История и виды смертной казни. Смертная казнь в России. Смертная казнь в мире

Если подойти к проблеме смертной казни исторически, то можно увидеть, что этот вопрос поднимался в каждой эпохе, столетии об использовании подобного вида наказания. Дошли свидетельства о том, что о вопросе смертной казни шли активные споры уже в Древней Греции во времена Пелопонесской войны. С тех пор прошло около 2500 лет, а мы получили от далеких предков смертную казнь в современное законодательство, а вместе с этим унаследовали и смертную казнь как правовую, так и нравственную проблему, только в ракурсе современного права. Прежде всего, обратимся к данным, касающимся прямо или косвенно вопроса смертной казни, и к тому, как определена эта мера наказания в законодательстве важнейших государств.

Прообразом смертной казни, впрочем, как и других видов уголовного наказания в догосударственном обществе, являлась кровная месть. Вообще смертная казнь - древнейший вид наказания, который основан на принципе “око за око, зуб за зуб, кровь за кровь”, согласно которому нужно воздавать равным за равное. Этим положением пользовались еще в ранних государствах до нашей эры, когда уровень развития этих стран, как и уровень развития правового сознания и культуры был сравнительно примитивен. Однако и в наше время, отличающемся высоким развитием цивилизации, в основу действующего уголовного права наряду с другими факторами заложен все тот же принцип справедливости. “При сменах отживающего мира новым самое главное заключается не в политических и социальных переменах, которые при этом происходят, но в необходимости изменения мировоззрения и всех устаревших взглядов на новые, в необходимости изменения своих верований и уклада жизни на новые, ибо то, действительно новое, что идет на смену старому миру, бывает новым во всех отношениях и никогда не походит на старое”

В истории казахского народа всегда имел место совет старейшин, суд, решения которого основывались на народных традициях, обычаях, а религиозные каноны служили законами в казахской степи. На огромном пространстве от Черного моря до Алтайских гор образовывались, сменяя друг друга государства саков, гуннов, уйсунов, тюрков, карлуков, где действовали законы, свидетельства о которых мы находим в многочисленных источниках по истории государства и права.



Одним из основоположников судебно-правовых уложений казахского ханства был Майкы би - крупный дипломат и общественный деятель, советник Чингисхана. Усиление и укрепление государства связано также с именем Касым хана - сына Аз Жанибек хана. При его правлении впервые в истории была проведена систематизация правовых обычаев и норм, получившая название "Правда Касым хана". В конце XVII века Аз Тауке, Толе би, Казбек би, Айтеке би создали "Жетi Жаргы" , которые, по сути стали непосредственной системой законов, кодексом судебной власти. Однако, поскольку этот свод правил дошел до нас в устной форме, общество не восприняло эти уставы официально как кодекс. Тем не менее, признанные народом на протяжении тысячелетий национальные традиции, являющиеся в то время регулятором общественных отношений, эти законы сослужили в свое время добрую службу народу и явились одним из источников современного права.

Последняя четверть XVIII века стала серьезной исторической вехой в формировании официальной судебной системы в Казахстане. В это время казахи оказались подданными России и практически утеряли право на самоуправление - наряду с судами биев действовали и российские законы.

Кровная месть существовала и в Древней Руси, о чем свидетельствуют древнерусские летописи, круг родственников, имевших право кровной мести, был весьма ограничен. Смертная казнь впервые была законодательно закреплена в 1397 году в Двинской уставной грамоте. В этом документе предусматривается назначение смертной казни только в одном случае - за кражу, совершенную в третий раз. Законодатель, устанавливая это суровое наказание за трижды совершенную кражу, скорее всего, исходил из повышенной общественной опасности преступника и реального предположения о возможности совершения кражи и в четвертый раз.

В дальнейшем русское уголовное законодательство в определенной мере идет по пути византийского законодательства в части норм, предусматривающих смертную казнь. Псковская судная грамота 1497 года значительно расширяет случаи применения смертной казни по сравнению с Двинской уставной грамотой.Смертная казнь устанавливается здесь за воровство в церкви, конокрадство, государственную измену, поджоги, кражу, совершенную в посаде в третий раз. Судя по всему, Псковская грамота, устанавливая смертную казнь, за перечисленные преступления, ставила задачу избавиться от наиболее опасных для общества элементов.

Необходимо отметить, что на смертной казни вплоть до конца XV века лежал отпечаток обычая кровной мести. Став официальным государственным установлением, смертная казнь преследовала, прежде всего, цель возмездия, а также неразрывно связанную с ним цель устрашения. Вместе с тем напрашивается мысль, что с образованием и развитием государственности верховная власть проявляла определенную заботу о жизни, собственности и правах граждан, а также и о своей собственной безопасности. Поэтому смертная казнь применялась также в целях безопасности всего общества и относительного спокойствия отдельных граждан.

Наметившаяся в первой половине XV века тенденция к расширению публичного характера уголовного наказания получила свое завершение в Судебнике 1497 года , принятого при Великом князе Иване III. Этот Судебник расширил сферу применения смертной казни.

Смертной казнью карались: разбой, убийство, кража (повторная), клевета, убийство своего господина, измена, святотатство (в частности, хищение церковного имущества), кража холопов, поджог, государственные и религиозные преступления.

Судебник 1550 года установил смертную казнь уже за многие преступления. Например, смертная казнь назначалась: за первую кражу, если вор пойман с поличным или в процессе пытки сознается в содеянном; за вторую кражу или второе мошенничество, если преступник признается; за разбой или иное "лихое дело" и т.д. При этом подчеркивал, что за перечисленные преступления смертная казнь должна назначаться "без всякой пощады". Судебник предусматривает два вида процесса, по которому должен быть судим обвиняемый: розыскной (инквизиционный) и состязательный. Если преступник будет признан "лихим", то следствие осуществляется органами сыска и преступника надо пытать, т.е. вести дело по правилам розыскного процесса, а если он будет признан добрым, то дело ведется по правилам состязательного процесса, т.е. в судебном порядке.

Система наказаний по своей жестокости вполне соответствовала эпохе развитого феодального общества в России. Смертная казнь, как видно, являлась основным видом уголовного наказания и устанавливалась за очень многие преступления. Это были, прежде всего, государственные и религиозные преступления. Следует особо отметить, что не только убийство или покушение на убийство государя каралось смертной казнью, но и приготовление к такому деянию, и даже обнаружение умысла на лишение жизни царя влекло за собой смертную казнь. Смертной казнью карались также бунт, измена, поджог с целью измены, ложный донос о государственных преступлениях, заговор против царя и ближних его людей. Выезд без разрешения царя в другое государство с целью измены, поджог царских грамот, подделка денег, недонесения об измене и т.п. карались смертной казнью.

