Должно ли демократическое государство обязательно быть правовым? Главные признаки государства. в определении компетенции государственных органов

Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д.

Российская Федерация сейчас находится на пути становления демократического государства.

В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Закон о гражданстве, Закон о собственности и др. 12 декабря 2008 года путём всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейшего развития и совершенствования правовой системы России.

К сожалению, нормы, закреплённые в этих и других законодательных актах, на практике в полной мере не реализуются. Поэтому этот вопрос сегодня актуален как никогда, что и послужило причиной выбора мною этой темы. В этой работе рассмотрены пути становления и развития демократического государства, его понятие и сущность, а также демократические принципы конституционного строя Российской Федерации.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАРОДОВЛАСТИЯ

Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина 1 . Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное — обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трёх терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым 2 .

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина; в) непосредственная демократия.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ) 1 . Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ), то характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления. Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.

«Власть» представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — категория социальная. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение 2 .

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства, ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие, как форма государства и способ правления, превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и её осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении), исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. В демократическом государстве единственным источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — отмечается в ст. 3, п. 4 Конституции, — захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

2. МЕХАНИЗМ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАРОДОВЛАСТИЯ

а) система представительных учреждений: понятие, принципы, построение, правовая основа

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы 1 . Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть — это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления 2 . На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч.3 ст.5 Конституции Российской Федерации 1 .

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.

Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей — народных депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы её субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу.

б) референдум как форма прямой демократии

Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной его части. Таким образом, референдум является неотъемлемым институтом современного демократического государства, атрибутивным элементом развитого гражданского общества.

Референдум - это высшая форма непосредственной демократии, содержанием которой является волеизъявление установленного законом числа граждан по любому общественно значимому вопросу, кроме тех, которые не могут по закону быть вынесены на референдум, обязательное для исполнения.

Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» 1 референдум Российской Федерации закрепляется как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения 2 .

В этой же статье закрепляются, в виде характеристики, основополагающие принципиальные позиции: «Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дается три определения референдума:

«референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме;

референдум местный (местный референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;

референдум Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации;

референдум субъекта Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации».

В статье 22 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1 прослеживается аналогичная позиция в определении местного референдума - он служит для непосредственного решения населением вопросов местного значения.

Законодательством субъектов Российской Федерации и в уставах муниципальных образований даются определения референдумов, в основном, в рамках определений, данных федеральным законодателем.

К конституционным основам института референдума можно отнести три группы норм: первая группа основополагающих, общих и специальных.

К основополагающим нормам можно отнести такие конституционные установления, как:

    Россия - правовое, демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления (ст. 1);

    носителем суверенитета и единства источников власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3);

    народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3).

    К общим отнесем:

    высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3);

    граждане Российской Федерации имеют право участвовать в
    управлении делами государства как непосредственно, так и через
    своих представителей (ч. 1 ст. 32);

    граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть
    избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32);

    не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32).

    Третья группа конституционных установлений, которую автор условно объединил в группу специальных, включает в себя нормы, закрепляющие элементы механизма проведения референдумов в России:

    местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130);

    обязанность Президентом РФ назначить референдум (ст. 84);

    отсутствие права назначить референдум у временно исполняющего обязанности Президента Российской Федерации (ст. 92).

    Благодаря конституционному закреплению местного референдума ст. 130 Конституции России и возможности проведения конституционного референдума (ст. 135), можно говорить о конституционном закреплении следующих видов референдумов: по территории проведения - на общероссийский, субъектов Федерации и муниципальный. По юридической силе - императивный (принятие Конституции России); по императивности назначения - факультативный (ст. 135).

    в) выборы – как форма прямой демократии

    Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Конституция закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа — референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также и другие: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, народные обсуждения важных вопросов государственной жизни, законопроектов.

    В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам — форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами 1 .

    Под выборами понимается участие граждан в осуществлении народовластия посредством выделения из своей среды путём голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления, принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах.

    Главное в выборах — это то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления принадлежащей народу власти.

    Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право — право не просто человека, а гражданина.

    Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: Федеральное Собрание (однако избирался населением Совет Федерации только первого созыва), законодательные органы субъектов федерации. Избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время таким образом избирается и ряд должностных лиц: Президент Российской Федерации, президенты республик в её составе, главы администраций, мэры городов.

    Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение можно дать следующее определение демократического государства: демократическое государство — это такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит своё отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т. п.

    В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.

    Не реализуется, в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями.

    Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер.

    Всё это говорит о том, что становление в России подлинно демократического государства потребует ещё немало времени и усилий её народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. 12 .12. 1993 // Российская газета. – 1993. 25 декабря.

Вопрос а-ля теоретика и дискуссия.

Сначала разберемся, что такое правовое государство .

Первый его основополагающий признак вытекает из названия - т.е. в таком государстве существует верховенство права. Все процессы в государстве протекают на основе закона, и закон "связывает" само государство (оно не может выйти за его рамки).

Второй признак - незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека (иными словами, права и свободы человека и гражданина признаются и защищаются, и все люди равны перед законом).

Третий признак - взаимная ответственность личности и государства (и человек, и государство несут в отношении друг друга взаимные права и обязанности).

И последний, очень важный признак - принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Без соблюдения этого принципа государство не может быть правовым.

Теперь перейдем к демократическому государству. Не буду углубляться в теорию и выделять виды демократических режимов, а лишь выделю основные черты реального демократического государства:

1) Народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти;

2) Свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;

3) Реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

4) Осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

5) Выборность и сменяемость органов государственной власти;

6) Децентрализация государственной власти (т.е. разделение властей);

7) Наличие механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;

8) Учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

9) Политический плюрализм, т. е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений, наличие легальной оппозиции.

Иными словами, видно, что признаки правового государства и демократического государства соответствуют друг другу.

В демократическом государстве народ правит для народа, он творит законы (непосредственно или через представителей); власти разделены на три ветви; существуют механизмы реального участия граждан в управлении государством и т.д.

На основе чего происходят все эти процессы? На основе правового закона. Господство права является основополагающим признаком правового государства, и, на мой взгляд, демократии в неправовом государстве быть не может . Нарушение любого из принципов правового государства может привести к узурпации власти одним субъектом (лицом или каким-либо органом власти), к произволу, к беззаконию, к нарушению прав человека. При таких обстоятельства не может быть реальной демократии.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Политические основы конституционного строя Российской Федерации

1.1.Демократическое государство

1.2.Человек, его права и свободы как высшая ценность

1.3.Правовое государство

1.4.Федеративное государство

1.5.Суверенное государство

1.6. Республиканская форма правления

Демократическое государство

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

1. В Конституции Российской Федерации указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие – «демократия» в переводе с древнегреческого).

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Следует сказать, что в годы советской власти под народом понималась определенная историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, тем не менее объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть – явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.


Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым, государственным аппаратом. Он представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государственного аппарата. Государство в необходимых случаях применяет меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения. Эти меры в зависимости от характера нарушений подразделяются на дисциплинарные наказания, административное воздействие, гражданско-правовую ответственность и уголовные наказания.

Государственная власть – не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ.

Конституция Российской Федерации закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – указывается в ст. 3. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство – важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, – указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), – являются референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»,* референдум – это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3921.

На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции России.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и соборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе Российской Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.

Согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,* на референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 38. Ст. 4339.

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах – то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов – прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право – право не просто человека, а гражданина.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа.

В результате различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то «силою вещей, – считал Ш. Монтескье, – власти будут принуждены действовать и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом». Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу.

Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы ее реализации весьма разнообразны. Наиболее полно и последовательно в своей изначальной трактовке теория разделения властей реализована в Конституции США 1787 года, в которой прослеживается влияние как создателей этой теории, так и британских конституционных идей начала XVIII века.

