Проблемы в работе овд. Проблемы профессиональной подготовки сотрудников овд. Выводы по главе

Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти. Они образуются Президентом России, и другими уполномоченными на то органами государственной власти, им подотчетны и подконтрольны.

Законодательством Российской Федерации определена компетенция органов внутренних дел, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных обязанностей и прав.

Компетенция определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законами и иными нормативными актами, которые определяют обязанности и права ряда органов, действующих в системе МВД РФ. Так, компетенция полиции определяется законом « О полиции», внутренних войск - Законом « О внутренних войсках МВД РФ», и т.д.

В своей деятельности все органы внутренних дел руководствуются Конституцией РФ, законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами и инструкциями МВД России, положениями о соответствующих службах и органах, а также международными договорами Российской Федерации.

Основные задачи ОВД:

Обеспечение охраны личности, защита ее прав, свобод и законных интересов, а также интересов общества и государства от противоправных посягательств.

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Раскрытие и расследование преступлений, осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также преступников.

Охрана собственности.

Оказание социальной и правовой помощи населению.

Функции ОВД в сфере административной деятельности

Борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц;



Проведение планомерной работы по профилактике правонарушений;

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности

Осуществление общего и специального административного надзора

Контроль за дорожным движением и техническим состоянием автомототранспорта;

Осуществление контроля за противопожарной безопасностью;

Осуществление разрешительной системы;

Осуществление паспортно-визовой работы;

Проведение дознания и следствия в рамках предоставленной компетенции;

Охрана имущества и объектов от преступных посягательств;

Система органов внутренних дел в Российской Федерации построена на принципе федерализма с учетом административно-территориального устройства, наличия федеральных округов, а так же по объектовому принципу с учетом обслуживания объектов железнодорожного, водного и воздушного транспорта и закрытых административно-территориальных образований. В своей деятельности каждое звено системы органов внутренних дел ограничено масштабом обслуживаемой территории.

На федеральном уровне возглавляет систему органов внутренних дел Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России). Также второй уровень составляют окружные главные управления по федеральным округам, окружные управления материально-технического и военного снабжения, научно-исследовательские и образовательные учреждения МВД России, округа внутренних войск, органы внутренних дел на транспорте и др.

На уровне субъектов Федерации действуют МВД республик, ГУВД, УВД по краю, области, городу федерального значения, автономному округу, автономной области).

На муниципальном уровне созданы отделы внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям. В ОВД по району (городу) могут входить городские (поселковые) отделы (отделения) милиции, а также территориальные пункты полиции. К низовому звену можно отнести и отделы (отделения) внутренних дел на транспорте, а также подчиненные им линейные пункты милиции.

Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти. Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления. Задачи государственного органа представляют собой цели, достижение которых он должен добиваться всей своей деятельностью. Каждый орган государства имеет предназначенные только для него специфические задачи и функции.

Министерство возглавляет всю систему органов внутренних дел. Специальным правовым актом, определяющим статус Министерства, является Положение о нем, в котором детально определена компетенция МВД России, его задачи, функции, обязанности и права, формы и методы деятельности.

Содержание деятельности МВД России состоит: в организации деятельности и развития системы МВД России, в том числе кадровой и технической политики; анализе состояния и прогнозировании развития оперативной обстановки, разработке стратегии упреждающего реагирования на ее негативные изменения; оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации и происшествия, требующие вмешательства федеральных сил; непосредственном осуществлении оперативно-служебных и боевых мероприятий в пределах федеральной компетенции, в том числе по оперативному обслуживанию федеральных органов государственной власти; непосредственном руководстве подразделениями внутренних дел федерального подчинения, организационно-методическом руководстве подразделениями двойного подчинения, оказания им при необходимости практической помощи; информационном обслуживании всех звеньев системы Министерства; представительстве интересов органов внутренних дел в государственных структурах власти, средствах массовой информации и на международном уровне; внедрении положительного опыта и научных рекомендаций; разработке типовых нормативов и стандартов, включая кадровые и ресурсные; обеспечение собственной безопасности системы МВД России.

Структура МВД России. Основные направления деятельности органов, т.е. задачи и функции, определяют внутреннюю структуру Министерства. Организационная структура МВД России состоит из следующих элементов: руководство Министерства, аппарат министерства, главные управления, департаменты и другие подразделения.

Среди структурных элементов ведущая роль принадлежит руководству, в состав которого входят: министр, его заместители, коллегия Министерства.

