Трудовое право практикум. Правомерен ли такой приказ? Куда его можно обжаловать? Системы оплаты труда

Посвящается светлой памяти нашей коллеги – Александры Афанасьевны Абрамовой

Предисловие

Настоящее учебное пособие предназначено для проведения семинарских (практических) занятий по российскому трудовому праву. Содержание Практикума соответствует программе курса «Трудовое право» для студентов юридических факультетов университетов.

При изучении разделов Практикума студентам следует уделить особое внимание тенденциям развития трудового права в современных условиях формирования рыночной экономики и функционирования рынка труда. В этой связи на практических занятиях, связанных с изучением курса, рассматриваются теоретические положения, студенты готовят аннотации опубликованных научных статей, доклады, рефераты по наиболее важным проблемам трудового права в нашей стране и, по возможности, по проблемам сравнительного правоведения, участвуют в диспутах.

Вместе с тем, студенты должны выработать практические навыки и умения в применении норм трудового права. При решении практических задач (казусов) студенты должны научиться работать не только с нормативными актами, но и уметь применять судебную практику. Поэтому в каждом разделе учебного пособия, кроме специальной юридической литературы, названы важнейшие нормативные акты, а в ряде разделов – материалы судебной практики.

В процессе решения задач (казусов) студент должен уяснить круг требований сторон трудовых отношений (работника и работодателя), уметь определить подведомственность трудового спора, затем найти норму трудового права, относящуюся к данному спору, ознакомиться с судебной практикой, установить фактические обстоятельства, сопоставив их с выбранной нормой трудового права, и, наконец, решить дело по существу – дать ему правовую квалификацию от имени властного правоприменительного органа (комиссии по трудовым спорам, судебных органов и др.)

Выбор задач и их количество при изучении Особенной части российского трудового права осуществляется преподавателем, ведущим занятия в студенческой группе, в зависимости от количества часов, утвержденного кафедрой для каждой темы.

Список специальной литературы дан значительно шире, чем предусмотрено программой, и без разбивки ее на обязательную и на дополнительную. Рекомендации по ознакомлению и изучению специальной юридической литературы по каждой теме даются руководителем семинарского (практического) занятия в соответствии с решением кафедры.

Следует иметь в виду, что в Практикуме приведены лишь важнейшие нормативные акты, которые не исключают, а, наоборот, предполагают при решении задач (казусов) использование других нормативных актов. Что касается иных, не приведенных в Практикуме нормативных актов, то их тексты студентам рекомендуется найти самостоятельно либо в компьютерных юридических базах данных («КонсультантПлюс», «Гарант»), либо в сборниках нормативных актов по трудовому законодательству, в Собрании законодательства Российской Федерации (СЗ РФ); в Российской газете, Парламентской газете, и др.

По всем разделам курса «Российское трудовое право» рекомендуется изучить Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, иные нормативные акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними (производные от них) отношения, а в случае необходимости – международно-правовые акты.

Руководящие акты судебной практики также включены в компьютерные базы данных, а официально они публикуются в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации в разделе по гражданским делам.

При подготовке к занятиям следует использовать учебники и учебные пособия для студентов юридических вузов, изданные в последнее время. Кафедра трудового права юридического факультета МГУ рекомендует учебник для вузов «Трудовое право России» под ред. проф. А.М. Куренного (М.: Изд. дом «Правоведение», 2008). Студенты могут пользоваться и другими учебниками и учебными пособиями по рекомендации преподавателя и по своему выбору, но более позднего издания. Следует учитывать, что со временем учебный материал устаревает в связи с происходящими изменениями в трудовом законодательстве и новыми тенденциями в развитии науки трудового права.

В последние годы изданы следующие учебники для вузов:

Трудовое право России / Под ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова. – М., 2009; Трудовое право России / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. – М., 2007; Трудовое право России / Под ред. О.В. Смирнова и И.О. Снигиревой. – М., 2009; Трудовое право России / Под ред. С.Ю. Головиной, М.В. Молодцова. – М., 2008; Трудовое право России / Под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой. – М., 2008; Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: В 2 т. – Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть: Т. 2. Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право. – М.: Статут, 2009; Миронов . В.И. Трудовое право. – СПб.: Питер, 2009; Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. – М., Юрист. 2003.

Дополнительная информация может быть получена также в комментариях к законодательству о труде, опубликованных как в Москве, так и в других городах России. Эти издания, как правило, не упоминаются в списках литературных источников по каждой теме курса, за исключением тех книг, которые тематически специализированы по отдельным разделам курса. Например, можно использовать дополнительно к учебникам и учебным пособиям: Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. Ю.П. Орловский. – М., 2009; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / О.В. Смирнов, М.О. Буянова, И.А. Костян, В.Г. Малов. – М., 2006; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М., 2007; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. Гейхман В.Л., Сидоренко Е.Н. – М., 2009; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. Гладков Н.Г., Снигирева И.О. – М., 2006; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. К.Н. Гусова. – М., 2009; Комментарий официальных органов к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. А.Л. Сафонов. – М., 2006.

Если студентам потребуется более обширная информационная база (для подготовки курсовых и дипломных работ, рефератов, докладов), они могут воспользоваться уникальными изданиями, подготовленными профессором А.К. Безиной: Трудовое право. Указатель литературы. 1917-1969. – Казань, 1971; Трудовое право. Указатель литературы. 1970-1975. – Казань, 1978; Трудовое право.

Указатель литературы. 1976-1980. – Казань, 1984; Трудовое право. Указатель литературы. 1981-1985. – Казань, 1989; Трудовое право. Библиографический указатель литературы 1986-2006 гг.: В 2 ч. – Казань, 2008.

Кроме того, значительное количество комментариев содержится в правовых базах («КонсультантПлюс», «Гарант»).

Кафедра трудового права Юридического факультета Московского Государственного университета желает вам успеха в изучении юридических дисциплин, включая такую важную в условиях становления рынка труда отрасль, как трудовое право.

Раздел 1
Предмет, метод и система российского трудового права

Методические указания

При изучении данной темы, студентам, прежде всего, необходимо разобраться в такой важной экономической и правовой категории, как «труд », уяснить его роль в развитии общества, понять какие общественные отношения в сфере применения труда регулируются нормами права вообще, и трудового права в частности. Кроме того, чрезвычайно важно разобраться в критериях отграничения данной отрасли права от других отраслей российского права. Этими критериями, по общему правилу, являются предмет и метод правового регулирования конкретных общественных отношений.

