Регулируются гражданским законодательством. Отношения, регулируемые гражданским законодательством. Прекращение гражданских правоотношений

Прогноз продаж может быть сделан на основе внутренней и (или) внешней информации . В первом случае торговые агенты, отдел заказов и маркетинга оценивают перспективы продаж и предоставляют эту информацию финансовому управляющему, который упорядочивает оценки по различным видам продукции, а затем объединяет их в общую оценку. Только такой подход может упустить из виду тенденции в конъюнктуре отрасли или даже всей экономике. Внешний же анализ информации учитывает возможные макроэкономические изменения и внутриотраслевые колебания спроса на продукцию.

После составления основных прогнозов объемов продаж определяется рыночная ниша для каждого товара, отношение покупателей к нему и наиболее вероятная цена реализации. Окончательный прогноз, базирующийся на результатах внешнего анализа скорректированных по данным внутреннего анализа обычно более достоверен, чем каждый из них в отдельности. Прогноз продаж составляется в натуральных единицах для того, чтобы учитывать влияние возможного изменения цены на продукцию, или вариантов развития.

Предполагается, что переменные затраты, текущие активы и обязательства при изменении объема продаж изменяются в среднем на столько же, а изменение величины основных средств устанавливается исходя из имеющихся производственных мощностей (и степени их загрузки), их износа и предполагаемых объемов реализации. Таким образом, прогнозируется, сколько ресурсов не хватает, чтобы профинансировать необходимые активы.

Целевая установка в деятельности предприятия и необходимых для этого финансовых ресурсов предполагает и разработку соответствующей стратегии, обеспечивающей достижение поставленных целей. Следует отметить, что крупные изменения в финансово-кредитной системе государства влекут за собой и изменения в стратегии финансирования предприятия, а, следовательно, и в стратегии его развития. В стратегических программах реализуются, как правило, долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, а также действия по их обеспечению необходимыми финансовыми ресурсами. На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям деятельности: налоговая, кредитная, дивидендная и т.д.

На основе спрогнозированых объемов продаж реализуется перспективное, текущее и оперативное финансовое планирование, конечным результатом которых и является составление и исполнение различных бюджетов предприятия. Отметим, что вышеназванные виды планирования характеризуются временными интервалами, видами планов и их детализацией.

В рамках перспективного планирования? (от года до трех-пяти лет) составляются укрупненные формы финансовых планов: отчет о прибылях и убытках, баланс движения денежных средств, баланс активов и пассивов. Показатели в этих планах рассчитываются на каждый планируемый год.

На основе составленных прогнозов объемов продаж планируется выручка от реализации, затраты на производство и реализацию продукции, прибыль периода. Баланс движения денежных средств отражает движение денежных потоков по текущей инвестиционной и финансовой деятельности предприятия и позволяет синхронизировать их поступление и расходование. Все изменения по активам и пассивам предприятия учитываются в балансе.

Текущее финансовое планирование рассматривается как детализированная часть перспективного планирования. Осуществляется на предстоящий год с поквартальной разбивкой, что позволяет достаточно точно спланировать финансовые потоки, а статьи и расчетные показатели представить в детальной, общепринятой форме.

Оперативное финансовое планирование может осуществляться на квартал, месяц, декаду и предполагает полный учет всех предстоящих финансовых потоков предприятия. В рамках оперативного финансового планирования осуществляется составление платежного календаря (для определения точной последовательности и сроков осуществления всех расчетов с контрагентами и работниками предприятиями), кассового плана (для планирования оборота наличных денег в кассе), налогового календаря (для установки точных сроков и сумм уплачиваемых налогов).

Результаты текущего и перспективного планирования во взаимосвязи с другими показателями производственно-хозяйственной деятельности предприятия находит отражение в его бизнес-плане - документально оформленной стратегии развития предприятия.

В этом отношении любопытен опыт концерна «Фиат» , который соединил все виды планирования и добился постоянного роста объемов производства и устойчивого развития. Пятилетние планы ежегодно корректируются (а не пересматриваются заново) в соответствии с изменившимися условиями, при этом второй год текущей пятилетки становится первым плановым, а пятый - четвертым, следом за которым добавляется еще один. Такой подход позволяет оперативно, в соответствии с требованиями внешней и внутренней среды, корректировать текущее развитие предприятия не забывая, однако, о целях стратегического характера, в направлении которых выстраивается вектор движения.