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом России по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководство конкретными направлениями деятельности Министерства в соответствии с распределением обязанностей осуществляют первые заместители министра, заместители министра, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом России по представлению Правительства Российской Федерации, заместитель министра - командующий внутренними войсками, назначаемый Президентом России по предложению министра. Количество заместителей определяется Президентом (в Указе № 248-2011 г. – 8 заместителей.)

Министерство организует свою работу на основе сочетания принципов коллегиальности и единоначалия в обсуждении и решении вопросов по руководству системой органов с установлением строгой персональной ответственности должностных лиц за состоянием дел на порученном участке работы.

В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра, Директора ФМС (членов коллегии по должности), а также руководящих работников органов внутренних дел. Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и объявляются приказами министра и являются обязательными для всех органов и служб системы МВД.

В главном управлении командующего внутренними войсками Министерства образуется военный совет.

Для коллегиальной разработки стратегии на важнейших направлениях деятельности органов внутренних дел в Министерстве образуется научно-методический совет. В состав совета входят министр (председатель), члены коллегии министерства и другие руководители органов внутренних дел, ученые и наиболее опытные практические работники.

При МВД действует Общественный совет, формируемый в порядке, установленном Президентом РФ.

Что сейчас происходит в ОВД?

Это можно назвать одним словом - "РАЗВАЛ".

Возьмем экспертов. По приказу МВД №280-2008 они должны выезжать на мероприятия не более 4 раз в сутки в составе СОГ (следственно-оперативная группа).

Наши начальники делют хитрее - создали межрайонные подразделения (в Москве) и каждый эксперт выезжает по 12 раз, но с разными СОГ! Спать некогда, работы прибавляется с каждым месяцем, а численность экспертов сокращается.

Так же начальники ЭКЦ требуют "изъятий" с мест преступлений. А если следователь говорит эксперту, что ничего изымать не нужно, и отпечатков нет никаких - виноват оказывается эксперт. А то, что преступники пошли умные, стараются не оставлять следов, работают в перчатках, - это руководителей ЭКЦ не волнует. Сотрудники за свои средства покупают фонарики, батарейки, другие расходные материалы. Порошки просрочены и на порядок хуже, чем у прокурорских, - у тех есть такие. которые могут снять отпечатки пальцев даже с листьв дерева. Об оснащении экспертов последними достижениями науки и техники речь даже и не идет.

Что же говорить об участковых? Они обслуживают огромные территории с населением заведомо большим, чем положено по приказу МВД №900. На их участках существуют притоны, котроые трогать нельзя - сразу уволят или подставят УСБ, ФСБ или начальник. Незаконную торговлю тоже не трогай, ее крышует либо начальник, либо его заместители, либо все вместе. Честные сотрудники не нужны - они не дают начальнику денег или возможность их делать.

Аналогично с розыском - требуют раскрытий преступлений, а как их раскрывать, если 70% их совершают приезжие, не имеющие никаких связей на данной территории? Только по горячим следам и можно еще что-то раскрыть. Но это делает в основном ППС. Люди работают без выходных. Вынуждены где-то подрабатывать - семью-то кормить нужно! Вступают в связь с криминалитетом, сливают информацию, крышуют, получая за это прибавку к денежному довольствию.

Про БЭП и говорить не хочется, настолько изменилась в худшую сторону эта служба за последние 20 лет!

ППС - это работяги. Но их не хватает. Многие делают деньги на приезжих при проверке документов.

Дежурные части. Раньше было 3 человека в смену. Сейчас - 2. Хотя работы и потока информации добавилось. Участились проверки, приходится на каждый "чих" посылать СОГ. Например - поцарапали машину гвоздем. Раньше водитель сам подъезжал к ОВД и там дознаватель делал осмотр и выдавал талон-уведомление. Дальше участковый давал справку в страховую компанию. Теперь на "место происшествия" нужно посылать целую СОГ!. И таких примеров множество. Получается, что полицию заставляют заниматься выдачей справок, а не ловить преступников! Сейчас реально 4 часа в сутки, положенные на отдых, дежурный взять не может. Как их возьмешь, если, например, в Южном Бутово в сутки принимают до 150 заявлений и сообщений (КУП). В других подразделениях не лучше.

Кадровая служба. Эти продают вакантные места - от 60 тыс. руб. стоит должность инспектора, 100-200 тыс. сотрудника ГИБДД. Чем выше должность, тем больше сумма.

