Совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и применения труда. Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений

Право Право - это совокупность юридических норм, регулирующие общественные отношения, охраняемые и поддерживаемые государством Признаки права: 1. Нормативность – есть результат закрепления устойчивых, повторяющихся социально-полезных отношений людей; 2. Общеобязательность для всех членов общества; 3. Многократность применения; 4. Взаимность права с государством – правообразования и охране права; 5. Формальная определённость – юридические нормы обязательно отражаются в письменной форме; 6. Системный характер – право представляет собой определённую целостность; 7. Социальная природа права – право выступает средством социального компромисса в обществе, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мерой социальных свободы индивида.


Функции права Регулятивная. Это регулирование сложившихся общественных отношений; Охранительная. Это защита прав и интересов граждан от любых посягательств; Воспитательная. Это развитие в людях чувства справедливости, правды, добра, гуманности. Закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждения Объективное право – система юридических норм, выраженных в соответствующих актах государства (конституциях, законах), не зависящих от каждого отдельного индивида. Субъективное право – это право, принадлежащие конкретному субъекту (человек или организация) и определяющее его возможное поведение в границах объективного права. Иначе говоря, субъективное право выступает как форма реализации объективного права.


Норма права установленные или санкционированные государством правило поведения, общеобязательных в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права. Виды правовых норм: Императивные - строго обязательные; Диспозитивные - менее обязательные. Структура нормы: -гипотеза – описание условия нормы, (если…) кто и когда их должен исполнять; при наступлении каких условий; -диспозиция – описание правила поведения, (то…) в чём должно состоять это исполнение; -санкция – мера ответственности за нарушение правила поведения, (иначе…) каковы последствия неисполнения. Нормы права Граждане РФ достигшие 18 лет… имеют право избирать… лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к ответственности.


Источник права Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Правовой обычай исторически сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права. Судебный прецедент решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права. Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешенному в рамках аналогичного судопроизводства. Нормативный правовой акт официальный документ, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Нормативный договор - это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права и регулирующее их взаимоотношения.


Отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений Отрасль права Основные отрасли права: -Конституционное право (институт избирательного права); -Административное право (институт правонарушения ПДД); -Гражданское право (институт интеллектуальной собственности); -Семейное право (институт брака); -Трудовое право (институт охраны труда); -Финансовое право; -Уголовное право (институт наказаний); -Международное право; -Гражданско-процессуальное право; -Уголовно-процессуальное право и др. Институт права - это обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль права. В отличие от отраслей права институт права объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Отрасль Институт


Конституционное право Ядром конституционного права является Конституция. Источник права. Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 г.. Метод. В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношения, имеют обязывающий, предписывающий или запрещающий характер. Нормы-дозора также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности. Основа конституционного строя Права и свобода гражданина Законодательное устройство Исполнительное устройство Судоустройство Местное самоуправление


Административное право Административное право отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований. Источник. Кодекс об Административных правонарушениях (КоАП). Метод. Метод административного права это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения. Считается, что в административном праве используются три юридических возможности: предписание, запрет, дозволение. Правонарушение посягающие на здоровье Охрана окружающей среды и собственности Нарушение ПДД Правонарушение в области экономики Государственная власть Общественный порядок


Гражданское право Гражданское право отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения участников гражданского оборота: граждан между собой, граждан и организаций между собой. Метод. Гражданское право регулирует общественные отношения на основе диспозитивности, равенства и взаимной оценки участников гражданского оборота, неприкосновенности собственности, свободы договора и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Диспозитивности означает, что правовые нормы регулируют гражданские отношения лишь в случае, если иное не установлено соглашением (договоров) сторон, участвующих в конкретном правоотношении. Источник. Гражданские кодексы и Федеральные законы; Собственность Сделки, договоры, аренда, купля- продажа, дарение, Наследство Интеллектуальная собственность Нематериальные блага Материальные блага


Трудовое право Трудовое право самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения. Метод. Свобода труда; Запрещение принудительного труда и дискриминация в сфере труда; Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда; Равенство прав и возможностей работников; Обеспечение права каждого работника на своевременную и полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Источник. -Трудовой кодекс, указы президента и правительства РФ; Трудовой договор Рабочее время и время отдыха Охрана труда и защита трудовых прав и свобод Дисциплина труда и материальная ответственность


