Собственность исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Исключительное право на объект интеллектуальной собственности и его переход к другому лицу. договоры, опосредующие переход исключительного права. защита исключительного права.

При определении методологической основы формирования УУД младших школьников наиболее ценными являются положения теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я. Гальпериным и его последователями. В ее основу было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе (А. Валлок, Ж. Пиаже). Основное содержание теории составляет анализ процесса и условий перехода внешних, материализованных действий во внутренний, интеллектуальный план.

Процесс формирования универсальных учебных действий подобен процессу формирования умственных действий и состоит в следующем:

1. Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образец), которым оно в конечном итоге должно соответствовать. Это ознакомление – ориентировочная основа будущего действия. ООД - это система ориентиров и указаний, сведений обо всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций).

2. Выполнение действия во внешней, материальной (или материализованной) форме с развертыванием всех входящих в него операций. В таком виде совершается и ориентировочная, и исполнительная, и контрольная части действия. Этот этап дает возможность обучаемым усвоить содержание действия, а обучающему осуществлять объективный контроль за выполнением каждой входящей в действие операции.

3. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы и их заменители. Перенесение действия в план громкой речи.

4. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком про себя.

5. Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями с переходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля на уровень интеллектуальных умений и навыков (интериоризация). На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным самонаблюдению. Теперь это уже акт мысли, где процесс скрыт, а сознанию открывается лишь продукт этого процесса.

Эти этапы должны учитываться учителем в процессе формирования всех без исключения универсальных учебных действий с учетом специфики учебного предмета или вида деятельности.

Следует подчеркнуть, что использование теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я. Гальпериным, позволяет качественно обучать детей с различными каналами восприятия . По правилам этой теории любое умственное действие, которое предстоит освоить ребенку, сначала необходимо развернуто, с пояснениями особо значимых моментов продемонстрировать, т.е. рассказать и показать. В таком виде информация становится доступной для аудиалов и визуалов . На втором этапе, когда обучающиеся должны выполнить соответствующие действия с предметами в материальном плане, к работе подключаютсякинестетики . Громкое проговаривание алгоритма будущего умственного действия способствует осознанию, а значит, овладению действием. Построение полной системы ориентиров не только сводит к минимуму количество ошибок, но и обеспечивает возможность самостоятельного контроля учеником правильности выполнения умственного действия на каждом этапе его формирования.

При организации контрольной части действия необходимо знать, какой тип контроля должен быть обеспечен - пооперационный или по конечному продукту, как часто должен осуществляться контроль - при выполнении каждого задания или же лишь некоторых из них. Наконец, внешний контроль может производиться самим учеником или другим человеком.

Методами мониторинговых исследований являются:

· анкетирование;

· сбор информации;

· собеседование;

· педагогическое наблюдение;

· педагогический анализ;

· психологическая диагностика.

Средства мониторинга :

· анкеты для родителей и педагогов;

· карты наблюдений уроков и внеурочной деятельности;

· входящие, промежуточные и итоговые контрольные срезы;

· административные контрольные работы и тесты;

· компетентностные задания;

· социально-диагностические ситуации, в т.ч. психологические игры

· оценочные карты;

· портфолио ученика.

тесты на определение уровня тревожности и мотивации.

Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат».

В Стандарте принципиально новым являются Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в частности, к личностным и метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий.

Рассматривая возможности учебно-методического комплекта системы Л.В. Занкова относительно развития УУД, можно утверждать, что у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все группы УУД. Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять как аксиому то, что цель обучения - развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, его осознанное отношение к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют группуличностных УУД.

Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, то он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает регулятивные УУД. Заметим еще раз, что без участия части названных действий невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне. Выполнять же действия по образцу можно без большей части перечисленных операций.

Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс познавательных УУД : работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, высказывается в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п.

Для решения учебных задач ребенку и для работы в зоне его ближайшего развития учителю необходимо, чтобы у учеников на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации как между учениками, так и между учениками и учителем. Из этого следует, что часть выше названных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации. То есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут развиваться и коммуникативные УУД .


Похожая информация.


В сегодняшнем обществе, пропитанном новейшими технологиями, качеств и умения учиться требуют особых усилий как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Ввиду такого положения в обучающий процесс введено новое понятие. Что такое УУД? Как помочь ребенку научиться формировать свою личность с раннего возраста? Насколько важны универсальные учебные действия в современном обществе? Постараемся дать ответы на эти вопросы.

