Ч 3 ст 46 конституции российской федерации. Право на судебную защиту по конституции рф

Текст Ст. 46 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Комментарий к Ст. 46 Конституции Российской Федерации

1. и провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Содержание комментируемой статьи 46 КРФ — логическое продолжение , согласно которой государственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется. Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина*(219) и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов — судов.

В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, как общественное отношение и государственную функцию*(220). Иногда судебная защита отождествляется с правосудием*(221) или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов»*(222).

В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства*(223). Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию.

Как отметили авторы Концепции судебной защиты прав и свобод человека и гражданина*(224), судебный порядок является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Полномочия власти легитимны лишь в пределах соблюдения прав человека. Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти. Идея приоритета судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов любых субъектов правовых отношений прошла долгий путь развития и внедрения в практику*(225). Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности.

2. Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию, либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

Судебная защита прав и свобод регулируется федеральными законами, в том числе:

Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»*(226);

Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»*(227);

Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»*(229).

Наиболее общим нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы, связанные с обращениями граждан, является Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», основное принципиальное содержание которого состоит в том, что в суд можно обжаловать действия широкого круга органов, и не только государственных, но и местного самоуправления, а также общественных объединений.

3. Комментируемая конституционная норма на самом высшем уровне провозглашает возможность каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в том случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты*(230).

Международная защита прав и свобод человека представляет собой возможность обращения в Европейский Суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России, если пройдены все судебные инстанции внутри страны.

Принятие Билля о правах человека*(231), включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.*(232), Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г.*(233), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г.,*(234) Факультативный протокол N 1 и Факультативный протокол N 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека*(235). Так, согласно ст. 2 Факультативного протокола N 1, «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут предъявить на рассмотрение Комитета письменные сообщения».

В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями контроля над деятельностью государства в сфере защиты прав человека. Таким образом, Россия дополняет внутригосударственные способы защиты прав и свобод международными способами. В международном праве различают:

а) универсальные органы (органы ООН):

Генеральная Ассамблея ООН согласно Уставу ООН вправе рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и делать по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности и т.д.;

Комиссия ООН по правам человека состоит из 18 членов (избираемых на четыре года) и создана для контроля над выполнением государствами-участниками условий Пакта о гражданских и политических правах и двух Факультативных протоколов к нему;

Комитет по ликвидации расовой дискриминации состоит из 18 экспертов и контролирует реализацию Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 1965 г.;

Комитет против пыток состоит из 10 экспертов и контролирует выполнение Конвенции против пыток, принятой Генеральной Ассамблеей в 1984 г. и вступившей в силу спустя три года, в 1987 г.*(236);

б) региональные органы, действующие в рамках какой-либо территории. Так, вступление России в Совет Европы и подписание Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод*(237) открыло для наших граждан возможность обращаться с индивидуальными жалобами в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Саратовской области

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статья 46 Конституции РФ

читайте в этом номере:
Интервью с председателем Саратовского областного суда А.Галкиным

Как обратиться в суд?

Н. Лукашова. Бесплатная юридическая помощь: права и реальность

М. Лобов. Права человека и их защита в Европейском Суде

Образец жалобы для обращения в Европейский Суд по правам человека

Д.Красиков. К вопросу о соотношении национальной и международной судебной юрисдикции в контексте субсидиарной природы международной защиты прав человека

Год Великой Победы

Р. Куценко. С проблемой - к Уполномоченному

Т. Левченко. Процедура исполнения судебных актов по искам к казне РФ на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти в разрезе российского законодательства

Совершенствование законодательства

Международная конференция омбудсменов «Толерантность как фактор устойчивого развития современной цивилизации»

Делегация посольства Великобритании знакомится с деятельностью Саратовского омбудсмена

Л. Зуева. Почему льготных лекарств не хватает на всех?

Обеспечение прав граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг

Институт Уполномоченного по правам человека развивается

Т. Милевская. Права детей-сирот - в ответственности взрослых

Александр Галкин,

председатель Саратовского областного суда

Александр ГАЛКИН: «Открытость судебной деятельности -

это взаимополезный процесс и для судов и для населения»
- Судебная защита прав и свобод че­ловека и гражданина - наиболее эф­фективное средство восстановления нарушенных прав. Как Вы оценивае­те в целом положение судебной сис­темы сегодня?

