Государственный гражданский служащий обязан исполнять и соблюдать. Гражданский служащий, его социальный и правовой статус. В этой ситуации

В статье 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен перечень основных обязанностей гражданских служащих, включенных в систему особых отношений служения обществу и государству, в отличие от лиц, состоящих в обычных трудовых отношениях. Гражданский служащий обязан:

  • 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  • 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • 3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  • 4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • 5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  • 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • 8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
  • 10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  • 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 утверждены «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», которые представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Правовое положение гражданского служащего / ред. консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» - www.audit-it.ru - «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит», публикация 26.06.2007 г.

Так, государственный гражданский служащий призван:

  • - исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;
  • - исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;
  • - соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • - проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;
  • - не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся и так далее.

К служебному поведению гражданского служащего предъявляются определенные требования. Так, согласно статье 18 Федерального закона №79-ФЗ гражданский служащий обязан:

  • 1. исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  • 2. исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
  • 3. осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
  • 4. не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
  • 5. не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • 6. соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
  • 7. соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
  • 8. не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
  • 9. проявлять корректность в обращении с гражданами;
  • 10. проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
  • 11. учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
  • 12. способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • 13. не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
  • 14. соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации».
  • 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Подробнее остановимся на обязанности исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Под исполнением должностных обязанностей понимается исполнение в течение служебного времени гражданским служащим своих должностных обязанностей в соответствии со служебным распорядком органа или с графиком службы, условиями служебного контракта, а также их исполнение в иные периоды, которые действующим законодательством - прежде всего Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами - отнесены к служебному времени.

В частности, как исполнение служебных обязанностей квалифицируется собственно служебная деятельность в течение рабочего времени (а если это вызвано служебной необходимостью, то и за его пределами) по исполнению замещаемой должности, включая исполнение приказов и распоряжений, отданных руководителями гражданского служащего в пределах своих полномочий. К исполнению служебных обязанностей законодательством отнесены также действия по защите государственных интересов от преступных посягательств; пребывание, следование к местам служебной командировки или прохождения лечения, как и возвращение из названых мест и др.

Вместе с тем не является исполнением служебных обязанностей нахождение гражданских служащих на отдыхе, в отпуске, нахождение на государственной службе в периоды отстранения от замещаемой должности до принятия решения о досрочном расторжении служебного контракта, урегулирования конфликта интересов или до устранения обстоятельств, послуживших основанием для недопущения к исполнению должностных обязанностей независимо от того, сохраняется или не сохраняется на этот период денежное содержание гражданского служащего. Не признаются также находившиеся при исполнении должностных обязанностей те гражданские служащие, чьи действия в процессе расследования компетентными органами квалифицированы как противоправные и обусловленные причинной связью с опьянением (алкогольным, наркотическим, токсическим), либо как умышленное уголовное или административное правонарушение при отсутствии обстоятельств необходимой обороны или крайней необходимости, исключающих ответственность.

Современное законодательство о государственной службе, возлагая на гражданского служащего обязанность исполнять поручения соответствующих руководителей, исходит из требования исполнения не любых, а исключительно правомочных поручений, данных в пределах компетенции соответствующего руководителя.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. Возлагая на гражданского служащего обязанность исполнять поручения соответствующих руководителей, законодатель требует от него исполнения не любых, а исключительно правомочных поручений, данных в пределах их компетенции.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в пункте 2 статьи 15 установил требование правомерности служебного поведения в ситуациях получения гражданским служащим неправомерных предписаний и предусмотрел различные виды ответственности.