Определение УУД

Возможно, для учителей не составит особого труда ответить на вопрос о том, что такое УУД, но родители часто не понимают аббревиатуры, и понятие "универсальные учебные действия" им незнакомо. Многие учились еще по стандартной схеме, созданной в СССР. Учителя давали на уроках знания, а процесс происходил дома. Но сегодня мир изменился, а значит, обязаны поменяться и методы обучения детей в учебных заведениях.

Это умение учиться, самостоятельно развивать свои способности, а также усваивать новые знания и применять их на практике. По сути, это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию. В необходимо научить школьника самостоятельно ставить перед собой задачи, видеть способы их решения, анализировать полученную информацию и делать правильные выводы.

На сегодняшний день дети хорошо разбираются в технике, но при этом не задумываются над элементарными правилами поведения. Что стало причиной такого неуравновешенного развития? Смогут ли новые стандарты, введенные в РФ, справиться со столь трудной задачей, как воспитание личностей из маленьких детей?

Причины изменения методик преподавания

XX век был индустриальным, а XXI-й является информативным. Дети сегодня отлично разбираются в мобильных телефонах, планшетах и компьютерах. Поток информации рекой льется на еще не сформированную детскую психику. Как результат, они не в состоянии переработать всю получаемую информацию. В итоге дети не умеют учиться, самостоятельно проводить исследования и решать поставленные задачи.

К тому же большинство родителей сосредотачивают свое внимание на интеллектуальном развитии своих чад и полностью игнорируют нравственное и духовное воспитание. В результате умные дети не способны развивать коммуникативные качества и при этом пропадает желание учиться. Гордость, эгоизм и неумение сотрудничать с другими людьми ведут к пагубным последствиям как в школе, так и во взрослой жизни.

Сегодня не модно читать книги, а особенно классику. Дети больше заняты фильмами и видеоиграми, которые не способствуют развитию умственных способностей. Отсюда появляются трудности в обучении, плохое воображение, неспособность анализировать прочитанный материал и логически мыслить.

Это лишь некоторые из причин, по которым назревает пересмотр всей образовательной системы. Вот почему в среднее общее образование требуется введение универсальных учебных действий. Рассмотрение четырех видов УУД поможет глубже понять, какие действия потребуются от ученика.

Личностные УУД

Рассмотрим виды УУД, которые относятся к развитию личностных качеств. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, то есть умение сопоставлять события и поступки с существующими моральными принципами и нравственными нормами. Дети должны научиться не теряться в отношениях с другими и в социальных ролях. Какие виды деятельности к этому относятся?

  • Самоопределение. Выделяют личностное, жизненное и профессиональное. Ребенок должен расти индивидуумом и учится выражать собственное мнение.
  • Смыслообразование. По сути, учащиеся должны ответить себе на такой вопрос: «Какое значение имеет для меня обучение?» Они должны видеть связь между обучением и мотивом, который побуждает к действию.
  • Нравственно-этическая ориентация. Оценка изучаемого материала, исходя из социальных и личностных ценностей. Предоставляется личный выбор на основании моральных принципов.

Познавательные УУД

Включают в себя логические действия, общеучебные и знаково-символические. Эти виды УУД содействуют развитию логического мышления у школьников. Что конкретно включают в себя познавательные действия?

Логические действия охватывают анализ предметов с целью обнаружения определенных признаков, а также выбор критериев для сопоставления и классификации объектов. Требуется нахождение причинно-следственной связи и построение последовательной цепи рассуждения. Школьники могут приводить свои доказательства и выдвигать гипотезы с личными обоснованиями.

К общеучебным действиям относятся: самостоятельное постановление познавательной цели, нахождение полезной информации, структурирование полученных знаний. Школьники должны уметь осмысленно и произвольно излагать свои размышления как в письменной форме, так и в устной. Необходимо решать поставленные задачи, находя собственный алгоритм и решение возникших вопросов творчески и с поиском необходимой информации.

Развивать познавательные способности у школьников необходимо с помощью УУД. Математика в начальных классах помогает развивать логику при решении задач, составляя при этом схемы. Краткое описание условия задачи дает школьникам определенный алгоритм, который они впоследствии могут использовать при решении более сложных вариантов.

Регулятивные УУД

Регулятивные качества обеспечивают организацию учащимися своей деятельности. По сути, им необходимо уметь организовывать самих себя. Для этого нужно научиться ставить цели и достигать их. В учебной деятельности потребуется применять некоторые принципы.