Судебная власть организационно воп­лощается в судебной системе. Значимость проблемы организационного построения системы органов, реализующих судебную власть, проявилась, в частности, в том, что согласно ч. 3 ст. 118 Конституции РФ такая система должна устанавливаться Конституцией и Федеральным конститу­ционным законом, принятие которого про­исходит в особой более усложненной про­цедуре (ст. 108 Конституции РФ).

Важнейшим направлением судебной ре­формы выступает комплекс мер, связан­ных с организационным и ресурсным обес­печением деятельности судов. Это доста­точно широкий круг проблем, включаю­щий мероприятия кадрового, финансово­го, материально-технического и иного ха­рактера, направленные на создание над­лежащих условий для полного и независи­мого осуществления правосудия.

Необходимо еще раз вернуться к про­блеме научно обоснованных критериев рабочей нагрузки судей с учетом изменив­шейся ситуации как в части расширения подведомственности правовых споров су­дам общей юрисдикции, так и в части ха­рактеров таких споров.

За проблемой единства судебной систе­мы стоит проблема обеспечения единства судебной практики, что служит условием обеспечения конституционного требования равенства всех перед законом и судом.

В этом направлении еще не исчерпаны и имеющиеся возможности обеспечения единообразного применения закона: совме­стные обсуждения вопросов толкования и применения закона, системное обучение судей и работников аппарата, введение специализации в рассмотрении дел, не ис­ключая создание специализированных су­дов, изменение компетенции вышестоя­щих судебных инстанций и др.

Над этими и другими вопросами мы по­стоянно работаем с целью обеспечения населения доступной и эффективной су­дебной защитой.
- Как известно областной суд был «пионером» на территории России во многих направлениях защиты прав граждан. Например, суд присяжных. Федеральный Уполномоченный В.П. Лукин первый свой специальный доклад «Проблемы совершенствова­ния суда присяжных в современной России» посвятил именно этой про­блеме. Как в настоящее время обсто­ит дело?

В настоящее время Саратовский об­ластной суд с участием присяжных засе­дателей рассматривает более четверти уголовных дел, поступающих в суд по пер­вой инстанции. Так, в первом полугодии 2005 года было рассмотрено 34 дела, из них судом присяжных 8 уголовных дел. Около 95 % дел - это дела об убийствах, судом присяжных также рассматривают­ся иные категории дел, например, о взя­точничестве, бандитизме.

Это наиболее демократичная форма уголовного судопроизводства, где основ­ное решение по делу - о виновности или невиновности подсудимого, принимают наши сограждане без участия судьи-про­фессионала.

Благодаря суду присяжных, почти 10 лет внедрявшему в судопроизводство реаль­ную состязательность, в Уголовно-процес­суальном кодексе РФ 2001 года состяза­тельность сторон была закреплена в ка­честве основного принципа всего уголов­ного судопроизводства.

Многие положения закона, ранее при­менявшиеся лишь в суде присяжных, были распространены на все судебное произ­водство по уголовным делам. Это отно­сится, например, к положениям об изме­нении государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения или отказе от обвинения, которые для суда являются обязательными и предоп­ределяют характер судебного решения.

По делам, где в качестве обвиняемых привлекается несколько человек, возмож­ность рассмотрения их судом присяжных увеличилась. Если хотя бы один из обвиня­емых в совершении преступления, подсуд­ного областному суду по первой инстан­ции, заявил ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, то при невозмож­ности выделить в отношении других обви­няемых дело в отдельное производство, все оно рассматривается судом присяжных.

Таким образом, суд присяжных продол­жает развиваться как подлинный демок­ратический институт уголовного судопро­изводства, действие которого предусмот­рено Конституцией Российской Федерации.
- В соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации каждому гаран­тируется судебная защита его прав и свобод. Однако обращения в адрес Уполномоченного социально неза­щищенных категорий: инвалидов, пенсионеров, одиноких матерей - подтверждают тот факт, что из-за отсутствия средств они не в состоя­нии получить квалифицированную помощь, в связи с этим, ограничены в доступе к правосудию. По Вашему мнению, как практика с большим стажем работы судьей, каким образом обеспечить квалифицированную юридическую помощь такой групп населения?

