Национальность гражданина рф определяется по. Право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества

Статья 26 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.».

Комплекс прав, связанных с национальностью, отражает специфику многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность давно утратила юридическое значение, и все граждане именуются общим словом («американец», «француз», «немец»). Вместе с тем, в силу действия в ряде зарубежных стран (ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного законодательства принадлежность к определенной национальности (немцы, евреи, украинцы) открывает возможность беспрепятственной эмиграции в эти страны. Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. Признается, что принадлежность к конкретному народу все же важна для человека с точки зрения его участия в развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических истоков.

В законе определения понятий «национальная принадлежность», «национальность». Национальность - это принадлежность лица к этнической группе, характеризуемая родным языком, особенностями быта, традициями, обычаями, культурой, религией, родством и другими признаками, позволяющими лицу идентифицировать себя. Необходимым условием принадлежности человека к определенной национальности является не единство генетического происхождения, а формирование национального самосознания. Таким образом, национальная принадлежность человека определяется наличием объективных и субъективных факторов: а) наличие культурной, языковой и, как правило, территориальной общности людей (нации); б) фактическое состояние человека в такой общности; в) осознание человеком факта своего нахождения в составе этой общности (самоидентификация себя как участника общности). В этом проявляется основное отличие нации от расы. Раса — это исторически сложившаяся часть человечества, большая группа людей, имеющих общие наследственные антропологические признаки (цвет кожи, строение черепа, разрез глаз и т. п.). Принадлежность человека к определенной расе возникает в силу принадлежности к этой расе его родителей.

Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. В этой связи паспорт гражданина Российской Федерации в настоящее время не содержит графы «национальность». Факт национальной принадлежности сегодня является юридически безразличным и не должен находить отражение в официальных документах, поскольку, согласно ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе и национальности, и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Указывая свою национальную принадлежность в официальных документах человек осознает, что желает сообщить информацию о своей национальной принадлежности другим лицам. Вместе с тем указание вымышленной национальной принадлежности в официальных документах с целью противозаконного приобретения благ или освобождения от обязанностей может быть квалифицировано как мошенничество путем обмана и повлечь соответствующие негативные последствия.

Основным способом защиты права на идентификацию национальной принадлежности является обжалование неправомерных действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и должностных лиц, нарушающих это право. Кроме того, в большинстве случаев нарушения права на идентификацию национальной принадлежности влечет претерпевание гражданами значительных нравственных страданий, связанных с переживаниями по поводу этих правонарушений и их последствий. Это обстоятельство, в соответствии со ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ, порождает право гражданина требовать компенсации причиненного морального вреда в денежной форме путем предъявления соответствующего иска к причинителю вреда (например, работодатель принуждает работника к указанию своей национальной принадлежности).

Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества рассматривается в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, установленными ст. 68 Конституции (признание права республик устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка) Язык является средством общения между людьми, обмена мыслями, информацией, взаимного понимания. Конституция РФ закрепляет, что государственным языком в Российской Федерации является русский язык. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, которые могут применяться в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик.

В Российской Федерации конституционные нормы реализуются через Закон о языках народов РСФСР от 25 октября 1991 г. Язык общения устанавливается самими людьми без всякой регламентации, никаких юридических норм использования языков народов Российской Федерации в межличностных, неофициальных контактах, как и в деятельности общественных и религиозных объединений, не существует. Пользование законными правами не зависит от знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незнания языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Аналогичное право касается участия в судопроизводстве.


Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Последняя редакция Статьи 26 Конституции РФ гласит:

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Комментарий к Ст. 26 КРФ

1. Национальность - это принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. В ч. 1 комментируемой статьи признается прежде всего право каждого свободно определять и по собственному усмотрению указывать или не указывать свою национальную принадлежность.

В основе национальной самоидентификации личности лежит, однако, не просто желание быть лицом определенной национальности, а осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, к людям, духовно связанным общим языком, культурой и т.д. При этом самоидентификация не обязательно будет определяться этническим происхождением - национальностью родителей, хотя обычно именно с ней связано восприятие своей национальной принадлежности как в однонациональной семье, так и в смешанной, где выбирается национальность одного из родителей. Тем не менее человек в силу жизненных обстоятельств может оказаться в иной национально-культурной и языковой среде, получить в ней воспитание и развитие, воспринять язык, национальную культуру, психологию другой этнической общности, осознать свою принадлежность к ней. И, по смыслу Конституции, человек вправе определить свою национальную принадлежность независимо от этнического происхождения.