Целеполагание учит детей ставить учебные задачи и соотносить уже известный материал с незнакомым. Далее требуется планирование - это значит, что ученик обязан определить последовательность действий в решении полученной задачи, выработать определенный план и следовать ему. Прогнозирование поможет увидеть предварительный результат и степень усвоения, а также временную шкалу получения результата.

Контроль, коррекция и оценка действий помогут выработать способности самоконтроля. Контролируя и сверяя свои работы с предложенным образцом, исправляя свои действия в соответствии с правильным решением, ребенок учится правильно принимать решения и вырабатывать определенный план действий. Требуется также саморегуляция - способность мобилизовать собственные силы и преодолевать возникшие препятствия.

Коммуникативные качества

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную осведомленность и учет взглядов других людей по одному и тому же вопросу. Детям необходимо научиться слушать и слышать других, вступать в диалог и учиться обсуждать возникшие проблемы мирным путем, вести дискуссии и строить взаимные отношения со сверстниками и взрослыми.

Для воспитания таких качеств от преподавателя потребуется создавать ситуации, в которых предусматривается сотрудничество между учащимися. Например, можно применить УУД по технологии: школьникам предложить совместную работу над проектом, разделив класс на группы. Для младших классов даются такие задания: «найдите отличия в одинаковых предметах, выполненных разными техниками» или «какие инструменты нужны или не нужны при выполнении определенного задания». Заданий можно придумать множество, главное, чтобы они развивали коммуникативные способности каждого ребенка в классе.

Федеральный государственный стандарт

Для развития у детей учебных навыков и личностных качеств, введены новые стандарты. ФГОС «Школа России» - это , введенный с 1 сентября 2011 года по всей территории РФ. Он предъявляет ряд требований к обучающему процессу в школах.

В первую очередь требования предъявляются к формированию личности учащегося, а не только к приобретению им необходимых знаний и умений. Таким образом, система полностью отказывается от старой программы обучения. Среднее общее образование должно сформировать личность ученика. Следствием обучения становятся личностные, метапредметные и предметные результаты.

Неотъемлемой частью нового стандарта выступает введение универсальных учебных действий. Для внедрения новых методов была разработана программа УУД. Для каждого предмета составлен отдельный учебник, помогающий учителям формировать требуемые навыки.

Наряду с приобретением стандартных навыков обучения и воспитанием личности учащегося вводится методика для ориентирования младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях, а также для вырабатывания способности их осведомленно применять. Как это выглядит на практике?

Внедрение УУД в учебные предметы

Тематическое планирование с УУД позволит с самых первых уроков видеть в учениках отдельные личности со своими способностями. Так как особенность новых стандартов состоит не только в формировании личности ученика, а еще и во внедрении современных технологий, учителю потребуется хорошая подготовка. В требования входит вместе с обычными навыками традиционного письма введение клавиатурного набора текста на компьютере. Это поможет ребенку быстро осваивать новые технологии и развивать память, логику и способность общаться со сверстниками.

На сегодняшний день появилась целая система учебников для новых стандартов ФГОС «Школа России». Они прошли федеральную экспертизу и получили положительные отзывы от Российской академии наук. Все учебники входят в рекомендованный федеральный перечень. В них пересмотрен подход к образованию. В материалах объясняется, что такое УУД, и как его применить на практике. По новым стандартам, учебники направлены на развитие у учащихся универсальных учебных действий. Также в них содержится методика вовлечения детей в учебный процесс при изучении всех школьных предметов.

Новшества

Программа УУД школы помогает учителям при помощи современных учебных пособий формировать заданные навыки у детей. В учебники были включены специальные задания, которые развивают умение школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к заданной теме или конкретному уроку.

Повышено количество заданий и вопросов воспитательного и увлекательного характера, а также для работы в группах или в паре. Они помогают учащемуся акцентировать внимание на собственной точке зрения и связывать имеющиеся знания с реальными событиями.

В учебниках присутствуют новые разделы, помогающие размышлять над узнанным материалом: «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения». Рубрики «Наши проекты», «Странички для любознательных» и «Выскажи свое мнение» помогут учителям развивать у младших школьников необходимые навыки.

УУД по технологии

Что можно внести нового и как включить требования современных стандартов в обучающий процесс? Наработки опытных преподавателей помогут в этом. Что первостепенно необходимо сформировать в младших школьниках? УУД по технологии требуют от педагога внимательного отношения к своим ученикам.