Отметим, что баланс активов и пассивов, баланс движения денежных средств являются бюджетами, т.е. запланированной и утвержденной росписью доходов и расходов предприятия. Формой контроля подобных сбалансированных бюджетов служит уже упоминавшаяся матрица (п.2.1.), где, в данном случае, по вертикали приводятся направления использования финансовых ресурсов, а по горизонтали - источники финансирования. Подобная матрица позволяет сбалансировать доходную и расходную части и определить целевую направленность используемых средств.

Вместе с тем бюджетирование есть, прежде всего, непрерывный процесс - процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов предприятия. Этот процесс охватывает все уровни управления, а информация при составлении бюджетов может двигаться в двух направлениях: сверху вниз и снизу вверх. При восходящем движении рабочая информация или проекты бюджетов подаются от исполнителей к руководству, а в обратном случае имеет место доведенный до всех подразделений скорректированный и утвержденный бюджет компании или ее структурного подразделения. Кроме того, в современных условиях бюджетирование - это еще и процесс автоматизированной обработки и управления финансами предприятия. В разрабатываемом, в виде определенной формы, бюджете данные отражаются как по плану, так и по факту, а программное и компьютерное обеспечение позволяет оперативно получать и отображать текущую информацию по данному бюджету, т.е. в этом случае произошедшее в структуре финансовых ресурсов изменения автоматически фиксируются в форме.

Таким образом, достоинствами бюджетирования являются:

  • 1. своевременное получение и оценка интересующей информации;
  • 2. оптимизация использования ресурсов предприятия;
  • 3. возможность прогноза и оценки будущего состояния компании, отдельных видов ее бизнеса и продуктов;
  • 4. «прозрачность» и привлекательность компании для инвесторов;
  • 5. постоянный и всеобщий контроль «качества» системы финансовых ресурсов предприятия.

Но какой должна быть система бюджетов предприятия, чтобы наиболее полно характеризовать состояние и динамику развития системы финансовых ресурсов? Ранее упоминалось, что, как и любая другая система, финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта могут быть охарактеризованы с временных и пространственных позиций. В этом случае, с позиции временного аспекта, целесообразно выделить следующие уровни бюджетирования:

  • - фактический, т.е. ранее исполненный бюджет, служащий основой для последующего планирования и анализа. Отображает прошлое состояние системы ресурсов.
  • - действующий, т.е. исполняемый бюджет (в рамках одного года) с различной степенью детализации реализуемых показателей (квартал, месяц, декада). Характеризует современное состояние системы;
  • - перспективный, т.е. реализующий финансовую стратегию предприятия. разрабатывается на срок от года (краткосрочный бюджет) до трех-пяти лет (среднесрочный) и более (долгосрочный) и показывает будущее состояние системы. Долгосрочный бюджет характеризует наличие у руководства долгосрочных планов в данном бизнесе и его стремление реализовать миссию данного предприятия.

Пространственная характеристика системы предполагает непременное выделение бюджета на уровне всего предприятия (или консолидированного бюджета материнской компании) как характеризующего всю совокупность и величину ресурсов и бюджетов структурных подразделений.

Функционирование и динамика развития системы финансовых ресурсов обуславливает отображение процесса их воспроизводства (т.е. источников формирования ресурсов и направлений использования) и оценку его эффективности.

Данный подход к бюджетному планированию позволяет реализовать:

Следует отметить, что на первоначальном этапе введение на предприятии полного пакета бюджетов нецелесообразно. Но тогда может возникнуть вопрос: по каким видам деятельности или структурным единицам должны создаваться бюджеты. Здесь может пригодиться зарубежный опыт планирования и анализа.

Мы имеем в виду метод планирования по центрам ответственности, который предполагает разработку матрицы затрат или, соответственно, матрицы прибылей.

Матрица затрат позволяет определить размер затрат структурных подразделений и виды ресурсов, используемых ими. Столбцы данной матрицы показывают элементы затрат структурных подразделений предприятия, перечисленных построчно. Таким образом, при суммировании затрат в ячейках по строкам матрицы можно определить плановую (или фактическую) величину затрат данного подразделения, что важно при принятии управленческих решений. При суммировании затрат в ячейках по столбцам матрицы можно определить величину каждого вида затрат, что необходимо для контроля затрат, установления цены и оценки рентабельности.

