Чем отличие моральных норм. Различия правовых норм и норм нравственности. незаконно присвоен

Ежедневно, пользуясь признанными моральными ценностями, мы подвержены выбору поступков, исходя из своего ощущения правильности содеянного. Оборачиваясь на мнение других, мы идем путем внутренних убеждений, но при этом озираемся на нормы права, которые были приняты в нашем государстве.

Но иногда случается так, что признанные нормы права противоречат нашим внутренним позывам и взглядам. В такой ситуации и приходит мысль о том, что нормы права и морали, имея сходства, различаются по своей сути.

В чем сходство моральных норм и правовых

Конечно, для того, чтобы рассмотреть различия указанных норм между собою, для начала необходимо понять, а в чем же эти нормы объединены между собою, где пролегает та грань, которая разделяет и разводит нормы по разные стороны нашего ощущения правильности поступка.

Если просто задуматься и рассмотреть нормы права и морали, то между ними можно легко найти единые черты, которые будут созвучны нашему восприятию настоящего.

Происхождение, объект, цели и задачи

Первым и самым главным сходством норм морали и права выступает то, что они, являясь социальными нормами, имеют единое происхождение. Так, право по своей сути исходит из моральных представлений человеческого сообщества. Именно исходя из общепризнанных норм морали, однажды родилась идея закрепить отношения между людьми на государственном уровне.

Для обеих норм единым является объект регулирования. Оба вида направлены на то, чтобы создать идеальные отношения в обществе. Создать такую атмосферу, чтобы каждому человеку жилось комфортно.

Обе нормы подразумевают своим существованием свободу воли индивидуума при выборе модели поведения. Стремятся воздействовать на этот выбор, ставят целью достижение сбалансированного общества, полного социально полезных людей готовых на позитивное развитие.

Для права и морали характерно общее представление об общечеловеческих социальных нормах, взглядах на добро и зло, равноправие и справедливость. Так, например, и те, и другие представления считают убийство неправильным поступком.

Исходя из того, что нормы и права, и морали имеют общие цели, объект и схожие задачи, можно сделать вывод о том, что поиск различий между этим двумя формами социального права корректен, и играет важную роль в определении отношения индивидуума к каждой из этих норм.

В чем различия норм права и норм морали

Для того чтобы найти ответ на поставленный вопрос, нужно углубиться в эти понятия, найти откуда они появляются и какую цель преследуют. Так, все основные отличия морали от права можно увидеть в таблице:

Нормы права Нормы морали
Способы установления и формирования, источники Государством или с его разрешения Обществом
Различие форм В одном государстве может быть только одна форма Различные формы и взгляды
Наказание за нарушение нормы Обязательная реакция государства и применение санкций, согласно принятых норм Как такового нет, но применяются формы общественного воздействия (замечание, выговор, порицание)
Методы доведения до членов общества Публикация По мере признания обществом
Способы охраны Охраняется государством Охраняется общественным мнением
Содержание и характер регламентации отношений С точки зрения государства С точки зрения общества

Отличия формы, структуры и санкций

Нормы права, в отличие от норм морали, всегда имеют формальное определение. Нормы права записаны в законах, постановлениях, кодексах и иных документах, которые принимают и санкционируют органы власти. Для норм морали же характерно иное сохранение. Они существуют преимущественно в устной форме и видоизменяются вместе с обществом.

Если рассматривать с точки зрения структуры, то нормы права, в отличие от морали, имеют четкую структуру и всегда состоят из гипотезы, диспозиции и санкции. А вот чаще всего не имеют четкой структуры. Это обусловлено формой хранения. Записанное право, благодаря тому, что принимается в соответствии с определенными процедурами, всегда отвечает заданной на уровне государства задаче. А моральные представления, существующие преимущественно в устной форме, передают общий вид принятых норм.

Происхождение норм права всегда обуславливается санкцией государства. Они направлены на государственное регулирование отношений в обществе. А нормы морали принимаются обществом на основе неких воззрений на развитие общества и группы. Таким образом, многие, казалось бы, важные детали общественных отношений могут присутствовать в представлении населения о морали, но не упоминаться в государственных актах регуляции отношений.