Выход за пределы предоставленных полномочий означает, что государственный гражданский служащий исполняет свои обязанности недобросовестно, вопреки тем общественно значимым целям, ради осуществления которых эти правообязанности были на него возложены. Поэтому в зависимости от тяжести причиненного вреда порядку управления, в одном случае самовольное действие, вопреки установленным правилам осуществления своего действительного или предполагаемого права квалифицируется как административно-правовое самоуправство (ст. 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а в другом, если такими действиями причинен существенный вред и их правомерность оспаривается организацией или гражданином. Они образуют состав уголовно-правового самоуправства (ст. 330 Уголовного кодекса Российской Федерации). Служебное право (Государственная гражданская служба): Учебное пособие / Общ. ред. Барциц И.Н. - М.: ИКЦ «МарТ», 2007. - С. 166

При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, как мы уже выше отмечали, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Важной особенностью правового статуса государственного служащего является то, что на него распространяются обширные правоограничения, нормативно закрепленные применительно к государственным гражданским служащим в статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», но этот вопрос является уже темой для другой работы.

· уволиться с государственной гражданской службы

· сообщить в комиссию по урегулированию конфликта интересов

· в письменной форме сообщить об этом в кадровую службу государственного органа, в котором он проходит государственную гражданскую службу

· никаких действий предпринимать не нужно

478. В каком случае представитель нанимателя может НЕ отстранять государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы (допустить к исполнению должностных обязанностей):

· В случае появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения

· В случае привлечения в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации

· В случае обнаружения у данного государственного гражданского служащего конфликта интересов

· В случае не прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда)

Гражданский служащий намерен сдать в аренду принадлежащее ему жилое помещение. Как ему поступить, чтобы соблюсти все требования законодательства?

· он не имеет права сдавать недвижимость в аренду

· он вправе заключить договор, но при этом обязан отражать полученный доход в справке установленной формы

· он должен поставить в известность своего непосредственного руководителя и представителя нанимателя

· он должен подать заявление в созданную в государственном органе комиссию по урегулированию конфликта интересов

Гражданский служащий изъявил желание вступить в профессиональный союз. Что ему надлежит сделать?

· он не может этого сделать, пока находится на государственной гражданской службе

· он должен получить разрешение представителя нанимателя

· он должен получить одобрение комиссии по урегулированию конфликта интересов

· он может вступить в профессиональный союз, не предпринимая более никаких действий

Что должен сделать гражданин, официально являющийся членом политической партии, при поступлении на государственную гражданскую службу?

· приостановить членство в партии с момента заключения с ним служебного контракта

· уведомить представителя нанимателя о своем членстве в политической партии

· подать заявление в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

· не обязан предпринимать никаких действий

Несколько гражданских служащих решили создать в государственном органе, в котором они проходят государственную гражданскую службу, первичную ячейку одной из политических партий. Насколько это правомерно?

· это правомерно

· это правомерно, если данная политическая партия входит в состав государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

· это правомерно, если количество желающих создать ячейку данной партии составляет не менее 50% от численности персонала данного государственного органа

· это неправомерно

Гражданский служащий решил баллотироваться на выборную должность в орган местного самоуправления. Что произойдет, если он будет избран?

· он сможет совмещать должность государственной гражданской службы и выборную должность в органе местного самоуправления

· он сможет совмещать должность государственной гражданской службы и выборную должность в органе местного самоуправления, если в государственный орган из органа местного самоуправления будет направлено официальное ходатайство

· ему будет запрещено замещать должность государственной гражданской службы

· вопрос о возможности совмещения должности государственной гражданской службы и выборной должности в органе местного самоуправления будет решаться представителем нанимателя

Гражданский служащий совершил дисциплинарный проступок, за который ему решено объявить дисциплинарное взыскание. В каком случае это будет сделано правильно?

· за один дисциплинарный проступок налагается только одно дисциплинарное взыскание

· за незначительный проступок налагается одно дисциплинарное взыскание, за значительный проступок – два

· количество дисциплинарных взысканий определяется руководителем в зависимости от тяжести проступка

· в дополнение к дисциплинарному взысканию может быть наложен денежный штраф

485. За совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания (выберите наиболее полный и правильный ответ):

· Замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы

· Замечание, выговор, строгий выговор, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы

· Замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы

· Замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы

486. Гражданский служащий считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если он не подвергнут новому дисциплинарному взысканию:

