Зачем и по чьему указанию «Грузинская мечта» продает иностранцам грузинские земли? «Согласно действующему законодательству вопрос уничтожения этих пленок как вещественного доказательства мог решить только суд»


§ 1. Содержание учебного курса «География туризма»
География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. Известный советский географ В. С. Преображенский назвал географию туризма отраслью социально-экономической географии, аналогичной другим отраслевым экономико-географическим дисциплинам.

Вопрос о предметной сущности географии туризма актуализируется в связи с существованием рекреационной географии (на западе – географии отдыха и географии досуга). Тем не менее, география туризма и рекреационная география признаются различными учебными и научными направлениями. Очертить границы географии туризма представляется возможным только при концептуальном определении понятий «туризм», «рекреация», «отдых» и «досуг». А сделать это пока еще никому не удается.

Основой формирования предметной области географии туризма является разведение понятий «туризм» и «рекреация». География изучает туризм как разновидность деятельности людей. Любая деятельность человека осуществляется в пространстве и во времени , но туристская выделяется исключительной «географичностью», относится к числу наиболее пространственно выраженных, характеризуется территориальной избирательностью. Более того, она формирует особые типы пространства и времени – туристское пространство и туристское время.

Рекреационная география и география туризма имеют один объект исследования – рекреационное пространство, или рекреационную подсистему ойкумены. А вот предметы исследования этих дисциплин различаются. Рекреационная география изучает территориальную организацию рекреационной деятельности населения. При этом следует иметь в виду, что существует рекреационная деятельность организаторов отдыха и рекреационная деятельность отдыхающих.

Предметом исследования географии туризма является территориальная организация (самоорганизация) туристской деятельности людей. Исходя из этого, можно вывести определение туризма, которое предлагает в одной из своих работ А. Ю. Александрова. География туризма – отраслевая дисциплина социально-экономической (общественной) географии о пространственных закономерностях и особенностях функционирования и развития территориальных систем организации (самоорганизации) туристской деятельности людей.

С. Р. Ердавлетов, видный казахский специалист, определяет географию туризма как науку, изучающую территориальную организацию туризма, предмет которой составляют анализ и синтез форм и соотношений пространственных туристских явлений и связанных с ними процессов, изменяющих и преобразующих пространство. По его мнению география туризма в настоящее время определяется чаще всего как географическая дисциплина, занимающаяся природными и антропогенными условиями и последствиями туристского движения.

В течение многих лет география туризма занималась главным образом инвентаризацией и оценкой туристских достоинств, исследованием разных уровней развития туристского хозяйства, напряженности туристского движения, а также роли туризма в социально-экономическом развитии туристских территорий и регионов. Очень важным направлением исследований был анализ локализации туристского движения и классификация туристских территорий.

Приведем еще ряд определений географии туризма, встречающихся в научной и учебной литературе. География туризма – 1) отраслевая географическая дисциплина, исследующая территориальное распространение природных и антропогенных ресурсов (климат, пляжи, пейзаж, минеральные воды, история, культура и т. д.), изучающая характер и структуру использования свободного времени и связанного с ним досуга, а также направление туристских потоков; 2) научная дисциплина, изучающая территориальную дифференциацию сферы (индустрии) туризма, предпосылок его развития, процессов формирования туристско-рекреационных зон, районов, центров и их современного использования.

География международного туризма – основной раздел географии туризма, занимающийся изучением размещения основных туристских центров и центров туризма в различных районах мира, проблемы глобального туристского районирования, а также фактическую территориальную организацию международного туризма , тенденции и перспективы их развития.

Не будем отрицать сложившегося в нашей стране мнения о том, что география туризма является важнейшим разделом другой, более крупной науки, рекреационной географии. Рекреационная география – 1) наука, изучающая географические закономерности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени; 2) географическая дисциплина, изучающая и моделирующая собственный объект исследования – территориальные рекреационные системы; 3) научная отрасль, исследующая территориальные рекреационные системы – закономерности возникновения, размещения и функционирования мест отдыха на территориях и акваториях планеты.
§ 2. Цели, задачи и структура учебной дисциплины
Целью учебной дисциплины «География туризма» является ознакомление с основными теоретическими концепциями и терминологическим аппаратом науки; с туристскими и рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионах мира, России и Ближнего Зарубежья.

Перед географией туризма стоит целый ряд задач. А. Ю. Александрова полагает, что география туризма должна решать следующие задачи , которые можно разделить на две группы – общие и частные :


  1. Общие задачи географии туризма :

  • гносеологическая (познавательная);

  • конструктивная (преобразовательная);

  • мировоззренческая;

  • образовательная;

  • культурно-просветительная;

  • воспитательная.