В прежние времена, как устанавливалось, например, Положением о паспортной системе в СССР 1974 г., национальная принадлежность человека определялась по национальности родителей, указанной в их паспортах. Если родители имели разную национальность, то при выдаче впервые паспорта по достижении 16 лет человек сам определял, какую из них записать в паспорт. В дальнейшем запись о национальности изменению не подлежала. Графа "Национальность" являлась непременным атрибутом также всякого рода анкет, иных учетных документов.

В настоящее время запрещено какое-либо принуждение к определению своей национальной принадлежности или указанию ее в документах, при опросах и т.д. Графа "Национальность" изъята из анкет, других учетных документов. Если же она где-то и встречается, то гражданин не обязан ее заполнять. Такая графа не предусматривается и в новом паспорте гражданина Российской Федерации.

С юридической точки зрения определение национальной принадлежности не влечет каких-либо правовых последствий, ибо Конституция (ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод в зависимости от расы и национальности граждан как проявление дискриминации (ст. 136).

Конституционное закрепление национального равноправия граждан не отрицает важности для каждого человека его национальной принадлежности, формирования в обществе уважительного отношения к самобытной культуре, национальному языку, своеобразию быта, прогрессивным обычаям и традициям людей любой нации и народности, искоренения националистических предрассудков.

2. Язык - важнейшее средство человеческого общения, неотъемлемый элемент любой этнической общности, ее культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.

Конституция, гарантируя сохранение и равноправие языков народов России, их самобытное развитие, признает в ч. 2 комментируемой статьи прежде всего право каждого на пользование родным языком. Родным является обычно язык этнической общности, к которой принадлежит индивид. Однако, судя по данным переписей населения, не единичны случаи, когда люди считают родным язык других этнических общностей. Конституция признает также право каждого на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Конституционные гарантии прав личности в языковой сфере, предусмотренные в ч. 2 комментируемой статьи, необходимо рассматривать в единстве с другими конституционными положениями: о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от языка (ч. 2 ст. 19), о праве республик устанавливать свои государственные языки, о гарантировании всем народам России права на сохранение родного языка (ст. 68).

Основным федеральным актом, конкретизирующим государственные гарантии равноправия языков народов России, прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, является Закон от 25 октября 1991 г. "О языках народов Российской Федерации" (в ред. от 11 декабря 2002 г.). Его нормы распространяются на российских граждан и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства.

Существенной особенностью правовой регламентации в сфере языкового общения является то, что не устанавливается никаких правовых норм использования языков народов России в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных, религиозных объединений. Это одна из конкретных гарантий действительно свободного выбора языка общения.

Статья 5 Закона о языках устанавливает, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка. Знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан.

Этим положениям Закона, а также установлениям ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о праве избирать, быть избранным и участвовать в референдуме независимо от национальности и языка (п. 2 ст. 4), принципу федеральной Конституции о равноправии граждан независимо от национальности и языка противоречили положения конституций и законов ряда республик, которые обуславливали право быть избранным, например, высшим должностным лицом республики обязательным владением наряду с русским языком и языком титульной нации.

Закон о языках гарантирует гражданам, не владеющим государственным языком России или республики, право выступать на заседании, совещании, собрании в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости должен обеспечиваться соответствующий перевод. На государственном, родном или любом другом языке народов России, которым владеет гражданин, он вправе обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения Российской Федерации с предложениями, заявлениями, жалобами. Ответы на них должны даваться на языке обращения, а при отсутствии такой возможности - на государственном языке России (ст. 15 Закона).

Возможность пользоваться услугами переводчика в процессуальных действиях, а также право выступать и давать объяснения в суде на родном языке гарантируются лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство и делопроизводство в органах правосудия или производство по делам в правоохранительных органах. Эти положения Закона конкретизированы в процессуальном законодательстве - УПК, ГПК, АПК, КоАП, а применительно к конституционному судопроизводству - в ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". В Постановлении Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" особо подчеркнуто, что в силу ч. 2 анализируемой статьи суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке (Бюллетень ВС РФ. 1996. N 1. С. 5).

Закон о языках запрещает языковую дискриминацию и в сфере обслуживания и коммерческой деятельности. Отказ в обслуживании граждан под предлогом незнания языка недопустим и влечет за собой ответственность согласно законодательству (ст. 22).

