Административные и гражданские нормы права. Рассматриваемые основные понятия административного права. Контроль в административной сфере

Административно-правовые нормы и отношения

Нормы административного права представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере государственного управления. Они призваны обеспечивать организацию и функционирование как всей системы органов исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также регулировать внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (в органах представительной власти, суда, прокуратуры). Они распространяют свое действие также на организацию и деятельность исполнительных органов местного самоуправления, определяют порядок их взаимодействия с органами государственной власти. Однако они не регулируют внутреннее управление в частных предприятиях, фирмах, концернах и т.д.

Административно-правовые нормы подразделяются на различные виды по целому ряду оснований.

1. В зависимости от содержания выделяются:

· материальные нормы - определяют объем и содержание прав и обязанностей, а также ответственность участников административно-правовых отношений, т.е. их административно-правовой статус. Они регламентируют правовой режим деятельности субъектов административного права, устанавливают запреты и ограничения на ту или иную деятельность, административные санкции за их нарушение и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций;

· процедурно-процессуальные нормы - нормы регламентируют процесс функционирования органов государственной администрации в их отношениях с другими субъектами административного права;

· процедурные нормы - определяют порядок реализации компетенции, прав и обязанностей, установленных нормами материального административного права. Они регулируют процедуру, формы и методы нормотворческой и правоприменительной деятельности государственной администрации.

· процессуальные нормы - регламентируют порядок осуществления юрисдикционной деятельности, т.е. отношения, складывающиеся с участием юрисдикционного органа в процессе разбирательства правовых конфликтов в виде административных правонарушений и административных споров.

2. В зависимости от функций права административно-правовые нормы подразделяются на:

· учредительные - они закрепляют отправные, принципиальные положения материального или процессуального характера. Структура этих норм включает два основных элемента: объем и определение. Объем указывает условия применения учредительной нормы, а определение закрепляет значение того или иного термина, используемого в административном праве либо принцип административного права.

· регулятивные - обеспечивают позитивное регулирование поведения субъектов административного права. Они определяют правила поведения участников административно-правовых отношений, обстоятельства и прекращения этих отношений.

· охранительные - нормы обеспечивают охрану регулятивных норм от нарушений, защиту прав и свобод граждан в случае их ущемления неправомерными действиями административных органов.

3. В зависимости от юридической силы выделяются:

· законодательные - содержатся в федеральных законах и нормативных актах законодательной власти субъектов Федерации;

· подзаконные административно-правовые нормы - могут быть общими и отраслевыми (ведомственными ). Общие подзаконные нормы содержатся в актах Президента РФ, Постановлениях правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ. Отраслевые нормы устанавливаются посредством ведомственных нормативных актов.

4. В зависимости от метода воздействия на поведение субъектов нормы административного права делятся на:

· обязывающие (содержат предписание совершить определенные действия в предусмотренных нормой случаях);

· запрещающие (содержат запрет на совершение тех или иных действий);

· уполномочивающие (предоставляют возможность субъектам права совершать определенные действия, влекущие юридические последствия);

· разрешительные или дозволительные (разрешают адресату действовать по своему усмотрению);

· ограничительны е (вводят ограничения на ту или иную деятельность).

5. По форме предписания административные нормы подразделяются на:

· императивные (подлежащие обязательному, безусловному исполнению);

· диспозитивные (предлагающие несколько вариантов решения либо допускающие возможность согласования прав и обязанностей сторон)

· стимулирующие (обеспечивающие с помощью средств материального и морального воздействия образцовое выполнение своих обязанностей участниками управленческих правоотношений).

6. В зависимости от территории действия :

· общефедеральные, региональные (действующие на территории субъекта РФ);

· межтерриториальные;

· местные;

· локальные (внутриорганизационные) нормы административного права.

7. По сроку действия:

· временные (введенные на определенный срок);

· бессрочные (не имеющие заранее определенного срока действия),;

· чрезвычайные (рассчитанные на время существования определенных чрезвычайных обстоятельств).

Нормы административного права получают свое внешнее выражение и закрепление в нормативно-правовых актах, состоящих из статей. Между статьями правовых актов и нормами права нет прямого соответствия. Возможны три варианта соотношения статей и норм: а) в одной статье содержится одна норма; б) одна статья содержит несколько правовых норм; в) элементы одной и той же нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) находятся в нескольких статьях нормативного акта или даже в нескольких нормативных актах.

Нормативно-правовые акты - основной вид источников административного права. Под источниками права понимаются внешние конкретные формы выражения правовых норм.

Основными источниками административного права являются:

1. Конституция РФ в части установления основ организации системы исполнительной власти, оформления предметов ведения Федерации и субъектов РФ, установления полномочий Правительства РФ и т.д.;

2. федеральные конституционные законы, определяющие правовую основу организации и деятельности структур исполнительной власти, правовой статус отдельных субъектов административного права;

3. кодифицированные нормативные акты (Кодекс об административных правонарушениях РФ, Таможенный кодекс РФ, Лесной кодекс, Градостроительный кодекс и др.);



4. федеральные законы (Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Закон «Об основах государственной службы РФ», Закон «О некоммерческих организациях» и др.);

5. подзаконные федеральные акты: а) указы Президента РФ и б) Постановления Правительства РФ, в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

6. законодательные акты субъектов Федерации (конституции и уставы субъектов Федерации, законы по проблемам административно-правовых отношений);

7. подзаконные акты субъектов Федерации;

8. нормативные акты президентов, глав администраций;

9. постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;

10. приказы, постановления исполнительных органов субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации;

11. административно-правовые договоры нормативного содержания, которые представляют собой дву- или многосторонние соглашения между субъектами административного правотворчества, содержащие нормы административного права;

12. международно-правовые акты.

Нормы административного права, содержащиеся в этих источниках, образуют в своей совокупности систему административного права. В системе административного права выделяются нормы Общей и Особенной частей. В рамках Общей части административного права выделяются нормы, образующие следующие правовые институты:

1. институт административно-правового статуса граждан;

2. институт исполнительной власти, представленный нормами, которые закрепляют порядок организации и функционирования исполнительной власти, административно-правовой статус ее органов;

3. институт форм и методов осуществления исполнительной власти;

4. институт государственной службы;

5. институт административно-правового статуса негосударственных объединений, их служащих;

6. институт административного принуждения и административной ответственности;

7. институт административной юстиции;

8. институт контроля за деятельностью государственной администрации и др.

