Как приватизировать земельный участок. Новый порядок приватизации земли в Беларуси подстегнет жилищное строительство и предпринимательство

Многие владельцы дач и загородных домов в Беларуси желают собственный участок и жилье, на нем расположенное. Однако далеко не все знают, как это сделать правильно. Дело в том, что закон о приватизации земли как таковой в Беларуси не существует. Земельный кодекс страны рассматривает вариант или же их аренды без использования понятия приватизации. Приватизирован же может быть только дом, расположенный на этой земле.

Приватизация земли же часто путается людьми с оформлением права собственности на участок. Оформлено оно может быть по-разному. Если речь идет о покупке земли, то она доступна исключительно гражданам РБ. Чтобы ее оформить, необходимо обратиться в местный исполком с соответствующим заявлением, где вам предоставят возможность приобрести свободный участок по аукционной цене. После этого необходимо будет явиться в агентство гос. регистрации и кадастра с правоустановительными документами на участок, а также паспортом или иным документом, подтверждающим личность.

Если же у вас уже имеется участок, на котором вами был построен дом, пошаговая инструкция приобретения права собственности на него будет выглядеть следующим образом:

  1. Вам нужно собрать документы на участок, включая решение исполкома об отведении участка, земельное дело, а также документы на недвижимость, если таковая имеется (технический план).
  2. Если какие-либо документы у вас отсутствуют, вам необходимо обратиться в местные органы для их восстановления.
  3. Далее вам нужно будет обратиться в местное представительство агентства гос. регистрации. Сделать это вы можете по месту расположения участка или же в месте проживания и подать документы на рассмотрение, внеся дополнительный платеж.

Если с документами все будет в порядке, через неделю вы сможете получить на руки свидетельства о праве собственности отдельно на участок и отдельно на строение (если оно имеет место).

Сколько стоит оформление участка в собственность

Стоимость приватизации земельных участков в Беларуси зависит от нескольких факторов, включая расположение самого участка, а также его и наличии специальных льгот на землю. Уточнить последний параметр вы можете, обратившись на официальный портал, где размещена вся информация по земельному кадастру, либо позвонив в местный отдел гос. регистрации.

Какие сложности возникают при приватизации земельных участков

Приватизация земельного участка в РБ может быть сопряжена с рядом сложностей. В 2017 такими могут быть:

  • Отсутствие необходимых документов для регистрации. В таком случае вам придется их восстанавливать в государственном органе по месту регистрации.
  • Принадлежность земли к тем категориям, которые не попадают под право оформления собственности, включая земли сельского назначения и прочие. Узнать о таком статусе участка также можно в гос. органах.
  • Несоответствие реальных параметров участка указанным в документации, наличие на нем незарегистрированных строений.
  • Неправильный раздел участков со строениями. Это касается попыток регистрации участков с домом площадью меньше 15 соток, что не предусмотрено законодательством.

В вышеописанных случаях приватизация земли в городе Минск или других населенных пунктах Республики Беларусь лучше обращаться за помощью к юристам. Они помогут вам определить, подлежит ли участок переходу в частную собственность, и расскажут, что сделать, чтобы оформить его на ваше имя.

Национальное кадастровое агентство завершило оценку земель Беларуси. Данные представлены по видам их функционального использования. Это направления « рекреационная зона», «жилая усадебная зона», «земли садоводческих товариществ и дачных кооперативов». После утверждения новые данные будут использованы в 2018-м году для проведения земельных аукционов, расчетов госпошлины, а главное - новый земельный налог могут привязать к кадастровой стоимости.


В оценке участвовали объекты:

    202 города и поселка городского типа

    23 181 сельский пункт

    1167 сельских советов

    4387 садовых товариществ

Самые дорогие города Беларуси

Предсказуемым лидером списка стала столица. Средний показатель стоимости земли формата « жилая усадебная зона» в городе Минске составляет 169,36 рубля за квадратный метр. Далее расположились Заславль (31,82 BYN/кв.м.), Солигорск (30,30 BYN/кв.м.) и Фаниполь (30,20 BYN/кв.м). Самыми дорогими областными центрами стали Брест (27, 69 BYN/кв.м) и Гродно (24, 88 BYN/кв.м), среди аутсайдеров – Могилев (16,52 BYN./кв.м.)


Что касается сельских населенных пунктов, то тут также вполне ожидаемый результат – самые высокие показатели у Минской области (12,33 BYN / кв. м), за ним следуют Смолевичский (3,13 BYN/кв.м.) и Дзержинский (2,78 BYN/кв.м.) районы.

