Что является первичным элементом права. Система: понятие, компоненты, свойства, виды. Этапы развития экономической системы

1. Первичным элементом системы права выступает норма, а первичным элементом системы законодательства - статья нормативно правового акта.

2. Система законодательства по объему представленного в ней материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву. Например, это - различные программные положения, указание на цели и мотивы издания актов и т д.

3. В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права очень однородны. А отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

4. Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней системой законодательства.

5. Система права носит объективный характер, а система законодательства более субъективна, поскольку во многом зависит от воли законодателя. Но эта субъективность относительна, поскольку каждый вновь принимаемый нормативно-правовой акт не может противоречить системе действующих актов.

6. Система законодательства кроме ориентации на систему права ориентирована и на форму государственного управления. В России такой формой является федерация. Это обуславливает существование в каждой отрасли актов как федерального (Федеральный Закон РФ «О нормативных правовых актах РФ»»), так и уровня субъектов федерации (закон «Об административных правонарушениях на территории Новгородской области»).

К особенностям соотношения двух систем правоведы относят:

1 В системе права более конкретно и глубже, чем в системе законодательства, воплощается волевое начало права. Только в системе права его нормы обретают свой действительный смысл.

2 Объективно существующая система права является базой для упорядочения законодательства, поскольку объединять нормы права в институты и отрасли можно только по научно обоснованным критериям предмета и метода правового регулирования.

3 Система законодательства в какой-то части более свободна от системы права и зависит от усмотрения законодателя (создание комплексных отраслей законодательства).

4 Правильное понимание системы права является залогом успешного функционирования системы законодательства. Нормы права должны регулировать только те отношения, на которые рассчитаны. Пренебрежение системой права в процессе правоприменения является причиной дезорганизации общественных отношений.

Итак, система права и система права являются меду собой диалектическими связанными, система права - это внутренняя сущность права, система законодательства - его внешнее выражение, но говорить о тождественности систем нельзя.

Что такое система законодательства? Чем, по мнению автора, различаются система права и система законодательства? (Укажите любые два различия.)


Система права - это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.

С одной стороны, нормы права - это продукт субъективной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь. В случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру сво6оды и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определённого вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.

Система законодательства строится по иному принципу. В её формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения...

Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают своё реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.

Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы... Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах...

Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

(В.Н. Хропанюк )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: система законодательства - это совокупность источников пра-

ва, которые являются формой выражения правовых норм;

2) различия, например:

Система права носит объективный характер, а в формировании системы законодательства значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики;

Первичным элементом системы права является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции, а первичным элементом системы - статья

нормативно-правового акта, которая не всегда соцержит все три структурных элемента

правовой нормы;

В одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировкахов­ках.

Основные элементы системы права

Как уже говорилось, система права состоит из нескольких основных элементов: юридическая норма, институт права, отрасль права.

Норма права. Норма права - это основа системы социальных норм. В современной юридической науке норма права определяется как обязательное для всех правило поведения, установленное государством, поддерживаемое его принудительной силой и закрепленное в официальных государственных актах.

Норма права обладает рядом существенных признаков, отличающих ее от других правовых явлений.

Прежде всего, она представляет собой общеобязательное правило поведения и предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для всех индивидов образ действий.

В то же время норма права - это не любое правило поведения, а только такое, которое установлено государством и предполагает возможность государственного принуждения в случаях его нарушения.

Норма права - это также формально-определенное правило поведения, что проявляется в четком определении объема прав и обязанностей, конкретных указаниях на последствия ее нарушения. Любая норма права закреплена в статье, главе, разделе официального документа - нормативном правовом акте.

Норма права, являясь кирпичиком правовой системы, имеет в то же время различную структуру, специализацию, складываясь в отрасли и институты права.

Многие правоведы обращают внимание на то, что норма права характеризует меру свободы волеизъявления и поведения человека, и ее наибольшая эффективность достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых интересов.