Особенная часть административного права состоит из норм, регулирующих отношения в отдельных отраслях государственного управления. Эти нормы группируются по трем основным направлениям:

1. нормы, регулирующие управление экономикой;

2. нормы, регулирующие управление в социально-культурной сфере;

3. нормы, определяющие порядок управления административно-политической сферой.

  • 6. Понятие, сущность, значение административного права как отраслевой правовой науки.
  • 7. Предмет и метод административно-правовой науки.
  • 10. Состояние науки административного права в дореволюционной России и период советского строительства в ссср.
  • 11. Задачи и состояние науки административного права в современных условиях. «Лазаревские чтения»
  • 12.Управление: понятие, сущность, система, значение, типы, виды.
  • 13. Управление как объект и предмет правового регулирования. Объем правового регулирования государственного и муниципального управления административным правом.
  • 14. Государственное и муниципальное управление - особый вид социального управления
  • 15. Государственное и частное управление: соотношение.
  • 16. Структура государственного управления: особенности субъекта, объекта и механизм их взаимодействия.
  • 17. Виды и значение управленческих взаимосвязей: субординация, координация, реординация.
  • 18. Понятие, структура, черты исполнительно-распорядительной деятельности. Отличие ее от законодательной, судебной и прокурорской.
  • 19. Понятие и структура механизма исполнительно-распорядительной (государственно-управленческой) деятельности органов исполнительной власти.
  • 20. Законы и закономерности управления. Принципы государственного управления как правовое выражение этих законов и закономерностей.
  • 21. Цели и задачи в механизме государственного управления
  • 23. Формы и методы государственного управления.
  • 24. Технология управления: понятие, значение в деятельности органов исполнительной власти
  • 25.Понятие, содержание, структура административно-правовых норм.
  • 27. Виды административно-правовых норм.
  • 28. Действие норм административного права.
  • 29. Реализация норм административного права. Применение как особая форма реализации административно-правовых норм.
  • 30. Понятие, структура, содержание административно-правовых отношений.
  • 31. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
  • 32. Субъекты административно-правовых отношений
  • 33. Предмет и объект административно-правовых отношений.
  • 34. Виды административно-правовых отношений.
  • 36. Административно-правовой статус: понятие, содержание и структура
  • 37. Правосубъектность: понятие, виды (общая, специальная).
  • 38. Виды субъектов административного права и их классификация.
  • 39.Граждане как субъекты административного права.
  • 40. Права и обязанности граждан по административному праву (в сфере публичного
  • 41. Особенности регулирования административным правом общественно-политической активности граждан, права заниматься предпринимательской деятельностью, права на передвижение и выбор места жительства.
  • 42. Юридические гарантии субъективных прав граждан: право на защиту, право на оружие, право обращения в органы публичного управления и к должностным лицам
  • 43. Виды обращений граждан и порядок их рассмотрения в органах исполнительной власти.
  • 44. Особенности административно-правового статуса иностранцев, лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством.
  • 45. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • 46.Понятие и виды коллективных субъектов административного права.
  • 47. Особенности содержания административно-правового статуса коллективного субъекта.
  • 49. Административно-правовой статус религиозных объединений
  • 50. Административно-правовой статус некоммерческих организаций
  • 51.Статус государства – Российской Федерации.
  • 52. Административно-правовой статус субъекта рф.
  • 53. Административно-правовой статус Президента рф.
  • 54. Статус муниципальных образований
  • 55. Статус средств массовой информации
  • 56.Система органов государственного управления в Российской Федерации (их виды и классификация).
  • 57. Соотношение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
  • 58. Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти.
  • 59. Административно-правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 61. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
  • 62. Государственные органы исполнительной власти субъектов рф
  • 63. Административно-правовой статус муниципальных органов исполнительной власти
  • 65. Организационно-правовое регулирование государственной службы.
  • 66. Понятие и принципы государственной гражданской службы. 67. Понятие государственной должности и должности государственного служащего.
  • 68.Способы замещения должностей в аппарате управления.
  • 69. Классификация государственных гражданских должностей
  • 72. Основные социально-правовые гарантии, ограничения, запреты и поощрения для государственных служащих.
  • 73. Муниципальная служба и административно-правовой статус муниципального служащего
  • 74.Понятие, признаки и юридическое значение правовых актов управления
  • 75. Виды и классификация правовых актов управления
  • 76. Требования, предъявляемые правовым актам управления, и последствия их несоблюдения.
  • 77. Административный договор: публично-правовая природа, признаки, отличия от гражданско-правового договора.
  • 76. Административное усмотрение и административный произвол.
  • 28. Действие норм административного права.

    Рассмотрим действие административно-правовых норм в пространстве, во времени и по кругу лиц.

    Действие административно-правовых норм в пространстве определяет территорию их распространения. По общему правилу данные нормы распространяют действие на всю территорию государства. Действие норм права, издаваемых государством, возможность их реализации на всей его территории являются одним из важных признаков государственного суверенитета.

    В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В соответствии с ч. 2 названной статьи РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

    Действие административно-правовых норм в пределах территории государства (в нашем случае - Российской Федерации) обусловлено статусом органа, принявшего соответствующую норму, а также статусом нормативного правового акта, содержащего данную норму.

    Действие административно-правовых норм по кругу лиц определяет тот круг субъектов, который обязан руководствоваться предписаниями этих норм и распространяется на всех граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридические лица, органы исполнительной власти, государственных служащих, находящихся (расположенных) на территории РФ. Как пример можно указать нормы большинства федеральных законов. Вместе с тем специфика конкретных общественных отношений может ограничивать действие нормативного правового акта определенными группами субъектов, выводя из круга правового регулирования данного акта иные группы субъектов.

    Действие административно-правовых норм во времени позволяет определить, во-первых, порядок вступления нормы в силу, т.е. тот момент, начиная с которого сформулированное в норме правило поведения становится общеобязательным, во-вторых, период действия административно-правовой нормы, своего рода ее продолжительность жизни, и, в-третьих, условие применения нормы к конкретному общественному отношению.

    29. Реализация норм административного права. Применение как особая форма реализации административно-правовых норм.