Семейное право Семейное право отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. Важно отметить, что вопрос о самостоятельности семейного права как отрасли является дискуссионным в науке гражданского права. Во многих странах такой отрасли как семейное право вообще не существует, а методом правового регулирования семейного права выступает гражданско-правовой метод. Источник. Семейных кодекс РФ и ФЗ «О правах и обязанностях супругов». Метод. Семейно-правовой метод является императивно- дозволительным: позволительность проявляется в том, что в семейном праве преобладают управомочивающие нормы, наделяющие участников правоотношений определёнными правами, однако содержание этих прав определяется императивно, то есть однозначно. Основа брака Права и обязанности родителей и детей Опека и попечительство над детьми Алиментные обязательства


Уголовное право: Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяниях, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственностью либо освобождение от уголовной ответственности и наказания. Источник. Уголовный кодекс, в странах англо-американской правовой семьи используется также такой источник права, как судебный прецедент Преступление НаказаниеОсвобождение от уголовной ответственности Уголовная ответственность несовершеннолетних Принудительные меры медицинского характера


Процессуальное право Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Гражданское процессуальное право отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественных отношений, возникающие между судом и иными участниками судебного производства в ходе осуществления правосудия по гражданским делам, а также исполнения судебных постановлений. Уголовно-процессуальное право система выраженных в законе РФ норм, регулирующих деятельность по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел в судах общей юрисдикции, прокуратуре. Источник: Конституция РФ, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, законы «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах в Российской Федерации» и т. д. Источник: Уголовный процессуальный кодекс


Публичное и частное право Публичное право - это совокупность отраслей права, которые регулируют отношения в интересах всего общества и государства. К ним относятся конституционное право, уголовное право, административное право и др. Частное право - это совокупность отраслей, которые регулируют отношения отдельных личностей. К ним относятся гражданское право, семейное право и др. Деление на публичное и частное право принадлежит древнеримскому юристу Ульпиану, теперь это присуще континентальным странам (в том числе и Россия)


Правовые отношения Правоотношение это охраняемая государством связь между людьми, характеризующаяся наличием у них корреспондирующих прав и обязанностей. Структура правоотношений: Субъекты: Объекты: Юридическое содержание правоотношения: -Субъективное право - это возможность определенного поведения; -Юридическая обязанность - соответствующая обязанность определенного поведения. Физические лица Юридические лица Материальные Нематериальные


В составе правосубъективности принято выделять правоспособность, дееспособность и деликтоспособность: Правоспособность представляет собой способность субъекта иметь права и нести юридические обязанности. Дееспособность – это установленная законом способность субъекта непосредственно своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для них обязанности и исполнять их (ст. 60 Конституции РФ гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет). Деликтоспособность – это предусмотренная законом способность субъекта лично нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (с 16 лет, а за особо тяжкие с 14 лет). Юридические факты – это жизненные обстоятельства, в правовом регулировании выражается в том, что они соединяют правовые нормы с реальными общественными отношениями. Юридические события (не зависят от воли людей); Юридические действия (волевые акты человеческого поведения); -правомерные (юр. акты, юр. поступки); -неправомерные (преступления и проступки).


Правонарушение Правонарушение действие или бездействие, противоречащее требованиям правовых норм и совершенное деликтоспособным лицом. Преступление - это предусмотренное уголовным правом общественно опасное действие, приносящее вред отдельной личности или организации, учреждению, предприятию, присмотрено в уголовном праве. Проступок – общественно вредное действие, но в отличии от преступления, он не считается общественно опасным. Административные проступки посягают на широкий круг общественных отношений с сфере гос. управления (дебоши в общественных местах); Гражданское правонарушение посягают на имущественные и личные неимущественные отношения (незаконные сделки); Дисциплинарные проступки посягают на юридически обязательный порядок деятельности определённых коллективов (опоздание на работу).


