преимуществах и недостатках нормативного акта стоит упомянуть.
Неоспоримым минусом принятия закона стал разгул преступности. Вернее, недостатком здесь является не сам бандитизм как явление, а невозможность или нежелание власти бороться с ним. Появились граждане, желающие нажиться на чужом труде. Распространилось "крышевания" - способ облагать данью предпринимателей.
Следующий недостаток закона крайне субъективен. Его любят называть лица, симпатизирующие социалистическому строю. Речь идет о крушении плановой экономики, начало которому официально положил именно рассматриваемый закон.
Достоинств у нормативного акта много, однако выделить стоит лишь одно. Население СССР получило, наконец, возможность почувствовать себя свободными гражданами. Грамотное распоряжение предоставленной свободой помогло бы выстроить близкое к идеалу общество. Получилось ли нечто подобное у советских, а ныне российских граждан? Ответ на этот вопрос у каждого человека свой.
Недействующий
Название документа: | |
Номер документа: | 6051-XI |
Вид документа: | Закон СССР |
Принявший орган: | Верховный Совет СССР |
Статус: | Недействующий |
Опубликован: | Известия, N 325, 20.11.1986 |
Дата принятия: | 19 ноября 1986 |
Дата начала действия: | 01 мая 1987 |
Дата окончания действия: | 01 января 1991 |
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Об индивидуальной трудовой деятельности
Утратил силу с 1 января 1991 года на основании
постановления Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 N 446-1
"О порядке введения в действие Закона РСФСР
"О предприятиях и предпринимательской деятельности"
____________________________________________________________________
Индивидуальная трудовая деятельность в СССР используется для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи с 1 по 10)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Индивидуальная трудовая деятельность
В соответствии с Конституцией СССР и настоящим Законом в СССР допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарноремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.
Является общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также с внутриколхозными трудовыми отношениями.
Государство поощряет вступление граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в договорные отношения с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и объединение этих граждан в установленном законодательством порядке в кооперативы, добровольные общества, товарищества.
Не допускается индивидуальная трудовая деятельность с привлечением наемного труда, с целью извлечения нетрудовых доходов или в ущерб другим общественным интересам.
Статья 2. Законодательство об индивидуальной трудовой деятельности
Статья 2. Законодательство об индивидуальной трудовой
деятельности
Отношения, связанные с осуществлением гражданами индивидуальной трудовой деятельности, регулируются настоящим Законом и другими актами законодательства Союза ССР и союзных республик.
Действие настоящего Закона не распространяется на творческую деятельность граждан в сфере науки, техники, литературы и искусства, а также на выполнение платных работ, носящих разовый характер, и работ, незначительных по объему и оплате труда.
Статья 3. Категории граждан, которым разрешается индивидуальная трудовая деятельность
Индивидуальной трудовой деятельностью разрешается заниматься совершеннолетним гражданам, участвующим в общественном производстве, в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся.
С учетом общественных потребностей в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, такой деятельностью могут заниматься также и другие граждане, не занятые в общественном производстве.
Индивидуальная трудовая деятельность может осуществляться гражданами с участием проживающих совместно с ними членов семьи (супруга, родителей и других достигших 16-летнего возраста родственников и иждивенцев).
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов могут разрешать с учетом общественных потребностей гражданам, владеющим высоким мастерством изготовления редких художественных изделий, обучать других граждан, имеющих к этому склонности и призвание. Положение о таком обучении утверждается Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с ВЦСПС.
Статья 4. Имущество, используемое для занятия индивидуальной трудовой деятельностью
Статья 4. Имущество, используемое для занятия индивидуальной
трудовой деятельностью
Индивидуальная трудовая деятельность осуществляется гражданами с использованием сырья, материалов, инструментов и иного имущества, принадлежащего им на праве личной собственности либо переданного заказчиком, а также имущества, полученного по договорам имущественного найма с предприятиями, учреждениями и организациями или с гражданами.
Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, приобретают необходимые им сырье, материалы, инструменты и иное имущество в государственной, кооперативной розничной торговой сети и на рынках, а также используют необходимые им для этой деятельности природные ресурсы с соблюдением установленных правил.
В случаях и порядке, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, эти лица могут приобретать излишние и неиспользуемые материалы и иное имущество у предприятий, учреждений и организаций.
