Широкий подход. Механизм государства: определение понятия, основные черты

1.2 Широкий подход

Сторонники второго подхода – широкого – включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие. Например, М.Н.Марченко отмечает, что в научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов». Так, в частности, М.И.Абдулаев и С.А Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия. В.В.Лазарев и В.С.Афанасьев утверждают, что государственный механизм - это законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.). Так как в РФ правоохранительные органы и вооруженные силы относятся к органам исполнительной власти, то по многочисленному мнению, они входят в структуру механизма современного Российского государства, но являются лишь отдельными его элементами. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо основными, базовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в определении и структуре механизма современного государства РФ.

1.3 Функциональный подход

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей. Одним из первых данную позицию выразил Г.А.Мурашин, который еще в 1972 году писал: «Механизм государства употребляется наряду с термином "государственный аппарат", однако, лучше определяется суть этого явления... не в статике, а в движении». Наиболее последовательно эта позиция была аргументирована Э.П.Григонисом, который обращался к лексическому значению слов "аппарат" как совокупности учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления, и "механизм" как системы, где движение одного вызывает движение другого, и пришел к следующему выводу: понятия "государственный аппарат" и "государственный механизм" лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, статике (государственный аппарат), и та же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства). Само понятие механизма государства Э.П.Григонис определяет как "функционирование, действие органов государства", что выражается в определенных способах, принципах функционирования системы государственных органов (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей.

Приведенный обзор различных подходов к решению проблемы определения понятия механизма государства РФ позволяет сделать некоторые выводы: во-первых, единое понимание механизма государства в современной отечественной юридической науке на сегодняшний день не выработано; во-вторых, по данному вопросу существуют три наиболее распространенные точки зрения: механизм государства - это система государственных органов (понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны);

2) механизм государства - это совокупность не только органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных), а также так называемых «материальных придатков» (армии, правоохранительных органов, исправительно-трудовых учреждений и др.)

3) механизм государства – это функционирование, действие органов государства, их динамика.

Нельзя не учитывать тот факт, что в настоящее время в России утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим некоторые точки зрения, предложенные в период существования механизма Советского государства, построенного на основе руководящей роли партии и огосударствлении многих сфер жизни общества, вовсе не применимы к определению механизма современного Российского государства, его структуры, принципов формирования и функционирования. Наука теории государства и права уже отошла от понимания узко классовой сущности самого государства, многих его категорий, что диктует необходимость нахождения новых подходов, в частности, к решению проблемы определения данного института. Все три концепции, несомненно, имеют право на существование. Можно согласиться с указанными ранее исследователями, которые считают, что под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но взятые в динамике. Рассматривая аппарат государства, нужно говорить, прежде всего, о порядке образования, структуре, компетенции того или иного государственного органа, об их видах, о статусе государственных служащих и о других подобных аспектах, а, исследуя механизм государства, необходимо анализировать непосредственно вопросы деятельности государственных органов, их место и роль в государственном механизме, направления взаимодействия между собой, проблемы функционирования и пути их преодоления.

Сам термин «механизм» в прямом смысле применяется в техническом значении, его толкование связывается с внутренним устройством машины. Любой механизм – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, элементов при наличии, с одной стороны, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, а с другой - дифференциации и относительной автономности. Применительно к структуре современного государственного механизма РФ важнейшими такими элементами являются государственные органы, организованные и функционирующие с учетом ряда принципов, наиболее значимым структурообразующим из которых является закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей. От уровня развития законодательных, исполнительных и судебных органов, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между собой и ряда других факторов в значительной мере зависит эффективность всего механизма государства. Таким образом, структурно можно выделить в механизме современного Российского государства совокупность государственных органов (государственный аппарат) в его широком значении (а не только как совокупность органов исполнительной власти), однако, вслед за сторонниками третьего подхода следует рассматривать их в динамике. Действительно, любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Однако, важно подчеркнуть, что механизм есть система в действии, а не «действие системы». В связи с этим, можно предположить, что более точным было бы определять механизм государства не как действие органов государства, а как систему государственных органов (государственный аппарат) в динамике, то есть в действии, в процессе осуществления государственной власти, функционировании и во взаимодействии.