Юридическая ответственность Юридическая ответственность это применение санкции правоохранительной нормы компетентными, как правило, государственными органами к правонарушителю. Признаки: 1. Применяется только государством; 2. Связана с определёнными лишениями; 3. Наступает только за совершенное правонарушение, необходимая оборона не считается правонарушением; 4. Осуществляется строго соответствии с законом. Уголовная ответственность применяется за совершение преступлений (лишение свободы, смертная казнь); Административная ответственность, применяется к лицам, виновных в совершении административных проступков (штраф, арест 15 суток); Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение обязательств, вытекающих из договора, а также за причинение имущественного ущерба; Дисциплинарная ответственность применяется за совершение дисциплинарного проступка (выговор, замечание, увольнение).


Конституция РФ Конституция – это договор между властью и народом, в котором народ стремиться зафиксировать свои права и свободы, а власть утверждает такую форму правления, при которой должна быть реализована справедливость, защита прав и свобод граждан. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием принята Конституция РФ первая демократическая Конституция в истории России. Роль Конституции: -закрепить и гарантировать фундаментальные права человека; -упорядочить государственную власть; -утвердить правосудие; -регулировать образование исполнительных государственных органов власти; -установить избирательную систему. Конституция РФ состоит из 9 глав: ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ Конституция

Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй - правовые институты и подотрасли права, а третий (высший) - отрасли права.

Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регули рующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений. В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Методом правового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права:

а) конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, национально-государственное устройство страны и т. д.;

б) административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;

в) гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;

г) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений;

д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п.;

е) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;

ж) уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены;

з) земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.

Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др.

Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права. Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:

а) гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансо-вых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;

б) уголовно-процессуальное право - совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права. Институт права - это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. В отличие от отрасли права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Например, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной платы и др.

Подотрасль права - это совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права (например, обязательственное право в гражданском праве).

Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе - между частными лицами на основе их взаимных обязательств. К публичному праву относят государственное, административное, финансовое, уголовное право и отрасли процессуального права, к частному праву - гражданское, трудовое, семейное. В идеале частное и публичное право должны совпасть, так как право, охраняя интересы всего общества, учитывает и интересы составляющих его индивидов.

Начальный элемент всего правового здания составляют нормы права. Нормы права - это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально-определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, Устанавливая границы возможного, дозволенного по-ведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.

Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько подобных классификаций правовых норм.

1. По предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений) нормы делятся на конституционно-правовые гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. п.

2. По юридической силе все правовые нормы можно разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от места, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов.

3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомочи-вающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий).

4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций).

5. По кругу субъектов нормы делятся на общие (распространяют свое действие на всю группу субъектов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).

6. По пределам действия норм в пространстве юридические нормы делят на нормы общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму) и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной самим нормативно-правовым актом).

7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов правоотношений) и диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей).

8. По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм).

9. По реализуемым функциям права нормы делятся на регулятивные (устанавливают субъективные права и возлагают на субъектов права юридические обязанности) и охранительные (определяют меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям права, а также условия реализации этих норм).

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой. В классическом виде норма права включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Диспозиция - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой, фактических обстоятельств. Санкция - это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы. Санкция свидетельствует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Структуру нормы права можно выразить логической формулой: «Если (гипотеза) …, то (диспозиция) …, иначе (санкция) …».


| |

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

  • выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
  • предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
  • показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Рис. 1. Структура системы права

Элементы системы права

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементы системы права

(определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

— совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

— совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.

Строение системы права

Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих общественных отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, обладающая органическим единством и целостностью.

Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

Первичными структурными элементами системы права являются нормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Следует отметить, что в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право являются подотраслями гражданского права, избирательное право является подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).

Характеризуя частное и публичное право , следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли.

Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуации (в различных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.

Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как «система законодательства», под которой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.

Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.

Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).

Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.

Право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, выступает необходимым условием существования любого общества.

Обусловленная материальными, социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп, отдельных индивидов, общая воля проявляется в праве.

Эта общая воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений.

Функции права - это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Выделяют регулятивную функцию права, как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, а также охранительную функцию права - обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений.

Система права - это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию.

Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.

Норма права - это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения.

Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа - все это правовые институты отрасли гражданского права.

Подотрасль права - это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве в качестве таких институтов можно рассматривать налоговое и бюджетное право, в конституционном праве - избирательное право, в гражданском - предпринимательское, авторское, жилищное право.

Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы-определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. Отрасль права объединяет нормы, регулирующие однородные общественные отношения. Отрасли права подразделяются на публичные и частные.

Публично-правовые отрасли регулируют сферу государственного управления, межгосударственные отношения, местное самоуправление, правосудие, государственно-правовое принуждение.

К сфере частного права относят, прежде всего, коммерческие, имущественные, семейные, трудовые, нематериальные отношения. Частноправовые нормы направлены на защиту интересов отдельных лиц - индивидов и организаций.

Еще по теме 1.1. Понятие права:

  1. Понятие финансового права, его предмет и метод. Соотношение финансового права с другими отраслями российского права
  2. 4. Понятие административного права как отрасли права. Соотношение административного права со смежными отраслями права

Как уже отмечалось, одним из необходимых признаков пра­ва является его системность. В самом общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отноше­ниях и связях между собой и образующих определенную функ­циональную целостность, единство. При системном подходе к изучению явления акцент делается не столько на описании са­мих элементов системы, сколько на анализе их связей, поиске функций каждого элемента во всей системе, ведь именно само­стоятельная функция элемента является основанием для его выделения в системе.

Система права (рис. 2.4) отражает взаимосвязь между дейст­вующими в государстве правовыми нормами, а также разделение н о р м права на относительно самостоятельные г р у п п ы (их специа­ лизацию).

Для того чтобы в полной мере обозреть право как социаль­ное явление, следует исследовать его вглубь (вертикальный срез) и вширь (горизонтальный срез). При этом появляется возможность получить представление как о видах подсистем права, так и об их соотношениях.

А. Вертикальное строение права. В праве выделяют следую­щие элементы:

1) отрасль права - это совокупность правовых норм, регули­рующих какую-либо сферу общественных отношений (отнош- ия землепользования - земельное право, имущественные от­ношения - гражданское право, управленческие отношения - административное право, отношения, связанные с совершени­ем преступлений, - уголовное право и т. п.);

2) подотрасль права - это совокупность правовых норм, ре­гулирующих определенную область общественных отношений.

Многие отрасли права имеют подотрасли. Обычно это отрасли «старые», где накоплен значительный массив правовых норм. Так, в финансовом праве выделяется подотрасль - банковское право. Военно-уголовное право - это подотрасль уголовного права ;

    институт права - это совокупность правовых норм, регу­лирующих какой-либо вид общественных отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так,в уголовное право включаются институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступле­ний против собственности, институт должностных преступле­ний и др. В трудовом праве можно увидеть институты коллек­тивного договора, трудового договора, дисциплины труда, ма­териальной ответственности, охраны труда и др.;

    субинститут права - это совокупность правовых норм, ре­гулирующих разновидность общественных отношений. Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Но можно привести пример, когда таковых несколько.Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его со­ставляют различные виды убийств), против здоровья (здесь со­средоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление);

    норма права - обязательное правило поведения, охраняе­мое силой государственного принуждения, является самым дробным элементом системы права , так как только правовая норма, а не отдельные ее составляющие (гипотеза, диспозиция, санкция), может самостоятельно обеспечить выполнение ос­новной функции права - правовое регулирование обществен­ных отношений.

Таков вертикальный срез права. Каждая подсистема выпол­няет свою самостоятельную по значению функцию. Так, если норма права обеспечивает регулирование отдельного вопроса, отношения, то институт права предполагает комплексное уре­гулирование определенной целостной группы отношений, а от­расль права - целой сферы, отделенной от других сфер. Ком­плексность и логическая взаимоувязанность регулирования на каждом новом уровне - вот признак, качественно отличающий функции подсистемы более высокого уровня от более низкой.

Б. Горизонтальное строение права. Оно позволяет нам уви­деть все отрасли (и подотрасли), составляющие право. Их классификация позволяет выделитьдве части права: материальное и процессуальное.