Отличия мер воздействия, способов формирования и требований

Нормы права разделяются по отраслям. Каждая из них является обособленной и может существовать в отдельном виде. А вот нормы морали сочетаются между собой, и чаще всего исходят одна из другой. Интересным является то, что взаимосвязь норм морали между собой подчиняется четкой логике, они дополняют друг друга. А для норм права может существовать некая нелогичность, например, в принятых санкциях за нарушение.

Также стоит отметить, что мораль отличается от права способами и субъектами формирования. Она формируется, исходя из повседневных событий и практики общества. Для права характерен процессуальный подход формирования, санкционированный государством и направленный на его цели. Вероятнее всего, именно исходя из этого отличия и возникает ощущение несправедливости или неправильности со стороны права, так как общество уже прошло этап осмысления некого поступка, а право еще не успело осмыслить и процессуально закрепить свое отношение.

Интересным различием норм права и морали является характеристика воздействия на каждого члена общества. Так, мораль принимается добровольно и направлена на внутреннюю регулировку деятельности человека. Она начинает воздействовать только тогда, когда крепко укоренилась в обществе, и соблюдается большим количеством ее членов. Для права характерна противоположная ситуация. Оно принимается в определенный срок, и начинает действовать в определенных временных рамках, при этом принятие данного закона или распоряжение может приниматься не всем обществом.

По уровню требований, предъявляемых к членам общества, мораль выдвигает более широкие требования, и стремится регулировать духовную жизнь, и оценивать ее непосредственно с позиций добра и зла, чести и бесчестья. Так, моральные нормы стремятся руководить не только поступками, но и мыслями объекта воздействия, направляя его по правильному пути. В отличие от морали, право же требует лишь стабильности и предсказуемости поведения. Правом ограничиваются и наказываются лишь поступки особо опасные для общества и его развития.

Методы и средства воздействия на общество

В методах и средствах воздействия право стремится через экономические, организационные и принудительные меры указать верную модель поведения для того, чтобы избежать наказания, которое четко обозначено за каждый проступок. Так, индивидуум четко знает, что за то или иное противоправное действие он понесет наказание в рамках процессуально установленного права. Для норм морали же основным является обеспечение реализации через обращение к должному поведению. При этом наказание за нарушение моральных норм четко не указано и может быть выражено в различных общественных формах: порицание, выговор, замечание.

Противоречия норм морали и права

Несмотря на то, что нормы морали и права имеют общее происхождение и во многих своих чертах схожи, они также имеют и ряд противоречий, когда моральные принципы не только не созвучны с нормами права, но и жестко им противоречат. Необходимо отметить то, что эти противоречия не являются критичными и не разводят оба вида социальных норм четко в разные стороны. Они возникают в определенные временные периоды и обычно легко преодолимы.

К таким противоречиям можно отнести ситуацию, когда интересы общества не в полной мере совпадают с интересами государства. Тогда государство, как единственный законный создатель норм права, своей деятельностью может противоречить моральным устоям, принятым в данном обществе. В таком случае необходимы изменения в одной из норм, чтобы сбалансировать их существование.

Противоречия могут возникать также в ситуациях, когда государство по каким-либо причинам незначительно копирует нормы права у другого государства. В таком случае при удачном применении заимствованных правовых норм может произойти видоизменение морали данного общества. Или же скопированная норма со временем видоизменится до того вида, который в полной мере будет соответствовать моральным представлениям общества.

Конечно, одним из противоречий у данных социальных норм является различие их структур. Так, правовые нормы государства едины, и не позволяют рассматривать тот или иной поступок с разных сторон. А мораль, неоднородная по своему составу, может иметь различные формы и рассматривать под разным углом одно и то же действие. Исходя из различия моральных представлений в одном обществе может происходить разделение людей на группы, которые будут поддерживать противоположные варианты отношения к событиям, но при этом закон будет рассматривать этот же вопрос руководствуясь единым принципом.

Мораль сама по себе достаточно динамичная и легко изменяемая форма права, она меняется под влиянием развития общества и легко подстраивается под новые условия. А нормы права более консервативны, могут не успевать за развитием общества, что может вызывать достаточно жесткие противоречия.

Конечно, рассмотренные в статье различия между нормами права и морали являются только обобщенным видением данного вопроса. Если заглянуть в социальные нормы глубже и провести полноценный, развернутый и разносторонний анализ, то можно увидеть намного больше сходства и различия.