Как справедливо отмечают М.И.Абдулаев и С.А.Комаров, каждый государственный орган выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего государственного механизма, в котором все органы действуют согласовано. В итоге этот особый «живой организм» непрерывно находится в движении, в развитии. Однако, механизм современного Российского государства – это не простое механическое соединение, суммирование его отдельных элементов, а их четко организованная и упорядоченная система, где изменение одного элемента ведет к изменению системы в целом, так как все части находятся во взаимодействии между собой.

Структура механизма государства – это его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его элементов, их соотношение между собой. Она указывает, из чего складывается государственный механизм, какова субординация его составных частей и т.п. Исходя из того, что по своей структуре механизм государства – это целостная общая система, которая состоит из ряда частных подсистем, находящихся в динамике. Термин «система» греческого происхождения и означает в переводе «целое, составленное из частей; соединение» и определяется как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. На данных положениях базируется системный подход как направление в методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что требует раскрытия их целостности, выявления их элементов, а также взаимодействия системы со средой. С данным подходом тесно связан функциональный метод, который используется в науке для выделения в системах составляющих структурных частей, элементов с точки зрения их назначения, роли, функций, многочисленных типов связей между ними, взаимовлияния. Алехина О.М. в своей статье считает, что на основе сочетания вышеуказанных методов допустимо использовать системно-функциональный подход к изучению структуры механизма государства РФ. В рамках взгляда на понятие государственного механизма как динамичной, функционирующей системы государственных органов его структура должна рассматриваться в неразрывной связи с деятельностью его элементов, с учетом взаимодействия между ними.

Системно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает неразрывное сочетание, единство следующих аспектов:

определение места и роли в нем образующих его элементов - государственных органов - системный аспект;

изучение их назначения, анализ выполняемых функций и направлений взаимодействия между собой - функциональный аспект.

При таком подходе механизм государства предстает не просто как функционирующая система государственных органов, а как совокупность взаимодействующих подсистем, осуществляющих государственную власть и функционирующих в рамках целостной системы аппарата государства.

Государственный аппарат представляет собой взятые в единстве все государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие определенной структурой, наделенные компетенцией, которые в отдельности выполняют собственные функции в определенной сфере, но в целом – обладая властными полномочиями, обеспечивают реализацию функций и задач всего государства, действуя при этом от имени государства. Механизм государства РФ внутренне един. Каждый государственный орган как часть целого является носителем государственной власти РФ, имеющей единый источник - народ. Любой государственный орган представляет собой единичное в рамках общего государственного механизма и, имея собственную природу и определенное назначение, содержит тем самым в себе потенциальную возможность для выделения его в структуре механизма государства в целом. С учетом важнейшего структурообразующего принципа организации государственного механизма РФ - принципа разделения властей - и федеративного устройства России, закрепленных в Конституции РФ, а также с использованием системно-функционального подхода в структуре механизма современного Российского государства можно выделить следующие основные частные элементы, в том числе и подсистемы государственных органов: Президент РФ; органы законодательной власти РФ (Федеральное Собрание РФ) и субъектов РФ; органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ (общей и специальной компетенции); органы судебной власти и прокуратуры.

Таким образом, решению проблемы выработки единого подхода понимания механизма современного Российского государства способствует определение его как совокупности государственных органов в динамике, в процессе функционирования и во взаимодействии между собой. С учетом системно-функционального подхода в структуре механизма государства РФ можно выделить совокупность взаимодействующих подсистем государственных органов, осуществляющих государственную власть и образующих государственный аппарат. Исследование вопросов сущности, понятия, структуры, назначения государственного механизма РФ, анализ направлений взаимодействия между государственными органами имеют существенное значение для юридической науки и практики, так как содействуют повышению уровня эффективности функционирования механизма государства РФ в целом и отдельных его составляющих.

Жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права. 53. Договорная теория происхождения государства. Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время – в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-Ж.Руссо, А.Н. ...

Собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях, и официальное право – совокупность норм. 47 Нормативистская теория права Кельзен, Штаммлер – Право – иерархия норм, нормативный регулятор общественных отношений; оно немыслимо без государства, а государство немыслимо без права. 48 Формы (источники) права …- способы закрепления и выражения правовых...

Государство - это особая форма социальной организации больших людских масс. Но оно существовало далеко не всегда. Изначально люди представляли собой разрозненную биологическую совокупность. Объединения были ограничены лишь небольшими родовыми общинами или же семьями. Однако, в силу своей социальной природы, каждый человек стремится к существованию в обществе. Именно этот факт повлек создание стран, которые представляют собой сложную форму организации населения определенной территории.

Ключевым аспектом подобных структур является не только момент их создания, но еще и процесс регулирования внутренней и внешней деятельности. Долгое время люди не моги создать систему управления государством. Это во многих случаях приводило к потере эффективности организации, другими словами, полной анархии. Но с течением времени положение дел существенно изменилось. Внутри государств стали появляться органы власти и уполномоченные лица. На сегодняшний день во всех странах действует институт механизма государства. Именно он отвечает за эффективную координацию внутренних отношений в подобных организациях. Однако помимо механизма существует также государственный аппарат. Суть этих понятий является достаточно близкой, что во многих случаях приводит к путанице. Поэтому в данной статье мы попытаемся разъяснить особенности каждой категории.

Государство - общие понятия

Чтобы наиболее полно и грамотно рассмотреть категории "государственный аппарат" и необходимо назвать ключевые особенности страны. На протяжении многих лет ученые-теоретики спорили об особенностях держав и дефиниции этой категории. Сегодня, конечно же, уже сформировалось доктринальное понятие государств. Согласно положениям наиболее классической теории, страна - это социально-правовая организация людей, которая управляется властью политического характера, реализует в своей деятельности метод принуждения, а также обладает суверенитетом. Помимо этого, любая страна имеет ограниченные территориальные рамки, а также собственное население. и механизм государства - это уже сфера управления державой, которая берет свое начало непосредственно от населения. Ведь именно оно осуществляет регулирование внутренних процессов в стране.

Основные признаки государства

Все без исключения страны на сегодняшний день формируются по единому образу. Это свидетельствует о наличие общих теоретических и практических основ построения государств. Примером тому является существование признаков державы, которые в науке признаются всеми теоретиками. Таким образом, в число основных признаков государственной организации входят:

  • наличие единой всеобщей силы политического характера;
  • возможность создавать новые правила поведения и менять уже существующие;
  • наличие государственного имущества (собственности);
  • существование единого языка, в зависимости от количества этнических структур;
  • наличие суверенитета и государственного аппарата (механизма).

Как мы видим, государственный аппарат - это не просто институт в отдельно взятой стране, но еще и ключевой признак её непосредственного существования. Таким образом, данная категория наделена массой интересных моментов, рассмотрение которых позволяет выделить специфические особенности различных стран.

Механизм государства - понятие

В современной науке существует множество терминов, которые в большинстве случаев ошибочно отождествляются. Например, понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» соотносятся как абсолютно идентичные категории. Конечно, такой подход является ошибочным, так как суть обеих категорий является совершенно разной. Возьмем, к примеру, механизм государства. Что собой представляет данная категория? Механизмом государства в классическом варианте признается иерархическая, целостная система органов государственной власти и других официальных учреждений, которые непосредственно реализуют в своей деятельности наиболее важные функции державы. То есть механизм - это высшая сфера управления страной. Он является неотъемлемой частью любой политико-правовой структуры на сегодняшний день. Механизм характеризуется определенными признаками, которые будут представлены далее в статье.