Принципиально важным вопросом, на мой взгляд, является обеспечение квалифицированной юридической помощью любого гражданина, нуждающегося в ней, независимо от материального положения и социального статуса. Наше законодательство объемно, сложно, грамоздко, его правильное понимание и толкование для неподготовленного в правовой области лица практически невозможно. При отсутствии квалифицированной юридической помощи такие граждане не могут в свои интересах реализовать основополагающие принципы судопроизводства состязательности и диспозитивности. На деле это означает, что они не могут реально защитить нарушенные права в суде.

Я абсолютно согласен с заявлением Н.Ф. Лукашовой, сделанным во время встречи с представителями общественных организаций, о создании института муниципальных адвокатов, который позволит реализовать право на защиту по уголовным и представительство по гражданским делам малоимущим слоям населения.

Кроме того, необходимо максимально использовать средства массовой информации для правового образования населения. Передачи и публикации в интересной форме должны обеспечить доступное понимание действующего законодательства по наиболее распространенным правоотношениям.
- Поступают ли к Вам жалобы на поведение судей? Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Однако, если участник процесса считает, что судья позволяет вести себя не этично, то что делать в этом случае?

Да, к сожалению, такого рода жалобы имеют место, хоть и в небольшом количестве. Такие обращения, направленные в адрес председателя Саратовского областного суда, подвергаются тщательной проверке, и если изложенные факта подтверждаются, то принимаются адекватные меры реагирования, вплоть до направления представления в квалификационную коллегию судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности. Ответственность судьи может наступить не только за нарушение правовых норм, но и этических, установленных Кодексом судейской этики, принятым на VI Всероссийском съезде судей.
- На ваш взгляд, что необходимо сде­лать для улучшения работы судов? Возможно, необходима большая от­крытость судебной деятельности, улучшение взаимодействия со сред­ствами массовой информации?

Ответить на этот вопрос полно и крат­ко невозможно, поскольку улучшение де­ятельности судов зависит от целого комп­лекса мер, включая в том числе и откры­тость судебной деятельности как стимул для совершенствования профессионально­го уровня и своеобразный контроль общества за деятельностью судов.

Не надо забывать и о том, что правиль­но поданная информация о конкретном су­дебном процессе, направлении судебной практики по определенной категории дел, в целом о работе судов и судей повышает уровень правовой информации населения, который в свою очередь способствует росту активности граждан в реализации консти­туционного права на судебную защиту.

Актуальность этой проблемы подчёрки­валась и на VI Всероссийском съезде су­дей, в частности, Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступле­нии обратил особое внимание на откры­тость правосудия не только для участни­ков процесса, но и для общества, на вза­имодействие судебной власти и средств массовой информации, выработку четких принципов сотрудничества и взаимодей­ствия. Вопросы публичности, гласности и транспорентности правосудия находятся в постоянном внимании Верховного Суда Российской Федерации.

Одним словом, открытость судебной де­ятельности это взаимополезный процесс и для судов и для населения, развитие и со­вершенствование которого мы всячески поддерживаем.

Как показывают различные опросы об­щественного мнения, суждения о деятель­ности судов основаны в большей части на получении искаженной опосредованной информации. Для изменения ситуации не­обходима непосредственная информация, получаемая гражданами

Лично в ходе рассмотрения конкрет­ных дел, для чего мы максимально стара­емся обеспечить публичность судебных процессов;

Через публикации, выступления, анонсы, подготовленные судьями, работ­никами аппаратов судов, либо при их не­посредственном участии.

