Устойчивое развитие безопасность человека общества и государства. Безопасность и устойчивое развитие. Мера безопасности и развития

А.Д. Урсул, А.Л. Романович

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), на которой было принято историческое решение об изменении курса развития всего мирового сообщества. Такое беспрецедентное решение глав правительств и лидеров 179 стран, собравшихся на ЮНСЕД, было обусловлено стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуацией и прогнозируемой на основе анализа ее динамики глобальной катастрофой, которая может разразиться уже в XXI в. и привести к гибели всего живого на планете.

Среди проблем экологического характера, которые, согласно недавно изданному Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) докладу “Глобальная экологическая перспектива - 2000” (ГЕО-2000), окажутся основными в XXI в., названы изменение климата в результате выброса парниковых газов, недостаток пресной воды и ее загрязнение, исчезновение лесов и опустынивание, сокращение биоразнообразия, рост численности населения (и его перемещение), необходимость удаления отходов, загрязнение воздуха, деградация почв и экосистем, химическое загрязнение, истощение озонового слоя, урбанизация, истощение природных ресурсов, нарушение биогеохимических циклов, распространение заболеваний (включая появление новых) и т.д. Почти каждая из этих экологических проблем может, если будет продолжаться стихийное развитие цивилизации, привести к гибели человечества и биосферы.

ЮНСЕД продемонстрировала осознание пагубности традиционного пути развития, который был охарактеризован как неустойчивое развитие, чреватое кризисами, катастрофами, омницидом (гибелью всего живого). Переход на новую модель (стратегию) развития, получившую название модели устойчивого развития, представляется естественной реакцией мирового сообщества, стремящегося к своему выживанию и дальнейшему развитию.

Человечество столкнулось со все обостряющимися противоречиями между своими растущими потребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не разрушаясь. В результате социально-экономическое развитие приняло характер ускоренного движения к глобальной экокатастрофе, при этом ставится под угрозу не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений людей, но и сама возможность их существования. Возникла идея разрешить это противоречие на пути перехода к такому цивилизационному развитию, которое не разрушает своей природной основы, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего непрекращающегося, т.е. управляемого и устойчивого, развития.

Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее России, сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования страны. Новая стратег00ия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества - объединить усилия во имя выживания человечества и непрерывного развития и сохранения биосферы. Россия, подписавшая документы упомянутой Конференции ООН, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе консенсуса.

О понятии устойчивого развития

Термин “устойчивое развитие” получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного для ООН в 1987 г. специально созданной в 1983 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию . В русском издании этого доклада английский термин sustainable development переведен как “устойчивое развитие”, хотя слово sustainable имеет и другие значения: “поддерживаемое, самоподдерживаемое”, “длительное, непрерывное”, “подкрепляемое”, “защищаемое”.

Еще в докладе “Всемирная стратегия охраны природы” (1980 г.), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось, что для того чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только его экономические аспекты, но также социальные и экологические. В 80-е годы проблемы связи экологии и развития особенно активно обсуждались в трудах ученых из исследовательского института “Worldwatch” (“Всемирная вахта”) в США, и в частности его директора Л.Р. Брауна. ЮНЕП еще с середины 1970-х годов широко использовала понятие “развитие без разрушения” (development without destruction), а в дальнейшем получило распространение понятие “экоразвитие” (ecodevelopment), означающее экологически приемлемое развитие, т.е. развитие наименее негативно воздействующее на окружающую среду.

Можно считать, что уже в Декларации Первой конференции ООН об окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.) также была отмечена связь экономического и социального развития с проблемами окружающей среды. В такое понимание развития важный вклад внесли научные доклады Римского клуба, и особенно доклад “Пределы роста” (1972 г.), в которых формулировались идеи перехода цивилизации от экспонциального экономического роста к состоянию “глобального динамического равновесия”, от количественного роста - к “органическому” (качественному) и “новому мировому экономическому порядку”.

На ЮНСЕД широко использовалось определение, приведенное в книге “Наше общее будущее”: “Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности” . Это определение подвергалось критике за нечеткость и антропоцентричность. Отмечалось, что определение понятия “устойчивое развитие” должно в явной форме включать в себя и представление о сохранении окружающей природной среды. Вот почему из имеющихся дефиниций надо устранить даже скрытые намеки на деградацию как человечества, так и биосферы. Это в какой-то мере сделано в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, где под устойчивым развитием подразумевается “стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы” . Далее это представление конкретизируется: “Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям” .