Понятие аппарата государства

В теории об аппарате страны существует множество научных взглядов. Практически все они основываются на том, что данная категория является системным элементом механизма государства. Подобная трактовка имеет множество приверженцев. При этом её сложно признать неправильной, если исходить из понятия государственного аппарата. Согласно ему, представленная категория - это система которые наделены исполнительно-распорядительными, контролирующими и управленческими полномочиями. Именно при помощи данных ведомств государство реализует свои ключевые функции. На официальные органы, непосредственно входящие в аппарат, возлагаются полномочия использования наиболее важных общественных ресурсов для достижения ими поставленных целей.

Таким образом, обе категории являются достаточно необычными. При этом в высших учебных заведениях отводится большое количество времени на то, чтобы будущие юристы детально разобрали механизм государства и государственный аппарат. Шпаргалка в данном случае невозможна на экзаменах, так как категории эти крайне сложные и необычные.

Чем отличается механизм государства от государственного аппарата?

Представленные выше понятия двух категорий дают возможность разобраться в сути их взаимосвязи. Тот факт, что государственный аппарат и механизм не являются идентичными, не оставляет сомнений. Однако многим людям непонятно, на основе чего представленные категории между собой разнятся. Необходимо начать с того, что механизм государства - это система официальных органов и учреждений. В данном случае говорится обо всех без исключения субъектах управленческого процесса. Государственный аппарат несколько отличается. Данная категория характеризует исключительно органы, которые хоть и наделены уникальными полномочиями, но значимых для страны решений не принимают, а сфера их деятельности ограничена рамками отраслевых нормативных актов. Иными словами, государственный аппарат - это часть механизма страны. Но дабы более детально разобраться в сути этих своеобразных категорий, нужно проанализировать их признаки.

Признаки механизма государства

Каждая научная категория имеет ряд специфических моментов, на основе которых её можно изучить и вообще выявить. Понятие и признаки механизма государства, государственного аппарата являются подобными идентификационными элементами. Что касается первой категории, то её на сегодняшний день характеризуются следующие моменты:

1) целостность системы, в которой все без исключения органы и учреждения взаимосвязаны между собой;

2) наличие единых функциональных задач у всех входящих в структуру механизма органов;

3) базисом механизма государства являются официальные учреждения о ведомства, которые имеют уникальные по своей сути полномочия;

4) механизм страны - это функциональный рычаг, который отвечает за развитие державы и общества.

Особенности аппарата

Признаки характеризуют не только механизм страны. Их можно выделить при анализе любой научной категории. Государственный аппарат и механизм государства тесно связаны друг с другом. Поэтому их особенности в какой-то мере буду схожи, однако ключевые признаки категорий разные. Государственный аппарат характеризуется следующими моментами:

1) все входящие в структуру органы имеют официальный статус;

2) в процессе своей деятельности они реализуют управленческие, контролирующие и исполнительно-распорядительные функции;

3) аппарат имеет право распоряжаться, а также пользоваться общественной собственностью и другими необходимыми ресурсами;

4) система органов власти является строго иерархичной;

5) в структуру входят все без исключения государственные ведомства.

Отсюда следует, что все без исключения особенности аппарата страны связаны с объектами, которые входят в его непосредственную систему.

Структура механизма страны

Государственный механизм и аппарат государства, книги о которых все чаще публикуются на сегодняшний день, являются структурированными категориями. В каждой из них существуют собственные системные элементы, выполняющие определенные функции. Механизма государства состоит из пяти элементов.

1. Первой составляющей, конечно же, является аппарат державы, то есть система официальных органов власти. Данные ведомства являются фактической силой государства.

2. Второй элемент состоит из официальных организаций. Подобные структуры выполняют по большей части охранную деятельность, связанную с обороной непосредственно страны и её населения.

3. Что касается государственных учреждений, то на них распространяются функции культурного, научного, здравоохранительного и иных видов обеспечения населения страны. К числу таких структур можно отнести школы, больницы, высшие учебные заведения и т. п.