    1. Частные задачи географии туризма :

  • географическое изучение пригодности территорий для занятий туризмом;

  • изучение воздействия туризма на территорию и формирования ее хозяйственного комплекса;

  • исследование пространственно дифференцированных туристского спроса и предложения туристского продукта;

  • разработка теоретических основ управления территориально-организованными системами туризма и прогнозирование их развития;

  • проектирование территориальных систем туризма;

  • оптимизация пространственной организации туризма;

  • информирование населения о туристском потенциале территории (самая сильная функция географии туризма).
Задачи , стоящие перед географией туризма:

  • изучение и усвоение основных теоретических положений курса и ключевых понятий, в частности понятий о территориальных рекреационных системах и туристском районировании, оценка современного состояния развития туризма в регионах и прогноз их дальнейшего туристско-рекреационного освоения ;

  • рассмотрение и анализ значения международных туристских связей, и определение основных зон притяжения туризма в отдельных странах мира;

  • характеристика туристских и рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм и происходит формирование основных туристских потоков;

  • анализ континентальных, национальных и региональных особенностей развития туризма;

  • обзор основных форм взаимодействия рекреации и туризма с окружающей средой, изучение основ рекреационного и туристского природопользования;

  • определение роли ресурсной составляющей в туристском бизнесе, позволяющей грамотно оценивать и использовать привлекательные с точки зрения развития рекреации и туризма территории;

  • определение и характеристика географии основных туристских потоков и направлений туризма с показом долгосрочной динамики основных направлений;

  • определение значимости инфраструктурной составляющей для успешного развития туристской деятельности с непременным выделением и характеристикой ее основных отраслей (индустрия размещения, индустрия питания, индустрия перевозок и индустрия развлечений).
В структуре курса «География туризма» выделяются следующие разделы :

  1. Теоретические основы географии туризма.

  2. Индустрия туризма, туристский рынок и факторы их развития.

  3. Ресурсная составляющая туристской деятельности (география туристских ресурсов мира).

  4. Инфраструктурная составляющая туристской деятельности (география туристской инфраструктуры).

  5. География основных туристских потоков, доходов и расходов.

  6. География основных направлений (видов) туризма.

  7. Характеристика туристских регионов мира.

  8. Туристское страноведение.

  9. Международный туризм в России и странах Ближнего Зарубежья.

§ 3. Географические основы туристской деятельности
В настоящее время в географической науке происходят серьезные изменения, связанные с интеграционными процессами между общественно- и естественно-географическими дисциплинами, географией и экономикой, социологией и экологией. При широком толковании социально-экономическая география, как интегральная наука изучает все, что относится к деятельности человека. Поэтому исследование общественных потребностей в содержательном проведении свободного времени населения и организации путешествий становится одной из задач социальной географии.

Динамично развиваются рекреационная география и география туризма, объектом исследования которых являются территориально-рекреационные геосистемы , представляющие собой совокупность природных и общественных объектов используемых в деятельности по организации отдыха и туризма. В рамках новой формирующейся науки – туризмологии, интегрирующей в себе все достижения связанные с исследованием туристских явлений и отношений, применение деятельностного подхода, как объяснительного принципа, в настоящей познавательной ситуации имеет реальный смысл.

Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.), созванная ВТО в целях выяснения реальной сущности туризма во всех его аспектах , указывает, что «туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.

Анализ теоретического поля географических, социальных и экономических исследований явлений и отношений в области туризма позволяет сделать вывод, что туризм – это не только сложное социально-экономическое и социально-культурное явление современности, но и широкий спектр видов деятельности, привлекающий специалистов различных отраслей народного хозяйства. Одним из довольно полных определений понятия туризма как вида деятельности, представленного польским географом С. Лещицким еще в 30-е годы прошлого столетия, применяющегося и сегодня – это «совокупность вопросов теоретических, хозяйственных, географических, статистических, правовых, культурных и социальных, связанных с оздоровительно-туристским движением. Однако, в рамках теоретической системы обозначившейся туризмологии недостаточно просто назвать туризм и всю связанную с этим понятием человеческую активность туристской деятельностью.

Суть деятельностного подхода заключается в анализе специфических для человека форм преобразования наличной действительности окружающей географической среды. География как фундаментальная наука и ее дочерние ответвления не исключение. Здесь необходимо подчеркнуть, что частные науки социально-гуманитарного профиля, к которым можно отнести социальную географию и ее прикладные направления, да и сама методология науки вынуждены пользоваться определенными представлениями о деятельности, например, производственной или социальной деятельности, деятельности как предмете культурологии, рекреационной, научно-познавательной и прочей деятельности. Все эти науки анализируют тот тип деятельности, который выступает их предметом. Они исходят из каких-либо частных структур, в которых воплощается деятельность в данном случае. Они вносят свой вклад в исследование этих структур, имеющий определенное значение для понимания деятельности как таковой.

Известно, что исторически географические условия и природная составляющая во многом определяли виды деятельности как формы активности человека в освоении географического пространства территории его обитания. Ландшафтообразующие: рельеф, климат, растительный и животный мир обуславливали приспособляемость человека к географической среде, которая давала ему предметы и средства труда, инициировала мысль, идеи и мировоззрение и, в конечном счете, формировала специфику его культуры в многообразном спектре видов деятельности. Земное пространство, географическое положение , ресурсы задавали спектр видов деятельности и их возможностей для адаптации человека в природной среде, а затем и хозяйственного освоения пространства занимаемой территории. От места к месту набор видов деятельности и объем возможностей различались в зависимости от наличной природной действительности.

На первых этапах возникновения и развития хозяйственной деятельности человека каждое племя или небольшая община находили все необходимое для жизни в окружающей природной среде. Исходя из данного посыла спектр человеческой деятельности был географически детерминирован. Однако в условиях замкнутого натурального хозяйства отдельная небольшая территориальная общность людей не могла организовать экономически эффективного производства необходимых материальных благ.