Дачные участки земли

Ничего удивительно, Минский регион лидирует и в этом сегменте, о себе дают знать близость к большому городу, хорошее транспортное сообщение и налаженные коммуникации. Средняя кадастровая стоимость земли садоводческих товариществ и дачных кооперативов составляет тут 10,85 BYN/кв.м.



Комментарий аналитического центра агентства «Загородный дом и Квартирный центр»

«Ранее такой показатель как кадастровая стоимость земли был крайне важным. Сейчас это не так, потому как нет актуальности в приватизации земли », - поясняет Дмитрий Чернушевич. Продажа пустых земельных участков с целевым назначением - строительством жилого дома - была возможна лишь при условии нахождении земли в частной собственности. На сегодня продажа земли участков с таким назначением запрещено. «Соответственно, теряется смысл приобретения земли в частную собственность. Большинство сделок сегодня - люди не приватизируют землю, потом регистрируют на ней строение, а после отчуждают его». Переоценка земли позволит адекватно оценить стоимость земли, особенно это касается территорий под Минском. Таких участков с каждым годом становится все меньше, а чтобы продать их, люди вынуждены разместить на них какие-либо постройки.


Дмитрий Чернушевич разобрал несколько типичных вопросов, связанных с проведением кадастровой переоценки земли в Беларуси.

    В 2017-м году выросло количество случаев расприватизации земли. Связано это с тем, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут приобрести землю в частную собственность на территории Республики Беларусь. «Поэтому многие продавцы расприватизировали землю - и продают ее иностранцам. Те, в дальнейшем, могут приобрести строения на этой земле, а земля передаются им в аренду сроком на 49 или 100 лет в зависимости от решения местного исполкома», - поясняет Дмитрий .

    Часто покупатели уверены в том, что наличие земли в частной собственности – это гарант полной безопасности, поскольку ее изъятие возможно только по решению суда. Но если на вашей земле есть постройка, которая уже находится в частной собственности, то, кому бы ни принадлежала земля, государство уже не может применить судебные решения на этой территории. «Поэтому, в целом смысла в приватизации земли – нет», - разъясняет эксперт.

    «Один из типичных страхов покупателя – это то, что в случае изъятии земли им не выплатят кадастровую стоимость», - делится Дмитрий Чернушевич. Дело в том, что подобные компенсации проводятся исходя из кадастровой суммы на момент проведения сделки. «Если Вы приватизировали землю много лет назад по льготной цене, а хотите получить за нее сегодняшнюю сумму - вряд ли это получится».

Порядок приватизации земельного участка

Законом Республики Беларусь от 19.01.1993г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» установлено, что разгосударствление - передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Разгосударствление осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Государственной программой разгосударствления и приватизации. Приватизация - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею. Приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и продажи государственной собственности. Особенности приватизации земли определяются законодательством Республики Беларусь о земле (ст.1).

Таким образом, приватизация земельных участков представляет собой приобретение земельных участков гражданами и юридическими лицами у государства.

Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов (за исключением случаев, когда земельные участки находятся в пользовании, пожизненном наследуемом владении граждан или на праве аренды, но с расположенными на них жилыми домами, принадлежащими гражданам на праве собственности), а также негосударственных юридических лиц Республики Беларусь в случаях, предусмотренных законодательными актами, установлен Положением о порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №462 от 26.03.2008г (далее - Положение).

В соответствии с п.3 Положения аукционы по продаже земельных участков в частную собственность граждан для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов проводятся сельскими, поселковыми, районными (городов районного подчинения), городскими (городов областного подчинения и г.Минска) исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией или уполномоченными ими государственными организациями, в частную собственность юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами, - районными, городскими (городов областного подчинения и г.Минска), областными исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией или уполномоченными ими государственными организациями.

Размеры продаваемых на аукционах в частную собственность граждан земельных участков для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов устанавливаются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле, а земельных участков, продаваемых в частную собственность юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами, - проектами отвода земельных участков, разработанными с учетом градостроительной документации и их целевых назначений.

В соответствии со ст. 36 Кодекса о земле размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается:

В городах - от 0,05 до 0,15 гектара включительно;

В сельских населенных пунктах, поселках городского типа - от 0,15 до 0,25 гектара включительно.

Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, не может превышать 1 гектара с учетом размера земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме в этом населенном пункте. Для ведения личного подсобного хозяйства в таком населенном пункте дополнительно могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 гектаров включительно.

