К сферам распространения государственного метрологического надзора относятся. Функции государственного метрологического контроля (надзора)

В ст. 12 определены виды государственного метрологического контроля и надзора (ГМКиН): государственный метрологический контроль (ГМК) и государственный метрологический надзор (ГМН).

Сферы распространения ГМКиН, которые осуществляются с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, указаны в ст.13 Закона. Все разрабатываемые, производимые и находящиеся в эксплуатации СИ делятся на две группы:

Применяемые в сферах распространения ГМКиН;

Не применяемые в сферах распространения ГМКиН.

Средства измерений первой группы могут применяться только после утверждения типа, проведения их первичной поверки и последующих периодических поверок в процессе эксплуатации. Для СИ второй группы надзор со стороны государства не проводится.

Государственный метрологический контроль (ГМК) включает:

Утверждение типа СИ;

Поверка СИ;

Лицензирование деятельности на право изготовления, ремонта, продажи и проката СИ.

Утверждение типа СИ – решение (уполномоченного на это государственного органа управления) о признании типа СИ узаконенным для применения на основании их испытаний государственным научным метрологическим центром или другой организацией, аккредитованной на этот вид деятельности Решение утверждается и удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ.

Поверка СИ – установление органом ГМС (или другим официально уполномоченным на то органом, организацией) пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям.

Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждаются в установленном порядке. Право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Порядок аккредитации определяется Правительством РФ. Поверка осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом Государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки СИ удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке. Поверительное клеймо может наноситься как на приборы, так и на сопроводительные документы на приборы (паспорта, технические описания и т.п.). Различают несколько видов поверки:



Первичная поверка, которой подвергаются СИ, изготовленные и отремонтированные в РФ или ввезенные по импорту;

Периодическая поверка, которой подлежат приборы, находящиеся в эксплуатации;

Внеочередная поверка проводится в некоторых случаях (повреждение поверительного клейма, ввод в эксплуатацию СИ после хранения и т.п.);

Инспекционная поверка – это поверка при осуществлении ГМН.

Лицензирование – выполняемая в обязательном порядке процедура выдачи лицензии на осуществление деятельности на какой-либо вид деятельности. Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ, применяемых в сферах распространения ГМКиН, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии. Основанием для выдачи лицензии служит заявление юридического или физического лица и положительные результаты проверки условий осуществления лицензируемого вида деятельности.

Государственный метрологический надзор (ГМН) осуществляется за:

Выпуском, состоянием и применением СИ;

Соблюдением метрологических правил и норм;

Количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций (переход материальных ценностей от одного лица к другому);

За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их фасовке и продаже.

Основная цель ГМН – защита интересов граждан и государства от отрицательных последствий, вызванных недостоверными результатами измерений. Функции ГМН возложены на органы Государственной метрологической службы. ГМКиН осуществляют должностные лица Госстандарта – государственные инспекторы по ОЕИ, права и обязанности которых изложены в ст. 20 Закона.

Калибровка СИ

Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке.

Калибровка СИ – совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученным с помощью данного средства измерений и соответствующим значением величины, определенным с помощью эталона с целью определения действительных метрологических характеристик этого СИ.

Особенности калибровки :

Подвергаются СИ, не подлежащие ГМКиН;

Добровольная процедура;

Выполняется любой метрологической службой;

Необязательность (добровольность) аккредитации на право калибровки;

Следствие разгосударствления процессов контроля за исправностью СИ – отказ от всеобщей обязательности поверки СИ.

Калибровка может проводиться любой метрологической службой. Это добровольная процедура, однако для ее проведения необходимы определенные условия. Основное условие – прослеживание измерений, т.е. обязательная передача размера единицы от эталона к рабочему средству измерений.

Появление калибровки является следствием процесса разгосударствления процесса контроля за состоянием СИ, своего рода либерализация метрологического контроля.

В РФ создана Российская система калибровки (РСК ), в которую входят государственные научные метрологические центры, органы ГМС, метрологические службы юридических лиц, объединенные целью ОЕИ в сферах, не подлежащих ГМКиН.

РСК базируется на принципах:

Обязательность передачи размеров единиц от государственных эталонов к рабочим СИ;

Профессионализм и техническая компетентность;

Самоокупаемость.