Упомянутая выше Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию была представлена Правительством РФ и утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. В Концепции отмечено, что “следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей” .

Данная Концепция была принята по рекомендации ЮНСЕД, в документах которой правительству каждой страны предлагалось разработать и утвердить свою национальную стратегию устойчивого развития. Концепция стала важной вехой на этом пути, а в настоящее время завершается работа над проектом Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации.

Именно после ЮНСЕД стало понятным, что если не будут решены проблемы окружающей среды, то все завоевания цивилизации окажутся под угрозой уничтожения. Они могут исчезнуть потому, что все человечество будет ввергнуто в пучину планетарной экологической катастрофы, поскольку богатства природы, возможности самовосстановления биосферы окажутся полностью исчерпанными. Стало ясным, что необходимо коренным образом изменить модель развития человечества и даже сам способ жизнедеятельности каждого человека, провести самые кардинальные за всю историю человечества цивилизационные трансформации, которые обеспечили бы его выживание.

Весь мир, и Россия в том числе, стоит на пороге третьей, после агрикультурной и индустриальной, цивилизационной революции, не менее, а может быть, и более фундаментальной, чем две предыдущие. Стратегию устойчивого развития невозможно создать, исходя из традиционных общечеловеческих представлений и ценностей, стереотипов мышления. Она требует выработки новых научных и мировоззренческих подходов, соответствующих не только современным реалиям, но и предполагаемым перспективам развития в III тысячелетии.

Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития - антропоцентрический и биосфероцентрический. Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенства возможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей). Биосфероцентрический (в общем случае - экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. В книге “Наше общее будущее” отмечается, что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой” . Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества.

Сказанное позволяет определить устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду, особенно биосферу.

В ответ на глобальные угрозы человечеству, которые ведут к гибели человеческой цивилизации, ООН была принята Концепция устойчивого развития человеческого общества. Устойчивым является развитие , которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Устойчивое развитие предполагает повышение качества жизни всего населения планеты без увеличения масштабов использования природных ресурсов до степени, превышающей возможности Земли как экологической системы.

В 1987 г. ООН пришла к выводу, что решение экологических проблем невозможно без решения социальных и экономических вопросов. Поэтому усилия по формированию устойчивого образа жизни предполагают комплексный подход к деятельности в трех ключевых областях:

1. Экономический рост и справедливость – применение комплексного подхода к стимулированию долгосрочного экономического роста.

2. Сохранение природных ресурсов и охрана окружающей среды – поиск экономически приемлемых решений проблемы сокращения потребления ресурсов, прекращения загрязнения окружающей среды и сохранения природной среды обитания.

3.Социальное развитие – удовлетворение потребностей людей в рабочих местах, продовольствии, образовании, энергии, медицинской помощи, воде и санитарии; бережное отношение к богатому культурному и социальному разнообразию и соблюдение прав трудящихся; обеспечение возможностей всех членов общества участвовать в принятии решений, влияющих на их дальнейшую судьбу.

Концепция содержит три блока: качество жизни, безопасность, устойчивость существования.

Блок качества жизни включает: доход на душу населения, доступность жилья, доступность образования, приемлемая продолжительность жизни.

Блок безопасности включает : соблюдение прав человека и минимизация социальных, техногенных и природных рисков.

Блок «устойчивость существования» включает: качество природной среды, экономное использование невосполнимых ресурсов, ограничение материальных потребностей в интересах будущих поколений.

Безопасность человека является базовой составляющей «устойчивогочеловеческого развития», которая используется ООН как основная характеристика развития общества.

Устойчивое развитие человечества должно вести не только к экономическому, но и к социальному и духовному росту. Поэтому устойчивое развитие – это развитие для людей и природы, для роста благосостояния человека. Но устойчивое развитие возможно только в условиях безопасности жизнедеятельности. Рассмотрим ряд постулатов, которые связывают понятия «безопасность» и «устойчивое человеческое развитие».

Экономическое и социальное развитие общества будет устойчивым, если:

· большинство людей ощущает безопасность в повседневной жизни, в экономической, общественной и политической жизни общества;

· для большинства людей нет угрозы голода, болезней, репрессий, нищеты;

· люди имеют свободу творчества;

· большинство людей способны психологически и физически к самозащите, защите окружающей среды и материальных ценностей;

· большинство людей чувствует моральные обязательства перед семьей, трудовым коллективом и приходящими поколениями.