Порядок организации и проведения аукционов следующий. Аукцион проводится на основании решения сельского, поселкового, районного (городов районного подчинения), городского (городов областного подчинения и г.Минска), областного исполнительных комитетов, принятого в пределах их компетенции, в соответствии с которым создается комиссия по организации и проведению аукциона или определяется уполномоченная ими государственная организация по его проведению. В состав комиссии включаются представители областной (Минской городской) землеустроительной и геодезической службы Государственного комитета по имуществу, территориального органа архитектуры и строительства (градостроительства), органов по развитию, жилищно-коммунальному хозяйству местного исполнительного комитета и могут включаться представители других органов и организаций.

Комиссия может создаваться, а организация может определяться для проведения одного аукциона или на определенный период, но не более чем на один год.

В соответствии с Положением полномочия комиссии или организации следующие:

Принимает заявления об участии в аукционе и документы;

Определяет место, дату и время начала и окончания приема заявлений об участии в аукционе, место, дату и время проведения аукциона и подведения его итогов;

Организует публикацию извещения о проведении аукциона либо об отказе от проведения аукциона в средствах массовой информации;

Представляет для ознакомления участников аукциона земельно-кадастровую, градостроительную и иную документацию;

Организует осмотр на местности земельных участков, которые предлагается продать на аукционе;

Знакомит участников аукциона с условиями, предусмотренными в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона;

Проверяет правильность оформления документов на участие в аукционе, представленных гражданами и юридическими лицами;

Определяет и утверждает начальную цену земельных участков;

Определяет и утверждает затраты на организацию и проведение аукциона, в том числе расходы, связанные с изготовлением и предоставлением участникам аукциона документации, необходимой для его проведения;

Определяет размер увеличения цены земельных участков (шаг аукциона), который устанавливается в пределах от 5 до 15 процентов от предыдущей цены, называемой аукционистом;

Определяет размер задатка (до 10 процентов от начальной цены земельного участка) и иные условия участия в аукционе;

Принимает решение о признании граждан и юридических лиц участниками аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе и уведомляет их о принятом решении;

Проводит аукцион и оформляет его результаты;

Разрешает споры о порядке проведения аукциона.

Начальная цена земельного участка определяется в размере не ниже его кадастровой стоимости методом ее пересчета в иностранной валюте по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком на дату утверждения комиссией или организацией начальной цены земельного участка, если она была определена в иностранной валюте.

Извещение о проведении аукциона публикуется в печатных средствах массовой информации, определенных Советом Министров Республики Беларусь, не позднее чем за 30 дней до даты проведения аукциона и должно содержать все необходимые сведения касающиеся порядка проведения аукциона и предлагаемого земельного участка (участков).

Для участия в аукционе гражданин, юридическое лицо (лично либо через своего представителя или уполномоченное должностное лицо) в установленный в извещении срок подают заявление об участии в аукционе с указанием кадастровых номеров и адресов земельных участков, которые они желают приобрести в частную собственность, а также заверенную копию платежного поручения о внесении задатка, а также представляют идентификационные сведения.

Аукцион начинается с объявления аукционистом порядка проведения аукциона, характеристики каждого земельного участка, сформированного для проведения аукциона, цены земельного участка и шага аукциона. Первая объявленная аукционистом цена земельного участка определяется в соответствии с шагом аукциона.

После объявления очередной цены аукционист называет номер участника аукциона, который с его точки зрения первым поднял аукционный номер, и указывает на этого участника аукциона. Затем аукционист в соответствии с шагом аукциона объявляет новую цену. Торги продолжаются до тех пор, пока по новой объявленной аукционистом цене аукционный номер поднял только один участник аукциона. Аукционист называет последнюю цену и номер данного участника трижды и объявляет проданным земельный участок, а участника аукциона - победителем в отношении соответствующего земельного участка.

При отсутствии лиц из участников аукциона, готовых выкупить земельный участок по названной аукционистом новой цене, аукционист называет эту цену три раза. Аукцион завершается, если после трехкратного объявления новой цены земельного участка ни один из участников аукциона не поднял своего номера.

Местный исполнительный комитет в течение 10 рабочих дней после утверждения протокола о результатах аукциона принимает решение о предоставлении победителю аукциона земельного участка в частную собственность и не позднее 2 рабочих дней после внесения победителем аукциона платы за земельный участок, возмещения затрат на организацию и проведение аукциона, в том числе расходов, связанных с изготовлением и предоставлением участникам аукциона документации, необходимой для его проведения, выполнения условий, предусмотренных в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона, а также иных условий участия в аукционе выдает ему выписку из решения о предоставлении земельного участка в частную собственность.