4. Государственными предприятиями признаются структуры, которые управленческими полномочиями не обладают, но на них возлагается задача осуществления хозяйственной деятельности, основанной на изготовлении продукции, выполнении работ и т. п.

В структуру механизма государства входят такие специфические элементы, как финансовые, организационные средства, рабочая сила и т. п.

Система аппарата страны

Тот факт, что государственный аппарат является частью механизма державы, не означает отсутствие в нем собственной системы. Его структура также состоит из нескольких взаимосвязанных элементов. В их числе:


Следует отметить, что в процессе деятельности перечисленных органов фактически реализуется государственная власть. Механизм, аппарат государства, в свою очередь, являются лишь её формальным обрамлением.

Принципы, на которых категории основаны

Любой существующий на сегодняшний день научный или практический институт строится на каких-либо исходных положениях. Механизм государства и государственный аппарат, кратко рассмотренные в статье, не являются исключением. Существуют принципы, на которых эти категории строятся. Их роль достаточно велика, так как они дают возможность конкретным институтам государственной власти действовать. Можно выделить шесть ключевых принципов.

1. Исходное положение гласности говорит об открытости управления государством.

2. Демократизм позволяет гражданам участвовать в координации деятельности страны и её отдельных структур.

3. Принцип законности - это фактическое исполнение всеми официальными органами и учреждениями нормативных правил, установленных державой.

4. Огромное значение имеет принцип федерализма, ведь наше государство представляет собой достаточно большую политико-правовую структуру.

5. Принцип профессионализма говорит о наличии специальных методов и форм реализации функций страны, основанных на квалифицированной деятельности специалистов.

6. Механизм государства и государственный аппарат действуют на основе Это придает большей эффективности всему процессу управления страной.

Соотношение категорий с другими институтами

Конечно, механизм государства и государственный аппарат, кратко рассмотренные в этой статье, тесно сочетаются с иными явлениями державы. К примеру, демократический непосредственно не входит в состав упомянутых систем. Однако данное лицо уполномочено принимать акты, которые влияют на деятельность учреждений, органов и других ведомств как механизма страны в целом, так и аппарата.

Заключение

Итак, в статье мы раскрыли особенности нескольких важных категорий, например государственного аппарата. Государственный аппарат, механизм государства, система этих явлений и другие особенности показали, что каждая держава, в том числе РФ, представляет собой структурированный «организм», функционирование которого зависит от большого количества факторов.

Механизм государства - это система государственных органов, государственных предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих задачи и функции государства.

Признаки механизма государства:

а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;

б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;

в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;

г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.

В структуре механизма государства различают:

а) государственные органы;

б) государственные предприятия, учреждения, организации

Механизм государства = государственный аппарат + государственные учреждения + материальные средства.

Структурными элементами механизма государства являются

Орган государства,

Государственное учреждение,

Материальные средства.

Основным элементом механизма государства является орган государства.

Орган государства - первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства. Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличие властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства.

К органам государства примыкают госучреждения. Госучреждения не обладают властными полномочиями - это либо вспомогательный рабочий аппарат какого-либо органа государства (канцелярия и т. д.), или учреждение, выполняющее социально-культурные функции - оно принадлежит государству.

Государственные учреждения - это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних. Примерами учреждений являются поликлиники, больницы, детские сады, школы, государственные высшие учебные заведения, библиотеки и т. д. Все они финансируются из государственного бюджета, что показывает их государственный характер, существуют для выполнения задач и функций государства, но при этом не могут издавать общеобязательных властных велений. Учреждения занимаются каким-либо узким направлением деятельности (функцией государства) и находятся в подчинении государственных органов, распоряжения которых для них обязательны (например, подчиняются Министерству высшего и профессионального образования, Министерству культуры и т. д.). Значение учреждения может оказаться более существенным, чем его формальное положение в структуре (администрация Президента).

В каждом государстве складывается свой государственный аппарат, набор органов и материальных средств.