Ему потребуется развить у детей умение оценивать собственный труд, для этого следует разработать алгоритм оценивания своей работы. В данном случае важно не сравнивать учеников друг с другом, а показать успехи ребенка по сравнению с его прошлыми работами.

Учитель должен привлечь детей к открытию новых знаний. Для этого потребуется совместно обсудить, для чего необходимо задание, как его можно применить в жизни.

Еще один момент: именно учитель технологии обязан помочь детям освоить сотрудничество в группе. Этот основной навык коммуникабельности развивается только при совместной работе. Здесь необходимо научить детей обсуждать вместе поставленную задачу, находить коллективное решение вопросов и анализировать полученный результат.

Для формирования всевозможных навыков потребуется качественное планирование УУД, особенно с младшими школьниками. Пока дети еще ничему не научились, можно использовать различные методики и задания. Например, любимая детская игра «найди отличия». Можно указать число отличий, а можно, чтобы малыши сами нашли и поделились с одноклассниками.

Имеются разные виды заданий, которые направленны на формирование универсальных учебных действий. Например, участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное и вербальное восприятие музыки.

3 класс (ФГОС) с УУД может уже справляться с более сложными заданиями, среди которых упорядочивание, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, исправление «преднамеренных» ошибок, поиск необходимой информации в предложенных источниках, взаимоконтроль.

Для проверки знаний можно использовать КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему), диалоговое слушание, задания «подготовить рассказ…», «описать устно…», «объяснить…».

Технология может стать опорным пунктом в развитии универсальных учебных действий.

УУД по физкультуре

Может показаться, что на таком уроке, как физкультура, нельзя воспитывать нравственные навыки у детей. Но это далеко не так. Новые методы воспитания и развития правильного отношения к собственному здоровью помогают использовать УУД по физкультуре.

Именно тренер может побудить вести здоровый образ жизни. Как развивать навыки у детей, занимаясь физической культурой? Начнем с того, какие универсальные способности можно развить.

  • Во-первых, ребенок должен уметь организовать свою деятельность, выборочно применять средства для достижения поставленной цели.
  • Во-вторых, уметь активно сотрудничать с коллективом, объединять усилия со сверстниками для достижения коллективных целей.
  • В-третьих, только на физкультуре можно научиться преподносить информацию просто, в экспрессивной и яркой форме, в процессе общения и сотрудничества с одноклассниками и взрослыми людьми.

Какие личностные качества приобретут учащиеся? Можно научиться общаться и сотрудничать со сверстниками, основываясь на принципах уважения и доброжелательности, взаимной помощи и сопереживания. Не менее важно уметь выражать позитивные качества личности и управлять своими чувствами в разнообразных нестандартных обстоятельствах и условиях. Эти результаты помогут вырастить уравновешенного человека. Физкультура поспособствует дисциплинированности, трудолюбию и настойчивости в достижении поставленных задач.

ИЗО

Каждый урок изобразительного искусства должен быть ориентирован на решение предметных задач и формировать определенные качества ребенка. УУД по ФГОС по ИЗО помогает развивать необходимые навыки у младших школьников.

Пример учителя может вдохновить учащихся охотнее объяснять свои впечатления от увиденной картины, подбирать слова для выражения эмоций, рассказывать старшим и товарищам об увиденном.

Совместное творчество детей, разделенных на пары или группы по несколько человек, позволяет быстро приобретать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь дети учатся и вести разговор, и даже защищать свое мнение, уважать мнение партнера, ориентироваться на конечный результат, причем не личный, а общий. Все это позволяет быстро вливаться в коллектив и приобретать положительные качества.

Для наглядности приведем пример совместного творчества. Дети получили задание нарисовать в группе варежки на руки. Как можно оценить их совместную работу по тем действиям, которые они произвели? Уровни оценивания разные.

  • Низкий: узоры нарисованы с очевидными отличиями или в них вообще нет сходства. Что произошло? Дети не стараются договариваться между собой, все настаивают на своих предпочтениях.
  • Средний: схожесть частичная - отдельные рисунки совпадают, но имеются и заметные отличия. Результат неумелого договора, каждый хотел чем-то выделиться.
  • Высокий: варежки украшены одинаково или с очень схожим рисунком. Дети трудятся с наслаждением, оживленно обсуждают имеющиеся вариации, сопоставляют способы действия и согласовывают их, строят совместные планы и следят за выполнением своей задумки. Этот вариант - самый лучший способ показать, что такое УУД, а точнее его применение на практике.