Право частной собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения земельного участка.

Список использованных источников

Список нормативных источников:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 7 декабря 1998 г. № 218-З. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. 20 декабря 2006 г. 194-З. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. 21 апреля 2003 г. N 194-З. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

4. Кодекс Республики Беларусь о земле. 23 июля 2008 г. N 425-З Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

5. Закон Республики Беларусь от 19.01.1993г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

6. Положение о порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №462 от 26.03.2008г. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

Хочу приватизировать участок (с домом) находящийся в пожизненном пользовании с правом наследования.
1.Есть ли возможность рассрочки приватизации?
2.Привязана ли кадастровая стоимость земли к курсу доллара? Например: в 2009г. кадастровая стоимость моего участка состовляла 28.034.600 бел.руб. или 12.743 $ США.Какова фактическая стоимость моего участка на сегодняшний день?
3.Приватизация квартир заканчивается в 2014 г., а что ждет владельцев неприватизированных участков? Стоит ли нам волноваться?

Понятия "приватизация" земельного участка нет в законодательстве РБ. Более того, не каждый участок, который находится в пожизенном наследуемом владении может быть выкуплен (приобретен в собственность).


23 июля 2008 г. N 425-З
Статья 12. Собственность на землю, земельные участки
Собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. Земли, земельные участки, не находящиеся в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь (далее - частная собственность, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом) и в собственности иностранных государств, международных организаций, находятся в собственности государства.
Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам.
Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций.
Земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, если иное не установлено законодательными актами.
В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные гражданам Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Кодекса, земельные участки, право частной собственности на которые перешло к ним в установленном порядке, а также земельные участки, предоставленные в соответствии с частью шестой настоящей статьи.
Земельные участки могут предоставляться в частную собственность гражданам Республики Беларусь для :
строительства и (или) обслуживания жилого дома;
обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее - организация по государственной регистрации) квартиры в блокированном жилом доме, отделенной от других квартир вертикальной стеной и расположенной непосредственно на земельном участке (далее - квартира в блокированном жилом доме);
ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах или в иных населенных пунктах, расположенных на территории соответствующего сельсовета;
коллективного садоводства;
дачного строительства.
Негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона либо без проведения аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь в случаях, когда это допускается в соответствии с законодательными актами, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.
Статья 13. Земельные участки, не подлежащие предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций
Не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов:
земли сельскохозяйственного назначения;
земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями;
земли общего пользования.
Не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки:
на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности;
на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население);
на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых. Перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, утверждается Советом Министров Республики Беларусь;
которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, схемами землеустройства районов и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность.

Если Ваш участок может быть предоставлен в частную собственность, то его стоимость на сегодняшний день определяется по его кадастровой стоимости.

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ЗЕМЛЕ
23 июля 2008 г. N 425-З
Статья 31. Плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций. Стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, при совершении сделок с ними
За земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, взимается плата, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.
Если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, земельные участки предоставляются из государственной собственности в частную собственность граждан Республики Беларусь, частную собственность негосударственных юридических лиц Республики Беларусь по их кадастровой стоимости, действующей на дату подачи ими заявления о предоставлении земельного участка в частную собственность, исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Национальным банком Республики Беларусь на дату подачи такого заявления, за исключением земельных участков, предоставляемых по результатам аукциона .
При предоставлении земельных участков в частную собственность по результатам аукциона их стоимость определяется по результатам аукциона и не может быть ниже кадастровой стоимости.
За равноценные земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, находившихся в частной собственности, плата не взимается.
Стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, при их возмездном отчуждении устанавливается в соответствующих договорах, а при отчуждении местным исполнительным комитетам - в соответствующих решениях данных исполнительных комитетов и не может быть ниже кадастровой стоимости этих земельных участков, определенной исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату подписания договора или принятия решения. Отчуждение местным исполнительным комитетам земельных участков, за которые собственниками при их предоставлении была внесена часть кадастровой стоимости, производится по цене, соответствующей этой части кадастровой стоимости, определенной исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Национальным банком Республики Беларусь на дату принятия решения о прекращении права частной собственности на земельный участок.