Матрица прибылей строится аналогичным образом, но речь идет уже о вкладе каждого анализируемого структурного подразделения в общую величину прибыли предприятия.

Подобное планирование и контроль за затратами и прибылью выделенных центров ответственности способствует повышению их рентабельности и позволяют выделить центры доходов (прибыли) и расходов предприятия. Под центром дохода хозяйствующего субъекта понимается подразделение, приносящее ему наибольшую прибыль, а центр расходов - это наименее рентабельное подразделение. Напомним, что «в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли, ….остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли».

Таким образом, вполне логично составлять бюджеты и контролировать, прежде всего, центры затрат (где наиболее возможно необоснованное завышение расходов) и центры доходов (с целью максимизации получаемой прибыли).

Подразделения, вызывающие у руководства сомнение по поводу обоснованности своего существования и практики хозяйствования могут доказать свою рентабельность, подготовив план затрат для минимального уровня производства, а затем и прибыли от дополнительного его прироста, за которую они отвечают. В этом случае руководство получает информацию о целесообразности финансирования деятельности структурного подразделения или проекта и рассматривает возможность перевода ресурсов в более рентабельный вид деятельности. Данный метод планирования и обоснования затрат известен как финансовый план на нулевой основе .

Отметим, что создаваемый бюджет не всегда может быть бездефицитным, и центр затрат тому подтверждение. Важна контролируемость формирования и использования выделяемых ресурсов, а профицит может быть достигнут на последующих этапах реализуемого проекта. Таким образом, другим критерием выделяемых бюджетов является важность контроля по приоритетным направлениям финансирования затрат и хода реализации запланированных мероприятий. Например, может быть создан инвестиционный бюджет, предназначенный для реализации одноименной функции финансовых ресурсов. Он может также носить балансирующий характер, т.е. с возникновением временных финансовых затруднений ресурсы могут быть направлены на устранение диспропорций между имеющимися возможностями и потребностями. Напротив, в случае же получения сверхзапланированных доходов часть ресурсов может быть направлена в инвестиционный бюджет. Данный бюджет может также помогать финансовым менеджерам в деле управления ликвидность предприятия (см. п. 3.2), ведь структура финансовых вложений будет во многом предопределять и этот аспект функционирования системы ресурсов.

Оценка эффективности функционирования бюджетных ресурсов может быть произведена с помощью рейтинговой оценки (п. 3.2) по значимым и информативным показателям, отобранным для этих целей. Для объективности анализа оцениваемых бюджетов следует стремиться к исчисляемости и сопоставимости отбираемых показателей. В идеале используемые показатели должны быть применимы на всех уровнях бюджетного планирования и контроля, и непременно характеризовать систему ресурсов с позиции эффективности ее функционирования.

Постановка бюджетов на предприятии есть не одномоментный акт, а процесс постепенный, ибо взаимоувязать все бюджеты (особенно в организации со сложной структурой) между собой и с соответствующим программным обеспечением достаточно трудно. «Практика показывает, что в отдельных компаниях вначале после введения схемы бюджетного планирования отклонения важнейших параметров деятельности достигают 40-50%…» . Поэтому, задачей введения бюджетирования и согласования всех компонентов внутрифирменной бюджетной системы, методологическим и программным обеспечением должен заниматься специалист или даже (в случаях с крупными компаниями) отдел. Кстати, функционирование такой специализированной управленческой единицы или органа есть характеристика достижения определенного уровня корпоративной культуры организации.

Хотя бюджетное планирование и корректировка ведутся постоянно в течение всего года, можно выделить три условных этапа бюджетной работы :

  • 1. Предварительный, на котором формируется бюджетный регламент (порядок и организация работ) и составляются проекты бюджетов;
  • 2. Корректировка проектов бюджетов с целью устранения выявленных отклонений;
  • 3. Подготовка окончательных вариантов проектов (с приемлемой степенью детализации статей) и их утверждение в качестве бюджетов.