· В течение шести месяцев со дня применения дисциплинарного взыскания

· В течение девяти месяцев со дня применения дисциплинарного взыскания

· В течение года со дня применения дисциплинарного взыскания

· В течение двух лет со дня применения дисциплинарного взыскания

487. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· По собственной инициативе

· По письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя

· По собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя

· По собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя или профсоюзного органа

488. Дисциплинарное взыскание к государственному гражданскому служащему по результатам аудиторской проверки не может быть применено, если со дня совершения дисциплинарного проступка истекло:

· Шесть месяцев

· Один год

· Полтора года

· Два года

489. К числу поощрений и награждений за государственную гражданскую службу НЕ относится:

· Награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка

· Объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения

· Выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет

· Досрочное снятие дисциплинарного взыскания

490. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· В комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд

· Руководителю государственного органа или в суд

· В комиссию государственного органа по служебным спорам, в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов или в суд

Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) определено Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и включает в себя:

Понятие гражданский служащий

Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Права гражданского служащего

Гражданский служащий имеет право на:

1. Обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2. Ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3. Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4. Оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5. Получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6. Доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7. Доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8. Ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9. Защиту сведений о гражданском служащем;

10. Должностной рост на конкурсной основе;

11. Дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12. Членство в профессиональном союзе;

13. Рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14. Проведение по его заявлению служебной проверки;

15. Защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16. Медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17. Государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18. Государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Обязанности гражданского служащего

Гражданский служащий обязан:

1. Соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2. Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3. Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4. Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5. Соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7. Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8. Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9. Представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
10. Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11. Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12. Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случае:

1. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2. Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3. Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4. Наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5. Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6. Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7. Наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8. Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9. Непредставления установленных Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;

11. Признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);

12. Непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1. Замещать должность гражданской службы в случае:

А) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";

Б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

В) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

2. Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа;

3. Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

4. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

5. Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6. Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

7. Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

8. Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9. Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

10. Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

11. Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

12. Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

13. Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

14. Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

15. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

16. Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования к служебному поведению

Соблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предполагает активность действий государственного служащего, направленных на предотвращение коррупционных проявлений, и (или) строгое соблюдение установленных предписаний в виде отказа от совершения каких-либо действий. При этом поведение государственного служащего должно соответствовать этическим правилам, сформировавшимся в обществе.

В основе поведения государственного служащего лежит фактор непосредственных действий по исполнению должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом. Отклонение при осуществлении своих полномочий от положений должностного регламента может способствовать совершению коррупционных правонарушений, а также являться признаком коррупционного поведения.

В процессе выполнения служебных обязанностей государственный служащий обязан принимать меры по безусловному и полному соблюдению административных регламентов.

Государственному служащему следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в частности воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов государственных служащих установлены:

Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

Кроме того, требования к служебному поведению государственных служащих включены в утвержденные государственными органами кодексы этики и служебного поведения.

О конфликте интересов

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями

Гражданский служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Гражданский служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является гражданский служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода гражданского служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Лица, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения) представляются лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие сведения (далее – служащий (работник)), а именно:

а) лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность(замещаемая на постоянной основе);

б) государственными и муниципальными служащими, замещающим должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в) работниками государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;

г) работниками организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в данных организациях, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами.

2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданином, претендующим на замещение (далее – гражданин):

а) государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности;

б) любой должности государственной службы;

в) должности муниципальной службы, включенной в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

г) должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должность, включенную в перечни, установленные нормативными актами фондов,
локальными нормативными актами организаций;

д) отдельной должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенной в перечни, установленные федеральными государственными органами.

Обязательность представления сведений

3. Законодательством Российской Федерации не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе в период нахождения его в отпуске(ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребенком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей.

4. При невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию по почте.

Сроки представления сведений

5. Граждане представляют сведения при подаче документов для наделения полномочиями по должности, назначения или избрания на должность (до назначения на должность, вместе с основным пакетом документов).

6. Служащие (работники) представляют сведения ежегодно в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (федеральные государственные служащие, служащие Центрального банка Российской Федерации, работники Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций, иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

7. Сведения могут быть представлены служащим(работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным.

