Понятие, предмет и методы правоведения. Понятие правоведения

1. Понятие, предмет и методы правоведения

это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

2. Понятие, признаки и функции государства

Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.

Признаки государства:

1) представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;

2) наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;

3) управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости;

4) объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности;

5) суверенитет;

6) только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности;

7) наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами;

8) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство);

9) наличие системы налогов, податей, займов;

10) наличие государственных символов – герба, флага, гимна.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. К признакам функций государства относятся:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по объектам государственного воздействия – экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.;

2) по сферам деятельности государства – внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение);

3) по продолжительности – временные и постоянные;

4) по степени общности – основные и неосновные. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства:

1) правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная;

2) организационные – организационно-регламенти-рующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая.

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.

Основными причинами возникновения государства являются:

1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей» и разделение труда;

2) появления частной собственности на продукты и орудия труда;

3) классовое расслоение общества.

Форма государства – это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

К элементам формы государства относятся: форма правления, как порядок организации высшей государственной власти, образования ее органов и особенностей ее взаимодействия с населением; форма государственного устройства, т. е. территориальная организация государственной власти и государственно-правовой режим, отражающий систему приемов и способов осуществления власти.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть сосредоточена в руках одного человека (царя, султана, императора, короля и т. д.).

Типичные признаки монархии:

1) монарх наследует власть, осуществляет ее пожизненно и бессрочно;

2) монарх выступает от имени всего народа, тем самым персонифицируя государство;

3) монарх выполняет как функции главы государства, так и законодательную и исполнительную власть, контролирует правосудие и местное самоуправление.

Выделяют абсолютную монархию, когда государственная власть по закону полностью принадлежит одному человеку (Кувейт, Катар, Саудовская Аравия) и конституционную, которая, в свою очередь, разделяется на парламентарную (Англия, Япония) и дуалистическую (Марокко, Иордания).

При парламентарной монархии правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах, указы монарха приобретают юридическую силу только при согласии соответствующего министра. При дуалистической монархии власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Республика – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) признание народа формально-юридическим источником власти.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Турция) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) – совместно президент и парламент.

4. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления и взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

В зависимости от формы государственного устройства различают простые (унитарные) и сложные (федерация, империя) государства.

Унитарное государство – простое единое централизованное государство, части которого являются административно-территориальными единицами, подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета (Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция). Унитарные государства обладают следующими признаками:

1) административные единицы единого государства не обладают политической самостоятельностью;

2) единый государственный аппарат возглавляется общими для всей страны высшими государственными органами;

3) единое гражданство;

4) одноканальная система налогообложения.

По способу контроля центральной власти выделяют централизованные (на места назначаются представители центра) и децентрализованные (избираются органы местного самоуправления) унитарные государства.

Федерация – сложное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом (США, ФРГ, Индия). Федерация обладает такими признаками:

1) это союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

2) в наличии двухуровневая система государственных органов (федеральный и субъектов федерации);

3) двухканальная система налогообложения;

4) при наличии федерального законодательства действует и законодательство субъектов.

Федерации можно классифицировать:

1) по принципу формирования субъектов:

а) административно-территориальные;

б) национально-государственные;

в) смешанные;

2) по юридической основе:

а) договорные;

б) конституционные;

3) по равенству статусов:

а) симметричные;

б) асимметричные.

Также выделяют конфедерацию – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствуют общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Действуют союзные органы, координирующие деятельность конфедерации.

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты и др.).

Империя – это сложное государство с обширной территориальной основой и различной степенью зависимости ее субъектов от высшей государственной власти (Римская, Британская, Российская империи).

5. Механизм государства. Органы государственной власти

Механизм государства – это система государственных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная власть, решаются задачи и выполняются функции государства. Механизм государства состоит из следующих элементов:

1) система государственных органов, обладающих государственно-властными полномочиями (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т. д.);

2) государственные служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это денежное вознаграждение;

3) государственные организации, предприятия и учреждения;

4) организационные и финансовые средства, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.