На основе морали и права формируются общественные нормы, которые упорядочивают и регулируют нашу жизнь. Они помогают получить ответ на вопрос «что такое хорошо, а что такое плохо». Именно мораль и право не дают совершить преступное действие и способствуют организации межличностных отношений.

Право представляет собой систему социальных норм, обязательных для исполнения каждым гражданином.

Мораль – это совокупность исторически сложившихся принципов и убеждений. Они являются основой формирования норм поведения

Способы формирования

Только государство имеет основание формировать правовые нормы. Соответственно, право выражает не столько волю народа, сколько волю государства. Хотя мнение простых людей находит все же в них отражения. Правовые нормы возникают исходя из народных традиций и обычаев.

В отличие от права, мораль формируется совершенно по-другому. Более того, нет ни какого органа, который занимался бы данной деятельностью. Мораль является следствием деятельности людей, возникает спонтанно и не требует утверждения каким-либо органом власти.

Методы обеспечения

Исходя из того, что право формируется государством, логично предположить, что именно им оно и регулируется. Существуют государственные институты, контролирующие выполнение правовых норм и наказывающие за нарушение их. Так как право не является советом или рекомендацией, то и выполнение его обязательно.

Что касается морали, то человек сам для себя решает, стоит ли следовать предлагаемым моральным нормам. Причем, за невыполнение их он не понесет уголовную или любую другую ответственность. Он может лишь быть подвергнут осуждению коллектива, что в некоторых случаях оказывается самым действенным наказанием.

Форма выражения

Правовые нормы утверждаются законодательными документами: законами и указами, собранные в зависимости от тематики и значимости в кодексы, уставы и т.д.

Законы морали формируются самим обществом и становятся «не писаными правилами». Однако некоторые органично вливаются в тексты законов и прописываются в правовых актах.

Ответственность за нарушения

Совершение противоправных действий обязательно влечет за собой наказание, размер и способ возложения которого строго регулируется государственными документами.

Нарушение моральных норм является преступлением против общества, своих коллег, семьи. Форма наказание за такой проступок выглядит как замечание или выговор, а в некоторых случаях увольнение с работы.

Требования, предъявляемые к человеку

Требования, предъявляемые человеку моральными нормами, гораздо жестче и безапелляционней правовых требований. Право рассматривает только крайние проявления аморальных поступков, в то время как мораль осуждает любое выражение лжи, клеветы, обмана.

Сферы деятельности

Право не охватывает все сферы человеческой деятельности, например, такие как дружба, взаимопомощь, любовь и т.д. Оно рассматривает только наиболее важные области общественной жизни (труд, собственность, власть, правосудие). Соответственно сфера деятельности морали гораздо шире. С точки зрения морали оцениваются практически все поступки человека.

Выводы сайт

  1. Право регулируется государством, тогда как мораль формируется в обществе.
  2. За нарушение правовых норм предполагается уголовная или административная ответственность. За аморальное поведение применим лишь «товарищеский суд».
  3. Моральные нормы сформированы в веках и являются неоспоримыми, но не прописанными, правилами поведения. Правовые нормы отражаются в законопроектах и указах.
  4. Право регулирует только те сферы деятельности, которые являются наиболее важными для общественной жизни.

А в чем еще, кроме ранее отмеченного, заключаются различия права и морали? Прежде всего, в том, что они исторически возникают в разное время. Мораль зарождается уже в первобытного строя. Право же возникает лишь с образованием государственного строя. Право формируется в результате правотворческой деятельности государства, а мораль - в результате активности различных социальных слоев, групп, классов, наконец, самого общества. Выполнений предписаний, содержащихся в праве, по общему правилу, обеспечивается государственным принуждением. Выполнение требований морали гарантируется только общественным мнением, давлением со стороны общественной среды на индивида, допускающего нарушение моральных норм.