Столь широкий круг государственных преступлений, виновные, в совершении которых подвергались лишению жизни, объяснялся тем, что наступило время смуты и бунтов, а возрастание крестьянских бунтов заставляло ввести систему мер устрашения, обеспечивающих безопасность.

Смертной казнью наказывались и религиозные преступления. К ним относились, например, богохульство и церковный мятеж. Особо опасные преступления против личности и собственности также карались смертной казнью.

Смертная казнь подразделялась на обыкновенную и квалифицированную. К обыкновенной относились: отсечение головы, повешение и утопление. К квалифицированной - сожжение, залитие горла металлом, четвертование, колесование, посажение на кол и др. Необходимо отметить, что законы тех времен, закрепляя смертную казнь, в целом ряде случаев не указывали ее вида; это свидетельствует о том, что в это время еще не придавалось серьезного значения индивидуализации вины и наказания.

Законодательство эпохи Петра I чаще обращается к смертной казни по сравнению с Уложением 1649 года . Воинские артикулы Петра I и другие многочисленные уголовно-правовые акты этого периода насчитывают применение смертной казни в 123 случаях. Цель этой кары состояла в устрашении, а вся карательная система петровской эпохи была в целом "устрашительной". Обилие санкций в законодательстве Петра I, предусматривающих смертную казнь, наводит на мысль чрезмерной жестокости этих законов. Однако, нужно отметить, что это была не бесцельная жестокость, а сознательная политика, проводимая в интересах охраны государственного и общественного порядка. К тому же из истории видно, что время правления Петра было временем определенных реформ, которые к какой-то мере были жестокими, но во благо.

И все же смертная казнь применялась в эту эпоху значительно реже, чем предусматривалось в законодательстве, зачастую она заменялась другими наказаниями, а за многие виды преступлений не применялась вообще. Последнее обстоятельство доказывает, что именно в петровскую эпоху идея устрашения достигла своего апогея.

В 1744 году дочь Петра I Елизавета в опубликованном 7 мая сенатском указе предписала прекратить на территории России экзекуции над осужденными к смертной казни , заменив эту меру другими наказаниями. Приостановление исполнения приговора к смертной казни привело к тому, что тюрьмы оказались переполнены людьми, осужденными к этому наказанию. В 1754 году издается указ, в котором подтверждается приостановление приговора смертной казни , а чтобы преступники не оставались без наказания, предписывалось их ссылать, наказывать кнутом, рвать ноздри и клеймить. В том же году была создана очередная кодификационная комиссия, в задачу которой входило составление проекта нового уложения. В апреле 1755 года комиссия направила в сенат "судную" и "криминальную" части проекта. В "криминальной" части была снова закреплена смертная казнь, но в соответствии с указами сената 1753 года она могла заменяться другими наказаниями. Таким образом, на практике смертная казнь сохранилась только за государственные, воинские и карантинные преступления.

Однако, как можно увидеть из истории, что попытки отменить смертную казнь не нашли поддержки ни у дворянства, ни у представителей государственной системы. Напротив, это вызвало определенное противодействие идеи об отмене смертной казни. Да и сама Елизавета не была последовательной в реализации замысла: с одной стороны, она считала целесообразным сохранение смертной казни для устрашения, с другой - выражала отвращение к смертным казням и приостанавливала их.

В эпоху Екатерины II законодательство о смертной казни не претерпело никаких изменений. Однако сама императрица большое внимание уделяет проблеме этого вида наказания в указах по вопросам уголовного наказания. Она проводит мысль о необходимости соответствия наказания преступлению и о назначении различных наказаний за различные преступления. Екатерина II, была противницей смертной казни, но допускала возможность ее применения, рассматривая ее как воздаяние. Таким образом, во второй половине XVIII века в русском уголовном законодательстве наблюдается тенденция к сокращению смертной казни, а на практике - к ограничению ее применения. В это же время появляются первые выступления против применения смертной казни в уголовной политике, что скорее всего, было связано с появлением необходимости отмены крепостного права, а, соответственно, пересмотра подхода к уголовным санкциям с точки зрения требований новой просветительской эпохи.

В 1813 году был разработан новый проект Уголовного уложения . В нем впервые в истории русского уголовного законодательства была разработана система наказаний, включенная в Общую часть. Проект определял семь родов наказаний с подразделением их на разные степени: смертная казнь, лишение всех политических и гражданских прав (гражданская смерть); лишение свободы и чести; бессрочное лишение свободы; денежные пени; церковное покаяние. Но в 1824 году проект Уголовного уложения не был принят Государственным Советом. Основная причина состояла в том, что имели место серьезные возражения относительно включения смертной казни в систему наказаний.

Восшествие на престол императора Николая I ознаменовалось восстанием на Сенатской площади, подавлением его и казнью пяти декабристов. Суд над ними осуществлялся не высшим судебным органом России - Сенатом (хотя дела о преступлениях, затрагивающих основы государственного строя, были подсудны Сенату), а созданным по указанию императора Особым судебным присутствием - Верховным уголовным судом. Смертный приговор был вынесен 36 декабристам. В обоснование применения смертной казни суд ссылался на Уложение 1649 года , Морской устав 1720 года , Воинский устав 1716 года , Полевое уголовное уложение для действующей армии 1812 года и другие акты. В приговоре был определен способ применения смертной казни: четвертование, предусмотренное воинским уставом 1716 года. Николай I, утвердил только пять смертных приговоров через повешение. Остальным приговоренным смертная казнь была заменена каторгой.

Свод законов Российской империи 1832 года , вступивший в действие 1 января 1835 года, впервые довольно четко определили пределы применения смертной казни. Она могла назначаться только за наиболее тяжкие виды государственных преступлений лишь в тех случаях, когда дела об этих преступлениях передавались на рассмотрение Верховного уголовного суда. Смертная казнь допускалась также и за карантинные преступления, и, наконец, - за воинские преступления, совершенные во время военного похода. Но поскольку Свод законов 1832 года содержал ряд существенных недостатков, то вскоре был образован особый комитет под руководством Блудова, задача которого была составить проект нового уложения. Блудов юридически обосновывал правомерность существования смертной казни в России, утверждая, что законодательным путем она не была отменена ни при Елизавете, ни при Екатерине П. Проект Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года предлагал установить смертную казнь за важнейшие государственные преступления, умышленное убийство родителей, за вторичные тяжкие преступления (убийство, поджог, разбой, грабеж) и важнейшие карантинные преступления. После корректировки Николаем I Уложение о наказаниях смертная казнь предусматривалась только за государственные и карантинные преступления. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года воспроизвело все положения о смертной казни Уложения 1845 года . Эти законодательные акты так же, как и Уложение 1903 , года сократили применение смертной казни по сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством.