Материальное право - это совокупность отраслей (и подот­раслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

К отраслям материального права относятся:

конституционное право - закрепляет основы конституцион­ного строя страны , правового положения личности, систему го­сударственных органов и их основные полномочия. Главнымнормативным актом этой отрасли является Конституция РФ . Конституционное право в последние годы получило бурное развитие. Вот почему в его составе начинают просматриваться такиеподотрасли, как гуманитарное право (основные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право;

административное право регулирует общественные отноше­ния, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства . Основнойнормативный акт - Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП);

финансовое право, которое в своем составе имееттри подот­расли (бюджетное, налоговое, банковское право) , регулирует до­ходы и расходы государства (источники и порядок получения доходов, направления их использования). Основныенорматив­ные акты - Бюджетный кодекс РФ (БК), Налоговый кодекс РФ (НК); Закон о банковской деятельности ;

предпринимательское право -это система норм, регулирую­щих экономические рыночные отношения , среди которых наи­более значимыми по содержанию являются корпоративные (внутрифирменные) отношения, а также отношения по управ­лению хозяйственным комплексом. Если в основе первых ле­жит принцип автономии, то вторые регулируют отношения предпринимателей с органами управления и основаны на нача­лах подчиненности. Основныенормативные акты - Закон об ограничении монополистической деятельности, Закон об акцио­нерных обществах и др.;

гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права.Оно регулирует разнообразные имущественные отноше­ния. Гражданским правом охраняются и такие личные неиму­щественные права, как честь и достоинство гражданина .Граж­данский кодекс РФ (ГК) - основной нормативный акт. Гражданское право имеетподотрасли: авторское право, патентное право, наследственное право, торговое право. Некоторые ученые склонны считать их самостоятельными отраслями права;

жилищное право , являясь пока в основном подотраслью граж­данского права, регулирует порядок предоставления и использо­вания жилья. Основной нормативный акт -- Жилищный ко­декс РСФСР;

семейное право регулирует брачно-семейные отношения. Ос­новнойнормативный акт - Семейный кодекс РФ;

природоресурсное право определяет порядок владения, пользо­вания и распоряжения природными ресурсами - землей { Земельный кодекс РФ), недрами (Закон о недрах), водой {Водный кодекс РФ), воздухом (Воздушный кодекс РФ), лесными богатст­вами (Лесной кодекс РФ);

экологическое право выделяется в самостоятельную отрасль, но этот процесс практически уже завершен. Онорегулирует за­щиту природных объектов и всей окружающей среды .Закон об охране окружающей среды - основной нормативный акт .Охра­нительные нормы экологического права имеются также во многих нормативных актах (УК, КоАП, ГК и др.);

трудовое право регулирует общественные отношения, связанные с применением наемного труда. Основнойнорматив­ный акт - Трудовой кодекс РФ (ТК).

Право социального обеспечения - подотрасль трудового пра­ва, главным нормативным актом которого является Закон о го­сударственных пенсиях;

уголовное право -система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т. е. преступ­лениями, и какое наказание за их совершение применяется. Основнойнормативный акт - Уголовный кодекс РФ (УК).

Процессуальное право - это совокупность отраслей, основная задача которых - установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов.

К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей отно­сятся:

уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)объеди­няет нормы, определяющие порядок назначения наказания . Ос­новнойнормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК);

гражданско-процессуальное право (гражданский процесс)ре­гулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин (споры трудовые, жи­лищные, имущественные, семейные, наследственные и др.). Основнойнормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК);

арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс)регулирует порядок рассмотрения споров между организация­ми, организациями и государственными органами . Основнойнормативный акт - Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК).

В процессе становления находятся и некоторые другие от­расли процессуального права: конституционный процесс, адми­нистративно-процессуальное право, налогово-процессуалъное пра­во, бюджетный процесс, избирательный процесс, дисциплинарный процесс и др.

Особую группу отраслей процессуального права составляют отрасли, регулирующие процесс исполнения решений юрисдикционных органов:

уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполне­ния мер уголовного наказания в связи с исправительно-трудо­вым воздействием. Основнойнормативный акт - Уголовно-ис­полнительный кодекс РФ (УИК);

гражданско-исполнительное право регулирует вопросы прину­дительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий , а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основныенормативные акты - За­кон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных при­ставах».

Особое положение занимает международное право - система норм, регулирующих отношения между государствами в про­цессе их борьбы и сотрудничества. Оно делится на международ­ное публичное и международное частное право. Вопрос о право­вой природе норм международного права является спорным, так каким не свойственен основной системообразующий при­знак права - обеспечение норм права государственным прину­ждением. Исполнение же норм международного права, как правило, зависит от доброй воли самих государств

Источники п р а в а - это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле «источник» -- это как бы ко­рень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Ис­точником права являютсяобъективная реальность, т. е. развиваю­щиеся общественные отношения (способ производства, сущест­вующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.),воля народа (в основе референдумных норм),воля государства (в основе законодательных норм),воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права - это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют три основные формы права.

