Свод правил для криминальных элементов. По понятиям. Происхождение современной общественной морали (Лев Волохонский)

MENSBY

4.7

«Воровские законы», в основном были сформулированы в конце 20-х в начале 30-х. Эти классические законы были целиком пропитаны духом «идейности» уголовного мира. Что представляет собой воровской закон?

Структурная иерархия среди "воров в законе" является достаточно демократичной. Среди них нет прямых руководителей (главарей), т.к. воры воспринимают себя свободными людьми и не подчиняются чьим либо приказам, а живут по «воровскому закону».

По мнению исследователей, «воровские законы», в основном были сформулированы в конце 20-х в начале 30-х. Эти классические законы были целиком пропитаны духом «идейности» уголовного мира.

Воровской закон того времени мало чем отличается от правил, проповедуемых "жиганами", а именно формулирует семь основных законов (понятий).

1. Преданность и поддержка воровской идеи.

2. Недопустимость, отсутствие контактов с правоохранительными органами.

3. Честность по отношению к другим "ворам в законе" или авторитетам.

4. Обязанность вовлекать в свою среду новых членов, особенно из числа молодежи.

6. Контроль за соблюдением порядка в ИУ и СИЗО, насаждение там власти воров.

7. Обязательное умение играть в карты.

Из этих семи основных законов вытекают следующие, дополнительные:

Отказ от сотрудничества с любыми властными структурами;

Отказ от дачи показаний следственным и судебным органам;

Отказ от чистосердечного признания вины в совершенном преступлении;

Обязанность соблюдать конфиденциальность относительно сообщников и их нахождения (например, расположения "малины").

Не иметь собственности и сбережений;

Не иметь семьи;

Периодически садиться в места лишения свободы;

Не брать в руки оружия;

Не работать ни при каких условиях;

Поддерживать порядок в зоне, т.е. разбирать конфликты, не допускать ссор, поножовщины и т.д.;

Греть (наладить снабжение) ШИЗО1 и ПКТ2;

Пополнять воровское благо, т.е. собирать дань со всех осужденных, заключенных и иных лиц;

Чтить родителей (особенно мать)91;

Не состоять ни в каких партиях и объединениях;

Быть искусным в понятиях (жаргоне).

Учить правильной жизни молодежь, разъяснять, что такое правильные понятия;

Не иметь прописки (регистрации);

Быть честным в картежной игре между ворами.

Иметь своего помощника (шестерку).

Некоторые авторы справедливо считают, что не следует путать воровские и тюремные законы. Воровской закон(ы) – это свод неписаных правил и норм, обязательный для «воров в законе». Ряд его положений распространяется не только на «воров в законе», но и на всех других осужденных, заключенных и вообще лиц, относящихся к криминальным сообществам. Эта часть "воровского закона", которая обязательна для всех остальных преступников, называется тюремным законом.

Таким образом, тюремный неписанный закон – это свод норм, правил, запретов и традиций, обязательный для всех осужденных, заключенных и т.д., независимо от их принадлежности к той или иной категории в «табели о рангах». Тюремный закон регулирует отношения как между отдельными осужденными, заключенными и т.д., так и между группами заключенных; он определяет механизмы разрешения возникающих конфликтов как между отдельными лицами, так и между группами лиц. Различия между воровским и тюремным законом приведены ниже.92

Тюремный закон

Обязывает выделять долю в "общак".

Запрещает применение насилия в отношении "вора в законе".

Запрещает доносительство (стукачество).

Запрещает без оснований отбирать у заключенных что-либо.

Запрещает предъявление кому бы то ни было обвинений без доказательств.

Запрещает оскорблять любым образом.

Запрещает нецензурную ругань (матерщину).

Обязывает поддерживать семейников.

Запрещает вступать в секции, т.е. не становиться красным.

Запрещает воровать у своих (крысятничать).

Это перечень основных правил воровского закона, который в реальности включает еще много правил и ритуалов, имеющих прикладное значение.

Таким образом, можно констатировать, что соблюдение норм тюремного закона является обязательным как для «воров в законе», так и для всех остальных осужденных, а соблюдение отдельных положений этого закона обязательно только для «воров в законе» и лиц, стремящихся быть "коронованными". При этого отметим, что многие положения воровского и тюремного законов совпадают.

– достижение полного влияния на достаточно неустойчивую среду осужденных и заключенных с помощью норм и правил, возведенных ими в закон;

– осуществление очень жесткого «правления» массой осужденных и заключенных, путем принуждения к подчинению силовыми методами, вплоть до убийства неугодных, с использованием подставных лиц (т. н. торпед), с целью избежания наказания за содеянное;

– проникновение лично или через помощников в среду работающих осужденных (в качестве сухарей) с целью осуществления контроля над промышленной зоной исправительного учреждения, налаживания контактов с волей для завоза в ИУ продуктов питания, спиртных напитков, сигарет, денег, наркотиков;

– получение незаконных благ и привилегий через давления на осужденных, под прикрытием воровского и тюремного закона.

Любые законы, в том числе и неформальные воровские, поддерживаются соответствующими "блатными санкциями" по отношению к «оступившимся» нарушителям воровского (тюремного) закона. В той же мере это касается и лиц, содержащихся под стражей и в местах лишения свободы, хотя говорить о том, что там существуют организованные преступные сообщества, нельзя.

Для "воров в законе" существует три вида санкций, которым они могут быть подвергнуты:

– публичная пощечина за мелкие провинности (чаще всего за безосновательные оскорбления); причем дать пощечину может только равный по «званию», т.е. тоже вор в законе;

– дать (бить) по ушам – т.е. перевести в низшую категорию, так называемых мужиков;

– смерть.

В случае нарушения основных требований воровского кодекса вор не может рассчитывать ни на какое снисхождение, он будет разыскиваться, пока его не найдут со всеми вытекающими последствиями (смерть). После вынесения приговора воровской сходкой, каждый уважающий себя арестант обязан при встрече с приговоренным привести приговор в исполнение, т.е. его убить.

К преступникам, не имеющим ранга «вора в законе», может быть применено большее число санкций, основными из которых являются:

– избиение;

– совершение насильственного акта мужеложства (особенно распространено среди несовершеннолетних преступников), т.е. перевод в самую презираемую группу (петухов, обиженных, опущенных и т.д.).;

– лишение занимаемого статуса (дать по ушам) – перевод из категории блатных в категорию мужиков;

– изгнание из семьи (микрогруппы) – остракизм;

– парафин, т.е. чисто символический акт мужеложства: заключается в проведении по губам провинившегося половым членом, при этом акту насильственного мужеложства провинившийся не подвергается;

– ломание рук (ног) – применяется к лицам, безосновательно избившим кого-либо;

– объявление фуфлыжником (т.е. человек двинул фуфло) – применяется к лицам, проигравшимся в карты и не уплатившим проигрыш в срок. О таких людях идет отписка по лагерям, тюрьмам, т.е. братва ставится в курс;

– смерть – применяется достаточно редко и только за грубейшие нарушения тюремного закона (если точно установлено, что лицо является агентом правоохранительных органов; за воровство крупной суммы из общака и т.д.); на убийство провинившегося должна быть санкция "вора в законе" или сходки местных авторитетов.