В последние два десятилетия XIX века и в начале XX века смертная казнь в России применялась на основе Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 4 сентября 1881 года . Положение предоставляло высшим административным чинам передавать на рассмотрение военных судов для осуждения по законам военного времени дела о вооруженном сопротивлении властям, умышленном поджоге, приведении в негодность предметов воинского снаряжения и о некоторых других преступлениях.

Очередная попытка отмены смертной казни была произведена 19 июня 1906 года на заседании первой Государственной Думы при обсуждении проекта закона об отмене смертной казни. Однако после принятия этого закона в Государственной Думе он не был утвержден Государственным Советом.

После февральской революции 1917 года Временное правительство в первые дни своего существования приняло ряд прогрессивных демократических актов. 12 марта 1917 года было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако уже 12 июля 1917 года она была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя, т.е. за ряд государственных и воинских преступлений в военное время.

Из истории смертной казни....

Выполнила:

Ученица 10»В» класса

Овчухова Ольга


В истории общества проблема смертной казни никогда не получала однозначного решения. У кого-то сочетание этих двух коротких слов вызывало и вызывает чувство ужаса, у кого-то - решительный протест. Для многих смертная казнь как вид уголовного наказания ассоциируется с официально узаконенным убийством. Но можно встретить и рассуждения иного, диаметрально противоположного характера, суть которых сводится к тому, что смертная казнь необходима, и ее применение к особо опасным преступникам будет способствовать сокращению преступности.

Смертная казнь - разрешённое законом лишение человека жизни в качестве наказания (обычно за тяжкое уголовное преступление). Согласно докладу ООН, опубликованному в ноябре 2007 года, в мире 146 государств отказались от «узаконенного убийства». В то же время в 51 стране казни продолжаются, а нередко носят публичный характер. В 2006 году в мире были казнены, по меньшей мере, 5 тысяч 628 человек.

Несмотря на то, что количество государств, в которых допускается смертная казнь, составляет значительно меньше половины общего числа стран мира, но лишь 30% населения планеты проживает в тех странах, в которых нет угрозы смертной казни.

Наибольшее количество - 90% всех смертных казней приходится на такие страны, как Иран, Ирак, Китай, Пакистан, США и Судан. В Китайской Народной Республике, по оценкам, среднегодовой показатель казненных составляет свыше 1000 человек (официальная статистика отсутствует). На второй позиции Иран, где этот показатель колеблется в пределах от 100 до 150. На третьем месте - Саудовская Аравия - от 80 до 100 казненных. На следующей позиции - Соединенные Штаты. Там в год подвергают казни в среднем 60 человек. В Европе единственным государством, которое применяет смертную казнь, остается Белоруссия. Всего же в мире числится приблизительно 20 тыс. заключенных, ожидающих приведения в исполнение смертного приговора. Правозащитные организации отмечают, что особую обеспокоенность вызывает тот факт, что смертная казнь все чаще применяется для наказания преступлений, не связанных с насилием, таких, например, как гомосексуализм в Саудовской Аравии, транспортировка наркотиков в Юго-Восточной Африке, прелюбодеяние в Нигерии и Судане, а также коррупция в Китае.

15 ноября 2007 года ООН приняла резолюцию, призывающую нации ввести мораторий на смертную казнь. Предложение о введении моратория поддержали 99 государств, "против" проголосовали 52 государства, 33 стран воздержались. Резолюция Генеральной ассамблеи не имеет обязательной силы, однако является политическим сигналом для лидеров мира.

В мире есть достаточно много современных или унаследованных из прошлого методов казни. Один из часто применяемых в истории человечества методов казни - расстрел. Приговоренного к смерти ставят к стене или привязывают к столбу. Часто ему завязывают и глаза, хотя нередко пренебрегают этим. Как правило, расстрел осуществляют несколько человек, и чтобы они не узнали, кто именно из них привел приговор в исполнение, оружие некоторых из них тайно заряжают холостыми пулями, а на смертника надевают специальную одежду, которая затрудняет стрелкам определить результаты своего выстрела. Расстрел как метод казни применяют в Китае, Сомали, Тайване, Белоруссии, Узбекистане, Вьетнаме и ряде других стран. В США расстрел сохраняется в качестве запасного метода казни в некоторых штатах.

Пове́шение - вид механической асфиксии, который возникает при сдавливании шеи петлёй, затянувшейся под тяжестью тела погибшего. Смерть наступает через 4-5 минут после сдавливания шеи от паралича дыхательного центра, сердечная деятельность продолжается некоторое время после остановки дыхания. В список стран, которые прибегают к казни через повешение, наряду с такими странами, как Египет, Иран. Иордания, Пакистан, Сингапур, Ирак и другие, входит и высокоразвитая Япония.

Один из существующих еще в настоящее время методов казни - Электрический стул был изобретен в США в XIX веке, а первая современная модель появилась в 1960-е годы. Электричество пускают минимум двумя потоками. Первый - 2000 вольт, затем - меньше, во избежание ожогов. Смерть наступает от остановки мышц сердца и других органов. В последние десятилетия электрический стул активно вытеснялся другими формами казни (например, смертельной инъекцией) и сейчас используется достаточно редко.

Метод введения иглой специального яда (смертельная инъекция) получил распространение в 1980-е годы. Инъекции считаются более гуманным способом умерщвления, чем повешение, помещение в газовую камеру, казнь с помощью электрического стула или огнестрельного оружия. Обычно осужденному на смерть вкалывают три препарата: первый представляет собой анестезирующее средство, второй парализует мышцы, а третий приводит к остановке сердца. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным. В США такой вид казни применяется в 37 штатах из 38, где разрешена смертная казнь. Смертельная инъекция применяется в качестве метода смертной казни также на Филиппинах.

