Любому государству свойственно 1 демократическое. Что такое демократическое государство? в) выборы – как форма прямой демократии

Государство - это наивысшая форма организации общества. Его основная функция - обеспечение защиты и удовлетворение индивидуальных и групповых интересов с помощью права на определенной территории. Любое государство характеризуется рядом особенностей, которые будут рассмотрены в данной статье.

Главные признаки государства

Любое государство характеризуется определенными признаками, которые выделяют его среди других форм организации власти и общества.

1. Публичная власть и общество разделены и не совпадают друг с другом.
2. Территориальная организация. В первобытные времена власть и общество формировались в зависимости от наличия организовано по территориальному принципу. Это значит то, что власть распространяется на всех лиц, которые проживают в стране.
3. Любое государство характеризуется наличием налоговой системы.
4. Власть находится в руках определенной группы людей. Они специально обучены и обладают некоторыми правами и благами, с помощью которых осуществляют возложенные на них функции.
5. Компетенция государства распространяется на все субъекты правоотношений, которые находятся на его территории, а также охватывает все
6. Государство - выразитель интересов всех граждан.

Отличие государства от других политических организаций

Любое государство характеризуется некоторыми особенностями, которые отличают его от других политических организаций.

1. обладает всей полнотой власти на своей территории и независимо от других стран.
2. Исключительное право издавать законы.
3. На территории, обозначенной границами страны, может существовать только одно государство, в то время как других организаций (общественных или политических) может быть несколько.
4. Монопольное право на установление размера налога с населения и формирование бюджета.
5. Только государство может применять методы принуждения для достижения выполнения своих требований и распоряжений, которые касаются субъектов общественно-политической жизни.
6. Право выступать от имени всего населения, в то время как другие организации являются представителями интересов только своих членов.

Главный принцип государства

Любое государство характеризуется верховенством права. На современном этапе это одно из главных условий существования страны. является определяющим при формировании всех институтов государства и общества в целом. Закон - высшая социальная ценность, главный ориентир. Основателем концепции верховенства права является А. Дайси. Именно он выделил основные составляющие этого явления.
1. Недопустимость произвола власти.
2. Равенство всех перед законом.
3. Конституционное право - это результат соблюдения прав человека, а не их источник.

Функции государства

Любое государство характеризуется существованием ряда внутренних и внешних функций.

1. Организационная. Главная цель государства заключается в сохранении и достижении общего блага, единства, а также в регулировании взаимоотношений между властью и народом.
2. Охранительная. Государство обеспечивает соблюдение законности и неизменность существующих взаимоотношений в обществе. Кроме того, оно выступает защитником прав всех граждан.
3. Экономическая. Одной из важнейших функций государства является формирование бюджета страны и ведение налоговой политики.
4. Социальная. Данная функция заключается в защите прав населения. Она включает в себя организацию системы здравоохранения, образования и т.д.
5. Защита страны от угрозы иностранного вмешательства.
6. Ведение международной политики, организация сотрудничества с другими государствами.

Вопрос 1. В качестве чего предстает, прежде всего, перед каждым человеком государство?

1. структуры; 2. субстанции;

3. формы общества;

4. материи; 5. ощущений.

Вопрос 2. Чем является территориальная организация людей?

1. общиной; 2. государством;

3. общностью; 4. структурой;

5. сущностью.

Вопрос 3. Каким способом объединяет государство людей?

1. демографическим; 2. материальным;

3. психологическим; 4. юридическим;

5. моральным.

Вопрос 4. Какой институт выступает юридическим способом объединения людей в государстве?

1. институт гражданства;

2. институт принуждения;

3. институт убеждения;

4. институт насилия;

5. институт повиновения.

Вопрос 5. Назовите форму общества, выступающую единовременно структурой и механизмом общественного самоуправления?

1. парламент; 2. администрация;

3. департамент; 4. комитет;

5. государство.

Задание 2. (оценка 5)

Вопрос 1. Кому принадлежит верховная власть в монархическом государстве?

1. народу; 2. парламенту; 3. феодалам;

4. наследственному монарху; 5. буржуазии.

Вопрос 2. В каком году была записана в Конституции США фраза: «мы народ… устанавливаем и принимаем…»?

1. 1786 г. ; 2. 1787 г. ; 3. 1788 г. ; 4. 1789 г. ; 5. 1790 г..

Вопрос 3. Для какого века характерно признание достоинств и перспективности демократического государства?

1. XX в. ; 2. XIX в. ; 3. XVIII в. ; 4. XVII в. ;

Вопрос 4. На что существенно влияет выбор формы правления, функций, структуры и других параметров общегосударственной власти?