Мало кто знает, что существует четкое разграничение закона воровского и тюремного. Так, под первым понимается установленный в определенных кругах свод неписаных правил и норм поведения, который является обязательным для так называемых воров в законе. А что же такое тюремные понятия и законы?

Тюремный закон

Конечно, никому не пожелаешь на собственной шкуре прочувствовать, что это такое. Но если уже «дело сделано» и человек направляется по этапу, то есть в места лишения свободы, ему стоит выяснить, что же такое тюремные понятия и законы воровские.

Естественно, что четкого, где-либо прописанного термина не существует. Исходя из устоявшихся негласных правил, тюремный закон - это правила и традиции, обязательные для всех без исключения заключенных. Именно указанные нормы регулируют отношения среди лиц, отбывающих наказание.

Таким образом, тюремный закон - это лишь определенная часть Отличие их лишь в том, что первый - обязаны соблюдать абсолютно все осужденные и заключенные. А вот конкретные нормы воровского закона соблюдаются только «коронованными» ворами и заключенными, стремящимися получить указанный «статус».

Какой он, закон тюремный?

Тюремные понятия и законы, запретыстрого соблюдаются «правильными» арестантами. По сути, смысл правил поведения в местах лишения свободы такой же, как и нормы жизни на свободе. Просто заключенные выражают это на своем, им более понятном, языке (или жаргоне).

Итак, основные тюремные понятия и законы заключенных сводятся к следующему:

Выделять долю в общак, то есть уметь делиться, отдавать свое.

С почтением относиться к старикам, родителям.

Не стучать, то есть не доносить на других заключенных администрации колонии или тюрьмы.

Не «крысятничать», то есть не воровать у своих.

Не предъявлять обвинения без наличия на то оснований, доказательств.

Не материться, не оскорблять без причины (удивительно, но в местах лишения свободы запрещено нецензурно выражаться).

Отвечать за свои слова. Это означает, что нельзя просто пригрозить кому-то: если уж сказал, так нужно делать. Никаких изменений ситуаций, или «нечаянно» в местах лишения свободы не существует.

Все вышеперечисленные законы являются достаточно жизненными и человечными, а также легко применимыми (с некоторыми поправками) в повседневной жизни на свободе.

Есть и такие тюремные законы и понятия, правила, которые обычному человеку понять достаточно сложно. К примеру, нельзя вмешиваться. Так, если один заключенный решил покончить жизнь самоубийством, отговаривать его остальным осужденным нельзя. Если он просит лезвие (чтобы перерезать вены или горло) - его дадут.

Странным для законопослушного гражданина будет и то, что в тюрьме запрещается поднимать что-либо с пола. Даже если у заключенного на пол упала шапка, поднимать и тем более носить ее дальше уже нельзя.

«Преступление и наказание»

Несоблюдение норм тюремного закона не пройдет бесследно ни для одного из заключенных. При этом не имеет значения, относится ли арестант к тюремной «элите» или же входит в самую непочетную группу «сидельцев».

За нарушение установленных правил провинившийся осужденный (тот, который «накосячил») может быть подвергнут:

Избиению.

Удару по ушам (дать по ушам - означает перевести заключенного из «касты блатных» в более низшую, то есть в категорию «мужиков»). Сделать это может только вор в законе или осужденный, имеющий такой же статус.

Перелому конечностей - руки и ноги ломают, как правило, лицам, не вернувшим карточный долг (а он на зоне считается святым), а также тем, кто без каких-либо на то причин сам избил сокамерника.

Насильственному акту мужеложства, после которого заключенный автоматически попадает в самую презираемую «касту опущенных»; данный вид наказания широко распространен в местах лишения свободы, где отбывают наказания несовершеннолетние преступники, а также на зонах общего режима. В тюрьмах строгого и особого режима данные случаи встречаются крайне редко.

Символическому акту мужеложства (на зоне это выражение заменяется понятием «парафин» и заключается в проведении половым органом по губам провинившегося). Сам половой акт при этом не происходит, однако осужденный также переводится в категорию «петухов».

Убийству (данный вид наказания применяется достаточно редко и только за совершение особо серьезных поступков). К примеру, убить заключенного могут за крупное воровство из общака или за доказанную связь с правоохранительными органами. При этом решение об убийстве никогда не принимается единолично кем-то из арестантов.

Виды тюремных понятий

Понятия - это правила, своего рода кодекс чести. Условно все существующие тюремные понятия и законыподразделяются на две большие группы:

Положительные, то есть те, которые, по мнению заключенных, являются правильными и приемлемыми для них самих;

Отрицательные - те, которыми руководствуются низшие категории «зеков» (они по этой причине и попадают в касты «петухов», «козлов» и прочие).

Положительные понятия, в свою очередь, делятся на людские и воровские. А отрицательные - на «гадские» и ментовские (полная противоположность воровским).

Понятия - фундамент взаимоотношений?

Именно на понятиях выстраиваются отношения лиц, отбывающих наказание. В основе их общения лежат понятия людские. Именно их придерживаются так называемые порядочные арестанты, а также иные «касты» заключенных, речь о которых пойдет ниже.

Есть и те, кто следует гадским понятиям, являющимся абсолютной противоположностью людским. Обычно это «крысы», «курицы» и «беспредельщики» - то есть заключенные, совершившие достаточно значимый для заключенных проступок. Это может быть кража чего-либо у своего же сокамерника, донос на другого заключенного сотрудникам тюрьмы или колонии, а также безосновательное избиение арестанта.

Колонии и тюрьмы - это места лишения свободы, в которых не прощаются ошибки. В связи с этим заключенный, нарушивший нормы «людского» сосуществования, лишается возможности искупить свою вину. Такой арестант на протяжении всего срока заключения, скорее всего, будет подвергаться унижениям и издевательствам со стороны сокамерников.

Таким образом, тюремные понятия и законы, правила поведения являются платформой, на которой строятся взаимоотношения между заключенными. При этом людские понятия, по смыслу, направлены на самопожертвование, стремление к взаимопомощи, сочувствие, человечность и взаимопонимание. Тогда как гадские являются полной противоположностью и основываются на желании удовлетворить только свои потребности и интересы, поставить себя выше остальных.

Основные понятия

Многие тюремные понятия и законы уже плавно вошли в жизнь на воле. В современном обществе довольно часто можно услышать такие термины, как «косяк», «западло», «параша», «предъявить», «душняк», «рулить», «фуфлыжник» и многие другие. Причем не всегда лица, использующие в своем лексиконе тюремный жаргон, знают правильное значение понятий.

Так, не все знают, что термин «душняк» означает создание невыносимых для нормального существования условий. А «косяк» - это непросто случайная оплошность, а серьезное нарушение тюремного закона.

Вообще, практически все часто употребляемые в обычной жизни слова на зоне обозначаются «своими» терминами. Например, уличный разбой - это «гоп-стоп», убийство - «мокрое дело», язык - «метла», особо опасный рецидивист - «особняк», тюремный коридор - «продол», выяснение отношений - «разборка», сбежать или скрываться - «сесть на колеса» и другие.

