Как можно проверить использование опекуном денежных средств опекаемого? Плановые проверки опекунов: как часто проходят и на что уделяют особое внимание? Необходимые документы для составления отчета

Сегодня мне написала одна многодетная мама из Омской области:

"К нам сегодня опять приезжали с проверкой. Даже не постучались, зашли с вопросом, почему дочка 2 дня не в школе, а она заболела и мы не предупредили, еще вопрос: почему дети в долг питаются в школе? Я объяснила, что нет пока денег. Прошли посмотрели, что порядок везде, в бахилах были, все как надо,...ничего не писали и я не подписывала,..В понедельник приедут пожарники и они будут проверять условия печки, все ли в порядке. Говорят, это по всем многодетным будет проверка...Я думала они про нас уже забыли и оставят в покое, но нет же, приехали".

Так получается, что с каждым днем наша личная-частная-семейная жизнь все больше и больше, помимо нашей воли, попадает под лупу внимания государственных органов.

И больше всего их интересуют именно наши дети. Как нас уверяют, контроль усиливается исключительно для защиты их прав и наилучших интересов.

В целом вышло так, будто родители, неожиданно для себя, сейчас стали невольными участниками какой-то жутковатой игры втемную, где на кону - их дети. А правила этой игры знает только тот, кто сам их и устанавливает. Родителей же не потрудились поставить в известность как о существовании новых правилах, так и об их содержании.

Все более актуальной становится проблема вмешательства в частную жизнь семьи через осмотры жилища, где проживает семья с детьми. С каждым днем растет количество причин для проникновения посторонних лиц в наши квартиры. Учителям, нужно давать отчеты о социальном статусе своих учеников, полицию заставляют ездить в семьи после вызова ими ребенку "Скорой помощи", органы опеки проводят "профилактические" осмотры многодетных семей, которых против их воли приравняли к неблагополучным и так далее. Еще совсем недавно такого не было. И это наша новая неприятная реальность.

Нам, родителям никогда не говорят, что именно в наших квартирах и домах проверяют эти непрошенные визитеры и прочие интервенты. По опыту могу сказать, что проверяют вот что:

запахи в квартире/доме -затхлость, сырость, гниение
внешний вид всех домочадцев
состояние ремонта
степень чистоты и порядка
домашние насекомые - мухи, тараканы клопы
наличие отдельных спальных мест для всех детей
наличие постельного белья, в том числе в шкафах
степень свежести постельного белья
наличие одежды и обуви по сезону и по размеру
наличие запаса продуктов питания в холодильнике, в кухонных шкафах
наличие детского питания, если дети младшего возраста
наличие приготовленного горячего блюда, супа
наличие игрового и/или учебного места
наличие игрушек, книг, развивающих игр, канц.принадлежностей
наличие памперсов, банных гигиенических принадлежностей
доступ детей к опасным предметам, опасным местам
состояние отопления, если печное
состояние электропроводки
наличие водопровода/канализации
исправность и чистота сантехники/холодильника
состав семьи
доходы семьи
совместное проживание больного/пьющего/старого человека
контактность детей
состояние здоровья детей на момент осмотра
конфликтность в семье
наличие бутылок или банок от алкоголя
присутствие домашних животных

Это из жизненного опыта.

А вот небольшой документ Министерства образования РФ, который рассказывает о том, что же именно должны у нас проверять по закону.

Документ называется Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334). Я сделала его пункты не по порядку, а по степени практической ценности для каждого из нас.

Конечно, это не захватывающее чтиво, все довольно скучно, но уж не обессудьте, занудство и сухость языка - это обыкновенное свойство нормативных актов.

Целиком Порядок можно посмотреть

6. При проведении обследования выявляются:

6.1 Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.

6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.

6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.

6.1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.

6.1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды;

6.1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.

6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

6.2. Семейное окружение ребенка.

6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.

6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее.

6.3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).

6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее - акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к приказу Минобрнауки России от "____"_________2009 г. N ______, содержащий:

Оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

Выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

Выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

Необходимо знать и помнить, что этот акт вы обязательно должны получить на руки. И еще надо знать, что этот акт осмотра можно оспорить в суде. А это можно сделать, только получив его на руки и прочитав, что там написали господа визитеры:

9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная руководителем органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

Акт обследования может быть оспорен родителями (законными представителями) ребенка в судебном порядке.