Газовая камера, как способ казни, на сегодняшний день применяется только в США. Она представляет собой небольшую комнату, покрытую в верхней части стеклом, чтобы была возможность наблюдать за исполнением наказания. Приговоренного к смерти привязывают в камере к стулу и пускают газ по специальным трубам. С пуском газа человек теряет сознание, и через 9 минут наступает биологическая смерть. На сегодняшний день этот способ допускается в штатах Аризона, Миссури и Калифорния.

На Востоке и в Азии еще применяются средства казни, использующиеся с древних времён, такие как побивание камнями. В наше время к такой форме наказания прибегали в Иране и Афганистане, она также распространена в Судане и части Нигерии. Для вынесения подобного приговора собирается группа людей, которые затем забивают жертву камнями. В Иране, Ираке и Афганистане смертная казнь вполне обыкновенна, и в XX веке немало руководителей этих государств кончило жизнь на виселице, в том числе Наджибулла (повешен талибами в 1996 году) и Саддам Хуссейн (повешен 30 декабря 2006 года).

Смертная казнь в России

Впервые понятие "смертная казнь" появляется на Руси в 1398 году в Двинской уставной грамоте. Во времена Иоанна IV эта мера наказания использовалась без ограничений: по некоторым данным, было казнено около 4 тысяч человек. Не любимый народом Борис Годунов при восхождении на престол поклялся соблюдать пятилетний мораторий на вынесение и исполнение смертных приговоров и клятву сдержал. Но по истечении оговоренного срока вернулся к этому способу наказания, завещав то же самое и сыну. Петр I сделал смертную казнь наказанием за 123 состава преступления. Дочь императора, Елизавета, первая в Европе попыталась отменить казнь. Екатерина II, хотя и прибегала к этой мере, считала, что наказание преступника должно вести не к устрашению, а "к исправлению и возвращению на путь истинный". В 1835 году в Своде законов смертная казнь впервые появляется де-юре: полагалась она за преступления государственные, военные и в качестве "карантинной меры". Всего в 1805-1905 годах было казнено около 300 человек (с 1891 года высшая мера не использовалась ни разу).

Минувший XX век, особенно его первая половина, пожалуй, как никогда в истории России, отмечен массовым и далеко не всегда обоснованно объяснимым применением смертной казни. В последние два десятилетия XIX века и в начале XX века смертная казнь в России применялась на основе Положения о мерах к сохранению государственного порядка от 4 сентября 1881 г. Положение предоставляло право высшим административным чинам передавать на рассмотрение военных судов для осуждения по законам военного времени дела о вооруженном сопротивлении властям, умышленном поджоге, приведении в негодность предметов воинского снаряжения и о некоторых других преступлениях. После подавления революции 1905 года смертная казнь применялась в не виданных ранее размерах. Массовым явлением становится внесудебное применение смертной казни по решению губернаторов и главнокомандующих. Так, в январе 1905 года в Варшаве по распоряжению генерал-губернатора по подозрению в антиправительственной пропаганде, за изготовление бомб и покушение на грабеж казнено 16 человек, среди которых были несовершеннолетние. Число казненных без суда и при отсутствии обвинительного приговора только в декабре 1905 года составило 376 человек, а в первые три месяца 1906 года - 6791. 19 июня 1906 г. на заседании Первой Государственной думы обсуждался проект закона об отмене смертной казни. Статья I проекта гласила: "Смертная казнь отменяется". Далее было записано следующее: "Во всех случаях, в которых действующими законами установлена смертная казнь, она заменяется непосредственно следующим по тяжести наказанием". Однако проект не был утвержден Государственным Советом. Этот же проект об отмене смертной казни был одобрен и Второй Государственной думой, но снова не утвержден Государственным Советом.

Важную роль в пропаганде идей несовместимости смертной казни с передовыми принципами цивилизованного общества сыграл видный русский криминалист профессор М.Н. Гернет. По его инициативе увидели свет два сборника: "О смертной казни. Мнения русских криминалистов" (М., 1909 г.) и "Против смертной казни" (первое издание - 1906 г., второе - 1909 г.). А в 1913 году М.Н. Гернетом была опубликована крупная монография "Смертная казнь", где использовался огромный фактический материал и данные статистики. В это же время выходят исследования других криминалистов: Н.С. Тананцева и А.А. Пиотковского, также посвященные проблемам смертной казни. И наконец, в 1912 году выходит книга доцента Московского университета С.К. Викторовского об истории смертной казни в России. Несмотря на решительные протесты общественности и обоснованные доводы ученых, смертная казнь в России отменена не была. После Февральской революции Временное правительство в первые дни своего существования приняло ряд законодательных актов и среди них 12 марта 1917 года было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако 12 июля 1917 г. смертная казнь была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя и за другие воинские преступления3.

С тех пор как человечество вышло из первобытного состояния и создало первоначальные формы государственности, смертная казнь, как вид уголовного наказания, - непременный спутник человеческой цивилизации.

Истоком смертной казни стал обычай кровной мести. Работы исследователей убедительно доказывают, что обычай кровной мести был распространен на всем земном шаре в эпоху господства родовых отношений или, согласно подсчетам историков, около 30 тысячелетий до образования первых государств.

Равенство членов рода, вызванное низким уровнем производительных сил и, следовательно, необходимостью в современном труде, приводило к тому, что обычай становился единственным регулятором общественных отношений. Соблюдение правового обычая гарантировало необходимый порядок и безопасность общины в борьбе с внешними врагами и стихийными силами природы. Поэтому обычаи рассматривались как заветы богов и умерших предков. Отсюда соблюдение обычая - высокий нравственный и религиозный долг. Рассматривая исторический аспект этого вопроса, нужно заменить, что начало применения смертной казни невозможно уследить, ибо в своем зачатке она имела образ "народной расправы". Если же говорить о ее законодательном оформлении, то в памятниках нашего законодательства, в летописях мы встречаем прямые указания относительно применения смертной казни. Эволюция смертной казне в древнерусском государстве во многом связано с ведением христианства на Руси Великим князем Владимиром (988 г.) и организации церкви, призванной выполнять важные для государства идеологические и морально-этические функции. В этой связи развитие правоотношений в древнерусском обществе во многом зависело от того, на сколько глубоко христианство посредством церковных институтов проникало в его духовную жизнь.

Отношение церкви к смертной казни имело двойственный характер. С одной стороны, церковь как носительница христианского вероучения должна была бороться за ограничения и отмену обычая кровной мести (древнейшей формы смертной казни) у славян - язычников и смертной казни вообще, а с другой - она сама становилась инициатором ведения карательных мер законодательства Древнерусского государства.

