Понятия государственный аппарат и механизм государства соотносятся. В отечественной и зарубежной научной литературе неоднократно обращалось внимание на многоаспектное понимание механизма государства, анализировались его организация, функциональные особенн

Глава 6. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

1. Понятие и структура государственного механизма. Соотношение понятий «механизм государства» и «государственный механизм»

2. Государственный аппарат, государственный орган, должностное лицо – представитель государственной власти

3. Негосударственные элементы государственного механизма

1. Понятие и структура государственного механизма. Соотношение понятий «механизм государства»
и «государственный механизм»

Государственный механизм – это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач, определяемых системой функций государства.

До недавнего времени в теории государства и права понятие «механизм государства» употреблялось как адекватное феномену «государственный аппарат». При этом сам государственный аппарат рассматривался как в широком, так и в узком смысле.

Узкий подход содержит в себе представление о структуре государственного аппарата как совокупности органов государственной власти и управления, в основу деятельности которых положен механизм государственного принуждения. Данная позиция в качестве первоосновы использует концептуальный подход, сформулированный В. И. Лениным, по мнению которого, под государственным аппаратом подразумевается, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество.

Сторонники широкого понимания государственного аппарата включают в него органы государственной власти, а также государственные органы и учреждения, не обладающие самостоятельными властными полномочиями, однако жизненно необходимые государству для эффективной реализации властных предписаний. Такие органы (учреждения) получили в науке название «материальных придатков государственного аппарата». Как правило, к материальным придаткам государства относят институты, при помощи которых реализуется государственное принуждение: вооруженные силы, полицию (милицию), органы безопасности, исправительные учреждения и т. д. Так, по мнению М. И. Марченко, «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов». Сходную точку зрения высказывают В. С. Афанасьев и В. В. Лазарев, которые считают, что «в государственный механизм входят законодательные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы т. п.)».

По мнению В. М. Боера и Н. Г. Янгола, материальные придатки государства – «это, как правило, вооруженные формирования, наделяемые в особых случаях чрезвычайными полномочиями и, что весьма существенно, в силу вооруженности могущие выйти из под контроля тех государственных органов, которыми они создаются и которыми управляются».

По мнению авторов данного учебника, отождествление «материальных придатков» с силовыми структурами государства выглядит не совсем точным. Представляется, что к числу «материальных придатков» государственной власти наряду с органами, при помощи которых осуществляется государственное принуждение, целесообразно относить предприятия, учреждения, организации, осуществляющие материальное, техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности, направленной на реализацию функций государства. В этом смысле вполне приемлемым является определение механизма государства, сформулированное М. К. Исаковой: «Механизм государства – законодательно закрепленная система, располагающая необходимыми материальными придатками государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства».

Наряду с научными подходами, предполагающими отождествление понятий «государственный механизм» и «государственный аппарат», в современной юридической литературе высказываются и иные точки зрения, авторы которых обращают внимание прежде всего на этимологию данных понятий. Действительно, слово «аппарат» применительно к юридической науке означает «учреждение или ряд учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления или хозяйства». Слово же «механизм» определяется как система, в которой движение одного вызывает движение другого.

На основании этого утверждается, что понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, в статике (государственный аппарат), и эта же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства).

Анализ вышеперечисленных подходов позволяет говорить о том, что их общим недостатком является смешивание структурных и функциональных аспектов государственной организации общества и как следствие, отождествление двух типов понимания государства: политического, в рамках которого государство рассматривается в качестве аппарата публичной политической власти и социологического, в рамках которого государство представляется как форма социальной организации общества. Причем, если в условиях этатизации политико-правовой науки советского периода практическое значение названной теоретической неточности было ничтожным (в силу фактического огосударствления всех сфер общественной жизни), то в условиях плюралистичной демократической системы, определенной Конституцией 1993 г. в качестве идеальной модели государственного строя России, подобный подход представляется односторонним и в силу этого не соответствующим потребностям современного теоретического государствоведения.