Статья 5. Оказание содействия гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью
Статья 5. Оказание содействия гражданам, занимающимся
индивидуальной трудовой деятельностью
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения и организации в целях более полного удовлетворения потребностей населения данной местности в соответствующих товарах и услугах оказывают гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, содействие в приобретении сырья, материалов, инструментов и иного имущества, необходимого для занятия этой деятельностью, в сбыте произведенной продукции, могут предоставлять им в установленном порядке нежилые помещения и иное имущество в аренду, а также необходимую информацию. В первую очередь такое содействие оказывается гражданам, заключившим договоры с предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданам с пониженной трудоспособностью либо осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность в отдаленных или труднодоступных районах.
Государственный комитет СССР по материально-техническому снабжению и его территориальные органы, Советы Министров союзных республик обеспечивают необходимыми материально-техническими ресурсами граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Для приобретения необходимого сырья, материалов, инструментов и иного имущества, а также получения его в аренду или напрокат гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, может предоставляться кредит в установленном порядке.
Отдельным категориям граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, - ветеранам войны и труда, инвалидам, лицам, страдающим хроническими заболеваниями, и другим - законодательством Союза ССР и союзных республик могут быть предоставлены льготы в связи с осуществлением этой деятельности (преимущественное право на аренду нежилых помещений, приобретение на льготных условиях необходимого имущества и т.п.).
Статья 6. Разрешение на занятие индивидуальной трудовой деятельностью
Статья 6. Разрешение на занятие индивидуальной трудовой
деятельностью
Граждане, изъявившие желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, обязаны получить разрешение исполнительного комитета районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов по месту своего постоянного жительства. Срок действия разрешения определяется исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов, но не должен превышать пяти лет.
Решение об отказе в выдаче разрешения на занятие индивидуальной трудовой деятельностью может быть обжаловано в исполнительный комитет вышестоящего Совета народных депутатов, Совет Министров автономной республики, Совет Министров союзной республики, не имеющей областного деления.
Исполнительными комитетами краевых и областных Советов народных депутатов, Советами Министров автономных республик, Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, могут быть определены виды индивидуальной трудовой деятельности, получение разрешения на занятие которыми не требуется. Решение об этом доводится до сведения населения.
Статья 7. Регистрационное удостоверение, патент
До начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью граждане должны получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Виды деятельности, на которые граждане могут приобретать патенты, и размеры ежегодной платы за патент устанавливаются Советами Министров союзных республик.
За выдачу регистрационного удостоверения и патента взимается в установленном порядке государственная пошлина.
Статья 8. Обязанности граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью
Статья 8. Обязанности граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью
Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, обязаны соблюдать установленный порядок осуществления этой деятельности, права и законные интересы покупателей, заказчиков и иных лиц, обеспечивать надлежащее качество производимых товаров и оказываемых услуг, соблюдать санитарные, противопожарные правила и нормы, а также другие правила, относящиеся к данному виду деятельности.
Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, доходы от которой в соответствии с действующим законодательством подлежат налогообложению, обязаны учитывать все получаемые от этой деятельности доходы и расходы и представлять в финансовый отдел исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту своего постоянного жительства декларацию о получаемых доходах.
Статья 9. Налогообложение доходов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью
Статья 9. Налогообложение доходов граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью
Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Союза ССР, уплачивают налоги с доходов, получаемых от этой деятельности. Размеры налогов устанавливаются в зависимости от суммы получаемых доходов и с учетом общественных интересов.
Граждане, имеющие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождаются от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.
Статья 10. Плата за патент
Статья 10. Плата за патент
Плата за патент определяется исходя из среднегодового дохода лиц, занимающихся аналогичной деятельностью в государственных, кооперативных, других общественных предприятиях, учреждениях, организациях, или лиц, выполняющих аналогичную работу в порядке индивидуальной трудовой деятельности без патентов, и соответствующих ставок подоходного налога с населения. Суммы указанной платы зачисляются в доход государственного бюджета СССР в порядке, установленном для зачисления подоходного налога с населения.
II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ КУСТАРНО-РЕМЕСЛЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ (статьи с 11 по 13)
II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
КУСТАРНО-РЕМЕСЛЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Статья 11. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в сфере кустарно-ремесленных промыслов
Статья 11. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в
сфере кустарно-ремесленных промыслов
Индивидуальной трудовой деятельностью в сфере кустарноремесленных промыслов признается изготовление изделий для реализации.