Орган государственной власти – это звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в связи с этим властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

1) является самостоятельным элементом механизма государства;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и функционирует на основании нормативных правовых документов;

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

5) имеет соответствующую компетенцию – совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга задач и осуществления соответствующих функций;

6) состоит из государственных служащих и подразделений;

7) для осуществления своих целей и задач имеет необходимую материальную базу;

8) обладает определенным правовым статусом;

9) действует на определенной территории;

10) имеет право на издание юридических актов (как правовых, так и правоприменительных).

Государственные органы можно классифицировать:

1) по порядку образования:

а) избираемые непосредственно народом – первичные (Президент РФ, Государственная дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации РФ);

б) избираемые иными государственными органами – производные (Правительство РФ);

2) по форме реализации государственной деятельности:

а) законодательные (представительные – парламент);

б) исполнительно-распорядительные (правительство);

в) судебные;

г) контрольно-надзорные (прокуратура);

3) по срокам полномочий – постоянные и временные;

4) по порядку осуществления компетенции – коллегиальные и единоличные;

5) по объему полномочий – высшие и местные.

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.

Признаки права: волевой характер; общеобязательность; нормативность; право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права.

Принципы права – это основные (исходные) начала, положения, идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые – действующие во всех отраслях права: законности; юридического равенства граждан перед законом и судом; гуманизма; единства прав и обязанностей; федерализма; социальной справедливости.

Межотраслевые – выражающие наиболее существенные черты нескольких отраслей права: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, «закон обратной силы не имеет» и т. д.

Отраслевые – принципы, действующие в рамках только одной отрасли права:

1) в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

2) в уголовном праве – презумпция невиновности;

3) в трудовом праве – принцип свободы труда;

4) в земельном праве – принцип целевого характера использования земли;

5) в административном праве – принцип субординации (соподчиненности) и т. п.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:

1) понятия тождественны;

2) понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Под источником права понимают:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества);

2) источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины);

3) источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

1) нормативный акт – правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений;

2) правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;

3) юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел; распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. д.;

4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор РФ 1992 г.).

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства.

Государство, в свою очередь, устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы, органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции. Посредством права государство выражает свои веления в качестве общеобязательных. Причины возникновения права схожи с причинами возникновения государства. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Затем они складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. Право изначально выражало интересы экономически господствующих классов. Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения, и соответственно несло разные наказания за совершенные нарушения.

Постепенно правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения.

Формальная определенность права – его важнейший признак, без которого права быть не может в принципе.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1) перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчеством государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, – нормативных актов (законов, указов, постановлений и т. п.); 3) создание судебного права, которое состоит из конкретных решений, принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел. На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникло под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. п.). В Европе же, кроме обычаев, все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).

В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права:

1) тоталитарная (государство выше права и им не связано);

2) либеральная (право выше государства);

3) прагматическая (государство создает право, но связано им).

Первая модель для России не подходит, вторая – выражает скорее желаемое, третья (также по своей сути либеральная) – ближе к нынешним реальностям.

Введение
Юридическая наука - одна из старейших общественных наук. Исторически ее возникновение связано с появлением и развитием права. Уже в древнегреческой философии были поставлены важнейшие теоретические проблемы юридической науки, а римскими юристами выработаны правовые понятия и конструкции, сохранившие свое значение и в современную эпоху. Проблемы права играют важнейшую роль в современном демократическом обществе и правовом государстве, что способствует тому, что юридическая наука занимает одно из ведущих мест среди общественных наук.
Государство и право в той или иной мере изучаются и другими общественными науками. Философия изучает сущность, социальное назначение государства и права, их взаимосвязи с другими общественными явлениями. Социология изучает государство и право как важнейшие социальные институты, наравне с множеством других социальных явлений. Политология исследует государство и право как средства осуществления политической деятельности и как её цель. Но только для правоведения государство и право являются основным объектом. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Юридические науки изучают и другие социальные явления, такие как экономика, политика, культура, религия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом. Правоведение – отрасль знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретически- прикладное освоение государственно- правовой действительности.