Основополагающую роль в развитии хозяйства сыграло разделение труда между территориальными общностями кочевников-скотоводов и земледельцев, отделение городских видов деятельности – ремесел и торговли, физического труда от умственной деятельности. Каждый из возникающих в процессе развития видов деятельности как бы занимал свою нишу в географическом пространстве. Через кочевые миграции, торговые пути и военные походы расширялись обмены продуктами и товарами, элементами культуры. Постепенно возникают зачатки географического разделения труда .

Торговые путешествия превращаются в особый вид деятельности людей, знающих дороги в сопредельные и более дальние территории. Позже они привлекают как предпринимателей так и любознательных людей. Цели миссионерства и паломнических путешествий становятся менее меркантильными, а развитие дипломатических связей, дорог, колесно-гужевого транспорта обусловливают появление почтовых пунктов и объектов гостеприимства и, естественно, видов деятельности по обслуживанию путников и организации условий для благополучного путешествия.

Постепенно путешествие, как вид преодоления географического пространства для достижения различных целей, трансформируется в понятие туризм как вид деятельности по организации путешествий и обеспечения условий для путешествующих. Географическое пространство как вместилище природных и социально-экономических объектов для туризма, включающего широчайшую гамму видов деятельности, обеспечивающих его функционирование, становится предметом труда. Целенаправленное конструирование географических образов пространства туристско-рекреационных территорий и дизайн ландшафтов для рекреации и отдыха становится актуальной задачей системы туризм и туристской деятельности

Весь спектр человеческой активности в пределах географической среды осваиваемого пространства территории в целях развития отдыха и туризма можно назвать туристской деятельностью . К такой деятельности можно отнести деятельность туроператоров, турагентов и обслуживающих учреждений по: охране и организации туристского пространства для удовлетворения потребностей приезжих в туристских достоинствах места прибытия; обеспечению транспортной доступности объектов туристского интереса; организации необходимых условий для туристского пребывания в местах отдыха или на маршрутах, являющихся целью путешествия, посредством организации и предоставления необходимых услуг обслуживающими учреждениями (ночлег, питание, развлечения, связь, транспорт).

Рассматривая туристскую деятельность как определенный тип преобразования природной и социальной действительности надо подчеркнуть, что она определяется исторически выработанными на основе культурно заданных норм социокультурными программами деятельности по освоению географического пространства в своих целях. Наличие этих программ и позволяет говорить о туристской деятельности, как специфически человеческой форме активности , содержание которой составляет целесообразное и целевое изменение и преобразование географического пространства на основе освоения и развития наличных форм культуры для целей туризма.
§ 4. Рекреация, отдых, туризм и досуг: определение и соотношение
Очертить границы географии туризма, определить объект и предмет ее исследования – эта задача может быть решена, если развести базисные понятия «досуг», «отдых», «рекреация», «туризм». Следует уточнить их соотношение, содержательную характеристику, области применения. Самыми широкими понятиями, прочно вошедшими в бытовой лексикон и научную литературу, являются досуг и отдых. Они имеют близкое, но различное смысловое наполнение и в научной литературе чаще дистанцируются друг от друга.

Досуг с самого начала рассматривался как социальное явление, отражение общественной и духовной сущности человека. Его содержание зависит от историко-культурного контекста и меняется вместе с господствующей в обществе системой ценностей. Характер досуга определяется укладом жизнедеятельности людей, сложившимися традициями и обычаями, социальными нормами, правилами, эстетическими представлениями.

В современной науке прослеживается тенденция к практически полному слиянию понятий досуга и свободного времени. Особенно это характерно для западной социологической школы. Многие ее представители понимают под досугом часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения непреложных обязанностей – домашнего труда и других бытовых занятий, удовлетворения естественных физиологических потребностей (еда, сон и т.д.), то есть свободное время.

В советской литературе досуг изучался в русле статистического анализа бюджетов времени, в соотнесении с другими их статьями. В новых условиях отечественная социологическая наука продолжает развивать традиционный подход в исследовании сферы досуга как свободного внепроизводственного времени.

В отличие от досуга отдых и/или рекреация в широком ее понимании – категория, прежде всего медико-биологическая, а затем уже социальная. Определенное соотношение биологического и социального принципиально разводит досуг с отдыхом и рекреацией. В то же время оно подчеркивает смысловое единство двух последних понятий.

Рекреация обычно определяется как «отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда». При этом понятие рекреации является менее известным и эмоционально окрашенным по сравнению с отдыхом, а потому более точным. Оно лучше отвечает задачам эмпирических и прикладных исследований, тогда как отдых удобнее использовать в качестве фундаментального понятия в одном ряду с категорией «труд».

Границы рекреации весьма широкие. Она охватывает кратковременную рекреационную активность (от микропауз в работе мышц до перекуров на работе и иные рутинные формы рекреации) и долговременную рекреационную деятельность в период ежегодных трудовых отпусков и каникул, а также еженедельный отдых. В первом случае рекреация не выходит за рамки повседневности, производственной деятельности человека, во втором – предполагает длительную смену привычного образа жизни. И первый, и второй виды рекреации необходимы для нормальной жизни человека, вне зависимости от его социального статуса.