    Известны следующие варианты реализации административно-правовых норм :

    исполнение - точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые содержатся в административно-правовых нормах;

    применение - издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации;

    использование - применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений;

    соблюдение - воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения оно отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятельности.

    Применение - наиболее характерный для административного права вид реализации административно-правовых норм. Применение подразумевает издание компетентными органами исполнительной власти и их должностными лицами юридических актов, основанных на материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина или юридического лица, решения о государственной регистрации юридического лица, издание приказа о зачислении на военную службу, вынесение постановления о привлечении лица к административной ответственности. Реализация административно-правовых норм посредством применения - исключительная прерогатива полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Некоторые административно-правовые нормы (прежде всего об установлении административной ответственности, а также об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан) применяются в судебном порядке. Например, при наложении административного наказания за совершение административного правонарушения, если данная категория правонарушений в соответствии с КоАП РФ рассматривается судом (ст. 23.1). Так, исключительно судом рассматриваются дела, связанные с заведомо ложным вызовом пожарной охраны, милиции, скорой помощи или иных специализированных служб (ст. 19.13). Исключительно судом могут применяться отдельные виды административных наказаний, например административный арест (ст. 3.9). Ни граждане, ни коммерческие организации, ни общественные или религиозные объединения, никакие иные субъекты административно-правовых отношений не имеют права применять нормы административного права. Они могут обращаться к органам исполнительной власти и их должностным лицам, например, с заявлением о регистрации вновь создаваемого юридического лица, с жалобой на неправомерные, по мнению обращающегося, действия сотрудников внутренних дел, с ходатайством о заключении сделки, подпадающей под действие антимонопольного регулирования, и т.п. Однако, повторимся, принятие решения о применении конкретных административно-правовых норм к соответствующему правоотношению, издание соответствующего правового акта остаются в компетенции органа исполнительной власти и его должностного лица.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    План

    • Введение
    • Критерии и особенности.
    • Заключение

    Введение

    Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общеcтвенных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе Российской Федерации.

    Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы об административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также о способах обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

    Нормы административного права не только упорядочивают, закрепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие при переходе крыночной экономике, но и вытесняют из сферы исполнительной власти (государственного управления) общественные отношения, не отвечающие современным условиям. Во многих его нормах определяется механизм исполнения, претворения в жизнь, применения требований законов к конкретным обстоятельствам и объектам управления.

    норма административное право регулирование

    Характеристике содержания понятия "административно-правовая норма" уделяется большое внимание практически во всех учебных пособиях и монографиях, посвященных административному праву. Но, не смотря на большое количество материалов и разработок по данной тематике, проблема административно - правового нормотворчества до сих пор не потеряла своей актуальности.

    Целью написания данной курсовой работы является характеристика понятия "административно-правовая норма", присущих ей особенностей и признаков и изучение процесса реализации административно-правовых норм. В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов.

    2. Понятие и источники административно-правовых норм, их особенности, содержание и структура.

    3. Классификация норм административного права. Критерии и особенности.

    4. Реализация административно-правовых норм.

    5. Роль и значение административно-правовых норм в деятельности пограничных органов

    В соответствие с поставленными задачами работа разделена на 5 частей, каждая из которых, посвящена раскрытию соответствующей проблемы.

    1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов

    Административное право - отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Административное право представляет совокупность юридических норм (норм административного права).

    Административное право России имеет свой механизм административно-правового регулирования, под которым понимается система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества. В структуру этого механизма входят следующие элементы:

    1) нормы административного права и его принципы, объективированные в законах, указах Президента России и других нормативных актах;

    2) акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;

    3) акты применения норм административного права, издаваемые должностными лицами органов исполнительной власти при реализации властных полномочий (в том числе и индивидуальные акты);

    4) административно-правовые отношения.

    Основным источником законодательства об административной ответственности является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) Российской Федерации и законы субъектов РФ, принятых в соответствии с Кодексом. Но необходимо понимать, что многообразие сторон общественных правоотношений, которые регулируются административным правом, обуславливает тот факт, что сами нормы права, за нарушение которых устанавливается административная ответственность, могут быть установлены в иных законах (Водный кодекс, Трудовой кодекс, Таможенный кодекс, Налоговый кодекс и т.д.) и не включаться в КоАП. В КоАП лишь определяются меры административной ответственности за нарушение данных норм права. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М.: Норма, 2009. - 800 с.

    Например, в п.4 статьи 13.12 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну. п. 4 статьи 13. 12 КоАП РФ (с изм., внесенными Федеральными законами от 06. 04.2011 N 68-ФЗ, от 14. 06.2012 N 78-ФЗ) Сама же система сертификации защиты информации по требованиям безопасности для сведений (нормы административного права), составляющих государственную тайну, определяется Приказом ФСБ РФ от 13.11.1999 № 564.

    В соответствии с Конституцией РФ, административное право находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, поэтому многие нормы административного права устанавливаются законодательством субъектов РФ. Конституция РФ 1993 года.

    Немаловажную роль в механизме административно-правового регулирования играют нормативные акты второго уровня, которые разъясняют нормы административного права. К таковым актам относятся ведомственные письма, инструкции, рекомендации и т.д. Акты третьего уровня издаются должностными лицами органов исполнительной власти при реализации властных полномочий. Это может быть постановление на проведение проверки, предписание о необходимости устранить условия, способствующие совершению правонарушения и другие акты.

    Важнейшими средствами механизма административно-правового регулирования являются нормативные и индивидуальные акты. Эти акты соответствуют двум уровням административно-правового регулирования. Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников в правоотношении. Акт применения нормы административного права включается в механизм административно-правового регулирования как средство индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.

    Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования. При этом административно-правовые средства включаются в процесс регулирования в определенной последовательности. Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений. В административно-правовом отношении как элементе правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права и обязанности участников отношения. Административно-правовые отношения возникают между органами государственного управления, с одной стороны, и соответствующими органами государства, общественными организациями и гражданами - с другой, в процессе применения норм административного права. Для этих отношений характерно следующее:

    1) одной из сторон в них всегда выступает государственный орган (орган управления) или его должностное лицо, наделённые определёнными государственными властными полномочиями и действующие от имени государства;

    2) отношение может возникнуть помимо воли другой стороны;

    3) как правило, споры, возникающие по этим отношениям, разрешаются в административном порядке, то есть вышестоящим органом управления или специально созданным для этой цели государственным органом.