А. Б. Венгеров выделяет кроме общеобязательности, формальной определенности, системности, возможности государственного принуждения также такие признаки правовой нормы, как неперсонифицированность, многократность применения. Т. В. Кашанина и А. В. Кашанин добавляют к этому типичность, отражение наиболее важных ценностей общества, социальной группы или личности.

Возникновение правовой нормы - длительный процесс. Он начинается с того, что в реальной жизни, в определенных ситуациях потребности, интересы конкретных людей и различных социальных групп начинают сталкиваться друг с другом, вызывая экономические, политические, идеологические, религиозные и другие противоречия. Осознание этих противоречий и естественные попытки их разрешения приводят в конечном счете к выработке правовой нормы как приемлемого для данного времени и общества способа регулирования конфликтных ситуаций, обеспечивающего нормальную жизнь людей.

Какие грани действительности отражает такая социальная норма?

В индивидуально-социальном плане норма права является мерой свободы и средством защиты интересов, прав и свобод личности.

В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде справедливого образца поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, силой государства и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном, выражающими интересы большинства.

В юридическом плане правовая норма является формальноопределенным обязательным правилом поведения, закрепленным в официальных документах, нормативных правовых актах и обеспеченным государством. И в этом качестве она выступает регулятором общественных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовая норма всегда социально обусловлена. Она отражает соотношение между мерой свободы индивида и свободой общества и является регулятором общественных отношений.

Классификация норм права. Правовые нормы в современном мире весьма многообразны, поскольку они отражают весь пестрый спектр общественных отношений, все разнообразие типичных жизненных ситуаций. Для выявления характерных черт конкретных правовых норм, их места и функциональной роли в системе права их классифицируют. Основания таких классификаций самые различные.

В. Н. Хропанюк, например, классифицирует нормы права таким образом:

по отраслям права - государственное, административное, гражданское право и т. д.;

по функциям, которые выполняют нормы права, - регулятивные, охранительные;

по характеру содержащихся в нормах права правил поведения - обязывающие, запрещающие, управомочивающие;

по степени определенности - абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные;

по кругу лиц - общие и специальные;

специализированные - закрепительные, дефинитивные, нормы принципа.

В. И. Леушин и В. Д. Перевалов предлагают несколько другую классификацию.

По субъектам правотворчества они различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти. Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением (сельский сход, всенародный референдум).

Следующий их критерий - социальное назначение и роль нормы в правовой системе. На этой основе нормы подразделяются на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы - правила поведения), охранительные (нормы - стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы- инструменты).

Учредительные нормы формируют фундамент правового регламентирования общественных отношений и правового положения человека, закрепляют основы общественного строя, права, свободы и обязанности граждан, главные идеи и ценности правовой системы общества. Они содержатся, как правило, в Конституции, различных основах законодательства, кодексах.

Регулятивные нормы различными способами регулируют общественные отношения. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей обычно выделяются три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (право на совершение положительных действий); обязывающие (обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (запрет на действия и поступки, которые определены законом как правонарушения).

Охранительные - это нормы, отражающие характер государственного принуждения, применяемого при нарушении правовых запретов.

Все нормы права направлены на осуществление функций права. В них находят выражение способы регулирования общественных отношений.

Обеспечительные нормы содержат гарантии реализации субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

Декларативные нормы определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений.

Дефинитивные нормы - это определения правовых явлений и категорий.

Коллизионные нормы предназначены для устранения противоречий между правовыми предписаниями.

Оперативные нормы определяют даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

По предмету правового регулирования нормы подразделяются на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.

Еще один способ классификации - это выделение норм материальных и процессуальных. Материальные нормы - это правила поведения субъектов правоотношений, процессуальные содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

Наконец, по методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют категоричный характер. Они не допускают отклонений в регулируемом поведении. Такими нормами являются, как правило, нормы административного права.

Диспозитивные нормы позволяют участникам отношений самим договориться об объеме реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Типичный пример диспозитивных норм - нормы гражданского права.

По сфере действия нормы подразделяются на нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия действуют на всей территории государства и обязательны для всех граждан этого государства.