1. на формы организации;

2. на общественные структуры;

3. на государственное управление;

4. на типы организации;

5. на форму власти.

Вопрос 5. Какие виды государств подразделяются на административно-территориальные единицы, управляемые по вертикали единой системой государственной власти?

1. федеративные; 2. парламентские;

3. монархические; 4. демократические;

5. унитарные.

Задание 3. (оценка 3)

Вопрос 1. Кому принадлежит выражение: «Функция – это существование, мыслимое нами в действии»?

1. Ильину И.; 2. Гете И.;

3. Тихомирову Л.; 4. Шлезингеру А.;

5. Поппер К.

Вопрос 2. Какая функция государства направлена на обеспечение на всей его территории прав и свобод каждого человека и гражданина?

1. социальная; 2. политическая;

3. экономическая; 4. организационная;

5. внутренняя.

Вопрос 3. Кто является автором вывода: «Политические и стратегические мотивы, национальное могущество и национальная безопасность обладают своими собственными жизнеспособностью и силой независимо от систем идеологии и собственности»?

1. Ильин И. ; 2. Гете И. ;

3. Шлезингер А. ; 4. Тихомиров Л. ;

5. Поппер К.

Вопрос 4. В каком обществе существует плюрализм?

1. в правовом; 2. в социальном;

3. в феодальном; 4. в рабовладельческом;

5. в гражданском.

Вопрос 5. Какими структурами должна закрепляться актуальность государственной политики?

1. институциональными; 2. универсальными;

3. материальными;

4. государственно-правовыми;

5. внешнеэкономическими.

Задание 4. (оценка 5)

Вопрос 1. Какое представление о компонентах, элементах и их взаимосвязях для государственного управления имеет принципиальное значение?

1. методическое; 2. философское;

3. политическое; 4. системное;

5. методологическое.

Вопрос 2. Назовите определяющую доминанту элементов государственного управления:

1. экономическая основа государства;

2. общественно-политическая природа государства;

3. социальная сущность государства;

4. онтологическая природа государства;

5. этическая основа государства.

1. Винер Н.; 2. Питерс Т.; 3. Клаус Г.;

4. Петрушенко Л.; 5. Берталанфи Н.

Вопрос 4. Сколько типов обратных связей представляется возможным выделить в системе государственного управления?

1. один; 2 два; 3. три; 4 четыре; 5. пять.

Вопрос 5. Какие связи характеризуют целесообразность и рациональность собственной, внутренней организации и деятельности субъекта государственного управления в целом, его подсистем, звеньев и отдельных компонентов?

1. объектные прямые связи;

2. объектные внешние связи;

3. организационно-структурные связи;

4. субъектные обратные связи;

5. субъектные внутренние связи.

Задание 5. (оценка 4)

Вопрос 1. Что означает типичное в системе государственного управления?

1. единство элементов системы;

2. унификация ее элементов;

3. общее качество множества элементов;

4. шаблонирование элементов;

5. сходство элементов системы.

Вопрос 2. Что связано с иерархическим, пирамидальным строением субъекта государственного управления?

1. сложность системы государственного управления;

2. многообразие взаимосвязей управляемых объектов;

3. многообразие проявлений государственного управления;

4. дифференциация, конкретизация и специализация управляющих воздействий;

5. уровень субъекта государственного управления.

управления должен раскрываться по таким типовым направлениям как: построение аппарата; трудовые процессы, служебные отношения и отношения с обществом:

1. Т. Питерс; 2. С. Ковалевски;

3. Р. Уотермен; 4. Л. Тихомиров;

5. У. Эшби.

Вопрос 4. Чем определяется устойчивость системы государственного управления?

1. многообразием ее элементов;

2. единообразием;

3. центризмом;

4. унифицированностью элементов;

5. формализмом управления.

Вопрос 5. Развитие человеческого потенциала государственного управления способствует:

1. динамизму государственного управления;

2. эффективности системы государственного управления при снижении материальных затрат на нее;

3. реализации принципов федерализма и самоуправления;

4. специализации и комплексности управления;

5. многообразию форм и видов собственности.

Задание 6. (оценка 4)

Вопрос 1. Что составляет сущность государственного управления?

1. иерархия целей государственного управления;

2. приоритет потребностей и интересов развития общества;

3. предвидение, прогнозирование, программирование, планирование;

4. объективная практическая целенаправленность государственного управления;

5. субъективная сторона государственного управления.

Вопрос 2. Какие цели являются «стволом» «дерева целей» государственного управления?

1. тактические; 2. оперативные;

3. обеспечивающие; 4. стратегические;

5. организационные.