    В качестве примера использование механизма административно-правового регулирования и его средств пограничными органами ФСБ России можно привести следующее. В статье 18.2 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне. Статья 18. 2. КоАП РФ (с изм., внесенными Федеральными законами от 06. 04.2011 N 68-ФЗ, от 14. 06.2012 N 78-ФЗ) Сами правила пограничного режима утверждены Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 28 сентября 2006 г. № 452. Так, данный приказ устанавливает административно-правовую норму (п.1.1), согласно которой въезд (проход) граждан Российской Федерации, иностранных граждан, подданных иностранных государств, лиц без гражданства и транспортных средств в пограничную зону осуществляется в установленных местах въезда (прохода):

    1) по документам, удостоверяющим личность;

    2) по индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными управлениями ФСБ России по субъектам Российской Федерации (по направлениям), при наличии документов, удостоверяющих личность. Далее даются разъяснения, кто имеет право проезда (прохода) по документам, удостоверяющим личность, а кто по пропускам. Например, въезд (проход) в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, осуществляют должностные лица местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых установлена пограничная зона. В этих же правилах разъясняется порядок получения индивидуальных и коллективных пропусков. Правила также устанавливают, что индивидуальные и коллективные пропуска выдаются пограничными управлениями ФСБ России по субъектам Федерации, в свою очередь, сами пропуска являются актами применения норм административного права. Российская Федерация. Федеральная служба безопасности. Об утверждении Правил пограничного режима: приказ: [от 10 сентября 2007 года № 458 (зарегистрирован в Минюсте РФ 31 октября 2007 года. Регистрационный № 10423) © КонсультантПлюс, 1992-2013

    2. Понятие и источники административно-правовых норм, их особенности, содержание и структура

    Административно-правовая норма - это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

    Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.

    Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно-правовых норм.

    К особенностям административно-правовых норм относятся:

    а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

    б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть, соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или; иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;

    в) административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;

    г) административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

    д) административно-правовые нормы в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения). Административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);

    е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулирование финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т.п.;

    ж) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами. Хаманева, Н.Ю. Административное право России: курс лекций / Н. Ю Хаманева. - М.: Проспект, 2008. - 704 с.

    Давая общую характеристику административно-правовым нормам, необходимо обратить внимание на некоторые их особенности. Прежде всего, следует решить вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).

    Любая правовая норма есть акт правотворчества и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное законотворчество.

    Для административного права характерно юридическое опосредствование такой деятельности, основным содержанием которой является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, составляющих основу всей правовой системы Российской Федерации. Поэтому административно-правовые нормы, как регулятор общественных отношений управленческого типа могут характеризоваться в качестве одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления. Следовательно, данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую "нагрузку": правоустановительную и правоприменительную. Между этими функциями административно-правовых норм теснейшая взаимосвязь, в рамках которой четко выявляется следующая закономерность: правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством установлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются "во исполнение" законов.

    Административно-правовая норма состоит из

    1) гипотеза - условие действия административно-правовых норм (ст.13 Кодекса об административных правонарушениях.).

    2) диспозиция - правило поведения, предписываемое, дозволенное или рекомендуемое данной нормой права (ст.165).

    3) санкция - меры административного и дисциплинарного воздействия. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 468 с.

    Однако и здесь имеются определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выражается гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражена, а предполагается в качестве условия соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

    Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими административные правоотношения. Например, ст.13 КоАП предусматривает, что административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. В данном случае достижение указанного возраста дает право уполномоченным на то органам привлечь виновного к административной ответственности.

    Диспозиция - центральная часть административно-правовой нормы - определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.

    В санкции административно-правовой нормы указываются неблагоприятные последствия, наступающие для нарушителей установленного данной нормой правила. Санкция предусматривается, как правило, в виде конкретных мер дисциплинарного или административного воздействия, причем далеко не все нормы имеют таковые. Например, нормы, регулирующие управленческую деятельность, исходят из того, что взаимоотношения между, вышестоящими и нижестоящими административно-управленческими работниками строятся на началах дисциплинарной власти. Санкции в данном случае содержатся в нормах общего характера, относящихся к институту государственной службы. С другой стороны, конкретные административные санкции всегда закрепляются в нормах, предусматривающих составы конкретных административно-правовых правонарушений.

    Административно-правовые нормы содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные, прежде всего, субъектам исполнительной власти (государственного управления). В качестве примера можно назвать нормы, содержащиеся в Законе о Правительстве Российской Федерации, в Указе Президента Российской федерации от 17 марта 1997 г. "О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти", в положениях о федеральных министерствах и т.п. Объясняется данная особенность тем, что на характер административно-правовых норм оказывают определяющее влияние природа и социальное назначение государственно-управленческой деятельности. Соответственно и в современных условиях основным объектом административно-правового регулирования по-прежнему остаются действия (поведение) исполнительных органов, их внутренних структурных подразделений, а также действующих от их имени должностных лиц. Административно-правовые нормы, следовательно, рассчитаны в " значительной степени на регулирование организации и функционирования аппарата государственного управления.

    Административно-правовые нормы, однако, не могут быть сведены к чисто "аппаратным". Роль этих норм значительно более многообразна, что прямо вытекает из сущности и назначения государственно-управленческой деятельности как формы практической реализации исполнительной власти. Соответственно аппарат управления "живет" не только и не столько интересами собственного бытия. Он повседневно связан как с нижестоящими звеньями, так и со всеми иными сторонами, действующими в сфере государственного управления, либо так или иначе затрагивающими ее интересы. В первом случае имеются в виду различного рода государственные по своему характеру образования (предприятия, корпорации, учреждения и т.п.), а во втором - негосударственные образования политического, социально-культурного, коммерческого типа, а также, что особенно важно подчеркнуть, граждане.

    Следовательно, регулирующее воздействие административно-правовых норм весьма масштабно. В этом их универсальность, как универсальна (в смысле масштаба) сама деятельность по реализации задач и функций исполнительной власти.

    3. Классификация норм административного права

    Критерии и особенности.

    Существуют различные виды административно-правовых норм. Основаниями их подразделения на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

    Существуют различные критерии классификации административно-правовых форм. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

    Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.

    Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

    Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

    а) обязывающие, то есть, предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общественное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.