Нормы ограниченного действия - это нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов субъектов федерации - республик, краев, областей и т. д.

Локально-нормативные предписания - это нормы, установленные отдельными государственными, общественными или частными структурами для себя.

Существуют и другие критерии классификации: по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников) и т. д.

Структура нормы права. Норма права, являясь «ячейкой» права, имеет собственную структуру. Она состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет конкретные жизненные обстоятельства реализации нормы. Гипотезы бывают простые, сложные и альтернативные, что зависит от количества перечисленных в норме обстоятельств. Альтернативная гипотеза связывает действие нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция - это само правило поведения, определяющее поступки и действия участников правоотношения. Диспозиция бывает прямой, альтернативной и бланкетной. Прямая - четко формулирует правило поведения в самой норме. Альтернативная диспозиция позволяет участникам правоотношения выбирать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция - это правило поведения в самой общей форме, в котором содержится отсылка субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция характеризует неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правовой нормы. Санкции подразделяются по степени определенности на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные.

Структура юридической нормы зависит от структуры общественных отношений и выступает как реальность правовой системы конкретного общества.

Решающее значение здесь имеет заложенная в структуру нормы возможная реакция на изменившиеся фактические обстоятельства.

Законодатель, собираясь урегулировать то или иное общественное отношение, использует модель нормы, выработанную на основе практики, достижений науки, опыта правового регулирования. Он стремится направить развитие общественных отношений в нужном для него направлении и получить наибольшую эффективность от правового воздействия. Однако жизнь вносит в этот процесс коррективы, избирает в структуре нормы те элементы и связи между ними, которые соответствуют реальностям. Результатом выступает реальная структура нормы, всегда включенная в структуру института, отрасли, права в целом.

Структура нормы относительно независима от изменения элементов, что позволяет ей сохранить статус целостного государственно-властного веления во всех случаях. Выделение того или иного структурного элемента нормы происходит только при самостоятельном его функционировании в виде особого правила.

Таким образом, структура правовой нормы - это ее внутреннее строение, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Структура обусловлена реальными общественными отношениями и выражена в нормативных правовых актах.

Институт права. Это совокупность юридических норм, регулирующих группу однородных общественных отношений. Например, институт избирательного права в конституционном праве, институт права собственности в гражданском праве, институт государственной службы в административном праве.

Институты бывают отраслевыми и межотраслевыми, т. е. комплексными.

Институт - часть отрасли, меньшая по сравнению с отраслью, группа юридических норм. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - только их вид.

Классификация институтов зависит от выбора критерия. В теории права существует несколько оснований для выделения институтов.

В зависимости от роли в правовом регулировании институты делятся на материальные (институт зарплаты) и процессуальные (институт судебного разбирательства).

По сфере распространения выделяются институты - отраслевые (институт брака) и межотраслевые (институт частной собственности).

По функциональной роли - регулятивные (институт купли- продажи) и охранительные (институт штрафов) и т. д.

Группа однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Например, наследственное, жилищное право являются подотраслями гражданского права; бюджетное, банковское право - подотраслями финансового права; муниципальное - подотраслью административного права.

Отрасль права - это совокупность юридических норм, институтов, регулирующих большую группу однородных общественных отношений, целую сферу общественной жизни.

Критериями деления права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - реальные общественные отношения, требующие правового регулировании. Это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения - трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и т. д. Они жизненно важны для человека, носят целенаправленный характер.

Такие отношения - главный объективный критерий деления права на отрасли и институты. Тип этих отношений, их особенности и существенные характеристики определяют параметры и нормы института и отрасли права.

Еще одним критерием выделения отрасли является метод правового регулирования.

Метод правового регулирования - это совокупность способов воздействия на поведение людей юридическими средствами, выработанных в результате длительного развития права. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, и является материальным критерием. Метод - формально-юридический критерий и отвечает на вопрос, как право регулирует общественные отношения.