В годы советской власти в нашей стране принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. В лучшем случае, он рассматривался, выражаясь словами К. Маркса, «как обыкновенное промышленное разделение труда, примененное к государственному механизму в видах упрощения и контроля». Создание государстве нового типа, государства социалистического, неразрывно связывалось с уничтожением буржуазного парламентаризма и строительством новых, социалистических органов народного представительства, одним из важнейших принципов организации которых являлась ликвидация разрыва между законодательной и исполнительной властями, соединение законодательства с управлением. Такими органами были признаны Советы, через которые народ должен был осуществлять принадлежащую ему государственную власть. Все другие государственные органы признавались подконтрольными и подотчетными Советам.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1).

Разделение властей – один из основных принципов действующей Конституции Российской Федерации. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией Российской Федерации и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.

В современных условиях становления конституционного строя в российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно Важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить в конечном счете рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Разделение властей – не застывшее состояние обособленных государственных структур. Это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных и на случай конфликтных состояний.

3. Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.

Предварительным условием признания принципа политического плюрализма в нашем обществе стала ликвидация монополии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации прежде всего путем постепенного создания в Российской Федерации многопартийной системы.

Становление принципа политического плюрализма, способствующее демократизации общества, не имеет ничего общего с попытками ввести «многовластие», нарушить стабильность в обществе или навязать ему эгоистические цели отдельных социальных групп, вызвать распад социального управления и анархию.

Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в полной мере раскрыты только в рамках конституционности. То есть для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические структуры, способные в полной мере гарантировать право граждан на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям, функционировали на четкой правовой, прежде всего конституционной, основе.

В Российской Федерации, указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм – это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма – предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового с гатуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям государства и его органов.

Одно из наиболее важных мест в институционной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества. Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти.

Партийные системы современных демократических стран весьма разнообразны, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями, свойственными каждому государству.

Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты обусловлены прежде всего тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.

Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе выдвигагь кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.

В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации создание организационных структур политических партий не допускается.

Политический плюрализм – это не только возможность состоять в любой, действующей в рамках Конституции Российской Федерации партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.

Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной и общеобязательной идеологии.

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности в Российской Федерации. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики Российской Федерации со-ставляе7 социальное рыночное хозяйство, где обеспечиваются свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита, добросовестная конкуренция и общественная польза.

4. Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. «В Российской Федерации, – сказано в Конституции (ст. 12), – признается и гарантируется местное самоуправление».

Местное самоуправление неразрывно связано с демократией, ибо в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан.

Посредством местного самоуправления, включающего представительные органы власти, органы управления (местная администрация), различные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также органы территориального общественного самоуправления населения, решаются вопросы местного значения в Российской Федерации.

В годы советской власти понятие «местное самоуправление» длительное время решительно отвергалось как порожденное теорией и практикой «буржуазного муниципализма». Считалось, что функции каждого местного Совета, входящего в систему органов государственной власти страны, не исчерпываются решением местных вопросов, местных дел, а руководство местными делами каждый местный Совет сочетает с участием в решении общегосударственных задач, в формировании общегосударственной воли народа.

В современных условиях в Российской Федерации под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел.

Следует сказать, что содержащиеся в Конституции Российской Федерации нормы, характеризующие ее как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются.

Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, ее народ на деле все больше отстраняется от реальной власти. Ведь свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут отражать его волю, поскольку в них обычно участвует незначительная часть избирателей. Достаточно сказать, что даже при проведении выборов в Государственную Думу в 1995 году требовалось участие в них только 25 процентов зарегистрированных избирателей, чтобы признать выборы состоявшимися.

Фактически не реализуется в полной мере и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями.

Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, в значительной мере формально.

Все это говорит о том, что потребуется еще немало времени и усилий народа России для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могут быть в полной мере реализованы.

Уважаемые коллеги, скоро начинается зачётная неделя. Может быть пригодятся тесты по праву и экономике. Источник: "АВС. Обществознание. Контрольные тестовые задания. М. :Эксмо. 2009. (сост. Котова О.А.), а также др. литература.

Тесты по праву по темам Глав 1,2. 10 класс (профиль)

Вариант 1.