Насчет "предсказаний" - к П.Глобе. Я юрист и предсказаниями не занимаюсь.

С уважением Sfif


Теги данного вопроса:

Если Вам нужна срочная правовая помощь...

Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен...

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей...

Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня...

Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права...

Мы предлагаем воспользоваться платной юридической помощью адвоката
Филановича Геннадия Александровича.

Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь № 02240/2297.

Как купить, приватизировать и использовать садовые участки?

На вопросы читателей “Народной газеты” в ходе онлайн-конференции ответил председатель Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Георгий КУЗНЕЦОВ.

— Члены садового товарищества “Весна-85” Молодечненского района не первый год используют дополнительные огороды, устроенные на выделенных им местными властями полях близ товарищества. Возможно ли их приватизировать?

Олег КЕРУЧЕНКО, Минск

— В соответствии с действующим законодательством об охране и использовании земель земельные участки, используемые для огородничества, не могут быть предоставлены в частную собственность. Согласно статье 42 Кодекса Республики Беларусь о земле земельные участки для огородничества предоставляются во временное пользование для выращивания овощей, картофеля, ягодных и иных сельскохозяйственных культур гражданам Республики Беларусь в населенных пунктах. Предоставление же земельных участков для огородничества за пределами населенных пунктов, в том числе на территориях садоводческих товариществ или примыкающих к ним землях, действующим законодательством не предусмотрено.

— У меня в садовом товариществе есть дачный участок. Я хотел бы иметь несколько кустов смородины, крыжовника и газон. Но руководство товарищества от меня требует, чтобы я обязательно имел грядки, на которых что-то выращивал бы. Почему я не могу использовать дачу для отдыха, а не для бесконечного пропалывания грядок?

Сергей МИХНО, Осиповичский район

— В соответствии с положением о садоводческом товариществе, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50, под садоводческим товариществом признается некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на основе членства граждан, использования предоставленных для ведения коллективного садоводства земельных участков в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей членов товарищества. Поэтому если у вас на участке есть ягодные культуры (смородина или крыжовник), имеется газон, то указанные требования правления садоводческого товарищества в данном случае неправомерны.

— Имею в садоводческом товариществе земельный участок. Хочу прикупить еще один у соседа. Смогу ли я их в дальнейшем объединить?

Сергей, Минск

— Слияние земельных участков осуществляется в соответствии с техническим кодексом установившейся практики “Деление (раздел), слияние земельных участков. Требования к осуществлению”, утвержденным приказом Госкомимущества 14 декабря 2010 года № 446. Слияние земельных участков, предоставленных для коллективного садоводства, находящихся в частной собственности граждан, может быть произведено, если они являются смежными, общая площадь таких земельных участков не будет превышать 0,15 га, а также не будут нарушены другие требования законодательства об охране и использовании земель.

— Раньше мы с мужем часто ездили на дачу, а сейчас из-за проблем со здоровьем бываем редко, водой на ней почти не пользуемся, электричество отключили. Но без нашего ведома товарищество приняло решение собрать по 250 тысяч рублей с владельца каждого участка на покупку насоса для водонапорной башни. А весной планируют собирать еще по 200 тысяч на замену электросетей. Неужели мы вынуждены быть заложниками товарищества?

С.И., Молодечненский район

— В соответствии с пунктом 19 положения о садоводческом товариществе член товарищества обязан выполнять требования, установленные решениями общего собрания (собрания уполномоченных) или правления товарищества, в том числе по своевременному внесению взносов в соответствии с уставом товарищества и решениями общего собрания (собрания уполномоченных). Невнесение взносов в течение шести месяцев подряд со дня наступления срока их внесения является основанием для исключения из состава членов товарищества. Споры между товариществом и его членами, а также споры имущественного характера решаются судом.

— На практике нередко бывает, что небольшие огородики дачников (4 сотки) располагаются вдоль местных дорог, интенсивность движения по которым год от года возрастает. Поднимаемые машинами пыль и грязь оседают на огородах. Как их защитить?

Леонид ОЛОВНИКОВ, Молодечно

— На каком расстоянии от ближайшего садового участка допустима организация площадки для мусорных контейнеров?

Григорий Петрович, Рогачев

— Типовыми правилами внутреннего распорядка садоводческих товариществ, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2008 года № 1048, установлено, что порядок обращения с отходами на территории товарищества определяется схемой, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями законодательства. Расстояние от окон садовых домиков до мест временного хранения отходов должно быть не менее 20 метров.



Просмотров