УСБшники. Ну здесь все понятно. Поймали и не дал - материал в прокуратуру. Дал - все хорошо. Чтобы пройти согласование с УСБ многие ухитряются дать деньги в размерах от 5 до 10 тыс. у.е. и более, - в зависимости от должности, и степени "родства" с УСБ. За последнее время у УСБшников резко повысились показатели в вербовке сотрудников, - согласился работать на УСБ - прошел в полицию, нет, - в народное хозяйство.

Вообщем, картина нерадостная. Что делать - непонятно. Куда катимся - понятно, - в бездну произвола и беззакония. Спасибо НРГ за проведенныю "реформу".

В виду того, что деятельность органов внутренних дел является весьма важным элементом российского государства, контроль за деятельностью таких органов занимает особое место.

Однако стоит отметить то, что на практике не редко возникают проблемы осуществления такого контроля. Это можно объяснить тем, что, во- первых, существуют различные виды контроля, а, во - вторых, органы внутренних дел включают в себя специальные специфические подразделения.

В качестве одной из причин проблем контроля органов внутренних дел выступает и то, что система органов внутренних дел также весьма специфична и во многом предопределена территориальными особенностями РФ.

Условно можно выделить несколько основных факторов, которые обуславливают проблемы контроля органов внутренних дел.

Первым, одним из самых важных факторов, выступает то, что на сегодняшний день сложилась обстановка, когда численность сотрудников правоохранительных органов недостаточна. Имеет быть тенденция сокращения численности штата.

В связи с тем, что существует недостаток сотрудников органов внутренних дел, возникают ситуации, когда весьма сложно обеспечить надлежащий контроль со стороны органов внутренних дел. То есть, фактически нет возможности для должного проведения такого контроля Кардашов А.И. Правовые и организационные основы деятельности дежурной службы органов внутренних дел. М., 2010- С.78-79.

Во-вторых - это крайне низкое материальное, а также техническое обеспечение, которое негативным образом сказывается на осуществлении контрольных мероприятий. То есть для более эффективного достижения поставленных целей по осуществлению контрольных полномочий необходимо задействовать мощные технические ресурсы, оснащение специальным оборудованием и так далее.

В - третьих - в России в системе правоохранительных органов, в частности в органах внутренних дел наблюдается тенденция, связанная с текучестью кадров, что также оказывает отрицательное влияние на осуществление контроля органами внутренних дел.

Применительно к контрольной деятельности органов внутренних дел следует говорить о ее правовом, организационном и техническом обеспечении.

В качестве одной из основных проблем контроля органов внутренних дел является наличие законодательной базы.

Так существует большой объем нормативных актов, как законных, так и подзаконных, которые регулируют деятельность по осуществлению контроля в органах внутренних дел. Однако, полагаю, что современная российская правовая система нуждается в корректировке и принятии единого нормативного акта, который будет регулировать вопросы осуществления контроля, а также различных его видов.

В качестве самостоятельной проблемы контроля органов внутренних дел выступает своевременность его проведения. То есть все уполномоченные органы и должностные лица должны осуществлять такой контроль в оптимальные сроки. Кроме этого устранение выявленных нарушений должно происходить в минимально короткие сроки. Именно данные обстоятельства будут способствовать эффективному выполнению контрольных полномочий.

Следующей проблемой в области осуществления и проведения контроля является организационное обеспечение. Так, необходимо своевременно выявлять, а затем и устранять причины, которые препятствуют осуществлению такого контроля. Чиркин В.Е. Указ. соч. - С.37-38.

Практика управленческой деятельности, к сожалению, часто свидетельствует о еще существующем стремлении к громоздким документам, до крайности перегруженным статистическим материалам. То есть большое значение для решения сложившихся проблем, связанных с обеспечением общественного порядка будет являться сокращение бумажной работы в органах внутренних дел. Семенов В.М. Указ. соч.- С.62-63

На сегодняшний день, в целях повышения эффективности контроля органам внутренних дел необходимо выработать определенную единую систему действий, которая будет направлена на предупреждение правонарушений.

Основными из них являются:

Рейды - заранее не оговоренные выезды;

Оперативно-розыскные мероприятия (личный сыск, оперативная установка) и так далее.

Принятие и разработка таких мер способствует решению сложившихся проблем. Полагаю, что сотрудники органов внутренних дел в процессе осуществления таких действий должны приложить все необходимые усилия, направленные на решение возникающих проблем.