Мы считаем, что и этого недостаточно. Необходима обратная связь, суды долж­ны получать информацию об обществен­ном мнении о своей работе. В этих целях мы проводим систематические встречи с представителями общественных организа­ций, выступающих в защиту прав и свобод граждан. Такие встречи очень полезны, они позволяют со стороны увидеть наши «узкие» места в работе и принять меры к устранению недостатков. Лично я такие встречи провожу не реже двух раз в год, по результатам которых планируем и проведение различных мероприятий, обобщений для более глубокого изучения поставленных вопросов. Организуем мы и опросы общественного мнения о работе судов. В настоящее время такой oпpoс проведен, и мы анализируем его итоги, которые дадут возможность правильно определить приоритеты в информационной политике судов.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что информация в судебных сферах нуждается в специальном режиме ее защиты, поскольку свободный доступ к этой информации может не только затруднить или даже сделать невозможным отправление правосудия по уголовнным и гражданским делам, но и причинить невосполнимый материальный, мо­ральный или физический вред участникам процесса.

Именно с учетом этих обстоятельств законодатель, провозгласив право каждого на свободный доступ к информации с одновременно ограничил это право в случаях, предусмотренных нормами гражданско- и уголовно-процессуального права.

Встречи правозащитников с представителями судейского сообщества стали традиционными
В рамках заседания Общественного совета при Уполно­моченном по правам человека в Саратовской области 11 ап­реля т.г. состоялась встреча председателя Саратовского областного суда А.И. Галкина, его заместителей Р.Е. Воло­сатых, Б.С. Каневского, В.М. Матросова с лидерами правозащитных организаций области. Такие встречи проводят­ся с 2003 года, что стало хорошей традицией.
Как подать иск, что означа­ет принцип состязательности сторон, каким образом оцени­вать качество работы судей – эти и другие вопросы были обсуждены на встрече.

Открывая заседание, А.И. Гал­кин отметил, что с каждым го­дом растет количество обраще­ний граждан в суды. За 2004 год в судах области их было рассмот­рено более 200 тысяч. С одной стороны, это свидетельствует о доверии населения к судебной власти, а с другой – о массовых нарушениях прав граждан.

По словам председателя об­ластного суда, показатель ка­чества работы судов также высокий. За прошлый год отме­нено всего 460 приговоров по уголовным делам и 1200 реше­ний – по гражданским.

Председатель правления Са­ратовской областной организа­ции общероссийской обществен­ной организации инвалидов Союз «Чернобыль» России А.В. Смирнов высказал проблемы, связанные с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной за­щите граждан, подвергшихся воздействию радиации вслед­ствие катастрофы на Черно­быльской АЭС».

В решении этого вопроса Саратовский областной суд прини­мал активное участие. В защи­ту указанной категории граж­дан заместитель председателя областного суда Р.Е. Волосатых выступила на заседании Верховного Суда РФ. В итоге Пле­нум Верховного Суда РФ принял Постановление от 5 апре­ля 2005 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 35», где содержатся подроб­ные разъяснения судам.

Президент Саратовской ре­гиональной общественной организации Ассоциации вынужден­ных переселенцев «Саратовский источник» А.П. Зуев обес­покоен судебной практикой дел об административном выдворе­нии. По его словам, более 15 тысяч человек в области под­лежат депортации, а выдворены только 670. А.И. Галкин за­явил о необходимости установления их личности. Суд должен разбирать каждый конкретный случай, проявляя индивидуаль­ный подход к делу.

Отвечая на вопрос состязательности сторон в судебном процессе, Р.Е. Волосатых пояс­нила: суд, сохраняя независимость и беспристрастность, при­нимает во внимание только те доказательства, которые пред­ставили стороны.

К сожалению, в силу соци­альной дифференциации обще­ства, отсутствия средств, пра­вовой неграмотности многие граждане не могут получить квалифицированную юридиче­скую помощь и защитить свои нарушенные права в суде. На­против, обеспеченные гражда­не имеют больше возможно­сти отстоять свою позицию, обратившись к профессиональ­ным специалистам.

Участники встречи сошлись во мнении, что одной из ос­новных проблем нашего обще­ства является правовой ниги­лизм населения. Граждане не имеют представления об эле­ментарных правовых основах. Для повышения уровня право­сознания населения необходимо правовое просвещение на­селения, особенно через сред­ства массовой информации.