10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Так объясняется, для чего может проводиться обследование:

2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее - ребенок, дети) в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Кто имеет полномочия проводить такие осмотры:

3. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация), которой в установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Вот тут дополнителная красота документа - о пользе доносительства:

4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее - сведения).

Ну и кто такой, этот загадочный "уполномоченный специалист", сколько классов школы он закончил, имеет ли сам семью, детей, мы, конечно, так и не узнаем. Узнаем только то, что у него всего три дня после доноса:

5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

И никакого другого выхода нам, кроме как повышать свою правовую грамотность, в такой ситуации нет. И хоть изредка бывают и неблагополучные семьи, и вообще всякие, но речь сейчас в первую очередь о том, чтобы обычных людей не коснулись возможные перегибы и чтобы элементарное игнорирование законов представителями власти не стали причиной чьего-то несчастья.

PS Акт осмотра органы опеки давать на руки не привыкли. Закон им не всегда писан, как известно.

Вот приблизительный текст заявления, который можно подать в канцелярию местной администрации, органа соцзащиты или др, подготовив его в двух экземплярах и обязательно получив на один из них входящий номер регистрации. Желательно также себе на память записать дату подачи заявления, чтобы в срок потребовать ответ. Давать ответы, в том числе в письменном виде - это тоже не всегда в почете у должностных лиц:

Главе Администрации или
ОСЗН или Комитета по образованию
(в зависимости от того, кому у вас подчиняется опека)
города/поселка/района
от ФИО
матери/отца
ФИО ребенка. дата рождения
Телефон для связи

ЗАЯВЛЕНИЕ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОПИЙ АКТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Согласно пункту 9 «Порядка проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей», утвержденного приказом № 334 Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г.:

«Копия акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей, заверенная руководителем органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей ребенка.»

Поэтому прошу:

- предоставить мне копии всех актов обследований, проводимых представителями субъектов профилактики в моем доме по адресу:…

Указанные копии, заверенные в надлежащем порядке, прошу направить по почтовому адресу:

Тут ваш адрес

Подпись
Расшифровка подписи
Дата
Город или поселок

Каковы требования к опекунам/приемным родителям? Куда и какие документы надо подать, чтобы получить заключение о возможности быть опекуном/приемным родителем?

В соответствии со ст. 35 Гражданского кодекса РФ , ст. 146 Семейного кодекса РФ и ст. 153 Семейного Кодекса РФ опекунами\приемными родителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица, за исключением :

  • лиц, лишенных или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества ( );
  • лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления ( );
  • лиц, не прошедших психолого-педагогической и правовой подготовки согласно п. 6 ст. 127 Семейного кодекса РФ .

Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории РФ утверждены Приказом Минобразования и науки РФ от 20.08.2012 № 623 .

Сама программа и порядок ее прохождения утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Карту школ приемных родителей (ШПР) в г. Москве можно найти в списке разделов слева.

Важно отметить, что требование прохождения ШПР не распространяется на близких родственников ребенка, а также на кандидатов, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ близкими родственниками ребенка являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дедушки с бабушками), а также полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Обратите внимание, что мачехи и отчимы, желающие принять ребенка под опеку, от прохождения ШПР не освобождены.

  • лиц, больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

Перечень заболеваний, при наличии которых лица по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, установлен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью" .

  • лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке;
  • лиц, отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), а также бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине .

В п. 4 , установлен закрытый перечень документов, необходимых для получения заключения о возможности быть опекуном или приемным родителем:

(1) заявление (форма );

(2) автобиографию ( );

(3) справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, в т.ч. справку с места работы супруга (супруги) усыновителя с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) (действует в течение 1 года с момента выдачи) ( );

(4) выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копию финансового лицевого счета с места жительства (действует в течение 1 года с момента выдачи) ( );

(5) справку органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (действует в течение 1 года с момента выдачи) ( );

(6) медицинское заключение лечебной организации о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке и по форме, установленным Минздравом РФ (действует в течение 6 месяцев с момента проставления гербовой печати и подписи главврача) ( );

Обратите внимание, что Правилами не предусмотрена возможность требовать медицинское заключение у членов семьи кандидата. Однако - согласно п. 4 Письма Минобразнауки от 31.08.2010 № 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" - в тех случаях, "когда у специалиста, проводящего обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или приемным родителем, возникают сомнения в возможности и безопасности пребывания ребенка в семье, специалист должен сделать соответствующую запись в акте обследования условий жизни" кандидата, который в дальнейшем может стать причиной для отказа. Автору сайта известен один случай, когда женщина не смогла получить положительное заключение о возможности быть опекуном, т.к. ООП стало известно о наличии гепатита С у ее супруга.