Действующий

Принят
на одиннадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 11-4
от 15 июня 1998 года)

Об обеспечении единства измерений

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об обеспечении единства измерений


Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Содружества), основываясь на Уставе Содружества , руководствуясь решениями Генеральной конференции мер и весов, рекомендациями и документами Международной организации законодательной метрологии, Международного бюро мер и весов,

принимая во внимание межправительственное соглашение "О проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации" от 13 марта 1992 года ,

стремясь всемерно содействовать сближению нормативных основ государств - участников Содружества в данной области регулирования правоотношений,

в целях защиты установленного правопорядка, прав и интересов юридических и физических лиц от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений и регулирования отношений между государственными органами управления и субъектами хозяйствования по вопросам изготовления, использования, ремонта, продажи и проката средств измерений, приняла настоящий акт в качестве рекомендательного документа в области обеспечения единства измерений во всех государствах - участниках Содружества.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие понятия:

единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений находятся в установленных границах с заданной вероятностью;

законодательная метрология - часть метрологии, относящаяся к деятельности, совершаемой национальным органом по метрологии и содержащей государственные требования, касающиеся единиц, методов измерения, средств измерений и измерительных лабораторий;

средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений (в том числе: меры, измерительные приборы, измерительные преобразователи, стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов, измерительные системы и установки и т.д.);

эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и/или хранения единицы величины (кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины;

государственный (национальный) эталон единицы величины - эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории своего государства;

нормативные документы по обеспечению единства измерений - государственные стандарты, применяемые в установленном порядке, международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и иные нормативные и методические документы, определяющие требования и порядок проведения работ по обеспечению единства измерений;

национальный орган по метрологии - орган государственного управления, уполномоченный осуществлять руководство работами по обеспечению единства измерений в государстве;

метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений;

метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы или метрологической службой юридического лица по проверке соблюдения метрологических правил и норм;

поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органом государственной метрологической службы или другими уполномоченными на то органами (организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям;

сертификат об утверждении типа средств измерений - документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям;

калибровка средств измерений - совокупность операций, которые служат для установления при определенных условиях соотношения между показаниями измерительных приборов или измерительных систем или значениями величин, воспроизводимых материальной мерой или стандартным образцом, и соответствующими значениями величин, воспроизводимых эталоном;

методика выполнения измерений - совокупность операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью.

Статья 2. Законодательство об обеспечении единства измерений

Регулирование отношений в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с национальным законодательством государств - участников Содружества.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве в области обеспечения единства измерений, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Государственное управление обеспечением единства измерений

Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений осуществляет национальный орган по метрологии (НОМ).

К компетенции НОМа относится:

- межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений в государстве;

- представление правительству на утверждение предложений по единицам величин, допускаемым к применению;

- установление правил создания, утверждения, хранения и применения государственных эталонов единиц величин;

- определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

- организация и осуществление государственного метрологического контроля и надзора;

- руководство деятельностью государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;

- участие в деятельности международных организаций по метрологии.

Статья 5. Нормативные документы по обеспечению единства измерений

В соответствии с национальным законодательством в области обеспечения единства измерений НОМ утверждает нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и подлежащие обязательному применению на территории государства.

Глава 2. Единицы величин, средства и методики выполнения измерений

Статья 6. Единицы величин

1. При измерениях применяются единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии.

Наименования, обозначения, правила написания и применения единиц величин, а также применение на территории государства наравне с ними внесистемных единиц величин устанавливает правительство, за исключением случаев, предусмотренных актами национального законодательства.

2. Характеристики и параметры продукции, поставляемой на экспорт, в том числе средств измерений, могут быть выражены в единицах величин, установленных заказчиком.

Статья 7. Государственные эталоны единиц величин

Техническую основу обеспечения единства измерений в государстве образуют государственные эталоны единиц величин, создание и содержание которых осуществляются государством. Государственные эталоны единиц величин предназначены для воспроизведения и хранения единиц величин и используются в качестве исходных с целью передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории страны. Государственные эталоны единиц величин подлежат утверждению НОМом.

Статья 8. Средства измерений

1. Средства измерений используются для определения величин, единицы которых допущены в установленном порядке к применению в стране, и должны соответствовать условиям эксплуатации и установленным к ним требованиям.

2. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и об установлении интервалов между поверками принимает НОМ.