Помимо вышесказанного в современных условиях можно выделить несколько основных тенденций и путей, направленных на устранение проблем контроля органов внутренних дел и совершенствования такого контроля:

1. совершенствование организационной структуры ОВД - то есть улучшение взаимосвязанных элементов в организационной структуре органов внутренних дел, которые будут способствовать повышению эффективности их работы;

2. четкое распределение должностных обязанностей между лицами, которые осуществляют такой контроль - так, полагаем, что именно на законодательном уровне необходимо определить круг должностных лиц, которые уполномочены осуществлять контрольные функции;

3. использование информационных стендов и т.д. - возможно, что вся необходимая информация будет доводиться путем ее размещения в различных местах, на специальных носителях и так далее.

Существующие в настоящее время в ОВД системы контроля, к сожалению, недостаточно совершенны и не в полной мере удовлетворяют потребности общества и российского государства в целом.

Система контроля в настоящее время весьма трудоемка и в тоже время не всегда основывается на четкой нормативной базе. Поэтому высшие должностные лица не всегда своевременно узнают информацию относительно результатов исполнения отдельных поручений. Поэтому такие обстоятельства и приводят к тому, что решения принимаются повторно, затрачивается дополнительное рабочее время, дисциплина внутри коллектива значительно ослабляется. Соответственно можно говорить и о снижении эффективности работы в органах внутренних дел.

Серьезным шагом на пути совершенствования контрольной деятельности является выработка рациональных подходов к имеющимся формам и методам контроля. Полагаю, что для конкретной ситуации необходимо подбирать наиболее подходящие способы контроля. Именно это будет способствовать повышению эффективности в данной сфере.

Кроме этого, полагаю, что контроль органов внутренних дел должен осуществляться именно с учетом специфики деятельности таких органов. Горшенев В.М., Шахов И.Б. Указ. соч.- С.59-61

Большим шагом на пути совершенствования контроля органов внутренних дел является надлежащее использование технических средств, компьютерных технологий.

Контроль должен быть оснащен соответствующими техническими средствами. Техника в большей степени будет способствовать наиболее эффективному контролю.

Большое значения для решения проблем контроля органов внутренних дел является разработка и принятие различных научно обоснованных, объективных критериев оценки служб, подразделений и конкретных сотрудников.

Необходимо в отдельные периоды (квартал) проводить определенный анализ деятельности органов внутренних дел. При этом выявлять не только положительные моменты в процессе осуществления их деятельности, но и негативные.

На практике очень часто возникает такая проблема в области контроля органов внутренних дел, как объективность. Нередко должностные лица, осуществляющие контрольные мероприятия весьма субъективно подходят к осуществлению и выполнению, возложенных на них функций.

Такая проблема возникает в силу того, что в различных источниках, а также на уровне законодателя, к сожалению отсутствуют критерии, которые будут способствовать объективности. В виду отсутствия таких критериев, как раз и способствует созданию условий для необъективного подхода к оценке деятельности, как отдельных сотрудников, так и горрайоргана внутренних дел в целом.

Большим шагом на пути решения проблем в области контроля органов внутренних дел является сокращение так называемой «бумажной волокиты». Поскольку это также влияет на деятельность и эффективность проведения контрольных операций. Полагаю, что следует упростить отчетность органов внутренних дел, осуществляемую на бумажных носителях.

Следует еще подчеркнуть и такую проблему, как психологический аспект контрольной деятельности.

Руководитель органа внутренних дел призван побуждать подчиненных ему людей к инициативе и творчеству расставлять сотрудников в коллективе соответственно способностям, с целью получения высоких результатов работы коллектива в целом. Это тем более важно, что инициативу, творчество и другие сложнейшие интеллектуально- психологические качества невозможно сформулировать только приказами, распоряжениями и другими административными актами.

Здесь приходится воздействовать на личностные, психологические качества, присущие конкретному человеку. Кроме этого необходимо вызывать у него желание и стремление к работе, проявлению инициативы и так далее.

Однако, в виду того, что психика людей весьма различна, также к отдельному человеку нужен индивидуальный контроль, возникают определенные проблемы, которые в дальнейшем затрудняют процесс контроля.

Использование руководителями власти предполагает осуществление действенного контроля за работой подчиненных. При этом обязательно нужно определить масштаб, рамки контроля. Овчинников О.А. Научные исследования в организации деятельности органов внутренних дел // Российский следователь. - 2009. - №5. - СПС КонсультантПлюс.

Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что существуют определенные проблемы, связанные с контролем в ОВД. В основном это связано с осуществлением таких полномочий, с организацией проведения контрольных мероприятий и дисбалансом между лицами и структурами, осуществляющими такой контроль.

Государства на законодательном уровне должно принять все меры для решения подобных проблем. Кроме этого, полагаем, что современное российское законодательство нуждается в корректировке и дополнении, а также принятии специального нормативного акта, которые будет регулировать вопросы контроля органов внутренних дел.

Ключевые слова: СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА; ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ; ТАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ; СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ; POLICE OFFICERS; PROFESSIONAL TRAINING; SUPPRESSION OF OFFENCES AND CRIMES; TACTICS OF APPLYING PHYSICAL FORCE; SPECIAL MEANS AND FIREARMS.

Аннотация: В статье говорится о необходимости повышения качества профессиональной подготовки сотрудников полиции к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – ФЗ «О полиции») полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Для выполнения своего предназначения и задач, стоящих перед сотрудниками полиции, последние наделены правом применения мер принуждения, осуществляемого от имени государства. Практика показывает, что сотрудники полиции при выполнении служебных обязанностей, в частности при пресечении правонарушений и преступлений, при задержании лиц их совершивших, при осуществлении доставления правонарушителей и преступников в служебные помещения часто сталкиваются с противодействием и неповиновением. Противодействие и неповиновение выражается не только в пассивном невыполнении требований сотрудников полиции, но и в совершении нападений на них, в том числе с использованием оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Таким образом, создается угроза жизни и здоровья сотрудников полиции.

«Из обзора МВД России «О профилактике чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников органов внутренних дел»: в 1 полугодии 2014 года резко возросло количество чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников в результате огневого и физического контакта с правонарушителями. За указанный период погибло 10 и ранено (травмировано) 98 сотрудников органов внутренних дел, в том числе: при задержании правонарушителей – 3 и 50, при нападении на сотрудников – 3 и 18, при разбирательстве с задержанными – 1 и 6, при доставлении правонарушителей – 0 и 6, при проверке документов у подозрительных лиц – 0 и 3, при других обстоятельствах – 3 и 15. Анализ показывает, что основными причинами гибели и ранений сотрудников являются непрофессионализм рядового и начальствующего состава, психологическая неготовность к выполнению оперативно-служебных задач, халатность и недисциплинированность при исполнении служебных обязанностей». В сети Интернет регулярно появляются видеоролики об оказании сопротивления сотрудникам полиции и о совершении на них нападений в целях воспрепятствования выполнению ими своих служебных обязанностей.

В современных условиях для того, чтобы полиция действительно смогла выполнить свое предназначение по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, по противодействию преступности, по охране общественного порядка и по обеспечению общественной безопасности, сотрудник полиции должен обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками в области охраны общественного порядка, в области правовых оснований и тактики применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «О службе в ОВД РФ») сотрудник органов внутренних дел обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, в установленном порядке проходить профессиональное обучение.

Правовую основу профессионального обучения сотрудников ОВД составляют Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О службе в ОВД РФ» и приказ МВД России от 31 марта 2015 г. №385 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

Сотрудники органов внутренних дел, впервые принимаемые на службу, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят обучение по программам профессиональной подготовки в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел осуществляется в образовательных организациях системы МВД России.

В рамках профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел большое внимание уделяется приобретению ими знаний, умений и навыков по несению службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, по тактике применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Однако вышеуказанная статистика гибели и ранений сотрудников органов внутренних дел говорит о том, что сотрудники органов внутренних дел не всегда выполняют тактически грамотные действия при пресечении правонарушений и преступлений и при задержании лиц, их совершивших. Сотрудники органов внутренних дел зачастую слабо знают основания и запреты применения огнестрельного оружия, основания, запреты и ограничения применения специальных средств, основания применения физической силы. Некоторые сотрудники органов внутренних дел не решаются вовремя применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

«Анализ показывает, что основными причинами гибели и ранений сотрудников при исполнении служебных обязанностей являются: недостаточная профессиональная и психологическая подготовленность личного состава к действиям в экстремальных ситуациях; потеря бдительности при разбирательстве с подозреваемыми и задержанными; нарушение правил дорожного движения и непринятие мер безопасности при использовании транспорта; боязнь правовых последствий применения оружия» .