Без знания тюремной терминологии заключенному практически невозможно существовать в местах лишения свободы. Поэтому если осужденный не хочет иметь лишних проблем - он, как правило, еще находясь в следственном изоляторе, начинает постигать «блатной язык». Ведь без знания специфической тюремной терминологии нельзя понять, к примеру, выражение: «Смотрящий с мандатом предъявляет авторитетным блатным». В «переводе» на простой язык оно означает, что «главный на зоне передает важную информацию, содержащуюся в записке, почитаемой и уважаемой на зоне группе заключенных».

Таким образом, тюремные понятия и законы воровские (а точнее, тюремные) являются обязательными знаниями, которые заключенный приобретает, еще находясь в местах предварительного заключения (СИЗО).

Однако осужденному необходимо знать не только тюремные понятия и законы, правила поведения, но и так называемые касты, то есть категории заключенных (в одну из которых сам осужденный обязательно будет входить).

Тюремные «касты»

Не бывает арестантов, которые не входили бы ни в одну из категорий заключенных. Все лица, содержащиеся в местах лишения свободы, условно подразделяются по группам или, как говорят сами заключенные, «кастам». Переход из привилегированной категории в более низшую категорию возможен (например, в связи с совершением какого-либо поступка, который тюремные понятия и законы, поведение зековотносит к «косяку»). А вот переход из низшей в высшую - исключен.

Итак, существует четыре основных тюремных «касты»:

  • блатные;
  • мужики;
  • козлы;
  • отверженные.

Первая «каста» - блатные. Это так называемые профессиональные преступники со стажем. Сами представители этой группы себя блатными не называют, а употребляют такие понятия, как «братва», «арестанты», «бродяги», «путевые».

Указанная группа является верхушкой иерархии, попасть в которую может далеко не каждый. Существуют строгие требования к заключенным, входящим в данную «касту». Так, «бродягой» никогда не станет тот, кто на воле занимал руководящие должности, имел какое-либо отношение к структурам власти, служил в армии. Не попадут в «касту» и те, кто работал в сфере обслуживания (к примеру, официантом, доставщиком, таксистом).

Несколько десятилетий назад «блатные», находясь на свободе, вообще не должны были работать ни дня. Также им запрещалось жениться, выполнять обязательные работы на зоне. Сейчас эти требования в большинстве тюрем не применяется.

Помимо «чистой» биографии и статуса профессионального преступника, заключенный, желающий попасть в эту «касту», должен соблюдать абсолютно все тюремные понятия и законы, традиции.

Блатные обладают на зоне и в тюрьме (или как говорят сами заключенные, «на тюрьме») огромной властью. Именно они решают все конфликтные ситуации и споры, возникающие между заключенными, следят за тем, чтобы никто из осужденных не был безосновательно обижен или унижен.

Имеют представители этой группы и особые привилегии. Так, они могут не работать и самостоятельно принимать решение о том, что из так называемого общака можно оставить себе.

Именно из этой «касты» выбирается «пахан» - главный на зоне. При этом если в тюрьме есть признанный «вор в законе», то указанную «должность» обязательно занимает он. К слову, «воры в законе» - это привилегированная, высшая группа заключенных. В нее входят лишь признанные преступным миром нарушители закона, соответствующие всем вышеперечисленным требованиям.

Если же на зоне нет «вора в законе», то туда направляется лицо, исполняющее его обязанности, то есть «смотрящий». Он выполняет все функции «пахана».

В настоящее время в некоторых местах лишения свободы так называемые паханы негласно сотрудничают с администрацией колонии: они наводят на зоне такой порядок, какой необходим руководству. Начальство колонии за такое вот сотрудничество на многое закрывает глаза: к примеру, на то, что к «пахану» попадает водка, анаша и прочее.

Стоит отметить, что развитие рыночных отношений в стране не обошло и места лишения свободы. С недавних пор «вором в законе» можно стать за деньги, то есть купить это звание. И, несмотря на то, что тюремные понятия и законы ясности никак не стыкуются с этим фактом, исключать его все же невозможно. Таких вот новоиспеченных и не очень идейных воров в законе называют «апельсинами».

Кого на зоне больше?

Каста «мужики» - самая большая, и в нее, как правило, входит около 60-70 процентов всех заключенных. В указанную группу входят самые обычные заключенные, которые отбывают наказание за незначительные (по меркам преступников) наказания: драки, небольшие кражи и другие аналогичные деяния.

«Мужики» правом голоса на «разборках» не обладают, никакие решения на зоне не принимают, словом, просто отбывают свой срок, стараясь никуда не вмешиваться, и после освобождения планируют вернуться к жизни обычного законопослушного гражданина.

Кто такие «козлы»?

Следующая каста - «козлы». В нее входят заключенные, которые по своей воле либо по принуждению сотрудничают с администрацией лагеря. Они могут занимать должность библиотекаря, завхоза, коменданта зоны, то есть любую должность, которая фактически имеется в штате

Попадают в эту группу лица, отбывающие наказание как по собственной инициативе (например, чтобы в личном деле администрация написала, что осужденный встал на путь исправления) или по воле администрации колонии. Так, заключенного могут уговорить, запугать либо заставить работать на благо администрации тюрьмы.

Отказаться от указанной работы бывает крайне сложно, поэтому многим заключенным остается только смириться со своей участью и выполнять указания начальства колонии.

Остальные осужденные к представителям данной «касты» относятся отрицательно: их считают определенными «предателями». И это неслучайно, ведь многие «козлы» сообщают администрации тюрьмы обо всем, что происходит среди заключенных, то есть, говоря их языком, «стучат».

«Козлов» не допускают до «общака», но при этом остальным лицам, отбывающим наказание, можно с ними здороваться, разговаривать, прикасаться к ним.

Самое ужасное

Последней и по счету, и по статусу является каста «опущенных». Лиц, в нее входящих, еще называют «петухами», «обиженными» и прочими аналогичными терминами. Попадают в данную группу те заключенные, которые были «опущены» (при этом совсем не обязательно должен произойти акт мужеложства; процесс этот может быть выполнен и чисто символически).

Тюремные понятия и законы не для этой категории осужденных. Их на зоне вообще не считают за людей. Так, к ним запрещено прикасаться (если какой-то предмет нужно передать «опущенному» - его просто кидают на пол, чтобы заключенный его поднял), они пользуются отдельной посудой, им нельзя трогать вещи других осужденных. В общем, они живут обособленной группой, не имеющей никаких прав.

Статистика показывает, что больше всего заключенных попадает в указанную группу на зонах, предназначенных для малолетних заключенных. Там главенствуют свои тюремные понятия и законы, обязаности, и порой даже более суровые, чем в настоящих тюрьмах и «взрослых» лагерях.

Эпилог

В жизнь не останавливается. Она продолжает течь… Просто имеются определенные тюремные понятия и законы. Книга, которая содержала бы в себе все нормы поведения заключенных, до настоящего времени не написана. И вряд ли такая вообще когда-нибудь появится.

Несмотря на множество нюансов и поправок, лагерная жизнь все же строится на общепризнанных принципах: не укради, не доноси, не ври, не преступай установленные нормы и порядок общения между заключенными.

Тюремные понятия и законы, советы бывалых арестантов - то, что помогает осужденному адаптироваться в тюрьмах и лагерях. Следуя установленным нормам поведения и общения, «сиделец» сможет обзавестись на зоне «крепким тылом», «корешами» и находится в относительной безопасности.