Статья 9. Методики выполнения измерений

1. Измерения, результаты которых используются в областях, на которые распространяется государственный метрологический контроль и надзор, должны осуществляться по аттестованным в установленном порядке методикам.

2. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений определяет НОМ.

Глава 3. Метрологическая служба

Статья 10. Государственная метрологическая служба и иные государственные службы обеспечения единства измерений

1. Государственная метрологическая служба находится в ведении НОМа и включает:

- государственный научный метрологический центр (центры);

- региональные (территориальные) органы государственной метрологической службы.

В государственную метрологическую службу могут входить другие службы по обеспечению единства измерений в соответствии с национальным законодательством.

2. Государственный научный метрологический центр (центры) несет ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение национальных эталонов единиц величин, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений.

3. Органы государственной метрологической службы осуществляют государственный метрологический контроль и надзор за субъектами хозяйствования на закрепленных за ними территориях.

Статья 11. Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц

1. Государственные органы управления, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.

2. При выполнении работ в сферах, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, создание метрологических служб или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.

3. Права и обязанности метрологических служб определяются положениями о них, разрабатываемыми на основе типового положения, утверждаемого НОМом.

Глава 4. Государственный метрологический контроль и надзор

Статья 12. Виды государственного метрологического контроля и надзора

Государственный метрологический контроль и надзор включают:

- испытания и утверждение типа средств измерений;

- поверку средств измерений;

- лицензирование (регистрацию) юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи или проката средств измерений;

- надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений (в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов), методик выполнения измерений, эталонов единиц величин, за соблюдением метрологических правил и норм;

- надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

- надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Национальным законодательством могут быть предусмотрены дополнительные виды метрологического контроля и надзора.

Статья 13. Сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на:

- здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда, продукции, процессов;

- торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом;

- государственные учетные операции;

- обеспечение обороны государства;

- геодезические и гидрометеорологические работы;

- банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

- производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с национальным законодательством;

- испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям национальных стандартов;

- обязательную сертификацию продукции и услуг;

- измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления страны;

- регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.

Национальным законодательством государственный метрологический контроль и надзор могут быть распространены и на другие сферы деятельности.

Статья 14. Утверждение типа средств измерений

1. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений, предназначенные для производства или ввоза, подвергаются испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.

Решение об утверждении типа средств измерений принимается НОМом и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений.

Срок действия этого сертификата устанавливается НОМом при его выдаче.

Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет НОМ.

2. Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами НОМа, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний средств измерений, а также другими организациями, аккредитованными НОМом в качестве государственных центров испытаний средств измерений.

3. Для проведения испытаний образцы средств измерений с соответствующими нормативными и эксплуатационными документами должны быть представлены в установленном НОМом порядке.

4. Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории страны контролируется органами государственной метрологической службы по месту расположения изготовителей и пользователей.

5. На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы.

6. Информация об утверждении типа средств измерений и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях НОМа.

7. Запрещается выпуск в обращение (реализация) средств измерений, не прошедших испытания и утверждение их типа.

Статья 15. Поверка средств измерений

1. Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.

2. Право поверки средств измерений может быть предоставлено НОМом аккредитованным метрологическим службам юридических лиц при условии, что их деятельность осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений.

Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц.

3. Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом государственной метрологической службы.

4. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются оттиском поверительного клейма или/и свидетельством (сертификатом) о поверке.

Форма поверительного клейма и свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливаются НОМом.

5. Правила организации и проведения поверки устанавливаются НОМом.

6. При выполнении поверочных работ с выездом на место эксплуатации средств измерений орган исполнительной власти соответствующего региона обязан оказывать поверителям содействие, в том числе:

- предоставлять им соответствующие помещения;

- обеспечивать вспомогательным персоналом и транспортом;

- извещать всех владельцев и пользователей средств измерений о времени поверки.

Статья 16. Лицензирование (регистрация) деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений

1. Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже или прокату средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь после регистрации в порядке, устанавливаемом НОМом.

2. Лицензирование (регистрация) деятельности по изготовлению, ремонту, продаже или прокату средств измерений производится после проверки органами государственной метрологической службы наличия необходимых для этой деятельности условий, а также соблюдения лицами, осуществляющими эту деятельность, установленных метрологических правил и норм.

3. В случаях нарушения установленных пунктом 2 настоящей статьи условий лицензия (свидетельство о регистрации) аннулируется.