Осуществление права свободного выбора языка воспитания и обучения объективно ограничено имеющейся системой образовательных учреждений, но на государстве лежит обязанность ее развивать.

Право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим. Закон о языках гарантирует гражданам России право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования. Гражданам, проживающим за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований, а также не имеющим таковых, представителям малочисленных народов и этнических групп государство оказывает содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями (ст. 9 Закона). Аналогичные гарантии предусматривают также Закон "Об образовании" (ст. 6), ФЗ "О национально-культурной автономии".

Право на свободное пользование родным языком очень важно для развития национального самосознания личности, сохранения самобытной культуры этнической общности, упрочения этнических связей. В то же время для расширения доступа личности к ценностям отечественной и мировой культуры, духовного обогащения существенное значение имеет овладение языками других народов, прежде всего русским языком, который является не только государственным языком Российской Федерации, но прежде всего добровольно принятым народами России средством межнационального общения.

Рассматривая в Постановлении от 16 ноября 2004 г. N 16-П положение законов Республики Татарстан, согласно которым татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования Республики изучаются в равных объемах, Конституционный Суд признал его не противоречащим Конституции, имея в виду следующее: по своему конституционно-правовому смыслу оно предполагает, что изучение языка титульной нации должно осуществляться в соответствии с установленными законодательством РФ федеральными государственными образовательными стандартами и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, выдаче документа о получении основного общего образования и получению образования более высокого уровня.

В противном случае - имея в виду неравные требования, предъявляемые в различных республиках к изучению государственных языков, - не исключаются не только негативные последствия для преемственности обучения в едином федеральном образовательном пространстве, но и нарушения принципа равенства в осуществлении конституционного права на образование, а также права на получение основного общего образования на родном языке, гарантией общедоступности основного общего образования и равного объема обязанностей, выполнение которых необходимо для его получения, и, кроме того, ограничение закрепленного частью 1 ст. 27 Конституции права на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства (СЗ РФ. 2004. N 47. ст. 4691).

  • Вверх

Конституция РФ, Статья 26

Cтатья 26
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Комм. Пиголкин А.С., Сукало А.Е.