8. Откладывать представление сведений до апреля не рекомендуется, особенно в случае планируемого длительного отсутствия служащего (работника), например убытия в служебную командировку или отпуск.

Лица, в отношении которых представляются сведения

9.Сведения представляются отдельно:

а) в отношении служащего (работника),

б) в отношении его супруги (супруга),

в) в отношении каждого несовершеннолетнего ребенка служащего (работника).

Отчетный период и отчетная дата представления сведений

10. Установлены различный отчетный период и отчетная дата представления сведений для граждан и служащих(работников):

а) гражданин представляет:

сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году подачи документов;

сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на отчетную дату);

б) служащий (работник) представляет ежегодно:

сведения о своих доходах и расходах, доходах и расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный (отчетный) год (с1 января по 31 декабря), предшествующий году представления сведений;

сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году представления сведений).

Замещение конкретной должности на отчетную дату как основание для представления сведений.

11. Служащий (работник) должен представить сведения, если по состоянию на 31 декабря отчетного года:

а) замещаемая им должность была включена в соответствующий перечень должностей, а сам служащий (работник) замещал указанную должность;

б) временно замещаемая им должность была включена в соответствующий перечень должностей.

12. Служащий (работник) не представляет сведения, если он назначен на должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного года.

Государственный гражданский служащий является главным действующим лицом в сфере государственно-административного управления, той организационной единицей, которая обеспечивает исполнение политическими руководителями конституционных и иных государственных полномочий. Поэтому цель настоящей темы состоит в том, чтобы ознакомить с соответствующими мерами поведения гражданского служащего в профессиональной деятельности.

Определение понятия "гражданский служащий"

В советское время понятия "служащий" и "государственный служащий" не имели у пас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа "социальное положение", ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин, служащий. Стало быть, понятием "служащий" обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций).

Вместе с тем, начиная с конца 1950-х гг., в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие "государственный служащий". В конечном счете, почти все авторы приходили к выводу, что следует различать понятия "государственный служащий" в широком и узком смысле слова. В широком смысле "государственный служащий" - это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации (управленческого органа, армии, образования, здравоохранения и др.)- В узком смысле - это профессиональный управленец органов государственной власти. В принятом в 1995 г. Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" понятие "государственный служащий" приобрело достаточно определенное содержание, тождественное узкому смыслу этого слова.

Уже говорилось, что сейчас государственная служба делится на три вида и для профессиональных управленцев используется понятие "государственная гражданская служба". В Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в ст. 13 говорится: "Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации... осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации". Следовательно, гражданского служащего выделяют три признака: он является гражданином России, осуществляет деятельность на должности гражданской службы, получает денежное содержание.

В различных статьях федеральных законов перечисляются различные признаки государственного гражданского служащего. Если их обобщить, то можно предложить следующее определение: гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по государственной должности гражданской службы за денежное вознаграждение. В данном определении перечислены шесть признаков работника, которые делают его гражданским служащим. Основным среди них, конечно, является исполнение обязанностей по государственной должности гражданской службы. Все остальные так или иначе обусловливаются данным признаком.

Таким образом, гражданский служащий занимает аппаратную (административную) должность только в органе государственной власти. В соответствии с федеральными законами не является гражданской службой деятельность политических руководителей - Президента РФ, депутатов всех уровней власти, Председателя правительства РФ, министров, губернаторов и председателей правительств русских областей и краев, президентов и председателей правительств национальных республик, судей всех уровней и иных лиц, занимающих государственные должности и являющихся представителями государственного нанимателя, а также деятельность служащих государственных предприятий и учреждений (заводов, школ, больниц и т.д.).

Можно ли гражданских служащих как-либо классифицировать, т.е. разбить на основные группы (типы) по определенным признакам? Эта задача пока не имеет устоявшегося решения. На основе современных знаний по данному вопросу можно предложить следующие основания для классификации (рис. 6).

Рис. 5.