I . Правовой обычай. Это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось в значитель­ной мере в результате приспособления обычаев, их корректи­ровки в соответствии с интересами имущих классов.Так, пер­вые законы античного и феодального обществ, по существу, были сводами обычного права отдельных племен (Русская Правда, Салическая Правда, Саксонская Правда и др.). Вообщеобычай - правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Так, еще в древности зародился обычай передавать имущество умершего его родственникам.

Однако не всякий обычай является нормой права . Толькоесли государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права . Как госу­дарство признает обычай источником права? Оно может, на­пример, для этогопринять нормативно-правовой акт, указы­вающий на необходимость применения соответствующих обы­чаев, а может просто осуществлять их защиту в судах. Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ре­бенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет . Но так как этот обычай применяется судами, то можно признать его правовым.

Государство признает не всякий обычай, а только тот, кото­рый выражает какую-то общественную закономерность, а сле­довательно, для него полезен.К некоторым обычаям оно отно­сится безразлично (например, к древнерусскому обычаю «по­мочи»), а с некоторыми борется (например, с обычаем кровной мести, распространенным среди народов Кавказа).

В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако и в настоящее время эта форма права, хотя и не часто, все же употребляется.

Правовой обычай как источник права имеет немало досто­инств. Вот почему он на протяжении многих веков использо­вался людьми, а во многих современных африканских государ­ствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинств обычая можно назвать следующие:

    возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он спо­собен полнее, нежели другие формы права, выражать волю на­рода, его воззрения, потребности;

    выражение им определенных закономерностей, существую­щих в обществе, и, как следствие, - большая его объективность;

    устная форма и донесение информации простым, доступ­ным языком;

    большая степень добровольности в исполнении, посколь­ку обычай основан на привычке.

Однако обычаям присущи и существенные недостатки:

    косность, относительная неподвижность, тогда как совре­менный мир меняется очень быстро;

    неопределенность, что является результатом незафикси­рованное™ в письменном виде;

    небольшая сфера распространения, местный характер.

П. Юридический прецедент (юридическая практика). Это бо­лее распространенный источник права, чем правовой; обычай. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средние века.В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англо­саксонское, или общее, право.

Юридический прецедент (судебный или административный) - это решение по конкретному делу (судебному или административ­ному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в бу­дущем.

Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридиче­ского решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа власти) либо суд в полном составе (или государствен­ный орган в целом) принимает решение по делу. При этом ре­шение не должно ими приниматься на пустом месте или в со­ответствии с настроением судей (или должностных лиц). Они обязаны руководствоваться принципами права, положениями юридической науки, своим мировоззрением, правосознанием, гос­подствующими в обществе моральными ценностями, наконец,житейским опытом. Если данное решение окажется эталоном для решенияподобных дел, то оно становится прецедентом. Однако для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда реше­ние выносится судом высшей инстанции и публикуется.

Прецедентное право (его еще называют судейским-правом) имеет много достоинств, и сегодня оно используется довольно широко по следующим причинам:

    прецедент - это результат логики и здравого смысла, ис­пользование которых, как правило, приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

    прецедент обладает большой убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются боль­шим количеством доказательств;

    прецедент характеризуется значительно большим дина­мизмом, нежели нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:

    прецедент допускает возможность произвола;

    объем действия прецедента не определен.

Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают, что в использо­вании юридического прецедента нужно соблюдать меру.

III. Нормативный акт . Как источник права - это наиболее позднее творение человеческого разума. Но несмотря на это, он становится все более и более распространенным даже в тех странах, где традиционно большую роль играют другие источ­ники права (в арабских странах - религиозные воззрения, в странах Британского Содружества Наций - прецедент).