Также выполняя все «предписания», лицо (если у него, конечно, есть такое желание), сможет добиться определенных «высот» в лагерной жизни и даже войти в категорию привилегированных арестантов.

Уважая тюремные понятия и законы, советы «авторитетных» заключенных, осужденный, попавший в места лишения свободы, скорее всего, сможет найти с «братьями по несчастью» и не станет изгоем. И как бы странно это ни звучало, «преступники - тоже люди», большая часть из которых придерживается правила: «в любой ситуации нужно оставаться человеком».

5 ноября 2016

В современном обществе не принято делить людей на какие-либо группы, сословия и касты. Однако это правило не касается мест лишения свободы, где уже на протяжении многих десятилетий существует строгая классификация осужденных на своеобразные группы (или, как говорят на зоне, масти).

Тюремные масти

Масти на зоне - это деление всех заключенных на своеобразные группы, которые отличаются друг от друга тюремным статусом, правами и понятиями.

Абсолютно в любой тюрьме и колонии имеется четкое разграничение всех заключенных на определенные группы или масти: «блатные», «мужики», «козлы» и «петухи». Есть еще и так называемые промежуточные группы, которые меняются в зависимости от конкретного места лишения свободы. К таким «промежуточным» кастам относятся «петухи», «опущенные», «обиженные» и прочие.

Масти на зоне являются довольно закрытыми группами, и перейти из одной касты в другую практически невозможно.

«Авторитеты» зоны

Самой значимой, важной и почетной мастью на зоне являются «блатные». Эта каста самая малочисленная, и попасть в нее просто так не получится. Итак, кто такой «блатной»?

«Блатные» - это настоящая, практически безграничная власть на зоне. Именно члены этой группы устанавливают неписаные правила поведения в местах лишения свободы, следят за порядком на зоне, решают конфликтные ситуации, возникающие между заключенными, и наказывают «провинившихся» по всей строгости тюремного закона.

Особой группой «блатных» являются так называемые воры в законе. Это признанные криминальные авторитеты. Причем, они не обязательно должны промышлять кражами. «Вор в законе» - это человек, имеющий безупречную криминальную репутацию, правильные понятия и четко соблюдающий воровские законы.

Если отвечать на вопрос о том, кто такой «блатной», то можно сказать, что это авторитет, который ведет себя «правильно» не только на зоне, но и не имел никаких «косяков» на свободе. К примеру, «блатные» не должны служить в армии, на воле они не должны были занимать руководящие должности или работать в сфере обслуживания (таксистами, официантами). В советские времена подобным авторитетам запрещалось иметь семью и состоять в какой-либо политической партии.

Видео по теме

Самый главный

Лидером «блатных» является «пахан» - признанный криминальный авторитет. Если же такого на зоне нет, то назначается «смотрящий» - заключенный, выполняющий функции лидера.

«Пахан» и его приближенные (то есть «блатные») обладают на зоне особыми привилегиями. Они могут не работать, оставлять себе из «общака» все, что посчитают нужным.

В современном мире многие «блатные» на зоне взаимодействуют с администрацией исправительного учреждения и устанавливают те порядки, которые выгодны руководству колонии. Взамен «блатным» создаются комфортные условия содержания (они негласно получают спиртное, анашу, телефоны и прочие блага). Хоть это и не соответствует воровским понятиям, но рыночные отношения в наше время царят и на зоне.

Кто такой «мужик»?

«Мужики» - это, пожалуй, самая многочисленная и нейтральная группа заключенных. В ее число входят арестанты, получившие срок за совершение небольших преступлений. Как правило, это абсолютно случайные в тюрьме люди: попав на зону один раз, они стараются как можно быстрее освободиться и вернуться к обычной жизни на воле.

Среди «мужиков» есть, конечно, и такие арестанты, которых уважают «блатные» и даже прислушиваются к их мнению.

Эта группа заключенных считается нейтральной и довольно многочисленной. И если говорить о том, кто такой «мужик», это тот арестант, который по окончании срока забудет все как «страшный сон» и постарается больше на зону не возвращаться.

«Козлы» - это…

Если принадлежать к двум вышеописанным мастям почетно, то вот попасть в касту «козлов» - значит поставить себя против остальных арестантов. Как правило, к этой масти относят тех заключенных, которые по собственному желанию (а в некоторых случаях и по принуждению) стали сотрудничать с администрацией исправительного учреждения.

Так, если арестант согласился занять должность тюремного библиотекаря или завхоза, то он автоматически попал в касту «козлов». Осужденные, относящиеся к данной масти, активно сотрудничают с руководством тюрем, выполняя все их поручения. В связи с этим остальные арестанты относятся к ним как к предателям.

Подобное положение лишает «козлов» права участвовать в тюремных разборках, их не допускают до «общака», они не имеют права голоса. Между тем, с представителями данной масти можно здороваться, до них можно дотрагиваться и с ними, по желанию, можно общаться.

Врагу не пожелаешь

Масти на зоне неизменны. Из низшей касты нельзя перейти в более авторитетную. Так, «козел» никогда не станет «мужиком» или «блатным». А вот попасть в самую низшую касту можно.

Такая масть, как «петух», - настоящий кошмар для заключенного. Арестантам, попавшим в данную касту, на зоне живется, мягко говоря, не просто. Эту группу заключенных еще называют «обиженными», «опущенными», «неприкасаемыми». К этой масти относятся пассивные гомосексуалисты и заключенные, наказанные посредствам совершения с ними полового контакта. Причем, самого полового акта может и не быть: арестанту могут просто провести половым органом по губам, и с этого момента он будет считаться «петухом».

Представители данной масти являются изгоями: к ним нельзя прикасаться, нельзя у них ничего брать. «Петухи» пользуются отдельной посудой, имеют отдельное спальное место (как правило, при входе в камеру). С ними не принято разговаривать. «Петухам» запрещено приближаться к остальным заключенным ближе, чем на три шага. Именно они выполняют самую грязную работу в тюрьме - чистят сортиры, моют плац.

Однако, когда «петухов» «употребляют» (именно так принято говорить на зоне), это не считается каким-либо оскверняющим контактом.

Существует и зловещая «традиция» - делать дырки в тарелках, ложках и кружках «петухов». Для того чтобы зеку, относящемуся к этой касте, покушать или попить, необходимо затыкать дырки пальцами. И это самое безобидное унижение из тех, которым подвергаются «петухи».

Тюремные законы являются очень строгими и жестокими. Поэтому малейшее отступление от установленных норм поведения неминуемо ведет к наказанию. Так, став «петухом» однажды, человек лишается права на человеческое отношение в тюрьме и до конца срока подвергается унижениям. Выдерживают это не все, поэтому многие заключенные, попавшие в касту «петухов», заканчивают жизнь самоубийством.

Бывает и такое

Вышеупомянутые масти имеются во всех зонах и тюрьмах. Однако в некоторых местах лишения свободы бывают свои специфические, так называемые промежуточные касты.

Особенно много подобных каст на зоне, где содержаться несовершеннолетние преступники. На «малолетке», помимо уже указанных каст, имеются такие масти, как:

  • «форшмаки», в которую входят арестанты, совершившие какой-либо небольшой проступок на зоне из-за незнания правил и норм поведения;
  • «черти» - то есть те заключенные, которых уличили в воровстве у своих сокамерников;
  • «шныри», которые выполняют роль прислуги;
  • «прачки», «маслобойщики», «нехватчики» и прочие.

