К органам специальной компетенции относят. Органы общей компетенции и органы специальной компетенции
Система и организационно-правовые формы органов исполнительной власти в республиках определяютсяих конституциями, законами и иными актами: других субъектов - краев, областей, городов федерального значения и автономных образований -их уставами, принимаемыми в соответствий с законами и указами Президента России.
К органам общей компетенции относятся:
- правительства республик и других субъектов федерации , образуемые либо представительными органами государственной власти, либо президентами, либо на основе сочетаний выборности глав правительств и назначения на должности других членов правительств;
- администрация краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Руководство администрацией осуществляет глава администрации (губернатор), который является высшим должностным лицом соответствующего государственно-территориального, автономного образования. Глава администрации, если он не занял эту должность в результате выборов, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства России. Глава администрации является членом постоянно действующего координационно-консультативного Совета глав Администрации при Президенте Российской Федерации.
Глава Администрации:
Взаимодействует с органами законодательной (представительной) власти соответствующего субъекта федерация согласно с принципом разделения властей;
Обладает правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе края, области, города федерального значения, автономного образования;
Подписывает и обнародует законы, принятые законодательным (представительным) органом;
Вправе опротестовать решение законодательного (представительного) органа в судебном порядке.
Глава администрации входит в единую систему исполнительной власти России, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительней власти субъектов федерации, в части осуществления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а равно в рамках реализации полномочий, переданных федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов федерации; подчиняется Президенту России и Правительству России по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации, по предметам совместного ведения России и субъектов федерации.
Законодательное (представительное) собрание вправе обратиться к главе администрации с предложением о внесении изменений и дополнений в акты органов исполнительной власти или их отмене в случае противоречия актов законам субъекта федерации. Законодательный (представительный) орган вправе заслушать главу администрации по вопросам исполнения законов субъекта федерации, бюджета, реализации целевых программ и планов социально-экономического развития соответствующей территории.
Правовой статус главы, администрации. В своей деятельности глава администрации руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, уставом и законодательством субъекта федерации.
Глава администрации обладает следующими основными полномочиями:
Представляет интересы соответствующего субъекта федерации в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств;
Разрабатывает и представляет на утверждение законодательного (представительного) органа субъекта федерации бюджет и обеспечивает его исполнение;
Формирует органы исполнительной власти субъекта федерации в соответствии с законодательством субъекта федерации;
Назначает на должность и освобождает от должности глав администраций городов и районов, а также решает вопросы примененияк ним мер дисциплинарной ответственности, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, они не отнесены к органам местного самоуправления;
Решает вопросы о представительстве органов исполнительной власти субъектов федерации при Президенте Российской Федерации, Правительстве России и органах исполнительной власти других субъектов федерации.
Глава администрации осуществляет и иные полномочия, установленные законодательством России и законодательством края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Принимает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с моментаих опубликования, если иное не определено в самом акте. Они обязательны для исполнения на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Имеет право обращаться в федеральные органы, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации и получать ответы на соответствующие обращения.
Споры и конфликты главы администрации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти соответствующего субъекта федерации и органами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссий или в судебном порядке.
Несет ответственность за деятельность руководимых им органов исполнительной власти.
К органам отраслевой и межотраслевой (специальной) компетенции в республиках, входящих в состав Российской Федерации, относятся министерства, государственные комитеты, главные управления, управления и др.
В других субъектах Российской Федерации функционируют главные управления, управления, комитеты, отделы, департаменты и др.
К органам краевой, областной администрации, например, относятся:
Управление юстиции;
Управление (главное управление) внутренних дел;
Финансовое управление;
Управление по вопросам инвестиций;
Управление сельского хозяйства;
Комитет по архитектуре и строительству;
Комитет по экономике и прогнозированию;
Комитет по управлению государственным имуществом;
Комитет по вопросам обороны, мобилизационной подготовки и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Комитет по промышленности;
Комитет по торговле;
Комитетпо внешнеэкономическим связям;
Комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности;
Комитет по поддержке предпринимательства;
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству;
Комитет по использованию и охране недр и экологии;
Комитет по жилищному и коммунальному хозяйству;
Комитет по транспорту, связи и дорожному строительству;
Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы.