Вопрос 3. Демократия - это:

1. власть народа;

2. система самоорганизации жизни людей на основе их прав и свобод;

3. организация общества, вызывающая доверие людей к власти;

4. общество, в котором личность защищена системой законов;

5. форма государства, в котором раскрываются инновационно-тактические

возможности общества.

Вопрос 4. Какие ресурсы занимают особое место в обеспечении государственного управления?

1. ресурс права; 2. ресурс организации;

3. ресурс демократии; 4. ресурс знаний;

5. природные, финансовые и трудовые ресурсы.

Вопрос 5. Какое число требований к целям государственного управления являются необходимым и достаточным?

1. четыре; 2. три; 3. семь; 4. пять; 5. два.

Задание 7. (оценка 4)

Вопрос 1. Что является функцией государственного управления?

1. элементы управленческого процесса;

2. реальное, целенаправленное, регулирующее влияние на управляемое явление;

3. стадии управленческого цикла;

4. непосредственная организация управляемых объектов;

5. внутриаппаратная работа.

Вопрос 2. Что выражает смысл и характер управляющего воздействия?

1. предмет функций государственного управления;

2. способ реализации функций управления;

4. объем влияния функций;

5. средства реализации функций.

Вопрос 3. Кто выделяет в качестве общих функций, государственного управления такие, как планирование, организация, руководство, мотивация и контроль?

1. Г. Кунц; 2. К. Киллен; 3. Р. Фалмер;

4. С. О’Доннел; 5. Ч. Макмиллан.

Вопрос 4. Что обеспечивает рациональность и эффективность функциональной структуры государственного управления?

1. вертикаль исполнительной власти;

2. уровень самоуправления управляемых объектов;

3. форма государственного устройства;

4. форма правления;

5. социальная направленность управляющих воздействий.

Вопрос 5. В чем смысл юридического оформления управленческих функций государственных органов?

1. в правильном сочетании управленческих функций;

2. в описании целей и управленческих функций;

3. в определении компетенции государственных органов;

4. в возможности конкретизировать и четко выразить содержание управляющих воздействий;

5. в удалении управленческой активности государственных органов.

Задание 8. (оценка 5)

Вопрос 1. Что является системообразующим элементом организационной структуры государственного управления?

1. социально-функциональная роль государственного управления;

2. государственный орган, осуществляющий управляющие воздействия;

3. организация технических и других средств;

4. устойчивая взаимосвязь человеческих ресурсов;

5. социальные качества государства.

Вопрос 2. Организационные характеристики государственного органа раскрывают его как:

1. коллектив людей, предназначенный для выполнения государственных задач;

2. структуру, выполняющую определенные функции государства;

3. принадлежность данной структуры к государственному аппарату, ее внутреннее строение;

4. наделение этой структуры государственно-властными полномочиями;

5. формирование государственно-управляющих воздействий.

Вопрос 3. Что представляет собой государственный орган?

1. государственную организацию в какой-либо сфере общественной жизни;

2. государственное предприятие, осуществляющее экономическую деятельность;

3. государственное учреждение, созданное для оказания социальных услуг;

4. организацию государственных управляющих воздействий;

5. единичную структуру власти, созданную для реализации целей и функций государства.

Вопрос 4. Каково необходимое и достаточное число признаков местного самоуправления?

1. четыре; 2. два; 3. шесть; 4. три; 5. пять.

Вопрос 5. Объективные основания организационной структуры государственного управления - это:

1. человеческий потенциал;

2. демократизм государственного управления;

3. государственная политика;

4. информационное обеспечение государственного управления;

5. устойчивая взаимосвязь управляемых объектов.

Задание 9. (оценка 4)

Вопрос 1. Вертикальная, однонаправленная подчиненность государственных органов характерна для структуры с основанием:

1. функциональным;

2. линейным;

3. линейно-функциональным;

4. программно-целевым;

5. матричным.

Вопрос 2. Каково необходимое и достаточное число типовых, внешних связей государственного органа?

1. четыре; 2. шесть; 3. три; 4. две; 5. семь.

Вопрос 3. Соподчиненность государственных органов между собой является критерием классификации государственных органов, по которому они различаются на:

1. вышестоящие и нижестоящие;

2. образуемые государством и избираемые населением;

3. общей, отраслевой и межотраслевой компетенции;

4. федеральные, органы субъектов федерации и местные;

5. коллегиального или единоличного управления.

Вопрос 4. Как относится судебная власть к организационной структуре государственного управления?

1. суды не участвуют в осуществлении управляющих воздействий;

3. суды вправе приостанавливать или отменять управленческие решения;

4. судебные процессы формируют общественное мнение в государстве;

5. судебная власть в государстве более значима, чем власть исполнительная.