Реализация изделий кустарно-ремесленных промыслов может производиться в соответствии с установленным порядком как по месту изготовления изделий, так и в других городах и районах с соблюдением норм гражданского законодательства.
Статья 12. Виды деятельности, допускаемые в сфере кустарно- ремесленных промыслов
Статья 12. Виды деятельности, допускаемые в сфере кустарно-
ремесленных промыслов
В сфере кустарно-ремесленных промыслов допускается изготовление:
1) одежды, обуви, головных уборов, меховых, швейных и галантерейных изделий;
2) пряжи, тканых материалов, вязаных и вышитых изделий;
3) мебели, других столярных изделий;
4) ковров и ковровых изделий;
5) гончарных и керамических изделий;
6) игрушек и сувениров;
7) предметов хозяйственной утвари, садово-огородного инвентаря;
8) рыболовных снастей (кроме снастей, использование которых запрещено);
9) изделий из дерева, бумаги, кости, камыша, лозы, соломы, тростника и иных материалов.
Допускаются и другие виды кустарно-ремесленных промыслов, если занятие ими не запрещено законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 13. Виды деятельности в сфере кустарно-ремесленных промыслов, занятие которыми запрещается
Статья 13. Виды деятельности в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, занятие которыми запрещается
В сфере кустарно-ремесленных промыслов запрещается изготовление:
1) изделий из шкурок ценных пушных зверей, добытых охотой и подлежащих обязательной сдаче государству, не имеющих государственного клейма (штампа), а также из шкурок плотоядных пушных зверей, содержание которых гражданам запрещено;
2) химических и парфюмерно-косметических изделий;
3) ядовитых и наркотических веществ, а также лекарственных средств;
4) изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и янтаря либо изделий с применением таких материалов;
5) любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и пиротехнических изделий;
6) множительных и копировальных аппаратов, штампов, штемпелей, печатей, шрифтов.
Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть запрещено занятие и другими видами кустарно-ремесленных промыслов, если это противоречит интересам общества.
III. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (статьи с 14 по 16)
III. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 14. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в сфере бытового обслуживания населения
Статья 14. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в
сфере бытового обслуживания населения
Индивидуальной трудовой деятельностью в сфере бытового обслуживания признается оказание платных бытовых услуг населению.
Оказание платных бытовых услуг осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Статья 15. Виды услуг, допускаемые в сфере бытового обслуживания населения
Статья 15. Виды услуг, допускаемые в сфере бытового
обслуживания населения
В сфере бытового обслуживания населения допускается:
1) строительство, ремонт, оборудование и благоустройство жилищ, садовых домиков, гаражей и других построек;
2) оказание услуг по благоустройству земельных участков, предоставленных гражданам;
3) пастьба скота;
4) техническое обслуживание и ремонт личных автомобилей и других транспортных средств;
5) ремонт металлоизделий, бытовых машин и приборов, радиотелевизионной аппаратуры;
6) ремонт одежды, обуви, головных уборов, меховых, швейных и галантерейных изделий;
7) ремонт мебели, других столярных изделий, садово-огородного инвентаря;
8) ремонт ковров и ковровых изделий;
9) фотографирование и другие фотоработы по заказам граждан;
10) парикмахерские, а также косметические услуги, не связанные с лечебной или хирургической деятельностью;
11) стенографические, машинописные и переплетные работы;
12) транспортное обслуживание граждан владельцами личных автомобилей и других транспортных средств;
13) обслуживание одиноких престарелых, инвалидов и других нетрудоспособных граждан;
14) пансионное обслуживание туристов, экскурсантов и других граждан по договорам с предприятиями, учреждениями и организациями (размещение, бытовое обслуживание и т.п.).
Допускаются и другие виды услуг в сфере бытового обслуживания населения, если оказание их не запрещено законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 16. Виды услуг в сфере бытового обслуживания населения, оказание которых запрещается
Статья 16. Виды услуг в сфере бытового обслуживания населения,
оказание которых запрещается
В сфере бытового обслуживания населения запрещается:
1) ремонт и переделка изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и янтаря либо изделий с применением таких материалов;
3) ремонт любых видов оружия.
Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть запрещено оказание других видов услуг в сфере бытового обслуживания населения, если это противоречит интересам общества.
IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ (статьи с 17 по 19)
IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Статья 17. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в социально-культурной сфере
Статья 17. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в
социально-культурной сфере
Индивидуальной трудовой деятельностью в социально-культурной сфере признается оказание платных социально-культурных услуг.
Занятие индивидуальной трудовой деятельностью, связанной с обучением отдельным профессиям и навыкам, а также требующей медицинских, педагогических и других специальных знаний, разрешается гражданам, имеющим необходимую подготовку, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, и соответствующее образование.
Индивидуальная трудовая деятельность по оказанию платных социально-культурных услуг осуществляется в соответствии с нормами гражданского и других отраслей законодательства.
Статья 18. Виды услуг, допускаемые в социально-культурной сфере
В социально-культурной сфере допускается:
1) обучение кройке и шитью, вязанию;
2) обучение игре на музыкальных инструментах, хореографии;
3) обучение стенографии и машинописи;
4) проведение занятий в порядке репетиторства;
5) перевод текстов с иностранных языков, а также с языков народов СССР;
6) занятие медицинской деятельностью.
Допускаются и другие виды социально-культурных услуг, если оказание их не запрещено законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 19. Виды индивидуальной трудовой деятельности в социально-культурной сфере, занятие которыми запрещается
Статья 19. Виды индивидуальной трудовой деятельности в
социально-культурной сфере, занятие которыми
запрещается
В социально-культурной сфере гражданам запрещается:
1) занятие медицинской деятельностью по отдельным специальностям, определяемым в соответствии с законодательством Союза ССР о здравоохранении;
2) проведение занятий по предметам и курсам, не входящим в учебные планы общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений СССР;
3) организация зрелищных мероприятий.
Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть запрещено занятие и другими видами индивидуальной трудовой деятельности в социально-культурной сфере, если это противоречит интересам общества.
V. ДРУГИЕ ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (статьи с 20 по 21)
V. ДРУГИЕ ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 20. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в сфере народных художественных промыслов
Статья 20. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в
сфере народных художественных промыслов
Индивидуальная трудовая деятельность в сфере народных художественных промыслов, то есть создание изделий традиционного народного, а также декоративно-прикладного искусства для реализации, осуществляется с разрешения соответствующего художественного совета и с соблюдением требований статьи 7 настоящего Закона.
Государство поощряет развитие народных художественных промыслов.
Статья 21. Осуществление отдельных видов индивидуальной трудовой деятельности, не предусмотренных настоящим Законом
Статья 21. Осуществление отдельных видов индивидуальной
трудовой деятельности, не предусмотренных настоящим
Законом
Отношения, связанные с осуществлением отдельных видов индивидуальной трудовой деятельности, не предусмотренных настоящим Законом (добыча пушнины, мехового сырья, мяса диких животных, сбор дикорастущей продукции и др.), регулируются законодательством Союза ССР и союзных республик.
VI. КОНТРОЛЬ ЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (статьи с 22 по 23)
VI. КОНТРОЛЬ ЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 22. Контроль за соблюдением гражданами порядка занятия индивидуальной трудовой деятельностью
Статья 22. Контроль за соблюдением гражданами порядка занятия
индивидуальной трудовой деятельностью
Контроль за индивидуальной трудовой деятельностью граждан осуществляется исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов.
Финансовые органы и органы внутренних дел обязаны выявлять граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью с нарушением установленного порядка или занимающихся запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности.
Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства об индивидуальной трудовой деятельности
Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства об
индивидуальной трудовой деятельности
Нарушение порядка занятия индивидуальной трудовой деятельностью или занятие индивидуальной трудовой деятельностью, относительно которой имеется специальное запрещение, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Союза ССР и союзных республик.
Лицам, нарушившим порядок занятия индивидуальной трудовой деятельностью, может быть запрещено заниматься такой деятельностью. Решение об этом принимается исполнительным комитетом Совета народных депутатов, выдавшим разрешение. При этом изымается регистрационное удостоверение или патент. Запрещение заниматься индивидуальной трудовой деятельностью может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Закона.