По типу компетенции они делятся на 2 группы :
1) Органы общей компетенции;
2) Органы специальной компетенции.
К органам общей компетенции относятся:
Президент РФ;
Правительство РФ;
Федеральное собрание РФ:
Совет Федерации;
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ;
Представительные и исполнительные органы местного самоуправления.
К органам специальной компетенции относятся:
Министерство Финансов РФ;
Федеральная налоговая служба РФ;
Центральный Банк РФ;
Система коммерческих банков;
Органы налоговой полиции; (налоговая полиция расформирована в 2003г.)
Счетная Палата РФ.
Органы общей компетенции - руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию.
Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится финансовая политика.
Исполнительные органы гос. власти (Правительство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подзаконные финансовые НПА, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.
Функции финансовой деятельности выполняют также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т. д.). То же относится и к подобным органам, формируемым ОМСУ (отделы, управления администраций и т. п.).
Прерогативой законодательных (представительных) органов гос. власти является принятие финансовых законов, а также осуществление финансового контроля.
Органы специальной компетенции созданы для управления финансами и финансового контроля. Делятся на две группы :
1. Гос. органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач . Это министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Управляя порученным участком государственной деятельности, они:
а) тратят бюджетные ассигнования;
б) создают на своих предприятиях прибыль, которая в свою очередь перераспределяется в бюджет.
Эти органы утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и другие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финансов определяются специальными нормативными актами.
2. Гос. органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной . Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.
Органы общей компетенции
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Органы общей компетенции |
Рубрика (тематическая категория) | Экология |
Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида˸ органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.
Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции состоит в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитием экономики, управлением развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.
К органам общей компетенции , осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся˸
Президент России;
Правительство России;
Правительства (администрация) субъектов РФ.
Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям ᴇᴦο управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в сфере природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в ᴇᴦο администрации. За время действия института президентства в России специальной структурой в Администрации Президента был советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья. Позднее эта должность была упразднена. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ.
При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими Указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на ᴇᴦο базе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (1996 г.) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.
Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей... .
Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей... .
Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной... .
Органами специальной компетенции называются органы государственной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Президентом РФ выполнять соответствующие экологические функции. По характеру своей специальной компетенции органы экологического Управления условно можно подразделить на два вида: межотраслевые и отраслевые. Межотраслевые органы выполняют блок природоохранительных задач по отношению ко всем (или большинству) природным ресурсам или видам деятельности; отраслевые осуществляют охрану окружающей среды в отдельных отраслях (сферах) экономики (транспорт, промышленность, энергетика и т. д.).
Следует отметить определенную условность такой классификации.
В работах одних авторов предлагалось разграничивать комплексные, отраслевые и функциональные органы специальной компетенции (В. В. Петров). Другие ученые полагали обоснованным выделять органы межотраслевой (межведомственной) компетенции и органы управления отраслевой компетенции (Б. В. Ерофеев). Третьи писали, что подсистему органов специального экологического управления следует строить по формальному критерию, то есть в соответствии со статусом органа исполнительной власти, - министерства, комитеты, службы и т. д. (О. Л. Дубовик). Сегодня практически любая классификация будет уязвима для критики, хотя бы по причине невозможности сформулировать исчерпывающий перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих отдельные экологические функции.
Общий перечень федеральных органов исполнительной власти определяет Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ (ст. 112 Конституции РФ). В настоящий момент действует Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», согласно которому в систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ действует на основании Постановления Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ».