(7) копию свидетельства о браке (если кандидат состоит в браке);

(8) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном\приемным родителем (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, либо которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (как указано в разделе 4 Рекомендаций по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утв. Письмом Минобразования и науки РФ от 24.08.2012 № ИР-713/07 , срок действия свидетельства о прохождении ШПР не ограничен )();

(9) копию пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда РФ или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение - только для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты (образец пенсионного удостоверения );

(10) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном\приемным родителем, на прием ребенка (детей) в семью.

Все документы кандидат подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства - эти функции выполняют либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, либо органы местного самоуправления муниципальных образований (п. 1 ст. 35 Гражданского кодекса РФ и п.1 ст. 6 ). Полный перечень органов опеки и попечительства в различных регионах РФ вы найдете на сайте интернет-проекта Минобразования РФ .

Процедура общения кандидата в опекуны с органами опеки детально прописана в Правилах подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 .

В частности, в пп. 8 и 9 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 , устанавливается, что обследование условий жизни кандидата производится в течение 3 дней со дня представления документов, предусмотренных Правилам, а сам акт обследования условий жизни кандидата оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни кандидата. В течение 10 дней со дня представления документов, перечисленных выше, и на основании акта обследования жилья кандидата орган опеки и попечительства выдает заключение о возможности или невозможности гражданина быть опекуном (попечителем) . Одновременно заявителю возвращаются все представленные документы (в ООП остаются копии).

Вниманию кандидатов, которые хотели бы получать вознаграждение за свой труд! Для того, чтобы в будущем заключить договор о создании приемной семьи, кандидаты в приемные родители должны получить "заключение о возможности быть опекуном (попечителем), исполняющим обязанности возмездно" .

Заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания. Согласно п. 11 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 , заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения кандидата не только в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, но и в любой другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

(Интересно отметить, что орган опеки несет ответственность за вред, причиненный личности или имуществу подопечного вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения им обязанности по назначению опекуна (п. 8 ст. 11 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" ). Под вредом в данном случае следует понимать и физические или нравственные страдания ребенка. На практике, конечно, компенсация подобного вреда проблематична, но вот напоминание сотруднику опеки о таком положении закона может помочь ускорить дело. Возмещение вреда, причиненного проволочками самому кандидату в опекуны, в законодательством не предусмотрено).

Кстати, согласно п 4. ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органы опеки могут передавать полномочия по подбору и подготовке кандидатов иным образовательным, медицинским, социальным или общественным организациям. Порядок работы этих организаций подробно описан в Правилах осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 . В частности:

  • подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются организациями в соответствии с Правилами подбора кандидатов в опекуны (п. 7),
  • заявление кандидата и иные документы, а также акт обследования условий жизни кандидата передаются организацией в течение 5 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган опеки для принятия решения о назначении опекуна либо об отказе в назначении опекуна (п. 7),
  • подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется организациями на безвозмездной для граждан основе (п. 8).

Номинальный счет опекуна в Сбербанке — одна из наиболее обсуждаемых тем среди получателей опекунских пособий, ведь большинство банков оказались не готовы к изменениям законодательства в этой сфере. О том, в каких случаях открывается номинальный счет и в каком порядке расходуются поступающие на него средства, будет рассказано в этой статье.

Номинальный счет опекуна: новый порядок расходования денежных средств подопечного

С 1 июля 2014 года вступили в силу изменения в Гражданском кодексе РФ, предусмотренные законом № 302-ФЗ. Касаются они порядка распоряжения пенсией, пособиями и другими выплатами, поступающими человеку, взятому под опеку (попечительство).

Ранее действовал порядок, согласно которому все полагающиеся подопечному выплаты зачислялись на счет в банке, открытый на его имя. Опекун имел право ежемесячно снимать со счета сумму, не превышающую прожиточный минимум. Для получения большей суммы требовалось разрешение органа опеки.