Статья 17. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических норм и правил

Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений (в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов), методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм осуществляется в порядке, устанавливаемом НОМом.

Статья 18. Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций

Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество этих товаров.

Порядок проведения указанного вида метрологического надзора устанавливается НОМом в соответствии с национальным законодательством.

Статья 19. Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже

Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке.

Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливается НОМом в соответствии с национальным законодательством.

Статья 20. Права и обязанности государственных инспекторов (и/или иных уполномоченных должностных лиц) по обеспечению единства измерений

1. Государственные инспекторы, осуществляющие на соответствующей территории государственный метрологический контроль и надзор, вправе беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения:

- посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

- проверять соответствие используемых единиц физических величин допущенным к применению;

- принимать участие в государственных испытаниях средств измерений;

- поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу средств измерений;

- проверять применение аттестованных методик выполнения, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений;

- проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

- отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;

- использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому надзору.

Государственные инспекторы, осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор, имеют право:

- на бесплатный проезд к объектам проверки при наличии задания на проверку;

- на контрольные закупки товаров без предъявления удостоверения.

2. При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

- запрещать применение и выпуск средств измерений, не прошедших утверждение типов или не соответствующих утвержденному типу, а также не прошедших поверку;

- гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или истек срок межповерочного интервала;

- при необходимости изымать средство изменений из эксплуатации;

- представлять предложения по аннулированию регистрации на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;

- давать предписания о запрете выполнения работ, в отношении которых установлены обязательные требования по измерениям и которые выполняются с нарушением этих требований;

- налагать штраф на субъекты хозяйствования за реализацию ими средств измерений, не прошедших государственные испытания в соответствии с обязательными требованиями стандартов, а также за нарушение предписаний государственных инспекторов по обеспечению единства измерений;

- давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм;

- составлять акты проверок и/или протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

3. Другие права и обязанности могут быть дополнительно установлены национальным законодательством.

Статья 21. Ответственность государственных инспекторов (и/или иных уполномоченных должностных лиц)

1. Государственные инспекторы, осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор, обязаны строго соблюдать национальное законодательство, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений и государственного метрологического контроля и надзора.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включающие разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с национальным законодательством.

2. Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган государственной метрологической службы, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы.

Действия государственных инспекторов также могут быть в установленном порядке обжалованы в суд.

3. Обжалование действий государственных инспекторов не приостанавливает реализацию их предписаний.

Статья 22. Содействие государственному инспектору

Юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Глава 5. Калибровка и сертификация средств измерений

Статья 23. Калибровка средств измерений

1. Средства измерений, не подлежащие обязательной поверке, калибруются при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже в порядке, устанавливаемом владельцем или потребителем этих средств.

Калибровка средств измерений производится метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин.

Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или свидетельством (сертификатом) о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.

2. На основе договоров, заключаемых с органами государственной метрологической службы или государственными научными метрологическими центрами, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ.

В этих случаях аккредитованным метрологическим службам юридических лиц предоставляется право выдавать свидетельства (сертификаты) о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали.

Ответственность за ненадлежащее выполнение калибровочных работ несут юридические лица, метрологическими службами которых выполнены калибровочные работы.

При рассмотрении споров в суде, арбитражном суде, государственных органах управления результаты калибровки, оформленные надлежащим образом, могут быть использованы в качестве доказательств.

3. Калибровочная деятельность аккредитованных метрологических служб юридических лиц контролируется органами государственной метрологической службы или государственными научными метрологическими центрами в соответствии с условиями заключенных договоров.

4. Порядок аккредитации на право выполнения калибровочных работ и выдачи свидетельства (сертификата) о калибровке или нанесении калибровочного знака, требования к выполнению калибровочных работ устанавливаются НОМом.

Статья 24. Сертификация средств измерений

Добровольная сертификация средств измерений проводится в соответствии с актами национального законодательства.

Глава 6. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона

Статья 25. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность

Юридические лица, а также государственные органы управления, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Глава 7. Финансирование работ по обеспечению единства измерений

Статья 26. Обязательное государственное финансирование

1. Обязательному государственному финансированию подлежат:

- разработка (приобретение), совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин;

- фундаментальные исследования в области метрологии;

- работы, связанные с ведением служб времени и частоты, стандартных образцов, стандартных справочных данных;

- содержание, приобретение и разработка оборудования, необходимого для оснащения органов государственной метрологической службы;

- разработка утверждаемых НОМом нормативных документов по обеспечению единства измерений;

- работы по государственному метрологическому контролю и надзору.