Деление гражданских служащих по уровням государственного управления - наиболее старый принцип. Он возник вместе с возникновением государственной службы. В России использовался в дооктябрьский период и в советское время. Используется он и сейчас. Российская Федерация имеет два уровня управления - федеральный и региональным (субъектов Федерации). Соответственно дна уровня имеет и государственная гражданская служба.

С середины XIX в. особую важность приобрели структуры, связанные с делением государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную). В России в дооктябрьский период деление власти на три ветви признавалось. Однако после Октября 1917 г. при утверждении советской власти деление было осуществлено лишь на две ветви - законодательно-исполнительную и судебную. После принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. опять было восстановлено тройственное деление, произошло отделение законодательной власти от исполнительной. Кроме того, постепенно вычленяется и еще одна ветвь государственного управления - "других (иных) органов", куда входят Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по правам ребенка, Центральная избирательная комиссия, Счетная начата РФ и др.

В настоящее время деление государственной власти на четыре ветви проводится достаточно последовательно, хотя и не без перекосов по линии доминирования исполнительной власти. Во всех ветвях государственной власти государственная гражданская служба (административная власть) является неотъемлемой частью властных отношений.

Помимо уровней и ветвей власти гражданские служащие еще структурируются по различным внутриорганизационным формам. Например, работающие в министерстве, службе, агентстве, в структуре департамента, управления, отдела.

· Сообщить об этом представителю нанимателя и в дальнейшем действовать согласно его указаниям

· Передать часы по акту в государственный орган, в котором он замещает должность федеральной государственной гражданской службы

· Передать в кассу государственного органа, в котором он замещает должность федеральной государственной гражданской службы, денежные средства в сумме 3500 руб. при представлении авансового отчета за командировку

· Оставить часы себе и распоряжаться ими по своему усмотрению, поскольку этот подарок имеет незначительную стоимость

557. К взысканиям за несоблюдение ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, относится:

· выговор

· строгий выговор

· сокращение размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий

· понижение в должности

558. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральный гражданский служащий представляет:

· непосредственному руководителю

· в кадровую службу федерального государственного органа

· в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

· в налоговые органы

559. Государственный гражданский служащий представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:

· ежегодно

· при прекращении службы

· по требованию представителя нанимателя

· каждые 3 года

560. Гражданский служащий представляет сведения о своих расходах и расходах членов своей семьи в случае, если:

· сумма сделки превышает общий доход служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий совершению сделки

· сумма сделки превышает общий доход гражданского служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделки

· сумма сделки превышает один миллион рублей

· сумма сделки превышает один миллиард рублей

561. Государственный гражданский служащий обязан представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении следующих членов своей семьи:

· Родители, супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные)

· Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети

· Родители, братья и сестры, супруг (супруга), дети, иные близкие лица

· Супруг (супруга) и дети

562. Невыполнение государственным служащим обязанности представлять представителю нанимателя сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера влечет:

· Освобождение государственного служащего от замещаемой должности государственной службы

· Освобождение государственного служащего от замещаемой должности государственной службы, увольнение государственного служащего с государственной службы

· Привлечение к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

· Привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

563. В случае, если выявлено несоответствие расходов государственного служащего и членов его семьи их доходам:

· органы прокуратуры обращаются в суд с иском о применении к государственному служащему мер уголовной ответственности

· органы прокуратуры обращаются в суд с иском об изъятии в доход государства имущества, законность приобретения которого государственный служащий не может обосновать

· государственный служащий незамедлительно увольняется с государственной службы

· государственный служащий получает строгий выговор

564. При заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в числе прочего федеральный гражданский служащий обязан представлять сведения о следующих видах доходов:

· пенсии, пособия, доходы, полученные от продажи, сдачи в аренду недвижимого имущества, доходы от создания литературного произведения, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал

· возмещенные суммы расходов, связанных со служебными командировками

· сумма социального и имущественного налогового вычета

· сумма социального страхования

565. При заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в числе прочего федеральный гражданский служащий обязан представлять сведения о следующих видах транспортных средств:

· о транспортных средствах, предоставляемых федеральному гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей

· о транспортных средствах, находящихся в пользовании федерального гражданского служащего (при наличии документов, подтверждающих право пользования)

· о транспортных средствах, снятых с регистрационного учета

· о транспортных средствах, за которые федеральным гражданским служащим в отчетном периоде была оформлена предоплата, но при этом право собственности на федерального гражданского служащего оформлено не было

· о транспортных средствах , негодных к эксплуатации

· о транспортных средствах, находящихся в угоне

В случае, если федеральный гражданский служащий обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения или имеются ошибки, он может представить уточненные сведения в течение (?) месяца (месяцев) после окончания срока представления сведений в текущем отчетном году.

567. В сети «Интернет» сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные государственными гражданскими служащими:

· не размещаются, поскольку являются сведениями конфиденциального характера

· размещаются в отношении государственных гражданских служащих, замещающих должности, включенные в специальный перечень

· размещаются в отношении государственных гражданских служащих, давших свое письменное согласие на опубликование сведений

· размещаются в отношении всех государственных гражданских служащих, представляющих указанные сведения

В какой срок должны быть размещены на официальном сайте государственного органа сведения о декларированном годовом доходе федерального государственного служащего и членов его семьи?

· В течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

· В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

· В течение 7 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

· В течение 30 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

569. Гражданскому служащему запрещено:

· вступать в политические партии

· использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации

· участвовать в деятельности руководящего органа политической партии

· быть членом профсоюза

570. При прохождении государственной гражданской службы гражданскому служащему НЕ запрещается:

· Осуществлять предпринимательскую деятельность

· Замещать должность государственной гражданской службы в случае избрания на оплачиваемую выборную должность в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе

· Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора

· Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя научные звания международных организаций

571. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан:

· передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление

· обратиться в комиссию по урегулированию конфликтов интересов и следовать рекомендациям комиссии

· продать принадлежащие ему ценные бумаги

· не предпринимать никаких действий

572. Укажите, какая из перечисленных ниже конвенций не ратифицирована Российской Федерацией:

· Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции

· Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию

· Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию

· Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок

573. Вопросы создания системы противодействия коррупции в России возложены:

· на Генеральную Прокуратуру Российской Федерации

· на Министерство юстиции Российской Федерации

· на Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

· на Прокуратуру Российской Федерации

574. К гражданскому служащему, сообщившему о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности в течение одного года после сообщения:

· применяются только по согласованию с профсоюзным органом

· применяются только по согласованию с общественным советом при федеральном государственном органе

· применяются только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по урегулированию конфликта интересов

· применяются только по согласованию с комиссией по служебным спорам

575. Разъяснение федеральным государственным органам применения законодательства, устанавливающего антикоррупционные требования, ограничения и запреты на гражданской службе, находится в компетенции:

· Аппарата Правительства Российской Федерации

· Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

· Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

· Федеральной службы по труду и занятости

576. Антикоррупционные требования запреты, ограничения и обязанности, установленные для государственных гражданских служащих, содержатся:

· в Уголовном кодексе Российской Федерации

· в Федеральном законе «О противодействии коррупции»

· в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

· в Федеральном кодексе служебного поведения государственных гражданских служащих

577. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях:

· выявления коррупциогенных факторов для их последующего устранения

· выявления противоречий и правовых коллизий по отношению к иным действующим нормативным правовым актам

· обеспечения участия независимых экспертов в проведении оценки качества принимаемых нормативных правовых актов

578. В соответствии с законом уголовная ответственность предусмотрена:

· за дачу взятки

· за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

· за посредничество во взяточничестве

· за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов на государственной службе

579. Согласно закону, в случае если коррупционное правонарушение совершается от имени или в интересах юридического лица, к юридическому лицу могут быть применены:

· Меры гражданско-правовой ответственности

· Меры административной ответственности

· Меры материальной ответственности

· Меры уголовной ответственности



Просмотров