Восприимчивость одних людей к суждению со стороны других, к подчинению их общественному мнению может быть самой разной. Степень воздействия общественного мнения на поведение человека тоже далеко и не одинакова. Но это влияния всегда существует и нет такого человека, который относился бы абсолютно к общественному мнению. Одобрение или порицание общества, писал Шершеневич, составляют важные двигатели деятельности всех людей. Для человека, стоящего на низшей ступени развития и культуры, мнение окружающей его общественной группы страшно тем, что может лишить элементарных условий существования, изгнав его из своей среды. Чем выше в культурном отношении человек, тем большую ценность для него представляет общественная среда, выдвигающий все новые и новые блага жизни общественное положение, почет, уважение, авторитет, славу, власть. Но все эти блага находятся в прямой зависимости от общественного мнения. Отрицательных отношение общественной среды может довести до минимума ценности жизни. Положительное же отношение доводит их до максимума.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

Право и мораль. Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие типу культуры и характеру социальной организации. Однако по названным критериям они и принципиально отличаются.

Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных институтов.

Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не институционализирована, не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности, которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира.

При рассмотрении форм фиксации правовых и моральных норм обращают на себя внимание различные формы их существования. Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям с позиций и характера текстов и их атрибутов. Достаточно конкретен и круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права (органы правосудия, законодательные органы, субъекты договорных отношений). Разумеется, различного рода высказывания, претендующие на статус правовых, могут содержаться и в иных текстах – философских, научных, литературных. Однако независимо от их культурной и социальной значимости, влияния на общественное сознание и других факторов юридического статуса они не имеют.

Моральные же нормы содержатся в общественном (массовом) сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок. Соответственно нет каких-либо особых требований к их форме, текстам по поводу морали. Здесь важно подчеркнуть, что такого рода тексты создаются именно «по поводу» морали, а не содержат моральных норм, ибо последние по своей природе могут не иметь текстуального закрепления, документального характера.

Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности достаточно четко определены в плане возможных и должных действий, конкретных вариантов поведения субъектов. В противоположность этому моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок. Другими словами, суть действия моральных норм состоит в формировании общих принципов, внутренних убеждений и установок желательного поведения (будь вежлив). Это означает, что регулятивное воздействие моральных норм не имеет, в отличие от норм правовых, заранее установленных способов поведенческой реализации.

Специфику способов и методов обеспечения юридических норм традиционно усматривают в их связи с государственным принуждением, функционированием особых институтов государства и общества. При этом государственное принуждение актуализируется и как действительность, применение мер властного характера, и как возможность, угроза такого применения. Важно подчеркнуть, что государственное принуждение является способом обеспечения юридических норм, а не просто произволом власти, поскольку осуществляется только специальными субъектами и в рамках установленных законом процедур.

Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о справедливости, долге, чести, совести Гегель считал, что общественное мнение содержит принцип справедливости «в форме здравого смысла людей».

Взаимодействие права и морали достаточно сложно. Разумеется, в современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях (жизнь, свобода, равенство), которые и закреплены как нравственные принципы, и представлены в международных и национальных юридических актах как права человека. Следовательно, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы, по крайней мере в странах европейской культурной традиции.

Вместе с тем в плане содержания моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием, так называемой групповой морали, т.е. системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя и т.д., которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью.

Так, мы говорим об антисоциальной морали криминальных слоев общества, где налицо не просто безнравственное, противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Более сложной является коллизия правовых и моральных норм в обществах, находящихся в состоянии повышенной социальной динамики, переживающих реформы разного рода. В этих случаях неизбежно частичное разрушение общественной морали и правовой системы общества (зависящее от степени кардинальности идущих реформ), сопряженное со сменой их типа. Однако переход к новой морали осуществляется, как правило, медленнее, нежели модернизация правовых институтов и юридических структур. Иначе говоря, между юридическими и моральными нормами возникает некоторая «историческая рассинхронизация», что неизбежно порождает их коллизии. Правда, по сравнению с асоциальной групповой моралью они менее глубоки, но зато более масштабны.

Примером подобной коллизии может служить современная ситуация с частной собственностью в России. Законодательное закрепление, формирование института частной собственности и все, что связано с существованием частного права, фактически не принимается определенными слоями российского общества, воспитанными на ценностях коллективистской морали и продолжающие руководствоваться ее приоритетами.

Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в юридических текстах. Так, в законодательных нормативных актах нередко использование оценочных понятий нравственного характера (недостойное поведение, цинизм, честь). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой – нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых последствий (санкций).