Является ли труд товаром? Вправе ли государство вмешиваться в процесс реализации своими гражданами их способностей к труду? Какие общественные отношения в сфере труда являются предметом регулирования такой отрасли российского права, как трудовое? На эти вопросы следует найти ответы при изучении данной темы.

Сегодня трудовое право занимает одну из ведущих позиций в любой правовой системе, однако такое положение дел сложилось далеко не сразу и в качестве самостоятельной отрасли трудовое право сформировалось относительно недавно.

Полезно хотя бы кратко рассмотреть этапы формирования российского трудового права, чтобы понять логику его развития.

В России первые законодательные акты, регулирующие трудовые отношения появились в конце XIX в., однако в то время нельзя было говорить о появлении самостоятельной отрасли права. Но уже в начале XX в. имелся достаточно большой по количеству и по объему нормативный материал, регулирующий многие аспекты трудовых отношений. Так, в Своде законов Российской империи в редакции 1913 г. положения нормативных актов, регулирующих вопросы применения труда в промышленности, были объединены в специальный единый акт – Устав о промышленном труде, который стал основным источником фабрично-заводского законодательства России.

Одним из первых кодифицированных актов Советской Республики стал Кодекс законов о труде (далее – КЗоТ ) 1918 г. Затем, в годы НЭПа, был принят КЗоТ 1922 г. В 1970 г. был принят новый кодифицированный акт – Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, на базе которых были приняты кодексы законов о труде (в РСФСР – КЗоТ 1971 г., просуществовавший 30 лет).

30 декабря 2001 г. Президентом Российской Федерации был подписан Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) , который вступил в действие с 1 февраля 2002 г. Проводящееся в настоящее время реформирование российского трудового права призвано создать условия для эффективного функционирования механизма правового регулирования трудовых отношений.

Трудовое право с самого своего появления имело социальное назначение . Это объясняется тем, что задачей этой отрасли права изначально являлось такое правовое регулирование отношений, связанных с применением наемного труда, которое обеспечило бы, с одной стороны, равенство сторон при заключении соответствующих договоров и учет их интересов, а с другой – необходимость защиты экономически более слабого работника от экономически более сильного работодателя.

Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, специфические именно для нее. В науке трудового права традиционно различают техническую и социальную (общественную) организацию труда.

Техническая организация труда означает воздействие человека на природу и ее предметы материальными средствами и техническими приемами. Она отражается и закрепляется в технических нормах. Элементы технической организации труда анализируются в учебниках по трудовому праву.

Но в процессе труда люди находятся не только в определенных отношениях с природой, предметами труда, но и в тех или иных волевых общественных отношениях, связанных с процессом труда (в различных вариантах). Подобного рода отношения образуют целую систему, составные части которой характеризуют различные аспекты применения наемного труда, в целом же они составляют основу социальной (общественной) организации труда. Этот аспект организации труда предопределяется, в значительной степени, формами собственности, существующими в обществе на каждом этапе его развития.

Правовой формой социальной (общественной) организации труда является общественно-трудовое отношение . Это такого рода общественное отношение, в которое работник вступает в связи с применением своих способностей к труду, а работодатель – в связи с использованием этих способностей, т. е. чужого труда.

Трудовое право регулирует вопросы именно социальной (общественной) организации труда во всем ее многообразии. В систему общественно-трудовых отношений входит широкий круг отношений, но каркасом этой системы являются именно трудовые отношения, связанные с применением наемного труда.

Исходя из того, что весь комплекс общественно-трудовых отношений и составляет предмет трудового права, можно дать его определение: предметом трудового права являются не все отношения, связанные с трудом, а лишь общественно-трудовые отношения, возникающие в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда, выполнением работы. Будучи связанными с использованием наемного труда , они возникают между наемными работниками и работодателями (в некоторых случаях в этих отношениях могут принять участие представители работников и работодателей, а также государство в лице своих органов).

Студенты должны знать, что, помимо собственно трудовых отношений, в предмет трудового права входят и другие, тесно с ними связанные и производные от них общественные отношения. Сегодня круг этих отношений определен на законодательном уровне – в ст. 1 ТК РФ, в соответствии с которой к ним относятся следующие отношения:

по организации труда и управлению трудом;

по трудоустройству у конкретного работодателя;

по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у конкретного работодателя;

по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

по разрешению трудовых споров;

по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Эти отношения имеют как общие черты, так и существенные признаки, характерные только для них и отличающие их от других отношений, так или иначе связанных с применением труда наемных работников.

Трудовые отношения сами по себе достаточно противоречивы – в их рамках можно обнаружить как взаимные интересы сторон, так и противоречие этих интересов, как «производственные», так и «социальные» их аспекты. Противоречие этих элементов – неизбежно, оно заложено в природе трудовых отношений.

Следует обратить внимание на то, что ТК РФ (ст. 15) дает легальное определение трудовых отношений , понимая их, как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Студентам необходимо уяснить характерные признаки предмета трудового права, которые традиционно называются в учебной и научной литературе. Так, трудовые отношения возникают в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда, с применением живого труда и с созданием материальных и духовных благ; для них характерно включение исполнителя работы в трудовой коллектив конкретной организации с вытекающими отсюда подчинением внутреннему трудовому распорядку; они являются отношениями возмездными (т. е. работники – участники этих отношений имеют право на получение за свой труд заработной платы); наконец, они носят исключительно личный характер (в них возможно лишь личное использование работником своих способностей к труду).

В целом такой подход оправдан, в то же время следует уточнить некоторые нюансы, которые необходимо учитывать в случае возникновения спора в целях определения предмета правового регулирования и применения соответствующего законодательства.

Наиболее общим критерием отграничения отношений, регулируемых трудовым правом (трудовых отношений) является то, что они являются отношениями наемного труда . Важной характеристикой наемного труда является тот факт, что он является трудом несамостоятельным (в международно-правовой терминологии существует термин «dependensy» (зависимость), помогающий во многом определить суть наемного труда).

