К органам специальной компетенции относят. Органы общей компетенции и органы специальной компетенции

Система и организационно-правовые формы органов исполнительной власти в республиках определяютсяих конституциями, законами и иными актами: других субъектов - краев, областей, городов федерального значения и автономных образований -их уставами, принимаемыми в соответствий с законами и указами Президента России.

К органам общей компетенции относятся:

- правительства республик и других субъектов федерации , образуемые либо представительными органами государственной власти, либо президентами, либо на основе сочетаний выборности глав правительств и назначения на должности других членов правительств;

- администрация краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Руководство администрацией осуществляет глава администрации (губернатор), который является высшим должностным лицом соответствующего государственно-территориального, автономного образования. Глава администрации, если он не занял эту должность в результате выборов, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства России. Глава администрации является членом постоянно действующего координационно-консультативного Совета глав Администрации при Президенте Российской Федерации.

Глава Администрации:

Взаимодействует с органами законодательной (представительной) власти соответствующего субъекта федерация согласно с принципом разделения властей;

Обладает правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе края, области, города федерального значения, автономного образования;

Подписывает и обнародует законы, принятые законодательным (представительным) органом;

Вправе опротестовать решение законодательного (представительного) органа в судебном порядке.

Глава администрации входит в единую систему исполнительной власти России, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительней власти субъектов федерации, в части осуществления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а равно в рамках реализации полномочий, переданных федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов федерации; подчиняется Президенту России и Правительству России по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации, по предметам совместного ведения России и субъектов федерации.

Законодательное (представительное) собрание вправе обратиться к главе администрации с предложением о внесении изменений и дополнений в акты органов исполнительной власти или их отмене в случае противоречия актов законам субъекта федерации. Законодательный (представительный) орган вправе заслушать главу администрации по вопросам исполнения законов субъекта федерации, бюджета, реализации целевых программ и планов социально-экономического развития соответствующей территории.

Правовой статус главы, администрации. В своей деятельности глава администрации руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, уставом и законодательством субъекта федерации.

Глава администрации обладает следующими основными полномочиями:

Представляет интересы соответствующего субъекта федерации в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств;

Разрабатывает и представляет на утверждение законодательного (представительного) органа субъекта федерации бюджет и обеспечивает его исполнение;

Формирует органы исполнительной власти субъекта федерации в соответствии с законодательством субъекта федерации;

Назначает на должность и освобождает от должности глав администраций городов и районов, а также решает вопросы примененияк ним мер дисциплинарной ответственности, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, они не отнесены к органам местного самоуправления;

Решает вопросы о представительстве органов исполнительной власти субъектов федерации при Президенте Российской Федерации, Правительстве России и органах исполнительной власти других субъектов федерации.

Глава администрации осуществляет и иные полномочия, установленные законодательством России и законодательством края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Принимает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с моментаих опубликования, если иное не определено в самом акте. Они обязательны для исполнения на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Имеет право обращаться в федеральные органы, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации и получать ответы на соответствующие обращения.

Споры и конфликты главы администрации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти соответствующего субъекта федерации и органами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссий или в судебном порядке.

Несет ответственность за деятельность руководимых им органов исполнительной власти.

К органам отраслевой и межотраслевой (специальной) компетенции в республиках, входящих в состав Российской Федерации, относятся министерства, государственные комитеты, главные управления, управления и др.

В других субъектах Российской Федерации функционируют главные управления, управления, комитеты, отделы, департаменты и др.

К органам краевой, областной администрации, например, относятся:

Управление юстиции;

Управление (главное управление) внутренних дел;

Финансовое управление;

Управление по вопросам инвестиций;

Управление сельского хозяйства;

Комитет по архитектуре и строительству;

Комитет по экономике и прогнозированию;

Комитет по управлению государственным имуществом;

Комитет по вопросам обороны, мобилизационной подготовки и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Комитет по промышленности;

Комитет по торговле;

Комитетпо внешнеэкономическим связям;

Комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности;

Комитет по поддержке предпринимательства;

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству;

Комитет по использованию и охране недр и экологии;

Комитет по жилищному и коммунальному хозяйству;

Комитет по транспорту, связи и дорожному строительству;

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы.