Вопрос 5. Какой основной признак позволяет относить государственные органы к тому или иному звену организационной структуры управления?

1. статус государственного органа;

2. структура органа государственной власти;

3. его функция;

4. соподчиненность к другим государственным органам;

5. совпадение правового статуса, структуры и внешних воздействий.

Задание 10. (оценка 3)

Вопрос 1. Каково необходимое и достаточное количество положений, определяющее сущность федерализма в различных странах?

1. восемь; 2. семь;3. шесть;4. пять; 5. четыре.

Вопрос 2. Кто является идеологом теории государственного суверенитета?

1. Ж.-Ж. Руссо; 2. Ж. Боден;

3. Ф. Прокопович; 4. И. Посошков;

5. В. Татищев.

Вопрос 3. В чем сущность идеи национального суверенитета?

1. каждая нация имеет самобытную культуру;

2. каждая нация экономически независима;

3. каждая нация имеет свое государство;

4. каждая нация политически независима;

5. каждая нация занимает определенную территорию.

Вопрос 4. Государственный суверенитет обусловливает:

1. права государства;

2. его обязанности;

3. права и обязанности государства;

4. волю народа;

5. территориальную целостность.

Вопрос 5. Носителем (субъектом) национального выступают:

1. нации; 2. классы; 3. коллективы;

4. люди; 5. государственные структуры.

Задание 11. (оценка 4)

Вопрос 1. Кому принадлежит выражение «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе»?

1. И. Канту; 2. Т. Гоббсу; 3. Ж.-Ж. Руссо;

4. Сократу; 5. Платону.

Вопрос 2. Статус гражданина характеризует взаимосвязь человека и государства, прежде всего:

1. экономическую; 2. политическую;

3. нравственную; 4. юридическую;

5. практическую.

Вопрос 3. Каналом взаимосвязи гражданина и государства являются:

1. заработная плата;

2. социальные пособия;

3. средства массовой информации;

4. государственная политика;

5. волеизъявление граждан.

Вопрос 4. Системообразующий фактор в формировании и взаимодействии всех структур власти - это:

1. уровень власти;

2. статус гражданина;

3. воля граждан;

4. политический режим;

5. организация системных взаимосвязей общества.

Вопрос 5. Между правами и свободами человека и правами и свободами народов существует:

1. относительное соответствие;

2. корреляция;

3. соподчинение;

4. отсутствие всякой связи;

5. жесткая взаимосвязь.

Задание 12. (оценка 5)

Вопрос 1. Введение каких элементов управленческой деятельности способно придавать ей рациональность и эффективность?

1. всех; 2. отдельных;

3. некоторых; 4. целенаправленных;

5. исключительных.

Вопрос 2. При каком количестве правовых форм фиксируются управленческие решения?

1. при одной; 2. при двух; 3. при трех;

4. при четырех; 5. при пяти.

Вопрос 3. Какие государственно-управленческие формы связаны с определенными коллективными или индивидуальными действиями (оперативно-организационными и материально-техническими операциями)?

1. правовые; 2. регламентационные;

3. организационные;

4. директивные; 5. контрольные.

Вопрос 4. Что представляет собой управленческое решение в большинстве случаев?

1. директиву; 2. указание; 3. предписание;

4. правовой акт; 5. постановление.

Вопрос 5. Как называется научное знание о совершенной деятельности?

1. дианетика; 2. праксеология;

3. прогнозирование; 4. онтология;

5. гносеология.

Задание 13. (оценка 5)

Вопрос 1. Какие из перечисленных методов обеспечения реализации целей и функций государственного управления по содержанию, а так же по аспектам влияния на интересы и мотивы поведения человека следует исключить как ошибочные?

1. морально-этические;

2. административные;

3. психологические;

4. социально-политические;

5. экономические.

Вопрос 2. Какие методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления обращены к достоинству, чести и совести человека?

1. административные;

2. психологические;

3. морально-этические;

4. социально-политические;

5. экономические.

Вопрос 3. Какие методы государственно-управленческой деятельности обусловлены ролью экономических интересов в жизни людей и соответственно в управленческих процессах?

1. социально-политические;

2. административные; 3. психологические;

4. экономические; 5. морально-этические.

Вопрос 4. Назовите количество стадий, различаемых в управленческой деятельности:

1. шесть; 2. семь; 3. восемь;

4. девять; 5. десять.

Вопрос 5. Как называется однородная логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижение определенной цели?

1. функция; 2. диспозиция; 3. тенденция;

4. процедура; 5. операция.