1. Понятие и сущность правоведения
Правоведение - это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политической системы общества в целом.
Правоведение- наука, предметом изучения которой является право. Право неразрывным образом связано с государством, это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Оно представляет собой единую целостную систему. Право является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Кроме установления норм права, государство обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушения, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.
Право - одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе. Главное отличие права от других нормативных систем (норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов) состоит в его тесной связи с государством. Право не только обеспечивается и поддерживается государством, но, в свою очередь, поддерживает и обеспечивает его. Право выражает ценностные ориентации для государственной политики; непосредственно регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений. Для концепции правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права, пока они не изменены в установленном порядке.
Право - исторически обусловленное социальное явление. Его обособление от иных нормативных систем, регулирующих общественную жизнь, связано с качественным усложнением производства, политической жизни общества в классовую эпоху, с обособлением личности как участника общественных отношений, с резюмирующим эти тенденции формированием государства, для которого необходим механизм общеобязательного социального регулирования.
Право не только исторически обусловленная, но и динамическая система. Смена социально-экономических формаций, изменение социальной структуры общества, идеологии и психологии составляющих его классов, политическая борьба - все это обусловило качественные изменения содержания права и его норм.
Регулирующая роль права дифференцируется и конкретизируется применительно к основным сторонам общественной жизни, служит ориентиром для политики. Право регулирует отношения собственности, труда, определяет структуру, задачи и порядок функционирования государственного механизма, отношения между органами государства и личностью. Право устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления, определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов.
Таким образом, система права строится по предмету регулирования, группам общественных отношений. Вместе с тем используется и комплексный подход, когда к регулированию определенной группы общественных отношений привлекаются нормы и институты нескольких отраслей права в определенной координации и субординации.
Правовая норма (норма права) - это общее правило поведения, установленное государством, регулирующим посредством его общественные отношения. Нормы права имеют определенную структуру и подразделяются на виды. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе указывается на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется. Диспозиция - это само правило поведения, в котором определяются права и обязанности лиц. Санкция говорит о мерах государственного принуждения, которые применяются к правонарушителям. Далеко не все нормы права имеют полную структуру, конституционные положения, например, не имеют санкции.
По видам нормы права подразделяются на управомачивающие (предоставляют гражданам возможность действовать соответствующим образом), обязывающие (требуют от них должного поведения) и запрещающие (устанавливают запреты на совершение определенных действий).
Право образует целостную систему, которая состоит из отраслей права и институтов права. Отрасль права - это обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью социальных отношений, которые они регулируют. У каждой отрасли права есть свой предмет регулирования, свой вид общественных отношений, имеющих очевидную специфику. Основными отраслями права являются конституционное (государственное), гражданское, трудовое, семейное, административное, финансовое, уголовное, международное, гражданское, процессуальное, уголовно-процессуальное и др.
Институты права - это обособленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, но более мелкие, чем отрасли. Они входят в соответствующие отрасли права. Таковы, например, институт гражданства или институт прав человека, входящие в отрасль конституционного права.
Таким образом, признаками права являются:
1) нормативный характер (наличие определенных норм, правил поведения);
2) обязательность исполнения норм права всеми участниками общественной жизни;
3) утверждение и гарантированность норм права государством;
4) многократность применения.
Функции права:
является регулятором общественных отношений;
активно воздействует на общество и государство путем установления общеобязательных правил поведения;
закрепляет сложившиеся в обществе экономические, общественные и другие отношения, а также существующий государственный и общественный строй, т.е. оно устанавливает определенный порядок в обществе и государстве.
Право реализуется в определенных формах: нормативных актах, прецедентах, правовых обычаях и правовых договорах. Это - источники права.
Нормативные акты делятся на законы (конституционные и обычные) и подзаконные акты (указы. постановления, инструкции и т.д.). Юридические прецеденты (образцы поведения, действий в определенных ситуациях) бывают судебными и административными. Обычаи представляют собой сложившиеся в обществе правила поведения, которые государство берет под свою защиту, придает им силу правовых норм. Договоры порождают правовые отношения (обязательства), которые исчезают после выполнения условий договора.
Структура науки – понятие, отражающее содержание и взаимосвязь основных блоков в разделах знания, входящего в состав данной науки. Структура правоведения выражается в единстве дифференциации патриархальных юридических наук, решающие различные задачи в составе правоведения как единого комплекса знаний (задача исследования государства и права вообще и в целом).
Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки:
1) Историко-теоретические правовые науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.), которые исследуют свойства государственно-правовых явлений в целом как относительно самостоятельной сферы общественной жизни;
2) отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право), которые исследуют отдельные государственные институты и области правового регулирования общественных отношений;
3) Науки, изучающие систему, полномочия, принципы деятельности государственных органов (судоустройство, прокурорский надзор и др.).
4) Науки, изучающие международное право (науки международное публичное право, международное частное право и др.).
5) Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, юридическая статистика и другие), которые исследуют применение в отдельных областях юридической деятельности специальных знаний и навыков.
Это весьма специфические юридические науки. Они наполнены, в основном, специальными неюридическими знаниями, которые используются для решения юридических вопросов.