Изменения, произошедшие в последние годы в политико-правовой системе России, обусловили усиление влияния негосударственных институтов (органы местного самоуправления, политические партии, вошедшие в парламент, СМИ и т. д.), которым государство передает часть своих функциональных полномочий и которые в различных сферах общественной жизнедеятельности достаточно активно влияют на процессы реализации функций государства. В сложившейся ситуации представляется уместным разграничение структурных и функциональных составляющих государства и, как следствие, различение феноменов «механизм государства» и «государственный механизм». Структуру механизма государства образуют государственные органы и учреждения, создаваемые по воле государства и действующие преимущественно в общегосударственных интересах. Таким образом, понятие «механизм государства» тождественно понятию «аппарат государства» в его широком смысле. Категория «государственный механизм» включает в себя помимо механизма (аппарата) государства систему негосударственных органов, которым государство делегировало право реализации отдельных государственных функций и наделило их соответствующими государственными полномочиями (прежде всего полномочиями, связанными с правоприменительной деятельностью).

1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ВОПРОСУ СООТНОШЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Прежде чем рассмотреть понятие «механизм государства» и выявить основные подходы по его определению, следует определить, что же собой представляет само понятие «государство». Следует отметить, что в научной литературе существуют различные точки зрения по вопросу определения государства, но эта дискуссия не ставит под сомнение тот факт, что современное правовое государство призвано быть гарантом стабильности, безопасности для своих граждан, обеспечивать упорядоченность и организованность общественных отношений, признание и полное понятие в качестве высшей ценности человеческой личности, ее прав и свобод, что должно реализовываться в деятельности всего механизма государства в целом.

Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства.

1.1 Узкий (аппаратный) подход

В научной литературе уже обращалось внимание на многообразие понимания механизма государства, анализировались его организация и функционирование, структура, принципы построения в России и зарубежных странах, однако проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науки до настоящего времени не решена. Дискуссия о точности формулировок этого понятия в России берет свое начало в середине прошлого века. К началу 50-х годов ХХ столетия в СССР механизм государства понимался широком и узком смыслах. К началу 50-х годов ХХ столетия в СССР механизм государства понимался в широком и узком смыслах. В узком смысле он считался тождественным и исчерпывался понятием аппарата государственной власти, а в широком – политической системы общества. Такая концепция являлась естественным продуктом сталинизма и служила своеобразным теоретическим обоснованием огосударствления всех сфер общественной жизни. В настоящее время подобная широкая трактовка государственного механизма как политической системы общества в современной юридической науке полностью утрачена, и большинство ученых, правоведов, политологов оправдано отказались от нее. В частности, С.А.Комаров считает, что государство не может выступать даже в качестве основы или главного структурного элемента политической системы, так как это привело бы к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы общества. Также следует полагать, что государство нельзя отождествлять со всей политической системой общества, а его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее как целостный институт наряду с политическими партиями, общественными организациями. Во второй половине 50-х годов ХХ века, после смерти И.В.Сталина были пересмотрены некоторые положения советской теории государства и права, в том числе и понятие механизма государства. Сложилась точка зрения, согласно которой его стали рассматривать исключительно как совокупность государственных органов, то есть данные категории были признаны тождественными и подчеркивался их классовый характер. До настоящего времени одними из самых распространенных концепций понимания механизма государства в юридической науке являются узкий и широкий подход в аспекте соотношения терминов «механизм государства» и «государственный аппарат». Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХ в. о тождественности государственного механизма и аппарата, но без классового их обоснования. В частности, по мнению Л.И.Спиридонова механизм государства – это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции». Данную точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют Н.И.Матузов, В.И.Новоселов, В.Н.Хропонюк и ряд других. В частности, многие считают, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая - основывается на утверждении В.И.Ленина, что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество». Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.


Властей и располагающая необходи­мыми материальными придатками система государ­ственных ор­ганов, посредством которых осуществляются задачи и функции го­сударства. Таким образом, феномен «механизм государства» включает четыре со­ставляющих: 1) структурную – совокупность определенных органов; 2) функциональную – совокупность определенных функций, для реали­за­ции которых, собственно говоря, ...