Задание 14. (оценка 5)

Вопрос 1. Сколько взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектов можно выделить в проблеме принципов государственного управления?

1. один; 2. два; 3. три; 4. четыре;5. пять.

Вопрос 2. Какой аспект способствует выявлению оснований, объективных предпосылок, необходимых для систематизации принципов государственного управления?

1. гносеологический; 2. онтологический;

3. методологический; 4. практический;

5. теоретический.

Вопрос 3. Какой аспект показывает роль принципов в теоретической и практической деятельности людей в сфере государственного управления?

1. гносеологический; 2. онтологический;

3. теоретический; 4. методологический;

5. практический.

Вопрос 4. Сколько принципов государственного управления называет А. Файоль?

1. 14; 2. 13; 3. 12; 4. 11; 5. 10.

Вопрос 5. Чем являются закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженные в виде определенного научного положения, в большинстве своем закрепленного правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению?

1. методом государственного управления;

2. степенью государственного управления;

3. особенностью государственного управления;

4. правилом государственного управления;

5. принципом государственного управления.

Задание 15. (оценка 4)

Вопрос 1. Назовите период действия системы разделения властей, оцениваемый американским ученым:

1. 100 лет; 2. 200 лет; 3. 300 лет;

4. 400 лет; 5. 500 лет.

Вопрос 2. Какой вид структурных принципов государственного управления характеризует закономерности, отношения и взаимосвязи построения функциональной структуры государственного управления?

1. структурно-целевой;

2. структурно-функциональный;

3. структурно-методологический;

4. структурно-организационный;

5. структурно-процессуальный.

Вопрос 3. Какой принцип раскрывает объем и содержание подчиненности и управленческого взаимодействия в организационной структуре государственного управления?

1. структурно-процессуальный;

2. территориально-целевой;

3. структурно-функциональный;

4. линейно-функциональный;

5. структурно-организационный.

Задание 16. (оценка 5)

Вопрос 1. От кого идет различие понятий «право» и «закон»?

1. от древних греков; 2. от древних славян;

3. от викингов; 4. от древних римлян;

5. от финно-угров.

Вопрос 2. Что связано с глубинными потребностями и интересами людей в упорядочении собственной, общественной и частной жизнедеятельности?

1. право; 2. теория; 3. поведение; 4. мотив;

5. интерес.

Вопрос 3. Чем является деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которые обеспечивается возможностями общественного мнения и государственного аппарата?

1. практикой управления;

2. правовым регулированием;

3. теорией управления;

4. методом управления;

5. стилем управления.

Вопрос 4. Чем является деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования (деятельности)?

1. методом управления;

2. стилем управления;

3. методологией управления;

4. правовым регулированием государственного управления;

5. структурированием управления.

Вопрос 5. Что находится в центре правового регулирования государственного управления?

1. правовой статус государственного органа;

2. субординация государственного органа;

3. роль государственного органа;

4. полномочия государственного органа;

5. функции государственного органа.

Задание 17. (оценка 5)

Вопрос 1. Чем является юридическое выражение совокупности управленческих функций и полномочий государственного органа в отношении отдельных управляемых объектов?

1. статусом государственного органа;

2. компетенцией государственного органа;

3. субординацией государственного органа;

4. полномочиями государственного органа;

5. правомочностью государственного органа.

Вопрос 2. Назовите моменты, характеризующие метод правового регулирования государственного управления:

1. субъект (источник) правового регулирования;

2. возможность правового регулирования;

3. характер правового регулирования;

4. пределы правового регулирования;

5. смысл и содержание правовых норм.

Вопрос 3. Назовите статью Конституции РФ, определяющую предметы ведения Российской Федерации:

1. 69; 2. 70; 3. 71; 4. 72; 5. 73.

Вопрос 4. От чего зависит смысл и содержание правовых норм, определяющих поведение в управленческих процессах и отношениях?

1. от охранительных норм;

2. от дефиниций;

4. от способов правового регулирования;

5. от регулятивных норм.

Вопрос 5. Какие юридические нормы регулируют выбор между нормами?

1. коллизионные ; 2. оперативные;

5. охранительные.

Задание 18. (оценка 4)

Вопрос 1. В каком году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации»?

1. 1992 г. ; 2. 1993 г. ; 3. 1994 г. ;

4. 1995 г. ; 5. 1996 г.

Вопрос 2. Какими образованиями являются городское, сельское население, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть населения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и

выборные органы местного самоуправления?

1. муниципальными; 2. территориальными;

3. региональными; 4. местными;

5. административными.

Вопрос 3. Какое самоуправление призвано обеспечить самостоятельные решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью?