2. Задачи правоведения
Первая задача правоведения состоит в познании правовых явлений, т.е. в установлении фактов, имеющих свойства норм права. Конечно, многие из норм этого рода усваиваются путем жизненного опыта, подобно тому, как усваиваются и другие факты окружающей обстановки: горы, реки, растения, животные и т.п. В начальный период господства обычного права это даже единственный способ познания. Но недостаточность такого знания обнаруживается весьма скоро – вместе с многочисленностью, сложностью и законодательною формою норм права. Помощь науки становится неизбежной. Научное установление правовых явлений отличается от житейского опыта двумя основными чертами: полнотою и систематичностью. Наука не только собирает весь материал, но она классифицирует его, придавая ему форму, в которой нормы права легко обозреваются и познаются не только единично, но и во взаимной их связи. В этом отношении правоведение выступает как всякая классифицирующая описательная наука, напр., вроде зоологии, изображающей рыб Черного моря, или ботаники, дающей картину сибирской флоры. Правоведение, работая догматическим методом, дает историческое правовое развитие какого-нибудь народа в разрезе данного момента. Его цель – представить, что есть право в данную историческую минуту. Догматика относится к истории права, как статистика к культурно-хозяйственной истории. Поэтому юрист должен тщательно отделить нормы права от норм иного рода, действующих одновременно, от норм, которые перестали быть правом, хотя бы накануне, от норм, которые еще не стали правом, хотя и носятся в общем сознании. Отсюда видно, что догматика есть метод индивидуализирующий.
Эта первая и основная задача правоведения вполне самостоятельна и независима от двух других задач. Напротив, объяснение и оценка норм права предполагают уже систематизированное знание их. Задача установления норм права ставится самою жизнью, диктуется интересами человека, и, как бы свысока не смотрели на нее те, кто в научном знании признают только открытие законов, все же масса научных сил не перестанет работать над этою задачею.
Вторая задача правоведения заключается в объяснении процесса образования права, т.е. отдельных норм, правовых институтов как групп норм, наконец, правового порядка как совокупности норм права. Побуждением к отысканию такого объяснения служит не только научная пытливость, не довольствующаяся констатированием факта, но также стремление раскрыть те силы, которые способны были вызвать данные правовые явления, так как, при некотором постоянстве их действия, возникает основание предполагать, что одинаковые или сходные причины будут порождать одинаковые или сходные последствия. Здесь уже открывается возможность предвидения. Объяснение образованию права можно найти или в условиях всего предшествовавшего развитию данного права или в общих условиях правового развития вне конкретной обстановки, в которой протекало данное историческое развитие. В первом случае пользуются историческим методом, во втором – социологическим. В совокупности нравственных, политических, экономических, религиозных, культурных условий прошлого данного народа следует искать причины, почему явились такие-то нормы государственного, уголовного или гражданского права. Если у других народов мы наблюдаем иные правовые явления, то, очевидно, причина тому кроется в различии предшествующих данных. С другой стороны, исследуемые правовые явления встречались, может быть, ранее у других народов или даже наблюдаются сейчас, и сопоставление различных конкретных обстановок, в которых получились одинаковые явления, способно привести к открытию той общей социальной причины, которая дает подобный результат.
Эта вторая задача находится в тесной связи с первою. Объяснить существующее можно, только предварительно познав его, а знание существующего права предполагает научную его обработку, т.е. установление, обобщение и систематизацию материала. Связь обеих задач обнаруживается не только в том, что достижение второй задачи невозможно помимо первой, но и в том, что выяснение причин образования права способствует познанию его. Но и на этом научное правоведение не останавливается. Если даже при наблюдении явлений внешнего мира у человека прорывается наклонность оценивать их целесообразность, то тем более понятно такое стремление, когда речь идет о социальных явлениях, в которых человеческая воля, человеческие интересы играют такую выдающуюся роль. Самое отчетливое знание правового порядка и самое глубокое понимание причин его образования оставляют все же неудовлетворенной творческую потребность человека. Не случайное, а научное знание действующего права, знание сил, вызывающих правовое явление, и действия норм права дают почву для научной критики того, что сложилось в результате борьбы человеческих интересов вопреки целесообразности, и к систематической выработке правовых средств передвижения права по пути к ясно сознанной и общественно оцененной цели. Здесь наука, по своей задаче и методу, переходит от существующего к долженствующему.
3. Методология права
Методология права представляет собой систему особых приемов, принципов и способов становления и развития государственно-правовых явлений.
Основные принципы методологии права:
1. Принцип всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями.
2. Принцип историзма означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиции их прошлого и предполагаемого будущего.
3. Принцип комплексности в изучении государства и права, который заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиции других общественных наук- философии, социологии, политологии.