Все доходы, полученные гражданами от занятия запрещенной индивидуальной трудовой деятельностью, а также от занятия индивидуальной трудовой деятельностью без надлежащего разрешения, подлежат взысканию в доход государства в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
А.Громыко
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
Т.Ментешашвили
О введении в действие Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности"
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О введении в действие Закона СССР
"Об индивидуальной трудовой деятельности"
В связи с принятием Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
1. Ввести в действие Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" с 1 мая 1987 года.
2. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР привести законодательство Союза ССР в соответствие с Законом СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности".
3. Совету Министров СССР привести решения Правительства СССР в соответствие с Законом СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности".
4. Поручить Верховным Советам союзных республик привести законодательство союзных республик в соответствие с Законом СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности".
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
А.Громыко
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
Т.Ментешашвили
Текст документа сверен по:
"Ведомости Верховного Совета СССР" 1986, N 47, ст.964
О введении в действие Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности"
Название документа: | О введении в действие Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" |
Номер документа: | 6051-XI |
Вид документа: |
Постановление Верховного Совета СССР Закон СССР |
Принявший орган: | Верховный Совет СССР |
Статус: | Недействующий |
Опубликован: |
Ведомости Верховного Совета СССР N 47, 1986, ст.964 Известия, N 325, 20.11.1986 |
Дата принятия: | 19 ноября 1986 |
Дата начала действия: | 01 мая 1987 |
Дата окончания действия: | 01 января 1991 |
Вопрос 1. В Китае проводились постепенные реформы (политика градуализма). Основной идеей горбачевских реформ было скопировать китайские реформы. Планировалось ввести систему двойных цен – dual price tracking system – системы, в которой одна цена устанавливается правительством для госзаказа, а после выполнения госзаказа остаток можно продавать по рыночным ценам. Реформа банковской системы была такая же как в Китае (Разделили один большой банк на несколько маленьких). Реформы не были скопированы в сельском хозяйстве (семейный подряд не был введен) – вероятно оттого, что у колхозов была большая материальная база. В Китае населению раздали вилы и грабли, а в России у колхозов и совхозов было много фондов. Про реформы Дэн Сяопина Попов особенно не рассказывал, предполагаю, что он продолжал общую линию реформ. Китайские реформы привели к экономическому росту, а в России к падению. Первый год падения производства – 1990, еще при СССР. Китайские реформы привели к успеху потому, что им удалось сохранить работающие институты. Соответственно, реформы в России провалились из-за слабеющих институтов. Динамика производства определялась диспропорциями с одной стороны и шоком предложения из-за коллапса институтов с другой. Собственно про горбачевские реформы Горбачев пришел к власти в 1985 году. Реформы были запущены в 1987. Закон об индивидуальной трудовой деятельности . Разрешили работать на себя с запретов использования наемного труда. (Маленькие масштабы: число таких индивидуальных предпринимателей возросло до 700 тыс.) Закон о кооперативах . Кооперативам разрешили нанимать людей с последующим предоставлением им права голоса. Опять не те масштабы (6 млн. человек, включая совместителей). Отношение к кооперативам было ужасное. Многие создавались при предприятиях для разворовывания прибыли. Закон об арендных предприятиях . Часть прибыли разрешается использовать для выкупа самого себя. Мягкая форма перевода на рынок и приватизации. В таких предприятиях работало 6 млн. чел. (Торговля, общепит) Закон о независимых фермерских хозяйствах . Реально ферм было создано очень мало и они создавали очень мало продукции. Закон о совместных предприятиях . Разрешили создание предприятий с иностранным капиталом (менее 50%). Общее число занятых 100 чел. Реального воздействия на экономику не оказывали. Другие реформы не пошли. Общая характеристика реформ: 1) были очень косметическими (реформ практически не было). 