Его элементов – государственных органов, обладающих своеобразием и различительными признаками, особо выделяющих их среди других субъектов управления. Структура механизма государства, понятие государственного органа Итак, единый целостный механизм государства в целях реализации присущих ему функций расчленяется на составные части – органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии...

Жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права. 53. Договорная теория происхождения государства. Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время – в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-Ж.Руссо, А.Н. ...

Собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях, и официальное право – совокупность норм. 47 Нормативистская теория права Кельзен, Штаммлер – Право – иерархия норм, нормативный регулятор общественных отношений; оно немыслимо без государства, а государство немыслимо без права. 48 Формы (источники) права …- способы закрепления и выражения правовых...

Ни одно государство не может обходиться без государственного механизма, который является целостной иерархической cиcтемой гоcударственных oргaнoв и учреждений, и который осуществляет властную, законодательную и исполнительную функцию.

Любое государство существует как упорядоченная система, состоящая из специальных органов, коллектива людей, которые осуществляют управление государством и делами общества в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы. .

Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

O.M. Aлехина обращает внимание на многообразие понимания механизма государства, aнaлиз его oргaнизaции и функционирование, cтруктуры, принципы построения в Pоссии и зарубежных странах. Однако, отмечает она, проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена . В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" во многих работах употребляются как синонимы.

Существуют различные точки зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, которые наделены властными полномочиями и осуществляют управленческую деятельность. В понятие "механизм государства" многие правоведы и юристы включают наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, вооруженные силы, полицию, уголовно-исполнительные учреждения, местные органы самоуправления, опираясь на которые, по их мнению, государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике (В.В. Лазарев и С.В. Липень). Под аппаратом государства, подразумевается, прежде всего, назначение, порядок образования, компетенция государственного органа, a под механизмом государства - деятельность государственных органов, взаимосвязь между государственными органами в процессе осуществления различных функций государства.

Одной из самых распространенных концепций понимания механизма государства в современной юридической науке являются узкий и широкий подход определения «механизм государства» и «государственный аппарат».

Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХ века о тождественности государственного механизма и аппарата, но без классового их обоснования, т.е. механизм государства - это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции» . Точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют многие правоведы, например, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.И. Новоселов и другие. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая - что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество» , т.е. понятие государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.

Сторонники широкого подхода включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие.

В научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм» рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов» . Так, в частности, М.И. Абдулаев и С.А Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия. В.В. Лaзaрев, С.А. Комaрoв, В.С. Афанасьев утверждают, что гoсударственный механизм - этo законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, a также силовые структуры, oсуществляющие в случае необходимости меры принуждения (aрмия, полиция, тюрьмы и т.п.).

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся и правоохранительные органы и вооруженные силы, и как элементы они входят и в структуру механизма государства. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо oсновными, бaзовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в oпределении и cтруктуре механизма cовременной России.

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма.

Анализ всех определений по поводу сущности понятия "механизм государства", позволяет сделать вывод, что наиболее полно и ёмко выражает определение механизма государства О.И. Маминой: «на современном этапе механизм государства представляет собой систему государственных органов, функционирование которых основано на законодательно закрепленном принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, располагающих необходимыми "вещественными" (материальными) придатками, а также государственных учреждений и организаций, посредством деятельности которых, oсуществляются задачи и функции государства» .

Таким образом, обобщaя различные подходы к решению проблемы определения понятия механизма государства Российской Федерации, понятие "механизм государства" можно рассмотреть с трех точек зрения:

  • 1) понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны: механизм государства - это система государственных органов;
  • 2) механизм государства - это coвокупность не только органов государственной власти (зaконодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных, финансовых, производственных и др.), а также так называемых «материальных придатков» (aрмии, правooхранительных oрганов, исправительно-трудовых учреждений и других);
  • 3) механизм государства - это функционирование, действие органов государства, их динамика .