Начиная со второго полугодия 2014 года закон предусматривает, что причитающиеся несовершеннолетнему или недееспособному лицу выплаты поступают не на его счет, а на номинальный счет, открытый в банке на имя опекуна (попечителя). Эти средства опекун в полном объеме расходует на нужды своего подопечного без получения согласия от органа опеки и попечительства.

На практике применение нового закона столкнулось с определенными сложностями: банки оказались технически не готовы открывать новый вид счетов. По объяснениям представителей кредитных организаций, открытие номинальных счетов с момента вступления нового порядка в силу было невозможно по двум причинам:

  1. отсутствуют внутренние банковские инструкции, регламентирующие процедуру открытия и ведения таких счетов;
  2. нет необходимого программного обеспечения.

В течение второго полугодия 2014 года лишь немногие кредитные учреждения (например, Россельхозбанк) заявили о готовности открывать номинальные счета.

Какие банки вправе открывать номинальные счета опекунам?

До недавнего времени действовало правило, согласно которому деньги опекаемых могут поступать только в те кредитные организации, которые не менее чем наполовину принадлежат государству. Поэтому одним из наиболее популярных учреждений для зачисления пенсий, алиментов и пособий лиц, взятых под опеку, сейчас является Сбербанк.

С 1 января 2015 года это правило отменено. Теперь при зачислении в банк средств подопечного должно выполняться следующее условие: суммарный объем денежных средств в одном банке не должен превышать размера страхового возмещения по обязательному страхованию вкладов (с 29 декабря 2014 года эта сумма увеличена с 700 тысяч до 1,4 млн. рублей). Данное правило касается и размера средств на номинальном счете опекуна .

Не знаете свои права?

Иными словами, с 2015 года открывать номинальные счета для зачисления опекунских выплат могут не только банки с государственным участием не менее 50%, но и другие кредитные учреждения.

Правила использования номинального счета

Номинальный счет открывается на имя опекуна (попечителя) для зачисления на него выплат, причитающихся несовершеннолетним и недееспособным лицам, за исключением:

  • заработной платы и стипендии подростков от 14 до 18 лет;
  • иных средств, которыми подопечные вправе распорядиться самостоятельно.

Для открытия счета опекуну (владельцу счета) необходимо предъявить удостоверение и решение органа опеки о назначении его опекуном. Договор оформляется в письменном виде, при этом владелец счета должен сообщить банку следующие сведения о лице, в интересах которого открыт счет:

  • фамилию, имя, отчество;
  • дату, место рождения;
  • адрес регистрации по месту жительства.

Также он должен предоставить копию свидетельства о рождении опекаемого или его паспорта.

Денежные средства с номинального счета расходуются опекуном в любом объеме без получения разрешения органа опеки. Но об использовании таких сумм должен составляться ежегодный отчет .

Средства со счета не могут быть взысканы по долгам владельца счета (за исключением комиссии за совершение банковских операций). Взыскание денег с номинального счета по обязательствам подопечного возможно лишь по решению суда или в случаях, предусмотренных законом.

Появление номинальных счетов должно облегчить опекунам выполнение их обязанностей. Ранее такая формальность, как получение разрешения органа опеки на снятие суммы, превышающей прожиточный минимум, создавала массу неудобств, поскольку оформлять разрешение требовалось ежемесячно.

Представляет собой форму воспитания и заботы о несовершеннолетнем. Опека устанавливается при отсутствии у ребенка родителей.

Это может быть связано с их гибелью или невозможностью заботиться о ребенке в силу состояния здоровья. Кроме того, при лишении родительских прав возможно установление опеки.

Поэтому, как правило, в качестве опекунов выступают близкие родственники ребенка. Но бывают случаи, когда опека устанавливается посторонними лицами. Обычно это становится первоначальным этапом .

Соответственно, необходимо контролировать исполнение . Такие функции возложены на специализированные органы опеки. В структуре каждого муниципального образования имеется отдел опеки и попечительства. Работники данного отдела и обеспечивают контроль за опекунами в интересах ребенка.

Проверка опекунов прямо предусмотрена законодательством. Данные мероприятия осуществляются с целью проверки исполнения ими своих обязанностей и выяснения условий жизни, воспитания несовершеннолетнего. Проверка опеки проводится регулярно в зависимости от продолжительности опеки над несовершеннолетним.