Рабочей силой наемного работника распоряжается не он лично, а работодатель (собственник или его представитель – например, в лице должностных лиц, наделенных для этого специальными полномочиями). То же относится и к предмету деятельности этого наемного работника. Это значит, что при наемном труде мы всегда вынуждены констатировать противостояние двух сторон трудового отношения – работника и работодателя, а также наличие необходимости подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, устанавливаемым работодателем.

Уяснив предмет трудового права, можно переходить к изучению метода правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Метод отрасли права показывает то, как, какими правовыми средствами и приемами осуществляется регулирование отношений, входящих в ее предмет. Он характеризуется следующими признаками: порядком возникновения, изменения и прекращения правоотношений; общим юридическим положением участников правоотношений; характером установления прав и обязанностей сторон правоотношений; средствами, обеспечивающими защиту их прав и исполнение обязанностей (санкций).

Теория права знает такие основные средства правового регулирования, как предписания, запреты и дозволения, а также такие приемы как императивное и диспозитивное регулирование.

Рассматривая вопрос о методе трудового права, следует иметь в виду, что существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений – публично-правовой и частно-правовой. Оба эти метода могут быть использованы при реализации гражданами России своего конституционного права на труд. Если они реализуют его, заключая гражданско-правовые договоры, то при регулировании возникающих правоотношений применяется частно-правовой метод. Если же они реализуют данное право в качестве наемных работников, заключая трудовой договор, то возможна (и чаще всего она имеет место) комбинация методов.

Поскольку трудовые отношения охватывают три элемента: имущественный, управленческий и охранительный , то особенности каждого из этих элементов оказывают свое влияние на метод трудового права. В результате он оказывает различное воздействие на разные институты данной отрасли права. Предметный признак трудового права, обладающий вполне определенной спецификой, накладывает своеобразный отпечаток на его метод.

В первую очередь следует учитывать следующие особенности метода правового регулирования трудовых отношений (метода трудового права):

сочетание централизованного и децентрализованного (в первую очередь, локального) регулирования;

сочетание единства и дифференциации правового регулирования, характеризующееся наличием, как норм общего характера, так и норм, учитывающих особенности труда различных категорий работников (по объективному или субъективному критериям);

договорный способ установления и изменения трудовых отношений (за исключением тех параметров, которые устанавливаются в централизованном порядке);

социальное партнерство (достаточно широкое участие представителей работников в регулировании многих аспектов трудовых отношений);

специфику защиты трудовых прав участников трудовых отношений, находящую свое отражение в механизме осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, а также в механизме разрешения трудовых споров.

Изучение предмета и метода отрасли права должно привести студентов к выводу, что трудовое право – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, составляющих определенную целостную систем у, которая обусловлена всем комплексом регулируемых этой отраслью права общественных отношений.

Следует иметь в виду, что, как и в большинстве отраслей права, в трудовом праве выделяется Общая и Особенная части, каждая из которых охватывает определенные институты отрасли и регламентирует определенный круг вопросов.

Наряду с системой трудового права как отрасли правовой системы, можно констатировать наличие системы науки трудового права, которую также можно разделить на Общую и Особенную части.

Студенты должны уяснить, что одним из принципиальных как с теоретической, так и с практической точек зрения является вопрос о месте трудового права в системе российского права и отграничении его от смежных отраслей .

Эффективность правовых норм обычно проверяется на «Оселке конфликта». Пока нет конфликта, общественные отношения нередко могут регулироваться вовсе без применения норм права или с нарушениями этих норм. Но как только возникает конфликт, как только он достигает стадии, на которой необходимо вмешательство специальных органов, обладающих полномочиями по разрешению данного конфликта, так перед этими органами с необходимостью встает вопрос – к какой отрасли права относятся общественные отношения, ставшие предметом спора? Какими методами эти отношения регулируются на стадии их возникновения, развития и собственно разрешения конфликта?

Вопрос определения отрасли законодательства, регулирующего отношения, связанные с трудовой деятельностью человека, имеет важное практическое значение, так как от этого зависит рассмотрение вопроса об ответственности сторон договора в случае конфликта.

Говоря о месте трудового права в системе российского права, следует отталкиваться от положений теории права, в соответствии с которыми, наиболее крупное разделение отраслей в российской правовой системе заключается в разделении на публичное и частное право. Трудовое право является комплексной отраслью, соединяющей в себе как публично-правовые, так и частно-правовые начала.

Наибольшую актуальность сегодня представляют вопросы, связанные с отграничением трудового права от гражданского .

Рассматривая отличия в регулировании общественных отношений нормами гражданского и трудового права следует уяснить, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (ст. 71), а трудовое – в совместном ведении Федерации и ее субъектов (ст. 72). Существующие различия в предмете регулирования двух отраслей права констатируются и на уровне Классификатора правовых актов, утв. Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. (в ред. от 28 июня 2005 г.).

При разграничении этих отраслей права следует, прежде всего, иметь в виду, что в предмет гражданского права составляет две группы отношений. Во-первых, это – имущественные отношения, возникающие между людьми по поводу имущества – материальных благ, имеющих экономическую форму товара. Во-вторых, это – личные неимущественные отношения, возникающие по поводу неимущественных (нематериальных) благ, тесно связанных с личностью их обладателей. Такие блага неотчуждаемы и не могут переходить от одних лиц к другим. Обе эти группы отношений объединяет то обстоятельство, что они основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, т. е. возникают между юридически равными и независимыми друг от друга субъектами, имеющими собственное имущество. Иначе говоря, это – частные отношения, возникающие между субъектами частного права.

Предметом же трудового права являются трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения; предметом трудовых отношений – процесс труда, живой труд; предметом гражданско-правовых отношений, связанных с применением труда, – овеществленный труд, продукт труда (его результат).

Изменение методов государственного влияния на национальную экономику, отказ от применения чисто административных рычагов, расширение частно-правовых начал в регулировании широкого круга проблем, привело к созданию новой, по сравнению с еще недавно существовавшей, ситуации. В то же время, это существенное изменение ситуации нередко приводит к другой крайности – иллюзиям, что наемный труд во многом подпадает под сферу действия гражданского права с его принципом свободы договора. Такой подход может иметь далеко идущие последствия для огромного количества людей, так как в любой стране большинство работоспособных граждан зарабатывают себе на хлеб, работая именно в качестве наемных работников! Так будет и впредь, и это вполне естественный процесс, о чем свидетельствует весь мировой и отечественный опыт.