«Эффективность проводимой в стране судебной реформы, направленной на защиту чело­века, будет обеспечена в том случае, когда квалифицирован­ная юридическая помощь ста­нет доступной для населения» - заявил Уполномоченный. Н.Ф. Лукашова подчеркнула необхо­димость принятия областного закона «О муниципальной ад­вокатуре», регулирующего вопрос бесплатной юридиче­ской помощи социально неза­щищенной категории лиц.

В заключение представите­ли правозащитных организаций поблагодарили председателя областного суда и его замес­тителей за откроенные отве­ты на актуальные вопросы и выразили надежду на дальнейшее взаимодействие.

КАК ОБРАТИТЬСЯ В СУД?
«Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» - гласит ст. 46 Конституции РФ. Порядок обращения граждан за защитой своих прав в судах общей юрисдикции регулируется законода­тельством о гражданском судопроизводстве.

К сожалению, не всем доступна квалифицирован­ная юридическая помощь, и нередко граждане за­щищают свои интересы самостоятельно.

Невысокая правовая грамотность населения приводит к тому, что решение, принятое судом, не соответствует ожиданиям гражданина. В итоге у граждан возникает неудовлетворенность судебным решением, формируется правовой нигилизм и скла­дывается отрицательное отношение к судебной системе в целом.

Правильное и своевременное обращение в суд име­ет большое значение для эффективной реализации права на судебную защиту.
Судебная система
В случае нарушения прав граждан другими гражданами или юридическими лицами им предоставлено право обра­титься в суд за защитой нарушенного права. Любой спор о защите любых прав, свобод и законных интересов может быть передан на рассмотрение суда.

Основная роль в судебной защите нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан принадлежит судам общей юрис­дикции.

Система судов общей юрисдикции состоит из федераль­ных судов и мировых судей. К федеральным судам отно­сятся районные суды; суды субъектов РФ - Верховные суды республик, краевые областные суды, суды автоном­ной области и автономных округов, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга; Верховный суд РФ. К федеральным су­дам общей юрисдикции относятся и военные суды.

Все суды общей юрисдикции рассматривают и разреша­ют гражданские дела, связанные с защитой нарушенных прав физических лиц, при этом низшим звеном являются районные суды и мировые судьи, высшим - Верховный суд РФ.

Выбрав судебную форму защиты, гражданин должен оп­ределить, каким судебным органом должен быть рассмот­рен возникший правовой спор, поскольку защиту нарушен­ных прав осуществляют как суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды.
Подведомственность
Для того, чтобы правильно решить вопрос о подведом­ственности спора, необходимо определить его характер и состав участников.

Суды общей юрисдикции рассматривают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нару­шенных или оспариваемых прав, свобод и законных инте­ресов, по спорам, возникающим из гражданских, семей­ных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; дела по требованиям, разрешаемым в порядке приказного производства; дела, возникающие из публичных правоотношений; дела особого производства; дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; дела о признании и приведе­нии в исполнение решений иностранных судов и иностран­ных арбитражных решений (ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, далее - ГПК РФ).

Исковые дела возбуждаются путем подачи искового за­явления истцом. Для них характерно наличие двух сторон - истца и ответчика, с противоположными интересами.

Приказное производство отличается быстрым и упрощен­ным способом рассмотрения дела: заявление о выдаче су­дебного приказа рассматривается без судебного разбира­тельства и вызова сторон для заслушивания их объяснений.

Перечень требований, рассматриваемых в порядке при­казного производства, установлен ст. 122 ГПК РФ.

В порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (факты наличия родственных отношений, факты приня­тия наследства, факты смерти и другие); об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим, объявлении умершим; об ограничении дееспособности, о признании недееспособным и т.д.

После того как будет определена подведомственность дела, гражданин должен определить его подсудность.
Подсудность
Гражданский процессуальный кодекс РФ четко устанав­ливает, в суд какого звена следует обратиться с заявлени­ем с целью возбуждения гражданского дела.

Подсудность Верховного суда РФ и судов субъектов РФ определена ст. ст. 26, 27 ГПК РФ.

Мировой судья рассматривает категории дел, перечис­ленные ст. 23 ГПК РФ.