Однако задача оказалась гораздо сложнее. Только проповедью искоренить обычаи славян оказалось невозможно. Закон выживаемости рода был основан на праве силы, праве сильнейшего. Культ силы, господствовавший у славян (вспомним былинных героев Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича), в условиях разложения родовых отношений приводил к тому, что сын шел на отца, брат на брата, поэтому князь Владимир по совету епископов и старцев в 996 году вводит смертную казнь. Это место в летописи вызвало многочисленные споры среди ученых. То, что Владимир ввел смертную казнь по совету епископов, не вызывает сомнения, причем смертная казнь назначалась за разбой. Разбойник - это человек, убивавший не по мотивам кровной мести, а из корыстных побуждений.

Преступление и наказание возникли с появлением человеческой цивилизации. Разрешение этой проблемы колебалось от " око за око, зуб за зуб" до библейского - "подставь другую щеку" [ 1, с. 23].

В современном обществе наиболее оптимальным считается наказание с перевоспитанием и социальной реабилитацией лиц, совершивших преступление. В этом контексте смертная казнь - крайняя, только карательная мера наказания. Почему только карательная, потому что смертная казнь не может привести к одной из главных целей наказания - перевоспитанию человека, совершившего преступление.

Эта крайняя мера наказания до сих пор довольно широко применяется в мире.

Мировое сообщество с трудом идет к понимаю бесценности и неотъемлемости человеческой жизни как таковой. Дискуссия между сторонниками и противниками отмены смертной казни ведется во всем мире. Актуализировалась эта проблема и для стран СНГ. Россия, Украина, Азербайджан, Грузия, Казахстан и ряд других стран СНГ объявили мораторий на исполнение смертных приговоров.

Следует отметить, что проблема смертной казни является не только уголовно-правовой и криминологической, но и политической. Как подчеркивал академик А.Д. Сахаров, "вопрос о смертной казни - вопрос принципиальный" .

"Вопрос этот,- говорит профессор И.А. Кудрявцев,- в развитых странах не раз приобретал характер мучительной социальной и правовой дилеммы"

Обращая внимание на важность рассматриваемой проблематики, еще в начале нашего столетия русский историк права С.Н. Викторский писал: "Вся современная наша жизнь…заставляет даже не криминалистов так сильно задумываться над вопросом о смертной казни, что делается вполне понятным, почему мы остановились на избранной нами теме, пусть она покажется многим " избитой ": она так жизненна, так приковывает к себе внимание, что каждое новое, хотя бы и самое незначительное слово в ее разработке способно дать автору нравственное удовлетворение".

Вообще сама тема смертной казни уже много веков волнует самые различные слои и группы людей практически всего мира.

В недалеком прошлом применялись такие способы приведения смертной казни в исполнение: повешение, расстрел, казнь на электрическим стуле, смертельная инъекция, отравление газом, обезглавливание, забрасывание камнями. Теперь дадим характеристику каждому.

  • 1. Повешение. Данным способом пользуется большинство стран: "осужденного вешали на веревке, обвивающую шею; смерть наступала в результате давления веревки на тело под воздействием силы тяжести. Потеря сознания и смерть наступают в результате повреждения спинного мозга или в следствии асфиксии от сдавливания трахеи". Технология эта была разработана в 1949 - 1953гг. королевской комиссией по смертной казни Великобритании.
  • 2. Расстрел. Данный вид казни применялся с огромным размахом, особенно в условиях военных действий. Расстрел производился одним исполнителем или стрелковым подразделением. Смерть наступает от действия одного или нескольких факторов: повреждение жизненно важных органов, например сердце, повреждение центральной нервной системы или от потери крови.
  • 3. Казнь на электрическом стуле. Данный вид используется с 1891 г. По сей день электрический стул - самый популярный с США. Процедура казнь состоит в следующем: надежно привязав осужденного к специальному креслу, исполнитель закрепляет влажные медные электроды на его голове и ноге, которые предварительно обриваются для обеспечения тесного соприкосновения электродов и кожи. На короткий промежуток времени подается электроток большой силы. Смерть наступает в результате остановки сердца и паралича дыхания.
  • 4. Смертельня инъекция. Данный вид казни разрешили в 1977 г в американских штатах Оклахома и Техас.
  • 5. Отравление газом. Данный вид казни применялся в США. Технология казни такова: осужденного привязывали к креслу в герметической камере. На груди укрепляют стетоскоп, соединенный с наушниками в соседнем помещении. В камеру подается газ цианит, отравляющий осужденного при вдыхании. Смерть наступает в результате удушья.
  • 6. Обезглавливание. Этот вид казни самый популярный, сейчас на практике применяется только в Саудовской Аравии, ОАЭ, осуществляется он путем отсечения головы от тела ударом меча. Задача палача - мгновенно достичь острым лезвием спинного мозга, чтобы в результате шока произошла потеря сознания.
  • 7. Забрасывание камнями. Это вид казни до сих пор практикуется в некоторых мусульманских странах. Человека привязывали к столбу, затем начинали забрасывать камнями. Смерть наступает от повреждения мозга. Такая казнь очень мучительна, поскольку человек способен выносить сильные удары, не теряя при этом сознания.

Смертная казнь - вечная тема. Из века в век обсуждается и из века в век меняется практическое применение в разных странах, при разных режимах. Тема очень сложная.

Смертная казнь - одно из древнейших наказаний. Она применялась еще до того, как возникло уголовное право. " Лишение жизни, как вид общественной расправы с преступниками, встречалась несравненно ранее", писал один из виднейших ученых С.С. Таганцев. .

Среди ученых и общественных деятелей уже долгие годы идут споры о том, имеет ли право на существование такое наказание, как смертная казнь. Видимо эти споры будут продолжаться.

На первый взгляд кажется ясным что какое смертная казнь - это лишение человека жизни. Между тем человек может быть лишен жизни по разным причинам. Даже если оставить в стороне случаи естественной смерти, можно назвать и причины, из-за которых наступает насильственная смерть. Например, люди гибнут в результате действия сил природы и от голода, несчастных случаев в быту и на производствах и в силу собственной неосторожности. Уходят из жизни люди и в результате самоубийства. Люди убирают друг друга на войнах, во время межнациональных конфликтов. Но все эти случаи лишения жизни в социальном и юридическом отношении не имеют ничего общего со смертной казнью.