Национальность - явление, определяемое совокупностью ряда факторов, прежде всего языком, приверженностью к традициям и культуре определенного народа. Это самоидентификация человека, связанная с осознанием им принадлежности к тому или иному народу (этносу).
В соответствии с подзаконными актами, действовавшими в Российской Федерации до принятия новой Конституции, национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, указанной в их удостоверениях личности. Исключение из сложившейся практики имело место лишь тогда, когда родители принадлежали к различным национальностям. Только в этом случае человек мог самостоятельно определить, какую из национальностей родителей он хочет указать в своем паспорте.
Комментируемая статья Конституции совершенно по-новому решает данную проблему. Указание собственной национальности - это не обязанность, а право человека. Конституция в ч.1 ст.26 признает право каждого свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Следует подчеркнуть, что закрепление данного права обусловлено отрицанием правового значения признака национальности для каждого конкретного человека и означает свободу его самоопределения в решении вопроса о своей национальности.
Для обеспечения соблюдения права свободно определять и указывать свою национальность важное значение имеет и закрепленное в Конституции положение о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Это, прежде всего, означает, что на свободу выбора гражданином своей национальности государство не должно влиять никаким образом.
Определение национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий и не влияет на правовой статус личности. Национальность не может явиться основанием для предоставления лицу каких-либо особых привилегий, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности и языка (см. комментарий к ст.19).
В то же время значение национальной принадлежности человека не следует недооценивать. Право сохранения и развития национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, зафиксированных в основных международно-правовых актах.
Право, предусмотренное ,- это неотъемлемое право гражданина Российской Федерации. Гражданин может пользоваться своим языком, где бы он ни находился, имеет равные языковые права независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.
Свободен человек и в языке творческой деятельности. Он вправе писать стихи и прозу, научные и публицистические произведения, заниматься театральной и концертной деятельностью на любом удобном для него языке.
Вместе с тем многосторонние хозяйственные связи между различными частями многонационального Российского государства, миграция населения и иные факторы интернационализации требуют также обеспечить возможность каждому гражданину России свободно использовать не только свой язык, но и любой другой, которым он владеет. В государстве, заботящемся о личности и ее интересах, не должно быть никаких препятствий, ограничений и привилегий по языковому признаку. Никто не вправе навязывать человеку использование того или иного языка помимо его воли. Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность по закону.
Вопросы пользования родным языком, свободного выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества (обычно это язык той этнической группы, к которой человек принадлежит) регламентируются Законом РСФСР о языках народов РСФСР от 25 октября 1991г. Его нормы распространяются на граждан Российской Федерации, а также на лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.
Язык бытового общения между людьми свободно определяется двумя сторонами по их взаимному согласию. В ст.2 Закона специально определено, что Закон не устанавливает юридические нормы использования языков народов России в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций.
Законодательно закреплено, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав независимо от знания ими какого-либо языка. Незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан России. В Законе также установлено, что отказ в обслуживании граждан под предлогом незнания языка недопустим и влечет за собой ответственность согласно законодательству Российской Федерации и республик в ее составе.
Российским гражданам, не владеющим государственным языком Российской Федерации и государственным языком (языками) республики в ее составе, предоставляется право выступать на заседании, совещании, собрании в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости обеспечивается соответствующий перевод.
Граждане России вправе обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения Российской Федерации с предложениями, заявлениями, жалобами на государственном языке Российской Федерации, родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют.
В судопроизводстве и делопроизводстве в правоохранительных органах лицам, участвующим в деле, не владеющим языком или языками, на которых ведется процесс, гарантируется возможность пользоваться услугами переводчика в процессуальных действиях, в том числе для дачи объяснений, показаний и полного ознакомления с материалами дела, а также гарантируется право выступать в суде на родном языке.
В российском Законе «Об образовании» определяется, что язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в общеобразовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. Регламентация этого вопроса осуществляется также и в республиканских законах о языках. Так, в Законе Республики Тува «О языках» устанавливается, что по возможности в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях республики независимо от ведомственной подчиненности воспитание и обучение ведутся параллельно на тувинском и русском языках на основе принципа преемственности языка воспитания и обучения.
Право выбора воспитательно-образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или заменяющим их лицам.
В соответствии с ч.5 ст.9 Закона «О языках народов РСФСР» гражданам России, проживающим в своих национально-государственных и национально-территориальных образованиях, а также не имеющим таковых, представителям малочисленных народов и этнических групп государство оказывает содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями (см. также

Язык является средством общения между людьми, обмена мыслями, информацией, взаимного понимания.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что государственным языком в Российской Федерации является русский язык. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, которые могут применяться в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик.

  • Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» гарантирует всем ее народам независимо от численности, равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка. Каждому гарантируется свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, религии и места проживания .

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «О государственном языке РФ»;
  • Закон Российской Федерации «О языках народов РФ».

КонституцияРФ предусматривает, что республики, входящие в Российскую Федерацию, вправе устанавливать свои"государственные языки; эти языки употребляются в органах государственной власти, местногосамоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком РФ (но невместо него).

В Конституции сказано, что Российская Федерация гарантируетвсем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст.68).

Конституционное положение о свободе выбора языка общения подкрепляется признанием в преамбуле Закона о языках народов РФ всех языков народов РФ ее национальным достоянием, находящимся под защитой государства. Помимо подтверждения недопустимости пропаганды вражды и пренебрежения к любому языку, указанный Закон конкретизирует государственные гарантии равноправия языков народов РФ, включая права личности на свободу выбора и использования языка общения,

Конституционное право на свободный выбор языка общения специально регламентировано рядом федеральных законов, регулирующих различные сферы жизни. Как правило, такая регламентация устанавливается в целях соразмерной защиты определенных конституционных, в том числе языковых, иных национально-культурных ценностей. Так, в соответствии с Федеральным законом от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" статус русского языка как государственного языка РФ предусматривает обязательность его использования в законодательно определенных сферах, конкретизированных, в частности, в ст. 3 Закона. В силу этих установлений, по общему правилу (исключения оговорены особо), русский язык подлежит обязательному использованию во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений.

Особые гарантии комментируемого конституционного права установлены для судебной сферы. При осуществлении судами правосудия, согласно п. 3 ст. 10 Закона о судебной системе РФ, участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.