Существует несколько методов правового регулирования:

императивный - метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях, субординации;

диспозитивный - метод равноправных отношений сторон, основанный на дозволениях и координации;

поощрительный - метод стимулирования определенного поведения, необходимого для общества;

В практике правового регулирования используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания, как по отдельности, так и в совокупности, во взаимодействии друг с другом. Наиболее распространены императивный и диспозитивный методы. Императивный метод характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод применяется в отраслях частного права - гражданского, трудового, семейного.

Краткая характеристика основных отраслей права. Как уже

говорилось, отрасль права - наиболее крупное подразделение системы права, регулирующее определенный род (сферу) общественных отношений. Для отрасли характерна качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений.

В литературе по теории права выделяются следующие отрасли права:

  • 1) конституционное (государственное) право;
  • 2) гражданское;
  • 3) административное;
  • 4) уголовное;
  • 5) земельное;
  • 6) трудовое;
  • 7) семейно-брачное;
  • 8) уголовно-исполнительное;
  • 9) аграрное (сельскохозяйственное);
  • 10) экологическое (природоохранное);
  • 11) финансовое;
  • 12) уголовно-процессуальное;
  • 13) гражданское процессуальное.

Это так называемые традиционные отрасли. Однако жизнь не стоит на месте и заставляет регулировать с помощью права ряд новых проблем общественной жизни, вчера еще не известных или не актуальных. Среди них можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного права.

Рассмотрим для иллюстрации конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования некоторых основных отраслей современного права.

В конституционном праве предметом регулирования являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, полномочия государственных органов. Основной метод - императивный.

Предмет гражданского права - имущественные и личные неимущественные отношения, например честь и достоинство, доброе имя. Главный метод - диспозитивный.

Административное право имеет своим предметом управленческие отношения, складывающиеся в ходе исполнительнораспорядительной деятельности органов государства. Преобладающий метод - императивный.

Уголовное право защищает права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т. п. от преступных посягательств. Господствующий метод - императивный.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что такое система права?
  • 2. Какова структура системы права?
  • 3. Что такое отрасль права?
  • 4. Что такое институт права?
  • 5. Что такое метод правового регулирования?
  • 6. Назовите основные методы правового регулирования.
  • 7. Охарактеризуйте основные отрасли права.
  • 8. Как соотносятся система права и система законодательства?
  • 9. Что такое норма права?
  • 10. Как классифицируются нормы права?
  • 11. Какова структура нормы права?
  • 12. Дайте определение нормативного правового акта.
  • 13. Как классифицируются нормативные правовые акты?

Тема 1.4 Методологические аспекты исследования систем управления

Лекция 5

Цель: раскрыть сущность методологии исследования систем управления.

1. Система: понятие, компоненты, свойства, виды.

2. Система управления и ее элементы. Классификация систем управления.

3. Методологические исследования систем управления:

3.1 Процессный подход к управлению.

3.2 Системный подход в исследовании проблем управления.

3.3 Ситуационный подход в процессе управления.

4. Исследование систем управления и их проектирование.

1. Веснин В. Р. Менеджмент: учебник для вузов / В. Р. Веснин. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : ТК Велби. - 2006. - 504 с.

2. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М. : Дело, 2005. - 720 с.

3. Основы теории управления: учебник для вузов / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М. : Финансы и статистика. - 2004. – 560 с.

4. Рой О. М. Теория управления: учебное пособие / О. М. Рой. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.

5. Теория управления: учебник для вузов / под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – 2-е изд. - М. : Изд-во РАГС, 2005. - 558 с.

Управление обладает свойством системности, поэтому его изучение мы начина­ем со знакомства с основными положениями теории систем.

Под системой понимается некоторое множество взаимосвя­занных частей - компонентов, объединенных ради достижения общей цели (эффекта системы) в единое целое, взаимодействие между которыми характеризуется упорядоченностью и регуляр­ностью на конкретном отрезке времени.

К основным компонентам системы относят: элемент систе­мы, взаимоотношения между элементами, подсистему, структу­ру системы.

Первый компонент системы – элемент - минимальная целая часть сис­темы, которая функционально способна отразить некоторые общие закономерности системы в целом.