При наличии существенных различий трудовое и гражданское право имеют некоторые «пограничные» институты, входящие в предмет обеих отраслей (например, ответственность за повреждение здоровья работника на производстве).

Гражданин, одновременно являющийся собственником и работающий, например, в обществе с ограниченной ответственностью, или имеющий акции акционерного общества, в котором он работает, как правило, имеет двойной статус , который следует четко различать.

С одной стороны, он имеет статус собственника или акционера, дающий ему право и возможность реализовать как минимум три основных полномочия, принадлежащие только собственнику:

право на участие в управлении делами общества (в соответствии с учредительными документами, видом и количеством имеющихся у него акций);

право на дивиденды (если они будут);

право на ликвидационную квоту (чего лишен обычный наемный работник).

С другой стороны, он может иметь статус работника, вступившего в трудовые отношения, заключившего трудовой договор с работодателем и взявшего на себя при этом определенные обязанности (как и другая сторона этого договора).

Главным критерием в данном случае можно считать включение гражданина в трудовой коллектив, занятие им определенной должности, согласно штатному расписанию, и выполнение любой работы по этой должности в соответствии с определенной специальностью и квалификацией, подчинение внутреннему трудовому распорядку, выполнение работ в личном качестве (личным трудом).

Участник общества с ограниченной ответственностью одновременно является его работником, если отношения с обществом связаны с личным трудом, а не ограничиваются лишь внесением вклада в уставный капитал общества и участием в распределении прибылей.

Это положение подтверждается и складывающейся судебной практикой. Так, Верховный Суд РФ, рассматривая одно из дел, сделал вывод о том, что, например, отношения участников товарищества с ограниченной ответственностью (так называлась эта организационно-правовая форма на момент спора), основанные на личном труде, регулируются нормами трудового законодательства.

В принципе, во всех странах доля «чистых» собственников сравнительно невелика. Большинство населения предпочитает работать в качестве наемных работников, получая за это гарантированную оплату труда и решая другие социальные вопросы, но, не беря на себя при этом риск и ответственность в полном объеме. Но и тем, и другим практически невозможно обойтись без применения норм трудового права – одни нанимают на работу, другие – нанимаются, но обе категории граждан при этом должны определять свои взаимоотношения. Это и помогает им сделать трудовое законодательство.

В настоящее время появились некоторые научные изыскания, которые объясняют необходимость «экспансии» гражданского права в трудовые отношения. Применение гражданско-правовых договоров как универсального способа регулирования трудовых отношений авторам этих идей представляются панацеей.

На практике также приходится встречаться с попытками облечь трудовые отношения в гражданско-правовую форму. И нередко у человека нет выбора – он вынужден соглашаться на работу при любых условиях.

Но человек – не лопата, которую можно выбросить, если она сломается. Цивилизованное общество должно предусмотреть меры его социальной и правовой защиты. Рынок сам по себе не содержит социальных гарантий, защищающих человека труда, их система должна быть разработана на государственным уровне и реализована под контролем государства. Именно поэтому определение предмета трудового права и отграничение его от гражданского права имеет практическое значение.

В ряде случаев гражданин может реализовать свое право на труд, например, в рамках гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и т. п.), однако при этом его правовое положение будет существенно отличаться от правового положения в рамках трудовых отношений.

Это становится ясным при сравнении целого ряда позиций, составляющих содержание этих договоров, входящих в предмет разных отраслей законодательства. Посмотрим на эту ситуацию с точки зрения критериев, позволяющих достаточно четко отграничить трудовые отношения от гражданских, связанных с применением труда.

Первым критерием является характер выполняемой работы . Так, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).

Договоры такого типа применяются, как правило, при выполнении конкретных (как правило, разовых) работ, в отличие от трудового договора, когда работник состоит с нанимателем (работодателем) в длительных отношениях и обязуется выполнять любые работы в соответствии со своей специальностью, квалификацией и должностью. Естественно, правовой статус подрядчика (если он является физическим лицом), также реализующего свое право на труд, будет отличаться от статуса наемного работника.

Вторым критерием отграничения может быть назван вопрос свободы сторон при заключении договора . При заключении гражданско-правовых договоров эта свобода практически абсолютна (при условии соблюдения интересов государства и третьих лиц). При заключении трудового договора эта свобода ограничена рамками законодательства (в соответствии со ст. 8, 9, 50, 57, 74 ТК РФ условия нормативных актов и договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными и не подлежат применению).

Третий критерий – предоставление отпусков, выходных дней и т. д. Время отдыха лиц, работающих по трудовым договорам, порядок его предоставления гарантировано законодательством (в том числе и Конституцией РФ – ст. 37). При заключении гражданско-правовых договоров теоретически такие вопросы могут быть предметом этих договоров, однако они, как правило, не оговариваются.

Четвертый критерий – это социальное обеспечение в период работы (пособие по временной нетрудоспособности и т. п.). Для лиц, работающих по трудовым договорам, оно гарантируется законодательством. При заключении гражданско-правовых договоров теоретически такие вопросы могут быть предметом этих договоров, однако они, как правило, также не оговариваются.

В текст Кодекса после его принятия неоднократно вносились изменения, последние – 25 ноября 2009 г.

См.: Гражданское право: В 4 т. – Т. I. Общая часть: Учеб. / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – С. ХХХ (М., 1998. – С. 33, 34).

Трудовое право России: Практикум

Посвящается светлой памяти нашей коллеги – Александры Афанасьевны Абрамовой

Предисловие

Настоящее учебное пособие предназначено для проведения семинарских (практических) занятий по российскому трудовому праву. Содержание Практикума соответствует программе курса «Трудовое право» для студентов юридических факультетов университетов.

При изучении разделов Практикума студентам следует уделить особое внимание тенденциям развития трудового права в современных условиях формирования рыночной экономики и функционирования рынка труда. В этой связи на практических занятиях, связанных с изучением курса, рассматриваются теоретические положения, студенты готовят аннотации опубликованных научных статей, доклады, рефераты по наиболее важным проблемам трудового права в нашей стране и, по возможности, по проблемам сравнительного правоведения, участвуют в диспутах.