На некоторых взрослых зонах распространены своеобразные подкасты. К примеру, «приблатненные», в которую входят заключенные, которые составляют «свиту» «блатным» (при этом сами они блатными не являются). Или каста «негодяи», к которой относятся «блатные» арестанты, которые совершили какой-либо отвратительный поступок.

Жить «по понятиям»

К какой бы масти ни относился заключенный, он обязан соблюдать зоновские понятия. Понятия - это установленные нормы поведения заключенного в местах лишения свободы. Строгое соблюдение указанных неписанных правил помогает избегать возникновения конфликтных, а порой и опасных для жизни ситуаций.

Тюремные законы (или понятия) очень похожи на нормы жизни на свободе. Парадокс заключается в том, что часто арестанты, которые нарушали закон на воле (к примеру, воровали), в местах лишения свободы строго придерживаются правила «не воруй».

Основные зоновские понятия сводятся к следующему: не «стучи» и не кради у своих (то есть у таких же заключенных), не пускай «слова на ветер» (если пригрозил кому-то, то должен наказать; в противном случае накажут за болтовню).

Нельзя на зоне вмешиваться в чужие дела и разговоры, навязывать свое мнение, врать и ругаться матом (так как спрос за любое сказанное слово в тюрьме намного больше, чем на свободе).

Не стоит в местах лишения свободы жадничать: принято делиться с сокамерниками. Ну и, конечно, не стоит ставить себя выше остальных, ведь это может привести к страшным последствиям.

Странные нормы

На некоторых зонах есть и совсем странные законы. Особенно это касается колоний, в которых содержатся несовершеннолетние преступники. К примеру, нельзя ничего поднимать с пола, нельзя докуривать сигарету за арестантами, которые входят в более низкие тюремные касты.

Есть такие тюрьмы, в которых могут опустить только за то, что заключенный сходил в туалет и не помыл руки или заштопал себе носки.

Бывают и такие колонии, в которых в бане принято мыться двумя мочалками - одна до пояса, вторая - для всего остального. Полотенце, которое принято называть «вафельным», на зоне считается «полотенцем в клеточку». И очень не поздоровится тому заключенному, который этого правила не знает.

Зона «красная». Зона «черная»

По мастям делятся не только сами заключенные, но и места их содержания. Все зоны делятся на «черные» и «красные».

«Красные» - это те тюрьмы, в которых преобладают жесткие «ментовские» понятия. В подобных тюрьмах всячески поощряется взаимодействие заключенных с администрацией исправительного учреждения. Жизнь здесь протекает по правилам руководства зоны.

«Черные» тюрьмы (которых в России большинство) - это те исправительные учреждения, в которых все строится на воровских понятиях и тюремных законах. Здесь масти на зоне значение имеют огромное. Сотрудничать с администрацией такой колонии считается «западло».

На «черных» зонах заключенных, которые «стучат» руководству, относят к касте «козлов» (их еще называют «красными»). "Красный" на зоне никогда не сможет спокойно жить, так как у всех остальных арестантов он будет вызывать ненависть и будет считаться предателем.

Напоследок

За многие десятилетия в местах лишения свободы сформировались четкие и строгие правила и нормы поведения арестантов. Нарушение установленных правил приводит заключенных к наказанию, которое, чаще всего, заключается в переводе в самую низшую тюремную касту.

И если для обычного законопослушного гражданина подобное наказание кажется ребячеством, то для обитателей зоны - это самое суровое и строгое наказание. Ведь благополучное и спокойное отбывание срока напрямую зависит от того, к какой масти относится арестант.

Несмотря на то, что современное общество и мировоззрение внесло в тюремную жизнь множество нововведений, есть вещи, которые по прежнему остаются неизменными, - это тюремные касты (масти), воровские законы и понятия.

Воровской закон имеет несколько основных и следующих из них положений, обязательных к исполнению «правильными» людьми, входящими в данную субкультуру. Всего имеется 7 основных положений :

  1. Соблюдение и поддержка «воровской идеи»;
  2. Быть честными по отношению друг к другу;
  3. Вовлечение в свою среду новых членов, предпочтительно молодежи;
  4. Недопустимость сотрудничества с правоохранительными органами;
  5. Запрет на занятия политической деятельностью;
  6. Устанавливать власть воров в законе в ИТУ и СИЗО ;
  7. Обязательное умение играть в карты ;

Из вышеперечисленных законов следуют дополнительные законы (понятия):

Из всех этих положений вытекает тюремный закон, то есть применение положений воровского закона во время нахождения в местах лишения свободы :

Отступление от воровского закона

За отступление, невыполнение или нарушение воровского закона полагаются наказания. Отступления от воровского закона караются очень жестоко и неотвратимо, что лежит в основе хорошей организованности и сплочённости преступного объединения. Вынесенное на сходе воров в законе решение о наказании не может быть отменено, и будут приложены все усилия для выполнения приговора, более того, каждый «правильный» арестант (то есть соблюдающий закон), знающий о принятом наказании, встретивший увиливающего от него, обязан реализовать его . Для воров в законе предусмотрены три вида санкций, которые могут быть вынесены только на основе решения воровской сходки в результате так называемой «правилки», на которой сход воров в законе определяет, были ли нарушены воровские законы и какое наказание положено, если нарушение было :

  1. За мелкие провинности и отступления от закона может быть присуждена публичная пощёчина, дать пощёчину может только равный, то есть тоже вор в законе;
  2. За сильные провинности (в основном связанные с нецелевым расходованием средств «общака », допущение беспредела на вверенной территории и т. д.) вор может быть «разворован», «раскоронован», то есть лишён статуса вора в законе и переведён в низший ранг «мужиков»;
  3. За особые провинности вор в законе может быть убит.

Если заключённый не принадлежит к высшей касте, то варианты наказания намного более разнообразны (в порядке усиления наказания): просто избиение; могут «дать по ушам», то есть человек лишается занимаемого статуса и переходит из категории блатных в категорию мужиков; заключённый может быть подвергнут остракизму - изгнан из группы и перестаёт пользоваться её поддержкой; ломание конечностей для заключённых, которые не могут отдать долг (включая карточный) или не по закону избивших кого-то; «парафин», - символический акт мужеложества в виде проведения по губам провинившегося половым членом; насильственный половой акт, который также переводит заключённого в самую презираемую группу т. н. «петухов», «обиженных» или «опущенных» ; смерть - применяется достаточно редко, за самые грубые нарушения воровского закона, и должна быть санкционирована местным «смотрящим» вором в законе или решением местных авторитетов.

Происхождение воровского закона

Из-за усиления борьбы с преступным элементом и преступным сообществом в СССР в 1930-х годах, усиливавшейся в связи с коллективизацией и голодом начала 30-х , преступные сообщества начали сплачиваться в более организованные группы. Основной сплачивающей силой преступного мира стала тенденция неполитического противодействия и неподчинения власти, а его элитой стали «воры в законе», которые называли себя хранителями криминальных традиций дореволюционной России .