    В настоящее время управленческая практика исходит из необходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование н своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предписаниям, характер которых может быть различным.

    В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а лишь как определение общих или специальных обязанностей участников регулируемых управленческих отношений. Так, в Законе от 18 апреля! 991 года "О милиции" говорится, что в соответствии с возложенными на нее задачами милиция обязана совершать широкий круг действий (ст.10); всего предусматриваются 24 варианта таких действий. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503 По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта государственно-управленческой деятельности. Применительно к гражданам закрепляемые нормой административного права их общие обязанности являются элементом их административно-правового статуса;

    б) запрещающие, то есть, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения. Милиции запрещено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершеннолетних) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503 и т.п. Это - специальный запрет;

    в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного "рычага" юридического воздействия, а именно - разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.

    г) стимулирующие - обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должного поведения участников регулируемых управленческих отношений. Например: установление налоговых льгот.

    д) рекомендательные - носят рекомендательный характер. Например, регулирование взаимоотношения субъектов исполнительной власти и негосударственных образований. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.

    Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

    а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;

    б) административно-правовой статус государственных служащих - работников управленческого аппарата;

    в) ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий и учреждений;

    г) административно-правовой статус общественных объединений;

    д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;

    е) административно-правовой статус граждан,

    По содержанию административно-правовые нормы группируются в правовые институты - совокупности определенных правовых норм, родственных по содержанию регулируемых ими общественных отношений. Соответственно весьма многочисленные административно-правовые нормы подразделяются на следующие виды норм:

    1. закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;

    2. определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;

    3. устанавливающие административную ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;

    4. регулирующие административно-процессуальную деятельность;

    5. обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;

    6. определяющие основные положения по организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

    По содержанию административно-правовые нормы делятся на

    а) общие - регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер;

    б) особенные - регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности.

    С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на:

    - общефедеральные,

    - устанавливаемые субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.).

    - По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть:

    - общими,

    - межотраслевыми,

    - отраслевыми,

    - местными.

    Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случаеих действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.

    4. Реализация административно-правовой нормы

    Реализация норм административного права, как и других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может заключаться в их исполнении, а также применении, т.е. принятии на их основе государственно-властных решений применительно к конкретным случаям или субъектам управленческого процесса.

    Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, то есть, проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений, Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, то есть, в соответствии с их административно-правовым статусом.

    Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

    Исполнение - это совершение всеми участниками административно-правовых отношений тех действий, которые предписаны в нормах. В отличие от исполнения применение административно-правовых норм осуществляется органами исполнительной власти (должностными лицами) и практически выражается в издании ими индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Например, издание Президентом указа о назначении конкретного лица на должность федерального министра является применением п. "д" ст.83 Конституции Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 468 с.

    Исполнение административно-правовых норм - точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

    В отличие от реализации применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц).

    Правоприменение - обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм Административное право. /под ред. Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - М.: Проспект, 2003. .

    Правоприменение в административном порядке и случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на народные суды (народных судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при наложении административных взысканий за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных но своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).

    Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, связанного с реакцией участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкретным выражением их исполнения. Соблюдение - основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее способов; это - наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление.

    Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.

    Таким образом, административное право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, присущими ему способами и средствами обеспечивает исполнение требований действующего российского законодательства, а также защиту прав и законных интересов участников регулируемых общественных отношений.

    Акты органов законодательной и исполнительной власти, содержащие административно-правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере исполнительной власти, именуются источниками административного права.

    Источниками административного права России являются:

    - Конституция;

    - законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы;

    - соответствующие кодексы (прежде всего КоАП, Таможенный кодекс РФ и другие отраслевые кодексы);

    - нормативные акты Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти;

    - нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие административно-правовые отношения. Ведомости РФ. 1993. № 31. Ст. 1224.

    Важнейшими официальными изданиями, где публикуются административно-правовые акты, являются:

    - Собрание законодательства Российской Федерации (до 1 мая 1994 г. - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации),

    - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

    - Российская газета.

    Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от идеального. Такое его состояние является одним из проявлений существующего кризиса исполнительной власти, выражающегося в недееспособности многих административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений, дисциплинарных проступков, в управленческой "суверенизации", приводящей к практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах, и т.п. Естественно, что все это не соответствует условиям формирования правового государства. Конституция Российской Федерации 1993 года закладывает основы для обеспечения эффективной реализации всех правовых норм, включая и административно-правовые.

    5. Роль и значение административно-правовых норм в оперативно-служебной деятельности органов ФСБ России, пограничных органов ФСБ России

    Деятельность Пограничной службы ФСБ России по обеспечению пограничной безопасности должна иметь четкие правовые основы. Нераскрытость вопроса о ее понятии и содержании, когда от всех субъектов государственной власти требуется построение отношений с населением на основе принципов демократии, отрицательно сказывается на результатах их деятельности. Правовые основы деятельности Пограничной службы ФСБ России должны иметь своим источником и отправной точкой существующие правовые нормы, закрепленные в различных источниках права.

    В процессе изучения и анализа правовых основ деятельности Пограничной службы ФСБ России сразу же напрашивается необходимость определения самого этого понятия, которого на данный момент в юридической науке нет. Этимологически под основой явления понимается его источник, то, на чем оно строится, что является его сущностью. А характеристика "правовой" означает принадлежащий, соответствующий праву, то есть совокупности норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения.

    Вся служба должностных лиц пограничных органов ФСБ России осуществляется на принципах соблюдения законности; гуманизма; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; уважения суверенитета, территориальной целостности государства и нерушимости его границ; мирного разрешения пограничных споров; всестороннего взаимовыгодного сотрудничества с органами иностранных государств, выполняющих аналогические задачи; сочетания гласных и негласных форм и методов деятельности; единоначалия и централизации управления.

    Эти принципы получили развитие в руководящих документах, регламентирующих осуществление пограничной деятельности (Постановления Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 462 "О пограничных представителях Российской Федерации", от 8 января 1998 г. N 20 "Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации", от 29 ноября 1999 г. N 1310 "Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации в подводной среде" и др.).