Отечественная рекреационная география характеризует рекреационную деятельность человека в качестве неотъемлемой части социальной и духовной его жизни и неразрывно связывает ее с деятельностью трудовой. Таким образом, происходит постепенное сближение понятий досуга и рекреации, смысловые границы между ними становятся все более размытыми. «Досуг может быть рекреацией , когда посвящен восстановлению физического и психического нормативного состояния (релаксация), и … релаксация со своей стороны может быть досугом, если происходит в свободное время и направлена на саморазвитие личности».

В отличие от рекреации понятие туризма по содержательному, социально-экономическому наполнению изначально тяготело к категории досуга. Туризм – многогранное понятие, отражающее всю сложность самого явления. Это и разновидность миграции населения, и бизнес, сектор мирового хозяйства и национальной экономики, и сфера межкультурного взаимодействия. Представленный перечень не исчерпывает всего разнообразия трактовок туризма.

В отечественной и зарубежной специальной литературе туризм часто предстает в виде своеобразной «понятийной рамки». Ее внутреннее пространство заполняется конкретными занятиями человека во время пребывания за пределами его обычной среды – оздоровление, познание окружающей действительности, развлечения, посещение родственников и знакомых, участие в деловых и профессиональных мероприятиях, поклонение религиозным святыням (паломничество), лечение и некоторые другие.

По мере того как туризм выходил из «тени» рекреации и туристская проблематика получала собственное, самостоятельное звучание, в отечественной географии росло понимание необходимости более четкого понятийного разграничения туризма и рекреации и ликвидации сильных научных разночтений в соотнесении этих терминов. Различия между ними касаются прежде всего объема понятий и содержательного наполнения. Выше уже говорилось о главном отличии туризма от рекреации, состоящем в разном соотношении социальной (социально-экономической) и биологической составляющих.

Туризм и рекреация различаются также объемом понятий. Рекреация, как уже отмечалось, включает кратковременную рекреационную активность в рамках повседневности. Туризм, наоборот, отрицает любые проявления обыденности, будничности, рутинности. Непременным его условием является сравнительно длительная смена обстановки, привычного образа жизни человека. На этом основании краткосрочные оздоровительные, культурно-познавательные, развлекательные и другие занятия, которые мотивационно сходны с туристской деятельностью, но осуществляются в пределах обычной для людей среды, оказываются за пределами «понятийной рамки» туризма.

Объем рассматриваемых понятий разнится еще и тем, что путешествия со служебными целями (без получения доходов по месту командирования) являются неотъемлемой частью туризма, тогда как рекреация не включает профессиональные виды деятельности человека. ВТО относит к деловому туризму поездки для участия в съездах, общих собраниях какой-либо организации, научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках и другие служебные поездки. За короткое время деловой туризм превратился в перспективный и высокорентабельный сектор туризма. Его доля в международном туристском обмене, по некоторым оценкам, составляет от 10 до 20%. Таким образом, туристская деятельность не всегда является рекреационной , а рекреационная – туристской.

Интересным взглядом на соотношение работы, туризма, рекреации и досуга является точка зрения английских географов С. М. Холла и С. Дж. Пейджа. Они представили свою модель в виде схемы. Пунктирные линии на схеме показывают, что границы между рассматриваемыми понятиями размытые. Работа противопоставляется досугу, но выделяются две сферы их взаимопроникновения и интеграции – деловой туризм и «серьезный» досуг (повышение квалификации, общественная деятельность, творческая и интеллектуальная деятельность и т. д.).
Рис. 1 . Соотношение понятий «работа», «досуг», «рекреация» и «туризм»
В развитие этой идеи в западной науке выделяются «чистый» туризм (деловой, образовательный); «чистая» рекреация (кратковременная рекреационная активность в рамках повседневности); переходная форма – рекреационный или лечебно-оздоровительный туризм и пограничные виды туризма. Одни из них – спортивный, религиозный, культурно-познавательный – занимают промежуточное положение между «чистым» и рекреационным туризмом, другие (поездки на дачу) располагаются на границе между рекреационным туризмом и «чистой» рекреацией.

В отечественной практике достаточно часто встречается модель, показывающая сущностные основания рекреации и туризма. Согласно этой модели к внутренним сущностным силам человека относятся: потребность в физиологическом отдыхе (рекреация); потребность в движении (пространственная активность). При стимулировании со стороны познания формируются рекреация широком понимании и туризм как форма путешествия; при стимулировании со стороны трудовой деятельности – миграция. К социальной составляющей деятельности людей можно отнести в первую очередь рекреацию, путешествия и туризм в меньшей степени можно определить как социальные явления. Туризм имеет экономическую природу, а рекреация – социальную.

Термин «География туризма» зародился в США в 20-х годах XX столетия. Чуть позже, через 10--15 лет научные статьи появились во Франции, Англии и Японии. В послевоенные годы улучшение в экономике подхлестывало ученых развитых стран проводить исследования по географическим аспектам туристской деятельности.

В Советском Союзе основы географии туризма начали формироваться в середине 60-х годов прошлого столетия. В то время происходили значительные изменения в социально-экономической жизни: быстрый рост потребностей населения в рекреационной деятельности способствовал осознанию того, что удовлетворение этих потребностей станет важнейшим фактором развития общества.