В связи с этим воры в законе создали особый кодекс поведения, свои обычаи и традиции, в число которых вошли полное неприятие общественных норм и правил, в том числе связанных с семьёй (вор в законе ни в коем случае не должен был иметь постоянных связей с женщинами) и не менее полный запрет на какое бы то ни было сотрудничество с государственными органами: как в форме участия в проводимых ими общественных мероприятиях, так и содействия судебно-следственным органам в расследовании преступлений .

Напишите отзыв о статье "Воровской закон"

Примечания

Литература

  • Козаченко И.Я., Корсаков К.В. Криминология: Учебник / И.Я. Козаченко, К.В. Корсаков. - М .: НОРМА-ИНФРА_М, 2011. - 304 с.
  • Сидоров А.А. . - М .: Русский бестселлер, 2005. - 347 с.
  • Старков О.В. . - М .: Wolters Kluwer Russia, 2010. - (232).
  • Чалидзе В.Н. . - М .: Терра , 1990. - 395 с.
  • Шушарин И. . - М .: Olma Media Group , 2004. - 475 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Воровской закон

Женщина (если её можно так назвать) опять взмахнула рукой, как бы приглашая следовать за собой. Меня очень удивило, что нормальная «лунная дорога» вдруг, изменив своё направление, «последовала» за незнакомкой, как бы создавая светящуюся тропинку. И я поняла, что должна идти именно туда. Так я проследовала за моей гостьей до самого леса. Везде была такая же щемящая, застывшая тишина. Всё вокруг сверкало и переливалось в молчаливом сиянии лунного света. Весь мир как будто замер в ожидании того, что должно было вот-вот произойти. Прозрачная фигура двигалась дальше, а я, как завороженная, следовала за ней. Всё так же не появлялось чувство холода, хотя, как я потом поняла, я всё это время шла босиком. И что также было весьма странным, мои ступни не проваливались в снег, а как будто плыли по поверхности, не оставляя на снегу никаких следов...
Наконец мы подошли к небольшой круглой поляне. И там… освещённые луной, по кругу стояли необыкновенно высокие, сверкающие фигуры. Они были очень похожи на людей, только абсолютно прозрачные и невесомые, как и моя необычная гостья. Все они были в длинных развевающихся одеждах, похожих на белые мерцающие плащи. Четверо фигур были мужскими, с абсолютно белыми (возможно седыми), очень длинными волосами, перехваченными ярко светящимися обручами на лбу. И две фигуры женские, которые были очень похожими на мою гостью, с такими же длинными волосами и огромным сверкающим кристаллом в середине лба. От них исходило то же самое успокаивающее тепло и я каким-то образом понимала, что со мной ничего плохого не может произойти.

Я не помню, как очутилась в центре этого круга. Помню только, как вдруг от всех этих фигур пошли ярко светящиеся зелёные лучи и соединились прямо на мне, в районе, где должно было быть моё сердце. Всё моё тело начало тихо «звучать»… (не знаю как можно было бы точнее определить моё тогдашнее состояние, потому что это было именно ощущение звука внутри). Звук становился всё сильнее и сильнее, моё тело стало невесомым и я повисла над землёй так же, как эти шестеро фигур. Зелёный свет стал нестерпимо ярким, полностью заполняя всё моё тело. Появилось ощущение невероятной лёгкости, будто я вот-вот собиралась взлететь. Вдруг в голове вспыхнула ослепительная радуга, как будто открылась дверь и я увидела какой-то совершенно незнакомый мир. Ощущение было очень странным – как будто я знала этот мир очень давно и в то же время, не знала его никогда.
Как мне позже объяснил мой муж, я увидела в тот момент Священную Даарию, далёкую и удивительную прародину наших предков. Но тогда я была всего лишь маленькой девочкой и видела только необыкновенной красоты хрустальный город, похожий на один из удивительных городов моих сказок… Потом эти видения вдруг исчезли и появились другие, уже совершенно непонятные. Перед моими глазами проплывал мощный искрящийся поток каких-то незнакомых знаков, похожих на странные и очень красивые буквы… (которые я узнала намного позже, читая старинные славянские Веды). Я увидела огромную хрустальную лестницу, такую высокую, что создавалось впечатление как будто она идёт в никуда. И один из шести показал, что я должна идти по ней наверх.
Это было необыкновенно – я совершенно не чувствовала своего тела, оно было полностью невесомым! На самом верху ждали ещё шесть высоких светящихся фигур, на голове одной из которых сверкала изумительной красоты корона. Она сияла и переливалась миллионами цветов (которых я никогда не видела на Земле!) и всё время меняла форму. Потом я, конечно, узнала, что это были просто энергетические структуры очень высокой сущности (которые чаще всего напоминают корону), но тогда это было по-настоящему абсолютно необыкновенно и до боли красиво…
Я опять каким-то образом оказалась в кругу, только теперь светящихся фигур вокруг меня уже было двенадцать. Опять послышалось удивительное звучание. И я увидела себя в странном хрустальном яйце, которое было как бы собрано из множества бриллиантовых кристалликов. Фигуры куда-то исчезли, осталась только я одна. Вдруг каждый из этих кристалликов начал ярко светиться и я почувствовала себя совершенно «дырявой». Как будто в моём теле вдруг открылись миллионы дырок, через которые из каждого кристаллика в меня полилась какая-то странная тёплая музыка. Было так удивительно хорошо, что захотелось плакать… Больше я не помнила ничего.
Очнулась я утром в своей комнате, прекрасно помня каждую деталь случившегося прошедшей ночью и абсолютно точно зная, что это был не сон и не моё воображение, а что это было настоящее и реальное – как это было со мною всегда. Но даже если бы мне очень хотелось в этом сомневаться, последующие события начисто стёрли бы самые скептические мои детские мысли, если бы таковые даже имелись.