Список литературы
1. Электронный словарь «Слововед»
2. Правоведение: Учебник/З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилова, В.И. Гуреев и др.; /Под ред. З.Г. Крыловой. М.: ВСШК. 2003.
3. Теория государства и права: Юнита 2 – НОУ «Современный Гуманитарный Институт», 2000.
4. Климченко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Учебное пособие. – М.: Зерцало, 2000.
5. Нерсесянц В.С. Философия права. М.: Инфра М Норма. 1996.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Правоведение - ϶ᴛᴏ общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Предметом любой науки будет конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под кᴏᴛᴏᴩым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Отметим, что каждая из данных наук имеет в объекте ϲʙᴏй предмет и ϲʙᴏю проблематику, т. е. предмет науки – ϶ᴛᴏ то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения будут:

  1. право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;
  2. государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;
  3. соотношение и взаимосвязь между государством и правом;
  4. система правовых терминов, кᴏᴛᴏᴩые ϲʙᴏйственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью кᴏᴛᴏᴩых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в ϶ᴛᴏм отношении будет использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – ϶ᴛᴏ рассмотрение изучаемого объекта как некᴏᴛᴏᴩой целостности, кᴏᴛᴏᴩая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система)

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Вот к примеру, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя ϶ᴛᴏт метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

Правоведение (или юридическая наука, юриспруденция) представ­ляет собой систему общественных наук, изучающих явления госу­дарственно-правовой действительности.

Предметом правоведения являются общественные отношения, уре­гулированные с помощью права.

Система юридических наук (правоведения) включает в себя сле­дующие блоки юридических дисциплин (рис. 1.1).

Историко-теоретические юридические науки, изучающие наи­более общие закономерности, процесс развития и познания госу­дарственно-правовых явлений. К их числу относятся: теория государства и права, история (отечественного и зарубежного) государства и права, история политических и правовых учений. Важнейшее место среди историко-теоретических юридических дисциплин занимает теория государства и права - система на­учных знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и раз­витии государственно-правовых явлений. С курса теории госу­дарства и права всегда начинается изучение правоведения.