Особое внимание в процессе бюджетной работы уделяется формативу (т.е. перечню статей) бюджетов, прогнозной оценке развития ситуации и программной обеспеченности (предполагается, что данные из бухгалтерских программ или о совершенных товарных и финансово-кредитных операциях автоматически попадают в программу «поддерживающую» бюджет).

Основой финансового планирования является финансовое прогнозирование, т. е. оценка возможных финансовых последствий принимаемых решений и внешних факторов, влияющих на результаты деятельности компании. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей в дополнительном финансировании.

Главная задача финансового прогнозирования состоит в определении дополнительных потребностей финансирования, которые появляются вследствие увеличения объемов реализации товаров или предоставления услуг.

Прогнозирование дополнительных финансовых потребностей

Расширение деятельности предприятия (увеличение объемов продаж) неизбежно приводит к необходимости увеличения его активов (основных и оборотных средств). Сообразно этому увеличению активов должны появиться дополнительные источники финансирования. Часть этих источников (например, кредиторская задолженность и начисленные обязательства) увеличиваются в соответствии с наращиванием объемов реализации предприятия. Разница между увеличением активов и пассивов и составляет потребность в дополнительном финансировании.

Таким образом, потребность во внешнем финансировании будет тем больше, чем больше существующие активы, темп прироста выручки и норма распределения чистой прибыли на дивиденды, и тем меньше, чем больше краткосрочные пассивы и чистая рентабельность реализованной продукции.

В процессе принятия решения о дополнительном финансировании выделяют основные этапы прогнозирования потребностей финансирования:

§ составление прогноза продаж на основе статистических методов с использованием экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок;

§ составление прогноза переменных затрат;

§ составление прогноза финансирования основных и оборотных активов, требуемых для достижения необходимого объема продаж;

§ расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников.

Расчет потребности во внешнем финансировании осуществляется с помощью метода процента от продаж.

В основе данного метода лежат следующие предположения:

§ переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства увеличиваются пропорционально увеличению объема продаж;

§ изменение постоянных затрат
связано с максимальной величиной и фактической степенью загрузки мощностей;

§ процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличных недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального
и морального износа наличных средств производства и т. п.;

§ долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными;

§ нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль и вычитаются дивиденды.

Если у предприятия нет возможностей или желания привлекать дополнительные источники средств, возможными путями решения проблемы являются снижение нормы распределения прибыли на дивиденды и увеличение показателя чистой рентабельности продаж.

Проведя необходимые корректировки рассчитывают, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы. Это и будет необходимая сумма дополнительного внешнего финансирования.

Процесс государственного финансового планирования и прогнозирования

Бюджет - основной финансовый план государства

Для каждого государства необходим такой процесс, как роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства - центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики.

Таким образом, государственный бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница является положительным сальдо, или бюджетным профицитом. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или бюджетным дефицитом.

Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства. С его помощью могут осуществляться цели и задачи, обусловленные экономической политикой. При этом значение государственного регулирования трудно переоценить. Существуют основные категории входящие в бюджет любого государства - это налоги, займы, расходы, которые всегда остаются неизменными.

Однако история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы, т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов. Полностью бюджет сформировался тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало - стало составлять систему доходов и расходов на определённый период.

Финансы - это система императивных денежных отношений, в процессе которых аккумулируются, распределяются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Поэтому бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Как и любой другой план, государственный бюджет должен составляться на определённый период. Во многих государствах таким периодом был избран один год, который получил название финансового года.

Основой бюджетно-правого статуса государства и его территориальных подразделений является право государства на самостоятельность бюджета.

Таким образом, бюджетным правом называют совокупность всех тех законов, которые определяют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Бюджет - это ещё политический акт, т.е. план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента.

Безусловно, бюджет понятие широкое и его нельзя сводить только к росписи. Роспись относится к бюджету, как часть к общему. В этом смысле роспись есть только как приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собой финансовый план на данный период.

Бюджет выступает в качестве экономической категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда.