И не случайно. Нормативный акт - очень удобная форма права, поскольку обладает многими достоинствами:

    нормативные акты позволяют быстро и эффективно реа­гировать на изменения потребностей жизни. Они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;

    нормативные акты как бы исходят из единого центра, по­скольку они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Благодаря этой особенности они в состоянии направить развитие всего общества в единое русло и установить порядок;

    нормативные акты позволяют точно и определенно фик­сировать содержание правовых норм, поскольку они являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последова­тельного проведения начал законности, преградой для местни­чества;

    если выражение юридических норм в обычае и прецеден­те имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Переход к нормативному регулированию посредством нор­мативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они при­менялись для регламентации лишь сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использо­ваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающей формой правового регулирования.

Нормативные акты и их виды

Нормативный акт - это официальный документ правотворче­ского органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующимипризнаками .

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нор­мы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты - это носители, хранилища, жилища пра­вовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во -вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа , иначе по одно­му и тому же вопросу в государстве будет существовать не­сколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В -третьих, нормативные акты всегда облекаются в докумен­тальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нор­мативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридиче­ских норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответство­вать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным ак­там, которые имеют по сравнению с ним большую юридиче­скую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат дове­дению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию , и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения, исходя из презумпции зна­ния закона, и налагать санкции."

Требования, предъявляемые к нормативным актам . Укажем лишь на самые важные из них.

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или же­лаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную ре­альность . В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом. Однако именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных ре­шений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативно-правовые акты будут проти­воречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие тако­го акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помо­щью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Закон о выборах, которым вводятся элементы про­порциональной избирательной системы, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии практически таковых в российской действительности (партии-головастики, т. е. пар­тии, не имеющие электората, не в счет).

    Нормативные акты должны иметь структуру , а не пред­ставлять хаотичный набор нормативных положений. Как пра­вило, нормативный акт имеет вводную часть, называемуюпре­амбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, суще­ствующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определениютерминологии, ис­пользуемой в дальнейшем. Затем построение нормативного ак­та может укладываться в следующую схему:субъекты правоот­ношений (например, налогоплательщики и финансовые орга­ны),объекты (получаемый доход),права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уп­латы и др.),льготы, меры поощрения (например, освобождение от налогов малых предприятий в течение двух лет с момента создания) исанкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере сокрытой суммы). Такой порядок компоновки норма­тивного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифи­цированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

    Нормативные акты должны быть доступными для понима­ния гражданами. Причем здесь законодатель должен ориенти­роваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться стро­гостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, ноодновре­менно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов .

Нормативные акты при разумном и умелом их составле­нии - могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые максимально должны учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет не­умеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации исполнения Указа повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территории го­родов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому край­не важным является разработка руководства по производству нормативных актов (закона об издании нормативных актов).

Виды нормативных актов . Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на две большие группы:законы и подзаконные акты . Очень часто используется термин «законодательство», В это понятие входят все норма­тивные акты, изданные федеральными и региональными орга­нами государства. Такое терминологическое наименование оп­равданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нор­мативных актов (рис. 2.6).

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие об­щественные отношения и обладающие высшей юридической си­лой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных ак­тов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним орга­ном -парламентом , которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США законы принимаются Конгрессом США, в России - Федеральным Собранием.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопро­сов, которые подлежат урегулированию именно с помощью за

Рис. 2.6. В и д ы нормативных актов в Российской Федерации

кона. В других государствах, например в России, такого переч­ня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может при­нять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеюще­му первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

По своей значимости законы делятся на три группы:

основные законы (конституции) , регулирующие основопола­гающие вопросы жизни государства (конституционный строй, основные права и свободы граждан, систему государственной власти и др.);

конституционные законы, регулирующие вопросы обществен­ной жизни, отнесенные к предмету Конституции (Закон о вы­борах Президента, Закон о выборах в Государственную Думу, Закон о судебной системе и др .). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных за­конах они получают дальнейшее развитие и детализацию. По­нятно, что конституционные законы не должны противоречить КонституцииРФ;

текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирова­ния всех остальных важных вопросов жизни общества (напри­мер, Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон об образовании и др .). Текущие зако­ны также не должны противоречить Конституции РФ и феде­ральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов - кодексы, которые пред­ставляют собой сложные систематизированные акты. Как прави­ло, в кодексе в определенном порядке располагаются все или са­мые главные нормы какой-нибудь отрасли права . Так, в Уголов­ном кодексе собраны все нормы о преступлении и наказании, в Гражданском кодексе - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее вы­сокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общест­венных отношений. Причем весь этот материал приведен в еди­ную систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной.В общей части собраны нормы, имеющие значение для примене­ния любой нормы частиособенной, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Уголовном кодексе в Общей час­ти содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной же части преду­смотрены конкретные деяния и наказания за них.