Таким образом, можно говорить о регулятивном взаимодействии морали и права. В целом же можно считать, что в процессе общественного развития прослеживается тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, связанная, прежде всего с характером культуры и степенью цивилизованности каждого конкретного общества.

Заключение

В ходе проведенного исследования нами были выявлено, что тема действительно является актуальной, исторические сложившиеся, практически это грани одного и тоже процесса познания, право человек получает с рождение: право на жизнь, на учебу, пользоваться услугами здравоохранение, избрать любимую специальность.

Мораль присутствует рядом, это исторические сложившиеся нормы, которые не являются сложившиеся нормы, которые не являются статичными. Каждый эпохи присущи свои специфические особенности. Мораль - взгляды, представления людей о добре и зле, о постыд­ном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. Одновремен­но это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взгля­дов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.

Право-это не брошено на стол монета, а не прерывно горящая свеча. Право - это система, совокупность правовых норм. Но вместе е тем право не может существовать без юридических норм, которые закладывают и формируют его основы. Правовая норма рассчитана не на разовое, а на многократное ее применение. Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. Таким образом, все то общее, что существует в природных и социальных качествах человека вне зависимости от расовых, национальных различий, пола, религиозной и идеологической приверженности, обусловливает и общие черты любой правовой системы прошлого и современности.. Право в единстве природного, социального и политического выступает в виде важнейшего свойства бытия человека. Человек – существо разумное, справедливое, а значит, правовое.

1. По способам установления

Правовые нормы создаются либо санкционируются государством. Нормы морали создаются всем обществом.

2. По источнику (форме выражения)

Правовые нормы закреплены в специальных юридических актах государства.

Моральные нормы - неписаные заповеди.

3. По методам обеспечения (соблюдения)

Право обеспечивается принудительной силой государства. Мораль опирается на авторитет общественного мнения.

4. По характеру и способам воздействия на поведение людей

Право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, а мораль с точки зрения добра и зла, справедливости - несправедливости и т.п.

5. По уровню предъявляемых к поведению человека требований

Уровень требований выше у морали.

6. По характеру ответственности за нарушение

Нарушение норм права влечет юридическую ответственность, применяемую от имени государства; за нарушение норм морали - моральное осуждение.

7. По сферам действия

Моральное пространство шире правового.

8. По субъекту исполнения

Нормы права могут предполагать специального субъекта; нормы морали адресованы всему обществу.

9. По времени возникновения

Мораль возникла ранее права.

Взаимодействие права и морали

1. Требования права и морали в большей части совпадают.

2. Моральные воззрения субъектов правотворческой деятельности во многом обуславливают содержание принятых норм права.

3. Нормы права реализуются и применяются с учетом требования морали.

4. Эффективность реализации права во многом зависит от того, насколько оно отвечает моральным устоям общества.

Противоречия между правом и моралью

1. Право запрещает определенные деяния, а мораль одобряет, поощряет.

2. Право разрешает определенные деяния, а мораль осуждает, запрещает.

Соотношение права и государства

Основные подходы соотношения права и государства

1. Государство стоит над правом и им не связано (тоталитарная модель).

2. Право верховенствует над государством (теория правового государства).

3. Государство создает право, но в своей деятельности связано им

(реалистическая модель).

Реалистическая модель

1. Единство права и государства

В основе их возникновения лежат одни и те же причины;

Имеют общую цель: упорядочить общественные отношения, стабилизировать жизнь общества;

Будут существовать всегда.

2. Влияние государства на право

Создает право;

Дает официальное толкование норм права;

Реализует нормы права в форме правоприменения;

Обеспечивает охрану права.

3. Влияние права на государство

Законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму, компетенцию государственных органов и должностных лиц;

Закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан;

Является средством осуществления задач и функций государства.

НОРМА ПРАВА

Норма права - общеобязательное правило поведения, санкционированное государством, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Признаки нормы права

1. Является разновидностью социальных норм.

2. Норма права - общее правило поведения:

а) складывается в результате необходимости обобщить типичное в жизненных отношениях;

б) всегда обращена к лицам, обладающим какими-либо общими признаками (сотрудники ОВД, военнослужащие, врачи и т.п.);

в) рассчитана на многократное действие.

3. Носит общеобязательный характер.