Мои странные «прогулки» теперь повторялись каждую ночь. Я уже не ложилась спать, а с нетерпением ждала, когда же, наконец, в доме все уснут и всё вокруг погрузится в глубокую ночную тишину, чтобы можно было (не боясь оказаться «застуканной») в очередной раз полностью окунуться в тот необыкновенный и загадочный, «другой» мир, в котором я уже почти что привыкла бывать. Я ждала появления моих новых «друзей» и каждый раз заново даримого удивительного чуда. И хотя я никогда не знала, кто из них придёт, но всегда знала, что придут непременно... И кто-бы из них не пришёл, он вновь подарит мне очередное сказочное мгновение, которое я буду очень долго и бережно хранить в своей памяти, как в закрытом волшебном сундучке, ключи от которого имела только я одна…
Но однажды не появился никто. Была очень тёмная безлунная ночь. Я стояла прижавшись лбом к холодному оконному стеклу и неотрываясь смотрела на покрытый мерцающим снежным саваном сад, стараясь до боли в глазах высмотреть что-то движущее и знакомое, чувствуя себя глубоко одинокой и даже чуточку «по-предательски» брошенной… Было очень грустно и горько, и хотелось плакать. Знала, что теряю что-то невероятно для меня важное и дорогое. И как бы я ни старалась себе доказать, что всё хорошо и что они всего-навсего просто «опаздывают», в глубине души я очень боялась, что может быть они уже не придут никогда… Было обидно и больно и никак не хотелось в это поверить. Моё детское сердце не желало мириться с такой «жуткой» потерей и не желало признать, что это всё же должно будет когда-то произойти, только вот я ещё не знала – когда. И мне дико хотелось отодвинуть этот злосчастный миг как можно дальше!
Вдруг что-то за окном по-настоящему начало меняться и знакомо мерцать! Я поначалу подумала, что это наконец-то появляется кто-то из моих «друзей», но вместо знакомых светящихся сущностей я увидела странный «хрустальный» туннель, начинавшийся прямо у моего окна и уходивший куда-то в даль. Естественно, первым моим побуждением было долго не раздумывая броситься туда… Но тут вдруг показалось чуточку странным, что я не чувствую того обычного тепла и спокойствия, которые сопровождали каждое появление моих «звёздных» друзей.
Как только я об этом подумала, «хрустальный» туннель стал на глазах меняться и темнеть, превращаясь в странную очень тёмную «трубу» с длинными движущимися щупальцами внутри. И болезненное, неприятное давление сжало голову, очень быстро перерастая в дикую взрывающуюся боль, грозясь размозжить все мозги вообще. Тогда я впервые по-настоящему почувствала, какой жестокой и сильной может быть головная боль (которая в дальнейшем, только по уже совершенно другим причинам, будет отравлять мою жизнь целых девятнадцать лет). Мне стало по на-стоящему страшно. Не было никого, кто мог бы мне помочь. Весь дом уже спал. Но если даже и не спал бы, я всё равно не смогла бы никому объяснить, что же тут такое стряслось…
Тогда, находясь уже почти что в настоящей панике, я вспомнила о существе с изумительной красоты короной и мысленно позвала его на помощь. Казалось бы – глупо?.. Но головная боль мгновенно ушла, уступая место дикому восторгу, так как я вдруг опять увидела, уже знакомый, сверкающий город и моих дивных, необыкновенных друзей. Они почему-то все очень тепло, как бы с одобрением, улыбались, излучая удивительно яркий зелёный свет вокруг своих искрящихся тел. Как оказалось позже, я, совершенно того не подозревая, прошла в тот вечер первый в своей жизни тест, которых, правда, потом будет очень и очень много… Но это было тогда, и это было только начало...
Я была всего лишь ребёнком, и не могла тогда ещё подозревать, что в тех, «других», невероятно красивых и «чистых» мирах, могут также находиться и плохие, или, как мы их называем, «чёрные» сущности. Которые, как рыбу на крючок, ловят вот таких «зелёненьких», только-что вылупившихся птенцов (каким в то время была я) и с радостью пожирают их бушующую жизненную силу или просто подключают к какой-то своей «чёрной» системе уже навсегда. И, к сожалению, мало найдётся таких «птенцов», которые смогли бы когда-то освободиться, если не знали как, и не имели нужный для этого потенциал.
Поэтому, я даже не могла предположить насколько сильно мне тогда повезло, что в нужный момент я каким-то образом сумела увидеть совсем не то, что мне очень упорно кто-то пытался внушить… (я думаю, что сама того не понимая, сумела просканировать создавшуюся ситуацию уже тогда). И если бы не мой удивительный «коронованный» друг, которого я, дико напуганная, очень своевременно позвала, никто не знает в каком из далёких «чёрных» миров моя сущность обитала бы сейчас, если бы она вообще до сих пор всё ещё была бы жива... Вот почему и было столько радостного тепла и света в сердца моих «звёздных» друзей. И думаю, что это, к сожалению, также явилось одной из главных причин нашего прощания. Они считали, что я уже готова думать самостоятельно. Хотя так совершенно не считала я…

История возникновения и развития преступного мира от отмены крепостного права в 1861 г. до наших дней. Что такое «воровской закон» и нормы, им установленные. Смысл и функции «понятий» в общественном сознании сегодня. «Общество, за неимением иных ценностей, учится жить «по понятиям». Книга впервые публикуется под изначальным авторским названием без издательских сокращений. В книге представлены нигде ранее не публиковавшиеся фотоматериалы из личного дела легендарного вора в законе Васи Бриллианта.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По понятиям. Происхождение современной общественной морали (Лев Волохонский) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

IV. Воровская идея и воровской закон


ВОРОВСКАЯ ИДЕЯ заключается вовсе не в том, что надо красть всё, что плохо лежит, а в том, что ВОР ДОЛЖЕН ЖИТЬ В КОНФРОНТАЦИИ С ГОСУДАРСТВОМ, ВНЕ ОБЩЕСТВА И ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ИМ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ.

ВОРОВСКОЙ ЗАКОН представляет собой совокупность норм, порядков и правил поведения, конкретизирующих воровскую идею и регулирующих её применение в тех или иных обстоятельствах.

ВОР НЕ ОБЯЗАН РЕГУЛЯРНО КРАСТЬ или совершать какие-либо иные преступления.

ВОР НЕ ПРИЗНАЕТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ. Добыча (за вычетом переданного на общак) немедленно пропивается, прогуливается, раздаётся и раздаривается.

ВОР ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ ЗА БАЗАР, то есть не говорить того, чего не может доказать. Особенно это относится к каким бы то ни было обвинениям товарищей.

ВОР ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕСТЕН предельно и скрупулёзно по отношению к другим ворам.

ВОР НЕ ИМЕЕТ НИКАКИХ МОРАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ФРАЕРАМ, которых можно дурить и обманывать как угодно.

ВОР НЕ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СЕМЬИ

ВОР ДОЛЖЕН ПРОЯВЛЯТЬ СОЛИДАРНОСТЬ по отношению к своим товарищам. Тут должна быть всесторонняя взаимоподдержка.

ВОР ДОЛЖЕН ЦЕНИТЬ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЗАКОНУ ВЫШЕ СВОЕЙ И, ТЕМ БОЛЕЕ, ЧУЖОЙ ЖИЗНИ. Жизнь фраера вообще не имеет никакой ценности, но при этом в делах следует избегать мокрухи.

ВОР НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ и, соответственно, служить в своей или чужой армии.

ВОР НИКАК НЕ СОТРУДНИЧАЕТ С ВЛАСТЬЮ. Донос, показания на не уличённого подельника, любая помощь лагерной или тюремной администрации караются смертью (ритуально каждый участник правилки наносит удар ножом, но могут и просто зарезать или убить иным способом).

«… основная идея воров весьма сходна с представлениями о справедливости у какого-нибудь былинного рыцаря и состоит в том, что они – лучшие люди, а всё остальное население – их данники, „мужики“. Они и не крадут вовсе, а берут „положенное“ – это буквальное их выражение. В отношениях между собой они редкостно честны, и кража у своего, как и вообще кража в лагере, – худшее из преступлений… Первая и основная их идея – непризнание государства, полная от него независимость…»

В. Буковский «И возвращается ветер», ИПФ «ОРИГИНАЛ», 1990

ВОРАМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

– стучать;

– драться между собой. Два вора в конфликтной ситуации обращаются к сходняку (правило, правилка), где состоится суд присяжных без судьи. Вопрос решается консенсусом. Признанный виновным отдаёт свою финку истцу, после чего истец может его этой финкой ударить, может дать по морде, а может и удовлетвориться признанием своей правоты. Конечно, если по ходу разборки ответчик оказывается сукой, истец просто обязан его зарезать;

– ругаться матом , поскольку все слова воспринимаются буквально и, скажем, послать на хуй всё равно, что педерастом обозвать. Вообще вор обязан следить за метлой и фильтровать базар, т.е. отвечать за каждое сказанное им слово, особенно избегать недоказуемых обвинений;

– красть у своих, крысятничать. Особенно гнусной разновидностью крысятничества считалось не отдать пропуля. Карманники работали бригадами. Непосредственно в карман лез один, остальные создавали вокруг нужную обстановку, а кто-то работал на пропуле, т.е. его задачей было как можно быстрее взять украденное и тут же удрать как можно дальше от места кражи;

– брать из фраерских посылок, передач и т. п. больше трети;

– забирать у кого-либо пайку…

По рассказам Феликса Сереброва (известный диссидент, в 1947 г. был осужден на 10 лет по Указу за кражу соли. Жил около воров. Пацан).