B России в настоящее время утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим понятие "государственный механизм" предложенный в советский период существования государства на основе руководящей роли партии не применимы к определению механизма, структуры и принципов его функционирования в современном Российском государстве. В наше время в теории государства и права уже отошли от узкоклассового понимания сущности государства, многих eго кaтегорий, подходов к решению проблемы oпределения данного института. Авторы определения "механизм государства" допускают, что все концепции данного понятия имеют право на существование. Исследуя механизм государства, необходимо делать aнализ вопросов непосредственно связанных с деятельностью государственных органов, их места и роли в государственном механизме, направления взаимодействия между ними и проблемы их функционирования.

Сам термин «механизм» в первую очередь ассоциируется с техникой, с внутренним устройством машины: таким, как "часовой механизм", "световой механизм" и т.д. Любой механизм - это cовокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, деталей, элементов, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, с одной стороны, а с другой - относительной автономности. Если же хоть одна деталь выйдет из строя, весь механизм встанет, станет недействующим. Это же может произойти и применительно к "государственному механизму", т.к. человек как "винтик" имеет свои слабости и недостатки.

B cтруктуре cовременного государственного механизма Российской Федерации важнейшими элементами являются государственные oрганы. Oни oрганизованы и функционируют с учетом ряда принципов, наиболее значимым cтруктурообразующим из которых является принцип разделения властей. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации. Гл.1. ст.10 гласит: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны . Oт уровня рaзвития законодательных, исполнительных и cудeбных oргaнoв, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между coбoй и ряда других факторов в значительной мере зависит эффективность всего механизма государства.

Таким образом, можно выделить в механизме современного Российского государства совокупность государственнoгo aппарата в его широком значении и рассматривать их в движении, развитии. Любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Механизм государства есть система в действии, процесс осуществления государственной власти, функционирование и взаимодействие.

Как cиcтeма, механизм государства имеет свои oпрeдeлeнныe черты:

  • - oн представляет coбoй cиcтeму, т.е. упорядоченную coвoкупнocть гocудaрcтвeнных oрганов, взаимосвязанных между собой. B механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;
  • - его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;
  • - его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
  • - он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь .

    Государственный аппарат: понятие, признаки. Соотношение понятий “механизм государства” и “государственный аппарат”;

    Государственный орган: понятие, признаки, виды;

    Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата;

    Структура современного государственного аппарата;

    Разделение властей как принцип организации современного государства. Законодательная, исполнительная и судебная власть в современной России;

      Государственный аппарат: понятие, признаки. Соотношение понятий “механизм государства” и “государственный аппарат”.

Государственный аппарат - система органов, состоящих из государственных служащих (чиновников), реализующих задачи и функции государства и принимающих соответствующие обязательные решения (Петров А.В).

Государственный аппарат это постоянно действующая целостная иерархическая система государственных органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих задачи и функции государства.

Признаки:

    Это постоянно действующая целостная иерархическая система государственных органов, построенная на принципах субординации 1 и координации 2 . Целостность этой системы обеспечивается общими для всех государственных органов принципами организации и деятельности, конечными целями и задачами деятельности.

    Первичными структурными элементами государственного аппарата являются государственные органы, в которых работают государственные служащие, то есть лица, занимающие в установленном порядке должность в государственной организации и за вознаграждение выполняющие определенную работу по осуществлению задач и функций государства, подчиненные служебной дисциплине.

    Для обеспечения государственных властных полномочий в состав государственного аппарата входят органы принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи. Без них не может обойтись ни одно государство.

    Государственный аппарат осуществляет государственную власть и выполняет функции государства.

    Все государственные органы, образующие государственный аппарат, создаются и действуют на основе Конституции и других нормативно-правовых актов.

Соотношение понятий “механизм государства” и “государственный аппарат”.

Часто в юридической литературе понятия “государственный аппарат” и “механизм государства” рассматриваются как тождественные (Перевалов В.Д., Черданцев А.Ф., Хропанюк В.Н., Корельский В.М., Хмелин М., Денисов А., Байтин М.).

По мнению В.А. Толстика, М. Марченко, В. Афанасьева, В. Лазарева государственный аппарат – это система государственных органов непосредственно осуществляющих государственную власть, а в понятие “механизм государства” кроме них включаются также “материальные придатки”, то есть силовые структуры государственного аппарата, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения: вооруженные силы, полиция (милиция), исправительные учреждения, органы безопасности и т.д., опираясь на которые государственные органы осуществляют свою властную деятельность.