· люди овладели системой наук и умеют применить полученные знания на практике в интересах сохранения окружающей среды и обеспечения устойчивости экономического развития;

· в обществе приняты меры контроля качества продуктов, товаров, услуг.

Итак, устойчивое развитие общества невозможно, если не соблюдается безопасность каждого человека в различных областях его деятельности.

Основные понятия теории безопасности

Опасность – это вероятность тех или иных процессов, явлений, техногенных происшествий, которые могут явиться причиной чрезвычайных событий.

Классификация опасностей производится по следующим признакам (рисунок 1.3):

Рисунок 1.3. Классификация опасностей


Номенклатура опасностей – перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку, например, в алфавитном порядке.

Идентификация опасностей – процесс установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик опасностей, необходимых для разработки мероприятий по обеспечению жизнедеятельности.

Взаимосвязь опасностей, причин и последствий. Любая опасность может реализоваться в нежелательные последствия через разные причины. Например: электроток (опасность) – короткое замыкание (причина) – пожар (последствие). Практически любая деятельность потенциально опасна.

Основным результатом распознавания и выявления опасности является количественная характеристика опасности – величина риска.

Риск – комплексное понятие, характеризующее возможные потери в ЧС, в том числе включающие погибших и раненых, ущерб собственности и инфраструктурам, гибель сельскохозяйственных животных и растений.

Степень риска определяется вероятностью ЧС. Она может быть значительно уменьшена или исключена мерами со стороны органов управления и населения. Риск можно представить: Риск = Опасность х Уязвимость.

Из этого выражения следует, что риск может быть снижен не только путем уменьшения опасности, но и сокращением уязвимости.

Уязвимость – степень потерь (людских и материальных), определяемая типом и масштабом ЧС и готовностью ей противостоять. Уязвимость людей связана с их неспособностью прогнозировать ЧС и выживать в них. Различают экономическую, социальную, организационную и физическую уязвимость. Уязвимость экономики, прежде всего, связана с физической устойчивостью хозяйственных объектов, устойчивостью функционирования в условиях рыночной конкуренции.

Для определения риска используются следующие методы :

1) инженерный – опирается на расчет, статистику.

2) модельный – основывается на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека.

3) экспертный – вероятность различных событий определятся на основании опроса опытных специалистов.

4) социологический – основывается на опросе населения.

Управления рисками – это процесс принятия решений на основе выбора методик оценки рисков, определения источников данных для идентификации рисков, определение интервала времени для анализа ситуации. Важнейшей задачей является обеспечение приемлемых уровней риска.Приемлемый риск представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Планирование реагирования на риски – это разработка методов и технологий снижения негативных последствий рисков. При этом планируются мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть при реализации риска, т.е. при превращении риска в чрезвычайное событие.

Чрезвычайное (экстремальное) событие – это событие природного или антропогенного (в результате деятельности человека) происхождения, заключающееся в отклонении от нормы протекающих процессов или явлений и оказывающее (могущее оказать) отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.

Различают следующие основные виды чрезвычайных (экстремальных) событий:

Авария . Это экстремальное событие техногенного происхождения, приведшее к повреждению или разрушению технических устройств, нанесению ущерба здоровью людей и окружающей природной среде. Например, автомобильная авария с повреждением транспортных средств и травмированием людей.

Катастрофа . Это крупная авария с человеческими жертвами и значительным материальным и экологическим ущербом. Например, разбился самолет, столкнулись поезда.

Стихийное бедствие. Это опасное явление природного (геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного) происхождения с разрушением или уничтожением материальных ценностей, гибелью людей, нарушением жизнедеятельности населения. Например, землетрясения, наводнения, ураганы.

Экологическая катастрофа. Это стихийное бедствие или техногенная авария (катастрофа), которая приводит к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания, к массовой гибели флоры и фауны (растений и живых организмов) и наносит значительный экономический ущерб.

Различают следующие уровни безопасности : личная, общественная, государственная, национальная.

Обеспечение каждым человеком своей личной безопасности достигается системой выживания, основу которой составляют действия самих граждан, помощь членов семьи, близких, трудового коллектива, общественных организаций и государственных структур. Для этого в Республике Беларусь создана Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В общей системе угроз безопасности в настоящее время превалируют угрозы невоенного характера. Вместе с тем в основу Концепции национальной безопасности положены и мероприятия гражданской обороны в случае вооруженной агрессии.