Наиболее существенный признак смертной казни заключается в том, что она является наказанием. Сущность любого наказания - кара. Профессор Н.А Стручков определяет кару как " комплекс установленных законом правоограничений, конкретно выражающихся применения того или иного наказания". .

Таким образом, кара представляет собой лишением его прав или интересов, уменьшений их объемов либо введение особого порядка их осуществления, установления обязанностей, которые обусловлены наказанием. У осужденного отнимается самое дорогое, что есть у человека - жизнь. Естественно, что одновременно он лишается и всех других прав и интересов. Однако это происходит только после приведения приговора в исполнение.

Все исследователи данного вида наказания отмечают, что смертная казнь вызывает страдания. Это, бесспорно, является признаком любого наказания, но применительно к смертной казни нельзя не отметить весьма существенной особенности. Осужденный к смертной казни ощущает страдания в момент вынесения ему приговора и ожидания результатов рассмотрения подданных им жалоб, ходатайство о помилование. В этой ситуации у большинства осужденных появляется страх смерти, которые не редко сочетается с осознанием безысходности своего положения, иногда с осознанием вены. Но в момент приведения приговора в исполнения они прекращаются. Страдания преступника уже не нужны. Оно вычеркивает его из числа своих членов, он перестает существовать. Возникает вопрос: хочет ли общество просто лишить человека жизни либо оно хочет воздать ему за содеянное, отомстить за причиненное зло, вызвать дополнительные страдания?

Следующий признак заключается в том, что, как и всякое наказание, смертная казнь является принуждением, применяется не зависимо и, как правило, вопреки желанию осужденного. Если виновный раскаиваясь, сам принимает решение уйти из жизни - на лицо самоубийства а не наказания. В связи со сказанным возникает вопрос о правовой регламентации права осужденного на помилование. Основанием для рассмотрения вопроса о помиловании в обязательном порядке должна быть просьба осужденного, поскольку человек вправе самостоятельно решать, хочет ли он продолжить жить или нет.

Один из признаков смертной казни: она применяется от имени государства. Любой приговор, в том числе и смертный, всегда начинается словами "Именем Республики Казахстан". Это значит государство своей властью санкционирует приговор, выносимый от его имени надлежаще уполномоченным судом. Законность, обоснованность, справедливость приговора проверяется соответствующими органами государства. По этому смертной казнью не могут считаться случае самосуда.

Важный признак смертной казни; она применяется только по приговору суда. К сожалению, в истории нашей страны были печальны периоды массовых в несудебных расправ над гражданами. Особенно широкое распространение они получили в 30 годы, когда огромное количество людей расстреливалось по постановлениям различных особых совещаний "троек", "специальных присутствий" и т.п. Хотя внешне такие расправы и напоминали смертную казнь, но были не законы, так как не проходили судебных процедур.

Укажем еще на один признак смертной казни как меры наказания: достаточно редко ее применения за последнее время.

Можно привести статистику смертной казни в 1991-1995г.г. И так, в 1991 году совершились казни в 32 странах, общее число осужденных к смертной казни составила 2703, общее число казненных - 2086. В 1992 г. : число стран - 35, общее число осужденных - 2697, общее число казненных -1708. В 1993 г. : число стран - 32, общее число осужденных - 3760, казненных -1831. В 1994 г.: стран - 37, осужденных - 4032, казненных - 2331.В 1995 г. : стран - 41, осужденных - 4165, казненных - 2931. А также рассмотрим применение смертной казни 1996 - 2000 г. : В 1996 г. : число стран - 41, осужденных - 7107, казненных - 4272. В 1997 г.: стран - 40, осужденных - 4364, казненных - 2607. В 1998 г. : стран - 37 , осужденных - 3899, казненных - 1625. В 1999 г. : стран - 31, осужденных - 3857, казненных - 1803. В 2000 г.: стран - 27, осужденных - 3058, казненных - 1457.

Все изложенное показывает, что уголовное законодательство Казахстана развивается еще в не направлении ограничения применении смертной казни. Однако надо констатировать, что условие для полной отмены исключительной меры наказания еще не настали.

4 апреля 1754 года указом императрицы Елизаветы Петровны в России отменена смертная казнь. До этого вид узаконенного убийства применялся очень широко. На виселицу, плаху или колесо можно было попасть за малейшую провинность.

Смертная казнь известна человечеству с незапамятных времен. В России в различные периоды истории отношение к высшей мере наказания было разным. Известно, что уже в XI веке казнили разбойников, о чем упоминается в «Краткой русской правде». Но кого попало не умертвляли. По указу Владимира Мономаха в 1119 году смерть полагалась лишь за кражу, совершенную в третий раз.

В Псковской судной грамоте 1467 года было предусмотрено пять случаев, за которые полагалась смерть. Это воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, совершенная в третий раз кража, убийство.

Дальше больше. С годами количество преступлений, за которые полагалось умерщвление, увеличилось. В 1497 году царь Иван III указал следующие нарушения закона: разбой, повторная кража, клевета, убийство своего господина, измена, святотатство, кража холопов, поджог, государственные и религиозные преступления.

К 1550 году законы еще больше ужесточаются. На виселицу можно было попасть уже за одну-единственную кражу. Главное, чтобы вор был пойман с поличным или в процессе пытки признался в содеянном. В XVI веке публичные казни приобрели массовый характер. Причем умерщвляли разбойников, душегубов и воров очень разными способами. Казни подразделялись на две категории: обыкновенную и квалифицированную. К первой относились отсечение головы, повешение и утопление. Да, да, в те времена если рядом отсутствовала виселица или палач, могли запросто привязать к ногам камень и сбросить в воду. Благо водоемов на Руси в избытке.

Под квалифицированной казнью подразумевалось умерщвление с особой жестокостью. Это сожжение на костре, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи. Четвертование – это когда осужденного за преступление привязывали за руки и за ноги к четырем лошадям, которые двигались в разные стороны и отрывали несчастному конечности. Так казнили во Франции и других европейских странах.

На Руси делали по-другому: осужденному отрубали топором ноги, руки, а затем голову. Так были умерщвлены многие известные личности, например, Степан Разин и фаворит императора Петра II Иван Долгоруков. Емельяна Пугачева тоже должны были казнить таким способом, но почему-то сначала отрубили голову, а затем руки и ноги. Пятеро декабристов также были приговорены к четвертованию. Однако в последний момент их казнь заменили повешением.

Колесование считалось самой мучительной и позорной казнью. Приговоренному к такой участи железным ломом ломали все крупные кости, затем привязывали к большому колесу и устанавливали его на шест. Человеку также переламывали хребет и привязывали так, чтобы его пятки сходились с затылком. Приговоренный умирал от шока и обезвоживания.