Вместе с тем, студенты должны выработать практические навыки и умения в применении норм трудового права. При решении практических задач (казусов) студенты должны научиться работать не только с нормативными актами, но и уметь применять судебную практику. Поэтому в каждом разделе учебного пособия, кроме специальной юридической литературы, названы важнейшие нормативные акты, а в ряде разделов – материалы судебной практики.

В процессе решения задач (казусов) студент должен уяснить круг требований сторон трудовых отношений (работника и работодателя), уметь определить подведомственность трудового спора, затем найти норму трудового права, относящуюся к данному спору, ознакомиться с судебной практикой, установить фактические обстоятельства, сопоставив их с выбранной нормой трудового права, и, наконец, решить дело по существу – дать ему правовую квалификацию от имени властного правоприменительного органа (комиссии по трудовым спорам, судебных органов и др.)

Выбор задач и их количество при изучении Особенной части российского трудового права осуществляется преподавателем, ведущим занятия в студенческой группе, в зависимости от количества часов, утвержденного кафедрой для каждой темы.

Список специальной литературы дан значительно шире, чем предусмотрено программой, и без разбивки ее на обязательную и на дополнительную. Рекомендации по ознакомлению и изучению специальной юридической литературы по каждой теме даются руководителем семинарского (практического) занятия в соответствии с решением кафедры.

Следует иметь в виду, что в Практикуме приведены лишь важнейшие нормативные акты, которые не исключают, а, наоборот, предполагают при решении задач (казусов) использование других нормативных актов. Что касается иных, не приведенных в Практикуме нормативных актов, то их тексты студентам рекомендуется найти самостоятельно либо в компьютерных юридических базах данных («КонсультантПлюс», «Гарант»), либо в сборниках нормативных актов по трудовому законодательству, в Собрании законодательства Российской Федерации (СЗ РФ); в Российской газете, Парламентской газете, и др.

По всем разделам курса «Российское трудовое право» рекомендуется изучить Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, иные нормативные акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними (производные от них) отношения, а в случае необходимости – международно-правовые акты.

Руководящие акты судебной практики также включены в компьютерные базы данных, а официально они публикуются в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации в разделе по гражданским делам.

При подготовке к занятиям следует использовать учебники и учебные пособия для студентов юридических вузов, изданные в последнее время. Кафедра трудового права юридического факультета МГУ рекомендует учебник для вузов «Трудовое право России» под ред. проф. А.М. Куренного (М.: Изд. дом «Правоведение», 2008). Студенты могут пользоваться и другими учебниками и учебными пособиями по рекомендации преподавателя и по своему выбору, но более позднего издания. Следует учитывать, что со временем учебный материал устаревает в связи с происходящими изменениями в трудовом законодательстве и новыми тенденциями в развитии науки трудового права.

В последние годы изданы следующие учебники для вузов:

Трудовое право России / Под ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова. – М., 2009; Трудовое право России / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. – М., 2007; Трудовое право России / Под ред. О.В. Смирнова и И.О. Снигиревой. – М., 2009; Трудовое право России / Под ред. С.Ю. Головиной, М.В. Молодцова. – М., 2008; Трудовое право России / Под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой. – М., 2008; Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: В 2 т. – Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть: Т. 2. Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право. – М.: Статут, 2009; Миронов . В.И. Трудовое право. – СПб.: Питер, 2009; Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. – М., Юрист. 2003.

Дополнительная информация может быть получена также в комментариях к законодательству о труде, опубликованных как в Москве, так и в других городах России. Эти издания, как правило, не упоминаются в списках литературных источников по каждой теме курса, за исключением тех книг, которые тематически специализированы по отдельным разделам курса. Например, можно использовать дополнительно к учебникам и учебным пособиям: Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. Ю.П. Орловский. – М., 2009; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / О.В. Смирнов, М.О. Буянова, И.А. Костян, В.Г. Малов. – М., 2006; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М., 2007; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. Гейхман В.Л., Сидоренко Е.Н. – М., 2009; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. Гладков Н.Г., Снигирева И.О. – М., 2006; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. К.Н. Гусова. – М., 2009; Комментарий официальных органов к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. А.Л. Сафонов. – М., 2006.

Если студентам потребуется более обширная информационная база (для подготовки курсовых и дипломных работ, рефератов, докладов), они могут воспользоваться уникальными изданиями, подготовленными профессором А.К. Безиной: Трудовое право. Указатель литературы. 1917-1969. – Казань, 1971; Трудовое право. Указатель литературы. 1970-1975. – Казань, 1978; Трудовое право.

Указатель литературы. 1976-1980. – Казань, 1984; Трудовое право. Указатель литературы. 1981-1985. – Казань, 1989; Трудовое право. Библиографический указатель литературы 1986-2006 гг.: В 2 ч. – Казань, 2008.

Кроме того, значительное количество комментариев содержится в правовых базах («КонсультантПлюс», «Гарант»).

Кафедра трудового права Юридического факультета Московского Государственного университета желает вам успеха в изучении юридических дисциплин, включая такую важную в условиях становления рынка труда отрасль, как трудовое право.

Предмет, метод и система российского трудового права

Методические указания

При изучении данной темы, студентам, прежде всего, необходимо разобраться в такой важной экономической и правовой категории, как «труд », уяснить его роль в развитии общества, понять какие общественные отношения в сфере применения труда регулируются нормами права вообще, и трудового права в частности. Кроме того, чрезвычайно важно разобраться в критериях отграничения данной отрасли права от других отраслей российского права. Этими критериями, по общему правилу, являются предмет и метод правового регулирования конкретных общественных отношений.

Является ли труд товаром? Вправе ли государство вмешиваться в процесс реализации своими гражданами их способностей к труду? Какие общественные отношения в сфере труда являются предметом регулирования такой отрасли российского права, как трудовое? На эти вопросы следует найти ответы при изучении данной темы.

Сегодня трудовое право занимает одну из ведущих позиций в любой правовой системе, однако такое положение дел сложилось далеко не сразу и в качестве самостоятельной отрасли трудовое право сформировалось относительно недавно.

Полезно хотя бы кратко рассмотреть этапы формирования российского трудового права, чтобы понять логику его развития.