    В соответствии с нормами Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" к административным полномочиям органов федеральной службы безопасности относятся: выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены Кодексом РФ об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну; участвовать в соответствии с законодательством РФ в решении вопросов, касающихся приема в гражданство РФ и выхода из него, въезда на территорию РФ и выезда за ее пределы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ; составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным Кодексом РФ об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности; производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков …, при необходимости досмотр транспортных средств; временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления; осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов; вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ …, иряд других. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (в ред. Федеральных законов от 11. 07.2011 N 191-ФЗ, от 18. 07.2011 N 241-ФЗ,

    от 08. 12.2011 N 424-ФЗ) © КонсультантПлюс, 1992-2013

    Таким образом, реализация административных норм, с которыми связывается осуществление административной деятельности органов ФСБ, составляет значительный объем деятельности органов национальной безопасности.

    Заключение

    Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными элементами административного права, "кирпичиками", на базе которых строится система отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы).

    Каждая норма органично включена в отраслевую систему, вне которой действовать не может. Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными для понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и формы.

    По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И, соответственно, административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти ("активная администрация") и ее охранительную деятельность ("пассивная администрация").

    По содержанию различаются нормы материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений) и процессуальные (закрепляют порядок, процедуры осуществления власти). Если уголовное право уже давно существует отдельно от уголовно-процессуального, то в рамках административного права органично связаны две подотрасли: материальное административное право и административно-процессуальное право.

    Используя в качестве критерия группировки метод воздействия на поведение субъектов, можно выделить нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные.

    Критерий предела действия норм (по территории, кругу лиц) позволяет отделить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных - федеральные, субъектов Федерации (республиканские, областные, краевые, окружные), городские, районные, поселковые, сельские. Среди внутриаппаратных можно выделить общеаппаратные, межведомственные, ведомственные, локальные (действующие в пределах отдельной организации).

    Юридическая сила норм зависит от положения тех органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иными словами, иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Различаются нормы законодательные и подзаконные. Последние могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

    По уровню обобщенности правила (диспозиции) очень важно провести различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная нормы имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная. Конкуренция возникает, если конкретные обстоятельства соответствуют гипотезам разных юридических норм. Специальную норму можно рас­сматривать как исключение из общего правила, установленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило.

    По субъектам (адресатам) различаются нормы, регулирующие деятельность государственных организаций и их работников, негосударственных организаций, граждан, а также разных субъектов.

    Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они действуют до тех пор, пока не будут отменены. Срочная норма, если ее досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.

    Реализация норм административного права представляет собой процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Это выражается в поведении субъектов в соответствии с требованиями юридических норм. В литературе различают несколько форм (способов) реализации норм:

    1) исполнение;

    2) соблюдение;

    3) использование;

    4) применение.

    Применение административно-правовых норм является важнейшей правовой формой деятельности исполнительной власти и осуществляется в особом процессуальном порядке (например, применение административного взыскания, лицензирование, при­зыв на военную службу).

    Список используемой литературы

    Правовые источники :

    1. Конституция РФ 1993 года.

    2. КоАП РФ (с изм., внесенными Федеральными законами от 06.04.2011 N 68-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

    3. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 191-ФЗ, от 18.07.2011 N 241-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ) © КонсультантПлюс, 1992-2013

    4. Российская Федерация. Федеральная служба безопасности. Об утверждении Правил пограничного режима: приказ: [от 10 сентября 2007 года № 458 © КонсультантПлюс, 1992-2013

    5. Приказ Федеральной службы безопасности РоссийскойФедерации. "Об утверждении Перечня должностных лиц органов ФСБ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и реализации отдельных положений КоАП в органах ФСБ": от 6 сентября 2007 года № 453 © КонсультантПлюс, 1992-2013

    6. Приказ Федеральной службы безопасности РоссийскойФедерации. "Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства" от 23 декабря 2008 года № 631 © КонсультантПлюс, 1992-2013

    7. Приказ Федеральной службы безопасности РоссийскойФедерации. "Перечень должностных лиц органов ФСБ России, уполномоченных принимать решение о возвращении в среду обитания безвозмездно изъятых водных биологических ресурсов либо об уничтожении водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, включая икру" от 28 августа 2007года № 432

    Учебники и монографии :

    1. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М.: Норма, 2009. - 800 с.

    2. Хаманева, Н.Ю. Административное право России: курс лекций / Н. Ю Хаманева. - М.: Проспект, 2008. - 704 с.

    3. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд.3-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 468 с.

    4. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд.3-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 468 с

    5. Административное право. /под ред. Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - М.: Проспект, 2003.

    6. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд.3-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 468 с

    7. Административное право. /под ред. Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - М.: Проспект, 2003.

    8. Ведомости РФ. 1993. № 31. Ст.1224.

    9. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст.503

    ...

    Подобные документы

      Элементы механизма административно-правового регулирования. Структура и виды административно-правовой нормы, ее реализация и толкование. Признаки и содержание административных правоотношений. Источники административного права, его классификация и виды.

      курсовая работа , добавлен 10.03.2015

      Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых норм. Проявление регулятивной роли административного права. Основные варианты реализации административно-правовых норм. Источники административного права, их систематизация и кодификация.

      реферат , добавлен 17.11.2011

      Понятие административно-правовых норм, их классификация по характеру правового воздействия и юридическому содержанию. Особенности и институты системы административного права. Сущность, свойства, виды и структура административно-правовых отношений.

      курсовая работа , добавлен 29.04.2013

      Понятие и сущность и особенности административно-правовых норм. Виды административно-правовых норм. Реализация норм административного права. С помощью норм определяются границы управомоченного, должного, запрещенного поведения.

      курсовая работа , добавлен 18.03.2005

      Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Понятие и виды административно-правовых норм, особенности их реализации. Юридические факты в административном праве. Основные черты административно-правовых отношений.

      курсовая работа , добавлен 31.10.2014

      Сущность, особенности и порядок применения административно-правовых норм, их виды и реализация. Отличия от норм гражданского и уголовного права. Гипотеза, диспозиция, санкция как элементы структуры. Понятие и виды источников административного права.

      курсовая работа , добавлен 11.12.2009

      Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления. Фактическое поведение субъектов общественных отношений. Понятие механизма административно-правового регулирования, источники административного права.

      контрольная работа , добавлен 25.11.2008

      Сущность административно-правовой нормы, ее элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) и различные подходы к классификации. Характеристика основных видов норм. Субъекты, объекты и содержание административно-правовых отношений. Понятие юридических фактов.