Вответ на глобальные угрозы человечеству, которые ведут к гибели человеческой цивилизации, ООН была принята Концепция устойчивого развития человеческого общества.Устойчивым является развитие , которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В 1987 году ООН пришла к выводу, что решение экологических проблем невозможно без решения социальных и экономических вопросов и об устойчивом развитии необходимо говорить в широком смысле. Поэтому устойчивое развитие рассматривается как комплексный, компромиссный учёт экономического, экологического и социального измерений (рис.1.2).

Рис. 1.2. К понятию «устойчивое развитие»

«Повестка дня на XXI век»

Предложения, изложенные в «Повестке дня на XXI век", были дополнены и доработаны на не­скольких крупных конференциях ООН по проблемам народонаселения, социального развития городов и про­довольственной безопасности, в частности во время Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году.

Устойчивое развитие предполагает повышение качества жизни всего населения планеты без увеличения масштабов использования природных ресурсов до степени, превышающей возможности Земли как экологической системы.

5. Основы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения

5.1.Общая схема действий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения

Опасности для человека создают процессы, события и явления в природной, техногенной, биологической и социальной среде. При этом опасности возникают и в результате потенциально опасной деятельности самого человека (рис.1.3).

Конкретными источниками опасности являются любые системы и объекты, в которых появляется или может появиться избыток энергии, вещества или информации.

Опасность превращается в действительность в виде чрезвычайного события или происшествия, которые и являются источником чрезвычайной ситуации для людей. Источником чрезвычайной ситуации может быть и экологическое загрязнение выше допустимых норм. При этом ущерб здоровью человека наносится путем воздействия на него избытка энергии, вещества или информации. Воздействие на человека может быть прямым или(и) косвенным. Косвенный ущерб возникает за счёт ущерба объектам экономики, социальной сферы и природной среде.

Таким образом, в чрезвычайной ситуации людям наносится социальный (ущерб здоровью), экономический и экологический ущербы. Это происходит на определенной территории, которая называется зоной чрезвычайной ситуации. Размеры зоны зависят от радиуса действия поражающих факторов выделенной энергии, вещества или информации.

Рис. 1.3 Общая схема обеспечения безопасности жизнедеятельности населения

Противодействие человека опасностям и чрезвычайным ситуациям заключается в следующем. Изучается среда обитания, выявляются возможные источники опасности, вероятность их появления, возможные последствия для здоровья человека, объектов и природной среды, оценивается степень их уязвимости.

Чтобы не допустить чрезвычайных событий и происшествий на основе анализа факторов риска принимаются меры профилактического характера. Это возможно на основе прогнозирования и оценки вероятной чрезвычайной ситуации, анализа технических и организационных возможностей по исключению происшествий.

В зоне чрезвычайной ситуации в первую очередь ликвидируется источник чрезвычайной ситуации, принимаются меры по локализации пораженных участков территории, затем проводятся спасательные и другие работы по ликвидации последствий. В зоне чрезвычайной ситуации часто возникают вторичные источники опасности, которые реализуясь во времени и пространстве создают новые зоны чрезвычайных ситуаций или расширяют создавшуюся зону.

Успешное обеспечение безопасности жизнедеятельности населения возможно только на базе научной теории «Безопасность жизнедеятельности».

Закон Российской Федерации «О безопасности» от 25.12.1992 № 4235-1 определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Другими словами, безопасность есть характеристика устойчивости системы по отношению к совокуп­ности всевозможных негативных воздействий со стороны окружа­ющей среды.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удов­летворение которых надежно обеспечивает существование и воз­можности прогрессивного развития личности, общества и госу­дарства. В порядке приоритета к объектам безопасности относятся: человек - его жизнь, здоровье и права; общество - его матери­альные и духовные ценности; государство - его конституцион­ный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Безопасность является такой же потребностью человека, как и духовные и материальные потребности. На всех этапах развития человек постоянно стремится к обеспечению комфорта, личной безопасности и сохранению здоровья. Это стремление служит мо­тивацией многих действий и поступков людей.

Во взаимодействии человека с био- и техносферой безопас­ность определяется как состояние защищенности человека, об­щества и природной среды от негативных воздействий природных и техногенных факторов.