Материальные средства - часть механизма государства, выполняющая функции государственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция, тюрьмы). Эта часть механизма называется материальные средства, т. к. для их существования и выполнения ими своих функций необходимо нечто материальное.

Материальные средства (иногда называют материальные средства принуждения) обеспечивают деятельность органов государства.

Структура механизма государства различается в различных государствах. На механизм государства, на то, из каких органов он будет складываться, влияют множество факторов:

1. этап развития, на котором находится государство (механизм первых государств был слабым, неразвитым);

2. особенности исторического развития страны, события того или иного исторического периода;

3. размеры территории;

4. национальный состав населения (так, в многонациональных государствах есть органы, занимающиеся решением национальных проблем);

5. географическое положение страны (например, в РФ существует Госкомитет по Крайнему Северу, что обусловлено ее географическими особенностями);

6. научные открытия, технические изобретения и их использование в практической деятельности людей (так, в начале века не было всемирных компьютерных сетей, информатики).

Все названные факторы влияют на механизм конкретного государства косвенным образом. Более существенно на механизм государства влияет политический режим. При тоталитаризме увеличивается репрессивная часть механизма государства и т. п.

Государственный механизм это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач, определяемых системой функций государства.

До недавнего времени в теории государства и права понятие «механизм государства» употреблялось как адекватное феномену «государственный аппарат». При этом сам государственный аппарат рассматривался как в широком , так и в узком смысле .

Узкий подход содержит в себе представление о структуре государственного аппарата как совокупности органов государственной власти и управления, в основу деятельности которых положен механизм государственного принуждения. Данная позиция в качестве первоосновы использует концептуальный подход, сформулированный В. И. Лениным, по мнению которого, под государственным аппаратом подразумевается, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество.

Сторонники широкого понимания государственного аппарата включают в него органы государственной власти, а также государственные органы и учреждения, не обладающие самостоятельными властными полномочиями, однако жизненно необходимые государству для эффективной реализации властных предписаний. Такие органы (учреждения) получили в науке название «материальных придатков государственного аппарата». Как правило, к материальным придаткам государства относят институты, при помощи которых реализуется государственное принуждение: вооруженные силы, полицию (милицию), органы безопасности, исправительные учреждения и т. д. Так, по мнению М. И. Марченко, «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов». Сходную точку зрения высказывают В. С. Афанасьев и В. В. Лазарев, которые считают, что «в государственный механизм входят законодательные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы т. п.)».



По мнению В. М. Боера и Н. Г. Янгола, материальные придатки государства – «это, как правило, вооруженные формирования, наделяемые в особых случаях чрезвычайными полномочиями и, что весьма существенно, в силу вооруженности могущие выйти из под контроля тех государственных органов, которыми они создаются и которыми управляются».

Необходимо отметить, что отождествление «материальных придатков» с силовыми структурами государства выглядит не совсем точным. Представляется, что к числу «материальных придатков» государственной власти наряду с органами, при помощи которых осуществляется государственное принуждение, целесообразно относить предприятия, учреждения, организации, осуществляющие материальное, техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности, направленной на реализацию функций государства. В этом смысле вполне приемлемым является определение механизма государства, сформулированное М. К. Исаковой: «Механизм государства – законодательно закрепленная система, располагающая необходимыми материальными придатками государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства».

Наряду с научными подходами, предполагающими отождествление понятий «государственный механизм» и «государственный аппарат», в современной юридической литературе высказываются и иные точки зрения, авторы которых обращают внимание, прежде всего, на этимологию данных понятий. Действительно, слово «аппарат» применительно к юридической науке означает «учреждение или ряд учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления или хозяйства» . Слово же «механизм» определяется как система, в которой движение одного вызывает движение другого .

На основании этого В. М.Боер, Н. Г.Янголутверждают, что понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, в статике (государственный аппарат), и эта же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства).