По типу компетенции они делятся на 2 группы :

1) Органы общей компетенции;

2) Органы специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся:

Президент РФ;

Правительство РФ;

Федеральное собрание РФ:

Государственная Дума;

Совет Федерации;

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ;

Представительные и исполнительные органы местного самоуправления.

К органам специальной компетенции относятся:

Министерство Финансов РФ;

Федеральное Казначейство РФ;

Федеральная налоговая служба РФ;

Центральный Банк РФ;

Система коммерческих банков;

Органы налоговой полиции; (налоговая полиция расформирована в 2003г.)

Счетная Палата РФ.

Органы об­щей компетенции - руководят всеми финан­сами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, орга­низуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обра­щение, таможенное регулирование и эмиссию.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти, определяет основные направ­ления внутренней и внешней политики государства, в соответ­ствии с которой строится финансовая политика.

Исполнительные органы гос. власти (Прави­тельство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществ­ляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подза­конные финансовые НПА, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.

Функции финансовой деятельности выполняют также феде­ральные органы исполнительной власти и органы исполнитель­ной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т. д.). То же относится и к подобным органам, формируемым ОМСУ (отделы, управления администраций и т. п.).

Прерогативой зако­нодательных (представительных) органов гос. вла­сти является принятие финансовых законов, а также осуществление финансового контроля.

Органы специальной компе­тенции созданы для управления финансами и финансового контроля. Делятся на две группы :

1. Гос. органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач . Это министерства и ведомства, органы управления, хо­зяйствующие субъекты. Управляя порученным участком госу­дарственной деятельности, они:

а) тратят бюджетные ассигнова­ния;

б) создают на своих предприятиях прибыль, которая в свою очередь перераспределяется в бюджет.

Эти органы утвер­ждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и другие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финансов определяются специальными нормативными актами.

2. Гос. органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной . Эти органы созданы специально для осуществления финансовой дея­тельности и финансового контроля.

Органы общей компетенции

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Органы общей компетенции
Рубрика (тематическая категория) Экология

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида˸ органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции состоит в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитием экономики, управлением развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции , осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся˸

Президент России;

Правительство России;

Правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям ᴇᴦο управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в сфере природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в ᴇᴦο администрации. За время действия института президентства в России специальной структурой в Администрации Президента был советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья. Позднее эта должность была упразднена. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими Указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на ᴇᴦο базе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (1996 г.) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.


  • - Органы общей компетенции

  • - Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции

    Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей... .


  • - Органы общей компетенции

    Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей... .


  • - Среды. Органы общей компетенции

    Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной... .


  • Органами специальной компетенции называются органы государст­венной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Президентом РФ выполнять соответствующие экологические функции. По характеру своей специальной компетенции органы экологического Управления условно можно подразделить на два вида: межотраслевые и отраслевые. Межотраслевые органы выполняют блок природоохранительных задач по отношению ко всем (или большинству) природным ресурсам или видам деятельности; отраслевые осуществляют охрану окружающей среды в отдельных отраслях (сферах) экономики (транспорт, промышленность, энергетика и т. д.).

    Следует отметить определенную условность такой классификации.

    В работах одних авторов предлагалось разграничивать комплексные, от­раслевые и функциональные органы специальной компетенции (В. В. Петров). Другие ученые полагали обоснованным выделять органы меж­отраслевой (межведомственной) компетенции и органы управления от­раслевой компетенции (Б. В. Ерофеев). Третьи писали, что подсистему органов специального экологического управления следует строить по формальному критерию, то есть в соответствии со статусом органа исполни­тельной власти, - министерства, комитеты, службы и т. д. (О. Л. Дубовик). Сегодня практически любая классифи­кация будет уязвима для критики, хотя бы по причине невозможности сформулировать исчерпывающий перечень федеральных органов испол­нительной власти, осуществляющих отдельные экологические функции.

    Общий перечень федеральных органов исполнительной власти опре­деляет Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ (ст. 112 Конституции РФ). В настоящий момент действует Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», согласно которому в систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

    Министерство природных ресурсов и экологии РФ действует на основании Постановления Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ».

    Впервые специализированный природоохранный орган с надведомственными полномочиями - Госу­дарственный комитет СССР по охране природы (Госкомприрода) - был создан в январе 1988 г. на базе нескольких министерств и ведомств.

    Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию

    В сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания,


    В сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения,

    В сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения,

    По выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

    Структура Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

    1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

    2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

    3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

    4. Федеральное агентство водных ресурсов

    5. Федеральное агентство по недропользованию

    А) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

    Б) Исполнительные органы власти; органы местного самоуправления; Минюста России; Федеральное собрание.

    В) Президент; Федеральное Собрание; Правительство: представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации;

    63. Производственный экологический контроль осуществляется:

    А) Исполнительным органом государственной власти;

    Б) Органами местного самоуправления;

    В) Экологической службой предприятия;

    Г) Правительство РФ.

    64. Определяют (-ет) основные направления внутренней экологической политики российского государства:

    А) Президент РФ;

    Б) Правительство РФ;

    В) Минприроды России;

    Г) Главы субъектов РФ.

    65. К полномочиям Правительства РФ в сфере управления охраной окружающей среды не относится:

    А) Обеспечение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

    Б) Принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и экологическое благополучие;

    В) Организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов;

    Г) Организация проведения государственной экологической экспертизы.

    66. К органам государственного экологического управления общей компетенции не относится:

    А) Правительство РФ;

    Б) Президент РФ;

    Г) Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

    67. Основным органом государственного управления использованием и охраной вод, недр, атмосферного воздуха является:

    А) Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

    В) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования РФ;

    Г) Федеральное агентство по рыболовству РФ.

    68. Основным органом государственного управления использованием и охраной животного мира, отнесенного объектам охоты, является:



    А) Министерство экономического развития РФ;

    Б) Федеральное агентство лесного хозяйства РФ;

    В) Министерство сельского хозяйства РФ;

    Г) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии РФ.

    69. В ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ находится:

    А) Федеральное агентство по недропользованию;

    Б) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

    В) Федеральное агентство по рыболовству;

    Г) Министерство экономического развития РФ;

    70. Специально уполномоченным государственным органом в области экологического мониторинга является:

    А) Росприроднадзор;

    Б) Ростехнадзор;

    В) Росреестр;

    Г) Росгидромет.

    71. В Российской Федерации осуществляются следующие виды экологического контроля:

    А) Государственный, производственный и муниципальный;

    Б) Муниципальный, производственный и общественный;

    В) Государственный, производственный и общественный;

    Г) Государственный, производственный, муниципальный и общественный.

    72. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется:

    А) Президентом РФ;

    Б) Правительством РФ;

    В) Министерством природных ресурсов и экологии РФ;

    Г) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

    73. Специально уполномоченным органом, осуществляющим функции государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха, является:

    А) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

    Б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

    В) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

    Г) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

    74. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется:

    А) Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

    Б) Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти;

    В) Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

    Г) Уполномоченными на то органами исполнительной власти субъектов РФ.

    75. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено:

    А) Координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

    Б) Право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

    В) Участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

    Г) Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории населенного пункта.

    76. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено:

    А) Обеспечение охраны окружающей среды на континентальном шельфе РФ;

    Б) Ведение Красной книги РФ;

    В) Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

    Г) Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в РФ.

    77. На стадии ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, проводится:

    А) Предупредительный экологический контроль;

    Б) Текущий экологический контроль;

    В) Последующий экологический контроль;

    Г) Производственный контроль.

    78. Субъектом государственного специального экологического контроля является:

    А) Президент РФ;

    Б) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

    В) Правительство РФ;

    Г) Органы местного самоуправления.

    79. Экологический контроль, проводимый руководителем предприятия, именуется:

    А) Ведомственным;

    В) Производственным;

    Г) Государственным.

    80. Деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства это:

    А) Экологический мониторинг;

    Б) Экологический аудит;

    В) Экологический контроль;

    Г) Экологическая сертификация.

    81. К органам специальной компетенции в сфере управления природопользованием относится:

    А) Федеральное Собрание РФ;

    Б) Правительство РФ;

    В) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

    Г) Нет верного ответа.

    82. Характеристика права собственности на природные ресурсы:

    А) Абсолютное право собственности;

    Б) Ограничение права собственности в связи с экологическими требованиями;

    В) Ограничение права собственности в связи с муниципальными и государственными нуждами;

    Г) Нет верного ответа.

    Какие природные ресурсы находятся исключительно в федеральной собственности?

    А) Природные объекты, предоставленные для нужд обороны;



    Просмотров