Отраслевые юридические науки - это основной по объему блок юридических дисциплин, которые исследуют конкретные юри­дические учреждения и предписания, а также соответствующую им юридическую практику. К числу отраслевых юридических наук относятся конституционное, гражданское, семейное, трудо­вое, административное, финансовое, экологическое, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, уголовно­исполнительное право и др. Важнейшее место в блоке отраслевых юридических дисциплин занимает конституционное право.

Введение в правоведение: понятие, предмет и система дисциплины

Рис. 1.1. Система юридических наук (правоведения)

Межотраслевые юридические науки тесно связаны с несколькими отраслями права, но имеют при этом свой собственный предмет изучения. К числу таких наук относятся муниципальное право, право социального обеспечения, криминология, организация правосудия, прокурорский надзор, правоохранительные органы, оперативно-розыскная деятельность и др.

Науки, изучающие зарубежное государство и право (римское пра­во, конституционное право зарубежных стран, отраслевое право зарубежных стран).

Прикладные (специальные) юридические науки - это науки, ис­пользующие достижения естественных и технических наук (фи­зики, химии, механики и пр.) для решения специальных юридиче­ских вопросов: криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология, правовая статистика, пра­вовая информатика и др.

Международное право - система юридических дисциплин, которые изучают правовые установления, складывающиеся на основе меж­государственных соглашений. В составе международного права традиционно выделяют международное публичное право, регули­рующее взаимоотношения между государствами и международны­ми организациями, и международное частное право, регулирующее частноправовые отношения, лежащие в праве разных государств.

Тема: Понятие правоведения

    Предмет правоведения.

    Методология правоведения.

    Функции правоведения.

    Общая характеристика правоведения.

Правоведение относится к числу общественных наук, которая представляет собой совокупность знаний о процессах и закономерностях права, правового сознания, юридических отношений.

Правоведение изучает процесс возникновения права как социального явления, ищет ответы на вопросы о том, когда право возникло, какие причины вызвали его появление, какие стадии право прошло в своем развитии и почему, под влиянием каких социальных процессов происходило его развитие. Правоведение уделяет внимание полному и всестороннему анализу современного состояния права в странах с различным общественно-политическим строем, стремится предсказать пути дальнейшего совершенствования, развития государственно-правовых явлений.

Правоведение характеризуется следующими чертами :

    научные знания о праве существует в системе, в комплексе. Они последовательно и всесторонне раскрывают все связи, стороны, отношения, свойства правовых явлений;

    задачи научного познания в сфере права сводятся к выявлению закономерностей процессов государственно-правовых явлений, движущих сил их изменения и развития. Такой уровень знаний существует в форме понятий, категорий, юридических принципов и научных закономерностей;

    правоведение представляет собой систему достоверного, объективного знания о праве. В нем отсутствуют какие-либо домыслы, мифы. Знание основывается на существующих или ранее существовавших в обществе правовых явлений, обосновывается теориями о праве и проверяется общественно-исторической практикой.

Воплощаясь в действующем законодательстве, в деятельности государственных органов, научных знаний о праве подтверждаются или опровергаются практикой, и лишь положения, выдержавшие проверку практикой, становятся неотъемлемой частью правовой науки, используются для решения научных и практических задач.

Таким образом, правовая наука – это система полных и всесторонних знаний о праве, в основе которой лежит совокупность понятий, категорий и научных законов, отражающих закономерности возникновения, развития и функционирования данного явления.

Правоведение относится к числу древнейших наук. Первые системные знания о праве были изложены в работах мыслителей Древней Греции – Платона (427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Наиболее интенсивно юридическая наука начинает развиваться в 17 в. в эпоху разложения феодализма начала буржуазных политических революций, в связи с потребностью буржуазии и в разработке принципов борьбы с феодальными порядками и феодальным государством и правом.

Значительный этап в истории правовой науки связан с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, разработавших учение о праве с материалистических, классовых позиций.