Ввиду требований новых стандартов по обучению детей новым технологиям возможно не только традиционное изобразительное искусство, но и применение компьютерных технологий в обучении детей. Например, нарисовать картину не только на альбомном листе, но и произвести это в определенной программе. Можно также учить детей делать фотографии, фоторепортажи, обучать правильно пользоваться графическими программами.

Наука и образование сейчас идут рука об руку, и методы обучения также должны меняться в соответствии с потребностями нового поколения.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, результат интеллектуальной деятельности, средство индивидуализации, исключительные права, распоряжение исключительным правом, переход исключительного права, регистрация перехода исключительного права, переход исключительного права без договора, наследование исключительного права.

В соответствии со ст. 1226 Гражданского кодекса РФ [ "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014) ] «На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).» В соответствии с п. 3 ст. 1228 ГК РФ, «Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.» В соответствии с п.1 ст. 1229 ГК РФ, «…Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.»

Правообладатель, прежде всего, может - , (в результате предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах) и, наконец, .

Однако возможен переход исключительного права к другим лицам и без договора. Так, в соответствии со ст. 1241 Гражданского кодекса, переход исключительного права на объект интеллектуальной собственности без заключения договора с правообладателем «…допускается в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя.»

Принципиальным положением в этой связи является положение о регистрации: в соответствии с п. 2 ст. 1242 ГК РФ, «В случаях, когда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации подлежит в соответствии с настоящим Кодексом государственной регистрации, … переход исключительного права на такой результат или на такое средство без договора, также подлежат государственной регистрации, порядок и условия которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.»

Порядок регистрации перехода исключительного права на объект интеллектуальной собственности без договора регулируется новым административным регламентом Роспатента [ Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 707 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации перехода исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для электронных вычислительных машин, базу данных без договора» ] . В соответствии с данным регламентом, заявление о государственной регистрации перехода исключительного права подается лицом, в пользу которого это исключительное право, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должно перейти. В данном заявлении должны содержаться: сведения о заявителе (полное наименование юридического лица или же Ф.И.О. физического лица, место нахождения/место жительства), адрес для переписки по заявлению, иные контактные данные; номер документа, удостоверяющего исключительное право на результат интеллектуальной деятельности (номер патента, свидетельства на товарный знак и т.п.); сведения о правообладателе; сведения о лице (лицах), которым перешло исключительное право без договора; при наличии представителя - сведения о представителе. К заявлению должен прилагаться комплект документов: доверенность на представителя; документ, подтверждающий согласие всех указанных субъектов на обработку их персональных данных; документ, подтверждающий переход исключительного права на объект интеллектуальной собственности.

В случае реорганизации юридического лица подтверждать переход исключительного права может выписка из передаточного акта. Реорганизация юридического лица может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования - по решению учредителей / участников юридического лица, его органа, а также, в некоторых случаях, по решению уполномоченных государственных органов, суда.

В случае смерти правообладателя в Роспатент представляется свидетельство о праве на наследство в отношении исключительного права; если наследников несколько - то свидетельства всех наследников и соглашение о разделе наследства, касающееся такого исключительного права.

Если рассматривать подробнее вопрос наследования исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, то необходимо отметить, что по наследству переходят не только первоначальные права авторов результатов интеллектуальной деятельности, но и производные права, полученные по договорам или иным основаниям. Некоторые вопросы наследования исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности разъясняются в Постановлении Пленума Верховного суда [ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" ] . Согласно п. 83 данного Постановления, исключительное право на объект интеллектуальной собственности, созданный творческим трудом наследодателя, «…включается в состав наследства без подтверждения какими-либо документами, за исключением случаев, когда названное право признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата…» . Далее в Постановлении разъяснены некоторые особенности перехода по наследству исключительных прав на отдельные объекты: так, к наследникам авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений переходит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограммы и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях; к наследникам обладателей исключительного права на фонограмму и исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение переходит право на вознаграждение за публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также за ее сообщение в эфир или по кабелю; в случае смерти индивидуального предпринимателя, которому принадлежит исключительное право на товарный знак или знак обслуживания, и наследования такого права гражданином, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, это право должно быть им отчуждено в течение года со дня открытия наследства; принадлежавшее индивидуальному предпринимателю исключительное право на наименование места происхождения товара, на коммерческое обозначение в качестве средства индивидуализации принадлежащего правообладателю предприятия переходит по наследству только тогда, когда наследником является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В указанном Постановлении также подчеркивается, что исключительные права на объекты интеллектуальной собственности переходят к наследникам в пределах оставшейся части срока их действия, продолжительность которого устанавливается Гражданским кодексом, и зависит от вида результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а по истечении соответствующего объекты переходят в общественное достояние и могут свободно использоваться в соответствии с ГК РФ любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Также в Постановлении определен порядок перехода исключительного права на объект интеллектуальной собственности, перешедшего к нескольким наследникам (оно принадлежит им совместно), созданный одним из супругов (не входит в общее имущество супругов). В Постановлении также подчеркивается, что вместе с исключительным правом к наследникам могут переходить и неимущественные права, например, право разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений, право на обнародование произведения, не обнародованного при жизни автора, право на охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения и др. При этом необходимо помнить, что по наследству не переходят право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения, однако, наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав, и эти правомочия не ограничиваются сроками.