В районных судах рассматриваются и разрешаются все дела, не подлежащие рассмотрению и разрешению в Вер­ховном суде РФ, в суде субъекта РФ, военным судом и мировым судьей.

Если в одном заявлении содержатся требования, одно из которых подлежит рассмотрению мировым судьей, а дру­гое районным судом, все требования подлежат рассмотре­нию в районном суде.

В военных судах рассматриваются и разрешаются граж­данские дела по требованиям военнослужащих Вооружен­ных сил РФ, других войск, воинских формирований; граж­дан, проходящих военные сборы; граждан, уволенных с военной службы, предъявляющих свои требования к орга­нам военного управления и к воинским должностным ли­цам (Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 31-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации).

По общему правилу, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК РФ).

Законом (ст. 29 ГПК РФ) предусмотрены отступления от общего правила территориальной подсудности, и по неко­торым категориям дел истец имеет возможность выбора предъявления иска либо по месту жительства ответчика, либо по своему месту жительства.

Определив подведомственность и подсудность дела, можно приступать к составлению искового заявления.
Исковое заявление
Закон предъявляет определенные требования к форме и содержанию искового заявления. Исковое заявление пода­ется суду в письменной форме, на русском языке.

В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а так­же наименование представителя и его адрес, если заявле­ние подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахожде­ния;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои тре­бования, и доказательства, подтверждающие эти обстоя­тельства;

6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обраще­ния к ответчику, если это установлено федеральным зако­ном или предусмотрено договором сторон;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

Исковое заявление подписывается истцом или его пред­ставителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

Требования истца, изложенные в исковом заявлении, должны быть основаны на нормах права, но могут не со­держать ссылки на конкретные статьи нормативного акта. Факты, указанные истцом в исковом заявлении в обоснова­ние своих требований, подтверждаются сведениями о них, содержащимися в доказательствах. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключений экспертов, аудио- и видеозаписей.

По общему правилу, установленному ст. 56 ГПК РФ, каж­дая сторона должна доказать те обстоятельства, на кото­рые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Цена иска указывается только по делам искового произ­водства, если иск подлежит оценке. Цена иска представля­ет собой стоимостное денежное выражение отыскиваемого истцом имущества, а в случае заявления требований о взыс­кании денежных средств - размер взыскиваемой денеж­ной суммы.

Цена иска определяется истцом, исходя из рыночной сто­имости имущества, и влияет на подсудность и размер госу­дарственной пошлины, подлежащей оплате.

К исковому заявлению должны быть приложены следую­щие документы:

Копии искового заявления в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

Доверенность или иной документ, удостоверяющие пол­номочия представителя истца;

Документы, подтверждающие обстоятельства, на ко­торых истец основывает свои требования, копии этих доку­ментов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;

Доказательство, подтверждающее выполнение обя­зательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным зако­ном или договором;

Расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной сум­мы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
Государственная пошлина
Государственная пошлина подлежит уплате при обра­щении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной). Размер государственной пошлины установлен главой 25.3 Нало­гового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.

Документом, подтверждающим факт уплаты государ­ственной пошлины плательщиком, является платежное поручение с отметкой банка о его исполнении либо кви­танция установленной формы, выдаваемая банком.

Кроме того, гражданин с учетом его имущественного по­ложения может быть освобожден судом от уплаты государ­ственной пошлины.

Истцу, в пользу которого состоялось решение суда, воз­мещаются все понесенные им по делу судебные расходы, в том числе и государственная пошлина.

Заявления о возбуждении гражданских дел неискового про­изводства, как правило, должны отвечать требованиям, предъявляемым к форме и содержанию исковых заявлений.

Во всеобщей Декларации прав человека, впервые было закреплено, что права человека вне территориальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства См. Всеобщая декларация прав человека// СПС «Консультант».. Права человека -- не принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а общеисторическое и общекультурное завоевание. «Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Их уважение, соблюдение и защита -- обязанность каждого государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьезные военные конфликты, очаги напряженности, создающие угрозу миру и требующие нередко (с согласия ООН) постороннего вмешательства» См. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС «Гарант»..