1. 1) правоохранительная деятельность; 2) взаимная ответственность государства и гражданина; 3) признание ценности прав и свобод человека; 4) активная внешняя политика;

2. Ниже приведены формы государства. Все они, за исключением одного, относятся к политическим режимам. Найдите и укажите форму, выпадающую из этого ряда:

3. Право в отличие от других видов социальных норм: 1) регулирует общественную жизнь; 2) устанавливает правила поведения; 3) ограничивает свободу людей; 4) обеспечивается силой государства.

4. Какое из приведённых ниже понятий объединяет, обобщает три других? 1)система права; 2) институт права; 3) нормативный правовой акт; 4) отрасль права.

5. Ниже приведены примеры нормативных правовых актов. Все они за исключением одного, относятся к подзаконным актам. Найдите и укажите пример, выпадающую из этого ряда: Указ Президента; постановление правительства, Конституция государства, распоряжение министра, приказ директора школы.

6. Урегулированное источниками права общественное взаимодействие, участники которого имеют юридически значимые права и обязанности, обеспеченные силой государства, называют : 1) юридической ответственностью; 2) источником права; 3) правоотношением; 4) правонарушением.

7. Правоспособность возникает у гражданина: 1) с рождения; 2) с 6 лет; 3) с 14 лет; 4) с 18 лет.

8. Какое суждение является верным?

А. Любое государство выступает гарантом осуществления человеком своих прав и свобод.

Б. формами демократии являются народовластие, бюрократия, олигархия.

9. Правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право объединены общим понятием ___________ .

10. В приведённом списке указаны черты сходства авторитарного и тоталитарного политических режимов, а также их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем отличия:

1. всеобъемлющий контроль государства над обществом и личностью;

2. некоторые сферы общественной жизни существуют вне контроля со стороны государства;

3. является недемократическим режимом;

4. ограничение прав и свобод граждан.

Сходства Отличия

Тесты по праву по темам Глав 1,2. 10 класс (профиль)

Вариант 2.

1. Что свойственно любому государству: 1) рыночная экономическая система; 2) стремление расширить свою территорию; 3) гарантия прав и свобод человека; 4) издание правовых норм.

2. Ниже приведены формы государственного устройства. Найдите и укажите форму, выпадающую из этого ряда:

унитарное государство, республика, федерация.

3. В государстве Н. действует конституция, в соответствии с которой установлена однопартийная система, лидер единственной партии является главой государства. В стране существует единственная, обязательная для всех идеология. Основой экономики является государственная собственность на средства производства. О каком политическом режиме идёт речь : 1) авторитарный; 2) тоталитарный; 3) монархический; 4) демократический.

4. Нормативный акт высшего законодательного органа, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения, называется : 1) Федеральный Закон РФ; 2) Инструкция МВД РФ; 3) Постановление Правительства РФ; 4) Указ Президента РФ.

5. В соответствии с Конституцией РФ законодательная власть представлена системой органов государства, к которой относится : 1) Правительство РФ; 2) Государственная Дума РФ; 3) Президент РФ; 4) органы местного самоуправления.

6. Верны ли следующие суждения?

А. Ограниченный в дееспособности гражданин имеет право совершать только мелкие бытовые сделки;

Б. Ограниченный в дееспособности гражданин имеет право совершать любые сделки, так как Конституция РФ признаёт равенство граждан перед законом.

1. верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

7.Что относится к источникам права? 1) газетная статья о военной службе; 2) мемуары известного военачальника; 3)обращение в Комитет солдатский матерей; 4) приказ министра обороны.

8 . На последствия, возникающие в результате нарушения правил поведения, закреплённых правовой нормой, направлен такой элемент структуры правовой нормы, как: 1) гипотеза; 2) доказательство; 3) диспозиция; 4) санкция.

9 . Организация политической власти, осуществляемой в обществе сформированными надлежащим образом структурами, выбранными и назначенными должностными лицами, которые действуют в рамках установленных полномочий - это определение ______________ .

10 . В приведённом списке указаны черты сходства политических партий и политических движений. Выберите и запишите в таблицу сходства и различия :

1) всегда стремятся к получению власти; 2) выражают интересы определённых групп населения; 3) являются институтами политической системы государства; 4) имеют жёсткую иерархическую структуру.