2. При разработке государственных программ, финансируемых полностью или частично из средств национального бюджета, в том числе программ создания и развития производства оборонной продукции, должны быть предусмотрены разделы метрологического обеспечения.

3. Объемы финансирования работ по обеспечению единства измерений определяются с учетом рекомендаций Рабочей группы по политике в области технического согласования и стандартизации Европейской экономической комиссии ООН в объеме 0,005% ВНП.

Статья 27. Оплата метрологических работ и услуг

Метрологические работы и услуги, оказываемые юридическим и физическим лицам государственными научными метрологическими центрами и органами государственной метрологической службы: испытания для последующего утверждения типа средств измерений, поверка средств измерений, разрешение на деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, сертификация средств измерений, калибровка средств измерений, аттестация методик выполнения измерений, экспертиза нормативных документов, аккредитация метрологических служб и метрологических лабораторий, другие услуги - оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключаемых договоров.

Текст документа сверен по:
"Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ",
N 18, 1998 год

В этой статье мы рассмотрим понятие государственного и метрологического а также уделим внимание различным отдельным вопросам, относящимся к данной гос. структуре. Будут затронуты темы определения данных служб, предназначение, различные включения в понятия и др.

Введение

Метрологическая служба (МС) обладает данными о базе эталона, в соответствии с которым нанимаются подготовленные и аттестованные поверители. А также включает в себя ряд нормативных документов и помещений, которые необходимы для проведения мер по проверке СИ, что соответствует конкретной области аккредитации. Закон обеспечения и единства измерений передает право осуществлению проверки документов, продукции т. д. органам государственного метрологического контроля и надзора. Данные организации осуществляют ряд проверок, целью которых является наблюдение за соблюдением метрологических нормативных положений и стандартов, распространенных в определенной сфере деятельности.

Отвечая на вопрос о том, можно сказать, что это наука об общем разнообразии измерительных средств (ИС) и методиках. Ее главной задачей является обеспечение единства данных методов и единиц измерений, а также метрология старается достичь максимальной точности в своих исследованиях.

Предназначение

Конкретными областями анализа, наблюдения и проверки, являются:

  • сфера здравоохранения, ветеринарии, охраны окружающей среды;
  • осуществление трудовой безопасности;
  • общая масса рыночных операций и взаимных расчетов между торгующим и покупающим субъектом;
  • игровые автоматы;
  • гос. учет операций;
  • обеспечение гос. обороны;
  • детальное слежение за проведением геодезических и гидрометеорологических работ;
  • все операции, связанные с банковским, налоговым, таможенным и почтовым делом;
  • процесс производства продукции, что поставляют в соответствие договорам и контрактам на гос. уровне;
  • проверка и контроль качественных параметров изготавливаемой продукции по соответствию с государственными стандартами РФ;
  • проведение сертификации по отношению к изготавливаемой продукции и предоставляемым услугам;
  • измерение чего-либо, по обращению органов суда, включая арбитражный, а также прокуратуры и органов управления РФ;
  • регистрирование всех международных спортивных достояний, а именно рекордов.

Государственный метрологический контроль и надзор в РФ разделяет весь спектр производимых, разрабатываемых, а также импортирующихся средств на 2 типа:

  • Созданные с целью применения в областях, где распространен гос. метро. контроль и надзор. Весь набор средств становится применимым лишь после проведения ряда экспериментов и расчетов, позволяющих понять их правильность и непогрешимость результатов.
  • Не созданных для применения в вышеупомянутых областях.

Группы средств

Государственный метрологический контроль и надзор, юридические лица осуществляют путем:

  • Калибровки общего количества измерительных средств.
  • Надзора за качеством и способами применения измерительных средств, эталонов единичных величин, а также за соблюдением всего спектра метрологических нормативных указаний, соответствующих определенной документации.
  • Выдачи особых предписывающих бумаг, нацеленных на устранение и/или предотвращение возможных отступлений от определенных стандартов.
  • Исследования и анализа современного представления об измерительных средствах, нацеленных на их испытание и утверждение.