В России первые законодательные акты, регулирующие трудовые отношения появились в конце XIX в., однако в то время нельзя было говорить о появлении самостоятельной отрасли права. Но уже в начале XX в. имелся достаточно большой по количеству и по объему нормативный материал, регулирующий многие аспекты трудовых отношений. Так, в Своде законов Российской империи в редакции 1913 г. положения нормативных актов, регулирующих вопросы применения труда в промышленности, были объединены в специальный единый акт – Устав о промышленном труде, который стал основным источником фабрично-заводского законодательства России.

Вопросы для практической работы по теме «Трудовое право»

1. Мой друг устроился на работу курьером в местное издательство. Он похвастался, что теперь у него есть трудовая книжка, и был счастлив. Однако, когда мы встретились в следующий раз, мой друг был печален. Оказалось, что он уволился с прежнего места работы, а когда пошел устраиваться на новое место, то обнаружил, что потерял трудовую книжку. Я сказал ему, что знаю, как решить его проблему. Что я сказал другу?

2.За два дня до истечения срока предупреждения об увольнении Панфилов пришел в отдел кадров и попросил считать его заявление недействительным, так как он передумал увольняться. Начальник отдела кадров ответил, что приказ об увольнении уже подписан, поэтому Панфилов через день может забрать трудовую книжку и получить окончательный расчет. Правильны ли действия начальника отдела кадров?

3. Дед Андрея Степан Петрович обожает розыгрыши. Вчера, например, Степан Петрович, собираясь на работу в автохозяйство, попросил внука поискать его трудовую книжку, которую он якобы потерял дома.

В чем заключается розыгрыш?

4. Буфетчица школы Баженова не явилась на работу из-за того, что по дороге на работу она попала в «пробку» на автодороге, где произошла авария. По приезде на место аварии полиции, ее привлекли в качестве понятой. Директор школы уволил Баженову за прогул по той причине, что прежде чем соглашаться давать показания, она должна была тщательно взвесить положительные (помощь полиции в расследовании причин аварии) и отрицательные последствия своих действий (голодными остались дети). Законно ли поступил директор школы? (Незаконно. Быть понятым – это обязанность, а не право)

5.Сантехник школы Радчиков был уволен за то, что он, находясь в нетрезвом виде, учинил в общежитии, где проживал дебош. Законно ли решение директора школы?

(Нет. Он не нарушал трудовой дисциплины )

6. Библиотекарь Шимилова была уволена за систематическое нарушение трудовых обязанностей, которое выражалось в том, что она неправильно вела себя в коллективе (обо всех говорила плохо, сплетничала), а также грубо относилась к читателям, из-за чего директор библиотеки ее неоднократно предупреждал. Законно ли увольнение?

Законно (ее трудовая обязанность читателям не грубить )

7.Ученик 9-го класса Дима Галкин, желая купить себе мопед, устроился с согласия родителей в детский сад дворником. Ранее на этой работе был занят пенсионер, и в его обязанности входила уборка всей территории детского сада. Мать Димы потребовала, чтобы для Димы объем работы был уменьшен ровно наполовину, поскольку когласно Трудовому кодексу он не может работать более 4 часов в день, тогда как у пенсионера рабочий день был 8 часов.

Разрешите данную ситуацию

Права мама Димы .

8.Валерий, ученик 10-класса. Решил подработать в летний период. Он устроился почтальоном. Поскольку рабочий день почтальона начинался в 6 часов утра, он попросил начальника почты учесть, что он – несовершеннолетний, и разрешить ему приходить к 9 часам. Начальник почты ему отказала, мотивируя тем, что все граждане, проживающие в зоне обслуживания почты, уже должны получить почту с тем, чтобы до ухода на работу суметь просмотреть ее.

Кто прав в данной ситуации?

Права начальник почты.

9.Водителя трамвая Карпова за мелкое хулиганство, допущенное после рабочего дня на улице города, суд арестовал на 15 суток. После отбытия наказания он пришел на работу и узнал, что его уволили за прогул. Законно ли произведено увольнение?

Да. Причина прогула неуважительная.

10.Разнорабочий предприятия Бардин при установке мебели в кабинете директора разбил зеркало. Возместить причиненный ущерб Бардин отказался, сказав, что разбил его случайно. Начальник объявил Бардину выговор и вычел из его зарплаты стоимость зеркала.

Законно ли наложена материальная ответственность на Бардина?

Законно, если стоимость зеркала не выше месячной зарплаты.

11. Петя Алексеев, ученик 10-го класса, решил поработать

в период летних школьных каникул. С 1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых (на загородную дачу). Заведующая детским садом, справедливо полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала распоряжение ПАлексееву собрать необ­ходимые ему рабочие инструменты и его личные вещи к назначенному сроку. П. Алексеев отказался.

Законно ли отказался П.Алексеев выполнить распоря­жение заведующей детским садом? Законно

12. Торговая палатка, находившаяся поблизости от дома
двух подростков Халилова и Шарова, учащихся ПТУ, спе-
циализировалась на продаже овощей и фруктов. При завозе
в нее арбузов постоянные работники не справлялись с их
выгрузкой. Поэтому Халилова и Шарова привлекали для
работы (с их согласия) по мере возникновения необходимости,
оплачивая их труд сдельно. Кроме того, подросткам поручалась охрана арбузов, находящихся в пристроенном к торговой палатке помещении, ночью. Участковый милиционер
сообщил в инспекцию труда о том, что подростков используют на работах, запрещенных законодательством.

Может ли инспекция труда наложить штраф на за­ведующего торговой палаткой и на каком основании?

(Да может.Он нарушил Трудовой кодекс)

13. Катя Семенова после школы устроилась в почтовое
отделение разносчиком телеграмм. Проработав 3 месяца,
она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск,
поскольку ее мама приобрела две туристические путевки,
и она хотела бы с ней съездить отдохнуть. Начальник поч-
тового отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск
надо еще заработать. Законен ли отказ? Не законен.

14. Длительное время не работавший после окончания
школы, Валерий Тарасов был очень рад, что его приняли
на работу на бензоколонку в качестве заправщика автома-
шин. Но радость его была недолгой: владельцу бензоколон-
ки было указано на нарушение законодательства о труде.