Уникальность и актуальность Всеобщей Декларации прав человека обусловлены тем, что она построена на основополагающем принципе, согласно которому в основе естественных и неотъемлемых прав человека лежит достоинство, присущее каждому человеку от рождения. Этого достоинства, а также вытекающего из него права на свободу и равенство, не может быть лишен никто.

Для России с ее чрезвычайно богатой, удивительно интересной и трагической историей, проблема свободы личности всегда была той основой, которая является стержнем общественного развития. Вхождение России, после распада СССР, в мировое сообщество и задачи прогрессивных демократических преобразований внутри страны потребовали нового отношения к праву вообще и правам человека в частности, нового осмысления взаимодействия Российского государства и личности. При этом принципиально изменяется отношение государства к общепризнанным положениям международного права в области гарантии и соблюдении прав и свобод человека.

В Конституции РФ 1993 года закреплено положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. «С этой целью государством создан ряд институтов, способствующий реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе - законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов таких, как уполномоченного по правам человека» См. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 марта 2009 г. - №9..

Вместе с тем реальность такова, что большинство законодательно закрепленных прав грубо и повсеместно нарушаются, не соблюдаются, игнорируются, слабо защищаются. Соответственно необходима борьба за права и свободы, когда возникают препятствия к их осуществлению и прямые их нарушения со стороны, как других лиц, так и должностных лиц государства. Нарушения прав и свобод человека должны быть ликвидированы, а виновные в таких нарушениях - наказаны. Особая роль в вопросе защиты нарушенных прав отводится судебной власти, основой которой являются принципы объективности, независимости, справедливости, верховенства закона и равенства всех перед законом и судом. Частью 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в Конституции РФ, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Важно обратить внимание на то, что, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле ч. 1 ст. 46 Конституции РФ находится в полной гармонии с требованиями, сформулированными ст. 8 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом» См. Комментарий к Конституции РФ, под общ. ред. Л.В. Лазарева), М.: «Новая правовая культура», 2009 г. с. 218..

Равноправие граждан перед судом исключительно важно, поскольку оно, являясь одним из конституционных прав, в свою очередь является гарантией всех прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, особенностью и основной ценностью предоставления гарантии судебной защиты предусмотренной ст. 46 Конституции РФ является придание юридической силы основным правам и свободам человека и гражданина. Без этого раздел второй, в котором прописаны основные права и свободы человека и гражданина, являлся бы лишь «литературным произведением». Статья 18 Конституции РФ, предусматривая, что «права и свободы граждан обеспечиваются правосудием» также выступает доказательством изложенного выше.

Для обеспечения полноценной гарантии прав граждан России необходима сильная, независимая и справедливая судебная власть, которая пользовалось бы доверием и авторитетом у своих граждан. Однако не стоит забывать, что судебное устройство, также как и законодательство в нашей стране далеко от идеально и содержит много спорных моментов. Так, например законодательством РФ предусмотрено, что судебные решения могут быть обжалованы в вышестоящий суд. Кассационная жалоба влечет за собою обязательное рассмотрение дела судом второй инстанции. При этом явным нарушением ст. 46 и п. 3 ст. 50 Конституции РФ является невозможность кассационного обжалования решений и приговоров Верховного Суда РФ, вынесенных им в качестве суда первой инстанции. Это нарушение, на мой взгляд, необходимо исправить и предусмотреть процедуру обжалования таких решений и приговоров, для чего следует создать орган, например «Кассационную коллегию Верховного Суда РФ».

Бесспорно, что практическая задача защиты прав человека является прежде всего национальной, и ответственность за ее решение должно нести каждое государство в отдельности. Все же не стоит забывать, что защита неотъемлемых прав человека не просто дело одного государства, а проблема, которая касается многих стран мира. Важным моментом при решении проблемы защиты прав человека в Российской Федерации является положение ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, в которой определено, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Это дает возможность гражданам Российской Федерации защитить свои неотъемлемые естественные права на международном уровне в случае, если по каким-то причинам это не смогло сделать государство или же само государство нарушило данные права. Исходя из смысла приведенной нормы, следует, что граждане РФ могут защищать свои права на международном уровне только в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Следовательно, это право предоставляет своим гражданам Российская Федерация и оно является правом гражданина, а не правом человека, неотъемлемые права которого нарушены.