4. Выражает государственную (общенародную) волю.

5. Формулируется государством в нормативных актах.

6. Выступает как властное государственное веление.

7. Охраняется государством.

8. Закрепляет наиболее важные типовые общественные отношения.

Виды правовых норм

По отраслям права (по предмету правового регулирования):

а) нормы уголовного права;

б) нормы административного права;

в) нормы экологического права;

г) нормы гражданского права и т.п.

По характеру предписаний:

а) обязывающие;

б) управомачивающие;

в) запрещающие.

По функциям, которые выполняют нормы права:

а) регулятивные;

б) охранительные.

По кругу лиц:

б) специальные (предполагают особого субъекта исполнения - работника суда, прокуратуры, военнослужащего, врача и т.п.).

По способу нормативно-правового регулирования:

а) нормы материального права;

б) нормы процессуального права.

По источнику (по юридической силе):

а) нормы законов;

б) нормы подзаконных актов.

По методу регулирования:

б) диспозитивные;

Специализированные нормы права:

а) нормы - принципы;

б) нормы - дефиниции;

в) нормы - начала.

СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА (внутреннее строение)

Гипотеза - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данной нормой.

Виды:

По наличию или отсутствию фактов - положительная, отрицательная.

Положительная - указывает на необходимость наличия фактов для действия нормы.

Отрицательна я - указывает на необходимость отсутствия фактов для действия нормы.

По строению : простая, сложная, альтернативная .

Простая - в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие правовой нормы.

Сложная - гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Альтернативная - ставит действие правовой нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

По форме выражения: абстрактная, казуистическая

Абстрактная – определяет общие признаки юридических фактов.

Казуистическая – определяет конкретные признаки юридических фактов.

Диспозиция - это элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может быть или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой, т.е. это само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений.

Виды:

По способу изложения: простая, описательная, ссылочная, бланкетная.

Простая диспозиция называет вариант поведения, но не раскрывает, не разъясняет его.

Описательная диспозиция описывает все существенные признаки поведения.

Ссылочная диспозиция не излагает правила поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой правовой норме.

Бланкетная диспозиция отсылает для ознакомления с правилом поведения к другим источникам права.

По строению: простые, сложные, альтернативные.

Простые – устанавливают один вариант поведения.

Сложные – устанавливают два и более обязательных для реализации вариантов поведения.

Альтернативные – устанавливают несколько вариантов поведения, каждому из которых может последовать субъект права.

Санкция - это элемент правовой нормы, в которой определяется, какие меры государственного принуждения могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

Виды:

По степени определенности: абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные.

Абсолютно -определенная -точно указан размер неблагоприятных последствий.

Относительно - определенная - указывает пределы, в которых возможно возложение ответственности.

Альтернативная - содержит перечень мер ответственности, из которых к нарушителю может быть применена любая.

По отраслям права

- конституционные

- уголовно-правовые

- уголовно-процессуальные

- гражданско-правовые

- административно-правовые

- иные

По характеру неблагоприятных последствий

- штрафные (карательные) (лишение свободы, штраф, другие)

- правовосстановительные (взыскание алиментов, восстановление на работе).

ИСТОЧНИКИ (формы права)

Источники права - способы внешнего закрепления и выражения правовых норм.

Виды источников права

Правовой обычай - санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате длительного повторения.

Юридический прецедент - судебное и административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение.

Нормативно-правовой акт официальный документ, принятый компетентным государственным органом в установленном порядке и содержащий общеобязательные правила поведения.

Договор нормативного содержания (как правило, международно- правовой) - соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные юридические нормы.

Правовая доктрина (юридическая наука) – теоретические положения авторитетных ученых, которым в отдельных государствах придается обязательная юридическая сила.

Религиозные тексты - священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике.

Другие

Нормативный правовой акт является одним из основных источников права нашей правовой системы.

На вопрос Нормы права в отличие от норм морали заданный автором шеврон лучший ответ это Отличие норм права и моральных норм. .
Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Вместе с тем нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:
1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.
2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях) .
3. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждениям, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения.
4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным) . Правовые же нормы представляют собой детализированные, по сравнению с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.
Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообуславливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь, нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.
Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества. Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.
Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.
ссылка



Просмотров