2) Был создан огромный экономический дисбаланс. Вопрос 2. Рост доходов => увеличение агрегированного спроса. В ситуации фиксированных цен возникает зазор между кривыми AS и AD – monetary overhang (MO) => растет отношение (цены свободного рынка / рыночные цены) = (колхозные рынки / магазины). В 80х гг – 10% торговли продовольственными товарами осуществлялось колхозными рынками (подсобными домохозяйствами). 47г – конфискационная реформа => цены упали в 2 раза => это ликвидировало значительную часть MO после войны. Отношение начинает снова расти с 85 г, в 91г различие уже в 3 раза => 91г – реформа: часть цен отпустили, часть подняли на 50%, индексация вкладов => в 91 г цены выросли в 2 раза по сравнению с 90 г (первое крупное повышение после 60х, до 91г инфляция = 3-3.5%). Как померить:1) норма личных сбережений = (доход-налог-потребление)/(доход-налог). Все время = 5%, но после 85 года начинает расти, т.е возникал MO. Предполагаем, что нормальная норма = 5,5%. Для каждого года считаем: (норма сбережений – 5,5)*(доходы-налоги) и складываем для всех лет. MO накапливается в форме прироста финансовых активов. Конец 90г: 122млрд рублей => они выплеснутся на рынок, если появятся товары. Если бы цены остались прежними, то весь MO ушел на появившиеся товары, но цены вырастут => каково же будет распределение между потреблением и сбережениями? 2) MV=PY. Предположение: V=const (уровень 70г), знаем P,Y => определяем М, при котором тождество выполняется=> МО = M-фактическая денежная масса. Но предпосылка: V=const – нереальна, она обратно пропорциональна спросу на деньги(M/P=(Y*transaction cost/2*i)^(1/2) , или вместо ставки – инфляция, если инфл>ставки). Cagan: исследование 6 крупных инфляций => спрос на деньги во время инфляции резко падает, возрастает V. Вопрос 3. Вопрос 4.
- Сокращение производства
(например, военной промышленности и тяжелого машиностроения), с целью перекачки ресурсов в, скажем, легкую промышленность.
- Дерегулирование цен
- Денежная реформа и сокращение денежной массы
- Займы (связка вынужденных сбережений с добровольными)
- Приватизация
- Приватизация и займы
– совмещение 4)и 5) Внешние займы
- Прямые инвестиции
- Дефицит был не неизбежен (налоговую реформу надо было с умом проводить и не облагать 90% налогом кооперативы) Не надо было монетизировать дефицит (можно было распродать собственность, выпустить облигации или покрыть внешними займами) Надо было дерегулировать цены. (Фактически, 87-91гг были переходом к индикативному планированию. Тонкость: директивное планирование м.б. без цен, а тут прибыль приобретает вес среди стимулов для предприятий. Для работы в таком режиме нужен твердый рубль, а его-то и не стало.)
- Автоматически получается жесткая денежная политика: M возрастает => внутренние цены растут
=> доходы в валюте от экспорта падают(т.к цены в мире и курс не меняются, то наши товары вытесняются с экспортного рынка как более дорогие)=>торговый баланс ухудшается=> ЦБ сокращает резервы, чтобы поддерживать курс неизменным=> M восстанавливается как был. Снижение инфляции (насколько это вообще возможно), если по пред. пункту не разбазаривать резервы и держать М Позволяет предприятиям и домашним хозяйствам контролировать баланс реальных сбережений Возможно увеличение экспорта и снижение импорта за счет заниженного
курса национальной валюты =>ТВ увеличится=>упадут внутренние ставки=>дополнительный стимул к дедолларизации экономики и прямому внешнему инвестированию Возможно накопление резервов за счет заниженного
курса национальной валюты Credibility. Экономические агенты легко могут контролировать выполнения обязательства правительства по сдерживанию валютного курса.
- при фиксированном курсе LM не контролируется, а сама подстраивается под шоки. Для большинства переходных экономик (к России не относится) национальная валюта недооценивается (низкий курс).
- цены на товары, не являющиеся предметом международной торговли (транспорт, жилье) обычно существенно ниже, чем в развитых странах задолженность, по которой надо платить % утечка капитала, которую должно покрывать сальдо торгового баланса
- Снижение темпов роста денежной массы позволяет снизить инфляцию. (Что и пытались делать в России с конца 94г. одновременно со снижением гос. расходов. Добились 6% инфляции в год к 97-98гг.)
- Давление на правительство различными группировками, в результате чего приходится таки увеличивать денежную массу Как только начинали бороться с инфляцией => неплатежи и бартер(перед кризисом –около 50%бартера). То есть при предрасположенности к неплатежам и бартеру лучше не проводить жесткую монетарную политику. Неспособность собирать обычные налоги и контроль денежной массы (инфляции) вылились в дополнительной нагрузке на бюджет (лишились и инфляционного налога) .
- Непоследовательность денежной политики; Бандитский капитализм; Виртуальная экономика;