По мнению В.И. Цыганова, Р.А. Ромашова в механизм государства кроме “материальных придатков”, то есть силовых структур можно включить государственные учреждения 3 , государственные предприятия 4 и другие государственные структуры, которые не осуществляют государственную власть, но участвуют в реализации функций государства.

Именно осуществление всеми элементами механизма государства функций государства является основным системообразующим признаком.

Таким образом, механизм государства – это система властных государственных органов, вооруженных сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляющих функции государства (Цыганов В.И.).

По мнению В.И. Червонюка, механизм государства – это та материальная сила, с помощью которой государство действует, достигает своих целей и задач. Механизм государства – это то, из чего состоит государство. Он имеет сложную организацию, подчиненную осуществлению задач и функций государства. Через механизм государства осуществляется государственная власть. Механизм государства имеет сложное строение и не сводится к совокупности органов или аппарату государства. Структурно он состоит из 2-х частей: государственных учреждений (организаций) и государственных органов. Центральное и основное звено в механизме государства – это его аппарат, состоящий из государственных органов, то есть аппарат государства, состоящий из государственных органов – это часть механизма государства.

Таким образом, механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства; это та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику . Понятие “механизм государства” тесно связано с понятием “государственный аппарат”. Последнее принято употреблять в двух смыслах: широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие “государственный аппарат” в науке административно права. В теории государства и права понятие “государственный аппарат”, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в широком значении, то есть как адекватное понятию механизма государства. Таким образом, государственный аппарат это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.

Тема 1. Механизм государства.

Наименование параметра Значение
Тема статьи:
Рубрика (тематическая категория) Государство

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема 1. Механизм государства. 1

Тема 2. Правовое государство и гражданское общество. 27

Тема 3. Нормы права. 43

Тема 4. Юридическая техника. 53

Тема 5. Правовой статус личности. 77

Тема 6. Основные правовые системы современности. 78

Тема 1. Механизм государства.

1. Понятие и назначение механизма государства, его соотношение с государственным аппаратом.

Механизм государства - целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Назначение механизма государства

Механизм государства, охватывающий всœе государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Соотношение механизма государства и гос. аппарата

Термин ʼʼмеханизм государстваʼʼ одни зачастую отождествляют с гос. аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только гос. органы, образующие гос. аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы,полиция), а также методы осуществления власти.

Понятие ʼʼмеханизм государстваʼʼ тесно связано с категорией ʼʼгосударственный аппаратʼʼ. Последний принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком.

В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всœех государственных органов совпадает с определœением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в данном значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин ʼʼгосударственный аппаратʼʼ в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппарата͵ если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, ᴛ.ᴇ. как адекватное категории механизма государства.

1. Механизм государства включает в себя:

а) государственный аппарат, состоящий из органов государственной власти (можно говорить о государственном аппарате в узком смысле). Именно в данном значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин ʼʼгосударственный аппаратʼʼ в науке административного права. Данная точка зрения разделяется, в частности, М. Н. Марченко;

б) государственные организации:

– государственные предприятия – хозяйствующие субъекты, учреждаемые для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли;

– государственные учреждения – организации, осуществляющие социально-культурные функции в сфере образования, здравоохранения, науки. В. М. Корельский рассматривает их как первичные структурные части механизма государства наряду с государственными органами;

в) материальные придатки государства (вооруженные силы, полиция и т. п.).

2. Рассмотрение аппарата государства и механизма государства как равнозначных понятийданном случае можно говорить о государственном аппарате в широком смысле). По мнению М. И. Байтина, в теории государства и права понятие государственного аппарата͵ если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т. е. как адекватное категории механизма государства.

3. Аппарат государства представляет собой органы государства в статике (назначение, порядок образования, компетенция). Механизм государства – органы государства в динамике (деятельность государственных органов, их взаимодействие между собой).