Обеспечение безопасности достигается проведением единой государственной политики как системы мер экономического, орга­низационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам основных объектов безопасности. При обеспе­чении безопасности человека основной целью является его защи­та в техносфере от природных и техногенных негативных воздей­ствий. Эта цель достигается двумя основными путями:

устранением источника опасности, самой возможности воз­никновения каких-либо потрясений, катаклизмов, стихийных бедствий, катастроф и аварий;


повышением защищенности от опасностей, способности на­дежно противостоять им.

На современном этапе государственная политика в области обеспечения природной и техногенной безопасности строится по следующим направлениям:

превентивный анализ источников и причин возникновения опасности, прогнозирование и оценка их воздействия в простран­стве и времени;

разработка и реализация наиболее эффективных методов и си­стем обеспечения безопасности населения и территорий;

государственное регулирование в направлении смягчения по­следствий проявления опасностей.

Решение проблемы обеспечения безопасности требует не толь­ко идентификации и определения количественных характеристик возможных опасностей, но и формирования целей и соответству­ющих им критериев и количественных показателей безопасности.

Глобальной концепцией обеспечения безопасности настоящего и будущего поколений является концепция устойчивого развития, которая была сформулирована как программа действий в двух ос­новных документах ООН: «Наше общее будущее» (1987 г.) и «По­вестка дня на XXI век» (Материалы Всемирного форума в Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Последний документ содержит более 100 про­грамм в самых разных областях жизнедеятельности человеческого сообщества и по существу представляет первый глобальный план действий, направленных на достижение устойчивого развития.

Согласно этим документам под устойчивым развитием пони­мается «создание условий, обеспечивающих удовлетворение по­требностей сего дня, не подвергая риску способность окружающей среды поддерживать жизнь в будущем», т.е. не ставя под угрозу возможности будущих поколений в удовлетворении их потребно­стей. Указывается, что единственный способ обеспечить безопас­ное будущее - комплексно решить проблемы развития техносфе-ры, безопасности населения и сохранения окружающей природ­ной среды.

Процесс перехода к устойчивому развитию является глобальным, и отдельно взятая страна не может перейти на этот путь, пока другие страны будут оставаться в рамках старой модели развития. Вот почему важно использовать стихийно начавшийся процесс глобализации и направить прежде всего его экономическую, экологическую и социальную составляющие на реализацию целей устойчивого развития. Тем самым процесс глобализации, развертывающийся по инициативе постиндустриальных государств, транснациональных корпораций и всемирных организаций стал бы способствовать переходу мирового сообщества не к постиндустриальному, а к устойчивому будущему всей цивилизации.

В переходе к устойчивому развитию Россия имеет ряд особенностей (в первую очередь имеются в виду высокий интеллектуальный потенциал и наличие мало затронутых хозяйственной деятельностью территорий, составляющих более 60 % всей территории страны), благодаря которым она может сыграть роль лидера в переходе к новой цивилизационной модели развития. В настоящее время важно выйти из системного кризиса, обрести относительно стабильное и безопасное состояние, из которого можно наименее болезненно начать переход на траекторию устойчивого развития.

Как уже отмечалось, глубинная суть устойчивого развития заключается в сохранении и цивилизации, и биосферы. Представляется целесообразным особое внимание обратить на связь идей устойчивого развития и становления ноосферы. Ноосферная ориентация устойчивого развития выдвигает на первое место интеллектуально-духовные и рационально-информационные факторы и ресурсы, которые в отличие от материально-вещественных и природных ресурсов и факторов безграничны и создают основу для выживания и непрерывно долгого развития цивилизации. Именно поэтому в заключительной части Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию речь идет о ноосфере как целевой ориентации устойчивого развития, таком этапе развития цивилизации, когда критерием индивидуального и национального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

Недавно об этом напомнил Президент РФ В.В.Путин на состоявшемся 15 ноября 2000 г. деловом саммите стран АТЭС “Бизнес и глобализация”, отметив, что на фундаменте учения о ноосфере фактически строится сегодня концепция устойчивого развития. Сделать такое напоминание уместно и здесь - чтобы подчеркнуть, что идея устойчивого развития, довольно часто выдаваемая за сугубо западную, имеет российские корни, и обратить внимание на уже выявленную специфику перехода России к устойчивому развитию.