В метрологической экспертизе системы испытаний и утверждения измерительных средств присутствуют следующие пункты:

  • Проверка средства измерения, проведенная для утверждения.
  • Проведение согласования и принятия, относительно решения, что собираются утвердить.
  • Гос. регистрация, а также присвоение сертификата, подтверждающего утверждение средства.
  • Проверка измерительного средства в условиях соответственного типа.
  • Признание постановления об утверждении методологического приема или результатов испытаний, которым занимается особая компетентная организация за рубежом.
  • Проведение информационного обслуживания для потребителей конкретной техники измерительного типа.

Мы уже ознакомились с общим видом ответа на вопрос о том, что такое метрология, однако важно понимать, что это многосоставная наука. С ней связано множество тонкостей ее определения в областях деятельности. Важно понимать, что испытующие программы, применимые к измерительным средствам могут предусматривать лишь наличие конкретной метрологической характеристики, для определенного образца измерений и экспериментальной апробации методологии приемов, применимых к самому образцу. По показателям равносильности объема работы, подобные исследования приравниваются к метрологической аттестации.

Соответствие набору положений международного соглашения России, передает право анализа импортируемой продукции в государство и из него, органам государственного и метрологического контроля и надзора РФ. Право работы таким структурам предоставляется и для работы за рубежом, что является обязательным условием для приписки товара (особенно закупаемого) к списку дозволенного и проверенного, а также применимого на территории России.

Включения

Гос. метроконтроль включает в себя явление:

  • Утверждения типологии измерительных средств.
  • Испытание измерительных средств, что справедливо и к эталонам.
  • Проведение лицензирования деятельности субъектов физического и юридического типа, изготавливающих и ремонтирующих данные средства.

Утверждение методологических приемов и измерений осуществляется в соответствии с утверждениями Госстандарта РФ, подписанного и приведенного в силу 8 февраля 1994 года и пронумерованного как № 6. Положения закона о порядке проведения ряда испытаний и экспериментов и утверждение типологии измерительных средств удостоверяться может только особым сертификатом. Срок, в течение которого он действует, устанавливается в ходе выдачи. Госстандарт занимается внесением конкретного способа измерений в гос. реестр.

Научный гос. метролог. центр Госстандарта РФ занимается также испытаниями средств измерений, применимых с целью фактического утверждения методологического приема. Проводиться также аккредитование самих центров исследований.

Установки системы испытаний

Метрологический контроль - это осуществление технического анализа документации, а также оценивание технических решений, применимых в области конкретного обеспечения исследований.

Периодические контроли, осуществляемые с целью испытания изделий на их соответствие утвержденным типам, проводятся, если:

  • Имеется информация, поступившая от потребителей, об уменьшении параметров качества выпускаемого или импортируемого измерительного средства.
  • Вносятся в конструкцию и/или технологию изготовления ИС определенные изменения, что могут влиять на их нормированное состояние метрологической характеристики.
  • Истек срок, в течение которого сертификат обладает действительной силой.
  • Госстандарт РФ принимает решение о постановке и утверждении измерительного средства.
  • Выдается лицензия на права по изготовлению ИС, предприятию, не входящему ранее в группу изготовителей образов для конкретных измерений, в соответствие с результатами утвержденных испытаний их типа.

Сферы государственного метрологического контроля и надзора, как ясно из пункта о «предназначении», являются крайне разнообразными, а потому и проверка ИС представляет собой крайне многогранный процесс.

Юрисдикция

Проверка ИС лежит в пределах юрисдикции служб, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью в метрологической сфере деятельности человека. Любая продукция, входящая в состав подобных областей, должна в обязательном порядке подвергаться испытанию на соответствие всем стандартам, прежде чем она вступит в импорт, ввоз и эксплуатацию. Допущение к продажам и выдаче напрокат может быть осуществимо лишь после признания и проверки ИС. Важно помнить, что данному анализу и испытаниям долежит абсолютно все экземпляры измерительных систем. Утверждение групп средств, которые обязаны подвергаться проверка, совершается Госстандартом РФ. По его решению, ревизия может проводиться особыми аккредитованными юридическими лицами, входящими в состав структуры метролог. служб. Разбор всех свойств ИС лежит на плечах выше упомянутых специалистов, однако контроль их деятельности осуществляет ряд органов гос. метролог. служб, предназначенных для конкретных мест и в соответствии с их расположением.