Надо отметить, что в средние века в России смертные казни чаще всего были публичными, проходили на городских площадях при огромном стечении народа. При Иване Грозном наступил самый расцвет жестоких убийств. В моду вошла казнь «кипячение в масле, воде или вине». Такую кару легко можно было получить за государственную измену. В России ХVI-ХVII столетий высшая мера наказания угрожала за такие преступления, как ловля селедки, торговля целебным корнем ревеня, покупка беспошлинно мехов, неверное показание веса соли при взимании пошлин.

Но легче всего потерять жизнь было при царе-реформаторе Петре I. В годы его правления смертная казнь применялась за 123 вида преступлений! Не будет преувеличением утверждение, что смерти предавались почти все нарушители закона. Применялось три вида узаконенного умерщвления: расстрел, повешение, и отсечение головы. С первыми двумя понятно, а вот третье применялось в основном к военнослужащим. Особенность этой казни в том, что голову несчастному отрубали не топором, как раньше, а мечом.

Во времена правления Анны Иоанновны казнили всеми вышеперечисленными способами. Применялась казнь к преступникам, начиная с 12-летнего возраста.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны была предпринята первая серьезная попытка устранить смертную казнь. В 1754 году она отменила этот вид наказания. Высшая мера была заменена ссылкой в Сибирь, лишением гражданских и политических прав.

При Екатерине II отношение к смертной казни было неоднозначным. Императрица негативно относилась к такому наказанию, утверждала, что смертная казнь не полезна и не нужна. Во время ее правления известно всего три случая применения высшей меры, одно из самых известных – умерщвление Емельяна Пугачева в 1775 году. Вождь крестьянской войны, самозванец, был обезглавлен в Москве на Болотной площади с несколькими своими сподвижниками.

При Александре I смертная казнь была восстановлена, в период его царствования было уничтожено 84 человека.

Николай I начал свое правление с казни пяти декабристов.

На протяжении 26 лет правления Александра II не было приведено в исполнение ни одного смертного приговора – они заменялись ссылкой, каторгой, пожизненным заключением. В 1883 и 1885 годах казнено было по одному человеку. В 1889 году – 3, в 1890 году – 2 человека.

В начале XX века общество ожесточилось, грянуло несколько революций. Уже в 1905-1906 годах было расстреляно более 4 тысяч преступников. К счастью для них, мучительные и извращенные казни, такие как утопление, четвертование не применялись, смерть наступала от пуль.

В 1917 году, когда большевики пришли к власти, они заявили о своем неприятии смертной казни. Однако начался «красный террор», когда десятки тысяч человек ставили к стенке за иные политические взгляды без суда и следствия. Расстреливали белогвардейцев, заговорщиков, мятежников.

В регионы страны направлялись карательные отряды, которые без особых разбирательств расстреливали недовольных новой властью. Революционное правосудие вершили так называемые «чрезвычайки» - революционные трибуналы. Белогвардейцы также не жалели рабочих и крестьян, вставших на сторону большевиков.

В 1920 году смертная казнь на территории Российской Федерации запрещается, но продолжает активно использоваться. Через 2 года в силу вступил Уголовный кодекс РСФСР, куда была введена печально известная 58-я статья. Она предусматривала ответственность за контрреволюционные преступления. По ней были осуждены и уничтожены сотни тысяч ни в чем не повинных людей. Расстрелу подлежали все, кто был заподозрен в контрреволюционной деятельности, шпионаже и диверсиях, разбойных нападениях, за экономические преступления.

В страшные 1937-1938 годы было вынесено почти 682 тысячи смертных приговоров. Казнили и во время Великой Отечественной войны, причем кроме расстрела активно применялось и повешение. Так были убиты в 1946 году пленные немцы в Ленинграде, генерал-предатель Власов и его сподвижники.

Через 2 года после окончания войны Сталин отменил смертную казнь, но в начале 50-х сам же ее и восстановил. С 1962 по 1990 год было расстреляно 24 тысячи человек. Почти все приговоренные – мужчины. Известно лишь три случая казни женщин. К высшей мере наказания были приговорены мародерша времен ВОВ Антонина Макарова, спекулянтка и расхитительница госимущества Берта Бородкина и отравительница Тамара Иванютина.

В новой России применение смертной казни было резко сокращено: с 1991 по 1996 год исполнены 163 приговора. В мае 1996 года президент Борис Ельцин издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». 2 сентября 1996 года был расстрелян последний смертник в РФ. По некоторым данным, это был серийный убийца, педофил, садист и каннибал Сергей Головкин.

2 сентября 1996 года был расстрелян последний смертник в РФ. По некоторым данным, это был серийный убийца, педофил, садист и каннибал Сергей Головкин.

Сегодня, по данным фонда «Общественное мнение», 62% россиян желают вернуть смертную казнь за тяжкие преступления.

Смертная казнь - разрешённое законом лишение человека жизни в качестве наказания (обычно за тяжкое уголовное преступление).

Согласно докладу ООН, опубликованному в ноябре 2007 года, в мире 146 государств отказались от «узаконенного убийства». В то же время в 51 стране казни продолжаются, а нередко носят публичный характер. В 2006 году в мире были казнены по меньшей мере 5 тысяч 628 человек.

Несмотря на то, что количество государств, в которых допускается смертная казнь, составляет значительно меньше половины общего числа стран мира, но лишь 30% населения планеты проживает в тех странах, в которых нет угрозы смертной казни.

Наибольшее количество - 90% всех смертных казней приходится на такие страны, как Иран, Ирак, Китай, Пакистан, США и Судан. В Китайской Народной Республике, по оценкам, среднегодовой показатель казненных составляет свыше 1000 человек (официальная статистика отсутствует). На второй позиции Иран, где этот показатель колеблется в пределах от 100 до 150. На третьем месте - Саудовская Аравия - от 80 до 100 казненных. На следующей позиции - Соединенные Штаты. Там в год подвергают казни в среднем 60 человек. В Европе единственным государством, которое применяет смертную казнь, остается Белоруссия.

Всего же в мире числится приблизительно 20 тыс. заключенных, ожидающих приведения в исполнение смертного приговора.
Правозащитные организации отмечают, что особую обеспокоенность вызывает тот факт, что смертная казнь все чаще применяется для наказания преступлений, не связанных с насилием, таких, например, как гомосексуализм в Саудовской Аравии, транспортировка наркотиков в Юго-Восточной Африке, прелюбодеяние в Нигерии и Судане, а также коррупция в Китае.