      презентация , добавлен 06.03.2013

      Понятие, особенности и разновидности административно-правовых норм, основные способы их реализации. Источники административного права. Роль и значение административно-правового механизма в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.

      курсовая работа , добавлен 10.10.2012

      Анализ существующих в юриспруденции подходов к определению правового регулирования. Изучение соотношения понятия правового регулирования с понятиями регулирования права, действия права и правового воздействия. Классификация норм административного права.

    Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды

    Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, закрепленное в официальном документе и охраняемое государством; или: – это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения.

    Административно-правовые нормы – это устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (государственного управления); или: – это правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления.

    Административное право использует административно-правовые нормы в следующих целях :

    Обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев (например, федеральных органов исполнительной власти);

    Обеспечения эффективной реализации в сфере государственного управления конституционных прав, свобод и обязанностей граждан и их негосударственных объединений;

    Определения того или иного варианта должного, т. е. отвечающего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;

    Непосредственного выражения в сфере государственного управления публично-правового интереса;

    установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в рамках регулируемых общественных отношений.

    Тем самым административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти – исполнение, проведение в жизнь требований Конституции, законодательства и нормативных указов Президента РФ.

    Особенности административно-правовых норм:

    В отличие от норм других отраслей российского права они имеют собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и др.). Имеется в виду административная ответственность, наступающая, как правило, во внесудебном, т. е. административном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности за нарушение норм, регламентирующих служебные отношения.

    Во многих случаях они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей прав. Так, ими обеспечивается урегулированность определенной части финансовых, земельных, налоговых, трудовых, природоохранительных или иных отношений (например, определение порядка взимания налогов, государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного законодательства и т. п.)

    Достаточно часто устанавливаются непосредственно самими субъектами исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности и в ее целях (например, нормативными постановлениями Правительства РФ).

    Административно-правовые нормы несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку: правоприменительную и правоустановительную. А это практически означает, что административно-правовые нормы, являясь одной из важнейших юридических норм применения законодательства в сфере государственного управления, по своей сути служат целям правоприменения, т. е. исполнения. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством установлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются в целях исполнения закона, т. е. они подзаконны.

    Вся совокупность действующих административно-правовых норм не сводится к устанавливаемым непосредственно субъектами исполнительной власти. Многие нормы административного права содержатся в Конституции РФ, в конституциях республик и в уставах иных субъектов РФ. Такого рода нормами определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, конституционный статус личности, реализуемый в сфере управления, статус основных субъектов исполнительной власти и т. п.).

    Структура административно-правовых норм. Она состоит из 3 элементов: гипотеза, диспозиция и санкция.

    Гипотеза нормы права (предположение) – часть правовой нормы, описывающая условия, при наступлении которых следует применять данную норму. В ней указываются обстоятельства, при которых у субъектов правоотношений возникают права и обязанности.

    Гипотеза нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражается, а предполагается в качестве условия соответствия его деятельности установленной компетенции.

    Например, ст. 2.3 КоАП предусматривает, что административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

    Диспозиция нормы права (распоряжение) – центральный элемент нормы права, содержащий правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений. Она устанавливает права и обязанности сторон, определяет варианты поведения участников общественных отношений.

    Диспозиция – это соответствующие предписания, запреты или дозволения.

    Санкция нормы права (взыскание) – элемент правовой нормы, указывающий на меры государственного принуждения, применяемые при нарушении предписания, содержащегося в норме права.

    Санкция, как правило, предусматривает ту или иную меру административно-предупредительного (например, реквизиция имущества) или пресекательного (например, запрещение эксплуатации транспортного средства) характера.

    Виды административно-правовых норм.

    По целевому назначению:

    Регулятивные – содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;

    Охранительные – призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.

    И соответственно административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти и ее охранительную деятельность.

    Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников регулируемых общественных отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус. Например, ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего.

    Процессуальные административно-правовые нормы по своему назначению определяют (регламентируют) процедуру или порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. В частности, они определяют порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.

    По методу воздействия на субъекты отношения:

    Обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом. Например, для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение); при приеме на государственную службу соответствующие должностные лица обязаны издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти государственную регистрацию в органах юстиции и т.п.;

    Запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Например, общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных правонарушений (КоАП РФ); запрещается рассмотрение жалобы должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы гражданина и т.п.;

    Уполномочивающие (дозволительные), т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение, дающее возможность выбора того или иного варианта действий (бездействия), но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой. Например, гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если речь идет, например, о должностных лицах, то применительно к ним дозволительные нормы означают самостоятельный выбор определенного варианта поведения, но не произвольного, а одного из предлагаемых данной нормой.

    Так, должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, могут применять к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных административно-правовой нормой меру административного принуждения. Например, должностные лица Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) при осуществлении государственного контроля за соблюдением природоохранительного законодательства вправе давать обязательные предписания по устранению обнаруженных нарушений законодательства; ограничивать или приостанавливать хозяйственную или иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований законодательства; давать предписания о прекращении финансирования этой деятельности; рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды; аннулировать лицензии; запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых выполнено с нарушением экологических норм и т.п. Очевидно, что применяется не вся совокупность названных средств воздействия, а лишь те, которые, по мнению полномочного должностного лица, являются наиболее эффективными.

    Стимулирующие (поощрительные), т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений (например, налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.).

    Рекомендательные, т. е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач (например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства).

    По предметам действия:

    По действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные)

    Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт.

    По кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц)

    По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) – это так называемые специальные субъекты.

    По юридической силе:

    Законодательные акты

    Подзаконные акты – могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

    Решения Конституционного и других судов имеют большую юридическую силу, чем подзаконные акты и даже законы.

    По сроку действия:

    Временные. Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.

    Постоянные. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.

    Административно-правовые нормы регулируют правоотношения в сфере государственного управления и в первую очередь касаются органов исполнительной власти. Они не представляют собой разрозненную массу и могут быть классифицированы по различным основаниям.

    Значение и основные виды классификаций

    Типология административно-правовых норм помогает понять их сущность, назначение и особенности, увидеть перспективы развития и вносить предложения по их совершенствованию.