Выделяются две разновидности элементов: рабочие (основная функция состоит в преобразовании исходных факторов в определенный результат) и защитные .

В каждой системе есть основной системообразующий элемент (качество, отношение), который в той или иной степени обеспечивает единство всех остальных. Если он определяется природой системы, то называется внутренним, в противном случае - внешним. В социальных системах этот элемент может быть как явным, так и неявным.

Например, в СССР системообразующим элементом были КПСС и ее конституционно закрепленная руководящая роль. Непонимание этого обстоятельства привело к ли­шению КПСС этой роли без возложения ее на иной институт. В результате разруши­лась не только политическая и идеологическая система, но и само государство.


В результате воздействия системообразующего элемента у остальных элементов формируются общесистемные качества, т. е. признаки, свойственные каждому из них в отдельности и системе в целом.

Единство элементов системы возникает в результате того, что между ними уста­навливаются связи , т. е. реальные взаимодействия, которые характеризуются: типом (бывают последовательными, сходящимися, расходящимися); силой; характером (могут быть подчиненными, равноправными, безразличными); характером (односторонние или взаимные); степенью постоянства (эпизодические, регулярные и проч.).

То есть, вторым компонентом системы выступают взаимоотношения между элементами или связи. Взаимоотношения могут быть нейтральными , когда оба элемента не претерпевают каких-ли­бо структурных или функциональных изменений, или функци­ональными , когда один элемент, воздействуя на другой, приво­дит к структурным или функциональным изменениям в этом элементе.

Третьим компонентом системы является подсистема , состоя­щая из ряда элементов системы, которые возможно объединить по схожим функциональным проявлениям. В системе может быть различное количество подсистем. Это зависит от основ­ных функций подсистемы: внутренних и внешних.

Четвертым компонентом системы выступает структура сис­темы - определенное строение, взаим­ное расположение элементов и существующих между ними связей, способ организа­ции целого, составленного из частей. Связи, как и системообразующий элемент, обеспечивают целостность системы, ее единство.

Характер связи между элементами зависит не только от взаимного расположе­ния последних, но и от их особенностей (например, отношения в одинаковом по размерам женском, мужском и смешанном коллективах будут различны).

Структура определяется целями и функциями системы, но в ее характеристике отсутствует момент взаимодействия.

В широком понимании структуру можно рассматривать как совокупность пра­вил и предписаний, регламентирующих деятельность системы.

Структуру системы можно классифицировать по следующим основаниям:

По числу уровней иерархии (одноуровневые и многоуровневые);

По принципам подчиненности (централизация - децентрализация);

По целевому назначению;

По выполняемым функциям;

По принципам разбивки элементов на подсистемы (таковыми могут быть функциональный и объектный).

В целом структуру системы описывают две основные группы характеристик:

Связанные с иерархичностью (число подсистем, уровней, связей; принципы
разбивки на подсистемы; степень централизации);

Отражающие эффективность функционирования (надежность, живучесть, быстродействие, пропускная способность, гибкость, изменчивость и т. д.).

Структура придает системе целостность и внутреннюю организацию, в рамках ко­торой взаимодействие элементов подчиняется определенным законам. Если такая организация минимальна, системы называются неупорядоченными, например толпа на улице.

Поскольку элементы и связи неоднородны в рамках одного и того же структур­ного их набора, система будет иметь модификации. Например, коллективы двух организаций, имеющих одинаковое штатное расписание, будут абсолютно различ­ны, поскольку сами люди и их личные взаимоотношения являются иными.

Система характеризуется рядом свойств:

· Система имеет границы, отделяющие ее от внешней среды. Они мо­гут быть «прозрачными», допускающими проникновение в нее внешних импуль­сов, и «непрозрачными», наглухо отделяющими ее от остального мира.

· Системе присуща эмерджентность, т. е. появление качественно новых свойств, отсутствующих или нехарактерных для ее элементов. В то же время объеди­ненные в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы. Таким образом, свойства целого не равны сумме свойств частей, хотя и зависят от них.