Это важно и потому, что государственная стратегия должна содержать не только общие рекомендации относительно последующего развертывания хозяйственной, организационно-управленческой и иной практической деятельности, - она должна также стать мировоззренческим ориентиром для всего XXI в. и даже для всего III тысячелетия. Именно в этом веке и тысячелетии должно разрешиться противоречие между старой моделью цивилизационного развития (т.е. неустойчивого развития) и пока только теоретически декларируемой моделью устойчивого развития, которой, на наш взгляд, надо придать ноосферную ориентацию. В зависимости от этого XXI в. станет либо веком глобальной антропоэкологической катастрофы, либо веком выживания и устойчивого развития цивилизации.

Специфика перехода России к устойчивому развитию помимо сказанного выше о необходимости его ноосферной ориентации связана с тем, что этот переход по историческим масштабам времени совпадает с переходом к рыночным отношениям и демократии. Важно, чтобы дальнейшие реформы и государственные решения ориентировались на стратегию устойчивого развития страны, а не на модернизационные рецепты сторонников движения по модели неустойчивого развития. Если стратегия устойчивого развития окажется в фокусе формируемой сейчас национальной идеи, Россия обретает шанс уйти от модернизационно-догоняющих преобразований, уводящих на периферию мирового развития, мы сможем перейти к опережающим и сбалансированным действиям путем принятия комплексных решений в духе новой цивилизационной парадигмы.

Еще одна важная концептуальная идея связана с актуальной необходимостью сопряжения концепции перехода к устойчивому развитию с концепцией национальной безопасности. Налицо противоречие между уже разработанными концепциями безопасности (в том числе и в новых редакциях) и Концепцией перехода РФ к устойчивому развитию. Это обусловлено в основном тем, что обеспечение безопасности до их пор мыслилось в рамках старой модели, т.е. модели неустойчивого развития. В соответствии с таким мировоззренческим принципом принятие государственных решений носит несистемный, в основном ведомственный характер. В существующей практике принятия государственных решений имеется противоречие, которое необходимо разрешить, с тем чтобы существенно повысить их эффективность. Это противоречие заключается в том, что государственные решения принимаются, как правило, без учета обеспечения безопасности их реализации, а уже потом принимаются решения Советом безопасности в его области компетенции.

Приведем характерный пример подобной процедуры принятия решений. Правительство РФ обсуждает и принимает Государственную стратегию социально-экономического развития страны до 2010 г., и только спустя почти год начинается разработка новой редакции Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, которая должна быть завершена к середине 2002 г. (и рассчитана на те же сроки).

Как правило, важные государственные решения, принимаются без учета обеспечения безопасности и в других сферах, и это обусловлено прежде всего неадекватным представлением о роли и месте безопасности в процессах развития. Чаще всего безопасность понимается как особая область деятельности, которая как бы дополняет основной вид деятельности, защищает его от внешних либо внутренних угроз и опасностей. В определенной степени подобное понимание безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства (объекта безопасности) от внутренних и внешних угроз правомерно и даже отражено в федеральном законе “О безопасности” (1992 г.). Вместе с тем если обеспечение безопасности мыслить как защиту основной деятельности, то происходит раздвоение деятельности на созидательную и дополнительную, связанную с обеспечением безопасности. К тому же в рамках модели неустойчивого развития безопасность можно обеспечить лишь временно и на самом минимальном уровне.

Вот почему идея реализовать обеспечение безопасности через развитие оказывается наиболее плодотворной для решения проблемы безопасности. В этом случае раздвоение деятельности исчезает, основная созидательная деятельность и обеспечение безопасности совпадают, поскольку модель устойчивого развития оказывается одновременно и моделью безопасного развития. Если мы принимаем принцип обеспечения безопасности через развитие, то это однозначно приводит к обеспечению безопасности именно через устойчивое развитие, и иной модели развития, где могла бы быть гарантирована безопасность, причем на длительное время, просто не существует.

ЮНСЕД связала развитие с охраной окружающей среды, а мы сейчас должны выйти на более широкую концепцию, связав развитие с безопасностью во всех сферах. Это означает, что сказанное выше относится не только к проблеме экологической безопасности, которой в обсуждаемом проекте стратегии отведено основное место, но и ко всем видам социально- экономической и иной деятельности, особенно если принимаются решения на государственном уровне (ведь государство как раз и является основным субъектом обеспечения безопасности личности, общества и самого государства). Таким образом, речь идет об одновременном обеспечении экономической эффективности и экономической безопасности, социальной справедливости и социальной безопасности, экологической безопасности и коэволюционного развития.