Похожая информация:

  1. A. Да, правомерны, так как это основание для взыскания долга, т.е гражданско-правовой ответственности. 1 страница
  2. A. Да, правомерны, так как это основание для взыскания долга, т.е гражданско-правовой ответственности. 2 страница

Право определять и указывать свою национальную принадлежность. Статья 26 КРФ Статья 26

1.Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Право на выбор национальности чрезвычайно важно. Так ЕСПЧ выводит его к неприкосновенности частной жизни. Наша Конституция РФ также выводит это право, т.к. оно имеет чрезвычайно важное значение для человека. Человек как биологическое существо имеет право на жизнь, как социальное существо-достоинство личности. При умножении права на жизнь и достоинства личности – образуется независимость (свобода и личная неприкосновенность - с внутренней стороны и неприкосновенность частной жизни с внешней). Есть еще одна характеристика, определяющая взгляды человека. Так, вопросы крови всегда являлись самыми главными для человека. Национальность - объективная характеристика человека. Многие другие аспекты конституционных прав, они трактуются исходя из национальных традиций и особенностей.

Национальность - определенная этническая группа с особыми взглядами на жизнь, традициями, внутренними ценностями. Человек, родившийся в этнической группе, перенимает стереотипы поведения, считая его своими собственными (в некоторой степени они и есть его собственные). Это все переплетено, следовательно, можно сказать, что объективный признак.

Какой бы мультикультурной не была б Европа, но, тем не менее, многие нации сплоченные, а традиции сохраняются, поэтому многие конституционные права могут трактоваться по-разному, для одной национальности - нарушение права - может быть более болезненным, а для другой - менее болезненно.

В нашем обществе, в котором крепкие семейные связи, осуждается тот случай, если лицо бросает своих родственников, но может быть и такое общество, где это не так. Поэтому оценка, которую мы давали может быть более мягкой. Если люди считают, что что –то не входит в их частную жизнь и не должно входить, то и посягательство на это не будет причинять такого урона, как для других национальностей.

Каждый имеет право определять и указывать свою национальность.

1) Каждый вправе выбирать (указывать) - говорить всем свою национальность или не говорить, никто не может требовать вас сообщать это.

В СССР была графа «национальность». Необходимо было указывать свою национальность, а в случае указания другой национальности это расценивалось как сообщение недостоверных сведений, что приводило в определенного рода проблемам. Однако обязанность указания своей национальности, которое впоследствии влияет, например, на трудоустройство,- это дискриминация.



Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Независимо, следовательно, национальность не должна приниматься во внимание в отношении государства и людей. Если это принимается во внимание, то это дискриминационный подход к различным группам населения.

2) Определять национальность. Национальность - объективная категория (т.к. определяется от родителей) указание национальности - указание на общность.

Национальность - объективная характеристика личности, которая связана с достоинством личности. Когда есть возможность выбора. Какое имеет значение, если отношение к людям не имеет отношение к их национальности. Говоря о переселении из других государств на территорию СССР в советское время использовался институт соотечественничества, поэтому в сов время невозможны были конфликты на национальной почве благодаря этому. Однако парадокс в том, что в п.5 было предусмотрено обязательное указание национальности.

Поэтому в нашем многонациональном государстве не имеет значение национальность, к тому же невозможно точно определить национальность из-за смешения кровей. Иногда национальность может иметь значение, Например, гражданин обращается в КС о том, что нет в паспорте графы «национальность», а он ею гордится, но КС говорит, что все конституционно т.к. паспорт для других целей. Т.к. указание национальности - это частное право для частной жизни. Государство не мешает осуществлению этого права и позволяет выражать его различными способами.



Человеку должна быть дана возможность говорить о своей национальности, разрешено ее проявлять, т.к. это достоинство человека, он хочет защищать ее и проявлять, но государство не обязано предоставлять все эти возможности.

Право выбора образования очень часто связано не столько с национальностью, но и с

Требование образования на родном языке, вот это государство должно постараться обеспечить. Т.к. если не будет носителей языков, то культура и язык будут угасать. Например, пользование родным языком позволяет требовать переводчика в суде (не только иностранные граждане обладают этим правом, но и не знающие русский граждане РФ). Если человек не владеет русским языком, то он не может в достаточной степени участвовать в решении своей судьбы в суде. Также и в государственных органах: разговор с Вами будет вестись на том языке, каким владеете. Без языка затрудняется осуществление всех прав, т.к. необходимо общение на основе языка. Не может государство ввести только один язык. А полиция не имеет право требовать людей, говорящих на непонятном для ее сотрудников языке заставить их замолчать. Если человека в республике заставляют изучать язык этой республики. Например, Чеченская республика, вы будете обязаны изучать этот язык, т.к. проживаете в месте компактного проживания определенной национальности. Вы получаете образование в соответствии с утвержденной субъектом программой. В каждом субъекте, обладающим еще одним языком, помимо русского, вам будет необходимо использовать и этот язык в том числе.