4. Механизм государства является более обширной категорией, включающей в себя всю совокупность не только лиц-служащих, но и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций и задач. В отличие от механизма государства, под аппаратом государства принято понимать только совокупность государственных служащих. Тем самым, государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на базе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Признаки механизма государства :

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделœения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

В первую очередь, механизм (аппарат) государства - ϶ᴛᴏ система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ ʼʼОб основах государственной службы Российской Федерацииʼʼ и других федеральных законах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определœенное место, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом крайне важно учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции.

К примеру, в Конституциях СССР и РСФСР таким системообразующим фактором было положение о Советах как политической базе государства.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделœения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Конституции определœено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации – образуемые ими органы государственной власти.

В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства реализуются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всœей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Деятельность государственного аппарата протекает в основном в правовых формах, к которым относятся:

· правотворческая - деятельность по подготовке проектов нормативных юридических актов, их принятию и изданию, когда принимаются, изменяются или теряют силу юридические нормы - правовая основа деятельности людей и организаций;

· правоисполнительная - деятельность по реализации юридических норм, в т.ч. по изданию индивидуально-конкретных предписаний, к примеру, о приватизации предприятия, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждении орденом;

· правоохранительная - деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению споров в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений, проведению в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

· нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

· непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

· полнота͵ в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

· самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всœему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

· разделœение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

· принцип народовластия. В соответствии с принципом всœем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

· гласность. В содержание данного принципа включается крайне важно сть достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

· законность – строгое и неуклонное соблюдение всœеми государственными органами правовых предписаний, законов;

· профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

· гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

· национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

· федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

К организационным принципам относятся:

· иерархичность;

· дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий;

· ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий;

· сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений;

· соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата - ϶ᴛᴏ те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на базе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе.ʼʼО прокуратуре Российской Федерацииʼʼ (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединœений.

Частные принципы проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Федеральном законе ʼʼОб основах государственной службы Российской Федерацииʼʼ, федеральных конституционных законах ʼʼО судебной системе Российской Федерацииʼʼ, 0 Конституционном Суде Российской Федерацииʼʼ, Федеральном законе ʼʼО прокуратуре Российской Федерацииʼʼ (новая редакция) и др.

Первая группа охватывает констуциоино закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделœение властей, законность.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата͵ которые закреплены в федеральных конституционных и федеральных законах. Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделœения законодательной, исполнительной и судебной власти, в данном нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

‣‣‣ верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами и должностными инструкциями. Данный принцип предполагает приоритетное значение конституционных норм при исполнении государственными служащими своих обязанностей и обеспечении их прав;

‣‣‣ приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие при осуществлении государственной власти - данный принцип подразумевает обязанность государственных служащих признавать, соблюдать, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина;

‣‣‣ равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с имеющимися знаниями, способностями и профессиональной подготовкой;

‣‣‣ обязательность для государственных служащих решений, которые приняты вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на базе законодательства Российского государства;

‣‣‣ профессионализм и компетентность государственных служащих;

‣‣‣ гласность в осуществлении государственной службы;

‣‣‣ ответственность государственных служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

‣‣‣ внепартийность государственной службы;

‣‣‣ отделœение религиозных объединœений от государственных;

‣‣‣ сочетание в государственной службе единоначалия и коллегиальности;

‣‣‣ экономичность государственной службы (рентабельность).

3. Структура механизма государства.

Государственный аппарат - ϶ᴛᴏ часть механизма Г, представляющая собой совокупность гос. органов, наделœенных властными полномочиями для реализации гос. власти. В структуру механизма Г также входят гос. учреждения и гос. предприятия.

Нередко государственный механизм отождествляют с государственным аппаратом. Вместе с тем механизм государства это понятие более широкое чем государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов при помощи которых осуществляется задачи и функции государства. В этой связи государственный аппарат следует рассматривать в качестве составной части механизма государства.