Современное правоведение является весьма сложным комплексом юридических наук , подразделяется на 4 группы :

1- Общетеоретические и исторические науки – теория права, история государства и права – науки, исследующие общие и специфические закономерности, причины возникновения права, этапы его развития, характеризующие право в современный период и пути его дальнейшего развития. В эту группу входит также история политических и правовых учений, раскрывающая закономерности развития права, формирования научных представлений о праве на различных этапах истории человеческого общества.

2- Отраслевые юридические науки – раскрывают закономерности развития какой-либо отдельной отрасли права (государственного, гражданского, уголовного, административного и других). Это наиболее многочисленная группа юридических наук.

3- Науки, изучающие международное право – международное публичное и международное частное право.

4- Комплексные юридические науки – используют положения, выводы неюридических наук для решения правовых проблем. Это криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия.

    Предмет правоведения.

Каждая наука исследует определенную совокупность объективных закономерностей или, иначе говоря, имеет свой предмет.

Правоведение включает в себя :

1 - сущность и закономерности права, основные компоненты права – правосознание, правоотношения, юридическая ответственность и другие,

2 - закономерные связи права с государством, политикой, экономикой,

3 - закономерности познания права.

В сфере общей теории права раскрываются:

Сущность права

Понятие правосознания

Правоотношения

Система права

Правонарушения и юридическая ответственность

Правотворчество

Правореализация и др.

3. Методология правоведения.

Метод представляет собой совокупность правил, требований, которые обеспечивают достижение поставленной цели.

Метод правоведения – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях правовых явлений.

Методологический арсенал правоведения сложен и включает в себя разные по степени общности и познавательным задачам приемы:

      всеобщий философский метод . Всеобщность выражает в том, что он используется во всех конкретных науках, на всех стадиях познания; Содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания (объективность, всесторонность познания, исторический подход).

      общие методы – анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному. Они используются во всех конкретных науках, однако сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач;

      специальные методы – статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых явлений;

      частные методы правовой науки. К их числу относят методы толкования права, сравнительно-правовые методы, социально-психологические, сравнительно-правовые и другие.

4. Функции правоведения.

Правоведение как совокупность наиболее общих знаний о праве, закономерностях его возникновения и развития имеет важное познавательное и практическое значение, которое наиболее полно раскрывается в ее 5 функциях:

1- Теоретическая функция выражается в ее способности описывать и объяснят существующую юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы, а также предсказывать будущее развитие права, юридической науки и практики.

2- Методологическая функция оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета правоведения. Представители конкретных юридических наук используют в своих исследованиях положения правоведения.

3- Идеологическая функция связана с формированием совокупности взглядов и идей, относительно действующих в обществе порядков, законодательства, а также путей дальнейшего совершенствования, изменения правовой системы, юридических учреждений и правоохранительных органов. Общество вырабатывает и формирует идеи, предложения о том, каким образом можно и нужно усовершенствовать действующее законодательство либо улучшить деятельность юридических учреждений. Предлагаются меры по укреплению законности и правопорядка в стране, по закреплению в действующем законодательстве прав и свобод личности, признанных нормами международного права и др. При этом одни и те же положения и выводы, проходя через оценки и интересы разных социальных групп, могут порождать различные, порой диаметрально противоположные взгляды и идеи.

4- Воспитательная функция реализуется в том, что правоведение знакомит студентов с исходными понятиями правовой науки, обучает их приемам юридической техники, толкования права, основам использования научных методов в познании права. Правоведение способствует повышению уровня правовой культуры населения.

5- Практически-организационная функция реализуется в том, что обобщается передовой законотворческий опыт, развиваются методы толкования права, обеспечивается правильное и всестороннее уяснение содержания норм права, выявляются социальные и правовые явления, препятствующие реализации норм права; вносятся предложения по систематизации законодательства с учетом потребностей юридической практики.

Таким образом, все функции правоведения обеспечивают его превращение в теоретическую и методологическую базу для решения актуальных правовых задач в сфере науки и практики.



Просмотров