    Можно разделить административно-правовые нормы в зависимости от предмета регулирования, формы предписания, пределам действия, субъекту регулирования и методу регулирования и многим другим основаниям.

    По предмету регулирования

    Наиболее распространена классификация по предмету регулирования. По этому признаку административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

    Материальные

    Материальные – закрепляют административно-правовой статус участников правоотношений, фиксируя их права, обязанности и возможную ответственность. Они устанавливают порядок взаимодействия органов исполнительной власти с другими участниками управленческого процесса.

    Примерами таких норм стали нормы о сроках реагирования на запросы граждан, полномочиях органов исполнительной власти. В связи с этим в юридической науке их называют статичными.

    Процессуальные

    Процессуальные – лишь устанавливают порядок и регулируют процесс государственного управления.

    Например, нормы о порядке приема в ряды военнослужащих или о порядке применения ответственности за совершение административных проступков. Они служат для реализации материальных норм.

    Оба вида норм содержатся в одних нормативных актах и административно–процессуальные аспекты не выделены в отдельную науку. Это вызвано их тесной взаимосвязью и разрозненностью источников административного права.

    Предписание

    Вторая распространенная типология основана на форме предписания.

    Выделяются:

    • императивные
    • диспозитивные

    Императивные носят обязывающий характер и не предполагают свободы воли участников управленческих правоотношений.

    Например, водитель обязан иметь при себе документы подтверждающие право собственности на автотранспортное средство, договор обязательного страхования автогражданской ответственности и водительское удостоверение.

    Нормы, носящие рекомендательный характер , служат для оптимизации взаимодействия участников правоотношений. Например, правительство РФ может издавать постановления для разъяснения правильного исполнения указов президента.

    В зависимости от предмета регулирования

    Выделяют:

    • обязывающие,
    • управомочивающие
    • запрещающие,
    • стимулирующие
    • рекомендательные нормы.

    Обязывающие

    Обязывающие нормы включают императивные предписания для участников отношений. В соответствии с ними лицо должно совершить действия в установленном порядке.

    Например, все граждане мужского пола, достигшие 18 летнего возраста, получившие повестку о призыве на военную службу, должны явиться в военный комиссариат по месту жительства. Работа государственных органов по обращению граждан во многом регулируется именно этими нормами.

    В данном ключе не стоит забывать про юридические факты в административном праве. Вся подробная информация указана в данной

    Управомачивающие

    Управомочивающие или дозволительные нормы не содержат прямого запрета на совершение действия, но и не обязывают к ним.

    Российская система права построена на принципе «что не запрещено – разрешено», а значит, такие нормы можно рассматривать как подвид разрешающих. Например, гражданин может принимать участие в акции по сбору крови для пострадавших в чрезвычайных ситуациях, но делать этого не обязан.

    Запретительные

    Запретительные – предусматривают запрет на определенное поведение и могут подкрепляться возможностью привлечения к ответственности. Запреты могут быть общими и специальными. Запрещение совершения административных правонарушений типичный общий запрет. Специальные регулируют поведение в отдельных ситуациях.

    Например, во многих регионах страны несовершеннолетние не могут находиться в общественных местах после 23.00. Одна из особенностей административного права в наличии собственного санкционного аппарата.

    Стимулирующие

    Стимулирующие -предполагают поощрение участников правоотношений за должное поведение, а рекомендательные помогают найти оптимальный способ взаимодействия участников правоотношений. Примером могут стать постановления правительства, дающие рекомендации по исполнению указов президента.

    По субъекту регулирования

    Выделяют:

    • устанавливающие административно-правовой статус: граждан, коммерческих юридических лиц, государственных предприятий и учреждений, общественных организаций и негосударственных структур, органов местного самоуправления и органов государственного управления.

    По подчиненности

    Можно выделить, зафиксированные в законах и подзаконных актах. Первые всегда имеют приоритет над вторыми.

    Функции, обобщенность и пределы действия - основания классификации административных норм
    Типология по пределам действия во времени выделяет срочные и бессрочные нормы. Так, при введении чрезвычайного положения будет указан предел его действия.

    Бессрочные не предполагают ограничения по времени, но все равно бывают долгосрочными и краткосрочными.

    Территориально норма административного права для ее субъектов действуют как на территории России, таки за границей. Исходя из этого, выделяют: нормы, работающие на всей территории страны, в пределах одного субъекта и межтерриториальные.

    Например, нормы об ответственности за дачу заведомо ложных показаний в ходе расследования административных правонарушений действуют на всей территории страны. В некоторых регионах существуют отдельные нормы, регулирующие пребывание несовершеннолетних в общественных местах после 23. 00. А решение о введении чрезвычайного положения может касаться нескольких регионов.

    В зависимости от функционального назначения

    Можно выделить:

    • дефиниции,
    • декларации,
    • оперативные
    • коллизионные.

    Нормы – дефиниции закрепляют понятия или определения. Это широко распространенные нормы, ведь практически каждый нормативный акт содержит определения основных понятий, использованных в нем.

    Декларативные – закрепляют основные принципы административного права в целом, его институтов и подотраслей. В большом количестве включены в КоАП РФ
    Коллизионные нормы разрешают спорные аспекты применения нормативных актов, разъясняют, какой акт применяется при возникновении противоречий.

    Оперативные – изменяют или отменяют действие административно-правовых норм. Например, существует отдельный закон о введение в действие КоАП.

    Так же не мало важно знать и понимать

    По уровню обобщения

    Можно выделить:

    • общие
    • специальные.

    Общими регулируется группа отношений в пределах института права. Это положения о военной службе, привлечении к административной ответственности и т. д.

    Специальные – создают исключения из общих правил. Например, нормы об отсрочке от службы в вооруженных силах, невозможности управления автотранспортным средством лицами, страдающими определенными заболеваниями и т. д.

    Видео

    Больше полезной информации касательно норм административных правоотношений смотрите на видео.

    Общественные объединения административном праве.

    Классификация административно-правовых норм не только позволяет лучше понимать их сущность и особенности, но и дает возможность развития юридической науке. Выбирая основание для классификации нужно учесть цель, которую она преследует.

    Так, вопрос выделения административно-процессуальных норм в отдельную отрасль права до сих пор остается открытым. Это может служить основой для законотворческой деятельности с целью систематизации и оптимизации источников, упрощения применения норм административного права.



    Просмотров