1. городское; 2. сельское; 3. местное;

4. территориальное; 5. региональное.

Вопрос 4. В область полномочий каких органов недопустимо вторгаться органом местного самоуправления?

1. правительственных; 2. государственных;

3. компетентных; 4. административных;

5. директивных.

Вопрос 5. По модели каких образований создаются муниципальные образования?

1. региональных; 2. местных;

3. административных; 4. областных;

5. государственных.

Задание 19. (оценка 5)

Вопрос 1. Назовите дату принятия Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность»:

1. 1990 г. ; 2. 1991 г. ; 3. 1992 г. ;

4. 1993 г. ; 5. 1994 г.

Вопрос 2. В течение какого срока подлежат передаче в муниципальную собственность объекты, полностью соответствующие требованиям Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1997 года?

1. в пятимесячный срок;

2. в четырехмесячный срок;

3. в трехмесячный срок;

4. в двухмесячный срок;

5. в месячный срок.

Вопрос 3. С какого времени произошло разграничение государственной и муниципальной служб?

1. с 1993 г. ; 2. с 1994 г. ; 3. с 1995 г. ;

4. с 1996 г. ; 5. с 1997 г.

Вопрос 4. Как называется профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению полномочий?

1. административная работа;

2. государственная служба;

3. муниципальная служба;

4. управленческая работа;

5. общественная работа.

Вопрос 5. По какому принципу классифицируются муниципальные служащие согласно законодательству о муниципальной службе?

1. по классам; 2. по рангам;

3. по разрядам; 4. по должностям;

5. по группам.

Задание 20 (оценка 5)

Вопрос 1. На каком уровне закрепляются общие принципы правового регулирования местного самоуправления?

1. на региональном; 2. на местном;

3. на государственном; 4. на федеральном;

5. на областном.

Вопрос 2. Назовите статью Конституции РФ, признающую и гарантирующую местное самоуправление в Российской Федерации:

1. 13; 2. 12; 3. 11;

Вопрос 3. Какая статья Конституции РФ целиком посвящена местному самоуправлению?

1. 8; 2. 9; 3. 10; 4. 12; 5. 14.

Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д.

Российская Федерация сейчас находится на пути становления демократического государства.

В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Закон о гражданстве, Закон о собственности и др. 12 декабря 2008 года путём всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейшего развития и совершенствования правовой системы России.

К сожалению, нормы, закреплённые в этих и других законодательных актах, на практике в полной мере не реализуются. Поэтому этот вопрос сегодня актуален как никогда, что и послужило причиной выбора мною этой темы. В этой работе рассмотрены пути становления и развития демократического государства, его понятие и сущность, а также демократические принципы конституционного строя Российской Федерации.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАРОДОВЛАСТИЯ

Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина 1 . Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное — обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трёх терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым 2 .

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина; в) непосредственная демократия.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ) 1 . Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ), то характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления. Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.

«Власть» представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — категория социальная. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение 2 .

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства, ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие, как форма государства и способ правления, превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и её осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении), исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. В демократическом государстве единственным источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — отмечается в ст. 3, п. 4 Конституции, — захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

2. МЕХАНИЗМ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАРОДОВЛАСТИЯ

а) система представительных учреждений: понятие, принципы, построение, правовая основа

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы 1 . Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть — это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления 2 . На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч.3 ст.5 Конституции Российской Федерации 1 .

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.

Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей — народных депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы её субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу.

б) референдум как форма прямой демократии

Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной его части. Таким образом, референдум является неотъемлемым институтом современного демократического государства, атрибутивным элементом развитого гражданского общества.

Референдум - это высшая форма непосредственной демократии, содержанием которой является волеизъявление установленного законом числа граждан по любому общественно значимому вопросу, кроме тех, которые не могут по закону быть вынесены на референдум, обязательное для исполнения.

Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» 1 референдум Российской Федерации закрепляется как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения 2 .

В этой же статье закрепляются, в виде характеристики, основополагающие принципиальные позиции: «Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дается три определения референдума:

«референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме;

референдум местный (местный референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;

референдум Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации;

референдум субъекта Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации».

В статье 22 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1 прослеживается аналогичная позиция в определении местного референдума - он служит для непосредственного решения населением вопросов местного значения.

Законодательством субъектов Российской Федерации и в уставах муниципальных образований даются определения референдумов, в основном, в рамках определений, данных федеральным законодателем.

К конституционным основам института референдума можно отнести три группы норм: первая группа основополагающих, общих и специальных.