Вариант 3. Тесты по праву по темам Глав 1,2. 10 класс (профиль)

1. Что из перечисленного не является обязательным признаком государства : 1) наличие публичной власти, отделённой от общества; 2) разделение государственной власти на три ветви; 3) суверенитет; 4) наличие территории, очерчивающей границы государства.

2. Главой государства по Конституции РФ является : 1) Президент РФ; 2) Премьер-министр РФ; 3) Председатель Совета Федерации; 4) Председатель Государственной думы РФ.

3. Ниже приведены термины . Все они, за исключением одного, относятся к правонарушению. Найдите и укажите термин, выпадающий из этого ряда:

деяние, субъект; дееспособность; умысел; правомерное поведение, халатность.

4. Формой правления как способом организации верховной государственной власти не является : 1) федерация; 2) республика; 3) монархия; 4) парламентская республика.

5. В государстве Н. верховная власть передаётся по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство Н. является абсолютной монархией: 1) размеры территории государства очень велики; 2) престол передаётся от отца к сыну; 3) полномочия монарха никем и ничем не ограничены; 4) монарх назначает послов в другие страны.

6. Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижению полной дееспособности? 1) на презумпцию невиновности; 2) на участие в общественной организации; 3) на свободу слова; 4) на участие в выборах Президента.

7. Кто в РФ может лишить человека гражданства: 1) Президент РФ своим указом; 2) Конституционный суд РФ; 3) Верховный суд РФ; 4) сам человек.

8. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «монархия» и «республика» обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти.

Б. Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод гражданина.

1. верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

9. Общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и гарантированное государством, направленное на регулирование общественных отношений путём определения прав, обязанностей и ответственности их участников - это определение -_____________.

10. Восстановите логическую последовательность возникновения государства:

А. возникновение государства; Б) переход от присваивающего хозяйства к производящему; В) появление социального неравенства; Г) возникновение частной собственности.

Ключи к тестам по праву по темам Глав 1,2. 10 класс (профиль)

Вариант 1.

1-1; 2-федерация; 3-4; 4-1; 5-Конституция государства; 6-3; 7-1; 8-4;

9-источники права; 10- сходство - 3 и 4, отличия - 1 и 2.

Вариант 2.

1-4; 2-федерация; 3-2; 4-1; 5-2; 6-1; 7-4; 8-4; 9-государство;

10- сходства - 2 и 3; отличия 1 и 4.

Вариант 3

1-2; 2-1; 3-правомерное поведение; 4-1; 5-3; 6-4; 7-4; 8-1; 9-норма права;

10-БГВА.

Тесты по экономике , 10 класс, профильный уровень.

Вариант 1.

1. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Это пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника : 1. Распоряжаться; 2. Пользоваться; 3. Владеть; 4. Наследовать.

2. Что характеризует рыночную экономику : 1) частная собственность на средства производства; 2.уравнительное распределение производимых продуктов; 3.государственное регулирование ценообразования; 4.централизованное планирование производства.

3.Что относится к доходам государственного бюджета? 1) содержание вооружённых сил;

2) налоги и сборы с граждан и фирм; 3) оплата внешнего долга; 4) финансирование социальных программ.

Как называется ежегодный доход владельцев акций ? 1) заработная плата; 2) дивиденд;3. предпринимательский доход; 4) банковский процент.

4. На рисунке отражена ситуация на рынке кофе: линия предложения S переместилась в новое положение S 1.

Это перемещение может быть связано с: 1) увеличением затрат производителей кофе; 2) снижением доходов потребителей; 3) введением акцизного налога на кофе; 4) высоким урожаем кофе.

P

S

S 1

Q

5. Расположите в логической последовательности факторы производства: 1) обмен; 2) производство; 3) потребление; 4) распределение.

6.Верны ли следующие суждения об экономическом росте?

А. Экстенсивный экономический рост отражает повышение эффективности использования факторов производства.

Б. Экономическим ростом называют увеличение способности экономики производить товары и услуги.

7.Граждане страны Z уплачивают 15% подоходный налог. Объектом налога являются (-ется):

1) граждане; 2) заработная плата4 3) 15%; 4)национальная валюта страны Z .