В СССР рекреационная география и география туризма рассматривались как разные научные дисциплины. Однако вопрос об их соотношении до сих пор остается открытым.

По времени первой в стране появилась рекреационная география. Ее расцвет пришелся на 1970-1980-е гг., когда огромный вклад в развитие рекреационной географии внес Владимир Сергеевич Преображенский. Он работал в Институте географии Академии наук СССР, руководил отделом физической географии. В конце 1960-х годов Владимир Сергеевич начинал изучать рекреационные системы, а затем разработал теоретические основы рекреационной географии, тем самым стал основоположником развития рекреационной географии в России. Чуть позднее под его руководством появилась школа рекреологии и рекреационной географии, где Преображенский В.С. с хорошо скоординированным коллективом ученых, в состав которого входили Ю.А. Веденин, И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, В.М. Кривошеев и Л.С. Филиппович, проводили исследования в области рекреации и рекреационной географии. . В результате их работы, все усилия были направлены на оптимизацию территориальной организации отдыха путем проектирования и планирования курортно-рекреационных зон в СССР для достижения нормативного уровня обеспечения населения рекреационными услугами.

Так же в 70х проведены исследования в области культурной климатологии (Чубуков, 1962), по оценке природных условий отдыха(Смирнова, 1969; Веденин, Мирошниченко, 1969), пополяризации урбанизированных и рекреационных ландшафтов, проблемам рекреационных ландшафтов, проблемам рекреационного районирования (Родоман, 1971). В 1969, 1972 и 1976 годах были проведены Всесоюзные совещания по проблемам отдыха и туризма. Выпущены коллективные монографии. Постоянно формируется концепция о рекреационно-географическом пространстве как основе дальнейшего развития теории в рекреационной географии и главном объекте исследований. Рекреационно-географическое пространство характеризуется многомерностью и системностью. Его основной системообразующей связью выступает деятельность. Одновременно формируется банк общерекреалогических знаний, уточняются методологические и теоретические принципы рекреации, что воздействует на распространение рекреационной тематики как на другие сферы знания (экономика, архитектура, социология), так и на сложные области географии.

Отличительная особенность советской географии состоит в том, что она до конца 80-х годов была общественно-географической дисциплиной, изучающей территориально-рекреационные системы (ТРС)

А «География же туризма» так и не получила должного развития до самого распада Советского Союза, а была лишь составной частью дисциплины «Рекреационная география». Выходившие тогда работы, в названия которых было вынесено словосочетание "география туризма", по содержанию скорее относились к рекреационной географии. Туризм был лишь фрагментом географического изучения рекреации. Между тем он обладает всеми необходимыми признаками самодостаточности и автономности, для того чтобы предстать как вполне самостоятельная и цельная сфера человеческого бытия и в новом качестве более широко войти в поле зрения экономгеографов. По мере того как туризм выходил из "тени" рекреации и туристская проблематика получала собственное, самостоятельное звучание, в отечественной географии росло понимание необходимости более четкого понятийного разграничения туризма, рекреации и ликвидации сильных научных разночтений в соотнесении этих терминов. Различия между ними касаются прежде всего объема понятий и содержательного наполнения. Туристско-географические исследования активизируются в 1990-е гг. на подъеме международного туризма в России. Он был одним из немногих секторов хозяйства, который стал динамично развиваться на фоне структурной перестройки российской экономики. Снятие "железного занавеса" и проведение политики открытости страны для внешнего мира привели к стремительному расширению выездных туристских потоков. Многих россиян привлекали заграничные туры на отдых в силу их новизны, престижности, более высоких стандартов обслуживания, были и такие, что пытались решить возникшие материальные проблемы. Однако для значительной части населения туризм оказался недоступен вследствие снижения уровня жизни.

План лекции:

  • 1. Предмет и задачи географии туризма.
  • 2. Условия и факторы развития туризма.
  • 3. Функции и значение туризма в обществе.

Туризм уже сам по себе является ценностью

Папа Римский Иоанн Павел II

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края.

Туризм - (франц. tourisme, -- прогулка, поездка) временный выезд человека из места постоянного проживание в оздоровительных, опознавательных или профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью;

Человека, совершающего такое путешествие, именуют туристом .

География туризма - отрасль географии, изучающая территориальные аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристской деятельности, виды туристской деятельности, туристские учреждения.

Можно сказать,что география туризма изучает страны и регионы привлекательные для туризма.

Объектом географии туризма является туристическая сфера.

Предметом географии туризма являются территориальные аспекты организации туризма в мире и на Украине.

Задачи дисциплины:

  • - изучить историю становления туризма в мире и на Украине;
  • - выявить основные тенденции современного туризма и рассмотреть основные понятия, связанные с географией туризма;
  • - изучить региональные особенности сферы туризма;

Направления исследования: историческое, географическое, культурологическое, социально-психологическое, экологическое, экономическое, политологическое

Методы исследования: описания, картографический, математический, статистический, анализа и синтеза, сравнения, исторический метод.

Схема 1. Место географии в системе наук.