· Система обладает обратной связью , под которой понимается опреде­ленная реакция ее в целом (отдельных элементов) на импульсы друг друга и внеш­ние воздействия. Обратная связь обеспечивает их информацией о реальной си­туации, компенсирует влияние помех. Например, в системе взаимоотношений «руководитель - подчиненный» формой обратной связи может быть заявление об уходе.

· Система характеризуется адаптивностью, т.е. способностью сохра­нять качественную определенность в изменяющихся условиях. Адаптивность обес­печивается простотой структуры, гибкостью, избыточностью ресурсов.

· Системе свойственна редукция, проявляющаяся в том, что при опре­деленных условиях она ведет себя проще, чем ее отдельные элементы. Это объясняется тем, что такие элементы в системе накладывают друг на друга огра­ничения, которые не позволяют им независимо выбирать свои состояния. Поэтому поведение системы в целом подчинено не частным, а общим закономерностям, ко­торые обычно проще сами по себе.

· Система со временем может разрушаться под воздействием как внешней среды, так и внутренних процессов.

· Системой можно управлять с целью обеспечения следования ею задан­ной траектории развития и функционирования. Для этого существуют следующие способы:

1) регулирование и корректировка в случае непредсказуемых воздействий, вызывающих отклонения;

2) изменение параметров системы на основе прогнозирования, применяемое
в случае невозможности задать опорную траекторию развития на весь период или значительных отклонений, не позволяющих на нее вернуться;

3) коренная структурная перестройка, если цели недостижимы в принципе
и нужен поиск новой системы, при которой это удается сделать.

Рассмотрим, какими бывают системы.

По направленности связей между элементами системы делятся на централизованные (все связи осуществляются через один центральный элемент) и децентра­лизованные (преобладают прямые контакты между элементами). Примером цент­рализованной системы являются министерство и его органы на местах; децентра­лизованной - ассоциация.

Системы, где связь элементов идет только по одной линии получили название частичных, а по многим - полных . Система, где каждый элемент связан по одной линии только с предыдущим и последующим, называется цепной . Ее примером яв­ляется конвейер.

По составу элементов системы бывают гомогенными (однородными) и гетерогенными (разнородными). Например, по возрастному признаку школьный класс - обычно система гомогенная, а по половому - гетерогенная.

Системы, характеризующиеся преобладанием внутренних связей по сравнению с внешними, где центростремительность больше центробежности, а отдельным элементам присущи общие характеристики, получили название целостных. Приме­ром целостной системы сегодня является блок НАТО.

Система, сохраняющаяся в целом при изменении или исчезновении одного или нескольких элементов, называется устойчивой, например любой биологический организм. Если при этом возможно восстановление утраченных элементов, то она является регенеративной (например, ящерицы).

Системы могут быть изменяющимися (динамичными) и неизменными (статич­ными). К первым относятся живые организмы, ко вторым - большинство техни­ческих устройств. Динамичные системы подразделяются на первичные, исходные, и вторичные, уже претерпевшие определенные изменения.

Если изменения осуществляются линейно, однонаправленно, будет наблюдать­ся рост системы. Нелинейные, разнонаправленные изменения, происходящие с неодинаковой интенсивностью, в результате которых меняются связи, соотноше­ние элементов, характеризуют процесс ее развития.

Незавершенность бывает субстратной (преобразования происходят в самих элементах) и структурной (изменяется их состав и соотношение). Если система со­храняет характеристики при изменении субстрата, она называется стационарной. Например, замена подвижного состава придает системе городского транспорта субстратную незавершенность, а изменение маршрутов и числа машин на линии - структурную. Поскольку возможность нормального функционирования этой сис­темы не зависит от того, какие марки транспортных средств используются, она яв­ляется стационарной.

Система, состоящая из ряда разнородных элементов, называется сложной . Сложность системы обусловлена их большим числом, разнообразием, взаимосвя­занностью, неопределенностью поведения и реакций. Такие системы обычно явля­ются многоуровневыми и иерархичными (высший уровень управляет нижестоя­щим и одновременно сам подчиняется вышестоящему). Введение в них дополни­тельного элемента (даже аналогичного имеющимся) порождает новые и изменяет существующие в рамках системы отношения.