8. В стране Z в течение нескольких месяцев цены на товары и услуги выросли на 20 %, причём качество их не улучшилось. Какое экономическое явление проявилось в стране Z ?

1) инфляция; 2) монополия; 3) спрос; 4) дефицит.

9.Какое словосочетание пропущено в схеме?


10. Установите соответствие между примерами и факторами, влияющими на формирование спроса:

Пример

Фактор

А) в летний период увеличился спрос на товары для пляжного отдыха.

1) религиозный фактор

Б) накануне новогодних праздников граждане активно покупают ёлки и ёлочные украшения.

2) культурные традиции

В) В соответствии с церковным календарём посетители ресторанов нередко заказываютпостные блюда.

3) общее состояние экономики страны

Г) в условиях экономического кризиса граждане активно приобретают продовольственные товары длительного хранения.

4) сезонность

Д) граждане, организующие свадьбу, заказывают специальные автомобили, цветы, платье невесты.

Ответит оформить так, например, 43213

Тесты по экономике, 10 класс, профильный уровень.

Вариант 2.

1. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного, характеризуют понятие рынок. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Производитель, равновесная цена, спрос, дефицит, государственное распределение.

2. Ателье производит закупку тканей, ниток, фурнитуры для пошива одежды. Затраты фирмы : 1) внутренние переменные; 2) внутренние постоянные; 3) внешние переменные; 4) внешние постоянные.

3. Что отличает предпринимательскую деятельность? 1) получение практического результата ; 2) риск, новаторский характер; 3) использование факторов производства; 4) использование технологий.

4. Фирма выращивает в теплицах цветы, овощи и зелень. К труду как фактору производства фирмы относятся : 1) оборудование теплиц; 2) выращенная продукция; 3) выручка от сбыта продукции; 4) штат работников теплиц.

5. Принадлежащие разным владельцам автосалоны города одновременно объявили о снижении цен и различных подарочных акциях, желая привлечь клиентов. Какое экономическое явление проявилось в данном факте? 1) спрос; 2) рыночное равновесие; 3)инфляция; 4) конкуренция.

6. На рисунке отражена ситуация на рынке легковых автомобилей: линия спроса D переместилась в новое положение D 1.

P

D 1

D


Q

Это перемещение может быть связано с : 1) увеличением затрат автозаводов; 2. Повышением цен на бензин и дизельное топливо; 3) увеличением доходов потребителей; 4) повышением пошлин на ввоз иностранных автомобилей.

(P - цена товара,Q - объём спроса товара)

7. Верны ли следующие суждения об экономическом развитии?

А. Экономическое развитие носит циклический характер.

Б. Среднесрочные экономические циклы могут быть связаны с сезонными колебаниями спроса и предложения.

1. верно только А; 2. Верно только Б; 3. Верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

8.Цена букета цветов =- 500 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?

1) средство платежа; 2) средство обмена; 3) средство накопления; 4) мера стоимости.

9.Ниже приведены методы примера налогов. Все они, за исключением одного, относятся к прямым налогам. Найдите и укажите налог, выпадающий из этого ряда, относящийсяк другому виду налогов.

Подоходный, с недвижимости, акциз, на прибыль с фирм, земельный, на автотранспортное средство.

10. Прочтите приведённый ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения текста носят:

А. фактический характер; Б. характер оценочных (прогностических суждений).

1

2

3

4

1. Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. 2. Для этого государство ограничивает свои расходы, повышает налоги, изымает из оборота «лишние» деньги. 3. Однако, такие меры могут привести к замедлению экономического роста. 4. Непопулярной мерой может стать установление контроля над ценами и заработной платой путём их замораживания или установления пределов роста.

Ключи к тесту по экономики, 10 класс, профиль, № 1.

Вариант 1.

1-1; 2-1; 3-2; 4-4; 5-2413; 6-1; 7- 2; 8-1; 9-(мировые деньги); 10-42132.(или А4,Б2,В-1,Г-3,Д-2).

Вариант 2.

1-государственное распределение; 2-3; 3-2;4-4; 5-4; 6-3; 7-1; 8-4; 9-акциз; 10-ААББ.



Просмотров