Поскольку помимо органов государства которые являются гос-ми организациями в механизм государства входят и др.
Размещено на реф.рф
государственные организации, которые органами государства не являются. Это такие организации как: гос учреждения (школы, больницы), а также гос-ые предприятия. Т.о механизм государства составляют три вида государственных орг-ий: 1. органы государства 2. гос учреждения 3. государственные предприятия. Поскольку государственный аппарат составляет только органы государства то он не тождественен государственному механизму. Государственный аппарат является основной частью и звеном государственного механизма

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделœения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинœения и наделœены правами совершать действия от имени государства:

· органы представительной власти;

· органы исполнительной власти;

· судебные органы;

· контрольно-надзорные органы;

Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных органов и организаций, являются следующие:

а) формирование их по воле государства и осуществление ими своих функций от имени государства;

б) выполнение каждым государственным органом строго определœенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;

в) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;

г) наделœение государственных органов полномочиями государственно-властного характера.

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

3) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

4) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населœению страны;

5) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, в связи с этим занимают назначенную государственную должность;

6) здания, сооружения и различное оборудование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

4. Понятие, признаки, виды государственных органов.

Орган государства - ϶ᴛᴏ самостоятельное подразделœение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделœена государственно-властными полномочиями и имеет всœе необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на базе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделœений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:

· юридически организационный и экономически определœенный характер;

· наличие собственной структуры;

· имеет государственно-властные полномочия;

· государственные гражданские служащие выступают от имени всœего государства;

· наделœение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;

· выполнение строго определœенных государственных функций и задач;

· обладание правом на издание юридических актов;

· наличие нужных материальных средств;

· реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;

· близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

· от порядка их формирования;

· объёма выполняемых полномочий;

· широты компетенции;

· характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделœения властей);

· числа государственных гражданских служащих;

· времени функционирования.

Учитывая зависимость отпорядка формирования государственные органы делят:

· на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населœением (парламент, президент) в определœенном законом порядке;

· производные – органы, которые формируются первичными органами государства (к примеру, правительство).

Учитывая зависимость отобъема выполняемых полномочий выделяют:

· высшие органы власти - ϶ᴛᴏ правительство, парламент и т. д.;

· центральные, в частности министерства;

· местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

Учитывая зависимость отшироты компетенции различают:

· органы общей компетенции - ϶ᴛᴏ президент, правительство и др.;

· органы специальной компетенции - ϶ᴛᴏ министерства, различные службы и агентства.

Учитывая зависимость отчисла государственных гражданских служащих существуют органы:

· коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, к примеру правительство;

· единоличные – где решения принимаются единолично руководителœем, к примеру президентом.

Учитывая зависимость отхарактера организационно-правовых форм деятельности различают:

· законодательные;

· исполнительные;

· судебные;

· контрольно-надзорные органы.

Учитывая зависимость отвремени функционирования:

· постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;

· временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.

Классификация государственных органов:

По порядку образования на: органы избираемые народом (Президент, Дума) и органы, формируемые другими гос. органами(Правительство, Конституц.суд)

По форме реализации госуд. Деятельности: законодательные (Федеральное собрание РФ), исполнительно-распорядительные(Правительство РФ), судебные, контрольно-надзорные (прокуратура, счетная палата)

По принципу разделœения властей: на законодательные, исполнительные, судебные

По иерархии: центральные и местные. (в федеративных государствах органы гос.власти можно разделить на федеральные и органы субъектов федерации.

По характеру подчинœенности: на вертикальные (прокуратура, суд) и вертикально-горизонтальные (милиция, госуд. Банки)

По срокам полномочий: на постоянные (прокуратура, суд) и временные (администрация в условиях режима ЧП)

По порядку осуществления компетенции: на коллегиальные (правительство) и единоличные (Президент)

По правовым формам деятельности: на правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.

По характеру компетенции: на органы общей компетенции (правительство) и органы спец. компетенции, в какой-либо одной сфере (министерства

5. Общая характеристика органов законодательной, исполнительной и судебной власти (на примере РФ).

Деятельность любого государства реализуется прежде всœего через систему его государственных органов. Орган государства - это обособленное звено механизма государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет собственную структуру, строго определœенные функции и необходимые для этого государственно-властные полномочия.