Системы делятся на механистические и органические.

Механистические системы облада­ют постоянным набором неизменных элементов, четкими границами, однознач­ными связями, не способны изменяться и развиваться, функционируют под воз­действием внешних импульсов. В механистической системе связи между элементами носят внешний характер, не затрагивают внутренней сути каждого из них. Поэтому элементы менее зависи­мы от системы и вне ее сохраняют самостоятельное бытие (колесико от часов может продолжительное время играть роль запасной детали). Но потеря такой системой хотя бы одного элемента ведет к нарушению всего механизма функционирования. Наиболее наглядный пример этому - те же часы.

Органические системы характеризуются противоположными качествами. В них увеличивается зависимость части от целого, а целого от части, наоборот, уменьша­ется. Например, человек при потере многих органов может продолжать свою жиз­недеятельность. Чем глубже связь элементов органической системы, тем больше роль целого по отношению к ним. Таким системам присущи свойства, которых нет у механистических, например способность к самоорганизации и самовоспроизве­дению.

Специфической формой органической системы является социальная (общество, фирма, коллектив и проч.).

Первичным элементом системы законодательства является норма права. Вся законодательная структура выстраивается по вертикали (принцип субординации), а также по горизонтали (координация). Основу иерархии правовых актов составляет конституция (вертикальный вариант структуры).

Особенности системы

Выясним, из каких элементов состоит система законодательства. Несмотря на то, что она схожа с системой права, у них существуют многочисленные отличия. Система права представляет собой объективное основание законодательной области, она обеспечивает доступность и ясность правовой информации, устанавливает иерархию юридических норм, учитывает специфику государственного устройства.

Законодательства взаимосвязаны между собой, регулируются конституцией страны.

Систематизация законодательства

Под данным термином подразумевается деятельность по модернизации законодательства, созданию единой, согласованной системы между нормативно-правовыми государственными актами.

Для того чтобы создать полноценную систему важно проводить систематический анализ и обработку существующих нормативных актов, группировать их по конкретной схеме. Только при соблюдении этих условий можно полноценного использовать первичный элемент системы законодательства, вести эффективную правотворческую деятельность. Такая деятельность позволит ликвидировать пробелы, противоречия в функционирующем законодательстве.

Важность систематизации

Анализируя понятие и элементы системы законодательства, отметим, что различные способы систематизации направлены на последующее развитие и совершенствование законодательства. Такие мероприятия обеспечивают удобство реализации права, позволяют находить нужные нормы в минимальные сроки.

Формы систематизации

При внутренней форме осуществляется обработка нормативных актов, что позволяет достигать единства норм права, удалять пробелы, коллизии.

Внутренняя систематизация направлена на обработку нормативных документов, а также их подробную классификацию.

В зависимости от субъекта выделяют:

  • официальную систематизацию;
  • неофициальную форму.

Данный процесс способствует выявлению и устранению противоречия, несогласованности, пробелов правового регулирования. Так как первичным элементом системы законодательства является правовой акт, важно правовое воспитание граждан.

Виды систематизации

Существует несколько вариантов обобщения правовых сведений. Так как первичным элементом системы законодательства является статья закона, с помощью инкорпорации создают разнообразные сборники нормативных актов. Такой вариант систематизации позволяет располагать отдельные законы в алфавитном, хронологическом, ином порядке.

Подобная деятельность позволяет вносить в первоначальный вариант текста правовых актов официальные изменения, дополнять их, исключать правовые нормы, которые были отменены.

Кодификация допускает подготовку, а также принятие различных актов нового вида, в которых помещают не только прежние кодексы, но и новые предписания.

Учитывая, что первичным элементом системы законодательства является правовой акт, можно проводить глубокую и всестороннюю переработку функционирующего законодательства, вносить в него новые существенные изменения.

В ходе кодификации можно убирать тот нормативно-правовой материал, который устарел, формировать структуру кодифицированного акта с определенным содержанием.