Далее, в случае обращения взыскания на имущество правообладателя, в Роспатент представляется протокол о результатах открытых торгов или акт приема-передачи. Этот случай конкретизируется в Постановлении Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 [ Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" ] , в котором, при ссылке на Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ и Гражданский кодекс Российской Федерации, указано, что реализация имущественных прав осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона; лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона протокол о результатах торгов. И если переход исключительного права на объект интеллектуальной собственности без договора подлежит государственной регистрации, основанием для такой регистрации служит указанный протокол о результатах торгов. Законом об исполнительном производстве предусмотрено, что передача нереализованного имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи. В этом случае основанием для государственной регистрации является указанный акт.

В рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику исключительные права на объект интеллектуальной собственности, только если законодательством Российской Федерации не установлено, что на такой объект не может быть обращено взыскание; на право требования по договору об отчуждении исключительного права, по лицензионному договору; на принадлежащее лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

В том случае, если объект интеллектуальной собственности принадлежит иностранному юридическому лицу, заявитель для регистрации перехода прав представляет в Роспатент документы, предусмотренные законодательством того государства, в котором проживает иностранный гражданин или имеет местонахождение иностранное юридическое лицо.

Даже если все документы поданы с соблюдением установленных требований, Роспатент может приостановить регистрацию - во исполнение принятых судебных актов, предусматривающих обеспечительные меры в отношении соответствующего объекта, или в связи с исполнением такого судебного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За регистрацию перехода прав взимается государственная пошлина.

Исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации перехода исключительного права предусмотрены п. 64 Административного регламента. К ним относятся: непредоставление документов, подтверждающих полномочия представителя заявителя; непредоставление иных требуемых документов; несоответствие указанных в документах сведений действительности; подача заявления в отношении результата интеллектуальной деятельности, правовая охрана которого прекращена, признана недействительной или срок действия правовой охраны которого закончился; отсутствие сведений, подтверждающих обоснованность перехода исключительного права на объект интеллектуальной собственности.

Соответственно, по результатам рассмотрения документов Роспатент либо принимает решение о государственной регистрации перехода исключительного права на результат интеллектуальной деятельности без договора, либо отказывает в государственной регистрации.

В отношении отдельных видов объектов интеллектуальной собственности Гражданским кодексом РФ установлены некоторые особенности бездоговорного перехода исключительных прав на них. Так, например, в соответствии с п. 3 ст. 1514 ГК РФ, «При переходе исключительного права на товарный знак без заключения договора с правообладателем (статья 1241) правовая охрана товарного знака может быть прекращена по решению суда по иску заинтересованного лица, если будет доказано, что такой переход вводит потребителей в заблуждение относительно товара или его изготовителя».

Подводя итог, необходимо отметить, что закрепление перехода исключительного права на объекты интеллектуальной собственности без договора - это новелла гражданского законодательства, как и многие другие нормы части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако в данной сфере в законодательстве имеются проблемы, например, отсутствие специального раздела, объединяющего нормы о наследовании интеллектуальных прав, и эти пробелы, в большей или меньшей степени, компенсируются судебной практикой.

К бездоговорным основаниям перехода исключительных прав можно отнести наследование (по закону, по завещанию), реорганизацию юридического лица, обращение взыскания на имущество - при банкротстве, в рамках исполнительного производства. Порядок перехода прав по каждому из таких оснований имеет определенные особенности и сложности, которые должны быть учтены, прежде всего, при регистрации перехода исключительных прав в бездоговорном порядке.

Наталия Назарова,

Юрист по договорам



Просмотров