Можно выделить несколько основных периодов, от которых зависит частота проверочных мероприятий:

Проверки продолжаются до достижения совершеннолетия, то есть 18-летнего возраста. При этом проведение мероприятий является обязанностью специалистов органа опеки и попечительства. По результатам каждого такого мероприятия ими готовится письменный подробный отчет. Каждый отчет приобщается к специальному делу, которое заводится на опекаемого и семью.

Первые месяцы

К первым месяцам относится первый год. В это время проверки проходят ежеквартально.

Они планируются и реализовываются на основании утвержденного графика. Поэтому посещение семьи происходит в заранее запланированные дни.

Вопрос, что проверяет опека, весьма важен. Предмет проверки очень широк и охватывает все стороны материального обеспечения ребенка и его психологического, эмоционального состояния.

В первые месяцы очень важно не потерять контроль над ситуацией, нужно, чтобы ребенок привык к семье. Поэтому основной задачей муниципальных органов является не обнаружение нарушений, а помощь семье и ребенку.

Предметы проверок в течение первых месяцев нужно указать более подробно:

Кроме того, нужно выяснить отношение ребенка к опекунам. Поэтому с ним проводится доверительная беседа. Важно выяснить, хорошо ли ему в данной семье, каков психологический климат, не ругаются ли на него опекуны и так далее.

Проверяющие готовятся к каждому мероприятию. Собирается информация из школы о посещаемости, успеваемости. Получается информация их отдела полиции о возможных заявлениях в отношении несовершеннолетнего или его опекунов, приводах и прочее.

Плановые проверки

Когда первый год истек, проводятся плановые полугодовые проверки. В ходе данных мероприятий проверяющие интересуются теми же вопросами, что и в первые месяцы. Меняется только периодичность.

Увеличение срока между мероприятиями допускается, поскольку самый сложный период уже пройден.

Если в течение одного года все было в порядке, значит вероятность прекращения опеки минимальная. Если же выявляются проблемы, то специалисты органа должны помочь их решить. Например, снижение успеваемости в школы, большое количество пропусков занятий говорят о наличии серьезных проблем.

Возможно, в этом есть вина опекунов. Нередко они занимаются собственными делами, уделяя мало времени ребенку. Особенно это опасно в подростковом возрасте.

Поэтому при выявлении таких сложностей специалисты должны сообщить об этом психологу и начать работу с несовершеннолетним. По сути, это профилактическая деятельность, которая направлена на формирование положительного отношения к обучению и обязанностям.

Нужно побудить ребенка посещать школу, уважительно относиться к опекунам и педагогам. В конечном счете, это поможет сохранить опеку и предотвратит совершение ребенком административных проступков или даже преступлений.

Внеплановые проверки из-за обращений

Помимо плановых мероприятий могут проводиться и внеплановые. Но организовывать их произвольно орган опеки не имеет права.

Внеплановые мероприятия могут проводиться в двух случаях:

В любом случае информация становится основанием для организации внеплановой проверки. Подобные сведения не могут быть проигнорированы, поскольку они создают угрозу физическому или нравственному здоровью ребенка.

По результатам проверки возможно прекращение опеки. Если же доводы не подтвердятся, то никаких последствий обращение иметь не будет.

За что органы опеки лишают права на опеку?

Прекращение опеки допускается в случаях грубого нарушения прав ребенка, создания угрозы его жизни или здоровью. Подобные ситуации следует рассмотреть более подробно:

  • когда опекуны ведут антиобщественный образ жизни. Это может выражаться в систематическом употреблении спиртного. В этом фоне опекуны могут себя неадекватно вести, приглашать гостей и общаться с ними подолгу, не уделяя времени ребенку;
  • когда в квартире нет необходимых предметов обихода, налицо антисанитария, нет продуктов питания. Зачастую такие ситуации связаны с социальной дезадаптацией опекунов. Но нередки случаи, когда у них просто не хватает денег, чтобы обеспечить ребенка необходимыми вещами;
  • если в отношении несовершеннолетнего совершено преступление. Это однозначный повод для прекращения опеки. Но для проверки информации нужно решение полиции о возбуждении уголовного дела;
  • принуждение несовершеннолетнего к тяжелой работе, не соответствующей возрасту.


Просмотров