Географические науки Гуманитарные Технические

физическая культура математика

социально- экономическая история архитектура

рекреационная география этика и эстетика

география культуры правоведенье

медицинская география

конструктивная география

География туризма

Естествоведческие Другие

Биология Экономика

Экология Медицина

География туризма имеет тесные связи со специальными туристическими дисциплинами: Туристическое страноведение, Технология и организация туристической деятельности, Технология и организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах, Организация обслуживания транспортных путешествий.

Во многих странах мира туризм является наиболее прибыльным видом экономической деятельности. Так как государство принимая туристов, продает им местные услуги тем самым создает рабочие места для своих граждан, получает огромные доходы от ввоза иностранной валюты. Туризм включается в состав таких отраслей как здравоохранение, физическое воспитание. Этим подчеркивается важная роль туризма в укреплении здоровья населения, утверждение здорового образа жизни.

Условиями для развития туризма могут быть естественно-географические, историко-политические, социально-экономическими, демографическими.

Факторы развития туризма:

Внутренние: К внутренним факторам относят ключевые явления и тенденции, которые проявляются непосредственно в сфере туризма: материально-техническая база, инфраструктура, реклама.

Внешние: Естественно-географические (положение, климат. обеспеченность водой), социальные (структура населения, культурные и религиозные особенности), психологические, экономические (жизненный уровень граждан, экономическая ситуация в стране, международное разделение труда), политические (политическая ситуация в стране, отношения с соседями, геополитическое положение).

Функции туризма: 1. Оздоровительная (Рекреационная) 2. Социальная 3. Воспитательная 4. Политическая 5. Экологическая 6. Экономическая 7. Развлекательная.

Значение туризма

  • -фактор мира и сотрудничества
  • - источник получения прибыли, стимулирует развитие многих отраслей, создает рабочие места
  • - средство повышения культурного уровня человека, сохранения памятников культуры и истории
  • - фактор оздоровления общества

Основные понятия и термины.

турист - лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другую страну с различной, не запрещенной законом страны, целью на срок пребывания от 24 часов до шести месяцев.

путешественник - лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другую страну с различной, не запрещенной законом страны, целью на срок пребывания от шести месяцев.

экскурсионная деятельность - деятельность по организации путешествий, которые не превышают 24 часов, в сопровождении специалиста-экскурсовода по предварительно составленными маршрутами с целью ознакомления с памятками истории, культуры, природы, музеями, с выдающимися местами и тому подобное;

туристические ресурсы - совокупность природно-климатических, оздоровительных, историко-культурных, опознавательных и социально-бытовых ресурсов соответствующей территории, которые удовлетворяют разнообразные потребности туриста;

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение туризма как общественного явления?
  • 2. В чем суть оздоровительной функции туризма?
  • 3. В чем суть социокультурной функции туризма?
  • 4. Определите влияние туризма на экономику стран и регионов.
  • 5. Назовите основные виды условий и факторов развития туризма?
  • 6. Как дают трактовку термина туризм ВТО и Закон Украины «О туризме».
  • 7. Дайте определение основных понятий в туризме: турист, экскурсия, туристические ресурсы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ГиМУ

С.И. Шило

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

“ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА”

для студентов специальности
230500 “Социально-культурный сервис и туризм”

Таганрог

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина "География туризма" предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 230500 - “Социально-культурный сервис и туризм”.

Дисциплина относится к циклу дисциплин специализации.

Цель дисциплины - ознакомление студентов с рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионов России, странах СНГ, республиках Балтии и странах мира.

Задачи дисциплины - изучение основных понятий о территориальных рекреационных системах и рекреационном районировании, оценка современного состояния развития туризма в регионах и прогноз их дальнейшего рекреационного освоения.

Международный туризм принадлежит к числу наиболее активных форм общения людей, и находится в тесной связи с такой отраслью географии как рекреационная география, изучающая природно-географические, культурные, исторические и другие условия, способствующие развитию туризма.

Внимание студентов в процессе изучения дисциплины "География туризма" будет сконцентрировано на таких направлениях как анализ значения международных туристских связей и определение основных зон притяжения туризма в отдельных странах мира.

В дисциплину "География туризма" включена характеристика рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм и происходит формирование основных туристских потоков, анализируются континентальные, национальные и региональные особенности развития туризма.

Обучение строится на сочетании лекций и практических занятий.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом. Индивидуальное занятие не является аудиторным.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Согласно учебному плану изучение дисциплины "География туризма" предусмотрено на 1 курсе дневного отделения (2 семестр).

Изучение дисциплины на дневном отделении осуществляется по единой тематической программе в соответствии с учебным планом с использованием индивидуального консультирования и самостоятельной работы студентов.

Для проверки эффективности преподавания дисциплины проводится контроль знаний студентов. При этом используются следующие виды контроля:

Текущий контроль, включающий выполнение студентами контрольных заданий с последующей оценкой проделанной работы;

Рубежный контроль, состоящий из выполнения и защиты курсовой работы по дисциплине и сдачи экзамена.