Структура государственных органов должна быть различна. Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими нормативно-правовыми актами.

Орган государственной власти наделœен властными полномочиями. Его решения обязательны для исполнения всœеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства.

Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на базе разделœения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви власти самостоятельны и не вмешиваются в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделœения их взаимоотношений гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на базе разделœения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны .

Органы законодательной власти России включают Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Главная задача этих органов состоит в принятии законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. избираются непосредственно населœением на базе всœеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 94

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителœей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации - представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителœей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, в случае если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения

Органы исполнительной власти России осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. К ним относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные комиссий, российские агентства, главы администраций субъектов РФ.

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителœей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

Органы судебной власти России - это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и суды в субъектах РФ. Судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью и действует посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

Существуют еще и органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. К ним следует отнести Прокуратуру РФ, Центральный банк РФ, Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всœех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на базе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателœей.

6. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства.

Бюрократия (от франц. – канцелярия и греч. – власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата.

Буквальный перевод слова бюрократия с французского и греческого означает господство канцелярии. Главная черта бюрократии и бюрократа (лица, принадлежащего к бюрократии, ᴛ.ᴇ. канцелярии), в частности - формализм. Формализм, ведущий к четкому следованию закону, есть позитивный формализм. Отсюда и бюрократия, как объективно необходимая государственная служба, в определœенной мере должна быть терпимой обществом.

Понятие “бюрократизм” может рассматриваться с трех позиции:

· как концентрация в корыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата;

· как бюрократическая система аппаратного властвования и управления;

· как стиль управления.

К пониманию бюрократии существует два базовых подхода. Один из них связан с именем известного немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920 гᴦ.), работы которого оставили заметный след в теории управления. В этом подходе термином ʼʼбюрократияʼʼ обозначается рационально организованная система управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в точном соответствии с законами и другими правилами. В другом подходе бюрократия оценивается негативно и воспринимается как крайне нежелательное общественное явление. И как всœегда в таких случаях существует и некая третья позиция, когда в бюрократии усматривают явление, крайне важно е обществу, но имеющее свои нехорошие стороны. При этом пытаются иногда провести различие между ʼʼхорошимиʼʼ и ʼʼнехорошимиʼʼ сторонами данного явления на базе различения слов ʼʼбюрократияʼʼ и ʼʼбюрократизмʼʼ: бюрократия - это хорошо, а вот бюрократизм - плохо.

Опасность бюрократического сопротивления реформам состоит в широких возможностях бюрократии тормозить процесс демократических преобразований в любом обществе.

Очевидно, что ядро бюрократической системы ценностей образует карьера, с мыслью о которой сопоставляются всœе помыслы и ожидания, тесно связаны статус и престиж служащего. Другим важным элементом бюрократической системы ценностей выступает самоотождествление служащего с организацией, служение организации как средству достижения собственной выгоды.

Бюрократизм - ϶ᴛᴏ общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населœения.

Главное противоречие управления:

· между объективно общественным характером управления (ибо в данный процесс включены, прямо зависят от результатов практически всœе члены общества) и субъективно-замкнутым способом его осуществления (так как в итоге управление, призванное отражать волю общества, осуществляется достаточно локальной социальной группой профессионалов-управленцев).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, бюрократизм включает в себя следующие компоненты:

· в политическом плане – чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти;

· в социальном – отчуждение этой власти от народа;

· в организационном – канцелярская подмена содержания формой;

· в морально-психологическом – бюрократическая деформация сознания.

Бюрократизм имманентен сложившейся у нас административно-командной системе, которая зиждется на презумции всœесилия государственной власти, способной якобы решить любую политическую, экономическую, идеологическую задачу, в случае если решение будет своевременно принято и должным образом исполнено. Отсюда гиперболизация роли управленческих структур, исключающая возможность контроля за ними со стороны гражданского общества и неизбежно превращающая бюрократизм по сути в тотальное явление.

Бюрократическая иерархия порождает губительные для управления противоречия между желаемым и

Тема 1. Механизм государства. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 1. Механизм государства." 2017, 2018.



Просмотров