Законно ли увольнение В. Тарасова? Если да, то в чем можно усмотреть нарушение трудового законодатель­ства?

Законно- опасная работа.

15.После окончания школы, поступив на работу в ресто-
ран учеником повара, Костя Албашев, рослый и симпатич-
ный парень, очень скоро обнаружил свое умение ладить с людьми, а также хорошие манеры. Администрация ресторана после двухнедельной стажировки перевела его на работу официантом. Законно ли произведен перевод? Незаконно.

Урок - практикум по теме: "Трудовое право". 11-й класс

учитель Тютина Л.А.

Цель:

    Закрепить знания, полученные по теме “Трудовое право” (понятия, нормативные документы и т.п.).

    Формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях, умение пользоваться документами.

    Формировать коммуникативные навыки общения при работе в группе.

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, выдержки из Трудового Кодекса Российской Федерации, задания (предполагаемые вопросы «клиента», планшеты, сотовые телефоны с выходом в интернет)

Ход занятия

1. Организационный момент.

Урок начинается с повторения понятий по теме. Класс дает определение следующих понятий:

    Коллективный договор. Трудовой договор?

    Рабочее время и время отдыха?

    Оплата труда. Охрана труда?

    Трудовые споры?

    Ответственность по трудовому праву?

Проблема: Зачем мы изучаем трудовое право? (Ответы учащихся, в том числе и чтобы сдать ЕГЭ)

На экран интерактивной доски выводятся вопросы и задания по теме «Трудовое право» из «Открытого банка заданий» для устных ответов учащихся.

1. Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?

1) трудового

2) гражданского

3) административного

4) предпринимательского

2. Предприятия различных форм собственности (государственные, акционерные, индивидуальные частные) объединяет необходимость

1) соблюдать трудовое законодательство

2) выпускать ценные бумаги

3) выплачивать собственникам дивиденды

4) выходить на зарубежные рынки

3. Согласно Трудовому кодексу РФ физическое лицо, которое обладает правом и возможностью работать по трудовому договору, называют

1) тружеником

2) партнёром

3) работодателем

4) работником

4. Верны ли следующие суждения о трудовых правоотношениях?

А. Трудовые правоотношения возникают по решению одной из сторон.

Б. При приёме на любую работу устанавливается испытательный срок не менее трёх месяцев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Укажите ситуацию, в которой администрация предприятия осуществила незаконное увольнение работника.

1) Работник был уволен в связи с реорганизацией предприятия по сокращению штатов.

2) Работник был уволен за систематическое нарушение им правил внутреннего трудового распорядка на предприятии.

3) Работник был уволен в связи с истечением срока трудового договора и решением администрации его не продлевать.

4) Работник, оформивший больничный лист и не вышедший на работу, был уволен по статье за прогул.

6. Верны ли следующие суждения о правах работника?

А.К основным правам работника относят требование соблюдать трудовую дисциплину.

Б.Одно из прав работника получение полной достоверной информации об условиях труда.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста

1) 16 лет

2) 18 лет

3) 21 года

4) 14 лет

8. Ниже приведен перечень характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к юридическим основаниям прекращения трудового договора.

Соглашение сторон, истечение срока, желание работника, спад производства, изменение условий.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

9. В трудовую книжку вносятся

данные о

1) состоянии здоровья

2) семейном положении

3) наградах и поощрениях

4) размере зарплаты

10. Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение. Куда (к кому) он должен обратиться для этого?

1) к нотариусу

2) в прокуратуру

3) в суд

4) к уполномоченному по правам человека

2. Организация работы в группах

Класс делится на три группы (по геометрическим фигурам, лежащим на парте) У каждой группы на столе документы, необходимые для работы, в количестве, достаточном для каждого ученика, лист с вопросами. Доступ к интернету. Учитель предлагает сыграть в деловую игру «Юридическая консультация». сам выступает в роли клиента юридической консультации.

2. Работа в группе.

Каждой группе учителем предлагаются задачи. Учащимся необходимо, пользуясь документами, ответить на вопросы “клиента”, при этом каждый ученик решает только одну задачу.

После этого в группе проходит обсуждение выполненных задач, уточнение решений, делаются дополнения. По итогам работы группа составляет мини-справочник по своей теме, например, “Трудовое право несовершеннолетних”, “Что должна знать женщина о праве на труд”. Время работы 15-20 минут.

3. Представление результатов работы группы.

Каждая группа представляет подготовленный мини-справочник, составленный из ответов на решенные задачи. Остальные группы слушают ответы, задают уточняющие вопросы.

4. Оценивание результатов работы.

В ходе обсуждения в классе выставляется общая оценка группе за работу. Оценивается полнота подготовленного мини-справочника, правильность решения задач. Группа может снизить или повысить оценку тому или иному ученику, с учетом его вклада в общий результат.

Задания:

    I группа – отвечает на вопросы несовершеннолетнего подростка;

    II группа – отвечает на вопросы матери с двумя детьми;

    III группа – отвечает на вопросы пенсионера.

Вопросы предполагаемых клиентов

I группа

Клиент 1. Несовершеннолетний ребенок.

1.С какого возраста гражданин России может начать работу? Каким будет рабочий день несовершеннолетнего?

8.Какова будет оплата труда для несовершеннолетних?1.С какого возраста гражданин России может начать работу? Каким будет рабочий день несовершеннолетнего?

Ответ: Не моложе 15 лет; 16-18 лет - не более 36 часов в неделю, 14-15, 15-16 – не более 24 часов в неделю, но учащиеся 14 лет могут работать только в свободное от учебы время и с согласия родителей.

2.Семнадцатилетний гражданин в апреле поступил на работу и попросил предоставить ему отпуск в один из летних месяцев этого же года. В отделе кадров ему объяснили, что отпуск предоставляется через 11 месяцев с начала работы. Правильно или нет?

Ответ: Нет. Отпуск несовершеннолетним предоставляется и до истечения 11 месяцев работы на данном предприятии. При этом отпуск оплачивается полностью (31 календарный день). Отпуск может быть предоставлен в удобное для работника время.

3.16-летний и 20-ти летний юноши были приняты на работу с испытательным сроком. По истечении 1 месяца обоих уволили как не выдержавших испытательного срока. Правомерны ли действия администрации?