Текущий рейтинг-контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный рейтинг-контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса, и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные педагогом вопросы. Он проводится дважды в течение каждого семестра на специальной рейтинг-неделе в виде контрольных работ.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ Количество часов
Лекции Практ. занятия
1 Введение в дисциплину 1 -
2 Туризм как отрасль 2 1
3 Рекреационное районирование и туризм 1 1
4 Туристские рынки и услуги в туризме 2 2
5 Туристский маршрут 2 2
6 Развитие международного туризма 2 2
7 География международного и внутреннего туризма в странах Европы 4 8
8 Международный и внутренний туризм в странах Азии и Ближнего Востока 6 6
9 Международный и внутренний туризм в странах Америки 6 4
10 Международный и внутренний туризм в странах Африки 4 2
11 Международный и внутренний туризм в странах Австралии и Океании 2 2
12 Въездной и выездной туризм в России 4 6
Итого Всего 36 36
72

Тема 2. Туризм как отрасль

Туризм как социальное явление. Туризм как результата передвижения людей по различным туристским маршрутам. История возникновения и развития путешествий и туризма. Виды туризма. Классификация туризма по целям путешествия. Классификация по особенностям субъекта туризма. Классификация по используемому транспорту. Классификация по сезонности. Классификация, в основе которой лежит сочетание используемых ресурсов. Классификация по роли в валютных трансфертах. Классификация туристов. Признаки классификации и их характеристика. Классификация стран, участвующих в международном туристском обмене. Страны активного и пассивного туризма.

Тема 3. Рекреационное районирование и туризм

Районообразующие признаки в туризме. Рекреационная зона и рекреационный район. Группы рекреационных ресурсов и их характеристика. Природные рекреационные ресурсы. Культурно-исторический потенциал туристского региона. Экологические условия природной среды. Рекреационная освоенность территории. Степень развития инфраструктуры туристского региона. Перспективы развития туристского региона Рекреационные районы России (15 районов).

Тема 4. Туристские рынки и услуги в туризме

Источники сбора информации о состоянии зарубежных и отечественных туристских рынков. Факторы, определяющие сегментацию туристского рынка. Рынок международного туризма. Региональные рынки международного туризма. Национальные туристские рынки. Основные сегменты национальных туристских рынков. Услуги в туризме. Стандартизированные и дифференцированные услуги. Взаимозаменяемость на рынке туристских услуг.

Тема 5. Туристский маршрут

Классификация маршрутов путешествий по типам, по сезонности, по продолжительности путешествия, по построению трассы маршрута. Факторы, влияющие на построение маршрута. Критерии выбора направления туристского маршрута. Методика изучения туристских особенностей маршрута. Формы и методы привлечения внимания туристов.

Тема 6. Развитие международного туризма

Факторы, влияющие на развитие международного туризма. Демографические факторы. Экономические факторы. Социальные факторы. Культурные факторы. Психологические факторы. Изменение технологий обслуживания в туристской отрасли. Международные факторы развития туризма.

Тема 7. География международного и внутреннего туризма в странах Европы

Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Германия, Португалия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Австрия, Швейцария, Испания, Италия, Греция, Мальта, Чехия, Словакия, Польша, Болгария, Венгрия. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.

Тема 8. Международный и внутренний туризм в странах Азии и Ближнего Востока

Азия: Индия, Непал, Шри-Ланка, Индонезия, Пакистан, Китай, Япония, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Монголия. Ближний Восток: Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Израиль, Сирия, Кипр, Турция, Саудовская Аравия, Иордания. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.

Тема 9. Международный и внутренний туризм в странах Америки

США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Куба, Ямайка, Коста-Рика. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.

Тема 10. Международный и внутренний туризм в странах Африки

Марокко, Тунис, Эфиопия, Танзания, Кения, ЮАР, острова Маврикий, Мадагаскар, Сейшельские острова. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.

Тема 11. Международный и внутренний туризм в Австралии и Океании

Австралия, Новая Зеландия. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.

Тема 12. Въездной и выездной туризм в России

Характеристика выездного туристопотока. Основные направления путешествий. Характеристика въездного туристопотока. Характеристика рекреационных ресурсов Российской Федерации по регионам: Север России - Карельско-Кольский район (Мурманская область, Карелия) и Североевропейский район (Архангельская, Вологодская, Ленинградская области и республика Коми). Центр России - Центральный район (Московская область и территории прилегающих областей - Смоленской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Брянской); Западный район (Калининградская, Псковская и Новгородская области); Верхневолжский район (Тверская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Кировская области и северные части республик Удмуртия, Чувашия и Мари Эл); Уральский район (Пермская, Екатеринбургская, Челябинская области, Башкирия, восточная часть Удмуртии). Юг России - Центральные Черноземные области и побережье Черного, Азовского и Каспийского морей, предгорные и горные районы Северного Кавказа; Кавказско-Черноморский район (Черноморское побережье Краснодарского края): Северо-Кавказский район (предгорная и низкогорная части Северного Кавказа); Горно-Кавказский район (горная система Большого Кавказа в пределах границ РФ); Азовский район (Российское побережье Ростовской области и Краснодарского края вдоль Таганрогского и Темрюкского заливов); Каспийский район (Дагестанское побережье Каспийского моря от Судака до южных границ республики); Поволжский и Южно-Российский рекреационные районы (территории Центрального Черноземья, Среднего и Нижнего Поволжья, Оренбургская и Ростовская области). Сибирь и Дальний Восток - Север и Юг (Обско-Алтайский, Енисейский, Прибайкальский, Дальневосточный районы и Азиатский север России). Биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура района, гидроминеральные ресурсы, лечебные грязи, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма, проблемы рекреационного освоения и перспективы развития.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Сформировать информационный пакет для работы турагента.