Основные принципы воровского закона постоянно интерпретируются, конкретизируются и приспосабливаются к времени и месту на сходняках, толковищах и правилках, где решаются вопросы типа:

– сколько брать с фраеров на общак: 10 или 30%?

– можно ли выходить на работу (естественно, не принимая в ней участия)?

– можно ли контактировать с ментами наедине, без свидетеля?

И т. д. и т. п.

Не меняя сути, закон гибко реагировал на конкретные условия и перемены. В каждом бараке, в каждой камере воры жили обособленно, постоянно общались друг с другом и непрерывно вырабатывали единую оценку всего происходящего, с позиции воровского закона. В конфликтных ситуациях и в случае разночтений собирался более представительный сходняк (общелагерный, общегородской, общероссийский).

Решения принимались по принципам, близким к системе общего, или англо-саксонского права (Common Law) и суда присяжных, то есть не просто формальное применение закона, но установление мотивов поступков применительно к конкретной ситуации и интерпретация норм права на этой основе.

Именно этот механизм обеспечил жизнеспособность воровского закона и впоследствии дал возможность перехода от воровского закона к воровским и тюремным понятиям.

В итоге весь преступный мир имел единую систему взглядов и поведения, основанную на полном отрицании государства и общества (которого, впрочем, уже не было).

Люди преступного мира практически не имели социальных связей с советскими гражданами.

Буфером между ворами и социумом служили притоносодержатели, наводчики и барыги (скупщики краденого). Это были люди без каких-либо понятий, и их честность по отношению к ворам обеспечивалась лишь страхом. Воры никогда не торговались с барыгами и сдавали им добычу по сверхдешёвым ценам, но те знали, что расплатой за обман может быть жизнь и сильно не наглели.

С 30-х годов и до войны правовые нормы преступного мира, как и остального советского населения, были стабильны.

Страна стала полностью тоталитарной, коммунисты вели беспощадную войну с народом и практически искоренили какую бы то ни было общественную мораль и вообще какие бы то ни было неконтролируемые горизонтальные связи между людьми, включая семейные.

Браки заключались уже не «на небесах», а в государственных учреждениях, и если супруги были недовольны друг другом, они жаловались в партком, по указаниям которого дети отрекались от родителей, жёны от мужей, братья от сестёр и т. д. И все были обязаны стучать друг на друга.

В этих условиях ни одна группа людей не могла свободно общаться и просто не имела возможности выработать какой-то общий взгляд на то, что хорошо и что плохо. Естественно, кто-то сохранил личную мораль, честь, совесть и т.п., но именно сугубо личную. Мораль как общественный фактор была тотально уничтожена.

Между тем воры свободно общались и, можно сказать, только тем и занимались, что оценивали всё происходящее с позиции воровской идеи.

Покончив со всеми прочими, коммунисты уничтожили и свои собственные моральные нормы. Принципы типа: «Что на пользу революции и социализму, то и морально» и т. п. сменились одним, неукоснительно соблюдаемым правилом: «Чего хочется Вождю, то и хорошо».

Население было воспитано так, что Вождь мог в любой момент поменять оценку чего-либо на противоположную, и вся страна это легко принимала. Неоднократно переписывалась история, менялись партийные догмы, переоценивалось отношение к личностям и государствам, научные концепции и всё, что угодно.

Религиозная мораль всех без исключения конфессий была уничтожена вместе с конфессиями.

Национальные традиции всех без исключения национальностей стали «национальными по форме и социалистическими по содержанию» , то есть тоже, по сути, были уничтожены.

В стране осталось всего 2 системы общественных моральных ценностей: тоталитарная мораль социума и воровской закон преступного мира. Они стабильно сосуществовали с 30-х годов до войны.

РОБЕРТ КНАУП И СЫНОВЬЯ

20 апреля 1939 года в «Известиях» сообщалось о поимке воров – взломщиков Роберта Кнаупа и его трех сыновей – Владимира, Аркадия и Евгения. Эта шайка на протяжении ряда лет, разъезжая по городам СССР, занималась расхищением социалистической собственности. В Нижнем Тагиле воры разобрали стену мехового магазина и похитили мехов на 50 тысяч рублей. Затем они ограбили меховые магазины в Воронеже и Тамбове.

Вчера дело воровской шайки начал слушать Московский городской суд под председательством т. Фадеева, при народных заседателях т. т. Власовой и Васильеве. Обвиняет помощник прокурора т. Казинов. Защищают 6 адвокатов. На скамье подсудимых 11 человек – Кнауп, его сыновья и их соучастники.

16 сентября московский городской суд вынес приговор по делу Роберта Кнаупа, его сыновей и их подельников. Р. Кнауп приговорен к расстрелу, его сыновья Евгений, Аркадий и Владимир – к 10 годам заключения; остальные – к разным срокам лишения свободы.

ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО МАЛОЛЕТНИХ К ГРАБЕЖУ

Осенью прошлого года в Тимирязевском лесу, в поселке Сокол, Покровском-Стрешневе и других окраинных пунктах Москвы было совершено несколько ограблений. Застигнутых в уединенных местах прохожих преступники избивали и отбирали у них личные вещи.

Работники Московского уголовного розыска раскрыли эти преступления

Было арестовано в разное время 19 человек. Выяснилось, что грабежами занималась группа лиц без определенных занятий. Большинство из них имело уже судимости или приводы.

Главари шайки П. Волков, А. Федоров, Н. Зубачев, И. Пехов и Н. Григорьев втянули в свою компанию 8 несовершеннолетних: Д. Зайцева, Н. Тихонова, И. Мурашева и других, заставляя их совершать мелкие грабежи и кражи. Прибегая то к посулам, то к угрозам, грабители непрестанно толкали малолетних на преступления.

Дело этой грабительской шайки в течение шести дней рассматривал Московский городской суд под председательством тов. Н. А. Венедиктова. Государственное обвинение поддерживал прокурор тов. К. Л. Глинка. С защитой выступало 6 адвокатов.

На суде вожаки шайки увиливали от прямых ответов, всячески пытались запутать дело. Некоторые из них отрицали свою вину, другие признавали ее лишь частично. Однако показаниями свидетелей и потерпевших все они были уличены как в собственных преступлениях, так и в понуждении малолетних к грабежу и кражам.

11 марта суд вынес приговор. П. Волков приговорен к лишению свободы на 10 лет, И. Пехов – на 8 лет, Н. Зубачев, Н. Григорьев и А. Федоров – на 5 лет каждый, – все с поражением в правах после отбытия наказаний. Остальные подсудимые осуждены на меньшие сроки.



Просмотров