Метрологический контроль - это средство, не только позволяющее производить измерение и проверку производства изготовляемой продукции, но также он отвечает за ее ремонт, прокат, торговлю и своевременное предоставление к проведению самой проверки. Положительный результат ревизии должен быть удостоверен особым клеймом, обладающим статусом поверительного. Также может быть использовано в качестве признание создание свидетельства о проверке.

Проведение лицензирования

Процесс лицензирования действий каждого юридического и/или физического лица по созданию и реконструкции измерительных средств производится только после того, как уполномоченные органы, в соответствии со стандартами законодательной метрологии, осуществят ревизию на наличие необходимого перечня условий, который требуется для конкретной деятельности. Также особое внимание уделяется проверке соблюдения лицами, что осуществляют данную деятельность, всего ряда метрологических постановлений о правилах и нормах. Если присутствует нарушение, то лицензия подвергается аннулированию.

Лицензия может быть выдана на промежуток времени, не превышающий 5 лет. Органом, которым она была выдана, должна проводиться периодическая проверка. Ее предназначение заключается в контроле соблюдения различных требований, в соответствии с которым лицензируемая деятельность должна осуществляться.

Понятие метрологической экспертизы включает в себя ряд различных договоренностей. Одной из них является соглашение «О взаимном признании результатов гос. испытаний и утверждение типа метролог. аттестации, проверке и калибровке средств измерений, а также о результатах аккредитации лабораторий, занятых осуществлением испытаний, проверкой и/или калибровкой ИС». В ходе развития понятия о метрологии в данное соглашение был включен документ о порядке взаимного признания лабораторной аккредитации, зданий и помещений, осуществляющих конкретные испытания, а также осмотр и/или калибровку ИС.

Предназначение надзора

Итак, мы уже ознакомились с ответом на вопрос о том, кто проводит государственный метрологический надзор и контроль. Рассматривая пункт о его предназначении, можно сказать, что его главные задачи - это:

  1. Слежение за выпуском, состоянием, эксплуатацией измерительных средств, что были аттестованы в соответствии с особыми, утвержденными измерительными методиками, а также подходят под стандарты эталона различных величин. Не обходят стороной и пункт о соблюдении метролог. правил и нормативных постановлений;
  2. Слежение за количественной величиной товара, что отчуждается в ходе совершения торговой операции;
  3. Слежение за количеством финансового ряда товаров, что упаковывается и расфасовывается для продажи.

Метрологический контроль средств измерений и надзор, осуществляют осмотр объединений, предприятий, организаций и различных учреждений, вне зависимости от их уровня подчиненности и формы проведения собственных проверок. Однако, это справедливо только по отношению к средствам измерений, что входят в сферу, на которую распространяется деятельность метрологических структур надзора и испытаний. При введении особых нормативных актах, их деятельность может быть распространенной и в других областях деятельности человека.

Деятельность государственных метрологических центров регламентируется Государственным надзором и прописана в своде правил ПР50.2.002-94 ГСИ.

Задача проверки

Мы уже рассмотрели предназначение метролог. надзора и контроля. Давайте теперь более детально ознакомимся с главными задачами, среди которых выделяют:

  • Определение степени соответствий между выпускаемым измерительным средством и типом, по которому оно должно утверждаться.
  • Определение функциональности, состояния и верности эксплуатации ИС, что справедливо и по отношению к эталонам, применяемым в ходе проверки самого средства.
  • Важно определять наличие и способы применения методик, в соответствии с которыми осуществляется аттестация измерений.
  • Осуществление контроля, по отношению к соблюдению метрологического свода норм и правил. Данный пункт, в обязательном порядке, подчиняется установкам, прописанным в Законе РФ «об обеспечении единства измерений».

Объектом гос. метролог. надзора и контроля служит перечень всех совершенных операций в области торговой сферы деятельности, в ходе которых товар переходит из собственности одного юридического или физического субъекта в собственность другого. Количественная величина товара определяется при проведении анализа результатов измерений.

Нарушением метролог. правил и норм в ходе определения количественной величины отчуждаемого товара считается:

  • Подвергание отчуждению меньшего количества товаров, не соответствующего информации, содержащейся в заявлении о продажи.
  • Подвергание отчуждению количества продукции, не соответствующего оплаченной цене.
  • Эксплуатация измерительных средств, не подходящих под тип, а также не испытанных и обладающих нарушенным клеймом. Сюда же входят средства, дающие неверные результаты показаний.