2. Разработать маршрут путешествия по исходным данным.

3. Оценить туристский маршрут и разработать предложения по его улучшению.

4. Охарактеризовать основные группы туристов.

5. Охарактеризовать рынок международного туризма.

6. Описать турцентры отдельно взятой страны.

7. Охарактеризовать районообразующие признаки в туризме.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Распределите перечисленные страны и регионы по следующим частям света (Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Центральная и Южная Америка, Ближний Восток (запад Азии и северо-восток Африки), Океания (острова в центральных и юго-западных частях Тихого океана расположенных к северу и востоку от Австралии)). Ангола, Аргентина, Багамские острова, Бельгия, Бразилия, Ватикан, Гаити, Гвинея, Греция, Египет, Израиль, Канада, Кипр, Коста-Рика, Люксембург, Мальта, Марокко, Мексика, Никарагуа, Новая Зеландия, Объединенные Арабские Эмираты, Папуа, Новая Гвинея, Сибирь, Соломоновы острова, Тунис, Турция.
2. Какие функции свойственны туристскому отдыху?
3. Каков уровень развития туризма в мире и в России?
4. Дать определение понятия "турист"
5. Какие организации занимаются туризмом?
6. Какое влияние оказывает туризм на экономику региона?
7. Какие факторы влияют на развитие туризма?
8. Какие факторы влияют на расширение географии туризма?
9. Каково экологическое воздействие туризма?
10. Что такое туристский маршрут? Охарактеризовать типы туристских маршрутов.
11. Что такое туристская путевка?
12. Какие показатели характеризуют въездной и выездной туризм в отдельно взятой стране?
13. Как выбрать путешествие?
14. Как выбрать турагентство?
15. Как самостоятельно совершить экскурсию?
16. Покажите на географической карте туристские регионы и субрегионы мира.
17. Изобразите на контурной карте основные туристские потоки в Европе, Америки и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
18. Назовите причины, по которым в большинстве туристских макрорегионов мира внутрирегиональный обмен преобладает над межрегиональным. Как меняется их соотношение?
19. Какая страна мира лидирует по количеству туристских прибытий?
20. Какая нация является самой путешествующей в мире?
21. В чем состоят особенности пространственного распределения туристских потоков с целью отдыха и развлечений?
22. Разработайте туристский маршрут для группы российских студентов по одной из стран мира.
23. Что такое инсентив-туры и какова их география?
24. Какие вы знаете специализированные туристские выставки и биржи?
25. Отметьте на контурной карте крупнейшие санаторно-курортные центры мира. Дайте им краткую характеристику.
26. Чем можно объяснить рост спроса западных туристов на курортное лечение в странах Центральной и Восточной Европы?
27. Назовите основные туристские центры Франции. Какова их туристская специализация?
28. Покажите на географической карте главные центры паломничества в мире. Назовите наиболее почитаемые святыни трех мировых религий.
29. Завершите описание города в туристском маршруте "Золотое кольцо России": Этот город расположен в 70 км. К северу от Москвы. Возник около монастыря как слобода. Известен как центр православного паломничества. Здесь находятся мужской монастырь, Московская духовная академия и духовная семинария. Недавно городу было возвращено историческое название. Это…………(закончите фразу).
30. Составьте краткий путеводитель по одной из туритстких стран мира.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Закон РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
2. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1.
3. Закон РФ "Федеральный закон о природных и лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
4. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50681-94 "Проектирование туристских услуг"
5. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 506990-94 "Туристские услуги. Общие требования" - М., 1994.
6. Иностранный туризм. - Статистический сборник. - М., 1992.
7. Концепции, определения и классификация для статистики туризма. ВТО, 1995.
8. Методические рекомендации по проведению идентификации и сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. - М., 1996.
9. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2001.
10. Александрова А.Ю. География мировой индустрии туризма. М., 1998.
11. Асеев В.Г. Социально-экономические Нормативы туристско-экскурсионной отрасли. - Бюллетень туристкой информации. - 1990.
12. Гаранин Н.И., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И. Информационные технологии в туризме: Справочно-методическое пособие для студентов. - М.: РМАТ. - 1996. - 116 с.
13. Герчикова И.Н. Международное коммерческое право. - М.:ЮНИТИ, - 1996. - 495 с.
14. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности / Учебное пособие. - М.: Нолидж, - 1996. - 312 с.
15. Долматов В.И. Информация о едином Европейском туристском рынке / Научные проблемы туризма и отдыха, - 1990.
16. Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. - М.: ТОО "Луч", - 1994. - 224 с.
17. Каткая А.А. Этапы развития туризма. - М.: Пресс, - 1995.
18. Квартальнов В.А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания. - М.
19. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. - М.: "Экспертное бюро", - 1997. – 176 с.
20. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: "Ось-89", - 1997. – 160 с.
21. Сенин В.С., Баженова Т.А., Хорошилов А.В. Некоторые аспекты сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Системы сертификации ГОСТ Р / Методическое пособие. Выпуск 2. - М.: МЭСИ, - 1997. - 109 с.
22. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. - 1996. - 566 с.



Просмотров