Любой бюджет выполняет следующие основные функции:

1. Перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);

2. Государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;

3. Осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;

4. Контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Конечная цель финансового прогнозирования на предприятии – расчет потребности предприятия во внешнем финансировании. Выделяют следующие этапы:

1). Составление прогноза продаж

2). Составление прогноза переменных издержек

3). Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения запланированного объема продаж

4). Расчет потребности во внешнем финансировании, изыскание соответствующих источников с учетом обеспечения оптимальной структуры капитала

1). Основанные на концепции денежного потока

2). « процент от продаж» или метод формулы, основанный на 3 предположениях:

Переменные издержки, текущие активы и обязательства предприятия изменяются пропорционально изменению объема реализации

Процент роста стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями производства

Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогнозе неизменными

В начале прогнозируется величина нераспределенной прибыли с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции. Нераспределенная прибыль = чистая прогнозируемая прибыль * (1-d)

d = фактические дивиденды /фактическая чистая прибыль, Чистая рентабельность = чистая прибыль фактическая / фактическая выручка, Прогнозируемая чистая прибыль = прогнозируемая выручка* фактическая чистая рентабельность реализованной продукции

Затем к нераспределенной прибыли базового года прибавляют прогнозируемую чистую прибыль и вычитают дивиденды, выясняют, сколько не хватает пассивов, чтобы покрыть необходимые активы пассивами. Эта расчетная величина – необходимая сумма дополнительного внешнего финансирования.

Потребность во внешнем финансировании = фактические активы *темп роста выручки – фактическая прибыль *темп роста выручки – (чистая прибыль фактическая / фактическая выручка) * прогнозная выручка * (1 – (фактические дивиденды / фактическая чистая прибыль)) = фактические активы * темп роста выручки – фактическая прибыль * темп роста выручки – прогнозная чистая прибыль * (1 – d)

Потребность во внешнем финансировании тем больше, чем выше размер активов, темп прироста выручки, норма распределения прибыли на дивиденды и тем ниже, чем больше прибыль фактическая, чистая прибыль прогнозная.

Факторы, определяющие рост потребности предприятия во внешнем финансировании:

1). Плановый темп роста объема реализации

2). Использование производственных мощностей, если они используется не в полном объеме, то предприятию необходимо довести степень их использования до нормы, чтобы обеспечить требуемый рост объема производства. Если фирма работает не на полную мощность, то потребность во внешнем финансировании снижается.


3). Капиталоемкость и ресурсоемкость реализуемой продукции – стоимость всех активов, приходящихся на 1 рубль реализуемой продукции. Если она низкая, тогда объем реализации может расти быстрыми темпами, не возникает большей потребности во внешних источниках финансирования. Если высокая, то незначительное увеличение производства приведет к необходимости привлечения значительных средств из внешних источников.

4). Рентабельность реализованной продукции. Чем выше размер прибыли, тем меньше потребность во внешнем финансировании

5). Дивидендная политика: при росте объема капитала ограничивают нормы дивидендных выплат, снижается потребность во внешнем финансировании.

Формула метода пропорциональна зависимости показателей деятельности предприятия от объема реализации. Используется для приблизительного расчета потребности предприятия во внешнем финансировании. Условие ее применения – пропорциональная зависимость показателей отчета о прибылях и убытках и баланса предприятия от изменения объема реализации.

Потребность во внешнем финансировании = (фактические активы / выручка) * Δ выручка – (фактическая прибыль / фактическая выручка) *Δ выручка – чистая прибыль * (1 –d)

Финансовое прогнозирование в неплатежеспособных организациях. Определение потребности во внешнем финансировании.

Финансовое прогнозирование - это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или прочий временной период. Для неплатежеспособных речь идет о краткосрочном прогнозировании

Главная цель финансового прогнозирования состоит в определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования:

* метод экспертных оценок (опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.);

* метод обработки пространственных и временных совокупностей;

* метод ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;

* метод пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

Стратегический финансовый прогноз разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п.

Текущие финансовые прогнозы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий.

Долгосрочные и краткосрочные прогнозы отличаются не только масштабом, но и целями.

Если главной целью долгосрочного прогноза является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения предприятия, то целью краткосрочного прогноза является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Финансовый прогноз следует рассматриват ь как систему обобщения, творческого анализа и взаимоувязки финансовых показателей всех граней деятельности и развития предприятия.