Ведь особенностью перехода каждого суверенного государства является реализация им своих национальных интересов (в том числе в плане обеспечения безопасности), а теперь также - одновременная по историческим масштабам ориентация на переход к устойчивому развитию. Совершенно очевидно, что разрешение этого противоречия связано с тем, что обеспечение безопасности должно все в большей степени осуществляться через развитие и все в меньшей - через защиту, что вынуждает найти консенсус между новым мировоззрением, соответствующим идее устойчивого развития, и мировоззрением, на котором до сих пор основывалось обеспечение безопасности любого государства через защиту.

Именно поэтому реальный переход к устойчивому развитию начнется только тогда, когда на уровне государственного управления решения по обеспечению безопасности станут приниматься одновременно с решениями по основным видам деятельности. Устойчивое развитие - это не только системное единство экономических, социальных и экологических видов и аспектов деятельности, но и имманентная взаимосвязь развития и безопасности, это обеспечение безопасности через развитие и развитие через обеспечение безопасности.

В свете сказанного важно во всех разделах проекта обсуждаемой стратегии связать переход к устойчивому развитию с обеспечением национальной и других видов безопасности (как это сделано в отношении экологии и процесса экологизации). Это важно прежде всего для того, чтобы не поступили “как всегда” и, приняв стратегию, через некоторое время не стали разрабатывать стратегию ее защиты, т.е. ее безопасной реализации.

В настоящее время во всех странах мира, и в том числе, как уже отмечалось, в России, обеспечение безопасности мыслится и реализуется в соответствии с моделью неустойчивого развития. Такая традиционная ориентация в области безопасности сталкивается со все большими трудностями и в принципе бесперспективна, несмотря на все возрастающие финансовые и административно-организационные ресурсы, вкладываемые в это направление человеческой деятельности. Важно концептуально-мировоззренчески осознать неэффективность традиционного подхода к обеспечению безопасности во всех видах деятельности и для всех объектов (для человечества, биосферы, государства, личности и социума) и разработать новый теоретико-методологический подход к решению этой жизненно важной проблемы.

Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение безопасности во всех отношениях, а всеобщая безопасность, как уже отмечалось, также реализуется на пути устойчивого развития. Столь тесная взаимосвязь всеобщей (и глобальной) безопасности страны и мирового сообщества и устойчивого развития и определяет особенности дальнейшего человеческого существования. В качестве методологической основы подобного видения должны использоваться все средства исследования будущего, включая прогностические, футурологические, системные, ноосферные и другие подходы, определяющие специфику проблемы безопасности.

Безопасность - это некоторый инвариант существования и развития, который характерен для любой модели развития цивилизации. Даже в рамках модели неустойчивого развития необходимо добиться определенного уровня стабильности и безопасности, для того чтобы можно было осуществлять переход к стратегии устойчивого развития. В годовом докладе о работе ООН за 1999 г. “Предотвращение войн и бедствий: глобальный вызов растущих масштабов” Генеральный секретарь ООН отметил, что “справедливое и устойчивое развитие является одним из необходимых условий обеспечения безопасности, однако обеспечение минимальных стандартов безопасности, в свою очередь, является одной из предпосылок развития. Стремление решить одну задачу в отрыве от другой не имеет большого смысла” .

Вот почему существуют принципы обеспечения безопасности, которые специфичны для модели неустойчивого развития и для модели устойчивого развития. Существуют также принципы, общие для обоих моделей. Так, например, основные принципы обеспечения безопасности, упомянутые в федеральном законе “О безопасности”, характерны как для традиционно понимаемой модели развития, так и для модели устойчивого развития. Среди них - законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства в отношении обеспечения безопасности, интеграция с международными системами безопасности.

Выделение этих принципов диктовалось переходом от прежнего, советского, типа общества и государства к демократическому и правовому. Теперь же в свете концепции обеспечения безопасности через устойчивое развитие требуется выделение новых основных принципов.

В рамках новой стратегии безопасность и развитие (саморазвитие) оказались настолько взаимосвязанными, что обеспечение безопасности цивилизации в принципе невозможно без перехода на путь устойчивого развития. И наоборот, устойчивое развитие, т.е. сохранение человеческой культуры и биосферы, невозможно без обеспечения их совместной безопасности. Рассмотрим далее ряд принципов обеспечения безопасности через устойчивое развитие, на которых мы подробно останавливались в другой работе .



Просмотров