Ответ: Действия администрации неправомочны в отношении несовершеннолетнего – увольнение невозможно без согласия комиссии по делам несовершеннолетних и Государственной инспекции труда.

4.17-летний молодой человек хотел бы работать в ночное время. Допускается ли такой вариант работы несовершеннолетнего?

Ответ: Нет. К работам в ночное время, а также к сверхурочным, к работе в выходные дни, лица моложе 18-ти лет не допускаются.

5.Возможна ли работа несовершеннолетнего по совместительству?

Ответ: Нет. Не разрешается работа по совместительству несовершеннолетних.

6.Какие документы необходимы при поступлении на работу впервые?

Ответ: Паспорт, справка с места жительства, диплом или свидетельство об окончании учебного заведения. Обязателен медицинский осмотр (за счёт средств работодателя).

7.Какие нормы выработки должны быть, если гражданину 17 лет?

Ответ: Нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм, пропорционально существующей для несовершеннолетних сокращенной продолжительности рабочего времени.

8.Какова будет оплата труда для несовершеннолетних?

Ответ: При повременной оплате труда - с учетом сокращенной продолжительности работы; при сдельной – оплачивается по установленным сдельным расценкам; тем, кто обучается и работает в свободное от учебы время – производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

II группа

Клиент 2. Женщина с несовершеннолетним ребенком

1. Могу ли я рассчитывать на неполный рабочий день, если моему ребенку 12 лет?

2. Могу ли я работать на дому?

3. Могу ли я попасть под сокращение на моем предприятии, если я мать одиночка?

4. Могут ли меня уволить без предоставления другой работы?

5. Положена ли мне сокращенная рабочая неделя, если я работаю в г. Братске, приравненному к местности Крайнего Севера?

6. Будет ли засчитываться в общий и непрерывный трудовой стаж отпуск по уходу за ребенком?

7. Мой ребенок – инвалид. Мне предоставили путевку на лечение ребенка в другой город, администрация препятствует расторжению срочного договора и не выдает трудовую книжку. Кто прав?

8. Могу ли я отказаться от командировки?

9. Могу ли я взять неделю оплачиваемого отпуска?

III группа

Клиент 3. Пенсионер

1. Я работающий пенсионер, мне будут платить пенсию?

2. Меня могут сократить на работе, если я пенсионер?

3. Какие выплаты мне положены, при досрочном расторжении договора, в связи с сокращением штатов?

4. Я как педагогический работник имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии? При каком условии?

5. Куда мне необходимо обратиться, если я желаю досрочно выйти на пенсию?

6. Какие документы необходимо предоставить для досрочного назначения трудовой пенсии?

7. Если я имею удостоверение «Ветеран труда», при выходе на пенсию мне положены социальные льготы, если да, то какие?

8. Отличается ли размер пенсии гражданина, досрочно вышедшего на пенсию, от размера пенсии, которую бы он получал, если бы вышел на пенсию по возрасту?

9. Если мне задержали выплату пенсии, куда я могу обратиться с жалобой?

Дополнительная литература для работы на уроке:

    Федеральные законы по вопросам труда.

    Указы Президента Российской Федерации.

    Постановления Правительства Российской Федерации.

    Нормативно – правовые акты (в том числе местного значения).

Предварительно можно предложить учащимся дополнительное задание опережающего характера.

Задание: Проведите собеседование с родителями и выясните, какие вопросы возникают у них относительного пенсионного обеспечения.

Собранные вопросы могут быть использованы на уроке. Для работы с ними можно создать еще одну группу, предполагаемый клиент – пенсионер.

Практикум по теме «Трудовое право»

    Марина Ивановна регулярно опаздывает к началу рабочего дня. Директор предприятия неоднократно предупреждал её о недопустимости подобных действий, однако Марина Ивановна, ссылаясь на автомобильные пробки, продолжает опаздывать. Какие из приведённых в перечне позиций могут быть связаны с правовой оценкой данной ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) дисциплинарный проступок

2) гражданско-правовая ответственность

3) увольнение

4) материальная ответственность

5) административное право

6) трудовое право

2. В стране Z функционирует Центр трудовых прав женщин, который оказывает бесплатные юридические консультации по различным вопросам. В диаграмме ниже представлена статистика обращения женщин за консультацией по вопросам нарушения их трудовых прав в процентах от числа обратившихся.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основании диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля обратившихся по вопросам невыплаты заработной платы примерно равна среди работниц предприятий разных размеров.

2) Проблема препятствования оформлению больничного листа в наименьшей степени затрагивает женщин, работающих на крупных предприятиях.

3) Доля женщин, работающих на средних предприятиях, обратившихся по вопросам увольнения вследствие беременности и по вопросам невыплаты заработной платы примерно равны.

4) По всем вопросам нарушения трудовых прав, чаще всего обращаются женщины, работающие на малых предприятиях.

5) Женщины, работающие на малых предприятиях, в три раза чаще обращались по вопросам принуждения к увольнению, чем женщины работающие на крупных предприятиях.

3. Сергею 44 года, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу. Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Сергея на пять лет. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому контексту описанной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) дискриминация

2) уголовное право

3) потерпевший

4) заявление в отдел полиции

5) иск в суд

6) трудовое право

4. Студент работает над рефератом «Требования к работнику как участнику трудовой деятельности». Какие требования из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти требования указаны).

1) квалификация, соответствующая характеру труда

2) соблюдение законов о труде

3) соблюдение правил внутреннего распорядка

4) обеспечение надлежащих условий труда

5) соответствующий уровень заработной платы

6) обеспечение социальных гарантий

5. Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде.

Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17-летних молодых людей. Это связано с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18-20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21-24-летних. В этих рамках большинство молодёжи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости.

Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков. Именно в возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.

21. Какие четыре группы молодёжи, участвующие в труде, выделили авторы? Используя содержание текста, назовите основную причину, побуждающую каждую группу к трудовой деятельности.

23. Как авторы характеризуют «шок от реальности», переживаемый работниками в возрасте 21-24 лет? Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, назовите три причины такого состояния молодых работников.

24. Существует мнение, что государство и общество должны принимать специальные меры содействия в трудоустройстве подростков и молодёжи. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.



Просмотров