Если в какой-то местности компактного проживания, в котором 50\50 используется язык федерации и субъекта, то какой из языков выбрать. Этот вопрос очень тонкий., связан с тем, что надо установить баланс между национальностями. Поэтому языковой выбор связан с крупными этносами (башкиры, татары). Закон говорит о том, что все языки, на которых говорят в РФ, могут изучаться в РФ.

Право на свободу передвижения.

Статья 27 Конституции:

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Свобода передвижения означает свободный выбор того, где находится, проживать в определенный момент времени. Это личное заградительное право. Т.к. этому праву может мешать осуществлению этого права. Государство не должно устанавливать ограничение этому праву. Например, супруги находятся в разных местах, и это им гарантировано конституцией.

В первую очередь это связано с государством, т.к. ему необходимо знать где и зачем находятся граждане (например, военная служба, избирательные функции). Если граждане перемещаются, как броуновское движение-то это очень сложно отследить их для государства. Поэтому в СССР появляется институт «прописки». Это значит право на проживание в определённом месте. В более строгие времена необходимо было получение выдать паспорт (например, колхозы). Без права проживать в определенном городе, нельзя было получить работу. Ограничение, вводимое пропиской, ограничивало все другие конституционные права, поэтому КС признал огромное число законов не соответствующими конституции. Вместо прописки в настоящее время появляется новый институт – «регистрация». Например, можно голосовать при наличии регистрации. Следовательно, БОМЖи лишались, например, права голосовать вследствие отсутствия регистрации, точнее не лишались, а просто не могли его осуществить. В этом смысле фактически нарушалось данное право, т.е. ст. 27 фактически ограничивала возможность голосовать. Теперь при предъявлении паспорта, можно проголосовать. В этом состоит и свобода передвижения - когда не ограничиваются права вследствие проживания в любом месте РФ. Свобода передвижения защищает и другие права, запрещая ограничения прав вследствие привязки к определенному месту.

Свобода избирать место жительства- возможность проживать в любом городе независимо от разрешения, а его регистрация последствие после приобретения жилой площади. Это чрезвычайно важное право было выстрадано нашим государством. Это право гарантируется каждому, кто законно находится на территории РФ.

Что значит законность? Нахождение на территории РФ граждан - законно. В соответствии с ч.2 ст.27 никто не может быть лишен права возврата на Родину (А.В. Ильин проводит здесь отождествление Родины и РФ).

Не может быть распространено на иностранцев и лиц б\гражданства. В отношении их может быть ограничено право свободы передвижения по территории РФ. Каждое государство может ограничить въезд граждан другого государства на свою территорию без объяснения причин. Это и есть суверенитет государства. Теперь гражданин РФ не может быть выслан, т.к. он не может быть лишен гражданство. Нельзя лишить гражданства. Ч.3 ст.6 КРФ

1.Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2.Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3.Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Бельгийские полицейские взяли наркоторговца. Он съел наркотик, но т.к. бельгийские полицейские вкалывают рвотное средство, то, изрыгнув наркотик, съеденный задержанным ранее, полицейские указали, что он сам предоставил им доказательства. Пожаловавшись в ЕСПЧ, наркоторговец получил ответ о том, что он был вынужден свидетельствовать против себя.

Речь идет об иностранных гражданах и лиц б\гражданства. Этим категориям можно получать визу на въезд и выезд. Бывает вид на жительство (разрешение на проживание) бывает рабочая виза (на проживание и труд). Если срок истекает, лицо подлежит высылке (реамнистии) из РФ. Сноуден, например, может ездить куда угодно по РФ вплоть до истечения срока действия документов (либо продление этих разрешений). Кроме того, разрешение на работу квотируется. Но на обычные визы оно, как правило, не распространяется. Данное права регулируется «Законом о порядке въезда и выезда в РФ» (это административное право)

По ч.1 ст.7 может быть ограничения на территории РФ, т.к. есть определенные местности, которые нельзя посещать (например, приграничные зоны, закрытые административные территориальные образования), но такой запрет может быть неконституционен. Не только для иностранных граждан, но и граждан РФ. Вход на юрфак только по карточкам- не ограничение ч.1 ст.27, т.к. это не публичное место. Частный сервитут-частные территории не обеспечивают осуществление права передвижения.