Стоит согласиться с мнением Эбзеева Б.С., который считает, что право на судебную защиту нельзя воспринимать, как право данное, конституцией или государством. В человеческом обществе с самых ранних ступеней его развития, еще до появления как таковых писаных или устных законов, люди «за правдой» обращались к третьим лицам с просьбой рассудить их. Право на судебную защиту - естественное право человека, «неотъемлемое свойство человеческой личности» См. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. - М.: Норма, 2007 г. с. 117-118. . Следовательно не должно быть нормы, которая может ограничивать возможность гражданам Российской Федерации или другого государства защищать свои права в международных судах.

Подводя итоги всего изложенного, хочется отметить, что формирование в нашей стране полноценного правового государства невозможно без предоставления его гражданам и юридическим лицам достаточно широких прав и свобод, основанных на нормах не только Конституции РФ, но и международных нормативных правовых актов.

В последние несколько лет Россия активно сотрудничает с иностранными государствами, ее международная политика направлена на повышение престижа на международном уровне. В рамках этого также важно не только законодательное закрепление основных прав и свобод человека и гражданина, которые бесспорно служат наиболее ярким индикатором состояния и уровня развития гражданского общества и правовой государственности, но и гарантия защиты этих прав со стороны государства.

1. Положение части 1 статьи 46 устанавливает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод в судебном порядке. Всеобщая декларация прав человека установила: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом». Право на судебную защиту закрепляется также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и части 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Практика применения Европейской конвенции свидетельствует о том, что право на судебную защиту распространяется на все процессуальные действия, подразумевающие применение публичного права, если они имеют решающее значение для гражданских прав и обязанностей.

2. Надежным и активным инструментом реализации права на судебную защиту стал Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». С принятием его наблюдается постоянное увеличение поступления в суды дел о нарушении прав и свобод граждан. Этот Закон снял препоны, установленные ранее действовавшим законом и в ряде случаев мешавшие гражданам обратиться в суд. Стало возможным обжаловать действия и решения представительных органов, общественных организаций и других общественных объединений, а также воинских должностных лиц и органов военного управления. В Законе установлено, что могут быть обжалованы в суд коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. В полном соответствии с содержанием статьи 46 Конституции определено, что гражданин вправе подать жалобу, если приведенные последствия наступили в результате бездействия указанных в Законе органов и лиц. В Законе предусмотрены нормы о праве каждого получить и обязанности должностных лиц, государственных служащих предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Это согласуется и прямо вытекает из содержания части 2 статьи 24 Конституции РФ.

3. В соответствии с законом гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица. Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения). Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

4. Часть 2 статьи 46 Конституции гарантирует обжалование в суд любых решений, а также действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Вместе с тем с учетом положения части 1 статьи 46, которое гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, следует полагать, что и часть 2 статьи 46 гарантирует каждому право обжалования в суд любых решений (действий), которые, по мнению лиц, подающих жалобу, затрагивают (нарушают) их права и свободы.

5. В соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции РФ каждому предоставляется возможность в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане РФ имеют право обращаться в Европейский суд по правам человека, образованный в соответствии с протоколом N 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это право может осуществиться посредством подачи жалобы любым гражданином. Жалоба в европейской традиции имеет один аспект, который не знаком россиянину. Жалоба — это сигнал возникновения нарушения прав и свобод человека, а не только «обращение», как было принято в советском законодательстве, в государственный или иной орган с просьбой принять меры по устранению допущенных правонарушений. Предусмотрено, что жалоба не подлежит рассмотрению, если она анонимна, либо аналогична жалобе, которую уже рассмотрели, или она является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, также если признано, что гражданин злоупотребил правом подачи жалобы в Европейский суд по правам человека. Суд примет жалобу от гражданина лишь на нарушение тех прав и свобод, которые содержатся в Конвенции. Это перечень традиционных гражданских и политических прав. К ним относятся права на жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства, личную свободу, законное судопроизводство, частную жизнь, свободу мысли, свободу выражения, свободу ассоциаций и на создание семьи.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.



Просмотров