Важно будет знать о том, что при создании продукции, метрологические требования распространяются также и на упаковки, в которые она помещается. Они делятся на 2 типа: требование к индивидуальности упаковки и требование к товару, внутри упаковки. Все требования, относящиеся к первому типу, сводятся к положению о том, что при вложении товара, недовложение, не должно превысить допускаемый предел, утвержденный в нормативном документе о данной продукции. В случае отсутствий подобных норм следует руководствоваться рядом требований, что включен в международную документацию МР № 87 МОЗМ о величине нетто в упаковке.

В настоящее время множество подобных служб располагается на конкретных территориях России, что соответствует и другим странам. Например, существует метрологическая служба Москвы, отвечающая за установку, осмотр и смену счетчиков воды. Она расположена по адресу ул. Академика Королева, д. 13. Несмотря на то что требования к точности и соответствию показаний и результатов измерений по всей стране являются общими, тем не менее, в соответствии с регионами, метрологический контроль осуществляется разными службами, действующими в конкретном месте.

Подводя итоги

Виды метрологического государственного контроля, перечисленные в пунктах выше, включены в законодательство и им охраняются. Несоблюдение стандартов может привести к аннулированию лицензии, а эксплуатация в незаконных целях карается и расценивается как преступление.

Существует большое количество знаков в метрологии, которые соответствуют определенным сертификатам. Они показывают нам принадлежность измерительного средства к группе утвержденных и проверенных. Знаки могут делиться на: национальные, международные, отраслевые и специализированные, для определенной промышленности.

Функции государственного метрологического контроля (надзора).

Государственный метрологический контроль (ГМК) включает:

    утверждение типа СИ;

    поверка СИ;

    лицензирование деятельности на право изготовления, ремонта, продажи и проката СИ.

Утверждение типа СИ – решение о признании типа СИ узаконенным для применения на основании их испытаний государственным научным метрологическим центром или другой организацией, аккредитованной на этот вид деятельности Решение утверждается и удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ.
Поверка СИ – установление органом ГМС пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям.
Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждаются в установленном порядке. Право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Порядок аккредитации определяется Правительством РФ. Поверка осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом Государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки СИ удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке. Поверительное клеймо может наноситься как на приборы, так и на сопроводительные документы на приборы. Различают несколько видов поверки:

    первичная поверка изготовленные и отремонтированные в РФ или ввезенные по импорту;

    периодическая поверка, которой подлежат приборы, находящиеся в эксплуатации;

    внеочередная поверка проводится в некоторых случаях;

    инспекционная поверка – это поверка при осуществлении ГМН.

Лицензирование – выполняемая в обязательном порядке процедура выдачи лицензии на осуществление деятельности на какой-либо вид деятельности. Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ, применяемых в сферах распространения ГМКиН, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии. Основанием для выдачи лицензии служит заявление юридического или физического лица и положительные результаты проверки условий осуществления

Статья 12. Виды государственного метрологического контроля и надзора

Функции по государственному метрологическому контролю и надзору осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 294).

1. Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой Госстандарта России.

2. Государственный метрологический контроль включает:

утверждение типа средств измерений;

поверку средств измерений, в том числе эталонов;

Консультант Плюс: примечание.

Лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений прекращается со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов (пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ).

лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

3. Государственный метрологический надзор осуществляется:

за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на:

здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;

государственные учетные операции;

обеспечение обороны государства;

геодезические и гидрометеорологические работы;

банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;

испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации;

обязательную сертификацию продукции и услуг;

измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации;

регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.

Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга государственный метрологический контроль и надзор могут быть распространены и на другие сферы деятельности.



Статья 14. Утверждение типа средств измерений

1. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.

Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России.

Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России.

2. Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами Госстандарта России, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний средств измерений.

Решением Госстандарта России в качестве государственных центров испытаний средств измерений могут быть аккредитованы и другие специализированные организации.

3. Для проведения испытаний образцы средств измерений с соответствующими нормативными и эксплуатационными документами должны быть представлены в установленном Госстандартом России порядке.

4. Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории Российской Федерации контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения изготовителей или пользователей.

5. На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы.

6. Информация об утверждении типа средств измерений и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта России.



Просмотров