Ч.2 ст.27. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Очень важное право очень право свободно выезжать. Раньше вы должны были получать не только въезд, но и выезд визу. Теперь все могут беспрепятственно покидать РФ. Это право характеризует свободу. Тюрьма характеризует ограничение свободы, т.к. нет права выходить. Поэтому с этой точки зрения страну можно сравнить с тюрьмой, если нет права покидать страну. Все вопросы на таможне на выезде-противоправны. Чтобы лицо воспользовалось правом выезда, необходим загранпаспорт, кроме того он использоваться как механизм ограничения выезда. Может быть отказано в выезде из РФ – доступ к гостайне. Без загранпаспорта невозможно выехать за пределы РФ. Для всех служащих павоохранительных органов действует разрешительный режим - необходимо получение разрешение на паспорт, а потом разрешение на выезд.

ЗАДАЧА. Закон «Об исполнительном производстве» разрешает на полгода запретить выезд гражданам, которые имеют задолженность по решению суда. Часто граждане узнают об этом только на таможне.

Конституционно это или нет? Здесь выступают следующие права:

1) право на свободу передвижения

2) право на судебную защиту и исполнение судебного решения.

Где граница одного права, а где другого? Необходимо анализировать пропорциональность этих прав. В таком случае, надо смотреть с какой целью человек выезжает. Как запрет - неконституционен (т.к. он не дифференцирован). С одной стороны - личное право и его реальное ограничение. С другой- имущественные. Личные дороже, т.к. их границы менее поддаются сужению. Надо понимать, где границы этого права. Само по себе ограничение выезда. Здесь несоразразмерно. Дифференцировать из цели поездки - невозможно.

Другие способы ограничений. Самый распространенный запрет - если выезд с несовершеннолетним - необходимо соглашение обоих родителей. Если один из родителей отказывает, то получается, что один человек может запретить выезд другого человека, тем самым ограничивая его право на свободу передвижения. Здесь необходимо проверить по какой причине выезжает ребенок.

Что касается государственной тайны - лицо имеющее доступ к ней, то лицо не может без разрешения выезжать долгое время. В настоящее время необходимо получать разрешения. Этот запрет вводится в целях ограничения государственной безопасности.

Полковник генштаба судился об обеспечении жилого помещения в ЕСПЧ. Приходит он в генштаб дать разрешение на выезд в Страсбург. Начальник генштаба отвечает, что нашего полковника самый высокий доступ, значит, ему нельзя выезжать 25 лет. Далее полковник опять обращается в ЕСПЧ, т.к. запрет на выезд на заседание. Вместо того, чтобы его пустить полковника, генштаб говорит, что он не выездной. ЕСПЧ постановляет, что даже на заседание ЕСПЧ он не может выехать. Полковник жалуется в КС, но тот отвечает, что все конституционно.

Конституционно ли это? Может ли полковник все разболтать, не выезжая за пределы РФ? Может. Следовательно эта цель (цель сокрытия гостайны) - не будет достигнута, но будет достигнута цель наказания за разглашения гостайны.

Президент, депутаты, бывший президент имеют право на выезд.

Следовательно, в данном случае вопрос цели. Могут ли права отдельных личностей ограничены для интересов государства. Ч.4 ст.29 КРФ - Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

а также другие способы, которыми определяется гостайна.

Лучше всего все дифференцировать и исходить из конкретной ситуации, но правоприменитель не сможет охватить все аспекты, поэтому наше законодатель либо все разрешает, либо все запрещает.

Следовательно, устанавливает определенные сроки, т.к. идет расчет на то, что это будет уже не тайна по пришествии этого времени. В случае продление срока невыезда из-за гостайны, никто не сможет проверить правдивость этого факта, т.к. это гостайна. Вследствие этого, это нарушения. Т.к. право содержит въезд и выезд.

С такими правами надо быть аккуратными. Следовательно, ограничивая это права для военнослужащего полностью, т.к. возможно наступление военного времени.

Каждый, кто законно находится, может выезжать. А неконституционно, т.к. на длительное время это лицо ограничено в праве свободы передвижения ради эфемерных целей.



Просмотров