Впервые специализированный природоохранный орган с надведомственными полномочиями - Государственный комитет СССР по охране природы (Госкомприрода) - был создан в январе 1988 г. на базе нескольких министерств и ведомств.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
В сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания,
В сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения,
В сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения,
По выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
Структура Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
4. Федеральное агентство водных ресурсов
5. Федеральное агентство по недропользованию
А) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;
Б) Исполнительные органы власти; органы местного самоуправления; Минюста России; Федеральное собрание.
В) Президент; Федеральное Собрание; Правительство: представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации;
63. Производственный экологический контроль осуществляется:
А) Исполнительным органом государственной власти;
Б) Органами местного самоуправления;
В) Экологической службой предприятия;
Г) Правительство РФ.
64. Определяют (-ет) основные направления внутренней экологической политики российского государства:
А) Президент РФ;
Б) Правительство РФ;
В) Минприроды России;
Г) Главы субъектов РФ.
65. К полномочиям Правительства РФ в сфере управления охраной окружающей среды не относится:
А) Обеспечение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
Б) Принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и экологическое благополучие;
В) Организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов;
Г) Организация проведения государственной экологической экспертизы.
66. К органам государственного экологического управления общей компетенции не относится:
А) Правительство РФ;
Б) Президент РФ;
Г) Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.
67. Основным органом государственного управления использованием и охраной вод, недр, атмосферного воздуха является:
А) Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
В) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования РФ;
Г) Федеральное агентство по рыболовству РФ.
68. Основным органом государственного управления использованием и охраной животного мира, отнесенного объектам охоты, является:
А) Министерство экономического развития РФ;
Б) Федеральное агентство лесного хозяйства РФ;
В) Министерство сельского хозяйства РФ;
Г) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии РФ.
69. В ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ находится:
А) Федеральное агентство по недропользованию;
Б) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
В) Федеральное агентство по рыболовству;
Г) Министерство экономического развития РФ;
70. Специально уполномоченным государственным органом в области экологического мониторинга является:
А) Росприроднадзор;
Б) Ростехнадзор;
В) Росреестр;
Г) Росгидромет.
71. В Российской Федерации осуществляются следующие виды экологического контроля:
А) Государственный, производственный и муниципальный;
Б) Муниципальный, производственный и общественный;
В) Государственный, производственный и общественный;
Г) Государственный, производственный, муниципальный и общественный.
72. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется:
А) Президентом РФ;
Б) Правительством РФ;
В) Министерством природных ресурсов и экологии РФ;
Г) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
73. Специально уполномоченным органом, осуществляющим функции государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха, является:
А) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
Б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
В) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Г) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
74. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется:
А) Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
Б) Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти;
В) Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
Г) Уполномоченными на то органами исполнительной власти субъектов РФ.
75. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено:
А) Координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
Б) Право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
В) Участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;
Г) Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории населенного пункта.
76. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено:
А) Обеспечение охраны окружающей среды на континентальном шельфе РФ;
Б) Ведение Красной книги РФ;
В) Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
Г) Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в РФ.
77. На стадии ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, проводится:
А) Предупредительный экологический контроль;
Б) Текущий экологический контроль;
В) Последующий экологический контроль;
Г) Производственный контроль.
78. Субъектом государственного специального экологического контроля является:
А) Президент РФ;
Б) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;
В) Правительство РФ;
Г) Органы местного самоуправления.
79. Экологический контроль, проводимый руководителем предприятия, именуется:
А) Ведомственным;
В) Производственным;
Г) Государственным.
80. Деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства это:
В) Экологический контроль;
Г) Экологическая сертификация.
81. К органам специальной компетенции в сфере управления природопользованием относится:
А) Федеральное Собрание РФ;
Б) Правительство РФ;
В) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;
Г) Нет верного ответа.
82. Характеристика права собственности на природные ресурсы:
А) Абсолютное право собственности;
Б) Ограничение права собственности в связи с экологическими требованиями;
В) Ограничение права собственности в связи с муниципальными и государственными нуждами;
Г) Нет верного ответа.
Какие природные ресурсы находятся исключительно в федеральной собственности?
А) Природные объекты, предоставленные для нужд обороны;