Консолидация связана с подготовкой и принятием серьезных актов на основе объединения норм нескольких актов на основе отдельных документов правового характера.

Целью данного процесса является удаление множества нормативных актов, получение крупного однородного блока в существующей законодательной структуре.

Так как первичным элементом системы законодательства является нормативный акт, консолидация позволяет сделать его функциональным звеном единого комплекса.

Консолидированные законы представляют собой те законодательные акты, которые суммируют множество законов, уже изданных по определенному предмету.

Подобный вариант систематизации не предполагает их изменения, не стремится к объединению старых законодательных актов в единую логическую конструкцию.

Особенности правомерного поведения

Первичным элементом системы законодательства является законодательный акт. Законность предполагает режим конкретного функционирования в государстве права. Речь идет о верховенстве законов, их неукоснительном исполнении всеми государственными органами, гражданами, должностными лицами, общественными организациями.

Выражается законность в равенстве всех членов общества перед законом. Правопорядок предполагает такое состояние систематизации общественных отношений, которое базируется на законности и праве. Он выражается в правомерном поведении основных участников правовых отношений. Именно правопорядок является конечным результатом правового регулирования.

Если преступления, которые совершаются гражданами, имеют массовый характер, они перерастают в нарушение законности.

Принципы правопорядка

Государство обязано обеспечивать законность для всех граждан. Выделяют несколько принципов правопорядка:

  • законность;
  • конституционность;
  • структурность;
  • целостность;
  • нормативность;
  • гарантированность;
  • справедливость;
  • иерархичность.

Ни одно современное государство не способно полноценно существовать и развиваться без упорядоченности общественных взаимоотношений. Законность и правопорядок являются для государства необходимыми элементами правового регулирования. Именно с помощью норм права можно решать семейные, имущественные, политические, экономические споры.

Нормы права четко закрепляют свободы и права любого гражданина, его гарантии, обязанности, способы реализации прав. Именно в нормах права указываются основные обязанности общественных организаций и государственных органов перед гражданами.

Для любого человека правопорядок и законность становятся основными средствами защите личных интересов от беззакония со стороны иных людей, различных государственных структур.

Характеристика правонарушений

Под данным термином подразумевают любые общественно опасные, противоправные деяния, которые причиняют серьезный вред интересам государства, отдельной личности. В настоящее время выделяют несколько видов противоправной деятельности, в основе классификации лежат определенные признаки.

С юридической точки зрения противоправность рассматривается как поведение, которое нарушает норму принятого права.

Виновность является психологическим отношением этого лица к собственному неправомерному поведению, его возможными последствиями.

Закон устанавливает определенные санкции, которые позволяют наказывать тех граждан, что были признаны виновными в определенных деяниях.

Вред от подобных действий определяется в моральном либо материальном виде, от этого зависит серьезность наказания.

В заключение

Правовые нормы важны для любого государства, так как они способствуют сохранению порядка. Среди множества правонарушений, совершаемых отдельными гражданами, группами лиц, организациями, выделяют преступления, проступки, деликты.

Самым серьезным и тяжким видом нарушения норм права считают преступление. Им признают такое опасное для общества поведение, что предусмотрено нормами уголовного законодательства, предполагает использование мер уголовного наказания.

Преступления могут быть связаны с посягательством на политические и экономические нормы государства, личность, имущественные, трудовые, политические права граждан.

Проступки являются нарушения права, несущими меньшую общественную опасность. Именно правовые акты (статьи) позволяют классифицировать действия граждан, выявлять степень тяжести совершаемых ими проступков и преступлений.

Дисциплинарные проступки, гражданские и административные правонарушения, уголовные деяния - все это регламентировано первичными правовыми актами. В каждом государстве существует своя правовая система, благодаря слаженной работы которой, представители судебной системы принимают решение о целесообразности наказания граждан за совершенные ими деяния, подбирают для них опеределенную меру наказания. От слаженности этой работы зависит целостность государства, покой мирных граждан.



Просмотров