К основополагающим нормам можно отнести такие конституционные установления, как:

    Россия - правовое, демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления (ст. 1);

    носителем суверенитета и единства источников власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3);

    народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3).

    К общим отнесем:

    высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3);

    граждане Российской Федерации имеют право участвовать в
    управлении делами государства как непосредственно, так и через
    своих представителей (ч. 1 ст. 32);

    граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть
    избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32);

    не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32).

    Третья группа конституционных установлений, которую автор условно объединил в группу специальных, включает в себя нормы, закрепляющие элементы механизма проведения референдумов в России:

    местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130);

    обязанность Президентом РФ назначить референдум (ст. 84);

    отсутствие права назначить референдум у временно исполняющего обязанности Президента Российской Федерации (ст. 92).

    Благодаря конституционному закреплению местного референдума ст. 130 Конституции России и возможности проведения конституционного референдума (ст. 135), можно говорить о конституционном закреплении следующих видов референдумов: по территории проведения - на общероссийский, субъектов Федерации и муниципальный. По юридической силе - императивный (принятие Конституции России); по императивности назначения - факультативный (ст. 135).

    в) выборы – как форма прямой демократии

    Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Конституция закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа — референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также и другие: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, народные обсуждения важных вопросов государственной жизни, законопроектов.

    В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам — форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами 1 .

    Под выборами понимается участие граждан в осуществлении народовластия посредством выделения из своей среды путём голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления, принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах.

    Главное в выборах — это то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления принадлежащей народу власти.

    Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право — право не просто человека, а гражданина.

    Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: Федеральное Собрание (однако избирался населением Совет Федерации только первого созыва), законодательные органы субъектов федерации. Избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время таким образом избирается и ряд должностных лиц: Президент Российской Федерации, президенты республик в её составе, главы администраций, мэры городов.

    Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение можно дать следующее определение демократического государства: демократическое государство — это такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит своё отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т. п.

    В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.

    Не реализуется, в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями.

    Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер.

    Всё это говорит о том, что становление в России подлинно демократического государства потребует ещё немало времени и усилий её народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. 12 .12. 1993 // Российская газета. – 1993. 25 декабря.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Политические основы конституционного строя Российской Федерации

1.1.Демократическое государство

1.2.Человек, его права и свободы как высшая ценность

1.3.Правовое государство

1.4.Федеративное государство

1.5.Суверенное государство

1.6. Республиканская форма правления

Демократическое государство

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

1. В Конституции Российской Федерации указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие – «демократия» в переводе с древнегреческого).

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Следует сказать, что в годы советской власти под народом понималась определенная историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, тем не менее объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть – явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.


Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым, государственным аппаратом. Он представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государственного аппарата. Государство в необходимых случаях применяет меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения. Эти меры в зависимости от характера нарушений подразделяются на дисциплинарные наказания, административное воздействие, гражданско-правовую ответственность и уголовные наказания.

Государственная власть – не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ.

Конституция Российской Федерации закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – указывается в ст. 3. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство – важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, – указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), – являются референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»,* референдум – это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3921.

На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции России.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и соборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе Российской Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.

Согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,* на референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 38. Ст. 4339.

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах – то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов – прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право – право не просто человека, а гражданина.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа.

В результате различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то «силою вещей, – считал Ш. Монтескье, – власти будут принуждены действовать и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом». Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу.

Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы ее реализации весьма разнообразны. Наиболее полно и последовательно в своей изначальной трактовке теория разделения властей реализована в Конституции США 1787 года, в которой прослеживается влияние как создателей этой теории, так и британских конституционных идей начала XVIII века.

В годы советской власти в нашей стране принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. В лучшем случае, он рассматривался, выражаясь словами К. Маркса, «как обыкновенное промышленное разделение труда, примененное к государственному механизму в видах упрощения и контроля». Создание государстве нового типа, государства социалистического, неразрывно связывалось с уничтожением буржуазного парламентаризма и строительством новых, социалистических органов народного представительства, одним из важнейших принципов организации которых являлась ликвидация разрыва между законодательной и исполнительной властями, соединение законодательства с управлением. Такими органами были признаны Советы, через которые народ должен был осуществлять принадлежащую ему государственную власть. Все другие государственные органы признавались подконтрольными и подотчетными Советам.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1).

Разделение властей – один из основных принципов действующей Конституции Российской Федерации. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией Российской Федерации и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.

В современных условиях становления конституционного строя в российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно Важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить в конечном счете рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Разделение властей – не застывшее состояние обособленных государственных структур. Это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных и на случай конфликтных состояний.

3. Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.

Предварительным условием признания принципа политического плюрализма в нашем обществе стала ликвидация монополии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации прежде всего путем постепенного создания в Российской Федерации многопартийной системы.

Становление принципа политического плюрализма, способствующее демократизации общества, не имеет ничего общего с попытками ввести «многовластие», нарушить стабильность в обществе или навязать ему эгоистические цели отдельных социальных групп, вызвать распад социального управления и анархию.

Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в полной мере раскрыты только в рамках конституционности. То есть для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические структуры, способные в полной мере гарантировать право граждан на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям, функционировали на четкой правовой, прежде всего конституционной, основе.

В Российской Федерации, указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм – это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма – предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового с гатуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям государства и его органов.

Одно из наиболее важных мест в институционной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества. Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти.

Партийные системы современных демократических стран весьма разнообразны, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями, свойственными каждому государству.

Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты обусловлены прежде всего тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.

Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе выдвигагь кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.

В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации создание организационных структур политических партий не допускается.

Политический плюрализм – это не только возможность состоять в любой, действующей в рамках Конституции Российской Федерации партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.

Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной и общеобязательной идеологии.

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности в Российской Федерации. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики Российской Федерации со-ставляе7 социальное рыночное хозяйство, где обеспечиваются свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита, добросовестная конкуренция и общественная польза.

4. Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. «В Российской Федерации, – сказано в Конституции (ст. 12), – признается и гарантируется местное самоуправление».

Местное самоуправление неразрывно связано с демократией, ибо в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан.

Посредством местного самоуправления, включающего представительные органы власти, органы управления (местная администрация), различные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также органы территориального общественного самоуправления населения, решаются вопросы местного значения в Российской Федерации.

В годы советской власти понятие «местное самоуправление» длительное время решительно отвергалось как порожденное теорией и практикой «буржуазного муниципализма». Считалось, что функции каждого местного Совета, входящего в систему органов государственной власти страны, не исчерпываются решением местных вопросов, местных дел, а руководство местными делами каждый местный Совет сочетает с участием в решении общегосударственных задач, в формировании общегосударственной воли народа.

В современных условиях в Российской Федерации под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел.

Следует сказать, что содержащиеся в Конституции Российской Федерации нормы, характеризующие ее как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются.

Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, ее народ на деле все больше отстраняется от реальной власти. Ведь свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут отражать его волю, поскольку в них обычно участвует незначительная часть избирателей. Достаточно сказать, что даже при проведении выборов в Государственную Думу в 1995 году требовалось участие в них только 25 процентов зарегистрированных избирателей, чтобы признать выборы состоявшимися.

Фактически не реализуется в полной мере и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями.

Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, в значительной мере формально.

Все это говорит о том, что потребуется еще немало времени и усилий народа России для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могут быть в полной мере реализованы.

Вопрос а-ля теоретика и дискуссия.

Сначала разберемся, что такое правовое государство .

Первый его основополагающий признак вытекает из названия - т.е. в таком государстве существует верховенство права. Все процессы в государстве протекают на основе закона, и закон "связывает" само государство (оно не может выйти за его рамки).

Второй признак - незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека (иными словами, права и свободы человека и гражданина признаются и защищаются, и все люди равны перед законом).

Третий признак - взаимная ответственность личности и государства (и человек, и государство несут в отношении друг друга взаимные права и обязанности).

И последний, очень важный признак - принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Без соблюдения этого принципа государство не может быть правовым.

Теперь перейдем к демократическому государству. Не буду углубляться в теорию и выделять виды демократических режимов, а лишь выделю основные черты реального демократического государства:

1) Народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти;

2) Свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;

3) Реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

4) Осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

5) Выборность и сменяемость органов государственной власти;

6) Децентрализация государственной власти (т.е. разделение властей);

7) Наличие механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;

8) Учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

9) Политический плюрализм, т. е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений, наличие легальной оппозиции.

Иными словами, видно, что признаки правового государства и демократического государства соответствуют друг другу.

В демократическом государстве народ правит для народа, он творит законы (непосредственно или через представителей); власти разделены на три ветви; существуют механизмы реального участия граждан в управлении государством и т.д.

На основе чего происходят все эти процессы? На основе правового закона. Господство права является основополагающим признаком правового государства, и, на мой взгляд, демократии в неправовом государстве быть не может . Нарушение любого из принципов правового государства может привести к узурпации власти одним субъектом (лицом или каким-либо органом власти), к произволу, к беззаконию, к нарушению прав человека. При таких обстоятельства не может быть реальной демократии.



Просмотров