Анализ вышеперечисленных подходов позволяет говорить о том, что их общим недостатком является смешивание структурных и функциональных аспектов государственной организации общества и как следствие, отождествление двух типов понимания государства: политического, в рамках которого государство рассматривается в качестве аппарата публичной политической власти и социологического, в рамках которого государство представляется как форма социальной организации общества. Причем, если в условиях этатизации политико-правовой науки советского периода практическое значение названной теоретической неточности было ничтожным (в силу фактического огосударствления всех сфер общественной жизни), то в условиях плюралистичной демократической системы, определенной Конституцией 1993 г. в качестве идеальной модели государственного строя России, подобный подход представляется односторонним и в силу этого не соответствующим потребностям современного теоретического государствоведения.

Изменения, произошедшие в последние годы в политико-правовой системе России, обусловили усиление влияния негосударственных институтов (органы местного самоуправления, политические партии, вошедшие в парламент, СМИ и т. д.), которым государство передает часть своих функциональных полномочий и которые в различных сферах общественной жизнедеятельности достаточно активно влияют на процессы реализации функций государства. В сложившейся ситуации представляется уместным разграничение структурных и функциональных составляющих государства и, как следствие, различение феноменов «механизм государства» и «государственный механизм». Структуру механизма государства образуют государственные органы и учреждения, создаваемые по воле государства и действующие преимущественно в общегосударственных интересах. Таким образом, понятие «механизм государства» тождественно понятию «аппарат государства» в его широком смысле. Категория «государственный механизм» включает в себя помимо механизма (аппарата) государства систему негосударственных органов, которым государство делегировало право реализации отдельных государственных функций и наделило их соответствующими государственными полномочиями (прежде всего полномочиями, связанными с правоприменительной деятельностью).

Отношения между государственными и негосударственными институтами в государственном механизме могут быть условно названы «отношениями социального симбиоза» (взаимной полезности). Государство определяет и закрепляет при помощи правовых норм общезначимые правила поведения, реализует монополию на правосудие и государственное принуждение. Вместе с тем негосударственные институты оказывают влияние на правотворческие и правоприменительные процессы, конкурируют с государством в экономической сфере, ограничивают (при помощи общественных правозащитных организаций) возможности применения государственного принуждения.

В литературе термин государственный аппарат и государственный механизм часто смешиваются между собой, но их следует различать.

Механизм государства – категория, отражающая, какими средствами и в рамках какой деятельности осуществляются функции государства. Данная категория отражает динамическую сторону функционирования государства и показывает государство в движении.

Механизм государстве включает в себя 4 составляющих:

1. Структурная составляющая – система органов, реализующих государственные функции.

Виды государственных органов:

v Органы государства в чистом виде – организации, осуществляющие государственную власть (парламент).

v Государственные учреждения, которые реализуют частные функции государственной власти – научные, культурные, образовательные, дипломатические и т. д. (Например, университет).

v Государственные предприятия, которые реализуют государственную власть в производстве (заводы, магазины, государственные монополии);

v Силовые структурные организации, осуществляющие принуждение от имени государства (милиция, полиция, армия).

Функциональная составляющая – набор определенных функций государства, для реализации которых создаются данные организации. Инструментальная составляющая – совокупность полномочий государственных организаций, т. е. прав и обязанностей, а также форм и методов осуществления функций государства. Нормативная составляющая – система правил, норм функционирования государства. Среди них важнейшее место занимают нормы права.

Все эти элементы механизма государства находятся в связи и взаимосвязи.

Механизм государства – система государственных органов, учреждений, предприятий и иных организаций, взятых вместе с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные отношения, а также систематизации норм, регулирующих их деятельность.

Государственный аппарат – структурная часть механизма государства, включающая только государственные организации. Кроме того, в государственный аппарат не входят органы местного самоуправления. Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица (физические лица, на которых возложено осуществление властных функций от имени государства).

Государственный аппарат следует отличать от политических организаций общества. Если в государственный аппарат входят только государственные органы, то политическая организация общества состоит из государственных и общественных организаций, а также органов местного самоуправления.



Просмотров