Законодательный процесс. В России законы принимаются Государ­ ственной Думой, одобряются Советом Федерациии подписываются Президентом. Такой сложный порядок вступления законов в силу не­обходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непроду­манных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необхо­димых для его реализации финансовых средств, не допустить противо­речий в правовой системе.

Законотворческий (законодательный) процесс проходит в своем развитии несколькостадий.

    Законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обя­занность законодательного органа их рассмотреть.Таким правом обла­дают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Выс­ший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано, во-первых, с тем, что его су­щественное расширение поставит Государственную Думу перед необ­ходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъ­екты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и граж­данах.

    Подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных дан­ных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан.Гото­вить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще при­меняется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тот орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернатив­ной основе.

    Обсуждение законопроекта . Происходит на заседании законода­тельного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуж­дают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект может проходить несколько чтений (обсуждений), число которых в законе не ограничено.

    Принятие закона. Осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное.Для при­нятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных - двух третей от общего числа депутатов. Закон в течение д в у х недель должен быть рассмотрен Советом Федера­ ции (который его может одобрить и л и отклонить), но если рассмотре­ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который, в свою очередь, может наложить на него и вето.

5. Опубликование закона. Это помещение полного текста норматив­ного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия - необходимое условие вступле­ния любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение, да и вообще требо­вать его соблюдения.Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства-Российской Федерации» и в «Российской газете». Там же публикуются и другие российские нор­мативные акты.

Указы. Их издает Президент России по вопросам, относя­щимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае,если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом недействительным . По своему содержанию указы Президента связаны в основном с конкретизацией и детализацией действующих законов, при­нятием правил и положений, названных в актах парламента. Нормативными по своему характеру являются указы Прези­дента, в которых он выступает в качестве гаранта Конститу­ции РФ или регулирует порядок осуществления предоставлен­ных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общест­венного порядка, гражданства, награждения.Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации» (СЗ РФ).

Постановления . Этот вид нормативных актовиздается Пра­вительством России . В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического харак­тера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная защита на­селения, внешние экономические связи, организация работы министерств и ведомств и др.). Большое количество актов Пра­вительства связано с выработкой механизма, порядка исполне­ния законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан ме­ханизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Поста­новления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство.Публикуются они также в «Собра­нии законодательства Российской Федерации ».

Инструкции министерств и ведомств . Указанные органы соз­даются для руководства той или иной сферой деятельности, реализацией специальных исполнительных, контрольных, раз­решительных или надзорных функций государства. Норматив­ные акты их,помимо инструкций, называются и другими тер­минами :приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регу­лируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной кате­гории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой ха­рактер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан(инструкции Минфина, Центрального банка, Министерства транспорта, Министерства труда и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств и ведомств в «Бюллетене нормативных актов ми­нистерств и ведомств».

Нормативные акты законодательных (представительных) орга­нов субъектов Федерации . Законы - наиболее распространен­ное их наименование . Далеко не все субъекты Федерации ак­тивно занимаются законотворчеством. В этом плане активно себя проявляют г. Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Саратовская области.Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества .Причем принятие актов такого рода требует заключения адми­нистрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (прави­тельств республик). Эти акты принято именовать постановле­ниями . Они могут регулировать различные вопросы- предо­ставление в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в дет­ских музыкальных школах и т. п.

Акты как представительных, так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах .

Акты органов местного самоуправления называются, как пра­вило, решениями .Они издаются по вопросам местного значе­ния, касающихся жителей городов, районов, сел, поселков, де­ревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. п.).

Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты . Это такие акты, которые издаются различ­ными организациями для регламентации своих внутренних во­просов и распространяются на членов этих организаций . Кор­поративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопро­сы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.



Просмотров