15 ноября 2007 года ООН приняла резолюцию, призывающую нации ввести мораторий на смертную казнь. Предложение о введении моратория поддержали 99 государств, "против" проголосовали 52 государства, 33 стран воздержались. Резолюция Генеральной ассамблеи не имеет обязательной силы, однако является политическим сигналом для лидеров мира.

В мире есть достаточно много современных или унаследованных из прошлого методов казни.

Один из часто применяемых в истории человечества методов казни - расстрел . Приговоренного к смерти ставят к стене или привязывают к столбу. Часто ему завязывают и глаза, хотя нередко пренебрегают этим. Как правило, расстрел осуществляют несколько человек, и чтобы они не узнали, кто именно из них привел приговор в исполнение, оружие некоторых из них тайно заряжают холостыми пулями, а на смертника надевают специальную одежду, которая затрудняет стрелкам определить результаты своего выстрела. Расстрел как метод казни применяют в Китае, Сомали, Тайване, Белоруссии, Узбекистане, Вьетнаме и ряде других стран. В США расстрел сохраняется в качестве запасного метода казни в некоторых штатах.

Пове́шение - вид механической асфиксии, который возникает при сдавливании шеи петлёй, затянувшейся под тяжестью тела погибшего. Смерть наступает через 4-5 минут после сдавливания шеи от паралича дыхательного центра, сердечная деятельность продолжается некоторое время после остановки дыхания. В список стран, которые прибегают к казни через повешение, наряду с такими странами, как Египет, Иран. Иордания, Пакистан, Сингапур, Ирак и другие, входит и высокоразвитая Япония.

Один из существующих еще в настоящее время методов казни - обезглавливание . В этом случае биологическая смерть наступает быстро. Этот вид наказания применяется в Саудовской Аравии и Ираке. Во Франции до 1977 года применялось обезглавливание через гильотину, введенное еще в 1792 году. Последняя казнь через отсечение головы гильотиной состоялась в Марселе 10 сентября 1977 года. Это была последняя казнь не только во Франции, но и во всей Западной Европе.

Электрический стул был изобретен в США в XIX веке, а первая современная модель появилась в 1960-е годы. Электричество пускают минимум двумя потоками. Первый - 2000 вольт, затем - меньше, во избежание ожогов. Смерть наступает от остановки мышц сердца и других органов. В последние десятилетия электрический стул активно вытеснялся другими формами казни (например, смертельной инъекцией) и сейчас используется достаточно редко.

Метод введения иглой специального яда (смертельная инъекция ) получил распространение в 1980-е годы. Инъекции считаются более гуманным способом умерщвления, чем повешение, помещение в газовую камеру, казнь с помощью электрического стула или огнестрельного оружия. Обычно осужденному на смерть вкалывают три препарата: первый представляет собой анестезирующее средство, второй парализует мышцы, а третий приводит к остановке сердца. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным. В США такой вид казни применяется в 37 штатах из 38, где разрешена смертная казнь. Смертельная инъекция применяется в качестве метода смертной казни также на Филиппинах.

Газовая камера , как способ казни, на сегодняшний день применяется только в США. Она представляет собой небольшую комнату, покрытую в верхней части стеклом, чтобы была возможность наблюдать за исполнением наказания. Приговоренного к смерти привязывают в камере к стулу и пускают газ по специальным трубам. С пуском газа человек теряет сознание, и через 9 минут наступает биологическая смерть. На сегодняшний день этот способ допускается в штатах Аризона, Миссури и Калифорния.

На Востоке и в Азии еще применяются средства казни, использующиеся с древних времён, такие как побивание камнями. В наше время к такой форме наказания прибегали в Иране и Афганистане, она также распространена в Судане и части Нигерии. Для вынесения подобного приговора собирается группа людей, которые затем забивают жертву камнями. В Иране, Ираке и Афганистане смертная казнь вполне обыкновенна, и в XX веке немало руководителей этих государств кончило жизнь на виселице, в том числе Наджибулла (повешен талибами в 1996 году) и Саддам Хуссейн (повешен 30 декабря 2006 года).

Смертная казнь в России

Впервые понятие "смертная казнь" появляется на Руси в 1398 году в Двинской уставной грамоте. Во времена Иоанна IV эта мера наказания использовалась без ограничений: по некоторым данным, было казнено около 4 тысяч человек.

Не любимый народом Борис Годунов при восхождении на престол поклялся соблюдать пятилетний мораторий на вынесение и исполнение смертных приговоров и клятву сдержал. Но по истечении оговоренного срока вернулся к этому способу наказания, завещав то же самое и сыну.

Петр I сделал смертную казнь наказанием за 123 состава преступления.

Дочь императора, Елизавета, первая в Европе попыталась отменить казнь.

Екатерина II, хотя и прибегала к этой мере, считала, что наказание преступника должно вести не к устрашению, а "к исправлению и возвращению на путь истинный".

В 1835 году в Своде законов смертная казнь впервые появляется де-юре: полагалась она за преступления государственные, военные и в качестве "карантинной меры". Всего в 1805-1905 годах было казнено около 300 человек (с 1891 года высшая мера не использовалась ни разу).

Все изменили революции: в 1905-1906 годах было расстреляно около 4 тысяч человек. Но первая Дума вновь упразднила смертную казнь в 1917 году. О том же заявили и большевики, придя к власти. Но скоро начался "красный террор": заложников расстреливали просто по классовому признаку.

26 мая 1947 года Сталин отменил смертную казнь, но оставались ГУЛАГ и НКВД. В начале 1950-х годов смертная казнь была Сталиным же восстановлена.

В СССР высшая мера наказания (а именно расстрел) применялась за государственные преступления (измена Родине, шпионаж), умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах и некоторые особо тяжкие преступления - постоянно; и за дезертирство, уклонение от воинской службы, отказ от исполнения приказа начальника, насилие - в военное время.

С 1962 года смертная казнь стала применяться и за экономические преступления, например, "валютные махинации". С 1962 по 1990 год было расстреляно 24 тысячи человек.

В новой России применение смертной казни было резко сокращено: с 1991 по 1996 год исполнены 163 приговора. 16 мая 1996 года президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». С августа 1996 года, в соответствии с этим указом, приговоры к смертной казни в исполнение не приводятся.



Просмотров