Действительность такова, что наличие форменного обмундирования и служебного удостоверения, обозначающих принадлежность к правоохранительным органам, не гарантируют, выполнение гражданами и, тем более, правонарушителями, законных требований сотрудников полиции. Это объясняется тем, что сотрудники полиции не пользуются должным авторитетом в обществе. Часть общества на сегодняшний день в принципе криминальна, то есть систематически и сознательно нарушают закон, другая часть общества ставит под сомнение законность действий сотрудников полиции, в связи, с чем не стремится выполнять их требования, третьи полагают, что могут самостоятельно защитить свои права.

В настоящее время среди граждан, особенно среди молодежи, популярны секции и школы единоборств различных стилей, где за вознаграждение любой желающий может получить навыки ведения рукопашного боя и развить в себе физическую подготовленность.

Все вышеизложенное создает реальные предпосылки для оказания физического противодействия сотрудникам полиции в ходе оперативно-служебной деятельности последних. Чтобы выступать реальным гарантом прав и свобод человека и гражданина, быть реальным защитником граждан от противоправных и преступных посягательств, сотрудник полиции должен быть тактически и физически подготовленным к действиям в условиях, связанных с применением физической силы.

На основании изложенного, считаем необходимым включить в процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел упражнения, которые помогут сформировать психологическую, физическую и тактическую готовность сотрудников полиции к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в реальных условиях выполнения оперативно-служебных задач.

Упражнение «Быстрое приведение оружия в боевую готовность при внезапном нападении на сотрудника полиции», цель которого развитие и совершенствование навыков быстрого извлечения пистолета из кобуры и привидения его в боевую готовность в условиях перемещения на разрыв дистанции от нападающего.

Упражнение «Дуэль», цель которого развитие и совершенствование навыков передвижения в условиях огневого противодействия противника.

Упражнение «Осмотр помещений – мест возможного укрытия преступников и иных правонарушителей», цель которого обучить сотрудников полиции производить осмотр зданий, сооружений и иных помещений, а также, задержание и досмотр преступников и правонарушителей, соблюдая меры личной безопасности и применяя при необходимости физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в условиях ограниченного пространства.

Упражнение «Задержание и досмотр вооруженного преступника после преодоления полосы препятствий», цель которого выработать у сотрудников органов внутренних дел необходимые морально-волевые качества и специальную физическую выносливость, которые позволят выполнять тактически грамотные действия на фоне усталости и других сбивающих факторов.

Вышеуказанные упражнения могут отрабатываться в рамках таких дисциплин как «Тактико-специальная подготовка. Основы личной безопасности», «Профессиональные модули» и «Комплексный практикум по огневой и физической подготовке».

Эти упражнения, за исключением преодоления полосы препятствий, могут выполняться в любых помещениях, в том числе на улице практически при любых погодных условиях, что обеспечивает готовность сотрудника полиции к выполнению оперативно-служебных задач в реальных условиях, а не только в условиях спортивного зала или тактического полигона. Важным моментом является и то, что вышеуказанные упражнения необходимо выполнять в повседневном форменном обмундировании, либо в одежде, схожей с обмундированием сотрудника полиции, с обязательным ношением оружия в кобуре, наручников и палки специальной как минимум. Это необходимо для того, чтобы впоследствии форменное обмундирование не мешало сотруднику полиции выполнять какие-либо движения при задержании правонарушителей. Не секрет, что форма сотрудника полиции далеко не всегда приспособлена для активных действий по преследованию и задержанию правонарушителей и преступников, пресечению правонарушений и преступлений.

Считаем, что регулярное выполнение сотрудниками органов внутренних дел вышеуказанных упражнений обеспечит формирование необходимых морально-волевых качеств, чувства уверенности в себе и надлежащего уровня физической и тактической подготовки, что в конечном итоге приведет к успешному выполнению оперативно-служебных задач, а также обеспечит высокую работоспособность в процессе служебной деятельности.

Список литературы

  1. Алгоритм действий сотрудников полиции в типовых ситуациях применения физической силы: отчет о научно-исследовательской работе / Д.Г. Басистов. – Екатеринбург: Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2014. – С.63.
  2. Тактика задержания вооруженных преступников в различных ситуациях: учебно-методическое пособие / М.А. Войцехович. – Иркутск: Учебный центр УВД Иркутской области, 2003. – С.85.


Просмотров