Определение потребности во внешнем финансировании:
В рамках решения этой задачи необходимо определить, хватит ли внутренних средств или же надо привлекать заимствования.
В прогнозный период (месяц, квартал, год), для которого мы определяем потребность предприятия во внешнем финансировании, соблюдается следующее.
1. При прогнозировании увеличения объема продаж на q процентов выручка от реализации (Вр), затраты переменные (3пер), текущие активы (ТА) и текущие обязательства (ТО) увеличиваются на те же q процентов. (Для увеличения выпуска надо дополнительно купить материалы, сырье и т.д., взять дополнительный кредит.)
2 Процент увеличения стоимости основных средств (станков, машин, сооружений и т.д.) также рассчитывается под заданный процент роста оборота, но с учетом наличия незагруженных мощностей. (Иначе говоря, если есть резервы увеличения выпуска без увеличения стоимости основных средств, то она не растет. Если имеющихся свободных мощностей недостаточно, то после их дозагрузки потребность в дополнительном увеличении стоимости основных средств увеличивается пропорционально увеличению объема продаж.)
Долгосрочные источники - собственный капитал и долгосрочные займы - не изменяются (т.е. речь идет о краткосрочном прогнозировании, что в условиях антикризисного управления особенно важно).
Потребность в дополнительном внешнем финансировании (ПДФ) рассчитывается следующим образом:

При решении задач: при приросте объемов реализации увеличиваем:-ВА,ОА,ТО.СК и ДО те же.НП=НПотчет+Выр1*0,05. Далее смотрим разницу меду Активами и пассивами. Если Активы больше пассивов,то разница и есть величина потребности во внешнем финансировании.

Определение возможного прироста деятельности за счет собственных ресурсов.

Обозначения:

q – процент прироста оборота предприятия;

ОК – оборотный капитал предприятия;

ОК·q – прирост оборотного капитала предприятия;

Пр – нераспределенная прибыль;

Пр·q – прирост нераспределенной прибыли.

ΔЗС – дополнительно привлекаемые заемные средства, в т.ч. кредиты и займы, неплатежи, налоговые льготы и т.п.;

ΔСК – прирост собственного капитала за счет средств собственников

Вариант 1 Пр = 0

Предприятие не обладает прибылью как собственным источником для формирования ОК. В этом случае для увеличения ОК необходимо привлекать внешние источники финансирования


Расчет потребности во внешнем финансировании. Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т. е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т. е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Интерференция кратко- и долгосрочных аспектов финансового менеджмента присутствует в финансовом прогнозировании в самой явной форме. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании. Обозначим основные шаги прогнозирования потребностей финансирования: Составление прогноза продаж статистическими и другими доступными методами. Составление прогноза переменных затрат. Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств (раздел 1.3 части II). Первый шаг делают маркетологи. Второй, третий и четвертый - за финансистами. Какие же методы помогают сделать эти шаги? Существует два главных метода финансового прогнозирования. Один из них - так называемый бюджетный - основан на концепции денежных потоков (см. раздел 1.2 части I) и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана. Советуем заинтересованному Читателю для детального ознакомления с этим методом обратиться к специальной литературе по бизнес-планированию. Второй метод, обладающий преимуществами простоты и лаконичности, мы сейчас рассмотрим. Речь пойдет о так называемом «методе процента от продаж» (первая модификация) и «методе формулы» (вторая модификация).

Последовательность прогнозирования потребностей финансирования:

1. Составление прогноза продаж статистическими и другими доступными методами.

2. Составление прогноза переменных затрат.

3. Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж.

4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств.

Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т.е. составление стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Интерференция кратко- и долгосрочных аспектов финансового менеджмента присутствует в финансовом прогнозировании в самой явной форме. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании.

Главная задача финансового планирования состоит в определении дополнительных потребностей финансирования, которые появляются вследствие увеличения объемов реализации товаров или предоставления услуг.

Определение потребности в финансировании является важным теоретическим вопросом в финансовом менеджменте. Несмотря на то, что этот вопрос в значительной мере следован в экономической науке и практике, однако, многие экономисты по-разному интерпретируют его.

Это заключительный сводный раздел бизнес-плана. На основе прогнозов финансовых показателей разрабатывается прогноз источников средств для осуществления планируемого бизнеса. Этот раздел должен дать ответы на следующие вопросы:

1. Сколько средств необходимо для реализации бизнес-плана;2. Каковы источники, формы и динамика финансирования;3. Каковы сроки окупаемости вложений.



Просмотров